Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение в рамках сложившейся модели военного образования и, тем более, в рамках формирующейся невозможно без наличия у курсантов глубоких по своей сути мотивов, вызывающих желание действовать активно с полной отдачей сил, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Мнения об особенностях мотивации учения в высшем учебном заведении достаточно разнородны, но все же можно утверждать, что… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Психолого-педагогические основы формирования мотивационной сферы учения курсанта
    • 1. 1. Мотивационная сфера как психологическая основа учения
    • 1. 2. Основы исследования мотивационной сферы учения
    • 1. 3. Основы формирования мотивационной сферы учения
  • 2. Обоснование дидактической целесообразности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
    • 2. 1. Исследование общей и военно-профессиональной мотивации курсантов
    • 2. 2. Принципы построения и мотивационные возможности компьютерных обучающих программ на иностранном языке
    • 2. 3. Дидактические условия и приемы использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
    • 2. 4. Теоретическое обоснование дидактической целесообразности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
  • 3. Экспериментальная проверка эффективности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке
    • 3. 1. Экспериментальная база
    • 3. 2. Описание и результаты эксперимента

Компьютерные обучающие программы на иностранном языке как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие военного образования является частью и одним из приоритетных направлений реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом процессы совершенствования военного образования могут и должны осуществляться только в контексте общего развития и формирования новой базовой модели образования. Разработанная в 1993 году концепция развития системы военного образования ВС РФ основана на законодательных актах по вопросам обороны и строительства Вооруженных Сил, совершенствования обра-зовгшш м России с учетом реальных экономических возможностей государства, а также опыта и перспектив развития образования, в том числе военного, в стране и за рубежом. Концепция исходит из того, что Вооруженные Силы России располагают вполне сложившейся системой военного образования с достаточно мощным научно-педагогическим потенциалом, развитой учебно-материальной базой, богатым историческим опытом и традициями обучения. В концепции указывается, что главная цель преобразований состоит в том, чтобы, максимально опираясь на существующую систему военного образования, вывести ее на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров, формирование у офицеров высоких нравственных качеств гражданина и защитника отечества [48]. Из этого следует, что на первое место ставится вопрос повышения профессиональной подготовки офицера. В целом концепция является существенным шагом вперед в направлении гуманизации, гуманитаризации и демократизации военного образования. В частности, в ней указывается на необходимость ориентации методик обучения на активизацию и развитие творческого мышления будущих офицеров, формирование их мотивации учения, интеллектуального потенциала, внедрение новых технологий преподавания, основанных на использовании вычислительной техники и современных информационных средств. Особенно следует отметить, что концепция военного образования содержит положение о гуманитаризации обучения, в интересах которой следует наполнять новым содержанием гуманитарные дисциплины и усиливать гуманитарную составляющую всех других дисциплин.

Обучение в рамках сложившейся модели военного образования и, тем более, в рамках формирующейся невозможно без наличия у курсантов глубоких по своей сути мотивов, вызывающих желание действовать активно с полной отдачей сил, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Мнения об особенностях мотивации учения в высшем учебном заведении достаточно разнородны, но все же можно утверждать, что в деятельности учащихся вузов, в том числе военных, преобладают узкие социальные мотивы и цели, которые имеют различные проявления. Данные мотивы достаточно ярко выражены и не нуждаются в дополнительной активизации. Познавательные мотивы выражены гораздо слабее, но именно они представляют потенциальную значимость для развития мотивационной сферы. Поэтому на их формирование должно быть направлено педагогическое мастерство преподавателей для смещения акцентов в сторону творческого отношения к учебной и другим видам деятельности. Дело в том, что по мере роста благосостояния населения и повышения уровня цивилизации все большее значение для человека начинают приобретать не соображения успеха или карьеры, а стремление к самовыражению, самосовершенствованию, получению удовлетворения не только от частной жизни, но и от работы и учебы. Будущая гуманистическая парадигма образования обеспечивает реализацию этих устремлений.

Процессы, происходящие в социально-экономической сфере России: разукрупнение и ликвидация крупных промышленных предприятий, в том числе оборонных, создание большого числа нестабильных малых предприятий, различных негосударственных структур, реорганизация и сокращение родов войск, требующих высокой инженерной подготовки (в том числе ракетных войск <лр®логического назначения) — определили кризисное состояние высшего технического, в том числе высшего военно-технического образования. Состоянию высшей технической школы соответствует существенное снижение статуса инженерных (военно-инженерных) профессий в российском обществе. Ввиду высокого уровня сложности профессионально-образовательных программ подготовки специалистов инженерного профиля недостаточно строгий отбор абитуриентов на вступительных экзаменах приводит в процессе учебы к увеличению количества курсантов, отчисляемых за неуспеваемость. Этому же способствует ишм мотивация учения курсантов, обусловливаемая ранее указанными причинами. Известно, между тем, что мотивация — главный фактор успеха в учебном процессе.

Наряду с низким уровнем мотивации курсантов к изучению специальных технических дисциплин у них растет понимание необходимости знания иностранных языков и умения работать на компьютере. Это дает возможность конкурировать на рынке труда, ибо современная ситуация такова, что требует от специалиста высоких адаптивных возможностей, которые в сложившихся условиях имеют подчас даже большее значение, чем профессиональная компетентность. При этом «иностранный язык» является «беспредметной» дисциплиной в том смысле, что не дает человеку знаний о действительности, а применение иноязычных знаний в повседневной профессиональной деятельности практически иш^шочено для большинства военных инженеров. Выведение организаци-ош — ютивационного компонента коммуникативной деятельности курсантов за рамки курса иностранного языка соответствует их стремлению к применимости получаемых иноязычных знаний. Реализация организационно-мотивационного и критериально-результативного компонентов коммуникативной деятельности курсантов военного технического вуза до настоящего времени вызывают значительные затруднения. Эти затруднения определяются, в том числе, отсутствием соответствующей иноязычной подготовки преподавателей специальных кафедр и отсутствием технической подготовки преподавателей кафедры иностранного языка. Однако, в последние годы нашли широкое применение компьютерные обучающие программы, которые могут выполняться в иноязычном варианте и обеспечивать интеграцию профессиональной и иноязычной составляющих высшего технического образования, а также формирование мотиваци-онной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин.

Отмеченная социально-педагогическая ситуация может быть охарактеризована следующими противоречиями:

1. Между низким уровнем мотивации учения курсантов и отсутствием педагогических технологий преподавания специальных дисциплин, направленных на формирование мотивационной сферы.

2. Между направленностями курсанта на применение знания иностранного языка, дополнительную иноязычную подготовку и отсутствием возможности реализации этих побуждений в процессе преподавания специальных дисциплин.

3. Между возможностью компьютерного обучения курсантов специальным дисциплинам на иностранном языке без дополнительной подготовки преподавателей и отсутствием разработанных дидактических условий и приемов по использованию компьютерных обучающих программ на иностранном языке.

Необходимость поиска путей для формирования мотивации учения курсанта и разрешения указанных противоречий определяет актуальность исследования. Оно опирается на положения и выводы трудов по общим вопросам педагогики: психологические подходы к учебной деятельности (Леонтьев А.Н., Пономарев А. Я., Рубинштейн C. JL, Эльконин Д.Б.) — проблемы мотивов поведения и деятельности (Ковалев В.И., Рубинштейн C. JL, Хекхаузен X., Якобсон П.М.) — принципы формирования мотивации учения (Бабанский Ю.К., Гребенюк О. С., Ильин B.C., Ксикзентмихали М., Маркова А. К., Щукина Г. И.). Вопросы формирования мотивационной сферы в высшем учебном заведении посредством контекстного обучения исследовали Н. Бакшаева, А. Вербицкий, М. Круг-ликовГребенюк О.С. раскрыл проблемы формирования мотивации учения и труда в системе профессионального образованияформирование мотивации в вузе в процессе гуманитаризации образования изучали В. Айнштейн, В. Ищен-ко, М. Роговразвитие мотивационной сферы в рамках программно-целевого подхода предлагает Андреев В. И. и его коллеги. Использование компьютерного обучения для активизации познавательной деятельности студентов вузов рассматривалось в трудах Басовой Н. В., Гершунского Б. С., Коновальца Л. С., Новика И. З., Сухопяткиной Н. Т., Г. Шампанера, А. Шайдука. Проведенный анализ известной литературы показал, что вопросом использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке как средства формирования моти-вационной сферы в процессе преподавания специальных дисциплин никто не занимался.

Проблема исследования: целесообразно ли использование компьютерных обучающих программ на иностранном языке для формирования мотиваци-онной сферы курсантов в процессе преподавания специальных дисциплин и каковы дидактические условия и приемы, обеспечивающие эффективность использования данного средства обучения.

Объектом исследования является преподавание специальных дисциплин в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

Предмет исследования.: дидактические условия и приемы использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке как средства повышения мотивации курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин.

Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий и приемов использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке как средства формирования мотива-ционной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин.

В результате изучения названной проблемы была выдвинута гипотеза: компьютерные обучающие программы на иностранном языке могут быть эффективно использованы как средство формирования мотивацнонной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин. При этом должны соблюдаться дидактические условия, обеспечивающие реализацию побуждений к получению и применению иноязычных знаний и обусловливающие появление познавательной активности при изучении специальных дисциплин.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования: провести исследование общей и военно-профессиональной мотивации курсантов с целью определения динамики изменения основных компонентов мотивацнонной сферыобосновать мотивацион-ные возможности компьютерных обучающих программ на иностранном языкеобосновать дидактические условия и приемы использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке для формирования у курсанта мотива получения профессиональных знанийпровести экспериментальную проверку эффективности использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке.

Методологической основой исследования являются: деятелъностный подход к развитию мотивации в процессе обучения (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Ю. К. Бабанский, А.К. Маркова) — теоретическое обоснование направленности занятия на формирование процессуальной стороны мотивации, а их системы — на качественное изменение мотивационной сферы (Рубинштейн С.Л., Ильин B.C., Бабанский Ю. К., Гребенюк О.С.) — комплексный подход к изучению и формированию мотивационной сферы (мотивов, целей и эмоций) и умения учиться (А.К. Маркова) — теоретическое и экспериментальное обоснование условий субъективного состояния внутренней (познавательной) мотивированности (М. Ксикзентмихали) — концепция развития побочного мотива деятельности в основной (А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев).

В зависимости от характера решаемых задач определился выбор методов исследований: теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследованиянаблюдение за ходом учебного процесса, изучение результатов деятельности курсантованкетирование, беседапедагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

— выявлены изменения в общей и военно-профессиональной мотивации курсантов при обучении в военном институтепоказано, что мотивация у большинства курсантов значительно угасает, причем в большей степени уменьшается «военная доминанта» мотивации, в меньшей — «широта интересов» и «уравновешенность и модальность эмоций»;

— теоретически обоснована педагогическая целесообразность использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке, которые, являясь средством мотивации в процессе преподавания специальных дисциплин, одновременно обеспечивают реализацию организационно-мотивационного и критериально-результативного компонентов иноязычной коммуникативной деятельности курсантов;

— выявлены дидактические условия и разработаны методические приемы эффективного использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке как средства формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин;

— экспериментально апробированы дидактические условия и приемы преподавания специальных дисциплин посредством компьютерных обучающих программ на иностранном языке, исследовано влияние их использования на формирование мотивационной сферы курсантов и повышение качества профессиональной подготовки. Эксперимент проводился в соответствии с программой, утвержденной Ученым советом Пермского военного института ракетных войск.

Практическая значимость исследования заключается в том, что.

— создан комплекс компьютерных обучающих программ на иностранном языке по специальным дисциплинам, преподаваемым на кафедре «Автоматики физических установок ПВИ РВ»;

— разработаны методические рекомендации по эффективному использованию этих программ в процессе преподавания специальных дисциплин с целью развития мотивации учения курсанта.

На защиту выносятся:

— результаты исследования общей и военно-профессиональной мотивации курсантов;

— теоретическое обоснование дидактической целесообразности использо-вашуя компьютерных обучающих программ на иностранном языке;

— дидактические условия и приемы использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке как средства формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин;

— результаты экспериментального исследования влияния использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке на формирование мотивационной сферы курсантов в процессе преподавания специальных дисциплин.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: проверен-ностью методологических основ, на которых базируется исследованиеопорой на проверенные психолого-педагогические теориилогическим анализом результатовиспользованием ранее апробированных методик исследования мотивациипривлечением большого контингента преподавателей и курсантов к участию в педагогическом эксперименте.

Экспериментальной базой исследования являлись курсанты факультета «Электроники и автоматики физических установок» ПВИ РВ.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры, семинарах Пермского военного института ракетных войск «Методология педагогики» (1999, 2000 гг.), докладывались и получили положительную оценку на конференциях: Военно-инженерное образование: новые педагогические и информационные технологии. I научно-методическая конференция ПВИ РВ (Пермь, 3−4 ноября 1999 г.) — Проблемы совершенствования профессионального образования в МО РФ. Научно-методическая конференция ВА РВСН им. Петра Великого (Москва, 28 октября.

1999 г.) — Университетское образование. IV международная научно-методическая конференция (Пенза, 11−12 апреля 2000 г.) — Иностранный язык в системе непрерывного образования: проблемы преемственности. Всероссийская научно-практическая конференция (Пермь, 17−19 октября 2000 г.) — Военно-инженерное образование: новые педагогические и информационные технологии. II научно-методическая конференция ПВИ РВ (Пермь, 2−3 ноября.

2000 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлено в учебных процессах ПВИ РВ, ВА РВСН им. Петра Великого, СВИ РВ, что подтверждается соответствующими актами.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

7. Результаты исследования по методике, разработанной Боровиковым А. Ф. и Овчинниковым Б. В. показали, что курсанты, обучающиеся посредством КОПИЯ, в большой степени утратили мотивированность к военной службе после трех лет обучения в институте. Подобные изменения мотивации имеют 90% этих курсантов. Однако, они имеют хорошую успеваемость и высокую мотивацию учения по сравнению с остальными курсантами. У них более сформированы мировоззрение и направленность на социально-позитивные виды деятельности. Курсанты склонные к иноязычной подготовке обладают глубоким стремлением к достижениям, уравновешенностью, полноценностью влечений и способностью эффективного контроля биологической мотивации. Низкая мотивация к военной службе, конфликтующая с сознанием обучения в военном институте, согласуется с несформированностью системы ценностей (жизненных целей) и низким уровнем модальности эмоций, отражающей устойчивость тенденций к под держанию положительного тона переживаний.

8. Уровень общей и ВП мотивации курсантов, стремящихся к совершенствованию иноязычных знаний, ставит вопрос о целесообразности формирования их мотивации к обучению специальным дисциплинам. Ответ может быть только положительным, ибо сомнения в правильности выбора жизненного пути свойственны молодости, более того, они не покидают человека всю его жизнь. Задача военного педагога через ситуативные мотивы и цели занятия сформировать у курсанта изменения мотивационной сферы учения непрерывно-процессуального характера, перерастающие в дальнейшем в психологические новообразования. При этом можно и нужно для повышения интереса к профессиональной подготовке использовать все имеющиеся у курсанта побуждения, в том числе к изучению иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном исследовании разработана педагогическая технология формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин посредством компьютерных обучающих программ на иностранном языке. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза, что компьютерные обучающие программы на иностранном языке могут быть эффективно использованы как средство формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин. При этом должны соблюдаться дидактические условия, обеспечивающие реализацию побуждений к получению и применению иноязычных знаний и обусловливающие появление познавательной активности при изучении специальных дисциплин.

В процессе исследования получены следующие основные результаты:

— выявлены изменения в общей и военно-профессиональной мотивации курсантов при обучении в военном институтепоказано, что мотивация у большинства курсантов значительно угасает, причем в большей степени уменьшается «военная доминанта» мотивации, в меньшей — «широта интересов» и «уравновешенность и модальность эмоций»;

— теоретически обоснована педагогическая целесообразность использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке, которые, являясь средством мотивации в процессе преподавания специальных дисциплин, одновременно обеспечивают реализацию организационно-мотивационного и критериально-результативного компонентов иноязычной коммуникативной деятельности курсантов;

— выявлены дидактические условия и разработаны методические приемы эффективного использования компьютерных обучающих программ на иностранном языке как средства формирования мотивационной сферы курсанта в процессе преподавания специальных дисциплин;

— экспериментально апробированы дидактические условия и приемы преподавания специальных дисциплин посредством компьютерных обучающих программ на иностранном языке, исследовано влияние их использования на формирование мотивационной сферы курсантов и повышение качества профессиональной подготовки;

— со комплекс компьютерных обучающих программ на иностранном языке, но специальным дисциплинам, преподаваемым на кафедре «Автоматики физических установок ПВИ РВ»;

— разработаны методические рекомендации по эффективному использованию этих программ в процессе преподавания специальных дисциплин с целью развития мотивации учения курсанта.

Направлением дальнейших исследований в данной области знаний является разработка интегрирующей технологии преподавания специальных технических дисциплин и иностранных языков, позволяющей обеспечить реализацию гуманистической модели образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров // Высш. обр. в России. — 1993. — № 2. — С. 96−99.
  2. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психол. 1968. — № 6. — С. 21−23.
  3. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.
  4. А. Психологическое тестирование: Т. 2. М.: Педагогика, 1982. -295 с.
  5. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  6. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. Сов. педагогика, 1980. — № 3. — С. 99−106.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  8. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Дону: «Феникс», 1999.-416с.
  9. Р. Развитие Я-концепций и воспитание / Под ред. В. Я. Пилиповского.- М.: «Прогресс», 1986. 424 с.
  10. М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопр. психол.- 1968.-№ 1.-С. 51−66.
  11. P.P., Орлов А. Б. Монолог . или диалог? (Закономерности развития и формирования побуждений детей в семье). М.: Знание, 1986. — 80 с.
  12. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1976. — № 6. — С. 34−44.
  13. Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования // XVIII Междунар. психол. конгр. Симпоз. 35. М., 1966. — С. 101−111.
  14. P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1973. — № 5. — С. 23−40.
  15. А., Бакшаева Н. Развитие мотивации в контекстном обучении // Aima mater (Вестн. высш. шк.). 1998. — № 1,2. — С. 47−50.
  16. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высш. обр. в России. 1998. — № 1. — С. 101−107.
  17. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990. -288с.
  18. М., Хандамиров В. Служба по трудоустройству в техническом вузе il Высш.обр. в России. 1999. — № 6. — С. 16−20.
  19. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. -264 с.
  20. Ю.З. Актуальные проблемы валидации психологических тестов // Вопр. психол. 1978. -№ 5. — С. 108−118.
  21. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / Под ред. М. И. Махмутова. -М.: Педагогика, 1985. 152 с.
  22. В., Вымятнин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высш.обр. в России. 1998. — № 4. — С. 121−124.
  23. .Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшими школьниками // Вопр. психол. 1985. — № 2. — С. 17−19.
  24. Ю.П., Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., Туваев В. А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации. М.: Машиностроение, 1975.-280 с.
  25. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1990. — 191 с.
  26. Дь"ченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  27. В., Приходько В., Федоров И. Высшая техническая школа на рубеже веков // Высш.обр. в России. -1999. № 1. — С. 3−11.
  28. В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда // Высш.обр. в России. 1999. — № 2. — С. 3−6.
  29. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. -351 с.
  30. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов н/Дону: Кн. изд-во, 1971. -224 с.
  31. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  32. .В. Интегрированная подготовка инженеров // Высш.обр. в России.-2000.-№ 4. С. 105−110.
  33. .В. Системный подход к изучению цифрового вычислителя АИС ТАКТ 51 // Пути совершенствования обучения курсантов на основе индивидуализации и компьютеризации: Сб.статей. Пермь: Изд-во ПВВКИУ, 1992. -С. 27−30.
  34. .В., Зимин В. И., Поломаренко В. А. Повышение мотивации слушателей при компьютерном обучении // Университетское образование:
  35. Сб.материалов IV Международной научно-методической конференции (Пенза, 11−12 апреля 2000). Пенза: Изд-во Пенз. ун-та, 2000. — С. 16−18.
  36. .В., Поломаренко В. А. Процесс обучения в военном институте // Деп. в ЦСИФ МО РФ 17.7.2000, инв. № В4432. СРДР сер. Б, вып. № 52. М.: ЦВНИ МО РФ, 2000. — 31 с.
  37. .В., Фоминых Ю. Ф., Поломаренко В. А. Военное образование: современное содержание и перспективы развития // Деп. в ЦСИФ МО РФ 17.7.2000, инв. № В4431. СРДР сер. Б., вып. № 52. М.: ЦВНИ МО РФ, 2000.-37 с.
  38. Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорна. Казань: Из-во Казан, ун-та, 1990. — 198с.
  39. О. Иноязычная профессиональная компетентность // Высш.обр. в России. 1999. — № 6. — С. 53−54.
  40. В. О введении в стандарт профессионального образования приоритетности мотивационно-творческой деятельности // Aima mater (Вест. высш. шк.). 1999. — № 7. — С. 23−26.
  41. Д.А. Потребности: Поведение: Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148 с.
  42. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1973. — 224 с.
  43. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  44. В.Т. Проверка валидности тестов, диагностирующих проявления лабильности инертности нервных процессов в мыслительно-речевой деятельности // Психофизиологические вопросы становления профессионала. -М.: МГУ, 1976. — Вып. 2. — С. 138−163.
  45. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 143 с.
  46. Т.Е. Формирование общественной направленности личности школьника как педагогическая проблема: О нравственном воспитании школьника // Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1968. Т. 341. — С. 3−28.
  47. Л.С. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 46−50.
  48. Н.В. Актуальные проблемы научной организации обучения // Вест, высш. шк. 1977. 6. — С. 16−26.
  49. Краткий психологический словарь // Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985.-431 с.
  50. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. -М.: Высш.шк., 1986.-368 с.
  51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  52. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  53. И.Я. Качества знаний учащихся: какими они должны быть. М.: Знание, 1978.-47 с.
  54. Х.Й. Групповая работа на уроке. М.: Знание, 1975. -64 с.
  55. В., Гаранина О. Гуманитарная подготовка инженеров (По материалам социологического исследования) // Высш.обр. в России. 1996. — № 1. — С. 56−61.
  56. О. Некоторые проблемы компьютеризации обучения // Высш.обр. в России. 1998. -№ 3. — С. 97−99.
  57. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  58. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  59. Материалы IV Всесоюз. съезда психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 1971.-1008 с.
  60. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, ВГПИ. — 1983. — 72 с.
  61. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  62. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. -120 с.
  63. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности: сб. науч. тр. / Отв. ред. A.A. Бодалев. М.: Изд. АПН СССР, 1982. -С. 30−41.
  64. Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов // Межвузовский сборник / Под ред. Е. А. Шумилина. М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, 1980. — 128 с.
  65. В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. — № 3. — С. 36−40.
  66. Отчет о НИР «Активизация учебной деятельности курсантов ввузов РВСН в условиях реформирования системы военного образования». Научн.рук. Б.Илькевич. Пермь: ПВИ РВ, 2000. — С. 5−120.
  67. В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопр. пси-хол. 1983. — № 3. — С. 29−39.
  68. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: Исследования индивидуального сознания // Вопр. психол. 1982. -№ 5. — С. 23−25.
  69. В.М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  70. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  71. Психология обучения / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1978. — М.: Б.И., 1978. -69 с.
  72. ГЬшх> Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, -608 с.
  73. А. Введение в методы экспериментальной психологии. 3-е изд., исмр. Тарту: Изд-во Тартус. ун-та, 1966. — 329 с.
  74. М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высш. обр. в России. -1998. № 4. — С. 90−96.95 .Рождерс K.P. Взгляд на психотерапию становления человека / Пер. с англ. -М.: Издат. группа «Прогресс», 1994.-480 с.
  75. Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.: Мысль, 1981.-207 с.
  76. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  77. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. — 1973. -423 с.
  78. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопр. психол. 1969. — № 4. — С. 109−115.
  79. В.И. К вопросу о мотивации в профессиональном психологическом отборе. В сб.: Научно-методические основы психологического изучения и психофизиологического обследования в вузе. — МО РФ, 1990. — 168 с.
  80. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элай-даэ 2000. 704 с.
  81. Е.Т. Апробация варианта тематического апперцептивного теста для диагностики мотивации у подростков // Мотивация личности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. A.A. Бодалев. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С. 90−99.
  82. С. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1963.-Т. 1. -817с.
  83. И.Т. Методические приемы использования ЭВМ при различных формах обучения // ЭВМ в учебном процессе: Межвуз.сб.науч.тр./ Под ред. проф. В. Н. Врагова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. -С. 15−19.
  84. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 191 с.
  85. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  86. X. Мотивация и деятельность: Т. 1. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  87. X. Мотивация и деятельность: Т. 2. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 391 с.
  88. В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопр. психол. 1968. — № 1. — С. 67−74.
  89. Г., Шайдук А. Обучающие компьютерные системы // Высш.обр. в России. 1998. — № 3. — С. 95−96.
  90. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высш. обр. в России. 1997. — № 2. — С. 68−78.
  91. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  92. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: «Знание». -1974. -64 с.
  93. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 137 с.
  94. П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-304 с.
  95. Csikszentmihalyi М. Emergent motivation and the evolution of the self. In: Advances in motivation and achievement. — V. 4. — JAI Press Inc., 1985. — P. 93 119.
  96. Csikszentmihalyi M. Intrinsic motivation and effective teaching: a flow analysis. In: Bess J. (Eds.). New directions for teaching and learning, No. 10. — San-Francisco: Jossey-Bess, June 1982. — P. 15−26.
  97. Csikszentmihalyi M. The dynamics of intrinsic motivation: a study of adolescents. In: Ames C., Ames R. (Eds.). Research on motivation in education. — V. 3. -N. Y.: Academic Press, 1989. — P. 45−71.
Заполнить форму текущей работой