Мировой рынок и свободные экономические зоны
Первая их них — это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торгов-ли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолют-ных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на миро-вом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно… Читать ещё >
Мировой рынок и свободные экономические зоны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему
«Мировой рынок и свободные экономические зоны»
Основной формой международных экономических отноше-ний является мировая торговля, которая ведется на миро-вых рынках. Однако мировой рынок — более широкое по-нятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров об-ращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.
Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.
Экономической основой мирового рынка является меж-дународное разделение труда, которое обусловливает необ-ходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т. е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.
Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты;
мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
движение товаров и услуг на мировом рынке в боль-шей степени подвергается политическому вмешательс-тву и контролю со стороны государства;
на мировом рынке существует собственная система цен — мировые цены;
в процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности. Появление и развитие внешнеторговой инфраструктуры облегчают доступ к мировому рынку отдельным странам. Эта инфраструктура представляет материально-техническую базу внешней торговли (склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; тран-спортные средства; средства связи). Мировой рывок опре-деляет товарные стандарты и издержки производства, вли-яет на национальные экономические программы.
Мировой рынок — арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых то-варов, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами эко-номических отношений. Вместе с тем мировой рынок в зна-чительной степени монополизирован, на нем сложно утвер-диться новым конкурентам.
Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли при-стальное внимание экономистов к этой проблеме и способ-ствовали возникновению различных теорий.
Первая их них — это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торгов-ли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолют-ных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на миро-вом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями — реальное условие меж-дународного обмена. Если издержки производства товара в стране, А ниже, чем в стране В, то для последней целесооб-разно импортировать товар из страны, А вместо того, чтобы производить его самой.
Вторая теория — это теория сравнительных преиму-ществ Д. Рикардо. По его мнению, решая вопрос о целесо-образности обмена, не следует исходить из того, что про-изводство товара в стране, А стоит меньше, чем в стране В. Необходимо сравнивать не издержки производства в этих Гранах, а соотношение между стоимостями товаров X и Y страны, А с аналогичным соотношением стоимостей тех же товаров в стране В, т. е. в основе теории лежат сравнитель-ные издержки. В теории Д. Рикардо упор делается на наци-ональные различия в стоимости, обусловленные затратами труда.
Д. Рикардо брал условный пример: есть две страны — Англия и Португалия — и два товара — вино и сукно. Издер-жки производства он условно измерял рабочим временем.
Продукт | Португалия | Англия | |
1 ед. вина | 1 раб. день | 3 раб. дня | |
1 ед. сукна | 2 раб. дня | 4 раб. дня | |
В данном примере производство в Португалии абсолют-но более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравни-вает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производ-ство вина как 2:1, в Англии — 4:3, т. е. относительно мень-ше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португа-лии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (½<¾). Следовательно, Португалии, из соображений эф-фективности национальной экономики, выгоднее сосредо-точить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии, но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и стра-нам, и населению (можно купить дешевые продукты и то-вары, что повысит реальную заработную плату).
Третья теория — это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической лите-ратуре она известна как теория Хекшера—Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены фак-торами производства — трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной пла-той, то ей выгодно производить и экспортировать трудоем-кие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недоста-ет рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудо-емкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попыт-ки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в тех-нологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.
Мировая торговля — это сфера международных товар-но-денежных отношений. На ее развитии отражаются эконо-мические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное зна-чение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситу-ации и правового режима. На нее оказывает влияние и куль-турный уровень населения — традиции, обычаи, нравы, язык и т. д. В стране с высоким уровнем культуры внешне-экономические операции совершаются более оперативно, по-вышается их эффективность.
В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкс-портные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:
* экспортная квота — отношение стоимости экспорта к
стоимости ВВП;
* объем экспорта на душу населения.
Внешнеторговый оборот характеризует открытость эко-номики, т. е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффек-тивность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импор-те товаров страна приобретает товары, производство кото-рых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).
Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли сос-тавляет 18—20% ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55—60% ВНП. Объем внеш-ней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностыо страны в мировой рынок.
Для количественной оценки этого воздействия исполь-зуется мультипликатор внешней торговли. Его механизм можно объяснить следующим образом. Увеличение инвес-тиций в страну, А вызывает в ней рост национального дохо-да. Но по мере роста национального дохода страны, А уве-личивается и объем ее импорта. Поскольку импорт стра-ны, А является одновременно экспортом страны Б, ее доход также возрастает. В свою очередь рост дохода страны Б вы-зывает увеличение ее импорта. А поскольку он представля-ет собой экспорт страны А, то это снова ведет к увеличению национального продукта страны, А и т. д.
В настоящее время развитию мировой торговли присущи следующие тенденции:
мировая торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень открытости всех элементов ВНП;
по мере роста импорта углубляется интернационали-зация всех элементов спроса и расходов внутри страны;
произошли существенные изменения в направленнос-ти экспорта. В середине XX в. из индустриальных стран промышленные товары вывозились в колонии и зависи-мые страны. В настоящее время по этому маршруту в обратном направлении движется более половины всего экспорта развивающихся стран;
возросла роль экспорта в обеспечении экономическо-го роста национального хозяйства. Экспорт всех стран обеспечивает около 20% совокупного мирового ВНП.
высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием;
увеличивается доля взаимной торговли индустриаль-ных стран. На нее сейчас приходится более 70% миро-вой торговли.
Внешняя торговля играет значительную роль в эконо-мике Беларуси. На ее долю приходится 88% экспорта и 80% импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Бела-руси является Россия.
Основной удельный вес в экспорте Беларуси занимает продукция перерабатывающих отраслей. Из страны вывозятся грузовые автомобили, тракторы, металлорежу-щие станки, шины, мотоциклы, велосипеды, часы и др. На долю сырьевых ресурсов приходится около 13% от общего объема экспорта.
Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занима-ют энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители им-портируются в основном из России. Из стран дальнего за-рубежья вывозится оборудование, машины и социально зна-чимые товары.
Важную роль на мировом рынке играет торговля услу-гами. Международный валютный фонд подразделяет ее на четыре вида: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги.
Туризм и судоходство (фрахт) составляют 65% оборота международной торговли. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. Великобритания и Франция удерживают первенство в сфере иностранного туризма. В перспективе доля транспортных услуг в объеме мировой торговли уменьшится, особенно за счет фрахта, что связано с переходом индустриально развитых стран к энергои материалосберегающей модели развития. Зато повысится зна-чимость прочих услуг, особенно тех, которые связаны с эк-спортом технологии, знаний, опыта.
Как известно, услуги — это продукт высокоразвитой эко-номики. Поэтому естественно, что на мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Нидерланды, Ита-лия. На их долю приходится 65% мирового экспорта услуг и 50% импорта. В США в сфере услуг занято около 73% рабочей силы, в Германии — 41%, в Италии — 35%.
В последнее время в экспорте услуг возрастает роль раз-вивающихся стран. Так, Южная Корея является крупным экспортером инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика — туристских, Сингапур — финансовых.
Соотношение между экспортом и импортом товаров на-зывается торговым балансом. Он бывает активным и пас-сивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс — это превышение импорта над экспортом. Торго-вый баланс зависит от положения страны на мировом рын-ке, мощности и конкурентоспособности ее экономики.
Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо платежей и поступле-ний по экспортным, импортным и реэкспортным операциям.
Движение торгового баланса связано и с другими стать-ями платежного баланса по текущим операциям, что обус-ловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых пла-тежей, ростом их значения в международном обороте. За-падная статистика называет эти статьи платежного баланса «невидимыми операциями» («невидимый экспорт» и «неви-димый импорт»). В современных условиях «невидимые опе-рации» стали важным фактором сбалансированности баланса текущих операций. Ведь доля услуг в мировом товарообо-роте составляет более 20%, а темпы их роста опережают темпы роста совокупного товарооборота.
Торговый баланс составляется за определенный период вре-мени — месяц, квартал, год, а также на определенную дату.
Меры, используемые государством или группой госу-дарств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Основными ее эле-ментами выступают протекционизм, система свободной тор-говли и демпинг.
Протекционизм — это деятельность государства, способ-ствующая развитию национальной экономики путем ограж-дения ее от иностранной конкуренции. Существует и такая формулировка: протекционизм — это политика защиты оте-чественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики заключается в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции и сти-мулировании экспорта товаров национального производства.
У протекционизма есть свои плюсы и минусы. Преиму-щества протекционизма:
сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;
защита национальной экономики от демпинга;
" защита молодых отраслей, которые еще неконкурен-тоспособны и нуждаются в государственной поддержке;
* торговые барьеры на пути иностранных товаров сти;
мулируют собственное производство.
Недостатки политики протекционизма заключаются в следующем:
ослабляется конкуренция в экономике;
снижается эффективность производства;
в достаточной степени не используются преимущества международного разделения труда;
подрываются возможности экспорта, так как ограни-чение импорта сдерживает и будущий экспорт. Современная система протекционистских мер включает несколько основных методов
Таможенное регулирование, затрудняющее импорт и эк-спорт определенных видов продукции. Различают адвалер-ные, специфические и смешанные таможенные пошлины.
Первые взимаются в процентах от цены товара (например, 15% от цены холодильника); вторые — в виде определен-ной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки товара (например, 15 долларов с каждой тонны металла); третьи — это одновременное обложение и адвалерными и специфическими пошлинами.
Систематизированный перечень таможенных пошлин представляет собой таможенный тариф. Различают экспор-тный и импортный тарифы. Таможенные тарифы включа-ют в себя обычно три вида пошлин: максимальные, мини-мальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми не подписаны торговые соглашения; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры или введен режим на-ибольшего благоприятствования; третьи — при импорте то-варов из развивающихся стран. В настоящее время средняя ставка таможенных тарифов в развитых странах составляет около 6%, развивающихся — 30—40%. На отдельные то-вары пошлины могут колебаться в значительно более ши-роких пределах.
Нетарифные барьеры представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, введенных при помощи системы экономичес-ких, политических и административных методов. Насчи-тывается свыше 2,6 тыс. различных видов нетарифных барь-еров. Наибольшее распространение среди них получили кон-тингентирование и лицензирование. Контингентирование означает установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров и товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относи-тельно свободно. Лицензирование предполагает необходи-мость получения организацией разрешения на осуществле-ние внешнеэкономических операций. К косвенным ограни-чениям также могут быть отнесены национальная налоговая система и национальные стандарты.
Средства государственного стимулирования экспорта существуют в виде прямых дотаций государства или льгот-ных экспортных премий, государственного страхования эк-спортных кредитов. Государство использует также различ-ные формы информационного и организационного содей-ствия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение субъектов хозяйствования торгово-экономичес-кой информацией, организацию ярмарок и выставок и т. д.
Свободная торговля или фритредерство — это торгов-ля, не ограниченная какими-либо барьерами. Другими сло-вами, свободная торговля — это открытая внешнеторговая политика, предполагающая свободное движение товаров и услуг между странами. Свободная торговля обладает следу-ющими преимуществами:
стимулирует конкуренцию, ограничивая монополизм; «повышает эффективность производства, снижает цены;
расширяет выбор товаров для потребителей;
позволяет полностью использовать преимущества меж-дународного разделения труда.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли.
Демпинг — это экспорт по ценам, которые значительно ниже цен, установившихся на рынке. Демпинг осуществля-ется для подавления конкурентов. Цены в этом случае могут быть ниже уровня мировых и даже ниже издержек производ-ства. Между протекционизмом и демпингом существует тес-ная связь. Протекционизм обеспечивает увеличение прибы-лей при продаже товаров на внутреннем рынке, и за счет этих прибылей возникает возможность финансировать демпинг.
Выделяют разбойничий и постоянный демпинг. Первый означает временное установление низких цен, которые мо-гут быть восстановлены после вытеснения с рынка конку-рента. Постоянный демпинг может продолжаться неограни-ченное время. -
Государственное регулирование внешней торговли ох-ватывает широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортными операциями.
Межгосударственное торговое регулирование включа-ет в себя создание таможенных союзов, ассоциаций свобод-ной торговли, заключение таможенных торговых догово-ров и торгово-экономических соглашений.
Международное регулирование мировой торговли осу-ществляется разными международными организациями.
Крупнейшей международной организацией, которая ре-гулирует торгово-экономические отношения между страна-ми, является Всемирная торговая организация (ВТО). Она возникла в результате развития Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. и первоначально объединило 23 государства. ВТО на 1 января 1997 г. объединяла 128 стран. Все они придер-живаются определенных правовых норм и правил торгов-ли, участвуют в текущих торговых переговорах, решают спорные вопросы и т. д.
Другая крупная организация, регулирующая междуна-родную торговлю, — ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. Она создана развивающимися страна-ми. В нее входят 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулиро-ванию торговых отношений между индустриально разви-тыми н развивающимися странами.
Регулированием торговых отношений занимается еще один международный орган — КОКОМ — Координацион-ный комитет по экспортному контролю. Членами этой ор-ганизации в период ее возникновения стали государства НА-ТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирую-щего органа для предотвращения возможной реализации техники и передовой технологии социалистическим стра-нам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал примерно 3 тыс. наименований. КОКОМ продолжает дей-ствовать и в настоящее время.
В последнее время в международной торговле возрастает значение свободных экономических зон, или зон свободно-го предпринимательства.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный район той или иной страны, где созданы особо благоприят-ные условия для свободного предпринимательства и внешне-экономической деятельности. СЭЗ также определяют как ограниченную территорию с льготными экономическими ус-ловиями для деятельности иностранных и национальных предпринимателей. Обычно такие зоны создаются или в при-граничных районах, или на приморских побережьях.
Для обеспечения благоприятных условий предприни-мательства и внешнеэкономической деятельности в СЭЗ ис-пользуются:
* специальные, облегченные таможенные и торговые режимы;
* обеспечение большей свободы перемещения товаров,
трудовых ресурсов, капиталов и прибылей;
льготные режимы налогообложения;
предоставление широких возможностей для инвести-рования.
В качестве главных целей организации СЭЗ можно выделить:
а) ускорение социально-экономического развития данно-го региона;
б) овладение достижениями мировой экономики и научно;
технической мысли;
в) расширение внешнеэкономических связей;
г) экспериментальную проверку новых методов производ-ства, хозяйствования, управления бизнесом и регионом;
д) решение общеэкономических, социальных, региональ-ных и научно-технических проблем.
СЭЗ можно условно подразделить на следующие виды: 1) свободные таможенные зоны. Это беспошлинные зо-ны, которые создаются в основном на оживленных тран-спортных артериях мира и на их перекрестках. Здесь отсутствует обычный таможенный контроль и не взима-ются пошлины;
зоны свободной торговли (с минимальными ограни-чениями на торговлю). Они базируются на отмене (смяг-чении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэк-спортируемыми из нее; нацелены преимущественно на перевозку, переработку и хранение грузов;
зоны экспортного производства (с концентрацией пред-приятий, работающих на экспорт);
экспортные и импортные промышленные зоны, глав-ное назначение которых — обеспечение страны товара-ми и услугами, а также современной техникой и техно-логией. Они базируются не только на применении льгот-ного торгового и таможенного режимов, но и на льготном финансировании и льготном налоговом режиме;
научно-технические зоны (территории, ориентирован-ные на активное проведение НИОКР, производство нау-коемкой продукции, инновационную и внедренческую деятельность);
технологические зоны (технологические парки, тех-нополисы), обеспечивающие разработку и внедрение сов-ременных технологий с помощью национальных и инос-транных предприятий и организаций;
комплексные зоны — свободные или открытые горо-да, особые районы. Здесь используются элементы раз-ных видов перечисленных зон;
зоны страховых и бытовых услуг, которые специали-зируются на банковских и страховых операциях.
К середине 90-х годов в мире действовало более 700 раз-личных СЭЗ. Однако их создание — сложный и капитало-емкий процесс. В некоторых странах их создают исходя больше из политических соображений, а не реальной эко-номической потребности.
К особой разновидности СЭЗ можно отнести так называ-емые оффшорные зоны — районы с благоприятными экономическими условиями для иностранных компаний. (Офф-шорный — означает бизнес, осуществляемый в других стра-нах.) В оффшорных зонах существует льготное или даже нулевое налогообложение, возможность сохранить тайну сде-лок и вкладов, большая свобода действий (например, пра-ктическое отсутствие валютного контроля). Оффшорные фирмы ведут самую разнообразную посредническую деятель-ность: это могут быть торговые, банковские, страховые, су-довладельческие, инвестиционные и другие компании.
В настоящее время во всем мире насчитывается пример-но 3 млн оффшорных компаний, из которых 60 тыс. — рос-сийские. Главная выгода для территорий и страны от создания таких зон — определенные налоговые поступле-ния, повышение деловой активности в регионе, а значит, и оживление производства товаров и услуг. Среди наиболее известных в мире оффшорных центров можно назвать Сянган, Либерию, Кипр, Мальту, Панаму, Сингапур и др.
Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А. Б. Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2005.
Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. — М.: Новая вол-на, 2000.
Власьевич Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. — М.: БЕК, 2003,
Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная эконо-мика / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2007.
Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. — Дубна.: Феникс, 1996.
Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. -СПБ., 1994.