Русская школа хорового исполнительства: Традиции и современность
Диссертация
И. Гарднер, поднимая вопрос о влиянии и заимствовании, разделяет эти два термина следующим образом: «Под «влиянием» мы разумеем частичное воздействие некоторых чуждых элементов на уже существующее культурное богатство данного народа, без того, чтобы это культурное богатство было в своей сущности и в своем целом изменено, отодвинуто в сторону и заменено новым. Под «заимствованием» понимаем мы… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. ф
- ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ХОРОВОЙ ШКОЛЫ
- 1. Формирование русской хоровой школы: центры, мастера
- 2. Придворная певческая капелла и регентские классы
- 3. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения
- 4. Русское хоровое исполнительство в начале XX века
- ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В XX ВЕКЕ 1. Формирование и деятельность кафедр хорового — дирижирования в Москве и Ленинграде
- 2. Формирование и деятельность кафедр хорового дирижирования в регионах
- 3. Формирование хоровых училищ мальчиков
- 4. Исполнительские коллективы: новые тенденции
- ГЛАВА III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА 1. Проблемы образования и воспитания современного хормейстера
- 2. Исполнительские коллективы: возвращение к традиции
- 3. Хоровые фестивали и конкурсы как форма реализации творческого потенциала современного хормейстера
Список литературы
- Агафонников В. Александр Васильевич Свешников (эскизы к портрету) // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания /Сост. С. Калинин.-М., 1998.-С. 115−118.
- Александр Юрлов. Статьи, воспоминания. Материалы / Ред.-сост. И. Марисова. -М., 1983. 200 с.
- Алексеев А. История фортепианного искусства. М., 1988. — 414с.
- Алексеев А. Музыкальное исполнительское искусство конца XIX -первой половины XX века. ТЛ. М., 1995. — 328 с.
- Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. Ч. I. М., б/г. -103 с. •1
- Аллеманов Д. Методика церковного пения низшего, среднего и высшего курсов. Вып. I. М., 1908- - 49 с.
- Анцев М. Краткие сведения для певцов-хористов. М., б/г. — 19 с.
- Анцев М. Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения. М.-СПб, б/г. — 63 с.
- Апексимова М. К вопросу о современном камерно-хоровом исполнительстве // Советское хоровое исполнительство (50 80-е годы) / Ред.-сост. И. Марисова. -М., 1988. — С. 71−77.
- Ю.Ардентов Д. О некоторых особенностях состава русского хора // Русская хоровая культура. История, Традиции, Современные проблемы хорового искусства. СПб, 1995. — С. 149−157.
- И.Артемова Е. О внутренних тенденциях нового направления в русской духовной музыке // Науки о культуре шаг в XXI век. — М., 2001. — с. 232−236.
- Артемова Е. Петербургская ветвь в Новом направлении: Н. И. Компанейский, М. П. Лисицын, С. В. Панченко. Дисс.. канд. иск. -М., 2003.- 186 с.
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980. -216 с.
- Асмус М., Асмус Н. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие // IX Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1—3 февраля, 1999 г.-М., 1999.-С. 231−234.
- Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М., 1953. — 143 с.
- Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. — М., 1956. 174 с. «' '
- Балуева Н. Протоиерей Михаил Фортунато. Регентский жест в литургическом контексте. Рыбинск, 2004. — 79 с.
- Баранова Т., Владышевская Т. Церковная музыка // Музыкальная энциклопедия. Т. VI.-М., 1982. -е. 118−134.
- Барковская С. „Да исправится молитва моя“ (к проблеме значения текста в произведениях русской православной музыки) // История хоровой музыки и вопросы хороведения. Петрозаводск, 1999. — С. 50−54.
- Батуринская Т. Проблема» подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.-205 с.
- Белоненко А. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве. Автореф. дис. :'. .канд. иск. — Л., 1982.-26 с.
- Белоненко А. О современном состоянии изучения русской хоровой культуры // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки. Л., 1984.-С. 96−198. !
- Беляев В. О «церковности» духовной музыки // Хоровое и регентское дело. 1910, № 7, 8. — С. 171−185.
- Беляев С. Хоровая культура // Очерки истории музыкальной культуры Урала. Екатеринбург, 2003. — с. 31 -40.рф 25. Бернштейн Б. Традиция и канон. Два парадокса // Советскоеискусствознание 80. — М., 1981.-С. 112−153.
- Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. М., 1883. — 97 с.
- Букреев Н. К вопросу церковности духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело. 1910, № 4. — С. 84−89.
- Булгаков В. Хоровое образование в России на рубеже XX и XXI столетия // Русская хоровая культура на рубеже XX—XXI вв.еков. -Екатеринбург, 2004. с. 7−8.' (¦'i ' ¦
- Булычев В. Хоровое пение как искусство. М., 1910. — 45 с.
- Васильев В. Дирижерско-хор'овое образование в России конца XIX и начала XX веков. Дисс. .канд. иск.-Л., 1981.- 192 с.
- Васильев В. О выдающихся хоровых деятелях // Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. СПб, 2000. — С. 9−34.V
- Ващенко М. Преподавание церковно-певческих дисциплин // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения Духовных Заведений и Регентских Школ Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994.-С. 32−35. ' !
- Вейнмарн П. Несколько слов о церковной музыке // РМГ, 1896. С. 627-Ф 640.
- Виноградов А. Знаменный съезд // РМГ, 2003, № 7−8. С. 7.
- Виноградов И. Жизнь и деятельность А. В. Преображенского // Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. СПб., 2000. — С. 62−75.
- Виташевский Н. Школьное преподавание хорового пения. М., б/г.-86 с.
- Владимир Янгичер, свящ- ': Преподавание церковно-музыкальныхчпредметов // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения
- Духовных Заведений и Регентских Школ Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994. -С. 21- 29.
- Владимирский Ф. Корреспонденция из Баку // Хоровое и регентское дело. 1909,№ 9.-С. 234.
- Владышевская Т. К вопросу об изучении традиции древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2.-М., 1976.-С. 40−61.
- Владышевская Т. Русская церковная музыка XI—XVII вв.еков. Автореф. дисс.. докт. иск. -М., 1993.-42 с.
- Владышевская Т., Левашева О., Кандинский А. История русской музыки: Учебник.-М., 1999.-Вып. 1.- 1558 с.
- Власов В. Школа художественная // Стили в искусстве. Словарь. Т. I. — СПб, 1998.-С. 599.
- Власова Н. Под залпы Победы. Московский пасхальный фестиваль // РМГ. 2005, № 5. С. 3.
- Вознесенский И., протоиер. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения // О церковном пении. Сб. ст., сост. О. Лада. М., 1997. — С. 8−25.
- Вознесенский И., протоиер. О современных нам нуждах и задачах русского церковного пения. М., 1899. — 31 с.
- Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Сб. ст. Ред. кол. Г. Ахмадеева и др. Уфа, 1990. — 125 с.
- Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. Сб. науч. тр. СПб., 2000. -274 с.
- Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. -Джорданвилль. Нью-Йорк, 1971. Т. I. — 568 с.
- Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Джорданвилль. Нью-Йорк, 1982. Т. 2. -605 с.
- Гарднер И. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении // О церковном пении. М., 1997. — С. 92−96.
- Гарднер И. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении. -М., 1997.-С. 146−155.
- Герасимова-Персидская Н. Роль старинной музыки в духовном обогащении современного человека // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев, 1982. — С. 29−32.
- Герасимова-Персидская Н. Русская музыка XVII века: Встреча двух эпох. -М., 1994.-126 с.
- Гимнология: Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» / Ученые записки научного центра русской церковной музыки им. протоиерея Димитрия Разумовского. Вып. 1. В двух книгах. М., 2000.-672 с.
- Голубев Е. А. В. Свешников // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998. — С. 128−131.
- Глухов JL Содержание, методы непрерывного хорового образования и подготовки музыкально-педагогических кадров в России конца XIX -начала XX века (из опыта творческой деятельности В. С. Орлова). -Дисс.. канд. иск. Пермь, 1990. — 200 с.
- Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки / Авт.-сост. Гусин Н., Ткачев Д. Ред. Анисимов А. Л., 1957. — 169 с.
- Гречанинов А. Где и как пробивать брешь? // Хоровое и регентское дело. 1909, № 1.-С. 3−8.
- Гречанинов А. Несколько слов о «духе» церковных песнопений // Московские ведомости. -1900, №'53. С. 10−13.
- Григорьев П. О православном церковном пении. Оренбург, 1889. — 26 с.
- Григорьева А. Церковно-певческие традиции: параллели и пересечения // РМГ.- 2005,№ 6.-С. 7.
- Гуляницкая Н. Духовная музыка XX века: прошлое и настоящее // Вестник Российского гуманитарного фонда. 2000, № 3. — С. 249−256.
- Гуляницкая Н. Музыка, несущая свет // РМГ. 2005, № 6. — С. 3.
- Гуляницкая Н. О духовной музыке начала XX века: переложение, гармонизация, обработка древнего напева // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 2. — М., 2004. — С. 208−231.
- Гуляницкая Н. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002. — 430 с.
- Гуляницкая Н. «Россия воспряни!» (Музыка С. Трубачева) // Музыкальная академия. — М.,' 1999, № 3. — С. 76−83.
- Гуляницкая Н. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М., 1995. -180с.
- Дабаева И. Духовные произведения С. В. Рахманинова в свете музыкально-эстетических идей нового направления (московская школа) // С. Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов н/Д, 1994.-С. 109−117. ' •
- Дабаева И. Романтические тенденции в русской музыке на рубеже XIX—XX вв.еков // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к настоящему. Ростов н/Д, 1998. — С. 81−83.
- Дабаева И. Музыка современного церковного быта // Бытовая музыкальная культура: история и современность. Ростов н/Д, 1995. -С. 77−80.
- Дабаева И. Рубежи веков в истории русской духовной музыки // Искусство на рубежах веков. Ростов н/Д, 1999. — С. 211−229.
- Даниил (Сарычев), иером. О церковном пении в Москве (20 30-е годы) // Московская регентско-певческая семинария. Сб. материалов. — М., 2000.-С. 271 -276.
- Данилова Т. Никитские чтения в Великом Новгороде // РМГ 2005, № 6. -С. 7.
- Дановский В. Регентские съезды и русское регентство // Хоровое и регентское дело. 1912, № 9. — С. 163−167.
- Дантова И. Эмоциональная выразительность в русской вокальной школе по сравнению с итальянской // Художественный тип мышления. М., 1994.-С. 170−179.
- Демченко А. О сегодняшнем лидере // Демченко А. Избранные статьи о музыке. Вып. 4. Исполнительское искусство. — Саратов, 2005. — С. 154 159. 1 '
- Демченко А. Проблема духовности и русская культовая музыка начала XX века // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докладов Всесоюзной конференции- — Ростов н/Д, 1990. С. 128−130.
- Денисов Н. Новая сфера творчества // Музыкальная академия, — 1998, № 3.-С. 42−45. ¦
- Денисов Н. Под перезвон колоколов // РМГ. 2005, № 5. — С. 3.
- Денисов Н. Праздник певческого православного искусства // РМГ. -2003, № 3.-С. 5. '<
- Денисов Н. О преподавании знаменной нотации в музее Рублева // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения Духовных Заведений и Регентских Школ Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994.-С. 39−43. ¦'.¦"'•¦-¦ Mi-.
- Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. — СПб, 1993.-164 с.
- Дмитревская К. Виктор Калинников (К 100-летию со дня рождения) // Хоровое искусство. Л., 1971. — С. 53−67.
- Дмитревская К. Георгий Александрович Дмитревский. Л., 1959. — 1141. С.
- Дмитревская К. Павел Григорьевич Чесноков // Русская советская хоровая музыка. М., 1974. — С. 45−67.
- Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1. М., 1974. — 128 с.
- Дмитревский Г. А.: Дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. СПб., 2000. — 254 с.
- Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957. — 115 с.
- Дмитриев Н. Церковное пение прежде и теперь. Саратов, 1914. — 3 с.
- Доклад Наблюдательному Совету о положении церковного дела в сентябре 1917//РГАЛИ. Ф. 662, оп. 1,'ед. хр. 77. Л. 21.
- Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. — Л., 1958.-87 с.
- Егоров А. Теория и практика работы с хором. -М.-Л., 1951.-112 с.
- Ершов А. Старейший русский’хор. Л., 1978. — 121 с.
- Ефимова Н. Ранне-христианское пение в Западной Европе VIII — X столетий. М., 2004. — 281 с.
- Зарин Д. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом. М., 1907. — 152 с.'
- Зацепина Т. О повышении воспитательной функции хорового искусства в системе обучения хормейстера // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов н/Д, 1990. — С. 184−186.
- Зацепина Т. Традиции национальной певческой культуры в русской хоровой музыке (конец XIX начало XX века). — Дис.. канд. иск. — М., 1981.-216с.
- Зверева С. «Духовная консерватория» (Об опыте создания высшего церковно-певческого училища) // Московская регентско-певческая семинария. Сб. мат. 1998−1999:-М., 2000. -С. 35−61.
- Зверева С. А. Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. М., 1999. -240 с. ¦: ¦
- Зиновьев В. Практическое руководство для начинающего учителя-регента. М., б/г. — 121 с.
- Зоц В. Духовная культура и православие. М., 1974. — 40 с.
- Иванов В. Глуховская школа по подготовке певчих для Придворной Певческой Капеллы // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. СПб, 1995. — С. 119−133.
- Игумен Никон (Смирнов). О церковности богослужебного пения // Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения Духовных заведений и Регентских Школ русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994.-С. 6−15.
- Из истории хоровой культуры Урала. Сб. ст. Екатеринбург, 2004. -58 с.
- Извеков Н. Новые задачи православной церковной музыки в России // Хоровое и регентское дело. 1913, № 5−6. — С. 80−85.
- Извеков Н. Придворные певчие и крестовые священники и дьяки в XVII веке // Богословский вестник.' 1903. Вып. 8, Т. 3. С. 255−294.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985. — 232 с. гф 110. Ильин В. А. В. Свешников в Ленинградской академической капелле //
- Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. СПб., 1995. — С. 142−163.
- Ильин И. О православии и католичестве // Москва. 1993, № 3. С. 3−8.
- Искусство хорового пения. Сб. тр. М., 1963. — 215 с.
- Исламгулова Р. Хоровое творчество башкирских композиторов. — Уфа, 2002. 59 с.
- История и методика хорового исполнительства. Сб. ст. Челябинск, 2003. — 74 с.
- История русской музыки: В 10 т. Т. I. Древняя Русь XI- XVII века / Келдыш Ю.-М., 1983.-383 с. «
- История русской музыки: В 10 т. Т. 9. Конец XIX начало XX века / Келдыш Ю., Корабельникова 3. и др. — М., 1994. — 452 с.
- История русской музыки: В 10 т. Т. 10 а. 1890 1917-е годы / Келдыш Ю., Левая Т. и др. — М., 1997. — 541 с.
- История современной отечественной музыки: Учебное пособие. Вып. 3. / Ред.-сост. Долинская Е. М., 2001. — 656 с.
- Кабанова Н. Отмечая 150-летие со дня рождения С. В. Смоленского //• Музыкальная академия. 1998, № 2. — С. 153−155.
- Казанская Л. Старейшая русская капелла // РМГ. 2004, № 11. — С. 1.
- Казанский И. Общепринятое руководство к изучению нотного церковного, хорового и одиночного пения. — М., 1875. 150 с.
- Казанский К. Из жизни // Хоровое и регентское дело. 1912, № 5. С. 109.
- Казачков С. Формы меняются проблемы остаются // Советская музыка. — 1978, № 6. — С. 76−78.
- Карасев А. Церковное пение. Руководство для организации церковных певческих хоров. Киев, 1887. — 76 с.
- Кастальская Н. Воспоминания. ГЦММК. Ф. 12, № 932. — Л. 1.
- Кастальский А. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Музыкальный современник. 1915, № 2. — С. 31−45.
- Кастальский А. Общедоступный самоучитель церковного пения. М., б/г.-41 с.
- Кастальский А. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций. М., 1909. — 33 с.
- Кастальский А. Простое искусство и его непростые задачи // Мелос. Кн. 2.-СПб, 1918.-С. 122−129. «
- Кастальский А. Различные сочетания и комбинации хоровых голосов. (Хоровые краски). ГЦММК, ф. 12, № 383.
- Кастальский А. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1960. — 290
- Кашкин Н. Концерт Синодального хора // Московские ведомости. -1900, № 91.
- Кашкин Н. Русская церковная музыка и ее современное движение. // Московские ведомости. 1898. № 4.
- Кашкин Н., Никольский А.' Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах. М., 1916. — 67 с.
- Келдыш Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. — С. 174 199.
- Книга по эстетике для музыкантов. Ред. И. Константинов, К. Ангелов. -М., 1983.-272 с.
- Ковалев А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII XX веков. Специфика жанра и организация цикла. — Дисс.. канд. иск. -М., 2004.-309 с.
- Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения в примерах и образцах. М., 1904. — 110 с.
- Ковин Н. Управление хором: Пособие для регентов // Хоровое и регентское дело. Пг., 1915. — 52 с.
- Комаров В. Средства к улучшению церковного пения. М., 1890. — 65 с.
- Компанейский Н. О пении в Исаакиевском соборе // РМГ. 1901, №№ 50−52.
- Компанейский Н. О стиле церковных песнопений // РМГ. 1901, №№ 37−38.
- Компанейский Н. Обязанность консерватории по отношению к русской церковной музыке // РМГ. 1907, №№ 32−33.
- Коневский М. История гармонического пения в Русской церкви с прибавлением кратких сведений 'об организации певческих хоров. — Нижний Новгород, 1888. 60 с.
- Концерты Синодального хора'// Хоровое и регентское дело. 1911, № З.-С. 12−14.
- Корреспонденция из Архангельска // Хоровое и регентское дело. — 1912, № З.-С. 17.
- Корреспонденция из’Тифлиса // Хоровое и регентское дело. 1909, № 5.-С. 161.
- Кочура В., Толмачев Е. Музыкальные традиции как компонент культуры // Взаимодействие искусств: теория, гуманитарное образование: Материалы Международной практической конференции 25−29 августа, 1997 г. Астрахань, 1997. — С. 37−39.
- Кошмина И. Русская духовная музыка: Учебное пособие: В 2 кн. Кн. 1.-М., 2001.-224 с.
- Красилин М., Рахманова М. Духовная музыка Отечества: музей или храм? // Музыкальная академия. 1993, № 3. — С. 74−80.
- Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969. — 300 с.
- Кудрявцева Е. Михаил Георгиевич Климов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. СПб, 1993. — С. 15−32.
- Кузмин М. О церковном уставе и о церковном пении // Музыкальная академия. 1992, № 3 — С. 37−44.
- Куликов Б. Слово о Свешникове // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998. — С. 96−100.
- Кураев А. Традиция, догмат, обряд. М., 1995. — 416 с.
- Кутузов Б. Об истинно церковном стиле пения // Православное чтение. 1990, № 5. — С. 5−8.
- Кутузов Б. О музыке дохристианской, христианской, послехристианской. // Православное чтение. 1990, № 5. — С. 1−4.
- Ларош Г. О нынешнем состоянии церковной музыки в России // Современные летописи: 2−4, 1869, 21 декабря (архив МГК, газ. вырез., тетр. 1).
- Лебедева-Емелина А. Русская хоровая культура второй половины XVIII века. Автореф. дисс:-.'. канд. иск-М., 1993.-31 с.
- Лев Сивухин. Грани личности. Воспоминания, статьи, материалы / Ред. Сиднева Т., Гецелев Б: Нижний Новгород, 2004. — 286 с.
- Левандо П. Г. А. Дмитревский // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. СПб, 1993. — С. 63−100.г
- Левандо П. Проблемы хороведения. Л.-М., 1974. — 281 с.
- Левашев Е. От Глинки до Рахманинова // Музыкальная академия, 1992,№ 2.-С. 2−12.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях / Ред. кол. Барутчева Э., Кручинина А. и др. Л.1, 1988. — 278 с.
- Лисицын М. Москва и Синодальный хор // Музыка и пение. 1906, № 11.-С. 5,№ 12-С. 2. «¦ •
- Лисицын М. О новом направлении в русской церковной музыке. М., 1909.-33 с.
- Лисицын М. Церковь и музыка. (По поводу новых течений в музыкальном искусстве). СПб, 1902. — 25 с.
- Лицова Л. Влияние традиций церковного пения на формирование ' исполнительской концепции: к проблеме обучения дирижеров хора //
- Отечественная культура XX века и духовная музыка: Тезисы докладовi
- Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов н/Д, 1990. — С. 183−184.
- Лозовая И. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Материалы научных конференций. М., 1994. — С. 79−90.
- Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. М., 1963. щ217с. 1 :
- Локшин Д. Хоровое пение в русской школе. М., 1957. — 172 с.
- Лосский Н. Богословские основы церковного пения // В. Мартынов. История богослужебного пения. М., 1994. — С. 233−238.
- Луценко С. Ростовский хор мальчиков под управлением В. А. Никольского: вопросы истории и методики. Дипломный реферат. — Ростов н/Д, 1995.- 121 с.
- Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки. -Буклет. — Магнитогорск, 2003. — 1с'.
- Малацай Л. Проблема церковности в богослужебном пении и духовной музыке на рубеже веков // Искусство на рубеже веков. — Ростов н/Д, 1999. С. 229−232. •
- Малацай Л. Роль А. В. Никольского в развитии церковно-певческой культуры начала XX века. Дисс.. .•. канд. иск. — Ростов н/Д, 1999. — 199 с. '
- Марисова И. Пути развития русского современного хорового исполнительства в период 50 — 80-х годов // Советское хоровое исполнительство (50 80-е годы). — М., 1988. — С. 5−12.
- Марисова И. Республиканская академическая русская хоровая капелла и ее руководитель А. А. Юрлов. // Советское хоровое исполнительство (50 80-е годы). — М., 1988. — С. 47−51.
- Мартынов В. История богослужебного пения: Учебное пособие. М., 1994.-231 с.
- Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000: — 224 с/I
- Мартынов В. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М.,-1997. — 208 с.
- Медушевский В. Внемлите ангельскому пению. — Минск, 2000. — 211 с.
- Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности // Советская музыка. 1988,№ 5.-С. 6−15.
- Медушевский В. О церковной й светской музыке // Музыкальное искусство и религия. М., 1994. — С. 20−45.
- Медушевский В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Сергиевские чтения. Mlj 1993. — С: 14−20.
- Металлов В. О национализме и церковности в русской духовной музыке.-М., 1912.-15 6.
- Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. Свято-Троицкая лавра, 1995.'- 160 с.
- Металлов В. Синодальные бывшие патриаршие певчие // Русская духовная музыка в документах- и материалах. Т. II. Кн. I. — М., 2002. — С. 51−98.
- Металлов В. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. И. Кн. I. М., 2002. — С. 99−196.
- Миллер С. Споры о современной христианской музыке: мирской компромисс или фактор возрождения? М., 2001.-224 с.
- Мормыль М., архим. На чужом основании никогда ничего не строил // Московская регентско-певческая семинария: Сб. мат. 1998−1999. М., 2000.-С. 66−90.
- Морозан В. Вклад русского церковного пения в мировую культуру // Владимирский сборник в честь празднования тысячелетия Крещения Руси. Монреаль, 1988.-С. 119−121.
- Московская городская учительская семинария / Сост. А. Червяков. -М., 1997.-319 с.
- Московская консерватория: 1866 1966 / Ред. кол. Гинзбург Л., Кандинский А. и др. — М, 1966.'- 726 с. 1-
- Московская регентско-певческая семинария. Сб. мат. 1998−1999 / Ред. Нефедов Г., протоиер. и др. М., 2000. — 368 с.
- Музалевский В. Михаил Георгиевич Климов. Л., 1960. -114 с.
- Музыкальное искусство и религия. М., 1994. — 200 с.
- Направление, школа, течение // Книга по эстетике для музыкантов / Ред. Константинов И., Ангелов К. М., 1983. — С. 203.
- Нефедов Г., протоиер. О деятельности Московской городской учительской семинарии ' // Московская городская учительская семинария.-М., 1997.-С. 17−25.
- Нефедов Г., протоиер. Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение // Московская регентско-певческая семинария: Сб. мат. 1998−1999. М., 2000. — С. 23−28.
- Никольская-Береговская К. Развитие школы хорового пения в России. -М., 1974.-80 с. ¦ «• '
- Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа IX—XX вв.еков.-М., 1998.-190 с.
- Никольский А. Васйл’ий Сергеевич Орлов // Хоровое и регентское дело. 1912,№ 11.-С. 172−177, № 12.-С. 195−201.
- Никольский А. Голос и слух хорового певца. Пг., 1916. — 60 с.
- Никольский А. Духовные концерты и их задачи // Хоровое и регентское дело. 1909, № 4. — С. 97−101.
- Никольский А. Духовные концерты любительского хора церкви Троицы на Грязях // Хоровое и регентское дело. 1909, № 1. — С. 25−26.
- Никольский А. Из лекций преподавателей Синодального училища (С. Смоленского, С. Кругликова, Д. Кашкина) о церковном пении 18 941 895. ГЦММК. Ф. 294. Ед. хр.379. — Л. 135.
- Никольский А. Имеющие уши слышать, да услышат // Музыка и жизнь. 1910, № 9.-С. 3.
- Никольский А. Инертно ли русское регентство? // Хоровое и регентское дело. 1909, № 2. — С. 53−55.
- Никольский А. История церковного пения в России с X века. -ГЦММК. Ф. 294. Ед. хр. 380. Л. 24.
- Никольский А. К кончине С. В. Смоленского // Хоровое и регентское дело. 1909, № 7−8. — С. 174.
- Никольский А. Красноречие цифр // Хоровое и регентское дело. -1912, № 7−8.-С. 103−110.
- Никольский А. Краткий очерк истории церковного пения в период I -X веков // О церковном пении. М., 1997. — С. 27−61.
- Никольский А. Крюковая система, ее смысл и значение // Хоровое и регентское дело. 1912, № 3. — С. 41−47.
- Никольский А. Куда мы идем? // Хоровое и регентское дело. 1911, № 5.-С. 115−119.
- Никольский А. Мелодическое пение по Обиходу // Пензенские епархиальные ведомости. 1897, № 7. — С. 228−234.
- Никольский А. Москва. Концерт Синодального хора 14 декабря // Хоровое и регентское дело: 1909j №' 1. — С. 25.
- Никольский А. Музыкальное произведение и его исполнитель // Музыкальный труженик. 1909, № 14−15. — С. 1−4, № 18. — С. 79.
- Никольский А. О церковности духовной музыки // Хоровое и регентское дело. 1909, № 11. — С. 263−269. ф 225. Никольский А. От заведующего Московскими летними регентскоучительскими курсами // Хоровое и регентское дело. 1909, № 7−8. — С. 198−199.
- Никольский А. Отчет о летних регентско-учительских курсах в Москве // Хоровое и регентское дело. 1910, № 9. — С. 226−233, № 10. -С. 250−253,№ п.-с. 281−287,№ 12.-С. 307−308.
- Никольский А. Отчет о Московских летних регентско-учительских курсах за 1909 и 1910 г. // Хоровое и регентское дело. 1911, № 1. — С. 15−20,№ 2.-С. 41−47.
- Никольский А. П. Д. Самарин // Хоровое и регентское дело. 1917, б/н. — С. 43−48.
- Никольский А. Памяти А. Д. Кастальского // Музыка и революция. -1927, № 1.-С. 7−9.
- Никольский A. Pia desideria учителя-регента. (Из курсовых впечатлений) // Музыка и жизнь. 1908, № 3. — С. 2−6.
- Никольский А. План практических занятий пением в школе и хоре. — Ржев, 1918.-14 с.
- Никольский А. Регентский съезд // Хоровое и регентское дело. 1909, № 5.-С. 121−124.
- Никольский А. Семен Николаевич Кругликов // Хоровое и регентское дело.-1910,№ 3.-С. 67−69.
- Никольский А. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки // Хоровое и регентское дело. 1912, № 10. -С. 151−156.
- Никольский А. С. В.» Смоленский и его последнее учительство // Хоровое и регентское дело. 1909, № 12. — С. 295−298.
- Никольский А. Ст. В. Смоленский и регентские съезды // Хоровое и регентское дело. 1909, № 10. — С. 239−241.
- Никольский А. Тембризация хора. ГЦММК. Ф. 294. Ед. хр. 261. — JI. 70.
- Никольский А. Третий съезд Хоровых Деятелей // Хоровое и регентское дело. 1910, № 5−6. — С. 135−138.
- Никольский А. Хоровое церковное пение // Пензенские епархиальные ведомости. 1897, № 6. — С. 179−189.
- Никольский А. Церковное хоровое пение нотное и простое, и характер его исполнения // Пензенские епархиальные ведомости. — 1897, № 19.-С. 753−783.
- Никольский А. Школа хорового пения — учебник для самодеятельных хоров. ГЦММК. Ф. 294. Ед. хр. 336−338. — Л. 18.
- Никольский А. Энциклопедия школьного пения в практических примерах с текстом и без него. М., б/г — 142 с.
- Никольский Н. История русской церкви. 3-е изд. М., 1985. — 438 с.
- Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. -Буклет. Новосибирск, б/г. — 15 с.
- О церковном пении. Сб. ст. /Сост. Лада О. М., 1997. — 160 с.
- Орехова О. Методические принципы музыкально-педагогической деятельности А. В. Никольского. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1998. — 164 с.
- Отчет о работе Съезда преподавателей церковного пения Духовных Заведений и Регентских Школ русской православной Церкви. Сергиев Посад, 1994.-44 с.
- Паисов Ю. Беседа с В. Мининым // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства / Ред. А. Алексеев. -М., 1985.-С. 170−183.
- Паисов Ю. Беседы с композиторами // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М., 1999. — 233 с.
- Паисов Ю. Камерный хор новая ветвь русского хорового исполнительства // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства / Ред. А. Алексеев. — М., 1985. — С. 158 — 170.
- Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / Сост. С. Калинин. М., 1998. — 327 с.
- Памяти Н. М. Данилина. Письма. Воспоминания. Документы / Ред. А. Наумов. М., 1986. — 312 с.'
- Парфентьев Н. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI XVII веков: Школы, Центры, Мастера. — Свердловск, 1991.-236 с.
- Парфентьев Н.- Парфентьева Н. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века. Челябинск, 2000. — 184 с.
- Парфентьев Н., Парфентьева’Н. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI XVII веков. — Челябинск, 1993. — 347 с.
- Парийский Л. О церковной пении // Журнал Московской Патриархии. 1949, № 11.-С. 52−64.
- Певзнер Б. Камерный хор организация, структура, принципы работы // Советская музыка. — 1979. — С. 40.
- Пенчук А. Очерк истории русского церковного пения // О церковном пении.-М., 1997.-С. 62−81: !
- Петри Э. Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII XIX веков. — Автореф. дисс.. канд. иск. — Нижний Новгород, 2005: — 28 с.
- Петрозаводская государственная консерватория. Буклет. — Петрозаводск, 1992. — 9 с.
- Пигров К. Руководство хором. М., 1994. — 220 с.
- По страницам истории дирижерско-хорового образования в Саратове / Ред. сост. Н. Владимирцева. — Саратов, 2004. — 181 с.
- Поместный собор Русской Православной Церкви 1917 1918 г. о церковном пении. Сб. протоколов / Сост. Е. Русол. — М., 2002. — 332 с.
- Покровский А. Очерки истории церковного пения. Богослужебное пение древней Христианской Церкви. Новгород, 1910. — 20 с.
- Поляновский Г. А. В. Александров. Очерк жизни и творчества. М.-Л., 1945.-87 с.
- Попов В. Наш учитель '// Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998. — С. 100−114.
- Преображенский А. Краткий очерк истории церковного пения в России // РМГ. Приложение № 1. 1907. -39 с.
- Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924. — 123 с.
- Преображенский А. О деятельности А. Ф. Львова: по материалам прот. Д. В. Разумовского // Хоровое и регентское дело. 1917, б/н. — С. 2−38.
- Преображенский А. Реформа богослужебного пения в католической церкви. СПб, 1897. — 44 с:
- Программы музыкальных предметов и истории искусств Московского Синодального училища церковного пения. (В объеме курса высшего музыкального учебного заведения). -М., 1910. 15 с.
- Программы предметов, 1 'преподаваемых в Синодальном училище церковного пения. -М., 1897, 130 с.
- Протопопов В. Значение партесного стиля в истории русской музыки // Из истории духовной музыки. Ростов н/Д, 1992. — С. 39−52.
- Протопопов С. О художественном элементе в православном церковном пении. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. — 82 с.
- Птица К. Александр Васильевич Свешников // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998. — С. 78−89.
- Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. -М., 1970.-120 с.
- Птица К. О музыке и музыкантах. М., 1995. — 437 с.
- Птица К. Очерки по технике дирижирования. М.-Л., 1948. — 158 с.
- Птица К. Работа над хоровой партитурой: Учебное пособие. — М., 1983.-71 с.
- Разумовский Д. Богослужебное пение Православной греко-российской церкви: теория и практика. М., 1886. — 172 с.
- Разумовский Д. Патриаршие певчие дьяки и подьяки // Русская духовная музыка в документах и материалах Т. И. Кн. 1. М., 2002. — С. 24−43.
- Разумовский Д. Церковное пение в России. М., 1867. — 380 с.
- Рахманова М. Весенние чтения. Научные собрания // РМГ. 2005, № 5.-с. 7.
- Рахманова М. Духовная музыка // Музыкальная академия. 1994, № 2.-С. 51. '
- Рахманова М. Памяти Н. С. Голованова // РМГ. 2003, № 10. — С. 3.
- Речь Патриарха Алексия в Московской Духовной Академии на чтении о церковном пении // Журнал Московской Патриархии. — 1948, № 5.-С. 7−9.
- Рогожникова Г. Из истории развития хорового пения на Урале (Очерки) // О музыке и музыкантах Урала. Свердловск, 1959. — С. 119 134.
- Рожкова Т. Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции- период после 1988 года. Автореф. дисс.. канд. иск. — М., 1998. — 25 с.
- Романовский Н. Из прошлого русской хоровой культуры // Хоровое искусство. Д., 1971, вып. 2. — С. 67−79.
- Романовский Н. Хоровой словарь. М., 2000. — 230 с.
- Ромащук И. Духовная и светская музыка в воспитании и формирование личности // Московская городская учительская семинария. М., 1997. — С. 57−63.
- Ромащук И. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования // Московская регентско-певческая семинария.: Сб. мат. 1998−1999 г.-М., 2000.-С. 16−22.
- Ромащук И. О задачах Московской регентско-певческой семинарии // Московская регентско-певческая семинария: Сб. мат. 1998−1999 г. М., 2000. — С. 29−34.
- Ростовский государственный музыкально-педагогический институт — Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. 1967 1992. — Буклет / Сост. И. Дабаева и др. — Ростов н/Д, 1992. — 26 с.
- Рубцов В. Проблема соотношения светского и духовного в современных образовательных моделях // Московская городская учительская семинария. -М., 1997.-С. 13−17.
- Русская духовная музйка' в документах и материалах. Т. I. Синодальный хор и Училище церковного пения. Воспоминания.
- Дневники. Письма / Сост., вст. статья, комментарии С. Зверева, А. Наумов, М. Рахманова. М., 1998. — 687 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 1. Синодальный хор и Училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика / Сост. С. Зверева, А. Наумов, М. Рахманова. -М., 2002. 679 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. Церковное пение в пореформенной России в осмыслении современников 1861—1918 / Сост. С. Зверева, А. Наумов, М. Рахманова. -М., 2002. 903 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IV. Степан Васильевич Смоленский. Воспоминания / Подготовка текста, вступ. статья и комментарии Н. Кабановой. Науч. ред. М. Рахмановой. — М., 2002.-686 с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. V. М., 2004. -587 с.
- Русская хоровая культура на рубеже XX XXI веков: Тезисы докладов научно-практической конференции 6 декабря 2004 г. -Екатеринбург, 2004. — 42 с.
- Рычагов А. Корреспонденция, г. Богородск, сельцо Глухово // Хоровое и регентское дело. 1912, № 9. — С. 179.
- Сарычев Д., иером. О церковном пении в Москве (20 30-е г.)// Московская регентско-певческая семинария. — М., 2000. — С. 271−277.
- Светланов Е. Памяти мастера // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. М., 1998. С. 90−92.
- Свешников А. Сб. статей / Ред. К. Птица. М., 1979. 115 с.
- Середа Н. Жанровый канон православной Литургии (на материале Литургий украинских и русских композиторов конца XIX начала XX веков). — Дис. .канд. иск. — Харьков, 2003. — 320 с.
- Скотникова Т. «Душа грустит о небесах.» (Древнерусское богослужебное пение и современность: русское самосознание) // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. СПб, 1995.-С. 168−186.
- Скребков С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века. — М., 1969.- 120 с.
- Слово о мастере. Галина Петровна Рогожникова: Педагог Музыкант — Исследователь. — Екатеринбург, 2004. — 37 с.
- Смоленский С. Из дорожных впечатлений // РМГ. 1906, № 42 — 46.
- Смоленский С. Курс хорового церковного пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии С. В. Смоленским. -Казань, 1897. Изд. 3. Ч. 1. 155 с.
- Смоленский С. О Регентском училище в г. Санкт-Петербурге // Хоровое и регентское дело: 1909, № 2. — С. 35.
- Смоленский С. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения // РМГ. 1899, №№ 3−5,11−14.
- Смоленский С. Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве // РМГ. 1900, № 7.
- Смоленский С. Об указании оттенков исполнения и указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме // Церковное пение. 1909, № з- - С. 3−24.
- Смоленский С. Обзор Исторических концертов Синодального училища церковного пения в 1895 году // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 1. -М., 2002. С. 197−217.
- Советское хоровое исполнительство (50 80-е г.): Сб. трудов / Ред. И. Марисова. — М., 1988. — 144 с. 1
- Соколов В. Вопросы вокального воспитания в детском хоре // Работа хормейстера в детском хоре. — М., 1992. С. 5−17.
- Соколов В. Воспоминания о музыкальном училище (автобиографические заметки). М., 1991 — 95 с.
- Соколов В. Работа с хором. М., 1967. — 118 с.
- Соловьев Д. Необходимые разъяснения по поводу программы церковного пения в духовных семинариях // Церковные ведомости. -СПб, 1890, № 10. С. 87 — 89.
- Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве.-JL, 1982.- 115 с.
- Степанов В. Искусство хорового пения (теория постановки хорового пения) // ГЦММК. Ф. 180. Ед. хр. 130.
- Стражев А. К вопросу о церковности музыки // Хоровое и регентское дело. 1911, № 3. — С. 1−7.
- Стулова Г. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре).-М., 1988. -114 с.
- Тараканов С. Значение певческого воспитания малолетних для становления школы хорового исполнительства Древней руси // Из истории духовной музыки. Ростов н/Д, 1992. — С. 94−110.
- Тараканов С. Из опыта создания и деятельности хоровой капеллы мальчиков города Горького // Советское хоровое исполнительство (50 — 80-е годы).-М., 1988. -С. 63−71.'
- Тараканов С. Хоровое пение мальчиков в России: традиции и современность. Автореф'. Дисс:. канд. иск. — Ростов н/Д, 1995. — 23 с.
- Тевлин Б. Свешников учитель аспирантов // Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи, Воспоминания. — М., 1998. — С. 119 122.
- Тевлин Б., Ермакова JI. Клавдий Борисович Птица // Выдающиеся хоровые деятели и педагоги. История. Традиции. Современные проблемы хорового искусства. СПб, 2000. — С. 5−8.
- Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства. Дисс.. канд. иск. В форме научного доклада. — М., 1995. — 50 с.
- Тенета-Бартенева JI. Лебедев Константин Михайлович. Очерк о жизни и творческом пути. М., 2002. — 128 с.
- Точинский И. По киевским хорам // Хоровое и регентское дело. -1912,№ 3.-С. 15.
- Традиция // Толковый словарь русского языка. Ред. М. Махмутова и др.-Л., 1982.-С. 327.
- Традиция // Философский энциклопедический словарь / Ред. Л., Ильичев, П. Федосеев и др. М., 1983. — С. 692.
- Традиция и новаторство // Эстетика: Словарь. Ред. А. Беляев и др. -М., 1989.-С. 359.
- Трубачев С. Традиции и преемственность в пении и колокольном звоне Московского Свято-Данилова монастыря // Московская регентско-певечская семинария. Сб. материалов. М., 2000. — С. 106 — 113.
- Ундольский В. Замечания для истории церковного пения в России. — М., 1849.-46 с.
- Урванцева О. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX — XX веков (на примеретворчества С. В. Рахманинова). Дисс.. канд. иск. — Екатеринбург, 1997.-219 с.
- Успенский В. О дирижерско-хоровом факультете Санкт-Петербургской консерватории // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. Спб, 1993. — С. 3−12.
- Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. М., 1971. — 623 с.
- Уфимскому институту искусств 25 лет / Ред. М. Фоменков и др. -Уфа, 1993.-155 с.
- Федоровский В. Церкбвное пение и его значение в духовно-нравственном развитии. Саратов, 1910. — 24 с.
- Фестиваль // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю Келдыш. М., 1981.-С. 792.
- Фестивали // Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Ю. Келдыш. -М., 1990. С. 573.
- Фоменков М Воспоминание о шаляпинском зале. Уфа, 2003. — 82 с.
- Фоменков М. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. Уфа, 2001. — 193 с.
- Фомина Н. Приобщение к искусству в школах дореволюционной России (конец XIX начало XX столетия) // Московская городская учительская семинария. — М., 1997. — С. 52−57.
- Фортунато М., Коляда Е. Отчет о работе съезда преподавателей церковного пения Духовных — Заведений и Регентских Школ Русской Православной Церкви. МДА, 1994. — 44 с.
- Фуга. Доля певчих // Хоровое и регентское дело. 1909, № 3. — С. 86.
- Червяков А. Проблемы и перспективы разработки духовно-нравственного содержания отечественного образования // Московская городская учительская семинария. — М., 1997. С.63−70.
- Чернова JI., Плеханова О. Традиции русской певческой школы в контексте современной вокально-хоровой культуры // Русская хоровая культура на рубеже XX XXI веков. — Екатеринбург, 2004. — С. 29−31.
- Чернушенко В. Первый русский хор (история как легенда) // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982.-С. 11−24.
- Чесноков П. Хор и управление им. Изд. 2. — М., 1952. — 224 с.
- Шевлягина А. Московская народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении народных масс России (1906 — 1916). Дисс.. канд. Иск. -М., 1975.-204 с.
- Шереметьева Н. М. Г. Климов дирижер ленинградской академической капеллы. — Л., 1983. — 115 с.
- Шедт Н. Евнухи, кастраты и певцы // Cantus planus 2002. Русская версия. Т. I. — СПб, 2004: — С- 360−369.
- Шишкина Л. О преподавании предмета «Основы знаменного пения» // Отчет о работе Съезда пр"еподавателей церковного пения Духовных Заведений и Регентских Школ Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1994.-С. 30−31.'
- Школа // Терминологический словарь. М., 1997. — С. 691.
- Школа // Популярная художественная энциклопедия (Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство). Гл. ред. В. Полевой. Кн. 2. М., 1986. — С. 422.
- Школа // Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. Т. XXXIX, А СПб, 1903. — С. 624 — 625.
- Школа художественная // Власов В. Стили в искусстве: Словарь. Т. I. -СПб, 1998.-С. 599.
- Schola // Латино-русский словарь. Сост. Дворецкий И. М., 1976. — С. 1022.
- Traditio // Латино-русский словарь. Сост. Дворецкий И. = М., 1976. -С. 1022.