Актуальность исследования. В диссертации сопоставляется социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. При этом автор руководствуется тем, что изучение социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава актуален, прежде всего, потому, что она до сих пор не изучена достаточно полно и в востоковедческой литературе нет ни одного специального исследования, в котором широко проанализировалась бы эта тема.
Во-вторых, крупнейшие востоковеды и известные ученые Запада склонны считать, что трактаты «Ихван ас-сафа» однозначно являются исмаилитскими. Они, как и их оппоненты, в этом вопросе исходили и исходят в основном из политических и идеологических соображений. Эти ученые ставят «Ихван ас-сафа» наравне с исмаилизмом в ряд тайных организаций, противопоставляющих себя существующим властям и их политическим режимам. Поэтому в исследованиях таких ученых наиболее знаковым стал обзор политических моментов, а анализ конкретных учений, идей, теорий и комплексных мировоззренческих принципов был оттеснен на второй план. На этом фоне сопоставление социально-исторических факторов происхождения организаций подобных «Ихван ас-сафа», и исмаилизма в лице его истинного представителя Насира Хусрава будет способствовать более обоснованным заключениям относительно социальной философии и других мировоззренческих идей «Ихван ас-сафа».
Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава является той частью их философии, которая требует теоретического осмысления во всей его полноте. В связи с этим, сравнительное изучение социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава вызвано также необходимостью определения и составления объективной картины и направленности их философии в целом, и общественно-политических взглядов в целом.
Актуальность изучения социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава обусловлена и следующими обстоятельствами и причинами:
— сохраняющаяся социальная напряженность в обществах Центрально-азиатских регионах, межэтнические и межконфессиальные конфликты, настроения религиозного экстремизма являются прямыми угрозами национальной безопасности для стран этого региона, в том числе и для Таджикистана. Поэтому для них остро встало решение проблемы стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп и национального возрождения через выработки стратегии общественного согласия и мира. Исследование социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в сравнительном ракурсе наравне с другими современными общественными и гуманитарными науками обеспечивает значительный материал для разработки данной стратегии;
— исследование проблемы совершенного, зрелого общества (на примере «добродетельного города»), которые обсуждали «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав актуально в плане того, что дальнейшее поступательное развитие социума возможно только при условии преодоления дисбаланса между должным развитием, с одной стороны, и действительным развитием общества, с другой, и с обеспечением в социуме зрелых, совершенных его членов. Это позволит такому обществу адекватно реагировать на вызовы истории и потребности повседневной жизни человека, а в этом благополучие и общества, и человека;
— изучение вопроса о государстве (особенно на постсоветском пространстве, в том числе в Таджикистане) как сложной системы, характеризующейся, с одной стороны, многообразием, с другой — единством и взаимосвязью составляющих ее элементов не исчерпан нынешним состоянием. Обоснование понятий «государство» и «власть» по «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, структурно-функциональных аспектов государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления между старыми и новыми формами государственности достаточно актуально. Основные положения учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава о государстве имеют рациональное зерно и обстоятельное их изучение могло бы в значительной мере помочь разработке новых подходов к данной проблеме;
— в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава особое внимание уделено вопросу о социальных группах, условиях их взаимодействий и взаимоотношений, а также профессиональной деятельности и творческой возможности человека в этих группах. В существовании высокого ментального уровня членов групп они видят бесконфликтное их сосуществование в составе социума и развитие общества. Такой подход «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава к решению социальных проблем вытекает из рационализма их учений, который весьма полезен для современного общества;
— вопрос об индивиде и личности, его роли в ведении за собой людей, решении вопроса за других, влиянии на их действия и поведение особенно значим на нынешнем этапе развития общества. Актуальность приобретают исследования вопроса о трансформации в формировании личности, который поставлен и обсужден в трудах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Одной из центральных тезисов мыслителей в их социальном учении заключается в том, что индивид и личность формируются и развиваются в процессе своей жизнедеятельности через приобретение определенного социального опыта;
— вопрос о харизматическом лидерстве в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава связан с религиозным, особым статусом лидера общества. Это отражено в их учение о пророчестве и имамате, что в наше время находит свое применение в мусульманских государств шиитского толка (Иран, Ирак, Ливан), которое способствовало формированию коллективного сознания их общества. Таким же образом исмаилитское учение еще со средневековых времен оставил глубокий след в философии, литературе, искусстве, в образе жизни, ритуалах и традициях народов Памира, являющихся частью населения Таджикистана, что еще раз подчеркивает актуальность вопроса;
— исследование таких социально-этических вопросов, как о добре и зле, справедливости, гуманизме и др., обозначение роли нравственных ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, также особенно актуально для современного общества. Анализ социально-этических проблем «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет определить и сформулировать ценностно-целевые основания образования и воспитания человека, базирующиеся на принципах гуманизма, справедливости, гармоничного и всестороннего развития личности и общества как высшей ценности.
Степень разработанности темы. Изучение философского мировоззрения «Ихван ас-сафа» в общем, и их социальнуой философии в частности, осуществлялось многими известными учеными.
Ихван ас-сафа" стали объектами изучения еще в средневековую эпоху развитиямусульманской философии со стороны арабских и персидских авторов. Философия «Ихван ас-сафа» в их трудах рассматривалась только в рамках анализа общих вопросов ислама и общей проблематики. Здесь можно назвать работы таких мусульманских историков и философов, как ат-Тибави, 1 Мухаммад аль-Газали, 2 Абу Хайан Тавхиди, 3 ал-Кифти, 4 аль-Багдади5 и др., использовавших идеи «Ихван ас-сафа» для развития своих философских мировоззрений.
Современные арабские авторы, изучая ислам в общем, и учение «Ихван ас-сафа» в частности, касаются также отдельных вопросов социально-философского характера. Но они незначительны и по объему, и по содержанию. Среди них выделяются работы Арефа Тамира, 6 Джаббура Абд.
1 at-Tibawi. Ikhwan as-Safa and their Rasail // Islamic Quarterly. Vol.2. No. l, 1955. C.28−46.
2 HoAijiUil ЛЯШ1 jj yh ASiujuJIJ? juU JJ!
3 ГГ-V ^ ^ Г «^ ^j'.jU-.U. :» J SjU-jj.^Jja.JJ JJI.
4 H. Г? JJjjJ. ftUXaJI ?JJU >икШ|.
3.mv «jftUJi jjiiiйа Jjiii. tsJi^i.
6 М в V dijjjj i^lijll j f. ILuall ?fjil (je AauLs. jaU iijle ан-Нура, 1 Мирза Галеба, 2 Хусейна Мурувва, 3 Абду аш-Шамали, 4, Фарруха Омара, 5 и др. В исследовании философии и социальной философии «Ихван ас-сафа» большая заслуга принадлежит Дж. Абду ан-Нуру. В его работе под названием «Ихван ас-сафа» рассматриваются вопросы о жизни и деятельности представителей «Ихван ас-сафа», их принадлежности, политической цели, а также анализируются такие философские вопросы как о Боге, эманации, происхождении дольнего мира, о проявлении различных видов души, о человеке, его нравственности и др.
Свой вклад в исследовании учения «Ихван ас-сафа» и их философии внесли также такие иранские ученые, как Сайд Хусейн Наср, 6 Ахмад Фаридуни (работа которого к моменту завершения диссертационной работы.
7 Я не была доступна диссертанту), Али Асгар Халаби, Мир Мухаммад Шариф, 9 Фархад Дафтари10 и др.
Сайд Хусейн Наср в своей монографии «Назаре мутафаккиране исломи дар борайе табиат» («Взгляд исламских мыслителей на вопрос о природе»)", исследуя мировоззрение ряда известных философов мусульманского Востока, отдельную главу посвящает «Ихван ас-сафа». В ней рассматриваются вопросы онтологии, гносеологии, антропологии, космологии и др. Интерес вызывают те разделы, где ученый затрагивает вопрос о человеке и его сущности, о микрои макромире. В этом разделе некоторые вопросы социального значения автором рассматриваются сквозь призму анализа антропологического и психологического состояния человека.
На персидском языке существует перевод сокращенного текста Посланий «Гузидайе Расойеле «Ихвон-ус-сафо» («Компендиум Посланий.
22 И1 о Ojyjj.4j26Uu.VI о^с-л!) ¿-¡-¡-уЬ.
3 -ГоЧ .оа.ИУЧ ¿-¡-хма / *1Аиа2! вуйСа ."^¿-м,.
4 4ГУ (?^ .ЦДлJ ^ АлаУлЛ! Д5п. Ш| ¿-^и / <£и ^ *11иа11 .</^?21 а^с.
5ИЛ1 .¿-иль. ?"1.
6 Тоi X сЛ^З ,<*ипУ| «)Ь уЙЗ (З^л ¿-¿-ы.
7 А 1 Г Л. ^ .и!2 цьЛмм .Адл.1.
8 <И ГЛ.Лла.>181/131 ь^Ьлу.
99 1 Те Г. У .оО&trade-*.
10 Дафтари Ф. Исмошшен. Таърих ва акоид (Исмаилиты. История и взгляды). М., 1999. С.259−261.
Ихван ас-сафа")", выполненный Али Асгаром Халаби. В своих переводах автор анализирует вопросы о социально-политическом положении в халифате, об отношении «Ихван ас-сафа» к исмаилитам, о Посланиях, их авторах и др. Также рассматриваются такие философские и теологические вопросы как о Боге, разуме, эманации от Первосущего, о человеке и его природе, о пророке и шариате, этике, эсхатологические проблемы и др.
Западные исследователи вплотную начали заниматься изучению Посланий «Ихван ас-сафа» в конце XIX в. — начале XX в. Эти исследования включают научные работы, посвященные не столько философии «Ихван ас-сафа», сколько самой этой тайной философской школы. В этих работах предпринимались попытки определить их принадлежность к тому или иному религиозному течению или идейной школе. При этом внимание акцентировалось на социально-политические аспекты происхождения авторов Посланий. Тем не менее, их также нельзя назвать трудами, специально посвященными исследованию трактатов «Ихван ас-сафа» вообще и их социальной философии в частности. К таким работам можно отнести.
1 9 4 труды Г. Э. фон Грюнебаума, И. М. Филыптинского, П. Казанова, Гольдциера4, Л. Пауля, 5 Л. Массиньона, 6 В. Иванова, 7 Р. Никольсона, 8 М. Стерна, 9 де Сасси, 10 А. Корбэна, 11 Ханны аль-Фахури12 и др.
Ценными являются исследовательские работы советских ученых и постсоветского пространства А. Бертельса, 13 А. К. Закуева, 14 Х. Додихудоева, 15.
1 фон Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. М., 1988.
2 Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750−1517 гг.). М., 2001.
3 Casanova P. Notice sur un manuscript de la secte des Assassins//Journal Asiatique, 1898, pp. 101−109.
4 Le dogme et la loi de l’Islam. Paris, 1920, p. 202.
5 Lane-Poole S. Studies in a Mosque, London, 1894, pp. 186−194.
6 Esquisse d’une bibliographie karmate // Essays Presented to E.G. Browne, Cambridge, 1922, from page 339.
7 Ivanow V.A. The guide to Ismaili literature (Prize publication fundvol. 13), London, Royal Asiatic Society, 1933. XII, p. 31.
8 Nicholson R.A. A Literary History of the Arabs, London, 1957, pp. 368−371.
9 Stern M. The authorship of the Epistles of the Ikliwan as-Cafa' // Islamis culture, vol.19, 1946, pp. 367−372.
10 De Sacy S. Le livre du secret de la creature par le Sage Belinous // Notice s et Extraits des Manuscrits, vol. 4, 1798, pp. 107−158.
11 i год ¿-ил .y^u AibJa? JJU .^i cmjs.
12 WM?? Ij^.y^lut^jJAi^^U.^J^j^j^llK.
13 Бертельс A. Насир-и Хосров и исмаилгам. M., 1959. С.247−264.
14 Закуев А. К. Философия «Братьев чистоты». Баку, 1961.
15 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. С.276−406.
А.А.Игнатенко1 и др., которые философским вопросам и социальным идеям «Ихван ас-сафа» посвящают отдельные главы или параграфы в своих научных трудах.
А.К.Закуев на постсоветском пространстве является единственным ученым, который изучению наследия «Ихван ас-сафа» посвятил специальную работу «Философия «Братьев чистоты». Наряду с анализом онтологических, гносеологических и этико-моральных проблем, в ней автор затрагивает и социальные идеи «Ихван ас-сафа». В пятой главе его работы — «Социально-политические и социологические взгляды «Братьев чистоты» обзорно освещаются отдельные аспекты вопросов об обществе, государстве и социальных группах.
Большой интерес представляет монография Х. Додихудоева «Философия крестьянского бунта», в которой третья глава целиком посвящена политической и социальной философии исмаилизма. Автор дает анализ политической доктрины исмаилитов, их идей об обществе и его сущности, политике и государстве, концепции справедливости и нравственных принципов исмаилитов, проблемы счастья и т. д. На основе изучения взглядов некоторых известных исмаилитских мыслителей Х. Додихудоев раскрывает суть поставленных проблем, обращаясь к изучению огромного наследия исмаилитских философов, к числу которых он относит и «Ихван ас-сафа».
Не менее интересна и работа А. А. Игнатенко «В поисках счастья», где наряду с такими вопросами, как происхождение авторов «Ихван ас-сафа», их принадлежность к той или иной философской школе или религиозному течению, анализируются и их социальные взгляды. Здесь в общих чертах рассматриваются такие идеи «Ихван ас-сафа», как проблемы объединения людей, обоснование ими необходимости создания Духовного Града и его структуры, говорится о предводителе, законоустановителе, составе общества и принципах различия людей по их достоинствам.
1 Игнатенко A.A. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.
Что касается изучения социальных взглядов Насира Хусрава, то следует заметить, что какой-либо отдельной научной работы, посвященной данной теме, мы пока не имеем. Исследователи наследия этого философа анализировали социальные идеи Насира Хусрава в отдельных статьях или разделах и параграфах своих монографий эпизодически.
В Европе первые сведения о Насире Хусраве и его взглядах появились, в трудах Э. Г. Брауна, 1 В. А. Иванова, 2 Г. Этте3 и др. В них преобладает филологическо-художественный анализ поэзии мыслителя и социально-историческое изучение его эпохи.
Современный западный исследователь Насира Хусрава и его творчества А. Хансбергер в своем исследовании «Насир Хусрав. Рубин Бадахшана"4 масштабно исследует жизнь и творческое наследие мыслителя, реконструирует некоторые его общие теологические и философские воззрения. Наиболее важными из них являются вопросы о знания и действия, концепции «захир» и «батин», об единстве Бога и о божественных имен, о разуме и души и др.
Наиболее интересные работы по изучению философского наследия Насира Хусрава были выполнены советскими учеными и постсоветского пространства.
Так, А. Е. Бертельс в своей монографии «Насир-и Хосров и исмаилизм», 5 анализируя эпоху Насира Хусрава и причины зарождения исмаилизма, жизнь и деятельность мыслителя, его отношение к философско-религиозной школе исмаилизма, рассматривает его социально-философские взгляды в отдельном параграфе книги. Особое внимание автор уделяет вопросам доктрины имамата и учению о роли исмаилитской общины и религии. Однако он не затрагивает такие конкретные социально-философские проблемы, как общество и государство, личность, масса и элита, группы, семья и т. п.
1 Browne E.G. Nasir Khusraw: Poet, Traveller, and Propagandist. JRAS, 1905, pp. 313−352.
2 Ivanov V.A. Nasir Khusraw and Ismailism. Ismaili Society series B, no. 5. Bombay, 1948. pp. 77−79.
3 Ethe G. Auswahl aus Nasir Chusrau’s KasTdeh. ZD MG, 36, 1882, pp.478−508.
4 Хансбергер А. Насир Хусрав. Рубин Бадахшана. М., 2005.
5 Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.
Философский анализ творчества Насира Хусрава на основе его произведения «Зад-ул-мусафирин» («Припас путешественника») впервые был выполнен Г. А. Ашуровым.1 Автор в своем исследовании останавливается на ряде положений, связанных с онтологическими и гносеологическими концепциями мыслителя, подробно анализирует вопросы, изложенные в полемике между Насиром Хусравом и Абу Бакром ар-Рази. л.
Х.Додихудоев в «Философии крестьянского бунта», помимо многих важных вопросов, анализирует и отношение Насира Хусрава к правителям и халифам, к «элите» и «массе», исследует его взгляды о социальном строе общества, его концепцию справедливости, нравственные принципы и т. д. Но, автор не ставит перед собой" цель раскрыть суть каждого социального вопроса, поставленного Насиром Хусравом. В своем исследовании, он главным образом, ограничивается обзорным анализом философии вообще и социальных проблем исмаилитских мыслителей, в частности.
Диссертационная работа Т. Муродовой, охватывает большой круг вопросов, касающихся таким онтологическим вопросам, как субстанциональное и акцидентальное начало, идеальное и материальное, движение, пространство и времени и т. д.
А.Шохуморов свою диссертационную работу4 посвящает исследованию концепции познания Насира Хусрава. Вместе с тем, он анализирует связанные с этой концепцией вопросы об отрицательной теологии и онтологии, о человеке и его творчески преобразующее воздействие на природу, о духовном наслаждении человека, проблеме свободы воли и условиях спасения души.
1 Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе, 1965.
2 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе, 1987.
Муродова Т. Джамеъ-ул-хикматайн Носири Хусрава как философский труд. Автореф. дисс. к. ф. н. Алма-ата, 1985.
4 Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава. Автореф. дисс. к. ф. н. Душанбе, 1990.
Широкий спектр философских проблем анализируются в монографии Н. Арабзода «Мир идей и размышлений Насира Хусрава».1 Кроме исследования жизни и деятельности Насира Хусрава, ученый рассматривает некоторые теологические, онтологические и гносеологические проблемы. Интерес вызывают заключения автора по таким вопросам этического характера, как философская дидактика, нравственные аспекты слова, смысл удовольствия и др.
М. Диноршоев во вступительной статье к «Зад ул-мусафирин» («Припасы путников») лаконично освещает эпоху Насира Хусрава, характеризирует все доступные произведения философа и анализирует его философские и религиозные взгляды по проблемам познания, материального и духовного бытия, сущности и предназначения человека, его место в мире и в обществе. Предназначение человека рассматривается через анализ его духовных и телесно-биологических способностей, где особое место отводится бесконечности познавательной способности чувств, разума и говорящей человеческой души. Эти и другие силы позволяют человеку совершить действие, а оно связано с деятельностью других людей в обществе.
Существуют и другие труды, посвященные изучению жизни и деятельности Насира Хусрава, которые сводятся к предисловиям к произведениям философа. К ним относятся работы Л. Бузург-заде, 3 К. Айни, 4 А. Мухаммадходжаева и А. Шарипова, 5 Дж. Назриева и А. Девонакулова, 6 А. Алимардонова и Н. Амиршохи, А. Алимардонова, С. Шохуморова и.
1 Арабзода Н. Мир идей и размышлений Носира Хусрава. Душанбе, 2003.
2 Диноршоев М. Насир Хусрав и его «Зад ал-мусафирин» / Насир Хусрав. Зад ал-мусафирин. Перевод, предисловие и комментарий М.Диноршоева. Душанбе, 2005.
3 Бузург-зода Л. Носир Хисроу. Избранное. Душанбе, 1954.
4 Айни К. Носири Хисрави Кабодиени. Гулчине аз девони ашьор (Избранные стихи). Сталинабад, 1957.
5 Мухаммадходжаев А., Шарипов А. Пешгуфтор (Предисловие) / Куллиет. Осори фалсафи. Душанбе, 2003. Т. III. С. 5−11.
6 Назриев Дж., Девонакулов А. Сарсухан (Предисловие) / Ваджхи дин (Лик веры). Душанбе, 2002. С.3−22.
7 Алимардонов А., Амиршохи Н. Носири Хусрав — абармарди илму адаб, ихлосу амал ва нуяндаи х, ак, икат (Насир Хусрав — человек науки и литературы, веры и практики и искатель истины) / Девони ашьор (Диван стихов). Душанбе, 2009. Т.1. С. 4−36.
Т.Муродовой1 и др., которые пишут о Насире Хусраве как о поэте и мыслителе, ищущим правду и справедливости в русле политических интриг того времени и свободолюбивой мысли. В этих работах анализируются биография Насира Хусрава, и в незначительном объеме социально-философские вопросы, отраженные в его поэзии.
Отдельную группу составляют научные сборники, издававшиеся в разных странах, а также переводы и издания произведений Насира Хусрава на языках мира, которые содержат статьи, предисловия, примечания и комментарии философско-научного характера, в том числе социально-философской направленности. Специальные научные сборники, 2 составленные по статьям разных конференций имеют непосредственное отношение к данной группе. Самый весомый научный сборник «Носир Хусрав. Дируз, имруз, фардо» («Насир Хусрав. Прошлое, настоящее, будущее»), выпущенный в честь 1000 летию Насира Хусрава включает в себя более 75 статьей ученых и исследователей разного уровня. Разделы «Мудрость: разум и мышление», «Обучение, этика и общество», «Эстетические восприятия человека», «Диалектика традиций и современность» охватывают статьи, которые освещают разные аспекты философского мировоззрения Насира Хусрава. В них затрагиваются и некоторые вопросы его социальной философии.
Существуют также работы, которые имеют литературно-художественное значение. В них в основном анализируются поэзия Насира Хусрава, его стиль выражения, язык, специфические термины и другие вопросы, связанные с поэтикой. Здесь особо выделяются работы Е. Е. Бертельса, 3 Х. Шарипова4 и Др.
1 Амрияздонов А., Шохуморов С., Муродова Т. Носири Хусрав ва «Зод-ул-мусофирин"-и у (Насир Хусрав и его «Зад-ул-мусофирин») / Зод-ул-мусофирин. Душанбе, 2010. С. 4−20.
2 Nasr S.H. Isma’ili contributions to Islamic Culture. Tehran, 1398/1977. pp. xii+265- j obfsl «¿-к-iSU Ab^» fA 1 ri 1 JjfcS iLJu"1″ ¿-Ь;
Khusraw. Yesterday, Today, Tomorrow/Ответственные редакторы С. Ниезов и Р.Назариев. Душанбе, 2003.
3 Бертельс Е. Е. Насир-и Хусрав и его взгляд на поэзию / Известия АН Таджикской СССР. Отделение общественных наук. № 4, 1959. С. 139−153.
4 Шарипов X. Рози чахон. (Тайна мира). Душанбе, 2004.
К этой категории относятся и работы иранских исследователей. Среди.
1 9 них выделяются Махди Мухаккик, Али Асгар Халаби, а также другие ученые и исследователи, написавшие предисловия к произведениям Насира Хусрава3 и др.
Из вышеизложенного1 следует, что по социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в современной философской литературе до сих пор нет специальной научной работы. Это и определяет цель и задачи нашего исследования.
Дели и задачи исследования. Основная, цель данной работы заключается в осуществлении сравнительного исследования и выявления основных положений социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и восполнения пробела, который существует в изучении их социальной философии.
В этом контексте задачи исследования могут быть определены следующим образом: определение социально-политических факторов формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;
— исследование идейных источников формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и выделение общего и отдельного в их социальной философии;
— реконструкция социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;
— анализ их концепций общества, природы власти, государства и социальных групп, нравственных и духовных основ человека в ракурсе общественной деятельности человека;
— оценка общности и различия взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава через анализ социальных проблем, отраженных в их произведениях;
1 -Ь > ГУ? .сЛ-^ «.ииаа ^и.
2 ??1 ^ «ЛлиаЗ .уЛл уЬ Н1Я ¿-¿-и 4 / (-¡-И Дда-» Ji? И И?. ??(^ / <-Д1£ .ы1ыэЛ ¡-у^.
А 1 Г Г Т р!^ ^Лл/А^Лл Дда^ J сЦ&Ы Л Тор®- ¿-¿-лЛ / .цЬДД*.
Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются 52 Послания «Ихван ас-сафа» и такие произведения Насира Хусрава, как «Джаме'-ул-хикматайн» («Свод двух мудростей»), «Зад-ул-мусафирин» («Припасы путников»), «Кушаиш ва рахаиш» («Разрешение и освобождение»), «Ваджхи дин» («Лицо веры»), «Хан-ул-ихван» («Трапеза братьев»), 1 «Диван стихов», «Сафарнаме» («Книга путешествий») и др.
Объектом исследования является социальная философия" «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, предметом — общество, государство, власть, социальные группы и мораль человека.
Теоретико-методологические основания исследования. Исследование проведено в соответствии с основными общенаучными принципами теории и истории философии. В процессе анализа были использованы парадигмальный, исторический, логический, системный и сравнительныйметоды, что способствовали комплексному изучению проблемы. В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, которые занимались изучением рассматриваемых в работе проблем. Эмпирическую основу исследованиям составляют теоретические положения и выводы авторов классических трудов по исламу и исмаилизму, а также работы, посвященные философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.
Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного сравнительного анализа социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.
Новизну проведенного исследования более конкретно отражают следующие результаты:
— выявлены общность и различие историко-политических предпосылок формирования социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава' на основе анализа реальных событий эпохи их жизни и деятельности;
— впервые предложена авторская концепция и исследована структура учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, с фокусом на определение значимости социальных идей в этой структуре в рамках взаимосвязанных теорий эманаций, тождества, микрои макрокосма, двойственности явлений и событий, теории чисел (нумерология), экзотерический и эзотерический принципы изложения их теорий;
— впервые реконструирован синкретизм учений «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, базировавшийся на разных социальных и философских концепциях древнегреческих философов, буддизма, христианства, иудаизма, доисламских и исламских философских и религиозных школ;
— дан анализ значимости человека от духовного смысла в сторону его социализации и философскому пониманию в учениях авторов Посланий и Насира Хусрава;
— в сопоставительном плане изложен вопрос о формировании социальных концепций «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава об обществе и государстве. Дан обстоятельный сравнительный анализ социально-философского значения общества и государства, их происхождения или образования, значению их структуры, функций государства, выявлены предпосылки и целевые интенции в развитии понятий о власти и др.;
— по социальным идеям «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определены принципы классификации социальных групп на основе отношения людей к освоению знаний, принадлежности к религиям, народностям и национальностям и их взаимоотношения в социуме;
— проанализированы различные направления социально-политической мысли в концептуальной общности и противоречии во взглядах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Выявлены специфически религиозные и социальные корни происхождения теории власти;
— выявлены общность и различия в понимании и интерпретациии авторами Посланий и Насиром Хусравом свободы воли человека. Вскрыты общефилософские причины того, почему «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав воспринимались свободу воли в системном, ценностном и субстанциональном плане;
— выдвинуты новые версии в понимании вопроса о принадлежности «Ихван ас-сафа» к исмаилизму на основе анализа предположений основных исследователей «Ихван ас-сафа» по данной проблеме;
— исследованы этические взгляды «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, в которых особое внимание уделено значению этических норм, нравственности и морали в развитии человека и в его взаимотношениях с другими людьми и обществом в целом.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Истоки формирования социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава связаны с контекстом истории развития мусульманского общества при правлении аббасидов и сельджуков. Авторы Посланий и Насир Хусрав одинаково проявляют свое недовольство против узурпации власти и ее легитимации аббасидами и сельджуками, что отражается в их философских мировоззрениях и социальной философии.
2. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава как часть их философии имеет синкретический характер. Синтез древнегреческой, средневековой мусульманской философии, философских и теологических идей различных религий формирует рациональный подход к решению социальных проблем.
3. Общность социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определяется ее системой и конструкцией. Она включает в себя парадигму соотношений и связь важнейших понятий, теорий, методов и принципов. К их числу относятся: «та'вил» — аллегорический метод интерпретацииконструкция метакатегории «захир-батин» — экзотерический и эзотерический смыслытеория эманации и космогония вместе с некоторыми другими метафизическими идеями, объясняющими иерархическое построение мира в целом и общества людейтеория тождества микрои макрокосма, где человек занимает основное место как главный образующий фактор обществатеория двойственности (дихотомности), которая создана на основе синтеза духовного и светского в сущности человека, она касается и социальной жизни человекаматематизация в порядке мира Вселенной и социального мира через теорию чисел, заимствованную у пифагореизма.
4. «Ихван ас-сафа» в основном рассматривают «общество» как «мадина» («духовный град») в социологическом значении, и «умма» («мусульманское общество, нация») вместе с «джама'а» («объединениеобщина, общество») — в религиозном. Насир Хусрав же смысл общества обобщает в понятиях «мардум», «халк» («люди», «тварь» и «народ» в значении имени собирательного), т. е. это материально-физическое понятие, противополагаемое духовному (или существу иного порядка, нежели люди) и иногда «мадина» и «умма». «Люди» или «народ» в философии Насира Хусрава нечто большее, чем лингвистическо-этимологическое значение слова «мардум» или «халк»: когда речь идет о духовных качествах или состояниях человека, оно понимается как «человек» или «люди», а в социологическом значении — как человеческие коллективы, ассоциации и общество людей.
Структура общества «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава многомерна и представляет собой совокупность множества различных слоев со своими отличительными знаками. Общество также характеризируется единством своего организма через структурирование слоев социума в иерархию. Общественная же сбалансированность достигается путем развития элементов общества через самосовершенствование с помощью «'акл» («разум») и «'илм» («знание, науки»), которые являются главными критериями для определения статуса человека в обществе, из чего исходит и смысл «хасс» («элиты») и («самм») «массы».
5. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав понятие «государство» расшифруют в терминах «давла (-т)», («государство, держава, господство»), «мулк» («царство, владение, государство»), а также «вилайа (-т)» (араб. -«управление, область») и «мамлака (-т)» (араб.- «царство, страна»).
Ихван ас-сафа" выделяют два вида государства: государство добродетельных и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, заменяют друг друга. Насир Хусрав конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке, он косвенно пишет об этом через собственное отношение (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих». В утопической форме «мадина» рассматриваются и функции государства. «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава выделяют три вида условных органов государственного управления: законодательный — «намус» и «конуни плохи» («божественный закон») — исполнительный — «хукумат» («правительство») — судебная власть- «казий». Все формы государственного устройства предназначены для достижения общего блага, гармонично связанного с личными интересами граждан страны.
6. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав используют термины «табака», «мартаба» или «синф» в значениях общественного слоя, класса, разряда и категории населения. Они классифицируют социальные группы в соответствии с духовным принципом совершенствования души и степени способности каждой из них в восприятии материального мира. Индивиды, группы и общества — это три реальности, и они взаимосвязаны. Гипотеза «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава: образование группы начинается от индивида. Взаимоотношения групп в обществе «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав развивают через описание совокупности связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы.
7. При анализе проблемы индивида «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют аспекты, связанные с вопросом соотношения и взаимодействия духовного, биологического, социального и приобретенного и унаследованного в человеке. Тезис об индивиде обосновывается «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом в их концепции о пророчестве и имаме как харизматических личностях, играющие особую роль в мусульманском обществе. Ссылка на структуру учения исмаилизма и его социальной философии на примере Насира Хусрава обосновывает принадлежность авторов Посланий к исмаилитам.
Ихван ас-сафа" делят власть и закон согласно их происхождению на естественное и божественное происхождение. Проблемы власти и политики Насиром Хусравом рассматриваются в ракурсе возвышения и обоснования власти пророка и имама и как оппонент властвующих, стоящих во> главе государства. Подобный подход имеет место и во взглядах «Ихван ас-сафа», но только с той разницей, что они явно не склоняются в сторону утверждения власти конкретного имама. «Ихван ас-сафа» разделяют «сийаса» в общих чертах на телесную («ас-сийасат-ул-джисманийа») и духовную («ас-сийасат-ун-нафсанийа»). Насир Хусрав не классифицирует политику. Проблемы, связанные с политикой, вытекают из его отношения к правителям своего времени, с одной стороны, и к пророческой миссии, роли пророка и имама как харизматических лидеров в управлении обществом, с другой.
9. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав опираются на такие категориальные основы свободы человека, как предопределенность воли человека в рамках воли Бога и независимая воля человека. «Ихван ас-сафа» используют смысл «воля» в терминах «upada» и «маши 'а» («желание, охота, воля»), в то время как Насир Хусрав не дает лингвистическое объяснение этим понятиям. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав волю Бога толкуют по кораническому Его повелению «кун» («будь!») для сотворения мира. Далее свою волю проявляет Всеобщая Душа, которую они приравнивают к природе, считают властелином материального мира, в том числе и людей. Ставится граница между божественной и человеческой волей, но открывается возможность свободных действий человека в реальной жизни.
Ихван ас-сафа" рассматривают волю человека в пределах закона общества («намус»), у НасираХусрава редко встречается этот термин и он пишет в основном о законе («шариат»). Именно в рамках закона они настаивают на необходимость смирения человека, как и на его законопослушности и подчиненности. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав не призывают людей к пассивному образу жизни, к слепой покорности судьбе, наоборот, задачу человека они видят в труде и добывании счастья собственными руками.
10. Понятия этики, морали или нрава объединены в этических учениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава под общим понятием «хулк» (мн.ч. «ахлак») — («характернaтypaj нрав, нравственность, этика»). В этических взглядах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава почти отсутствуют традиционные указания на то, что надо вести себя нравственно и на то, как стать благочестивым, а преобладает философское осмысление вопросов, связанных с нравственностью человека.
Ихван ас-сафа" и Насир Хусрав связывают нравственность с формированием и совершенствованием души человека. Этика и нравственность Насира Хусрава соприкасаются с практическим анализом вопроса о благе и счастье общественного человека. Добро и зло рассматриваются ими как ценностные категории, возвышающиеся над другими сферами освоения' мира, как важнейшие элементы определения состояния жизни и деяний человека, с одной стороны, и норм его поведения, с другой.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретические результаты диссертации имеют большое значение как для развития историко-философской науки, так и развития общественной жизни.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и содержащийся в работе материал существенно обогащают представление о социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, способствуют углубленному изучению социальной, антропологической и феноменологической основ существования человека в условиях социума. Разработанный диссертантом подход к изучению парадигм важнейших понятий, теорий, методов и принципов на основе социальной философии философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет создать концептуальную основу целостного философского исследования социальных проблем и разработать различные концепции по изучению взаимоотношений социальных и индивидуальных факторов, определяющих смысл человеческого существования.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при написании учебных пособий по истории социальной философии, истории философии, философии религии, антропологии, культурологии, а также в теоретических курсах и на семинарских занятиях по этим дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования получили апробацию на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми являются: Международная конференция, посвященная 1000-летию Насира Хусрава (Душанбе-Хорог, июнь 2003), научно-практический семинар университетов Центральной Азии по проекту «Человековедение» (Бишкек, Кыргызстан, август 2003), XXXVII Международный Конгресс Азиатских и СевероАфриканских исследований — 1СА1ЧА8 (Москва, август 2004), Международная конференция «Создание гражданского общества в горных районах Центральной Азии» (Душанбе, апрель 2007), Республиканская конференция «Концепия современного исламоведения: проблемы и пути их решения» (Душанбе, июнь 2010), Республиканская конференция «Этика ислама и социально-экономическое развитие» (Душанбе, декабрь 2010).
Основные идеи исследования нашли своё отражение также в монографиях автора «Аллегорическая интерпретация философских и религиозных проблем в исмаилизме» (Душанбе, 2008), «Социальная философия „Ихван ас-сафа“ и Насира Хусрава (сравнительный анализ)» (Душанбе, 2011), в публикациях автора (статьи, сообщения, тезисы докладов), в комментированных переводах фрагментов из Посланий «Ихван ас-сафа» для Проекта «Человековедение» (Душанбе, 2004, 2005).
Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по философии и истории религии в Таджикском государственном педагогическом университете им. Садриддина Айни и по истории восточной и западной философии в Таджикском национальном университете.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отделов истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья, онтологии и гносеологии Института философии, политологии и права АН РТ (протокол № 3 от 11 марта 2011 г.).
Структура исследования. Текст диссертации включает введение, три главы, заключение и библиографию.
Заключение
.
Анализ социальных проблем в Посланиях «Ихван ас-сафа» и произведениях Насира Хусрава привел нас к следующим выводам:
1. Для сопоставления философских и социальных взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, как известных мыслителей мусульманского Востока, имеются вполне определенные основания. Во-первых, социальные условия и авторов Посланий и Насира Хусрава были весьма схожими. Они отрицательно относились к последующим халифам, которые, по их мнению, использовали Ислам в своих политических целях, приводивших в большинстве случаев к беззаконию и произволу, постоянной борьбе за власть и ущемлению прав людей. В этих условиях невозможно было открыто высказывать свое мнение, что вынудило их пойти по пути тайных и скрытых действий. Так, деятельность «Ихван ас-сафа» имела тайный характер, что напоминает «такийа» («скрытность») исмаилизма. Эта «такийа» проявилась, в частности, в том, что мы до сих пор не знаем имен авторов Посланий. В отличие от них, Насир Хусрав выступал открыто, а в отдельных случаях и весьма резко. Но в своем учении он, как «Ихван ас-сафа», строго следует определенным принципам, излагая его в виде социальных идей, теорий и гипотез.
2. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав рассматривают социальную философию как звено других философских и теологических проблем и переносят эти идеи из духовного мира бытия в мир реальный. Поэтому в их социальных идеях переплетены описания Первосущего, разумной души, материи с определением потребностей человека в рамках объединений людей, добродетельного города, наставлений правителям для управления обществом и государством и т. д.
3. В контексте сопоставления идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава следует констатировать, что, базируясь на Исламе, они заимствовали у древнегреческих философов в основном многие принципы, теории и идеи, которые были использованы ими в широком проблемном пространстве, охватывающем их философских мировоззрений. Разница заключается только в степени внедрения и использования этих идей в их трудах. Тем не менее, в синкретическом учении этих мыслителей влияние древнегреческих философов сыграло важную роль в создании новых, не догматических, а более прогрессивных концепций и теоретико-философских идей. В результате такого воздействия, а где-то и взаимодействия с различными формами мышления, стало возможным поднять традиционные представления о восточном мире, обществе и человеке до уровня более прогрессивного убеждения.
3. Сравнительный анализ социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава показывает что:
— она является органической частью их общих учений, которые по своей структуре и принципам адекватны друг другу и включают: практику внедрения принципа многомерного понимания и интерпретации мира посредством теории эманации, космогонии и с некоторыми другими метафизическими идеями, объясняющими иерархическое построение мира в целом и общества людей, в частности;
— теорию тождества микрои макрокосма, где человек занимает основное место как главный образующий фактор общества и его отношения с другими людьми;
— теорию двойственности (дихотомности), которая создана на основе синтеза духовного и светского в сущности человека. Этот принцип касается и социальной жизни человека. В данном случае духовность, как свойство сознательно-психического мира человека, выступает как свойство бытия человека, обоснованное его своей сверхчувственной сложностью. Выходя за границы своего физического бытия в мир многомерных социальных связей, человек обретает способность видеть грани социального прогресса, а стало быть, и новые возможные связи с реальностью. Так, эта связь обозначает, что не только в мире, но и в обществе, все, что появляется во взаимоотношениях людей, изменяется и совершается дихотомно и обеспечивает гармоническое развитие мира, общества и человека;
— экзотерический и эзотерический принципы изложения их теорий предполагают наличие в них внешнего и внутреннего смыслов, постижение которых доступно «массе» и «элите» в соответствии с их рангом, отсюда исходит и принцип иерархизации общества;
— математизация порядка Вселенной и социального мира через нумерологию, теорию чисел, заимствованные у пифагореизма, в учениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава применяется в отношении тех философских и социальных проблем, которые отражают структуру построения мира, общества, группы и других ассоциаций людей. Они, соединяя значения цифр с духовными и светскими аспектами жизни человека, переносят это значение из сферы общетеологической интерпретации в сторону пророческой миссии, а далее — на структуру государственного и общественного порядка.
Сравнительный анализ, проведенный в работе, велся в широкой и конкретной социальной парадигме, охватывает вопросы общества, государства, социальных групп и ассоциаций, индивида и личности, этических и нравственных норм и принципов, прав, власти и политики, свободы воли и необходимости. Сходства и различия идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава по рассмотренным вопросам прослеживаются в следующем:
1. Проблемы общества и государства «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав фрагментарно анализируют при решении ими онтологических, гносеологических и этических вопросов, хотя существуют у них и отдельные концептуально изложенные вопросы, как, например, вопрос о разновидностей политики у «Ихван ас-сафа». Теорию цикличного развития общества «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав используют для обоснования изменчивости общества. Этот порядок проявляется в отношениях между поколениями, между людьми, объединенными в разнообразные ассоциации и группы. В ходе развития этих отношений меняется и облик общества, приобретаются новые и утрачиваются старые рефлексы и т. д.
В вопросе о государстве «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют такие его особенности: божественное начало государства и духовно-иерархическая система организации государства. При этом утверждается и светское, мирское управление государством, но с той лишь оговоркой, что власть должна передаваться по наследству потомкам пророка.
2. По основным параметрам социальных вопросов в целом «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав имеют схожие подходы. Главное же отличие заключается в том, что «Ихван ас-сафа» по сравнению с Насиром Хусравом проблемы общества и государства рассматривают в более широком плане. Исключение составляет только вопрос об имаме, который во взглядах Насира Хусрава занимает центральное место, в то время как авторы Посланий отодвинули его на задний план. В то же время, если «Ихван ас-сафа» дают только теоретические идеи об устройстве общества и государства в виде утопического «добродетельного города», механизмов и форм их социокультурного изменения, предлагая свои рецепты образования и развития общества (институты власти в форме имамата и халифата), то Насир Хусрав, в меньшей степени обосновывая «добродетельный город», теоретически демонстрирует образец такого города на реальном примере, когда говорит о социуме Египта того времени.
3. Взгляды «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава по вопросу личности и ее роли в обществе в целом сводятся к тому, что:
— индивид имеет духовное начало в своем первоистоке — Всеобщей Душе. В этом смысле личность представлена ими как духовное существо Вселенной, уникальный мир, управляемый ценностями и смыслами;
— индивид имеет биологическую наследственность, благодаря которой она отличается от себе подобных. Общественные особенности личности проявляются посредством дополнительных возможностей или ограничений при осуществлении какого-либо общего дела. Эти возможности и ограничения отражаются в индивидуальном опыте отдельного человека, в котором переплетаются такие психологические и физиологические свойства, как чувство, эмоция, впечатление, событие, переживание и др.
Кроме того, на формирование индивида и личности могут повлиять и такие факторы, как: физическое окружение. Особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства и т. пкультурный уровень общества, т. е. общество выступает как источник культурного обмена людей, где производятся особые культурные образцы, язык, ценности, которые отличают это общество от других.
4. Воля в понимании «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, есть двигающая сила, которая получает энергию от духовного мира, перерабатывает ее в виде действий человека различного характера. В теле человека ее объем безграничен. Пассивна же она тогда, когда вступает в отношение с «преградами» в виде налагаемых запретов от правил, принципов и законов. Иными словами, здесь может возникнуть необходимость, которая вынуждает человека отступиться от части собственной свободы и быть ответственным перед судом, правителем, обществом, Богом или своей собственной совестью. Выступая как личность в общественной среде, человек должен сотворить не только собственное благо, но и действовать по общественному принципу, по требованиям развития человека и человечества. Выполнение задач личности и общечеловеческих проблем — единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека, что предполагает развитие высочайшей степени ответственности.
5. Этико-моральное учение «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава опирается на общемусульманские идеи, выработанные в рамках законов Ислама, с одной стороны, и на общечеловеческие ценности, формировавшиеся веками. При этом в трактовках «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава преобладают рациональное переосмысление моральных ценностей, определение значимости поиска пути и способов реализации этих принципов в личной и общественной жизни человека. В конечном итоге, подобные идеи стимулировали прогресс в деле раскрепощения человека и обретения им самостоятельности.
6. По проблемам нравственности и права «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав в основном рассуждают одинаково. Они рассматривают право и нравственность как часть социальных норм, у которых имеются общие свойства нормативности и основные регуляторы поведения, направленные на достижение общей цели сохранения и развития общества как целого. Эти нормы основываются на высших нравственных принципах, которые являются нормативным выражением сложившихся в данной социальной среде и обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. Право и нравственность также отличаются по средствам и методам реализации своих норм и принципов: если право обеспечивается принудительной возможностью государства, то нравственность оценивается силой общественного мнения и реакцией общества на их реализацию членами общества.
7. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав, как представители исламской культуры, вопросы власти, политики и права рассматривают через призму той реальности, в которой они жили. Нельзя игнорировать того, что идейную основу всего политического и правотворческого процесса в их взглядах составляют Коран и шариат. Но нужно говорить и о том, что они в своих произведениях если не отрицают, то и не ссылаются на другие второстепенные источники мусульманского права и политики, такие как иджма, кияс, фикх, рай, фетва и др., имеющие правоприкладное значение. Поэтому вопрос политики и власти решается ими достаточно в широком аспекте — от их божественного значения вплоть до теоретического обоснования собственных предложений по организации светской власти.
Что касается различий, существующих в мировоззрениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава касательно данных вопросов, то они встречаются редко и в основном касаются подходов к вопросам, подбора ситуаций для обоснования тезисов и т. п. Единственное существенное различие в их взглядах состоит в том, что «Ихван ас-сафа» при анализе всех вышеприведенных вопросов чувствуют себя гораздо свободнее, чем Насир Хусрав.
8. Вопрос об имаме «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав рассматривают в рамках вышеуказанных принципов, которые составляют основу их философского учения. Фактически по всем параметрам данного вопроса совпадают их взгляды, исключение составляет только иерархическая структура или социальный порядок. Эта — система с четкой организацией деятельности, направленной на укрепление духовной и политической власти имамов. Но нельзя забывать и о том, что эта система не всегда построена «под имамов». Если иерархическая лестница Насиром Хусравом очерчена от сакрального до реального, до последнего звена иерархии, то «Ихван ас-сафа» рассуждая о духовной ее части, а потом и о циклах пророков и имамов до Кайма — властелина Судного дня (что соответствует учению исмаилизма), не пишут о таких средних звенах иерархии, как худжат, ма’зун и др. По вопросу о духовной и социальной роли основных рангов этого «да'вата» же можно утвердить, что взгляды «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав адекватно базируются на исмаилитском учении.