Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные операции логики

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если Эсхин примет участие в общественных увеселениях (a), то он будет непоследователен (b). Если он не примет в них участие ©, то окажется не патриотом (d). Но он должен либо принять в них участие (a), либо не принять ©. Следовательно, либо он будет непоследователен (b), либо окажется не патриотом (d)" (Демосфен). Если Эсхин примет участие в общественных увеселениях, то он будет непоследователен… Читать ещё >

Основные операции логики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа По логике Хабаровск 2010.

1. Произведите с понятием «диспут» операции определения, деления, обобщения, ограничения (определение проверьте по правилам логики).

Решение.

Сначала необходимо сформулировать определение данного понятия.

«Диспут» (А) — учёный спор (В), прение©, состязание (D), гласный отстой (E), защита (F), оправдание сочинения, написанного для получения ученой степени (G). Диспут на магистра, на доктора.

A — дифиниендум или определяемое понятие (Dfd).

B, C, D, E, F, G — дефиниенс или определяющее понятие (Dfn).

Понятие реальное, родовитое.

Логическая схема: Dfd = Dfn.

Правила логики соблюдены.

Обобщение: Диспут (А) => (В) Ограничение: Диспут (А) => диспут ученой степени (В) => диспут на доктора медицинских наук © Дихотомическое деление.

Диспут (А) => ученый спор (В) и уличный спор подростков (не-В) А => В? не-В Деление по видообразующему признаку.

Диспут (A) — учёный спор (B), защита учёной степени©, диспут на магистра (D), диспут на доктора (E).

A => B? C?D?E.

2. Дайте объединённую классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения (А, Е, I, О). Укажите распределение терминов и изобразите их соотношение с помощью круговых схем Эйлера. Не все умозаключения являются индуктивными.

Решение.

Количественную характеристику определяем по кванторному термину «не все». Он указывает на частный характер суждения. Качественную характеристику определяем по связке, которая в этом суждении выражена словом «является», то есть связка утвердительная. Субъект (S) выражен понятием «умозаключения», предикат (P) «индуктивными».

Суждение по количеству частное, по качеству — утвердительное.

Логическая схема: «Некоторые S есть P».

Символически обозначается буквой «I».

Субъект и предикат не распределены.

Круговая схема:

3. Неверно, что все дальневосточные города расположены в бассейне крупных рек.

Решение.

По квантору утверждение часноутвердительное.

Субъект (S) выражен понятием «дальневосточные города», предикат (P) «расположены в бассейне крупных рек».

Логическая схема: «Некоторые S есть P».

Обозначается буквой «I».

Круговая схема:

4. Граждане России осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет.

Решение.

Утверждение часноутвердительное.

Субъект (S) выражен понятием «граждане России», предикат (P) — «права и обязанности».

Логическая схема: «Все S есть P».

Обозначается буквой «I».

Круговая схема:

5. Некоторые суждения не модальные.

Решение.

Утверждение часноотрицательное.

Субъект (S) выражен понятием «суждения», предикат (P) — «модальные».

Логическая схема: «Некоторые S есть P».

Обозначается буквой «О».

Круговая схема:

6. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите с помощью символов, используя пропорциональные союзы. Составьте таблицу истинности. Если сложное суждение комбинированное, приведите его полную логическую схему.

«Надо многому учиться, чтобы понять, что знаешь мало» (М. Монтень).

логика операция суждение эйлер Решение.

Это суждение конъюнктивное (соединительное). Символическая запись: a? b. Данное суждение истинно в одном случае, если оба конъюнкта истинные.

a.

b.

a?b.

и.

и.

и.

и.

л.

Л.

л.

и.

Л.

л.

л.

л.

7. Планирование, подготовка, развёртывание или введение агрессивной войны наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет.

Решение.

Это дизъюнктивное нестрогое суждение. Символически записывается так: a? b?c?d. Нестрогое дизъюнктивное суждение истинно тогда, когда истинно по крайне мере одно из составляющих его суждений (или оба); ложно тогда, когда оба суждения ложны.

a.

b.

c.

d.

a?b?c?d.

и.

и.

и.

и.

И.

и.

и.

и.

л.

И.

и.

и.

л.

и.

И.

и.

л.

и.

и.

И.

л.

и.

и.

и.

И.

л.

л.

и.

и.

И.

л.

и.

л.

и.

и.

л.

и.

и.

л.

И.

л.

и.

л.

л.

И.

л.

л.

и.

л.

И.

и.

л.

л.

л.

И.

л.

л.

л.

л.

л.

8. Сделайте полный разбор силлогизма. Если заключение с необходимостью не следует, укажите какие правила нарушены. «Не все студенты — отличники. Я — студент. Следовательно, я не отличник.

Решение Находим посылки и заключение. Выстраиваем силлогизм в три строки.

1. Не все студенты — отличники.

2. Я — студент.

3. Следовательно, я не отличник.

Первое предложение — большая посылка, второе — меньшая, третье это заключение. Умозаключение строится по первой фигуре простого категорического силлогизма.

M P.

S M.

Нарушено правило терминов. В силлогизме должно быть три термина (S-M-P). В нашем примере понятие «студенты» употребляется в собирательном значении. «Не все студенты» то есть некоторые только студенты являются отличниками. А понятие «Я» употребляется в разделительном значении (единичное понятие). «Я — Студент» то есть я могу относиться к студентам отличникам, а могу и не относиться к ним.

Допущена логическая ошибка — экривокация, понятие используется в разных значениях.

Модус первой фигуры — ААА. Первая посылка — общеутвердительное суждение, вторая — единичное утвердительное, заключение — единичное утвердительное суждение. Таким образом, данный простой категорический силлогизм — неправильный по логическому строению и ложный по содержанию.

9. «Если Эсхин примет участие в общественных увеселениях, то он будет непоследователен. Если он не примет в них участие, то окажется не патриотом. Но он должен либо принять в них участие, либо не принять. Следовательно, либо он будет непоследователен, либо окажется не патриотом» (Демосфен).

Решение Силлогизм относится к классу условно — разделительных силлогизмов. Одна посылка условное, а другая — разделительное суждение, называется условно — разделительным или лемматическим.

Разделив умозаключение на посылки и заключение. Получаем:

«Если Эсхин примет участие в общественных увеселениях (a), то он будет непоследователен (b). Если он не примет в них участие ©, то окажется не патриотом (d). Но он должен либо принять в них участие (a), либо не принять ©. Следовательно, либо он будет непоследователен (b), либо окажется не патриотом (d)» (Демосфен).

Умозаключение соответствует логическому вводу сложной конструктивной дилеммы. Условная посылка содержит два основания и два следствия. Разделительная посылка утверждает оба возможных основания, заключение утверждает оба возможных следствия.

Логическая схема: (a>b)?(c>d), a? c.

b?d.

10. Определить в следующем тексте формально — логический закон либо его нарушение; записать его в виде формулы. «Говорят, однажды Стильпон так спросил об Афине Фидия: «Не правда ли, Афина, дочь Зевса, — это бог? Ему ответили: «Правда». «Но ведь Афина создана не Зевсом, а Фидием», — сказал Стильпон. За это его (Стильпона) привлекли к суду. Он не отпирался, а утверждал, что его рассуждение правильно: Афина действительно не бог, а богиня, потому что анна женского пола. Тем не менее судьи приказали ему немедленно покинуть город» (Диоген Лаэртский).

Решение.

В тексте «Не правд ли, Афина, дочь Зевса, — это бог…» слово «бог» используется в обобщённом смысле. Употребимо как для женского так и для мужского пола. Но закон тождества гласит: мысль должна быть ясной, определённой, однозначной; мысль не должна подменяться другой мыслью. То есть если сказано бог — значит мужского пола. Богиня — женского. Получается Стильпон имел ввиду, что Афина — это богиня. То есть лицо женского пола.

Логическая схема: a? b, a? c.

Афина либо бог, либо богиня.

1. Формальная логика. С. М. Марков. Учебное пособие 2000 год.

2. Практикум по логике. С. М. Марков. Учебное пособие 2001 год.

3. Логика В. И. Кириллов, А. А. Старченко. Учебник 2002 год.

4. Логика. Дедуктивные умозаключения. С. М. Марков. Учебное пособие 1997 год.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой