Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается научных перспектив, то они могут быть связаны с более глубоким музыковедческим изучением специфических особенностей бурятской музыки с точки зрения её интонационной формы, что полноценно возможно реализовать лишь в сравнительном анализе с другими традиционными музыкальными культурами (прежде всего пентатонической зоны). Интерес представляет и сравнение хорового творчества Бурятии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Бурятский музыкальный фольклор и национальная композиторская школа
    • 1. 1. О бурятском фольклоре как источнике национального своеобразия композиторского творчества
    • 1. 2. Формирование бурятской композиторской школы
  • Глава II. Хоровое творчество бурятских композиторов
    • 2. 1. Обработки народных песен
    • 2. 2. Хоровая массовая песня
    • 2. 3. Хоровая музыка a cappella
    • 2. 4. Оратория и кантата
    • 2. 5. Хоры в операх
  • Глава III. Хоровое исполнительство в Бурятии
    • 3. 1. Дореволюционный период .'.,.,.'
    • 3. 2. Становление профессионального хорового исполнительства (1917−1940)
    • 3. 3. Хоровое исполнительство в военный и послевоенный период (1941−1959)
    • 3. 4. Хоровое исполнительство в 60−80-е годы
    • 3. 5. Хоровое исполнительство на современном этапе (1990−2001)

Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В бурятской профессиональной композиторской музыкальной культуре, насчитывающей на данное время семь десятилетий своей истории, всегда видное место занимало хоровое творчество и хоровое исполнительство в различных формах. Вместе с тем, бурятское музыковедение до сих пор не уделяло внимание этой важной сфере музыкального искусства. Отсутствие работ, посвященных бурятской хоровой музыке, проблемам хорового пения в республике, является одним из обстоятельств, определяющих актуальность избранной темы.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что, несмотря на активное развитие хорового творчества и исполнительства, несмотря на регулярно проводимые в этой сфере мероприятия (хоровые праздники, концерты, смотры), на интерес местных композиторов к хоровым жанрам, отклик на эти процессы ограничивался газетными рецензиями на концерты и деловыми отчётами для руководящих учреждений и архивов. Невнимание исследователей к национальной хоровой музыке особенно очевидно на фоне многочисленности трудов, посвященных бурятской опере, балету, оркестровым и камерным произведениям, а также их бытованию в музыкальной жизни Улан-Удэ и республики. Назовём здесь труды П. Гуревича [54], О. Куницына [109, 119, 127], Б. Олзоева [155], Н. Угрюмова [204]. Данные авторы касались хорового начала (например, при анализе опер) лишь вскользь. Несомненно, что невнимание к хоровой музыке обедняло коллективно создаваемую историю музыкальной культуры Бурятии.

Другим моментом, делающим избранную тему актуальной, является тот очевидный факт, что национальное начало в музыке, идущее от фольклорных корней, определяется особенно на ранних этапах становления той 4 или иной национальной культуры, прежде всего в хоровых жанрах и в песне, в том числе, хоровой. Однако выявление и теоретическое осмысление данных связей в бурятском музыкознании применительно к хоровой музыке отсутствуют.

И ещё одно обстоятельство делает избранную тему актуальной — в последнее десятилетие, после известного спада на рубеже 80-х — 90-х годов XX века, нельзя не констатировать значительного и всё более динамичного роста в республике хорового исполнительства, особенно детского. Энтузиазм мастеров «хорового цеха», откуда, в связи с нынешними финансовыми трудностями, ушли все случайные люди и в связи с этим возросший уровень хоровых коллективов, открывает обнадёживающие перспективы.

Основная цель диссертации двоякая. С одной стороны — это изучение бурятской хоровой культуры во всех её составляющих (творчество, исполнительство, отчасти образование), а с другой — прослеживание её становления и развития от истоков (30-е годы XX века) до наших дней.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— характеристика национальных хоровых исполнительских традиций и их генетические связи с традициями фольклорного музицирования;

— выявление имманентных причин, по которым хоровой жанр был освоен бурятскими композиторами одним из первых и стал одним из ведущих в национальной музыке;

— рассмотрение фольклорных корней бурятской хоровой музыки и соотношения фольклорного и композиторского в творчестве;

— изучение образцов композиторского национального хорового творчества в свете соотношения в них национального и общеевропейского;

— исследование профессионального хорового образования в республике в его тесной связи с хоровым исполнительством.

Материалом для настоящего исследования послужили: для воссоздания истории бурятского хорового исполнительства — газетные и журнальные 5 публикации, архивные документы, записи бесед с бурятскими композиторами, хоровыми дирижёрами, хористами, организаторами музыкальной жизнидля характеристики бурятского хорового творчества — нотные материалы (преимущественно рукописные), записи бурятского песенного фольклора, произведения национальных композиторов (песни, хоры a cappella, кантаты, оратории, хоры в операх, в большинстве своём представленные в рукописном виде). Значительная часть этих произведений до сих пор оставалась малоизвестной даже профессиональным хормейстерам, работающим в Бурятии.

Методологической основой исследования явились базисные положения отечественного исторического и теоретического музыкознания в контексте взаимосвязи этнического и всеобщего, проблем «Восток — Запад», «Фольклор и композитор». Выбору оптимального подхода к исследованию заявленных в диссертации проблем помогло изучение трудов исследователей национальной музыки народов России — Э. Алексеева [3], В. Виноградова [36, 37], Т. Вызго [42], С. Галицкой [43], Я. Гиршмана [48], Г. Головинского [49], Н. Головнёвой [50], Ю. Кона [97], В. Конен [99], И. Нестьева [149], Г. Орджоникидзе [157], Н. Шахназаровой [240] и других, а также фундаментальных трудов «История музыки народов СССР» [84, 85, 86], «Музыкальная культура Сибири» [174, 175], проблемных сборников «Музыка народов Азии и Африки» [145], «Музыкальная трибуна Азии» [143], «Музыкальные культуры народов. Традиции и современность» [142] и других [5, 44, 78, 89, 102, 146, 177,199].

Закономерно было и обращение к трудам, посвященным исследованию бурятской музыки. Первые из них появились в 30-е годы XX столетия — это работы П. Берлинского [20, 21], Г. Поляновского [167], А. Шавердяна [236]. В дальнейшем изучением национальной фольклорной и композиторской музыки Бурятии занимались П. Гуревич [54], Д. Дугаров [65−73], О. Куницын [105−128], Н. Маторин [134], И. Мацкевич [136], Б. Олзоев [155, 156], С. Ряу-зов [178], Н. Угрюмов [204], JI. Ходорковская [224]. В трудах этих авторов 6 поставлены многие важные проблемы, рассмотрены явления музыкальной жизни Бурятии.

Многие вопросы бурятской музыки, в том числе и хоровой, оказались общими для ряда других музыкальных культур народов России. Поэтому полезным было рассмотрение исследований, посвященных хоровой музыке других регионов страны, особенно «пентатонической зоны» — Татарии [1, 38, 219], Удмуртии [84, 86], Мари Эл [91], Башкирии [85], Калмыкии [241], а также Тувы [183, 184] и ближайшего зарубежного соседа — Монголии [98, 161, 188, 189]. Следует заметить, что как в Бурятии, так и в других национальных республиках, собственно хоровой музыке исследователи уделяли существенно меньшее внимание, чем опере, балету или оркестровым жанрам.

В связи со специфичностью ладовой основы бурятской музыки — разновидности ангемитонной пентатоники (с преобладанием «минорной») и различных узкообъёмных ладов (чаще ангемитонного трихорда), которые из традиционной музыки перешли в композиторское творчество, в определении методологической основы для характеристики национальной реализации ладов в мелодике целесообразно было обратиться к трудам, посвященным ан-гемитонным ладам в различных фольклорных культурах — это исследования (кроме уже упомянутых авторов) — Р. Исхаковой-Вамба [88], К. Квитки [94], О. Новиковой [154, 260], П. Сокальского [191], А. Фаминцына [216], А. Юс-фина [246] и других.

Научная новизна работы связана с тем, что диссертация является первым в бурятском музыкознании специальным исследованием хорового творчества и исполнительства в республике. Впервые обстоятельно прослежена история хорового исполнительства, возникновения и эволюции наиболее значительных хоровых коллективов. Впервые в должной мере оценен вклад ряда хормейстеров-профессионалов, работавших в республике. Впервые в достаточно полном объёме исследовано национальное хоровое творчество во всех составляющих его жанрах, раскрыты общие тенденции в подходе на7 дионапьных композиторов к освоению тех или иных жанров хоровой музыки. Наконец, впервые рассмотрен вопрос о фольклорных истоках бурятской хоровой музыки, о формах претворения в ней народного мелоса.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что она в определённой мере закрывает значительный пробел в истории музыки Бурятии. Этот труд может послужить известным стимулом для дальнейшей разработки музыковедами республики проблем истории бурятской композиторской национальной музыки (не исследованными, например, остаются камерныевокальные и инструментальные — жанры, музыка к театральным спектаклям). Можно предположить, что анализ хоровой музыки будет стимулировать национальных композиторов к расширению жанрового круга их творчества. Думается также, что диссертация может оказаться полезной и для развития музыкального образования в республике. На основе данной работы предполагается создание учебника «Бурятская хоровая литература» для учебных заведений разного уровня — для дирижёрско-хорового отделения Улан-Удэнского музыкального колледжа имени П. Чайковского (здесь уже несколько лет автор диссертации включает в курс «Хоровая литература» разработанный им раздел о бурятской хоровой музыке), для учащихся музыкального отделения Республиканского педагогического колледжа, Республиканского колледжа культуры и искусств, для ДМШ Улан-Удэ, республики и Бурятских национальных округов, что особенно важно в связи с ростом числа школьных хоровых коллективов. В процессе работы над диссертацией этот курс значительно расширился, а предполагаемое издание учебника даёт возможность пользоваться диссертационным материалом преподавателям и студентам дирижёрско-хорового отделения Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (здесь курс бурятской хоровой музыки пока не ведётся).

Ряд положений настоящей работы был включен в доклады, прочитанные автором на международных, межрегиональных и республиканских науч8 но-практических конференциях (Улан-Удэ, 1999, 2000, 2001, 2002; общим числом 6). Материалы напечатаны в сборниках обозначенных конференций, а также других публикаций [166] (список трудов в автореферате).

Поставленные в настоящей диссертации цели и задачи определили и её структуру. Она состоит из Введения, трёх глав, Заключения и списка использованной литературы, включающей 266 названий. В приложении содержатся 94 нотных примера, (их значительный объём объясняется тем, что почти все анализируемые в диссертации произведения не изданы и существуют в рукописных копиях, нередко в единственном экземпляре).

Введение

формулирует цели и задачи работы, её структуру, обосновывает актуальность, обозначает методологические основы и музыкальный материал. Глава I — «Бурятский музыкальный фольклор и национальная композиторская школа» — включает два раздела. В первом из них рассматривается бурятский песенный фольклор как источник национального своеобразия бурятской профессиональной музыки, во втором — прослеживается путь становления и развития бурятской композиторской школы. Глава II — «Хоровое творчество бурятских композиторов» -посвящена анализу наиболее показательных произведений всех жанров национальной композиторской хоровой музыки. Глава П1 — «Хоровое исполнительство в Бурятии» — содержит аналитический очерк истории хорового исполнительства в республике, в контексте главы затронуты и проблемы хорового образования.

Заключение

подводит итоги, характеризует проблемы, стоящие перед музыковедами, вообще перед хоровым творчеством и исполнительством в республике в настоящее время, содержит рекомендательные предложения и прогнозы о возможных перспективах развития жанра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя основные итоги, подчеркнём, что в настоящей диссертации впервые предпринята попытка освещения хоровой культуры Бурятии в обеих её составляющих: речь идёт о творчестве и исполнительстве.

Разработка темы, заявленной в диссертации, была сопряжена с определёнными трудностями. Это, прежде всего, связано с тем, что практически отсутствует литература по данной проблематике. Другой трудностью явилось то, что хоровые произведения композиторов Бурятии в основном существуют в рукописном виде, часть из них находится только в личных библиотеках и архивах. Тем не менее, стремясь в какой-то мере заполнить лакуну, автор настоящей работы стремился к многостороннему рассмотрению вопроса, чтобы дальнейшее развитие темы позволило конкретизировать и углубить изучение поставленных задач.

Почти полное отсутствие разработок по данному вопросу обусловило и избранные в диссертации подходы. Исследование объекта ведётся в двух направлениях. Одно связано с анализом хорового творчества бурятских композиторов, другое — с хоровым исполнительством и отчасти — образованием. В.

203 диссертации предпринят краткий обзор жанров традиционной бурятской музыки. Здесь в первую очередь акцентировалось хоровое начало и его роль в них (подчас значительная). Представляется, что само по себе исследование традиционных бурятских жанров с точки зрения поставленной задачи может расцениваться как один из результатов работы.

Установлено, что некоторые жанры развивались и были востребованы на протяжении всех этапов исторического развития бурятской композиторской музыки, другие же активно функционировали лишь в определённые периоды. Так, жанр хоровых обработок народных песен был распространён более всего на раннем этапе становления бурятской композиторской школы. Хоры a cappella появились значительно позднее, что связано с качественным ростом исполнительского мастерства хоровых коллективов. Кантатно-ораториальный жанр был широко представлен, прежде всего, в 60−80-е годы, что сопряжено с интенсивной его идеологизированностью. В современный же период он потерял свою востребованность.

Рассмотрение жанров композиторской профессиональной хоровой музыки в их целостном виде и в историческом ключе никогда не проводилось и наше обращение к этому является одним из результатов диссертации.

Научный интерес представляет исследование хорового исполнительства в Бурятии. Материал из отрывочных данных, собранный с большим количеством достоверных фактов, был проанализирован и обобщён в стройную хронологическую картину, был разбит на определённые этапы, каждому из которых дана характеристика, с точки зрения рассматриваемой проблемы. Исследуя этапы формирования бурятской композиторской школы, автор диссертации стремился многосторонне подчеркнуть роль хоровых жанров и их становление, а также кристаллизацию выразительных средств бурятской профессиональной музыки, на основании чего предпринят ряд обобщений.

Разумеется, данная диссертация в освещении этой темы не исчерпывает всех её аспектов. В работе подчёркиваются главным образом те моменты, которые характерны для всей системы хоровой культуры Бурятии.

В настоящем труде обсуждаются также некоторые проблемы, тормозящие поступательное развитие хоровой культуры республики. Одной из них — может быть самой важной — является отсутствие в республике самостоятельного филармонического хорового коллектива (капеллы), который бы был центром развития хорового исполнительства, пропагандистом хоровой культуры. Такой коллектив явился бы мощным стимулом и для создания новых произведений в этом жанре.

Ещё одна существенная проблема — слабая сохранность нотных материалов, которые нередко трудно восстановить. Речь идёт как о партитурах крупных жанров (опера, кантата, оратория), так и о партитурах хоровых миниатюр. Необходимость их сохранения и поисков утерянного, с одной стороны будет способствовать активности историко-теоретических изысканий, а с другой — содействовать, несмотря на сложные современные условия, возможности их исполнения и пропаганды.

Что касается научных перспектив, то они могут быть связаны с более глубоким музыковедческим изучением специфических особенностей бурятской музыки с точки зрения её интонационной формы, что полноценно возможно реализовать лишь в сравнительном анализе с другими традиционными музыкальными культурами (прежде всего пентатонической зоны). Интерес представляет и сравнение хорового творчества Бурятии с аналогичными культурами, развивающимися в исторических условиях, сходных с теми, которые сложились в Бурятии, в контексте молодых композиторских школ. Полученные выводы, интересные сами по себе, позволили бы выявить черты своеобразия в развитии молодых композиторских школ различных регионов.

Несомненно, большой интерес представляет решение частной, но важной для Бурятии научной задачи. Речь идёт о дальнейшем анализе «Бурят.

205 ских духовных песнопений" Ю. Ирдынеева. В настоящей диссертации это незаурядное произведение показано, прежде всего, с хороведческой точки зрения. Интересным было бы его всестороннее музыковедческое исследование с культурологических, исторических и музыкально-теоретических позиций, особенно в сфере вопросов музыкального формообразования.

Ещё одна перспективная проблема — сравнение жанров хоровой музыки с другими жанрами (инструментальными, камерно-инструментальными), в ходе которого, несомненно, выявится специфика функционирования каждого из них в контексте молодой композиторской школы Бурятии, в конкретных исторических условиях. Думается, что это могло бы быть предметом самостоятельного исследования. В настоящей же работе эти вопросы в силу их объёмности и сложности лишь бегло затрагиваются.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Тематика и жанры дореволюционной татарской песни // Вопросы татарской музыки. Казань: изд. Казанской консерватории, 1967. — С. 3−80.
  2. Е. Вечно прекрасная Кармен // Вечерний Омск. 1985. -26 июля.
  3. Э. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. композитор, 1988. — 237 с.
  4. . О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. — 215 с.
  5. . О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
  6. Д. Бурят-монгол арадай дуунууд. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1950.-54 с.
  7. А. И божество, и вдохновенье // Бурятия. 1992. — 12 мая.
  8. А. Звенящие голоса // Правда Бурятии. 1959. — 27 ноября.
  9. С. Избранное. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961. — 255 с. Ю. Балдаев С., Туденов Г. Руководство по собиранию бурятскогофольклора. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. — 107 с.
  10. О. Звучит мелодия Усович.// Правда Бурятии. — 1996. -30 апр.
  11. . Бурят-Монгольские массовые песни. М.: Огиз-Музгиз, 1934. — 12 с.
  12. В. Мы говорим спасибо! // Кубань (Краснодар). — 1979 — 31июля.
  13. М. Музыкой и колокольным звоном // Байкал. 1978. -№ 1. — С. 153−156.207
  14. М. Работа индивидуальная, искусство — массовое // Правда Бурятии. — 1967. — 17 марта.
  15. М. Куницын О. Песня душа народа. Заметки о состоянии хорового искусства в республике // Правда Бурятии — 1969 — 15 авг.
  16. В. Чтоб светились покой и мир//Бурятия. 1999. — 17 июля.
  17. А. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. Красноярское кн. изд-во, 1990. — 380 с.
  18. А. Спектакль состоялся// Бурятия. 2001. — 10 мая.
  19. П. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи. М.: Огиз-Музгиз, 1933. — 128 с.
  20. П. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931. — 16 с.
  21. БернандтГ., Ямпольский И. Советские композиторы и музыковеды. М.: Сов. композитор, 1978. — Т. 1. — 270 с.
  22. Т. Традиционные песни хоринских бурят // Краткие сообщения БКНИИ СО АН СССР, — Улан-Удэ, 1959. Вып. 1. — С. 130−140.
  23. . Новая встреча // Молодой ленинец (Томск). 1978. — 6июля.
  24. В. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер // Бурятия. -2000. 9 июня.
  25. Бурят-Монгольская правда. 1940. — 5 июня.
  26. Бурят-Монгольская правда. 1943. — 3 июля.
  27. Бурятские мелодии. Улан-Удэ: Бурят, кн изд-во, 1970. — 78 с.
  28. . Язык мой // Буряад Унэн: Бизнес Олзо 2000. — 4 февр.
  29. Верхнеудинский листок. 1905.-30 янв.
  30. Верхнеудинский листок. 1905.-4 февр.
  31. Верхнеудинский листок. 1905. — 18 февр.
  32. Верхнеудинский листок. 1905. — 23. февр.
  33. Верхнеудинский листок. 1905. — 29 апр.208
  34. Вечер самодеятельности прошёл с подъёмом // Бурят-Монгольская правда. 1928. — 7 февр.
  35. В. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. М.: Сов. композитор. 1961. — 302 с.
  36. В. Проблема этногенезиса киргизов в свете некоторых данных их музыкального фольклора // Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. М., 1961. — С. 277−295.
  37. Вопросы татарской музыки. Сборник научных работ под редакцией Я. Гиршмана. Казань: изд. Казанской консерватории, 1967. — 248 с.
  38. Воспоминания Бестужевых. -M.-J1., 1951. 450 с.
  39. Восточно-Сибирская правда. 1950. — 4 июля.
  40. В поход за дальнейшим подъёмом культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. — 152 с.
  41. Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М.: Музыка, 1970. — 320 с.
  42. С. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981. — 91 с.
  43. Т. Об обработках узбекского песенного фольклора // История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. -М.: Музыка, 1972. С. 183−208.
  44. Е. Античное музыкальное мышление. Л.: Музыка, 1986. — 224 с.
  45. А. Во глубине сибирских руд. Минск: изд. Народная Асве-та, 1978. -345 с.
  46. . О Ямпилове, музыканте, граясданине. // Сов. музыка. -1976. -№ 12.-С. 47−48.
  47. Я. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. М.: Сов. композитор, 1960. — 177 с.
  48. Г. Композитор и фольклор. -М.:Музыка, 1981. 280 с.209
  49. Н. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920−1985). Новосибирск: НТК и Гос. театр оперы и балета Респ. Саха (Якутия), 1994. — 383 с.
  50. Д. Композиция улигеров Маншута Имегенова // Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980. — С. 10−26.
  51. Н. Новое сочинение Юрия Ирдынеева подарок верующим и неверующим. // Бурятия. — 1997. — 25 дек.
  52. А. Почему у нас мало хоров? // Правда Бурятии. 11 мая.
  53. П. Оперный театр Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. — 190 с.
  54. Ц. Пусть звенят всюду песни // Правда Бурятии. 1968. -18 дек.
  55. Дальневосточная правда. 1920. — 24 апр.
  56. JI. Книга о советской музыке. М.: Сов. композитор, 1968.- 360 с.
  57. М. И всё-таки, победа Консонанса // Бурятия. 1994. -16 апр.
  58. Е. Храм нашего спасения // Правда Бурятии. 1999. — 27 марта.
  59. О. Диалог веков. Сов. Сибирь. — 1997. — 27 ноября.
  60. Н. Русские народные песни Забайкалья. М.: Сов. композитор. 1989.-456 с.
  61. М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. М. Муз-гиз, 1952.-344 с.
  62. Т. Мы гордимся нашим театром // Бурятия. 2001. — 1 авг.
  63. Д. Бурятские народные песни. Предисловие. Улан-Удэ: Изд. БКНИИ СО АН СССР, 1964. — Т. 1. — С. 3−29.210
  64. Д. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. -Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1980. Т. 3 — 280 с.
  65. Д. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969. — Т. 2 — 343 с.
  66. Д. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1964. — Т. 1. — 444 с.
  67. Д. Песенное творчество селенгинских бурят.Автореферат дисс. канд. искусствоведения. М., 1970. — 24 с.
  68. Д. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. — 300 с.
  69. Д. О первой музыкальной записи бурятской песни // Музыкальная культура Бурятии. Улан-Удэ: 1967. — С. 101−118.
  70. Д. Опыт реконструкции напева эхирит-булагатского выри-анта эпоса «Гэсэр» II Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии. — Улан-Удэ, 1995. — С. 92−96.
  71. Д., Шейкин Ю. О музыке эхирит-булагатского эпоса // Бурятский героический эпос Аламжи-Мэргэн. Новосибирск, 1991. — С. 38−54.
  72. Думы колхозные //Правда Бурятии. 1959. — 27 ноября.
  73. Ю. Желанные гости // Правда Бурятии. 1975.-28 авг.
  74. Ц. Заметки о монгольском героическом эпосе // Образцы народной словесности монгольских племён. Пг.: Б. изд., 1918. — Вып. З.-Т. 1. -С.17.
  75. Заключительный концерт декады. // Театральная неделя. М.: Искусство, 1940. — № 13. — С. 5.
  76. С. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. Ташкент: Фан, 1979. — 120 с.
  77. И. Фольклор и композитор. J1.-M.: Сов. композитор, 1978. — 173 с.211
  78. А. Любительский театр в Кяхте // Байкал. 1983. — № 1. — С. 128−135.
  79. Р. Среди бурят Иркутской губернии // Русская музыкальная газета, 1914.-№№ 14−15.
  80. Иркутские Епархиальные ведомости (прибавления). 1894. — № 48 — 4 дек. — 14 с.
  81. Искусство Бурят-Монголии и очередные задачи. Тезисы, принятые на облпартсовещании от 10−14 ноября 1930 года по культурному строительству // Культура Бурятии. 1932. — № 1. — С.38−41.
  82. История музыки народов СССР. М.: Сов. композитор, 1970. — Т.1. -434 с.
  83. История музыки народов СССР. М.: Сов. композитор, 1972. — Т. 3, — 544 с.
  84. История музыки народов СССР. М.: Композитор, 1996. — Т.6. -Кн. 1. — 399 с.
  85. История русской музыки. -М.: Музгиз, 1957. -Т. 1 346 с.
  86. Исхакова-Вамба Р. Ангемитоника как музыкальная система. М.: Сов. композитор, 1990. — 93 с.
  87. А. Развитие осетинского хорового искусства на основе народных традиций. Автореф. дис. канд. искусств. -М., 1994. 22 с.
  88. Казак 3. От становления к зрелости // Муз. жизнь. 1979. — № 14. -С. 6−7.
  89. Л. Очерки истории марийской советской музыки. М.: Сов. композитор, 1983. — 153 с.
  90. Н. На крыльях блистательной музыки. // Южный Урал (Оренбург). 1982. — 18 июля.
  91. Кантата. // Музыкальная энциклопедия. -М., 1990 С. 237.
  92. К. Избранные труды. М.: Сов. композитор, 1973. — Т. 2.423 с.212
  93. А. «Жулан» значит «лучший» // Бурятия. — 2000. — 31 окт.
  94. Л. Воспоминания. Дневники. Заметки. -М.: Сов. композитор, 1980.-224 с.
  95. Кон Ю. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и её гармонизации. Ташкент: Фан, 1979. — 97 с.
  96. Кондратьев Музыка монгольского эпоса и песен. 1971. — 246 с.
  97. В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века. // Муз. современник. -М.: Сов. композитор, 1973. Вып. 1. — С.32−81.
  98. Концерт Тамары Грузинской // Верхнеудинский листок. 1913. -24 ноября.
  99. Л. Льётся песня, скрашивая жизнь. // Правда Бурятии. -1997.-22янв.
  100. Г. Музыкальная культура якутского народа. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1982. — 183 с.
  101. Культурное строительство в Бурятской АССР (1917−1981). Документы и материалы. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983.-536 с.
  102. И., Куницын О. Бурятский оперный // Сов. музыка, 1968. № 10. -С.58−62.
  103. О. Бау Ямпилов. -М.: Сов. композитор, 1977. 133 с.
  104. О. Благодарим за щедрость // Правда Бурятии. 1982. -4 ноября.
  105. О. Бурятская опера. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. — 197 с.
  106. О. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан-Удэ: изд. ВСГАКИ, 1999. -146 с.213
  107. О. «Грозные годы» // Правда Бурятии 1978. — 24 янв.
  108. О. Жигжит Батуев. Улан-Удэ, 1995. — 114 с.
  109. О. И ожила старинная легенда // Правда Бурятии. 1983.- 17 июля.
  110. О. Композиторы Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980.- 104 с.
  111. О. Концерт хоровой музыки // Правда Бурятии. 1977. -7 мая.
  112. О. Мелодия была прекрасна.// Бурятия, 2001. 12 апр.
  113. О. Музыка и слова народные. // Правда Бурятии. 1983. -27 февр.
  114. О. Музыка Советской Бурятии. М.: Сов. композитор, 1990. -216 с.
  115. О. Новый балет Жигжита Батуева // Сов. музыка. 1976.- № 12. С. 52−55.
  116. О. Порги отправляется в путь // Правда Бурятии. 1981.- янв.
  117. О. Призвание // Правда Бурятии. 1998. — 19 марта.
  118. О. Проблемы национального стиля в бурятской советской музыке//Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983, — С. 3−26.
  119. О. Пронизана национальным духом.// Бурятия. 2000. -11 марта.
  120. О. С. Ряузов и бурятская музыкальная культура // Вопросы музыкознания. Улан-Удэ, 1971. — Вып. 2. — С. 43−54.
  121. О. Хрестоматия по гармоническому анализу (на материале пентатонической музыки). Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. — 85 с.
  122. О. Художнику чужда успокоенность //Сов. музыка, 1969. № 5. — С. 13−18.214
  123. О. Шедевр оперной классики // Правда Бурятии. 1984.- апр.
  124. О. Энхэ-Булат-батор // Буряад Унэн. 1979. — 8 авг. На бурят, яз.
  125. В. Шедевр молодого Визе // Молодой ленинец (Томск), 1978. 11 июля.
  126. Н. Забайкальский семейский народный хор. Улан-Удэ: изд. РДНТ, 1977. — 2 с.
  127. Н. Народные таланты Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. — 157 с.
  128. С. Клубные и библиотечные учреждения Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1961. — 87 с.
  129. И. Бурятский ёхор. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985.-30 с.
  130. Н. Музыкальная культура Бурят-Монгольской АССР // Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М.: Музгиз, 1957. -405 с.
  131. А. Еврейская любовь на сцене оперного // Информпо-лис. 2001. — 28 марта.
  132. И. Творчество Маркиана Фролова. Сов. музыка. -1947. — № 3. — С. 20−27.
  133. В. Героический эпос // Тюменская правда. 1984 — 9 июня. Минерт Л. Памятники архитектуры Бурятии. — Новосибирск: Наука, 1983.- 190 с.
  134. Мих С. Бурят-Монгольский государственный театр накануне сезона (интервью с Г. Ц. Цыдынжаповым) // Бурят-Монгольская правда. -1937.-28 окт.
  135. М. Когда приходит мастерство // Московская правда.1979. 16 мая.215
  136. В. Пять бурят-монгольских песен. М.: Музгиз, 1940.
  137. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. -М.: Сов. композитор, 1973. 375 с.
  138. Музыкальная трибуна Азии. -М.: Сов. композитор, 1975. 158 с.
  139. Музыкальная школа // Дальневосточная республика. 1920. — 8авг.
  140. Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор. -1987. -Вып. 5. — 369 с.
  141. Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982. — 205 с.
  142. Народом взращённое, для народа творимое // Сов. культура. -1959.- 10 дек.
  143. Наш музыкальный фронт. Материалы Всероссийской музыкальной конференции. М.: Музсектор, 1930. -260 с.
  144. И. Пути взаимодействия (о взаимообогащении национальных культур). // Советская музыка на современном этапе. М.: Сов. композитор, 1981. — С. 8−41.
  145. Д. Когда сложилась бурятская народность? // Буряад Унэн: Бизнес Олзо. 1998. — 10 июля.
  146. А. «Побратимы» // Вечерняя Москва. 1959.- 28 ноября.
  147. А. «Побратимы» // Всегда в пути. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М.: Сов композитор, 1982. — С. 205−207.
  148. А. Революционные песни декабристской эпохи. М., 1982. — 98 с.
  149. О. Функциональность строк в архитектонике бурятских пентатонических песен. // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. — С. 355 359.216
  150. . Бурятская народная музыка. // Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. — Т. 1. — С. 253−261.
  151. . Массовые песни, созданные композиторами Бурятии. П Музыкальная культура Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1967. — С.7−30.
  152. Г. О динамике национального стиля. // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. М.: Сов. композитор, 1973. -С.59−66.
  153. Г. Московия на Востоке // Арабески истории. М., 1996. -Т.2−119 с.
  154. Очерки истории культуры Бурятии. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. Т. 1. -490 с.
  155. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. Т. 2.-647 с.
  156. Очерки истории культуры МНР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971.- 508 с.
  157. Павлов-Арбенин А. Классика на бурятской сцене // Смена (Ленинград), 1979.-30 мая.
  158. Н. Описание и летопись г. Верхнеудинска. Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 2001. — 76 с.
  159. Н. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыка, 1966.-224 с.
  160. Е. «Полярная звезда» и «Колокол» в Забайкалье // Забайкальский рабочий. Чита, 1956. — 8 янв.
  161. О. Бурятские духовные песнопения Ю. Ирдынеева // Образование и культура XXI века. Улан-Удэ .ВСГАКИ, 2000. — Т. II. — С.53−61.
  162. Г. «Баир» и его авторы. // П. Берлинский и Б. Ямпи-лов. «Баир» М.-Л.: Музгиз, 1940. — С. 3−4.217
  163. Н. Халха-монгольский героический эпос. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1937. — 125 с.
  164. И. Минувшее и пережитое. JL: Колос, 1924. — 290 с.
  165. Рассказ бурятки Жигмыт Анаевой о пребывании М.А. и Н. А. Бестужевых на поселении. // Декабристы в воспоминаниях современников. М.: изд. МГУ, 1988. — С. 433- 434.
  166. Римский-Корсаков Н. Вагнер // ПСС. М.: Музгиз, 1963. — Т. И. -С. 47−61.
  167. Э. Пламя музыки // Бурятия. 1995. — 17 дек.
  168. Н. Хоровой словарь. Л.: Музыка, 1980. — 142 с.
  169. Т. Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997, — Т. П.-Кн. 1.-432 с.
  170. Т. Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997, — Т. И.-Кн. 2.-510 с.
  171. А. Мелодии монгольских племён // Записки русского географического общества по отделении этнографии. СПб., 1909. — Т. ХХХ1У -С. 395−430.
  172. Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры восток Запад. — Новосибирск, 1991. — 179 с.
  173. С. О работе композитора в национальном оперном театре (по материалам поездки в Бурят-Монголию). Сов. музыка. — 1948. — № 8. -С. 72−75.
  174. Н. Интригующее знакомство // Сов. культура. 1989. -ноября.
  175. А. На репетициях. Письмо из Бурят-Монголии // Известия. 1940. — 20 сент.
  176. Г. Песнопения аларских бурят. // Записки коллегии востоковедов. Л., 1929. — Т.З. — С. 459−511.218
  177. JI. «О, земля осеняю твой кров тихой песней своей.» -Бурятия. 1996. — 12 ноября.
  178. В. На пути к социалистической культуре (очерк о музыкальной жизни Тувы) // Музыка Сибири и Дальнего Востока. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 80−119.
  179. В. Композиторы Тувы. // Композиторы Российской Федерации. -М.: Сов. композитор, 1984. -Вып.З.- С. 144−181.
  180. А. Бесценная жемчужина итальянской музыки /У Красное знамя (Томск). 1978. — 21 июля.
  181. С. Профессия становится непрестижной. // Бурятия. -1996. 5 марта.
  182. Серпов-Молотов Я. Вампука и шаманство бурятской оперы // Капитал (Иркутск). 2000. — 13 авг. — С.31−35.
  183. . О мелосе монгольской народной песни. II Музыка народов Азии и Африки. М.: Сов. композитор, 1969. — С. 236−249.
  184. . Становление профессиональной музыки II Очерки истории культуры МНР. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1971. — С. 385−397
  185. Советское хоровое исполнительство (50−80-е годы). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — 144 с.
  186. П. Русская народная музыка. Харьков, 1888.
  187. Н. Русская хоровая культура в первые годы советского музыкального строительства // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки. Л: изд. ЛОЛГК и ЛГИТМиК, 1984. — С.58−72.
  188. Солист Линховоин // Неделя, 1975. № 20. — С. 13
  189. Н. Шаг вперёд // Тихоокеанская звезда (Хабаровск). -1978. -30 июля.
  190. А. Путь советской песни. М.: Сов. композитор, 1968.106 с.219
  191. И. Элементарная теория музыки. М.: Музгиз, 1984.199 с.
  192. Талько-Гринцевич Ю. О прожитых днях. // Поляки в Бурятии. -Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 1998. Т. 2. — С. 118−189.
  193. М. Странички из прошлого Улан-Удэ. Улан-Удэ. Бурят, кн. изд-во, 1966. -30 с.
  194. Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М.: Сов. композитор. — 1987. — 327 с.
  195. Р. Прошлое и настоящее города Кяхты. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во. 1954. — 48 с.
  196. Г. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. — 167 с.
  197. М. Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн» // Бурятский героический эпос «Аламжи Мэргэн». Национальный фольклор народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1991. — 312 с.
  198. М. Предисловие. // Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн. Новосибирск, 1991. — С. 8−37.
  199. Н. Музыка советской Бурятии //Искусство Бур АССР. -Улан-Удэ, 1959. -С.123−185.
  200. А. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят, кн изд-во, 1963.-220 с.
  201. А. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974.- 176 с.
  202. В. У истоков нового жанра // Правда Бурятии. 1995. — 24окт.220
  203. К. Культура народа Саха.- Якутск: Бичик, 1998. 366 с.
  204. Э. Путешествие по Забайкалью Государя Императора Николая II (1890−1891). Улан-Удэ, 1992. — 39 с.
  205. А. Звучит «Кантилена» // Бурятия. 1998. — 1 апр.
  206. А. И, конечно, распевать лучше хором! // Бурятия. 1996. — 16 мая
  207. А. Мои дети всё равно будут другими! // Бурятия. 1996. -20 апр.
  208. А. На сей раз апрель месяц хоровой. // Бурятия. — 1996. -16 апр.
  209. А. Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе. -СПб., 1889.- 176 с.
  210. Фольклор семейских. Сост Л. Элиасов и И.Ярневский. Улан-Удэ:изд. БКНИИ СО АН СССР, 1963. — 672 с.
  211. С. Маркиан Петрович Фролов // Композиторы Урала. -Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1968. 196 с.
  212. Хайрулина 3., Гиршман Я. Из музыкального прошлого. Обзор материалов татарской периодической печати 1905−1917. // Вопросы татарской музыки. Казань: изд. Казанской коне. 1967. — С.192−247.
  213. Л. Песни хори-бурят. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999. — 92 с.
  214. М. Бурятская фольклористика. Улан-Удэ:Бурят. кн. изд-во, 1962. — 454 с.
  215. М. О фольклористическом движении в Бурятии. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. 122 с.
  216. В. Бурят-монгольский вопрос: история, право, политика. Улан-Удэ, 2000. — 191 с.
  217. Л. Бурят-Монгольский театр. М.: Искусство, 1954, — 232 с.221
  218. В. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века.- М.: Музыка, 1971.-303 с.
  219. В. Мёртвый феномен: Бурятская опера однако.// Городская газета (Улан-Удэ). 2001. — 22 авг.
  220. Н. Декабристы и музыка. JL: Музыка, 1975. — 87 с.
  221. А. Советская оратория и кантата. М.: Музгиз, 1955.- 147 с.
  222. Н. Народная песня в творчестве бурятских композиторов //История музыкальной культуры Сибири. М.: изд. ГМПИ им. Гнеси-ных, 1978. — С. 58−68.
  223. Цибудеева Н. .- Бурятия. 1997. — 25 дек.
  224. . Волнующая встреча с Верди // Комсомолец Кузбасса (Кемерово). 1977. — 19 июля.
  225. . Зрелость таланта // Правда Бурятии. 1996. — 27дек.
  226. С. Прародина монголов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.- 138 с.
  227. С. Предисловие И П. Тушемилов «Абай Гэсэр». Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — С. 3−9.
  228. И., Логачёв Н. Оратория «Гудящие сосны». // Правда Бурятии. 1965. — 23 мая.
  229. А. Энхэ-Булат-батор. // Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1958. — С. 181−185.
  230. Шамина-Жирнова Л. Народная песня в хоровом творчестве чувашских композиторов. Автореф. дисс. канд. искусств.- Л., 1968. 20 с.
  231. Н. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск — 1969.348 с.
  232. Н. Лирические песни бурят. Иркутск: ВосточноСибирское кн. изд-во, 1973. — 148 с.222
  233. Н. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. -М.: Сов. композитор, 1983. 152с.
  234. Р. Образ певца-сказителя в калмыцком эпосе «Джан-гар» // Бурятский фольклор. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1975. — С. 43−54.
  235. Р. Улигершин Парамон Дмитриев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. — 155 с.
  236. . Поляки в Сибири. // Поляки в Бурятии. Улан-Удэ: изд. ВСГТУ, 1996. — Т. 1. — 167 с.
  237. В. Самобытное искусство народа // Правда Бурятии. 1966. — 27 дек.
  238. М. «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. -М.: Сов. композитор. 1971. — 59 с.
  239. А. Некоторые потенции к симфоническому развитию в татарской народной песне. // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1979. — Вып. 4. — С. 109−144 с.
  240. . Нам 40 лет! // Сов. Музыка. 1963. — № 5. — С. 110−114.1. Архивные материалы
  241. А. Музыкальная культура Хакасии. Дисс.канд. искусств. (рукопись). Новосибирск, 1988. — 230 с.
  242. Д. Песни селенгинских бурят. Дисс.канд. искусств, (рукопись). -М., 1970.-242 с.
  243. Запись беседы с П. Дадуевой от 17 января 2000 г.
  244. Запись беседы с О. Куницыным от 21 марта 1999 г.
  245. Запись беседы с О. Куницыным от 25 янв. 2000 г.
  246. Запись беседы с О. Куницыным от 16 февр. 2001 г.223
  247. Ю. Ирдынеева к одному из первоначальных вариан тов «Бурятских духовных песнопений» от 26 авт. 1996 г. (рукопись).
  248. Л. Становление хорового образования в Бурятии (ру копись). 1999. — 3 с.
  249. О. О некоторых особенностях музыкального языка бу рятской народной песни (рукопись). 1985. — 8 с.
  250. Т. История одного хора (рукопись). 1996. — 5 с.
  251. НАРБ, ф.1716, on. 1, д. 31.259. НАРБ, Р.-1512, оп. 73.260. НАРБ, Р.-1512, оп. 79.
  252. О. Устойчивые мелодические обороты в пентатониче-ских народных песнях бурят (рукопись). Новосибирск, 2000. — 5 с.
  253. Партархив Бурятского обкома КПСС, Ф. 1, on. 1, д. 1146.
  254. Л. О самодеятельном хоровом искусстве в Бурятии (рукопись).- Улан-Удэ. 1977. — 65 с.
  255. Е. Афиши. ЦТ АРБ, Ф. 1778, on. 1, д. 158.
  256. М. Верхнеудинские купцы Голдобин и Кобылкин (рукопись). ЦТ АРБ, Ф. 1778, on. 1, д. 34. — 5 с.
  257. М. Кое о чём из своей жизни (рукопись). ЦТ АРБ, Ф. 1778, on. 1, д. 31.-104 с.
Заполнить форму текущей работой