Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие интегрированной системы качества вуза на основе внутренней оценки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической предпосылкой формирования эффективных методов проведения внутренних аудитов процессов послужила разработанная матричная модель внутренней оценки ИСК образовательной организации, за основу которой была принята матричная структура управления Е. Б. Гаффоровой, впоследствии адаптированная к интегрированным системам менеджмента М. А. Катанаевой. Также учитывался метод проведения аудита… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации
    • 1. 2. Формы и модели оценки качества образовательной организации
    • 1. 3. Совершенствование системы качества вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО
  • 2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ВУЗА
    • 2. 1. Обоснование теоретических подходов к внутренней оценке интегрированной системы качества образовательной организации
    • 2. 2. Разработка процедуры внутреннего аудита интегрированной системы качества вуза, основанного на функциональном подходе
    • 2. 3. Апробация рекомендаций по внутренним аудитам интегрированной системы качества вуза, основанным на функциональном подходе
  • 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНУТРЕННИХ АУДИТОВ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ВУЗА
    • 3. 1. Теоретические аспекты применения процессного подхода при внутренней оценке интегрированной системы качества вуза
    • 3. 2. Методические подходы и практические рекомендации по проведению внутреннего аудита интегрированной системы качества вуза, основанного на процессном подходе
    • 3. 3. Расчет экономического эффекта от сокращения трудозатрат при проведении внутренних аудитов интегрированной системы качества вуза

Развитие интегрированной системы качества вуза на основе внутренней оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время система образования Российской Федерации претерпевает ряд существенных изменений под влиянием внешних политических, социальных, демографических, а также культурных факторов. Возрастающая конкурентная борьба между вузами за потребителя, а также государственная политика в области гарантии качества образования подталкивает образовательные организации к созданию систем качества. К основным формализованным требованиям заинтересованных сторон, предъявляемыми, на сегодняшний день, к российским образовательным организациям можно отнести требования европейского образовательного сообщества в виде Стандартов и директив ЕКС) А, требования государственных органов по лицензированию и государственной аккредитации, требования и рекомендации международных стандартов ИСО серии 9000. Поэтому в настоящее время при выборе модели системы качества вузы отдают предпочтение интегрированным системам качества (ИСК), отвечающим всем перечисленным требованиям.

Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2008, наличие систем качества в образовательной организации подразумевает проведение обязательной процедуры внутренних аудитов. Несмотря на наличие рекомендаций по созданию и развитию ИСК в современной научной литературе теоретические и практические основы проведения ее внутренней оценки не раскрыты. В связи с этим образовательные организации вынуждены проводить отдельные внутренние проверки ИСК на соответствие разным нормативным требованиям, что приводит к увеличению продолжительности, трудоемкости, а соответственно стоимости внутренних аудитов.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки теоретических подходов, а также методических и практических рекомендаций по совершенствованию процедуры внутренней оценки ИСК вуза, которая позволит удовлетворять требования различных заинтересованных сторон.

Вопросы в области управления качеством, формирования систем менеджмента качества, их интеграции и внедрения рассматривались в научных работах многих зарубежных и отечественных исследователей: У. Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Т. Конти, Ю. П. Адлера, В .Я. Белобрагина, Б. В. Бойцова, Г. П. Воронина, В. Н. Войтоловского, Н. В. Войтоловского, В. И. Галеева, Б. И. Герасимова, A.B. Горбунова, В. Ю. Гуленкова, В. Г. Елиферова, В. В. Ефимова, Г. Н. Ивановой, Е. М. Карлика, В. А. Качалова,.

B.А. Лапидуса, Д. С. Львова, И. И. Мазура, В. В. Окрепилова, И. Г. Окрепиловой,.

C.B. Пономарева, В. В. Репина, М. З. Свиткина, В. М. Ситченко, И. И. Чайки, В. Е. Швеца, Ю. Ф. Шеханова и других.

Вопросы качества в образовании рассматривались в трудах: М. Г. Азаева, В. В. Азарьевой, И. Р. Айтмухаметовой, А. Г. Базаева, С. Н. Беловой, Г. Н. Блинова, H.A. Бонюшко, В. А. Болотова, Е. Б Гаффоровой, Е. А. Горбашко, и" «15, /-Ч ОП ГЛ Т Т L? U' плгют>л TT Т/Т I QnTIT/TI ПТ-J Т/Г ТЗ V. mnonAW ivy.jj. А у W^DCl, U.U. J^DVWDVJJfl, H. I.jcijrijvjri, f>—1 (l.U. lvnfljvmjfl,.

B.Н. Козлова, Э. М. Короткова, H.B. Кошкаревой, В. И. Круглова, Д. В. Маслова, A.M. Новикова, Д. А. Новикова, O.E. Пермякова, С. И. Плаксия, М. М. Поташника, Д. В. Пузанкова, Ю. Б. Рубина, Т. А. Салимовой,.

C.А. Степанова, А. И. Субетто, С. Н. Таранухи, Н. В. Тихомировой, A.A. Факторовича, Н. М. Халимовой, О. З. Халимова, С. Е. Шишова, Е. А. Черемисовой и других.

Несмотря на наличие разнообразных теоретических взглядов и методических рекомендаций в этой области, касающихся в основном методологии и процедурных аспектов внедрения ИСК, процедура проведения внутренних аудитов ИСК образовательных организаций является мало изученной, что определило выбор темы и постановку задач данного исследования.

Объект исследования — образовательные организации высшего профессионального образования.

Предмет исследования — научно-методические аспекты совершенствования и внутренней оценки ИСК вуза в соответствии с современными нормативными требованиями.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических подходов, а также методических и практических рекомендаций по совершенствованию процедуры внутренней оценки ИСК образовательной организации высшего профессионального образования.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1. Проведен мониторинг развития систем качества образовательных организаций Российской Федерации, а также оценка совместимости современных нормативных требований, предъявляемых к ИСК вуза.

2. Разработаны методы совершенствования системы качества вуза, направленные на более полное соответствие с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2008.

3. Теоретически обоснована необходимость совершенствования ИСК вуза на основе процедур внутренней оценки в соответствии с современными нормативными требованиями.

4. Определены этапы жизненного цикла системы качества вуза, позволяющие обосновать концептуальные подходы к проведению внутренней оценки.

5. Разработаны методические основы и практические рекомендации к внутренней оценке ИСК вуза в соответствии с функциональным подходом, основанном на вертикальной проверке структурных подразделений образовательных организаций.

6. Разработаны теоретические подходы и методические рекомендации к горизонтальному внутреннему аудиту ИСК вуза, базирующемуся на проверке процессов ИСК вуза в соответствии с элементным и процессным подходом.

7. Предложена методика проведения внутренних аудитов процессов ИСК с целью оценки их результативности на основе определения уровня удовлетворенности внутренних потребителей процессов.

8. Обоснован методический подход к определению экономического эффекта от предложенных мероприятий на основе сокращения трудозатрат при проведении внутренней оценки ИСК вуза.

Теоретические и методологические основы. При разработке методических положений, обоснованных выводов, предложений и практических рекомендаций рассмотрены научные труды зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области менеджмента качества организаций, в том числе образовательных организаций, а также законодательные и нормативно-правовые акты и документация системы образования.

При решении поставленных задач диссертационной работы использовались общенаучные методы теоретического исследования: контент-анализ документов, методы сравнительного, системно-структурного, логического, статистического и экономического анализа и синтеза. Эмпирические методы исследования, используемые в ходе работы: наблюдение, изучение и анализ документации, идентификация, системный и процессный подход, методы оценки и анализа рисков, методы учета затрат рабочего времени и другие научные методы анализа.

Информационной базой исследования послужили: международные и российские нормативные и законодательные акты, статистические данные, информационно-аналитические и справочные материалы, опубликованные в СМИ, научные периодические изданияматериалы международных и всероссийских научно-практических конференций, информационные ресурсы.

Интернет, а также первичный фактический материал, полученный автором на исследуемых образовательных организаций высшего профессионального образования РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических подходов, практических рекомендаций по совершенствованию процедуры внутренних аудитов ИСК образовательной организации в соответствии с функциональным и процессным подходом, а также методических подходов к сокращению трудоемкости ее внутренних аудитов.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:

• Проведен мониторинг развития систем качества вузов РФ, позволяющий выявить их предпочтения при выборе модели систем качества. На его основе обоснована актуальность создания в вузе ИСК на основе стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2008, стандартов и директив ЕЫС) А, требований государственных органов по лицензированию и государственной аккредитации. В связи с выходом в 2008 году измененной версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001, предложены методы совершенствования руководства по качеству вуза, направленные на более тесную связь системы качества образовательной организации с требованиями этого стандарта.

• Развит понятийный аппарат в области управления качеством образовательных организаций, а также представлено авторское определение термина «интегрированная система качества образовательной организацийэто часть системы общего менеджмента образовательной организации, отвечающая требованиям международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001−2008, стандартов и директив ЕЫС) А и национальных требований государственных органов по лицензированию и государственной аккредитации, направленная на удовлетворение всех заинтересованных сторон и функционирующая как единое целое».

• Выявлены цели, задачи и объекты внутреннего аудита в соответствии с этапами жизненного цикла системы качества вуза, а также определены и теоретически обоснованы концептуальные подходы к методике проведения внутренних аудитов, а именно: обоснована целесообразность использования функционального подхода на этапе внедрения системы качества вуза и процессного подхода на этапе ее совершенствования.

• Разработаны практические рекомендации для проведения внутренней оценки ИСК образовательной организации в соответствии с функциональным подходом, основанном на вертикальной проверке структурных подразделений вуза и на оценке соответствия документированных свидетельств аудита требованиям ИСК, способствующие развитию ИСК вуза с позиций удовлетворения различных заинтересованных сторон, а также сокращения трудоемкости процедуры внутренних аудитов.

• Сформированы предложения по проведению горизонтальной проверки на этапе совершенствования системы качества образовательной организации, включающей внутренний аудит процессов системы качества, что позволяет провести оценку степени выполнения требований к объекту проверки, включая область взаимодействия процессов.

• Предложена методика проведения внутреннего аудита процессов, включающая оценку удовлетворенности внутренних потребителей процессов ИСК вуза, а также учитывающая цикл РБСА, применимый не только к входам и выходам, а также порядку функционирования процессов ИСК.

• Обоснован методический подход к определению экономического эффекта от предложенных мероприятий, базирующийся на сокращении трудозатрат при проведении внутренней оценки ИСК вуза за счет объединения идентичных нормативных требований, а также за счет проведения выборочного аудита.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении понятийнотерминологического аппаратаобосновании выбора путей повышения качества продукции и услуг, предоставляемых образовательными организациями с учетом современных нормативных требований, необходимых для удовлетворения всех заинтересованных сторонобосновании выбора путей оптимизации процедуры внутренних аудитов, основанных на функциональном подходе. Разработанная методика совершенствования внутренних аудитов ИСК, применимая для различных типов учреждений профессионального образования, наиболее полно учитывает современные нормативные требования и позволяет образовательным организациям обеспечить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг. Также разработанные автором методические подходы и практические рекомендации к внутреннему аудиту процессов ИСК позволяют оценить результативность процессов на основе определения уровня удовлетворенности внутренних потребителей, а также применить цикл РЭСА при внутреннем аудите процессов ИСК, что соответствует принципам менеджмента качества, декларируемым стандартами ГОСТ Р ИСО серии 9000−2008.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологическими положениямиединством и целесообразностью теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным целям и задачамрезультатами экспериментальной проверки эффективности предложенной методики проведения внутреннего аудита ИСК. образовательной организацииапробацией разработанных автором программ внутренних аудитов ИСК.

Основные результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на семи научно-практических конференциях и форумах: всероссийских — «Национальные концепции качества: уроки истории и современность» (Санкт-Петербург, 2010), «III Менеджмент качества в образовании» (Санкт-Петербург, 2010), «Менеджмент качества и устойчивое развитие в условиях инновационной экономики» (Саранск, 2009), «Менеджмент качества: теория, методология, практика» (Саранск, 2011) — городских — «Качественный менеджмент — С) М» (Красноярск, 2009, 2010), «Гарантии качества профессионального образования» (Москва, 2010).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время инвестиции в сферу образования признаются самой экономически выгодной формой капиталовложений, а качество образования становится главным ориентиром международной политики в области образования ЮНЕСКО, ООН, Евросоюза. Согласно данным различных международных рейтингов конкурентоспособности системы образования, единицы российских вузов могут попасть лишь во вторую сотню рейтингов, остальные не в состоянии конкурировать с признанными державами, оставаясь далеко позади ведущих мировых вузов. Ввиду этого Правительством РФ разрабатывается ряд мер по реформированию системы высшего образования, в том числе разрабатываются механизмы гарантии качества образования, призывающие российские вузы создавать системы качества.

Возрастающая конкурентная борьба между вузами за потребителя, а также государственная политика в области гарантии качества образования привела к тому, что на сегодняшний день почти треть вузов РФ различных форм собственности активно внедряют и совершенствуют различные модели систем качества.

На основе данных, полученных за 2011 — 2012 гг. на официальных сайтах аккредитованных образовательных организаций высшего профессионального образования проведен анализ предпочтений вузов при выборе модели системы качества, который показал, что на сегодняшний день самой распространенной и внедряемой системой качества в вузах является система качества, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000. Помимо этого установлено, что достаточно большое количество вузов (25%) отдают предпочтение типовой модели системы качества образовательной организации.

Проведена оценка совместимости требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2008, стандартов и директив ЕЫС^А и требований государственных органов по лицензированию и государственной аккредитации, которая показала, что интеграция перечисленных требований является наиболее эффективным способом создания системы качества в образовательных организациях так как позволяет учитывать интересы различных заинтересованных сторон, увеличивает синергетический эффект, обусловленный большей отдачей от интеграции трех систем, чем от отдельного их функционирования, а также позволяет сократить число внутренних аудиторских проверок и снизить трудозатраты на них.

Основываясь на выбранных моделях систем качества, автор предлагает ввести в научный оборот термин: «интегрированная система качества образовательной организации — это часть системы общего менеджмента образовательной организации, отвечающая требованиям международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001−2008, стандартов и директив Е1^С)А и национальных требований государственных органов по лицензированию и государственной аккредитации, направленная на удовлетворение всех заинтересованных сторон и функционирующая как единое целое». Отличие данного термина от предложенных ранее различными научными школами, заключается в конкретизации выбранных систем качества, которые наиболее полно позволяют отразить специфику деятельности образовательных организаций и соответствуют как международным, так и национальным требованиям.

Под развитием системы качества подразумевается процесс ее постоянного совершенствования, в том числе за счет адаптации к постоянно меняющимся, совершенствующимся требованиям. В связи с этим разработаны рекомендации по совершенствованию ИСК образовательной организации в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 90 012 008, которые в первую очередь касаются основного документа системы качества—вуза—-—Руководства—по—качеству.—Апробация—предложенных изменений была проведена в Сибирском государственном технологическом университете. Установлено, что внедрение разработанных рекомендаций, направленных на совершенствование системы качества вуза, способствует более тесной связи со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001−2008, что позволяет ИСК образовательной организации более полно соответствовать требованиям стандарта, проверяемым при ее внутренней оценке.

Несмотря на то, что процедура внутреннего аудита системы качества стандартизирована, ни один из стандартов не учитывает этапы ее жизненного цикла, тогда как они во многом определяют непосредственные цели и процедуру аудита. Для определения целей и задач внутреннего аудита выявлены и проанализированы три этапа жизненного цикла системы качества вуза: исходный этап, этап внедрения, этап совершенствования. В соответствии с этими этапами установлены цели и объекты, а также описаны процедуры проведения внутренних аудитов. На этапе внедрения первой целью является оценка соответствия всей ИСК или отдельных ее процессов нормативным требованиям и рекомендациям. В соответствии с целями и объектами внутренних аудитов на этапе внедрения рекомендовано применение функционального подхода, основанного на вертикальной проверке структурных подразделений и оценке соответствия их деятельности требованиям ИСК.

На этапе совершенствования системы качества организация может оценивать ее на соответствие собственным требованиям, которые зависят от установленных целей. В этом случае помимо требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001−2008 вуз может проводить внутренние аудиты на соответствие стандартам и директивам ЕЫС) А, а также отраслевым требованиям, то есть перейти к внутренней оценке ИСК.

Проведен анализ требований, объединенных в ИСК, который показал, что стандарты и директивы ЕИС^А дублируют требования ГОСТ Р ИСО 9001−2008 в целом на 55%, а отраслевые требования аналогичны тому же стандарту примерно на 45%. В наибольшей степени совпадение требований и рекомендаций имеет место в разделах, касающихся документации и записей, а также применительно к обеспеченности ресурсами.

В связи с этим, предложено классифицировать свидетельства аудита по признаку их принадлежности к одному или более требованиям ИСК на одновалентные — это свидетельства аудита, относящиеся исключительно к одному требованию ИСК и многовалентные — свидетельства аудита, относящееся к двум или более требованиям ИСК.

Разработана схема внутреннего аудита ИСК образовательной организации в соответствии с функциональным подходом, при котором аудитор проверяет выполнение требований некоторого набора элементов, соответствующих требованиям ИСК в каждом конкретном структурном подразделении.

Установлено, что свидетельства аудита можно классифицировать на общие, находящиеся во всех структурных подразделениях вуза, и на специфические, находящиеся исключительно в одном структурном подразделении. В результате анализа требований ИСК, предъявляемых к структурным подразделениям вуза было выявлено, что около 35% требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2008 проверяются общими свидетельствами, в стандартах и директивах ЕЫС) А это число составляет не более 10%, а также порядка 10% аккредитационных показателей могут быть проверенны в любом структурном подразделении вуза.

Разработана программа и план внутренних аудитов ИСК образовательной организации в соответствии с функциональным подходом. Обоснована целесообразность использования выборочного аудита, который предполагает проверку некоторых элементов, входящих в область распространения системы качества вуза, на соответствие некоторым нормативным требованиям. Определено, что из существующих способов организации выборочного наблюдения эффективность внутреннего аудита может быть повышена за счет стратифицированного отбора, который заключаетсявтом, что генеральная совокупность подразделяется на подсовокупности или страты, представляющие собой однородные объекты, которые имеют какие-либо идентифицирующие характеристики.

В соответствии с функциональным подходом в качестве модели объекта оценки была выбрана типовая линейно-функциональная организационная структура вуза, в которой, структурные подразделения стратифицированы согласно уровням управления на высший уровень — ректоратсредний уровень — функциональные структурные подразделения и низовой уровеньисполнители (кафедры). В результате ее стратификации выявлено, что в структурных подразделениях высшего и низового уровня проверяются в основном общие требования, а в структурных подразделениях среднего уровня — преимущественно специфические требования. При определении объема выборки автор руководствовался уровнем риска по каждой страте, который был определен, на основании результатов анализа современных нормативных требований, предъявляемых к структурным подразделениям.

Теоретически обосновано, что для высшего уровня управления вузом целесообразно проводить сплошные проверки всех структурных подразделений на соответствие некоторым требованиям, для среднего уровня управления достоверный объем выборки составит 80% от числа структурных подразделений. Для низового уровня управления объем выборки определен как квадратный корень из их числа, в соответствии с методикой, применяемой органами по сертификации систем качества.

Обоснована необходимость проведения горизонтального аудита, т. е. аудита процессов, а не структурных подразделений на этапе совершенствования системы качества вуза. Установлено, что аудит процесса обычно проводят, используя два способа: аудит, ориентированный на элементы (требования) и аудит, основанный на процессном подходе. Разработаны и теоретически обоснованы методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процедуры внутренних аудитов ориентированных на элементы.

Теоретической предпосылкой формирования эффективных методов проведения внутренних аудитов процессов послужила разработанная матричная модель внутренней оценки ИСК образовательной организации, за основу которой была принята матричная структура управления Е. Б. Гаффоровой, впоследствии адаптированная к интегрированным системам менеджмента М. А. Катанаевой. Также учитывался метод проведения аудита системы качества, предложенный В. Гулинковым и М. Куприяновой. Матричная модель внутренней оценки ИСК образовательной организации позволила увязать воедино системный, процессный и функциональный подход при внутренней оценке ИСК, а также выявить все требования и рекомендации ИСК, относящиеся к конкретным процессам, осуществляемым вузом. Определено, что большинство основных процессов системы качества вуза, согласно классификации, предложенной В. Г. Елиферовым и В. В. Репиным, являются сквозными, то есть осуществляемыми несколькими структурными подразделениями вуза. В то же время большая часть обеспечивающих процессов являются х! у 1рифуНКЦИиН<�АЛЬпЫМИ, идущие 1ЙЛл^ГуШМИ идним и 1р у К 1 у рМЫМ птм гтчмт/Ь Г1ТТ^ТГПАТ1П ттг тут тг гттттопптттпах гг т гт! Аттттт* /-ч-г-у-чл — глТ ТI у> < подразделением.

Проведен анализ нормативных требований, предъявляемых к процессу «Проектирование и разработка основных образовательных программ», который показал, что около 60% требований дублируют друг друга. В результате анализа выявлено, что трудоемкость процедуры внутренних аудитов процессов, ориентированных на элементы, можно сократить, объединив общие нормативные требования, предъявляемые к структурным подразделениям внутри процесса.

По мере развития системы качества и обеспечения уверенности в том, что она отвечает стандарту, все менее важным становится первичная цель — проверка соответствия требованиям ИСК. Поэтому аудит процессов на этапе развития системы качества должен быть ориентирован на процессный подход, который сосредоточен не только на оценке основных характеристик конечного продукта, но и на изучении ведущих параметров процесса, которые, в конечном счете, обеспечивают качество результата. Таким образом, внутренний аудит процессов на этапе дальнейшего развития ИСК может быть направлен на оценку результативности процессов. А так как суть и назначение процессов заключается в том, чтобы, изменяя вход, получить запланированный результат на выходе для удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон, то результативность процессов может быть оценена по степени удовлетворенности участников процессов системы качества. При этом следует учитывать, что сквозные процессы включают в себя цепочку шагов (подпроцессов) осуществляемых различными структурными подразделениями, следовательно, у каждого подпроцесса есть свои входы и выходы, поставщики и потребители.

В соответствии с принципами процессного управления, при проведении внутренних аудитов процессов рекомендовано применять цикл PDCA, оценивая удовлетворенность участников на каждом этапе данного цикла. Для этого необходимо, во-первых, определить в каких структурных подразделениях осуществляются этапы цикла PDCA, во-вторых, выявить поставщиков и потребителей внутри сквозных процессов. Для этих целей лучше всего, на наш взгляд, использовать моделирование процессов методом построения квалиграмм. Разработана квалиграмма сквозного процесса «Разработка и улучшение УМКД», которая позволила определить связи, существующие между разными участниками во время выполнения процесса, а также этапы цикла PDCA, реализуемого различными исполнителями.

Обоснован методический подход к определению экономического эффекта от предложенных мероприятий на основе сокращения трудозатрат при проведении внутренней оценки ИСК ¦ вуза. Проведен расчет трудоемкости внутренних аудитов при существующей процедуре их проведения. В соответствии с разработанными автором методическими подходами и практических рекомендациями, трудоемкость внутренних аудитов ИСК может быть значительно сокращена за счет объединения идентичных требований ИСК, а также формирование аудиторской выборки.

Сопоставление полученных результатов, дает основание утверждать, что использование усовершенствованной методики проведения внутренних аудитов является экономически обоснованным, так как позволяет сократить затраты на проведение внутренних аудитов вуза почти в пять раз.

Также проведен расчет сокращения трудозатрат от предложенных методических рекомендаций по проведению внутреннего аудита процесса «Разработка и улучшение УМКД» на основе элементного подхода, который подтверждает наличие экономического эффекта, так как они позволят сократить стоимость внутренних аудитов более чем на 80%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже веков: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. — 235 с.
  2. , М., Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. 2008. — № 5. — С.139−143.
  3. , И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России / И. Р. Айтмухаметова // Экономика образования. 2008. — № 4. — С. 39−48.
  4. , Г. П. Терминологический словарь / Г. П. Кабанов: учебное пособие для студентов специальности 30 500.16 всех форм обучения. Красноярск: СибГТУ, 2007. — 80 с.
  5. , С.И. Качество высшего образования / С. И. Плаксий. -М.: Национальный институт бизнеса. 2003. — 654 с.
  6. , Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. / Э. М. Короткое. М.: Академический Проспект: Мир, 2006. — 320 с. — («Gaudeamus»).
  7. , М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.
  8. , Г. Н. Управление качеством образования. Методология. Теория. Практика: монография. / Г. Н. Блинов. Красноярский краевой институт повышения квалификации. — Красноярск, 2008. — 112 с.
  9. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» в редакции от 01.12.2010. 1
  10. , В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) / В. Колесов // Высшее образование в России. 2006. — № 2. — С. 3−8.
  11. , И. Об экономической природе современного отечественного образования / И. Ильинский // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — с. 39−52.
  12. , В.А. Повышение качества образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчан, А .Я. Савельев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. — 392 с.
  13. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  14. , В. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах / В. Качалов. М.: ИздАТ, 2001 — 128 с.
  15. , Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации /Н.В. Кошкарева // Автореферат дис. канд. эконом, наук. Красноярск. — 2006.
  16. , В.В. Формирование системы качества вуза: Монография. / В. В. Левшина, Э. С. Бука. Красноярск: СибГТУ, 2004. — 324 с.
  17. , Н.Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок / Н. Ю. Пименова // Университетское управление: практика и анализ. 2006. — N 1(41). — С. 15−26.
  18. , Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничения диверсификации доходов / Б. Джоунстон // Университетское управление: практика и анализ. 2002. — № 2. -с. 12−14
  19. , A.B. Формирование системы показателей деятельности высшего учебного заведения / A.B. Карловский // Качество, инновации, образование. 2008. — № 9. — С. 20−22
  20. Коитиро Мацуура. Глобализация и ключевые проблемы высшего образования / Мацуура Коитиро // Высшее образование сегодня. 2008. -№ 8. — С.6−8.
  21. О путях и стратегии развития высшего профессиональногоr"^r"Q-jr"T3QXJT/fa ТЛиТ<=»ГМ2Т-1Г» Г> ВТ/ГТТ (=>ПГ?>ОМ притли РАО ТТГ"Ь"Г r"nr>A/f ГГ|=> по mruupri←uv
  22. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09l l/IssWWW.exe/Stg/d01/08−10.htm (дата обращения 26.02.2012)
  23. Круглый стол «Консерватизм одно из достоинств университетов, но и его недостаток». // Управление персоналом. — 2007. -№ 24.-с. 17−20
  24. Круглый стол «Образовательная среда и бизнес-сообщество -путь к диалогу». // Высшее образование в России. 2006. — № 2. — С. 14−35
  25. , A.M. Сомнительные блага Российского образования (INFERIOR GOODS) / A.M. Руткевич // Вопросы образования. 2008. — с. 11 127
  26. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru/freedoc/newsite/population/demo/demo21 .htm (дата обращения 26.02.2012)
  27. , E.JI. Высшее образование и рыночные отношения: социологический аспект взаимодействия /Е.Л. Могильчак // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. -2009. Т. 64. — № 1−2. — с. 210−218
  28. Установка на успех электронный ресурс. // Российская газета WWW.RG.RU от 17 марта 2009 г. № 44 (4868) URL: http://www.rg.ru/2009/03/17/uspeh.html (дата обращения 20.10.2009)
  29. , M. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. 2008. — № 5. — С. 139−143.
  30. , Т.А., Молочников, Н.Р., Дедкова, И. Ф. Реформа высшего образования: преимущества и недостатки /Т.А. Лобовская // Современные наукоемкие технологии. 2005. — № 5. — с. 38−41
  31. , В.А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. 2006. — № 1. — с. 22−31.
  32. СМК в вузах: и для абитуриента, и для работодателя, электронный ресурс.: Газета «Континент Сибирь» № 32 (521), Август 2007 года URL: http://ks.sibpress.rU/nomer/ks/-/jid/36/catid/5/id/1798/ (дата обращения 19.10.2009)
  33. , Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования / Ю. Рубин // Высшее образование в России. 2007. — № 1. — С. 26−41 1
  34. , A.A. Инновации в системе высшего образования России /A.A. Фурсенко, А. Е. Волков, Д. В. Ливанов // Экономика и управление. 2007. — № 6. — с. 6−9
  35. , В.Д. Экспортная стратегия российского вуза (на примере проекта «российский университет в Австралии») /В.Д. Чухломин //"Налоги, инвестиции, капитал" 2004. — № 3−4
  36. Знания как экспорт, электронный ресурс. «Российская газета» -Экономика Южного округа № 4675 от 3 июня 2008 г. URL: http://www.rg.ru/2008/06/03/reg-jugrossii/inostrstudent.html (дата обращения 19.10.2009)
  37. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Текст.: докл./Обществ, палата Рос. Федерации. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 78 [2] с.
  38. , И.А., Шутилин, В.А. Рейтинги вузов в России и мире /И.А. Артюшина// Высшее образование в России. 2009. — № 2. — с. 15−18
  39. , М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования / М. В. Шестакова // Экология человека. 2008. -№ 11.- с.23−28
  40. , В.И., Кутузов, В.И., Пузанков, Д.В., Степанов, С. А. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В. И. Круглов // Аккредитация в образовании. -2006.-№ 7.-с. 21−23
  41. , М. С мира по вузу электронный ресурс.: «Российская газета» Федеральный выпуск № 4846 от 11 февраля 2009 г. URL: http://www.rg.ru/2009/02/ll/reiting.html (дата обращения 03.02.2010)
  42. , Е.В. Рейтинг национальных систем высшего образования / Е. В. Балецкий, А. Б. Гусев // Мир измерений. 2008. — № 4.л к ю t. u-io
  43. МГУ занял первое место в рейтинге российских вузов по основным позициям, электронный ресурс. «Стандарты и качество» URL: http://www.stq.rn/news/detail.php7IDK36312 (дата обращения 03.02.2010)
  44. , Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса / Д. Салми, И. Д Фрумин, // Вопросы образования. 2007. -№ 3.-с. 5−45
  45. Минобрнауки оптимизирует число государственных вузов и НИИ к 2012 году электронный ресурс. URL: (http://regnum.ru/news/1 089 965.html (дата обращения 03.02.2010)
  46. , H.H. Федеральные университеты как генераторы ускорения социально-экономического развития / H.H. Колотова, И. М. Темкина // Высшее образование сегодня. 2011. — № 7. — с.27−33
  47. , И.В. К вопросу о создании федеральных университетов / И. В. Карапетянц // Высшее образование сегодня. 2008. — № 8.-С. 10−14
  48. , Н. Высшую школу готовят к большим переменам электронный ресурс.: Поиск: газета научного сообщества от 15.07.2009 URL: http://www.poisknews.ru/2009/07/15/vyzovvuzam.html (дата обращения 03.02.2010)
  49. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: сайт. URL: http://old.obrnadzor.gov.ru/ru/news/index.php?id4=l482&from4=6 (дата обращения 03.02.2010)
  50. Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/ economylib/mert/welcome/pressservice/eventschronicle/docl217949648141 (дата обращения 03.02.2010)
  51. , Ю. Минэкономразвития прогнозирует усиление России в качестве ведущей экономической державы / Ю. Васильеват" псо Arn
  52. Ги^СИИЫШЯ icLieid", z, / нихирх? W/
  53. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы/ Под науч. ред. Н. Л. Титовой Текст. М.: МАКС Пресс, 2008. — 668 с.
  54. , С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе /С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008 г. — № 5. — С. 52−57.
  55. , С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов- под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. -640 с.
  56. , В. Качество и фундаментальность высшего образования / В. Тестов // Высшее образование в России 2008. — № 10. — С. 89−92.
  57. Назаров, В. П. Проблемы и перспективы управления качеством
  58. Повышение качества высшего профессионального образования.: материалы Всероссийской научно-методической конф.: в 2 ч. 41 / науч. ред. В. И. Калмаков. Красноярск: СФУ, 2008. — с. 73−76.
  59. , Ю.В. Обеспечение качества высшего образования: концептуальная и системная проблема / Гусев, Ю.В. и др. // Качество, инновации, образование 2007. — № 3. — С. 9−20.
  60. , Н.М. Проблемы управления качеством профессионального образования. / Н. М. Халимова, О. З. Халимов, Т. Г. Кузнецова. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. — 132 с.
  61. , С.Н. О многомерности качества образования / С. Н. Тарануха, B.JI. Григорян // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XII международной конференции 20−21 апреля 2006 г. Санкт-Петербург. Т1. С. 124−126.
  62. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание / Под общей редакцией профессора Ю. Б. Рубина. -М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. 540 с. — (Академическая серия).
  63. , М.Ф., Романькова Н. В. Форум «Гарантии качества профессионального образования»: состояние и перспективы с. 26−29
  64. , Ю.Б. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и Российской практике / Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. 2009. -№ 2. — с.7−10
  65. , Н.П. Роль самооценки в стратегическом управлении классическим университетом / Н. П. Макаркин, Т. А. Салимова, В. И. Маколов // Стандарты и качество. 2008. — № 6. — С. 58−61.
  66. , М.В. Зарубежные модели оценки качества высшего образования / М. В. Шестакова // Экология человека. 2008. -№ 11.- с.23−28
  67. , В.И., Кутузов, В.И., Пузанков, Д.В., Степанов, С. А. Управление качеством как процесс: типовая модель системы качества образовательных учреждений / В. И. Круглов // Аккредитация в образовании. -2006.-№ 7.-с. 21−23
  68. Приказ Минобразования РФ от 12.11.1999 N 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения»
  69. ГОСТ Р ИСО 9000−2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. электронный ресурс. Введ.: 10.09.2009.URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=EXP-n=454 486 (дата обращения 15.06.2012)
  70. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / В. В. Азарьева и др. СПб.: «ПИФ.сош», 2007. — 44 с.
  71. , А.И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России/ А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 1. — с. 75−87
  72. , С.Н. Внутривузовская система оценки качества образовательного процесса / С. Н. Белова //Казанский педагогический журнал. 2008. — № 4. — с. 45−50
  73. , O.A., Королев, М.Ф., Романькова, Н. В. Социологическое исследование готовности вузов к использованию новых механизмов управления качеством № 7 — с. 79−92
  74. , H.A., Туманов, K.M. Стратегия формирования системы менеджмента качества вуза / H.A. Бонюшко // Стандарты и качество. 2008. — № 9.
  75. , И.И. Системы оценки качества образования: поиск эффективной модели электронный ресурс. URL: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/param/738/ (дата обращения 8.06.2011)
  76. Википедия: свободная энциклопедия: сайт. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ISO9000 (дата обращения 29.10.2011)
  77. , И.И. Новое в стандартах ИСО серии 9000 и некоторые кризисные моменты в стандартизации систем менеджмента качества / И. И. Чайка // Стандарты и качество. 2007. — № 11. — С. 30−34.
  78. , Э.В., Мищенко, C.B., Герасимов, Б. И. Управление качеством в образовательной организации. / Э. В. Злобин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 88с. ,
  79. , И.И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? / И. И. Чайка // Стандарты и качество. 2006. — № 3. — С. 64−69.
  80. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2001 в области образования и обучения: пер с англ. A. J1. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. — 126 с.
  81. , Д.В. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков и др. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — 2003. — 220с.
  82. ГОСТ Р 52 614.2−2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001−2001 в сфере образования». Введ. 01.06.2007. — М: Стандартинформ, 2007. — 64 с.
  83. , Д.В., Мазалецкая, A.JL, Стид, К. Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете / Д. В. Маслов // Университетское управление. 2006. — 5.-е. 97−103
  84. В. Усовершенствованное совершенство. Пересмотр модели EFQM / В. Галеев // Стандарты и качество. 2010. — № 1.-е. ???
  85. Маслов, Д, Белокоровин, Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления? электронный ресурс. URL: http://www.intalev.ru/agregator/quality/id1325/ (дата обращения 26.12.2011)
  86. Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации: сайт. URL: http://www.vniis.ru/3312/Awards/Laureates/ (дата обращения 26.12.2011)
  87. , Т.А. Совершенствование деятельности вуза на основе самооценки по моделям премий конкурсов в области качества / Т.А.-------// ---------------------1ЛАП Г&bdquo- П «ЛС Л Аситмиьа // 07кили1им чсливскй. — z.jjy. — у. — tu-t?.
  88. , E. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития / Е. Горбашко, С. Шендерова //Стандарты и качество. -2008. -№ 11. -С. 68−72.
  89. , Г. У. Системы менеджмента качества высших учебных заведений / Г. У. Матушанский // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2009. — т. 1. — № 1. — с. 8595
  90. , O.E. Совершенствование системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в контексте требований ENQA / O.E. Пермяков // Университетское управление: практика и анализ. 2007. — № 3. — с. 97−101
  91. , В.В., Степанов, С.А. Создание системы качестваквалификаций. Менеджмент качества в образовании. Тезисы докладов 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. к.т.н. доц. С. А. Степанова. СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2009. — с. 27−28
  92. Отчет СПбГЭТУ «Разработка информационных материалов для систем управления качеством в образовательных учреждениях ВПО» электронный ресурс. ¦ URL: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/deskr/modeli/379/ (дата обращенияол (П ОЛ1 о ?.J .> / iz. j
  93. , В.В. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учебное пособие /В.В. Ефимов, А. Н. Туманова. Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 123 с.
  94. , Н.В., Караулова, В.Е. Внутренняя оценка СМК вуза на основе требований стандартов и директив ENQA / Н. В. Евсеева // Успехи современного естествознания. 2008. — № 8. — с. 124
  95. , O.P. Организация внутренних аудитов системы менеджмента качества, процессов и продукции на производственном предприятии / O.P. Зубояров // Качество. Инновации. Образование. 2010. -№ 8. — стр.34−38
  96. , A.A. Управление качеством образовательного процесса в современном вузе / A.A. Факторович // Педагогика. 2009. — № 3. -с. 80−83.
  97. , A.C. С больной головы на здоровую / А. Воробьев // Управление качеством. 2005. — № 9. — с. 32−35
  98. , А. М. Качество образования: система внутренних и внешних оценок. / A.M. Новиков, Д. А. Новиков // Народное образование. -2007.- № 9.-с. 1−17
  99. , М.З. Организационно-методические подходы к созданию интегрированных систем менеджмента Электронный, ресурс.
  100. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY6/ompinegr.htm (дата обращения 20.07.2012)
  101. , М.А. Оценка эффективности интегрированной системы менеджмента предприятия: монография / М. А. Катанаева. Спб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2009. — 202с.: ил.
  102. , В.П. Корректировка руководства по качеству вуза в соответствии с новыми требованиями и рекомендациями / В. П. Аминева, В. В. Левшина //Перспективы науки. 2011. — № 2 (17). — с.92−96
  103. , И.Т. Размышления на тему общественно-профессиональной аккредитации, или как оценивать образование, не ухудшая его качество: взгляд эксперта. /И.Т. Заика// Университетское управление: практика и анализ. 2009. — № 1. — с. 70−73
  104. , И.В. Комплексная оценка деятельности вуза: баланс необходимого и достаточного / И. В. Князева // Высшее образование сегодня. 2009. — № 1. — с. 10−12
  105. , И. О стандарте ИСО 9001:2008 и политике введения его вдействие / И. Чайка // Стандарты и качество. 2008. — № 11. — С. 26−29.
  106. Руководство по «аутсорсинговым процессам» Электронный ресурс. Документ ISO/TC 176/SC 2/N 630R2, ноябрь 2003. Технический комитет ИСО/ТК 176 Режим доступа: http.7/www.icgф.ru/docs/list/article/?action=showproduct&-id=81 (дата обращения 20.07.2012)
  107. ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 18.12.2008. — М.: Стандартинформ, 2009. — 25 с.
  108. , Е.Ю., Шестакова, М.В. Самообследование кафедр в процедуре внутренней оценки деятельности вуза. / В. Ю Васильев, М. В. Шестакова // Университетское управление: практика и анализ. 2009. — № 5. -с. 15−22
  109. H.B. Внутренняя оценка СМК вуза на основе требований стандартов и директив ENQA/ Н. В. Евсеева, В. Е. Караулова // Успехи современного естествознания. 2008. — № 8 — с. 124−125
  110. Настольная книга внутреннего аудитора / М. З. Свиткин, K.M. Рахлин, В. Д. Мацута, О. Д. Дымкина. СПб.: ООО «Издательский дом «Измайловский», 2003. — 120 с.
  111. , A.B. Лекция «Внутренние аудиты СМК» / A.B. Горбунов // Практический менеджмент Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pqm-online.com/53 (дата обращения 20.07.2012)
  112. Качалов, В. А Какие процессы «необходимы для СМК» / В. А. Качалов // Методы менеджмента качества. 2010. — № 1. — с.
  113. , В.А. Анализ динамики несоответствий в системах менеджмента /В.А. Качалов // Методы менеджмента качества. 2011. — № 9. -с. 26−32
  114. , В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. М.: ИНФРА-М, 2009.- 319 с. -(Учебники для прогаммы MB А).
  115. , A.B. Аудит процессов или аудит подразделений? / A.B. Горбунов // Методы менеджмента качества. 2007. — № 1. — с. 15−18
  116. Бочаров, В. В Концепция интегрированной системы менеджмента: от менеджмента качества к качеству менеджмента / В. В. Бочаров Электронный ресурс. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY14/imsconcept.htm (дата обращения 11.08.2011)
  117. , Е. Совершенствование системы менеджмента предприятия на основе матричной структуры управления / Е. Гаффорова, Ж. Гаффоров // Стандарты и качество. 2008. — № 7. — с. 66−69
  118. , В.Ю. Новое в подходе к сертификации систем менеджмента качества / В. Ю. Гуленков, М. С. Куприянова // Стандарты и качество. 2002. — № 3. — С. 90−83.
  119. , А.Д. Аудит: учебник / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц. М: -ИНФРА-М, 2004 URL: http://www.consensus-audit.ru/audit-info/article/audit-uchebnik/4/4/2/ (дата обращения 06.08.2011)
  120. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17 021−2008 Оценка соответствия. Требованиягг nnrauoTVi ттт-чгтэгттсттттттл/Г ал^тттдлг тл г^^гчтЧ/ГгКттхготтттхгч л^^Т-ГАттм^лл^итя • 1А —
  121. AV J. Uliuivij ll^ViJV/^/llJ^IllVi 14-J ДХ1 J. XI VWjJ i. XA Vp IliVUi^IllV VI1V 1 V1T1 mviiv^yniuvil 1U< • ITA.
  122. Стандартинформ, 2008., Введ.: 30 октября 2008 г. № 274-ст ,
  123. , Jl. Е. Построение процессных моделей менеджмента качества на основе требований ИСО 9001:2000 Текст. / Jl. Е. Скрипко // Вестник СПбГУ. 2006. — № 1. — С. 28 — 51. — (Сер. «Менеджмент»)
  124. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике Текст. / под общ. ред. Г. Е. Герасимовой. М.: Трек, 2005.
  125. Т. Внутренние аудиты. Что дает форма отчета? / Т. Болотина, А. Новицкий // Стандарты и качество. 2007. — № 2. — С. 86−89.
  126. Russell, J.P. Process Auditing and Techniques, Quality Progress, June 2006 электронный ресурс. URL: http://quality.eup.ru/DOCUM4/ap.htm (дата обращения 2.12.2011)
  127. , Т. Как сделать процесс внутренних аудитов эффективным / Т. Калита // Корпоративный менеджмент электронныйресурс. URL: http://wwwxfin.ru/management/iso9000/qm/inaudit.shtml (дата обращения 2.12.2011)
  128. , C.B. Есть свет в конце тоннеля / C.B. Дранишников, A.B. Дроздов // Методы менеджмента качества. 2011. — № 9. — С. 43−48
  129. ГОСТ Р ИСО 10 017−2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 электронный ресурс. Режим доступа: http://files.stroyinf.rU/Datal/45/45 863/#i308624
  130. Group Expert: сайт. http://www.expert-index.ru. (дата обращения 17.03.2010)
  131. , Е.М. О конкурентоспособности и рыночной устойчивости государственных вузов / Е. М. Белый, М. П. Беспалова, И. Б. Романова // Высшее образование сегодня. 2011. — № 6. — с. 15−17
  132. , В.П. Этос, рейтинги вуза и публикационная активность преподавателя вуза / В. П. Шестак, Н. В. Шестак // Высшее образование в России. 2012. — № 3. — с. 29−40
  133. , C.B. Факторы и показатели внутренней и внешней среды вуза, определяющие его рейтинг / C.B. Рябова // Университетское управление: практика и анализ. 2011. — № 6. — с. 6−10
  134. , Ю.Б. Внутренние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании / Ю. Б. Рубин, Э. Ю. Соболева // Высшее образование в России. 2011. — № 2. — с. 12−23
  135. , JI.C. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов / JI.C. Гребнев // Высшее образование в России. -2011. -№ 11.-с. 29−41
  136. , М.З. Интегрированные системы менеджмента : практич. пособие / М. З. Свиткин. Спб.: КОНФЛАКС, 2004. — 57 с.
  137. Лингвистический энциклопедический словарь Электронный ресурс.: электронная энциклопедия / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Новый диск, 2008. CD-ROM
  138. , Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов /Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. -2011.-№ 11.-с. 29−41
Заполнить форму текущей работой