Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система государственного заказа является одним из важнейших институтов государственного сектора и всей системы государственного регулирования. В условиях любого типа экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика, потребителя товаров и услуг для целого ряда отраслей и общественных нужд. Государственный заказ в условиях рынка — это не рецидив плановой экономики, а инструмент… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методы и формы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности
    • 1. 1. Институциональная роль государства в развитии предпринимательства
    • 1. 2. Трансформация методов и форм государственного регулирования предпринимательства в условиях инновационного развития экономики
    • 1. 3. Зарубежный опыт поддержки и регулирования предпринимательства
    • 1. 4. Государственный заказ в системе форм государственного регулирования и поддержки предпринимательства
  • Глава 2. Анализ эффективности системы государственного заказа как формы поддержки предпринимательской деятельности
    • 2. 1. Понятие эффективности в системе государственного заказа, её виды
    • 2. 2. Методика оценки эффективности функционирования системы государственного заказа
  • Глава 3. Направления развития государственного регулирования предпринимательства посредством совершенствования системы государственного заказа
    • 3. 1. Модель организации эффективного взаимодействия государства и предпринимательства в системе государственного заказа
    • 3. 2. Направления поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа
    • 3. 3. Принципы и инструменты регулирования конкуренции в системе государственного заказа

Государственный заказ как форма государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировая практика показывает, что в экономически развитых странах государственные заказы широко используются как один из элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики за счет селективной поддержки предпринимательства. Государство, посредством государственных закупок, имеет возможность целенаправленного влияния на предпринимательство, что может быть использовано в современных посткризисных условиях для придания динамики и направления развития экономики в целом.

Система государственного заказа представляет собой совокупность отношений между заказчиками, органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов, участниками размещения заказов, возникающие при планировании, размещении государственных заказов, а так же заключении и исполнении контрактов.

Система государственного заказа является одним из важнейших институтов государственного сектора и всей системы государственного регулирования предпринимательства. В условиях любого типа экономики государство выступает в качестве крупнейшего потребителя товаров, работ услуг для общественных нужд.

В России на протяжении многих лет ежегодно увеличиваются расходы федерального бюджета: в 2007 г. они составили 6,5 трлн. руб., 2008 г. — 7 трлн. руб., 2009 г. — 9,8 трлн. руб., 2010 г. — 10,2 трлн. руб., в 2011 г. — более 11 трлн. руб. Вместе с увеличением указанных расходов в России наблюдается тенденция к увеличению средств, осваиваемых путём проведения государственных и муниципальных закупок: в 2007 г. — более 2 трлн. руб., в 2008 — более 4 трлн. руб., в 2009 г. — более 4,5 трлн. руб., в 2010 г. — более 5 трлн. руб., в 2011 г. — около 5,3 трлн. руб.1.

Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения — М.: ЮД: Юстицинформ, 2012. С. 3.

Государственный заказ в условиях рынка — это не рецидив плановой экономики, а инструмент обеспечения устойчивости совокупного спроса. Он стимулирует как экономику в целом, так и отдельные «пласты» экономической системы.

Система государственного заказа представляет собой сложный многоступенчатый механизм, функционирование которого направлено, с одной стороны, на упорядоченное и экономное расходование бюджетных средств, а с другой — на создание организационного и институционального феномена квазирынка, существование которого является эффективным механизмом интегрирования различных форм предпринимательства в народнохозяйственный комплекс.

Таким образом, система государственного заказа является механизмом регулирования предпринимательской деятельности. И именно от степени эффективности развития данного инструмента во многом зависит развитие предпринимательских структур, поскольку привлекая предпринимательство к исполнению государственных заказов, государство стимулирует развитие конкуренции, расширяя экономические возможности физических и юридических лиц, тем самым способствуя развитию предпринимательства в целом.

Указанные обстоятельства определили актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Изучению различных направлений влияния государственного заказа на экономическую систему, в том числепредпринимательство, посвящён достаточно широкий круг исследований как зарубежных, так и отечественных учёных.

Проблемы теории развития предпринимательства и государственного заказа нашли отражение в трудах таких зарубежных учёных как Д. Норт, В. Ойкен, М. Портер, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц Й. Шумпетер, и другие.

Среди российских учёных, которые посвятили свои труды исследованию государственного заказа как инструмента макроэкономического регулирования и поддержки предпринимательской деятельности следует выделить: Л. И. Абалкина, О. В. Анчишкину, А. Н. Асаула, М. В. Афанасьева, Н. В. Афанасьеву, О. М. Воробьеву, В. А. Гневко, O.A. Демидова, А. И. Добрынина, М. Я. Евраева, Л. Г. Каранатову, К. В. Кичика, В. А. Кныша, И. В. Кузнецова JI. J1. Лозенко, Н. В. Нестеровича, В. А. Плотникова, Д. А. Рубвальтера, И. И. Смотрицкую, В. А. Федоровича, A.A. Храмкина, Л. И. Якобсона, A.A. Яковлева.

Несмотря на наличие значительного объёма теоретических исследований в рассматриваемой области, можно констатировать недостаточность научно-теоретических разработок в аспекте поддержки предпринимательской деятельности через механизм государственного заказа: методы поддержки предпринимательства, в том числе, предоставление преференций субъектам малого предпринимательства, адаптация зарубежного опыта поддержки предпринимательства с помощью государственного заказа, способы осуществления государственного заказа, модель взаимодействия государства и предпринимательства для оптимизации деятельности участников размещения заказа и др. Это обуславливает необходимость проведения дельнейших исследований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является научная разработка и обоснование методических и практических рекомендаций по поддержки предпринимательства в рамках системы государственного заказа.

В соответствии с целью исследования в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследование влияния государственного заказа на развйтие экономики предпринимательских структур.

2. Проанализировать зарубежный опыт поддержки и регулирования предпринимательства в системе государственного заказа и определить возможности его адаптации в российских условиях.

3. Разработать критерии оценки эффективности и систему мониторинга государственного заказа как форму регулирования деятельности предпринимательства на уровне территориальной единицы (района).

4. Определить направления совершенствования способов размещения государственного заказа как фактора поддержки предпринимательства.

5. Разработать методические рекомендации по формированию централизованной системы размещения государственного заказа на уровне территориальной единицы (района).

Объектом исследования выступает развитие предпринимательских структур в процессе формирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе регулирования и поддержки предпринимательства в рамках системы государственного заказа.

Диссертационная работа по объекту и предмету исследования соответствует пункту 8.8. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности (сущность, принципы, формы, методы) — основные направления формирования и развития системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства" Паспорта спег^иальности 08.00.05 -Экономика и.

Методологическую, информационную и теоретическую основу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, труды российских и зарубежных учёных, занимающихся изучением проблем обеспечения общественных потребностей, государственного регулирования предпринимательства, управления государственными заказами, статистические сборники, информационные ресурсы сети Интернет.

Эмпирическая и правовая база исследования представлена официальными данными и аналитическими материалами Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Росстата, ФАС России, международных организаций, справочно-правовой системой Консультант, законодательными и нормативными актами РФ и Санкт-Петербурга.

Используемые методы исследования: экономический, финансовый, функциональный анализ, методы экономической статистики, методические подходы теории исследования операций и экономической кибернетики, а также всеобщие методы исследования — описательный, анализ и синтез, обобщение, наблюдение, моделирование, прогнозирование, научная абстракция.

Рабочая гипотеза исследования. На данном этапе развития экономики существуют ряд «барьеров», недостатков, препятствующих системе государственного заказа стать не только эффективным государственным институтом, но и действенным инструментом поддержки предпринимательства. Существующие недостатки системы государственного заказа самым непосредственным образом сказываются на развитии предпринимательства. Причём это развитие может носить деформированный характер. Если система государственного заказа характеризуется отсутствием добросовестной конкуренции, ответственности, бюрократичности со стороны госсектора, то предпринимательские структуры начинают принимать те «правила игры», которые диктует государство. Таким образом, государство индуцирует развитие коррупции и слабой мотивации при исполнении контракта, возникновение квазиконкуренции. Также необходимо отметить, что на данный момент не существует определённой политики, комплекса мер, направленных на поддержку предпринимательства — в первую очередь малого и среднего. Существующие меры зачастую носят декларативный характер, не обеспечивая полноценной поддержки предпринимательству, а функционирующие рычаги государственной поддержки носят неоднозначный характер.

Научная новизна исследования заключается в теоретической разработке и обосновании методических рекомендаций по модернизации системы государственного заказа как элемента регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и выносимые на защиту:

1.Уточнена функциональная структура системы государственного заказа, в которой выделяется функция поддержки предпринимательства, направленной на оптимизацию предпринимательской деятельности в системе государственного заказа с учётом масштабов всего госсектора и объёмов его нужд.

2.Выявлены положительные элементы зарубежного опыта регулирования и поддержки предпринимательства через механизм государственного заказа (подача совместной заявки на участие в процедуре несколькими хозяйствующими субъектами, установление предквалификации, альтернативность способов размещения заказа и др.), при адаптированном внедрении которых в российские условия возможно получение положительного эффекта, обеспечивающего модернизацию существующей российской системы государственного регулирования и поддержки предпринимательских структур.

3.Разработана система показателей оценки эффективности государственного заказа, отличающаяся интегрированным рассмотрением совокупности частных оценочных параметров видов эффективности, что позволяет достичь объективности при комплексной оценке эффективности государственных закупок и их влияния на предпринимательство.

4. Обоснованы способы трансформации процедуры запроса котировок (перевод процедуры в электронную форму, сокращение сроков подачи заявок, упрощение заключения договора и др.), направленные на оптимизацию транзакционных издержек предпринимательских структур и формирование среды добросовестной конкуренции.

5. Разработана авторская модель централизованного управления заказами на уровне территориальной единицы (района), включающая систему их планирования, размещения, заключения контракта, аудита, позволяющая регламентировать закупочную деятельность государственных учреждений, снизить негативные эффекты для добросовестных предпринимателей и повысить эффективность управления государственными заказами.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении научных знаний в области государственного регулирования и управления государственными заказами, рассматриваемыми как форма государственной поддержки предпринимательской деятельности, что развивает теорию предпринимательства в части, во-первых, расширения спектра инструментов государственного регулирования и поддержки предпринимательства, во-вторых, выявления новых факторов формирования его конкурентной среды, в-третьих, развития методов оценки эффективности господдержки предпринимательской деятельности.

Практическая значимость диссертационного исследования выражается в том, что его результаты и выводы, во-первых, направлены на повышение эффективности российской системы государственных закупок и могут использоваться в работе государственных органов исполнительной власти при выработке соответствующих программ развития и модернизацииво-вторых, ориентированы на применение в системе управления государственными закупками на уровне территориальной единицы (района) — в-третьих, возможно их использование в качестве методического материала руководителями и специалистами организаций государственных заказчиков в работе с исполнителями государственных заказов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию».

Санкт-Петербург, 2010 г.) — «Современные проблемы менеджмента» (Санкт-Петербург, 2010 г.) — «Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития — 2011» (Санкт-Петербург, 2011 г.) — «Инновационные механизмы управления и модернизации экономики» (Санкт-Петербург, 2011 г.) — «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика» (Курск, 2011 г.) — «Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития — 2012» (Санкт-Петербург, 2012 г.). Ряд результатов исследования используется в деятельности ГКУ «Централизованная бухгалтерия администрации Фрунзенского района».

Основные выводы диссертационного исследования опубликованы в 12 печатных работах, общим объемом 4.9 п.л., в том числе 3 статьи в научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации, для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Структура диссертации. Диссертационная работа (180 страниц) состоит из введения, трех разделов, 9 параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 182 наименования.

Заключение

.

Система государственного заказа является одним из важнейших институтов государственного сектора и всей системы государственного регулирования. В условиях любого типа экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика, потребителя товаров и услуг для целого ряда отраслей и общественных нужд. Государственный заказ в условиях рынка — это не рецидив плановой экономики, а инструмент макроэкономического регулирования. Используя государственный заказ как инструмент регулирования государство привлекает потенциал предпринимательских структур для обеспечения своих функций. На данном этапе развития существует два направления поддержки предпринимательских структур. Первое это поддержка отечественного производителя, а второе это поддержка отдельных категорий предпринимательства. Приоритетным развитием поддержки является поддержка предприятий внедряющих инновационные технологии. На пути к переходу на инновационные рельсы именно система государственного заказа может стать эффективным инструментом трансформации российской экономики. Можно констатировать, что государственный заказ использует лишь часть заложенного в нём потенциала, поэтому сфера его действия весьма ограничена, что говорит об ограниченной поддержки предпринимательства.

Качественное изменение институтов государственного регулирования, инструментов и технологий реализации государственных функций и задач, в том числе институтов и механизмов системы государственных закупок позволят повернуть вектор государственного развития в сторону модернизации.

В целях оптимизации российской системы государственного заказа с элементами организационной инноватики необходимо обратиться к опыту передовых капиталистических стран, в частности США. Одним из важнейших элементов системы государственного заказа выступает этап финансирования работ выполненных исполнителем. Государственное регулирование в США предусматривает многочисленные методы финансирования и оплаты заказов на поставки товаров и услуг:

1. Заёмные средства частных банков, предоставляемые компаниям под гарантию государства.

2. Поэтапное покрытие заказчиком расходов компании-подрядчика.

3. Авансовые платежи.

4. Льготное налогообложение или налоговый иммунитет.

Государству, как главному инструменту регулирования, необходимо развивать институт субконтрактации, не только резервируя определенную долю заказа для малых предприятий (раздельная процедура), но и проводя общий конкурс, победитель которого размещает среди малых и средних предприятий заранее определенную долю заказа. Механизм субконтрактации может быть намного эффективней, чем любые льготы, содействуя созданию новых рабочих мест, увеличивая бюджетные доходы за счет налогов, также развивая конкуренцию и стимулируя предпринимательскую инициативу.

Оценка эффективности государственного заказа как базового элемента использования государственных средств подразумевает определение критериев и принципов определения эффективности. Разработка и установление критериев и принципов проводится с целью обеспечения истинности и объективности оценки эффективности. Один из значительных недостатков действующего законодательства заключается в том, эффективность размещения государственного заказа рассматривается только с точки зрения экономии средств и совершенно не учитывает совокупный экономический эффект. Между тем необходимо выделить основные виды эффективности в системе государственного заказа:

1. Общественно-социальная эффективность.

2. Бюджетная эффективность.

3. Качественная эффективность.

4. Эффективность поддержки экономических категорий.

Общественно-социальная эффективность характеризуется социально-экономическими последствиями функционирования системы государственного заказа, учитывая эффекты в смежных отраслях и влияние на социальные процессы. Бюджетная эффективность представляет собой разницу между начальной максимальной ценой (ценой установленной в плане процедур) и конечной ценой государственного контракта. Качественная эффективностьвид эффективности направленный на оценку неколичественных характеристик, таких как надёжность, экологичность, эстетические свойства и другие параметры товаров, работ, услуг.

Эффективность поддержки экономических категорий — данный вид эффективности направлен на оценку участия, в первую очередь субъектов малого предпринимательства в исполнение государственных заказов. Таким образом, эффективность государственного заказа необходимо рассматривать как интегральный показатель эффективности на разных уровнях данной системы, и как синергетический результат взаимодействия всех институтов и механизмов данной системы.

Структура предпринимательских систем, в том числе и системы малого бизнеса, является важнейшим пластом экономики. Малое предпринимательство представляет собой неоднозначное социально-экономическое явление, базирующееся на инициативе, активности, конкурентоспособности субъектов предпринимательства, направленных на организацию производства. Безусловно, что система малого предпринимательства играет большую роль в развитии национальной экономики, поэтому создание системы правовой и экономической поддержки является приоритетной задачей государственной политики регулирования экономики. Государственное регулирование экономики посредством государственного заказа выражается в двух основных макро эффектах:

Экономический — предполагает управление и финансовое обеспечение государственного заказа, стимулирование отдельных отраслей национального хозяйства путём государственного программирования. В рамках экономического эффекта особо следует выделить финансово-кредитную политику для кредитования участников размещения государственного заказа.

Социальный — эффект направлен на упорядочение деятельности социальных сфер экономики, таких как образование, здравоохранение и т. д.

Государственный заказ является значимым инструментом поддержки системы предпринимательства всех уровней и видов. К сожалению, на данном этапе своего развития государственный заказ не всегда выступает полноценным инструментом поддержки предпринимательства и малого предпринимательства в частности. Модернизацию госзаказа как эффективного метода поддержки субъектов малого предпринимательства следует проводить по следующим направлениям:

1. Законодательное и организационное совершенствование подтверждение статуса малого предпринимательства.

2. Разделение контракта на субподряды для малого предпринимательства.

3. Кооперация малых предприятий на торгах.

Совершенствование процедуры запроса котировок одно из возможных направлений улучшения поддержки предпринимательства. Несмотря на то, что процедура запроса котировок является несовершенной в законодательном плане, её возможная модернизация и адаптация к современным условиям позволят достичь определённой эффективности всей системы государственного заказа. По нашему мнению, модернизация процедуры запроса котировок должна быть направлена по следующим направлениям: а) Изменения сроков проведения процедуры. Данное нововведение обусловлено появлением нового «короткого» открытого аукциона в электронной форме. б) Изменение аспектов законодательства о конкуренции, позволяющего заказывать конкретные товары без использования эквивалентов в) Перевод процедуры запроса котировок в электронную форму, по аналогии с открытыми аукционами. Возможное направление модернизации даст огромный кумулятивный эффект, который благоприятно скажется на развитии конкуренции, снизит коррупционные риски и обеспечит прозрачность процедуры запроса котировок.

Модернизация запроса котировок позволит оптимизировать издержки участника размещения заказа, снизить коррупционные риски со стороны заказчика, что в целом будет способствовать развитию добросовестной конкуренции для предпринимательских структур.

Система государственного заказа любого уровня способствует развитию конкуренции, предпринимательской активности, параллельно обеспечивая экономию бюджетных средств. На данном этапе развития системы госзаказа наиболее актуальной проблемой становится форма организации закупочного процесса, то есть создание оптимальных организационных условий для наиболее эффективного и рационального использования государственных ресурсов. По мнению автора, эффективность взаимодействия предпринимательства и государства в системе государственного заказа на районном уровне может быть достигнуто за счёт развития централизованной системы управления государственными закупками.

Централизованная система управления заказами на районном уровне представляет собой систему управления государственными закупками, обеспечивая весь цикл работ по размещению заказа, начиная от корректировки технического задания до подведения итогов закупочных процедур. Централизованная система призвана повысить степень прозрачности, бюджетной и функциональной эффективности, конкурентности. Для участника размещения заказа, потенциального исполнителя государственного контракта характерны транзакционные издержки, но они представляют собой внутрихозяйственную функцию. Важнейшим внешним негативным фактором для подрядчика выступает коррупционный риск. Сфера государственных закупок является одной из самых уязвимых в аспекте формирования коррупционных рисков, поскольку даёт возможность распоряжаться бюджетными средствами. Коррупционные риски возникают на всех этапах государственных и муниципальных закупок. Рассматривая подробнее этот аспект можно выделить следующие этапы:

I. Формирование заказа. На этом этапе коррупционные риски возникают при ценообразовании закупки, формировании условий контракта, критериев допуска к закупке, которые могут выражаться в предоставлении лицензий, разрешений и прочих документов.

II. Размещение заказа. На данном этапе коррупционные риски могут возникать при рассмотрении и оценке заявок, размещении извещения о закупке, заключении контракта.

III. Исполнение заказа. На этом этапе коррупционные риски возникают при администрировании контракта, приёмке выполненных работ или товаров.

Одним из возможных методов формирования эффективной модели взаимодействия государства и предпринимательства в сфере государственного заказа является создание централизованной системы управления государственными заказами.

В современных условиях система государственного заказа является важнейшим и действенным инструментом регулирования национальной экономики. Качественное изменение институтов государственного регулирования, инструментов и технологий реализации государственных функций и задач, в том числе институтов и механизмов системы государственных закупок позволят повернуть вектор государственного развития в сторону модернизации. Несмотря на то, что рыночная экономика условно считается либеральной экономикой, за последнее столетие роль государства в экономике заметно усилилась. Развитие социальных институтов и функций привело к расширению государственного сектора, при этом функционирование госсектора зиждется на потреблении товаров и услуг, выводимых на рынок хозяйствующими субъектами. Именно посредством оптимизации размещения, управления и выполнения государственных заказов формируется механизм развития экономики.

Система государственного заказа является одним из важнейших институтов государственного сектора и всей системы государственного регулирования. В условиях любого типа экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика, потребителя товаров и услуг для целого ряда отраслей и общественных нужд. Государственный заказ в условиях рынка — это не рецидив плановой экономики, а инструмент обеспечения устойчивости совокупного спроса. Он стимулирует как экономику в целом, так и отдельные «пласты» экономической системы. Государственный заказ как элемент системы государственного регулирования выполняет ряд важнейших функций, основными из которых являются:

1) Потребительская. Заключается в удовлетворении товарами и услугами потребностей государственного сектора экономики, для обеспечения эффективности функционирования всей системы госсектора;

2) Протекционистская. Система государственного заказа способна выступать как элемент протекционистской политики, с помощью которого государство намеренно поддерживает спрос на товары и услуги внутренних производителей;

3) Регулирующая. Государство как крупнейший заказчик может регулировать поддержку структурных субъектов экономики, устанавливая льготы и преференции или барьеры и формируя, тем самым, вектор развития экономики;

4) Социальная. Посредством государственного заказа государство может создавать селективную поддержку занятости, что особо актуально в посткизисный период, помимо этого от слаженности нормативно-организационных аспектов системы госзаказа зависит эффективность функционирования всей социальной системы, которая преимущественно представляет государственный сектор экономики.

Вступление в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» координально изменило систему размещения государственного заказа, формируя новую модель, основанную на принципах развития конкуренции, информационной прозрачности и общественного контроля. За период функционирования 94-ФЗ были достигнуты определённые результаты, так все сведения о закупках стали размещаться на общероссийском официальном сайте, который выступает информационным центром по размещению заказа и проведенным контрольным мероприятиям. Информационная прозрачность оптимизировала деятельность предпринимательских структур в аспекте поиска, планирования и оценки того или иного заказа для возможного участия. Равный по значимости и эффективности стал переход на открытые аукционы в электронной форме. Электронные аукционы значительно снизили риски сговора, недобросовестной кооперации, тем самым, оказывая благоприятное влияние на конкурентную среду. Так же необходимо отметить, что при переходе на электронные аукционы предпринимательские структуры достигли большой степени ликвидности. Другим важнейшим элементом развития системы государственного заказа как фактора поддержки предпринимательства стала процедура обжалования действий заказчика, которые пытаются ущемить права и законные интересы участников размещения заказа.

К сожалению, на данном этапе развития системы государственного заказа существуют ряд «барьеров», недостатков, препятствующих системе государственного заказа стать не только эффективным государственным институтом, но и действенным инструментом поддержки предпринимательства. Недостатки системы государственного заказа проявляются в следующем:

1. бюрократизация. Проведение тендерных и не тендерных процедур требует огромного количества специальных документов, технической документации, значительных трудозатрат, как со стороны государственного заказчика, так и со стороны предпринимательских структур, таким образом, существующая система госзаказа «взращивает» систему транзакционных издержек, что отрицательно сказывается на государственном бюджете, формируют «сверхзатратность» системы государственного заказа;

2. коррупция. Несмотря на все декларированные законодательные инициативы, система госзаказа пронизана неформальными отношениями между представителями бизнеса и государственными заказчиками. Существуют отработанные механизмы по «ограждению» нежелательных конкурентов от выигрыша конкурсной процедуры, что, безусловно, сказывается на имидже самой системы госзаказа, а самое главноепротиворечит принципам совершенной конкуренции, интересам государства и общества;

3. проблема соотношения «цена-качество». Ценовой фактор является главным фактором при определении победителя конкурсной процедуры. Главным недостатком ценового критерия является снижение качественных параметров оказания услуг и поставки товаров, что особенно опасно при размещении заказов на строительные работы, социально значимые товары, оказание услуг и др. Неспособность подрядчика обеспечить необходимый объём работ по выигрышной (минимальной) цене оборачивается снижением качественных характеристик работ, заключением дополнительных соглашений, а зачастую расторжением государственных контрактов. Данный факт свидетельствует о том, что система оценки победителя в государственных закупках несовершенна и требует модернизации. В настоящее время в системе госзаказа пока еще отсутствует встроенный институциональный механизм, обеспечивающий выбор оптимального соотношения качества и цены. Создание этого механизма, аналогичного по своей логике рыночному механизму, при учете транзакционных издержек самой системы, означало бы, что госзаказ стал эффективным общественным институтом, прошедшим естественный конкурентный отбор;

4. уязвимость системы ответственности нарушителей госзаказа. Данный недостаток системы государственного заказа выражается в первую очередь в том, что государственный заказчик не защищён перед недобросовестным исполнителем контракта. В системе госзаказа на данный момент отсутствует действенный механизм наказания недобросовестных поставщиков. Даже попадание в реестр недобросовестных поставщиков не исключает возможности участия в новых конкурсных процедурах посредством перерегистрации компании. Поэтому необходимо внедрять новую систему санкций за отказ от исполнения контракта, которая будет основана как на денежном факторе, так и на имиджевом.

Реформа государственного заказа продолжается, поскольку существуют проблемы, которые не позволяют закону выйти на полную мощность. Одним из приоритетных направлений модернизации является развитие института кооперации участников размещения заказа, в целях повышения конкурентоспособности и снижения монополизации. При этом квалификационный отбор происходит на основании анализа документов каждого участника кооперации, а дисквалификация (отклонение) одного участника кооперации должно считаться основанием для отклонения всей заявки. Механизм, предложенный в диссертационном исследовании позволит, в первую очередь повысить конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства с другими хозяйствующими субъектами, выступая важным элементов поддержки предпринимательства.

В целях развития существующих способов размещения заказа следует оптимизировать такой способ как запрос котировок. Оптимизация процедуры запроса котировок должна быть направлена по следующим направлениям:

• Изменения сроков проведения процедуры.

• Изменение аспектов законодательства о конкуренции, позволяющего заказывать конкретные товары без использования эквивалентов.

• Перевод процедуры запроса котировок в электронную форму.

При модернизации процедуры запроса котировок она способна стать одним из действенных инструментов размещения государственного заказа. Упрощённый документооборот данного метода оптимизирует издержки поставщика и заказчика, уменьшит риск сговора, что будет способствовать эффективному расходованию бюджетных средств, а так же позволит усовершенствовать существующую систему поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии с вызовами экономической системы.

Изучение и внедрение отдельных элементов характерных для зарубежных систем закупок, в частности США, является другим приоритетным направлением развития государственного заказа в России. Представленные в диссертационном исследовании элементы зарубежного института государственного заказа, можно рассматривать как варианты модернизации отечественной системы, учитывая тот факт, что формирование законопроекта «О федеральной контрактной системе» происходило на основе изучения американского опыта.

Эффективность системы государственного заказа на данном этапе развития расценивается всеми участниками системы как средняя. С одной стороны государственный заказ способствует экономии значительных денежных средств для государства, с другой формирует понятие лжеэкономии, то есть экономии, которая влияет на качество поставленных товаров, выполненных работ, услуг. Любой статистический анализ закупочной деятельности заказчика любого уровня подтвердит фактор экономии при проведении конкурентных процедур (путём проведения торгов), а также без проведения торгов (к примеру, запрос котировок), но иногда снижение при проведении процедуры, впоследствии выражается в поставке некачественных товаров, уклонении от заключении контракта. Разработка антидемпингового механизма может стать центральным механизмом по модернизации системы государственного заказа, которая может повысить эффективность исполнения заказов, снизит риски участия в процедуре недобросовестных участников размещения заказа.

Централизация государственного заказа, по мнению автора, является важнейшим элементов оптимизации всей системы. Централизация размещения государственного заказа будет способствовать развитию конкуренции, стимулированию участия в государственном заказе предпринимательства, мониторингу исполнения заказов. Централизация размещения государственного заказа будет способствовать развитию методического обеспечения заказчиков, контролю, кадровому обеспечению, снижению коррупционных рисков, завышению начальной максимальной цены, снижению прочих злоупотреблений. Организационная инфраструктура централизации позволит выстроить непрерывный процесс управления государственными закупками на стадиях формирования, размещения, исполнения. Централизация государственного заказа рассматривается как механизм государственного регулирования.

В результате проведённого исследования, обозначены направления модернизации системы государственного заказа. Система государственного заказа является мощным механизмом поддержки предпринимательства, к сожаления эффективное функционирование осложнено рядом проблем, которые не дают выйти системе на полную мощность. Некоторые предложенные решения представленные в диссертационном исследовании могут способствовать развитию государственного заказа, оптимизировать деятельность заказчиков и участников размещения заказа, повысить общую и экономическую эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2012. — 32 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-J1, 2012. — 224 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2012. -720 с.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Рид Групп, 2012. — 432 с.
  5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.: Проспект, 2012. -192 с.
  6. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ. М.: Омега-Л, 2012. — 80 с.
  7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. М. Москва, 2008. — 28 с.
  8. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3. М.: ACT, Рид Групп, 2011. — 16 с.
  9. Распоряжение комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 13 апреля 2009 года № 256 -Р
  10. Распоряжение комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 13 апреля 2009 года № 257 -Р
  11. , Л.И. Предпринимательство, его природа и роль в обновлении общества / Л. И. Абалкин // Экономика и жизнь. 1991. -№. — С. 18−22
  12. Маркетинг. Словарь. / Г. Л. Азоев и др. М.: ОАО НПО «Экономика», 2000 — 362 с
  13. , А.Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилян. М.: Институт новой экономики, 2010 — 1472 с.
  14. , P.A. Оценка эффективности системы внутреннего контроля (аудита) / P.A. Алборов // Вестник Иж-СХА. 2005. — № 1 — С.40−46.
  15. , Е.П. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков (Государственное антикризисное управление) / Е.П.
  16. , В.Г. Волковский, А.В.Орлов. 2ое изд., исп. и доп. — М.: ООО ИНЭК, 2009 — 22 с.
  17. , О.В. Сфера государственных закупок как объект экономического анализа / О. В. Анчишкина // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2011. — № 1. — С. 73−86
  18. , О.В. Технологии и процедуры планирования государственных закупок в рамках федеральной контрактной системы: опыт ФКС США и российские реалии / О. В. Анчишкина // Вестник Института экономики РАН. 2011. — № 4. — С. 73−89
  19. , О.В. Национальные контрактные системы: российское перепутье / О. В. Анчишкина // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2010. — № 2. — С. 4−33
  20. , Р.К. Управление рисками при бюджетных закупках / Р. К. Арыкбаев // Региональные проблемы преобразования экономики. -2009. -№ 1, — С. 264−271
  21. , Р.К. Государственные заказы в системе регулирования предпринимательства / Р. К. Арыкбаев, Э. Д. Газгиреев, Р. А. Набиев. -Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. -294 с.
  22. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / А. Н. Асаул и др. СПб.: «Гуманистика», 2004 — 256 с
  23. , А. Н. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев -СПб.: AHO ИПЭВ, 2009 300 с
  24. , М.В. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. В. Афанасьев, J1.A. Мясникова // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 75−86
  25. , Н.В. Эволюция подходов к исследованию сферы государственного заказа в Российской Федерации / Н. В. Афанасьева,
  26. Ю.Н. Васильев // Вестник российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2011. — № 4. — С. 7−13
  27. , Н.В. Государственный заказ в качестве механизма регулирования экономики / Н. В. Афанасьева, Н. В. Сальникова // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. — № 4. — С. 11−17
  28. , Н. В. Государственный заказ как инструмент макроэкономического регулирования экономики / Н. В. Афанасьева, -СПб.: СЗТУ, 2009 160 с
  29. , М. В. Государственные закупки в рыночной экономике / М. В. Афанасьев, Н. В. Афанасьева, В. А. Кныш СПб.: СПб ГУ ЭФ, 2004 — 214 с
  30. , Г. Л. Механизмы и инструменты регулирования в сфере предпринимательства: основные теоретические и практические подходы / Г. Л. Багиев И.Н. Трефилова, // Проблемы современной экономики. 2011. — № 4 — С. 163−170.
  31. , В.А. Страхование ответственности по госконтрактам: необходимые изменения в интересах сторон / В. А. Батадеев // Финансы. 2010. — № 1. — С. 44−46
  32. , A.C. О выборе правил проведения одношаговых аукционов в рамках закона 94-ФЗ / A.C. Беленький // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2009. -№ 3. — С. 2−11
  33. , В.Н. Функционирование логистических систем размещения государственных и муниципальных заказов / В. Н. Белицын // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. — № 2. — С. 105−110
  34. , В.Я. Государственный (муниципальный) заказ / В. Я. Белобрагин, A.B. Николаев // Стандарты и качество 2011. — № 7. — С. 26−28
  35. , Е.И. Сравнительный анализ коммерческих условий и формирования цены на международных конкурсных торгах / Е. И. Босин // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. — № 12. -С. 26−30
  36. Государственная поддержка инновационной деятельности малых наукоёмких фирм в США и ЕС / А. Ю. Вислоусов и др. М.: ЦИСН, 2007 — С. 56
  37. , В.В. Всепобеждающий оппортунизм: эволюция институтов размещения государственных заказов в России / В. В. Вольчик // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. — Том 7. — № 4. — С. 44−50.
  38. , О.М. Порядок расчёта и обоснования начальной цены контракта / О. М. Воробьёва // Государственные и муниципальные закупки 2011. Сборник докладов VI Всероссийской практической конференции-семинара. — М.: ИД «Юриспруденция», 2012. — С. 149−172
  39. , П.А. Государственное регулирование предпринимательства в современных условиях / П. А. Высотский, В. Е. Зенякин. М.: Наука, 2008 — 232 с.
  40. Э.Д. «Государственное регулирование предпринимательства через систему государственного заказа». Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Волгоград 2008. 24 с.
  41. , Р.Б. Организационно-экономические факторы инновационной деятельности и формы её поддержки в малом предпринимательстве / Р. Б. Гамидулаев JI.A. Гамидулаева // Организатор Производств. 2008. — № 2 — С.76−78.
  42. , А.Я. Госзаказ: определение первоначальной цены контракта для торгов. Проблематика определения начальной (максимальной) цены государственного и муниципального контракта / А. Я. Геллер // Российское предпринимательство. 2010. — № 6−2. — С. 56−61
  43. , А.Я. Развитие электронного аукциона как инструмента закупок для государственных нужд / А. Я. Геллер // Креативная экономика. 2011. — № 8. — С. 19−27
  44. А.Я. Предпосылки и пути развития электронного аукциона как инструмента закупок для государственных нужд / А. Я. Геллер // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. — № 2 (27).-С. 186−190
  45. , В. А. Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / В. А. Гневко СПб.: СПб АУЭ, 2009 -262 с
  46. , М.А. Развитие системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд / М. А. Говорушко // Безопасность труда в промышленности. 2010. — № 5. — С. 72−76
  47. , А.Б. Особые экономические зоны в процессе экономического развития / А. Б. Гололобов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. — № 4 -С.92−98.
  48. , Д.Ю. Госзаказ как механизм поддержки малого предпринимательства / Д. Ю. Гунькин // Качество. Образование. Инновации. 2009. — № 6. — С. 68−69
  49. , Д.Д. Малое предпринимательство в современной системе социально-экономических отношений / Д. Д. Дамдинов // Вестник ВСГТУ. 2010. — № 2 — С. 17−23.
  50. Девяткова, О. И Особенности государственного вмешательства в регулирование предпринимательства / О. И. Девяткова // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. — № 4 — С.21−29.
  51. , Г. В. Добросовестная конкуренция и открытость конкурсных процедур как экономические категории / Г. В. Дегтев // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2009. — № 1. — С. 33−39
  52. , Т.Г. Теоретические основы государственного предпринимательства / Т. Г. Дежкина // Проблемы современной экономики. 2008. — № 4. — С. 217−222
  53. , Е.А. Оценка экономической эффективности государственных заказов на закупки товаров / Е. А. Демакова // Экономическое возрождение России. 2011. — Т.30 № 4. — С. 44−50
  54. , O.A. Влияние взаимоотношений предприятий с властями на участие предприятий в системе госзакупок: эмпирический анализ / O.A. Демидова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. — № 1. — С. 133−156
  55. , А. И. Трансформация рыночной модели хозяйства новой экономики / А. И. Добрынин, СПб.: АЭУ, 2009 — 290 с
  56. , А. И. Конструктивное предпринимательство в российской экономике / А. И. Добрынин, СПб.: ИЭУ, 2004 — 120 с
  57. С.Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С. Н. Доронин, H.A. Рыхтикова, А. О. Васильев М.: Форум, 2012 — 232 с
  58. , М.Я. Электронные аукционы в госзаказе становятся сегодняшним днём страны / М. Я. Евраев // Государственные и муниципальные закупки 2010. Сборник докладов V Всероссийской практической конференции-семинара. — М.: ИД «Юриспруденция», 2011.-С. 35−43
  59. , А.Е. Об использовании аукционов в государственных и муниципальных закупках / А. Е. Иванов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. — № 2. — С.56−65.
  60. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Н. И. Иванова и др. М.: ИМЭМО РАН, 2009 — 160 с
  61. , Н.В. Методологические аспекты формирования контрактной системы закупок оборонной продукции / Н. В. Кандыбко // Вооружение и экономика. 2010. — № 3. — С. 97−105
  62. , Л.Г. Конкурсная система размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд / Л. Г. Каранатова // Вестник поволжской академии государственной службы. 2001. — № 1. — С. 124 131.
  63. , Л.Г. Государственные закупки и принципы их осуществления / Л. Г. Каранатова // Российское предпринимательство. 2010. — № 2−2. — С. 26−33.
  64. , Л.Г. Роль государственного заказа в инновационном развитии российской экономики / Л. Г. Каранатова // Государственная служба. 2010. — № 4 (66). — С. 108−110.
  65. , Л.Г. Использование механизмов государственно-частного партнёрства для реализации инновационных проектов / Л. Г. Каранатова // Экономика и управление. 2010. — № 12 (62). — С. 143 146.
  66. , Л.Г. Роль государственного заказа в развитии инновационной политики страны / Л. Г. Каранатова // Экономика и управление. 2009. — № 12. — С. 70−71.
  67. , Л.Г. Формирование эффективного механизма управления государственными и муниципальными заказами: вопросы теории ипрактики: монография / Л. Г. Каранатова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. -216 с.
  68. , Л.Г. Механизмы привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд: учебное пособие / Л. Г. Каранатова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. — 80 с.
  69. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс, Классики экономической науки XX век.- М.: Гелиос АРВ, 2011 -352 с
  70. , O.A. Актуальные проблемы управления рисками при закупках для государственных нужд / O.A. Кирикова // Военная мысль. -2009.-№ 12.-С. 46−52
  71. , К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К. В. Кичик М.: ЮД: Юстицинформ, 2012 — 260 с
  72. , Д. Б. Распределение богатства / Д. Б. Кларк, Классики экономической науки XX век.- М.: Гелиос АРВ, 2011 — 368 с
  73. , М. В. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия / М. В. Климова М.: ИМЭМО РАН, 2009 — 122 с
  74. , В.А. Управление государственным оборонным заказом в условиях регулируемого рынка / В. А. Кныш // Проблемы современной экономики. -2003.- № 1.- С. 117−121
  75. , В.А. Маркетинговая концепция управления государственными заказами / Кныш В. А. СПб.: СПбГПУ, 2003. — 170 с.
  76. , М.Н. О необходимости учета сезонных колебаний в определении начальной цены контракта и оценке эффективности государственных закупок / М. Н. Козин, Г. А. Хачатрян // Вооружение и экономика. 2010. -№ 3 (11). — С. 105−117.
  77. , H.H. Трансформация сферы государственного и муниципального заказа на основе парадигмы федеральной контрактной системы / H.H. Кореняк, С. А. Голик // Экономика и управление. 2011. — № 10. — С. 21−25
  78. , В.Ю. От федерального закона № 94-ФЗ к федеральной контрактной системе: инновации конкурсных торгов / В. Ю. Котельников, Е. М. Гасанова // Journal of Economic Regulation = Вопросы регулирования экономики. 2012. — Т. З № 1. — С. 5−14
  79. , Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства / Т. Н. Кошелева // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. 2009. — № 3. — С. 18−26
  80. , А.Д. Характер, масштаб и потенциал влияния государственных закупок на экономику России / А. Д. Рукина //Вопросы регулирования экономики. 2010. — Том 1. — № 3. — С.113−124.
  81. , Ю.С. Управление эффективностью региональных расходов на государственные закупки товаров (работ, услуг) (на примере Кабардино-Балкарской республики) / Ю. С. Крюкова // Экономическая наука современной России. 2010. — № 2. — С. 82−87
  82. , Т.Ю. Проблемы реформирования российской системы государственных закупок / Т. Ю. Кудрявцева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2011. -№ 132. — С. 15−20
  83. , И.В. Размещение государственного заказа в кризисный период / И. В. Кузнецова, Т. В. Трефилова // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2010. — № 4. — С. 29−48
  84. , К. В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры / К. В. Кузнецов М.: Альбина Паблишер, 2 003 339 с.
  85. , Т.К. Логистический механизм совершенствования системы государственных закупок в регионе / Т. К. Кумпилов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.2009. Т.72 № 4. — С. 429−431
  86. , H.A. Теоретические аспекты анализа эволюции государственного регулирования малого предпринимательства / H.A. Куранова Л. Д. Шилова // Вестник Тюменского государственного. -2011. № 11 — С.33−36.
  87. , Л.Л. Развитие механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур при исполнении госзаказа / Л. Л. Лозенко, М.: Издательство «Элит», 2011 — 272 с
  88. , А.Е. Опыт США в налоговом стимулировании корпоративной инновационной деятельности / А. Е. Лукин // Проблемы современной экономики. 2010. — № 1 — С. 24 — 28.
  89. , Н.П. Постиндустриальная экономика экономика инноваций / Н. П. Лукьянчикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2005. — № 1 — С. 4 — 8.
  90. , М.Ю. Институциональный анализ системы госзаказа в современной России / М. Ю. Малкина // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского государственного университета.2010. Том 8. — № 1,-С. 51−58.
  91. , М.Ю. Эволюция институтов бюджетной системы в современной России / М. Ю. Малкина //Журнал институциональных исследований. 2010. — Том 2. — № 3. — С.66−74.
  92. Мамонтов, В. Г Российское предпринимательство: тенденции движения к новой экономике / В. Г. Мамонтов Т.Г. Осадчая, // Социально-экономические явления и процессы. 2011. — № 9 — С. 109 115.
  93. , A.B. Проблемы становления и перспективы развития российского рынка государственных заказов / A.B. Маркеева // Социально-гуманитарные знания. 2010. — № 6. — С. 167−180
  94. , Н.С. Государственное регулирование предпринимательства / Н. С. Матвеева // Фундаментальные исследования. 2009. — № 3 — С. 115−118.
  95. , О.В. О подходах к повышению эффективности системы государственных и муниципальных закупок / О. В. Морозов // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2011. — № 3. — С. 31−39
  96. Мурыгина, J1.C. Развитие учения о предпринимательстве / J1.C. Мурыгина // Вестник Челябинского государственного университета. -2005. -№ 1 -С.20−22.
  97. Мухортова, А. С Формирование современного цивилизованного предпринимательства как одна из функций государственного регулирования / A.C. Мухортова // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2004. — № 3 — С. 102 105.
  98. , H.A. Инновационная инфраструктура в условиях рынка / H.A. Небыков // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2010. — № 13 — С. 35 — 40.
  99. , М.Ю. Всемирная торговая организация и особые экономические зоны: проблемы институционального согласования / М. Ю. Неучева // Вестник Бурятского государственного университета. -2010. -№ 2-С.117- 120.
  100. Никифорова, JLB. Управление государственными закупками на региональном и муниципальном уровнях / JT.B. Никифорова // Государственная служба. 2010. — № 4. — С. 53−56
  101. , O.E. Механизм управления рисками промышленных организаций при выполнении государственных и муниципальных заказов / O.E. Новичкова // Транспортное дело России. 2009. — № 11. -С. 9−11
  102. , В.Г. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства в российской экономике в условиях кризиса /
  103. B.Г. Норин // Власть и управление на Востоке России. 2011. — № 41. C.77−81.
  104. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт, М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997 — 187 с
  105. , Д. Понимание процесса экономических изменений / Д. Норт, М.: Гос. Ун-т Высшая школа экономики, 2010 — 256 с
  106. , М.О. Инфраструктурное обеспечение развития малого предпринимательства / М. О. Орлов // Вестник академии. 2010. — № 4. -С. 109−111
  107. , A.B. Тенденции развития предпринимательских структур в условиях посткризисной экономики страны / A.B. Передков // Социально-экономические явления и процессы. 2010. — № 3. — С. 203 206
  108. , А.Н. Зарубежный опыт управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа / А. Н. Пивоваров // Вестник Бурятского государственного университета. -2010. № 2 — С. 84 — 90.
  109. , A.A. От закона о госзакупках к формированию федеральной контрактной системы / A.A. Пискунов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2010. — № 2. — С. 34−38
  110. , В.А. Направления развития институционального регулирования государственных закупок / В. А. Плотников А.Х.
  111. Курбанов II Известия Юго-Западного университета. 2011. — № 2 -С.22−30.
  112. , A.C. О совершенствовании способов размещения государственного заказа на инновационные товары, работы, услуг в практике России и ЕС / A.C. Погорельцев // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. — Т.37 № 2. — С. 298−301
  113. , В.В. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок / В. В. Покровская Е.А. Ускова // Мировая экономика. 2008. — № 3 — С.25−39.
  114. , М. Конкуренция / М. Портер М.: Вильяме, 2010 — 592 с
  115. , М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер М.: Альпина Паблишер, 2008 — 720 с
  116. , М. Международная конкуренция. / М. Портер М.: Международные отношения, 1993 — 896 с
  117. , Л.И. Проблемы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и некоторые пути их решения / Л. И. Пронина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2011.-№ 6.-С. 19−29
  118. , Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо, Антология экономической мысли.- М.: Эксмо, 2007 960 с.
  119. , М.А. Проблемы госзакупочной деятельности: взгляд заказчика / М. А. Рожков, О. Н. Балаева // Академическое приложение к журналу Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2010. -№ 4.-С. 11−28
  120. , Ю.В. Формирование контрактной системы в регионах на примере опыта Москвы / Ю. В. Росляк // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2010. — № 2. — С. 72−78
  121. , Д.А. Формирование государственного рынка и механизмы его регулирования / Д. А. Рубвальтер // Экономическая наука современной России. 2001. — № 1. — С. 92−108
  122. , Д.А. Государственная научно-техническая политика и федеральная контрактная система: зарубежный опыт и возможности его применения в России / Д. А. Рубвальтер, С. С. Шувалов // Экономическая наука современной России. 2008. — № 1. — С. 54−72
  123. , Д.А. Федеральная контрактная система: методология разработки, российский опыт и перспективы внедрения / Д. А. Рубвальтер // Экономическая теория, анализ, практика. 2010. — № 2. -С. 53−71
  124. , И.М. Влияние коррупции на состояние экономики государства / И. М. Рукина // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. — Том 2. — № 6. — С. 43−49.
  125. , В.И. О степени участия государства в рыночной экономике / В. И. Самаруха Т.Г. Краснова, // Известия иркутской государственной экономической академии. 2010. — № 1 — С.47−55.
  126. , О.Г. Проблемы определения начальной цены контракта в системе государственных и муниципальных закупок / О. Г. Самокрутова, Е. С. Новопашина // Власть и управление на Востоке России. 2009. — № 2. — С. 30−35
  127. , П. Экономика / П. Самуэльсон М.: Экономика: вводный курс, 1964 — 844 с.
  128. , В.Н. Роль органов федерального казначейства в федеральной контрактной системе / В. Н. Саранцев // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2012. — № 4. -С. 83−87
  129. , Н.Г. Актуальные проблемы размещения муниципального заказа / Н. Г. Сироткина // Экономика и управление. -2008,-№ 2.-С. 139−141
  130. , С.А. Развитие системы размещения заказов на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда / С. А. Ситдиков // Проблемы современной экономики. 2011. — № 3. — С. 290 293
  131. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит, Антология экономической мысли.- М.: Эксмо, 2007 960 с.
  132. , И.И. Институт контрактных отношений на рынке государственных заказов / И. И. Смотрицкая, С. И. Черных // Вопросы экономики. 2008. — № 8. — С. 108−118
  133. , И.И. и муниципальные закупки: как добиться эффективности (аудита) / И. И. Смотрицкая // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2008. — № 11 — С.40−48.
  134. , И.И. Развитие рынка государственных заказов: проблемы и перспективы / И. И. Смотрицкая // Вестник Института экономики РАН. 2007. — № 3. — С. 23−31
  135. , И.И. Государственные корпорации как субъекты контрактных отношений / И. И. Смотрицкая // Вестник Института экономики РАН. 2008. — № 4. — С. 164−174
  136. , И.И. Проблемы формирования федеральной контрактной системы: теория и практика / И. И. Смотрицкая // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2010. — № 2. — С. 39−52
  137. , И.И. Модернизация системы государственных закупок: новый взгляд на развитие системы / И. И. Смотрицкая // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2011. — № 2. — С. 33−45
  138. , И.И. Государственные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики / И. И. Смотрицкая // ЭКО. -2009.-№ 7.-С. 144−154
  139. , И. И. Экономика государственных закупок / И. И. Смотрицкая, М.: Книжный дом «Либроком», 2009 — 232 с
  140. , И.И. Государственные закупки в системе взаимоотношений государства и рынка / И. И. Смотрицкая, С. И. Черных // Общество и экономика. 2010. — № 1. — С. 78−87
  141. , O.A. Предпринимательство как объект государственного регулирования / O.A. Соловьева // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. — № 3 — С. 19−23.
  142. , Р. Б. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран / Р. Б. Солтман, Р. Буссе, Э, Муссиалос М.: Издательство «Весь мир», 2002 — 272 с
  143. Токарева, О. Е Государство как поставщик общественных благ в современной экономике / O.E. Токарева // Альманах современной науки и образования. 2008. — № 9 — С.229−230.
  144. , Ф.М. Экономическая сущность и принципы государственного регулирования предпринимательства / Ф. М. Топсахалова P.A. Топсахалов // Фундаментальные исследования. -2007. -№ 11 -С.113−115.
  145. , Т.В. Некоторые особенности российского опыта в сфере госзаказов при ремонте судов / Т. В. Турчанинова, C.B. Храпов,
  146. A.B. Петрухин // Арктика: общество и экономика. 2011. — № 5. — С. 139−144
  147. , В.А. США: Федеральная контрактная система и экономика. Механизмы регулирования / В. А. Федорович, А. П. Патон,
  148. B.П.Заварухин Ин-т США и Канады.- М.: Наука, 2002 — 926 с.
  149. , Д.А. Федеральная контрактная система: методология разработки, российский опыт и перспективы внедрения / Д. А. Федорович // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2010. -№ 2 — С. 54 — 58.
  150. , А.П. Проблемы информационного обеспечения государственных и муниципальных заказов / А. П. Филиппов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. — № 3. — С. 132−135
  151. , А. А. Противодействие коррупции в госзакупках / A.A. Храмкин, М.: ИД «Юриспруденция», 2010 — 144 с
  152. , С.А. Государственные закупки: содержание и роль в развитии экономики / С. А. Черёмухин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. — Т.82 № 2. — С. 3136
  153. , Ф. И. Государство и экономика: власть и бизнес / Ф. И. Шамхалов М.: Экономика, 2005 — 714 с.
  154. , А. Е. Мировой финансовый кризис возможность для ремонта институтов? / А. Е. Шаститко // Вопросы экономики. — 2008. -№ 12-С. 54−69 с.
  155. , Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер, Антология экономической мысли.- М.: Эксмо, 2007 864 с.
  156. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. / Е. А. Черныш и др. М.: ПРИОР, 2001 — 452 с
  157. , М.М. Классификация благ и выбор оптимальной процедуры в системе государственных закупок / М. М. Юдкевич С.Г. Пивоваров // Академическое приложение журнала госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2010. — № 4 — С. 1−56.
  158. , П.С. Институциональные проблемы развития системы государственных заказов продовольствия / П. С. Юнусова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. — № 1. -С. 179−187
  159. Юрина, Е. А Роль государства в реализации направлений модернизации институциональной структуры в экономике постиндустриального общества / Е. А. Юрина С.Ю. Кузьменко, // Социально-экономические явления и процессы. 2009. — № 3 — С.93−101.
  160. Яковлев, А. А Реформа системы госзакупок и практика отбора поставщиков для государственных нужд в России в 2004 и 2008 годах / A.A. Яковлев A.A. Демидов, O.A. Демидова //Экономический журнал ВШЭ. 2010. — Том 14. — № 2. — С.202−226.
  161. Система госзакупок: на пути к новому качеству / A.A. Яковлев и др. М.: Гос. Ун-т Высшая школа экономики, 2010−43 с
  162. Восстановление инструментария мотиваций в государственном управлении России / В. И. Якунин и др. М.: Научный эксперт, 2009 — 224 с
  163. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации / В. И. Якунин и др. М.: Научный эксперт, 2009 — 768 с
  164. Miller J.С. Alexander Hamilton: Portrait in Paradox. N.Y., 1959. P.75 181. http://www.fas.gov.ru/182. http://www.gz-spb.ru/183. http://www.fincom.spb.ru/.184. http://www.economy.gov.ru/185. http://www.roskazna.ru/
Заполнить форму текущей работой