Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие адаптивных организационных структур управления предприятием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адаптивные оргструктуры формируются на основе определенных принципов, методов, обусловленных законами развития организации и рынка. С учетом необходимости реализации частных функций, предназначенных для осуществления общей цели, к основным принципам формирования адаптивных оргструктур следует отнести принципы мобильности системы управления, неизбежности и направленности организационных изменений… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Организационныеруктуры управления: щность и их 10 классификация
    • 1. 2. Принципы формирования адаптивных организационных35руктур управления предприятием
    • 1. 3. Факторы развития адаптивных организационныхруктур53 управления предприятием в рыночных условиях
  • ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИВНЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 2. 1. Сравнительный анализ методологических подходов75 определения эффективности функционирования организационнойруктуры
    • 2. 2. Анализ оценки эффективности функционирования96 организационныхруктур предприятий пищевой промышленности
    • 2. 3. Проектирование адаптивных организационных структур с, 119 управления предприятием пищевой промышленности (на примере ОАО производственно-торгового предприятия «Макарна»)

Формирование и развитие адаптивных организационных структур управления предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной экономике России становится все более очевидным, что реформа, предложенная «сверху», должна иметь эффективное продолжение на уровне предприятий и организаций, на которых продолжают сохраняться старые методы управления, сдерживающие их адаптацию к рыночным условиям.

Ориентация на рыночную экономику изменила содержание деятельности аппарата управления и организационных структур. Для реорганизации хозяйственных стратегий используются разные организационные формы, следовательно, и разные структуры управления. При этом вопросы выбора рациональных организационных структур, внутрифирменных отношений становятся ключевыми, определяющими основные тенденции организационных изменений и развития предприятия.

В сложившейся ситуации сами предприятия обязаны взять на себя ответственность за поддержку промышленного комплекса, используя для этого, прежде всего, соответствующие варианты реструктуризации, не нарушающие, а, напротив, стимулирующие развитие рыночных отношений в ' отечественной промышленности. От предприятий требуется поиск новых, в ряде случаев нестандартных решений и подходов.

В этих условиях организационную структуру следует рассматривать через призму постоянного поиска новых эффективных адаптивных структур, обладающих целенаправленностью, гибкостью и разнообразием. Поиск адаптивных организационных структур управления становится актуальным и востребованным как в теоретическом, так и в прикладном плане. Степень разработанности темы исследования. При определении общетеоретического содержания понятия структур управления значительную роль сыграли работы таких исследователей теории организации, как Р. Акофф, И. Ансофф, A.A. Богданов, М. Вебер, Дж. Вудворт, П. Друкер, Б. Мильнер, Г. Минцберг, А. Чандлер, Г. Эмерсон и др., в которых рассматриваются принципы формирования оргстуктур и их классификация.

Для обоснования необходимости формирования адаптивных оргструктур управления предприятием, определения степени их адекватности рыночным требованиям автором были использованы некоторые положения научных разработок и методических подходов Л. Базилевича, В. Вяткина, В. Грушенко, В. Золотова, И. Зингера, Э. Смирнова и других.

Проблемам реформирования организационных структур управления посвящены научные труды С. Агапцова, Л. Гительмана, Л. Евенко, А. Евсеева, Г. Клейнера, О. Ломовцевой, С. Масютина и других.

Вместе с тем, при достаточно широком аспекте исследований изучение формирования и развития адаптивных организационных структур управления в рыночных условиях нуждается в дополнительных разработках, что обусловило выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и задач.

Целью исследования является научное обоснование необходимости формирования адаптивных организационных структур и разработка практических рекомендаций по реструктуризации функционирующих оргструктур управления предприятиями, содержащих потенциал адаптации к изменениям рыночной среды.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— исследовать сущность, особенности и принципы формирования адаптивных организационных структур управления;

— выявить факторы развития и функции адаптивных структур управления с учетом процессов реструктуризации промышленных предприятий;

— разработать и обосновать методические подходы к индикаторной оценке эффективности функционирования оргструктур управления предприятиями;

— провести анализ и разработать практические рекомендации по реструктуризации организационной структуры управления предприятиями пищевой промышленности (на примере Волгоградской области);

— предложить и апробировать модель адаптивной организационной структуры маркетингового типа для ОАО производственно-торгового предприятия «Макарна».

Объектом исследования является организационная структура управления предприятиями пищевой промышленности Волгоградской области.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений и взаимосвязей, складывающаяся по поводу адаптации организационной структуры управления к рыночным условиям.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных в области формирования и развития организационных структур управления, материалы научно-практических конференций и периодической печати. В процессе диссертационного исследования были использованы методы системно-целевого, ситуационного, структурного анализа, а также индикаторной и экспертной оценки.

Эмпирической базой исследования явились статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ, Волгоградского областного комитета государственной статистики, нормативные и законодательные акты Волгоградской областной думы, первичные документы о состоянии и деятельности отдельных предприятий пищевой промышленности Волгоградской области, а также аналитические материалы и результаты социологических исследований, проведенных автором.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. В рыночной экономике эффективность функционирования организаций и предприятий обусловлена не только устойчивостью, но и гибкостью, адаптивностью оргструктур. Адаптивная оргструктура управления более быстро реагирует на изменения внешней среды и способна обеспечить конкурентоспособность предприятия в долгосрочном плане. Для адаптивного типа оргструктуры характерны вертикальные, горизонтальные и диагональные связивысокая степень самостоятельности элементов, широкая специализация, инновационная деятельность малые, средние размеры организации.

2. Адаптивные оргструктуры формируются на основе определенных принципов, методов, обусловленных законами развития организации и рынка. С учетом необходимости реализации частных функций, предназначенных для осуществления общей цели, к основным принципам формирования адаптивных оргструктур следует отнести принципы мобильности системы управления, неизбежности и направленности организационных изменений, сочетаемости разнообразных элементов, комплексности организационных нововведений и принципах участия персонала в процессе организационных преобразований. Общие и специфические принципы проектирования адаптивных оргструктур способствуют формированию таких системообразующих качеств, как открытость, динамичность, автономность, комплексность, изменчивость и целенаправленность.

3. Для выявления степени соответствия оргструктуры задачам стратегического развития предприятия необходимо провести анализ оценки эффективности функционирования оргструктуры. Определение адекватности оргструктуры управления предприятием требованиям рыночной экономики требует комплексного подхода с применением методов индикаторной и экспертной оценки. В качестве индикаторов целесообразно использовать коэффициенты эффективности потенциала предприятия, управленческой деятельности, нормы управляемости, результативности управления производством, соотношение линейного и функционального персонала, аппарата управления. Экспертная оценка основывается на результатах социологических исследований.

4. Современное состояние организационных структур управления предприятиями пищевой промышленности в большинстве своём не отвечает требованиям рыночной экономики. Существующая линейно-функциональная система направлена в основном не на стратегическое управление, а на оперативное. Система распределения функций и полномочий должна базироваться на таких современных принципах управления, как непрерывность управления, обучения и повышения квалификацииконтроль исполнения функций, приоритетность стратегических целей. Формирование такого типа оргструктуры управления обусловлено децентрализацией, централизацией и комбинацией функций подразделений предприятий, а также вводом таких отделов как маркетинговая служба, логистика, центр стратегического развития и адаптации управленческого персонала.

Научная новизна результатов исследования:

— уточнена на основе концептуального анализа характерных признаков оргструктуры (процессный, функциональный, элементный) сущность адаптивной организационной структуры управления предприятием как целостной совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных гибких базовых элементов системы управления, которые осуществляют контроль мобилизационной способности производственных подразделений и обеспечивают целенаправленное развитие предприятия;

— выделены доминирующие функции адаптивной оргструктуры: актуализация (реализация различных свойств оргструктуры в сложных условиях) — лабилизация (достижение цели без существенного изменения структуры за счет увеличения количества функций) — нейтрализация дисфункций (способность оргструктуры вырабатывать автоматические реакции на поддержание внутреннего равновесия), реализация которых обеспечивает интегральный эффект достижения поставленной цели;

— обоснованы отраслевая специфика и основные группы факторов развития адаптивных оргструктур, обусловленных, с одной стороны, внутренней средой (размер организации, технология производства, качество управленческого персонала, стратегия развития и др.), с другой стороны внешней средой (национальная культура, институциональная среда, глобальная конкуренция, демографическая ситуация и др.);

— разработана система индикаторов (коэффициент эффективности потенциала предприятия, управленческой деятельности, нормы управляемости, результативности управления производством, соотношение линейного и функционального персонала аппарата управления), позволяющая получить оперативное и объективное представление о свойствах и степени адаптивности оргструктур;

— сформулирована модель системы управления на основе адаптивной структуры маркетингового типа для предприятий пищевой промышленности, реализующая стратегические задачи развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические результаты доведены до уровня конкретных рекомендаций по проведению обновления организационных структур управления предприятием в современных условиях и могут применяться в качестве методического обоснования при выборе наиболее эффективных форм и методов хозяйствования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем углубленном исследовании проблемы и служить основой совершенствования методологии формирования механизмов структурных преобразований в системах управления предприятиями пищевой промышленности в рамках их развития и адаптации, а также для преподавания учебных курсов: «Производственный менеджмент», «Теория организации», «Основы менеджмента», «Экономика предприятия».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международной (Волгоград, 2002 г.), всероссийских (Краснодар, 2000, 2001; Москва, 2000) и региональных (Волгоград, 1998, 2000 гг.) научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах.

Прикладные рекомендации диссертационного исследования были применены в обоснованиях реструктуризации оргструктуры управления.

• предприятием ОАО ПТП «Макарна» (Волгоград). По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 2,17 п.л.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В научной литературе понятие «организация» отражает определенный процесс образования «порядка» из «хаоса», упорядочения элементов системы, ее переход от одного организационного состояния в другое. Для организации характерны следующие структурные признаки: функциональный, процессный и элементный, определяющие организационную структуру управления как результат процесса организации взаимосвязей определенных фиксированных элементов.

В основе предложенной классификации структурных признаков лежат два подхода — дескриптивный и нормативный. Первый позволил выделить функциональный и элементный признаки, которые характеризуют реальное состояние оргструктуры. На основе нормативной теории выявлен процессный признак, определяющий с точки зрения изменений и требований внешней среды оргструктуру управления.

Организационная структура является динамичной системой и подвергается постоянным изменениям. В этом плане организационная структура управления представляется как комплекс средств и мер контроля, который непрерывно создается и воссоздается во взаимодействии всех элементов системы управления. Взаимодействие выступает как основная форма взаимоотношений (субординации или координации) объектов управления.

Организационная структура упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели. Эффективность реализации этих отношений обусловлена не только устойчивостью, но и гибкостью и адаптивностью оргструктуры.

Организационная структура с одной стороны представляется как совокупность элементов системы управления, а с другой — взаимосвязей подразделений организации, определяющаяся распределением целей, функций и операций по их реализации, потоками информации и техническими средствами по их обработке, соотношением полномочий и обязанностей управленческого персонала.

Оргструктура управления определяется производственной структурой организации. Производственная структура — это состав и взаимосвязь производственных подразделений предприятия, определяющаяся главным образом технологическим циклом предприятия. Следовательно, взаимосвязь факторов и элементов производственного и управленческого процессов служит основой для построения оргструктуры управления предприятием.

Организационная структура отражает тот аспект организации производства, который связан с образованием функциональных подсистем производства и их координацией. Оргструктуры формируются для реализации частных функций, необходимых для осуществления общей функции предприятия. К ним можно отнести функции отделов логистики, маркетинга, научно-исследовательского, развития и др.

В целом организационные структуры управления выполняют три основные функции. Прежде всего следует отметить, что оргструктуры предназначены для эффективного достижения целей. Они призваны обеспечивать согласование людей и регулировать поведение индивидов в организации, соответствующее предъявляемым требованиям. И, наконец, оргструктуры реализуют властные функции, то есть «выполняют деятельность организации».

Таким образом, организационную структуру управления предприятием следует рассматривать как комплекс фиксированных взаимосвязанных и взаимообусловленных базовых элементов системы управления, который осуществляет контроль, субординацию и координацию производственных подразделений, обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие предприятия.

В теории организации в основном рассматриваются два альтернативных типа оргструктур управления: бюрократический и органический. В современной трансформационной экономике России оказался востребованным новый тип организационной структуры управления адаптивный. На классификацию оргструктур прежде всего влияют такие факторы как цель и размер организации, затем формы собственности, географическое расположение, технология производства и стратегия фирмы.

Для бюрократического типа структуры управления характерны рациональность, ответственность и иерархичность. Состав и содержание управленческих работ в бюрократической структуре определяются исходя из потребностей организации, а не работников.

Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупномасштабных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную, четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Очевидно, прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует полному использованию и росту потенциала людей.

Еще один недостаток структур бюрократического типа — невозможность с ее помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет процесс развития организации. Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей структуры: линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные и дивизиональные.

Однако для всех оргструктур бюрократического типа характерны следующие признаки: четко определенная иерархия, установленная система обязанностей и прав, разделение общей задачи на составляющие части, обезличенность во взаимоотношениях персонала и жесткое разделение функций.

Органический тип структуры управления возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптивных формах. Вместо иерархической власти органические организации имеют сетевую структуру управлениявместо специализированных задач — постоянное регулирование и пересмотр задачвместо иерархического надзора — коммуникационную связь.

В исходном определении органического типа структуры выделяются такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии как гибкость и адаптивная альтернативность. Разновидностями органических оргструктур управления органического типа являются матричные, проектные, программно-целевые, бригадные и сетевые.

Органическая оргструктура содержит элементы гибкости, адаптивности. В диссертационном исследовании утверждается, что адаптивный тип оргструктуры является разновидностью органической и находится лишь в начальной фазе своего развития. Адаптивные элементы в структуре управления получили довольно широкое распространение в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

В экономической литературе адаптивность чаще всего трактуется как способность центра власти изменять сложившееся там положение вещей (рутину). При этом выделяется два вида адаптации: символическая и поведенческая.

Символическая адаптация — способность организации заблаговременно выявлять проблемы, своевременно принимать решения по их устранению, устанавливать новые методы и средства для обеспечения функционирования оргстркутуры.

Поведенческая адаптация — это способность членов организации субъективно воспринимать, поддерживать и осуществлять осознаваемые изменения в работе организации. В качестве механизма реализации поведенческой адаптации выступают система стимулирования, оплаты и мотивации труда и организационная мораль (готовность членов организации работать сверх установленной нормы для получения желаемых результатов, активность коммуникаций, доброжелательность отношений персонала управления).

Таким образом, адаптивную оргструктуру следует рассматривать как способность предприятия в условиях изменения внешней среды и трансформации внутренней организации решать основные социально-экономические задачи. Следовательно, адаптивные оргструктуры выполняют организационные и социально-экономические функции. Прежде всего это — достижение цели, затем сохранение конкурентоспособности и социальное воспроизводство (создание условий, обеспечивающих рост потребления, профессиональной квалификации и улучшение социальной самоидентификации его работников).

Адаптивная организационная структура должна обладать и так называемой гомеостатичностью, то есть способностью системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Это свойство во временном аспекте является производным от стабильности и динамической устойчивости. Применительно к структуре управления это означает, прежде всего, обеспечение возможности ее непрерывного совершенствования и самостабилизации.

В целом для адаптивного типа организации характерно: гибкие меняющиеся структуры и границы, вертикальные, горизонтальные и диагональные связивысокая степень самостоятельности элементов, широкая специализация, инновационная деятельность и мелкие, средние размеры организации.

Концептуальный анализ исследуемой в диссертации проблемы позволяет определить адаптивную организационную структуру управления предприятием как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных фиксированных и гибких базовых элементов системы управления, которые осуществляют контроль с учетом отношений субординации, координации производственных подразделений и обеспечивают целенаправленное развитие предприятия.

Адаптивные структуры формируются на основе определенных принципов — положений, правил, методов, обусловленных законами организации и определяющие условия ее развития. К основным принципам формирования адаптивных оргструктур следует отнести: принципы мобильности процесса управления, неизбежности и направленности организационных изменений, сочетаемости скачкообразных эволюционных процессов, комплексности организационных нововведений и принцип участия персонала в процессе организационных преобразований. Общие и специфические проектирования построения адаптивных оргструктур способствуют формированию таких системообразующих качеств как открытость, динамичность, автономность, целенаправленность, комплексность и изменчивость.

Многосторонность содержания организационных ¦ структур управления предопределяет множественность принципов их формирования, которые обусловлены, с одной стороны, внутренними факторами (размер организации, технология, внутренняя культура), а с другой — факторами внешней среды (национальная культура, окружающая среда).

В целом на формирование и развитие адаптивной организационной структуры управления оказывает влияние ряд факторов, различных по своей природе и силе воздействия на структуру. На наш взгляд, следует выделить факторы с учетом их доминирующей и функциональной значимости:

• влияющие непосредственно и косвенно на организационную структуру управления;

• определяющие структуру и определяемые ею;

• связанные с объектом и субъектом управления;

• являющиеся по отношению к структуре управления «внешними» и «внутренними».

На формирование и развитие оргструктуры управления непосредственно влияют масштабы и сложность производства (тип производства), характер выпускаемой продукции и применяемой технологиихарактер научно-технического прогресса и методы его осуществления (темпы обновления продукции и технологии, интеграции науки и производства) — степень концентрации, интеграции, специализации и кооперации производстваразмеры и территориальное размещение производства.

Наряду с факторами, действующими на структуру непосредственно, следует выделить те, которые влияют на структуру более опосредованно. К этой группе факторов относятся кадры, техника, технология управления, организация труда. Эти факторы хотя и оказывают влияние на структуру, но в целом сами определяются ею. Так, персонал управления влияет на оргструктуру в плане ее уточнения, корректировки, некоторого распределения функций между подразделениями структуры и отдельными работниками. Однако в основном именно организационная структура управления определяет состав должностей и требования к квалификации работников.

В современной экономике развитие адаптивной структуры управления обусловлено обеспечением решения целого ряда принципиально новых для деятельности предприятия в рыночных условиях задач. В связи с необходимостью решения этих задач в процессе функционирования адаптивных организационных структур необходимо ориентироваться на факторы стратегического характера.

Эффективность функционирования предприятий в современной экономике в значительной мере зависит от таких внешних условий как глобальная конкуренция, технологическое развитие и демографическая ситуация.

Опыт реформирования предприятий отечественной промышленности показывает, что на неудачи предприятий в переходной экономике влияют институциональные экономические и технологические факторы — рост трансакционных издержек, издержек на производство продукции, технологическая отсталость, несоответствие уровня качества продукции требованиям отечественных потребителей, международных стандартов и нестабильная макроэкономическая ситуация (непредсказуемость макроизменений).

Общая тенденция в совершенствовании оргструктур состоит в необходимости перехода от линейно-функциональных и дивизиональных к матричным, проектно-целевым структурам управления (адаптивные оргструктуры). Эти оргструктуры позволяют децентрализовать оперативное управленческое решение и сконцентрировать верхний эшелон на стратегическом планировании и управлении. Децентрализация осуществляется постепенно с последовательной передачей ряда функций на наиболее низкий уровень.

Анализ основных характеристик и факторов изменяющихся организационных структур управления, позволяет выделить следующие типы адаптивных оргструктур: организационная, интегрированная, упрощенная и уполномоченная, глобальные структуры, сетевая, организационная структура, основанная на информационной технологии, гибкие адаптивные организационные структуры, организационная структура, ориентированная и движимая клиентом, организационная структура, ориентированная на добавленную стоимость и на общее качество, организационная структура, ускоряющая выход продукции, «буферные» организационные структуры, инновационные и предпринимательские организационные структуры.

В процессе рыночной трансформации отечественной экономики в научном и практическом плане определенную значимость приобретают адаптивные динамические маркетинговые структуры управления. Создание адаптивной организации с использованием вертикальных маркетинговых систем способствует межфирменной интеграции.

В современной теории организации отсутствует единая методика оценки эффективности функционирования оргструктуры производственного предприятия. Предлагаемая методика оценки функционирования адаптивных оргструктур является результатом анализа и синтеза известных в экономической литературе таких методологических подходов как нормативно-функциональный, функционально-технологический, системно-целевой и ситуационный.

В условиях рыночной трансформации экономики нормативно-функциональный подход не соответствует радикальным изменениям, которые наблюдаются в российской действительности (приватизация, акционирование предприятий). Более приемлемым оказывается синтез системно-целевого и ситуационного подхода, основанных на рассмотрении целей и задач, стоящих в данное время перед системой управления в конкретной ситуации. На наш взгляд, анализ оценки эффективности функционирования оргструктуры должен носить комплексный характер. В связи с этим необходимо применять методы анализа нормативных, функциональных показателей, индикаторных и экспертных оценок.

Основой индикаторной оценки в диссертационном исследовании послужили следующие коэффициенты эффективности: потенциала предприятия, управленческой деятельности, соотношения численности аппарата управления, экономической эффективности управленческой деятельности, организации производства, результативности управления производством, соотношения линейного и функционального персонала аппарата управления предприятием.

Для выявления степени соответствия оргструктуры исследуемого предприятия (Акционерное промышленно-торговое общество открытого типа «Макарна») и перспектив развития производства был проведен анализ оценки эффективности ее функционирования.

Результаты проведенного диссертационного исследования показывают, что в организационной структуре управления ОАО ПТП «Макарна» необходима новая система распределения полномочий и координации. Положения о подразделениях и должностные инструкции должны быть нацелены на обеспечение гибкости системы распределения полномочий и формирование адаптационного потенциала оргструктуры. Анализ оргструктуры ОАО ПТП «Макарна» показывает, что в ней отсутствует отдел развития. В связи с этим необходимо формировать структуру стратегического развития.

В состав группы должны войти специалисты по маркетингу, производству, персоналу и финансам. Для обеспечения информационной поддержки необходимо включить в структуру группы стратегического развития информационно-вычислительный центр. Основной функцией такой группы будут являться анализ информации о состоянии рынка и внутреннего потенциала, разработка стратегических планов. Для разработки и реализации стратегии предприятия необходимо построение такой системы, которая бы выполняла основные функции: направляющую, координирующую и стимулирующую.

Главным стратегическим ресурсом предприятия является персонал. Поэтому целесообразно ввести в структуру управления должность генерального директора по управлению персоналом и подчинить ему отдел кадров, повышения квалификации, социального развития и общий отдел.

В диссертационном исследовании представлено авторское положение об отделе маркетинга, в котором уточнены функции отдела маркетинга. Предлагаемая автором диссертационного исследования альтернативная оргструктура исследуемого предприятия предполагает некоторую децентрализацию, централизацию, комбинацию функций отделов.

• Подразделение «Маркетинговое управление» включает в себя отдел маркетинга, сбыта и договоров.

• Структуру отдела маркетинга следует расширить на основе отделов внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынка спроса и рекламы продукциипрогнозирования и планирования маркетингаизучения рынка сбыта и спроса и ценовой политики.

• Слияние отдела сбыта и бюро договоров. В связи с этим передать функции «Участия в составлении планов производства и реализации выпускаемой продукции, анализ и контроль за ходом исполнения договоров» в данный отдел.

Авторская схема оргструктуры ОАО ПТП «Макарна» основана на функциональном анализе оргструктуры, в которой определено вертикальное направление полномочий, а процесс принятия решений распространен на все уровни руководства. При разработке структуры полностью соблюден принцип централизованного стратегического планирования и контроля, а также выполнения некоторых других функций, касающихся всего предприятия, наряду с децентрализованным оперативным контролем и полным учетом деятельности.

Новые подразделения — центр адаптации и управленческого персонала призваны выполнять следующие функции:

• Мониторинг развития внутренней и внешней среды с целью приспособления оргструктуры к их изменениям;

• Определение позиции предприятия на внутреннем и внешнем рынках и обоснования выбора ценовой политики;

• Формирование гибкой системы подготовки и переподготовки персонала (специалистов, профессиональных менеджеров, руководителей разного звена) — Определение уровня адаптации адаптации (адаптационных способностей и возможностей предприятия), степени актуализации, лабилизации, централизации, нейтрализации, дисфункции оргструктуры и разработка плана ее коррекции.

Таким образом, эффективность хозяйственной деятельности предприятий обусловлена адаптивным типом оргструктур, способных приспосабливаться к изменениям конкурентной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. А., Ломовцева O.A., Мордвинцев А. И. Конкурентоспособность предпринимательских структур. Волгоград: ООО «Принт», 2001.- 104 с.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. -352 с.
  3. Н. Эволюция систем и организационное проектирование // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. — 73−78 с.
  4. Анализ и формирование организационной структуры промышленного предприятия: Вопросы методологии и методики. Под ред. Г. В. Гренбэк. Новосибирск: Наука, 1983. — 182 с.
  5. Анализ и оценка результатов деятельности производственных систем: Пер. с пол./ С. Каменицер, Е. Венцковски, А. Шеремет и др.- Под ред. Е. Венцковски, С. Каменицера. М.: Финансы, 1978. — 318 с.
  6. И. Стратегическое управление / Под ред. Л. И. Евенко — Пер. с анг. М.: Экономика, 1989. 519 с.
  7. И., Бранденбург Р. Методика проектирования организационных структур // Внутрифирменное планирование в США. — М.: Экономика, 1972. 222 с.
  8. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. Грязновой А. Г. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1999. — 368 с.
  9. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов / В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер и др.- под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 432 с.
  10. Л.А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1999. — 80 с.
  11. M., Приходько В. К вопросу о гибкости организаций органического типа // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С. 79.
  12. JI. П. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ, 2001. — 399 с.
  13. Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.-247 с.
  14. О.М. Принципы построения организационных структур управления предприятием. — Киев, 1971. — 40 с.
  15. A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн. М.: Экономика, 1989. Кн. 1 304 с. Кн. 2 — 352 с.
  16. Т. Как улучшить управление организацией. М.: Инфра — М-Премьер, 1995.-142 с.
  17. А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000. 895 с.
  18. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА, 1997. — 344 с.
  19. С.А., Игнатьева A.B. Организационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: Нефть и газ, 1999. 168 с.
  20. И.Г. Организационная структура управления компаниями // Современное управление. 1999. № 4.
  21. Ю.В. Конструирование организационной структуры управления. М.: Знание, 1999. 64 с.
  22. М. История хозяйства. Город: Пер. с нем. М.: КАНОН — Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 575 с.
  23. К. А. Структура производственного объединения, положения об отделах и службах, должностные инструкции: Справочное пособие. — М.: Экономика, 1990.- 440 с.
  24. В.А. Экономические системы: сущность, границы и структура. Учебное пособие / МИС. М., 2001. — 46 с.
  25. В.Н., Шевлеков В. М., Серов В. Н. Организационное проектирование управленческих нововведений. Пермь: Кн. изд-во, 2000. — 344 с.
  26. Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, перераб. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 332 с.
  27. JI. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учеб. пособие — М.: Дело, 1999.-496 с.
  28. Дж. (мл.).К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с анг. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  29. Гроув, Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с анг. М.: «Филинь», 1996. 278 с.
  30. В.И., Фомченкова Л. В., Халдеева В. Т. Разработка организационной структуры управления предприятием в условиях экономического кризиса // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 6. С.87−94.
  31. .В. Организация управления и планирование межотраслевых н/х комплексов. М.: Мир, 2001. 155 с.
  32. И.Б. Адаптация промышленной фирмы: теория и практика. М.: ВШЭ, 1997.-234 с.
  33. Я. Проектирование и конструирование: Системный подход / Пер. с пол. Л. В. Левицкого, Ю. А. Иванова., Под ред. В. М. Бродянского. М.: Мир, 1981.-454 с.
  34. Дж. Обэр Крие. Управление предприятием. Сирин, 1998. — 255 с.
  35. И.Ф. Использование производственных мощностей по выпуску основных видов промышленной продукции предприятиями волгоградской области в 2001 г. — Волгоград: Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2002. 154 с.
  36. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика принципы. Пер. с англ. М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. — 349 с.
  37. П.Ф. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР -ПРЕСС, 1998.-288 с.
  38. А.П. Реформирование организационных структур производства // ЭКО. 2001. № 9. С. 120−134.
  39. Э. Предприятие, ориентированное на заказчика // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 82−87.
  40. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.-269 с.
  41. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983. 349 с.
  42. Л.И. Государство и управление в США. М.: Наука, 1985. — 303 с.
  43. Л.И. и др. Организационные структуры управления производством / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: Экономика, 1975. — 319 с.
  44. Евенко Л. И Бизнес — образование в России, М.: Наука, 1998. — 349с.
  45. Закс Сибилла. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 81.
  46. В., Федорова Н. Методика оценки эффективности организационных структур управления // Консультант директора. 1999. № 2 (86). С.2−8.
  47. И.С. Методологические вопросы разработки структур управления. М.: Экономика, 1979. 131 с.
  48. . Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. Минск: М.П. «Энис», 1992. — 167 с.
  49. Информационный бюллетень № 2. 2000. — Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2000. — 80 с.
  50. С.Е., Канторович В. Г., Пищулин Г. А. Организация и планирование промышленного предприятия. М.: Госполитиздат., 1963. — 608 с.
  51. .В., Лукашин А. Я. Знакомьтесь: новое в организации производства. Под ред. Косаревой Л. Н. М.: Экономика, 1992. — 78 с.
  52. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  53. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997. 288 с.
  54. О.В. Теория управления социалистическим производством. М.: Экономика, 1987. 176 с.
  55. Коно Тоехиро. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-383 с.
  56. Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С. 88.
  57. Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. — М.: Дека, 1996.-304 с.
  58. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993. — 224 с.
  59. В.Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: Издательство ПРИОР, 1999. 256 с.
  60. А. Принципы организационного проектирования предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1. С. 91.
  61. .А. Экономико-организационные основы отраслевого управления. М.: Наука, 1981. — 192 с.
  62. И.Д. Практический менеджмент. Ч. 1−2. М.: «Ника», 1992. -254 с.
  63. Г. К. Технологический менеджмент: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. 75 с.
  64. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др, под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1996. С. 29−30.
  65. С.А. Изменение организационной структуры: целесообразность и возможности // ЭКО. 1998. № 2. С. 77−90.
  66. М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 2000. — 136 с.
  67. Менеджмент / Под ред. М. М. Максимцова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. 342 с.
  68. Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. М.: ИНФРА — М., 1996. — 429 с.
  69. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. Пер с анг. М.: Прогресс, 1991. — 456 с.
  70. М., Такахара Я. Общая теория систем. М.: Прогресс, 1991.-311 с.
  71. .З. Организация программно-целевого управления. М., Наука, 1980.-376 с.
  72. .З. и др. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.
  73. .З. и др. Управление территориально-производственными комплексами и программами их создания. М.: Наука, 1985.-230 с.
  74. .З., Олейник И. С., Рогинко С. А. Японский парадокс. Реальности и противоречия капиталистического управления. М.: Мысль, 1985.-264 с.
  75. .З. Теория организаций. — М.: ИНФРА М, 1999. — 336 с.
  76. Миллс Эдвард Д. Современное промышленное предприятие. Сокр. пер. с англ. П. В. Дмитриева, E.H. Чечик. М., Стройиздат, 1964. — 239 с.
  77. Я. «Тоёта». Методы эффективного управления. Сокр. пер. с анг. М.: Экономика, 1989. — 288 с.
  78. А. «Сделано в Японии». Пер. с анг. М.: Прогресс, 1990. — 413 с.
  79. И.М. Система маркетинга и её внедрение на предприятии // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6. С. 54−67.
  80. Надбавка за секретность. Хороший бизнес — это открытый бизнес // Деловое Поволжье. 2001. № 15. С. 5.
  81. Новая технология и организационные структуры / Под ред. Пиннингса. — М.: Экономика, 1990.
  82. Общеотраслевые методические рекомендации по разработке организационных структур управления для производственных объединений и предприятий / Под ред. С. А. Юровский. М.: Экономика, 1988. — 111 с.
  83. .Л. Модели формирования организационных структур. — Л.: Наука, 1979.-159 с.
  84. Г. С. Организационное проектирование и планирование развития систем управления / Г. С. Одинцова, А. И. Ковалев, H.H. Мельтюхова- АН УССР, Харьк. отд-ние Ин-та экономики. Киев: Наукова думка, 1986. 158с.
  85. Г. С. Комплексное управление развитием производственных объединений. — Киев: Наукова думка, 1980. -191 с.
  86. Г. С. Управление и интенсификация производства. Киев: Наукова думка, 1990. 176с.
  87. О.С., Соболев В. П., Сурин В. Н. Волгоградская область в цифрах. Волгоград: Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2002. 120 с.
  88. Опыт и перспективы развития современных форм хозяйствования предприятий и организаций / Под ред. Лапаева Л. Н. Хабаровск: ХПИ, 1991. — 103 с.
  89. Опыт и перспективы совершенствования структур управления предприятием. М.: ЦНИИТЭлегпром, 1991.-61 с.
  90. Опыт реконструкции действующих промышленных предприятий: Материалы семинара. М.: МДНТП, 1987. — 116 с.
  91. Организация маркетинга на предприятие: Учебник / Под ред. И. И. Кретова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. С. 30−35.
  92. Организационные структуры управления производством в развитых капиталистических странах: (По зарубежным материалам) М.: ИНИОН, 1992. 209 с.
  93. Организационная структура предприятий: Учебно-методическое пособие для российского бизнеса. Автор, коллектив: Коноков Д. Г. и др. М.: Изд-во: ИСАРП, 1999. 172с.
  94. Организационные структуры управления в новых условиях хозяйствования. Опыт, проблемы, решения / Под ред. Базилевича JI.A. Л.: ЛДНТП, 1990.-91 с.
  95. Организация управления промышленным производством: Учебник / Под ред. О. В. Козловой и С. Е. Каменицера. М.: Высшая школа, 1980. — 280 с.
  96. Организационная структура управления хозяйством. Под ред. P.A. Белоусова, A.M. Омарова. М.: Экономика, 1981. — 192 с.
  97. Основные методические положения оптимизации развития и размещения производства / Отв. ред. А. Г. Аганбегян. М.: Наука, 1978. — 271 с.
  98. Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве / НИИтруда. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 1978. СНИИтруда. 183 с.
  99. Основные направления в совершенствовании управления производством: Сб. статей / Науч. ред. Ю. П. Крылов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. 107 с.
  100. У. Методы организаций производства: японский и американский подходы. М., 1984. — 183 с.
  101. Ф.И. Рационализация аппарата управления предприятиями. М.: Экономика, 1989. — 238 с.
  102. Планкетт Лорен, Хейл Гай. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление. Сокращ. пер. с анг. — М., 1984. — 167 с.
  103. Л.М., Поздняков К. К. Оценка основных показателей работы крупных и средних предприятий пищевой и мукомольно-крупяной промышленности РФ за последние годы // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2002. № 3. С. 17.
  104. Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. (Утверждено Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года, № 721) // Экономика и жизнь. 1992. № 28.
  105. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1999. — 217 с.
  106. Построение аппарата управления на предприятии и в производственном объединении. Межотраслевые методические рекомендации. — М.: НИИтруда, 1999. 151 с.
  107. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции / Казакова К. А. и др. М.: Экономика, НОРМА, 1997.-526 с.
  108. А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.-176 с.
  109. Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Исследователи об организациях: Хрестоматия, четвертое издание. Адаптированный перевод на русский язык, оформление МИМЛИНК, 1999. 234 с.
  110. Реструктурирование предприятий: рациональная система бизнес-единиц / Серия «Искусство управления приватизированным предприятием». Фирма Маккинси. М.: Дело, 1996. 200 с.
  111. A.M. Развитие структур управления производством в условиях рыночной экономики // Советское государство и право. 1991. № 12. С. 67−75.
  112. Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА — М, 1996. — 350 с.
  113. Рюэгг — Штюрм Иоханнесе. Новая системная теория и внутрифирменные изменения // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 72.
  114. Рюэгг — Штюрм Иоханнесе. Теория фирм в менеджменте // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6. С. 87.
  115. Т., Керне К. Аналитическое планирование организационных систем. М.: Прогресс, 1991. —223 с.
  116. В.Н. Основание общей теории систем: Логико-методологический анализ — М.: Наука, 1974. — 29 с.
  117. Саймон Гербет А., Смитбург Дональд У., Томсон Виктор А. Менеджмент в организациях / Сокр. пер. с анг. М.: Экономика, 1995. — 336 с.
  118. В. Когда и как проводить изменения в организации? // Консультант директора. 2000. № 4. С. 29−32.
  119. В.Н. Пищевая промышленность в России в завершающем году второго тысячелетия // Пищевая промышленность. 2000. № 4.
  120. Д.С. Управление производительностью. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.-522 с.
  121. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник / Под общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. JL: Политехника, 1991.-398 с.
  122. Современный менеджмент: Курс лекций кафедры теории и организации управления ГАУ // Российский экономический журнал. 1995. № 9, 10, 12- 1996. № 1, 4, 7, 8, 10- 1997. № 1,2, 4, 6.
  123. Современное управление: Энциклопедический справочник. Т.1. М.: «Издатцентр», 1997. 584 с.
  124. Современное управление: Энциклопедический справочник. Т.2. М.: «Издатцентр», 1997. 576 с.
  125. Стратегии реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации / Евсеев А. // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3. С. 109−113.
  126. A.M., Пашканг H.H. Результат трансформации системы управления пищевой промышленностью региона // Пищевая промышленность. 2000. № 9.
  127. В. Тектология А. Богданова и неоклассическое теория организации — предвестники эры реинжиниринга // Проблемы теории практики управления. 1998. № 4. С. 67.
  128. В. Причина возникновения и особенности организации предприятия нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.С.87.
  129. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. А. И. Зак. М.: Журнал «Контроллинг»: Изд-во стандартов, 1991. 104 с.
  130. Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994. — 252 с.
  131. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998.-463 с.
  132. H.H. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: Учебное пособие для вузов. М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. 240 с.
  133. H.H. Методология управления предприятием на основе самоорганизации // Консультант директора. 2000. № 1. С. 10−25.
  134. H.H. Организационные структуры // Консультант директора. 2000. № 6. С. 9−23.
  135. H.H. Системный подход к управлению проектами // Консультант директора. 2000. № 13. С. 2−15.
  136. Д. От философии к всеобщей организационной науке: источники и предшественники тектологии A.A. Богданова // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 38−49.
  137. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ., М.: Прогресс, 1988. — 368 с.
  138. Управление малыми многопрофильными корпорациями / Клейнер Г., Качалов Р., Данилина Я. // Проблемы теории практики управления. 1999. № 5. С. 103−107.
  139. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. М.: ИНФРА- М, 2001. 586 с.
  140. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. И. Румянцевой, И. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА — М, 1998.-669 с. 145. Устав ОАО ПТП «Макарна».
  141. Учредительный договор ОАО 11 111″ Макарна".
  142. А. Управление — это наука и искусство. М.: Экономика, 1992.-349 с.
  143. В.Н. Структура аппарата управления промышленных предприятий: сущность, формирование, тенденции. JL: 1991. — 176 с.
  144. Финансы Волгоградской области в 2001 году. Волгоград: Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2002. — 47 с.
  145. Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.-205 с.
  146. Г. Сегодня и завтра: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.-237 с.
  147. Форрестер Джей. Основы кибернетики предприятия. (Индустр. динамика). Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Д. М. Гвишиани. М.: «Прогресс», 1971. 340 с.
  148. Л.К. Организационные структуры: методы диагностики: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1993. — 58 с.
  149. В.Н. Основы построения организационных систем. М.: Прогресс, 1991.- 109 с.
  150. В.Н. Социальные организации: современные принципы построения и совершенствования управления. М.: МЭСИ, 1995. — 77 с.
  151. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997.
  152. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. М.: Фирма «Прогресс — Универс»: Прогресс, 1992. Вып.2. -251 с.
  153. Хойер Вольфрганг. Как делать бизнес в Европе. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. — 254 с.
  154. Хокканен Тимо. Практический опыт реструктуризации российских предприятий // Проблемы теории и практики управления 1998. № 6. С. 103 106.
  155. Р.Х. Организации, структуры, процессы, результаты. Спб., Питер, 2001.-512 с.
  156. А.Д. Сложные системы. Оптимизация структуры и функционирования. М.: ИПУ, 1988. 71 с.
  157. С. Сноу, Реймонд Е. Майлз и Генри Дж. Коулмен (мл.). Управление сетевыми организациями XXI века. Хрестоматия «Управление изменениями». М.: МЦЦО «ЛИНК», 1996. — 234 с.
  158. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.-201 с.
  159. Н. П. Учет и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971. 237 с.
  160. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996. 512 с.
  161. Г. Двенадцать принципов производительности: Пер. с англ. 2-е. изд. М.: Экономика, 1992. -224 с.
  162. Янг С. Системное управление организацией. М., «Советское радио», 1972. -455 с.
  163. Mintzberg H. The Sctructuring of Organizations Englewood Cliffs (NS): Prentice Hall, 1979. 12 p.
  164. Chandler A. C. Strategy and Structure. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1980.
  165. Hammer M., Champy J. Reengineering corporation. New York, 1993.
  166. Drucker P. The new Society of Organizations. HBR, 1992, September -november.
  167. Mintzberg H. The Fall and Rise of strategic planning. NBR, 1994, january february.
  168. Woodward J. Industrial Organisation: Theory and Practice, Oxford University Press, 1965. 2nd edn 1980. кинэжописц
  169. Схема классификационных признаков организационных структуруправления1. Сост. авт.
  170. Классификация типовых оргструктур по отношению к изменяющимся условиям внутренней и внешнейсреды организации (составлена автором)1. Тип оргструктуры
  171. Графическое представление оргструктуры
  172. Основные отличительные признаки
  173. Недостатки и преимущества с позиции адаптации к изменениям функционирования объекта1. Недостатки1. Преимущества
  174. Превалирующая область использования11. Линейная оргструктура
  175. Отношения строятся по принципу «руководство -подчинение" —
  176. Возможность воздействия только на ограниченный круг подчиненных-
  177. Функциональная оргструктурай
  178. Двойное подчинение персонала линейному и функциональному руководителю-
  179. Специализация управленческого процесса по функциональному признак.
  180. Графическое представление оргструктуры
  181. Основные отличительные признаки
  182. Недостатки и преимущества с позиции адаптации к изменениям функционирования объекта1. Недостатки1. Преимущества
  183. Превалирующая область использования1
  184. Дивизиональная оргструктураа) продуктовая специализация, б) потребительская специализация, в) региональная специализацияЛ
Заполнить форму текущей работой