Организация исполнения бюджета
Развитие и внедрение среднесрочного бюджетного планирования требуют внесения изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации, которое в настоящее время не соответствует современным требованиям управления общественными финансами. В связи с этим актуальным является принятие в кратчайшие сроки нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, создающего правовую основу организации… Читать ещё >
Организация исполнения бюджета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Назовите и расшифруйте принципы исполнения бюджета в соответствии с бюджетным законодательством
1. Принцип исполнения бюджета через органы федерального казначейства означает, что регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на центральные и территориальные ОФК.
2. Принцип единого счета казначейства заключается в том, что исполнение ФБ осуществляется ОФК выполнением всех операций из средств ФБ в системе балансовых счетов; б) на основе централизации ФК всех поступлений в ФБ и платежей из него; в) совершение ФК кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом. Бюджетное законодательство предусматривает запрет на осуществление операций по исполнению ФБ минуя систему счетов ОФК. В целях управления бюджетными средствами, государственным долгом и совершения платежей ОФК может открывать иные счета ФБ необходимые для выполнения функций ОФК.
3. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех доходов бюджетов разных уровней на единый бюджетный счет и осуществление через него всех предусмотренных расходов. Кассовое исполнение бюджетов включает в себя операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджетов и платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам. Суммы денежных средств, списанных со счета бюджета в целях получения бюджетного обязательства представляет собой кассовый бюджетный расход. Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципе единства кассы.
4. Принцип обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на бюджетном счете. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств со счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу ЮЛ и ФЛ. Исполнения бюджетов по расходам происходит по этапам.
5. Принцип бюджетной росписи — это документ, содержащий детализацию показателей доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года (квартала) в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств.
Роспись доходов и расходов ФБ составляется министерством финансов и утверждается в течение 15 дней после утверждения ФБ. Через 2 дня утвержденная роспись передается на исполнение ОФК.
6. Принцип исполнения доход предусматривает следующие обязательные условия: а) перечисление и зачисление доходов ФБ на единый счет ФК; б) распределение в соответствии с утвержденным ФБ федеральных регулирующих налогов; в) возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доход и подготовка отчетности о доход в соответствии с бюджетной классификации.
7. Принцип санкционирования расходов используется в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершение платежей, не предусмотренных в утвержденном бюджете или необеспеченные поступления доходов и средствами заимствований ФБ. Санкционирование расходов ФБ включает: утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств ФБ и уточнение смет получателям и распорядителям средств ФБ; 2) утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств лимитов бюджетных обязательств; 3) принятие денежных обязательств получателями средств ФБ; 4) подтверждение денежных обязательств ФБ.
8. Принцип бюджетного учета исполнения бюджета заключается в том, что все доходы, средства заимствования, расходы, дефицит бюджета и операции в процессе исполнения бюджета регистрируются в регистрах бюджетного учета на основе планов счетов бюджетного учета. Единую методологию бюджетного учета разрабатывает и доводит до территориальных органов федеральное казначейство.
9. принцип представления обязательной отчетности об исполнении бюджета означает, что уполномоченные исполнительные органы государственной власти обязаны представлять оперативный отчет об исполнении бюджета в соответствующие представительные органы государственной власти, контрольносчетные органы, ОФК для составления отчета о консолидированном бюджете РФ. Годовой отчет об исполнения бюджетов различных уровней утверждается уполномоченным представительным органом власти. Ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета подлежит утверждению Правительством РФ, а годовой отчет — федеральным законом.
10. Принцип иммунитета бюджета заключается в том, что обращение взысканий на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, возмещению подлежат только реальный ущерб в размере недофинансирования.
11. Принцип недопустимости размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи их в доверительное управление заключается в запрете получения дополнительных доходов бюджета в процессе его исполнения путем размещения средств бюджетов различных уровней на банковских депозитах или передаче их в доверительное управление.
2. Прокомментируйте утверждение: «С 2006 года счета всех бюджетов бюджетной системы будут открыты органам Федерального казначейства»
Основное направление развития Казначейства России (Федерального казначейства) связано с централизацией всех средств бюджетов на единых счетах, открытых органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, как общепринятой в мире модели наиболее эффективного управления государственными финансовыми ресурсами. Для реализации этой модели за прошедшие годы органами Федерального казначейства был осуществлен большой комплекс мероприятий:
· разработана нормативная правовая основа кассового исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· внедрен единый план счетов бюджетного учета, интегрированного с бюджетной классификацией, с обеспечением единой методологии и национальных стандартов учета и отчетности для всех участников бюджетного процесса;
· модернизировано информационно-техническое обеспечение органов Федерального казначейства;
· введен единый электронный документооборот между участниками бюджетного процесса;
· проведена интеграция информационной системы Федерального казначейства с информационными системами распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов поступлений в бюджеты, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
· решены задачи комплексного обеспечения информационной безопасности и т. д.
Механизм функционирования единых счетов бюджетов
Механизм функционирования единых счетов бюджетов, на которых сосредоточены все финансовые ресурсы государства, включает систему управления ликвидностью единого счета, позволяющую провести своевременные кассовые выплаты по платежным документам бюджетополучателей, привлечь необходимые ресурсы с рынка, разместить временно свободные бюджетные средства. Его воплощение позволило:
· обеспечить централизацию учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и актуальность информации об их объемах ввиду резкого увеличения скорости ее получения;
· предоставить Правительству Российской Федерации ежедневную информацию о движении средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства, включая операции по их расходованию главными распорядителями средств федерального бюджета, а также по территориям;
· повысить эффективность управления средствами федерального бюджета при сокращении необходимости в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках. Это в свою очередь ведет к уменьшению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга;
· оптимизировать потоки средств бюджетов, обеспечить их сохранность и сокращение сроков прохождения до конечных получателей бюджетных средств;
· повысить эффективность осуществления бюджетных расходов.
3.Что такое смешанная система кассового исполнения бюджета?
Смешанная система предполагает кассовое исполнение бюджета как казначейскими кассами, так и банками.
Смешанная система кассового исполнения бюджета, сложившаяся в России с распадом СССР, предусматривает то, что функции кассира федеральных бюджетных средств закреплены за Центральным банком, а система банковских бюджетных счетов регионов и муниципальных образований в основном построена на использовании коммерческих банков. Бюджетные средства (государственный фонд денежных средств региона, муниципального образования) хранятся не в государственном, а в коммерческих банках.
Суть смешанной системы кассового исполнения бюджета заключается в том, что распоряжается бюджетными средствами, осуществляет учет и формирует отчетность государственный финансовый орган, а прием, хранение и выдачу бюджетных средств организуют коммерческие банки, которые де-факто становятся уполномоченными банками бюджета.
4. Назовите основные процедуры, связанные с исполнением доходной части бюджетов
· зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;
· возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
· зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
5. Назовите основные полномочия главных распорядителей бюджетных средств на стадии исполнения бюджета
бюджет федеральный казначейство доходный
Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
9) формирует государственные (муниципальные) задания;
10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;
11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
12.1) несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений);
13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
6. Следующие операции относятся к полномочиям органов Федерального казначейства:
— доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств
объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
— ведение сводного реестра распорядителей и получателей бюджетных
средств;
— открытие счетов по учету средств соответствующего бюджета в Банке России или других кредитных организациях;
7. Каким образом может сказаться на процедурах исполнения бюджета внедрение среднесрочного бюджетного планирования?
Развитие и внедрение среднесрочного бюджетного планирования требуют внесения изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации, которое в настоящее время не соответствует современным требованиям управления общественными финансами. В связи с этим актуальным является принятие в кратчайшие сроки нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, создающего правовую основу организации результативного среднесрочного бюджетного планирования. При этом в целях повышения эффективности бюджетного планирования недопустимо формирование проекта федерального бюджета с нарушением норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
Трехлетнее бюджетное планирование требует надежности макроэкономического прогнозирования, а также разработки методологии корректировки ранее одобренных проектировок. В целях повышения достоверности федерального бюджета особое значение приобретает оценка устойчивости прогнозируемых доходов к изменениям макроэкономических показателей и рисков неисполнения основных параметров федерального бюджета. В таких условиях необходимы не только оценка этих рисков, но и разработка и утверждение мер по их компенсации.
Стратегия бюджетных расходов должна формироваться исходя из необходимости увеличения их результативности, улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере. При этом темпы роста непроцентных расходов должны соответствовать темпам роста экономики.
Необходима дальнейшая демократизация процесса бюджетного планирования и прогнозирования, более широкое привлечение независимых высококвалифицированных экспертов к формированию прогнозов, планов и бюджетов, более открытое и гласное обсуждение их важнейших параметров, в т. ч. в СМИ.
Трехлетнее бюджетное планирование сильно затрагивает жизненные планы граждан, домашних хозяйств, в связи этим важно заранее объявлять о потенциальных изменениях в перспективных бюджетах, что даст населению больше времени, чтобы подготовиться и приспособиться к этим изменениям.
Вероятностный характер прогнозов в значительной степени обесценивает среднесрочные бюджеты, долгосрочные бюджетные проектировки при этом особенно уязвимы. Степень неопределенности в долгосрочных оценках бюджетов должна специально исследоваться при использовании широкого диапазона альтернативных сценариев развития экономики и вариантов бюджетов. При этом важно учитывать, что значительный уровень воздействия непредвиденных факторов на бюджеты всегда будет иметь место. Поэтому трехлетние бюджетные проектировки должны иметь всегда значительную гибкость и обеспечивать необходимую подушку безопасности.
В связи с этим особенно важно сделать применяемый при бюджетном прогнозировании экономико-математический модельный инструментарий предельно легко и корректно интерпретируемым экономически. Применяемые модели должны быть математически достаточно просты, экономический смысл результатов расчетов должен быть ясен, чтобы сложная математика не мешала точной экономической интерпретации результатов, чтобы на каждом этапе прогнозных расчетов по бюджетам было ясно — какая часть результатов расчетов объясняется реальными экономическими параметрами, а какая — математическими особенностями модельного инструментария, какие результаты расчетов сопоставимы друг с другом, а какие — не сопоставимы.
Специально отметим важнейшее условие успешного функционирования всех вышеупомянутых бюджетных механизмов — необходимо срочно принимать меры по сохранению и развитию кадровой системы макроэкономического бюджетного планирования и прогнозирования. Без высококвалифицированных макроэкономистов, статистиков, экономистов-математиков и кибернетиков эффективное и уверенное бюджетное планирование и прогнозирование просто невозможно. В нашей стране в силу известных причин слой таких специалистов стал сегодня крайне тонок, он резко сокращается, фактически пропущена уже подготовка целого поколения макроэкономистов и, если не принять срочные меры по их поддержке, в ближайшие пять лет страна может начать испытывать серьезные кадровые проблемы в этом направлении (особенно если учесть, что высококвалифицированные экономисты легко устраиваются в бизнесе с его высокой оплатой труда). При этом надо учитывать, что средний возраст высококвалифицированных представителей отечественной макроэкономической школы высок, и у них, к сожалению, остается не очень много времени на подготовку смены для себя (особенно, если помнить, что на подготовку таких специалистов после окончания новыми адептами вузов требуется еще как минимум 10−15 лет). Ясно, что макроэкономика применительно к планированию и прогнозированию должна быть приравнена к важнейшим направлениям фундаментальной и практической науки и получить адекватную и срочную поддержку государства.
8. Что происходит, если в процессе исполнения бюджета фактические доходы составляют величину, меньшую бюджетных назначений?
В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений) объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению — секвестированию .
СЕКВЕСТР (от лат. seqvestro — ставлю вне, отдаляю) — сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчетами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др. Непопулярнейшая мера и во время кризиса и во время изобилия.
Правительство России намерено на треть секвестировать расходы бюджета в 2010 и 2011 годах. Предложение Минфина о сокращении расходов уже поддержал премьер-министр Владимир Путин. В 2009 году, при пересмотре бюджета, правительство секвестр расходов не проводило. Напротив, при сокращении доходов с 10,9 до 6,7 трлн. руб., расходы выросли с 9 трлн. до 9,6 трлн. руб. В результате, дефицит бюджета-2009, впервые за восемь лет, составит 7,4% ВВП (почти 3 трлн. руб.). Покрыть его планируется за счет средств Резервного фонда, в котором на 1 марта было 4,87 трлн. руб. В текущем году правительство планирует потратить из фонда на эти цели около 2,7 трлн. руб., то есть 55% от нынешнего объема Резервного фонда. На 2010 год, в старой версии бюджета, Минфин планировал доходы на уровне 11,7 трлн. руб., а расходы — 10,3 трлн. руб. Эти цифры будут пересмотрены в ближайшее время. Будет ли компенсирован секвестр из госфондов или нет, пока неизвестно. Владимир Путин накануне заявил, что правительство не может завышать расходную часть, «если нет доходов», а министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что позволить себе антикризисные меры «Россия может только на один год». По оценке Минфина в 2010 и 2011 годах бюджет также будет дефицитным — 5 и 3% соответственно.
9. Назовите виды кассового исполнения бюджета, соответствует ли современная казначейская система исполнения бюджета полностью одному из этих видов?
Системой кассового исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим процессам.
Исторически складывались и существуют в различных странах три системы кассового исполнения бюджета: казначейская, банковская, смешанная.
В настоящее время в РФ переходят к казначейской системе кассового исполнения бюджета. Преимущества такой системы состоят в том, что обеспечивается: единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля. Однако такое исполнение бюджета требует создания соответствующей инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II)
3. Федеральные законы о федеральном бюджете на 2006 год
4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»
5. Акперов И. Г Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ И. А. Коноплева, С. П. Головач. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 352 с.: ил.
6. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков.
7. Иванова Н. Г., Маковник Т. Д. Казначейская система исполнения бюджетов.