Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическая динамика современных российских парламентских партий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Парламентская партия представляет собой институционализированный общественно-политический механизм, основная цель которого состоит в контроле за законодательным процессом с учетом наказов избирателей. При этом идеологическая доктрина парламентских партий выступает в качестве вспомогательного инструмента борьбы за политическую власть, а организационная система настроена на обслуживание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Парламентские формы институционализации политических партий: теоретико-методологический анализ
    • 1. Парламентская партия как политико-правовой институт
    • 2. Политико-правовые технологии формирования парламентских партий
    • 3. Институциональные характеристики партийно-парламентской системы
  • ГЛАВА 2. Политические механизмы партийного строительства в системе российского парламентаризма
    • 1. Парламентское оформление интересов государственно-властной элиты и политической оппозиции
    • 2. Основные направления эволюции парламентских партий в современной России

Политическая динамика современных российских парламентских партий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Парламентские партии являются динамично развивающимся институтом политико-правовой системы во всем мире. Парламентская институционализация политических партий — процесс, идущий одновременно со становлением и развитием демократических систем. Историческая эволюция политических институтов привела к росту политического авторитета и влияния парламентских партий, оказывающих непосредственное влияние на перераспределение власти.

Есть все основания полагать, что парламентские партии и в России с течением времени будут набирать политический вес, становясь все более влиятельной силой на политическом горизонте. Таким образом, процесс формирования парламентских партий, правовые основы их деятельности и перспективы их трансформации выступают в качестве важнейшего момента осуществления преемственности при передаче властных полномочий в условиях демократизации любого типа общества.

В России на рубеже 1980 — 90-х произошли революционные по масштабу политические и социальные изменения механизма формирования властных элит, превратившие ее в демократическое государство. Теперь главным способом прихода к власти различных общественных сил и конкретных лиц, а также смены власти и ротации элит стали всеобщие, прямые, равные и тайные выборы представителей всех уровней власти.

В последние годы российская политическая система переживает очередной виток структурной трансформации. Основные направления этого процесса имеют очевидный характер: центростремительная переконфигурация политического пространства по правилам, устанавливаемым президентским правлением, небывалое единение ветвей власти, фактическое самоуничтожение «непримиримой» оппозиции на политическом горизонте. Перечисленные факторы напрямую влияют и на становление российской парламентской системы, придавая ей ярко выраженное партийное измерение.

По сути, в России происходит относительно новый — в рамках либерально-демократической реальности — процесс сращивания партийной и парламентской систем в единый политический конгломерат, задающий пределы политического оппозиционирования и партийной гетерогенности.

В этом аспекте особый научный интерес представляет анализ этапов и логики трансформации политических партий в России, их стратегии и тактики в динамике развития, становления и эволюции парламентских партий, обновленных параметров всей российской политической системы в целом.

Несмотря на появление большого количества публикаций в научной литературе, в данный момент малоизученным и малоисследованным представляется весь спектр политической деятельности парламентских партий: разработка стратегии и тактики избирательных кампанийпроблемы подбора и выдвижения кандидатов, специфика их подготовки к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органовформы идеологической и организационной работы по обеспечению победы кандидатов на выборахрешение технических и финансовых вопросов, связанных с выборамиформы организации противодействия конкурирующим партиям и их кандидатаммеханизмы контроля за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте.

Степень научной разработанности проблемы. Зарождение парламентарно-партийной системы в политической науке принято относить ко второй половине XIX века, хотя фактически политические партии структурировались в парламентах гораздо раньше.

Первые систематические исследования роли политических партий в процессе становления государственности принадлежат европейским мыслителям: Т. Гоббсу, А. де Токвилю, Р. Доузу.

В связи с формированием стабильной парламентской системы в Европе и США западная политологическая мысль бурно развивается, закладывая парадигмальные основы современной интерпретации партостроительного процесса. В этом контексте особенно значимы классические работы М. Вебера, М. Дюверже, Т. Пэйна, Д. Росса, М. Я. Острогорского.

В России партийная система и система парламентского представительства зародились почти одновременно, в начале XX века. Однако революция и последующий слом имперской политико-правовой системы предопределили отмирание парламентских партий как политико-правовых институтов. Только в конце 80-х годов двадцатого века в стране начался процесс воссоздания этих систем на уже обновленных принципах политического взаимосотрудничества, взаимопроникновения и оппонирования.

Генезис подлинной партийно-парламентской системы в России принято относить к 1993 году, хотя политические партии институционализировались гораздо раньше. Формирование парламентских партий постсоветской российской действительности сопровождалось противоречивыми процессами во многом революционного характера, поэтому интерес отечественных обществоведов к изучению не только природы новых политических формирований, их характера, тенденций развития и т. д., но и исторического опыта становления парламентских партий представляется совершенно оправданным. Большой вклад в изучение данных аспектов внесли: Л. П. Борисов, Е. Вятр, Г. В. Голосов, К. С. Гаджиев, Н. В. Орлов, Н. И. Петров, С. А. Авакьян, Г. Джордан и другие.

Компаративному анализу правового положения парламентских партий России и Европы посвящены многочисленные исследования В. Е. Чиркина. Такие исследователи, как А. П. Кочетков, В. Н. Краснов, В. А. Колосов, Р. Ф. Туровский, В. П. Марков в своих работах рассмотрели особенности политической деятельности традиционных парламентских партий современной России: ЛДПР, коммунистических партий во главе с КПРФ и их идеологических конкурентов — либеральных партий («Яблоко», СПС и т. д.).

В ряде трудов российских ученых С. Д. Князева, А. В. Иванченко предпринят комплексный анализ парламентской деятельности партий в рамках законотворчества Государственной Думы. Вместе с тем ряд авторов М. Гельман, О.В. Гаман-Голутвинова, Л. К. Журавлева, В. Ф. Коломийцев показал, что итоги выборов разделили все российские партии на парламентские и внепарламентские (думское и внедумское пространство), в силу чего парламентские партии оказались центром нового партийного строительства, а внепарламентские — обречены на «поглощение» своими думскими коллегами или на маргинализацию.

Ю.А. Юдин в фундаментальной монографии «Политические партии и право в современном государстве» систематически исследовал характерные особенности взаимосвязи между структурированием парламентских партий и спецификой правовой системы государства.

В целом следует подчеркнуть, что основное внимание исследователей привлекает деятельность политических фракций парламента. В то же время вопросы организационного развития партий в этих работах обсуждались ими лишь в связи с теми или иными конфликтами в партийных рядах, но не находили теоретического осмысления. Таким образом, политические и юридические аспекты институционализации деятельности парламентских партий до сих пор не изучены, как не проанализирована принципиальная зависимость состояния российской партийно-парламентской системы от типа и правовых форм избирательного процесса.

Источниковая база исследования.

При проведении исследования автор опирался на целый ряд политических и нормативно-правовых источников:

— федеральные и региональные нормативно-правовые акты о политических партиях и избирательных системах;

— научные монографии и статьи;

— материалы средств массовой информации и сети Интернет;

— статистические данные.

Объектом исследования является процесс российского партийного строительства в условиях парламентаризма.

Предметом диссертационного исследования выступает политическая деятельность парламентских партий современной России.

Цель исследования — выявить основные закономерности политической динамики российских парламентских партий в условиях формирования многопартийной системы.

Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Определить понятия «парламентская партия», «партийно-парламентская система» в структурно-функциональном и институциональном измерениях.

2. Типологизировать политико-правовые технологии формирования современных парламентских партий.

3. Выявить факторы институционального функционирования партийно-парламентских систем.

4. Проанализировать взаимосвязь политических и правовых механизмов институционализации российских парламентских партий.

5. Обосновать сегментирование российского политического рынка в контексте эволюции структуры избирательной системы.

6. Установить перспективные тенденции эволюции партийно-парламентской системы современной России.

Научная новизна исследования:

— дана политико-институциональная характеристика парламентской партии;

— типологизированы различные политико-правовые технологии формирования современных парламентских партий;

— определены факторы институционального функционирования партийно-парламентских систем;

— проанализирована взаимосвязь политических и правовых механизмов институционализации российских парламентских партий;

— обоснована сегментация российского политического рынка в контексте эволюции структуры избирательной системы;

— выявлены перспективные тенденции эволюции партийно-парламентской системы современной России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Парламентская партия представляет собой институционализированный общественно-политический механизм, основная цель которого состоит в контроле за законодательным процессом с учетом наказов избирателей. При этом идеологическая доктрина парламентских партий выступает в качестве вспомогательного инструмента борьбы за политическую власть, а организационная система настроена на обслуживание электоральных интересов. Структурно-функциональные характеристики парламентских партий принципиально отличны от структуры и форм деятельности политических партий, что наглядно прослеживается в их институциональном дизайне.

2. Политико-правовые технологии формирования современных парламентских партий не имеют национально-политической укорененности и зависят от специфики избирательной системы, определяющей процедуру голосования и распределения мест в парламенте согласно одной из трех доминирующих формул выборов: плюрализм (выигрывает тот кандидат, который получает больше голосов, чем каждый его отдельный оппонент) — мажоритаризм (победителем является тот, кто собрал более половины голосов) — пропорционализм (политические партии представлены в парламенте в точном соответствии с количеством отданных за них голосов).

3. Факториальная обусловленность особенностей институционального функционирования партийно-парламентской системы устанавливается на основе следующих критериев: структурного (электоральная значимость округа, избирательный порог) — функционального (развитие многопартийности, уровень репрезентативности, уровень манипулятивности, стабильность и эффективность правительства, политическая гетерогенность) — социокультурного (политическое самосознание и культура, наличие демократических традиций, форма организации верховной власти).

4. Современные российские парламентские партии в своем генезисе и становлении реализовали три основных периода:

— первичная институционализация, когда с началом избирательного процесса по выборам в законодательные органы определяются основные акторы политического процесса и программно-партийные идеологические конструкты, отрабатываются методы и формы парламентской борьбы;

— «расцвет» и фрагментация партийно-парламентской системы, характеризующиеся дифференциацией традиционных политических сил, распадом, дискретизацией парламентского пространства, сложностью институциональных партийных связей, многочисленными векторами развития и лоббирования политических институтов, политическим рынком и рекламой;

— упрощение, дефрагментация, гомогенизация парламентского пространства, выраженная в захвате и контроле квалифицированного большинства голосов в парламенте «партией власти», резкое снижение количества партий, формирование стабильной и управляемой партийно-парламентской системы.

5. Основным направлением эволюции парламентских партий в современной России является их политическая консолидация, измеряемая по двум показателям: снижение уровня фрагментации (дефрагментация) парламентско-партийной системы, выраженное количественными и качественными характеристиками партийных акторов парламентского процессапреодоление электоральной неустойчивости за счет уменьшения числа голосов, отданных избирателями за оппозиционные партии на каждых последующих выборах. При этом происходит сближение парламентских партий с «партией власти», использующей разнообразные политические технологии обеспечения собственного доминирования в парламентской деятельности: виртуальное «дистанцирование» от элитпереформатирование правящей коалицииперераспределение политических ресурсов в свою пользуослабление политической оппозициисоздание нового административного ресурсного пространстваизменение конфигурации политических сил.

Методологические основы исследования.

Диссертационное исследование основывается на диалектическом методе познания. В ходе работы использованы системно-структурные, функциональные, аксиологические, компаративистские, формальнологические методы исследования политической динамики парламентских партий.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты позволяют оценить основные направления институционализации парламентских партий в политической системе современной России.

Основные положения диссертационного исследования представляют интерес для органов государственной власти, политических партий, участвующих в избирательном процессе.

Полученные в ходе диссертационного исследования выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов по политологии, партиологии, политической конфликтологии и компаративистике.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы представлены диссертантом в выступлениях на следующих научных конференциях: «Политические и правовые институты» (Ростов-на-Дону, 2002), «Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2003), «Государство и право славянских народов: состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2004), «Политическое и правовое взаимодействие» (Ростов-на-Дону, 2004).

Диссертация обсуждалась на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Основные положения диссертационной работы изложены в 5 публикациях автора.

Структура диссертационной работы. Диссертация построена с учетом целей и задач исследования и соответствует их логике. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Проблемы формирования российских партий и партийно-парламентской системы России, в целом, связаны не только с вопросами их недостаточного, по сравнению с европейскими или американскими партиями, уровня развития. Институциональный дизайн российской политической системы, в основе которого лежит набор широких личных полномочий президента, затрудняет партийное развитие в процессе формирования развитой парламентской системы.

В поисках ответа на вопрос о причинах слабости российских партий по сравнению с партиями других стран часто называют особенности российской политической культуры, связывая ее то с «запаздывающим» характером российской модернизации, то, напротив, с особенностями социокультурных изменений в России.

Но, как нам представляется, наиболее значимый итог формирования российских партий и партийно-парламентской системы состоит в появлении целостного характера развития российского политического режима, правда с существенной элимининацией роли парламентских партий.

Парламентские партии составляют либо легитимизирующую часть фасада реального механизма принятия решений, основанных на внешнеинституциональных процессах («партия власти»), либо включаются в этот механизм на второстепенных ролях (деятельность «системной оппозиции» в Государственной Думе).

В этих условиях стимулы для развития партий и коалиций — как оппозиционных, так и проправительственных, оказываются подорваны, а для политической оппозиции возникает вызов превращения либо в полуответственную оппозицию, не готовую к участию в правительстве и не имеющую шансов на вхождение в его состав, либо в полуоппозицию, не представленную в правящей группировке, но готовую в нее войти без фундаментальных изменений режима.

Партии, таким образом, оказываются в положении «лишнего звена» между народом и властью при явной неспособности эффективно реализовывать свои функции.

Между тем, по нашему мнению, представительные органы должны отражать интересы населения в целом, а не интересы отдельных социальных групп и разного рода элит. Эта идея, базирующаяся на принципе пропорциональности нашла свое практическое воплощение в лозунге принципиально апартийной репрезентивности, не обладающей групповой идентичностью и не связанной обязательствами ни с одной из организованных групп общества. Не случайно, парламентские и политические партии в России принципиально отождествляются с гражданским обществом, а не с политической системой, хотя такой подход противоречит большинству применяемых на Западе концепций. Эти принципиальные расхождения в подходах к понятия политической партии связаны, прежде всего, с различиями в трактовке взаимосвязей партии с обществом и государством. В этой связи, по нашему мнению, принципиальный акцент необходимо делать на корневой связи партии с обществом, на ее ответственности перед сформировавшим ее обществом и на ее функции посредника во взаимоотношениях между обществом и государством.

Определенные расхождения в подходах к дефиниции партии в научной литературе имеют далеко идущие последствия, поскольку задают принципиально разные векторы концептуального и юридико-нормативного развития данного понятия.

Таким образом, перед российскими учеными, представителями власти, политическими деятелями, исследующими и реконструирующими российскую политику, встает проблема поисков вариантов динамики партийно-парламентской системы России и парламентских партий как одного из ее элементов. Задача заключается в нахождении беспристрастных и объективных критериев оценки перспектив российской партийно-парламентского процесса.

Очевидно, что от эффективности решения этих задач зависит будущее политических партий, и потому исследования в этой области могут и должны стать одним из основных направлений российской политологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Многопартийность в постсоветской России: тенденции проблемы, общественные потребности. М., 1997.
  2. С. А. Выборы 1993−1994 в Российской Федерации: правила и процедуры. М., 1993.
  3. Алисова J1.M. Взаимодействие политических партий. М., 1997.
  4. А. Политический спектр России. М., 1997.
  5. Н. Партия власти против власти // Эксперт. 1999. 6 дек.
  6. А.С. Некоторые проблемы исследования электората политических партий и движений в современной России // Вестник МГУ, сер. 12. 1995. № 1.
  7. М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996.
  8. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
  9. Д.В. Трансформация политической элиты в России от «организации профессиональных революционеров» к «партии власти» // Политические исследования. 1994. № 6.
  10. Ю.Баженов А., Микаилов Р., Павленко В. Власть и партии // Независимая газета. 1999. 4 мая.
  11. ГБоднар А. Основы политологии. М., 1990.
  12. Л.П. Политология. М., 1996.
  13. П. Эволюция британской конституции М., 1978.
  14. М.Брукан С. Плюрализм и социальные конфликты. М., 1990.
  15. Н.П., Миронов В. А. Политические силы в постсоциалистических обществах // Общественные науки и современность. 1992. № 1.
  16. И.С. Интересы электората и партийные программы // Вестник МГУ, серия 12. 1995. № 1.
  17. В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М., 1995.
  18. М. Избранные произведения. М., 1990.
  19. А. Контуры будущего партийного спектра // Русская мысль. 2000. 3−9 августа.
  20. А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997.
  21. Выборы. Федеральное законодательство. М., 2004.
  22. К.С. Введение в политическую науку. М., 2000.
  23. К.С., Ильин В. В., Панарин А. С., Рябов А. В. Философия власти. М., 1993.
  24. Гаман-Голутвина О. В. Политические элиты современной России. М. 1998.
  25. В. Институциональный дизайн: «создавая правила игры» // Первый электоральный цикл в России 1993−1996 гг. М., 2000.
  26. В., Сенатова О. Политические партии в регионах России: динамика и тенденции. Власть, № 5, 1995.
  27. . Теория демократии // Политические исследования. 1991. № 4.
  28. JI. Прошла ли «третья волна» демократизации? // Политические исследования. № 1. 1999.
  29. В.И. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
  30. . В. Коммунисты: право на власть. М., 1998. ЗКДилигенский Г. Пейзаж после битвы. Политические итоги выборов.1. Власть. № 8. 1992.
  31. М. Эволюция экономических программ ведущих политических партий и блоков России // Вопросы экономики. 2000. № 1.
  32. М. Политические партии. М., 2002.
  33. А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996.
  34. В. В. Региональное правотворчество и законодательство. Основные понятия и термины. Иркутск, 1996.
  35. В.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: Основания и санкции. Иркутск, 1998.
  36. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М., 1999.
  37. В.В., Штурнев А. Е. Законодательство о выборах и референдумах. Основные понятия и термины. Иркутск, 1998.
  38. И. Без идеологии, без соперников, без цели: тенденции развития партийной системы России // Независимая газета. 2001. 31 марта.
  39. Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. М., 2003.
  40. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 2004.
  41. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. 1993−2004. Опыт библиогр. указ. М., 2004.
  42. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999.
  43. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. М., 1999.
  44. Ионин JL Накануне решающих событий // Новое время. 1990. № 8.
  45. Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982.
  46. Н. «Вся Россия» и «Отечество» создали суперблок // Время. 1999. № 145.
  47. Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.
  48. А. Торжество либеральной демократии в России // Коммерсант. 2000. № 4.
  49. С.Д. Очерки теории российского избирательного права: Монография. Владивосток, 1999.
  50. С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999.
  51. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1995.
  52. В.М. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. М., 1993.
  53. В.А., Туровский Р. Ф. Осенне-зимние выборы глав исполнительной власти в регионах: сценарии перемен // Политические исследования. 1997. № 1.
  54. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2004.
  55. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М., 1999.
  56. Коммунистический режим и народное сопротивление в России 1917 — 1991. М., 1998.
  57. Конституции буржуазных государств Европы. М., 1957.
  58. Конституции буржуазных государств. М., 1982.
  59. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
  60. В.В. Пусть Путин поработает Богом // Независимая газета. 2000. 11 августа.
  61. А.П. Политические партии и партийные системы. М., 1993.
  62. В. Россия и мировые модернизации // Pro et Contra. 1999.Т.4.
  63. М. А. Президент Французской республики. М., 1980.
  64. И. С. Современная Бельгия: центральные органы власти. М., 1972.
  65. О. О трансформации старой номенклатуры в новую политическую элиту // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
  66. О.П., Шипилов Г. А. Диалектика выборов. М., 1997.
  67. М.И., Югов А. А. Понятие и структура избирательного процесса//Выборы и референдумы. Екатеринбург, 1998. № 1.
  68. А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. М., 1997.
  69. А. Российская многопартийность: модель догоняющей политической модернизации? Иркутск. 2000.
  70. JI.M. Основы социологии и политологии. М., 2000.
  71. В.В. Политическая партия: понятие и цели // Журнал российского права. М., 2002 г., № 1
  72. В.В. Российская многопартийность в поисках стратегии развития // Адвокат. 2000. № 6.
  73. В.В. Российская многопартийность: итоги и перспективы // Выборы 2000. № 4.
  74. В. Слово предостережения в защиту многопартийности // Диалог. 2001. № 9.
  75. Левые правые: противостояние двух последних веков // Государственная служба. 2000. № 3.
  76. В.Г. Власть, концептуальный анализ // Политические исследования. 2000. № 1.
  77. В. И. Выборы и представительные органы в новой Европе: политологический опыт и тенденции 80-х 90-х годов. М., 1994.
  78. К.А., Собянин А. А. Фальсификация-3 // Новое время.1995, 15.
  79. А. Так что же такое партия? // Перспективы. 1991. № 11.
  80. Л. Политические партии в России // Социологические исследования. 1989. № 4.
  81. Е.Б. «Яблоко» теряет последний шанс // Независимая газета. 2001. 24 февр.
  82. Р. Т. Политология. М., 2003.
  83. А.И. Кто в центре? К вопросу о строительстве новой политической системы в России // Независимая газета. 2000. 11 ноября.
  84. Ю.А. Законодательная деятельность как ключевой фактор в деятельности политической партии // Власть. № 7. 2003.
  85. Ю.А. Избирательная система России: 90 лет истории. М., 1996.
  86. А.С. Философия политики. М., 1994.
  87. Партии карлики умирают, но не сдаются // Комсомольская правда 2001. 21 февр.
  88. Д. Партийное столпотворение // Итоги. 2000. 11 апреля.
  89. М. Страна нуждается в уравновешивании правых и левых сил //Российская Федерация сегодня. 2001.№ 1.
  90. Политическая история России СССР — Российской Федерации. М., 2004.
  91. Политическая история России в партиях и лицах. М., 2004.
  92. Португалия. Конституция и законодательные акты. М., 1979.
  93. А. Е. Избирательное право России. М., 1996.
  94. А. Закон о выборах в Государственную Думу и практика его реализации. Конституционное право: восточноевропейское обозрение, № 1, 1996.
  95. А. Закон о выборах в Государственную Думу и практика его реализации в 1995 году. Конституционное право: восточноевропейское обозрение. № 1. 1996.
  96. Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.
  97. Профсоюзы как организационная система // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.
  98. К. Европейский союз и российская демократия // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. № 4. 2000.
  99. А. Демократия и рынок: политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., 1999.
  100. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 2003.
  101. В. Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: международные сравнения. М., 1998.
  102. Русские националисты и немецкие национал-социалисты // Новое время. 1994. № 9,10.
  103. А. Выборы 1995−1996 гг. и трансформация политического режима в Российской Федерации // Политические исследования. 1997. № 1.
  104. Т.Н. Сравнительный анализ многопартийной системы в современной и дореволюционной России // Вестник МГУ. Сер. 12. 1993. № 6.
  105. Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М., 2003.
  106. В. М. Становление парламентских партий в России. Государственная Дума в 1994—1997 гг. г. // Политические исследования. 1999. № 1.
  107. К.Р. О многопартийной системе в современной России //Вестник МГУ. серия 12. 1995. № 1.
  108. В. Политическая система России на пороге 21 века // Власть. 2000. № 2.
  109. А.А. Есть ли у демократов шансы? О стратегии демократических сил на предстоящих парламентских и президентских выборах // Открытая политика. 1995.
  110. А.А., Гельман Э. Б., Каюнов О. Н. Политический климат в России в 1991—1993 гг.. // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 1.
  111. А.А., Суховольский В. Г. Итоги выборов 12 декабря 1993 г. и будущий федеральный закон о выборах // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. № 1.
  112. Социал демократы и либералы // Открытая политика. 1999. № 9,10.
  113. В.И. Доктрины российских политических партий // Вестник МГУ, серия 12. 1995. № 4.
  114. А. Демократия в Америке. М., 2000.
  115. П. Постоянное взаимодействие с обществом -важнейшая функция партии // Власть. 2000. № 12.
  116. С. Молодёжь и политика // Власть. 1998. № 6.
  117. А. Социальные конфликты и политические партии. М. 1993.
  118. Федеральный закон «Об политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 21.
  119. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N73 «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N3. Ст. 170.
  120. Федеральный закон от 17 мая 1995 г. Ш6-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N21. Ст. 1924.
  121. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. Ш21-Ф3 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N26. Ст. 3178.
  122. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. Ш28-Ф3 «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N1. Ст. 11.
  123. Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. N1923 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N50. Ст. 4869.
  124. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. И210-Ф3 «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Российская газета. 1999. 8 декабря.
  125. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989.
  126. В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М., 1997.
  127. В.Ф., Халипова Е. В., Шишкин А. Н. Выборы и власть. М., 1999.
  128. К. Политические партии России и выборы 199 596 гг. М., 1997.
  129. Христианская партия России // Русский вестник. 1995. № 1.
  130. Ю.М. Массовые демократические движения современности. JI. 1989.
  131. В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт // Общественные науки и современность. 1999. № 4.
  132. Н. В. Избирательные процедуры и права граждан. М., 1995.
  133. Т.В. Мир политических партий // Политические исследования. 1992. № 1,2.
  134. Ф. Размышления о гражданском обществе иконсолидации демократии // Политические исследования. № 5. 1996.
  135. С. Эпохе слабых партий приходит конец // Независимая газета. 2000. 25 июля.
  136. А. Коалиционная политика российских партий // Политические исследования. 2002. № 1.
  137. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 2004.
  138. Эллис 3. Политические партии и возобновление истории // Политические исследования. 1994. № 2.
  139. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой