Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский анализ семейных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация. Основные положения и результаты работы были представлены автором на научных конференциях разного уровня (IX Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения». 11−12 декабря 2008 г., ИНИОН РАН, МоскваXVI Международные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование», 27 января — 2 февраля 2008 г., ИФ РАН, МГУ им. М. В… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С
  • Глава I. Семья как социальная субстанция
    • 1. Природа семьи. Концепции происхождения и сущности семьи. С
    • 2. Историческое бытие семьи и брака в эволюции общества. С
    • 3. Роль традиционной семьи в культуро-созидательном процессе. С
  • Глава II. Семейные ценности и их онтологический статус
    • 1. Семья как универсальная ценность социума. С
    • 2. Частная жизнь. Нравственные регулятивы сексуальных и социальных отношений в семье. С
    • 3. Проблемы семьи и брака в современном социуме. С

Социально-философский анализ семейных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном цивилизованном мире семья представляется основой культуры, благоприятной средой для социализации личности, трансляции ценностей и традиций. Именно семья поддерживает общество в константном состоянии и первой реагирует на любые социальные трансформации. Семья — это понятие, которое традиционно занимает ведущее место среди других ценностных установок сознания каждого человека. Именно семья ассоциируется со стабильностью и личным благополучием. Семейный очаг — это не только крепкий союз двух любящих людей, но и ячейка общества, где происходит первичная социализация новых поколений.

В современной России традиционная семья находится в состоянии конкуренции с новыми формами семьи и брака — гостевым, групповым, однополым браками, виртуальной семьей и так далее. Представляется, что это напрямую связано с системным духовно-нравственным кризисом российского общества конца XX — начала XXI вв. и внедрением через СМИ ценностей западного образа жизни. Последствия этого заметны до сих пор: деконструкция системы ценностей, подверженность внешним влияниям, социальная дезорганизация, отсутствие четких критериев общественного идеала, «одиночество человека в толпе».

Одна из главных проблем нашей страны, требующая скорейшего разрешения, демографическая: численность населения сокращается, а отрицательный индекс прироста (на 2007 год: -0,5%) свидетельствует об угрозе депопуляции. Это напрямую связано с кризисом семьи не только как социального института, но и как сферы духовного единения людей. Подвергается сомнению обоснованность онтологического, аксиологического и культуротранслирующего значения семьи как базового компонента социума.

В сложившихся условиях необходима философская рефлексия проблем семьи и брака. Рассмотрение семьи в тесной связи с социокультурной реальностью позволит выработать новую стратегию развития российского общества, более четко выявить смысл и функции семьи в современном социуме. Семья — это воспитательная среда, где закладываются нравственные ориентиры, навыки коммуникации и модели жизненного поведения человека. Семья является связующим звеном всех сторон человеческого бытия, скрепой его внутренней и внешней идентичности.

Степень разработанности. Существует объемный пласт литературы, посвященной исследованию семьи и брака. Данная проблематика волнует.

I 2 7 не только философов, социологов, демографов, психологов и педагогов, но также привлекает внимание культурологов, юристов, экономистов, деятелей культуры и искусства, публицистов, СМИ, политических деятелей и имеет широкий общественный резонанс.

Все большую активность в исследовании проблем семьи и путей выхода из неблагоприятной ситуации проявляют представители религии,.

1 Голод, С. И. Семья и брак: историко-содиологический анализ. — СПб., 1998; Лисовский, В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья (социологическое исследование). — СПб., 2003; Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII — XX вв.). — М., 1997; Фотеева, Е. В. Семья в современном буржуазном мире. — М., 1988; Эволюция семьи и семейная политика в СССР/ отв. ред. А. Г. Вишневский. — М., 1992; Антонов, А. И. Микросоциология семьи: методологические исследования структур и процессов. — М.: NOTA BENE, 1998.

2 Волков, А.Г. — Семья — объект демографии. — М., 1986; Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). -М., 1978.

3 Гребенников, И. В. Основы семейной жизни. -М., 1991; Шуман, С. Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. — Мн., 1989; Ароне, К. Развод: крах или новая жизнь? -М., 1995; Рюриков, Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра. — Барнаул, 1988. особенно Русской Православной Церкви. Издаются журналы, книги1, проводятся конференции, семинары, форумы, кинофестивали духовно-просветительской направленности по семейной тематике. Православные исследователи стремятся актуализировать наследие прошлого для решения проблем настоящего, их работы отличает высокий теоретический уровень и глубокий социально-психологический анализ, знание реальных проблем российского социума.

При разработке собственного понимания семьи автор опиралась на труды B.C. Соловьева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, И. А. Ильина, Ф. Энгельса, П. А. Сорокина, Г. Зиммеля, Э. Фромма, В. М. Розина, в исследованиях которых семья выступает как многосложное социальное явление, основа жизни общества и человека.

Семья как важнейших элемент социальной структуры рассматривается в работах Платона, Аристотеля, JI. Моргана, Т. Парсонса, Э. Тоффлера, Ю. И. Семенова, Ю. Г. Волкова, Н. Смелзера, А. И. Антонова, Р. Зидера, историко — юридические аспекты семейно-брачных отношений народов Европы отражены в трудах Д. В. Дождева, А. Б. Егорова, И. Ш. Шифмана, Ф. Ф. Зелинского, И. Пухана, М. Поленак-Акимовской, в коллективном труде «Женщина, брак и семья в Европе до начала нового времени».

О семье как компоненте традиционной культуры писали Л. П. Найденова, И. Н. Смирнов, С. Д. Домников, А. В. Захаров, Ф. С. Тумусов, Г. Лисичкин,.

1 Сысоев, Д. (священник). Брак с мусульманином. — М., 2007; От любви к Любви (призвание брака): сб. ст./ Григорий (БогословСвятитель), Антоний (митрополит Сурожский), И. А. Ильин, С. Аверинцев. — М., 2005; Брак у всех да будет честен.:Сб. ст./Серафим (Роузиеромонах), Паисий Афонский (старец), А. Ф. Романова (императрица) и др.- сост. А. Баранов. — М., 2007; Балашов, Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2001; Шугаев, И.(священник) Как сохранить семью. — М., 2007; Пестов, Н. Е. Пути совершенной радости: Сущность и цели брака. — М., 2006; Дыхание любви (о семье и воспитании). — М., 2007.

2 Розин, В. М. Судьба молодой семьи. — М., 1990; Розин, В. М. Природа любви. — М., 1993; Розин, В. М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. — М., 2006.

JI.H. Пушкарева, Г. М. Пурынычева, В. Г. Федотова, Е. И. Кукушкина, другие ученые.

Проблемы семьи в контексте исторического процесса исследованы М. Монтенем, Ф. Энгельсом, А. С. Агавеляном, С. И. Голодом, С. Д. Мезенцевым, В. Т. Пуляевым, а также коллективом авторов под руководством Ю. Л. Бессмерного в серии работ «Человек в кругу семьи» и «Человек в мире чувств». Вопросы любви и сексуальных отношений в семье разработаны А. Шопенгауэром, 3. Фрейдом, Ж.-П. Сартром, С. де Бовуар, А. Маслоу, М. Фуко, С. Жижеком, Э. Берном, A.M. Свядощем, Н. Ходаковым.

Объектом исследования является семья в социокультурном измерении.

Предмет исследования — семейные отношения в контексте исторических, социальных и духовных трансформаций.

Целью диссертационного исследования является социально-философское осмысление семьи как сферы общественной, частной и личной жизни человека.

Достижение цели конкретизовалось в постановке следующих задач:

— исследовать историческое бытие семьи в эволюции общества;

— обосновать необходимость актуализации ценностей традиционной семьи и нравственных регулятивов в условиях глобализации как факторов сохранения национальной идентичности;

— осуществить концептуальный анализ онтологических (базовых) оснований семьи как общественной ценности в социокультурном контексте.

Методологические основания исследования. Междисциплинарный характер работы потребовал построения сложной методологической схемы. Принципы объективности, системности, социального детерминизма позволили рассмотреть семью в различных социально-исторических контекстах. На основе принципов историзма, диалектики было изучено историческое бытие семьи в эволюции общества. Антропный принцип был положен в основу исследования семьи как феномена частной жизни человека, моделей сексуальных отношений супругов, влияния семьи на формирование мировоззрения и мировосприятия личности. Структурно-функциональный анализ, институциональный и социокультурный подходы дали возможность оценить значение семьи для стабилизации социума в период трансформацииметод сравнительного анализа (при сопоставлении светских и религиозных концепций семейных отношений) и деятельностный подход позволили реконструировать модель традиционной семьи в условиях национально-конфес-сиональной специфики Поволжья. Социально-философский подход (категориальный анализ) в методологической позиции диссертанта соединен с аксиологическим анализом, с неокантианским и этическим подходами (при изучении ценности моральных норм семейной жизни), с историческими реконструкциями, социальным моделированием, с приемами феноменологии, антропологии, герменевтики (когда исследуется семейное воспитание, сексуальные отношения супругов, смысл и значимость семьи как ценности).

Научная новизна. Научная новизна состоит в разработке концептуальной схемы социально-философского анализа семьи и определении контуров адаптационной модели семейных отношений в рамках трансформирующегося социума:

1) предложена гипотетическая модель влияния социальных механизмов на формирование типа семьи, в рамках которой семья представляется центральным звеном всех сфер жизни человека, стволовой клеткой общественного организма. Она призвана гармонизировать бытие личности и обеспечить эффективное взаимодействие человека и социума. Общество заинтересовано в выполнении семьей ряда функций, обеспечивающих его стабильное существования и развитие;

2) выявлена стабилизирующая роль традиционной семьи в культуро-созидательном процессе, реконструированы основные типы семьи для региона Поволжьяпредставляется, что традиционные семейные ценности являются фактором сохранения национальной идентичностиустановлено, что для поступательного и гармоничного общественного развития необходима государственная идеологическая поддержка традиционных типов семьи и моделей внутрисемейного поведениявнесено уточнение категории «частная жизнь» в контексте социально-философского анализа семьи, предложены контуры частной жизни, ее структураз) проанализированы базовые основания семьи в современном социокультурном контексте, обоснован онтологический смысл семьи как универсальной ценности социумаустановлено, что семья обеспечивает удовлетворение базовых биологических и социальных потребностей, стабилизирует эмоционально-психическую, сексуальную жизнь людей, формирует активную, ответственную жизненную позицию, содействует самореализации личности в иных сферах жизнедеятельности человека.

В результате проведенного исследования обосновываются следующие положения, выносимые на защиту:

1) историческое бытие семьи как базового института общества подвержено влиянию ряда социальных механизмов управления людьми (обычай, общественное мнение, законодательство, религиозные установления), которые формируют различные типы семейных отношений исходя из особенностей социокультурной ситуации. На разных этапах человеческой истории и в зависимости от типа общественной организации превалировал один из социальных механизмов;

2) традиционная семья, детерминированная национально-конфессиональной спецификой бытия народов, конституирует социум и направляет общественные силы в созидательное русло. Традиционная семья способствует трансляции ценностей и моделей поведения, функционирующих в обществе, обеспечивает конструктивную межпоколенную коммуникацию, передачу социального опыта и не препятствует развитию гармонически развитой личности. Традиционные семейные ценности выступают как главные факторы сохранения национально-конфессиональной идентичности. Актуализация традиционного наследия семейных отношений народов России позволит в определенной степени решить ключевые проблемы современного российского государства и социума;

3) семья предстает как важнейший социальный фактор, обладает значением для структурирования общества как сферы совместного бытия людей, координации их действий и направления социального развития в позитивное русло. Она является универсальной социальной ценностью, так как онтологически обосновывает необходимость общежития людей в рамках государства и общества, осуществляет первичный социальный контроль и имеет возможность неявного управления в сфере личной и частной жизни человека, обладает ключевой функцией воспроизводства и воспитания новых поколений, располагает потенциалом апробации инновационных социальных изменений в условиях трансформирующегося общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Концептуальные разработки диссертационного исследования позволяют создать образ семьи и семейного воспитания, который мог бы эффективно способствовать решению назревших проблем России. Диссертант предлагает свое видение означенных проблем. Возрождение идей коллективной ответственности, семейной солидарности, трудового воспитания содержат положительный потенциал для использования в моделях социализации детей и молодежи. Результаты исследования применимы в вузовских курсах по социальной философии, этике, религиоведении, истории, а также при разработке спецкурсов «Этика семейных отношений», «Философия любви», «Молодая семья и ее проблемы», а также при создании концепций семейной, молодежной политики как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях, перспективных планов развития воспитательной работы в вузах и школах.

Апробация. Основные положения и результаты работы были представлены автором на научных конференциях разного уровня (IX Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения». 11−12 декабря 2008 г., ИНИОН РАН, МоскваXVI Международные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование», 27 января — 2 февраля 2008 г., ИФ РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, РАО РАН МоскваVIII Международная научная конференция «Россия: ключевые проблемы и решения». 18−19 декабря 2007 г., ИНИОН РАН, МоскваIV Международная конференция «Человек в современных философских концепциях» под эгидой ЮНЕСКО. 28−31 мая 2007 г., ВолГУ, ВолгоградXXII Международная студенческая конференция по финноугроведению «IFUSCO-2006». 18−22 мая 2006 г., МарГУ, Йошкар-ОлаXIV Международная междисциплинарная научная конференция молодых ученых «ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ» 8−28 декабря 2005 г., СПбГУ, Санкт-ПетербургВсероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Семья в социокультурном измерении». 17−18 декабря 2008 г., МарГТУ, Йошкар-ОлаВсероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Культура: Россия и современный мир». 14−16 мая 2008 г., МарГТУ, Йошкар-ОлаIII Всероссийская научная конференция «Молодежь — будущая Россия», 12−13 февраля 2008 г., ИНИОН РАН, МоскваII Всероссийская научная конференция «Национальная идентичность России и демографический кризис», 15 ноября 2007 г., ИНИОН РАН, МоскваВсероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Трансформирующаяся Россия: проблемы государственной молодежной политики». 15−16 ноября 2007 г., МарГТУ, Йошкар-ОлаВсероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Проблемы становления гражданского общества в России». 14−15 мая 2007 г., МарГТУ, г. Йошкар-ОлаVI Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) по проблемам межкультурной коммуникации «Языки, культуры, этносы: современные педагогические технологии в формировании языковой картины мира». 17 апреля 2007 г., МГПИ им. Н. К. Крупской, Йошкар-ОлаВсероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Духовно-нравственные ценности и ориентиры современной российской молодежи: взгляд в будущее». 11−12 мая 2006 г., МарГТУ, Йошкар-ОлаФестиваль студентов и молодых ученых, посвященный 40-летию ЧГУ им. И. Н. Ульянова «Человек. Гражданин. Ученый», октябрь 2007 г., ЧГУ и им. И. Н. Ульянова, ЧебоксарыV Региональная научная конференция «Гендерные исследования в гуманитарных науках».30 марта 2006 г., МарГУ, Йошкар-Ола и других), на аспирантском и методологическом семинарах кафедры философии и центра гуманитарного образования МарГТУ, в статьях и тезисах по исследуемой проблеме.

Апробация наработанного материала осуществлялась в ходе преподавания курса философии, при организации и в работе клуба «Молодая семья» в Марийском государственном техническом университете (2005 — 2008), а также в ходе преподавания курсов «История мировых религий», «Историческая география» в Марийском государственном университете (2005 — 2008).

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры философии МарГТУ и кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Структура диссертационного исследования определена целью и задачами работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы, состоящего из 158 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Семья — сложный феномен социального бытия, который интегрирует все сферы жизнедеятельности человека, генерирует смыслы и концепции социальной практики субъекта, аксиологически обосновывает совместное существование людей и их воспроизводство. В социально-философском знании нет однозначного определения данного понятия, отражающего всю специфику и многоаспектность семейно-брачных отношений как формы со-бытийствования мужчины и женщины и их потомства. Семья — это целокупность социальных связей и отношений, хозяйственно-бытового уклада, любовно-интимных переживаний, социализации и воспитания подрастающего поколения, «нервный центр» общественного организма. Она характеризуется осуществлением ряда функций, которые раскрывают ее сущностную специфику, стабилизируют социум, транслируют базовые матрицы выживания, способствуют созданию условий для социальных и ментальных трансформаций человека и социума.

Общество может моделировать тип семейно-брачных отношений исходя из необходимости приспособления к меняющимся социокультурным условиям. В диссертационном исследовании выдвинута гипотетичная модель социального механизма воздействия на семью, как социальный институт, для ее модернизации. Представляется, что одним из первых элементов в механизме можно назвать обычай, который регулирует прежде всего внутрисемейные и межсемейные отношения, этот механизм наиболее устойчив к изменениям. Общественное мнение — следующий элемент социального механизма, охватывающий широкий спектр взаимоотношений людей в рамках добрачного, внебрачного и семейного жизненного уклада. Законодательство — наиболее формализованный элемент общественного механизма воздействия, имеет методы не только эмоционально — речевого воздействия, но и физического например, изоляция, казнь, телесные наказания) воздействия на нарушителя общественного порядка, в том числе семейного уклада. Высшими регулятивами семейно-брачного поведения представляются религиозные установления, которые задействуют волевые и духовные, сознательные компоненты личности человека, создают иллюзию саморегуляции и позволяют человеку сделать выбор в пользу нравственного поведения в сфере межличностных семейных отношений.

В ходе культуро-созидательного процесса социум использовал все эти механизмы, но с учетом национально-конфессиональных особенностей. В результате на продолжительное время господствующим типом стали моногамные патриархальные семейно-брачные отношения, получившие название традиционная семья. Она стабилизировала социум, обеспечивала поступательное развитие, воспроизводство населения и консервацию хозяйственно-бытового уклада. С появлением новых форм государственного устройства (либерализм, социализм) начинается дискредитация традиционной семьи как фактора стагнации, регресса общественной жизни и личностного развития. В современном мире эта дискредитация привела к кризису отношения к семье вообще, породила новые формы брака и семьи, которые не выполняют полностью всех возложенных на них функций традиционной семьи. Часть из функций (социализация, воспроизводство, хозяйствование) переданы другим общественным институтам (образованию, медицине, частным фирмам), которые также не могут соперничать с семьей в качественном исполнении функций. Анализ современных проблем российского государства и социума показал, что для решения ряда вопросов (функционирования государственной власти, экономического неравенства, мотивации к труду, патриотизма, религиозной свободы, нравственности, здорового образа жизни, межличностной коммуникации) обоснованной будет актуализация традиционного наследия семейно-брачных отношений народов России, имеющих богатый положительный потенциал.

Семья может выступать универсальной ценностью социума, так как одновременно является предметной (сфера межличностного взаимодействия, хозяйственно-бытовой, производственной деятельности), духовной (сфера духовного единения, взаимопомощи, уважения и любви), социальной (сфера структурных отношений между человеком и социумом в рамках частной жизни субъекта) ценностью. Семья является не только ценностью в сознании почти каждого человека, но и выходит на уровень общечеловеческих ценностей, по мнению JI.H. Столовича, «однотипность структурных отношений индивида и общности, фиксируемых ценностными категориями, дает основание для приписывания явлениям, обозначаемым этими категориями, общего ценностного значения"1. Семья — это универсальная модель репродуктивного взаимодействия мужчины и женщины, работающая до сих пор.

Частная жизнь человека концентрируется вокруг семьи, вся палитра человеческого взаимодействия представлена в семейных отношениях. Одной из самых закрытых сфер частной жизни была, до недавнего времени, сексуальная, доступ к ней был ограничен возрастным цензом и браком вообще. В настоящее время произошел переворот в понимании места и роли сексуальности в человеческой жизни, предпосылкой данного процесса является распространение учения 3. Фрейда о либидо и детской сексуальности. В современном мире самым неоднозначным образом решается проблема подростковой сексуальности, которая считается допустимой, но исключительно в рамках развлечения, «без последствий» (то есть без зачатия детей). Развращение детей и подростков происходит посредством массовой культуры, СМИ и Интернета, которые, ссылаясь на свободу слова, не ограничивают свою деятельность с учетом моральных норм, возрастных особенностей аудитории. На наш взгляд, частная жизнь поменялась местами с публичной, что провоцирует дальнейшее развитие духовно-нравственного кризиса в России и мире.

1 См.: Столович, JI.H. Об общечеловеческих ценностях// Вопросы философии. 2004. № 7. С. 94.

Проблемы семьи в современном социуме многообразны и разноплановы, требуют комплексного подхода к исследованию. В качестве главных можно выделить снижение ценности семьи на уровне обыденного сознания, появление множества форм семейно-брачных отношений, нетрадиционных для России и являющихся вариациями на тему первобытного промискуитетадоктрина «Золотого миллиарда» и главные проводники этой политики — центры планирования семьи, недостаточное внимание государства к проблемам молодой семьи (только в 2007 г. в России вводится национальный проект ипотечного кредитования молодых семей). Немалую роль в популяризации разрушительных явлений социальной действительности играют СМИ, которые взяли на себя функции нравственных учителей, не соблюдая при этом норм общественной морали. Диссертант предложила возможный вариант комплекса мер для поддержания ценности семьи и брака в общественном сознании и нейтрализации негативных тенденций в семейно-брачных отношениях. Усилия должны быть совместными — и государство, и общество, и каждый человекзаинтересованы в стабильном и гармоничном развитии, прогрессе и сохранении человечества в целом. Семья обладает мощным потенциалом для духовно-нравственного, культурного, социального, государственного возрождения России на началах любви, справедливости, ответственности, добра и свободы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антоний (Блум- митрополит Сурожский). Брак и семья / Антоний (Блум- митрополит Сурожский). Киев: Пролог, 2004. — 304 с.
  2. Антоний (Блум- митрополит Сурожский). Человек перед Богом / Антоний (Блум- митрополит Сурожский). -М.: Изд-во «Паломник», 2001. 383 с.
  3. , А.И. Микросоциология семьи: методологические исследования структур и процессов /А.И. Антонов. М.: NOTA BENE, 1998. — 359 с.
  4. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4: пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  5. , К. Развод: крах или новая жизнь? / К. Ароне- пер. с англ. М.: МИРТ, 1995.-448 с.
  6. , Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви / Н. В. Балашов. М.: Даниловский благовестник, 2001. — 96 с.
  7. , Н.А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев // Философия любви: сб.: в 2 ч. / сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. -4.2. -С. 392−411.
  8. , Н.А. О человеке, свободе и его духовности. Избр. труды /Н.А. Бердяев- ред.-сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. -М.: МПСИ: Флинта, 1999.-312 с.
  9. , Э. Секс в человеческой любви /Э. Берн. М.: ЭКСМО Пресс, 2000.-383 с.
  10. , М.Ю. Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии: научное издание / М. Ю .Билаонова. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005. — 116 с.
  11. Брак у всех да будет честен.:1 сб. ст. / Серафим (Роуз- иеромонах), Паисий Афонский (старец), А. Ф. Романова (императрица) и др. — сост. А. Баранов. -М.: Изд-во «Образ», 2007. 158 с.
  12. , Ф. Опыты или наставления нравственные или политические /Ф. Бэкон // Бэкон Ф. Соч: в 2 т. -М.: Мысль, 1978. Т. 2. — С. 349−482.
  13. , Г. Непонятая чувственность. Набросок антропологии чувственности / Г. Буркхарт // Человек в западной философии. М.: Наука, 1994.
  14. , М.В. Ислам и женщина / М. В. Вагабов. М.: Мысль, 1968.230 с.
  15. , М.В. Ислам и семья / М.В. Вагабов- под ред. Г. М. Керимова. -М.: Наука, 1980.-276 с.
  16. , К. Любовь / К. Василев- под общ. ред. проф. Л. А. Богдановича. -М.: ПРОГРЕСС, 1982. 384 с.
  17. , А.Г. Семья объект демографии / А. Г. Волков. — М.: Мысль, 1986.-271 с.
  18. , Ю.Г. Социология / Ю. Г. Волков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 576 с.
  19. Гай. Институции/ Гай- пер. с лат. Ф. Дыдынского- под ред. В. А. Савельева, Л. Л. Кофанова. М.: Юристъ, 1997. — 368 с.
  20. , Б.И. Студенческая семья / Б. И. Говако. М.: Мысль, 1988.158 с.
  21. , Э. Брак и любовь /Э. Голдман // Феминизм: проза, мемуары, письма: пер. с англ.- под ред. М. Шнеир. М.: Прогресс литера, 1992 — 474 с.
  22. , С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов / С. И. Голод. -Л.: Знание, 1990.-32 с.
  23. , С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.
  24. , И.В. Основы семейной жизни / И. В. Гребенников. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  25. , Т.А. Представления об институте семьи в различных течениях феминизма / Т. А. Гурко // Теория и методология тендерных исследований / под общ. ред. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН, 2001. — 416 с.
  26. , Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия / Ю. Н. Давыдов. -М.: Наука, 1989.-228 с.
  27. Девство, брак или «свободная любовь»? / Антоний (Блум- митрополит Сурожский), А. Милеант (епископ), А. Ильяшенко (священник) и др. — сост. А. Баранов. М.: Изд-во «Образ», 2007. — 158 с.
  28. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И. С. Перетерского. М.: Наука, 1984. — 456 с.
  29. , Д.В. Римское частное право / Д.В. Дождев- под ред. чл. кор. РАН, д.ю.н., проф. B.C. Нерсесянца. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.-784 с.
  30. , С.Д. Мать Земля и Царь — Город. Россия как традиционное общество / С. Д. Домников. — М.: Алетейа, 2002. — 672 с.
  31. Домострой. М.: ДАРЪ, 2007. — 320 с.
  32. Дыхание любви (о семье и воспитании): сб. ст. М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра Св. праведного Иоанна Кронштадтского, 2007. — 424 с.
  33. , А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата / А. Б. Егоров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 224 с.
  34. , Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. — М.: Политиздат, 1990.-286 с.
  35. Женщина, брак и семья до начала нового времени: демографические и социокультурные аспекты / под ред. Ю. Л. Бессмертного. — М.: Наука, 1993. -160 с.
  36. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. -221 с.
  37. , О.М. Российская семья на европейском фоне / О. М. Здравомыслова, М. Ю. Арутюнян. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 172 с.
  38. , Ф.Ф. Римская империя / Ф. Ф. Зелинский. — СПб.: Алетейя, 2000.-490 с.
  39. , Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе . (конец XVIII XX вв.) / Р. Зидер. — М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 302 с.
  40. , Г. Социальная дифференциация / Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное. -М.: Юрист, 1996.Т.2. Созерцание жизни. С. 301 -465.
  41. , И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. М.: Апостол веры, 2006 — 448 с.
  42. , К. Психогигиена половой жизни / К. Имелинский- пер. с польск. Ф. Надеждина- под ред. проф. А. Портнова. М.: Медицина, 1973. -256 с.
  43. , К. Сексология и сексопатология / К. Имелинский- пер. с польск. А.В. Бруенка- под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1986. — 423 с.
  44. , И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М.: Мысль, 1999. — 1472 с.
  45. , М. Демография регионов Земли / М. А. Клупт. СПб.: Питер, 2008.-347 с.
  46. , A.M. Любовь и новая мораль / А. Коллонтай // Философия любви: сб.: в 2 ч. / сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. — 4.2. — С. 323 — 334.
  47. Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения- пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. 2-е изд. — М.: Наука, 1986. — 727 с.
  48. , Ф. Суждения и афоризмы / Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер- сост., предисл., примеч. Н. А. Жирмунской. М.: Политиздат, 1990. -384 с.'
  49. , JI. Феминизм и психоанализ / JL Линдхоф // ПОЛ. ТЕНДЕР. КУЛЬТУРА. Немецкие и русские исследования: сб. статей / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М.: РГГУ, 2003. — Вып.З. — С. 17 — 33.
  50. , В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (социологическое исследование) / В. Т. Лисовский. СПб.: Наука, 2003. — 368 с.
  51. Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В. Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1986. — 399 с.
  52. , А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу: пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  53. , И. Наследники царя Ирода / И. Медведева, Т. Шишова. -М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра Св. праведного Иоанна Кронштадтского, 2003. 288 с.
  54. Мир молодой семьи: сб. ст. / ред. сост. В. В. Александрова. — СПб.: Лениздат, 1992. — 252 с.
  55. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-психологические проблемы. Киев, 1991. — 314 с.
  56. , М. Опыты // Философия любви.: сб.: в 2 ч. / сост. А. А. Ивин. -М.: Политиздат, 1990. Ч. 2. — С. 490 — 500.
  57. , Л. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Л. Морган- пер. с англ.- под ред. М. О. Косвена. Л.: Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. -350 с.
  58. , П. Н. Любовные элегии / Публий Овидий Назон- пер. с лат. -Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 544 с.
  59. , П. Н. Метаморфозы/ Публий Овидий Назон- пер. с лат. -Харьков: Фолио- М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 544 с.
  60. , П.Н. Наука любить / Публий Овидий Назон- пер. с лат. В.Алексеева. М.: МП «Вернисаж», 1992. — 224 с.
  61. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс: сб. / X. Ортега-и-Гассет: пер. с исп. -М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 269 с.
  62. Ортега-и-Гассет, X. Этюды о любви/ X. Ортега-и-Гассет // Ортега- и Гассет X. Запах культуры- пер. с исп. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 384 с.
  63. От любви к Любви (призвание брака): сб. ст./ Григорий (Богослов, святитель), Антоний (митрополит Сурожский), И. А. Ильин, С. Аверинцев. М.: Образ, 2005.-95 с.
  64. , Н.Е. Пути совершенной радости: сущность и цели брака / Н. Е. Пестов. М.: Артос-Медиа, 2006. — 111 с.
  65. Платон. Пир// Философия любви.: сб.: в 2 ч. / сост. А. А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. -Ч. 2. — С. 9−18.
  66. , И.А. История римского права / И. А. Покровский. Изд. испр., с изм. — СПб.: Летний сад: Нева, 1999. — 532 с.
  67. , И. Римское право / И. Пухан, М. Поленак Акимовская: пер. с макед. д.ю.н., проф. В. А. Томсинова, Ю.В. Филиппова- под ред. В. А. Томсинова. — М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2000. — 448 с.
  68. , В.В. Религия. Философия. Культура: сборник / В. В. Розанов. -М.: Республика, 1992. 397 с.
  69. , В.В. Уединенное /В.В. Розанов. М.: Современник, 1991. — 108 с.
  70. , В.М. Судьба молодой семьи / В. М. Розин. М.: Моск. рабочий, 1990.-109 с.
  71. В.М., Природа любви / В. М. Розин, Р. Шапинская. М.: б.и., 1993.- 175 с.
  72. , Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. -Новосибирск, 1998.
  73. Русский Эрос, или Философия любви в России / сост. и авт.вступ.ст.
  74. B.П. Шестаков- коммент. А. Н. Богословского. М.: Прогресс, 1991. — 448 с.
  75. , Ю.Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра / Ю. Б. Рюриков. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1988. — 320 с.
  76. , О.В. Русская философия женственности (XI-XX века) / О.В. Рябов- под науч. ред. проф. А. Н. Портнова. Иваново: Изд. центр «Юнона», 1999.-360 с.
  77. Сартр, Ж.-П. Аллюзии любви / Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар. М.: Алгоритм, 2008. — 240 с.
  78. Святогорец, Паисий (старец). Слова. Том IV. Семейная жизнь / Паисий Святогорец (старец) — пер. с греч. иеромонаха Доримедонта. М.: Изд. дом «Святая гора», 2005. — 328 с.
  79. , Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю. И. Семенов. М.: Мысль, 1974.-309 с.
  80. , Н. Социология / Н. Смелзер: пер. с англ. М.: Феникс, 1994.-688 с.
  81. , И.Н. Дореволюционная марийская семья и ее быт / И. Н. Смирнов // Археология и этнография Марийского края. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1991. — Вып. 20. Межэтнические связи населения Марийского края.1. C. 94- 123.
  82. , И.Н. Положение женщины в марийской семье (конец XIX -начало XX вв.) / И. Н. Смирнов // Археология и этнография Марийского края. -Йошкар-Ола: МарНИИ, 1981. Вып. 5. Материальная и духовная культура марийцев. — С. 122 — 133.
  83. , B.C. Смысл любви. Избранные произведения / B.C. Соловьев. -М.: Современник, 1991. 525 с.
  84. , П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1994. — 560 с.
  85. , В.А. Молодежь вступает в брак / В. А. Сысенко. М.: Мысль, 1986.-255 с.
  86. , Д. (священник). Брак с мусульманином / Д. Сысоев (священник). М.: Изд-во храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007. -240 с.
  87. Тацит. Анналы. Малые произведения. История / Тацит- пер. с лат. -М.: ACT- Ладомир- 2001. 992 с.
  88. , Э. Третья волна / Э. Тоффлер- пер с англ. М.: ACT, 1999.-775 с.
  89. Феминизм: Восток, Запад, Россия: сб. ст./ РАН, Ин-т философии- отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Наука: Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. — 240 с.
  90. , М.М. Феминизм и семейные исследования / М. М. Ферри // Хрестоматия по курсу «Основы тендерной теории». М., 2001. — С. 234 — 235.
  91. , Е.В. Семья в современном буржуазном мире / Е. В. Фотеева. -М.: Мысль, 1988.-206 с.
  92. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд: пер. М.В. Вульфа- предисл. И. Д. Ермакова. Минск: Белорус, сов. энцикл., 1990. — 164 с.
  93. , Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм: пер. с нем. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 571 с.
  94. , Э. Из плена иллюзий / Э. Фромм // Фромм Э. Душа человека: -М.: ACT, 1998.-С. 471−584.
  95. , Э. Революция надежды / Э. Фромм- пер. с англ. Т. Панфиловой. -М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. 283 с.
  96. , М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко- пер. с фр. М.: Магистериум: Касталь, 1996. — 447 с.
  97. , М. Использование удовольствий. Т.2. История сексуальности / М.Фуко. М.: Акад. проект, 2004. — 431 с.
  98. , Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 448 с.
  99. , А.Г. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. М.: Статистика, 1978.-223 с.
  100. , В.М. Этика человеческого достоинства: Критика пессимизма и оптимизма / В. М. Хвостов. 3-е изд. — М.: КомКнига, 2007. — 176 с.
  101. , Н. Молодая семья: гармония интимной жизни / Н. А. Ходаков. JL: Лениздат, 1991. — 94 с.
  102. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / под ред. Ю. Л. Бессмертного. М.: РГГУ, 1996. — 376 с.
  103. Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: РГГУ, 2000. — 582 с.
  104. , И.Ш. Цезарь Август / И. Ш. Шифман. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990.-200 с.
  105. , В.И. История русской философии (XI начало XX вв.) / В .И. Шишкина, Г. М. Пурынычева. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. — 264 с.
  106. Шнабль, 3. Мужчина и женщина: интимные отношения / 3. Шнабль- пер. с нем. Э. К. Пиларино. Кишинев: Штиинца, 1990. — 242 с.
  107. , А. Метафизика половой любви / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. Избранные произведения / сост., авт. вступ.ст. и примеч. И. С. Нарский. -М.: Просвещение, 1993. С. 371 — 412.
  108. И. (священник). Как сохранить семью / И. Шугаев (священник). М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007. — 96 с.
  109. , С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С. Г. Шуман, В. П. Шуман. Мн., 1989. — 80 с.
  110. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / отв. ред. А. Г. Вишневский. М.: Наука, 1992. — 140 с.
  111. , Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Энгельс Ф. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения. В 3-х т. М.: Политиздат, 1985. — Т.З. — С.211 — 370.
  112. , Л.Е. Национальные философские традиции Испании и России: опыт компаративистского анализа: монография / Л. Е. Яковлева — подоред. проф. Г. М. Пурынычевой. Москва-Иошкар-Ола: МарГТУ, 2006.-280 с.
  113. Botsford, G.W. A History of Rome / G.W. Botsford. London — New York: The MacMillan Company, 1924. — 396 p.
  114. Справочники, энциклопедии:
  115. , Т. Социология. А-Я: словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод- пер. с англ. К. С. Ткаченко М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
  116. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с.
  117. Словарь философских терминов/ науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА-М, 2005. 729 с.
  118. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чеш. языках/ ред.-коорд. акад. РАН Г. В. Осипов. — М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  119. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  120. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильечев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  121. Энциклопедический словарь по культурологии / под общ. ред. д.ф.н., проф. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 478 с.
  122. Статьи в журналах, альманахах, сборниках:
  123. Zizek, S. No sex, please, We’re Post-Human!// http://www.lacan.com/nosex.htm.
  124. , Н.Д. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентаций / Н. Д. Антипова // Вестн. МГУ. Серия 7, Философия. 2005. — № 1. — С. 107 — 119.
  125. , М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. В. Вдовина // Социологические исследования. — 2005.-№ 1.-С. 102−104.
  126. , М. Семья в исламе. От помолвки до семьи / М. Гамзатов // Ислам. 2005. — № 1. — С.64−65.
  127. Горбашов, B. J1. Предыстория Модерна / B. J1. Горбашов // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы: межвуз. сб. -Йошкар-Ола Москва: МарГТУ, 2002. — Вып.2. — С. 36 — 59.
  128. Долбик Воробей, Т. А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик-Воробей // Социологические исследования. — 2003. — № 11. — С. 78 — 83.
  129. , С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда// С. Жижек. Looking awry, http://book.mir-x.ru/
  130. , А.В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // СОЦИС. 2004. — № 7. — С. 105 — 115.
  131. , Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека / Ю. П. Зинченко // Вестн. МГУ. Серия 7, Философия. 2003. — № 5. — С. 53 — 62.
  132. , К. Порнография и буржуазия / http://www.ruthenia.ru/ logos/personalia/kobrin/.
  133. , А.В. Мировые религии и семейно-родственная организация: кросс-культурное исследование / А. В. Коротаев, М. Б. Кунашева, Д. А. Халтурина // Этнографическое обозрение. 2002. -№ 5.-С. 3−17.
  134. , А.С. Смыслы и ценности / А. С. Кравец // Вестн. МГУ. Серия 7, Философия. 2007. — № 6. — С. 3 — 28.
  135. , Е.И. Семья и семейные традиции в современной глобалистике / Е. И. Кукушкина // Вестн. МГУ. Серия 18, Социология и политология. 2000. — № 1. — С. 51 — 66.
  136. Лем, С. Эротика и секс в фантастике и футурологии / С. Лем // http://vivovoco.rsl.ru/
  137. , Г. Семья недоступная роскошь / Г. Лисичкин // Родина. — 2000. — № 3. — С. 10−13.
  138. , С.Д. Семья не просто ячейка общества / С. Д. Мезенцев, А.С. Агавелян// Вестн. МГУ. Серия 18, Социология и политология. — 2001. — № 2. — С. 94 — 102.
  139. , Б. Семья семье рознь (Российское общество в зеркале семейных отношений) / Б. Миронов // Родина. 2001. — № 8. — С. 60−66.
  140. , Ю.Л. Коммунальное тело эффект порно / Ю. Л. Осика // http://www. anthropology.ru.
  141. , Л.О. Порнография за и против? / Л. О. Пережогин // http://www.otrok.ru/
  142. , А.В. О возможностях реабилитации идеи коллективной ответственности / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. -2004,-№ 7.-С. 73−86.
  143. , И.В. Образ семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) / И. В. Проневская // Вестн. МГУ. Серия 18, Социология и политология. 2003. — № 4. — С. 159 — 165.
  144. , В.Т. Размышления о семье российской / В. Т. Пуляев // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 6. — С. 128 — 147.
  145. , Н.Л. Российская система законов о браке в XX в. и традиционные установки / Н. Л. Пушкарева, О. Е. Казьмина // Этнографическое обозрение. 2003. — № 4. — С. 67 — 89.
  146. , М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века / М. В. Рабжаева // СОЦИС. 2004. — № 6. -С.89 — 97.
  147. , А.В. Онтологические основы морали в сознании современного общества / А. В. Разин // Вестн. МГУ. Серия 7, Философия. -2004.-№ 4.-С. 58−79.
  148. , И.Б. Деконструкция эроса в искусстве феминизма / И. Б. Рассохина // Этическое и, эстетическое: 40 лет спустя: тез. докл. и выступл. научн. конф. 26−27 сентября 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 135−135.
  149. , В.М. Природа сексуальности / В. М. Розин // Вопросы философии. 1993.-№ 4.-С. 79−89.
  150. , К.В. СМИ и проблема развития личности / К.В. Рубчевский// Философия и общество. 2006. -№ 1. — С. 117 — 131.
  151. , Л.И. Социология семьи / Л. И. Савинов // Гуманитарий: ежегодник Историко-социологического института МГУ имени Н. П. Огарева. Саранск, 2005.-№ 5. — С. 132−142.
  152. , A.M. После свадьбы / A.M. Свядощ // Здоровье. -1984.-№ 8.
  153. , A.M. Почему без радости / A.M. Свядощ// Здоровье. -1982. -№ 3.
  154. , А.К. Постгенитальная сексуальность и европейская цивилизация / А. К. Секацкий // Метафизические исследования: альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философ, фак. СПбГУ. СПб., 1997. — Выпуск 5. Культура. — С. 96 — 103.
  155. , Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л. Н. Столович // Вопросы философии. 2004. — № 7. — С. 86 — 98.
  156. , Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация / Ф. С. Тумусов // Вопросы философии. 2001. — № 12. — С. 153 — 163.
  157. , В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В. Г. Федотова // Вопросы философии. 2005. — № 11. — С. 3−24.
Заполнить форму текущей работой