Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рассмотрение уголовного дела

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ответ: в УПК РФ законодатель закрепил право защитника не только представлять, но и собирать доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Согласно данной норме защитник вправе собирать доказательства путем: получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок… Читать ещё >

Рассмотрение уголовного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Начальник подразделения дознания и дознаватель как участники уголовного судопроизводства

2. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела

3. Задача Заключение Библиографический список

Деятельность органов дознания, следователя, прокурора и суда по расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел носит публично-правовой характер. Преступления, как наиболее опасный вид правонарушений, причиняют личности, правам и свободам человека и гражданина, обществу, государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры для охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений (ст. ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2 УК РФ, ст. 6 УПК РФ, ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Реализация этих задач в уголовном судопроизводстве достигается путем возбуждения уголовного дела, уголовного преследования лиц, совершивших преступление, обвинения их перед судом, судебного рассмотрения и разрешения дела с тем, чтобы лицо, совершившее преступление, было осуждено и подвергнуто справедливому наказанию или, в соответствии с законом, освобождено от ответственности или наказания. Уголовный процесс должен ограждать невиновного от уголовного преследования и осуждения, а в случае, когда такое осуждение или преследование имело место, обеспечивать реабилитацию невиновного. Быстрое раскрытие преступлений и изобличение виновных предполагают в предусмотренные законом сроки установить обстоятельства происшедшего преступления, выявить лицо, его совершившее, собрать и проверить доказательства виновности обвиняемого и тем самым назначить виновному наказание, максимально приближенное по времени к моменту совершения преступления. Обеспечение правильного применения закона заключается в строжайшем соблюдении и применении норм закона в ходе производства по делу. Лишь при соблюдении этого условия существует возможность подвергнуть виновного справедливому наказанию, соответствующему характеру и степени общественной опасности преступления и личности виновного, и оградить невиновного от неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, поскольку изобличить и наказать виновного — значит не допустить привлечения к ответственности и осуждения невиновного. Деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания имеет определяющее и организующее значение при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Государственные органы и должностные лица несут ответственность за законное производство по уголовному делу, законность принимаемых решений. Вся система уголовно-процессуальных действий и каждое отдельное действие производятся в предусмотренном законом порядке. Этот порядок (процессуальная процедура) обязателен для всех (ч. ч. 1, 2 ст. 1 УПК); именно он обеспечивает законность производства по делу, права, интересы и свободы лиц, участвующих в деле, создает гарантии обоснованности и справедливости принимаемых решений. Таким образом, уголовное судопроизводство — это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

1. Начальник подразделения дознания и дознаватель как участники уголовного судопроизводства

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями. На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (главы 32 и 32.1 УПК); выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК), а также выполнение поручений следователя.

Правом проводить дознание в соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК наделены дознаватели органов:

— внутренних дел,

— пограничных,

— службы судебных приставов

— таможенных,

— государственного пожарного надзора,

— по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, возбуждать уголовные дела, выполнять неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия и поручения следователя и прокурора также вправе следующие органы дознания:

— органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ФСБ, Федеральные органы государственной охраны, службы внешней разведки, органы Минюста);

— начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

— руководители геологоразведочных партий, зимовок начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения «обычных» органов дознания;

— главы дипломатических представительств и консульских учреждений.

Орган дознания действует в лице начальника.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания. Содержание его деятельности, а, следовательно, и его правовой статус производен от содержания статуса органа. Каждый начальник учреждения, наделенного полномочиями органа дознания, осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства: министра внутренних дел, руководителя ФСБ РФ, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России и т. д. Поэтому, когда уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения начальниками органов внутренних дел, подразделения (управления) Государственной противопожарной службы и т. д. постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные гарантии законности принятия того или иного процессуального решения, они могут быть определены начальником нижестоящего подразделения. Вплоть до местного органа дознания. Если же предварительную проверку или дознание осуществляет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кроме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждаются и не согласовываются. Начальник учреждения, перечисленного в ст. 140 УПК, вправе давать входящему в штат этого подразделения лицу, производящему расследование, исполняющему поручение, указание следователя, и дознавателю собственные указания, отстранять от предварительной проверки (дознания) и поручать их производство другому сотруднику. В УПК же закреплен следующий перечень прав начальника органа дознания. Начальник органа дознания вправе: 1) уполномочивать должностное лицо органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и др. (п.7ст.5УПК); 2) давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (п.17ст.5УПК); 3) возлагать на дознавателя полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК (ч. 1 ст. 41 УПК); 4) давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК); 5) по ходатайству дознавателя продлять до 10 суток срок предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); 6) утверждать составленный дознавателем обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК).

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное, либо уполномоченное начальником органа (подразделения) дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (ст. 41). Полномочия органа дознания (дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно), возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа (подразделения) дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения. Самостоятельным участником уголовному процесса является начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы. При осуществлении данных полномочий, начальник подразделения дознания вправе: 1) проверять материалы уголовного дела; 2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

2. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела

В кассационном производстве, как и в суде первой инстанции, действуют принципы уголовного процесса в соответствии с задачами и процессуальной процедурой рассмотрения дела в этой стадии. Разбирательство дела происходит в судебном заседании коллегиально — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции (ч. 4 ст. 30 УПК).

Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением тех случаев, когда:

разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;

рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (ч.2 ст. 241 УПК РФ).

О рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное постановление или определение суда.

Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции включает в себя:

подготовительную частьпредседательствующий открывает судебное заседание и объявляет о рассмотрении уголовного дела. После этого объявляет состав суда, фамилии, имена и отчества лиц, являющихся сторонами по уголовному делу и присутствующих в судебном заседании, а также фамилию, имя и отчество переводчика, если он участвует в судебном заседании. Председательствующим выясняется у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы (уголовно-процессуальный закон предусматривает обстоятельства, при наличии которых судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, переводчик, эксперт, специалист, защитник гражданского истца или гражданского ответчика, не могут принимать участия в производстве по делу и подлежат отводуст.61 УПК РФ) и ходатайства (ст. 119 УПК РФ);

доклад одного их судей — кратко излагается одним из судей содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационной жалобы и (или) представления (в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган);

выступления сторон — суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон. По ходатайству стороны суд вправе непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями гл. 37 УПК РФ, по правилам производства судебного следствия при рассмотрении дела в суде первой инстанции;

представление дополнительных материалов — стороны вправе представить дополнительные материалы, которые считают доводами в свою пользу. Дополнительные материалы не могут быть получены путем производства следственных действий. Лицо, представляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления (ч.6 ст. 377 УПК РФ). Изменение приговора или отмена его с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда содержащиеся в таких материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции (ч.7 ст. 377 УПК РФ).

В результате рассмотрения уголовного дела в кассационном порядке суд принимает одно из следующих решений:

об оставлении приговора или иного обжалуемого судебного решения без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;

об отмене приговора или иного обжалуемого судебного решения и о прекращении уголовного дела;

об отмене приговора или иного обжалуемого судебного решения и о направлении уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой или аппеляционной инстанции со стадии предварительного слушания, или судебного разбирательства, или действий суда после вынесения вердикта присяжных заседателей;

об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения (ч.1 ст. 378 УПК РФ).

Решения, выносимые судом кассационной инстанции, имеют форму определения (ч.2 ст. 378 УПК РФ).

дознание судопроизводство уголовный дело

3. Задача

В процессе предварительного расследования был допрошен свидетель Акопян (в своих показаниях он пояснил, что слышал разговор между обвиняемым в убийстве Нестеровым и потерпевшим Акуловым по факту вымогательства у Нестерова денег) без участия переводчика, поскольку он заявил, что в помощи переводчика не нуждается в связи с тем, что обучался в школе с изучением русского языка и длительное время прожил в России. При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый Нестеров заявил, что Акопян был допрошен без переводчика не владея в совершенстве русским языком и представил объяснение, полученное адвокатом Нестерова от Акопяна, что последний русским языком владеет плохо и был введен следователем в заблуждение и на допросе подписав протокол не читая, поскольку не смог правильно перевести содержание протокола.

Дайте правовую оценку данной ситуации. В каких случаях обязательно участие переводчика?

Ответ: в УПК РФ законодатель закрепил право защитника не только представлять, но и собирать доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Согласно данной норме защитник вправе собирать доказательства путем: получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. Адвокат Нестерова представил объяснение от Акопяна, что последний русским языком владеет плохо и был введен следователем в заблуждение и на допросе подписав протокол не читая, поскольку не смог правильно перевести содержание протокола. На основании вышеизложенного можно говорить о нарушениях в процессе предварительного расследования дела. Допрос свидетеля Акопяна должен был осуществляться с обязательным участием переводчика, о чем следователь должен был вынести постановление ((ч. 2 ст. 59 УПК РФ).

В ходе уголовного судопроизводства с участием лиц, не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, уголовно-процессуальным законодательством РФ предусмотрено обязательное участие переводчика (ст. 59 УПК РФ). Основание приглашения переводчика — непонимание участником процесса языка, на котором ведется судопроизводство. Согласно положению ст. 18 УПК РФ участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика.

Заключение

Основной социальной функцией уголовного процесса является организация и осуществление государственного противодействия преступности. Преступность оказывает дестабилизирующее воздействие на социальные общественные отношения в правовом государстве, препятствует их прогрессивному развитию, создает угрозу обеспечения безопасности граждан, разрушает межличностные отношения. Значительность урона, причиняемого преступностью обществу, состоянию общественной безопасности, вынуждает государство создавать правоохранительные органы и иные структуры, предназначенные для борьбы с преступностью, инициировать и регулировать их деятельность, направленную на укрепление законности, охрану правопорядка, организацию и осуществление противодействия преступности.

Демократическое правовое государство призвано обеспечить охрану от преступлений прав и свобод личности, жизни, здоровья, чести и достоинства, других благ граждан, общества в целом, конституционного строя государства. Этому служат, в частности, уголовное право, устанавливающее круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, установить лицо, его совершившее, и в то же время не допустить ошибочного обвинения, тем более осуждения невиновного. Виновный же должен быть подвергнут справедливому наказанию. Деятельность уголовной юстиции связана с применением уголовного наказания, в максимальной степени затрагивающего основные права и свободы человека, а также с применением мер государственного принуждения строго и детально регламентируется процессуальными нормами, создающими гарантии справедливого правосудия и гарантии прав личности. Эти нормы, в силу их важности, устанавливаются только законодательной властью.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996). [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Справочно-правовая система. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс № 174 от 18 декабря 2002 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Справочно-правовая система. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и особенная части: учебник. — М., 2010. — 720 с.

4. Кругликов А. П. Уголовный процесс Российской Федерации: учебник. — М.: Проспект, 2009. — 736 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой