Распределение грузоперевозок
После получения окончательного распределения объёма перевозок между отправителями и потребителями груза определяем грузооборот по следующей зависимости: Распределяем груз по каждому столбцов клетке с наименьшим расстоянием. После распределения такие клетки называются загруженными (Таблица 2.1). Вывод: в итоге результаты первого и второго способов решений полностью совпадают, получен оптимальный… Читать ещё >
Распределение грузоперевозок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Формулировка задачи и исходные данные
Имеется 5 поставщиков (отправителей) груза и 10получателей (потребителей) груза, с известным количеством груза у каждого из поставщиков и потребности в нём каждого получателя (Таблица 1.1 и 1.2). Определены также расстояния между ними (Таблица 1.3).
Необходимо получить оптимальный вариант закрепления получателей за поставщиками таким образом, чтобы минимизировать грузооборот перевозок (то есть получение кратчайших расстояний доставки груза).
Таблица 1.1 — Объём отправления грузов
Наличие груза у грузоотправителя, т | |||||
Товарный склад № 1 | Товарный склад № 2 | КЖБИ № 1 | КЖБИ № 2 | ООО «Стройка» | |
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | |
Таблица 1.2 — Объём потребления грузов, т
Грузополучатель | Условное обозначение | Потребность в грузе, т. | |
Объект № 1 | B1 | ||
Объект № 2 | B2 | ||
Объект № 3 | B3 | ||
Объект № 4 | B4 | ||
Объект № 5 | B5 | ||
Объект № 6 | B6 | ||
Объект № 7 | B7 | ||
Объект № 8 | B8 | ||
Объект № 9 | B9 | ||
Объект № 10 | B10 | ||
Таблица 1.3 — Расстояния между отправителями и потребителями, км
Грузополучатель | Грузоотправитель | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||
B1 | ||||||
B2 | ||||||
B3 | ||||||
B4 | ||||||
B5 | ||||||
B6 | ||||||
B7 | ||||||
B8 | ||||||
B9 | ||||||
B10 | ||||||
2. Решение транспортной задачи распределительным методом
Методика расчёта
1) Распределяем груз по каждому столбцов клетке с наименьшим расстоянием. После распределения такие клетки называются загруженными (Таблица 2.1).
2) Для проверки оптимальности полученного распределения определяем специальные индексы (потенциалы), которые проставляем в клетки вспомогательной строки и столбца. Индексы определяют по следующему правилу: вначале в клетке столбца строки В1 проставляем нуль, а остальные индексы рассчитываем исходя из того, что их сумма должна быть равна
расстоянию каждой загруженной клетки. Затем определяем потенциалы остальных столбцов и строк, исходя из того, что u+v=c, при этом определяем потенциалы только строк и столбцов, содержащих загруженные клетки. В случае, если количество загруженных клеток окажется меньше числа m+n-1 (где m-число строк, n-число столбцов), то необходимо искусственно загрузить недостающее количество клеток, для этого в них проставляют нуль загрузки и после этого с такой клеткой оперируют как с загруженной. Целесообразно нуль ставить в такую клетку, для которой один из индексов уже определён, а также по возможности в клетку с наименьшим расстоянием.
3) После этого находим такие незагруженные клетки, в которых сумма индексов больше расстояния, указанного в соответствующих клетках — такие клетки называются потенциальными. Цифру разности между суммой индексов и расстоянием называют потенциалом. Потенциал записываем в соответствующую незагруженную клетку в круглых скобках.
4) Находим клетку с наибольшим потенциалом (это условие является необязательным). Для выбранной потенциальной клетки «строим» контур — замкнутую линию, состоящую из прямых горизонтальных и вертикальных линий, все вершины этой линии должны находиться в загруженных клетках, а также в выбранной потенциальной. Контур строим по правилу — от выбранной потенциальной клетки веду прямую горизонтальную или вертикальную линию до такой загруженной клетки, которой под прямым углом соответствует ещё одна загруженная клетка, и так до тех пор, пока линия не замкнётся в исходной потенциальной клетке.
5) После этого всем вершинам контура попеременно присваиваем знаки «-» и «+», начиная с выбранной потенциальной.
6) Из загрузок, обозначенных знаком «+», выбираем наименьшую.
7) Данную величину отнимаем от загрузок со знаком «+» и прибавляем к загрузкам со знаком «-».
Таблица 2.1 — Первоначальное распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
8) Полученные новые значения загрузок записываем в другую таблицу (улучшенное значение). После этого снова рассчитываем
специальные индексы, строим контур и так до тех пор, пока не будет потенциальных клеток.
Таблица 2.2 — Второе распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
Таблица 2.3 — Третье распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
Таблица 2.4 — Четвёртое распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
Таблица 2.5 — Пятое распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
Таблица 2.6 — Шестое распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
Таблица 2.7 — Седьмое и окончательное распределение объёма перевозок между отправителями и потребителями
Пот-ре; би-тель | Ин-дексы | Поставщик | Пот-реб-ность в грузе | |||||
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||||
u v | ||||||||
B1 | ||||||||
B2 | ||||||||
B3 | ||||||||
B4 | ||||||||
B5 | ||||||||
B6 | ||||||||
B7 | ||||||||
B8 | ||||||||
B9 | ||||||||
B10 | ||||||||
Наличие груза | ||||||||
9) После получения окончательного распределения объёма перевозок между отправителями и потребителями груза определяем грузооборот по следующей зависимости:
n
Р=?Qili, т-км
i=1
где Qi — объём i-ой перевозки груза, т; li — расстояние i-ой перевозки груза, км;
Р=380*8+150*3+230*5+190*2+300*10+60*8+40*6+200*5+140*6+
60*2+150*6+330*14+870*9+720*10=31 250 т-км
3. Решение транспортной задачи с использованием MS Excel
Вначале подготавливаем необходимые таблицы на рабочем листе MS Excel.
Таблица 3.1 — Изменяемые в процессе решения ячейки
Поставщик | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||
Потребитель | |||||||
B1 | |||||||
B2 | |||||||
B3 | |||||||
B4 | |||||||
B5 | |||||||
B6 | |||||||
B7 | |||||||
B8 | |||||||
B9 | |||||||
B10 | |||||||
Факт | |||||||
Таблица 3.2 — Исходные данные для решения транспортной задачи
Запросы | |||||||
Поставщик | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||
Потребитель | |||||||
B1 | |||||||
B2 | |||||||
B3 | |||||||
B4 | |||||||
B5 | |||||||
B6 | |||||||
B7 | |||||||
B8 | |||||||
B9 | |||||||
B10 | |||||||
Всего | |||||||
После использования процедуры Поиск решения получаем следующие результаты:
Таблица 3.3 — Результаты поиска решения
Оптимизация транспортных потоков | |||||||
Поставщик | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||
Потребитель | |||||||
B1 | |||||||
B2 | |||||||
B3 | |||||||
B4 | |||||||
B5 | |||||||
B6 | |||||||
B7 | |||||||
B8 | |||||||
B9 | |||||||
B10 | |||||||
Факт | |||||||
Запросы | |||||||
Поставщик | A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | ||
Потребитель | |||||||
B1 | |||||||
B2 | |||||||
B3 | |||||||
B4 | |||||||
B5 | |||||||
B6 | |||||||
B7 | |||||||
B8 | |||||||
B9 | |||||||
B10 | |||||||
Всего | |||||||
Вывод: в итоге результаты первого и второго способов решений полностью совпадают, получен оптимальный вариант грузооборота перевозок.