Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законодательство субъектов Российской Федерации как источник гражданского права России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому праву, совершенствовании законодательства и правоприменения, в частности, совершенствовании I законодательства в области разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и федеральных законов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Федеративная система граиеданского законодательства Российской Федерации
    • 1. 1. Система законодательства Российской Федерации как федеративного государства."
    • 1. 2. Гражданское законодательство дореволюционной России, СССР и Российской Федерации в условиях перехода общества к рыночной экономике
    • 1. 3. Конституционные основы гражданского законодательства России в условиях рыночной экономики
    • 1. 4. Федеральное гражданское законодательство
  • Глава 2. Гражданское законодательство субъектов Российской Федерации
    • 2. 1. Общая характеристика законодательства субъектов Российской Федерации, содержащего нормы гражданского права, в сфере ведения субъектов Федерации
    • 2. 2. Нормы гражданского права в законодательстве субъектов Российской Федерации в сфере ведения субъектов Федерации, обусловленные региональными особенностями
  • Глава 3. Гражданское законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения
    • 3. 1. Разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере гражданского законодательства
    • 3. 2. Общая характеристика законодательства субъектов Российской Федерации, содержащего нормы гражданского права, в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
    • 3. 3. Нормы гражданского права в законодательстве субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

Законодательство субъектов Российской Федерации как источник гражданского права России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акггуальность научного исследования. (.

В юридической литературе до сих пор не решен вопрос о гражданско-правовом регулировании общественных отношений субъектами Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет исключительной прерогативы Российской Федерации в регулировании отношений в сфере гражданского законодательства. В Конституции содержатся положения, предопределяющие систему гражданского законодательства Российской Федерации с учетом федеративной формы государственного устройства Российской Федерации (ст.ст. 1, 5, 71−73).

Однако, в науке гражданского права до сих пор господствующее положение занимает позиция об исключительной компетенции Российской Федерации в гражданско-правовом регулировании общественных отношений, не решается вопрос о необходимости и условиях нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства.

При этом, не принимается во внимание положение ст. 72 Конституции, относящей к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, такие близкие к гражданскому законодательству комплексные отрасли законодательства, как семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законрдательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ч. 1 ст. 72). В ч. 1 ст. 72 Конституции, помимо отраслей законодательства, устанавливаются, в частности, такие предметы совместного ведения, как: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в») — природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д») — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. «е») — координация вопросов здравоохранениязащита семьи, материнства, отцовства и детства (п. «ж»).

Регулирование общественных отношений в рамках указанных предметов совместного ведения во всех субъектах Российской Федерации осуществляется с помощью норм гражданского права, поскольку возникает объективная необходимость в регулировании соответствующих имущественных отношений. Не принимается во внимание и положение ст. 73 Конституции, в рамках которой субъекты Российской Федерации также осуществляют нормотворчество в сфере гражданского законодательства.

В итоге отрицается сама необходимость существования в федеративном государстве, каким является Российская Федерация, федеративного гражданского законодательства.

На практике, в современных условиях бурного развития регионального законодательства, усиления роли рыночных принципов в российской экономике, субъекты Российской Федерации вынуждены осуществлять нормотворчество в сфере гражданского законодательства, естественно, не нарушая при этом исключительной прерогативы Российской Федерации в регулировании наиболее важных общественных отношений. Это обусловлено необходимостью регулирования имущественных отношений, неурегулированных или недостаточно полно урегулированных на федеральном уровне, в том числе отношений, обуславливаемых местными (географическими, климатическими, экономическими, социальными, национальными и др.) особенностями.

Степень научной разработанности темы исследования.

В рассматриваемом контексте поставленные вопросы и проблемы в российской цивилистической литературе практически не разрабатывались.

Поскольку система гражданского законодательства СССР состояла из I законодательства Союза ССР и гражданского законодательства союзных республик, постольку в советский период разработкой проблем разграничения законодательной компетенции в рассматриваемой сфере занимались такие ученые, как: С. С. Алексеев, С. Н. Братусь, Д. М. Генкин, А. Гойхбарг, О. С. Иоффе, В. П. Мозолин, И. Б. Новицкий, C.B. Поленина, И. С. Самощенко, Ю. К. Толстой и др. Данными учеными были предприняты попытки разработать оптимальный вариант разграничения компетенции Союза ССР и союзных республик в сфере гражданского законодательства, а также определить круг общественных отношений, подлежащих единообразному регулированию законодательством СССР и отношений, которые могли быть урегулированы союзными республиками.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. отдельными аспектами рассматриваемой проблемы занимались, в частности: C.B. Артеменков, М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, Г. А. Гаджиев, A.JI. Маковский, В. П. Мозолин, В. А. Рахмилович, Е. А. Суханов, Ю. К. Толстой, В. Ф. Яковлев, B.C. Якушев и др.

Отдельные вопросы, связанные с нормотворчеством субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства рассматривались в ряде диссертационных исследований (И.Г. Дудко, О. В. Зайцев, О. Н. Колесова, Ю. Д. Полатов и др.).

Объект исследования.

Объект диссертационного исследования составляют: гражданское законодательство Российской Федерации, нормотворчество субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства как правовое явление, а также конкретные нормы гражданского права в региональном законодательстве, как в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так и в сфере исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является решение вопроса о наличии необходимости и юридической легитимности нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства.

Для достижения вышеуказанной цели в диссертации решаются такие задачи, как: <

— определение системы гражданского законодательства Российской Федерации в условиях федерализма с позиций Конституции Российской Федерациирассмотрение федерального гражданского законодательства и определение его места в системе гражданского законодательства Российской Федерации;

— анализ норм гражданского права в законодательстве субъектов Российской Федерации, как в сфере совестного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так и в сфере ведения субъектов Федерации, а также научное обоснование необходимости нормотворчества субъектов Федерации в сфере гражданского законодательстваустановление практической полезности и целесообразности нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства;

— определение общих условий и пределов гражданско-правового регулирования общественных отношений субъектами Российской Федерациисовершенствование законодательства на основе выводов диссертационного исследования. '.

Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания. В ходе диссертационного исследования применялись общие и частнонаучные методы исследования: системный анализ, комплексный и многоотраслевой анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, статистический и др.

Теоретическая основа исследования.

В ходе диссертационного исследования использовались труды названных ученых, иная цивилистическая, а также конституционно-правовая'литература.

Нормативную и эмпирическую основу исследования составили дореволюционное отечественное законодательствонормативные правовые акты Союза ССР и союзных республикдействующее законодательство Российской Федерациинормативные правовые акты субъектов Российской Федерацииконституции и акты отдельных зарубежных федеративных государств (ФРГ, США и др.) — современная судебная практика. ,.

Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании проблемы нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства, рассмотрении положений Конституции Российской Федерации о федеративной системе гражданского законодательства, определении места и роли законодательства субъектов Российской Федерации в системе гражданского законодательства Российской Федерации. В работе рассматриваются и анализируются конкретные гражданско-правовые нормы в законодательстве субъектов Российской Федерации, выявляется их значение для законодательного регулирования общественных отношений и соответствие федеральному законодательству.

Научная новизна исследования отражается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Сформулировано положение о том, что Конституция Российской Федерации предопределяет существование федеративной системы гражданского законодательства Российской Федерации.

2. Федеративная система гражданского законодательства включает в себя: гражданское законодательство, находящееся в ведении Российской Федерации (ст. 71) — гражданское законодательство субъектов Российской Федерации (ст. 73) и гражданское законодательство в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).

3. Федеральное гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, регулирующих наиболее важные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, принимаемых в порядке исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).

4. Гражданское законодательство субъектов Российской Федерации состоит из нормативных правовых актов, принимаемых в сфере ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции), и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).

5. Нормы гражданского права в законодательстве субъектов Российской Федерации призваны регулировать отношения, отнесенные к компетенции субъектов, в том числе отношения, обуславливаемые местными особенностями в субъектах Российской Федерации.

В рамках компетенции, установленной федеральными законами, гражданское законодательство субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) детализирует федеральное гражданское законодательство, при условии непротиворечия ему.

Гражданское законодательство субъектов Российской Федерации не должно нарушать правовые основы единого рынка (п. «ж» ст. 71 Конституции), препятствовать образованию единого экономического дтространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции).

6. Обосновывается создание правового механизма применения гражданского законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции).

7. Федеративная система гражданского законодательства Российской Федерации, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, требует внесения необходимых изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Рекомендации по совершенствованию законодательства:

Предлагается дополнить статью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом 8 следующего содержания:

8. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметам ведения субъектов Российской Федерации, в рамках компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, субъекты Российской Федерации могут издавать законы и в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Нормы гражданского права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу и иным федеральным законам." .

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по гражданскому праву, совершенствовании законодательства и правоприменения, в частности, совершенствовании I законодательства в области разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и федеральных законов по предметам совместного ведения, а также при разработке пособий и методических изданий по данной проблематике.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена на кафедре гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии, основные выводы диссертационного исследования изложены в опубликованных научных статьях. Некоторые теоретические положения и научно-практические рекомендации I изложены в докладах на межвузовских конференциях студентов и аспирантов «Традиции и новации в системе современного российского права» (1−2 апреля 2005 года, 31 марта -1 апреля 2006 года, г. Москва, МГЮА).

Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав общей сложностью в девять параграфов, заключения и списка использованных источников (материалов).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании решены поставленные задачи, а именно:

— определена система гражданского законодательства Российской Федерации как федеративного государства;

— на основании действующей Конституции Российской Федерации установлена допустимость нормотворчества субъектов Федерации в сфере гражданского законодательства;

— проанализированы нормы гражданского права в законодательстве субъектов Российской Федерации, как в сфере совестного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так и в сфере ведения субъектов Федерации;

— установлена необходимость и неизбежность нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере гражданского законодательства;

— определены общие условия и пределы гражданско-правового регулирования субъектами Федерации общественных отношенийна основе выводов диссертационного исследования сделаны рекомендации по совершенствованию законодательства.

На этом основании сделаны общие выводы и предложения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. — 25 декабря.
  2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г., утвержден Постановлением
  3. Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 2689−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и i i
  4. Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 17. — Ст. 898.
  5. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.).
  6. Комиссариата юстиции, 1937.
  7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утверждена резолюцией П-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г. (в редакции от 5 февраля 1935 г.). М., 'Юридическое издательство Народного Комиссариата юстиции СССР, 1924.
  8. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик 1922 г.
  9. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации ' и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г. // Текст Договора официально опубликован не был.
  10. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия от 19 августа 1995 г. // Текст Договора официально опубликован не был.
  11. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ с изм. от 31 декабря 2005 г. // СЗ РФ. 2005. — № 1 (Часть I). — Ст. 14- 2006. -№ 1. — Ст. 10.
  12. Гражданский кодекс РСФСР от 11 ноября 1922 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1992. — № 71. -Ст. 904.
  13. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 // СЗ РФ. -2006.-№ 12.-Ст. 1232.
  14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ. // Российская газета. -2005 г.-№ 297, 31 декабря.
  15. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве»: Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 87-ФЗ // СЗ РФ. 2005.'- № 30 (Часть I).-Ст. 3098.
  16. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2003. — № 24. — Ст. 2249.
  17. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ с изм. от 8 декабря 2003 г. // СЗ РФ. 2002. — № 48. — Ст. 4746- 2003. — № 50. — Ст. 4855.
  18. О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. -2001. № 30. — Ст. 3060.
  19. О землеустройстве: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ с изм. от 18 июля 2005 г. // СЗ РФ. 2001. — № 26. — Ст. 2582- 2005. — № 30 (Часть I).-Ст. 3098.
  20. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ // СЗ РФ. 2001. — № 20.-Ст. 1972.
  21. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. 1999.- № 18. Ст. 2208- 2004. — № 35. — Ст. 3607.
  22. О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ с изм. от 26 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 1996. — № 5. — Ст. 411- 2001. — № 49. — Ст. 4553.
  23. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ с изм. от 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г. // СЗ РФ. 1995. — № 9. — Ст. 713- 2004. — № 35. -Ст. 3607- 2005.-№ 19.-Ст. 1752.
  24. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ с изм. от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 1995. — № 1. — Ст. 2- 2004. — № 35. — Ст. 3607.
  25. Ст. 1093- № 18 — Ст. 1721- 2003. — № 50 — Ст. 4855- 4858- 2004. — № 26 — Ст. 2607- № 30 — Ст. 3085- 2005. — № 10 — Ст. 760- № 30 (Часть I). — Ст. 3101- 3115.
  26. О залоге: Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. № 2872−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 23. — Ст. 1239.
  27. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 с изм. от 19 июня 2003 г. // СЗ РФ. 2000. — № 33 -Ст. 3356- 2003. — № 25 — Ст. 2515.
  28. О классификаторе правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 с изм. от 5 октября 2002 г., 28 июня 2005 г. // СЗ РФ. 2000. — № 12 — Ст. 1260- 2002. — № 40 — Ст. 3905- 200?. — № 28 — Ст. 2865.
  29. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 // СЗ РФ. 1996. — № 25. — Ст. ЗОЮ.
  30. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 // СЗ РФ. 1996. — № 3. — Ст. 2756.
  31. О включении новых наименований субъектов Российской' Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 // СЗ РФ. 1996. — № 3. — Ст. 152.
  32. Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства: Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2171 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 51. — Ст. 4936.
  33. О детском доме семейного типа: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 с изм. от 1 февраля 2005 г. // СЗ РФ. 2001. — № 13. — Ст. 1251- 2005. — № 7. — Ст. 560.
  34. Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 // СЗ РФ. 2000. — № 49 — Ст. 4826.
  35. Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 68 / СЗ РФ. 2000. — № 5. — Ст. 534.1.I
  36. Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по государственной поддержке развития регионов Российской Федерации и ее состава: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 201 // СЗ РФ. 1997. — № 10.-Ст. 1168.
  37. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 г. № 1450 // СЗ РФ. 1996. — № 51. — Ст. 5807.
  38. О приемной семье: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 с изм. от 1 февраля 2005 г. // СЗ РФ. 1996. -№ 31.-Ст. 3721- 2005.-№ 7.-Ст. 560.
  39. Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р // СЗ РФ. 2003. — № 17. -Ст. 1637.
  40. Об утверждении порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27 июля 2005 г. № 211 // Российская газета. 2005' г. — № 36. — 5 сентября.
  41. О первоочередных мерах по активизации работы Министерства юстиции
  42. Российской Федерации по обеспечению единого экономического пространства
  43. Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 июня 2000 г. № 176 с изм. от 26 февраля 2002 г. // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. — № 7- 2002. — № 3.
  44. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. — № 26. — Ст. 733.
  45. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961 г. — № 50. — Ст. 525.
  46. По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П // СЗ РФ 1998. — № 3. — Ст. 429.
  47. По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П // СЗ РФ. 199^. — № 11 — Ст. 1372.
  48. Об утверждении типовой формы договора на оказание услуг по трансляции телевизионных программ по единому городскому телевизионному каналу в городских сетях кабельного телевидения г. Москвы: Распоряжение
  49. Р.Г. Федералогия. — СПб., 2004.
  50. Р.Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М., 2000.
  51. Р.Г. Жить дружно всегда нужно. Но только как. // Российская газета. 2000 г. -14 октября. 1
  52. Р.Г., Болтеникова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 4 кн.-М., 1993.
  53. Актуальные проблемы земельного и экологического права (Материалы научно-практической конференции) // Государство и право. 1995 г. — № 12.
  54. Н.Г. Теоретические вопросы кодификации законодательства о труде союзных республик. // Советское государство и право. 1957 г. — № 4.
  55. Н.Г. Понятие источника права. // Учен. Труды ВИЮН. Вып. VIII. -М., 1946.
  56. С.С. Общая теория советского права. М., 1966. '
  57. В.К. Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство // Государство и право 1996 г. — № 4.
  58. C.B. О соотношении частных и публичных начал в современном гражданском законодательстве // Сборник материалов конференции, посвященной 80-летию В. П. Мозолина «Развитие гражданского законодательства на современном этапе». М., 2005.
  59. В., Иванов В. Конституционная модернизация: обновляя -сохранять, сохраняя обновлять // Конституционное Право: Восточное Обозрение. — 2000 г. -№ 2 (31).
  60. JI.M. Структура права собственности в российском гражданском праве. // Юридический мир. 2003. — № 4.
  61. И.В. Проблемы соотношения конституционных норм и законодательства субъектов РФ в области семейных отношений // Семейное право.-2004 г. -№ 3.
  62. Е.В. Система гражданского законодательства: общие и частные вопросы // Юрист. 2005 г. — № 5.
  63. С.А. Правотворчество субъекта федерации в области экологиии землепользования / В кн.: Законы области как субъекта Российской Федерации. Воронеж, 1996.
  64. М.И. О месте гражданского права в системе «право публичное право частное» // Проблемы современного гражданского права. -М., 2000.
  65. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Кинга первая: Общие положения: Изд. 3-е. -М., 2001.
  66. С.Н. О соотношении Основ гражданского законодательства Союза ССР и Гражданских кодексов союзных республик. // Советская юстиция. 1957 г. -№ 3.
  67. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. -М., 1998.
  68. Н. Конституционная модернизация: игра в термины, игра в реформу или игра с огнем? // Конституционное Право: Восточное Обозрение. -2000 г.-№ 2(31).
  69. H.A., Краснов Ю. К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994−2003) М., 2003.
  70. Внешнеэкономическая деятельность регионов России / Под общ. ред. В. Г. Глушковой. М., 2002.
  71. Г. Разрешительный тип правового регулирования земельных отношений как основное начало земельного права // Хозяйство и право. 2005 г. — № 1,2.
  72. Г. А. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998.
  73. Гаджиев Г. А, Пепепляев С. Г. Предприниматель налогоплательщик -государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 1998.
  74. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2004.
  75. Ф.М. Источники права и их система в современном российском праве. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. -М., 2004.28., Генкин Д. М. Содержание и система Гражданского кодекса СССР // Социалистическая законность. 1946 г. — № 11−12.
  76. Германское право. Часть I. Гражданское уложение: Пер. с нем. // Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М., 1996.
  77. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспектива совершенствования // Журнал российского права. 2002 г. — № 7.
  78. А. К разработке «Основ гражданского законодательства» // Еженедельник советской юстиции. 1927 г. — № 34.
  79. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сб. памяти С. А. Хохлова. -М., 1998. ,
  80. Гражданское законодательство России: Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, Гражданский кодекс РСФСР. Вводный комментарий. / Состав. О. Ю. Шилохвост М., 1996.
  81. Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. М., 2003.
  82. Гражданское право: в 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А .Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. '
  83. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е. А. Васильева 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1993.
  84. Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В. П. Мозолина и М. И. Кулагина. М., 1980.
  85. JI.A. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки // Журнал российского права. 2002 г. — № 9.
  86. C.B. Правовое обеспечение государственного регулирования недропользования. Дисс.канд. юрид. наук. -М., 2005. '
  87. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. M., 1999.
  88. A.B., Иванов В. В. Договоры о компетенции в правовой системе России // Российский юридический журнал. 1997 г. — № 2.
  89. Н.М. Федерализм. Историко-методологические аспекты. -Новосибирск, 2005.
  90. В.А. Тенденция развития российского гражданского права при переходе к рыночной экономике // В кн.: Концепция развития гражданского законодательства. М., ИЗиСП. — 1995.
  91. И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Проблемы теории и практики. Саранск, 2004.
  92. И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Вопросы теории. Дисс. д-раюрид. наук. Н. Новгород., 2004.
  93. Н. Источники права и суд в Древней России. Опыты по истории русского гражданского права. М., 1869.
  94. В.Г. Конституционно-правовое регулирование процесса федерализации государственного устройства России. Дисс. д-ра юрид. наук. -М., 2001.
  95. В. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права // Российская юстиция. 1995 г. — № 6.
  96. Ю.Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 1996 г. — № 2.
  97. Ю.Г. Особенности регулирования земельных отношений как имущественных отношений // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. 1995 г. — Труды № 59.
  98. О.В. Закон как источник гражданского права Российской Федерации. Дисс.канд. юрид. наук. -М., 2003.
  99. Законы области как субъекта Российской Федерации: Сборник / Под ред. Ю. А. Тихомирова. Воронеж, 1996.
  100. Законы субъектов Российской Федерации должны бытьработоспособными Выступление Президента Российской Федерации В.В.
  101. Путина на совещании руководителей законодательных собраний субъектов Российской Федерации, 21 мая 2002 года, Совет Федерации, Москва // Журнал российского права. 2002 г. — № 7.
  102. Земельное право России / Под ред. В. В. Петрова. М., 1996.
  103. В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. -2003 г. -№ 11.
  104. И.А. Земельное право Российской Федерации. М., 1999.
  105. О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». 2-е изд., испр. М., 2003.
  106. О.С. Советское гражданское право. Л., 1957.
  107. О.С., Толстой Ю. К. Новый Гражданский кодекс РСФСР. Л., 1965.62. ' Исаков В. Б. Законодательство субъектов РФ: объеМ, структура, тенденция развития // Журнал российского права. 1999 г. — № 12.
  108. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2005.
  109. А. Законодательное обеспечение региональной политики в Российской Федерации. // Федерализм. 2003 г. -№ 1.
  110. О.В. Пути развития земельного законодательства Российской Федерации (материалы круглого стола) // Государство и право. -1999 г. № 1.66. ' Карапетян Л. М. Федеративное устройство российского государства. М., 2001.
  111. .Д. Понятие права собственности на природные ресурсы // Аграрное и земельное право. 2005 г. — № 10.
  112. Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002 г. — № 5.
  113. C.B. Договорное формы недропользования. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. -М., 2005.
  114. О.Н. Компетенция субъекта Российской Федерации в регулировании земельных отношений. Дисс.канд. юрид. наук. Саратов, 2004.240 (
  115. Е.А. Договоры Российской Федерации с ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий: необходимо участие законодателей // Журнал российского права. 1998 г. — № 8.
  116. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М., 1997.
  117. Компетенция СССР и союзной республики (конституционные вопросы) / Под ред. М. Н. Шафира. М., 1968.
  118. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. (
  119. Конституционное законодательство России. / Под ред. Ю. А. Тихомирова. -М., 1999.
  120. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвертин. М., 1997.
  121. Концепция развития гражданского законодательства. М., ИЗиСП. -1995.
  122. Концепция развития российского законодательства. М., 1998.
  123. В. Земельное законодательство (проблемы, поиски путей их решения) // Приложение к журналу Хозяйство и право. 2005 г. — 8.
  124. И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Новосибирск, 2001.
  125. O.A. Советское гражданское законодательство // Советское государство и право. 1972 г. — № 12.
  126. Ю.К. Российская государственность: генезис, эволюция институтов, проблема модернизации. М., 2000.
  127. .С. Разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации: поиск оптимальных путей // Журнал российского права. 1997 г.-№ 1. (
  128. .С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду // Федерализм. 1997 г. — № 5.
  129. .С. Концепция развития законодательства в сфере федеративных, региональных и национальных отношений // Концепции развития российского законодательства. М., 1998.
  130. О. О некоторых проблемах федерального регулированияэкономического развития регионов. // Федерализм. 2002 г. — № 4.
  131. C.B. Законодательство об образовании и гражданское право // Право и образование. 2004 г. — № 5.
  132. В.В. Конституционное правосудие как фактор стабильности конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 1999 г. -№ 5/6.
  133. Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX века). М., 1998.
  134. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. М., 1977.
  135. В.Н. Жилищное право, жилищное законодательство -¦ <соотношении с гражданским правом // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. 1995 г. — Труды № 59.
  136. В.О. Обеспечение приоритета федерального закона / Законодательство России в XXI веке. По материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. М., 2002.• I
  137. А.Л. Формы кодификации общесоюзного гражданского законодательства. Уч. зап. ВНИИСЗ. Вып. 14. М., 1968 — С. 85.
  138. А.Л. Гражданское законодательство как предмет ведения Федерации и в прошлом и настоящем нашего Отечества. // Журнал российского права.-2003 г.-№ 11.
  139. А.Л. Концепция Гражданского кодекса России / В кн.: Концепция развития гражданского законодательства. М., ИЗиСП. — 1995.
  140. Маковский A. J1. Гражданское законодательство: пути развития // Право и экономика. 2003 г. — № 3. <
  141. A.JI. ГК РФ действует. Что дальше? // Эж Юрист. 2003 г. -№ 46.
  142. A.B. Правовая политика и российское законодательство XXI в. // Законодательство в России в XXI в.: по материалам научно-практической конференции, Москва, 17 октября 2000 г. М., 2002.
  143. Н. Экономическое положение регионов России в условиях выхода на траекторию экономического роста. // Федерализм. 2002 г. — № 3.
  144. Материалы конференции «Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы». Выступление В". П. Мозолина. -М., 1994.
  145. М.Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2005.
  146. Международная научно-практическая конференция «Гражданское законодательство России: состояние, проблемы, перспективы» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994 г. — № 7.
  147. Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. -М., 2003.
  148. М.А. Об оптимальном варианте развития Конституции Российской Федерации // Законодательство России в XXI веке: По материалам научно-практической конференции, Москва, 17 октября 2000 г. М., 2002.
  149. В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
  150. В.П. Развитие гражданского законодательства на современном этапе // Сборник материалов конференции, посвященной 80-летию В. П. Мозолина «Развитие гражданского законодательства на современном этапе». -М., 2005.
  151. В.П. Развитие гражданского законодательства на современном этапе (дискуссионные проблемы) // Журнал российского права. 1995 г. — № 7.
  152. В.П. Новый Гражданский кодекс России и гражданское законодательство // Вестник Международного университета: серия «Право» / Отв. ред. В. В. Безбах. М., 1996.
  153. И.Ш. Основы самостоятельной системы законодательства Республики Башкортостан // В сб.: Конституционное право Республики Башкортостан: возникновение, становление и перспективы развития. Уфа, 1997.
  154. Ф.Р. Законодательство субъекта Федерации реальность, требующая осмысления //Журнал российского права. — 1999 г. — № 9.
  155. C.B. Федерализм и единство государственно-правовой системы: Монография. Хабаровск, 2001.
  156. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. проф. В. П. Мозолина и проф. М. Н. Малеиной. М., 2004.
  157. М., Махотаева М. Научные основы региональной эконрмической политики // Федерализм. 2003 г. — № 2.
  158. И.Б. Источники советского гражданского права. М., 1959.
  159. И.Б. Соотношение союзного и республиканского гражданского законодательства. // Социалистическая законность и задачи советской юридической науки. Тезисы межвузовского научного совещания-М., 1957.
  160. Новый Гражданский кодекс и отраслевое законодательство // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Труды 59. М., 1995.
  161. А. Очерки по истории кодификации местных гражданских законов при графе Сперанском. СПб., 1914. (
  162. A.A. Коллизии гражданского и земельного законодательства // Правовая политики и правовая жизнь. 2004 г. — № 3.
  163. О некоторых проблемах развития земельного законодательства на современном этапе (По материалам заседания Ученого Совета Институтазаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ) // Государство и право. 1997 г. — № 3.
  164. П.Е. К разработке Основ гражданского законодательства Союза ССР//Советское государство и право. 1957 г.-№ 7. '
  165. М.Е. Право собственности в недропользовании. // Государство и право. 2002 г. — № 3.
  166. Э.Г. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации (гражданско-правовой аспект). Дисс. д-ра юрид. наук в форме научного доклада. М., 2002.
  167. JI.A. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, (вопросы теории). Дисс.канд. юрид. наук. М., 2001. I
  168. И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 4-е, испр.-М., 2003.
  169. Ю.Д. Гражданское законодательство и иные источники гражданского права // Представительская власть XXI век: законодательство, комментарии проблемы. — 2004 г. — № 3.
  170. Ю.Д. Гражданское законодательство как предмет законодательной компетенции Российской Федерации // Юридический мир. -2004 г. № 6.
  171. C.B. Законотворчество в Российской Федерации -М., 1996. I
  172. C.B. Система советского гражданского законодательства // Советское государство и право. -1971 г. № 6.
  173. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окупькова JI.A. // Справочно-правовая система «Гарант».
  174. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. O.E. Кутафина. М., 2003.
  175. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В. и др. М., 2001.245 ,
  176. Проблемы гражданского и предпринимательского права Германии. М., 2001.
  177. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие. -М., 1998.
  178. A.B. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в области добычи нефти и газа. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. -Краснодар, 2005.
  179. Н.В. Законодательство субъектов РФ о здравоохранении // Журнал российской права. 2002 г. — № 2. «
  180. С.И. Компетенция Союза и союзных республик в вопросах гражданского законодательства. // Советское право. 1924 г. -№ 4.
  181. В.А. Гражданское право как предмет законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права.-2003 г.-№ 8.
  182. В.А. О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской Федерации // Государство и право. 1996 г. — № 4.
  183. Ф.М. Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. Уфа, 1996. >
  184. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. / Отв. ред. А. Г. Гранберг. М., 2000.
  185. Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.
  186. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
  187. И.С. Некоторые вопросы кодификации законодательства Союза ССР и союзных республик. // Правоведение. 1965 г. — №. 4.
  188. С.Б. Законодательство субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики. Дисс.канд. юрид. наук. Казань, 2000.148. ¦ Сергеев П. Современные проблемы природопользования и государственная ресурсная политика. // Федерализм. 2002 г. — № 4.
  189. Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982.
  190. И.JI. Особенности экономической функции федеративного государства // Законодательство и экономика. 2005 г. — № 5.
  191. Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации М., 2003.
  192. Соотношение общесоюзного и республиканского законодательства. / Под? ред. И. С. Самощенко и М. Г. Кириченко. М., 1967.
  193. Социально-экономическое положение регионов Российской Федерации (к опыту сравнительного исследования). / Отв. ред. И. А. Герасимова М., 1996.
  194. М.С. Некоторые проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 1997 г. — № 1.
  195. Е.А. Новый Гражданский кодекс России // Законность. 1995 г. -№ 3.
  196. Е.А. Соотношение общесоюзного и республиканскогозаконодательства в сфере гражданского права // Вестник Московского i i университета. Серия 11. Право. 1992 г. — № 3.
  197. H.A. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001 г. — № 4.
  198. В.А. Советское гражданское право. Саратов, 1991.
  199. Ю.А. Правовое регулирование экономики: федеративные аспекты. // Федерализм. 2002 г. — № 3.
  200. Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Концепция развития российского законодательства. М., 1998. i
  201. Ю.А., Юртаева Е. А. Кодекс в системе законодательных ииных правовых актов // Журнал российского права. 1997 г. — № 4.
  202. Ю.А. Соотношение федерального законодательства и законодательство области как субъекта РФ. Закон области как субъекта РФ. -Воронеж, 1996.
  203. Ю.К. Система советского гражданского законодательства и пути ее совершенствования. // Правоведение. 1970 г. — № 1.
  204. Ю.К. О путях совершенствования гражданского законодательства. // Правоведение. — 1987 г. № 1. «
  205. Ю.К. Каким быть гражданскому законодательству. // Правоведение. 1990 г. — № 5.
  206. Ю.К. Важный этап совершенствования гражданского законодательства. // Правоведение. 1991 г. — № 6.
  207. Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. 1998 г. — № 2.
  208. Ю.К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение 1957 г. — № 1.169. ¦ Толстошеее В. В. Региональное экономическое право: Учебно-практическое пособие. М., 1999.
  209. H.A. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.
  210. Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М., 1995.
  211. Е.А., Маковский A.JI. О Гражданском кодексе РСФСР // Советское государство и право. 1964 г. — № 8.
  212. А.П. Гражданское законодательство, экономика и право собственности // Российский судья. 2003 г. — № 5. *
  213. Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российской права. 2003 г. — № 11.
  214. Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Перспективы правового регулирования // Право и экономика. 2003 г. — № 3.
  215. В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2003 г. — № 9.
  216. Е.Ю. О соотношении гражданского и земельного законодательства / Новое российское гражданское законодательство и практика его применения: Сб. науч. ст. / Под ред. З. И. Цыбуленко. Саратов, 1998.
  217. В.М. Правовая система США. М., 2003.
  218. В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса арбитражными судами // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1995 г. — № 5.
  219. В.Ф. О Гражданском кодексе Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995 г. — № 5.
Заполнить форму текущей работой