Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционный статус органов прокуратуры стран СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая база исследования. В диссертации использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования. В работе применены: дескриптивный метод, заключающийся в описании объекта исследования, что по сути является первым приближением к объекту исследованияисторический метод, с помощью которого изучается объект в процессе его становления и развитияметод формально-логического анализа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и история органов прокуратуры стран СНГ
    • 1. Понятийный аппарат, терминология
    • 2. История органов прокуратуры
  • Глава II. Организация органов прокуратуры стран СНГ
    • 1. Законодательство о функционировании органов прокуратуры
    • 2. Конституционные принципы организации и деятельности органов прокуратуры
    • 3. Порядок образования, сроки полномочий, система органов прокуратуры
  • Глава III. Функции органов прокуратуры стран СНГ
    • 1. Надзорная деятельность органов прокуратуры
    • 2. Уголовное преследование органов прокуратуры
    • 3. Иные функции органов прокуратуры

Конституционный статус органов прокуратуры стран СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие 20-го столетия характеризуется заметными социально-экономическими и политическими событиями, среди которых можно выделить и те, которые произошли в связи с распадом СССР. Речь идет прежде всего о появлении СНГ — Содружества Независимых Государств, в которое входят большинство бывших советских республик. Сегодня — это независимые суверенные государства. СНГ, с точки зрения мировой политической истории, является молодым государственным объединением. Его изучение — важнейшая задача правовой науки в целом и конституционного права в частности. В связи с этим обратим внимание на позицию В. Е. Чиркина о конституционно-правовой природе конфедераций, содружеств и иных политико-территориальных образований. Он пишет, что эти образования созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права, но с элементами конституционно-правового регулирования. В меньшем объеме элементы конституционно-правового регулирования присущи СНГ.1.

Заметим, также, что в конституционном праве выделяется три основных направления: конституционное право Российской Федерации, конституционное право зарубежных стран и конституционное право как совокупность знаний о конституционно-правовых нормах, существующих в современном мире. Вместе с тем, процесс становления правового пространства в странах СНГ, внутренних правовых систем этих государств в целом и конституционного права в частности, приводит к осознанию того, что конституционное право.

1 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 1999. С. 177. стран СНГ следует выделить в отдельную научную отрасльконституционное право стран СНГ.2.

В настоящее время становление правовых систем в государствах этого объединения еще не закончено. Постоянно изменяется, совершенствуется законодательство. Имеют место и негативные явления. В частности, растет преступность. В данных условиях особую значимость приобретает анализ проблем, связанных с организацией и деятельностью прокуратуры стран-членов СНГ, и прежде всего ее конституционно-правового статуса как одного из важнейших правоохранительных органов, имеющего своей главной целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Тем более, что процесс становления прокуратуры в новых условиях, попытки совместить ее с демократическими принципами приводят законодателей стран СНГ к различному пониманию органов прокуратуры в национальных правовых системах своих стран, к определению их места среди государственно-правовых институтов.

Изучение конституционного статуса органов прокуратуры стран СНГ интересно и с исторической точки зрения. Они обладают едиными историческими корнями, общностью целей и задач, которые реализовывались ими в процессе их деятельности, когда они составляли единую и централизованную систему в рамках СССР. Своеобразие каждого государства, своеобразие современного периода развития вносит определенные особенности в организацию и деятельность данного органа. В связи с этим весьма интересным, с научной точки зрения, представляется анализ общего и особенного в становлении и развитии конституционного статуса прокуратуры стран-членов СНГ. Только такой подход дает возможность эффективно.

2 См. например: Ковешников Е. М., Марченко М. Н., Стешенко Л. А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М. 1999; Михалева H.A. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998. использовать опыт других государств с целью заимствования наиболее удачных и интересных решений.

Также по-разному решается вопрос о функциях органов прокуратуры. Одним из главных дискуссионных моментов остается судьба общего надзора. Ситуация, сложившаяся вокруг него, очень похожа на ту, которая наблюдалась в первые годы советской власти, когда после восстановления прокуратуры, пытались отмежеваться от прежней прокуратуры как не имеющей с новой ничего общего.3 Подобный процесс наблюдается в отношении общенадзорной функции и на современном этапе. В ряде стран СНГ это уже отразилось на конституционно — правовом статусе органов прокуратуры.

Степень разработанности темы. Состояние научной разработанности данной темы следует рассматривать в двух направлениях: во-первых, с точки зрения конституционного прававо-вторых, с точки зрения теории прокурорского надзора.

В российской литературе по конституционному праву вопрос о статусе прокуратуры освещается многими авторами: С. А. Авакьяном, A.C. Автономовым, М. В. Баглаем, Е. И. Козловой, O.E. Кутафиным, H.A. Михалевой, А. Г. Пархоменко, Б. А. Страшуном, Б. Н. Топорниным, Т. Я. Хабриевой, Н. Ю. Хаманевой В.Е. Чиркиным, Ю. Л. Шульженко, JI.M. Энтиным и др. Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах СНГ. Вопросы правового статуса прокуратуры рассматриваются в трудах И. Бахтыбаева, В. Н. Бибило, Г. А. Василевича, Э. Г. Гасанова, J1.M. Давиденко, A.A. Данилевича, Г. С. Казиняна, В. П. Коржа, Л. Г. Максимова, Ф. Н. Мамедова,.

И.И. Мартиновича, Г. А. Мурашина, М. А. Потребенько, Н. В. Руденко, А. Б. Скакова и др. Вместе с тем, конституционному статусу.

3 Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб. 1993. С. 3−6. прокуратуры стран СНГ достаточно внимания не уделено. Лишь в некоторых учебниках освещается данный вопрос, однако весьма лаконично. Конституционно-правовой статус прокуратуры заслуживает более предметного, полного и всестороннего рассмотрения.

Большое количество работ о прокуратуре написано специалистами теории прокурорского надзора. Это труды А. Д. Баскова, А. Д. Бойкова, В. Г. Бессарабова, В. Н. Додонова, С. М. Казанцева, В. В. Клочкова, В. Е. Крутских, В. Г. Мелкумова, И. Л. Петрухина, В. П. Рябцева, P.A. Руденко, К. Ф. Скворцова, В. М. Савицкого, А .Я. Сухарева, В. Б. Ястребова и др. Но и здесь конституционный статус органов прокуратуры освещен недостаточно полно и всесторонне.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является первым опытом изучения и сравнительного анализа становления и развития конституционного статуса органов прокуратуры в странах СНГ на уровне диссертационного исследования. Проведен комплексный анализ истории становления прокуратуры в советский период. При этом акцент делается на развитие именно ее конституционного статуса. Подробно и всесторонне рассматриваются положения современных конституций стран СНГ о системе и структуре органов прокуратуры, порядке назначения и освобождения прокуроров, о сроках их полномочий, принципах организации и деятельности прокуратуры. Особое внимание уделено анализу компетенции органов прокуратуры, которую автор рассматривает через основные направления ее деятельности, функции. Помимо конституций в работе широко использованы иные правовые акты стран СНГ. Это прежде всего специальные законы о прокуратуре и процессуальное законодательство. Акцент сделан на то, что все эти нормативно-правовые акты в первую очередь развивают и конкретизируют положения, закрепленные в конституциях. Одно из центральных мест в работе отведено вопросу о месте прокуратуры в системе разделения властей. Отмечается, что данный вопрос решается в странах содружества по-разному. Проведен всесторонний анализ конституционных и иных положений, посвященных указанной проблеме. Предлагается несколько новых определений в рамках темы исследования, а также ряд мер по совершенствованию законодательства о прокуратуре.

Цель и задачи исследования

В данном научном исследовании были поставлены следующие цели и задачи: во-первых, проанализировав становление и развитие прокуратуры в государствах СНГ, выявить основные тенденции изменения конституций, текущего законодательства или сохранения сложившейся в советские годы концепции прокурорского надзора в странах СНГво-вторых, рассмотрев современное законодательство о прокуратуре, выявить, вычленить те новшества в странах — членах СНГ, которые могли бы использоваться для дальнейшего совершенствования законодательства о прокуратуре в Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование, а также сделанные на его основе выводы дают возможность полнее и глубже понять общие тенденции развития конституционного законодательства о прокуратуре в странах СНГ, а также модели ее организации и деятельности в этих странах. Диссертация может представлять интерес для работы научно-исследовательских институтов, занимающихся изучением права как в России, так и в странах СНГ. Материалы данной работы могут быть использованы в качестве учебного пособия для студентов, слушателей и аспирантов юридических ВУЗов. Положения диссертации полезны при разработке предложений по реформированию законодательства о прокуратуре в странах СНГ.

Положения, выносимые на защиту.

1. В научной юридической литературе остается спорным вопрос об этапах развития прокуратуры. В связи с этим предлагается следующая периодизация: первый период — функционирование прокуратуры в самодержавной Россиивторой период — функционирование прокуратуры в годы советской властитретий период — с 1991 года по настоящее время. Последний период связан с процессом распада СССР и созданием СНГ. Бывшие советские республики являются сегодня самостоятельными государствами. В них идет поиск новых решений касающихся статуса прокуратуры. Необходимо отметить, что в ряде этих стран можно наблюдать отказ от принятого в советский период подхода к данному вопросу.

2. Предлагается ряд новых определений, понятий в исследуемой сфере. Ключевым в данной работе является понятие конституционного статуса органов прокуратуры. Заметим, что статус — это совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц4. Права и обязанности государственных органов как часть их правового статуса определяются конституцией и соответствующими законами. Следовательно, государственные органы, положения о которых содержатся в конституциях, можно именовать конституционными. Исходя из вышесказанного, в наиболее краткой форме конституционный статус — это совокупность конституционных норм, регулирующих организацию и деятельность отдельно взятого государственного органа. Таким образом, конституционный статус.

4 Юридическая энциклопедия. Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 1042. прокуратуры — это совокупность конституционных норм регулирующих ее организацию и деятельность.

3. В работе выделяется три основных разновидности процесса становления законодательства о прокуратуре стран СНГ: к первому можно отнести страны, которые в первую очередь приняли законы о прокуратуре, а после принятия конституций законы продолжают действовать, с изменениями и дополнениями, но исключаются положения, противоречащие принятым конституциямко второмустраны, в которых в период до принятия конституций действовали законы этих стран о прокуратуре, а после принятия конституций были приняты новые законы о прокурорском надзорек третьему типу относятся страны, где до принятия конституций отсутствовали специализированные законодательные акты о прокуратуре, которые издали лишь после принятия конституций.

4. В научной литературе остается спорным вопрос об уровне акта, который должен регулировать организацию и деятельность прокуратуры. С целью повышения статуса прокуратуры как единственного государственного органа надзорного типа, наделенного конституционным статусом, закону о прокуратуре, регулирующему вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного органа, целесообразно придать статус Федерального конституционного закона «О прокуратуре Российской Федерации».

5. Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о юридической силе протеста прокурора. В ряде стран СНГ сохранился ранее существовавший порядок, в соответствии с которым протест автоматически приостанавливал действие опротестованного акта. Данная мера является весьма эффективной. Ее целесообразно ввести в России. Такое решение особенно актуально в свете надзора прокуратуры за соответствием Конституции и федеральному законодательству правовых актов субъектов РФ.

6. В работе предлагается ряд положений, связанных с совершенствованием организации и деятельности прокуратуры: закрепление функций прокуратуры в Конституции РФконституционное закрепление права законодательной инициативы за прокуратурой в нашей странес целью уменьшения влияния политической конъюнктуры на вопрос о назначении и статусе Генерального прокурора предлагается предусмотреть в Конституции такой срок его полномочий, когда год назначения Генерального прокурора не совпадает с годом выборов Президента. Реальное воплощение предложенного возможно путем сокращения срока полномочий Генерального прокурора до четырех лет. При этом срок назначения Генерального прокурора и срок выборов Президента будет легко развести на период в два года и др.

Методологическая база исследования. В диссертации использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования. В работе применены: дескриптивный метод, заключающийся в описании объекта исследования, что по сути является первым приближением к объекту исследованияисторический метод, с помощью которого изучается объект в процессе его становления и развитияметод формально-логического анализа, который необходим для изучения норм и регулируемых ими отношенийсравнительно-правовой метод, при помощи которого выявляется общее и особенное, сравниваются нормы систем права различных государствфункциональный метод, позволяющий рассматривать функции исследуемых органов государства. В целом работа построена на теоретическом анализе становления и развития конституционно-правового статуса прокуратур стран СНГ. Автор стремился охватить и проанализировать все этапы, которые были связаны с процессами изменений и совершенствования конституционного статуса прокуратуры в странах Содружества.

Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертационного исследования, его выводы нашли свое отражение в научных публикациях автора. Итоги разработки проблемы в целом и ее отдельных вопросов получили освещение в докладах и сообщениях, с которыми автор выступал на научных конференциях и семинарах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В настоящем исследовании был проведен сравнительный анализ становления и развития института прокуратуры в странах СНГ. При этом рассмотрены основные модели прокуратур, складывающиеся в государствах Содружества. Проанализированы принципы организации и деятельности прокуратуры, ее место в системе разделения властей, структура и система прокурорских органов, основы правового статуса прокуроров и функции.

Актуальным остается вопрос о конституционности функций прокуратуры. С нашей точки зрения их закрепление в конституции необходимо. Тем более, что положительный опыт в регулировании данного вопроса существует во многих странах СНГ. Открытым остается вопрос и о месте прокуратуры в системе разделения властей. Показаны различные подходы законодателей стран СНГ в решении этой проблемы, свидетельствуют о том, что прокуратура является органом, не вписывающимся в общепринятые рамки теории разделения властей. Тем не менее, прокуратура в большей степени тяготеет к такому виду власти как надзорная.

Остается спорным вопрос об уровне законодательного акта, который должен регулировать организацию и деятельность прокуратуры. Поэтому с целью повышения статуса прокуратуры как единственного органа надзорного типа, наделенного конституционным статусом, предлагается закону о прокуратуре, регулирующему вопросы связанные с организацией и деятельностью данного органа, придать статус Федерального Конституционного Закона.

В работе большое внимание уделено дискуссии об общем надзоре прокуратуры. В решении этой проблемы в странах СНГ не наблюдается единого подхода. Автор данной работы является сторонником сохранения функции общего надзора. Прокуратура в России изначально создавалась как прежде всего орган надзорного типа. История развития прокуратуры показала, что общий надзор жизнеспособен и необходим практически в любых политических условиях. Так было в дореволюционной России, в СССР, а теперь и в настоящее время. При этом ссылки на опыт западных стран, где общий надзор не является функцией органов прокуратуры, представляется не вполне обоснованным. Отметим, что прокуратура в этих странах не обладала данной функцией с момента ее образования.

Своеобразие каждого государства СНГ, своеобразие современного периода развития вносит определенные особенности в организацию и деятельность прокуратуры. В связи с этим весьма интересным с научной точки зрения представляется анализ общего и особенного в становлении и развитии конституционного статуса прокуратуры стран-членов СНГ, которому в работе уделено достаточно большое внимание. Главный вывод, который можно сделать на основе проведенного анализа, заключается в том, что сейчас в странах СНГ не существует единой модели прокуратуры как с организационной, так и с функциональной точки зрения, что в первую очередь связано не только с национальными особенностями разных стран, но и с их ориентированностью на определенный курс развития правовых систем, что естественно отражается и на прокуратуре. При этом отметим, что, «слепое» заимствование какихлибо форм организации прокуратуры вряд ли приведет к положительному результату. Поэтому подход к изменению правового статуса прокуратуры должен опираться прежде всего на традиции конкретного государства и сложившуюся в ней правовую систему. В то же время не следует отказывать и от опыта других государств, заимствуя полезные и эффективные правовые институты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 го да//Декреты Советской власти (17 марта 10 июля). М., 1959. Т. 2
  2. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 года//СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
  3. Закон Азербайджанской Республики «О прокуратуре» от 7 декабря 1999 года//Текст закона взят в интернете по адресу www.vescc.com.
  4. Закон Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» от 18 декабря 1993 года//Законы о прокуратуре стран СНГ и Балтии, М., 1995. (там же законы о прокуратуре Республики Беларусь, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана, Украины).
  5. Закон «Об учреждении прокураторского надзора на Украине"// Законодательные акты Украинской Державы. № VI, Одесса, 1918.
  6. Закон о прокуратуре СССР 30 ноября 1979 года//ВВС СССР 1979. № 49. Ст. 843.
  7. Закон Республики Армения «О прокуратуре» от 3 августа 1998 года//Текст закона см. на официальном сайте парламента Республики Армения в интернете (www.parliament.am).
  8. Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 года.
  9. Закон Республики Молдова «О прокуратуре» от 29 января 1992 года.
  10. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» от 9 декабря 1992 года.
  11. Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР"//ВВС СССР. 1946. № 10.
  12. Закон Туркменистана «О прокуратуре Туркменистана» от 26 июня 1992 года.
  13. Закон Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года.
  14. Конституционный Закон Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» от 11 марта 1996 года.
  15. Конституции Азербайджана 1995 г.//Конституции стран СНГ см.: Г. Н. Андреева. Конституции стран СНГ и Балтии, М., 1999.
  16. Конституция Армении 1995 г.
  17. Конституция Беларуси с изменениями и дополнениями 1996 г.,
  18. Конституция Грузии 1995 г.
  19. Конституция Казахстана 1995 г.
  20. Конституция Кыргызстана 1993 г. с изменениями 1996 и 1998 г.
  21. Конституция Молдовы 1994 г.
  22. Конституция Российской Федерации 1993 г.,
  23. Конституция СССР 1924 г.//Образование и развитие СССР как союзного государства. Сб. документов и нормативных актов. М., 1972.
  24. Конституция СССР 1977 г.//Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Конституции (Основные законы) союзных советских социалистических республик. М., 1985.
  25. Конституция Таджикистана 1994 г.
  26. Конституция Туркменистана 1992 г. с изменениями и дополнениями 1995 г.
  27. Конституция Узбекистана с изменениями и дополнениями 1993 г., Конституция Украины 1996 г. 28. «Основные положения о прокуратуре» 1862 года//ПСЗ. Т. XXV. Отд. 1.№ 35 890.
  28. Органический закон Грузии «О прокуратуре» от 21 ноября 1997 года//Текст закона см. на официальном сайте Парламента Грузии в интернете по адресу www.parliament.ge .
  29. Положение о Верховном Суде Союза ССР от 24 июля 1929 года// СЗ СССР. 1929. № 50. Ст. 445.
  30. Положение о народном Комиссариате Юстиции (декрет ВЦИК от 1 февраля 1923 года)//Сборник узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 10, 1923. Ст. 120.
  31. Положения о Прокуратуре Союза ССР от 17 декабря 1933 года// СЗ СССР. 1934. № 1. Ст. 2-а, 2−6.33. «Положение о прокуратуре» от 28 мая 1922 года//СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.
  32. Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 года// ВВС СССР. 1955. № 9. Ст. 222.
  33. Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года// Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 51. Ст. 1798.
  34. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 года//ВВС СССР. 1989. № 5. Ст. 42
  35. Постановление президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 2. Ст. 74.
  36. Указ императрицы Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 года// Российское законодательство Х-ХХ веков. Под ред. Индова Е. И. 1986. Т.5.
  37. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 года СУ РСФСР. 1922. № 36
  38. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германии. М., 1994.
  39. УК и УПК Кыргызской Республики. 2002.
  40. Указ от 5 марта 1711 года//ПСЗ. Т. V. № 3293.
  41. Указ ПВС СССР от 16 июня 1987 года//ВВС СССР. 1987. № 25. Ст. 349.
  42. Указ Петра I от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурорам/Российское законодательство Х-ХХ в. Под ред. Манькова А. Г. М., 1986.
  43. Указ Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года, имеющий силу Закона «О прокуратуре Республики Казахстан"//В В С Республики Казахстан, № 24, Ст. 156.
  44. УПК Республики Казахстан. Официальный текст с изменениями и дополнениями от 19.12.2001. Алматы. 2001.
  45. Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 года// Российское законодательство Х-ХХ веков. Под ред. Манькова. А.Г. М., 1986.
  46. Монографии, учебники, сборники статей
  47. С.А. Конституция России, природа, эволюция, современность.1. М., 1997.
  48. Д. Дневник писателя. 1866.
  49. Г. Н. Конституции стран СНГ и Балтии. М., 1999
  50. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
  51. В.И. Прокурорский надзор. 2-е изд. М., 1996.
  52. И. Прокуратура Казахстана в системе государственных органов унитарного государства с президентской формой правления// Организация управления в органах прокуратуры. М., 1998.
  53. А.Д. Основные направления совершенствования общего надзора советской прокуратуры. Автореф. дис. Докт. Юрид. Наук. М., 1977
  54. В.Г. Прокуратура и контрольные органы зарубежных стран. М., 2000.
  55. В.Н. Судоустройство. Учебник. Минск. 2001.
  56. C.B. Правосудие во Франции. М., 1994
  57. А.Д., Скворцов К. Ф., Рябцев В. П. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода). М., 1998.
  58. Г. А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). Мн., 2001.
  59. Ю.Е. Проокурорский надзор. М., 2001.
  60. ГавриловВ.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов, 1984.
  61. А. Высшая администрация России XVIII столетия и генерал-прокуроры. СПб., 1866.
  62. К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979
  63. Т.Н. Понятие и система принципов организации и деятельности советской прокуратуры//В опросы теории и практики прокурорского надзора. М., 1975. Ч. 1
  64. В. Н., В.Е. Крутских. Прокуратура в России и за рубежом. М., 2001.
  65. С.М. История царской прокуратуры. СПб. 1993.
  66. Г. С. Актуальные проблемы уголовно-процессуального законодательства в третьей Республике Армения. Ереван, 1999.
  67. В.В. Функции прокуратуры: понятие, соотношение с деятельностью, классификация// Прокуратура. Законность. Государственный контроль. М., 1995.
  68. В.В., Ястребов В. Б., Рябцев В. П. О специализированных органах прокуратуры Российской Федерации//Прокуратура. Законность. Государственный контроль. М., 1995.
  69. Е.М., Марченко М. Н., Стешенко JI.A. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М. 1999.
  70. А.Ф. Компетенция прокуратуры и организация ее работы. Свердловск. 1983.
  71. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. М., 2002.
  72. Комментарий к Конституции Российской Федерации//Под. ред. Кудрявцева Ю. В. М., 1996.
  73. А.Ф. Дмитрий Александрович Ровинский//Собр. Соч. Т. 5. М., 1968.
  74. Конституционное (государственное) зарубежных стран. Общая часть// под ред. Страшуна Б. А. М., 1996.
  75. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Под. ред. С. А. Авакьяна. М. 2001.7 7. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий//Под. ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997.
  76. Конституция СССР: Политико-правовой комментарий. М., 1982.
  77. В.А. Прокуратура как конституционный орган//5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999.
  78. Н.В. Суд и право в СССР. М.- Л., 1927. Ч. I. С. 91.
  79. Ю.С., Чистяков О. Н. Очерк истории советской конституции. 2-е изд. М., 1987.
  80. В.М. Переход к нэпу и революционная законность. М., 1972.
  81. O.E. Государственное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996.
  82. O.E. Предмет конституционного права. М., 2001.
  83. O.E., К.Ф. Шеремет. Компетенция местных Советов. М., 1982.
  84. В.Г., Каленов Ю. А. Прокурорский надзор в СССР (очерки по курсу). М., 1957.
  85. В.И. Полн. собр. соч., т. 45.
  86. Л.Г. Прокурорский надзор. Учебное пособие. Минск. 2001.
  87. И.И. Судоустройство и прокурорский надзор в БССР (1921 1925 гг.). Минск, 1960.
  88. Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры России. М., 2000.
  89. Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998.
  90. Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889.
  91. В.М. Уголовный процесс США. М., 1981.
  92. С.Г. Прокурорская система в СССР. М., 1977.
  93. М.А. Конституционный контроль в капиталистических странах. М., 1968
  94. А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.
  95. Прокурорский надзор в европейских социалистических странах. М., 1981.
  96. М.Ю. Совершенствование прокурорского надзора в СССР. К разработке истории советской прокуратуры. М., 1972.
  97. A.M., Клочков В. В. Законность фактор государственного строительства//Советская прокуратура. История и современность. М., 1977.
  98. Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993
  99. В.М. Очерки теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М., 1975.
  100. К.Ф. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов Российской Федерации// Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры. М., 1998.
  101. К.Ф. Функции прокуратуры//Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода). М., 1998.
  102. Советское государственное право: Учебник. Под ред. С. С. Кравчука. М., 1980.
  103. Советская прокуратура. Очерки истории. М., 1993.
  104. Судоустройство: Учебник. Под ред. A.A. Данилевича, И. И. Мартиновича. Минск. 2002.
  105. А.Я. Российский прокурорский надзор. М., 2001.
  106. Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995.
  107. Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.
  108. Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.
  109. Г. П. Прокурорский надзор. М., 2001.
  110. Е.Б. О представительской функции прокуратуры по законодательству Украины/УПроблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практической конференции к 275-летию Российской прокуратуры. М., 1997.
  111. В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.
  112. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М., 1999.
  113. В.Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002.
  114. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
  115. М.С. Прокуратура в государственном механизме России // Проблемы совершенствования прокурорского надзора. М., 1997.
  116. М.С. Организация управления в органах прокуратуры. Сборник научных трудов. М., 1998.
  117. В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 1997.
  118. Ю.Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. М., 1998.
  119. Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.
  120. Ю.Л. Конституционный статус прокуратуры Российской Федерации. М., 1999.
  121. Энциклопедический словарь правовых знаний. М., 1965.
  122. Юридическая энциклопедия. Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001.
  123. Статьи, авторефераты, диссертации
  124. А.Д. Основные направления совершенствования общего надзора советской прокуратуры. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 1977.
  125. Г. И., Перфильев В. М. Ленинские принципы организации и деятельности прокуратуры. Правоведение, 1969. № 2
  126. В.А. Генеральный атторней и генеральный солиситор в государственном механизме США//Советское государственное право. 1979. № 5.
  127. A.A. Кому мешает прокурор в гражданском и арбитражном процессе//Прокурорская и следственная практика, № 1−2. 2001.
  128. H.H. Из истории основания прокуратуры в Белорусской ССР. «Известия Академии наук БССР», Серия общественных наук, 1959, № 4.
  129. Э.Г. Наркобизнес национальная безопасность для генофонда народов//Прокурорская и следственная практика. 1999. № 3−4.
  130. С.П. Некоторые вопросы будущей концепции прокурорского надзора в стране//Советское государство и право. 1990. № 9.
  131. К.Ф. Уголовная юстиция США (структурный аспект)//Известия вузов. Правоведение. 1991. № 5.
  132. Л.М. Функци прокуратури Украши згидно з новою Конститущею Украши//Право Укараши. 1997. № 6.
  133. В.Г. Концепция прокурорского надзора в свете правовой реформы//Вестн. МГУ. Право. 1990. № 4.
  134. Еженедельник советской юстиции. 1922. № 33.
  135. Известия ЦК РКП (б). 1922. № 9.
  136. Ю.Х. Пять причин войны законов: О правовой ситуации в стране//Известия. 1991. 4 апреля.
  137. В.Г. Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод гражданина в Украине//Прокурорская и следственная практика. № 3−4. 2000.
  138. Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме//Государство и право. 1995. № 11. С. 17−18.
  139. В.П. Реформирование органов прокуратуры Украины: проблемы законодательства и практики // Законность. № 11.
  140. В.Н., Лукашова Е. А. Социалистическое правовое государство//Коммунист. № 11. 1988.
  141. Г. С. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.
  142. Ф. В Азербайджане готовится закон о прокуратуре/УПрокурорская и следственная практика. № 2. 1998.
  143. В.Г. Функции советской прокуратуры//Советское государство и право. 1980. № 11.
  144. Л.Б. СНГ: тенденции и итоги развития и интеграции //Общественные науки и современность. № 2. М., 1997.
  145. Независимая газета. 2000. 2 июня.
  146. М. Уголовное судопроизводство и роль прокуратуры в Германии//Российская юстиция. 1994. № 10.
  147. С.Г. Советская прокурорская система. (Принципы построения и деятельности органов прокуратуры) //Советское государство и право. 1976. № 3
  148. В.Н. Понятие прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, его сущность и место в структуре прокурорско-надзорного права//Труды санкт-петербургского юридического института Прокуратуры Российской Федерации. Спб., 1999. № 1.
  149. Практика по общему надзору//Законность. № 1. 2001.
  150. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры (в условиях переходного периода)//Уголовное право № 2.
  151. М.А. Прокуратура Украши: проблеми сьогодення i майбутього//Вюник прокуратури. Киев, 1999. № 1.
  152. Т. Предостережение при надзоре за соответствием законам РФ актов представительных органов власти субъектов федерации//Законность № 11,2002.
  153. Н.В. Государство и право. 1997. № 4.
  154. Н.В. Специализация прокуратуры в Украине//Законность. 2000. № 1.
  155. В.М. Кризис прокурорского надзора//Социалистическая законность. 1991. № 1.
  156. . В. М. Стержневая функция прокуратуры осуществление уголовного преследования//Российская юстиция. 1994. № 10.
  157. А.Б. Обеспечение безопасности осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Казахстана/ЛПрокурорская и следственная практика. 2001. № 1−2.
  158. Ю. Концептуальные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в Российской Федерации//Законность. № 3. 1997.
  159. Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры: Круглый стол .//Государство и право. 1994. № 5.
  160. В.Н. О концепции прокурорской власти//Советское государство и право. 1990. № 9.
  161. О. Легче предупредить, чем добиваться отмены//Законность. № 1, 2001.
  162. В.Е. Контрольная власть // Государство и право: 1993. № 4.
  163. A.C., Гущин В. З. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве//Государство и право. 1998. № 5.
  164. Х.К. Политическое развитие стран Центральной Азии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 2. М., 1995.
Заполнить форму текущей работой