Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование и управление государственной поддержкой инновационной деятельностью творческой молодёжи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если сегодняшняя тенденция старения кадров сохранится, то к 2015 году средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук — 56 лет (средняя продолжительность жизни мужчины в России в 2003 году составила 59 лет, женщины — 72 года) и может возникнуть реальная угроза утраты кадрового потенциала российской науки и высшего образования. Рост численности аспирантов… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Анализ методов и форм привлечения учащейся молодёжи к научно-технической и инновационной деятельностям. Разработка и исследование организационно-методического обеспечения научно-технической деятельности молодёжи.

1.1. Анализ образовательных технологий, отвечающих экономике знаний и инновационной культуре.

1.2. Исследование методов привлечения учащейся молодёжи к научно-технической деятельности.

1.3. Формы организации научно-технической деятельности учащейся молодёжи.

1.4. Анализ научно-технической и инновационной деятельностей студенческих творческих коллективов.

1.5. Выводы.

Глава 2. Анализ существующих методов и форм поддержки научно-технической и инновационной деятельности творческой молодёжи.

2.1. Целевые федеральные программы: программа «Старт», программа Участник молодёжного научно-инновационного конкурса («Умник»), «Ползуновские гранты».

2.2. Региональные и университетские программы.

2.3. Методы и формы поддержки инновационной деятельности творческой молодёжи за рубежом.

2.4. Проблемы, сдерживающие инновационную деятельность СТК.

2.5. Выводы.

2.6. Постановка задачи.

Глава 3. Разработка информационного обеспечения формирования и управления федеральными целевыми программами.

3.1. Математическая модель процесса формирования федеральной целевой программой на примере поддержки инновационной деятельности.

3.2. Математическая модель процесса управления федеральной целевой программой.

3.3. Алгоритмическая и программная реализация методики формирования федеральной целевой программой на примере поддержки инновационной деятельности.

3.3.1. Исходные данные.

3.3.2. Целевые индикаторы результатов программы.

3.3.3. Описание алгоритма функционирования системы формирования целевых инновационных программ.

3.3.4. Описание программы.

3.5. Выводы.

Глава 4. Разработка государственной программы поддержки инновационной деятельности творческой молодёжи в научно-технической сфере.

4.1. Обоснование необходимости реализации государственной программы поддержки инновационной деятельности творческой молодёжи в научно-технической сфере.

4.2. Методика формирования возможных мероприятий программы.

4.3. Формирование этапов программы, выбор целевых индикаторов мероприятий и расчёт необходимых объёмов финансирования мероприятий программы.

4.4. Разработка технологии финансирования программы.

4.5. Выводы.

Проектирование и управление государственной поддержкой инновационной деятельностью творческой молодёжи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научная общественность страны неоднократно обращала внимание на негативные последствия пассивного подхода к решению проблем научных структур, в результате чего неизбежное сокращение численности занятых в науке приняло недопустимый характер экономического вытеснения активных, прежде всего молодых, кадров из этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. Консервативный механизм подбора кадров, в первую очередь в академических институтах (отсутствие эффективной ротации кадров, почти полная зависимость карьерного роста от ученой степени, особенно в институтах гуманитарного профиля), низкая оплата труда затормозили приток молодежи в науку. Серьезной проблемой стала неудовлетворенность высокой доли исследователей оплатой труда, социальными гарантиями, финансовым обеспечением исследовательских работ, условиями международной научной коммуникации.

Если сегодняшняя тенденция старения кадров сохранится, то к 2015 году средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук — 56 лет (средняя продолжительность жизни мужчины в России в 2003 году составила 59 лет, женщины — 72 года) и может возникнуть реальная угроза утраты кадрового потенциала российской науки и высшего образования. Рост численности аспирантов не сопровождался ростом эффективности аспирантуры. Доля защитивших диссертацию в составе выпускников аспирантуры в вузах колеблется на уровне 30%.

За период 1987;2005 гг. из страны эмигрировали около 30 тысяч человек, работавших в отрасли «Наука и научное обслуживание». К 2010 г. Европейскому Союзу для того, чтобы поддержать уровень социального обеспечения на нынешнем уровне, потребуется около 700 000 новых исследователей, часть из которых может быть привлечена из России. Однако в научных организациях России не хватает около 175 тысяч человек, или 21% численности персонала, занятого в 2005 г. исследованиями и разработками.

Возникшие неблагоприятные тенденции и дисбалансы способны уже в обозримом будущем поставить под вопрос научно-техническую суверенность 4 страны и должны рассматриваться как реальная угроза ее национальной безопасности.

С другой стороны на сегодняшний момент нельзя не заметить стремительно растущий спрос на высококвалифицированных специалистов, обладающих как способностью работать в современных условиях, так и знанием современных технологий разработки. При этом складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, предприятия испытывают острейший кадровый голод, а, с другой стороны, молодые специалисты не могут занять эти вакансии из-за отсутствия опыта работы.

Таким образом, сейчас системы образования и подготовки научных кадров должны отвечать двум важнейшим потребностям современной экономики:

— обеспечивать развитие научной грамотности среди молодых слоев населения;

— осуществлять подготовку, начиная со школы, а затем в вуземолодых специалистов, обладающих навыками исследовательской и конструкторской-деятельности, умеющих продвигать результаты своего интеллектуального труда к потребителям, т. е. по сути, речь идёт об овладевании навыками инновационной деятельности. Данные потребности вызывают интеграционные процессы науки и образования. Эти потребности, или, как подчас говорят, вызовы, могут получить свое удовлетворение при определенном развитии и трансформации системы организации образования и науки, поддерживаемой государством. Как и во всём мире, так и у нас инновационная деятельность, особенно на ранних её этапах, поддерживается госбюджетным финансированием из различных Фондов.

И наиболее главными критериями такой поддержки являются: комплексность, адресность, достаточность, масштабность охвата регионов, удобство осваивания финансовых средств, результативность, наличие мотивация для молодёжи — все эти критерии позволяют оценить эффективность государственной поддержки инновационной деятельности и актуальность данной работы, подтверждается исследованиями, проведёнными автором для повышения значений этих критериев.

Цель работы заключается в повышении эффективности управления государственной поддержкой научно-технической и инновационной деятельности студенческих творческих коллективов (СТК) за счёт формирования и реализации индивидуальных траекторий развития СНТК на основе созданного в работе организационно-методического и информационного обеспечения.

Объектом исследования работы является экономическая система государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности творческой молодёжи.

Предмет исследования работы являются методы управления экономической системой на этапе её формирования, прогнозирования результатов, реализации и анализа результатов.

Методы исследования — системный анализ, экономо — математическое моделирование и регрессионный анализ.

Научная новизна работы заключается в использование теоретико-множественного подхода для формирования содержания федеральных целевых программ (ФЦП) и регрессионного анализа при реализации ФЦП.

Теоретическая значимость результатов заключается в разработке и реализации на основе информационных технологий новых принципов эффективного управления адресной государственной поддержкой различных важных для развития экономики страны видов деятельности предприятий, творческих коллективов, общественных организаций, что является существенным теоретическим вкладом в теорию управления экономическими системами.

Прикладная ценность результатов заключается в инвариантности предлагаемого подхода к предметной области государственной поддержки и характеристикам поддерживаемой" инфраструктуры, что открывает перспективу использования разработанных методик для управления государственной поддержкой в любой области народного хозяйства на любом инфраструктурном уровне.

На защиту выносятся:

• анализ методов и форм существующей в РФ государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности творческой молодёжи;

• математическая модель формирования содержания и оперативного управления федеральной целевой программы государственной поддержки инновационной деятельности;

• формализованная методика формирования содержания и оперативного управления ФЦП государственной поддержки инновационной деятельности;

• алгоритмы и программное обеспечение инструментальных средств автоматизированного проектирования в сфере государственного менеджмента;

• федеральная целевая программа государственной поддержки СТК.

4.5. Выводы.

Обоснована необходимость создания целевой федеральной программы поддержки научно-технической и инновационной деятельности СТК.

Показано применение разработанной формализованной методики на примере формирования целевой федеральной программы поддержки научно-технической и инновационной деятельности СТК.

Показана возможность использования разработанной формализованной методики для формирования конкурсной документации. г ' '.

Заключение

.

В настоящее время одной из центральных тенденций мирового развития является формирование новых геополитических полюсов, которые будут играть ведущие роли на мировой арене, в том числе в глобальной мировой экономике, в течение ближайших десятилетий. Россия должна занять достойное место в будущей истории мировой цивилизации, однако для этого необходимо удовлетворять требованиям, предъявляемым международными сообществами, одним из которых является повышение конкурентоспособности валового национального продукта. Выпуская продукцию, способную конкурировать с аналогами зарубежных производителей на внутреннем и мировом рынке, отечественные компании обеспечивают конкурентоспособность страны в целом.

Благодаря тому, что степень насыщения потребительских рынков постоянно повышается, для многих рынков производителей характерна тенденция усиления конкуренции. Главным методом конкурентной борьбы становится повышение качества продукции, то есть способности удовлетворять существующие или потенциальные потребности потребителя, при сокращении издержек. Реализация данного метода невозможна без инновационных проектов, позволяющих воплотить новые идеи в готовый массовый конкурентоспособный продукт. «Мы не можем решить проблемы, основываясь на том же мышлении, которое мы использовали, когда их создавали». Перефразируя это высказывание Альберта Эйнштейна, можно утверждать, что нельзя решить задачу повышения конкурентоспособности отечественной продукции, используя те же идеи, технику и технологии, что применяли ранее. Роль инноваций в развитии экономики страны трудно переоценить, поскольку именно они позволяют удовлетворять постоянно меняющиеся потребности рынка. Настоящая работа как раз и посвящена проблемам создания и управления федеральными целевыми программами поддержки научно-технической и инновационной деятельностью творческой молодёжи, работающей в СТК. Предлагаемая в работе методика формирования содержания целевой программы поддержки носит системный характер, что обеспечивает комплексность и полноту разрабатываемой программы и полностью оснащена инструментальными программными средствами, автоматизирующими процесс проектирования целевых программ. В дальнейшем, при создании информационного портала СТК, разработанные инструментальные средства могут быть использованы каждым СТК для проектирования своей индивидуальной траектории развития инновационной деятельности и расчёта необходимой для этого государственной поддержки, а затем на основе этих расчётов создать федеральную программу поддержки инновационной деятельности СТК, обеспечивающей максимальную адресность и конкретность, а следовательно максимальную эффективность государственной поддержки. В работе также предлагается для повышения эффективности оперативного управления целевой программой использовать математическую модель программы в виде системы линейных регрессионных уравнений. Такой подход позволит определить минимальные объёмы госбюджетного финансирования целевойпрограммы необходимые для достижения требуемых значений целевых индикаторов. В дальнейшем, для построения адекватной математической модели, необходимо найти значения всех коэффициентов уравнений регрессии, оценить их значимость с помощью статистических критериев, а это возможно сделать только на основе анализа результатов после 2−3 лет реализации целевой программы. Эти работы выходит за рамки настоящей работы и может быть, темой отдельного исследования. Необходимо отметить инвариантный к предметной области характер предлагаемых методик и моделей, что позволяет их использовать для проектирования и управления целевыми программами в любых отраслях экономики страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Николаев, Б. К. Лисин «Инновационная культура как культура перемен» (проблема, задачи, дефиниции, предложения). Журнал «Инновации» 2−3, (49−50), март-апрель, 2002 г.
  2. F. W. Taylor. The Principles of Scientific Management. New York, Harper and Brothers. 1911r.
  3. С. I. Barnard. The functions of the hxecutive. Cambridge, MA., Harvard University Press. 1938 r.
  4. H.A.Simon. Administrative Behavior. New York, Macmillan. 1945 r.
  5. J. B. Quinn. Intelligent Enterprise: A knjwledge and Service Based Paradigm for Industry. New York, The Free Press. 1992r.
  6. B. JI. Макаров. «Экономика знаний: уроки для России» Вестник РАН. № 5, 2003 г. С. 450−456.
  7. Д.С. Львов, В. Г. Гребенников, Е. В. Устюжанина. «Концепция национального имущества» Вопросы экономики, № 7, 2001 г. С. 139−156.
  8. А.Л. Гапоненко. «Управление знаниями». М., ИПК госслужбы, 2001 г.
  9. C.F. Михнева. «Интеллектуализация экономики- инновационное производство и человеческий капитал.» Инновации, JVs 1,2003 г.
  10. А.Н: Крыштафович: «Управление- знаниями — перспективное направление менеджмента» Менеджмент в Россин и за рубежом, N1, 2003 г.
  11. А.К. Евдокимов* «Научно-исследовательская- работа, студентов- в- условиях интенсивного обучения ввузе» Доклады Педагогического симпозиума-«Проблемы молодежного научного творчества" — Ml: НТА «АПФН», 2002 г. стр. 20−23•
  12. А.О. Карпов: «Научное познание и системогенез современной школы». // Вопросы философии. 2003. — № 6.-стр. 37−53.
  13. Д.А.Махотин «Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального: образования», журнал «Качество инновации» № 1(13), январь-март, 2005
  14. И- Л. Зимняя «Педагогическая психология: Учебное пособие». Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  15. F. Л. Ильин «Научно-педагогические школы: проективный' подход». Монография. М.: Исследовательский центр проблем, качества подготовки специалистов, 1999 г.
  16. О- Л. Соловьева «СТАРТ» Сохраняя традиции, к новым тенденциям*Журнал ИННОВАЦИИ 11 (98), декабрь, 2006 г.20: Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325. 2 Г. Перечень поручений президента от 4 августа 2006 г. № Пр-1321
  17. В. В. Евстигнеев, С. В. Новоселов, А. А. Максименко «Десять лет федеральной программе «Студенты и аспиранты малому наукоемкому бизнесу — ПОЛЗУНОВСКИЕ ГРАНТЫ»» Журнал ИННОВАЦИИ 10 (87), декабрь, 2005
  18. А. О. Карпов «Об одном системном подходе к развитию научного образования и научно-инновационной деятельности молодежи» «Инновации в образовании» № 6,2004 г.
  19. А.О. Карпов «Императив познавательной свободы в научном образовании» Философские науки. 2003. — № 6. стр. 104−125.
  20. А. И. Каширин, А. С. Семенов «Проблема современного этапа инновационного развития России -дефицит финансирования на «посевной» стадии». Журнал ИННОВАЦИИ С-Петербург 9 (107), сентябрь, 2007
  21. Е. В. Попова «Как стимулировать внедрение в производство технологий, изобретенных в государственных НИИ и вузах?» Журнал ИННОВАЦИИ С-Петербург № 1 (88), февраль, 2006
  22. В. Б. Симонов «Нормативно-правовые проблемы в инновационной деятельности высшего учебного заведения» Журнал ИННОВАЦИИ С-Петербург (ЮЗ), май, 2007
  23. М. В. Волынкина. «Проблемы правового обеспечения инновационной деятельности в России». III окружная инновационная конференция.
  24. Часть 1 (Закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ) и ч. 2 (Закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ) Налогового кодекса РФ.
  25. Приказ Минфина РФ от 30.09.1999 г. № 64-Н.
  26. Закон от 11.11.2003 г. № 139-Ф3 Налогового кодекса РФ.34. «Управление в высшей школе: опыт, тенденции и перспективы развития.» Аналитический доклад Руководитель авторского коллектива В. М. Филипов. М.: Логос, 2005.
  27. Science and Innovation Statistics OECD 2004. http://www.oeccl.org
  28. Основы политики России до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576). СПС «Гарант».
  29. Доктрина развития российской науки. Указ Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 г. СПС «Гарант»
  30. Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике № 127 -ФЗ (с изменениями от 23.12.2003 г.). СПС «Гарант».
  31. И. Нонака, X. Такеучи. Компания создатель знания. Зарождение и развитиечинноваций в японских фирмах. М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
  32. Л.Т.Кузин. «Основы кибернетики», М., НАУКА, 1961 год
  33. И.П. «Об одном подходе к оценке эффективности деятельности высшего учебного заведения» Москва, июль2004г.,№ 3(11), журнал «Качество, инновации, образование»
  34. И.П. «Методические основы проектирования и управления при реализации государственной поддержки инновационных программ».
  35. I Международный симпозиум «Качество, инновации, образование и CALS-ТЕХНОЛОГИИ» материалы симпозиума сборник статей, г. Хургада, Египет, апрель 2007 г.
  36. МитрофановаИ.П. «Методические основы эффективного проектирования и-управления при реализации государственной поддержки инновационных программ». Журнал «ИННОВАЦИИ Москва, 4(102), апрель, 2007в
Заполнить форму текущей работой