Актуальность исследования на диссертационном уровне конституционно-правовых аспектов установления правовых режимов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ как средства пресечения нелегальной миграции обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, незаконная миграция является в значительной своей части особой формой международной миграции, так как движущим мотивом нелегальных мигрантов является, как правило, незаконное трудоустройство в стране назначения.
Нелегальная миграция — это целеустремленное явление. Именно субъективный фактор (стремление нелегально пересечь границу для осуществления незаконной нелегальной или преступной экономической деятельности) определяет сущность незаконной миграции.
Основную массу выезжающих из северных и восточных регионов. страны составляют социально активные лица в трудоспособном возрасте, вследствие чего ухудшается демографическая структура населения указанных территорий, а сокращение численности населения стратегически важных приграничных территорий на востоке России усиливает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Центральной и Восточной Азии. Массовое переселение в приграничные территории и нелегальное пребывание на них иностранных граждан и лиц без гражданства ведут к вывозу за рубеж российских природных ресурсов, капитала, создают социальную напряженность, ухудшают криминогенную обстановку, подрывают безопасность нашей страны и могут в перспективе привести к утрате этих территорий.
Во — вторых, прозрачность внешних границ России, отсутствие надежной системы иммиграционного контроля, а также действенных санкций за нарушение установленных условий допуска иностранной рабочей силы на внутренний рынок труда привели к нелегальной иммиграции не только в приграничные регионы, но и в центральные районы России, незаконному пребыванию иностранцев в стране после окончания сроков их работы в Российской Федерации.
Незаконные мигранты направляются в Россию не только из бывших союзных республик, но и из других иностранных государств с нестабильной общественно-политической обстановкой (главным образом из стран Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока). Нелегальные мигранты, оседая в России, занимаются незаконной коммерческой деятельностью (включая торговлю оружием, наркотиками, и т. д.), усугубляя и без того сложную криминогенную ситуацию. Численность иммигрантов, незаконно находящихся на территории России, оценивается в пределах 4 — 4,5 млн. человек. Известно, что с нелегальной миграцией тесно связано такое явление, как международная торговля людьми, в том числе незаконная перевозка женщин из стран СНГ на Запад: В России сформировался целый рынок нелегальных услуг в сфере миграции: незаконный ввоз мигрантов и их трудоустройство, подделка виз и миграционных карт. Недобросовестные предприниматели, действующие в российской экономике, имеют практически неограниченные возможности манипулирования как самими, нелегальными-работниками,"так и полученныминезаконными сверхприбылями.
В — третьих, Россия, нуждается в • притоке трудовых ресурсов, но только там и тогда, где это нужно в стране. В. отношении, тех, кто нарушает закон и действует в сфере теневого бизнеса должны быть приняты серьезные правовые меры. Вред государству наносит не только сам факт незаконной миграции, но и ее косвенные последствия. Кроме того, сами мигранты нередко оказываются в бесправном1 положении и-нуждаются в защите — как в сфере отношений с работодателями, так и в связи с произволом чиновников, что, в свою очередь, становится питательной средой для правонарушений, ухудшает криминальную обI становку в отдельных регионах. Необходимо целенаправленное формирование такой инфраструктуры, котораяпользовалась бы доверием граждан и мигрантов.
В — четвертых, организация эффективного пограничного и иммиграционного контроля, разработка механизмов депортации нелегальных мигрантов, международное сотрудничество в вопросе о нелегальных мигрантах, образование новых независимых государств на территории бывшего СССР и наличие прозрачных границ между ними, недостатки в миграционном законодательстве и несовершенство институциональной системы создали благоприятные условия для нелегального пребывания и занятости на территории Российской Федерации.
В — пятых, актуальность исследования проблемы состоит ещё и в том, что легальное поле миграции искусственно сужено российским законодательством: часть незаконных мигрантов не могут легализовать свое положение в силу отсутствия процедур и соответствующей правовой базы. Учитывая это, а также легальный въезд в страну большинства из них, более уместно-говорить не о незаконной, а о неурегулированной или неупорядоченной миграции. Для решения проблем нелегальной миграции необходимо иметь достаточную правовую базу.
В — шестых, хотя и существуют многочисленные научные труды в виде отдельных диссертаций, монографий, и научных статей, посвящённые вопросам миграции вообщеи регулированию пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на. территории РФ как средства пресечения нелегальной миграции в частности, эта проблема остаётся недостаточно разработанной и требует дальнейшего всестороннего анализа.
Степень научной разработанности темы исследования. Основой диссертации являются труды таких российских ученых, как А. Х. Абашидзе, Р. Г. Абдулатипова, Л. Ф. Абзалова, С. А. Авакьяна, A.C. Автонономова, Л.В. Андри-ченко, М. В. Баглая, В. М. Баранова, Э. Ф. Баранова, Д. Н. Бахраха, Е. В. Белоусова, Л. Фг Болтенковой, Б. Д. Бреева, Г. Е. Витковской, Н. В. Ворониной, О. Д. Воробьевой, А. П. Герасимова, A.B. Дмитриева, Ж. А. Зайончковской, Т. Н. Заславской, H.H. Зинченко, А. М: Ибрагимова, В. А. Ионцева, Т. М. Караханова, В'.А. Кар-ташкина, В. Я. Кикотя, В. О. Ключевского, Е. И. Козловой, Ю. Н. Козырева, С. С. Кравчук, М. В. Курман, O.E. Кутафина, О. В. Лармина, Е. А. Лукашевой, С. Е. Метелева, О. В. Мукомеля, М. В. Немытина, Т. Б. Николаева, В.И. Переве-денцева, A.C. Прудникова, Т. М. Регент, Л. Л. Рыбаковского, Ю. А. Тихомирова,.
В.А. Тишкова, A.A. Ткаченко, А. Н. Торохова, M.JI. Тюркина, Т. Я. Хабриевой, А. У. Хомра и др.
В последнее десятилетие серьезное внимание стало уделяться непосредственно проблемам миграции. Анализу различных ее аспектов посвящено значительное число диссертационных исследований.
В ряду наиболее интересных исследований проблем конституционно-правового «статуса вынужденных мигрантов — диссертации К. Д. Галиахметовой, М. В. Плещевой, О. В. Губиной, Т.Н. Балашовойконституционно-правового регулирования миграционных процессов — А. Н. Торохова, И. В. Плаксиной, H.H. Тоцкогообеспечения-защиты прав человека в сфере миграции — В. М. Решетина, A.B. Сокольниковой, H.H. Катковойконституционно-правового регулирования внешней миграции — А. Н. Куца, М.В. Петровецаконституционно-правового регулирования миграционных процессов в зарубежных странахЛ.Ф. Абзаловойпроблем административно-правового регулирования миграции и ее субъектов-В.В. Радула, С. А. Прудниковой, Е. В. Галузы, В. В». Вострикова, Е. А. Никифоровой, А. Е. Горбань, М. М. Ардавова, О.Ю.- Вострокнутовой, И. Ю. Сизоватеоретических и исторических основ миграции — HiA. Зорина, М'.Р.* Во-куева, Т. Б. Николаевой, С.А. Смирновамеждународно-правовых проблем миграции — В. Е. Подшиваловой, H.H. Зинченко.
С точки зрения политических и иных наук федеральная и региональная миграционная политика, миграция исследовались в диссертациях И: В. Лукья-. новой, М. С. Дрокина, П. МЬ Полян и др.
Однако в указанных диссертационных исследованиях затрагиваются лишь отдельные аспекты извсей совокупности сложных миграционных процессов и элементов, миграционной политики. В них пока не найдены способы разрешения ряда серьезных проблем и противоречий, связанных с противодействием нелегальной миграции путем установления правовых режимов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Объект диссертационного исследования — общественные отношения, складывающиеся в процессе установления правовых режимов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Предметом диссертационного исследования являются нормы российской системы права и международные нормы, регулирующие общественные отношения в сфере установления правовых режимов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Целью настоящего диссертационного исследования является комплексная разработка конституционно-правовых аспектов установления правовых режимов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ как средства пресечения нелегальной миграции. Особое значение имеет анализ действующего миграционного законодательства и выявление существенных недостатков, мешающих эффективному решению проблем противодействия нелегальной миграции в Российской Федерации. Для достижения поставленной в работе цели ставятся следующие задачи:
— исследовать нелегальную миграция как форму международной миграции населения, определив ее понятие, субъектов и-практику правового регулирования;
— провести теоретико-методологический анализ нелегальной миграции с точки зрения угрозы ее национальной безопасности России;
— осуществить анализ правовых режимов иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ как средства предотвращения нелегальной миграции;
— исследовать современную правовую природу норм о правах и свободах иностранных граждан, а также ограниченийправ и свобод как средств пресечения нелегальной миграции в Российской Федерации;
— рассмотреть особенности конституционно-правового регулирования правового режима приграничных территорий;
— изучить специфику правового режима «транснациональных коридоров» и транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации;
— разработать рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего ситуацию в сфере противодействия нелегальной миграции.
Методологическую ^ основу настоящего исследования составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов: диалектического метода, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и социологического, нормативно — логического, технико-юридического, сравнительно-правового.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», иные нормативно-правовые акты, руководящие разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ применительно к теме диссертации.
Эмпирическую базу исследования представлена данными, полученными в процессе анализа и обобщения результатов. деятельности органов государственной власти Российской Федераций и органов местного самоуправления субъектов (Краснодарского края, Белгородской области, Кабардино-Балкарской республики) связанной правовым регулированием пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФматериалы опроса по специально разработанной анкете 120 сотрудников Федеральной миграционной службы. Кроме того, была изучена опубликованная практика Европейского Суда по правам человекаЭкономического Суда СНГ. Проведен анализ инструктивных писем, методических рекомендаций, руководящих разъяснений и других ведомственных документов ФМС, МВД России и Прокуратуры Российской Федерации, содержащих материалы по вопросам правового регулирования пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Научная новизна исследования состоит в том, что в на основе всестороннего комплексного конституционно-правового анализа прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации и ограничений этих прав конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ представленно как средство пресечения нелегальной миграции, раскрыто влияние существующих миграционных режимов иностранных граждан и лиц без гражданства, правовых режимов приграничных территорий, «транснациональных коридоров» и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ на предотвращение и пресечение нелегальной миграции.
В работе отражена и обоснована авторская позиция относительно ряда положенийявляющихся спорными или не получивших достаточного освещения в юридической литературе. В «числе конкретных положений, характеризующих новизну исследования, такие, как определение понятия миграционный режим иностранных граждан и* лиц без гражданства и его сущность, определение перспективных составляющих миграционного режима пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации среди которых предлагается рассматривать правовой режим «транснациональных коридоров» и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФправовой режим временно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданстваправовой режим приграничных территорий (пограничных зон)'.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Нелегальная миграция представляет угрозу национальной безопасности РФ. Угрозы незаконной миграции исходят не только от конкретных индивидов, имеющих субъективные замыслы, направленные против жизненно важных интересов личности, общества и государства. Они возникают в процессе недостаточно четко скоординированной и контролируемой миграции, в результате которой на уровне ее субъектов возникают намерения причинения ущерба состоянию безопасности всей страны.
— /.
2. Анализ законодательства позволяет утверждать, чтокруг участников многосторонних соглашений и сторон, связанных двусторонними соглашениями, не всегда совпадает. Это означает, что в миграционной сфере создано несколько разновидностей международно-правовых режимов с различным составом участников и источников. Такое положение не может не сказаться на эффективности международно-правового регулирования.
Наиболее разумным* и целесообразным подходом, бьшо бы сочетание многостороннего и двустороннего методов регулирования, при котором многосторонние соглашения должны задавать общие нормы и принципы, а двусторонние — детализировать их.
3. Вопрос совершенствования конституционно-правового регулирования положения иностранных граждан следует рассматривать в контексте соотношения частного и публичного права, поскольку лишь в этом случае отчетливо определяется, сфера действия такого регулирования и, соответственно, его дальнейшее развитие.
4. Установленный, федеральным законодательством действующий механизм ограничения, прав и свобод иностранных граждан направлен прежде всего на обеспечение безопасности-Российского государства.
В современных условиях в большей степени должны учитываться! механизмы макроэкономического регулирования миграционных процессов и их разумное сочетание с комплексом ограничений и запретительных мер, продиктованных требованиями экономической безопасности государства. При этом возможны варианты выдачи лицензий для бизнеса на использование труда мигрантов с указанием в лицензии условийиспользования трудовых ресурсовмиграционных квот, порядка их согласования, обязательных процедур предварительного объявления вакансий среди коренного населения, а также введением специальных налогов на предприятия и регионы, привлекающие мигрантов.
5. Сущность миграционного режима иностранных граждан в Российской Федерации заключается в государственном регулировании миграционных процессов в Российской Федерации совокупностью организационно-правовых средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленного на обеспечение их устойчивого функционирования.
Особенность анализируемого режима заключается в следующем:
— он непосредственно связан с правовым положением иностранных граждан, их правами, свободами и обязанностями, регулирование которых является предметом конституционного права.
— в сфере государственного регулирования миграционного режима иностранных граждан и лиц без гражданства в России действует значительное количество субъектов. Это различные государственные органы, организации, должностные лица.
— исследуемый правовой режим действует в различных отраслях и сферах государственного управления.
— в этом режиме акцент сделан именно на режим самой деятельности, а построение соответствующей системы государственного управления — задача производная, что также является одной из отличительных черт комплексных правовых режимов.
6. Режим пребывания временно проживающих иностранных^ граждан в Российской Федерации преследует две взаимосвязанные и обуславливающие друг друга цели — создание условий: 1) благоприятствующих осуществлению иностранными гражданами своих прав в рамках закона- 2) способствующих и стимулирующих выполнение иностранными гражданами законодательно уста- ' новленных обязанностей, обеспечивающих безопасность граждан, общества и государства пребывания в целом.
7. Нерациональные и неконтролируемые потоки миграции представляют угрозу безопасности страны и ее территориальной целостности. Это в первую очередь относится к приграничным восточным и южным регионам страны, для которых отток российского населения наибодее характерен, где помимо сложных природно-климатических условий этому процессу способствует напряженная социально-экономическая ситуация. В связи с потенциальными угрозами, реализующимися в настоящее время в отдельных регионах страны, к примеру, на Дальнем Востоке, необходимо проводить протекционистскую миграционную политику, которая отвечала бы интересам внутренней демографической политики и обеспечивала бы национальную безопасность России.
8. Одной из основных и приоритетных целей законодательного регулирования транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации должно, прежде всего, стать создание условий для реализации иностранными гражданами обязанностей по соблюдению запретов и исполнению обязанностей, установленных российским законодательством в соответствии с международными стандартами.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке ряда положений, касающихся сущности и понятия нелегальной миграции, как формы международной миграции, определения круга субъектов нелегальной миграции, понятия и 'сущности установления миграционных режимов иностранных граждан и лиц без гражданства как формыгосударственного регулирования миграционных процессов в РФ, эффективности установления миграционных режимов иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере противодействия нелегальной миграции в нашей стране. Положения диссертации могут послужить основой для дальнейшего теоретического исследования рассматриваемой проблематики.
Практическая значимость исследования состоит в выработке предложений, которые могут способствовать уточнению основных’положений миграционной политики Российской Федерации в сфере противодействия нелегальной миграции, а также в возможности использования выводов и предложений диссертанта как в законотворческой деятельности, в целях устранения терминологических противоречий и выработки единообразного подхода к употреблению соответствующих понятий в миграционном законодательстве, так и в правоприменительной практике. В диссертационном исследовании предложены пути решения ряда проблем правового регулирования процессов, связанных с нелегальной миграцией в России. Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы:
— в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в области регулирования миграционных процессов;
— в практической деятельности юридических консультаций, осуществляющих правовую помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим на территорию Российской Федерации;
— при подготовке учебников, лекций, учебных пособий и методических материалов для высших учебных заведений;
— в проведении дальнейших исследований проблем нелегальной миграции с позиций конституционного права, теории государства и права, социологии, политологии.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут использоваться в процессе преподавания конституционного права в высших юридических учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, обсуждены на кафедре конституционного-и муниципального^ права Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
Результаты исследований были также апробированы в выступлениях автора на научно-практических конференциях юридического факультета, проводимых в 2006 и 2009 годах, публикациях в Вестнике Российского торгово-экономического университета, Вестнике Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, сборниках материалов научно-практических конференций юридического факультета за 2007 — 2009 годы.. ' I.
Структура работы обусловлена поставленными автором целью и задачами исследования, логикой последовательного изложения изучаемой проблемы. В связи с этим работа состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Заключение
.
На сегодняшний день из всех государств-участников СНГ Россия является крупнейшим импортером рабочей силы. По числу зарегистрированных мигрантов (12 млн. человек) Россия занимает второе место в мире после США. Проблема дефицита трудовых ресурсов ощущалась в России весьма часто. Однако в настоящее время из-за стратегических ошибок, допущенных в процессе реформирования экономики страны ухудшились внутренние миграционные процессы. Например, на Востоке и Севере России оголились значительные пространства.
Незаконная миграция является в значительной своей части особой формой международной трудовой миграции, так как движущим мотивом незаконных нелегальных мигрантов является, как правило, незаконное трудоустройство в стране назначения.
Нелегальная миграция — это целеустремленное явление. Именно субъективный фактор (стремление нелегально пересечь границу для осуществления незаконной нелегальной или преступной экономической деятельности) определяет сущность незаконной миграции.
Нелегальное трудоустройство — это трудоустройство без трудового контракта, без получения соответствующих разрешений. Мигранты часто избегают официальных процедур регистрации и получения разрешения из-за бюрократи-зованности существующих процедур. Работодатели же тоже заинтересованы в неформальном найме иностранной рабочей силы, так как это обеспечивает им конкурентоспособность благодаря заниженным издержкам на оплату труда и эксплуатации незаконно работающих.
С одной стороны, это может быть выгодным, так как от присутствия нелегальных трудбвых мигрантов себестоимость продукта станет дешевле и соответственно с этим и цены на потребительском рынке станут ниже, но с другой стороны происходит сверхэксплуатация незаконно работающих и ущемляются их человеческие права.
Из всех государствучастников СНГ Россия является в настоящее время крупнейшим импортером рабочей силы. Это связано с демографическими проблемами: населёние России ускоренно стареет. По мнению демографов всего через несколько лет может возникнуть ситуация когда на одного работающего будет приходиться по четыре неработающих человека. Теневой спрос российских предпринимателей на дешевую рабочую силу мигрантов, а также несовершенство законодательства Российской Федерации способствуют иммиграции в Российскую Федерацию граждан из различных стран мира. В Россию устремились миллионы бывших советских граждан, вынужденных по тем или иным причинам покинуть места своего проживания.
Усиление после распада СССР негативных тенденций в экономиках некоторых сопредельных с Россией государств, в результате которых уровень жизни населения этих стран упал ниже среднестатистического уровня жизни граждан России, а степень их трудовой занятости оказалась крайне низкой, что породило легальную и нелегальную иммиграцию в Россию.
Высокая плотность населения в государствах Средней Азии порождает миграцию избыточной рабочей силы в Россию. Этому способствует также и высокая степень коррумпированности сотрудников органов внутренних дел и других государственных органов, призванных регулировать и контролировать миграционные процессы в России, а также предупреждать нелегальную иммиграцию иностранных граждан и лиц без гражданства.
Поскольку незаконная миграция не поддается учету, то и количество нелегальных мигрантов и криминальных иммигрантов для официальной статистики остается неясной. Это связанно с неполноценностью регистрации мигрантов из стран СНГ. В основном, в России работают нелегальные мигранты из таких стран, как Азербайджан, Армения, Грузия, стран Средней Азии: Казахстан, Киргизстан, Украина, Молдова, Белоруссия и страны дальнего зарубежья: Китай, Вьетнам, Курдистан, Афганистан, Ирак, Индия, Пакистан, Бангладеш и др. Иногда этническая солидарность-И привычная вера в неформальные I ' отношения, характерная для постсоветской ментальности, используются как защитный механизм в условиях «дикого рынка». Примером могут служить армянские сообщества, традиционно имеющие сильную диаспору: армяне реже попадают в трудные ситуации, чем, например, таджики, этнический ресурс которых намного слабее.
Основные факторы нелегальной миграции имеют социальноэкономичег ский и геополитический контекст. Социально — экономические причины связаны с ситуацией в сфере занятости, широким распространением теневых отношений в экономических и неэкономических сферах общества. Теневая экономика, которая включает в себя неформальный, латентный и криминальный сектора предъявляет все возрастающий спрос на незаконных мигрантов.
Стимуляторы притока нелегальных мигрантов 1) отсутствие полноценной пограничной инфраструктуры, 2) слабый контроль отдельных участков российской границы, 3) практическая открытость границ между государствами странами СНГ, особенно на центрально-азиатском направлении. г ч •.
Нелегальная: миграция оказывает: 1)противоречивое влияние на сферу занятости населения, 2) большое количество мигрантов из — за рубежа оказываются вне зоны правового урегулирования, 3) экономические потери государства от незаконных мигрантов изза недополучения бюджетом платы за использование иностранной рабочей силы, 4) уклонения от уплаты налогов, 5) торможение производительности труда и повышения эффективности роста производительности труда российских граждан.
Господство неофициальных структур как получение информации о возможностях миграции и работы в России, так и трудоустройство мигрантов поч-^ ти полностью обеспечиваются неофициальным, теневым или чисто криминальным путем. Лишь незначительная часть получают такую информацию официальным порядком. Это объясняется слабостью официальных структур, регулирующих трудовую миграцию, — отсутствием надежных государственных или легальных частных информационных служб, осуществляющих подбор работы, 1 юридическое сопровождение и т. д. г ч.
Анализ основных сфер занятости мигрантов в России свидетельствует о том, что российский рынок мигрантского труда структурируется так же, как рынки других принимающих стран. В России идет процесс формирования характерного для таких стран разделения труда между местными и приезжими работниками. Основой такого разделения труда является процесс национальной сегрегации работников. Довольно четко выражена и тендерная специфика, т. е. «мужские» и «женские» сферы занятости. К первым относятся в первую очередь строительство, тяжелый труд в промышленности, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве. Ко вторым — торговля, сфера общественных и домашних услуг, индустрия досуга и развлечений.
Сегодня в Москве за мигрантами «зарезервированы» строительные работы, торговля на уличных и крытых вещевых и продуктовых рынках, работы по ремонту офисов и квартир, уборка дворов, домов, офисов, мойка стекол, дорожные работы, мойка автомобилей, автосервис, придорожный сервис на пригородных шоссе, услуги в сфере развлечений. В некоторых из этих сфер мигранты уже составляют абсолютное большинство работников.
Если на западных рынках труда мигрантские сегменты сформировались несколько десятилетий назад, то в России такое разделение труда только формируется. Это происходит по-разному в разных регионах — в зависимости от структуры местной экономики или социальных особенностей региона.
Наличие тесной связи между теневой экономикой и нелегальной трудовой миграцией бесспорно. Однако механизмы их взаимовлияния сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, теневая экономика провоцирует нелегальную миграцию, предъявляя спрос именно на неформальный, дешевый и незащищенный труд мигрантов, поощряя их отказ от легализации своего статуса. С другой стороны, наличие большого числа нелегальных миt грантов в стране, для которых недоступна официальная занятость, стимулирует 1 развитие и процветание теневого сектора, предоставляя работодателям постоянно пополняемый резервуар дешевого труда. Наблюдаются негативные явления по отношению к мигрантам. Жесткий контроль работодателя над работником может осуществляться различными способами.
Самыми распространенными из них двляется изъятиедокументов, огра ничение свободы передвижения, задержки зарплаты. Нелегальные мигранты часто становятся объектами коррупционного вымогательства. Мне запомнился случай на границе, где многие мигранты уезжали на новогодние праздники и стояла огромная очередь.
В России сформировался целый рынок нелегальных услуг в сфере миграции: незаконный ввоз мигрантов и их трудоустройство, подделка виз и миграционных карт. Недобросовестные предприниматели, действующие в российской экономике, имеют практически неограниченные возможности манипулирования как самими нелегальными работниками, так и полученными неза конными сверхприбылями.
Борьба с нелегальной миграцией в настоящее время официально признана одним из приоритетов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Экс — президент Российской Федерации Владимир Путин призвал ужесточить меры борьбы с нелегалами. За последние годы проблема незаконной миграции перешла в России в разряд наиболее актуальных, Россия нуждается в притоке трудовых ресурсов, но только там и тогда, где это нужно в стране. Должен быть поставлен жесткий заслон на пути тех, кто нарушает закон и действует в сфере теневого бизнеса. Экс президент считает, что вред государству наносит не’только сам факт незаконной миграции, но и ее косвенные следствия.
Сами мигранты нередко оказываются в бесправном положении и нуждаются в защите — как в сфере отношений с работодателями, так и в связи с произволом чиновников, что, в свою очередь, становится питательной средой для правонарушений, ухудшает криминальную обстановку в отдельных регионах". Инфраструктура миграции в России развита слабо, но уже начинает развиваться, прежде всего в Москве. Необходимо целенаправленное формирование такой инфраструктуры, которая пользовалась бы к тому же доверием граждан и ми грантов. Пока же теневые и неформальные отношения зачастую работают эффективнее, чем официальные институты трудовой миграции. Для борьбы с нелегальной миграцией необходимы: совершенствование законодательной базы регулирования миграционных процессов.
Организация эффективного пограничного и иммиграционного контроля, разработка механизмов депортации нелегальных мигрантов, международное сотрудничество’в вопросе о нелегальных мигрантах, образование новых независимых государств на территории бывшего СССР и наличие прозрачных границ между ними, недостатки в миграционном законодательстве и несовершенство институциональной системы создали благоприятные условия для нелегального пребывания и занятости на территории Российской Федерации.
Процессы нелегальной миграции в России носят глобальный характер. России придется иметь дело с нелегальной миграцией многие десятилетия. Проблема нелегальной миграции связана сположением на рынке труда, процессами в сфере теневой экономики, криминальностью отдельных сфер бизнеса, задачей обеспечения национальной безопасности и проблемами соблюдения защиты прав мигрантов.
157 ;