Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация работы и принципы деятельности дежурных частей органов внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перечисленные нарушения законности тесно связаны с деятельностью дежурных частей и происходят, как правило, в тех органах внутренних дел, где дежурными назначаются лица, не обладающие необходимыми деловыми и моральными качествами. Нарушения законности крайне отрицательно отражаются на эффективности борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка, авторитете милиции, ее связях… Читать ещё >

Организация работы и принципы деятельности дежурных частей органов внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация работы и принципы деятельности дежурных частей органов внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики.

Мне хочется начать свою работу с уже набившего оскомину тезиса о важности и актуальности рассмотрения темы моего дипломного проекта. В процессе изучения службы дежурных частей становиться понятно что вопросы связанные с деятельностью этого, занимающего особенное положение в структуре ОВД, подразделения можно и нужно поднимать постоянно.

Попробуем ответить на вопрос: «Почему? «, исходя из определения дежурной части.

Дежурная часть — это оперативноупраляющее структурное подразделение в системе ОВД, осуществляющее руководство, контроль за деятельностью разнообразных по характеру функции служб и подразделений в целях эффективного решения задач в области ООП и борьбы с преступностью.

Успешное решение задач, возложенных на органы внутренних дел, во многом зависит от уровня управления их силами и средствами. Министерство внутренних дел ПМР уделяет исключительно большое внимание постоянному совершенствованию деятельности всех звеньев своей системы, строго руководствуясь при этом концепцией Верховного Совета о необходимости дальнейшего укрепления законности и правопорядка, усиления борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

К числу важнейших мер, направленных на повышение уровня управления деятельностью органов внутренних дел, относится создание в соответствии с Приказом МВД ПМР «Об утверждении Инструкции по организации работы дежурных частей министерства ОВД городского районного Совета народных депутатов линейного отдела (отделения)» качественно новых дежурных частей. Постоянное совершенствование их работы является одним из главных направлений дальнейшего повышения эффективности деятельности всех служб органов внутренних дел. «Вопрос о дежурных частях — это крупный вопрос управления… Это один из центральных вопросов организации всей нашей работы».

В прошлом роль и значение дежурных частей органов внутренних дел были принижены. Дежурные части основного, решающего звена системы МВД СССР — городских и районных отделов внутренних дел — организационно входили в наружную службу милиции и практически руководили только постовыми и патрульными нарядами. Обязанности дежурных сводились в основном к регистрации заявлений и сообщений о происшествиях, информированию о них руководителей органов. Такие дежурные части, не располагая необходимыми распорядительными полномочиями, не могли должным образом оперативно организовать борьбу с преступностью и охрану общественного порядка.

Необходимость постоянного слежения за обстановкой и обеспечения безотлагательного реагирования на ее изменения, обусловила создание дежурных частей ОВД.

Они становились центральным нервом системы управления, основным каналом прямой и обратной связи между субъектом и объектом управления, главным диспетчерским пунктом, располагающим в реальном масштабе времени данными об обстановке, силах и средствах и планами их использования при осложнении ситуации.

Дежурная часть является тем уникальным звеном в системе органов внутренних дел, где осуществляется круглосуточный сбор и накопление информации об оперативной обстановке на обслуживаемой территории, а также, и это особенно важно, обеспечивается первичное реагирование на ее изменения. В этом смысле дежурная часть представляет собой классическую систему обслуживания населения, можно сказать — «скорую помощь» органов внутренних дел.

Именно поэтому на дежурную часть возложено такое большое количество обязанностей и она обладает широким кругом полномочий и прав для их осуществления.

Сейчас дежурные части уже в системе МВД ПМР стали профессиональными органами по выработке управленческих решений, превратились в полнокровные аппараты круглосуточного оперативного управления всеми силами и средствами, привлекаемыми к обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью. К ним поступают практически все сообщения о происшествиях.

Как мы видим именно дежурная часть обязана умело сочетать управленческие функции с функциями по охране общественного порядка, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Дежурная часть является «передовым подразделением «встречающимся с заявлениями, сообщениями граждан, организаций, туда поступают запросы сотрудников, в дежурную часть сообщают о необходимости оказать помощь, как милиционерам, так и гражданам.

И от того насколько умело, оперативно и грамотно отреагирует дежурная часть будут зависит судьбы людей, а порой их жизни и смерти.

Вот поэтому я и попробую насколько это возможно рассмотреть особенности службы дежурных частей ОВД, ее работу, задачи, принципы деятельности обязанности и права ее сотрудников.

В настоящей выпускной квалификационной работе на основе анализа действующих нормативных актов МВД ПМР, регламентирующих организацию и деятельность дежурных частей, а также с учетом передового опыта их работы, раскрываются назначение и структура этих штабных подразделений, их задачи и функции, организационное обеспечение и осуществление этих функций. Основное внимание при этому уделяется дежурным частям ОВД, выполняющих, как известно, наибольший объем работы по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

В дипломной работе показываются система, задачи и функции дежурный частей, принципы их деятельности как аппаратов оперативного управления силами и средствами органов внутренних дел.

Рассматривается организующая роль дежурных частей в охране общественного порядка, борьбе с преступностью, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Концепция развития нашей республики поставила перед правоохранительными органами задачи по дальнейшему укреплению правопорядка, усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями. Названные органы должны проводить свою работу так, «чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания».

1. Задачи, функции и организационная структура дежурных частей ОВД ПМР.

а) Правовое обеспечение дежурных частей ОВД ПМР.

Оперативное управление силами и средствами является одной из важнейших обеспечивающих функций системы органов и подразделений МВД ПМР. Свою деятельность дежурные части строят на основе и в соответствии со следующими нормативными актами: Конституцией ПМР, КоАП ПМР, УК ПМР, УПК ПМР, Конституционным Законом ПМР «Об особых правовых режимах», Законом ПМР «О милиции», Положением «О народных дружинах ПМР по охране общественного порядка», а также различными приказами: Приказ МВД ПМР «Об утверждении и введении в действие Инструкции «Об организации органами и подразделениями МВД ПМР охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий гражданами и общественными организациями «, Приказ МВД ПМР «Об утверждении Инструкции по организации работы дежурных частей министерства ОВД городского районного Совета народных депутатов линейного отдела (отделения)», Приказ МВД ПМР «Об утверждении и введении в действие Инструкции «Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников», Приказ МВД ПМР «Об утверждении и введении в действие Инструкции «Об организации и тактике предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка», совместный приказ МВД ПМР, МГБ ПМР, МО ПМР, ГТК ПМР, Службы безопасности Президента ПМР, Министерства юстиции ПМР. «Об утверждении и введении в действие Инструкции «О порядке оперативного учёта и проверки утраченного и выявленного огнестрельного оружия и боеприпасов к ним», Приказ МВД ПМР «Об утверждении и введении в действие Инструкции «О порядке рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений и организации личного приёма граждан в органах и подразделениях МВД ПМР», Приказ МВД ПМР «Об утверждении Инструкции «Об организации информационной работы по совершенным преступлениям в ОВД республики», Приказ МВД ПМР «Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности ПМР», Приказ МВД ПМР «Об утверждении Положения «О центре по вытрезвлению граждан» и т. д.

Кроме этого дежурные части в своей практической деятельности пользуются различными нормативными актами, внутренними приказами, указаниями и инструкциями Г (Р)ОВД, которые регламентируют деятельность дежурных частей.

б) Назначение, система и организационная структура дежурных частей ОВД ПМР.

На дежурную службу органов внутренних дел возложены ответственные и сложные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Ее назначение заключается в непрерывном, круглосуточном сборе информации об оперативной обстановке на обслуживаемой территории; в обеспечении немедленного эффективного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, нарушениях общественного порядка или установленного режима, стихийных бедствиях, массовых беспорядках и других чрезвычайных происшествиях; в разбирательстве с лицами, задержанными и доставленными в органы внутренних дел по подозрению в совершении преступлений или за нарушения общественного порядка; в осуществлении непрерывного управления служебными нарядами, другими силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Дежурная служба органов внутренних дел представляет собой социальную систему находящихся на различных уровнях управления взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, характеризующихся иерархичностью построения, субординированностью взаимоотношений. Ими являются отдельные работники, группы сотрудников, подразделения дежурной службы. Известно, что любая система функционирует в определенной среде, которая оказывает на нее самые разнообразные, в том числе и так называемые возмущающие воздействия. Последние постоянно возникают и внутри самой системы. В процессе преодоления сил, препятствующих ее развитию, система совершенствуется. Для преодоления внешних и внутренних возмущающих воздействий она должна быть динамичной. Это свойство системы называется способностью к динамическому равновесию.

Основой, системы дежурной службы органов внутренних дел являются дежурные части, которые по характеру выполняемых задач могут быть объединены в следующие группы:

Дежурные части территориальных органов внутренних дел — МВД, УВД, городских и районных отделов внутренних дел, городских и поселковых отделений милиции.

Дежурные части транспортных органов милиции — линейных отделов и отделений милиции на железных дорогах.

Дежурные части специальных учреждений милиции; приемников-распределителей для содержания лиц, задержанных за бродяжничество или за попрошайничество; детских приемников-распределителей; специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке за мелкое хулиганство; ИВС;

Дежурные части управлений, отделов пожарной охраны МВД, частей и подразделений пожарной охраны;

Дежурные части управлений (отделов) ГАИ МВД, УВД, строевых подразделений дорожного надзора;

Дежурные части управлений (отделов) вневедомственной охраны при МВД, УВД, отделов (отделений) вневедомственной охраны при городских и районных отделах внутренних дел.

Дежурные части учебных заведений МВД ПМР.

Высшим звеном в этой системе является дежурная часть МВД ПМР. Ее возглавляет — начальник ДЧ ГОИУ МВД ПМР. Последняя является структурным подразделением МВД ПМР и находится в прямом подчинении Начальника ГОИУ МВД ПМР, а в оперативном управлении подчиняется Министру внутренних дел и его заместителям.

Дежурная часть ОИУ МВД ПМР выполняет возложенные на нее обязанности по сбору информации и реагированию на осложнения обстановки, как правило, через дежурные части горрайорганов и непосредственно управляет силами и средствами централизованного подчинения.

На вышестоящих уровнях управления (МВД, УВД) в деятельности дежурных частей преобладают управленческие функции, на нижестоящих — организаторско-исполнительские.

Так, дежурные части МВД, УВД занимаются преимущественно сбором, обработкой и представлением руководству МВД, УВД, информации об оперативной обстановке в республике, городе, районе. Эти сведения направляются ими в вышестоящие органы внутренних дел (кроме МВД ПМР), органы прокуратуры, государственной безопасности. При совершении тяжких преступлений, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях дежурные части указанного уровня обеспечивают оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, находящимися в подчинении данных МВД, УВД, Г (Р)ОВД. Кроме того, они осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих дежурных частей и органов внутренних дел при реализации оперативных планов, поддерживают взаимодействие между ними и т. д.

Дежурные части горрайлииорганов являются связующим звеном, обеспечивающим взаимодействие всех отраслевых служб и структурных подразделений последних, и непосредственно участвуют в практическом выполнении всех задач, возложенных на эти органы. Указанные дежурные части оперативно реагируют на заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях; управляют силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка; организуют работу по раскрытию преступлений по горячим следам, розыску скрывшихся преступников и похищенного имущества; проводят разбирательство с лицами, доставляемыми в дежурную часть, и выполняют другие задачи. Дежурные части горрайлииорганов обеспечивают оперативное реагирование на преступления, иные правонарушения и происшествия независимо от того, на какой аппарат или службу возлагаются обязанности осуществлять по ним правоохранительные меры.

В отличие от них дежурные части структурных подразделений горрайорганов (дорожно-патрульной службы, вневедомственной охраны и др.) в основном решают круг вопросов, входящих в сферу компетенции полномочий конкретных служб.

Специфичность и приоритетность задач, выполняемых на разных уровнях управления, предопределили место дежурных частей в системе органов внутренних дел и особенности их организационных структур и штатов.

Дежурные части всех органов, учреждений и подразделений, входящих в систему МВД ПМР, взаимосвязаны между собой как по горизонтали, так и по вертикали. Единой правовой основой их организации и деятельности является Приказ МВД ПМР № 196 от 5 июля 1993 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы дежурных частей министерства ОВД городского районного Совета народных депутатов линейного отдела (отделения)» .

Характерной особенностью системы дежурной службы является то, что дежурная часть МВД ПМР, дежурные части УВД, отделов транспортной милиции, городских и районных отделов внутренних дел входят в состав соответственно: штаба МВД ПМР; штабов УВД; штабов городских и районных отделов внутренних дел (где эти штабы созданы). В состав штабов включены только штатные дежурные части. В тех органах внутренних дел, в которых нет штабов, дежурные части непосредственно подчиняются начальникам органов.

То, что дежурные части входят в состав штабов, обусловлено главным назначением штабов — координировать деятельность отраслевых служб. По словам А. П. Коренева, — «Именно через дежурные части штабы могут наиболее эффективно выполнить эту функцию. Дежурные части сосредоточивают основной массив информации о преступлениях и иных происшествиях, обеспечивают непрерывное управление силами отраслевых служб в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, то есть в периоды, когда больше всего совершается преступлений и иных нарушений общественного порядка. В силу все углубляющегося процесса специализации в органах внутренних дел только штабы способны успешно руководить дежурными частями территориальных органов внутренних дел».

Определяющим в деятельности этих дежурных частей является то, что они совместно с отраслевыми службами призваны обеспечивать раскрытие по горячим следам максимального количества преступлений на обслуживаемой территории в течение дежурных суток. Все, что не удалось раскрыть за это время, — становится объектом работы аппаратов уголовного розыска и других служб.

Дежурным частям территориальных органов внутренних дел (за исключением дежурных частей городских и поселковых отделений милиции) подчинены в оперативном отношении не только дежурные части нижестоящих органов внутренних дел, но также и дежурные части других учреждений и подразделений МВД, дислоцированных в административных границах соответствующей территории. Например, дежурной части РОВД подчинена в оперативном отношении дежурная часть линейного отделения милиции, расположенного на территории данного района.

Штатная дежурная часть ОВД состоит из начальника дежурной части, а также:

— оперативных дежурных;

— инспекторов — дежурных;

— помощников дежурного;

— милиционерводитель автомобиля, закрепленного за ДЧ;

— оператор линии 102.

Дежурный по ГОРОВД является старшим оперативным начальником по отношению к дежурным всех подразделений и учреждений, структурно входящих в состав данного ОВД.

Это постоянный штатный состав дежурной части.

Для своевременного и эффективного реагирования на сообщения о преступлениях и иных происшествиях дежурной части придается одна или несколько оперативно-следственных групп, а также резерв.

Штатные дежурные части (должности штатных дежурных и их помощников) комплектуются физически здоровыми сотрудниками, не старше 40 лет, имеющими высшее или среднее специальное образование, обладающими организаторскими способностями и положительно характеризующимися по службе. Начальствующий состав штатных дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов транспортной милиции назначается только из числа сотрудников, имеющих опыт оперативной или следственной работы.

Начальник дежурной части отвечает за организацию и качество несения службы оперативными дежурными; обеспечивает своевременное принятие ими неотложных мер по сообщениям о преступлениях и иных происшествиях, а также полную, своевременную и достоверную информацию об этом руководству своего и вышестоящего органа, руководителям заинтересованных служб; контролирует правильность и полноту данных, включаемых в оперативные сводки; осуществляет обучение и организует политико-воспитательную работу с личным составом дежурной части; контролирует выполнение ее сотрудниками функциональных обязанностей; организует материально-техническое обеспечение и совершенствование оснащения и оборудования дежурной части согласно; табельной положенности.

В обязанности начальников дежурных частей МВД, УВД входит также подготовка проектов документов, регламентирующих работу этих дежурных частей, методических пособий по деятельности дежурной службы, изучение и распространение положительного опыта работы дежурных частей.

Оперативный дежурный является непосредственным организатором деятельности дежурной части. В круг его обязанностей входит:

правильное применение в работе дежурной части законов, указов, постановлений и решений органов государственной власти и государственного управления, принятых (изданных) по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

правильное использование предоставленных ему полномочий при защите интересов, прав и законных интересов граждан и их имущества;

своевременная и полная регистрация заявлений и сообщений о преступлениях и иных происшествиях;

принятие неотложных мер к предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений и розыску преступников по поступающим в дежурную часть заявлениям и сообщениям;

своевременная и достоверная информация о происшествиях руководству органа, служебным нарядам, вышестоящему и соседним органам внутренних дел и в определенные инстанции;

правильное применение действующего законодательства в отношении лиц, доставленных в дежурную часть;

строгое соблюдение законности при водворении и содержании в ИВС задержанных, арестованных и осужденных, а равно при их освобождении;

обеспечение сохранности оружия, боеприпасов, спецсредств и техники, соблюдение правил выдачи их личному составу отдела.

Для надлежащего выполнения задач и функций дежурной части дежурный наделен необходимыми правами, указанными в Законе ПМР «О милиции» ст.14:

требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка, установленного соответствующими законодательными и подзаконными актами, при невыполнении этих требований принимать меры к пресечению нарушений, составлять в предусмотренных действующим законодательством случаях протоколы (акты) об административных правонарушениях;

проверять у граждан паспорта или другие документы, удостоверяющие личность, при необходимости составления протокола (акта) о правонарушении, при подозрении лица в совершении преступления и при проверке соблюдения паспортных правил;

доставлять в милицию и задерживать на срок до трех часов лиц, совершивших административные правонарушения, в целях пресечения нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протокола (акта) о правонарушении и т. д.), а также специальными правами.

Специальные права дежурного определяются нормативными актами МВД ПМР, начальников УВД и Г (Р)ОВД. Дежурный имеет право:

отдавать служебным нарядам распоряжения по вопросам обеспечения охраны общественного порядка, осуществления неотложных мероприятий с целью предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а в отсутствие начальника органа или лица, его замещающего, — всему личному составу, находящемуся на службе;

вносить при осложнении оперативной обстановки временные изменения в расстановку сил и средств служебных нарядов, предусмотренную единой дислокацией, с последующим докладом о принятом решении начальнику органа или лицу, его замещающему;

получать от руководителей служб и подразделений органа информацию о режиме работы личного состава на сутки, а также иные сведения, которые необходимы для обеспечения общественного порядка.

В целях обеспечения выполнения служебного долга по защите интересов государства, охране общественного порядка и собственности, личности и прав граждан от посягательств преступных элементов дежурный имеет право в исключительных случаях, в качестве крайней меры применять оружие.

Таким образом, свои общие права дежурный может применять, как и все работники милиции, только при непосредственном личном участии в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Действия дежурного при реализации своих, общих прав осуществляются в сфере общения с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также с гражданами (например, доставленными в дежурную часть). Свои специальные права дежурный реализует только при осуществлении распорядительных функций дежурной части, оперативно управляя силами и средствами органа, выделенными для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Помощник дежурного подчиняется дежурному и исполняет его указания по всем вопросам деятельности дежурной части. При временном отсутствии дежурного (выехал на место происшествия, отдыхает и т. п.) помощник выполняет его обязанности. Помощник дежурного обязан: вести учетную документацию дежурной части и картотеки; принимать и учитывать поступающие телефонограммы, готовить и передавать ориентировки и другую информацию; контролировать охрану ИВС; проверять несение службы постовыми и патрульными милиционерами; проводить личный обыск лиц, доставленных в дежурную часть по подозрению в совершении преступлений или за нарушение общественного порядка; следить за работой и исправностью охранной сигнализации; наблюдать за правонарушителями, доставленными в дежурную часть; обеспечить установленный порядок содержания, выдачи и приема оперативной и криминалистической техники, спецсредств, оружия и средств связи.

Помощник дежурного по связи подчиняется дежурному и обязан поддерживать постоянную и устойчивую радиои проводную связь с органами внутренних дел, служебными нарядами, подвижными милицейскими группами, оперативной группой, а также с местной станцией скорой помощи, такси, аварийно-спасательными службами; обеспечивать магнитофонную запись заявлений и сообщений о преступлениях и иных происшествиях; знать действующие и резервные каналы оперативной связи с органами внутренних дел и служебными нарядами; принимать меры к улучшению связи с целью обеспечения ее высокой оперативности, непрерывности и устойчивости; вести учет распоряжений, передаваемых по средствам радиосвязи; обеспечивать внедрение новых средств связи и обучение сотрудников дежурной части работе на имеющихся аппаратах связи; вести журнал учета наличия и исправности средств связи, звукозаписывающей аппаратуры, немедленно устранять обнаруженные недостатки.

Оператор линии «102» обеспечивает прием и передачу поступающей по телефону оперативной информации; осуществляет ее машинописную обработку; технически готовит оперативную сводку, контрольные карточки учета чрезвычайных происшествий, проекты распоряжений руководства органа по чрезвычайным происшествиям и карточки контроля за отданными распоряжениями; выполняет внеплановые машинописные работы.

Оперативная группа по указанию дежурного выезжает на места происшествий, где осуществляет неотложные следственные; и оперативно-розыскные действия по установлению лиц, совершивших преступления, производит розыск по горячим следам и задержание скрывшихся преступников.

Резерв предназначен для использования при возникновении необходимости заменить неожиданно заболевшего сотрудника дежурной части, постового или патрульного милиционера, усилить оперативную группу или охрану какого-либо важного объекта, а также для решения других непредвиденных задач.

Для успешного выполнения возложенных задач дежурная часть обеспечивается согласно табельной положенности соответствующими техническими средствами и служебной документацией.

Важно заметить, что рассмотренная организационная структура дежурной части определяется характером возложенных на этот аппарат задач и функций. Каждый элемент структуры выполняет четко определенный комплекс действий, образующих в своей совокупности единое содержание деятельности дежурной службы органа внутренних дел.

в) Задачи и функции дежурных частей ОВД ПМР.

Дежурные части органов внутренних дел выполняют следующие задачи:

осуществляют непрерывный сбор и учет информации об оперативной обстановке на обслуживаемой территории;

организуют немедленное реагирование на сообщения о преступлениях и иных происшествиях;

оперативно управляют силами и средствами, выделенными для борьбы с преступностью и охраны общественного порядка в течение дежурных суток;

обеспечивают охрану и режим содержания лиц, заключенных под стражу, а также разбирательство с лицами, доставленными в дежурную часть;

поддерживают внутренний распорядок в служебных помещениях органов, обеспечивают их охрану, а также сохранность оружия, боеприпасов и специальных средств.

Задачи дежурных частей определяют их функции (отдельные направления деятельности, виды работы). В целях более глубокого уяснения сущности выполняемых дежурными частями функций, их целесообразно рассмотреть, предварительно объединив в однородные группы. Критерием классификации функций является их характер, непосредственная целенаправленность.

Информационно-аналитическая работа включает следующую группу функций:

круглосуточный прием и регистрация в установленном МВД ПМР порядке заявлений граждан и сообщений должностных лиц предприятий, учреждений и организаций о преступлениях и иных происшествиях, своевременный доклад о них руководителю органа и начальнику штаба;

подготовка проектов информационных документов в вышестоящий орган внутренних дел, в соответствующие государственные органы и другие инстанции;

обеспечение непрерывного сбора данных об оперативной обстановке на обслуживаемой территории, нанесение этих данных на карту, их оценка, доклад об этом руководителю органа, начальнику штаба и оперативному дежурному вышестоящего органа;

своевременное доведение до исполнителей, назначенных руководителем органа, срочной оперативной информации, поступающей из других органов внутренних дел (милиции): о розыске преступников и иных лиц; похищенных или угнанных транспортных средств и т. п.;

работа с картотеками и ведение служебной документации дежурной части.

Организация раскрытия преступлений по горячим следам.

Функциями дежурной части являются:

немедленная проверка поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, организация быстрого выезда подвижных милицейских групп (ПМГ), оперативно-следственных групп и других служебных нарядов к месту происшествия, обеспечение его охраны до прибытия туда оперативно-следственной группы;

информирование несущих службу постовых и патрульных нарядов, штабов добровольных народных дружин и других сил общественности о совершенном преступлении, приметах подозреваемых лиц, похищенного имущества и используемого преступниками транспортного средства;

проверка данных о преступлении и преступниках по оперативно-справочньм учетам и сообщение результатов заинтересованным сотрудникам;

организация неотложных действий по задержанию преступников, руководство (до прибытия на место происшествия оперативно-следственной группы или одного из руководителей органа) подвижными милицейскими группами и другими нарядами, ведущими розыск и преследование преступников по горячим следам;

направление по указанию руководителя органа отдельных сотрудников в служебные командировки, связанные с установлением и задержанием преступников.

Оперативное управление силами и средствами, выделенными для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в течение дежурных суток. Сущность функций дежурных частей в выполнении данной задачи заключается в непосредственном организующем воздействии на подготовку и деятельность патрульных, постовых и других нарядов милиции, несущих службу в общественных местах, направляемых для предупреждения и пресечения нарушений общественного порядка по поступившим заявлениям и сообщениям, охраняющих ИВС и другие важные объекты (здания госорганов, учреждения Государственного банка ПМР и т. п.), а также в организационном обеспечении готовности органов внутренних дел к действиям в особых условиях. Функциями дежурной части являются:

подготовка к несению службы и инструктаж нарядов, контроль за выполнением возложенных на них общих и специальных обязанностей;

поддержание устойчивой связи и обеспечение взаимодействия со всеми нарядами, а также с силами общественности, участвующими в охране порядка и борьбе с преступностью;

маневрирование служебными нарядами с целью их сосредоточения на участках наиболее вероятного совершения преступлений и групповых нарушений общественного порядка, в местах проведения массовых мероприятий, большого скопления граждан; руководство деятельностью нарядов по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка;

оповещение и сбор личного состава по тревоге, обеспечение прибывших сотрудников необходимой информацией, оружием, боеприпасами, специальными средствами, средствами индивидуальной противохимической защиты; формирование предусмотренных специальными планами дополнительных нарядов и усиление ими охраны зданий государственных органов, учреждений Государственного банка ПМР, ИВС, следственных изоляторов и других важных объектов.

обеспечение охраны и режима содержания арестованных и задержанных. (Выполняется дежурными частями, в непосредственном подчинении у которых находятся ИВС).

К функциям дежурной части относятся;

обеспечение установленного законом порядка водворения арестованных и задержанных в ИВС и их освобождения оттуда, контроль за охраной арестованных и задержанных, поддержание установленного для них режима содержания;

выявление и своевременное принятие мер по устранению причин и условий, способствующих побегам арестованных и задержанных из ИВС, а также при их конвоировании нарядами милиции.

Разбирательство с лицами, доставленными в дежурную часть:

по подозрению в совершении преступлений;

за совершение административных правонарушений;

в состоянии сильного опьянения;

за бродяжничество или попрошайничество;

безнадзорными, заблудившимися и подкинутыми детьми.

Таким образом, дежурная часть ОВД (милиции) выступает, во-первых, как специальный аналитический аппарат, обеспечивающий руководству органа максимально быстрое принятие наиболее целесообразных в сложившейся обстановке решений по использованию подчиненных сил и средств; во-вторых, как непосредственный организатор процесса подготовки и деятельности различных служебных нарядов; в-третьих, как исполнитель сложного комплекса административно-правовых и уголовно-процессуальных действий, связанных с выездом на места происшествий и разбирательством с лицами, доставленными или обратившимися в дежурную часть. При этом важно отметить, что чем выше иерархический уровень дежурной части, тем больший объем в содержании ее деятельности занимают информационно-аналитическая работа и распорядительство и тем меньше — чисто исполнительские функции.

г) Принципы деятельности дежурных частей ОВД ПМР.

Дежурная часть выполняет возложенные на нее задачи и функции, основываясь на определенных принципах, т. е. теоретических идеях, отражающих объективные закономерности развития общества и государства. Будучи научными выводами и реализуясь в соответствующей практике, принципы государственного управления обеспечивают правильное его направление. Принципы функционирования дежурных частей также вытекают из природы общества и осуществляются применительно к специфике деятельности органов внутренних дел. В своей совокупности они составляют систему научно обоснованных, закрепленных в нормативных актах, взаимообусловленных, взаимосвязанных и обязательных положений.

В основе деятельности дежурной части горраилиноргана как связующего звена всех его служб и подразделений лежат следующие принципы: высокая боевая готовность; оперативность; глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, преемственность в работе; строжайшее соблюдение законности; сохранение государственной и служебной тайны; четкое выполнение требований нормативных актов; поддержание непрерывной связи и взаимодействия с соседними и вышестоящими органами внутренних дел и общественностью; бдительность; вежливое и уважительное отношение к гражданам..

Конкретная реализация этих принципов проявляется в том, что в дежурную часть горраилиноргана круглосуточно поступает большое количество сообщений, заявлений граждан, должностных лиц и общественных организаций, среди которых, как показывает практика, абсолютное большинство срочные сообщения и заявления о правонарушениях. Следовательно, соблюдение таких принципов, как высокая боевая готовность, оперативность в решении служебных задач, глубокое знание оперативной обстановки на обслуживаемой территории, а также преемственность в работе — важные требования, предъявляемые к дежурной части горраилиноргана.

Принципы работы дежурного наряда основаны на выработанных многолетней практической деятельностью органов внутренних дел. В научно обоснованных и закрепленных в нормативных актах принципах этой работы, четкое их выполнение гарантирует успешное решение возложенных на дежурные части задач.

Принцип строжайшего соблюдения законности в деятельности милиции — следовательно и в работе дежурных частей — является одним из важнейших средств совершенствования ее деятельности, укрепления ее авторитета.

Милиция относится к числу правоохранительных органов Приднестровской Молдавской Республики, которые призваны вести решительную борьбу с наиболее опасными посягательствами на правопорядок— преступлениями. Поэтому нарушения законности со стороны работников являются особо нетерпимыми.

Уместно вспомнить высказывание М. И. Калинина в 1922 году на Всесоюзном съезде работников милиции, где он подчеркивал, что «тактика» и административное поведение милиции выявляет перед населением лицо власти.

Специально отмечается, что действия работников милиции при всей своей строгости должны быть законными, получать одобрение и поддержку широких масс.

Дежурные обязаны не только твердо знать и неукоснительно выполнять нормативные акты, регламентирующие деятельность милиции, по и контролировать их соблюдение личным составом служебных нарядов. При этом важное значение имеет постоянное повышение дежурными своих профессиональных знаний, их личный пример дисциплинированности, самоотверженности, принципиальности и организованности в работе. Только при этих условиях в деятельности органов внутренних дел исключается возможность таких нарушений законности, как укрытие преступлений от учета; необоснованное доставление граждан в дежурную часть и содержание их там свыше установленного срока; рукоприкладство; незаконное водворение задержанных в ИВС и нарушение режима содержания в них; неправомерное применение приемов самбо, наручников, связывания, смирительной рубашки, спецсредств.

Перечисленные нарушения законности тесно связаны с деятельностью дежурных частей и происходят, как правило, в тех органах внутренних дел, где дежурными назначаются лица, не обладающие необходимыми деловыми и моральными качествами. Нарушения законности крайне отрицательно отражаются на эффективности борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка, авторитете милиции, ее связях с трудящимися, дисциплине сотрудников органов внутренних дел. В этой связи министр внутренних дел ПМР подчеркивает, что сейчас как никогда остро стоит вопрос о дальнейшем укреплении законности, о недопустимости в практике милиции и всех других служб органов внутренних дел даже самых незначительных фактов грубости и произвола. Лица, поставленные на передний край борьбы за образцовый общественный порядок, должны в первую очередь сами являть пример строгого соблюдения законности.

Обеспечение высокой культуры в работе дежурной части неразрывно связано с реализацией принципа строгого соблюдения законности.

Граждане обращаются в милицию главным образом за помощью. При этом чаще всего в дежурную часть. Они верят, что эта помощь им будет оказана своевременно и квалифицированно. Дежурный и его помощники должны постоянно помнить, что в обращении с гражданами они олицетворяют собой весь коллектив данного органа. По действиям дежурного и его помощников обратившиеся или доставленные в дежурную часть лица дают оценку этому коллективу. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что милиция начинается с дежурной части, В чем проявляется культура в работе дежурной части, по каким признакам можно судить о ее уровне?

Со слов Г. А. Похомова, — «Культура в деятельности дежурной части проявляется, прежде всего, в общении с гражданами, в юридически грамотном, быстром и четком решении вопросов, с которыми они обращаются к дежурному или его помощнику. Отсюда в их работе недопустимы грубость, бездушие и бюрократизм. Очень важно, чтобы дежурный свои служебные требования предъявлял спокойно, твердо, настойчиво, но тактично, ни в коем случае не унижая человеческого достоинства тех, с кем он имеет дело. Особенно внимательно следует обращаться с детьми, подростками, женщинами и престарелыми, ибо эти категории граждан повышенно восприимчивы ко всяким проявлениям грубости и нетактичности.

Каждый гражданин или должностное лицо предприятия, учреждения и организации, обратившиеся к дежурному, должны быть им внимательно выслушаны. При невозможности лично удовлетворить просьбу посетителя его надо направить к одному из руководителей органа. В случае если гражданин обратился с заявлением, разрешение которого не входит в компетенцию данного органа — подробно объяснить ему, куда нужно обратиться".

Немаловажным показателем культуры в работе дежурной части служит внешний вид ее сотрудников и самого помещения. О какой культуре в работе может идти речь, если дежурный и подчиненные ему лица неопрятно одеты, небриты, работают в неуютном, тесном и грязном помещении? Все это отрицательно действует не только на представления граждан о милиции, но и на поведение самих сотрудников.

Дежурный должен являть собой пример опрятности, подтянутости, строевой выправки. Иначе он не будет иметь морального права требовать этого от остальных лиц дежурного наряда.

Помещение дежурной части справедливо называют «зеркалом органа милиции«. Оно должно быть просторным, светлым, соответствующим образом оборудованным, содержаться в чистоте и порядке. Такие условия способствуют успешному осуществлению нарядом дежурной части ее задач и функций.

Культура в работе дежурной части проявляется также и во взаимоотношениях между ее сотрудниками, и в исполнении ими служебной документации. В отличие от внешней культуры, о которой говорилось выше, это культура внутренняя. По тому, как обращаются друг к другу лица дежурного наряда или исполняется какой-либо документ (например, как ведется журнал учета происшествий) можно безошибочно судить об уровне культуры в работе дежурной части.

Значение рассматриваемого принципа заключается в том, что его соблюдение — одно из непременных условий повышения авторитета органов внутренних дел и, прежде всего милиции.

В работе дежурного недопустимы грубость, бездушие, бюрократизм. Исполнять свои обязанности дежурные должны спокойно, твердо, настойчиво и тактично, без унижения человеческого достоинства тех, с кем они имеют дело.

Принцип оперативного решения служебных вопросов дежурным нарядом означает, прежде всего, необходимость его быстрого и четкого реагирования на все поступающие заявления и сообщения о происшествиях.

Дежурным следует постоянно помнить, что чем быстрее ими будут приняты эффективные меры по поступившим сигналам о происшествиях, тем скорее будет восстановлен нарушенный общественный порядок, оказана помощь пострадавшим, будет больше гарантий для успешного предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений. В этой связи Чернявской В. С. отметил: «Когда совершается преступление, особенно вечером или ночью, дежурный должен быстро принять все необходимые меры. В этом специфика милицейской работы; упустишь час или два — потеряешь все доказательства, утратишь все следы».

Фактор времени в деятельности дежурных частей имеет решающее значение, особенно в организации раскрытия преступлений по горячим следам.

Своевременное решение дежурными служебных вопросов обусловливает успешную деятельность дежурных частей, что, в свою очередь, обеспечивает выполнение основных задач, стоящих перед органами внутренних дел.

В работе дежурной части не менее важно строгое соблюдение принципа поддержания непрерывной связи и взаимодействия с соседними и вышестоящим органами внутренних дел, а также с общественностью. Этот принцип обусловлен в основном двумя факторами.

Во-первых, органы внутренних дел составляют сложную социальную систему. Непременным же условием успешного функционирования любой социальной системы является непрерывная связь и взаимодействие между всеми ее звеньями или подсистемами.

Во-вторых, выполнение задачи ликвидации преступности и порождающих ее причин неосуществимо усилиями только лишь административных органов без активного привлечения к ее решению широких масс трудящихся, их различных самодеятельных организаций. Особое значение придается взаимодействию органов внутренних дел с добровольными народными дружинами.

Примерное положение о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка, где устанавливается, что органы внутренних дел обеспечивают с ними повседневное взаимодействие, в необходимых случаях инструктируют дружинников, обучают их формам и методам борьбы с правонарушениями, оказывают методическую помощь в планировании и учете их работы, проводят по согласованию со штабами дружин совместные мероприятия по охране общественного порядка; по предупреждению правонарушений. Важно заметить, что во время проведения таких мероприятий оперативное руководство деятельностью дружинников возлагается на соответствующих должностных лиц органов внутренних дел, к числу которых относятся и дежурные.

Поддержание дежурными частями непрерывной связи и взаимодействия с соседними органами внутренних дел и общественностью приобретает чрезвычайно важное значение при обеспечении общественного порядка во время проведения массовых мероприятий и с наступлением особых условий. Именно в это время милиция работает с предельным напряжением сил и крайне нуждается в помощи. Достижение при этом единства в действиях со смежными органами и подразделениями, своевременное оказание и получение необходимой помощи возможно только благодаря строгому соблюдению указанного принципа.

Высокая боевая готовность есть состояние сил и средств всех служб и подразделений органа внутренних дел, дающее возможность их быстрого приведения в действие и эффективного использования. Это обеспечивается правильным пониманием и четким представлением каждой службой, сотрудниками своих задач, функциональных обязанностей в конкретных ситуациях, особенно в условиях осложнения обстановки и чрезвычайных обстоятельств. Достижение такого состояния требует заблаговременной подготовки личного состава к предстоящим действиям, предвидения возможных изменений обстановки.

Дежурной частью высокая боевая готовность ОВД обеспечивается:

ѕ возможностью оповещения и сбора личного состава по тревоге, что позволяет сделать имеющаяся в дежурной части схема осуществления таких действий;

ѕ наличием оперативных планов и картотек (алгоритмов) неотложных действий служб, подразделений, групп, отдельных сотрудников, в том числе и дежурной части;

ѕ четкой разработкой действий дежурного, предусмотренных инструкцией в различных ситуациях;

ѕ хорошим знанием дежурным: оперативной обстановки; обслуживаемой территории, расположения на ней конкретных объектов; местонахождения постов, маршрутов патрулей. Это позволяет своевременно блокировать микрорайоны и участки, перекрывать улицы и дороги;

ѕ наличием в дежурной части средств связи, оперативно-технических и специальных средств, вооружения и боеприпасов, а также находящегося в ее распоряжении автомототранспорта. Обеспеченность ими дает возможность быстро экипировать личный состав и направить его на места происшествий для решения внезапно возникающих задач;

ѕ наличием схем связи дежурных частей с вышестоящими и подчиненными органами внутренних дел, подразделениями внутренних войск, ВС ПМР, штабами ДНД, общественными пунктами охраны порядка, участковыми инспекторами милиции, нарядами патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы;

ѕ наличием планов охраны и обороны зданий органа внутренних дел, учреждений Госбанка ПМР, исполнительных органов, а также разработанной схемы объектов, оборудованных охранно-пожарной сигнализацией с выводом ее в дежурную часть, и перечня действий служебного наряда в случае срабатывания сигнализации.

Естественно, высокая боевая готовность может быть достигнута лишь путем систематического обучения личного состава, Постоянной его тренировки с таким расчетом, чтобы каждый сотрудник «знал свой маневр». Необходима и разработка типовых оперативных планов действий, другой служебной документации.

Характер задач, возложенных на органы внутренних дел, и условия их выполнения требуют от работников милиции постоянной бдительности. Особенно это относится к дежурным, которые должны не только сами являть пример высокой бдительности, но и обеспечивать безусловное выполнение данного требования подчиненными им лицами. Соблюдение принципа бдительности в работе дежурной части выражается в осуществлении комплекса мер, важнейшими из которых являются:

исключающие возможность нападения задержанных и арестованных, а также доставленных в дежурную часть правонарушителей на лиц суточного наряда;

лишающие доступа задержанных, арестованных, доставленных и других граждан, оказавшихся в помещении дежурной части, к оружию, средствам радиои телефонной связи, электроосветительной сети, электрозвуковой сигнализации, а также к предметам, которые могут быть использованы указанными лицами в преступных целях;

предотвращающие случаи смерти, самоубийств граждан в ИВС, ЦВГ и в других служебных помещениях органа внутренних дел;

имеющих отношения к разбирательству с задержанными и доставленными правонарушителями;

обеспечивающие надежную охрану служебных зданий и других помещений органа от проникновения в них посторонних лиц.

Дежурный должен вдумчиво относиться ко всем поступающим в дежурную часть сообщениям о происшествиях и давать им правовую оценку. Этого же ему следует добиваться от своих помощников и сотрудников, направляемых им для проверки сообщений о преступлениях. Притупление бдительности в этих случаях приводит к нежелательным последствиям.

Бдительность дежурных и их помощников проявляется и в строгом соблюдении ими установленного порядка учета и хранения оружия и боеприпасов. В результате беспечного отношения к этому нередко создаются условия для хищения оружия и использования его в преступных целях.

Обязательным принципом работы дежурных частей является глубокое знание оперативной обстановки на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, и надлежащее его использование в интересах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Известно, что оперативная обстановка представляет собой совокупность четырех элементов, характеризующих: 1) среду функционирования органа внутренних дел, в которой можно выделить географические и административно-территориальные особенности, социально-экономическую и демографическую характеристики обслуживаемой территории; 2) состояние правопорядка в городе, районе; 3) силы и средства органа внутренних дел, его служб и подразделений; 4) результаты деятельности ОВД в целом и соответствующие показатели по службам и отдельным направлениям работы.

Следовательно, дежурный наряд должен хорошо знать: территорию города, района, области; ее особенности природно-географического, экономического характера; расположение на ней дорог, автотранспортных магистралей, иных наиболее значимых объектов; какие преступления и другие правонарушения совершены; кто занимается их раскрытием, расследованием и какие результаты здесь достигнуты; какие силы и средства задействованы на сутки; какие преступления не раскрыты; какая информация поступила от исполнительных органов, вышестоящих органов внутренних дел; какие явления природного, социального характера могут осложнить оперативную обстановку и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой