Повышение компетентности курсантов военного учебного заведения при обучении математике по обогащающей модели
Диссертация
Проведено экспериментальное исследование эффективности использования открытых задач в учебном процессе. Констатирующий эксперимент показал, что учащиеся средней школы, кадетской школы, курсанты военного института и даже студенты педагогического университета обладают низким уровнем математической компетентности. Этот факт обосновывает необходимость разработки педагогических технологий… Читать ещё >
Содержание
- 1. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития курсантов военных учебных заведений в системе математического образования
- 1. Теории интеллекта
- 2. Технологии математического образования, ориентированные на интеллектуальное развитие личности
- 2. Роль открытых задач в развитии компетентности курсантов военного учебного заведения
- 3. Структура и функции компетентности как интегрального свойства интеллекта личности
- 4. Роль открытых задач в преподавании математики по обогащающей модели. ¿у. .¿.ц^.,.,.,
- 3. Педагогический эксперимент по использованию Открытых задач в учебном процессе
- 5. Экспериментальное исследование уровня математической компетентности обучаемых
- 6. Экспериментальное преподавание темы «Тригонометрия» с использованием принципов обогащающей модели обучения
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.- С. 111—131.
- Айзенк Г. Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ. / Г. Дж. Айзенк. — М.- Ай къю, 1995. 170 с.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 11 кл. сред. шк. /Под ред. А. Н. Колмогорова. — М.: Просвещение, 1993. — 320 с.
- Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10−11 кл. сред. шк./Ш.А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 1992. -254 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982, 2 кн.
- Аржеников К.П. Методика начальной арифметики. 21-е изд. — Пб., 1916.-400 с.
- Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 11 кл. сред, шк. — М.: Просвещение, 1992. — 351 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. -344 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: Рост, ун-т, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.: Знание, 1981. 96 с.
- Бондаревская Е.Б. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29 — 36.
- Веккер Л.М. Психические процессы. Л.: ЛГУ, 1976. 2 т.
- Венгер Л.Е. Диагностика умственного развития школьников. М.: Педагогика, 1978. — 216 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина- В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 443 с.
- Волович М.Б. Наука обучать / Технология преподавания математики.- М.: ЬШКА-РЯЕЗЗ, 1995.-280 с.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина В. В. Давыдова. М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998. -360 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982.-504 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика -Пресс, 1996.-535 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 379 с.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
- Габай Т.В. Педагогическая психология . — М.: МГУ, 1995. 159 с.
- Гегель Ф. Соч.: В 14 т. М.:Госполитиздат, 1956.
- Гельфман Э.Г. и др. Алгебраические дроби. Томск: Изд-во Том. унта, 1996.-288 с.
- Гельфман Э.Г. и др. Десятичные дроби в Муме-доме (практикум). -Ф Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. 257 с.
- Гельфман Э.Г. и др. Квадратные уравнения. Томск: Изд-во Том. унта, 1996.-276 с.
- Гельфман Э.Г. и др. Квадратичная функция. Томск: Изд-во Том. унта, 1998.-320 с
- Гельфман Э.Г. и др. Тождества сокращенного умножения. Томск: щ.
- Изд-во Том. ун-та, 1996. 243 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А. Психологический аспект использования задач на уроках математики // Роль и место задач в формивании системы основных знаний под ред. Ю. М. Колягина, вып. 1. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. — С. 22 — 34.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
- Границкая A.C. Научись думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
- Гузеев В. От методик к образовательной технологии И Народное Образование. — 1998. — № 7. — С. 84 — 91.
- Давыдов В.В. О понятии развивающее обучение. Томск: Пеленг, 1995.-144 с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 115 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Дорофеев Г. В., Муравин Г. К., Петерсон Л. Г. Математика для каждого И Школа 2000, вып. 1. М.: Баллас, 1997.- С. 127 — 152.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Программа по математике для 5−6 классов // Школа 2000, вып. 2. М.: Баллас, 1997. — С. 57 — 69.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: НЦ Ш Академия, 1996. — 216 с.
- Дубинин Н.Л. Проблемы генетики и марксистско-ленинская философия. М.: Знание, 1972. — 63 с.
- Дусавицкий А.К. 2 х 2 = X? М.: Инфолайн, 1995. — 176 с.
- Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития // Феникс. 1998. — № 7. — С. 4 — 11.
- Дьяченко В. Развивающее обучение и развитие личности // Народное образование. 1998. — № 7. — С. 159 — 167.
- Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 138- 146.
- Егорова М.С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 106 — 108.
- Епишева О.Б. Обучение и развитие учащихся в процессе преподавания математики // Математика. 1997. — № 4. — С. 1,16.
- Епишева О.Б., Сулкарнаева Г. И. О критерии выбора методов обучения одаренных детей // Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики. Калуга: Гриф, 1998. — С.• 136.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.- 424 с.
- Зиверт X. Ваш коэффициент интеллекта. Тесты / пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1998. — 143 с.
- Зорина Л .Я. Системность качество знаний. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Иванов А.П., Кондаков В. М. Тематические тесты по математике для подготовки к вступительным экзаменам в вуз: Учебное пособие. -Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1997. 120 с.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. — 656 е.
- Касымжанов А.Х., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления. М.: Политиздат, 1981. — 128 с.
- Качуровский В.И. Гуманизация обучения в университете при многоуровневой системе образования // Вестник Пермского ун-та, вып. 3. Пермь, 1996. — С. 28 — 32.1. Пермь, 1996.- С. 28−32.
- Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. — 302 с.
- Колягин Ю.М. (ред.) Сб. Роль и место задач в обучении математике, вып. 1.-М.: НИИ школ МП РСФСР, 1973.-232 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1,2.- М.: Просвещение. 1977.
- Контрольные работы для 5 класса по системе МПИ // Математика. -1997. -№ 14. С. 11−14
- Контрольные работы для 6 класса // Математика. 2000 — № 7 — С. 31 -32.
- Контрольные работы для 6 класса (продолжение) // Математика. -2000.-№ 8.-С. 12−17.
- Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей //Вопросы психологии. 1996.-№ 6.- С. 53−64.
- Крамаренко В.Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. 182 с.
- Кузанский Н. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1979.
- Кузнецова Л., Минаева С., Суворова С. Математика: Новый учебный комплект//Народное образование. 1998. — № 7. — С. 102 — 105.
- Лекторский В.Л. Субъект, объект, познание. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Леонтьев A.A. Педагогиа здравого смысла // Школа 2000, вып. 1. -М.: Баллас, 1997.- С. 9−23.
- Ш 68. Леонтьев A.A. Технология РО: Некоторые соображения // Школа2000, вып. 2. М.: Баллас, 1997. — С. 11 — 19.
- Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279 с.
- Маланин В.В., Утробин И. С. О некоторых теоретических основаниях совершенствования системы образования в свете современной науки //
- Вестник Пермского ун-та, вып. 3. Пермь, 1996. — С. 20 — 27.
- Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей, 1993. — 176 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Знание, 1972. 376 с.
- Махмутов М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения. Казань: Каз. ун-т, 1971. — 64 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Медведев В.М., Фоминых Ю. Ф. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности. Самара: РАО, Самар. научный центр, 1998. — 377 с.
- Миракова Т.Н. Школьная математика и логическое развитие учащихся: проблемы и решения // Школа 2000, вып. 2. М.: Баллас, 1997. -С. 70−79.
- Мишина Н.М., Черкашина С. М. Типы учебных задач как средство обучения математически одаренных детей // Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики. -Калуга: Гриф, 1998. С. 137.
- Мордкович А.Г. Курс алгебры в общеобразовательной школе // Математика. 1997. — № 44. — С. 1 — 3.
- Мунк A.B. Развитие ребенка в процессе обучения. Пермь: ПОИП-КРО, 1998.-73 с. 0 80. Мясищев В. Н., Либих С. С., Тонконогий И. М. Основы общей и медицинской психологии. Л.: Медицина, 1975. — 216 с.
- Немов P.C. Психология, кн.2. Психология образования. М.: Наука, 1998.
- Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд. В. Н. Скакун, 1998. — 896 с.
- О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». -М.: Новая школа, 1996. 45 с.
- Окунев А. Нет предела совершенству // Математика. 1997. — № 37. -С. 3−4.
- Орлов В.В. О концепции образования Пермского университета // Вестник Пермского ун-та, вып. 3. Пермь, 1996. — С. 3 — 19.
- Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. М.: Просвещение, 1993. — 288 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. 659 с.
- Программа по математике для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1998. 67 с.
- Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. — 144 с.
- Рубинштейн С.Л. Психологические процессы. В 2 т. Л.: ЛГУ, 1976.
- Ружгис П. Культура и интеллект // Вопросы психологии. 1994. — № 1.- С. 142- 147.
- Рыжик В.И. 25 000 уроков математики. М.: Просвещение, 1993. -240 с.
- Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 197 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. -471 с.
- Сухарев В.А. Психология интеллекта. Донецк: Сталкер, 1997. -409 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.- 344 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: МГУ, 1969.-270 с.
- Фоминых Ю.Ф. Математика «по Давыдову» это тупик // Народное образование. — 1998. — № 7. — С. 168 — 173.
- Фоминых Ю.Ф. Образ математики. Пермь: ЗУУНЦ, 1999. — 56 с.
- Фоминых Ю.Ф., Ветлугин С. О., Худякова М. А. Математика V -IX: Программа для средней общеобразовательной школы по системе МПИ. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1998. — 39 с.
- Фоминых Ю.Ф., Худякова М. А. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе математического образования // Университеты в формировании специалиста XXI века. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999.-С. 111−112.
- Фоминых Ю.Ф., Худякова М. А. Обогащающая модель обучения как средство повышения математической компетентности курсантов // Труды ПВИ РВ. Выпуск 2. Пермь, 1999. С. 110 — 118 .
- Фоминых Ю.Ф., Худякова М. А. Перспективы преподавания математики по обогащающей модели // Проблемы и перспективы развития методики обучения математике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-С. 141.
- Фоминых Ю.Ф., Худякова М. А. Преподавание математики в 5 классе по системе МПИ: Пособие для учителя. Пермь: Изд-во Пермск. ИПК работников образования, 1996. — 60 с.
- Фоминых Ю.Ф., Худякова М. А. Преподавание математики в 6 классе по системе МПИ: Пособие для учителя. Пермь: Комитет по образованию и науке, 1998. — 90 с.
- Фоминых Ю.Ф., Худякова М. А. Преподавание математики в рамках обогащающей модели обучения // Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики. Калуга: Гриф, 1998.-С. 130.
- Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. 1991. — № 1. — С.18.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учеб пособие. М.: Юристъ, 1997. -512 с.
- Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? // Психол. журнал. Т. 17. -1996.- № 1.- С. 61−69.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. М.: Барс, 1997. — 392 с.
- Худякова М.А. Особенности преподавания математики по проекту МПИ //Развивающее обучение в школах г. Перми. Пермь: ГКОН, 1996.-С. 14−17.
- Худякова М.А. Учебная деятельность учащихся на уроках математики (проект МПИ) // Проблема развития учебной деятельности. -Пермь: ИПК работников образования, 1998. С. 83 — 87.
- Худякова М.А., Стрельчук H.H. Типология уроков в системе МПИ // Материалы III городской научно-практической конференции. Пермь: ГКОН — ЗУУНЦ, 1999. — С. 24 — 27.
- Чуприкова Н.И. Время реакций и интеллект: Почему они связаны // Вопросы психологии. 1995, — № 4.- С. 65- 81.
- Чурилов И.И. Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления. Пермь: ЗУУНЦ, 1997. — 82 с.
- Шишков С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
- Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. -М.: Парсифаль, 1993. 40 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971.- № 4. — С. 6 — 20.
- Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1 2 классах. — М.: Просвещение, 1992. — 272 с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математики . М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Ястребов A.B. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза: Автореф. дис. на соискание ученой степени докт. пед. наук. Ярославль, 1997. -35 с.
- Я иду на урок математики в 5 класс. Книга для учителя. / Составитель И. Л. Соловейчик, (раздел «Материалы к курсу математики 5 класса по программе МПИ). М.: Олимп, 1999. — С. 158 — 178.
- Cyril Burt How the Mind Works. London. 1933. P. 28 — 90.
- Glaser R. A research agenda for cognitive psychology and psychomet-rics. // Amer. Psychologist. V. 36 (9). P. 923 — 936.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: MC. Graw Hill, 1967.-235 p.
- Holt J. How cildren fail. — London: Pilican, 1984. 359 p.
- Louisville Collegiate School. Teacher s Recommendation, (test) 2 p.
- Terman L.M. The Binet — simon scale for mesuring intelligence: Impressions gained by its application // Psychol. Clinic. -1911.- № 5. P. 17 -29.
- Terman L.M. The measurement of intelligence. Boston: Houghton Mifflin, 1916.-377 p.