Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Бытие-в-мире» как интегративная категория западно-европейской метафизики XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно вспомнить комментарий В. С. Соловьева к философии Канта: существуют некие универсалии, скажем, род «лошадь», которые не сводятся ни к отдельным экземплярам конской породы, ни к отвлеченному понятию «лошадь». Категория «бытия-в-мире» важна и привлекательна для определенного типа философствования именно этим «срединным» положением между героически-проективной Абсолютной Истиной Сущего или… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Модификации категории бытия в истории европейской онтологии
  • Раздел II. Феноменологическое, экзистенциалистское и герменевтическое понимание категории бытия
  • Раздел III. Язык как способ бытия и объект познания
  • Раздел IV. Интенциональность и «бытие-в-мире»

«Бытие-в-мире» как интегративная категория западно-европейской метафизики XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе возрос интерес к философской теории, объясняющей место и роль в нем человекачеловеческое бытие как таковое, как процесс и результат рефлексии есть приоритетный объект философского исследования. В связи с этим актуализируется разработка философских категорий, в которых отражается бытие человека в мире, его манифестация и сигнификация в социальном опыте, языке и самопознании. «Поворот» к проблемам бытия в западноевропейской метафизике совершился в XX веке в связи с трудами М. Хайдеггера, его предтечи Э. Гуссерля и их последователей, включая французский экзистенциализм и новейшие социальные исследования в русле постмодернизма. К концу века сложилась целая традиция понимания бытия, человеческого бытия и понимания этого понимания, которая в нашей стране по ряду причин была поддержана много позже, чем в западной философии, культурологии, литературоведении. В русле этой гуманистической традиции онтология оказалась теснее, чем раньше, связана с гносеологией, этическими и социальными исследованиями, даже специальными науками, такими как лингвистика, этнология, общая теория знаков и др.

Сейчас, в конце столетия, не будет преувеличением сказать, что позитивистский и — шире — рационалистический тип философствования в принципе обнаружил свою неспособность по-настоящему глубоко и существенно разрешить или хотя бы объяснить такие захватывающие проблемы человеческой витальности как судьба, смысл (и бессмысленность) и направленность жизни, кризисные явления, перспективы существования социума.

Однако дискредитация классической рациональности и позитивистского эмпиризма философии науки, абсолютный отказ от попыток построения новых философских систем или хотя бы классификационного анализа основных идей с целью их клярификации, не говоря уже о реальном применении, превращение европейской философии в некий «гипертекст» и перекличку интерпретаций, настойчивая критика всей и всякой методичности, воодушевленная «реабилитация» субъективности в ущерб объективности, будь то в онтологически-экзистенциалистском, в гносеологически-герменевтическом, персоналистском или этико-религиозном ключе, привели к почти полной невозможности не только построения универсальной философской картины мира, что сегодня расценивается как утопия, но и понятной модели действительности и места в ней человека. Конгломерат несовместимых идей, многоразличных направлений и учений, составляющих содержание европейской философии нашего века, представляет собой невероятно сложное гетерогенное поле, пребывание в котором останется в принципе бесплодным и даже бессмысленным, что превратит философию не просто в «бой богов», но в «бой с тенью», эзотерическую «игру в бисер» и лишит ее всякой социальной значимости, если не будет заново со всей силой конкретно поставлен вопрос о сущности человеческого бытия. Для нашей страны этот «вечный» вопрос в настоящее время приобретает особую драматическую окраску и становится все более актуальным. Но чтобы ориентироваться в поле смыслов современной метафизики, необходим некий «аттрактор», интегрирующий фактор, каковым, по нашему мнению, является категория «бытия-в-мире».

Степень разработанности проблемы. В процессе разработки поставленных задач автор обращался к трудам отечественных и зарубежных философов, методологов, теоретиков культуры, антропологов. Вопросы теории исследовались во второй половине XX в. достаточно интенсивно в трех аспектах: этико-эстетическом — М. Хоркхаймер, Г.-Г.Гадамер, Т. Адорно, В. Беньямин, Д. Ваттимо, Свасьян К. А., Мамардашвили М. К., Кортунов C.B., Губман Б. Л., Мартынов Ф. Т., Казаков Е.Ф.- лингво-литературоведческомЖ.Делез, Ж. Деррида, М. Фуко, У. Эко, Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Бодрийяр, Д. Вуд, М. Франк, Рорти М., К. Норрис, Бахтин М. М., Портнов А. Н., Бибихин В. В.,

Гараджа А.В., Мальчуков В. А., Налимов В. В., Ильин И. П., и многие другиесоцио-культурологическом — Хабермас Ю., Луман Л., Подорога В. А., Григорьева Т. П., Дрогалина Ж. А., Быстрицкий Е. К. и другие. Однако серьезных трудов, посвященных в последнее время собственно метафизической (онтологической и гносеологической) проблематике, автору практически не встретилось. Упоминания заслуживают произведения Финогенова В. Н. «Время, бытие, человек» (Уфа, 1992) — Полосухина Б. М. «Феномен вечного бытия: некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания» (М.:1993) — Григорьева Б. В. «Логик против коллективной метафизики» (М.: 1995) — Неволько Г. И. «Прологи новой системы научно-объяснительного знания» (Чернигов, 1995).

Косвенное отношение к поставленной нами проблеме — прояснить сущность и содержание категории бытия-в-мире и ее объекта — имеют труды по философской антропологии. Можно назвать такие имена как К. Леви-Стросс, Ж.-Ф.Лиотар, Дж. Эльстер, М. Фуко, Гарнцев М. А., Исаев С. А., Красиков В. И., Волков Ю. Г., Поликарпов B.C., Табачковский В. Г. и другие.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования заключается в обосновании хайдеггерианской категории «бытие-в-мире» как феномена, выходящего за рамки философского экзистенциализма и феноменологии и являющегося всеобщим связующим звеном для метафизического континуума западной Европы XX в., а также в рассмотрении этого понятия как экспликанды современного западноевропейского мировоззрения в целом.

Для достижения указанной цели требуется разрешение следующих задач:

Во-первых, дать ретроспективный историко-философский абрис формирования категории «бытие», начиная с онтологии древнегреческих мыслителей до концептуальных построений философов Нового времени.

Во-вторых, проанализировать подходы к категориям «бытие» и «бытие-в-мире» с позиций Новейшего времени — феноменологической, экзистенциалистской и герменевтической.

В-третьих, показать онтологическое и гносеологическое значение включенности субъекта в мир языка как универсального способа бытия-в-мире.

В-четвертых, прояснить проблему интенциональной направленности языка и сознания в качестве универсального проявления бытия-в-мире.

Методология и теоретические источники исследования. Методологическими ориентирами диссертации являются труды истрико-философского наследия, общематериалистическая тория познания, метатеоретический анализ языка науки, диалектические принципы, традиционная логика. Важными методологическими опорами являются также принцип единства мира, принцип дополнительности, сочетание онтологического и гносеологического подходов к анализу человеческого бытия. В ряде случаев использованы элементы герменевтического анализа и эйдетической редукции.

Теоретическую базу исследования составляют произведения Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, П. Рикёра, Г. Риккерта, Х. Зигварта, В. Бимеля, постмодернистовв другой мере — произведения отечественных ученых: Молчанова В. И., Борисова Е. В., Бибихина В. В., Гайденко П. П., Зотова А. Ф., Подороги В. А., Михайлова A.A., Портнова А.Н.

Научная новизна произведенного исследования.

Сама постановка проблемы является новой и перспективной для развития как онтологии, так и гносеологии. Она отражает антропологическую переориентацию современной метафизики и является единственной, на наш взгляд, альтернативой сциентистским рационалистическим синтезам, с одной стороны, не теряя связи с реальным человеческим существованием, с другойне позволяя соскользнуть в эмпиризм, сохраняя высоту теоретизирования.

В работе выдвигаются новые интерпретации классиков антисциентистской линии (феноменологии, неокантианства, экзистенциализма, герменевтики) под углом зрения избранной проблематики, — а также лидеров современного постмодернизма. В диссертации содержатся новые аргументы в защиту идеи глубокого и существенного совпадения бытия и времени.

В работе впервые тематизируются труды Д. Вуда, М. Франка, П. А. Брандта, Д. Ваттимо, непереведенные на русский язык, с целью показать внутреннюю взаимную связь категории «бытия-в-мире» с категориями ценности и цели.

В диссертации по-новому, в аспекте избранной темы, сопоставлены и противопоставлены марксистское, экзистенциалистское и герменевтическое понимание языка. Впервые интенциональность рассмотрена в сопоставлении и противопоставлении понимания этого явления и категории в частной науке (теории речевых актов, семиотике) и философской феноменологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Категория «бытия-в-мире» обладает значением, далеко выходящим за рамки философии Хайдеггера. Она может рассматриваться в качестве интегративного центра, в котором сходятся онтологический, гносеологический, философско-антропологический (в частности, этико-эстетический) аспекты современного типа философствования, что является важной возможностью удержать единство мировоззренческого знания и одновременно углубить наше понимание мира.

2. Анализ феномена «бытия-в-мире» в качестве интенционального состояния привел к снятию фундаментальной гносеологической оппозиции субъекта и объекта, сохраняя при этом высокий познавательный статус исследуемой категории за счет имманентности человеческого понимающего присутствия в бытии.

3. Важное значение для прояснения содержания и в особенности установления места категории «бытия-в-мире» играет гуссерлианское понятие и соответствующая процедура «эйдетической редукции». Сохраняя статус наглядного образа в структуре познания (и даже качество переживания), то есть не выхолащиваясь в пустую абстракцию, этот феномен обладает родовой полнотой и устойчивостью сущности. Отсюда вытекает возможность для феномена/категории «бытия-в-мире» играть центральную роль аттрактора в современной западной философской мысли.

4. Исследование феномена «бытия-в-мире» подтвердило экзистенциальную значимость категории времени. Осознание конечности собственного существования дает возможность рассматривать время в качестве тотального экзистенциала. Категория времени является тогда местом встречи базисных понятий феноменологии («сознание-время») и экзистенциализма («бытие-к-смерти»).

Научно-практическая ценность исследования определяется теоретико-методологическим потенциалом произведенного анализа, лежащим в основании авторского подхода к изучению внутренних и внешних связей рассматриваемого феномена человеческого бытия. Ряд сюжетов диссертации может быть привлечен в изучении вузовского курса философии. Материалы данного исследования могут привлекаться в системе работы методологических семинаров.

Заключение

Со времен софистов и Сократа, которые первыми в европейской философии обратили внимание на самостоятельность феномена человека по отношению к Универсуму, философия не раз отвлекалась от этой важной темы и вновь возвращалась к ней. Уникальность человеческого бытия заключена в тесном взаимодействии всех видов бытия вообще. Со времен Декарта осознается внутритеоретический конфликт философии, связанный с обособлением и противопоставлением res cogitans и res extensa, и дальнейшими попытками связать их воедино при помощи механистической или диалектической теории причинности. Невозможность редукции метафизических представлений к физическим закономерностям хорошо известна, и ее заново осознали философы XX века, основным спором которого стала дилемма наук о природе и наук о духе.

В целом можно обобщить движение философской мысли к современному пониманию человеческого бытия в виде триады, где тезисом выступает представление о «микрокосме» (особняком сформировалось религиозно-философское убеждение относительно «неистинности», то есть неполноценности, не-цельности бытия человека) — антитезисом — дуализм res cogitans и res extensa, а феноменологическим синтезом — «бытие-в-мире». Эта категория была предложена М. Хайдеггером в ходе поворота от понимания человека как Dasein -«здесь-теперь-бытия» (и, по закону коммутативности, взаимообратно, Dasein как человеческого бытия) к пониманию Dasein объективистски, как присутствия-сути.

Категория «бытия-в-мире» возникла, как представляется, на путях эйдетической гуссерлианской редукции. «Феномен» Гуссерля обладает как чертами идеальной сущности, так и наглядностью и яркостью явления.

Можно вспомнить комментарий В. С. Соловьева к философии Канта: существуют некие универсалии, скажем, род «лошадь», которые не сводятся ни к отдельным экземплярам конской породы, ни к отвлеченному понятию «лошадь». Категория «бытия-в-мире» важна и привлекательна для определенного типа философствования именно этим «срединным» положением между героически-проективной Абсолютной Истиной Сущего или Бытия — и частно-научными понятиями социальной теории. Можно провести аналогию между исследуемой категорией и знаменитым «социальным действием» М. Вебера, который также добивался особой строгости, «нефантазийного» характера используемой терминологии, и тем не менее избежал узкого эмпиризма позитивистских школ. Однако понятие «бытия-в-мире» выигрывает еще в том плане, что Вебер вводит понятие «социального действия»" исключительно в оперантных, методологических целях. Категория же «бытия-в-мире», безусловно, делает возможным выход на мировоззренческий уровень.

Итак, философские направления феноменологии и экзистенциализма достигают вершин метафизикидля построения их умозрительных систем потребовались теоретические конструкции специфических новых предикаментов, с тем, чтобы они послужили связующим звеном между старой метафизикой и новым способом философствования, основанном на описании мира через призму человеческого переживания бытия. Таким образом, в фокусе метафизического философствования оказались понятия, характеризующие различные аспекты существования, реальности, времени, сущности и сущего прежде всего в социальном плане, в плане тщательного анализа языка и — шире — культуры в целом. Тогда, например, время предстает как глубочайший экзистенциал, делающий «бытие-в-» особым способом отношения Dasein и пространственно-сущего мира.

До нашему убеждению, основоположники современной феноменологии оказали во многом решающее воздействие на парадигму западной культуры XX века. Современный стиль мышления, самый язык философии конца нашего тысячелетия — результат их влияния. Противоположная, позитивистская парадигма сегодня уступает воздействию мысли, или линии, — Больцано — Брентано — ГуссерльХайдеггер — Гадамер — Хабермас, или, в другом направлении, — от Хайдеггера к постмодернизму. Современная гуманитарная наука испытывает, на наш взгляд, усталость от огромного количества теоретических школ и направлений, достигших сейчас полной эклектичности. Универсальные законы развития, а также сам ход всемирной истории подсказывают нам, что за эпохой тотальной эклектики и теоретического деконструктивизма с необходимостью следует новый виток так называемой «высокой теории», естественно, на качественно новом уровне. И сейчас, в эпоху постмодерна, заданной им парадигмы, такие крупные его теоретики как Лакан, Хабермас и Деррида совершают поворот в сторону высокого обобщения, вводя в научный обиход новые категории. Так, например, обобщающая теория коммуникации Хабермаса ставит в сущности те же проблемы разноуровневых отношений (межличностных, человека и общества и т. д.), в которых узнаются категории «бытия-в-мире», «бытия-с-другими», смысла, новизны и т. д.

Появление в философском языке понятия «бытия-в-мире» и превращение его в категорию, на наш взгляд, пока не получило должной оценки и обоснования. Между тем эта категория обладает такой информационной емкостью и объяснительной силой, что, в сущности, представляет собой свернутую онтологическую теорию, достаточно оригинальную, чтобы отличаться от богословских построений, и достаточно необходимой метафизической высоты, чтобы давать (частным) гуманитарным наукам мировоззренческие ориентиры и средства обобщения результатов своей деятельности. Если наше мнение справедливо относительного будущего развития европейской философии еще в большей мере, нежели относительно ее развития в XX веке, то в самом скором времени мы увидим целый «шлейф следствий» (выражение М. Полани) этой «антропологической онтологии», представленной в виде синкретизма в категории «бытия-в-мире». Длина этого шлейфа и будет лучшим подтверждением объяснительных и прогностических способностей изучаемой категории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Антропологический поворот» в философии XX века: Сб. статей. // Сост. А. Свердиолас. — Вильнюс: Изд-во института философии, социологии и права, 1987. — 165с.
  2. A.A. Античные философы: Сб. статей. // Под ред. A.A. Аветисьяна. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1955. — 314 с.
  3. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -286 с.
  4. Актуальные вопросы теории познания и методологии науки: Сб. статей. // Под ред. Н. Ф. Тарасенко. Киев: Лыбидь, 1990. — 133 с.
  5. .Т. Понятие традиции в герменевтике и философии науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Т. 2. — С.3−8.
  6. С.Д. Неопозитивизм в современной социологии. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964. — 101 с.
  7. Э. Критика современной лингвистической философии. М.: Прогресс, 1977. — 160 с.
  8. Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и 20 век. М.: Моск. Рабочий, 1994.-333 с.
  9. Н.П. Материалистические направления в древнеиндийской философии. М.: Знание, 1957. — 47 с.
  10. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1969. — 576 с.
  11. К.О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. — Т. 1. С. 76−92.
  12. Аристотель. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1975−1984.
  13. Ю.А. Кон И.С. Основные направления буржуазной философии и социологии XX в. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 108 с.
  14. В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. — 318 с.
  15. В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М.: Наука, 1985. — 189 с.
  16. К.В. Проблема этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1997. — Т. 39. — С. 157−159.
  17. Р. Актовая лекция, 7 января 1977 г. http://uchcom.botik.ru/libr/cit/b-lect.koi8.html
  18. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1989. — 259 с.
  19. Э.Я. Поход Маркузе против марксизма М.: Мысль, 1970. — 142 с.
  20. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.: Искусство, 1994.
  21. В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. — 403 с.
  22. В. Мартин Хайдеггер. Челябинск: Урал LTD, 1998. — 285 с.
  23. A.C. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 367 с.
  24. A.C. Диалектический логос: становление античной диалектики. -М.: Мысль, 1982. 263 с.
  25. A.B. Бытие человека как проблема философии: Учеб.-метод. пособие. М.: Знание, 1992. — 45 с.
  26. И.М. Современная европейская философия. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.-288 с.
  27. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990. -414 с.
  28. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наук. Думка, 1995. — 195 с.
  29. Ф. Новая атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 238 с.
  30. JI. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. -475 с.
  31. Ваттимо Д. Vattimo Gianni. The End of Modernity. University Press, Cambridge. (GBr) Polity Press, 1994. (First publ. 1985).
  32. Е. П. Зинченко В.П. Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. // Вопросы философии. 1988. — Т. 11. — С. 3−30.
  33. А.Н. Проблема духовной философии. М.: Агентство «ДОК», 1995. — 162 с.
  34. Ю. Г. Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. Пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 1994. — 283 с.
  35. Вуд Д. David Wood (ed). Derrida: A Critical Reader.
  36. Х.-Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. M.: 1991.
  37. П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. (Критика философии М. Хайдеггера). -М.: Высшая школа, 1963. 121 с.
  38. Гегель Г. В. Ф. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1975−1977.
  39. Герменевтика и социальные науки. Hermeneutics and the Social Sciences. -file: A: subsictions37l. htm
  40. Г. История новейшей философии. Очерк истории философии от Канта до наших дней Г. Геффинга, проф. Копенгагенского ун-та. СПб: Образование, 1900. — 496 с.
  41. С.С. Философский словарь, или краткое объяснение философских и других научных выражений, встречающихся в истории философии. Киев, 1876.-144 с.
  42. B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев: Наук. Думка, 1981.-206 с.
  43. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: становление и развитие. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  44. .В. Логик против коллективной метафизики. М.: Б. и., 1995. -102 с.
  45. Л.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997. Т. 9. — С 82−95.
  46. Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -357 с.
  47. Э. Начало геометрии. М.: Ad Marginem, 1996. — 267 с.
  48. Э. Соб. Соч. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. -М.: Изд-во «Гнозис», 1994.
  49. Р. Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1994. — 640 с.
  50. . Логика смысла. М.: «Academia», 1995. — 283 с.
  51. А.Л. Учение досократиков о бытии. М.: Изд-во МГУ, 1980. -84 с.
  52. К.М. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философской эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. — 399 с.
  53. М.А. Очерк истории философии античной Греции. М.: Соцэкгиз, 1936.-271с.
  54. К.К. Сравнительный анализ индийского логико-философского наследия. Киев: Наук. Думка, 1981. — 208 с.
  55. А.Н. Семантическая структура загадки: Неметафорические преобразования смысла. М.: Наука, 1989. 128 с.
  56. В.П. Аристотель. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 366 с.
  57. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. -255 с.
  58. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
  59. Р. Постмодернизм: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. — Т. 4. — С.6−32.
  60. Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. -280 с.
  61. Е.Ф. Искусство как путь философии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994.-180 с.
  62. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  63. И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА «Тайм-Аут», 1993. — 447 с.
  64. Квинтессенция: Философский альманах. // Под ред. В. И. Мудрагея. М.: Политиздат, 1992. — 400 с.
  65. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1992. — 207 с.
  66. М.С. Философия и язык. (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в.). М.: Мысль, 1972. — 254 с.
  67. В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.-219 с.
  68. Краткая философская энциклопедия. М.: Издат. группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  69. Критика метафизики в неоструктурализме: (По работам Ж. Деррида 80-х гг.): Науч.-аналит. обзор. // Ред. A.B. Гараджа. М.: ИНИОН, 1989. — 49 с.
  70. С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения понимательного процесса // Вопросы философии. 1998. — Т. 4. — С.
  71. Н. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1979−1980.
  72. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994. — 200 с.
  73. С. Страх и трепет: Сб. М.: Республика, 1996.
  74. Лейбниц Г.-В. Соч. в 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1984. — 735 с.
  75. Лейбниц Г.-В. Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1989. — 557 с
  76. А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М.: Мол. Гвардия, 1993. -384 с.
  77. Д. Избранные произведения. В 2 т. М.: 1960.
  78. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Сборн. научн. трудов. Пер. с англ. // Сост. В. П. Руднев. М.: Прогресс, изд. Фирма «Культура», 1993. — 352
  79. В.А. Семиотические понятия в научном познании. Иркутск: Изд-воИГУ, 1993.-182 с.
  80. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, изд. Фирма «Культура», 1992. — 415 с.
  81. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20. Т.21.
  82. В.В. и др. Философия XX века: основные направления и проблемы // Социально-политический журнал. 1996. Т. 3. — С.98−109.
  83. Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. 183 с.
  84. А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм. Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос. юрид. Академии, 1996. — 111 с.
  85. Материалисты Древней Греции: Сб. текстов. // Под ред. М. А. Дынника. М.: Гос. изд-во политической лит-ры АН СССР, 1955. — 238 с.
  86. Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъектвизм // Вопросы философии. 1996. Т. 10.-С. 133−143.
  87. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение: Сб. статей. // Сост. П. В. Алексеев. -М.: Политиздат, 1990. 528.
  88. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. — 260 с.
  89. В. В. Дрогалина Ж.А. На грани Третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М.: Лабиринт, 1994. — 73 с.
  90. Г. И. Прологи новой системы научного объяснительного знания. -Чернигов, 1995.-202 с.
  91. Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.
  92. В.К. Феномен понимания: когнитивный анализ. Фрунзе: Илим, 1990.-227 с.
  93. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. — 110 с.
  94. Пэр Ааге Брандт. Что такое семиотика? (Per Aage Brandt. What is Semiotics? -http://www.hum.aau.dk/semiotics/semdocs/sem.introduction.html)
  95. M.K. Социально-культурные основания развития современной науки. М.: Наука, 1992. — 232 с.
  96. Платон. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990−1994.
  97. Плотин. Эннеады. Киев: Уцимм-Пресс, 1995. — 392 с.
  98. По дорога В. А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекц. курсов 1992—1994 годов. М.: Ad Marginem, 1995. -339 с.
  99. .М. Феномен вечного бытия: некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмов человеческого сознания. М.: Наука, 1993. — 176 с.
  100. К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М.: Феникс, 1992.
  101. А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв. Иваново, изд-во Ивановск. гос. ун-та, 1994.
  102. Э.Л. Философский словарь. Логика, психология, этика, эстетика и история философии. М.: Изд-во «Леман», 1913. — 676 с.
  103. Д. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994−1997.
  104. П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М.: «Academia-Центр», «Медиум», 1995. -415 с.
  105. Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. СПб.: Академия, 1922. — 167 с.
  106. Д. О семиотике. (Scott Davis. On Semiotics. -http://wwwcatsic.ucsc.edu/~ltmo64d/scottsem.htm)
  107. К.А. Проблемы символа в современной философии. Ереван: АН Армянской ССР,. 1980. — 224 с.
  108. Ю.Г. Два метода феноменологического исследования // Вестник Московского университета. 1998. — Т. 1 — С.54−76.
  109. В.В. Кризис теории познания и его разрешение, или критика абстрактной рациональности. Пущино: Изд-во Пущин. Ин-та биофизики клетки, 1997.-22 с.
  110. В.В. От теории познания к теории сознания. Отходная методология XX века.- Пущино: Изд-во Пущин. Ин-та биофизики клетки, 1997.- 59 с.
  111. A.B., Черников A.M. Человеческая цивилизация: духовный и материальный аспекты бытия: Сб. науч. статей. Курск: Пресс-факт, 1996. — 38 с.
  112. JI.H. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 78−88.
  113. H.A. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. -М.: Наука, 1975.-112 с.
  114. Н. Классическая парадигма социального знания и поиск феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. -Т. 1.-С. 127−137.
  115. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия // Ин-т «Открытое о-во" — Сост., пер., вступ. ст., ввод, замеч. и коммент. Печенкина A.A. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 396 с.
  116. В.В. Античная философия. М.: Знание, 1958. — 48 с.
  117. Г. М. Техника, культура, человек: критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX в. М.: Наука, 1986. -199 с.
  118. Э.А. Философские вопросы семиотики: гносеологический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1993. — 109 с.
  119. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Глав. ред. Изданий для заруб, стран изд-ва «Наука», 1987. — 240 с.
  120. Упанишады. В 3 т. -М.: Наука, изд. центр «Ладомир», 1992.
  121. Феномен человека: Антология // Сост., вступ. ст. Гуревича П. С.: Редкол.: Аксенова И. Н. и др. М.: Высш. Шк., 1993. — 349 с.
  122. А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: К социологической картине современности // Вопросы философии. 1998. Т. 8. — С. 38−58.
  123. Философия бытия и познания: Учеб. пособие // Под ред. Хайруллина К. Х. Казань, 1998.-178 с.
  124. Философия. Логика. Язык: Сборн. науч. трудов. Пер. с англ. и нем. // Под ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
  125. Философия языка и семиотика. Сборн. науч. статей. // Под ред. А. Н. Портнова. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. ун-та, 1995. — 231 с.
  126. Философия языка: в границах и вне границ: Сборн. науч. статей. // Под ред. Д. И. Руденко. Харьков: Изд-во «Око», 1993. — 192 с.
  127. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1983. -840 с.
  128. В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992. — 221 с.
  129. И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801 гг. М.: Науч.-изд. Центр «Ладомир», 1995. — 655 с.
  130. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511 с.
  131. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. -569 с.
  132. Фрейд 3. Толкование сновидений. Обнинск: Титул, 1992. — 448 с.
  133. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-447 с.
  134. М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Изд-во «Университетская книга», 1997. — 576 с.
  135. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: Изд-во «А-cad», 1994. — 406 с.
  136. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. М.: АО «Ками»: издат. Центр «Academia», 1995. — 245 с.
  137. Ю. Модерн незавершенный проект. // Вопросы философии.1992. Т. 4. — С. 40−53.
  138. Хайдеггер М Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с.
  139. М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Изд-во «Водолей», 1998.-384 с.
  140. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  141. М. Кант и проблема метафизики. М.: «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос», 1997. — 176 с.
  142. М. Мартин Хайдеггер: Сб. // Пер. с нем., сост., вступ. ст. и ком-мент. Михайлова А. М.: Гнозис, 1993. — 333 с.
  143. М. Разговор на проселочной дороге: Сб. // Под ред Доброхотова. М.: Высш. Шк., 1991. — 192 с.
  144. К. Подлинная экзистенция и политический мир // Вопросы философии. 1997. Т. 4. -С. 38−49.
  145. Хоркхаймер М.-А. Диалектика просвещения: философские фрагменты. -СПб.: Ювента, 1997. 311 с.
  146. Д. Семиотика для начинающих. (Chandler D. Semiotics for Beginners. -http://www.music.indiana.edu/~itomlin/semiotic.html)
  147. A.H. Аристотель. M.: Мысль, 1981.- 200 с.
  148. А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1991. — 512 с.
  149. А.Г. Онтологическая дифференциация и темпоральность // Вопросы философии. 1997. — Т. 6. 136−153.
  150. С.H. До различения добра и зла (культура и экзистенция) // Вестник Московского университета. 1997. — Т. 3. — С. 44−64.
  151. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.
  152. JI. Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль). // Вопросы философии. 1989. — Т. 1. — С. 144−162.
  153. А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. — 479 с.
  154. А. Соб. соч. в 5-ти т. Т.1. М.: «Московский клуб», 1992. -395 с.
  155. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  156. Г. Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск, «Водолей», 1996. — 192 с.
  157. Эллинистическая философия: Сб. статей. // Под ред. Д. В. Джохадзе. М.: Изд-во АН СССР, 1986. — 141 с .
  158. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1983. — 482 с.
  159. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Изд-во «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1991.-304 с.
  160. К. Смысл и назначение истории: Сб. М.: Республика, 1994. -538 с.
Заполнить форму текущей работой