Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и молодежь в период от революции 1917 г. до Великой Отечественной войны: Исторические опыт и уроки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичным образом и принцип классовости приемлем ко всему, что касается класса как рассматриваемого явления, положения внутри класса и его политики в отношении других классов, общества, государства. Между тем автор считает неправомерным рассматривать государство и тем более общество как классовые институты. Государство и общество находятся над классами, их политика должна быть общенародна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ТЕОРИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКИ
    • 1. Историография и источники
    • 2. Теория политики партии и государства в отношении молодежи
  • Глава. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. Идейное и трудовое воспитание молодежи: позитивный и негативный опыт
    • 2. Государственная молодежная политика в Красной Армии и на Флоте
  • Глава. МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПАРТИЯ
    • 1. Эволюция молодежного движения
    • 2. Политика РКП (б)-ВКП (б) в отношении молодежи и коммунистического союза
  • Глава. ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Государство и молодежь в период от революции 1917 г. до Великой Отечественной войны: Исторические опыт и уроки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования научной проблемы в архитектонике диссертации вызывается рядом объективных факторов.

Во-первых, потребностью на подлинно научной, объективной, политически непредвзятой основе исследовать важный общественно-политический вопрос отечественной практики, ставшей историей. Автор видит столкновение двух исследовательских подходов, по своей сути отличающихся, характеризующихся ненаучным, политизированным взглядом на историческую практику, отходом от объективности в рассмотрении исторических явлений.

В рассматриваемый период и затем практически на всем советском отрезке отечественной истории молодое поколение, как и все общественные явления, рассматривалось с позиций верности марксистско-ленинской идеологии и политике Коммунистической партии. В условиях реализации курса «перестройки» общественно-политической системы и переходного периода вновь привносилась политичность в осмысление исторической практики, но уже с противоположной (антикоммунистической) стороны. Этот второй подход имел более серьезные последствия для восприятия истинной истории, так как с «водой был выброшен ребенок», было перечеркнуто то, что имело положительный результат. Это вызывает потребность нового, объективного прочтения российской истории в целом и ее неотъемлемой части — истории молодого поколения, юношеского движения, соответствующей политики государства и общества.

Во-вторых, потребностью общества в знании исторического опыта (позитивного и негативного) формирования молодого поколения и использования его в новых российских условиях, извлечения из этого опыта того, что способствовало выработке у молодых людей высоких моральных и патриотических качеств, национальной гордости. В современной России проблемы молодежи резко обострились, положение молодого поколения становится важным фактором национальной безопасности страны.

В-третьих, в рассматриваемые годы сложилась государственная политика в отношении молодежи. Одновременно молодежную политику проводили Коммунистическая партия, комсомол, профсоюзы, другие части политической системы общества. В стране действовали организационно-политические механизмы координации усилий и действий всего общества в данном направлении. Комсомол в определенной мере выражал интересы всей молодежи и в силу этого был представлен в законодательных и исполнительных органах власти, в руководящих органах Коммунистической партии и других политических институтов. Изучение этого опыта важно как с позиций разработки отечественной истории, так и в практическом плане. Сегодня государственная молодежная политика, по признанию высших руководителей государства и самой молодежи, крайне неэффективна, мало действенна, политические институты общества решают только те вопросы, которые в их интересах, практически не влияют на государственную политику в этой сфере. Нет и массовой организации молодежи, которая бы отражала позиции молодежи, была бы достойно представлена в государственной и общественно-политической системе.

В целом для российского общества, включая государственные органы, политические партии, молодежные организации, другие институты, необходимо знать национальный опыт проведения молодежной политики в условиях России и использовать ту его часть, которая в современных условиях может быть полезной.

Сегодня отечественная история все больше освобождается от искажений в ее освещении. Историческая наука выходит из-под политического контроля. Начиная с И. В. Сталина и кончая М. С. Горбачевым все первые лица партии и государства оказывали непосредственное влияние на написание истории, возглавляли комиссии по подготовке очередной версии партийной истории. На заре строительства социализма в России Л. Д. Троцкий говорил, что народные массы оценят революцию в последнем счете по ее практическим результатам, и они будут совершенно правы. Для этого сейчас созданы реальные условия, и данная работа — определенный вклад в разработку истории и теории политики, в отечественную историю.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования является прочтение с учетом современных исторических знаний отечественной истории от Октябрьской революции до Великой Отечественной войны в части роли и места молодежи в жизни общества для оценки исторического опыта и извлечения из него как понимания негативных явлений, так и того позитивного, что должно учитываться на современном этапе российской истории.

Для достижения поставленной научной цели решаются следующие исследовательские задачи.

Исследование историографии по теме диссертации, наиболее полное представление массив исторической литературы за весь исторический период от начала исследуемого явления до наших дней, с обращением особого внимания на научные, научно-публицистические издания по молодежной тематике, созданные в рассматриваемый период.

С позиций государственной идеологии, существовавшей в исследуемые годы, и сложившегося на конституционных основах современного политического плюрализма для автора необходимо было рассмотреть теорию и политику правящей Коммунистической партии и советского государства в отношении молодого поколения, обратиться к основам деятельности общества и государства по формированию, воспитанию молодого поколения, выявить ее главные направления, стратегические цели и динамику тактических задач, осознать структуру понятия «коммунистическое воспитание» в рамках рассматриваемого отрезка времени отечественной истории. Не менее важно было не подвергая сомнению вклад молодого поколения в создание материально-технической базы социализма и ее значимость, выявить мотивы этой деятельности молодежи, политику партии и государства, позитивные и негативные явления в сфере труда молодых граждан.

В общем контексте политики государства и компартии в отношении молодого поколения исследовать ее особенности, цели, направленность в условиях Красной Армии и Флота, осознать причины сдерживания создания молодежных организаций в армейских условиях, учитывая при этом запретительную политику на существование общественных организаций в армии и на флоте после смены общественно-политической системы.

На основе литературы советского периода и современной литературы выделить основные характеристики молодежного движения в рассматриваемый хронологический период, включая причины ликвидации плюрализма в юношеском движении, существования единственной организации всех слоев и групп советской молодежи.

Рассмотреть основы политики Коммунистической партии в отношении молодежного движения, выявить и оценить всю палитру форм и методов партийного руководства, его динамику от начала исследуемого периода, когда превалировали ленинские взгляды на взаимоотношения партии с юношескими союзами, до конца 30-х годов, когда в руководстве и контроле партии за деятельностью комсомола и молодежи сложились и утвердились принципы, при которых политическая и организационная самостоятельность союза молодежи фактически отсутствовала.

На основе исследования, осмысления отечественной истории, изучения исторической литературы сформулировать уроки, которые вытекают из исторического опыта.

Объектом исследования является история молодежного движения как части история Отечества 1920;1930;х годов.

Предметом исследования является политика правящей компартии и государства в отношении молодого поколения, исторический опыт функционирования молодежного движения в стране.

Методология диссертационного исследования определяется поставленными в нем целями и задачами, она выражает единство его содержания и методов, принципов, правил познания, анализа реальных исторических явлений. Автор конкретизирует методологию обществознания и исторической науки применительно к исследованию положения молодежи, молодежного движения в России, сочетая вопросы теории и практики. Автор исходит из того, что человек является не средством достижения цели, а целью, во имя которой действует вся государственная и общественная система.

При определении методологии исследования автор подходит к ней как к необходимому инструменту всестороннего познания исторического явления в совокупности на философско-социологическом и конкретно-историческом уровне. В этой связи в методологическом плане автор опирался на всю совокупность общественного знания.

Теоретико-методологическую основу исследования составила совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию теории и истории, сочетание принципов историзма и объективности. Эволюция российского общества в целом и того, что относится к молодому поколению рассматривается на хронологическом отрезке 1920;1930;х годов. Исследование проблем молодежи проводится во взаимосвязи, взаимообусловленности всей совокупности происходивших в стране общественных явлений и исторических событий, на общеисторическом фоне.

В исследуемыи историческии период отечественной истории в стране господствующей, поднятой в ранг государственной, была марксистско-ленинская теория. РКП-ВКП (б) в силу своего положения правящей, правительственной партии определяла развитие всех сторон жизни общества. Поэтому в методологическом отношении диссертант всесторонне учитывал теорию марксизма-ленинизма, политику и теорию, разработанную в документах и материалах Коммунистической партии.

В этом отношении автор отделял чисто марксистский взгляд на социализм в его теоретическом и практическом представлении от марксистско-ленинской теории, которая разрабатывалась Коммунистической партией и варьировалась ею в нужном представлении, часто далеком от истинно марксистской. Отсюда автор при исследовании различает истинный социализм, который сформулирован, обозначен только теоретически, и реальный социализм, который был построен по модели партии большевиков, лично Генерального секретаря ЦК ВКП (б) И. В. Сталина, а также сторонников Ленина и Сталина, входивших в Политическое бюро Центрального Комитета партии.

В современных условиях данная методологическая база рассмотрена и использована в более широком плане, чем это было доступно в советской общественно-политической системе. Автор формировал мировоззренческое восприятие темы не только на теоретических работах В.И. Ленина1, но и Н. И. Бухарина, Г. Е. Зиновьева, И. В. Сталина, Л.Д. Троцкого2,.

1 Ленин В. И. О молодежи. М., 1974.

2 См.: Бухарин Н. К новому поколению: Доклады, выступления и статьи, посвященные проблемам молодежи / Фонд имени Н. И. Бухарина. М.,.

1980; Бухарин Н. И. Речи и статьи о молодежи. Саратов, 1990; Бухарин.

Н.И. Избранные произведения. М., 1988; Н. И. Бухарин о молодежи и коммунистическом союзе молодежи. М., 1990; Троцкий Л. Д. Поколение Ок7 деятеля международного и российского молодежного и коммунистического движения J1.A. Шацкина1.

Открытые для исследователей труды Н. И. Бухарина и Л. Д. Троцкого позволяют говорить о том, что эти деятели Коммунистической партии и Советского государства уделяли существенное внимание месту и роли молодежи в обществе, ее проблемам, юношескому движению в рассматриваемый в диссертации период. Даже по формальному признаку — количеству работ — ими в рассматриваемом аспекте было сделано значительно больше В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Вместе с тем автор стремился отойти как от догматического восприятия марксистско-ленинской теории, так и ее фальсификации, подходил к ней научно, объективно.

В диссертационной работе реализовано одно из важнейших требований методологии исторической науки — исследование социальных перемен в обществе, развитие общественной жизни в динамике, исторической последовательности. Осуществлен системный и комплексный анализ молодежного движения 1920;1930;х годов с учетом современного этапа отечественной истории.

Строго следуя цивилизационному подходу к истории, автор исходит из признания ее неоднозначности, многомерности, альтернативности, что особенно проявляется в формировании и реализации политики, в том числе политики государства, общества, Коммунистической партии, других политических институтов по отношению к молодежи и ее общественным движениям. Широкие методологические возможности этого подхода позволили учитывать субъективный и объективный факторы в понимании сущности политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении молодого поколения страны.

Соискатель вел исследование, осмысливал исторические факты и явления в молодежном движении, в политике партии и государства по отношению к молодежи на основе новых методологических подходов, не дотября: Речи и статьи. М., 1924; Троцкий Л. Новый курс. М., 1924; Троцкий Л. Д. Сочинения. T.XXI. М.-Л., 1927; Л. Д. Троцкий: Обращения к молодежи. М., 1990;Сталин И. В. Сочинения. Т.5−13. М., 1947;1951; Сталин И. В. О комсомоле. М., 1926 и др.

1 Шацкин Лазарь. Основы юношеского движения. М., 1924 и др. пуская при этом крайностей в подходах и оценках, в понимании глубокого смысла указанного принципа.

Теория многовариантного развития, имеющая прямое отношение к сущности исследуемого явления, приводит к пониманию альтернативности в оценке молодежного движения как реальной, действенной тенденции общественного развития.

Автор исходил из понимания общечеловеческих ценностей как основы свободного развития личности, из международных норм о правах и достоинствах человека.

В диссертации использованы основные методологические принципы — историзма, объективности, всесторонности изучения, его достоверности. Вместе с тем применены специальные методы исторического исследования: исторический, логический, институциональный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный, синхронический, статистический, комплексности. Все эти методы автором применяются, с одной стороны, комплексно, во взаимосвязи, а с другой стороны, совершенно конкретно.

В диссертации нашли применение общенаучные методы исследования, которые позволили рассмотреть становление и функционирование политических партий как важного элемента становящегося в России гражданского общества. Автор опирался на научные методы исследования: исторический, нормативный, логический, институциональный, системный, структурно-функциональный, на метод развития от абстрактного к конкретному, общечеловеческий национальный и классовый для изучения типов и функций политических объединений в демократических преобразованиях, количественный, статистический, сравнительный методы познания. Эти методы позволили проследить реальный путь развития в его логической последовательности, многосторонности, а также во взаимосвязи всех его форм и этапов, сформулировать итоги и предложить выводы, базирующиеся на анализе теоретического и фактического материала.

Автор исходил из того, что метод — это совокупность приемов и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений. Диссертант учитывал замечание Г. В. Плеханова: «Ошибка в результатах непременно будет замечена и исправлена при дальнейшем применении правильного метода, между тем как ошибочный метод, наоборот, лишь в редких случаях может дать результаты, не противоречащие той или другой частной истине».1.

В данном случае автор с особой тщательностью подходит к принципам партийности и классовости, которые являлись главенствующими в понимании действительности и освещении истории. Принцип партийности является основополагающим в оценке самой Коммунистической партии, ее политической и практической деятельности, в написании истории партии, понимании ее внутренней и внешней политики.

Аналогичным образом и принцип классовости приемлем ко всему, что касается класса как рассматриваемого явления, положения внутри класса и его политики в отношении других классов, общества, государства. Между тем автор считает неправомерным рассматривать государство и тем более общество как классовые институты. Государство и общество находятся над классами, их политика должна быть общенародна, исходить из общечеловеческих, а не классовых ценностей. Правящее положение компартии, считавшейся авангардом рабочего класса, подрывало общенародный характер государства, приводило к установлению господства одного класса. При рассмотрении темы автор отошел от зависимости от классового подхода, не допускал формулирования выводов на основе запрограммированного отбора фактов, отрыва их от исторического контекста отечественной действительности, а также модернизирования истории в соответствии с современными представлениями.

Сравнительно-исторический, ретроспективный методы позволили извлечь уроки из исторической практики развития молодежного движения в 1920;1930;х годах. Синхронический метод дал возможность выявить общее и единичное в самом молодежном движении и в политике Коммунистической партии и Советского государства в отношении молодого поколения в рассматриваемый период и извлечь из него исторические уроки для современности и на перспективу. Статистический метод использовался для выявления существа исследуемого явления, рассмотрения в единстве количественных и качественных сторон положения молодежи и молодежного движения во взимозависимости с политикой Советского государства и Коммунистической партии.

1 Плеханов Г. В. Избранные произведения. T.l. М., 1956. С. 172.

Метод историзма в сочетании с объективностью предостерег от методологически несостоятельных попыток истолковать исторический опыт молодежного движения и политики партии и государства по отношению к нему как произвольно, так и в угоду идеологических и политических концепций.

Институциональный метод заключается в «<.> реалистическом подходе к изучению институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Он позволяет понять реальность, интересуясь больше процессом, чем структурами, больше интересуясь группами, действительно контролирующими власть, чем конституциональным отправлением той власти».1.

Главенствующим критерием всего диссертационного исследования явились принципы историзма, объективности, достоверности, рассмотрение исторического факта вне каких-либо политических, партийных установок. Принцип партийности использовался при изучении теоретической и практической деятельности и истории Коммунистической партии, ее молодежной политики и не переносился на изучение отечественной, гражданской истории в целом, в том числе государственной молодежной политики и истории юношеского движения.

В вопросах методологии исторического исследования соискатель придерживается мнения ученых, получившего признание в науке.2 При.

1 Шварценберг Роже-Жерар. Политическая социология. М., 1992. С. 25.

2 См.: Журавлев В. В. Методология исторической науки // Кентавр. 1995. № 6- Его же. От смены конъюнктурных парадигм к парадигме преемственности // Отечественная история. 1997. № 4- Ковальченко И. Д. Историография, источниковедение, методы исторического исследования // Отечественная история. 1996. № 6. С.85−105- Бабенко В. Н. Развитие научной информации в области исторических наук: Проблемы теории и практики М., 1998; Королев А. А. От моно-идеи к «цветущей сложности» // История: Постижение смысла. М., 1994; Могильницкий Б. Г. Историческое познание и историческая теория // Новая и новейшая история. 1991. № 6- Его же. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии // Новая и новейшая история. 1993. № 1- Криворученко В. К. Историческое исследование в современных условиях: Методология и методика исследования. М., 1991; Всемиров В. В. К вопросу о методологическом кризисе в исторической науке // Постигая прошлое и настоящее. Саратов, 1997; Земцов Б. Н. Оппозиционные группировки 20−30-х годов: Саморазоружение революции. М., 1992; Мухамеджанов М. М. Методологические подходы к изучению истории ВЖСМ // Комсомолу — 80. М., 1998;1999.

11 написании диссертации использованы труды отечественных и зарубежных историков, политиков, философов, социологов, экономистов, государственных и общественных деятелей. Автор уважительно относится к предшественникам в исследовании политики Коммунистической партии и Советского государства и вместе с тем проявляет научно-критический подход в восприятии позитивных и негативных оценок молодежного движения и молодежной политики Советского государства и Коммунистической партии.

В целом методологическая задача диссертационного исследования заключалась в нахождении оптимального сочетания эмпирического, конкретного изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции. Автор руководствовался требованиями научности, аргументированности, достоверности.

Научная новизна исследования заложена в особенности данного исследования — автором исследуется исторический процесс для обобщений и выводов, выявления исторических уроков. По мнению автора и ученых, знакомых с диссертацией, ее целями и задачами, в данном понимании исследование является оригинальным.

Новизна заложена в изучении, осмыслении и представлении теории и политики Коммунистической партии и Советского государства в отношении молодого поколения и юношеского движения рассматриваемого периода при условии нашего знания исторического опыта партии и социалистического государства за весь период их существования.

Новизна проявлена в методологическом подходе к рассмотрению научной проблемы, сочетающем марксистско-ленинскую идеологию, которая являлась государственной, все определяющей в рассматриваемый период, и современную идеологию, которая находится в стадии становления, но в ней превалируют общенародные ценности, демократические принци.

С.10−16- Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросы истории. 1996. № 4- Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» // Вопросы истории. 1994. № 6- Вашик К. Представление исторического знания и новые мультимедийные технологии / Ассоциация исследователей российского общества XX века — АИРО. М.: АИРО-ХХ, 1999; Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990; Журов Ю. В. Проблемы методологии истории. Брянск, 1996; Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 6 и др. пы, отсутствует политический диктат, существует политический плюрализм.

Новизна данного исследования в его комплексности. В диссертации рассмотрены вопросы теории, политики партии и государства в отношении молодежи, формирования, воспитания, общегражданского и воинского труда молодежи, функционирования юношеского движения, партийного руководства правящей партии.

Новизна в исследовании и представлении совокупной теории правящей партии, государства, их руководителей в отношении молодого поколения. Автор ушел от односторонности оценок многомерного исторического процесса, научно критически подходит как к оценкам, существовавшим в исследуемый и весь советский период, так и к даваемым на постсоветском пространстве.

Новизна диссертации в формулировании исторических уроков, касающихся всех сфер жизнедеятельности молодого поколения, деятельности в отношении него партии и государства, позитивного и негативного опыта, знание которого необходимо при выработке стратегии государства, политической системы на перспективу развития российского общества.

Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны. В данном случае автор не дает особой периодизации. История молодежного движения является частью отечественной истории, а следовательно, она подчиняется общепринятой хронологии. В исследуемый период сложилось и развивалось молодежное движение, в нем произошли существенные изменения. Сложилось, развивалось партийное руководство молодежным движением. Сформировалась и реализовывалась политика государства и партии в отношении молодежи и юношеского движения.

Практическая значимость диссертации выражается в следующем.

Во-первых, материал исследования может быть использован в разработке отечественной истории, ее пропаганде, преподавании в высших учебных заведениях.

Во-вторых, современное общество нуждается в выработке действенной государственной молодежной политики, в становлении молодежного движения, а следовательно, необходимо знание соответствующего исторического опыта и учета его в практической деятельности.

1. Документы государства, партии, политических институтов.

2. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского.

3. Правительства. 1917;1922 гг.

4. Декрет СНК «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомстве Народного комиссариата по просвещению. 30 мая 1918 года // Декреты Советской власти. Т.2. М., 1959. 357−359. 5. Декрет СНК «О правилах приема в высшие учебные заведения.

6. РСФСР", 2 августа 1918 г. // Декреты Советской власти. Т.З. М., 1964.1. 138−141.

7. Декрет СНК «Об усилении детского питания», 14 сентября 1918 года// Декреты Советской власти. Т.З. М., 1964. 478−480.

8. Декрет СНК «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомстве Народного комиссариата по просвещению. 30 мая 1918 года // Декреты Советской власти. Т.2. М., 1959. 357−359. 9. Декрет СНК «О правилах приема в высшие учебные заведения.

10. РСФСР", 2 августа 1918 г. // Декреты Советской власти. Т.З. М., 1964.1. 138−141.

11. Декрет СНК «Об учреждении Совета защиты детей», 4 февраля 1919 года // Декреты Советской власти. Т.4. М., 1968. 336−338.

12. Декрет С1Ж «Об учебной и профессионально-технической повинности», 29 июля 1920 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 70, 11 августа 1920 г. 342−343.

13. Декрет СНК «Об увеличении тарифных ставок учеников и подростков», 16 сентября 1919 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 47. 29 сентября 1919 г. 497.

14. Декреты Советской власти. Т. 1−5. М., 1957;1971.

15. Декрет СНК «Об учреждении Совета защиты детей», 4 февраля 1919 года // Декреты Советской власти. Т.4. М., 1968. 336−338.

16. Декрет Совнаркома о восьмичасовом рабочем дне, 29 октября 1917 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского.

17. Правительства. № 1. 1 декабря 1917 г. 8−10.

18. Декрет СНК «О бесплатном детском питании», 17 мая 1919 года //.

19. Декреты Советской власти. Т.5. М., 1971.С. 196−197.

20. Декрет ВЦРЖ «Об установлении предельного минимума количестваподростков на предприятиях», 2 мая 1922 года // Собрание Узаконений и.

21. Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 639 10 июня1922 года. 623−625.

22. Постановление СНК «О детском питании», 22 июля 1921 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 57. 29 сентября 1921 года. 468.

23. Постановление Правительственного комиссариата по просвещению"О реформе средней школы", ноябрь 1917 г. // Собрание Узаконений и.

24. Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 5. 16 декабря1917г.

25. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за ними», 3 августа 1922 г. // Собрание Постановлений и.

26. Узаконений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР (СУ1. РСФСР). 1922. № 49.

27. Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР (СУ РСФСР). 1924. № 63.

28. Постановление о передаче дела воспитания и образования духовноговедомства в ведение Народного комиссариата по просвещению // Декреты.

29. Советской власти. Т.1. М., 1957. 210−211.

30. Постановление Правительственного комиссариата по просвещению"О реформе средней школы", ноябрь 1917 г. // Собрание Узаконений и.

31. Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 5. 16 декабря1917г. 8−10.

32. Постановление о передаче дела воспитания и образования духовноговедомства в ведение Народного комиссариата по просвещению // Декреты.

33. Советской власти. Т.1. М., 1957. 210−211.

34. Постановление ВЦИК «О Международном Юношеском Дне», 31 августа 1922 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 56. 5 октября 1922 г. 912.

35. Положение «Об единой трудовой школе РСФСР» // Декреты Советской власти. Т.З. М., 1964. 374−380.

36. Положение о добровольных обществах и союзах: Утверждено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1932 г. // СУ РСФСР. 1932. № 74.

37. Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР, утвержденное СНК 15 сентября 1921 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 65. 9 ноября 1921 г. 1. 604−605.

38. Положение о детской социальной инспекции, утвержденное СНК 23сентября 1921 года // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и.

39. Крестьянского Правительства. № 66. 10 ноября 1921 года. 619−620.

40. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов.

41. ЦК. 9-е изд. Т.1−7. М., 1983;1985.

42. УШ съезд РКП (б). Март 1919 г. Протоколы. М.: Госполитиздат, 1959.1. съезд РКП (б). Март-апрель 1920 г. Протоколы. М.: Госполитиздат, 1960.

43. Резолюция XXVIII съезда КПСС «О молодежной политике КПСС» //.

44. Материалы XXVIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1990. 172−176- Партийная жизнь. 1990. № 15. 39−41.

45. Постановление ЦК ВКП (б) «Об организации пропаганды в комсомолена основе постановления ЦК ВКП (б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)» «// Молодой большевик. 1939. № 2.

46. Постановление ЦК ВКП (б) «Об участии ВЛКСМ в колхозном строительстве», 23 декабря 1929 года // КПСС в резолюциях… 9-е изд. Т.5. М., 1984.

47. Постановление ЦК ВКП (б) «О положении массового изобретательства под углом зрения его влияния на рационализацию производства», 26 октября 1930 года // КПСС в резолюциях… 9-е изд. Т.5. М., 1984.

48. Постановления ЦК ВКП (б) «О работе колхозных ячеек комсомола» от1 апреля 1931 года // Наследникам революции: Документы партии о комсомоле и молодежи. М., 1969. 310−312.

49. Постановление ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по помощи комсомолу», 7 сентября 1932 года // КПСС в резолюциях… 9-е изд. Т.5. М., 1984.

50. Циркулярное письмо ЦК РКП (б) «Об организации коммунистического союза молодежи», ноябрь 1918 года // Документы КПСС о Ленинском комсомоле и пионерии. М., 1978. 6−7.

51. О взаимоотношениях РКСМ и РКП (б): Совместное указание ЦК.

52. РКП (б) и ЦК РКСМ, составленное на основании резолюции УШ съезда.

53. РКП (б) и резолюции пленума ЦК РКСМ, август 1919 года // Документы.

54. КПСС о Ленинском комсомоле и пионерии. М., 1987. 10−12.

55. Письмо ЦК РКП (б) «Ко всем членам РКСМ», ноябрь 1921 года.

56. Всем губкомам и уездкомам РКП: Указание ЦК РКП (б), сентябрь1920 года // Документы КПСС о комсомоле и пионерии. М., 1978.

57. Отчет ЦК РКП за время от IX съезда по 15-е сентября 1920 года" //.

58. Известия ЦК РКП (б). 1920. № 22. 18 сентября 1920 г.

59. Сталинское Политбюро в 30-е годы: Сборник документов. М., 1995.

60. Справочник партийного работника. М.-Л., 1930. Вып.7 4.2.

61. Саратовская партийная организация в годы восстановления народного хозяйства: Документы и материалы. 1921;1925 гг. Саратов, 1960.

62. Совместное указание ЦК РКП (б) и ЦК РКСМ «О взаимоотношениях 63. Российского Коммунистического Союза Молодежи и Российской Коммунистической партии (большевиков) // Товарищкомсомол. Т.1. М., 1969.

64. 16−17- КПСС о комсомоле и молодежи. М., 1962. 7−9.

65. Наследникам революции: Документы партии о комсомоле и молодежи. М., 1969.

66. КПСС о комсомоле и пионерии. М., 1978.

67. КПСС о комсомоле и молодежиСборник резолюций, решений съездов, конференций партии, постановлений ЦК КПСС и других партийных документов. 1917;1961 годы. 3-е изд. М., 1962.

68. Циркуляр ПУ РККА о ликвидации существующих ячеек РКСМ в частях Красной армии, 22 марта 1922 г.

69. Резолюция 2-го Всеармейского совещания секретарей ячеек ВКП (б)"О комсомольской работе", 27−31 марта 1928 г. // Партийно-политическая работа в Красной Армии: Документы. 1921;1929 гг. М., 1981. 467−473.

70. Всероссийское совещание по агитационно-пропагандистской работе в.

71. Красной Армии и на Флоте. М., 1922.

72. Резолюция 4-й комсомольской конференции Московской пролетарской стрелковой дивизии. 20−21 марта 1932 года. М., 1932.

73. Резолюции и постановления II Всеармейского совещания секретарейячеек ВКП (б). 27−31 марта 1928 года. М.-Л., 1928.

74. Положение о работе РКСМ в Красной Армии и Флоте: Утверждено.

75. ЦК РКП (б) 9 февраля 1923 г., введено приказом РВС Республики, № 65 от31 марта 1923 г., объявлено приказом ПУРа № 103 от 1 марта 1923 г., № 205 от 28 апреля 1923 г. // Справочник партийного работника. М., 1923. 129 131.

76. Положение о работе организаций ВЛКСМ в Красной Армии: Утверждено ЦК ВКП (б) и ЦК ВЛКСМ от 16 января 1937 г., объявлено директивой ПУ РККА № 5 от 17 января 1937 г. // Партийно-политическая работа в.

77. Красной Армии: Документы. Июль 1929 — май 1941 гг. М., 1985. 325 331.

78. Положение о взаимоотношениях политорганов и комсомольскихгрупп содействия партии Красной Армии с местными организациями.

79. ВЛКСМ. Объявлено приказом ПУ РККА № 52 от 16 июля 1927 г. // Справочник партийного работника. М., 1923. 429−431.

80. Тезисы «Об очередных задачах комсомола в армии и военной работе 81. ВЛКСМ»: Приняты совещанием военных делегатов УП съезда ВЛКСМ. 20марта 1926 г.: Утверждены ПУ РККА и ЦК ВЛКСМ, объявлены приказом.

82. ПУ РККА № 84 от 13 июля 1926 г. // Партийно-политическая работа в.

83. Красной Армии: Документы. 1921;1929 гг. М., 1981. 390−396.

84. Организация удесятеряет силы: Документы съездов, конференций,.

85. ЦК ВЛКСМ по организационной работе. М., 1968.

86. Партийно-политическая работа в Красной Армии, март 1919 — 1920гг.: Документы. М.: Воениздат, 1964.

87. Партийно-политическая работа в Красной Армии. 1921;1929 годы:1. Документы. М., 1981.

88. Партийно-политическая работа в Красной Армии: Документы. Июль1920 года-май 1941 года. М., 1984.

89. Первый Всероссийский съезд РКСМ. 2-е изд. М., 1924.

90. Третий Всероссийский съезд РКСМ: Стенографический отчет. М., 1926. 1. съезд РКСМ. 21−28 сентября 1921 года: Стенографический отчет. 1. М., 1925.

91. VI съезд РЛКСМ: Стенографический отчет. М., 1924.

92. Резолюции и постановления VI Всесоюзного съезда РЛКСМ. М.-Л., 1925.

93. VIII Всесоюзный съезд ВЛКСМ. 5−16 мая 1928 г.: Стенографическийотчет. М.: Молодая гвардия, 1928. 1. съезд ВЛКСМ. 16−26 января 1931 г.: Стенографический отчет. М.: 1. Молодая гвардия, 1931.

94. Десятый съезд ВЛКСМ: Стенографический отчет. В 2 т. М., 1936.

95. Десятый съезд ВЛКСМ. 11−21 апреля 1936 г. // Сборник материаловсъезда. М.: Молодая гвардия, 1938.

96. XI съезд ВЛКСМ: Стенограф, отчет. М., 1949.

97. Резолюции IV Всесоюзной конференции РЛКСМ. М.-Л., 1925.

98. VII Всесоюзная конференция ВЛКСМ: Стенографический отчет. 1 — 8июля 1932 г. М., 1933.

99. Резолюции III пленума ЦК ВЛКСМ. М., 1937.

100. Всесоюзная конференция РЛКСМ: Стенографический отчет. М., 1925.

101. VI Всесоюзная конференция ВЛКСМ: 17−24 июня 1929 года: Стенографический отчет. М., 1929.

102. VII Всесоюзная конференция ВЛКСМ. М., 1929.

103. Программа РКСМ. Принята IV съездом РКСМ // Товарищ комсомол.1. Т.1 М., 1969.

104. ВЛКСМ в резолюциях его съездов и конференций. М.-Л., 1929.

105. Товарищ комсомол: Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ.1. В 2 т. М., 1969.

106. Отчет Центрального Комитета РЛКСМ УП Всесоюзному съезду. М., 1926.

107. Отчет ЦК ВЛКСМ VIII Всесоюзный съезд. М.: Молодая гвардия, 1928.

108. Отчет ЦК ВЛКСМ X Всесоюзному съезду комсомола. М.: Молодаягвардия, 1936.

109. ВЛКСМ в цифрах: Организационно-инструкторский отдел ЦК.

110. ВЛКСМ. М.: ЦК ВЛКСМ, 1949.

111. Резолюция 4-й комсомольской конференции Московской пролетарской стрелковой дивизии. 20−21 марта 1932 года. М., 1932.

112. Вместе с партией: Сборник документов по истории Саратовской областной организации ВЛКСМ. 1917;1920 гг. Саратов, 1976.

113. Письмо комсомольцев и молодежи Советского Союза товарищу И.В.1. Сталину. М., 1944.

114. Факты и цифры: Против ликвидаторов и перерожденцев. К внутрипартийным разногласиям // Сб. АПО С-3 Бюро ЦК и ЛК ВКП (б). Л., 1926.

115. Актуальные вопросы разработки истории ВЛКСМ: Доклад на Всесоюзной научно-практической конференции «70 лет ВЛКСМ: История, опыт, проблемы». М., 1989. 70 лет Вооруженных Сил СССР: Документы и материалы. М.: Политиздат, 1988.

116. Всероссийское совещание по агитационно-пропагандистской работе в.

117. Красной Армии и на Флоте. М., 1922.

118. Резолюции и постановления II Всеармейского совещания секретарейячеек ВКП (б). 27−31 марта 1928 года. М.-Л., 1928.

119. Партийно-политическая работа в Красной Армии. 1921;1929 годы:1. Документы. М., 1981.

120. Партийно-политическая работа в Красной Армии: Документы. Июль1920 года-май 1941 года. М., 1984. 1. Периодические издания.

121. Агитатор армии и флота: Журнал Главного политического управления Советской Армии и Военно-морского флота.

122. Вестник агитации и пропаганды.

123. Вестник Саратовского губкома РКП (б).1. Военные архивы России. 1. Военный вестник. 1. Волгоградская трибуна.

124. Жизнь и творчество русской молодежи (журнал).1. За теоретическую учебу.

125. Известия ЦК ВЛКСМ: Руководящий орган ЦК ВЛКСМ по вопросаморганизационной и воспитательной работы комсомола. 1. Известия ЦК РКП (б). 1. Известия ЦК КПСС.

126. Кворум: Еженедельная парламентская газета.1. Книга молодежи. 1. Комсомолец РККА. 1. Комсомольская Летопись. 1. Комсомольская правда. 1. Коммунист.

127. Коммунистический путь: Приложение к партийному журналу.

128. Комсомол РККА: Журнал Политического управления РККА.1. Красная Звезда.

129. Красные резервы: Орган Саратовского губернского комитета РКСМ.1. Красный воин. 1. Молодой большевик.

130. Партийно-политическая работа в Красной Армии.

131. Партячейка РККА: Журнал Политического управления РККА.1. Политработник. 1. Правда.

132. Пропагандист: Журнал ЦК ВКП (б), МК И МГК ВКП (б).

133. Пропагандист РККА: Журнал Политического управления РККА.

134. Пропагандист и агитатор РККА.

135. Советский воин: Общественно-политический и литературнохудожественный журнал.

136. Теория юндвижения: В помощь партучебе.1. Юный коммунист. 1. Юный пролетарий. 1.

Литература

.

137. Актуальные проблемы теории истории: Материалы «круглого стола"// Вопросы истории. 1994. № 6.

138. Альбац Е. Мина замедленного действия: Политический портрет КГБ.1. М., 1992.

139. Андреев К. Л. Этапы большого пути: Из истории Саратовской областной комсомольской организации. Саратов, 1978.

140. Апресян З. Г. Послесловие к овациям: Из истории ВЛКСМ 20−30-х годов // Молодой коммунист. 1988. № 11. 47−57.

141. Апресян З. Г Слово о комсомольских съездах. М.: Мол. гвардия, 1987.

142. Армия и комсомол. М., 1983.

143. Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР. Т.1. 19 231 927. М.: «Терра», 1990.

144. Аскеров А. Изучение истории ВЛКСМ — на большевистские рельсы //.

145. За теоретическую учебу. 1932. № 5−6.

146. Ацаркин А. Н. Пролетарская революция и молодежь. Рождение комсомола. М., 1981.

147. Ацаркин А. Юношеское движение в Москве (1917 г.) М., 1930.

148. Ацаркин А. Н., Галкова Д. Н. Комсомол в борьбе с троцкизмом (19 231 927). М.: Изд-во МГУ, 1985.

149. Бабенко В. Н. Развитие научной информации в области историческихнаук: Проблемы теории и практики. М., 1998.

150. Баранова Н. Б. Мифология массового сознания в тридцатые годы.1. М., 1997.

151. Баранова Т. М. Особенности формирования государственной молодежной политики России в условиях реформирования общества: Автореф. дне. …канд. полит, наук. М., 1993.

152. Баранцев Г. А. Основы партийно-политического руководства в РККА.1. Л.:ВПАТ, 1928.

153. Баянов Б. Боевой помощник и резерв партии // Молодой большевик.1948. № 12.

154. Беляев П. Комсомол на фронтах: Популярный исторический очерк.1. М., 1928.

155. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

156. Бзежинский 3. Большой провал. Агония коммунизма. М., 1990.

157. Бойков М. Две книги о прошлом // Книга молодежи. 1930. № 9−10.

158. Большевистский опыт борьбы с непролетарскими партиями: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1986.

159. Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. М., 1991.

160. Бордюгов Г. А., Козлов В. А. История и конъюнктура. М., 1992.

161. Борисов Л. Работа комсомольской организации в Красной Армии.1. Киев, 1936.

162. Борисов Ю. С, Курицын В. М., Хван Ю. С. Политическая система конца 20−30-х годов // Историки спорят. М., 1998. 228−303.

163. Бубнов А. С. Основные моменты в развитии коммунистической партии в России. М., 1921.

164. Бубнов А. С. О Красной Армии: Статьи, речи и доклады. М.: Воениздат, 1958.

165. Булдаков В, П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

166. Бутенко А. П. Откуда и куда мы идем. Взгляд философа на историюсоветского общества. Л., 1990.

167. Бухарин Н. Н. К новому поколению: Доклады, выступления и статьи, посвященные проблемам молодежи / Фонд им. Н. И. Бухарина. М., 1980.

168. Бухарин Н. И. Речи и стать о молодежи. Саратов, 1990.

169. Бухарин Н. И. Избранные произведения. М., 1988.

170. Бухарин Н. Борьба за кадры: Речи и статьи. М.-Л., 1926.

171. Бухарин Н. Ленинское воспитание молодежи (Речь на Всероссийскомсъезде Ленинского Коммунистического союза молодежи 15 июля 1924 г.).

172. М.: Молодая гвардия, 1924.

173. Бухарин Н. И. За единство комсомольских рядов // Позывные истории.

174. Вьш.9. М.: Молодая гвардия, 1990.

175. Васецкий Н. А. О Троцком и троцкизме. М., 1989.

176. Вашик К. Представление исторического знания и новые мультимедийные технологии / Ассоциация исследователей российского общества.

177. XX века — АИРО. М.: АИРО-ХХ, 1999.

178. ВКП (б) — организатор и руководитель комсомола. М., 1949.

179. Водолагин М. А. Очерки истории Волгограда. М., 1968.

180. Военная работа комсомола: Сб. статей / Под ред. Военной комиссии.

181. ЦК ВЛКСМ. М.-Л.: Мол. гвардия, 1927.

182. Военная реформа в СССР. 1924;1925 гг. М., 1958.

183. Военный энциклопедический словарь. М., 1983.

184. Вождь. Ленин, которого мы не знали. Саратов, 1992.

185. Возмужание: Сборник воспоминаний ветеранов Саратовского комсомола. Саратов, 1973.

186. Война и армия: Философско-социологический очерк. М., 1977.

187. Володарская Е. П. Общественно-политическая активность студенчества в 20−30-е гг.: Проблемы формирования и развития: Дне. … канд. ист. наук. Л., 1991.

188. Вооруженный комсомол: Сб. статей и материалов. М.: Мол. гвардия, 1933.

189. Ворошилов К. Е. Оборона СССР: Избранные статьи, речи и письма.1. М., 1937.

190. Ворошилов К. Е. О молодежи. М., 1936.

191. Воскресенский Ю. В. Разгром Коммунистической партией троцкистско-меньшевистской «новой оппозиции». М., 1962.

192. Воскресенский Ю. В. Разгром Коммунистической партией троцкистско-зиновьевского блока. М., 1971.

193. Всемиров В. В. К вопросу о методологическом кризисе в исторической науке // Постигая прошлое и настоящее. Саратов, 1997.

194. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917;1941гг.). Новосибирск, 1980.

195. Галаган А., Ильинский И. На круги своя? // Куда идет комсомол? М.:1. Молодая гвардия, 1990.

196. Гальперин А. Комсомол Сибири. Новосибирск, 1930.

197. Гамарник Я. Б. Доклад на Третьем Всеармейском совещании секретарей ячеек ВКП (б) // Красная армия. 1931. 8 мая.

198. Героический путь Ленинского комсомола: События, факты, цифры,.

199. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1980,.

200. Гимпельсон Е. Г, Формирование советской политической системы:1917;1923 годы. М., 1995,.

201. Глазов Л, Путь комсомольской оппозиции. Л.: Прибой, 1926,.

202. Головатенко А, Ю. Тоталитаризм XX века, М, 1992,.

203. Головков А, Не отрекаясь от себя: Из истории комсомола 30-х годов,.

204. Репрессии против комсомольских вожаков // Огонек, 1988. № 7, С, 26−29,.

205. Голышев М, Партия большевиков — организатор и руководитель комсомола, М, 1946,.

206. Гордон Л, А, Что это было? Размышления о предпосылках и итогахтого, что случилось с нами в 30−40-е годы, М, 1989.

207. Гордон Л., Клопов Э, Тридцатые-сороковые // Знание-сила. 1988.№ 2−5,.

208. Григорьев А, Классовое воспитание молодежи в наши дни, М.-Л.:1. Молодая гвардия, 1928.

209. Громов Г. Сталин о комсомоле // Комсомольский работник. 1939,.

210. Даниленко Э, В, Критика англо-американских фальсификаторов истории ВЛКСМ: Дне, .,. канд, ист. наук. М, 1976,.

211. Деятельность партийных организаций Нижнего Поволжья по организационному укреплению и повышению политической активности деревенского комсомола, 1921;1929, Саратов, 1979,.

212. Дианин Революционная молодежь в Петербурге. 1897−1917 гг.:

213. Исторический очерк. Л, 1926,.

214. Динес В, А, Партийное руководство комсомолом, 1921;1925 гг. Саратов, 1983,.

215. Динес В. А, Участие комсомола в борьбе Коммунистической партиипротив троцкизма за молодежь в период партийной дискуссии 19 231 924гг, // Из истории социалистического строительства. Межвузовский сборник. Вьш, 4, Саратов, 1974. С, 139−162,.

216. Динес В, А, Лейкин А, Я, За интернациональное единство молодежи:

217. Из истории борьбы КПСС с буржуазными и мелкобуржуазными националистическими партиями за молодежь. 1917;1925 годы. Саратов, 1988.

218. Дискуссия о комсомоле по основным вопросам юношеского движения. М,-Л, 1925,.

219. Дмитренко Л. Сплоченными рядами: Комсомол в борьбе противтроцкизма. М.: Молодая гвардия, 1987.

220. Долгов В. В, Из истории борьбы партии и комсомола с троцкизмом замолодежь. М.: Изд-во ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1988.

221. Долгов В. В. Проблемы единства комсомола во внутрипартийнойборьбе 20-х годов. М.: Мол. гвардия, 1989.

222. Дрязгов Г. Молодежь в революции, М., 1924.

223. Дрязгов Г. На пути к комсомолу: Очерки движения рабочей молодежи. Л., 1932.

224. Дрязгов Г.: На пути к комсомолу: Очерки движения рабочей молодежи в 17 году в Петрограде. Л., 1926.

225. Дубяга Э. И. Борьба амурских коммунистов против мелкобуржуазноговлияния на молодежь (1920;1922 гг.) // Записки амурского областного музея краеведения. Благовеш-енск, 1970. Т.6. Вьш.2.

226. Егошина В. Н. Коммунисты и молодежь: Из опыта идеологическойборьбы коммунистической партии и комсомола за молодежь с непролетарскими партиями и их юношескими организациями в 1921;1925 годах. 1. М., 1986.

227. Егошина В. Н. Из истории борьбы против влияния непролетарскихпартий и их юношеских организаций на молодежь. (1921;1925 гг.) // Исторический опыт ВЛКСМ. В 2 ч. М., 1988.

228. Жданов А. А. Речь на торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ совместнос активом, посвяш-енная 20-летию ВЛКСМ, в Большом театре 19 октября 1938 года. М., 1938.

229. Журавлев В. В. Методология исторической науки // Кентавр. 1995.№ 6.

230. Журавлев В. В. От смены конъюнктурных парадигм к парадигме преемственности // Отечественная история. 1997. № 4;

231. Журов Ю. В. Проблемы методологии истории. Брянск, 1996.

232. За большевистское воспитание новых кадров комсомола. Л., 1932.1. За партию. М., 1923.

233. Заворотный С, Положевец Н. Операция «голод» // Комсомольскаяправда. 1990. 3 февраля.

234. Захаров Об отдельных вопросах комсомольской работы // Партийно-политическая работа в РККА. 1938. № 7.

235. Захаров По-большевистски выполнять решения V пленума ЦК.

236. ВЛКСМ // Партийно-политическая работа в РККА. 1938. № 6.

237. Захаров В., Уражцев В. Из истории становления и развития армейского комсомола // Военно-исторический журнал. 1975. № 3. 11−15.

238. Земцов Б. Н. Оппозиционные группировки 20−30-х годов: саморазооружение революции. М., 1992.

239. Земсков В. Н. Заключенные в 1930;е годы: Социальнодемократические проблемы // Отечественная история. № 4. 1997.

240. Зиновьев Г. Е. Основные задачи комсомола. М.: Мол. гвардия, 1924.

241. Зиновьев Г. Е. Что такое комсомол и чем он должен стать. М.-Л.: Мол. гвардия, 1924.

242. Золотарев А. Четыре смены молодежи (1905;1925): Из наблюденийпедагога. Л., 1926.

243. Зубков В. А. Комсомол и коммунистическое воспитание молодежи (1918;июнь 1941 г.): Историографический очерк. Л., 1978.

244. Иванов В. М. Из истории борьбы партии против «левого» оппортунизма: Ленинградская партийная организация в борьбе против троцкистскозиновьевской оппозиции в 1925;1927 гг. Л., 1925.

245. Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века // Вопросыистории. 1996. № 4.

246. Историки отвечают" на вопросы / Под общ-, ред. Н. Н. Маслова.

247. М., 1988; История без «белых пятен». Л., 1990.

248. Историки спорят. Тринадцать бесед / Под общ. ред. B.C. Лельчука М., 1988.

249. Историография истории ВЛКСМ: Научные сообщения. В 3-х ч. М., 1975;1976.

250. Исторические исследования в России: Тенденции последних лет / Ассоциация исследователей Российского общества XX в. М., 1996.

251. Исторические записки: Издание Академии наук СССР, Института истории СССР. М.: «Наука». 1970;1980.

252. Исторический опыт ВЛКСМ. В 2 ч. М., 1988.

253. Исторический опыт борьбы КПСС с непролетарскими партиями, группами и течениями за молодежь (1903 — середина 20-х годов): Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1990.

254. История без «белых пятен»: Дайджест прессы. Л., 1987;1988.

255. История ВЛКСМ: На перекрестке судеб. // Московский комсомолец.1989. 16, 30 августа, 13, 23 сентября, 4, 18 октября.

256. История ВЛКСМ — героический путь борьбы комсомола за осуш-ествление великий ленинских заветов: Доклады и тезисы выступлений. М., 1974.

257. История ВЛКСМ в десятилетиях его деятельности. М., 1988.

258. История международного молодежного и детского движения. М., 1983.

259. История Отечества. В 2 вып. М., 1992.

260. История Отечества. Люди, идеи, решения: Очерки истории советскогогосударства. М., 1991.

261. История политических и правовых учений. М., 1988.

262. История России. XX век. М., 1997.

263. История России. Советское общество. 1917;1991 / Под общ. ред.

264. В. В. Журавлева, рук. авт. колл. О. В. Волобуев. М., 1997.

265. История России XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. М.: Изд-во. ACT, 1997.

266. История социальных учений. М., 1990.

267. История СССР. Эпоха социализма. М., 1975.

268. Источниковедение истории ВЛКСМ. М., 1977.

269. Каганович Л. М. За большевистское изучение истории партии. М., 1932.

270. Каменев Л. Ленин и комсомол // Юный коммунист. 1923. № 9 (78).

271. Капустин М. П. От какого наследства мы отказываемся // Октябрь. 1988. № 4. 188.

272. Касьянов A.M. Молодежная политика в вооруженных силах страны:

273. От прошлого к настоящему. М., 1993.

274. Киров А.: Материалы к истории РЛКСМ. 2-е изд. М.-Л.: Молодаягвардия, 1925.

275. Киров А. Очерки по истории ВЛКСМ. Харьков: Пролетарий, 1926.

276. Киров А., Далин В. Юношеское движение в России. Л., 1925.

277. Клочков В. Ф. Красная армия — школа коммунистического воспитаниясоветских воинов. 1918;1941. М., 1984.

278. Кныш Г. Н. Учащаяся молодежь в российских революциях. Днепропетровск, 1993.

279. Ковальченко И. Исследование истории само должно быть истинно:

280. Заметки о поисках исторической правды // Страницы истории КПСС. М., 1989.

281. Ковальченко И. Д. Историография, источниковедение, методы исторического исследования // Отечественная история. 1996. № 6. 85−105.

282. Козлов В. А., Хлевнюк О. В. Начинается с человека: Человеческийфактор в социалистическом строительстве: Итоги и уроки 30-х годов. М., 1988.

283. Коммунистическое движение молодежи в России: Сб. статей. М.:1. Госиздат, 1920.

284. Коммунистическое движение молодежи в России. М., 1920.

285. Комсомол — помощник ВКП (б) в борьбе за построение социализма внашей стране. М., 1949.

286. Комсомол на переломе: Сб. статей. М.-Л.: Мол. гвардия, 1927.

287. Комсомольская работа в Советской Армии и Флоте. М., 1985.

288. Коробченко А. Армейский комсомол на подъеме. М.: Госвоениздат, 1931.

289. Королев А. А. От моно идеи к «цветущей сложности» // История: Постижение смысла. М., 1994.

290. Косарев А. В.: Антирелигиозная пропаганда и задачи комсомола. М., 1937.

291. Косарев А. Комсомол в борьбе за линию партии. М., 1930.

292. Косарев А. В. Сталинская Конституция и советская молодежь. М., 1937.

293. Коэн Стивен. Бухарин. Политическая биография. М., 1988.

294. Красавченко Н. Комсомольская организация столицы // Молодойбольшевик. 1948. № 12.

295. Криворученко В. К. Советская молодежь — активный участник строительства материально-технической базы коммунизма (1959;1975 гг.) // Исторические записки / Институт истории СССР, Академия наук СССР. № 105.М., 1980. 5−44.

296. Криворученко В. К. В тисках сталинщины: Трагедия комсомола. М., 1991.

297. Криворученко В. К. Историческое исследование в современных условиях: Методология и методика исследования. М., 1991.

298. Кропоткин п.А. Записки революционера. М.: Московский рабочий, 1988. 290.

299. Крошкина Г. Н. Молодежное движение и политические партии в России: Историко-политический анализ: Дис. … канд. ист. наук. М., 1991.

300. Крупская Н. К. Как организоваться рабочей молодежи // Крупская.

301. Н.К. О коммунистическом воспитании молодежи. М., 1956.

302. Куда идет комсомол? М.: Мол. гвардия, 1990.

303. Кузнецов Н. Г. Крутые повороты: Из записок адмирала // Военноисторический журнал. 1993. № 2.

304. Куликова И. С. Заветные тетради A.M. Коллонтай // Вопросы истории1. КПСС. 1989. № 8.

305. Курс лекций по истории ВЛКСМ. В 2 т. / Под ред. В. К. Криворученкои Д.И. Поляковой. М., 1976.

306. Л. Д. Троцкий. Обращения к молодежи. М., 1990.

307. Левгур Г. История РКСМ: Конспект для руководителей кружков июношеских секций совпартшкол. 6-е доп. изд. М.-Л., 1924.

308. Левгур Г. Ленин и молодежь. М.: Новая Москва, 1925.

309. Левитин Партия и комсомол. М., 1947.

310. Левицкий Е. (Цедербаум В.О.). За четверть века: Революционные воспоминания. М.-Л., 1927.

311. Лейкин А. Я. Против «ложных друзей» молодежи: Из истории борьбы.

312. КПСС с буржуазными и мелкобуржуазными партиями за молодежь. 19 171 924 гг. М.: Молодая гвардия, 1980.

313. Лейкин А. Я. Работа большевиков среди учащихся // Историческийопыт борьбы КПСС с непролетарскими партиями, группами и течениями за молодежь (1903 — середина 20-х годов): Сборник научных трудов. Л., 1990.

314. Лейкин Донецкая молодежь в пролетарской революции. Харьков1. Одесса, 1930.

315. Ленин В. И. Задачи союзов молодежи // Поли. собр. соч. Т.41. 309 310.

316. Ленин В. И. О молодежи. М., 1974,.

317. Ленин В. И. О молодежи. 2-е доп. изд. / Истмол ЦК РЛКСМ. М.-Л.:1. Молодая гвардия, 1925.

318. Ленинский комсомол. М., 1958, 1961, 1963.

319. Леонтьев А. Юношеское движение. Пг., 1920.

320. Леске Э. Страницы из истории комсомола: Очерк по истории Социалистического союза рабочей молодежи. Л., 1926.

321. Летопись Волгоградского комсомола: Сборник документов по истории Волгоградской областной организации ВЛКСМ. 1917;1974. Волгоград, 1974.

322. Люшин СП. Пути борьбы и побед: Из истории орденоносного комсомола Сталинграда. Сталинград, 1958.

323. Максименко В. Л. Деятельность Коммунистической партии по усилению роли армейского комсомола в укреплении Красной Армии, повышении ее боевой готовности. 1934 — июнь 1941 гг.: Дис. … канд. ист. наук. 1. М., 1987.

324. Максимова В. Е. IV съезд РКСМ. М., 1984.

325. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16.

326. Маркс К. и Энгельс Ф. О молодежи. М.: Молодая гвардия. 1972.

327. Марченко Д. Воспитывать в бою // Молодой большевик. 1932. № 1.

328. Маруцкий Э. С. Рабочая молодежь в условиях нэпа и индустриализации. Саратов, 1995.

329. Медведев Р. Необъявленная война против народа // Молодой коммунист. 1989. № 2.

330. Методологические проблемы коммунистического воспитания. М., 1985.

331. Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 6.

332. Метрухина И. Е. Демократизация общественной жизни как факторразвития молодежного движения в Российской Федерации (На примере общественно-политических молодежных организаций): Дис. … канд. филос. наук. М., 1993.

333. Мильчаков А. И. Первое десятилетие. М.: Мол. гвардия, 1965.

334. Михайлов Н. А. ВКП (б) — организатор и руководитель комсомола. М., 1948.

335. Михайлов Н. А. О работе комсомола в школе. М., 1939.

336. Михайлов Н. А.: XXV лет ВЛКСМ М., 1943.

337. Михайлов Н. А. ВКП (б) — организатор и руководитель комсомола. М., 1948, 1951.

338. Многопартийность в РоссииЦифры и факты. М., 1991.

339. Могильницкий Б. Г. Историческое познание и историческая теория //.

340. Новая и новейшая история. 1991. № 6.

341. Могильницкий Б. Г. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии // Новая и новейшая история. 1993. № 1.

342. Молодежное движение в России и Советском Союзе: Уроки истории.1. М., 1996.

343. Молодежь СССР: Статистический сборник / Под ред. А. В. Косырева и.

344. И. А. Краваля. ЦУНХУ Госплана. М.: Союзоргучет, 1936.

345. Молодежное движение в России. Книга 1: Середина XIX века — 20-егоды XX века. М., 1998.

346. Мосягин И. Я. Политика государственных институтов власти и общественных объединений по социальной защите молодежи: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1994.

347. Мухамеджанов М. М. Методологические подходы к изучению истории ВЛКСМ // Комсомолу — 80. М., 1998;1999.

348. Мухамеджанов М. М. Молодежь и революция: У истоков международного молодежного революционного движения. М.: Мысль, 1972.

349. Н. И. Бухарин о молодежи и коммунистическом союзе молодежи. М., 1990.

350. На линии огня: Очерки истории Волгоградского комсомола. Волгоград, 1970.

351. Навстречу 30-летию Ленинско-Сталинского комсомола // Молодойбольшевик. 1948. № 10.

352. Наследникам революции. Саратов, 1979.

353. Наследники Октября. Очерки истории Саратовской областной организации ВЛКСМ. Саратов, 1979.

354. Наш Ленинский комсомол. М., 1972, 1974, 1976.

355. Наше Отечество (опыт политической истории). В 2 ч. М., 1991.

356. Неизвестная Россия. XX век. Вьш.1. М., 1992.

357. О долге и чести в российской армии: Сборник материалов, документов и статей. М., 1991.

358. О Ленине. О комсомоле. 4-е изд. М.: Молодая гвардия, 1933.

359. О работе врагов народа внутри комсомола. М.: Дальгиз, 1937.

360. Озеров В. Ленинский комсомол. М., 1947.

361. Октябрьская революция и движение молодежи. Тамбов, 1920.

362. Оппозиция и комсомол: Сборник. М., 1927.

363. Осокина Е. А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения 1928;1935 гг. М.: Изд-во МГУ, 1997.

364. Осташко Т. Г. Регулирование социального состава студенчества и сибирских вузов в 20-е годы // Интеллигенция, общество, власть: Опыт взаимоотношений. (1917 — конец 1930;х годах). Новосибирск, 1995.

365. Очерки истории ВЛКСМ: В поисках истины. В 2 т./ Авт. колл.: В.А.

366. Динес, А. А. Галаган, В. К. Криворученко. М.- Саратов, 1991.

367. Очерки истории Волгоградской организации КПСС. Волгоград, 1977.

368. Очерки истории молодежного движения. М.: Институт молодежи, 1993.

369. Очерки Саратовской областной организации ВЛКСМ. Саратов, 1979.

370. Очерки истории Саратовской организации КПСС. Саратов, 1965.

371. Партии помощник боевой. Саратов, 1986.

372. Партийная оппозиция и комсомол: Материалы и документы ЦК.

373. ВКП (б) и ЦК РЛКСМ. М.: ЦК РЛКСМ, 1926.

374. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР. М., 1989.

375. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР. 19 181 973 гг. М., 1974.

376. Партийное руководство организационно-политическим укреплениемкомсомола Урала Межвузовский сборник. Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1987.

377. Педан А. Партия и комсомол (1918 -1945): Историографическийочерк. Л.: ЛГУ, 1979.

378. Петров Ю. П. Партийное строительство в Советской Армии и Флоте (1918;1961). М., 1964.

379. Петухов И. Комсомол в Красной Армии и Красном Флоте. М., 1925.

380. Письмо A.M. Горького И. В. Сталину. 27 ноября. 1929 г. // Известия.

381. ЦК КПСС. 1989. № 3. 183−188.

382. Поиски альтернативных структур в исторической науке / Ассоциацияисследователей российского общества XX века. М.: АИРО-ХХ, 1998.

383. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация / Российский независимый институт социальных и национальных проблем.

384. Центр политической и экономической истории России. Научный центр" Россияна" / Рук. авт. колл. СВ. Кулешов, О. В. Волобуев, В. В. Журавлев,.

385. В. В. Шелохаев. В 2 т.М.: Терра, 1996.

386. Политические партии в России: Страницы истории. М., 1990.

387. Политические партии и движения в СССР. М., 1991.

388. Политические партии России: Очерки истории. М., 1991.

389. Поляков Ю. Исторический процесс многомерен // Страницы историисоветского общества. М., 1989.

390. Поляков Ю. А., Жиромская В. Б., Киселев И. Н. Полвека молчания.

391. Всесоюзная перепись населения 1937 года // Социологические исследования. 1990. № 7. 1. Помним о вас. М., 1989.

392. Попов Н. П. Кто выше власти // Советская культура. 1988. 26 апреля.

393. Постников Е. С. Российское студенчество в условиях новой экономической политики. Тверь, 1996. 188 с.

394. Постигая прошлое и настоящее. Саратов, 1997.

395. Постышев П. П. Величайшие задачи нашей революционной практикитребуют овладения марксистско-ленинской теорией // За теоретическую учебу. 1932. № 7.

396. Пролетарские партии России в борьбе за молодежь. 1917;1925 годы.

397. В 2 ч. Волгоград, 1990. 4.1.

398. Пропагандистско-агитационная работа в комсомоле. М., 1932.

399. Проценко В. Ф. Вопросы воинского воспитания в трудах и деятельности М. В. Фрунзе: История и современность. Дис. … канд. ист. наук / Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. М., 1991.

400. Рачковский М. Г. Красная Армия и комсомол. М.: Мол. гвардия, 1925.

401. Революционное юношество: Из прошлого социал-демократов, учащейся и рабочей молодежи Сборник 1. Л., 1924.

402. Роденков В. Н. Исторический опыт борьбы РКП (б) против непролетарских партий за трудящуюся молодежь в годы гражданской войны (1917;1920 гг.): Дис. … канд. ист. наук. Л, 1985.

403. Рождественский А. Меньшевистская концепция движения рабочеймолодежи 1917 года // Книга молодежи. 1932. № 4.

404. Рожков А. Ю. Молодое поколение в условиях новой экономическойполитики: Облик, проблемы, противоречия. 1921;1929. Дне. … канд. ист. наук. М., 1991.

405. Руднева Е. В. Партийное руководство комсомолом в кривом зеркалебуржуазной советологии // Позывные истории. Вып. 5. М., 1976.

406. РЫБКИН О. «Детские годы» комсомола // Первый Всероссийский съезд1. РКСМ. 2-е изд. М., 1924.

407. РЫБКИН О. Очерки по истории ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1931.

408. Сазонов В. Мораль для партии // Диалог. 1990. № 9. 18−20.

409. Саратовская организация КПСС в 1917;1975 годах. Саратов, 1977.

410. Сафразьян Н. Л. Борьба КПСС за строительство высшей школы (19 211 927 гг.). М., 1977.

411. Сборник воспоминаний ветеранов Саратовского комсомола. Саратов, 1973.

412. Синявская Е. С. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование / Институт российской истории РАН. М., 1995.

413. Скоринко И. Революционная практика // Молодежь в борьбе за Октябрь. М., 1928.

414. Скрипник И. VI съезд большевиков и юношеское движение // Первый.

415. Всероссийский съезд РКСМ. М., 1924. 93−94.

416. Славный путь Ленинского комсомола. В 2 т. М., 1974.

417. Славный путь Ленинского комсомола. История ВЛКСМ. М., 1978.

418. Слезин А. А. Комсомол в советской политической системе в годы нэпа: Дне. … канд. ист. наук, Воронеж, 1993.

419. Смирнов И. Орден Красного Знамени — комсомолу. М., 1952.

420. Спутник молодого командира. М., 1924.

421. Советский Союз в 30-е годы: «Круглый стол» редакции // Вопросыистории. 1988. № 6. 3−30.

422. Соколов В. И. История молодежного движения России (СССР). Вторая половина XIX — начало XX века: Очерки. В 2 т. М., 1996.

423. Соколов В. И.: Российское молодежное движение: от многообразия кунитаризму (1917;1925 годы): Дис. … докт. ист. наук. М., 1996.

424. Соколов в .и Молодежное движение в России: История, современность, перспективы и проблемы. В 3 ч. Рязань, 1992;1994.

425. Соколов В. И. Молодежное движение в России. В 2 т. М.- Рязань, 1995.

426. Соколов В. И Массовое демократическое движение молодежи в России и его монополизация комсомолом (1917;1924 гг.) // История общественных движений и политических партий России. Томск, 1993.

427. Соколов В. И Учащиеся Рязанской духовной семинарии в борьбе засвои права // Педагогическое краеведение (опыт, проблемы, перспективы). 1. Рязань, 1993.

428. Соколов В. И Политика левых партий России по отношению к своиммолодежным организациям (1917;1924 гг.) // Политические партии: История и современность. Орел, 1994.

429. Соколов В. И Христианские организации России: Из истории возникновения и развития // Духовное просвещение и нравственное воспитание личности в системе дополнительного образования. Рязань, 1996.

430. Сталин И. В. Соч. Т. 1−3. М., 1946; Т. 4−7. М., 1947; Т.8−9. М., 1948;

431. Т.10−12. М., 1949; Т.13. М., 1951.

432. Сталин И. В. Избранные произведения. В 3 т. М., 1999;2000.

433. Сталин И. В. О задачах комсомола: Ответы на вопросы, заданные редакцией «Комсомольской Правды» // Соч. Т.7. М., 1947.

434. Сталин И. В. О комсомоле. М.: Мол. гвардия, 1926, 1937.

435. Сталин и коммунистическое движение молодежи // Молодой большевик. 1939. № 21.

436. Сталин И. В. Письмо A.M. Горькому, 17 января 1930 года // Сталин.

438. Сталин И. В. Об основах ленинизма // К вопросам ленинизма. М.: Госполитиздат, 1949.

439. Стецура Ю. А. Молодежь в постреволюционном преобразовании России в 20−30-е годы. М.: Социум, 1998.

440. Стецура Ю. А. Революционный пафос и трагизм поколения 20−30-хгодов. Екатеринбург-Пермь, 1993.

441. Стецура Ю. А. Комсомол — активный помощник партии в борьбе против «новой оппозиции». М., 1981.

442. Стецура Ю. А. Борьба партии против «новой оппозиции» за ленинскиеорганизационные принципы комсомола // Проблемы возрастания руководящей роли КПСС в период строительства социализма и коммунизма. 1. ВЫП.1.М., 1981.

443. Стецура Ю. А. Выступление комсомола Сибири в защиту ленинскойтеории и политики по крестьянскому вопросу в 1925;1926 гг. // Классовая борьба в Сибири в переходный период. Тюмень: Тюменск. ун-т, 1987. 1. 80−86.

444. Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, мир. М., 1989.

445. Строканов А. А. Возрожденные страницы истории. М., 1991.

446. Сувениров О. Ф. Коммунистическая партия — организатор политического воспитания Красной Армии и Флота. М., 1976.

447. Судаков В. Против антипартийного извращения истории комсомола //.

448. Книга молодежи. 1932. № 5.

449. Сулемов В. А. Из истории борьбы с троцкизмом в молодежном движении // Молодой коммунист. 1967. № 4.

450. Сулемов В. А. Союз молодых борцов: Теория, исторический опыт исовременные проблемы комсомольского строительства. 2 изд., доп. и перераб. М.: Молодая гвардия, 1982.

451. Сулемов В. А. Коммунистическая партия и комсомол // Партийное руководство комсомолом. М., 1974.

452. Сумский Н. Комсомольская работа в Красной Армии. М.-Л.: Госиздат, 1929.

453. Терновая Р. П. Дорога юности. Сталинград, 1958.

454. Тетерин М. За большевистскую историю комсомола // Книга молодежи. 1932. № 3.

455. Титлинов Б. В. Молодежь и революция: Из истории революционногодвижения среди учащейся молодежи духовных и средних з^ебных заведений. Л., 1925.

456. Троцкий Л. Поколение Октября: Речи и статьи. М.: Мол. гвардия, 1924.

457. Троцкий Л. Новый курс. М., 1924.

458. Троцкий Л. Д. Сочинения. T.XXI. М.-Л., 1927.

459. Троцкий Л. Уроки Октября. М.-Пб., 1924.

460. Троцкий Л. Д. Культура переходного периода. Соч. Т.21. М.-Л.: Госиздат, 1927.

461. Троцкий Л. Д. Моя жизнь: Опыт автобиографии. Т. 1−2. М.: Панорама, 1991.

462. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990.

463. Троцкизм и молодежь. М., 1924.

464. Трущенко Н. В. Источник силы. Партия — организатор и руководителькомсомола. М.: Мол. гвардия, 1980.

465. Урок дает история. М., 1989.

466. Уроки горькие, но необходимые. М., 1988.

467. Уроки российской цивилизации. Воронеж, 1995;

468. Уткин А. И. История общественных движений и политических партий1. России. М., 1994.

469. Филатов Н. Н. Деятельность комсомольских организаций Нижнего.

470. Поволжья по развитию фабрично-заводского ученичества. 1921;1925 гг. //.

471. Эстафета славных дел. Из истории партийных и комсомольских организаций Поволжья. Вып.З. Саратов, 1988.

472. Филонович Ю. Молодежи о комсомоле. М., 1952.

473. Франко Вооруженный комсомол. Л., 1926.

474. Фрунзе М. В. Собр. соч. Т.З. М.: Воениздат, 1984.

475. Фрунзе М. В. О молодежи. М.-Л.: Мол. Гвардия, 1937.

476. Ханин Д. Против комсомольской оппозиции: Статьи. Л., 1926.

477. Харитонов М. Политический аппарат Красной Армии. М.-Л., 1929.

478. Хлевнюк О. 1937 год: Противодействие репрессиям // Коммунист.1989.№ 18. 12−16.

479. Хроника важнейших событий Саратовской областной организации.

480. ВЛКСМ. 1918;1983 гг. Саратов, 1984.

481. Чаплин Н. Партийная оппозиция и комсомол. М.-Л., 1926.

482. Чаплин Н. Основы юношеского движения // Теория юношеского движения. М.: Молодая гвардия, 1930.

483. Шацкин Лазарь. Основы юношеского движения. М.: Мол. гвардия, 1924.

484. Шацкин О. Первые годы Коммунистического Интернационала Молодежи: Сборник статей и докладов. М.-Л., 1926.

485. Шацкин Л.: Основные вопросы юношеского движения: Сборник статей. М.-Л., 1924.

486. Шидо В. Г. Деятельность партийных организаций Нижнего Поволжьяпо организационному укреплению и повышению политической активности деревенского комсомола. 1921;1929 годы. Саратов, 1979.

487. Шмелев А. Н. Борьба РКП (б) против троцкизма за студенческую молодежь (1923;1924 гг.) // Борьба ленинской партии против оппортунизма. 1. Л., 1980.

488. Шохин Л. Краткая история ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1928.

489. Царицынский комсомол в восстановительный период. 1921;1925 гг.1. Волгоград, 1966.

490. Чаплин Н. О фальсификации комсомольской истории и теории, или оловкости рук т. Тарханова // Юный коммунист. 1925. № 15.

491. Чаплин Н. Партийная оппозиция и комсомол. М.-Л., 1926.

492. Чаплин Н. Об оппозиционной клевете на комсомол. М., 1972.

493. Чуев В. Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника В.Чуева. М.: Терра, 1993.

494. Эстафета славных дел. Из истории партийных и комсомольских организаций Поволжья. Вьш.З. Саратов, 1988.

495. Яворский В. И. Деятельность Коммунистической партии по повышению роли армейского комсомола в укреплении Красной Армии. 1924;1933 гг.: Дис. … канд. ист. наук. М., 1983.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой