Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности расследования краж, совершаемых на водном транспорте

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На необходимость детального исследования способов совершения любого преступления, прямо указано в ст. 73 УПК РФ как на обстоятельство, устанавливаемое при доказывании события преступления, в том числе и при расследовании краж на водном транспорте. Следует различать способ совершения преступления как элемент предмета доказывания и как элемент криминалистической характеристики. Так способ… Читать ещё >

Особенности расследования краж, совершаемых на водном транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дипломная работа на тему «Особенности расследования краж, совершаемых на водном транспорте»

Содержание Введение Глава 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на водном транспорте

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на водном транспорте

§ 2. Способы совершения краж на водном транспорте как один из основных элементов криминалистической характеристики

§ 3. Другие элементы криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте Глава 2. Особенности возбуждения уголовных дел. Тактика следственных действий при расследовании краж на водном транспорте.

§ 1. Особенности возбуждения уголовных дел

§ 2. Тактика следственных действий на первоначальном этапе расследования краж, совершаемых на водном транспорте

§ 3. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования краж, совершаемых на водном транспорте Заключение Список используемых источников

Введение

В настоящее время водный транспорт на рынке перевозок в России занимает значительное место. Перед перевозчиком ставятся особые задачи, в первую очередь связанные с качеством предоставляемых услуг. Их решение будет зависеть от возможности обеспечения безопасности грузов при их перевозке с помощью водного транспорта.

В настоящее время в России действуют 40 морских и 120 речных отдела внутренних дел на водном транспорте. На объектах водного транспорта в 2000 г. было совершено 20 115 краж, в 2001 г. — 21 093, в 2002 г. — 20 445, в 2003 г. — 21 695, в 2004 г. — 27 038, в 2005 г. — 28 002 См.: http/www.MWDinform.ru.

Обеспечение сохранности перевозимых грузов по-прежнему остается одной из важных задач органов внутренних дел на транспорте. Рост преступности, сопровождающий социально-экономические преобразования в нашем обществе, побуждает к поиску новых форм и методов расследования преступлений.

Из всех способов хищений, совершаемых на водном транспорте, нами был выбран тайный — кража, т. к. это наиболее распространенный вид хищения относительно рассматриваемой категории преступлений. Наиболее значимые факторы, осложняющие процесс расследования: концентрация больших людских потоков, круглосуточный режим работы, значительная протяженность временно-пространственного следования грузов от отправителя к получателю, наличие большого спектра совершения и сокрытия данного рода преступлений и др.

Для квалифицированного расследования краж, совершаемых на водном транспорте, важно знать организацию коммерческих и грузовых работ, водного транспорта, правила перевозок, технологию операций по приему, отправлению и выдаче грузов, порядок оформления перевозимых документов. Это требует от сотрудников органов внутренних дел большой организованности и собранности, правильного распределения рабочего времени, продумывание очередности проведения следственных действий и организационных мероприятий.

Поэтому успешное расследование хищений, совершаемых на водном транспорте, зависит от обладания следователем криминалистическими методами расследования данных преступлений и умелого их применения. Разработкой проблем расследования хищений, совершаемых на водном транспорте в свое время занимались многие ученые См.: Винокуров С. И., Каверин Ю. Л. Характеристика хищений грузов на транспорте. — М., 1980. — С. 10; Колесниченко А. Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. — Харьков, 1965. — С. 18−19; Берназ В. Д. Методика расследования краж народно-хозяйственных грузов на морском транспорте. — Киев, 1989. -С. 28 и др. Однако, за время, прошедшее с момента выхода последней из работ этих авторов, в теории и практике расследования этого вида преступлений, произошли значительные изменения.

Цель дипломной работы: Анализ некоторых особенностей расследования краж, совершаемых на водном транспорте.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие краж на водном транспорте;

Исследовать способы совершения краж на водном транспорте;

Охарактеризовать элементы криминалистической характеристики данного вида преступлений;

Рассмотреть особенности возбуждения уголовного дела по делам рассматриваемой категории;

Исследовать специфику тактики отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования краж на водном транспорте.

Объект исследования: деятельность по совершению краж, деятельность сотрудников органов внутренних дел по расследованию и раскрытию краж, совершаемых на водном транспорте.

Предмет исследования: средства и методы, используемые в теории криминалистики и уголовном процессе, направленные на установление и доказывание вины лиц, совершающих кражи на водном транспорте.

Методологическую основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное и уголовное законодательство. Научные труды по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике.

Обоснованность выводов, содержащихся в дипломной работе достигается за счет комплексного применения сравнительно-правового, логико-юридического, системно-структурного методов исследования.

Актуальность исследования определяется возрастающим количеством краж на водном транспорте; незначительной распространенностью методических рекомендаций по расследованию и раскрытию данного вида преступлений.

Глава 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на водном транспорте. Особенности возбуждения уголовных дел данной категории

§ 1. Криминалистическая характеристика краж, совершаемых на водном транспорте Формирование научного понятия «криминалистическая характеристика преступлений» неразрывно связано с историей развития методики расследования отдельных видов преступлений как раздела криминалистики. При разработке частных методик ученые — криминалисты в большей или меньшей мере учитывали данные, которые получили название элементов криминалистической характеристики преступлений См., напр.: Клочков В. В. Криминалистическая характеристика преступлений: состояние и перспективы исследований // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С. 24; Пантелеев И. Ф. Теоретические проблемы советской криминалистики. — М., 1980. — С. 89.

На различных этапах становления методики расследования преступлений понятие криминалистической характеристики последних трактовалось не одинаково. Одни авторы рассматривают ее как научную категорию (Л. Я. Драпкин) См.: Драпкин Л. Я. Предмет доказывания и криминалистическая характеристика преступлений // Криминалистические характеристики в методике расследования преступлений. — Свердловск, 1978. — С. 17., другие — в качестве совокупности сведений (В. Е. Коновалова, А. Н. Колесниченко) См.: Коновалова В. Н., Колесниченко А. Н. Теоретические проблемы криминалистической характеристики // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С. 16. Третья группа авторов считают криминалистическую характеристику преступлений научно разработанной системой наиболее существенных, типичных криминалистических признаков, свойств преступления (А. А. Эйсман) См.: Эйсман А. А. О содержании понятия криминалистической характеристики преступления // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С. 99. Тем не менее во всех определениях прослеживается определенная цель — сформулировать объективное представление о самом преступлении, указать его черты, являющиеся отправными для методики расследования.

В свою очередь круг сведений, которые включаются различными криминалистами в указанное понятие, обуславливает содержание криминалистической характеристики противотравного деяния.

Однако для правильного определения криминалистической характеристики преступлений, на наш взгляд, необходимо учитывать, что данное понятие должно служить не только теоретических, но и практических задач.

Понятие криминалистической характеристики преступлений существенно для научной разработки частных методик расследования преступлений, а значит для методики расследования хищений, совершаемых на водном транспорте. Поэтому, считаем необходимым, основные свойства данного понятия и дать его определение.

Основываясь на положении о том, что криминалистическая характеристика должна давать объективное представление о преступлении, но и указывать на его признаки, являющиеся отправными для методики расследования, следует согласиться с мнением профессора Н. П. Яблокова и Л. Д. Смурыгина См.: Яблоков С. П., Смурыгин Л. Д. Информационные основы расследования и криминалистическая характеристика преступлений // Криминалистика. — М., 1995. — С. 45. и определить ее как систему информации о криминалистически значимых признаках, обстоятельствах и иных чертах конкретного вида преступных деяний.

Поскольку источниками, содержащихся в криминалистической характеристике сведений о преступлении являются итоги научных исследований, результаты анализа и обобщения следственной практики расследования уголовных дел, относящиеся к разным классификационным группам, а так же данные, полученные в результате проведения специальных криминалистических исследований, то необходимо отметить, что криминалистическая характеристика — это система информации, разработанная наукой и практикой.

Говоря о формировании научного понятия криминалистической характеристики преступлений, В. В. Клочков пишет: «Развитие шло по пути использования в криминалистических целях все большего количества признаков преступления и связанных с ним явлений, и что особенно важно, взаимосвязей между этими признаками» Клочков В. В. Криминалистическая характеристика преступлений: состояние и перспективы исследований // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1989. — С. 19. Закономерные связи между отдельными признаками и их группами следует считать важнейшим свойством криминалистической характеристики. Таким образом, криминалистическая характеристика — это система не только информации о криминалистически значимых признаках, обстоятельствах и иных чертах определенного вида преступлений, но и закономерных связей между ними.

Сотрудникам правоохранительных органов приходиться иметь дело как с материальными следами, отразившихся в качестве свойств и состояний, материальных объектов, так и с интеллектуальными следами, которые отражаются в человеческой психике в виде образов, воспринимавшихся ранее. Таким образом, признаки, обстоятельства и иные черты преступных деяний, а так же закономерные связи между ними проявляются вовне в качестве материальных и интеллектуальных следов, имеющих важное организационное и тактическое значение для расследования конкретного вида преступлений, что должно найти отражение при рассмотрения понятия криминалистической характеристики.

Исходя из вышеизложенного, криминалистическую характеристику преступления следует понимать как разработанный наукой и практикой комплекс информации о криминалистически значимых признаках, обстоятельствах и иных чертах конкретного вида преступных деяний, отражающих закономерные связи между ними и проявляющихся вовне в качестве системы материальных и интеллектуальных следов, имеющих важное организационное и тактическое значение для раскрытия каждого вида преступлений.

Одним из дискуссионных в настоящее время является вопрос о содержании криминалистической характеристики: какие, подлежащие доказыванию обстоятельства входят в состав криминалистической характеристики и служат элементами ее содержания; какие элементы составляют общую криминалистическую характеристику, а какие — криминалистическую характеристику отдельных видов преступлений; разные или одинаковые преступления входят в структуру различных видов преступлений и т. д.

Для ответа на эти вопросы, необходимо конкретизировать разновидности криминалистической характеристики.

Г. А. Густов включает в эту систему объект и субъект посягательства, физическое деяние субъекта, его психическую деятельность, факты-последствия, место совершения преступления, общественную опасность содеянного См.: Густов У. А. Понятие и виды криминалистической характеристики преступлений // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С. 45.

В. Е. Коновалова и А. Н. Колесниченко к криминалистической характеристики относят сведения о: криминалистически значимых признаках преступления, закономерных связей между признаками преступлений, данные служащие построению и проверке следственных версий для решения конкретных задач расследования См.: Коновалова В. Е., Колесниченко А. Н. Теоретические проблемы криминалистической характеристики // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. науч. тр. — М., 1984. — С. 16.

Профессор В. А. Образцов усматривает в преступлении следующий комплекс важных в криминалистическом отношении элементов: лицо, совершившее преступление; лицо, на которое совершено преступное посягательство, материальные ценности и т. д.; цели преступления; средства достижения преступных целей; технические средства; процесс преступной деятельности; ее результат См.: Образцов В. А. Криминалистическая характеристика преступлений: Дискуссионные вопросы и пути их разрешения // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С. 8.

Отметим, что предложенные элементы криминалистической характеристики не будут унифицированными, применимыми к преступлениям всех видов. Данное содержание может быть применено лишь в случаях, когда имеется субъект, на которое было совершено преступное посягательство, а наступившие последствия охватывались умыслом преступника. Однако, существуют преступления в которых посягательство было направлено не на определенное лицо, а, например, на общественные отношения, государственный порядок управления и т. д. Кроме того, есть такая форма вины, как неосторожность, позволяющая констатировать расхождение наступивших последствий с изначальным умыслом конкретного лица.

Профессор Н. П. Яблоков считает, что в состав криминалистической характеристики отдельного вида преступлений, в том числе и конкретного, должны входить такие элементы: данные о способе совершения преступления, механизме его совершения, обстановке, сведения о свойствах личности субъекта преступления, об обстоятельствах личности потерпевшего, предмете преступного посягательства См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. — М., 1999. С. 36−37.

Таким образом, приведенные выше мнения о криминалистической характеристике преступлений демонстрируют стремление выстроить иерархию элементов этой системы в зависимости от информационной значимости, превалирующей в указанной системе и оказывающей влияние на остальные признаки ее составляющих.

Включение того или иного элемента в состав криминалистической характеристики преступлений, зависит от вида преступления, изучаемого конкретным автором, и поэтому нельзя говорить о едином, унифицированном подходе к решению данной проблемы.

Так не вызывает возражений включение в типичную криминалистическую характеристику преступления такого элемента, как обстановка совершения преступления. Обстановка при хищениях, совершаемых на водном транспорте характеризуется специфическими условиями работы водного транспорта, местом и временем хранения груза, особенностями поведения лиц, отвечающих за сохранность и своевременную доставку груза получателю, условиями, способствующими совершению преступления. Данный элемент оказывает влияние на способ совершения преступления, характеризует предмет преступного посягательства.

Что касается такого элемента криминалистической характеристики, как предмет преступного посягательства, то применительно к нашей теме его особенности обусловлены весом, назначением и местонахождением груза. Сам груз обуславливает и механизм совершения преступления. Чаще всего предметом преступного посягательства по делам о хищениях, совершаемых на водном транспорте являются малогабаритные, штучные грузы (промышленные товары, продукты), особенно перевозимые в упаковке, а так же продукты нового урожая, части авто — и сельскохозяйственной техники; навалочные грузы — лес, лом цветных металлов; насыпные — зерно, комбикорм, отруби; наливные — топливо, бензин, спирт, вино и др.

Когда речь идет о кражах, совершаемых на водном транспорте, важно учитывать, что сокрытие преступления не может существовать отдельно от непосредственного способа совершения преступления и тесно связано с процессом подготовки к его совершению. При выявлении способа совершения преступления рассматриваемой категории как одного из основных элементов криминалистической характеристики следует говорить о действиях преступников, направленных на подготовку, совершение и сокрытие преступления, как объединенных общим преступным замыслом. Даже тогда, когда хищения, на водном транспорте совершаются должностными лицами, просматривается полноструктурный способ совершения преступления. Таким образом, способ совершения хищений грузов может быть определен как комплекс взаимосвязанных действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступления, установление которых обусловит ход дальнейшего расследования по уголовному делу, даст возможность сузить круг лиц, среди которых необходимо искать преступника.

Особое внимание следует уделить личности преступника. Большая часть рассматриваемых преступлений совершается лицами, работающими на водном транспорте, знающими порядок обработки грузов и использующими недостатки в этой сфере в целях совершения хищений См.: Винокуров С. И., Каверин Ю. Л. Характеристика хищений грузов на транспорте. — М., 1980. — С. 10. Нередко хищения грузов совершаются организованными группами, которые остаются не разоблаченными в течение длительного времени.

С целью установления дополнительной информации об обстоятельствах хищения большое внимание должно уделяться изучению типовых документов, сопровождающих груз (перевозочные документы, акт общей формы и коммерческие акты). Из этих документов можно почерпнуть важные сведения, необходимые для организации и проведению следственного осмотра, иных следственных действий, выдвижение версий. Исследование названных документов позволяет установить достоверный маршрут и время следования водного транспорта, наиболее вероятные места хищения груза, а так же выявить круг лиц, которые могли быть причастны к хищению из водного транспорта. Таким образом, применительно к хищениям, совершаемым на водном транспорте документы, являясь материальным источником информации о преступлении, полноправно могут занять свое место среди элементов криминалистической характеристики указанной категории дел.

Механизм следообразования как элемент криминалистической характеристики раскрывает специфику взаимодействия преступника с материальной средой. Следы могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, а так же служить основой по выработке основных направлений расследования, построении общих и частных версий по уголовному делу. Умение распознавать следы, оставляемые преступниками, механизм их образования в качестве обязательного элемента криминалистической характеристики хищений, совершаемых на водном транспорте, имеет большое значение для расследования данного вида преступлений.

Таким образом, рассматривая структуру элементов криминалистической характеристики хищений, совершаемых на водном транспорте, можно сделать вывод о целесообразности отражения в ней следующей группы элементов:

— обстановка, в которой совершается хищение;

— предмет преступного посягательства;

— способы совершения преступления (действия по его подготовке, совершению, сокрытию);

— типовые документы как материальный источник информации о преступлении;

— механизм следообразования;

— личность преступника.

Однако, как правильно замечено И. Ф. Пантелеевым, исчерпывающего перечня элементов криминалистической характеристики «…заранее дать нельзя (он может быть составлен лишь в обобщенном, типизированном виде)» Пантелеев И. Ф. Теоретические проблемы советской криминалистики. — М., 1980. — С. 88−89. Предполагая качественное изменение каждого из перечисленных документов, можно ожидать проявления иных структурных преобразований в криминалистической характеристике. По мере накопления практического материала органы предварительного расследования будут получать дополнительные сведения о содержании каждого из названных элементов, и это, несомненно, повысит роль криминалистической характеристики в расследовании.

Указанная группа элементов, на наш взгляд, отражает криминалистически значимые признаки, обстоятельства и иные характерные черты хищений, совершаемых на водном транспорте, и в полной мере может отвечать целям и задачам их расследования.

§ 2. Способы совершения краж на водном транспорте как один из основных элементов криминалистической характеристики Общая теория криминалистики представляет собой ряд общезначимых положений и частных криминалистических теорий. Одна из них — криминалистическое учение о способе совершения преступления. В его основе лежит объективная закономерность, известная с древнейших времен, — повторяемость образа действий при совершении преступлений. Важным качеством повторяемости является то, что она свойственна в той или иной мере способам действий одних и тех же лиц, систематически совершающих однородные преступления, а так же разных, не связанных между собой лиц, если возникает совпадение детерминирующих факторов или преступник использует чужой опыт См.: Зуйков Г. Г. Развитие криминалистического учения о способе совершения преступления и проблема способа сокрытия преступления // Повышение эффективности расследования преступлений. — Иркутск, 1986. — С. 47−59.

На необходимость детального исследования способов совершения любого преступления, прямо указано в ст. 73 УПК РФ как на обстоятельство, устанавливаемое при доказывании события преступления, в том числе и при расследовании краж на водном транспорте. Следует различать способ совершения преступления как элемент предмета доказывания и как элемент криминалистической характеристики. Так способ совершения преступления входит в предмет доказывания, потому что является основным компонентом объективной стороны преступления: сопоставляя характер действий (бездействия) лица с уголовным законом, следователь и суд определяют, имеются ли в данном деянии признаки преступления, содержат ли действия виновного отягчающие или смягчающие вину обстоятельства и т. д. В криминалистической характеристике способ совершения исследуется для того, что бы уяснить какие следы оставило преступление в окружающей среде, где и как эти следы нужно искать, какие они содержат данные, указывающие на личность совершившего преступление См.: Хмыров А. А. Криминалистическая характеристика и предмет доказывания // Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С. 52−53. Не следует так же смешивать уголовно-правовое и криминалистическое значение действий по подготовке и сокрытию преступления, которые предусмотрены в качестве уголовно наказуемого деяния и указаны в диспозиции статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Криминалистическое значение имеют действия по подготовке и сокрытию преступления, составляющие единый целенаправленный комплекс действий, образующих способ совершения преступления См.: Зуйков Г. Г. Поиск по признакам способов совершения преступлений. — М., 1970. — С. 78. Данные положения необходимо учитывать, определяя криминалистическое понятие и содержание способа совершения преступления при проведении расследования по конкретному уголовному делу.

Знание способов совершения преступлений позволяет следователю избирательно подходить к выработке направлений расследования. В свою очередь преступники при совершении краж на водном транспорте стараются использовать способы, которые существенно затруднили бы проведение расследования. С этой целью изобретаются новые, видоизменяются старые способы совершения преступления.

На выбор преступниками конкретного способа совершения преступления оказывают влияние факторы объективного и субъективного характера. К числу объективных следует отнести:

— особенности обстановки и места совершения преступления;

— время совершения преступления;

— предмет преступного посягательства, его качественные и количественные признаки;

— наличие орудий преступления;

— степень защищенности и охраны груза от преступного посягательства и др.

Так, преступниками будут избраны разные способы совершения краж на водном транспорте, в зависимости от того, находится объект в месте погрузки либо в пути следования или предполагается совершить кражу по прибытии судна в порт назначения. Место преступного посягательства может изменяться с учетом обстановки и предмета преступного посягательства. На выбор способа совершения преступления влияет вид судна (танкер, сухогруз и т. д.). Круглосуточный режим работы водного транспорта предполагает преступниками выбор времени совершения преступления, гарантирующего их безопасность.

На выбор способа совершения преступления влияют факторы субъективного характера:

— наличие у преступника профессиональных знаний и опыта совершения краж;

— служебное положение преступника и его отношение к работе на водном транспорте;

— физическое состояние и психологические особенности личности преступника;

— знание им правил перевозки грузов, организации работы различных служб водного транспорта, технологического процесса работы порта.

Выявление в процессе расследования уголовного дела тех или иных детерминирующих факторов способа совершения преступления позволяет следователю моделировать способ действий преступника, и, наоборот, по содержанию конкретных действий мы можем судить о факторах его обусловивших.

Способ совершения преступления принято считать ядром криминалистической характеристики преступлений, ее центральным звеном, поскольку именно он выражает функциональную сторону преступной деятельности. Кроме того, данные о способе совершения преступления содержат не только сведения о том, подготавливается, совершается и скрывается преступление, но и о том, как действия преступника отражаются в окружающей среде, какие следы возникают в результате преступного посягательства, где их искать и как по ним восстановить механизм совершения преступления См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. проф. Р. С. Белкина. — М., 1999. — С. 689. Что же касается остальных элементов криминалистической характеристики, то их следует рассматривать во взаимосвязи со способом совершения преступления и друг с другом, хотя не следует забывать и об их самостоятельном значении.

Чтобы было легче ориентироваться в составляющих способа совершения преступления и дать его определение применительно к кражам, совершаемым на объектах водного транспорта, следует пояснить позиции авторов относительно элементов, входящих в содержание способа совершения преступления.

Так, одна группа ученых считает, что действия по сокрытию преступления всегда входят в способ совершения преступления См., напр.: Сергеев Л. А., Якубович Н. А., Соя-Серко Н. А. Планирование расследования. — М., 1975. — С. 38. Другие авторы занимают прямо противоположную позицию, полагая, что действия по сокрытию во всех случаях находятся за пределами способа совершения преступления См., напр.: Колесниченко А. Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. — Харьков, 1965. — С. 18−19. Верно, на наш взгляд, было замечено Р. С. Белкиным, что для рассмотрения сокрытия в качестве структурного элемента способа совершения преступления необходим единый преступный замысел См.: Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. -Т. 3. — М., 1979. — С. 231−232.

Что же касается краж, совершаемых на объектах водного транспорта, важно учитывать, что сокрытие названных преступлений не может существовать отдельно от непосредственного способа совершения преступления, а это тесно связано с процессом подготовки к его совершению. Таким образом, способ совершения преступления рассматриваемой категории следует характеризовать как полноструктурный, в котором выделяются действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления, объединенные общим преступным замыслом. Поэтому, при расследовании краж, совершаемых на водном транспорте, необходимо выявление полного состава действий, входящих в содержание способа совершения преступления названной категории. Только такое представление о структуре и содержании способа совершения краж, совершаемых на водном транспорте, позволит использовать данные о них для обнаружения виновного, полного и эффективного проведения расследования.

С учетом специфики рассматриваемой категории преступлений способ совершения преступления может быть определен как ситуационно повторяющийся комплекс действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию краж, совершаемых на водном транспорте, объеденных единым преступным замыслом и детерминированных субъективными и объективными факторами.

Предлагаем дать классификацию способов совершения краж на водном транспорте относительно классификаций внутри его основных элементов, способов подготовки, непосредственного совершения краж грузов и способов их сокрытия.

Способы подготовки к совершению краж на водном транспорте охватывают перечень подготовительных мероприятий, направленных на устранение препятствий, для выполнения задуманного, облегчение совершения кражи и последующего ее сокрытия.

Подготовительные действия по совершению краж грузов на объектах водного транспорта можно обьеденить в следующие группы: действия разведывательного характера; действия направленные на получение специальной информации; действия, с помощью которых может быть облегчено завладение имуществом; действия, обеспечивающие сокрытие преступления и реализацию краденного.

Цель подготовительных действий первой группы ознакомление с обстановкой места происшествия; уяснение режима работы грузовых объектов и сторожевых служб; установление мест дислокации постов охраны; получение информации о перевозимых ценностях и местах их нахождения.

Изучение системы запорных механизмов, правил пломбирования, конструктивных особенностях объекта водного транспорта, технологии обработки груза, а так же получение иных специальных знаний составляют вторую группу подготовительных действий.

Подготовка тары для похищенного груза и технических средств, с помощью которых осуществлялась кража; нейтрализация действий лиц, охраняющих груз; подыскание соучастников; создание условий для хищения груза. Данные подготовительные действия включены в третью группу.

Технические средства, с помощью которых осуществлялись кражи грузов, можно поделить на две группы. К первой группе относятся средства, используемые для насильственного разрушения преград, препятствующих доступу к грузу («фомка», коловорот, дрель, топор стамеска и т. д.). Ко второй группе относятся средства для вывоза похищенного (автомобиль, мотоцикл, тележка, моторная лодка) с места происшествия и территории порта.

Нарушение работниками охраны своих обязанностей, злоупотребление служебным положением и распитие спиртных напитков часто приводят к тому, что они оказываются вовлеченными в преступную деятельность и соучастниками преступления. Однако действия лиц, охраняющих груз, нейтрализуются не только путем их вовлечения в преступную деятельность, но и с помощью совершения преступниками различных действий, отвлекающих внимание и притупляющих бдительность указанных лиц.

Подготовительные действия, обеспечивающие сокрытие преступления, заключаются в подыскании надежного места, выборе способов сокрытия и реализации похищенного, выявлении скрытых путей подхода к месту кражи и направлений отхода, в подготовке средств и предметов, необходимых для сокрытия следов преступления, в иных действиях.

Подготовительные действия, обеспечивающие реализацию краденного, состоят из поиска лиц, которым можно сбыть или продать похищенное; подыскание способов реализации похищенного и определения рынков сбыта; подготовка транспортных средств для доставки похищенных вещей к месту реализации.

Если хищения совершают работники водного транспорта, подготовительный этап имеет свои особенности. По роду своей работы служащие порта, члены экипажей и т. д. хорошо осведомлены о порядке обработке грузов и работе сторожевых служб, наделены необходимым инструментом, пригодным для совершения хищения. Однако следует заметить, что умысел на совершение кражи возникает под воздействием различных объективных и субъективных факторов, о которых говорилось выше. Вполне понятно, что работники водного транспорта, обслуживающие то или иное судно, могут в первую очередь попасть под подозрение в совершении хищения. Поэтому подобные преступления они совершают при создавшейся благоприятной ситуации, препятствующей их разоблачению. И здесь преступникам без предварительных действий не обойтись. Иногда такие действия оставляют явные следы к подготовке преступления.

Выбор способа непосредственного завладения грузом определяется преступными и профессиональными навыками субъекта, наличием технических средств, местом и временем совершения хищения и рядом других факторов.

В криминалистике способы краж подразделяются на три группы:

— совершаемые путем тайного проникновения в помещение, сопровождающиеся взломом;

— совершаемые путем тайного проникновения в помещение, не сопровождающиеся взломом;

— совершаемые путем открытого проникновения в помещение (на виду или с согласия потерпевшего, представителя учреждения или предприятия) См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. — М., 1994. — С. 420. .

Открытым проникновением на судно следует считать проникновение, совершенное преступником на виду или с согласия лиц, ответственных за погрузочно-разгрузочные работы, либо лиц, сопровождающих или охраняющих груз, а так же совершенное лицами для которых сопричастность к грузу и нахождение на объекте предусмотрены трудовыми обязанностями.

При открытом проникновении может иметь место заблуждение или попустительство ответственного лица. Заблуждение заключается в том, что ответственные лица принимают преступников, находящихся на судне (под видом грузчика или работника милиции), за лиц, имеющих на это право в силу их определенного отношения к грузу. Попустительство ответственного лица выражается в том, что в результате его невнимательности или утере бдительности товаром завладевает лицо, не имеющее на него никаких прав.

Способы, совершаемые путем тайного проникновения на объект, можно разделить на две группы в зависимости от того сопровождались они или нет взломом и преодолением запирающих устройств.

Следующим элементом полноструктурного способа совершения краж грузов является способ сокрытия преступления. Действия по сокрытию не только определяются действиями по подготовке к совершению преступления, но и сами оказывают на них обратное влияние. Таким образом, правильная оценка характерных особенностей сокрытия следов преступления позволит установить способ его совершения, выбрать правильное направление расследования преступления и выяснить круг лиц, через которых следует искать преступника.

В системе всех факторов, детерминирующих способ сокрытия преступления, главенствующее положение отводится мотиву и цели сокрытия. Мотив, образуя совокупность психических явлений, таких, как эмоции, чувства, потребности и интересы, побуждающие субъекта к определенным действиям, обуславливает способ сокрытия не непосредственно, а через цель. Поэтому в способ совершения преступления должны включаться только те действия по сокрытию, которые предусматриваются и осуществляются для достижения конкретной цели. К таким действиям Р. С. Белкин относит утаивание, уничтожение информации, маскировку, фальсификацию и инсценировку Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. — Т. 3. — С. 234. Преступник, имея конечной целью достижение определенных результатов преступным путем, осуществляет свои действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления так, чтобы не наступили неблагоприятные для него последствия.

Что касается краж, совершаемых на водном транспорте, то все действия по сокрытию данных преступлений можно поделить на две группы в зависимости от того, осуществлялись они с целью сокрытия самого факта хищения или с целью воспрепятствовать установлению личности преступника.

Большие трудности для расследования краж грузов составляют случаи, когда тара, в которой перевозится груз, нарушается сравнительно аккуратно, а нарушение затем маскируется. Для сокрытия краж грузов из деревянных ящиков преступники обычно используют следующие способы маскировки: гвозди, крепящие доски в ящике, и окантовочные ленты аккуратно вытаскивают, доски раздвигают, вынимают небольшое количество груза, затем доски ставят на место и прибивают гвоздями, используя уже имеющиеся отверстия. Иногда, чтобы не оставлять заметных следов, удары по гвоздям производят через прокладку.

Грузчики для укрытия поврежденной тары от наблюдения весовщика, как правило, помещают поврежденный ящик проломанным местом на пол, к стене трюма или закладывают другими грузами.

Товары из картонных коробок похищают через вырезанные в них отверстия, которые затем заклеиваются этими же кусками, а сверху заклеиваются маркировочными ярлыками. В результате обрыва упаковочных (контрольных) лент с коробок на их место наклеивают новые, похожие по цвету и ширине.

Товары, находящиеся в мягкой таре, преступники похищают, распарывая обшивку по швам. После того, как часть груза будет отсыпана, зашивают (скрепляют) мешки со следами старых стежков (отверстий) с помощью ниток (скобок), приближенных по цвету, толщине (длине) к уже имеющимся. Сыпучие грузы похищают с помощью шприцев и других приспособлений, которые почти не оставляют видимых следов.

При маскировке нарушения тары работники милиции могут не знать о совершенной краже, так как она обнаруживается только тогда, когда груз получен от перевозчика и распакован получателем. Перевозчик в этом случае ответственности не несет и ограничивается составлением документов на недостачу или недогруз.

Нами была рассмотрена группа способов, используемых в целях сокрытия совершения краж из водного транспорта. Однако по делам данной категории преступники испытывают и иные цели совершения действий по сокрытию преступления — действия препятствующие установлению преступника. К их числу криминалистикой относятся действия по уничтожению оставленных следов; принятие мер, чтобы таких следов не оставлять; фальсификация обстановки места происшествия или самих следов и др. См.: Криминалистика: Учебник / Под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. — С. 331. Применительно к кражам грузов, совершаемых на водном транспорте указанная разновидность действий проявилась в совершении преступления не по месту жительства или постоянного пребывания; использовании средств маскировки лица; оставлении на месте происшествия предметов, принадлежащим другим лицам, либо следов чужой обуви; надевании перчаток на ноги и носков на обувь; запутывании следов.

Таким образом, в понятие способов совершения краж на объектах водного транспорта включается для их классификации подготовка, непосредственное проникновение внутрь судов к грузу, а так же действия по сокрытию преступления. Знание факторов, влияющих на их выбор, имеет большое значение для разработки методики расследования данного вида преступлений.

§ 3. Другие элементы криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте Каждый из элементов криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте имеют свои особенности, которые и обуславливают расследование данного вида преступлений.

Рассмотрим их в следующей последовательности:

Предметом любой формы хищения могут быть только товарно-материальные ценности, а так же деньги, как всеобщий эквивалент стоимости, особый товар, выражающий цену любых других видов имущества. Наиболее часто предметом хищения становится движимое имущество См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. — М., 1997. — С. 333.

Предмет кражи, как и любая вещь, обладает качественными и количественными признаками, которые важно учитывать при выдвижении версий и решении задач расследования. Качественные признаки вещи характеризуют не только ее материальное состояние и природу, но и указывают на интересы и потребности личности преступника, несут информацию о его образе жизни, поведении, профессии, принадлежности к определенной территории и др. Например, в большинстве случаев кражи запасных частей к автотранспортной и сельскохозяйственной технике, перевозимой на объектах водного транспорта, совершают лица, имеющие такую технику в личном или служебном пользовании.

Количественные признаки предмета преступления (длина, ширина, вес, объем и т. д.) окажут помощь следователю при выдвижении версий о месте и времени совершения кражи, способе реализации материальных ценностей, количестве преступников и др.

Предмет преступного посягательства имеет множество причинно-следственных связей как с личностью субъекта преступления, так и с обстановкой, способом совершения преступления и другими элементами криминалистической характеристики.

Следующим элементом криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте, является обстановка, включающая в себя место и время совершения преступления.

Под местом совершения преступления в уголовном праве понимается конкретизированная в законе в той или иной форме территория, на которой совершаются общественно опасные деяния. Криминалистическое значение места совершения краж грузов состоит в том, что на нем остаются следы общественно опасного деяния, имеющие причинно-следственные связи с преступником, местом его проживания или пребывания, орудиями и другими носителями информации, интересующими следствие. Выбор места совершения преступления в определенной степени влияет на применение тех или иных способов совершения и сокрытия преступления, а в некоторых случаях место совершения преступления находится в зависимости от способа и времени совершения преступления.

При выборе места и времени совершения хищений преступники учитывают благоприятные условия, которые способствуют исполнению преступления: отсутствие свидетелей; беспрепятственное бегство исполнителя с места преступления; уничтожение оставленных следов; слабая освещенность объекта; отсутствие или ненадлежащая охрана и др.

Важное, а подчас решающее значение при выборе того или иного способа совершения и сокрытия преступления предается учету фактора времени. Сведения о времени в криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте, могут отражать типичное время совершения преступления (время гада, сезона, суток и др.) и продолжительность совершения определенных действий, в виде промежутка времени, обусловленного частью технологического процесса.

Установить маршрут и время следования водного транспорта, наиболее вероятные места кражи груза, а так же выявить круг лиц, которые могли быть причастны к краже груза, поможет изучение перевозочных документов, а так же акта общей формы, коммерческого акта, некоторых учетных книг и иных документов.

К перевозочным документам относится накладная, транспортная ведомость, судовой журнал. Перевозки грузов могут оформляться с использованием электронных вариантов документов. Последние заполняются и передаются с использованием технических и программных средств.

Документами, отражающими движение груза, являются книги приема груза к отправлению, прибытия груза и выгрузки. Книга приема груза к отправлению ведется по каждому пункту приема груза или в целом по порту и служит первичным документом по регистрации грузов, принимаемых к перевозке.

По прибытии в порт назначения перевозочные документы записываются в книгу прибытия грузов. При выдачи груза в книги ставится порядковый номер выдачи и ее дата. Отсутствие этих отметок означает, что отправка не выдана.

В случаях несоответствия наименования, массы или количества мест груза в натуре, данным, указанных в перевозочных документах; повреждения и порчи груза; обнаружения груза без документов или документов без груза; признаков хищения в порту назначения или в пути следования составляется коммерческий акт.

Уточнить маршрут и время движения судна, в котором обнаружена кража груза; получить сведения о том, кто, когда, какой груз сопровождал; кем, где и когда был обнаружен коммерческий брак и ряд других, важных для дела обстоятельств следователь может при изучении иных учетных документов и книг.

Механизм следообразования, Является одним из основных элементов криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте, следует представить как совокупность данных о материальных следах, их особенностях и вероятных местах локализации.

При расследовании рассматриваемой категории преступлений, следы обнаруживаются при осмотре судна, из которого был похищен груз. В связи с тем, что преступники применяют всевозможные инструменты, различного рода приспособления, автотранспорт и многие другие технические средства, возникает большая вероятность обнаружения следов их применения. В таких ситуациях существует вероятность найти следы самих преступников (следы пальцев рук, ног, обуви и др.).

Сведения о следах преступления и их носителях в криминалистической характеристике преступлений имеют связь с ее другими элементами. Как верно замечено Р. С. Белкиным, «описание надо производить или от следов применения данного способа с тем, чтобы по ним раскрывать механизм преступления, или к следам применения этого способа, чтобы, зная его, суметь обнаружить доказательства совершенного преступления, установить личность преступника и решить другие, связанные с этим задачи» Белкин Р. С. Общая теория советской криминалистики. С. 314.

Изучение следов с внешней и внутренней сторон контейнера или трюма судна, позволяет определить орудие преступления, способ его воздействия, сузить круг лиц, подозреваемых в хищении, а при обнаружении орудия взлома — произвести его отождествление.

Следы преступления необходимо искать как на контейнере, так и на самом грузе.

Механизм следообразования представляет собой процесс взаимодействия следообразующих и следовоспринимающих объектов, заканчивающийся возникновением следа. В образовании следов при совершении краж из водного транспорта участвуют типичные для данного вида преступлений следообразующие и следовоспинимающие объекты.

Зная механизм следообразования следов, можно предположить места их обнаружения. Следы содержат ценную криминалистическую информацию о личности преступника. Преступник, как следообразующий объект всегда оставляет следы, в которых содержится информация не только о событии преступления, но и его исполнителе. В процессе расследования по следам преступления можно получить информацию, относящуюся к полу, возрасту, профессии и иным качествам и свойствам личности преступника. Поэтому личность целесообразно изучать не только как следообразующий объект — источник информации о совершенном преступлении, но и как одно из важнейших средств его расследования и раскрытия.

Следующим структурным элементом криминалистической характеристики данного вида преступлений является общая характеристика личности преступников.

Изучение специальной литературы позволило объединить преступников в группы лиц, совершающих кражи грузов на водном транспорте, по роду их деятельности и обязанностей относительно груза, а так же действий и манипуляций проводимых с ним.

Первая группа — лица, имеющие отношение к обслуживанию, обработке объектов водного транспорта или доступ к ним: приемосдатчики, служащие порта, команда судна, пломбировщики контейнеров, рабочие по устранению коммерческого брака, крановщики, механизаторы, работники пожарной службы.

Вторая группа — лица, имеющие доступ к грузу и (или) причастные к его обработке: приемосдатчики, водители и экспедиторы, грузчики, представители грузоотправителя и грузополучателя.

Третья группа — лица, ответственные за перевозимые материальные ценности: охрана, сопровождающая груз, члены команды.

Четвертая группа — посторонние лица, не имеющие отношения ни к грузу, ни к работе порта.

Профессия как вид деятельности человека, формирует у него знания, умения, навыки, интересы. Известно, что каждая трудовая деятельность складывается из совокупности различных операций, постоянное выполнение которых, вырабатывает навыки и умения См.: Глазырин Ф. В. Личность правонарушителя и способ совершения преступления. Рига, 1972. — С. 92. На выбор способа совершения кражи грузов из водного транспорта влияют совокупность личностных качеств преступника и его профессиональные знания, умения, навыки.

Перечисленные элементы криминалистической характеристики краж, совершаемых на водном транспорте, отражают некоторые особенности исследуемого вида преступлений: во-первых, влияют на специфику совершения преступления, во-вторых, влияют на процесс расследования преступления, в-третьих, образуют закономерности — методику расследования преступлений.

Глава 2. Особенности возбуждения уголовных дел. Тактика следственных действий при расследовании краж на водном транспорте

§ 1. Особенности возбуждения уголовных дел Успешное расследование хищений, совершаемых на водном транспорте и изобличение лиц, виновных в их совершении в значительной степени обеспечиваются обоснованным возбуждением уголовного дела, быстрым и качественным проведением первоначальных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий. По своему содержанию стадия возбуждения уголовного дела не сводится лишь к вынесению следователем постановления. Она включает в себя систему действий и решений, направленных на выяснение действительного события и установление в нем признаков конкретного состава преступления, а так же закрепления полученных сведений.

Поводами к возбуждению уголовного дела, по рассматриваемой категории преступлений, чаще всего выступают: заявления потерпевшего; явки с повинной; сообщения отдельных граждан о преступлении; сообщения о задержании на месте с поличным; получение оперативного донесения об обнаружении несохранности с признаками хищения.

Факт получения информации о преступлении из указанных выше источников, кроме заявлений о преступлении и явки с повинной, в соответствии со ст. 143 УПК РФ оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, который и будет иметь значение повода для возбуждения уголовного дела, начала уголовно-процессуальной деятельности по исследуемой категории дел. Рапорт, как вытекает из буквального состояния закона, должен составляться в момент получения первичной информации См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. В. Мозякова. — М., 2002. — С. 323.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой