Социокультурный генезис художественных образов в творчестве М.А. Булгакова
Диссертация
Художественное наследие Михаила Булгакова остается одним из наиболее значимых явлений современной культуры. Образы его героев распространились в российском менталитете, стали привычными в повседневной культуре. С момента выхода в свет, произведения М. Булгакова способствовали появлению новых культурных связей, изменению системы ценностей, идеалов, стереотипов. Художественные образы у М… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Художественное наследие М. А. Булгакова в социокультурной динамике
- 1. Социокультурная среда и
- литература России 20 — 30-х годов
- 2. М.А. Булгаков и его современники: атмосфера творчества
- 3. Эволюция образов романа «Мастер и Маргарита» и их социокультурная интерпретация
- Глава 2. Глубинные истоки и своеобразие образно-символической системы в художественном наследии М.А. Булгакова
- 1. Художественный образ: социогенетический аспект
- 2. Пространство сновидения как особая среда существования художественных образов М.А. Булгакова
- 3. Психологизм художественных образов в романе М.А. Булгакова
- Мастер и Маргарита"
Список литературы
- Абдуллина Г. А. О композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Поэтика русской прозы. — Уфа, 1985. С. 55−63.
- Абрамян Д. Ы. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994. -321 с.
- Авторханов А. Технология власти. М.: Слово, Центр «Новый мир», 1991. — 638 с.
- Аграновская Э. Творец и жертва жертва и творец // Молодежь Эстонии (Таллинн). 1986.25 окт. С. 4.
- Акимов В. М. «Сам человек и управляет!» // Акимов В. М. На ветрах времени. J1., 1991. С. 127−152.
- Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. Изд. 2-е, доп. СПб.: «Всемирное слово», 1998. 64с.
- Александров А. Там, где жил Мастер: Адреса героев «Мастера и Маргариты» в Москве// Культурно-просветительская работа. 1988. № 9. С. 53 65.
- Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 200 с.
- Альми И. Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и традиции русской классики // Замысел и его воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. 16−40.
- Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1982. С. 234 245.
- Ананьев Б. Г. О психологии искусства// Психологический, журнал. 1981. Т. 2. С. 137 -141.
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.-486 с.
- Андреев А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методол. аспекты пробл. /АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1981. 193 с.
- Анисимов А. В. «Мастер и Маргарита»: Рекурсия М. А. Булгакова//Анисимов А. В. Информатика, творчество, рекурсия. Киев, 1988. С. 136— 151.
- Аннинский Л. Без Булгакова // Свободная мысль. 1992. № 12. С. 82 88.
- Антонов В.И. Символ, наука, культура. М.: Луч, 1995. 140 с.
- Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие СПб.: Из-во С.-Петерб. ут-та, 2003 — 400с.
- Арнхсйм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
- Арьев А. «Что пользы, если Моцарт будет жив.» (Михаил Булгаков и Юрий Слезкии) // М. А. Булгаков и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 425−444.
- Бабинский М. Б. Изучение романа «Мастер и Маргарита» // Рус. язык в СССР. 1991. № 4. С. 41 -43.
- Балонов Ф. Могарыч в Публичной библиотеке // Веч. Петербург. 1992.10 мар. С. 3.
- Балонов Ф. Сатанинский цвет: М. Булгаков и А. Куприн // Электросила (Ленинград). 1988. 4 февр. С. 10.
- Барков А. Кто они Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. 1991. № 9. С. 86 — 88- № 10. С. 52−58.
- Басин Е. «Двуликий Янус»: О природе художественного таланта. М.: Магистр, 1996. -61 с.
- Басин Е. Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М., 1983. С. 237−264.
- Басин Е. Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Басин Е. Чувство стиля: К проблеме анализа психологии художественного критика // Искусство. 1985. № 2. С. 39−42.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1974.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса . 2-е изд. — М.: Худож. Лит., 1990. — 543 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
- Белая JI. В. Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М. А. Булгакова (на материале романа «Мастер и Маргарита») // Филологические науки. 1990. № 4. С. 103−110.
- Беленький И. JI. О возможных программах комментариев к «Мастеру и Маргарите» М. Л. Булгакова // Проблемы структурной лингвистики: 1985 1987. М., 1989. С. 220 -229.
- Белозерская-Булгакова JI. Е. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1990. 221 с.
- Бельская JI. Л. О Фоке, Сладком, Рюрихе и других // Рус. речь. № 6. С. 120 121.
- Белый А. Эмблематика смысла// Символизм. М., 1910. С. 131 132.
- Беляева JI. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С. 143 161.
- Беляичев А. К старику Волапду с ночным визитом. // Культура. 1992. № 13. С. 12.
- Бердяев Н. А. Кризис искусства / Репринт, изд. М.: Интерпринт, 1990. — 48 с.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. Париж, 1991. — 449с.
- Бердяев II. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 тт. М.: Искусство. ЧП «Лига», 1994. 541 Т. 1., 508 [Т. 2] с.
- Берзср А. Возвращение мастера // Новый мир. 1967. № 9. С. 258 264.
- Берхин II. Б. Из истории советской психологии искусства // Всесоюз. копф. «Актуал. пробл. истории психологии»: Тексты докладов. Ереван, 1982. Т. 1. С. 60−67.
- Берхип Н. Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. (Сер. «Эстетика». № 10).
- Биндер Б. С. Эстетический катарсис и проблемы самоактуализации личности // Журнал практикующего психолога. Киев, 1997. Вып. 3. С. 16 — 31.
- Боборыкин В.Г. Михаил Булгакова. Книга для учащихся старших классов. М. 1991. -208 с.
- Боголюбов A. II. Как попал в роман М. А. Булгакова чернокнижник Герберт? // Природа. 1988. № 8. С. 122 126.
- Бодров М. Кто он, мастер XX века? // Красное знамя (Даугавпилс). 1991. 11 мая. С. 5.
- Бондарев 10. Критика категория истины? // Сов. культура. 1987. 27 авг. С. 6.
- Бэлза И. Ф. Генеология «Мастера и Маргариты» // Контекст-1978. М., 1978. С. 156 — 248.
- Бэлза И. Дантовская концепция «Мастера и Маргариты» // Дантовские чтения-1987. М.: Наука, 1989. С. 58−90.
- Буланова-Топоркова М. В. Типологическое сходство романов «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова / Изв. Сев.-Кавк. иауч. центра высш. школы // Общественные науки (Ростов-на-Дону). 1984. № 2. С. 57 62.
- Булатов М. О. Вечность зла и бессмертие добра. Махачкала, 1999. — 157 с.
- Булгаков М. Великий канцлер. Мастер и Маргарита: Романы. СПб.: Лисс, 1993. — 512с.
- Булгаков М. Великий канцлер. Князь тьмы. М. Гурьял-Пресс, 2000. — 544 с.
- Булгаков М. Дневник. Письма: 1914 1940. М.: Советский писатель, 1997. — 640 с.
- Булгакова Е. С. Дневник. М.: Кн. палата, 1990. 400 с.
- Вайсфсльд. Мигрень: предупреждение // Факультет здоровья. 1986. № 7. С. 48.
- Васева-Кадынкова И. «Мастер и Маргарита» в болгарском переводе // Тетради переводчика. М., 1974. № 11. С. 96 103.
- Васильева Н. Е. Послесловие // Булгаков М. Мастер и Маргарита. Пермь, 1988. С. 398−399.
- Вахитова Т. М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. СПБ.: Наука, 1994. Книга 2. С. 74 90.
- Бахтин Б. Булгаков и Гоголь: материалы к теме // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 334 342.
- Вслехова Н. Бедный окровавленный мастер // Театр. 1988. № 5. С. 42 51.
- Венцкус Р. Человек против сатаны // Сов. Литва. 1988. 17 нояб. С. 4.
- Винникотт Д. В. Использование объекта // Антология современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. С. 447 454.
- Виноградов И. Завещание мастера // Вопр. лит. № 6. С. 43 75.
- Водолазная И. В. Категория эстетической реакции в концепции Л.С. Выготского. Дем. В ИНИОН РАН. № 42 531. То же: Актуальные проблемы истории и теории эстетики. М., 1990. С. 157- 172.
- Водолазная И. В. Эстетические проблемы психологии искусства в трудах Л. С. Выготского: Автореф. дис. канд. философ, наук. М.: МГУ, 1998. — 22 с.
- Воздвиженский В. Г. Путь Булгакова и его истолкование // Воп. лит. 1984. № 10. С. 203−213.
- Волынский Ю. «Мастер и Маргарита» // Крымская правда (Симферополь). 1983. 9 февр. С. 4.
- Воспитание детей и психоанализ: Сборнник / Составитель Н. Ф. Калинина. М.: РЕФЛ-бук. Киев: Валлер, 2000. 302 с.
- Воспоминания о Михаиле Булгакове. М.: Советский писатель, 1988. 526 с.
- Вулис А. Близ «Мастера» // Звезда Востока. 1987. № 9. С. 143 — 162.
- Вулис А. В системе зеркал: Эпизод взаимодействия искусств // Звезда Востока. 1984. № 11. С. 179- 187.
- Вулис А. Из истории «Мастера»: Постскриптум // Вулис А. Серьезность несерьезных ситуаций: Сатира, приключения, детектив. Ташкент, 1984. С. 190 — 244,267 — 270.
- Вулис А. Послесловие к роману // Москва. 1966. № 11. С. 127 130.
- Вулис А. 3. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Худож. лит., 1991. 224с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 410 с.
- Гаврюшкин II. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Воп. лит. 1991. № 8. С. 75 -88.
- Галимова Е. Ш. Творчество Михаила Булгакова в школьном изучении: Метод, пособие. Изд-во Помор, ун-та, 1998. — 59 с.
- Галинская И. Л. Альбигойские ассоциации в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. Т. 44. № 4. С. 366 378.
- Галинская И. Ключи даны: Шифры Михаила Булгакова // Булгаков М. Мастер и Маргарита. М. Мол. Гвардия, 1989. С. 270 301.
- Галинская И. JI. Криптография романа «Мастер и Маргарита» // Загадки известных книг. М.: Наука, 1986. С. 65 125.
- Галинская И. Л. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: К вопросу об историко-философских источниках романа // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. Т. 42. № 2. С. 106 -115.
- Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова // Даугава. 1988: № 10. С. 96 106- № 11. С. 88−96-№ 12. С. 105- 113.1989: № 1.С78−90.
- Герасимов Д. В пределах вечности // День. 1992. № 17. С. 6.
- Гете И. В. Фауст. Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 2. М., 1985. 305 с.
- Гефтер М. Классика и мы // Октябрь. 1990. № 5. С. 171−189.
- Гладильщиков 10. Каждому мастеру по «Маргарите» // Лит. газета. 1991. JVb 8. С. 14.
- Гливинский В. «Мастер и Маргарита» // Веч. Донецк. 1987. 21 мая. С. 4.
- Горелик Г. Е. Воланд и пятимерная теория поля // Природа. 1978. № 1. С. 159 160.
- Гривенко А. Н. Реценз. на кн.: «Булгаков М. «Мастер и Маргарита». М.: Высшая школа, 1989"/ Научн. докл. высш. школы // Филолог. Науки. 1990. № 3. С. 116−118.
- Громов Н. Герои мастера // Художник. 1992. № 1 2. С. 41 — 45.
- Гус М. Горят ли рукописи?//Знамя. 1968. № 12. С. 213−220.
- Гус М. Личность свобода или своеволие // Знамя. 1969. № 5. С. 225 — 227.
- Давыдова Е. «Мастер и Маргарита» // Ленингр. правда. 1987. 5 мар. С. 4.
- Деген А. В память о Мастере //Смена (Ленинград). 1987. 3 мая. С. 4.
- Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 312−333.
- Дпепров В. Д. О фрейдистской психологии и реалистическом романе // Антология российского психоанализа. М.: Флинта, 1999. Т. 1. С. 789 798.
- Дорфмам JI. Я. Психология искусства в зеркале культурно-исторического и естественнонаучного подходов // Искусство в коптсксте информационной культуры. М., 1997. С. 23−33.
- Дранков В. Л. Психология художественного творчества. Л., 1991. 77 с.
- Дунаев М. «С какой целью?»: 0 24 правиле Анкирского собора//Лит. Иркутск. 1991. Ноябрь. С. 7.
- Евласьев А. П. Психология творчества: Доклады и тезисы международной российско-австрийской научной конференции «Бытие и время психоанализа». М.: МГЛУ, 2000. С. 73 -74.
- Еремин Б. А. О творческих сновидениях: Доклады и тезисы международной российско-австрийской конференции «Бытие и время психоанализа». М.: МГЛУ, 2000. С. 75−76.
- Ермолинский С. Драматические сочинения. М.: Искусство. 1982. 648 с.
- Ермолинский С. О времени, о Булгакове и о себе. М.: Аграф. 2002.448 с.
- Есенков В. Н. Рыцарь, или Легенда о Михаиле Булгакова: Роман. М.: Классика плюс, Зодчий-К, 1997.-799 с.
- Земляной С. Михаил Булгаков и проблемы национального сознания русских // Свободная мысль. 1992. № 11. С. 92 100.
- Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие // Наука и религия. 1987: № 8. С. 49 — 51- № 9. С. 27−29.
- Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри // Наука и религия. 1986. № 9. С. 47 -52.
- Зиновьев А. Нашей юности полет. World Copyright by Editions L’Age d’Homme, Lausanne, 1983.- 161 c.131.3ись А. Я. К вопросу о психологии художественного творчества // Вопр. философии. 1985. № 12. С. 72−83.
- Зись А. Я. К вопросу о психологии художественного творчества // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С. 5 31.133.3олотопосов М. «Еврейские тайны» романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Согласие. 1991. № 5. С. 34−50.
- Иванов Вяч. Мысли о символизме // Труды и дни. 1912. № 1. С. 3 7.
- Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. 205 с.
- Иконникова С.Н. Методологические аспекты теории культуры как науки // Методология и методы исследования культуры: Сб. науч. тр. Л.: ЛГУ К, 1984. Вып. 89. С. 3−17.
- Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии. СПб.: ИГУП, 1998.- 408 с.
- Ионин Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопр. философии. 1990. № 2. С. 44 56.
- Иоиин Л.Г. Основания социокультурного анализа.- М.: РГГУ, 1996. 152 с.
- Ионин J1. Г. Понимание и экспертиза// Вопр. философии. 1991. № 10. С. 50- 53.
- Йованович М. Еще раз о шахматной сцене // 64: Шахматное обозрение. 1986. № 2. С. 24 26.
- Йованович М. Об источниках «Мастера и Маргариты» // Известия Росс. АН. Сер. лит. и языка. 1992. Т.51.№ 1.С. 60−72.
- Каган М. С. Искусство и личность//Вопр. фил ос. 1967. № 12. С. 133−134.
- Каган М.С. Системность и ценность. СПб. 1996.
- Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1996 548 с.
- Казаркин Л. II. Типы авторства в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. С. 11 — 27.
- Каннабих Ю. В. Психоанализ // Антология российского психоанализа. М.: Флинта, 1999. Т. 1.С. 702.
- Качурин М. Г., Шнеерсон М. А. «Вот твой вечный дом.». СПб.: Папирус, 2000. -160 с.
- Кириленко К. М. А. Булгаков и В. В. Вересаев (по новым материалам ЦГАГИ) // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 445−480.
- Кирпичников А. Об одном неисследованном сюжете в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. 1990. № 12. С. 201.
- Киселев Г. С. Трагедия общества и человека: Попытка осмысления опыта советской истории. М.: Наука, 1992. 119 с.
- Киселева В., Петровский М. «Писатели из Киева»: А. Куприн и М. Булгаков // Радуга (Киев). 1988. № 10. С. 124 132.
- Климовицкий А. Возвращение «Мастера.» //Ленингр. правда. 1989. 23 нояб. С. 4.
- Кляйи. М., Айзеке С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. С. 512.
- Коган Л. Н. Иисус и Понтий Пилат: три интерпретации одного вечного сюжета // Философск. и социолог, мысль (Киев). 1990. № 9. С. 46 54.
- Когут X. Восстановление Самости. М.: Когито-центр, 2002. 316 с.
- Козлов Н. П. Об авторской активности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Содержательность художественных форм. Куйбышев, 1987. С. 64 — 72.
- Кондаков И. М. Отражение личностных особенностей в мотивах и сюжетах изобразительного творчества // Журн. прикл. психологии. 2001. № 4. С. 50 56.
- Коновалова Ж. Ф. Миф в советской истории и культуре. СПб.: Изд-во СПбГУ ЭФ, 1998.- 140 с.
- Кораблев А. Хорошо продуманное пророчество // Лепта. 1991. № 5. С. 165 170.
- Кораблев А. Л. Легенда // Лит. учеба. 1986. № 2. С. 233 234.
- Королев А. Москва и Ершалаим // В мире фантастики. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 80−101.
- Корнеев А. Загадка одного четверостишия // Лазурь. 1990. Вып. 2. С. 276 283.
- Королев А. Между Христом и Сатаной //Театральн. жизнь. 1991: № 13. С. 30 33- № 14. С. 29 — 31- № 15. С. 29−31.j (t 184. Косульников А. «Антракт, негодяи!», или Дело Мастера живет и побеждает // Мы.1991.№ 5. С. 150- 159.
- Кротов М. Советский барон // Моск. комсомолец. 1989. 8 сент. С. 4.
- Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. М.: Ии-т психологии РАН, 1999.-234 с.
- Кузнецов С., Тростников М. Фантастическая симфония Михаила Берлиоза: Об одной ^ музыкальной аллюзии в романе «Мастер и Маргарита» // Муз. жизнь. 1991. № 21/22. С. 8−10.
- Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян бедный // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 392 410.
- Кузякина I I. От Тоффсля к Волапду: Булгаков читает Куприпа // Веч. Ленинград. 1988.2 февр. С. 3- 3 февр. С. 3- 4 февр. С. 4- 5 февр. С. 3.
- Куканов Д. Некоторые аспекты композиции романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Тр. Тбил. гос. ун-та / Совет мол. ученых /. Тбилиси, 1987. Вып. 14. С. 258 • - 262. (Сер. гуманитарн. и обществ, наук).
- Куликов А. И. Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» (психоаналитический этюд) // Российский психоаналитический вестник. 1994. № 3 4. С. 123 — 130.
- Кулешова В. Д. Имена собственные как стилистическая единица речи в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопросы русской филологии. — Алма-Ата: Каз. гос. ун-т, 1978. С. 169- 178.
- Купченко Вл., Давыдов 3. М. Булгаков и М. Волошин // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФР, 1988. С. 411 -424.
- Кушлина О., Смирнов Ю. Мания слова: Заметки на полях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита"//Памир. 1986. № 5: С. 152 167. № 6: С. 109−123.
- Кушлина О. Смирнов Ю. Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита» // М. А. Булгакова-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 285−303.
- Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый мир. 1968. № 6. С. 284−311.
- Лакшин В. Рукописи не горят! (Ответ М. Гусу) // Новый мир. 1968. № 12. С. 262 -266.
- Лапланш Ж., Попталис Ж. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
- Левина Л. А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Науч. докл. высш. шк. // Филол. пауки. 1991. № 1. С. 12−23.
- Лейкин Н. Бал разума// Неделя. 1983. № 40. С. 12.
- Левитов Н. Д. Очерки педагогической психологии. М.: Трудрезервиздат, 1946. 156 с.
- Леденев Н. П. Писал Мастер Маргарите в Лсбсдяиь //Ленинское знамя (Липецк). 1989. 29 апр. С. 3.
- Леонтьев А. Н. О психологической функции искусства // Художественное творчество и психология / Под. ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 184- 187.
- Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. -111с.
- Леонтьев Д. А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3 14.
- Леонтьев Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология / Под ред. А. Я. Зися, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 109- 133.
- Леонтьев Д. А., Собкин В. С. Психология искусства и психологическая методология в ранних работах Л. С. Выготского // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 4. С. 35−44.
- Лепахин В. Иконное и иконическое в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Северо-Восток (Новосибирск). 1992. № 4. С. 4 — 5.
- Лосев Л.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. -320 с.
- Лосев В. Михаил Булгаков: «Дописать раньше, чем умереть.» // Книжп. обозрение. 1991. № 20. С. 5−6.
- Лосев В. «Рукописи не горят» / Предисловие / Комментарии // Булгаков М. Великий канцлер. М., 1991. С. 3 22- С. 461 — 540.
- Лосев В. Судьба романа: Комментарии // Слово 1991: № 4. С. 14 17- № 5. С. 56 — 57- № 6. С. 58 — 59- № 7. С. 75 — 76- № 8. С. 74 — 75- № 9. С. 29.
- Лосев В. Тайнопись Михаила Булгакова // Лит. Россия.1991. № 27. С. 14−16.
- Лотман Ю. М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Уч. зан. Тартуск. ун-та. 1983. Вып. 545. № 4. С. 130- 137.
- Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 10−263.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство СПБ», 2000. — 704 с.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры// Уч. Зап. Тартуск. ун-та. 1987.Вып. 754. С. 10−21.
- Лурия А. Р., Лурия Р. А. К психоанализу костюма// Антология российского психоанализа. М.: Флинта, 1999. Т. 1. С. 212−223.
- Лурье Я. С. М. Булгаков и Марк Твен // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. 1987. Т. 46. № 6. С. 564−571.
- Магомедова Д. М. «Никому не известный композитор-однофамилец.» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1985. Т. 44. № 1. С. 83 86.
- Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998. (БП и П. Вып. 49).-480 с.
- Макарова Г. В., Абрашкин А. А. Тайнопись в романе «Мастер и Маргарита». -Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1997. 79 с.
- Макаровская Г., Жук А. О романс М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга (Саратов). 1968. № 6.
- Маковский А. Память о Мастере// Новое время. 1988. № 20. С. 48.
- Максимов А. Завтрашний Булгаков// Собеседник. 1988. № 36. С. 7.
- Махлииа С.Т. Семиоктика культуры и искусства: опыт эпцикл. слов. В 2-х ч., СПб.: СПбГУКИ, 2000. 552с.
- Мелетипский Е. М. Аналитическая психология и проблема происхождения архстипических сюжетов// Вопросы философии. 1991. № 10. С. 41 -47.
- Менглииова JI. Б. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» //Творчество Михаила Булгакова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. С. 49 — 78.
- Менегстти А. Образ и бессознательное: Учебное пособие, но интерпретации образов сновидений. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2000. — 448 с.
- Менегетти А. Словарь образов. JI.: ЭКОС, 1991. 112 с.
- Метчеико А. Современное и вечное // Москва. 1969. № 1. С. 198 211.
- Михайлов О. Проза Булгакова// Сибирские огни (Новосибирск). 1967. № 9. С. 183 -186.
- Минаков А. В. Символика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Паруса, 1998.-74 с.
- Морозов Д. Великий соблазн: «Мастер и Маргарита» в Минском ГАБТе // Независимая газета. 1992.26 мая. С. 7.
- Мосалев Б.Г. Социокультурное многобразие: Опыт целостного осмысления. — М.: МГУК, 1998.- 168 с.
- Московиченко И. Фантазии Мастера//Мол. гвардия. 1991. № 5. С. 156 159.
- Мошинская Р. «Горе от ума» «Мастера и Маргариты» // Учительская газета. 1990. № 48. С. 11.
- Мягков Б. Адреса «Мастера и Маргариты» // Куранты. 1987. Вып. 2. С. 155 169.
- Мягков Б. Булгаковское варьете фантазия и реальность // Нева. 1985. № 6. С. 195 -200.
- Мягков Б. Где была клиника профессора Стравинского? // Дружба народов. 1985. № И. С. 268−269.
- Мягков Б. Где жили Мастер и Маргарита?// Север. 1983. № 8. С. 96 101.
- Мягков Б. Кто вы, Арчибальд Арчибальдович? // В мире книг. 1986. № 5. С. 82 83.
- Мягков Б. Кто вы, профессор Стравинский?//Медицинская газета. 1985. 17 апр. С. 4.
- Мягков Б. Москва: По следам булгаковеких героев // Дружба. 1986. № 4. С. 107- 125.
- Мягков Б. По следам профессора Воланда // Турист. 1983: № 8. С. 13- № 9. С. 13- № 10. С. 9.
- Мягков Б., Шамаро А. Реалии фантастического действа // В мире книг. 1982. № 9. С. 49−51.
- Мягкова И. Формула успеха//Правда. 1988. бавг. С. 6.
- Немцев В. И. Вопросы изучения художественного наследия М. А. Булгакова: Учеб. пособие для студентов филол. факультетов. Самара, 1999. — 142 с.
- Немцев В. И. Михаил Булгаков: Становление романиста / Под ред. Н. П. Козлова. -Самара: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 162 с.
- Немцев В. И. Проблема автора в романах М. А. Булгакова «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологич. наук. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986.
- Немцев В. И. Художественно-эстетическое влияние романа А. Прево «Мапон Леско» на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Классическое наследие и современность. Куйбышев, 1986. Вып. 1. С. 146 — 147.
- Немчинова Н. Б. Искусство XX века и теория 3. Фрейда // Современная культура: проблемы и поиски. М., 1999. С. 68 69.
- Нинов А. О драматургии и театре Михаила Булгакова // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 6 38.
- Новиков В. В. Михаил Булгаков художник. М.: Московский рабочий, 1996. — 357 с.
- Нурпеисова Ш. Светлая радость // Нурпеисова Ш. Колодец в степи. М, 1984. С. 25 -45.271.0льгина О., Понятовска О., Терехов К. Библиотека и читатель / Подборка материалов // Библиотекарь. 1984. № 1. С. 21 22.
- Ореханова Г. Знак незаурядности // Сов. Россия. 1988. 9 авг. С. 6.
- Орлова Н. Булгаков подвергся интерпретации // Коммерсантъ DAILY. 1992. 8 дек. С. 14.
- Осипов В. А. Случай Татьяны Лариной // Психоаналитический вестник. 1999. № 1 (7). С. 177- 186.
- Осипов Н. Е. «Записки сумасшсдшсго»: Незаконченное произведение JI. Н. Толстого (к вопросу об эмоции боязни)//Антология российского психоанализа. М.: Флинта, 1999. Т. 1.С. 163- 174.
- Райт Л. К. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова в свстс работы Германа Гессе «Немного о теологии» // Славянские культуры и мировой культурный процесс: Материалы междунар. науч. конф. ЮНЕСКО. Мн.: Наука и Техника, 1985. С. 361 — 366.
- Палиевский П. В. Шолохов и Булгаков. М.: Наследие, 1999. 141 с.
- Панин М. Вот такая CPA // Лит. газета. 1992. № 44. С. 4.
- Пархоменко С. «Посторонний» // Сов. культура. 1988. 3 сент. С. 9.
- Паршин Л. Великий бал у сатаны // Наука и жизнь. 1990. № 10. С. 93 99.
- Петелин В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М.: Моск. рабочий, 1989.-495 с.
- Петелин В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. М.: Центрополиграф, 2000.-665 с.
- Петров А. О «Мастере и Маргарите» // Моск. правда. 1986. 4 окт. С. 4.
- Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 369 391.
- Пимонов В. Загадки Маргариты // 64: Шахматное обозрение. 1985. № 17. С. 24 25.
- Поваров В. Н. О влиянии Достоевского на Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» // Достоевский и современность. Новгород, 1989. С. 78 — 81.
- Подгаец О. А. Бездомный, Латунский, Рюхин и другие // Рус. речь. 1991. № 3. С. 14 -22.
- Позднева С. П., Маслов Р. В. Розанов, Бердяев и Фрейд: психология творчества// Акме: Альманах. Саратов, 2001. Вып. 2. С. 74 — 79.
- Полтавцсва Г. Б. Философия искусства Л. С. Выготского: Гипотеза пути развития // Русская философия: новые решения старых проблем. СПб., 1993. Ч. 2. С. 19−21.
- Попов Вал. Любимый писатель: К 100-летию со дня рождения М. А. Булгакова // Искорка. 1991. № 5. С. 40−41.
- Потапов Н. «Сеанс черной магии» на Таганке// Правда. 1977. 29 мая. С. 6.
- Приходько И. С. Традиции западноевропейской мепиппеи в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979, С. 41 — 67.
- Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» И Иностр. лит. 1991. № 3. С. 212−213.
- Психоаналитические термины и понятия: Словарь. М.: Класс, 2000.
- Психология познания в процессе обучения: Межвуз сб. науч. тр. JI: ЛГПИ, 1981. 123 с.
- Психология творчества: Общая, дифференцированная, прикладная / Отв. ред. Я. Пономарев. М.: Наука, 1990.-223 с.
- Пулатов Т. Восточные мотивы «Мастера и Маргариты» // Звезда Востока (Ташкент). 1988. № 2. С. 125−127.
- Разаков В. Спектакль-роман «Мастер и Маргарита» // Коммунист Татжикистапа (Душанбе). 1987.12 авг. С. 4.
- Райкин К. Актер не может расти на репризах // Сов. культура. 1988. 13 февр. С. 9.
- Рсан А. А., Коломипский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999.-409 с.
- Розенталь Т. Страдание и творчество Достоевского // Вопросы изучения и воспитания личности. Петроград, 1919. № 1. С. 88 — 107.
- Рукописная книга «Мука Маки» из архива М. А. Булгакова / Публикация Т. М. Вахитовой //Творчество Михаила Булгакова. СПб.: Наука, 1994. Книга 2. С. 370- 381.
- Румянцев Н. Е. Педагогическая психология: Лекции. Петроград, 1918. — 128 с.
- Роев Ю. После дебюта // Театр. 1985. № 3. С. 68 70.
- Рощин М. Мастер и Маргарита. М.: ВААП ИНФОРМ, 1987. — 91 с.
- Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. СПб.: Глагол, 1999. 198 с.
- Саванская Л. Звезды не гаснут//Зеленый крест. 1991. № 1. С. 42−43.
- Салнев А. А. Человеческая психология и искусство. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. -307 с.
- Самойлова М. В. Психологическая природа метафоры в искусстве // Психология в образовании. Вып. 13. С. 67 74.
- Санджадаева Г. С. Об особенностях жанра романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Рус. язык в СССР. 1991. № 5. С. 37−39.
- Сарнов Б. М. Каждому — по его вере: О романс М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 90 с.
- Сафронова А. Нужны ли такие загадки? // Волга. 1988. № 3. С. 145 146.
- Сафронова А. Тема творчества в романах М. А. Булгакова и Ю. В. Трифонова: «Мастер и Маргарита», «Время и место» // Современные проблемы филологии. — Саратов, 1988. С. 21 -24.
- Сахаров В. Возвращение замечательной книги // За строкой учебника. М.: Молодая гвардия, 1989. С. 216−229.
- Селли Д. Педагогическая психология. М.: Мир, 1912. 626 с.
- Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Авторсф. дис.. д-ра психол. паук. СПб.: СпбГУ, 1996.-81 с.
- Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ленингр. ун-та, 1988.- 167 с.
- Сеничкина Е. П. Актуализатор высказываний «ПОЧЕМУ-ТО» и его роль в художественном тексте: На материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Художественная речь: общее и индивидуальное. Куйбышев, 1988. С. 78 — 97.
- Сергеева Т. Мастер и Маргарита // Моск. правда. 1988. 5 мар. С. 3.
- Символ, символическое, символизация в искусстве и культуре// Материалы конференции аспирантов Россйского института истории искусств.- СПб. 2001, 120 с.
- Символы в культуре. СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 1992. 144 с.
- Симонов А. Как цензор «Мастера» спасал, или Единственный способ остаться в истории // Огонек. 1991. № 26. С. 25 26.
- Симонов К. Предисловие к публ. 1 части романа. // Москва. 1966. № 11. С. 6 7.
- Сисикин В. Дионисов мастер // Подъем (Воронеж). 1989. № 3. С. 205 219.
- Скалой II. «Абстрактное» и «конкретное» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Жанр. Стиль. Метод. Алма-Ата, 1990. С. 3 — 17.
- Скобелев В. В пятом измерении // Подъем (Воронеж). 1967. № 6. С. 124 128.
- Скорино Л. Лица без карнавальных масок: Ответ оппоненту // Вопр. лит. 1968. № 6. С. 25−42.
- Скоров А. Дьявольщина или сотворение добра? // Казахстанская правда (Алма-Ата). 1990. 27 апр. С. 4.
- Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М.: Искусство, 1989. 432 с.
- Смелянский А. Избранное. Кн. 2: Уход. М.: Искусство. 1989. 528 с.
- Смирнов В. Рукой мастера // Неделя. 1989. № 47. С. 5.
- Смирнов Ю. Глазами Михаила Булгакова, или «Мастер и Маргарита» в мире книг// Шелковый путь. Душанбе, 1990. Вып 1. С. 167 — 187.
- Смирнов Ю. Еще раз о восточных мотивах в «Мастере и Маргарите» // Памир (Душанбе). 1989. № 7. С. 161 170.
- Смирнов 10. Мистика и реальность сатанинского бала//Памир (Душанбе). 1988. № 9. С. 139- 163.
- Смирнова М. Встреча с Мастером: Михаил Булгаков // Наше наследие. 1992. № 1 (25). С. 88 96.
- Современная теория сновидений. М.: ACT, РЕФЛ-бук, 1999. 333 с.
- Соколов Б. Два булгаковских героя // Перспективы. 1991. № 5. С. 20−28.
- Соколов Б. История сношений человека с дьяволом // Веч. клуб. 1992. 7 мая. С. 6.
- Соколов Б. В. К вопросу об источниках романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Философские науки. 1987. № 12. С. 54 64.
- Соколов Б. В. Маркиз и Булгаков//Веч. Москва. 1991. 14 мая. С. 3.
- Соколов Б. В. Михаил Булгаков: 100 лет со дня рождения. М.: Знание, 1991. 62 с.
- Соколов Б. От составителя- Введение в комментарий- Комментарий // Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Высш. школа, 1989. С. 5 8- С. 483 — 558.
- Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творч. истории. М.: Наука, 1991.- 175 с.
- Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М.: Эллис Лак, 1997.-432 с.
- Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. М. Локид, Миф, 1996. 586 с.
- Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: «Лань», 1999. 320 с.
- Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.-228 с.
- Солнцева А. Иван бездомный и другие ученики Мастера// Театр. 1990. № 4. С. 87,91 -96.
- Солнцева JI. По следам Мастера и Маргариты // Моск. новости. 1982. № 52. С. 14.
- Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова// М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 304−311.
- Спиркин А. Г. Сознательное и бессознательное в творчестве // Литология российского психоанализа. М.: Флинта, 1999. Т. 2. С. 97 109.
- Старосельская Н. Жизнь беспокойной книги // Сов. культура. 1988. 22 сент. С. 5.
- Стрифон К.-У. Работа со сновидениями. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.-192 с.
- Струнин А. Это интересно // Молодежный календарь-1985. М., 1984. С. 50.
- Сурап Т. Т. Внутренняя форма имен собственных в контексте романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Актуальные вопросы словообразовательного анализа и словообразовательного синтеза. Киев, 1991. С. 62 — 68.
- Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-528 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999.-287 с.
- Тальвердисва Р. Во власти «Белой магии» // Кавказская здравница (Пятигорск). 1987. 26 авг. С. 3.
- Тан А. Москва в романе М. Булгакова / Декор, искусство СССР. 1987. № 2. С. 22 29.
- Тарасов Г. С. О психологии искусства // Вопросы психологии. 1992. № 1 2. С. 105 — 111.
- Тейлор Дж. Работа со сновидениями: практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. — 224 с.
- Титов А., Фомин С. Комплекс «ММ» // Столица. 1992. № 21. С. 55 57.
- Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998.-408 с.
- Толстая Е. Бродяга из Гамалы и «Царь иудейский»: Об одном источнике булгаковского романа// Согласие. 1991. № 5. С. 20−33.
- Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. М.: Прогресс Литера, 1996. Т. 1. -576 с.
- Тресиддер Д. Словарь символов. М.: Гранд, 2001. 444 с.
- Турчин А. С. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Иваново: ИвГУ, 2000. -103 с.
- Тутасва М. Н. Идеи 3. Фрейда как объект полемики на страницах «Психологии искусств» Л. С. Выготского // Филологические заметки-1998. — Саранск, 1999. С. 9 14.
- Утехин Н. П. Исторические грани вечных истин: «Мастер и Маргарита» М. Булгакова // Современный советский роман: Философские аспекты. Л.: Наука, 1979. С. 194 224.
- Утехин Н. П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (Об источниках действительных и мнимых) // Русская лит. 1979. № 4. С. 89 109.
- Уфимцева Е. Очищение // Театр. 1987. № 14. С. 9 11.
- Факторович Е. Сатана там правит бал // Собеседник. 1992. № 45. С. 8 10.
- Фернандес Д. Древо до корней: Психоанализ творчества. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. -239 с.
- Фиалкова Л. К генеалогии романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. Т. 40. № 6. С. 532 536.
- Фиалкова Л. Москва в произведениях М. Булгакова и А. Белого И М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР, 1988. С. 358 368.
- Фрейд 3. Бессознательное // Основные принципы психоанализа. СПб.: Алетсйя, 1998. С. 151−193.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991.-455 с.
- Фрейд 3. Влечение и их судьба // Основные принципы психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998. С. 125- 150.
- Фрейд 3. К вопросу о динамике переноса // Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М.: Рефл-бук, 1998. С. 21 -32.
- Фрейд 3. Очерк истории психоанализа // Фрейд 3. Работы по психоанализу. -Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. С. 30.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Минск: Попурри, 1997. С. 393 -454.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. Минск: Попурри, 1997. — 576 с.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 1997. — 606 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. -400 с.
- Фромм Э. Забытый язык: Введение в науку понимания спов, сказок и мифов // Фром Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 179−298.
- Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб.: ВЕИП Речь, 2001. С. 784.
- Халецкий А. М. Психоанализ личности и творчества Шевченко // Антология российского психоанализа. М.: Флинта, 1999. С. 634 640.
- Харитонова О. Михаил Булгаков: «Мастер и Маргарита» // Волга. 1987. № 9. С. 174 — 182.
- Харитонский Е. «Мастер и Маргарита» делают мастера // Коммерсантъ DAILY. 1992.28 ноя. С. 4.
- Химич В. В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, АГРО, 1995.-232 с.
- Холл Д. А. Юнгианскос толкование сновидений. СПб.: Б.С.К., 1996. 168 с.
- Холопова В. Философская «камерата» Сергея Слонимского // Сов. музыка. 1989. № 10. С. 22−25.
- Чеботарева В. Рукописи не горят. Баку: Язычы, 1991. — 114 с.
- Черкашина М. В. Михаил Булгаков: В строках и между строк. М.: Диалог, МГУ, 1999. 108 с.
- Черненко М. Евангелие от Апджея // Наука и религия. 1976. № 1. С. 74 77.
- Чернова Н. Хореографические фантазии // Известия. 1987. 5 мар. С. 6. 408. Чудакова М. О. Булгаков и его интерпретаторы // Михаил Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения: 1891 1991. М., 1991.
- Чудакова М. «Ваш роман прочитали.» // Булгаков М. Мастер и Маргарита: Роман. -Ижевск, 1987. С. 5−11.
- Чудакова М. Иисус и Иешуа // Дружба народов. 1991. № 7. С. 136−141.
- Чудакова М. Опыт реконструкции текста М. Булгакова // Памятники культуры: Нов. открытия. Письмен., иск., археолог, ежег. 1977. М., 1977. С. 96 106.
- Чудакова М. Присутствует Александр Грин // Сельск. молодежь. 1976. № 6. С. 61 -63.
- Чудакова М. С днем рождения, Мастер // Коме, правда. 1991. 15 мая. С. 4.
- Чудакова М. Я поняла, что это возможно // Сов. культура. 1991. № 19. С. 9.
- Чуковский К. И. Из дневника: 1932 1969 // Знамя. 1992. № 11.
- Шамаро А. Действие происходит в Москве. М., 1988. С. 187- 193. 418.1Нах-Азизова Т. Наедине с Булгаковым // Сов. культура. 1988. 12 июл. С. 5.
- Шиидель А. Пятое измерение//Знамя. 1991. № 5. С. 193−208.
- Шпильрейн С. Н. Бессознательные мечтания в «Поединке» Куприна// Архетип. 1995. № 2. С. 94 96.
- Шукшина М. Булгаков в балете//Теат. жизнь. 1987. № 15. С. 27.
- Щепкин В. В начале бессмертия // Рабочая трибуна. 1991: 14 мая. С. 4- 18 мая. С. 4.
- Щученко В.А. Вечное настоящее культуры: Теоретические проблемы ист.-культур. Процесса/ В.А. Щученко- Под. ред. И.А. Голосенко- Социол. Ин-т Рос. Акад. Наук. -СПб.: СПбГТУ, 2001. 231 с.
- Щученко В.А. История мировой и отечественной культуры: методология исследования историко-культурного процесса/ СПб. Гос. Ун-т культуры и искусств- соост. В. А. Щученко и др. СПб., 1999. — 359 с.
- Энциклопедия глубинной психологии. Т 1.- М.: ЗАО МГ Менеджемент, 1998. 800 с. 428. Эткинд А. Кем был Воланд? // Невское время. 1991. 7 дек. С. 5. 429. Эткинд А. Эрос Невозможного. СПб.: Медуза, 1993. — 576 с.
- Юнг К. Г. Алхимия снов- Четыре архетипа: Мать, дух, трикстср, перерождение. СПб.: Тимошка, 1997.-351 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНКИТ «Кентавр», 1994. 136 с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 299 с.
- Юнг К. Г. Исследование феноменологии самости. М.: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997. -330 с.
- Юрьева М. Возвращение Мастера // Сов. культура. 1987. 26 мая. С. 4.
- Яблоков Е. А. Александр Грин и Михаил Булгаков / Научн. докл. высш. шк.// Филол. науки. 1991. № 4. С. 33−42.
- Яблоков Е. А. «Я-частьтой силы."// Рус. лит. 1988. № 2. С. 3 -31.
- Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Михайлов, Полиус, 1998.-638 с.
- Яновская JI. «Золотое копье» и «Поптий Пилат» // Веч. Харьков. 1991. 31 мая. С. 4 -5.
- Яновская JI. «Мы не знаем нашего будущего» // Неделя. 1991. № 52. С. 18.
- Яновская JI. Предисловие к публ. отрывков из черновых тетрадей романа «Мастер и Маргарита»: «Якобы деньги» // Даугава (Рига). 1983. № 10. С. 117−118.
- Яновская JI. Тайна «Мастера и Маргариты» // Кр. знамя (Харьков). 1991. 14 мая. С. 4.
- Яновская JI. Творческий путь Михаила Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983. 320 с.
- Яповская JI. Треугольник Воланда и фиолетовый рыцарь // Таллинн. 1987. № 4. С. 101 -113.
- Яновская Л. Читал ли Ильф роман «Мастер и Маргарита»? // Веч. Харьков. 1991. 30 мая. С. 4−5.
- Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский и методологические проблемы психологии искусства// Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988. С. 65 -88.
- Основные положения диссертации отражены в публикациях
- Смена героя в мастерской Булгакова // Вестник Психоанализа. 1999. № 2 (8). С. 208−219.
- По ту сторону любви // Вестник Психоанализа. 2000. № 1. С. 156 — 168.
- Материнское измерение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // 10 лет психоанализа в России: российский опыт: Второй международный конгресс. Тез. выступлений. 25 мая 2000 г. ВЕИП, 2000. — С. 15−16.