Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление территориально-производственным комплексом региона в условиях экономической стабилизации: методология, оценка, эффективность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объективными условиями для формирования территориально-производственных комплексов является наличие в регионе группы взаимосвязанных в производственном отношении и территориально сосредоточенных промышленных предприятий. Высокая пространственная насыщенность промышленности на ограниченной территории способствует тому, что структурные элементы комплексов в этом случае более тесно связаны между… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. концепция функционирования региональной полигики в условиях экономической сгабилизации
    • 1. 2. Классификация регионов в условиях политики экономической стабилизации
    • 1. 3. место и роль территориально-производственных комплексов в экономике регионабз
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА И ЕГО МЕСТО В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Формирование территориально-производственного комплекса в регионе на основе кластерного подхода
    • 2. 2. Принципы и формы сотрудничества предприятий в промышленно-транспортном комплексе региона
    • 2. 3. Методика построения взаимодействия промышленного и транспортного комплексов в рамках ПТК региона
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 3. 1. Методологические основы управления региональным ТПК
      • 3. 1. 1. Механизм управления ТПК в в виде регионального ПТК
      • 3. 1. 2. Методологические основы управления региональным ТПК
    • 3. 2. Основные направления развития ПТК региона
    • 3. 3. Место стратегии развития промышленно-транспортного комплекса в общей стратегии развития региона
      • 3. 3. 1. понятие стратегии развития региона
      • 3. 3. 2. определение основных этапов формирования стратегии
  • выводы по третьей главе
  • ГЛАВА 4. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
    • 4. 1. ТПК как элемент логистической системы региона
    • 4. 2. моделирование ТПК на основе выделения ТРЛЦ
    • 4. 3. Разработка моделей организации ТРЛЦ в регионе
  • Выводы по четвертой главе
  • ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
    • 5. 1. Формирование системы ТРЛЦ на примере Республики Бурятия
    • 5. 2. Эффективность функционирования ПТК и его влияние на развитие экономики Республики Бурятия
    • 5. 3. Стратегия развития транспортной инфраструктуры ПТК Республики Бурятия
  • Выводы по пятой главе

Управление территориально-производственным комплексом региона в условиях экономической стабилизации: методология, оценка, эффективность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Динамичное и сбалансированное развитие экономики любого региона в условиях экономической стабилизации во многом связано с вопросами развития и размещения производительных сил. При их решении важное место занимает разработка проблем территориальной организации производства, в частности, совершенствования сложившихся и формирования новых вариантов организации территориально-производственных комплексов (ТПК), разработки методологии их управления и оценки эффективности их функционирования. Данные комплексы представляют собой совокупность сосредоточенных в пределах соответствующей территории и связанных между собой объектов производства и других сфер различных видов деятельности. При этом территориально-производственный комплекс не совокупность предприятий, находящихся на определенной территории, а лишь та их часть, которая имеет функциональные связи и общность инфраструктуры. Образование подобных территориально-производственных комплексов создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления производством, обеспечения необходимых темпов рационального его развития, повышения эффективности общественного производства.

Объективными условиями для формирования территориально-производственных комплексов является наличие в регионе группы взаимосвязанных в производственном отношении и территориально сосредоточенных промышленных предприятий. Высокая пространственная насыщенность промышленности на ограниченной территории способствует тому, что структурные элементы комплексов в этом случае более тесно связаны между собой по линии не только профилирующих производств, но и объектов производственной инфраструктуры, где особое место занимает транспорт. При этом функционирование транспортного комплекса региона не должно носить второстепенный характер, а должно являться полноценной составляющей функционирования ТПК региона. Ведь именно логистическое обеспечение деятельности предприятий ПТК, 3 формирующее систему товарно-материальных, информационных и иных потоков, позволит объединить элементы экономики региона с предприятиями комплекса, тем самым, обеспечив эффективность функционирования и управления данным комплексом. Поэтому появляется необходимость формирования территориально-производственного образования, основанного на сотрудничестве и взаимодействии предприятий промышленного и транспортного комплексов. Интеграция промышленности и транспорта, по мнению аналитиков, обеспечивает снижение себестоимости доставки грузов на 20−30%, что непременно приведет к технологическому совершенствованию товарообмена, структурной перестройке всех элементов товарораспределительных и транспортных сетей, к развитию транспортных процессов на более качественном уровне.

При этом главной целью интеграции является реализация преимуществ объединения, направленных на достижение экономии ресурсов и предоставление новых, более качественных услуг потребителю.

Таким образом, территориально-производственный комплекс необходимо рассматривать как совокупность промышленных предприятий региона во взаимодействии с его транспортным комплексом. В рамках данного исследования организация такого рода ТПК получила название промышленно-транспортного комплекса региона (ПТК). Данная гипотеза основывается на том, что современные подходы к управлению ТПК имеют свои особенности, обусловленные процессами экономической стабилизации. В связи с этим появляется необходимость разработки новой структурной схемы построения ТПК, методических основ реализации системы управления ТПК региона и выбора научно обоснованного подхода к организации его деятельности и взаимодействия между его элементами. Одним из таких подходов является кластерный подход, раскрывающий инновационный потенциал региона. Недостаток методологических разработок в рамках данной тематики предопределил актуальность направления нашего исследования.

Степень разработанности темы исследования. Проблемам изучения стратегии развития страны и экономической стабилизации регионов посвящены исследования таких современных ученых, как А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, H.JI. Добрецов, А. И. Добрынин, H.A. Колесникова, В. В. Кистанов, H.H. Коло-совский, A.M. Лавров, П. А. Минакир, А. П. Нестеров, A.C. Новоселов, Т. Питере, Б. Б. Родоман, Б. М. Штульберг, Л. И. Якобсон. В работах этих авторов отражены основные методологические аспекты построения экономической политики развития регионов и выделена последовательность построения взаимодействия различного рода элементов таких крупных социально-экономических систем, как регионы страны.

Среди ученых-экономистов, уделяющих внимание развитию промышленного комплекса региона и его транспортного комплекса, следует отметить М. К. Бандмана, Е. А. Вигдорчика, И. В. Липсица, B.C. Лукинского, A.B. Сидоро-вича, Э. В. Шабарова, а также работы зарубежных авторов: Ж. Будвиля, А. Вебе-ра, В. Кристалл ера, X. Ласуэна, В. Лаунхардта, П. Потье, Г. П. Солюса, Й. Тюне-на.

Однако данные исследователи уделили недостаточно внимания вопросу взаимодействия промышленного и транспортного комплексов, а также организации и функционированию промышленно-транспортного комплекса на основе использования кластерного подхода.

В данном аспекте в отечественной и зарубежной литературе исследования не проводились. В развитии данного направления исследования автор использовал работы таких отечественных авторов, как Э. М. Браверман, В. М. Кутьин, С. Н. Ларин, С. Лозинский, A.A. Мигранян, A.A. Мироедов, Ю. В. Михеев, С. И. Соколенко, Д. А. Ялов. Среди зарубежных использовались работы О. Длу-гопольского, П. Дойля, А. Кульмана, М. Портера, Д. Хаага.

Исследования, посвященные формированию и развитию промышленного и транспортного комплексов региона, имеют в своей основе различные концепции. Вместе с тем в настоящее время не сформирована целостная методология управления территориально-производственным комплексом региона, основанная на сотрудничестве и взаимодействии предприятий промышленного и транспортного комплексов.

Это позволило определить цель исследования, его объект и предмет.

Основной целью нашего исследования является разработка методологии формирования, управления и оценки эффективности функционирования территориально-производственного комплекса в виде промышленно-транспортного комплекса в условиях экономической стабилизации региона.

Для достижения указанной цели в диссертационной работе автором были поставлены и решены следующие задачи:

— определить основные этапы развития территориально-производственных комплексов в условиях изменения развития экономических систем и на этой основе произвести оценку в подходах к управлению данными комплексами;

— обосновать применение кластерного подхода в качестве основы формирования территориально-производственного комплекса региона;

— определить признаки выделения кластеров и провести их классификацию, рассмотреть возможность их применения в регионе;

— разработать структурную схему построения территориально-производственного комплекса в виде промышленно-транспортного комплекса;

— разработать методику оценки взаимодействия транспортного комплекса с промышленным кластером и определить направления сотрудничества между ними;

— определить место и роль территориально-производственного комплекса в логистической системе региона;

— разработать методологию управления промышленно-транспортным комплексом в условиях обеспечения экономической стабилизации региона;

— предложить программу формирования инфраструктуры территориально-производственного комплекса как системы транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ);

— сформировать интегральную модель организации транспортно-распре-делительных центров в регионе;

— разработать методику оценки эффективности функционирования про-мышленно-транспортного комплекса региона и осуществить верификацию результатов исследования на примере Республики Бурятия.

Объектом исследования является территориально-производственный комплекс как совокупность промышленного и транспортного комплексов региона.

Предметом исследования является система управления ТПК региона в виде промышленно-транспортного комплекса.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические данные по развитию различных отраслей промышленности, транспорта в отдельно взятом регионе, информационные и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Центрального экономико-математического института, Центра стратегических разработок, действующее законодательство РФ в сфере государственно-правового регулирования, комментарии к нормативно-правовым актам.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем дано решение научной проблемы формирования и управления территориально-производственным комплексом региона, имеющее важное народнохозяйственное значение для обеспечения экономической стабилизации региона.

Основной научный результат исследования заключается в формировании принципов и методов управления, оценке эффективности территориально-производственного комплекса, направленной на достижение его долгосрочного экономического развития.

К числу наиболее существенных результатов, полученных лично автором и обладающих научной новизной, относятся следующие:

— Определены основные этапы развития территориально-производственных комплексов, позволившие выделить особенности управления данными комплексами на каждом этапе развития, что предопределило в современных условиях экономической стабилизации необходимость формирования промышленно-транспортного комплекса как нового субъекта экономики региона.

— Обосновано применение кластерного подхода к построению территориально-производственного комплекса, как основного подхода к его организационному оформлению, и на основании предложенной классификации кластеров, в которой впервые выделены трансграничные и индукционные кластеры, определены наиболее соответствующие их типы для организации данного комплекса.

— Разработана структурная схема построения территориально-производственного комплекса, отличительной особенностью которой является взаимодействие промышленного и транспортного кластеров региона через систему логистических центров, что позволяет использовать предприятиям, входящим в комплекс, преимущества интеграции в целях оптимизации процессов обращения в регионе.

— Впервые на базе метода экспертных оценок и матричных методов анализа разработана методика оценки взаимодействия транспортного кластера с промышленным кластером, позволяющая определить в рамках прочности их сотрудничества основные направления стратегии развития промышленно-транспортного комплекса региона.

— Определены место и роль территориально-производственного комплекса в виде промышленно-транспортного комплекса в логистической системе региона, которые определяют систему товарно-материальных, информационных и иных потоков, объединяющую элементы экономики региона с предприятиями промышленно-транспортного комплекса.

— Разработана методология управления промышленно-транспортным комплексом, основанная на взаимодействии элементов социально-экономической системы и позволяющая руководству региона определить направления его развития в условиях экономической стабилизации. Ее особенностью является направленность механизма взаимодействия на построение плотных горизонтальных связей в условиях интеграционных процессов, протекающих в кластерах.

— Впервые в качестве инфраструктуры территориально-производственного комплекса предложена система транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ). Автором разработана программа формирования региональной системы ТРЛЦ, в процессах проектирования, разработки и внедрения которой учитывается интегральный характер взаимодействия логистических посредников.

Сформирована интегральная модель системы транспортно-распределительных логистических центров в регионе, позволяющая определить оптимальное их количество в регионе, области размещения и распределение потоков товарно-материальных ценностей между ними и кластерами региона.

— Разработана методика оценки эффективности функционирования про-мышленно-транспортного комплекса региона, представляющая собой инструмент для определения влияния развития данного комплекса на состояние экономики региона в целях построения стратегии его развития в условиях экономической стабилизации.

Отмеченные результаты соответствуют п.п. 5.3 и 5.19 «Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством».

Теоретическое и практическое значение диссертационной работы. Предложенный в работе методологический подход к формированию и управлению территориально-производственным комплексом в виде взаимодействия промышленных сил региона и обеспечивающей их инфраструктуры может быть использован при разработке концепции стабилизации региональных экономических систем.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Результаты диссертационного исследования в части формирования промышленно-транспортного комплекса на основе кластерного подхода использовались комитетом по экономике г. Улан-Удэ при разработке «Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ на период 2002;2005 гг.».

2. Результаты диссертационной работы в части методики формирования транспортно-распределительных логистических центров использовались Союзом транспортников Республики Бурятия при разработке стратегии развития предприятий транспорта республики.

3. Предложенные подходы к формированию транспортной политики использовались Министерством промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия при разработке концепции государственной транспортной политики республики.

4. Предложенная методология и отдельные методики используются в работе органов государственного и муниципального управления при проектировании программ социально-экономического развития разного уровня, а также при подготовке аналитических отчетов.

5. Основные положения и выводы диссертационного исследования используются в учебном процессе в Восточно-Сибирском государственном технологическом университете.

Апробация результатов.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научных конференциях по экономическим, социально-политическим и экологическим проблемам реформ в России, в том числе: международной научно-практической конференции «Экономические реформы в России: проблемы, перспективы развития» (Улан-Удэ, 1999 г.) — международной научно-практической конференции «Бурятия, Байкал, Улан-Удэ» (Улан-Удэ, 2000 г.) — Байкальской международной научно-практической конференции «Экономика, образование, право» (Улан-Удэ, 2003 г.), международной научно-практической конференции «Социально-экономические аспекты реформ в России: проблемы, пути их решения» (Улан-Удэ, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Тенденции и проблемы экономического развития региона» (Улан-Удэ, 2005 г.), всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новые экологобезопасные технологии для устойчивого развития регионов Сибири» (Улан-Удэ, 2005 г.), всероссийской конференции «Актуальные вопросы защиты окружающей среды и безопасность регионов России» (Улан-Удэ, 2005 г.), 3-й межрегиональной научно-практической конференции «Автомобильный транспорт Дальнего Востока 2006» (Хабаровск, 2006 г.), ежегодных научных конференциях Восточно-Сибирского государственного технологического университета и других вузов страны в 1999;2006 гг.

Основные положения диссертации отражены в 2 монографиях и 39 других публикациях автора общим объемом 40 п.л.

Структура диссертации. Данная диссертационная работа содержит введение, пять глав и заключение.

Выводы по пятой главе.

В настоящей главе производится моделирование системы ТРЛЦ на примере Республики Бурятия. Также происходит оценка эффективности функционирования ПТК и предлагается стратегия развития транспортной инфраструктуры промышленно-транспортного комплекса региона как необходимой составляющей его эффективного развития.

Нами установлено, что доля затрат на хранение и транспортировку товарно-материальных ценностей в среднем по предприятиям промышленных кластеров региона снизилась на 1,67% при внедрении ПТК формируемого на основе подхода.

Согласно проведенным расчетам, наблюдается изменение уровня затрат с учетом стабильности оборота по каждой из отраслей, которое приводит к увеличению средневзвешенного уровня рентабельности отраслей региона на 1,54%, который после корректировок составляет 9,3% по сравнению с 7,8% до взаимодействия промышленных и транспортного комплексов.

Данный рост рентабельности является основой роста отраслей в целом, трак как высвобождаемая при образовании ПТК прибыль предприятий кластеров реинвестируется, за счет чего повышается оборачиваемость предприятий и, как следствие, происходит рост отраслей в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании ПТК региона предполагаемый рост отраслей промышленности составит 1,54%.

Расчеты, проведенные в последней главе позволяют провести оценку влияния роста отраслей промышленности региона на его валовой региональный продукт.

Изначально было рассчитано, что темп роста ВРП Республики Бурятия составлял 108,7%. При этом темп совокупного роста промышленных и транспортного комплекса составлял 105,2%.

Расчеты показали, что при взаимодействии промышленных и транспортного комплексов происходит дополнительный рост в данных отраслях на 1,5%. Соответственно, новый темп роста в отраслях, образующих ПТК региона, будет составлять 106,7%.

Исходя из полученных данных, можно оценить, каким образом повлияет данное изменение на рост ВРП Республики Бурятия в целом.

Таким образом, темп роста остальных отраслей составляет 112,3%.

С учетом изменений в темпе роста кластеросодержащих отраслей изменится и темп роста ВРП и составит 109,5% и по сравнению с предыдущим уровнем он увеличится на 0,8%.

Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании промышленно-транспортного комплекса региона, его валовой региональный продукт дополнительно возрастет на 0,8%.

Абсолютным значением эффекта от формирования в регионе промышленно-транспортного комплекса будет являться суммарное увеличение валового регионального продукта Республики Бурятия на 3997,4 млн руб. за последующие 3 года.

Заключение

.

В современной экономической политике России актуальными являются проблемы, связанные со стимулированием экономического роста регионов и обеспечением их стабильного социально-экономического развития.

Обеспечение стабильного развития экономики региона осуществляется прежде всего через структурно-территориальную политику, в основе которой лежит использование теории территориально-производственных комплексов. Именно ТПК является той платформой, которая лежит в основе формирования здоровой конкуренции на уровне регионов, ориентированной при этом на развитие инновационного потенциала экономики региона. Проведенная в работе оценка в подходах к управлению ТПК в условиях изменения развития экономических систем позволила определить основные этапы развития данного комплекса. Нами были выделены централизованный, переходный стабилизационный и инфраструктурный этапы, каждый из которых ставил необходимость поиска новых путей развития ТПК. Структурные преобразования в экономике страны, происходившие последние три десятилетия, привели соответственно к изменениям в формировании и управлении территориально-производственными комплексами. Появилась необходимость разработки новых схем построения и организации работы ТПК, в связи с этим автором предложена структурная схема формирования территориально-производственного комплекса, которая объединила промышленную и транспортную составляющую экономики региона на основе научно обоснованного логистического обеспечения их деятельности. Интеграция промышленности и транспорта основывается на принципах экономической мотивации предприятий, которые заключаются в том, что функционирование предприятий в рамках ТПК позволяет им извлекать больший экономический эффект, чем самостоятельное функционирование.

В рамках данного исследования организация такого рода ТПК получила название промышленно-транспортного комплекса региона (ПТК), которое очерчивает состав и структуру нового субъекта экономики. Данная гипотеза основана на том, что современные подходы к управлению ТПК имеют свои особенности, обусловленные процессами экономической стабилизации. Обобщая содержание различных этапов диссертационного исследования следует отметить, что в ней по-новому представлены развитие взаимоотношений промышленных и транспортных предприятий на основе применения кластерного подхода, который предлагается к организационному оформлению территориально-производственного комплекса.

В связи с этим нами предложена новая методология формирования и управления промышленно-транспортным комплексом на основе использования кластерного подхода.

Сущность функционирования кластера основана на использовании единого ограниченного ресурса или возможностей в регионе высокодиверсифицированными интегрированными организациями. Задачей кластера является развитие региона за счет оптимизации использования доступного ограниченного ресурса (возможностей), что является основой для развития инноваций.

При этом реализация кластерного подхода рассматривалась нами по двум направлениям:

— формирование кластеров, основанных на различных типах ограниченных ресурсов (возможностей), находящихся в настоящий момент времени в определенном регионе;

— формирование кластеров в транспортной сфере, как части инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование промышленности в области обеспечения материально-технического снабжения и каналов распределения продукции.

Эти два направления легли в основу функционирования регионального территориально-производственного комплекса. Сущность ТПК, по нашему мнению, сформированного на основе кластерного подхода, заключается в том, что предприятия, входящие в транспортный кластер региона приобретают дополнительные конкурентные преимущества в ходе взаимодействия внутри кластера и, соответственно, наилучшим образом удовлетворяют потребности предприятий остальных кластеров региона.

Для разработки методологии формирования ПТК прежде всего определено наличие на территории региона различных групп предприятий, объединенных по кластерным признакам. Этот анализ позволил нам провести типологию кластеров, выявить наиболее характерные признаки их формирования.

Впервые выделены трансграничные и индукционные кластеры, особенности которых формируют специфику развития промышленно-транспортных комплексов. Автором предложена классификация кластеров, которая распределяет структурные элементы ПТК по характеру их воздействия на темпы развития региона в целом.

На основе выделенных групп промышленных кластеров во взаимодействии с транспортным кластером региона нами обоснована структурная схема построения территориально-производственного комплекса в виде промышленно-транспортного комплекса региона. Предложенная структурная схема построения территориально-производственного комплекса, основанная на взаимодействии промышленного и транспортного кластеров региона, позволяет использовать преимущества объединения входящих в него предприятий для оптимизации процессов обращения в регионе. Впервые в диссертационном исследовании предложен подход, который рассматривает одновременно совокупность промышленных и транспортных предприятий как систему взаимодействующих элементов с единой общей функцией реализуемой поразному. С одной стороны, исследованию подлежат взаимодействия макрообъектов: транспортного и промышленных кластеров, с другой, в исследовании нашли отражение особенности анализа взаимодействия отдельных транспортных предприятий с промышленными макрообъектами.

Эффективное функционирование в ходе реализации процесса интегрирования двух и более кластеров зависит от прочности сотрудничества промышленных и транспортных кластеров региона. Для оценки прочности сотрудничества предложена методика оценки взаимодействия транспортного кластера с промышленным кластером, которая позволила определить направления их сотрудничества, выявить наличие или отсутствие перспектив дальнейшего развития возможного их взаимодействия. На основе предложенных методических рекомендаций нами выделены стратегические направления развития ПТК региона на основе кластерного подхода, объединив в единую систему взаимоотношений промышленные и транспортный кластеры региона.

Определение инфраструктурных связей современного территориально-производственного комплекса разделяется по внешним операциям и внутренним особенностям продвижения логистических потоков. Особенностями ПТК как современного образа ТПК в логистической системе взаимосвязей и взаимодействий региона являются централизация каналов снабжения и перераспределения благ вырабатываемых ПТК, функционирующего на принципах кластерного подхода. Распределительная роль ПТК внутри региона и ключевая роль в определении широты каналов взаимодействия промышленных предприятий региона с другими федеральными округами являются на сегодняшний день наиболее актуальными.

В связи с этим нами определены место и роль территориально-производственного комплекса в виде промышленно-транспортного комплекса в логистической системе региона, предопределяющие общие цели развития макроэкономических систем с различными источниками конкурентных преимуществ. Определены зависимости характера удовлетворения крупных и сложных потребностей за счет возможностей ПТК, которые порождаются из горизонтальной интеграции кластеров региона. Во-первых, ПТК представляет интересы как производственных предприятий, так и транспортных организаций, минимизируя издержки одних и увеличивая товарооборот других. Во-вторых, кластерный подход, положенный в основу формирования ПТК позволяет снизить общие затраты всех участников ПТК, что может способствовать снижению цены на товарно-материальные ценности и, как следствие, повышение интереса со стороны потребителей к определенным видам товара. Таким образом, ПТК является неотъемлемой частью региональной логистической системы.

Автором предложена методология управления промышленно-транспортным комплексом, которая впервые определяется основной задачей общего механизма взаимодействия — построения плотных горизонтальных связей. Организация горизонтальных форм сотрудничества, направленных на оптимизацию и защиту экономического потенциала региона, позволяет руководству региона определить направления его развития на основе интеграционных процессов, проистекающих в кластерах, в условиях экономической стабилизации.

Нами был сделан вывод о необходимости разработки следующих направлений развития промышленно-транспортного комплекса региона:

1) поддержка и развитие системы транспортной инфраструктуры региона;

2) поддержка и формирование межрегиональных транспортных коридоров как составного элемента функционирования ПТК;

3) совершенствование правовой базы;

4) развитие инвестиционного механизма поддержки ПТК региона;

5) разработка программы поддержки малых предприятий как необходимого элемента эффективного функционирования кластеров в ПТК;

6) создание свободных экономических зон как формы поддержки развития ПТК.

Для обеспечения бесперебойности поставок и удовлетворения сложных и крупных заказов внешней среды, мы предлагаем организовать перераспределение благ ПТК с помощью формирования и развития товарораспределительных логистических центров.

В связи с этим предложена схема организации работы территориально-производственного комплекса через разработку его инфраструктуры, представляющей систему транспортно-распределительных логистических центров. В рамках поставленных задач предложена программа формирования транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ), в процессах проектирования, разработки и внедрения которой учитывается новый интегральный характер взаимодействия логистических посредников. При этом акцент в исследованиях делается на достижение максимального уровня качества сервиса для конечных (промежуточных) потребителей материальных ресурсов и готовой продукции в системе с учетом нового рыночного окружения, интегрального характера взаимодействия логистических посредников, оптимизации всех видов ресурсов.

Каждый регион, хотя и имеет определенную обособленность экономических процессов, не является изолированной макросистемой, а имеет многочисленные интеграционные связи с другими регионами страны и (или) с зарубежными странами. Это предопределяет необходимость обслуживания региональными логистическими структурами многочисленных межрегиональных материальных и сопутствующих им финансовых и информационных потоков. В этих целях разработана интегральная модель формирования инфраструктуры транспортно-распределительных центров в регионе. Предлагаемая трехэтапная модель позволила:

1) определить рациональное количество ТРЛЦ на территории региона, обусловленное минимальным уровнем суммарных затрат, требующихся на их создание;

2) определить оптимальное месторасположение рассчитанного на первом этапе количества ТРЛЦ на территории региона в местах, выбранных при помощи экспертных методов;

3) при помощи транспортной задачи распределить потоки товарно-материальных ценностей между предприятиями кластеров и ТРЛЦ, таким образом определяя структуру и направления движения потока товарно-материальных ценностей в промышленно-транспортном комплексе региона.

В диссертационном исследовании на примере Республики Бурятия произведен расчет необходимого количества ТРЛЦ и обосновано их размещение в рамках региональной политики развития транспортных путей. Для определения влияния развития данного комплекса на состояние экономики региона предложена методика оценки эффективности функционирования ПТК и осуществлена верификация результатов исследования. Эффективность создания промышленно-транспортного комплекса и его влияние на экономику конкретного региона обуславливается рядом следующих факторов: организации в регионе промышленных и транспортного кластеров, обобщающего эффекта от их взаимодействия, влияния данных кластеров на совокупный прирост объемов производства ПТК в целом. В связи с этим была предложена следующая последовательность решения данной задачи:

1) определена динамика роста валового регионального продукта за прошедшие три года и прогноз его изменения на 2006;08 года;

2) определена динамика роста и прогноз на 2006;08 года совокупного продукта предприятий промышленных кластеров Республики Бурятия в целом;

3) определена существующая корреляция между двумя вышеперечисленными величинами;

4) произведен расчет обобщающего эффекта от создания ПТК;

5) проведена оценка влияния обобщающего эффекта на прогноз динамики роста предприятий промышленных кластеров Республики Бурятия;

6) проведена оценка влияния роста объемов производства ПТК на валовой региональный продукт Республики Бурятия.

Верификация методики, проведенная на примере республики Бурятия показала, что при формировании промышленно-транспортного комплекса региона, его валовой региональный продукт дополнительно возрастет на 0,8%. Абсолютным эффектом от формирования в регионе промышленно-транспортного комплекса будет являться суммарное увеличение валового регионального продукта Республики Бурятия последующие три года и составит 3997,4 млн руб.

Вышеуказанные положения диссертационного исследования лежат в основе формирования политики экономической стабилизации региона, основными целями которой являются повышение экономического роста региона и конечное повышение благосостояния населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон № 191-ФЗ от 11 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации».
  2. Федеральный закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Закон РСФСР № 445−1 от 31 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
  4. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе „Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы)“.
  5. Постановление Правительства Республики Бурятия от 24.01.2005 г. № 10 „О Программе действий Правительства Республики Бурятия по социально-экономическому развитию Республики Бурятия на 2005 год“.
  6. Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 февраля 2005 г. N 44 „Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и внешних связей Республики Бурятия“.
  7. Указ Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 269 „О едином экономическом пространстве РСФСР“ (с изм. и доп. от 21 октября 2002 г.).
  8. Федеральная целевая программа „Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)“.
  9. Федеральная целевая программа „Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 -2010 годы и до 2015 года)“. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 717.
  10. В.Б. Математические методы исследования экономических систем: учебное пособие/ В. Б. Алексеенко, В. А. Красавина.-М.: Изд-во РУДН, 2005.- 154 с.
  11. В.Г. Промышленная политика и экономика.- М.: Экономика, 2000.- 103 с.
  12. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2002.
  13. И.Афанасьев A.M., Гармасар O.A., Знаменский К. Н. и др. Научныеосновы регионального социально-экономического мониторинга: под ред. A.B. Ивановского, В. Е. Рохчина. СПб.: ИСЭП, 1998.
  14. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2003.477 с.
  15. М.К., Чистобаев А. И. Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования. Л.: Наука. Ленинградское отд-ние», 1990. — 215 с.
  16. Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2001. — 640 с.
  17. A.C. Исследование операций в транспортных системах: идеи и схемы методов оптимизации планирования. М.: Мир, 1992. — 582 с.
  18. A.B., Демин C.B. Санкт-Петербург в бюджетной системе Российской Федерации. СПб.: ГП Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2002. -256 с.
  19. Л.Н. Теория оптимального управления экономическими системами: учебное пособие. СПб: Знание, 2002. — 63 с.
  20. А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов // Финансы.-2001.-№ 4.
  21. O.A. Экономическое пространство региона: процессный подход. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 244 с.
  22. В.В. Интегрируясь в систему международных транспортных коридоров // Логистика и транспорт. — Самара: Изд-во «Волга-бизнес», 2002. № 12.
  23. Будвиль Ж.-Р. Модель территориального развития новых регионов эконометрические теории.
  24. E.B. Проблемы формирования и управление развитием регионального рынка транспортных услуг. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 276 с.
  25. Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М.: Наука. ГРФМЛ, 1983.
  26. H.H. Формирование регионального промышленно-транспортного комплекса кластерного типа. СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 12 п.л.
  27. H.H. Методология управления территориально-производственным комплексом региона на основе промышленно-транспортного комплекса. СПб.: НПК РОСТ (Биб-ка ж. «Проблемы современной экономики»), 2006. — 15 п.л.
  28. H.H. Формирование региональной политики в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2005. — № ¾ (15/16).-0,3 п.л.
  29. H.H. Методологические основы формирования региональных промышленно-транспортных комплексов на основе кластерного подхода // Вестник БГУ. Серия 9, Физика и техника. Вып. 4. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. 0,9 п.л.
  30. H.H. Сибирский транзит // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2005. — № 12. — 0,3 п.л.
  31. H.H. Система транспортно-распределительных логистических центров в регионе // Грузовое и пассажирское автохозяйство. -2006. -№ 5.-0,25 п.л.
  32. H.H. Совершенствование системы управления качеством транспортного обслуживания // Сб. науч. тр. Серия: Экономические науки. Вып.6. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. — 0,38 п.л.
  33. H.H., Дамбаев В. Д. Экономические аспекты развития автомобильного транспорта Бурятии // Бурятия, Байкал, Улан-Удэ: тр. междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000. — Т.1. 0,32 п.л. (в соавт., авт. 0,25 п.л.).
  34. H.H. Повышение качества транспортного обслуживания как фактор обеспечения экономической безопасности // Экономика, образование, право: мат-лы Байкальской междунар. науч.-практ. конф. -Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2003. 0,3 п.л.
  35. H.H. Совершенствование организации транспортного обслуживания городского населения // Сб. науч. тр. Серия: Экономические науки. Вып. 10. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 0,3 п.л.
  36. В.И., Раимова А. Т. Совершенствование регионального управления в условиях рынка. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
  37. В.И. Основы регионоведения. Ростов-на-Дону, 1998.
  38. А.Б. Политика мирового развития: между реальностью глобализации и императивом устойчивости // Полис. 2003. — № 5.
  39. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: в 2 ч./ Под ред. В. Г. Глушковой, A.A. Винокурова. 4.1. М.: Владос-пресс. — 2003, — 430 с.
  40. Е.А., Кашин В. К., Липсиц И. В. Выбор пути развития на ближайшие два года. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 265 с.
  41. Е.А., Кашин В. К., Липсиц И. В. Роль инфраструктуры промышленных предприятий в реализации промышленной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-311 с.
  42. А., Буряк А. Кластерный анализ база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. — 2003. — № 1. — С. 13.
  43. А.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2002. — 239 с.
  44. А.М. Логистика: учебник для вузов/ Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.- 395 с.
  45. А. Л. Стратегическое управление. М.: Изд-во Омега-Л, 2004.
  46. Г. Я. Стратегический менеджмент. Таганрог, 2002.
  47. Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона: автореф. докт.экон.наук.. дис. Тверь, 2000.
  48. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В. И. Кушлина и H.A. Волгина. М.: Экономика, 2000.
  49. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты/ Под ред. P.A. Исляева. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 175 с.
  50. Государственные и территориальные финансы: учебник/ под общ. ред. Л. И. Сергееева Калининград: Янтарный сказ, 2000.- 368 с.
  51. А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: Изд-во Дом ГУВШЭ, 2004. — 495 с.
  52. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. — № 9. — С. 15.
  53. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. -М.: Наука, 1991.
  54. В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Регионология. 2003. — № 1.
  55. С.Г. Концентрация и эффективность производства в территориально-производственных комплексах. -М.: Экономика, 1980. 120 с.
  56. A.B. Производственная инфраструктура в экономике региона. СПб.: Питер, 2001. — 211 с.
  57. К.Н. Прогнозные оценки динамики регионального инвестиционного климата России // Федерализм: Теория. Практика. История. -2001. -№ 1. С. 215−224.
  58. Г. В., Звягинцева О. П., Мироедов A.A. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005. -160 с.
  59. Р.В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой / под ред. Р. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.
  60. П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М.: Прогресс, 1998. — 302 с.
  61. О. Кластерная модель розвитку промислового виробництва регюну як фактор ефективних структурных реформ (на приклад1 Тернопольсько!" област1)// Економ1чний Часопис-XXI. 2003. — № 2.
  62. H.JI., Конторович А. Э., Коржубаев А. Г. и др. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2001. — N 4. — С. 55, 62−64.
  63. А.И. Экономическая теория. Микро-, макро-, мега-: учебник. 3 изд. СПб.: Питер, 2004. — 544 с.
  64. Евстигнеева J1., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1.
  65. В.А. Развитие социалистического соревнования в промышленности. M., 1983.
  66. Е.И., Цвиринько И. А. СМО-моделирование в логистике // Организация международных и внутренних перевозок с применением принципов логистики: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2000. — С. 164 169.
  67. О.О. Математические методы в экономике: учебник/Замков О.О., Толстопятенко A.B., Черемных Ю.Н.- под ред. A.B. Сидоровича.- 3-е изд., перераб.- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001.- 365 с.
  68. И.О. О цене труда и безработице // Вопросы экономики. 1993.-№ 12.-С. 54.
  69. Л.Я. Экономические районы США. М., 1959.
  70. Н.Г. Региональная бюджетная политика: Теория, законодательство, практика/ СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 167 с.
  71. Л.А., Гневко В. А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой // Бизнес центр. 1998.
  72. В.Г. Регионоведение: учебное пособие для вузов/ Игнатов В. Г., Бутов В.И.- 3-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: Издат. центр «МарТ», 2004.- 527 с.
  73. Н.В. Инвестиции: Организация управления и финансирование: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-413 с.
  74. В.В. Общая теория систем: учебное пособие/ СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2001.- 139 с.
  75. P.M. Совершенствование финансовой системы в трансформационной экономике региона: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института экономики и управления, 1998.
  76. В.А. Теория надежности сложных систем (теория и практика): учебное пособие/ Каштанов В. А., Медведев А. И. М.: Европейский центр по качеству, 2002.- 470 с.
  77. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. — 584 с.
  78. A.A. Транспорт и логистика: организация, планирование сервисных услуг: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. — 578 с.
  79. А.И. Логистические основы организации крупных промышленных комплексов. Тольятти- Самара, 1996. — 164 с.
  80. Т.Д. Инновационные коммуникации: учебное пособие для вузов.- М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 288 с.
  81. Н.Р. Регионально-производственная инфраструктура: планирование и идентификация. -М.: Изд-во ЮНИТИ, 2000.
  82. Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  83. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000.-240 с.
  84. П.В. Математические методы исследования операций в экономике: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2000.- 207 с.
  85. В.М. Стратегия предпринимательства: учебное пособие/ СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2001. 144 с.
  86. И.С., Прокофьева Т. А. Проблемы развития транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока и формирования интегрированных транспортно-логистических систем // Бюллетень транспортной информации. -М., 2003. -№ 97.
  87. В.И. Управление региональной экономикой в условиях рынка: учебное пособие/ Академия права и управ-ния- Ин-т управ-ния на транспорте- под ред. В. А. Персианова М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 64 с.
  88. H.H. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. — 336 с.
  89. Д.Д. Макрологистические системы рыночной экономики. Ростов-на-Дону, 1996. — 147 с.
  90. Д.Д., Саввиди И. И., Стаханов В. Н. Маркетинг и логистика фирмы. М.: Изд-во ПРИОР, 2000. — 128 с.
  91. Кох Р. Стратегия. СПб.: Питер, 2003.
  92. В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие. М.: Книжный мир, 2005. — 432 с.
  93. В.М. Логистические транспортные потоки. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. — 157 с.
  94. А. Экономические механизмы. Серия «Деловая Франция». М.: Прогресс, 1993. — 192 с.
  95. В.М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект // Безопасность Евразии. 2003. — № 1. — С.525.
  96. P.A. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учебное пособие/ Н. С. Гуляев, Л. Н. Ветрова.- М.: Гардарики, 2004.- 287 с.
  97. A.M. Анализ тенденций развития регионов России в 19 921 995 годах // Вопросы экономики. 1996. — № 6. — с.77.
  98. A.M. Предпринимательский климат регионов России. М., 1997.
  99. . Л. Экономический рост и региональная асимметрия (эмпирический анализ). Новосибирск: Сиб. науч. изд-во, 2005. -216с.
  100. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Финансы и статистика, 2000.
  101. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: учебное пособие / под ред. Л. Б. Миротина. М.: Юрист, 2002. -223 с.
  102. С. О пользе кластеров //Новое время. 2003. — С. 25.
  103. B.C., Цвиринько И. А. Анализ транспортной составляющей логистических издержек в зависимости от количества складов в регионе // Мат-лы междунар. науч. практ. конф. Актуальные проблемы управления. М.: Изд-во ГУУ, 2001. Вып. 3.
  104. B.C., Цвиринько И. А. К вопросу о логистичеком подходе к расчету координат расположения склада в регионе // Организация международных и внутренних перевозок с применением принципов логистики: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2001.
  105. B.C., Цвиринько И. А. Варианты решения логистической задачи определения оптимального размера заказа // Организация международных и внутренних перевозок с применением принципов логистики: сб. науч. тр. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2001.
  106. B.C. Оценка влияния размещения складской сети на транспортные расходы // Экономика и менеджмент на транспорте: сб. науч. тр. Вып.2. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2002. — с. 99−106.
  107. A.C. На переломе: Региональные проблемы перехода от плановой к рыночной экономике: избран, ст. М.: Север, 2001. — 271 с.
  108. A.C. Управление экономикой региона: учебное пособие/ РАН.- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.- 403 с.
  109. A.B. Оптимизация товарных потоков регионального логистического центра. Автореф. дис. канд.экон.наук. Екатеринбург, 2004.
  110. A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой, http: www.krsu.edukg/vestnik/v31 а 15.html.
  111. П.А. Государственная региональная политика на современном этапе // Общество и экономика, 2003. -№ 6. С. 231−254.
  112. A.A. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. М.: Финансы и статистика, 2002. — 126 с.
  113. Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Методы моделирования логистических систем в условиях неопределенности // Бизнес и логистика: Тр. 5-го ММЛФ. -М.: Изд-во МАДИ-ТУ, 2003.
  114. Модели и методы теории логистики: учебное пособие/ под ред. B.C. Лукинского.- СПб.: Питер, 2003.- 176 с.
  115. Моделирование еврорегиона для Псковской области/ Центр социального проектирования «Возрождение».- Псков, 2004.- 103 с.
  116. A.B. Математические методы анализа экономики: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2002, — 176 с.
  117. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. A.B. Ивановского, В. Е. Рохчина. СПб.: Изд-во ИСЭП, 1998.
  118. H.H. Региональная экономика. 2-е изд. М., 1978.
  119. П.М., Нестеров А. П. Региональная экономика: учебник для вузов. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 447 с.
  120. П.М., Нестеров А. П. Менеджмент региональной системы М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  121. .О. О пользе кластеров // Невское время. 2003. — 25февр.
  122. A.C. Региональные рынки. М.: Инфра-М, 1999.
  123. A.C. Теория региональных рынков: учебник. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  124. Е.П. Научные основы организации подготовки ускоренного создания промышленных комплексов. -М.: ИНФРА-М, 1989.
  125. Г. А. Макроэкономические пропорции: свойства и следствия.- М.: Экономика, 2003.- 54 с.
  126. Т., Уотерман Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М.: Изд-во «Вильяме», 2004.
  127. М.В. Математические методы и модели в экономике: учебное пособие для экономических специальностей/ Московская академия экономики и права.- М.: Экзамен, 2002.- 127 с.
  128. A.A., Поспелов И. Г., Шананин A.A. Опыт математического моделирования экономики. -М.: Энергоатомиздат. 1996.
  129. М. Е. Экономические районы США, Юг. М., 1956.
  130. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  131. А.И. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. J1.C. Тарасевича. СПб.: Питер, 2001.-457 с.
  132. P.A. Региональный менеджмент: учебник для вузов.-Краснодар: Советская Кубань, 2000.- 383 с.
  133. И.Г. Модель отбора поведения в социально-экономических системах / сб. тр. Конф. «Моделирование социального поведения». М.: Изд-во МГУ, 2001.
  134. B.C., Стаханов В. Н. Формирование инфраструктуры рынка средств и производства. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1993. -104 с.
  135. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авторского коллектива и отв. ред. академик РАН А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000.
  136. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики / под ред. В. Г. Алиева. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. -646 с.
  137. Региональная экономика: Принципы и модели управления предпринимательским климатом региона: учебное пособие/ А. П. Градов, Б. И. Кузин, М. Д. Медников, A.C. Соколицин.- СПб.: Питер, 2003.- 221 с.
  138. Региональная экономика: учебник / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2005. — 666 с.
  139. Региональная экономика: учебное пособие / РЭА им. Г.В. Плеханова- под ред. М. В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, 2002. 462 с.
  140. Региональная экономика: для студентов вузов/ под ред. проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. -М.: Ростов-на Дону, 2001.- 320 с.
  141. Региональная экономика: учебник для вузов/ РЭА им. Г.В. Плеханова- под ред.В. И. Видяпина, М. В. Степанова.- М.: ИНФРА-М, 2005.665 с.
  142. А.И., Мерджанов В. Р. Становление логистической системы Самарской области // Логистика и транспорт. 2002. — № 12. Самара: Изд-во «Волга-бизнес».
  143. Т.А. Информационная логистика/ Ин-т инновации и логистики.- М.: Экзамен, 2001.- 287 с.
  144. .Б. Региональная архитектура и культурный ландшафт. М.: Геопресс, 2001. — 150 с.
  145. Т.Г. Региональная экономическая система: методология и методика исследования. М.: Изд-во МВТУ, 2000.
  146. Российский Север: проблемы социального развития: учебное пособие / под ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева.- М.: Дашков и К, 2004.895 с.
  147. Российский статистический ежегодник: статистич. сб. / Госкомстат России.- М., 2001.- 679 с.
  148. Российский статистический ежегодник: статистич. сб. / Госкомстат России.- М., 2002.- 656 с.
  149. Российский статистический ежегодник: статистич. сб. / Госкомстат России М., 2003.- 710 с.
  150. Российский статистический ежегодник: статистич. сб. / Госкомстат России, — М., 2004.- 703 с.
  151. Российский статистический ежегодник: статистич. сб. / Госкомстат России.- М., 2000.- 649 с.
  152. В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование. Ч. 1. Региональное планирование. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1995.- 175 с.
  153. Т.В. Основы территориального маркетинга: монография -Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2004. 202 с.
  154. Н.Н., Скаржинский М. И., Грабова О. Н. Стратегия устойчивого экономического и социального развития региона. Кострома, 2003.
  155. А.И. Введение в теорию обоснования логистических систем и цепей. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  156. A.B. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2001. 832 с.
  157. Современное управление: Энциклопедический справочник: пер. с англ. (Американская ассоциация управления). М.: Издатцентр, 1997.
  158. Современные проблемы инновационного развития экономики Северного региона Республики Дагестан// Мат-лы регион, науч.-практ. конф. 26 27 апреля 2001 г./ СПбГИЭУ.- Кизляр, 2002.- 86 с.
  159. С.И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. -2002. -№ 1.-С.4
  160. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: В 2-х кн./ Под ред. К. Микульского. Кн.1. М.: ЭКОНОМИКА. Трансформация постсоциалистического общества.- 2003.- 757 с.
  161. В.Н., Тамбовцев С. И. Промышленная логистика. М.: Изд-во ПРИОР, 2000. — 251 с.
  162. Стратегия экономического развития Сибири Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. № 765-р
  163. Л.Б., Родионов Д. В. Проблемы управления государственной собственностью в Российской экономике //Проблемы теории и практики управления. — 2005. № 5. — С.52−57.
  164. В. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М.: Изд-во ТЕИС, 1997.
  165. Территориальная организация населения: учебное пособие для вузов / под ред. Е. Г. Чистякова.- М.: Вузовский учебник, 2005, — 187 с.
  166. Транспортная логистика: учебник/ под ред. Л. Б. Миротина.- М.: Экзамен, 2002.-511 с.
  167. Транспортная политика, экономика и образование: сб. тр. по материалам российско-германской конференции по проблемам транспорта / Гос. морская академия им. С.О. Макарова- под ред. А. Л. Степанова.- СПб.: ГМА, 2000.- 188 с.
  168. Федоров Н. В, Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998.
  169. А.Н. Инновационный тип развития и предпринимательство // Экономика предпринимательства. М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2001.
  170. В.П. Региональное программирование в переходной экономике. -М.: Прогресс, 2002.
  171. Д. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой, http:// www. krsu. edukg/vestnik/v3 Ial5. html
  172. Р. Основы проективной геометрии. M., 1970.
  173. В.М. Управление экономикой в крупном городе: вопросы теории и практики государственного регулирования/ СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2000.- 345 с.
  174. В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне/ Северо-Западная Академия государственной службы.- СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000.- 130 с.
  175. И.А. Методология, методы и модели управления логистическими бизнес-процессами. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003. — 262 с.
  176. В.И. Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления. M.: Изд-во «Мысль», 1983. — 159 с.
  177. A.A. Логистика. Логистические технологии: учебное пособие. — М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2002. 172 с.
  178. Е.П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 240 с.
  179. А.И. Организация стратегического взаимодействия малого предприятия с кластером : автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -СПб., 2002.
  180. В.М. Проблемы формирования лесопромышленного комплекса страны в долгосрочной перспективе. М.: Перспектива, 1986.
  181. Шмидт К.-Д. Трансформация и конкуренция: пример бывшей ГДР // Политэконом. 1997. — № 3−4. — С. 100.
  182. .М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.- 206 с.
  183. Й. История экономического анализа. М.: Экон. школа, 2004.
  184. Экономическая география России: учебное пособие для вуза/ под ред. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-471 с.
  185. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. — 367 с
  186. Н.С., Гугелев A.B., Ромаев Е. А. Инновационный менеджмент. Саратов: СГСЭУ, 2003.
  187. Классификатор «Регионы Российской Федерации»
  188. Наименование региона Код Наименование региона Код
  189. Республика Адыгея 01 Курская область 46
  190. Республика Башкортостан 02 Ленинградская область 47
  191. Республика Бурятия 03 Липецкая область 48
  192. Республика Алтай 04 Магаданская область 49
  193. Республика Дагестан 05 Московская область 50
  194. Ингушская Республика 06 Мурманская область 51
  195. Кабардино-Балкарская Рес. 07 Нижегородская область 52
  196. Республика Калмыкия 08 Новгородская область 53
  197. Карачаево-Черкесская Рес. 09 Новосибирская область 54
  198. Республика Карелия 10 Омская область 55
  199. Республика Коми 11 Оренбургская область 56
  200. Республика Марий Эл 12 Орловская область 57
  201. Республика Мордовия 13 Пензенская область 58
  202. Республика Саха 14 Пермская область 59
  203. Республика Северная Осетия 15 Псковская область 60
  204. Республика Татарстан 16 Ростовская область 61
  205. Республика Тыва 17 Рязанская область 62
  206. Удмуртская Республика 18 Самарская область 63
  207. Республика Хакасия 19 Саратовская область 64
  208. Чеченская Республика 20 Сахалинская область 65
  209. Чувашская Республика 21 Свердловская область 66
  210. Алтайский край 22 Смоленская область 67
  211. Краснодарский край 23 Тамбовская область 68
  212. Красноярский край 24 Тверская область 69
  213. Приморский край 25 Томская область 70
  214. Ставропольский край 26 Тульская область 71
  215. Хабаровский край 27 Тюменская область 72
  216. Амурская область 28 Ульяновская область 73
  217. Архангельская область 29 Челябинская область 74
  218. Астраханская область 30 Читинская область 75
  219. Белгородская область 31 Ярославская область 76
  220. Брянская область 32 Москва 77
  221. Владимирская область 33 Санкт-Петербург 78
  222. Волгоградская область 34 Еврейская автономная 79область
  223. Вологодская область 35 Агинский Бурятский АО 80
  224. Воронежская область 36 Коми-Пермяцкий АО 81
  225. Ивановская область 37 Корякский АО 82
  226. Иркутская область 38 Ненецкий АО 83
  227. Калининградская область 39 Таймырский АО 84
  228. Калужская область 40 Усть-Ордынский Бурятский АО 85
  229. Камчатская область 41 Ханты-Мансийский АО 86
  230. Кемеровская область 42 Чукотский АО 87
  231. Кировская область 43 Эвенкийский АО 88
  232. Костромская область 44 Ямало-Ненецкий АО 891. Курганская область 45
Заполнить форму текущей работой