Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин
Диссертация
Обучение в рамках сложившейся модели военного образования и, тем более, в рамках формирующейся невозможно без наличия у курсантов глубоких по своей сути мотивов, вызывающих желание действовать активно с полной отдачей сил, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Мнения об особенностях мотивации учения в высшем учебном заведении достаточно разнородны, но все же можно утверждать, что… Читать ещё >
Содержание
- 1. Психолого-педагогические основы формирования мотивационной сферы учения курсанта
- 1. 1. Мотивационная сфера как психологическая основа учения
- 1. 2. Основы исследования мотивационной сферы учения
- 1. 3. Основы формирования мотивационной сферы учения
- 2. Обоснование дидактической целесообразности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
- 2. 1. Исследование общей и военно-профессиональной мотивации курсантов
- 2. 2. Принципы построения и мотивационные возможности компьютерных обучающих программ на иностранном языке
- 2. 3. Дидактические условия и приемы использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
- 2. 4. Теоретическое обоснование дидактической целесообразности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
- 3. Экспериментальная проверка эффективности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
- 3. 1. Экспериментальная база
- 3. 2. Описание и результаты эксперимента
Список литературы
- Айнштейн В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров // Высш. обр. в России. — 1993. — № 2. — С. 96−99.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психол. 1968. — № 6. — С. 21−23.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Т. 2. М.: Педагогика, 1982. -295 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. Сов. педагогика, 1980. — № 3. — С. 99−106.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Дону: «Феникс», 1999.-416с.
- Берне Р. Развитие Я-концепций и воспитание / Под ред. В. Я. Пилиповского.- М.: «Прогресс», 1986. 424 с.
- Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопр. психол.- 1968.-№ 1.-С. 51−66.
- Бибрих P.P., Орлов А. Б. Монолог . или диалог? (Закономерности развития и формирования побуждений детей в семье). М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1976. — № 6. — С. 34−44.
- Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // XVIII Междунар. психол. конгр. Симпоз. 35. М., 1966. — С. 101−111.
- Вайсман P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1973. — № 5. — С. 23−40.
- Вербицкий А., Бакшаева Н. Развитие мотивации в контекстном обучении // Aima mater (Вестн. высш. шк.). 1998. — № 1,2. — С. 47−50.
- Вербицкий А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высш. обр. в России. 1998. — № 1. — С. 101−107.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990. -288с.
- Вражнова М., Хандамиров В. Служба по трудоустройству в техническом вузе il Высш.обр. в России. 1999. — № 6. — С. 16−20.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. -264 с.
- Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидации психологических тестов // Вопр. психол. 1978. -№ 5. — С. 108−118.
- Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / Под ред. М. И. Махмутова. -М.: Педагогика, 1985. 152 с.
- Демкин В., Вымятнин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высш.обр. в России. 1998. — № 4. — С. 121−124.
- Дмитриев Б.Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшими школьниками // Вопр. психол. 1985. — № 2. — С. 17−19.
- Доброленский Ю.П., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., Туваев В. А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. М.: Машиностроение, 1975.-280 с.
- Долженко О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 191 с.
- Дь"ченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
- Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков // Высш.обр. в России. -1999. № 1. — С. 3−11.
- Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда // Высш.обр. в России. 1999. — № 2. — С. 3−6.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. -351 с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1971. -224 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Илькевич Б.В. Интегрированная подготовка инженеров // Высш.обр. в России.-2000.-№ 4. С. 105−110.
- Илькевич Б.В. Системный подход к изучению цифрового вычислителя АИС ТАКТ 51 // Пути совершенствования обучения курсантов на основе индивидуализации и компьютеризации: Сб.статей. Пермь: Изд-во ПВВКИУ, 1992. -С. 27−30.
- Илькевич Б.В., Зимин В. И., Поломаренко В. А. Повышение мотивации слушателей при компьютерном обучении // Университетское образование:
- Сб.материалов IV Международной научно-методической конференции (Пенза, 11−12 апреля 2000). Пенза: Изд-во Пенз. ун-та, 2000. — С. 16−18.
- Илькевич Б.В., Поломаренко В. А. Процесс обучения в военном институте // Деп. в ЦСИФ МО РФ 17.7.2000, инв. № В4432. СРДР сер. Б, вып. № 52. М.: ЦВНИ МО РФ, 2000. — 31 с.
- Илькевич Б.В., Фоминых Ю. Ф., Поломаренко В. А. Военное образование: современное содержание и перспективы развития // Деп. в ЦСИФ МО РФ 17.7.2000, инв. № В4431. СРДР сер. Б., вып. № 52. М.: ЦВНИ МО РФ, 2000.-37 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорна. Казань: Из-во Казан, ун-та, 1990. — 198с.
- Искандеров О. Иноязычная профессиональная компетентность // Высш.обр. в России. 1999. — № 6. — С. 53−54.
- Ищенко В. О введении в стандарт профессионального образования приоритетности мотивационно-творческой деятельности // Aima mater (Вест. высш. шк.). 1999. — № 7. — С. 23−26.
- Кикнадзе Д.А. Потребности: Поведение: Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148 с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. — 224 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
- Козлова В.Т. Проверка валидности тестов, диагностирующих проявления лабильности инертности нервных процессов в мыслительно-речевой деятельности // Психофизиологические вопросы становления профессионала. -М.: МГУ, 1976. — Вып. 2. — С. 138−163.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 143 с.
- Конникова Т.Е. Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема: О нравственном воспитании школьника // Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1968. Т. 341. — С. 3−28.
- Коновалец Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 46−50.
- Краснов Н.В. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вест, высш. шк. 1977. 6. — С. 16−26.
- Краткий психологический словарь // Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. -М.: Высш.шк., 1986.-368 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
- Лернер И.Я. Качества знаний учащихся: какими они должны быть. М.: Знание, 1978.-47 с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64 с.
- Логачев В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров (По материалам социологического исследования) // Высш.обр. в России. 1996. — № 1. — С. 56−61.
- Манькова О. Некоторые проблемы компьютеризации обучения // Высш.обр. в России. 1998. -№ 3. — С. 97−99.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Маркова А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Материалы IV Всесоюз. съезда психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 1971.-1008 с.
- Манохина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, ВГПИ. — 1983. — 72 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. -120 с.
- Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности: сб. науч. тр. / Отв. ред. A.A. Бодалев. М.: Изд. АПН СССР, 1982. -С. 30−41.
- Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов // Межвузовский сборник / Под ред. Е. А. Шумилина. М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1980. — 128 с.
- Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. — № 3. — С. 36−40.
- Отчет о НИР «Активизация учебной деятельности курсантов ввузов РВСН в условиях реформирования системы военного образования». Научн.рук. Б.Илькевич. Пермь: ПВИ РВ, 2000. — С. 5−120.
- Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопр. пси-хол. 1983. — № 3. — С. 29−39.
- Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: Исследования индивидуального сознания // Вопр. психол. 1982. -№ 5. — С. 23−25.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
- Психология обучения / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978. — М.: Б.И., 1978. -69 с.
- ГЬшх> Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, -608 с.
- Рамуль А. Введение в методы экспериментальной психологии. 3-е изд., исмр. Тарту: Изд-во Тартус. ун-та, 1966. — 329 с.
- Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высш. обр. в России. -1998. № 4. — С. 90−96.95 .Рождерс K.P. Взгляд на психотерапию становления человека / Пер. с англ. -М.: Издат. группа «Прогресс», 1994.-480 с.
- Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981.-207 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. — 1973. -423 с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопр. психол. 1969. — № 4. — С. 109−115.
- Савченко В.И. К вопросу о мотивации в профессиональном психологическом отборе. В сб.: Научно-методические основы психологического изучения и психофизиологического обследования в вузе. — МО РФ, 1990. — 168 с.
- Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элай-даэ 2000. 704 с.
- Соколова Е.Т. Апробация варианта тематического апперцептивного теста для диагностики мотивации у подростков // Мотивация личности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. A.A. Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С. 90−99.
- Стивене С. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.-Т. 1. -817с.
- Сухопяткина И.Т. Методические приемы использования ЭВМ при различных формах обучения // ЭВМ в учебном процессе: Межвуз.сб.науч.тр./ Под ред. проф. В. Н. Врагова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. -С. 15−19.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 191 с.
- Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Т. 1. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Т. 2. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
- Чудновский В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопр. психол. 1968. — № 1. — С. 67−74.
- Шампанер Г., Шайдук А. Обучающие компьютерные системы // Высш.обр. в России. 1998. — № 3. — С. 95−96.
- Щепкина Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высш. обр. в России. 1997. — № 2. — С. 68−78.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: «Знание». -1974. -64 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 137 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-304 с.
- Csikszentmihalyi М. Emergent motivation and the evolution of the self. In: Advances in motivation and achievement. — V. 4. — JAI Press Inc., 1985. — P. 93 119.
- Csikszentmihalyi M. Intrinsic motivation and effective teaching: a flow analysis. In: Bess J. (Eds.). New directions for teaching and learning, No. 10. — San-Francisco: Jossey-Bess, June 1982. — P. 15−26.
- Csikszentmihalyi M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents. In: Ames C., Ames R. (Eds.). Research on motivation in education. — V. 3. -N. Y.: Academic Press, 1989. — P. 45−71.