Развитие речи учащихся в процессе обучения химии
Диссертация
Вследствие неразвитости языка учащихся возникают противоречия. Первое из них состоит в необходимости формирования химического знания и использования учащимися научного языка, а они недостаточно владеют родным языком. Второе противоречие состоит в необходимости развивать умственные способности учащихся, а они отстают в коммуникативном отношении. Показанные противоречия составляют «замкнутый» круг… Читать ещё >
Содержание
- ВведениеС
- Глава 1. Речь как важный фактор в жизни человека
- 1. Физиология речи и мышления С
- 2. Речь и мышление С
- Глава 2. Проблемы развития речи в психологической, педагогической и методической литературе
- 3. Проблемы развития речи в лингвистической и педагогической литературе С
- 4. Функции речи школьников в исследованияхС. психологов
- 5. Отражение проблемы развития речи в методике химии в опыте учителейС
- 6. Методы совершенствования речи на уроках химииС
- Глава 3. Совершенствование речи как элемента развития школьников
- 7. Экспериментальная методика совершенствования речи и развития школьниковС
- 8. Экспериментальная проверка эффективности экспериментальной методикиС
- ВыводыС
Список литературы
- Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков. — М.: МГОПИ, 2001. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Абрамян Н.Г. Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. М.: МГОПИ, 1996. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. М.: Владос- Пресс, -2002.-С.176.
- Аликперова А.А. Исследование эффективности приемов постановки вопросов при обучении русской речи учащихся национальных школ. М.: МГОПУ, 1981. Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе. — М.: 2001. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось — 89 — 2006 — С. 192.
- Ахметов Н.С. Химия. 8 класс. -М.: Просвещение. 1999. — С. 207.
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл — 2000. -С. 255.
- Асмус В.Ф. Логика М.: Госполитиздат — 1947. — С.386.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни. Минск: Университетское изд — во. — 1990.-С.560.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценки учения школьников. М.: Педагогика. — 1984 — С. 112.
- Аристотель. Риторика. М.: Азбука. — 2000. — С. 350.
- Афанасьев Б. Г Человек как предмет познания.//Избранные психологические труды в 2 томах. М. — 1980, т.1, С. 365.
- Афанасьев П.О. Родной язык в комплексной системе преподавания. -М.: Педагогика С. 78.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение. — 1988. — С. 311.
- Баженова И.Н. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — С. 146.
- Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс. — 2004. — С. 144.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика — 1989 — С. 136.
- Библер B.C. Поэтика и культура. М.: Прогресс. — 1991. — С. 176.
- Блинова Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации с помощью контексной задачи. // Образование в современной школе. 2003. — № 11. -С. 23 -25.
- Бодалев А.А. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентир для воспитания молодежи. //Мир образования — образование в мире. 2004. — № 1/13. — С. 5 — 12.
- Бодалев А.А. Общая психодидактика. СПб: Речь. — 2000. — С. 438.
- Болотова А.К. Урок как диалог общение. // Химия в школе. — 1994. -№ 1. — С.22 —25.
- Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. М.: ACT. -2003.-С.720.
- Бредихина С.В. Особенности детской речи и возможности её использования на уроках русского языка. // Начальная школа. — 2001. № 5. — С.52 — 56.
- Буева Л.П. Деятельность как объект социальной психологии.// Мето дологические проблемы социальной психологии. 1975. — № 3. — с. 34 -36.
- Бьюзен Т. Научите себя думать. Минск: Попурри, 2004. — С. 46.
- Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М.: Русский язык. — 1976. — С. 198.
- Вебер Г. Н., Литвинская И. Г. Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики. Коллективный способ обучения. Красноярск. — 1996. — № 3. — С. 17−23.
- Ветвицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: ИЦ ПКПС. — 1999. — С. 43.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: из-во Академии Наук СССР 1963. — С. 256.
- Витгейнштейн JL Логико философский трактат. — М.: Наука.- 1958. -С.133.
- Воителева Т.М. Развитие речи учащихся в процессе изучения учащимися отыменных наречий, образованных префиксально-суффиксальным способом. М.: МОПИ, 1984. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Волков Б.С. Психология общения в раннем возрасте. — СПб.: Питер. — 2006. С. 272.
- Волков И.П. Цель одна дорог много. — М.: Просвещение — 1990 — С. 75.
- Воскобойникова Н.П., Галыгина И. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения. // Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 16 -18.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Лабиринт -1999г. — 275 с.
- Гадамер Х.Г. Что есть истина? //Логос. 1991. — № 1. — С. 30 — 37.
- Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. — М.: Владос. — 2006.-С.301.
- Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстникамиу детей раннего возраста.//Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 46 — 58.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистический исследований. — М.: Наука.-1981.- С. 139.
- Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. // Доклады АПН РСФСР. 1957. -№ 4. — С. 25−31.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. — С.314.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство — Пресс. -2004.-С. 472.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука — 2005. — т.2 — С. 604.
- Гнитецкая Т.Н., Иванова Е.Б Метод смысловых структур в учебном процессе. // Химия в школе. 2006 г. — № 7 — с. 45- 47.
- Головкина Е.Ф. Развитие мышления учащихся при изучении школьного курса истории. М.: ПРОПИ, 1955. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Головнер В.Н. Как организовать работу учащихся на экскурсии. // Химия в школе. 2000 — № 8.- С. 77 — 80.
- Горская Г. И. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. //Организация урока в передовых школах Липецкой области. 1962. — С. 78 — 103.
- Государственные образовательные стандарты в системе общего образования, теория и практика. / Под ред. Леднева B.C., Никандрова Н. Д., Рыжакова М. В. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». 2002.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Издательство Ленинградского университета. — 1988. — С. 94.
- Гречихин А.А. и Древе Ю.Г. Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос — 2000 г. — С. 255.
- Гузеев В.В. Организационные формы обучения и уроков. // Химия в школе. 2002. — № 4. — С. 26.
- Гумбольдт В. О мышлении и речи. Избранные труды по языкознанию. -М.: Прогресс. 1984. — С.397.
- Гуськова JI. Г. Задачи и упражнения по химии для техникумов. М.: Высшая школа. 1997. — С.384.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. — 1995. -№ 1.-С. 32−37.
- Дальтон Д. Сборник избранных работ по атомистике. Л.: Химтехиздат. — 1940 — перевод с анг. Кедрова Б.
- Даровских Л.В. Проблемы развития инициативности учащихся. // Химия в школе. 2006.- № 10. — c. l 1 — 14.
- Джохадзе Д.В. Диалог и диалектика. М.1993. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 2000. — С. 423.
- Добротин Д.Ю. О формировании познавательной деятельности при изучении понятия «вещество». // Химия в школе. — 2004. № 10. — С. 23 -29.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика. — 1989 — С. 89.
- Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях. //Народное образование. № 1 — 1992. — С. 42 — 47.
- Емельянова Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся. // Химия в школе. — 2001. № 5. — С. 23−25.
- Емельянова Е.О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии. М., 2005. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
- Емельянова Е.О., Волков А. В. Теоретическая модель целостного процесса формирования умения учащихся рассуждать. // Химия в школе. — 2001. № 3. — С.18 — 24.
- Емельянова Е.О., Иодко А. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. М.: Школьная пресса, 2002. — С. 58.
- Ершова С.Н. Активизация учащихся на уроке контрольного диктанта.- М. 1967, учёные записки МГПИ им. В .И. Ленина «Речь учащихся и ее развитие на уроках русского языка». — № 268. — С. 225 -232.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Политиздат. -1982.- С. 250.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 24 — 38.
- Жинкин Н. И Язык речь — творчество. — М.: Лабиринт. — 1998. — С. 340.
- Журавлева С.М. Философия языкового воздействия. — Барнаул: изд-во АГАУ. 2003. — С.35 — 38.
- Журин А.А. Принципы отбора информации СМИ для использования на уроках химии. //Химия. Методика преподавания. 2005. — № 7. — С. 7 -14.
- Журин А.А. Задания и упражнения по химии. М.: Школьная пресса. -2005.-С.127.
- Завько С. Ф. Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. В 2 ч.1. М.: Логос, 1992.
- Зак А. З. Развитие теории мышления у младших школьников. М.: Наука.-1984.-С. 117.
- Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития. //Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 26 — 37.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов — на — Дону: Феникс. 1987. — С. 480 .
- Зуев Д.Д. Некоторые проблемы структуры школьного учебника. // Проблемы учебника по биологии в средней школе: Сб. науч. статей / Под ред. Д. И. Трайтака. -М.: Просвещение. 1975.
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978. — С. 15 — 19, 38.
- Зуева М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. — М.: Просвещение. 1989. — С. 47−62,87−143.
- Ибервег Ф. Очерк истории философии. — СПб.: Питер. — 1990. — 12 изд. -т.5 С. 335.
- Ильин Е.Н. Рождение урока. М.: Просвещение. — 1986. — С. 47.
- Ильин Е.Н. Умения и навыки: нерешенные вопросы.// Вопросы психологии. 1986. — № 2, С. 12−16.
- Иодко А.Г., Емельянова Е. О., Волков А. В. Система заданий для развития умения рассуждать. // Химия в школе. 2000. — № 7. — С.11 — 19.
- Иодко А.Г., Емельянова Е. О., Волков А. В. Учим учащихся рассуждать. // Химия в школе. 2000. — № 6 — С. 10 — 15.
- Ионова Ж.Ю. Дидактические игры на начальном этапе обучения. //Химия в школе, 2006. № 10. — с.48 — 49.
- Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2000. — С.288.
- Канн Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования.// Вопросы психологии. — 1985. — № 4, с. 45 — 49.
- Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука. — 1980 — С. 484.
- Капинос Б.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 классы. Книга для учителя. М.: Линка -Пресс. -1994.-С. 342.
- Кирюшкин Д.М. Методы обучения химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1970. — С. 611.
- Ковальчук Г. А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д.Ушинского. // Начальная школа. 2001 .-№ 10. — С. 28 — 32.
- Ковалевская Н.Б. Химия в таблицах 8 класс. М.: Издат-школа. -1998.-С.90.
- Колесников А.Н. Методы и средства сокращения избыточности речевого сигнала в информационно- вычислительных системах. //Труды X Международного симпозиума «Модульные компьютерные системы и сети». СПб. — 1993.
- Колотвин А.В. Философия диалога и ее роль в современных концепциях образования. М.: Институт философии РАН, 1998. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата философских наук.
- Коменский Я.А. Педагогическое наследие. — М.: Просвещение 1987.1. С. 206.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение- 1989. -С.255.
- Кондаков Н.И. Логический словарь. М., Наука, 1971. — С.344.
- Коновалова О.Ю., Чернобельская Г. М. Об использовании методики опережающего обучения. // Химия в школе. 2005. — № 9. — С.58.
- Котляр М.М. Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. — СПб., 2000. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении.
- СПб: Образование, 1995. -С.50.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. — М.: Просвещение. 1989. — С. 17 — 23.
- Куприна А.П. Развитие мышления учащихся средней школы на уроках естествознания. М.: ПРОПИ, 1955. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение. — 1989. — С. 127.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика. — 1975. — С.256.
- Лёвушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа. // Начальная школа. 2001. — № 5. — С. 47, 50 -51.
- Леонтьев А. АЛсихология общения. М.: Смысл -1997.- С. 365.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Комкнига. -2005.-С.213.
- Лихачев Б.Т. Педагогика (курс лекций). М.: Юрайт. — 1998. — С. 607.
- Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. О воспитании и образовании т.1 — М.: Педагогика. — 1991. — С.344.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. — 1984. — С. 230.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия. — 1987. — С.384.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: изд-во АН СССР. — 1950.-С. 250.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М.: Педагогика. — 1985. -С.175.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М.: Просвещение. 1988. — С. 192.
- Львов М.Р. Культура речи. // Начальная школа. 2002. -№ 1. — С.14 -26.
- Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: Просвещение. -1978.-С. 82.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. Саратов: Саратовское книжное издательство. — 1977. — С.336.
- Маккеланд Д.К. Мотивация и деятельность. — Новосибирск: Рефлбук -Ваклер. 1999. — С. 304.
- Матакова С.А. Использование расчетных задач для осуществления гуманизации обучения химии. — М.: Mill У, 2005 / Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагогич. наук./
- Меликян П.А. Лингвистическое обоснование критериев и норм оценки умений и навыков устной речи при обучении русскому языку в армянской школе. Ереван, 1983. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Минченков Е.Е. Химия. 8 класс. М.: Школьная пресса.- 2001. — С. 190.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика. — 1978.- С. 224.
- Мерзляков. А.Ф. Краткая риторика или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. // Русская риторика: хрестоматия- М.: Просвещение. 1996. — С. 112.
- Москаленко К.А. Как должен строиться урок? //Народное образование. 1959. -№ 10.-С. 64−71.
- Москаленко К.А. Комплексное усвоение материала. — Воронеж: изд-во Воронежского государственного педагогического института. — 1970. т. 9. -С. 93−151.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Academa, 2002. — С. 156.
- Мусаев Ю.И., Мусаева Э. Б. Таблицы и схемы при изучении органической химии. // Химия в школе. 2000: — № 6 — С. 51 — 55.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Проблема отношений человека и ее место в психологии.// Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 24 — 36.
- Назарова Л.К. О роли речевых кинестезий в письме. // Советская педагогика. 1952. — № 6. — С.51 — 56.
- Недвецкая М.Н. Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе. М., 2003. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2003. — С. 608.
- Нечаева О.А. Функционально смысловые типы речи. — Улан — Удэ, 1974 —С.262.
- Николаева В.В. Эстетика языка и речи. — JL: Знание. -1979. С. 38.
- Ницше Ф. История новой философии. Л.: Знание. — 1989 — т.1.- С. 232.
- Новиков Ю. Е., Заречнюк О. С. Применение опорных схем при решении расчетных задач // Химия в школе, 1991, № 5. С. 31—33.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. М.: Российская академия наук, 2002. — С. 917.
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега. -1994.-С.272.
- Орлик Ю. Г., Мозолевская Л. В. Применение схем при обобщающем повторении неорганической химии. // Химия в школе, 1990, № 2. С. 30— 32.
- Патрина К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего школьного возраста— М.: Министерство Просвещения, 1955. //Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
- Песталоцци Г. Как Гертруда учит своих детей // Избр. педагогич. соч. в двух томах. т. 2.— М.: Республика. — 1981 — С. 338.
- Платонов А.П. Собрание сочинений. М. — 1984i — том 1. — С. 488.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 2002, книга 1. — С.572.
- Поливанов Л.И. Русская хрестоматия. ч. 3. — кн. 1. — типография Е. Г. Потапова. — С. 542.
- Пономарев И.А. Когда уроки обучают и воспитывают // Нар. образование. 1964. -№ 11.- С. 14−20.
- Поташник Е.С. Реформа российского образования и проблема общечеловеческих ценностей. // Россия и проблемы глобализации: Мат. III региональной научной конференции. — Н. Новгород: НКИ. 2002.
- Потебня А.А. Полное собрание трудов: мысль и язык. М.: Лабиринт. -1999.-С. 300.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Химия: 8−11 классы. -М.: Дрофа. 2005.- С. 27.
- Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. — М.: Просвещение, 1993.- С. 287.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: развитие и реалии. М.: Когито — Центр. — 2002. — С.197.
- Ривин А.Г. Содиалог как орудие ликбеза. //Революция и культура. -1930. -№ 15.-С. 7- 12.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: Педагогика. 1998. — С. 34.
- Розенталь Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис — Пресс, Рольф. — 2001. — С.208.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. — 2000. -С.720.
- Русецкий В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения. // Химия в школе. — 2000. — №: — С. 15 — 17.
- Рюмина В.Г. Организация интеллектуально-творческих игр учащихся. // Химия в школе. 2000. — № 6. — С. 75 — 79.
- Сгибнева Е.П. Современные открытые уроки химии 8 — 9 классы. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. — С. 52.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. М.: изд-во Академии Наук. — 1961.- т. 1. — С. 128
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М.: изд. Центр «Академия». 2002. -С. 232.
- Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М.: Просвещение. — 1996. — С.5 — 20, 49 -73, 80 — 84.
- Соколов А.С. Заметки об идее коллективного обучения. /ЛГРИЗ — 1990. -т. 1 № 2 — С. 14−36.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь при наглядном мышлении. М.: ЛКИ. -С. 256.
- Соколова О.Е. Технология педагогических мастерских: развитие творческих способностей учащихся. //Химия в школе. 2001. — № 7. — С. 14 -18.
- Стихова A.M. Тренинговые задания как средство развития мышления учащихся. // Химия в школе. 2001. — № 5. — С.26 — 30.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-672 с.
- Сумароков A.M. Индивидуальный язык как фактор формирования личности. // Учитель. — 2001. № 5. — С.77.
- Супоницкая И. И., Гоголевская Н. И. Важнейшие классы неорганических соединений. Опорные схемы-таблицы по химии. — М.: Школа-Пресс, 1997. 34 с.
- Суровцева Р.П., Софронов С. В. Задания для самостоятельной работы по химии. -М.: Просвещение, 1993. 41 е.
- Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения. // Химия в школе. — 1998. — № 7. С. 13—16.
- Титова И. М.Обучение химии. СПб.: Каро — 2002- С. 208.
- Томсон П. Самоучитель общения. СПб.: Питер, 2001. — С.5 — 6, 23 -24.
- Тяглова Е.В. Педагогические технологии: адаптивная система обучения. // Химия в школе. 1998. — № 6. С. 25—27.
- Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собрание соч., т. 5. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949 С.335
- Ушинский К. Д. Родное слово // Собр. соч., т. 2.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, с. 563.
- Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников. — СПб., 2000. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -С. 17.
- Филимонова А.И. Главная проблема дефицит общения. // Химия в школе, 1994, № 5, С. 29 — 30.
- Харченко В.К. Парадоксы детской речи: опыт слов.- Белгород: изд-во Белгородского гос. пед. института. 1995 г.- С. 152.
- Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука. — 1972. — С.472.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент». — 1997 — С. 278.
- Черниговская Т. Язык и мозг: прав ли Дарвин? // Научный альманах под редакцией А.Гордона. 2003. -№ 01. — С. 149 — 159.
- Чернобельская Г. М. Методика обучения химии. — М.: Гуманитарный изд. центр «Владос» -2000 — С. 336.
- Чернобельская Г. М. Что происходит с методами обучения химии. //Химия в школе. 1997. № 5. с. 6 — 8
- Чертков И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. М.: Просвещение. — 1990. — С. 191.
- Шакирова Ф.К. Когда возникает вопрос. // Химия в школе. — 2001. -№ 2. С. 24 — 26.
- Шаповаленко С. Г. Методика обучения химии. — М.: Приор 2003 -С.668.
- Шаповаленко С. Г., Глориозов П. А. Методика преподавания химии в семилетней школе.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика. — 1987. — С.160.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк: Сталкер. — 1988. -С. 400.
- Шипарева Г. А., Чернобельская Г. М. Контрольную составляют учащиеся: методика, достойная внимания. // Химия в школе. 2001. — № 5. -С.33−36.
- Шишкин Е.А. Устное решение задач как средство развития мышления, // Химия в школе. 2001. — № 7. — С.56 — 59.
- Шолохов М.А. Письма. Собрание сочинений в 9 томах. М.: Терра -Книжный клуб. — 2001. — С. 480.
- Щерба Л. А. Языковая система и речевая деятельность.- М.: Аспект-пресс 2004 — С. 432.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.//Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия. — 1995 — С 160 — 165.
- Gall F. Anatomie et plysiologie du systeme nerveux en generalet du cerveau en particulie, etc. Berlin: Volk und Wissen. — 1974.
- McClelland D.C., Baldwin A.L. Talent and Society, Princeton. N.J.: Van Nostrand, 1958.
- McClelland D.C., Baldwin A.L. Talent and Society, Princeton. N.J.: Van Nostrand, 1958.
- Reiners Ch. Die Bindung interhalb von Koordinations verbindungen. -Koln. 1988. // Diss. Vorgelegt von Christiane Reiners.
- Sander Rolf. Eine empirische Untersuchung uber der Zusammenband zwischen, der Komplexitat chemischer Versuchsaufbauten. Dortmund, 1981.
- Wolf M. Die Erziehund zum selbstandigen experimentellen Lemen im Chemieunterricht: Inaug Diss. // Vorgelegt von Michael Wolf. — Koln/ - 1988.