Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологическое сознание личности в условиях экстремальной среды: На материалах Архангельской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экосознание предполагает выработку системного представления о действительности, поэтому имеет большое значение разработка понятийного аппарата, включающего экологические и системные элементы. Так в концептуальной схеме понятия «социально-экологическая система» важную роль играет экосознание. Существенным моментом в схеме является то, что воздействие со стороны природы происходит только… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
    • 1. 1. Концептуальные основы российской экофилософии
    • 1. 2. Основные направления отечественных социально-экологических исследований
    • 1. 3. Средовый подход как основа методологии исследования экологического сознания
    • 1. 4. Содержание понятия «экологическое сознание» и его место в концептуальной схеме «Социально-экологическая система»
  • ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ СРЕДЫ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКСОГО СОЗНАНИЯ СЕВЕРЯН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Природные и антропогенные факторы экстремальности северной среды
    • 2. 2. Социальные последствия экстремальности северной среды
    • 2. 3. Источники экологической опасности и экологическое сознание
    • 2. 4. Новые проекты освоения природных ресурсов и экологическое сознание

Экологическое сознание личности в условиях экстремальной среды: На материалах Архангельской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время практически все страны мира переживает экологическую дисгармонию. В России экологическое состояние окружающей среды приближается к кризисному, особенно это заметно в наиболее уязвимых северных регионах страны. Экстремальные климатогеографические условия северной среды усугубляют воздействие неблагоприятных факторов антропогенного характера.

Решение экологической проблемы тесно связано с формированием экологического сознания в обществе. Только достаточно высокий уровень экосознания может способствовать активным действиям людей в защиту окружающей среды. В настоящий момент ситуация такова, что от каждого человека зависит, перейдет ли кризисное состояние среды в необратимый дезинтеграционный процесс или будет достигнут экологический баланс между природой и цивилизацией.

Отношения в социоприродной сфере в России регулируются природоохранным законодательством, в частности, Федеральными Законами «Об охране окружающей природной среды» (1992 г.), «Об экологической экспертизе» и др. (1995 г.). Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Реализация в полном объеме прав и обязанностей, предусмотренных законом, тесно связана с уровнем экологического сознания граждан, которое является первоочередным регулятором поведения людей в экологической сфере.

Таким образом, предложенное направление исследования, а именно изучение особенностей формирования и функционирования экологического сознания личности в экстремальных условиях Севера, является актуальным для России, северные территории которой составляют 64% всей площади.

Целью исследования является социально-философский анализ экологического сознания личности в условиях экстремальной северной среды. Для достижения цели потребовалось последовательно решить ряд задач:

1) проанализировать категориальное поле российской экологической философии;

2) рассмотреть понятие «экологическое сознание» в концептуальном аппарате, используемом отечественной социальной экологией;

3) дать характеристику средовому подходу, составляющему основу методологии исследования экологического сознания;

4) определить содержание понятия «экологическое сознание» и его место в концептуальной схеме «социально-экологическая система» ;

5) дать характеристику экстремальности средового пространства Архангельской области;

6) проанализировать социальные последствия экстремальности северной среды;

7) сопоставить источники экологической опасности с уровнем и направленностью экологического сознания личности, используя материалы социологических опросов жителей Архангельской области, в том числе проведенных с участием автора;

8) определить роль экологического сознания населения в реализации новых проектов по разработке природных ресурсов, на примере освоения нефтяных месторождений Архангельской области;

9) определить наиболее перспективные направления дальнейшего исследования экологического сознания личности.

Степень разработанности проблемы. Проблемы взаимоотношения общества и природы, природы и человека волновали философов с древних времен.

Рассуждения на эту тему можно встретить в трудах, относящихся к античности, Средневековью, эпохе Возрождения и т. д., вплоть до наших дней.

В России проблема единства и взаимосвязи человека и природы рассматривалась как в социальных доктринах православия, так и в трудах философов. В первом случае речь идет об обосновании идеи человека как духовной сущности и отношении его к окружающей природной среде, реализованных в трудах С. Саровского, И. Кронштадтского, И. Брянчанинова. Во втором — об обосновании идеи социальной активности человека как посредника между Богом и природой, представленном в работах Д. Андреева, Н. Бердяева, Н. Рериха, В. Соловьева, Н. Федорова.

Среди современных отечественных исследователей вопросами экологической философии занимались такие ученые, как Э. Барбашина, Р. Биджиева, Н. Васильев, Э. Гирусов, А. Горелов, А. Дрегало, А. Кочергин, Ю. Марков, Н. Моисеев, Г. Платонов, О. Яницкий и др. В их работах принципиальные проблемы состояния биосферы и роли в ней антропогенного фактора решались с помощью концептуального аппарата социальной философии. Так, А. Горелов, изучая отечественные традиции философской мысли в сфере взаимоотношений природы и общества, особое внимание уделяет роли философии в становлении теоретической основы экологического знания, а также историческому аспекту формирования экологической философии,.

Целый ряд отечественных философов, в том числе Э. Гирусов, Н. Моисеев, В. Янч, занимались разработкой концептуальной базы экологической философии, которая, являясь новой отраслью теоретического знания, особенно для российской науки, безусловно, нуждается в этом.

Такие ученые-исследователи, как А. Кочергин, Ю. Марков и Н. Васильев, анализируют философские аспекты структуры экологического знания, включая в нее понятие «экологическое сознание», отражающее отношение определенных социальных групп к природе в данную историческую эпоху и являющееся основным регулятором функционирования системы «общество-природа» .

Российские ученые расходятся во мнении относительно положения экологического сознания в структуре общественного сознания. Одни считают, что экологическое сознание пронизывает все формы общественного сознания и, следовательно, не может претендовать на статус самостоятельной формы. Этой точки зрения, в частности придерживаются А. Кочергин, Э. Барбашина, Ю. Манин. Другие, например, Г. Платонов, Р. Биджиева, напротив, склонны признать экологическое сознание самостоятельной формой общественного сознания, что связывается ими с имеющимся уровнем теоретического знания.

Социальный аспект проблемы нашел свое отражение в исследованиях О. Яницкого, который, в частности, серьезно изучал социально-экологические движения в России: их появление, развитие, функционирование, роль в общественной (политической, экономической, социальной) жизни страны.

Практически все исследователи, занимающиеся проблемой экологического сознания, обычно уделяют значительное внимание процессу его формирования: с помощью средств массовой коммуникации, художественной литературы, политических заявлений и пр.

Следует отметить, что такой вопрос, как формирование и функционирование экологического сознания в условиях экстремальной среды, в отечественных социально-философских исследованиях специально не ставился.

Понятие «экологическое сознание» используется также в категориальном поле социальной экологии. Современная отечественная экологическая теория восходит к трудам И. Сеченова, В. Докучаева и др. Основоположником теории ноосферы, играющей решающую роль в современных инвайронментальных исследованиях российских ученых, является В. Вернадский. В последнее время разработкой теории социальной экологии в России занимались ученые В. Гирусов, В. Казначеев, В. Комаров, Н. Мамедов, Н. Реймерс, И. Сосунова, А. Урсул и др.

Вопросы формирования экологического сознания интересовали также социологов. В России был предпринят ряд попыток исследования ценностных установок участников гражданских экологических инициатив, зависимости антии проэкологического поведения от типа личности, экологической озабоченности в зависимости от пола, возраста, образования. Известные публикации таких авторов, как А. Баранов, Б. Докторов, А. Дрегало, М. Лауристин, Ж. Тощенко,.

В. Ульяновский, Б. Фирсов, О. Эзимова, О. Яницкий и др., содержат богатый эмпирический материал.

Однако проблема формирования и функционирования экологического сознания в условиях экстремальной среды в исследованиях практически не затрагивалась.

Методологическая основа исследования. Важной методологической основой исследования является средовый подход, предложенный В. Лексиным, Е. Андреевым, П. Зайдфудимом. Суть этого подхода состоит в том, что объектом исследования выступает система «человек-общество-природа» в единстве всех средовых элементов и отношений. Такой научный подход позволяет рассматривать локально-территориальное образование в целом, анализируя весь комплекс существующих в нем элементов, отношений и связей. При построении концептуальных схем использовался метод концептуального анализа и синтеза. Междисциплинарный подход позволил синтезировать различные социально-философские идеи, теории социальной экологии и экологической философии по рассматриваемой проблеме.

Объектом исследования является экологическое сознание личности.

Предметом — особенности формирования и функционирования экосознания личности в условиях экстремальной северной среды.

В диссертации использованы следующие источники: природоохранительные законодательные акты РФданные Госкомстата Россиидоклады о состоянии и охране окружающей среды Архангельской области, подготовленные Государственным комитетом по охране окружающей среды Архангельской области в период с 1994 по 2000 гг.- результаты социологических опросов, проведенных на территории Архангельской области с 1993 по 2000 гг., в том числе с участием автора.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в определении места понятия «экологическое сознание» в категориальном поле экологической философии и социальной экологии, а также особенностей функционирования экологического сознания личности в условиях Севера.

В результате исследования сформулированы положения, выносимые на защиту:

— экологическое сознание, являясь формой общественного сознания, находится в стадии формирования и включает в себя комплекс регулятивных принципов и норм поведения, направленных на достижение оптимального состояния системы «человек — общество — природа» ;

— четыре основных группы мыслей и эмоций составляют содержание экологического сознания личности и поддаются в той или иной мере воздействиям других субъектов: воспринимающие (констатируется существующая экологическая ситуация), оценивающие (эта ситуация оценивается), перспективные (формируется экологический аспект образа будущего) и поведенческие (формируется экологический аспект модели поведения);

— понятие «экологическое сознание» занимает определяющее место в концептуальной схеме социально-экологической системы, разработанной авторомэкосознание одним из первых подвергается воздействию экстремального состояния других элементов или связей системы;

— автором выделены специфические факторы, влияющие на формирование экологического сознания: близость (или удаленность) источника экологической опасностиналичие (или отсутствие) информации о немвозможность непосредственного восприятия результатов деятельности источника экологической опасности (дым, запах и пр.) — страх, порождаемый источником экологической опасностипривычность экологически опасного объекта;

— экстремальность северной среды, длительный период восстановления северных экосистем способствует формированию специфической направленности экосознания личности (повышенное чувство экологического риска, осознание повышенной ранимости северной природы и др.);

— уровень и направленность экологического сознания играют существенную роль в формировании отношения населения к новым проектам по разработке природных ресурсов.

Практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций разным группам субъектов, 9 заинтересованным в формировании экологического сознания населения: инвестиционным компаниям, предполагающим вести производственную деятельность, проходящую экологическую экспертизу, на территории областиорганам исполнительной власти, в ведение которых входит донесение экологической информации до населенияэкспертным организациям, занимающимся проведением экологической экспертизы и оценкой воздействий на окружающую среду, заинтересованным в адекватном анализе состояния экологического сознания населения и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены на Конгрессе «Общественное развитие и общественная информация» под эгидой V Международного форума по информатизации (Москва, 1996) — 3-й Международной конференции «Поморье в Баренц-регионе: экология, экономика, социальные проблемы, культура» (Архангельск, 1997) — Международной конференции «Поморье в Баренц-регионе на рубеже веков: экология, экономика, культура» (Архангельск, 2000), а также в статьях «Изменение как социологическая проблема и как системный феномен» (Вестник Московского университета, № 1, 1998) и «Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация» (Экология человека, № 2, 2000). Выводы диссертационного исследования использовались при подготовке проекта «Северные ворота».

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного социально-философского исследования было выявлено следующее.

Экологическое сознание является самостоятельной формой общественного сознания, находящейся в стадии формирования. Оно включает в себя идейно-теоретическую базу социоприродных отношений, а также мировоззренческую и эмоциональную сторону личности, затрагивающую в первую очередь интересы, связанные с удовлетворением потребностей в экологической сфере жизнедеятельности человека. Экологическое сознание является основным регулятором поведения личности в реальной практике отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой. Формирование высокого уровня экосознания способствует достижению оптимального состояния системы «общество — природа» .

Процесс формирования экологического сознания тесно связан с экологическими потребностями и интересами, имеющимися в обществе. Экологической потребностью можно считать несоответствие между желаемым и действительным состоянием субъекта, которое возникает в результате неблагоприятной экологической обстановки, как следствие дисбаланса взаимоотношений между природой и обществом. Если определять место экологических потребностей в иерархии А. Маслоу, то они, скорее всего, будут находиться среди метапотребностей, являющихся переменными, так как экологические потребности имелись не всегда, а появились в результате эволюции человеческой деятельности на планете. Но с другой стороны, среди базисных потребностей можно выделить экологическую составляющую: например, потребность в дыхании является физиологической, а потребность в чистом воздухе (экологическая компонента) является составной частью потребности в дыхании.

Экосознание предполагает выработку системного представления о действительности, поэтому имеет большое значение разработка понятийного аппарата, включающего экологические и системные элементы. Так в концептуальной схеме понятия «социально-экологическая система» важную роль играет экосознание. Существенным моментом в схеме является то, что воздействие со стороны природы происходит только по направлению к элементу схемы «Человек». Это означает, что разрушенная природа в свою очередь оказывает разрушающее воздействие непосредственно на человека. Субъекты формирования экологических факторов антропогенного характера (отдельные предприятия и организации, а также отрасли промышленности) сами по себе не чувствуют обратного воздействия разрушенной природы, поэтому у человека, находящегося внутри такого субъекта и играющего роль его элемента, уровень экологического сознания понижен.

При наличии экстремального состояния хотя бы одного средового элемента, к экстремальному значению начинают смещаться сразу все отношения, связывающие данный элемент с другими. То есть, приближение к пороговому значению усиливает отрицательные воздействия на всю социально-экологическую систему, а также увеличивает социально-экологическую напряженность и повышает уровень экологического сознания. Экосознание одним из первых подвергается воздействию экстремального состояния других элементов или связей системы. Уровень экологического сознания пропорционален степени социально-экологической напряженности и экологического риска.

Понятие «экологическое сознание» тесно связано с понятием «экологический риск». Соответственно уровень и направленность экологического сознания личности зависят от близости (или удаленности) источников экологической опасности к носителям экосознания. Чем ближе к месту проживания людей находится потенциально опасный для экологии региона объект, тем большее число жителей занимают активную позицию по отношению к данному субъекту формирования экологических факторов антропогенного характера. Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Оценка людьми экологического риска зависит не только от объективно существующих факторов, таких как климат и географическое положение региона, технические характеристики источника опасности и т. п. Зачастую гораздо большую роль в формировании отношения жителей к экологически неблагополучным предприятиям играют субъективные факторы. Так, например, опасность радиоактивного заражения воспринимается населением более остро, чем другие экологические опасности.

Климатогографическая экстремальность северной среды, выражающаяся в суровых природных условиях и длительном периоде восстановления северных экосистем, усугубляет действие негативных антропогенных факторов, что способствует формированию специфической направленности экосознания личности. В частности, северяне отличаются повышенным чувством экологического риска. Для них характерна высокая степень экологической озабоченности, особенно состоянием воздушной и водной сред.

Уровень экологического сознания людей, степень их озабоченности экологической ситуацией связан также с отношением людей к месту их проживания, с оценкой ими качества жизни: чем выше эта оценка, тем сильнее проявляется экологическая озабоченность жителей.

Кроме того, экологическое сознание можно разделить на «обывательское», имеющееся в той или иной степени у каждого человека и связанное в первую очередь с его отношением к тому, с чем он сталкивается ежедневно: мусор на улицах, соль на тротуарах, дым ТЭЦ, запах метил еркаптана и пр., и профессиональное (экосознание тех людей, которые своими действиями могут оказать реальное влияние на экологическую ситуацию). Причем один и тот же человек, выступая в жизни в разных ролях, демонстрирует разные типы экосознания в зависимости от ситуации. Для формирования благоприятного профессионального экосознания необходимо следующее:

1. соответствующие законы, делающие экологически чистые предприятия более выгодными (например через налоговые льготы);

2. общественное мнение (усиление обыденного экосознания путем его активного формирования средствами массовой информации, лидерами «зеленых» движений и пр.);

3. воспитание и образование с детских лет.

В экстремальных экологических обстоятельствах экологическое сознание выполняет функции создания модели изменившейся окружающей среды (моделирующая) и регулирования социальной деятельности (регулятивная).

Эффективность же выполнения экологическим сознанием указанных функций в значительной степени зависит от его насыщенности научными социально-экологическими знаниями, от их присутствия на обыденном уровне экологического сознания.

В формировании обыденного экологического сознания, выражающегося, в частности, в отношении людей к конкретной экологической проблеме, огромную роль играют средства массовой информации. В условиях, когда другие источники получения экологической информации отсутствуют, нерегулярны, или недоступны простому жителю, СМИ становятся фактическими «монополистами» в этой сфере, и могут быть активно использованы всеми заинтересованными субъектами. К сожалению, среди журналистов очень немного людей, профессионально разбирающихся в экологической проблематике, именно поэтому освещение ими сложившейся экологической ситуации далеко не всегда адекватно реальности.

Наличие связи между источником экологической опасности и экологическим сознанием позволяет использовать в процессе воспитания и образования ряд методов, демонстрирующих во всей полноте последствия тех или иных действий и степень их опасность для экологии, что должно повысить уровень экосознания населения и как следствие привести к соответствующему поведению прежде, чем экологическая ситуация достигнет экстремального состояния в реальности.

Чрезвычайно перспективным представляется компьютерное обучение с использованием программ типа стратегических игр, в условия которых входили бы имеющеся данные о состоянии окружающей среды, а также техника и технологии. Обучающийся мог бы осуществлять действия с использованием последних с целью обеспечить себе желаемый уровень жизни. При этом все последствия для окружающей среды и для «главного героя» должны отражаться в игре и на дисплее. В игру могут быть включены реальные ситуации, имеющие место в регионе проживания обучаемого.

Уровень и направленность экологического сознания играют существенную роль в формировании отношения населения к новым проектам по разработке природных ресурсов. Так, к иностранным инвесторам общественное мнение предъявляет более высокие требования (в том числе экологические), чем к отечественным. Следует также отметить, что предпроектная информация (о содержании планируемой деятельности, технологиях, рисках, экологической опасности и т. п.) доносится до населения не в полном объеме. Это формирует у жителей неадекватное представление о ситуации и создает дополнительные трудности для инициатора хозяйственной деятельности.

Таким образом, экологическое сознание сегодня выполняет роль фактора, способного актуализировать поиск таких форм социальной деятельности, которые бы в наименьшей степени наносили ущерб окружающей среде и препятствовали возникновению экстремальных экологических ситуаций. Понятие «экосознание» занимает важное место в категориальном поле экологической философии и социальной экологии. Однако концептуальный аппарат в экологической сфере разработан еще не достаточно, что открывает широкие возможности для дальнейших исследований в этом направлении.

Перспективной представляется также дальнейшая разработка законодательной базы в сфере природоохранительной деятельности, включая точное концептуальное описание всех понятий, используемых в статьях законов.

Существует потребность в дальнейшей проработке форм и способов работы с населением в сфере экологии. Настоящее исследование может стать отправной точкой для разработки рекомендаций разным группам субъектов, заинтересованных в формировании экологического сознания населения, таким как инвестиционные компании, предполагающие вести деятельность, обязательную для экологической экспертизы, на территории областиорганы исполнительной власти, в ведение которых входит донесение экологической информации до населенияэкспертные организации, занимающиеся организацией и проведением экологической экспертизы и оценкой воздействий на окружающую среду, и заинтересованные в адекватном анализе состояния экосознания населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаев 3. Диалектика экологических отношений и экологического сознания (социально-философский аспект). Автореф. дис. д-ра филос. наук / Ин-т философии и права. — Ташкент, 1990.
  2. Абдуллаев 3. Экологические отношения и экологическое сознание. Ташкент, 1990.
  3. Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
  4. Алексий II Бог. Человек. Мир // Православие и экология. М.: Московский Патриархат, 1997.
  5. Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. М., 1998.
  6. Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы: Критика современных буржуазных концепций. М.: Статистика, 1978.
  7. , В. Н. Экология и мировоззрение : Учеб. пособие. / Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комс.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995.
  8. А. С. Экологические проблемы на съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989). М., 1990.
  9. А. С., Коган Л. Б., Яницкий О. Н. Урбанизация, общество и научно-техническая революция // Вопросы философии. 1969, № 2.
  10. А. С., Россия: критика исторического опыта. Т. 1: От прошлого к будущему. М., 1997.
  11. Е. М. Социальная экология и экстремальные ситуации. Минск, 1993.
  12. БанниковаР. В., ДрегалоА. А., Ульяновский В. И. Социальные условия и демографические процессы в Архангельской области. Архангельск, 1995.
  13. С. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991.
  14. А. В. Восприятие загрязнения городской среды населением города // Бюллетень комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. 1984, № 3−4.
  15. А. Н., Санников А. Л., Банникова Р. В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин. Архангельск, 1997.
  16. М. Н. Экологическое значение Российского Севера в новых условиях // Экология Северной Двины / Отв. за выпуск Ларионов С. И. Архангельск: ЗАО Издательский дом «ЭЛПА», 1999.
  17. М. Н. Региональная безопасность Европейского Севера. Архангельск, 2000.
  18. Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм //Феномен человека. Антология /Сост. П. С. Гуревич. М., 1993.
  19. Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма. Москва, 1981.
  20. Биология охраны природы. Под ред. М. Сулея и Б. Уилкокса. М.: Мир, 1983.
  21. Н. К., Дрегало А. А., Сидоров П. И., Ульяновский В. И. Этноэкологический парк как форма социальной защиты коренных народов Севера / Социологические исследования, 1994, № 7.
  22. В. И. Экологическое сознание фактор оптимизации взаимодействия общества и природы. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. — Киев, 1988, 20 с.
  23. Д. Р. Экология в Советской России. М., 1991.
  24. А. И. Социально-психологические особенности экологического сознания кадров государственного управления: Автореф. дис. канд. психол. наук / Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. М., 1997.
  25. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. Ч. 1. М. 1993.
  26. В. И. Биосфера и ноосфера. Москва, 1989.
  27. В. И. Живое вещество. Москва, 1978.
  28. Т. А., Виноградов Ю. Б. Математическое моделирование динамики загрязнения в бассейнах рек арктической зоны России. «Метеорология и гидрология», 1998, № 4.
  29. Вопросы социоэкологии. Львов, 1987.
  30. В. Э. Основы социальной экологии. Москва, 1998.
  31. В. Э. Система «общество-природа». Москва, 1994.
  32. Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию. Москва, 1986.
  33. Э. В. Система «общество-природа»: проблемы социальной экологии. -М.: МГУ, 1976.
  34. В. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.
  35. А. А. Социальная экология. М., 1998.
  36. Р. Демография и экология крупного города / Ред. Н. Толоконцев, Г. Л. Романенкова. Л.: Наука, 1980.
  37. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Изд-во «ДИ-ДИК», 1993.
  38. Данилов-Данильян В. М. и др., Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия, Москва, 1990.
  39. Г. М., Мозговая А. В. Человек и окружающая среда. М.:Госкомчернобыль России, ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
  40. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -Москва, 1979.
  41. А. А. Социология: прикладное исследование / Учебное пособие. Архангельск, 1999.
  42. А. А., Сидоров П. И., Ульяновский В. И. Человек в экстремальной среде: технология социальной защиты // Экология человека, 1994, № 2.
  43. А. А., Ульяновский В. И. Особенности реконструкции традиционного менталитета ненецкого этноса при переходе к семейному оленеводству // Экология человека. 1997. — № 1.
  44. А. А., Ульяновский В. И. Европейские ненцы: адаптивные возможности и эволюционная пластичность / Социс, 1998 г., № 6.
  45. А. А., Ульяновский В. И. Качество жизни населения пос. Нельмин-Нос (опыт этносоциологического исследования), Архангельск, 1994.
  46. В. В. Экологичность сознания профессионала: Автореф. дис. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1996.
  47. Л. Б., Листенгурт Ф. М. Урбанизация и природа // Природа. 1975, № 3.
  48. Л. Б. Урбанизация общение — микрорайон // Архитектура СССР. 1967, № 4.
  49. Л. Б. Урбанизация и городская культура // Урбанизация, НТР и рабочий класс / Ред. О. Н. Яницкий. М.: Наука, 1972.
  50. В. Д. Социальная экология философские аспекты, Л., 1990.
  51. А. А., Сидоров П. И., Теддер Ю. Р. Экология здоровья трудоспособного населения Архангельской области. Архангельск, 1996.
  52. А. Н., Барбашина Э. Р. Системный подход и экологическое сознание // Система «общество природа»: проблемы и перспективы. — М., 1983.
  53. А. Н., Марков Ю., Васильев Н. Экологическое знание и сознание, Новосибирск, 1987.63 .Кравченко М. И. Экологические проблемы в современных теориях общественного развития, М., 1982.
  54. И. И. Арктическая этноэкология, М., 1989.
  55. Г. А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов, М., 1989.
  56. JI. Е. Философские аспекты формирования экологического сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук / Белорус, технол. ин-т. Минск, 1991.
  57. О. В. Философский анализ становления экологического сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1992.
  58. С. Н. Диагностика кармы, в 6 т., С-Пб, 1999.
  59. И. Д. Социально-философские аспекты взаимодействия общества и природы, М., 1975.
  60. ЛексинВ., Андреева Е. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии ее изучения. М., 1993. 160 с.
  61. Т. А. Роль чтения в формировании экологического сознания молодежи (социологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.09 / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1989.
  62. Д. С. Питирим, митрополит. Экология духа человеческого: Диалоги // Советская культура. 1989, 23 марта.
  63. А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Москва, 1977.
  64. Н. О. Избранное. М., 1991.
  65. В. А. Взаимоотношения общества и природы.- М., 1989.
  66. Лукреций Кар. О природе вещей: в 2 т. Т. 2. Москва, 1980.
  67. Н. А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук / Таганрогский техн. ун-т. Таганрог, 1998.
  68. Н. М. Биологическая, глобальная и социальная экология. «Диалектика в науках о природе и человеке». — М. 1983.
  69. Ю. М. Экологические проблемы эпохи НТР. Минск, 1977
  70. В. В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1998.
  71. Ю. Социальная экология. Новосибирск, 1986.
  72. Д. Социальная экология М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997.
  73. Массовая коммуникация и охрана среды / Под ред. М. Лауристин, Б. Фирсова. -Таллин, 1987.
  74. Медик севера. 1998, 3 февраля.
  75. Н. Н. Человек, среда, общество: Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1982.
  76. Н. Н. Человек и ноосфера. М.: «Молодая гвардия», 1990. — 351 с.
  77. Н. К. От Страбона до наших дней. Эволюция географических представлений и идей. М., 1985.
  78. Д. Формирование экологического сознания студенчества: Автореф. дис. канд. филос. наук / Бакин. ун-т. Баку, 1991.
  79. Наджафова 3. Г. Экологическое сознание: сущность и особенности функционирования в системе «общество природа»: Автореф. дис. канд. филос. наук / АН УССР. Ин-т философии. — Киев, 1989.
  80. Т., Хейдметс М., Круусвалл Ю. Социально-психологические основы средообразования. Таллин, 1985.
  81. И. Супермонополия в условиях приватизации // Евразия-мониторинг. 1993, № 1.
  82. Общество и природа: Исторические этапы и формы взаимодействия / Ред. М. Ким. М.: Наука, 1981.
  83. О. В. Средства массовой коммуникации и экологизация сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук / Моск. пед. ун-т. М., 1996.
  84. С. И. Словарь русского языка. М., 1988.95.0пенков М. Ю. История философии. Авторский курс лекций. Архангельск: ООО «Пресс А», 1999. — 119 с.
  85. Г. Н. Природа как предмет философского осмысления. Современная глобальная экологическая проблема: Учеб. пособие / Рос. гос. открытый техн. ун-т путей сообщ. М.: РГОТУПС, 1997.
  86. Особенности социального поведения населения региона, пострадавшего от чернобыльской катастрофы / Ред. А. Мозговая. М.: ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1993.
  87. Отношение христианина к природе // Православие и экология. М.: Московский Патриархат, 1997.
  88. Ф. Я. Диалектика социально-экологических отношений и экологического сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т повышения квалификации преподавателей обществ, наук. М., 1988.-22 с.
  89. ЮО.Палинчак Ф. Я., Платонов Г. В., Экологические отношения, сознание, деятельность // Вестник Московского университета. Сер. 7 Философия. 1987. № 4.
  90. . Мысли. Москва, 1979.
  91. Г. В. Оптимизация отношения общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7 «Философия». — 1986. — № 1.
  92. ЮЗ.Полянинов Л. Я. Проблема формирования экологического сознания и поведения в урбанизованной среде: Автореф. дис. канд. филос. наук / Волгоград, архит.-строит. акад. СПб., 1996.
  93. Ю4.Проблемы оптимизации в экологии / Отв. ред. И. Б. Новик. М.: Наука, 1978.
  94. Ф. Ф. История природопользования и формирования экологического сознания в Республике Башкортостан (50-нач. 90-х гг.): Автореф. дис. канд. геогр. наук / Уфимский науч. центр. Рос. академии наук. М., 1995.
  95. Регионы России: Стат.сб. Т.2. М., 1998.
  96. Н. Ф. Экология, М., 1994.
  97. Ю8.Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека Среды: Слов.-справ. -М.: Просвещение, 1992. 320 с.
  98. Ю9.Реймерс Н. Ф., Федоренко Н. П. «Сближение экономических и экологических целей в охране природы» // Природа. 1981. № 9. С. 3−12.
  99. Ю.Романов В. А. Становление нового экологического сознания: философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1989.
  100. Ш. Саровский С. О цели христианской жизни. Беседа старца Серафима с Н. А. Мотовиловым //Человек /Сост. П. С. Гуревич. М., 1995.
  101. Свеча-99. Экология духа. / Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологии. Вып. 1. Отв. ред. Е. И. Аринин Архангельск, 1999.
  102. ПЗ.Сметанин А. В. Баренцев регион. Архангельск, 1994.
  103. Современная западная социология / Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  104. Современная западная философия / Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  105. В., Яницкий О. Об актуальных направлениях социально-экологических исследований // Социологические исследования. 1982, № 2.
  106. С. Н. Взаимодействие общества и природы. М. 1982.
  107. М. М. Изменение как социологическая проблема и как системный феномен / Вестник Московского университета, 1998, № 1, социология.
  108. М. М. Экологическое сознание: понятие, типология, интерпретация / Экология человека, 2000, № 2.
  109. П. Кризис нашего времени. М., 1992.
  110. Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 1994 году // доклад Гос. комитета по охране окружающей среды Архангельской области. -Архангельск, 1995.
  111. Состояние природной среды Архангельской области в 1998 году // доклад Госкомитета по охране окружающей среды Архангельской области. -Архангельск. 1999.
  112. Состояние и охрана окружающей природной среды Архангельской области в 1999 году // доклад Гос. комитета по охране окружающей среды Архангельской области. Архангельск. 2000.
  113. И. А. Социальная экология. М., РИЦ ИСПИ РАН. 1996.
  114. Социологические проблемы польского города: (Вступительная статья Н. В. Новикова и О. Н. Яницкого). М.: Прогресс, 1966.
  115. Социология в России, под ред. Ядова. М., 1998.
  116. Творческая природа социалистического общественного сознания.- Минск, 1980.
  117. . Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
  118. О. Аккумуляция символического капитала в пространстве столичного центра // Российский монитор: архив современной политики. 1993. Вып. 3.
  119. О. Городская сегрегация в пространстве столичного расселения // Российский монитор: архив современной политики. 1993. Вып. 2.
  120. А. Д. Путь в ноосферу. М., 1993.
  121. Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. JL: Гидрометеоиздат, 1977.
  122. Философские проблемы социальной экологии. Под ред. Гирусова Э. В. М., 1989.
  123. Философский анализ экологической сферы общества / Нижегор. гос. архит.-строит. акад. Нижний Новгород: НАС А, 1995.
  124. С. Зеленые: взгляд изнутри // Полис, 1992, № 1−2.
  125. И. А. Изучение локальных экологических конфликтов: 1989−1991 // Новые движения трудящихся и их организация в СССР в 80−90-х годах / Ред. А. М. Кацва. М., 1991.
  126. И. А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре // Социологические исследования, 1992, № 2.
  127. В. Философия и экология : Пер. с нем. / Ин-т философии РАН. М.: Изд. фирма АО «Ками», 1994.
  128. H.H. Философский анализ экологической сферы общества / Нижегор. гос. архит.-строит. акад. Нижний Новгород: НАСА, 1995.
  129. О. Оценка различными группами населения экологической ситуации в г. Кириши // Разработка научных основ изучения и формирования экологического сознания населения страны: Информационные материалы / Отв. Ред. Б. Фирсов. М., 1990, Ч. II.
  130. . А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982.
  131. Е. Н. Формирование экологического сознания в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. филос. наук / МГУ. М., 1991.
  132. М. Н. Экологическое сознание в условиях антропологического кризиса: Дис. канд. филос. наук. Волгоград, 1997.
  133. М. X., Теддер Ю. Р. Введение в медицинскую экологию. Архангельск. 1998.153
  134. А. В. Экологический кризис и социальные реформы // Экодвижение в России: проблемы и пути выхода из кризиса: Материалы конференции. М., 1994.
  135. А. Экологическое движение в СССР и вышедших из него странах : (Вступительная статья) //Экологические организации на территории бывшего СССР: Справочник. М.: РАУ-Пресс, 1992.
  136. О. С. Формирование нового экологического сознания (на материалах Туркменистана): Автореф. дис.канд. филос. наук / Рос. акад. управления. М., 1992.
  137. О. Взаимодействие человека и биосферы как предмет социологического исследования // Социологические исследования. 1978, № 3.
  138. О. Н. Индустриализм и инвайроментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования. 1994, № 3.
  139. О. Н. Экологическое движение в России: Критический анализ. М., 1996.
  140. Янч В. В. Структура и динамика современного экологического сознания (Философско-методологический анализ): Автореф. дис.канд. философ, наук / Белорус, гос. ун-т. Минск, 1991.
  141. В. Энергия и экология //Евразия-мониторинг, 1994, № 1.
  142. Mattei Dogan, Stein Rokkan. Social Ecology.- Cambridge, Massachusets, 1974.
Заполнить форму текущей работой