Районные суды
В российской подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным и одновременно начальным звеном судебной системы. Это обусловлено, с одной стороны, широкой компетенцией районного суда как органа судебной власти, а с другой стороны, тем объемом работы, который фактически выполняется районным судом. Из общей массы уголовных и гражданских дел, дел… Читать ещё >
Районные суды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
[Введите текст]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра правосудия и правоохранительной деятельности
Контрольная работа
по дисциплине: «Современные технологии в деятельности правоохранительных органов»
Тема: «Районные суды»
Тула 2013
Введение
Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ
1.1 История создания районных судов в РФ
1.2 Районный суд в судебной системе РФ: понятие и основы деятельности Глава 2. Организация деятельности и полномочия районного суда
2.1 Организационные основы и порядок формирования районного суда
2.2 Полномочия районного суда Заключение Список использованной литературы
Где бы ни работал юрист, какую бы должность он ни занимал, в любой области профессиональной деятельности он непременно будет сталкиваться с судебной властью и в той или иной роли участвовать в её реализации. Поэтому каждый юрист должен понимать, что такое судебная власть, каково её назначение в современном государстве, как она устроена, какими полномочиями наделена и как действует.
Актуальность темы
обусловлена тем, что эффективность осуществления правосудия районными судами зависит от правильной, рациональной нормативно-правовой основы деятельности районных судов.
В российской подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд уже многие десятилетия считается основным и одновременно начальным звеном судебной системы. Это обусловлено, с одной стороны, широкой компетенцией районного суда как органа судебной власти, а с другой стороны, тем объемом работы, который фактически выполняется районным судом. Из общей массы уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях на долю гражданских судов приходится значительное большинство. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов. Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров. На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях, — они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний, как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами. В связи с этим и принято считать районные суды основным звеном судебной системы: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.
Согласно Конституции Российской Федерации, суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие. Целью осуществления правосудия в РФ является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций. Если рассматривать вопрос об эффективности осуществления правосудия районными судами, о способах ее повышения, нужно отметить, что немаловажное значение имеет организация работы в судах.
Основная цель работы заключается в изучении основ об устройстве и функционировании районных судов в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определение места районного суда в судебной системе России;
рассмотрение основ порядка формирования районных судов;
описание полномочий районных судов при рассмотрении различных дел (гражданских, уголовных, об административных правонарушениях).
Объектом исследования является районный суд как основное звено системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Предметом исследования выступают некоторые аспекты реализации районными судами их правомочий и смежные с ними вопросы.
Глава 1. Место районного суда в судебной системе РФ
1.1 История создания районных судов в РФ
В древнерусской истории слово суд впервые упоминается в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных». Более древнего источника с упоминанием о судах, чем Устав «О десятинах, судах и людях церковных», до настоящего времени не обнаружено, что и позволяет связывать именно с ним отделение суда от княжеской власти, появление на Руси суда как учреждения правосудия и отсчитывать его историю с первых лет XI века.
Судебная реформа, начатая в 1864 году, воплотила в жизнь основные демократические принципы правосудия и подняла судебную власть России на уровень самых развитых европейских стран. Также из истории мы знаем, что этот процесс был сложным и длительным — веками устоявшиеся традиции невозможно было сломать разом. Судебная реформа XIX века продолжалась 35 лет. На дальневосточных рубежах России начало цивилизованному подходу в вопросах укрепления законности и правопорядка было положено с момента открытия во Владивостоке окружного суда — 5 декабря 1882 года. Этому историческому событию предшествовало ходатайство генерал-губернатора Восточной Сибири Дмитрия Анучина перед Министерством юстиции. На что царь Александр III написал на послании — «Быть по сему».
На протяжении десятилетий, вплоть до принятия Закона о судебной системе, районный суд имел наименование «районный народный». Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, но сущность районного суда от этого не меняется. По своему местоположению районные суды наиболее близки к населению, что реально позволяет гражданам обратиться именно в этот суд за защитой своих прав.
После Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.
Акт, заложивший основы советской судебной системы, — это Декрет СНК от 22 ноября (5 декабря) 1917 года «О суде». Вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые должны были избираться непосредственно населением, но на протяжении 20 лет выборы осуществлялись соответствующими Советами.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
Для борьбы против контрреволюционных сил, рассмотрения дел «о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц» учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы, состав которых избирался губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:
1) народный суд:
— в составе постоянного народного судьи;
— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;
2) губернский суд;
3) Верховный Суд РСФСР.
25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР».
В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР. В статье 164 Конституции РСФСР говорилось, что все суды образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Народный суд в СССР являлся основным звеном советской судебной системы. Такое положение народного суда было связано, прежде всего, с его широкой компетенцией по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные дела, кроме дел об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, государственных преступлениях и некоторых других, отнесённых законом к ведению иных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются меры административного воздействия.
Положение народного суда было обусловлено и характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием «народный». Основной формой участия граждан в судебной деятельности «народного» суда являлось включение в состав суда народных заседателей.
Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х гг. более 90% всех гражданских и уголовных дел, чаще других судов восстанавливал нарушенное право, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.
Процесс обновления российского судоустройства активизировался в значительной мере со второй половины 1990 г., после того как состоялось одобрение Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» 12 июня 1990 г. В действовавшую тогда Конституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения и дополнения, имевшие прямое или косвенное отношение к судам.
Порядок организации и работы районного суда в настоящее время регламентирован Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом «О судебной системе в РФ».
По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно-территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.
При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно — территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов.
1.2 Районный суд в судебной системе РФ: понятие и основы деятельности
По ныне действующему порядку создание (упразднение) районного суда в соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» осуществляется путём принятия федерального закона, которым определяется его территориальная юрисдикция.
Районный (городской) суд — в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).
В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.
Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа. Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»).
В основу решения об образовании районного суда положен принцип максимальной доступности обращения граждан в суд по месту жительства. Районные суды образуются в каждом районе или городе, на район и город может быть создан один суд.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.
В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции, ст. 393 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК РФ), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:
а) рассматриваются:
— дела об административных правонарушениях;
— вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);
— вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
— вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 Уголовным процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ);
— жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК РФ;
б) принимаются в ходе досудебного производства решения:
— об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
— о продлении срока содержания под стражей;
— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
— о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
— о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ;
— о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
Районный суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Глава 2. Организация деятельности и полномочия районного суда
2.1 Организационные основы и порядок формирования районного суда
Организация работы районного суда в целом и отдельных судей основывается на ее планировании. В планах всего суда (как правило, на квартал) отражается работа с кадрами, мероприятия по повышению их квалификации, изучение состояния законности в районе и обобщение практики судебного рассмотрения определенных категорий дел, организация делопроизводства и т. д. Личные планы каждого судьи включают определение очередности, времени и места проведения судебных заседаний, организация выездных сессий, прием населения, его участие в организационной работе в соответствии с общим планом работы районного суда.
Районный суд состоит из судей. В зависимости от объема работы районного суда — количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, — определяется число судей в данном суде.
В настоящее время судьи дела рассматривают единолично, без народных заседателей. Полномочия судей районных судов определяются в соответствии с их закрепленными в законе обязанностями и правами. Основной обязанностью судей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иным законодательством. При отправлении правосудия судьи самостоятельны, независимы, неприкосновенны, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Это весьма существенные гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств любого дела, отнесенного к подсудности районного суда, защиты прав и свобод граждан. Судьи должны заранее готовиться к судебному разбирательству каждого дела, изучать материалы, которые предстоит исследовать в судебном заседании.
Во время пребывания в районном суде и вне его стен, как и при отправлении правосудия, судьи должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на их честь и достоинство, вызвать сомнение в их беспристрастности, объективности и законопослушности.
Судьям предоставлены определенные права. Так, судьи районных судов вправе требовать от любых органов и лиц: выполнения их указаний в связи с подготовкой дела к судебному заседанию (вызов ответчиков, истцов, подсудимых, свидетелей, экспертов и др.), представления в суд документов, вещественных доказательств, дачи ответов на частные определения суда и т. д.
Судьи районного суда обладают правом неприкосновенности, заключающимся прежде всего в том, что они не могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности и что установлен особый порядок их привлечения к уголовной ответственности. Неприкосновенность распространяется на их жилища, служебные помещения, транспортные средства и имущество.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при ВС РФ» учреждена должность администратора суда, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента субъекта РФ по представлению председателя районного суда. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность районного суда, взаимодействует по этим вопросам с адвокатурой, правоохранительными и другими органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение суда, в том числе нормативными актами, юридической литературой, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу средств связи, хозяйственной службы, имеет другие полномочия. Для четкой, слаженной работы районного суда необходим вспомогательный аппарат, работой которого также руководит председатель. Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (зав. канцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением судебных приставов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Подбор сотрудников — это не техническая работа. Уровень их квалификации, человеческие качества — добросовестность, способность сопереживать, общая культура и вежливость — «визитная карточка» суда в целом в общественном мнении и представлении граждан, которые обращаются в суд. К сожалению, недостаточное финансирование судов не способствует престижности труда их вспомогательного аппарата.
Консультант, наряду с судьями, ведет прием граждан, принимает участие в повышении квалификации других сотрудников аппарата, под руководством наиболее опытных судей ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, следит за текущими изменениями действующих законов, вносит в контрольные экземпляры соответствующие поправки и знакомит с ними судей и народных заседателей и т. д.
Как правило, в районном (ему равному) суде имеются две канцелярии: по гражданским и уголовным делам, в которых ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве суда, исполнительных производств. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями в соответствии с Временной инструкцией по делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при ВС РФ от 24 августа 1999 г. № 8. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Непосредственно ответственность за делопроизводство возложена на заведующего канцелярией. Он распределяет работу между сотрудниками аппарата, контролирует ее исполнение, готовит материалы подотчетности, ведет книги приказов и распоряжений по суду, оформляет служебную переписку.
В районном суде организуется первичный учет рассмотренных дел, на каждое из них заполняются соответствующие учетно-статистические карточки (справки), на основе которых ведется статистическая отчетность. Ответственность за этот участок работы несет председатель суда.
Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.
В районном суде организуется справочная работа по законодательству и судебной практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
При районных (городских) судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы.
Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции. Однако, как отмечалось, законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции, непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Статьей 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральным законом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группы судов. Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.
Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении Пленум ВС. РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК РФ (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.
Внутреннее устройство — структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним:
Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.
Народные судьи — лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
Народные заседатели — коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи Консультант суда — ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.
Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.
Канцелярия — в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.
Архивариус — хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.
При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.
Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном — председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
2.2 Полномочия районного суда
районный суд юрисдикция В настоящее время районные суды действуют не только в качестве суда первой инстанции, рассматривающие более сложные гражданские, административные и уголовные дела, но и второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей. В подсудность районных судов отнесены гражданские дела наибольшей сложности. Такие дела, как расторжение брака, взыскание алиментов, взыскание заработной платы, дела, где цена иска не превышает 50 000 рублей рассматриваются мировыми судьями.
Подсудность гражданского дела данному районному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.
Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для районных судов. Среди дел, которые рассматриваются районными судами в последние годы, — дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.
Районному суду подсудны уголовные дела, кроме дел, посудных мировому судье, вышестоящим судам и военным судам. В настоящее время на суды возложена обязанность рассмотрения таких материалов, как продление срока содержания под стражей осужденных, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и многое другое.
Районные суду обращают к исполнению вынесенные ими приговора, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно — досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, у которых наступило психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение, и др.
На районные суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Районные суду также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.
В зависимости от количества поступающих в суд дел, числа судей их квалификации и накопленного опыта по рассмотрению отдельных категорий дел, обязанности могут распределяться с учетом таких принципов как: — территориальный, когда определенный судья рассматривает гражданские, уголовные, административные и другие дела, возникшие на определенной территории; - функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой — уголовные, третий — административные дела и т. д.;
— территориально — функциональный, когда каждый судья рассматривает или гражданские, или уголовные, или административные дела, возникающие на определенной территории;
— персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела — по поручению председателя суда.
Полномочия районного суда по рассмотрению уголовных дел Районный суд правомочен рассматривать большую часть уголовных дел. Ему подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности мировому судье, судам среднего звена и ВС РФ (ч. 2, 4 ст. 31 УПК РФ).
В связи с реализаций положений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ суды общей юрисдикции, в том числе и районные, наделены законом полномочием по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК РФ), в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу:
1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности;
2) о назначении предварительного слушания;
3) о назначении судебного заседания.
2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:
1) дата и место вынесения постановления;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;
3) основания принятого решения.
3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.
4. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору (ст. 227 УПК РФ) В районном суде гражданские и уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует в судебном заседании.
Согласно УПК РФ суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения).
1) откладывает судебное разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК РФ);
2) приостанавливает производство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК РФ);
3) принимает решение о розыске скрывшегося подсудимого (ч.3 ст. 253 УПК РФ);
4) прекращает в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК РФ);
5) предоставляет вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору и защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК РФ);
6) избирает, изменяет или отменяет меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК РФ);
7) продлить срок содержания подсудимого под стражей до вынесения судебного решения по существу дела, но не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК РФ).
Определения или постановления о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы должны быть вынесены в совещательной комнате. Должны излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально.
Полномочия районного суда по рассмотрению гражданских дел Гражданские дела в судах первой инстанции, в том числе районным судом, рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение этих дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК РФ).
К компетенции федеральных районных судов относится также рассмотрение в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения мировых судей. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 4 ст. 7 ГПК РФ).
Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные приставы-исполнители. Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу.
Районный суд рассматривает гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами. В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично. В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде; гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.
Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение; гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц.
Полномочия районного суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ приводит перечень 124 статей, дела по которым подведомственны районному судье. Часть 2 ст. 23.1 дает список еще 55 статей, дела по которым могут быть переданы ему на рассмотрение соответствующим органом или должностным лицом. Много это или мало, но несомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебной системы судейская компетенция по делам об административных правонарушениях будет расширяться: судебное производство — безусловно, наиболее квалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека — высшей государственной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет и о реализации предусмотренного ст. 46 Конституции РФ конституционного права на судебную защиту.
Особенность, можно даже сказать особость, административно-процессуального статуса судьи проявляется и в том, что только он вправе назначать наиболее строгие административные наказания, такие, как возмездное или безвозмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация (соответственно ст. ст. 3.6 — 3.11 КоАП РФ).
Указанные административные наказания существенно затрагивают имущественные и личные права человека; их правильное применение требует судейской квалификации.
Частью 1 ст. 29.6 КоАП РФ установлен 15-дневный срок рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях. КоАП РФ не предполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административном правонарушении. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно. Хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков.
Заключение
Судебная власть это сложное и многоэлементное явление, основу которого составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами, при этом создание чрезвычайных судов не допускается. Тогда встает вопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленном перечне судов, осуществляющих судебную власть.
В результате проведённой работы становиться понятно, что основная работа по осуществлению правосудия и одной из направлений государственной власти ложится на суды районного масштаба. Это составляет до 90% всех рассматриваемых дел.
Суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.
Таким образом, наделение районных судов контрольными функциями обеспечивает взаимосвязь федеральных судов и судов субъектов Федерации, соблюдение установленных федеральными законами правил судопроизводства и тем самым единство судебной системы. Одновременно повышается оперативность судопроизводства, приближение суда к населению, упрощается порядок обращения граждан в суд с жалобами.
Районный суд приобретает большое значение в реализации судебной власти через различные формы судебного контроля.
1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (м изм. и доп. от 30.12.2008 № 6 — ФКЗ, № 7 — ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция, с изменениями и дополнениями на 15.01.2013 г.).
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция, с изменениями, вступившими в силу с 15 марта 2013 года).
4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138 — ФЗ.
5. Федеральный Закон от 31.12.1998 № 1 — ФКЗ «О судебной системе в РФ».
6. Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора // Российская юстиция. № 1, 2008 г.
7. Сомов С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1. 2005 г.
8. Мировая юстиция: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 12. 2004.
9. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. № 11. 2009.
10. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы //Российская юстиция. № 9. 2006.
11. О статусе судей и судебной системе //Российская юстиция. № 8. 2008.
12. Бойков А. Д. Третья власть в России (Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990 — 1996 гг.). М., 2003 г.
13. Темушкин О. П. Реформа, повернутая вспять // Дело и право. 1998 г.
14. Ефимичев С. П. Судебная реформа в России и проблемы борьбы с организованной преступностью. М.: Изд-во Академии управления МВД России, 2002.
15. Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А. П. Рыжаков, А. И. Сергеев.- М.: Белые альвы, 2003 г.
16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова.- М.: ИПП" Отечество", 2008 г.