Оператор цикла for
В качестве счетчика цикла может использоваться не только целочисленная, но и вещественная переменная. Шаг изменения счетчика также может быть любым, в том числе дробным и отрицательным. К примеру, следующий фрагмент кода выводит на экран значения функции sin (x) на интервале с шагом /180. Цикл for начинается с выполнения блока <�инициализации>, где, как правило, определяется начальное значение… Читать ещё >
Оператор цикла for (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лабораторная Работа
На тему: ОПЕРАТОР ЦИКЛА for
ОПЕРАТОР ЦИКЛА for
1. Назначение и синтаксис
В компьютерных программах часто возникает необходимость выполнения определенного набора операторов заданное число раз, (или, иначе, до тех пор, пока выполнено некоторое условие). Такие алгоритмы реализуются с помощью циклов. Под циклом будем понимать повторяющееся действие (или набор действий), организованное с помощью структуры, управляемой счетчиком. Рассмотрим это на следующем простом примере.
Пример 1. Напишите программу, выводящую на экран все целые числа от 0 до 99, включительно.
Решение. Используя известные нам функции ввода-вывода, можно предложить, по крайней мере, два следующих алгоритма решения задачи.
Вариант 1 1. Объявляем целочисленную переменную k и инициализируем ее значением 0. 2. Выводим на экран k. 3. Увеличиваем k на единицу. 4. Если k меньше 100, возвращаемся к пункту 2. 5. Завершаем программу. | Вариант 2 1. Объявляем целочисленную переменную k и инициализируем ее значением 0. 2. Если k меньше 100, переходим к следующему пункту, иначе завершаем программу. 3. Выводим на экран k. 4. Увеличиваем k на единицу. 5. Возвращаемся к пункту 2. | |
Блок-схемы этих алгоритмов изображены ниже.
Цикл с постусловием | Цикл с предусловием | |
Несмотря на то, что результат работы обоих алгоритмов одинаков, существует различие в их организации. Различие связано с расположением условия продолжения цикла: в первом случае проверка происходит после того, как выполнен очередной шаг; во втором — перед очередным шагом. В соответствии с этим, предложенные алгоритмы называются циклом с пост-условием и циклом с пред-условием, соответственно. Переменную k будем называть счетчиком цикла, а повторяющиеся в цикле операторы — телом цикла.
В С++ существует несколько языковых конструкций для организации циклов. В настоящей работе мы рассматриваем цикл for, который иногда также называют итерационным циклом.
Общий формат его записи
for(<�инициализация>;<�условие_продолжения>;<�изменение_счетчика>)
{
<�блок операторов>;
}
Цикл for начинается с выполнения блока <�инициализации>, где, как правило, определяется начальное значение счетчика цикла. Далее следует проверка <�условия_продолжения>, и в случае, если это условие истинно, целиком выполняется <�блок_операторов> в теле цикла.
На этом завершается первый шаг цикла, и управление вновь передается заголовку for, который производит <�изменение_счетчика>. Следующий шаг также будет включать в себя проверку <�условия_продолжения> и, в случае его истинности, последовательное выполнение операторов тела цикла. Циклическое повторение будет продолжено до тех пор, пока <�условие_продолжения> не станет ложным. На этом выполнение цикла прекращается, и управление передается следующему оператору за пределами тела цикла for.
Блок-схема этого алгоритма представлена на рисунке справа. Таким образом, for по определению является циклом с пред-условием. Отметим, что блок инициализации в нем выполняется только один раз.
В качестве примера использования этой конструкции, рассмотрим листинг программы, решающей сформулированную выше задачу о выводе на экран всех целых чисел от 0 до 99.
//—————- Вывод значений в цикле ——————
#pragma hdrstop
#include
#include
#pragma argsused
int main (int argc, char* argv[])
{
int k; // объявляем переменную-счетчик
for (k=0; k<100; k=k+1) // цикл по k от 0 до 99 с шагом 1
{
cout<
}
getch (); // задержка
return 0;
}
//———————————————————————;
Еще раз отметим здесь некоторые особенности записи цикла for. Во-первых, каждый их блоков заголовка (внутри круглых скобок) отделяется от другого символом точки с запятой. Во-вторых, точка с запятой после заголовка не ставится (так как запись оператора на этом не закончена). В-третьих, непосредственно после заголовка должно быть расположено повторяемое тело цикла, выделенное фигурными скобками.
В приведенном примере переменная-счетчик k объявлена в программе отдельной записью int k. Однако C++ также допускает объявление счетчика непосредственно в заголовке цикла
for (int k=0; k<100; k=k+1)
{
cout<
}
В Turbo C++ такая переменная будет действительна и видна только внутри цикла for, тогда как область действия переменной k из примера выше распространяется до конца программы.
В качестве счетчика цикла может использоваться не только целочисленная, но и вещественная переменная. Шаг изменения счетчика также может быть любым, в том числе дробным и отрицательным. К примеру, следующий фрагмент кода выводит на экран значения функции sin (x) на интервале [0, 2] с шагом /180
for (float x=0; x<2*M_PI; x=x+M_PI/180)
{
cout << x << «» << sin (x) << endl;
}
Аналогично if-else, операторы в теле цикла for (внутри фигурных скобок) принято смещать на несколько позиций вправо для улучшения читаемости программного кода.
2. Сокращенные варианты записи
В случае, когда тело цикла состоит только из одного оператора, допускается отсутствие ограничивающих его фигурных скобок, что довольно часто используется для сокращения записи. В остальном конструкция остается неизменной
for(<�инициализация>;<�условие_продолжения>;<�изменение_счетчика>)
оператор;
Отдельные (или все) блоки в заголовке цикла for могут быть пустыми, однако разделительные точки с запятой являются обязательными. К примеру, запись
for (;;;)
{
<�операторы>;
}
является допустимой и означает бесконечный цикл повторения блока операторов. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого цикла в работающей программе, конструкции подобного вида иногда используются программистами. Здесь выход из цикла организуется с помощью оператора break, который означает завершение цикла и выход из него.
for (;;;)
{
<�операторы>;
if (<�условие>) break;
}
В заголовке цикла for также часто используются сокращенные варианты записи некоторых арифметических операций, например, операций инкремента и декремента. Некоторые (но далеко не все) из таких сокращений приведены в таблице ниже
Стандартная запись | Описание | Сокращенная запись | Пример использования | |
A = A + 1; | увеличить значение переменной A на 1 | A++; | i++; | |
A = A — 1; | уменьшить значение переменной A на 1 | A—; | index—; | |
A = A + B; | увеличить значение A на величину B | A += B; | x += 0.1; | |
A = A — B; | уменьшить значение A на величину B | A -= B; | result -= 10; | |
A = A * C; | увеличить значение A в C раз | A *= C; | R *= rs; | |
A = A / D; | уменьшить значение A в D раз | A /= D; | S /= 10.; | |
В частности, записи
k = k + 1;
k++;
k += 1;
в программе являются эквивалентными, и означают одно и то же действие — увеличение значения k на единицу.
Пример 2. Рассчитайте сумму слагаемых ряда. Заданными считаются: 1-е слагаемое a0, и рекуррентное соотношение, связывающее k-е слагаемое ak с предыдущим (k-1)-м слагаемым ak-1 в виде (арифметическая прогрессия). Значения вводятся с клавиатуры.
Решение. Будем использовать вспомогательную переменную ak для хранения значения очередного члена ak, и переменную sum для вычисления суммы. Расчет организуем с помощью цикла for, в котором будем последовательно вычислять значение ak, прибавлять его к sum и выводить на экран текущую информацию (номер шага k, значение очередного слагаемого, текущую сумму).
//——————— Расчет суммы ряда ———————
#pragma hdrstop
#include
#include
#pragma argsused
int main (int argc, char* argv[])
{
float d, a0, ak; // вещественные d, a0, ak
int k, N; // целочисленные k, N
cout<<" Vvedite N = «; // вводим с клавиатуры исходные
cin>>N; // значения — N, a0, d
cout<<" Vvedite a0 = «;
cin>>a0;
cout<<" Vvedite d = «;
cin>>d;
float sum = 0; // вспомогательная переменная
for (k=0; k<=N; k++) // цикл по k от 0 до N
{ // начало тела цикла
ak = a0 + d*k; // 1. вычисляем ak
sum = sum + ak; // 2. добавляем ak к sum
cout<<" shag «<<»: ak=" // 3. выводим на экран
<<", S="<
} // окончание тела цикла
cout<<" Summa — «<
getch ();
return 0;
}
//———————————————————————;
Наберите и откомпилируйте код этой программы. Исследуйте результаты ее работы. Изобразите блок-схему и объясните алгоритм работы этого приложения.
3. Вложенные операторы цикла
Аналогично операторам условия if-else, циклы for могут быть вложены друг в друга, причем степень «вложенности» также может быть произвольной. В качестве счетчиков такие циклы, как правило, используют различные переменные.
Основное применение вложенных циклов в компьютерных программах связано с перебором значений в нескольких измерениях (то есть нескольких координат). В качестве примера рассмотрим задачу о расчете значений функции 2-х переменных внутри квадрата х[-, ], y[-, ] с шагом /8 по обеим сторонам. Задача может быть решена программно с помощью вложенных циклов, как показано ниже (приведен только фрагмент)
for (float x=-M_PI; x
for (float y=-M_PI; y
cout << x << ««<< y << «» << exp (-x)*sqrt (y) << endl;
Здесь внешний цикл перебирает все значения x-координаты точки, и запускает вложенный в него цикл по y-координатам. Во внутреннем цикле искомые значения функции выводятся на экран.
Рассмотрим еще один пример использования вложенных циклов.
Пример 3. На пустой шахматной доске находится черный ферзь в позиции (n, m). Найдите все возможные положения белого короля, в которых он не находится под ударом. Текущие координаты ферзя вводятся с клавиатуры.
Решение. В простейшем варианте задача может быть решена перебором всех возможных положений короля (k, l) и выбором тех из них, где он в безопасности. Учитывая возможности ферзя атаковать по вертикали, по горизонтали и по обеим диагоналям, можно легко сформулировать условия «безопасной» позиции
· k ≠ n — нет атаки по вертикали
· l ≠ m — нет атаки по горизонтали
· l — k ≠ m — n — нет атаки по диагонали «северо-восток»
· l + k ≠ m + n — нет атаки по диагонали «северо-запад»
В силу того, что все условия должны быть соблюдены одновременно, их необходимо объединить с помощью логической операции «И».
Ниже приведен листинг программы, решающей поставленную задачу
//—————— Шахматная задача 2——————-;
#pragma hdrstop
#include
#include
#pragma argsused
int main (int argc, char* argv[])
{
int n, m, k, l, num = 0;
cout << «Enter black queen position:» << endl;
cout << «colunm n = «;
cin >> n;
cout << «row m = «;
cin >> m;
cout << endl << «Safe white king positions:» << endl;
for (k=1; k<=8; k++) // цикл по столбцам
{
for (l=1; l<=8; l++) // цикл по строкам
{
if ((k≠n)&&
(l≠m)&&
(l-k≠m-n)&&
(l+k≠m+n)) // если все условия выполнены
{ // выводим позицию (k, l) на экран
cout << «(«<< k << «,» << l << «)» << endl;
num++; // и увеличиваем счетчик на 1
}
} // конец цикла по строкам
} // конец цикла по столбцам
cout << «number of safe positions — «<< num;
getch ();
return 0;
}
//——————————————————————;