Основные положения Конституции Башкортостана
Органами местной власти Башкирской АССР являлись кантонные съезды Советов и их исполкомы, а также городские и сельские Советы с их исполнительными органами. Местные органы власти БАССР строились и действовали в строгом соответствии с Конституцией РСФСР и положениями, утвержденными Всероссийским ЦИКом. Но особенности национальной республики вызвали определенные изменения в структуре местного… Читать ещё >
Основные положения Конституции Башкортостана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Структура Конституции
2. Основные положения Конституции
3. История утверждения Заключение Список использованных источников
90 лет назад был принят важнейший политико-правовой документ, предопределивший дальнейшее развитие Башкортостана. Конституции СССР 1924 года и РСФСР 1925 года дали право автономным республикам иметь свои конституции. Разработка проектов документов началась во всех автономных республиках, входивших в состав Российской Федерации. Процедура утверждения конституций была излишне затрудненной, многоступенчатой, что явилось одной из причин их неутверждения в 1926 году.
До Февральской революции актом, регулирующим правовой статус башкир в составе Российской империи, было «Положение о башкирах», принятое в 1863 году. После революции началось формирование государственных структур республики, разработка первых правовых актов конституционного значения. На этом начальном этапе большую роль сыграло Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономии Башкирии, заключенное 20 марта 1919 года и ставшее, по сути, первой Конституцией. Кстати, В. И. Ленин оценивал это Соглашение как Башконституцию.
Образование СССР и принятие первой Союзной Конституции (1924г.) обусловили внесение изменений в Конституцию РСФСР. Башкирская АССР представила проект своей Конституции одной из первых.
Проект Основного Закона был разработан еще в 1920 году, в дальнейшем он совершенствовался и был представлен Наркоматом юстиции республики в окончательном варианте в начале 1925 года. Много места уделялось вопросу о положении центральных учреждений и должностных лиц республики, прослеживалось множество повторов, заимствованных из Конституции РСФСР. Чтобы улучшить структуру проекта, Башкирский ЦИК создал специальную комиссию. Новый проект Основного Закона был представлен на рассмотрение V Всебашкирского съезда Советов, который работал в Уфе 21 — 27 марта 1925 года. 27 марта наряду с другими вопросами он обсудил и одобрил проект Конституции Башкирской АССР.
1. Структура Конституции Утвержденная 27 марта 1925 года Всебашкирским съездом Советов Конституция Башкирской АССР имела следующий вид:
Конституция Башкирской АССР 1925 года состояла из 93 статей, 8 глав и 4 разделов.
Раздел I. Общие положения.
Глава 1. Без названия (19 статей).
Глава 2. О взаимоотношениях Башкирской Социалистической Республики с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Союзом Социалистических Республик в области законодательства и управления (13 статей).
Глава 3. Бюджетные права Башкирской Социалистической Советской Республики (7 статей, ст. ст. 33−39).
Глава 4. О предметах ведения Всебашкирского Съезда Советов Башкирской Социалистической Советской Республики (2 статьи).
Раздел II. Об устройстве Советской власти в Башкирской Социалистической Советской Республике.
Глава 5. О центральной власти.
А. О Всебашкирском съезде Советов (4 статьи).
Б. О центральном исполнительном комитете Башкирской Социалистической Советской Республики (6 статей).
В. О Совете народных депутатов (5 статей).
Г. О народных комиссариатах Башкирской Социалистической Советской Республики (10 статей, ст. ст. 57−66).
Глава 6. О местной власти.
А. О съездах Советов (5 статей, ст. ст. 67−71). Б. Об исполнительных комитетах (5 статей).
В. О Советах депутатов (5 статей, ст. ст. 77−81). Г. О предметах ведения местных органов власти (3 статьи).
Раздел III. О выборах в Советы.
Глава 7. Без названия.
Герб БАССР (рисунок 1)
А. Избирательные права (3 статьи, ст. ст. 85−87). Б. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов (3 статьи).
Раздел IV. Без названия.
Глава 8. О гербе, флаге и месте пребывания Правительства Башкирской Социалистической Советской Республики (3 статьи).
Рисунок 1 — Герб БАССР
2. Основные положения Конституции Первоначальный проект Основного Закона Башкирской АССР, разработанный Народным комиссариатом юстиции, был представлен на рассмотрение V Всебашкирского съезда Советов, состоявшегося в марте 1925 года. В этом проекте необоснованно много места уделялось положению отдельных центральных учреждений и должностных лиц республики, процедурным и другим второстепенным вопросам. Поэтому в проект Наркомюста были внесены изменения.
Утвержденная 27 марта 1925 года V Всебашкирским съездом Советов Конституция была улучшена по форме и по содержанию. Она определяла наиболее существенные вопросы государственного и административного устройства республики. Конституция состояла из 93 статей, объединенных в восемь глав и четыре раздела.
Статья первая гласила, что Башкирия является республикой, свободно входящей в состав РСФСР и через нее — в Союз Советских Социалистических Республик, свободно определяющей форму своих взаимоотношений с общегосударственной властью и форму участия в общефедеративном правительстве РСФСР. Вместе с тем подчеркивалось, что Башкирская республика — государство рабочих и крестьян, национальная советская республика (ст.3). Конституция закрепила кантонное территориальное устройство Башкирии (в ее состав входили восемь кантонов — Аргаяшский, Белебеевский, Бирский, Зилаирский, Месягутовский, Стерлитамакский, Тамьян-Катайский и Уфимский). Граждане республики имели право свободно пользоваться родным языком на съездах, в суде, в управлении и в общественной жизни; национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. Однако официальными языками признавались башкирский и русский. Предусматривалось, что суды республики в своей правоприменительной деятельности учитывают бытовые особенности башкирского трудового народа. Право защищать Отечество было предоставлено только трудящимся.
Согласно статье об административном устройстве БАССР, в состав республики входили восемь кантонов: Аргаяшский, Белебеевский, Бирский, Зилаирский, Месягутовский, Стерлитамакский, Тамьян-Катайский и Уфимский.
Конституция 1925 года довольно подробно решала вопросы взаимоотношений Башкирии с РСФСР и СССР в области законодательства и управления. В частности, устанавливалось, что республика имеет при Президиуме ВЦИК своего постоянного представителя, пользующегося правом совещательного голоса во всех центральных органах по вопросам, относящимся к Башкирской АССР, что ЦИК (Центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) БАССР вправе осуществлять контроль и ревизию деятельности всех находящихся на территории республики предприятий и учреждений, что Башкирская АССР участвует в образовании верховных органов РСФСР и СССР через своих делегатов на Съездах Советов РСФСР и СССР и т. д.
Весьма детально в Основном Законе определялся объем прав Башкирии, структура и круг полномочий центральных и местных органов государственной власти, вопросы избирательной системы, атрибуты автономии. Воспроизводя соответствующие статьи Конституции РСФСР, республиканская Конституция лишила избирательных прав ряд категорий населения (бывших жандармов, священнослужителей, лиц, использовавших наемный труд, живущих на нетрудовой доход, частных торговцев и т. д.).
Конституция БАССР разрабатывалась в соответствии с «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основными положениями Конституции РСФСР, вместе с тем она содержала и самобытные нормы. Некоторые ее нововведения не соответствовали принципам и нормам правовых актов центральной Советской власти, на что обратила внимание комиссия ВЦИК. Прежде всего, это касается статьи 1, которая была отклонена со ссылкой на то, что «Российская Федерация была построена не на основе свободного договорного объединения отдельных республик, а на принципе выделения из состава Российской Республики отдельных национальностей в автономные республики с утверждением верховных органов РСФСР». Отрицалось и применение термина «государство» в отношении автономных республик.
За гражданами республики признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Официальными языками в БАССР признавались башкирский и русский языки, указывалось на необходимость судебным органам республики учитывать бытовые особенности башкирского трудового народа.
Ряд статей решал вопросы взаимоотношений между Башкирской и Российской республиками, а также с СССР. БАССР имела свое постоянное представительство при Президиуме ВЦИК. В свою очередь, центр имел своих представителей в нашей республике, они даже входили в состав СНК с правом совещательного голоса. БашЦИК и БСНК вправе были осуществлять контроль и ревизии деятельности на территории республики предприятий и учреждений. Башкирская АССР участвовала в образовании верховных органов власти РСФСР и СССР через своих делегатов на съездах Советов России и Союза ССР.
Еще в 1924 году ВЦИК постановил расширить права автономных республик, предоставив им право иметь свой бюджет. Поэтому вопрос о бюджетных правах Башкортостана нашел отражение и в Основном Законе. Устанавливалось, что доходы и расходы делятся на государственные и местные и сводятся в государственный и местный бюджеты.
В Конституции БАССР 1925 года были довольно четко расписаны предметы ведения и структура госаппарата республики. Определялось, что высшим представительным и полновластным органом республики является Всебашкирский съезд Советов, который разрешал важнейшие вопросы государственной жизни Башкирии. Он руководил всей политической и экономической деятельностью республики, контролировал государственные доходы и расходы, утверждал положения о центральных и местных органах власти, принимал законы.
В период между съездами Советов высшим законодательным и контролирующим органом был Центральный Исполнительный Комитет — ЦИК БАССР — БашЦИК, а в период между сессиями БашЦИКа — его Президиум. Составы высших органов государственной власти республики регулярно обновлялись и росли количественно. Одновременно происходили и качественные изменения: менялся национальный состав, был заметен определенный рост партийной прослойки, рабочих и особенно женщин.
Правительство республики представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) Башкирской АССР. Он осуществлял общее управление республикой, направлял деятельность народных комиссариатов, рассматривал план народного хозяйства Башкирской АССР, предварительно обсуждал бюджет, сметы наркоматов и ведомств, занимался распределением денежных средств.
Органами местной власти Башкирской АССР являлись кантонные съезды Советов и их исполкомы, а также городские и сельские Советы с их исполнительными органами. Местные органы власти БАССР строились и действовали в строгом соответствии с Конституцией РСФСР и положениями, утвержденными Всероссийским ЦИКом. Но особенности национальной республики вызвали определенные изменения в структуре местного аппарата. Скажем, при кантонном исполкоме Башкирии имелись отделы народного образования, чего не было при уездных исполкомах. Различия были в ведении делопроизводства и в выполнении решений общесоюзных и всероссийских органов, а также высших органов Башкирской республики.
Для более тесных связей между центральными органами СССР, РСФСР и БАССР, а также для учета интересов и национальных особенностей республики в составе высшего органа государственной власти Союза был создан Совет национальностей, при Президиуме ВЦИК — Отдел национальностей. Кроме того, имелось Башкирское представительство при ВЦИКе.
Конституция БАССР 1925 года устанавливала, что республика имеет свой Государственный герб и Государственный флаг. Местом пребывания правительства Башкортостана был определен город Уфа. Таковы были правовое положение и структура госаппарата Башкирской АССР по ее первой писаной Конституции.
3. История утверждения Конституцию БАССР передали на утверждение Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, где для рассмотрения конституций автономных республик была создана специальная комиссия, которая выделила подкомиссию по Башкирской АССР. Подкомиссия подробно изучила проект, сопоставляя его с Конституциями СССР и РСФСР, проектами других автономных республик, и предложила исключить 1 — 19 статьи, определила две новые статьи, а к 22 статьям внесла редакционные поправки. Правильно указав на ряд недостатков в проекте Конституции БАССР, подкомиссия допустила недооценку национальной автономии вообще и Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством в частности. Работа подкомиссии затянулась, и 17 августа 1926 года по ее решению было отложено рассмотрение проектов до «установления общих начал» по выработке проектов конституций АССР. В итоге проект остался неутвержденным.
Исходя из этого, можно сказать, что разработка конституционных основ Башкирской республики оказалась сложной, длительной и прошла несколько этапов. Первоначально правовой основой общественных отношений в Башкортостане служило неписаное конституционное заонодательство республики: фарман № 2 Башкирского областного шуро от 16 ноября 1917 года, постановления Учредительного декабрьского курултая, «Проект положения об автономном управлении Малой Башкирии» и другие.
Второй этап начинается с заключения Соглашения между Башкирским правительством и центральными органами советской власти от 20 марта 1919 года. Затем оно было дополнено в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1920 года, декрете ВЦИК от 14 июня 1922 года и других. Совокупность этих правовых актов составила неписаную конституцию Башкирской Советской Республики, по которой она жила до принятия писаной конституции. Не зря, видимо, В. И. Ленин, будучи юристом по образованию, в своей телеграмме Башревкому от 30 января 1920 года назвал Соглашение Башконституцией.
С третьим этапом связаны разработка и принятие V Всебашкирским съездом Советов писаной Конституции БАССР.
Заключение
Несмотря на то, что Конституция БАССР 1925 года не была утверждена центром, она довольно точно отражала конституционное состояние республики, обобщала весь опыт государственного строительства в Башкортостане, завершала организационный период в ее истории и представляла собой важнейший политико-правовой документ, по которому шло дальнейшее развитие Башкортостана.
конституция закон документ
Список использованных источников
1. Конституционное развитие Башкирии. — Уфа: Башкирское кн. издательство, 1991 г.— 176 с.
2. Статья «Первая Конституция Республики» газеты «Республика Башкортостан», выпуск № 60 от 27 марта 2010 года .
3. Свободная Энциклопедия Википедия: «Конституция БАССР 1925 года»