Проблемы нравственности в «Шахнамэ» Абулкосима Фирдавси
Диссертация
Остется спорной даже сама идея о наличии или отсутствии единой этической системы в поэме. Причины подобного подхода, к ' нравственным воззрениям поэта заключаются не только в неконтекс-туалъиом. анализе мировоззренческой сущности «Шахнамэ «, но. и в игнорировании значения важности традиции «поучения» на средневековом мусульманском Востоке, .которая.являлась одним из важнейших жанров этической… Читать ещё >
Содержание
- ШВА I. КЖТУРОЛОГЙЧЕСКОЕ И ЗГЖ0-ФИЮС0ФСК0Е
- ШАЧВНИВ «ШАХЕАМЭ»
- I. О Фирдавеи ж культурологическом значении
- Шахаамэ"
- 2. Этико-фадософская направленность содержанш «Шахнаш»
- 3. * Теоретические жстокж этшескжх взглядов
- Щ>давсж
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ШВДЙШ В 1Ш
- I. Добро ж зло — кохода©- категории этического уадвш Фирдавсн
- 2. Пржвдш справедливости
- 3. О мужестве" патриотизме, гуманизме, любви ж дружб©-. *. *
- 4. Об этжке правителя
- ЗАКЛЮЧЕН! В
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛШРАТОТ
Список литературы
- Аль-Фараби. Историко-философские трактаты /АН. КазССР.- Ин-тфилософии и права.- Алма-Ата:Наука, 1985.-.624 с.
- Адь-Фараби. Социально-этические трактаты /АН КазССР. Ин-т философии и права. Алма-Ата: Наука, 1973. — 399 с,
- Аль-Фараби. Философские трактаты /АН КазССР. Ин-т философии иправа. Алма-Ата: Наука, 1970. — 430 с.
- Аристотель. Сочинения: В 4-х т.- М.:Мысль, 1975−1983.- Т.1−4.
- Аристотель. Этика /Пер.с греч.Э.Радлов.- СПб., 1884.- 209 с.
- Беруни А, Китоб-ут-тафхим ли авоили саяоат-ит-танчим /АФ PCO .
- Точикистон. Шуъбаи фалсафа- Мухаррири масьул М.Диноршоев.-Душанбе: Дониш, 1973. 285 с.
- Внруни Абу Рейхан. Избранные произведения /АН УзССР. йн-т «'.востоковедения. Ташкент, Х957.- T. I: Памятники минувших поколений.- 488 с.
- Давони, Чалолщщин. Ахлоки Чалоли. Нувалкишур, 1823.-327 с.
- Джами А. Избранные произведения: В 4-х т.- Душанбе: Ирфон, 1972-I981. Т.1−4.
- Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ /АФ РСС Точикистон. Шуъбаи фалсафа.
- Душанбе: Дониш, 1988. Китоби I. — 286 с.
- Йбн Сино., Абуали. Илм-ул-ахлок. Миср, 1910. — .216 с.
- Ибн Сино, Абуали. Тадбири манзил //Осори мунтахаб.- Душанбе, 1980. Чилди 2. — С.25−37.
- Изведать дорога д. пути праведных: .Пехлевийские назидательные. тексты /Введ., транскрипция текстов, пер., коммент., глоссарий и указ.0.М.Чунаковой. И.: Наука, 1991, — 191 с.
- Кашифи K.I. Бадаи ал-афкор фи санаи ал-аш'ар / Изд. текста, предисл., прим. и указ. Р.Мусульманкулова.- М.: Наука, 1977. 310 с.
- Кошифи В» Ахлоки мухсини, — Нувалкишур, 1280.- 180 с.
- Кошифи В. Футуватяомаи султони.- Техрон, 1973.
- Мискавайх И. Тахзиб-ул-ахлок.- Бейрут, 1966.- 432 с.
- Низомулмулк. Сиёсатнома /Ба чоп тайеркунанда Д.Девонакулов.
- Душанбе: Адиб" 1989, — J6 200 с.
- Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1968−1972.- Т.1−3.
- Рози, Закариёи. Тибби рухони //Рози 3. Муятахаби осор.- Душанбе, 1989.- С.45−122.
- Туси II. Ахлоки носари.- Техрон: Хуршед, Б.г.- 301 с.
- Фирдавси А. Шохнома: Иборат аз 7 чилд.- Техрон, 1373.- Чидди 1−7.
- Фирдоуси А. Шахнамэ: В 6 т.- М.: Изд-во АН СССР, 1957−1968,1. T. I-6.
- Фирдоуси А. Шохнома: Иборат аз 9 чшщ.- Душанбе: Дциб, 19 871. Х331С • * 1−9 *
- Хамадони А. Захират-ул-мулук.~ Локур, 1323. 280 с.
- Шерози С. Гулистон / АИ РСС Точикистон. Ин-ти шаркишиноси
- Душанбе: Дониш, 1988, — 216 с. 1. Книги и статьи
- Абаев М. Миф и история в Гетах Зороастра.- М., 1974.- 207 с.
- Абдуллоев А. Абулкосими Фирдавси: Очерки илмию бадей.- Душанбе: Адиб, 1987. 176 с.
- Абдуллоев А. Шоир ва шох // Илм ва хает. 1994. — № 3/6,1. С. 12−13.
- Абу-л-Касым и его творчество, — I., 1935, 173 с.
- Азимов К.А. Современнее буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока //Мораль, общество, личность. М., 1979. — С.79−39.
- Азимов К.А., Сатыбекова O.K. У истоков гуманистической традиции общественной мысли народов Советского Востока: (Анализ зороастрийской концепции человека) // Филос.науки. 1987, — II 3. — С, 71−80.
- Айни С. Дар бораи Фирдавси ва «Шохнома» у // Куллжет, — Душанбе, 1963. Чшщи 2, Кит оби I.- С. 7−50.
- Айрумян Л. Фирдавси дар адабиети немис //Мактаби совети.1985. 1 I. — С.28−32.
- Акбарзод Ю. «йлхом» ва «Шохнома» //Садои Шарк. 1995.- II1/3. С.93−99.37″ Амжр С. Фирдавси дар мактаби адабии Ахмади Дониш. Душанбе, 1995. — 64 с.
- Анвари С. Вожахои низоми дар «Шохнома».- Душанбе: Маориф, 1994. 120 с,
- Андарзномаи Фвдавси.- Душанбе: йрфон, 1992, — 272 с.
- Антология мировой философии: В 4-х т./АН СССР, Ия-т философии.- М., 1969.- T. I: Философия. древности и средневековья, 4.1. 572 е.- 4.2. — С.577−936.
- Асимов М., Диноршоев М. йбн Сина и ©-го роль в развитии шаровой цивилизации // йбн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М., 1980. — С.7−44.
- Асрор Ш. Укёнусхои хикмату андарз // Адабиёт ва санъат-1990,1 6. С. 5.
- Асроров Ш. Инсон аз назари Фирдавси // Садои Шарк. Л II.1975. С.130−135.
- Афсахзод А. Тахаввули афкори Абдурахмони Чоми /Мухарриримасъул М. Р. Рачабов. Душанбе: Донш, 1981. — 158 с.
- Афсахов А. '"Тахкики «Шохнома» дар Эрон //Садои Шарк.- 1977.1. 9. С, 145−148,
- Ахрори 3. Симои Фирдавси дар сухани порей // Чунбиш.- 1997.1. Дек.(№ 10)*- 0.6.
- Ашуров Г, А. Античные философы в поэме Джами «Хиродномаи Йскандари» // Абдурахмони Чоми.-- Душанбе, 1973.-Чшщи 2.-С.45−54.
- Ашуров Г. А. Философские взгляды Носира Хисрава (На основеанализа трактата «Зад-ал-мусафирин»).- Душанбе: Донш, **** 113 с*
- Бартольд В.В. К истории персидского эпоса //Соч.- М., 1971.1. Т.7.- С.383−408.
- Бартольд В.В. Халиф и султан //Соч.~ М., 1965.- Т.6. С.15−78.
- Бекзода К. Фирдавси файласуфиношинохта ,// Чунбиш.- 1997.1. Окт. Ц! 5).- С. 8.
- Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии.- Душанбе:1. Дониш, 1967.- 116 с.
- Изд-во вост.лит., 1960. 556 с.
- Богоутдинов А.И. Избранные произведения /Отв.ред.Г. А. Ашуров.
- Душанбе: Дониш, 1980.- 418 с.
- Бойматоза Т. Панду хикматхо дар «Шохнома* //Садои Шарк, 1976. Л 2. — С.109−115.
- Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи.- М.: Наука, 1987,301 с.
- Босворт К.З. Мусульманские династии: Справочник по хронологии и генеалогии.- М., 1971. 324 с.
- Брагинский И.О. 12 миниатюр: От Рудаки до Джами, — 2-е изд., доп. М.: Худож.лит., 1976. — 303 с.
- Брагинский И.О. Океан „Шах-наме“ и некоторые его тайны //
- Фирдоуси. Шахнаме.- М., 1964. Т.1. — 0.5−22.
- Бузургмехр О.Б. Фирдавси хакимест доиратулмаориф ва дархадци боло муваххид //Чунбшп.- 1997.- Нояб.(№ 7), — С. 7.
- Буссь Г. Возрождение персидской монархии при Буддах //Мусульманский мир: 950−1150. М., 1981. — С, 5−9.
- Вагабов М.В. Ислам и семья.- Махачкала: Даг.кн.изд-ва, 1973.- 47 с.
- Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд.перераб. и доп. — М.: Высш.шкл., 1988,416 с.
- Вдовиченко В.Г. Проблема интуиции в марксистско-ленинскойгносеологии: Автореф.дис.канд.филос.наук.- Киев, 1987.-16 с.
- Гассенди II. Сочинения? В 2-х тт. М.: Мысль, 1966.-Т.I.-431 с.
- Гафуров Б., Касымджаиов А. Х. Ал-Фараби в истории культуры.1. М.: Наука, 1975. 176 с.
- Гафуров Б., Касымжанов А. Х. Социально-этические воззрения аль-Фараби //Алъ-Фараби. Социалъяо~ э т иче ские трактаты. -Алма-Ата, 1973, — С.27−35.
- Гашуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя ж средневековаяистория.- 2-е изд. Душанбе: йрфоя, 1989, — КнД,-382 е.- Кн.2. — 480 с.
- Гафуров Б., Прохоров Н. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей родины. Очерки из истории таджиков и Таджикистана.- Стаяжнабад: Таджикгосиздат., j.943. — 212 с.
- Гафуров Б. Фирдоуси слава и гордость мировой культуры //
- Фирдоуси. Шахнаме. М., 1985. — 0,3−10.
- Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане (Исторические очерки). Баку: Гянджлик, 1968. — 564 с.
- Геадев 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков). Баку, 1982. — 180 с.
- Горский Д.П., йвин A.A. Слово к читателю //Философия любви.1. М., 1990. 4.1. — С.5−8.
- Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана в
- Л1-ХП вв. М.: йзд-во АН СССР, 1960. — 330 с.
- Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и
- Среднего Востока. М.: Наука, 1966. — 352 с.
- Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. — 350 с.
- Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности.- М: Мол. гвардия, 1988. 269 с.
- Гусейнов A.A., Нррлитц Г. Краткая история этики.- М.:Мысль, 1987. 589 с.
- Гусейнов A.A. Этика Аристотеля.- М.:Знание, 1984.-. 64 с.
- Дандамаэв М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего
- Ирана.- М.: Наука, 1980.- 416 с.
- Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Omm /Отв.ред.М. С. Асимов.1. ГА Г2 о
- Душанбе: Дониш, 1985. 255 с. 86. Динрршоев М. Философия Насириддина Туси /Отв.ред. М.Асимов.
- Душанбе: Дониш, 1968. 156 с. 8?. Доватур А. И. Политика и нодитии Аристотеля.- М.-!.: Наука, 1965. — 390 с.
- Дорошенко Е. А, Зороастриицы в Иране (йсторико-этнографигеескжй очерк). М.: Наука, 1982. — 133 с.
- Драч Г. В. Проблема человека в ранне греческой философии.1. Postob /нД., 1987. 174 е.
- Дрезден М, Мифология Древнего Ирана //Мифология древнегомира. 1,1977. — С.337−365.
- Дробшщкий О, Г, Понятие морали, Историко-вритзчеокий очерк"1. М.: Наука, 1974. 388 с,
- Дробницкий О, Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977.333 с „
- Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. M“, 1961.444 с.
- Дьяконов М.М. Фирдоуси. Жизнь и творчество.-М. -1., 1 940 137 с.
- Дьяконова Н.В. Два дидактических отрывка „Шах-наме“ Фирдоуси: Дне.. канд.филол.наук.-Л., 1946. 109, ХУ л.
- Заходер Б.Н. История Восточного средневековья (халифат и
- Ближний Восток). М, 1944, — 152 с,
- Ибн-аль-Мукаффа. Калила и Димна /Пер.с араб.Б.Шадфара, — М. :1. Худож.лит., 1986. 301 с.
- Иванов В.Г. История этики древнего мира. I.: Нзд-во .ЛГУ, 1980, — 224 с.
- Иванов В.Г. История этики средних веков. 1., Изд-во1. ЛГУ, 1384. 279 с.
- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1У вв. / АН СССР, йн-т философии. -М.: Соцэкгиз, 1961. 629 с.
- Ислам. Энциклопедический словарь / AJI СССР, йн-т востоковедения. М.: Наука, 1991. — 312 с.
- История Ирана с древнейших времен до конца ХУШ века /Ленигр. гос. ун-т. I., 1958. — 390 с.
- Касыщжанов А. Х. Проблема разума в мировоззрении Аль
- Фараби // Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990. -C.I00-II3.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческойфилософии). М.: Мысль, • *** о!2 с*
- Кессиди Ф.Х. Сократ. 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1988.220 с.
- Кирабаев И, С. Идея совершенства человека в этике Аль
- Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М, 1986. — С. 8591.
- Кременцова O.B. Од оби муошират. Душанбе: Маориф, 1985.99 л1. Угч/ *
- Кулматов Н. Фазфидцин Рози. Краткий анализ философской концепции /Отв.ред.Г.Ашуров. Душанбе: Дошли Д980.- 66 с.
- Кулматов II. Этические взгляды Саади /Отв.ред.М. Н. Болтаев.
- Душанбе: Донш, 1969. 129 с.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. Политиздат, 1988.- 364 с.
- Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана в Ш-У вв. .-Очеркипо истории культуры.- М., 1969. 242 с.
- Майоров Г. Г. Этика в средние века.- М.: ЗнаниеД986, — 62 с.
- Махмаджонова М. Этические взгляды Джалолудцина Руш: Автореф. дис,. канд.филос.наук.- Душанбе, 1995. 22 с.
- Мец А. Мусульманский ренессанс /Пер.с нем.Д. Е. Бертельс.1. М.: Наука, 1966. 458 с.
- Мирбобоев М.К. Заметки о философах Мавераннахра и Хорасанав 17 веке //Изв.АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук. -1983. .1 4. — 0.33−39.
- Мирбобоев М.К. К характеристике практической философии таджикско-персидских перипатетиков // История философии и современность: Тез.выступлений.- Душанбе, 1988,-0.67−69.
- Мирбобоев М. Мавзуи илми ахлок аз назари Чалолиддин Давони //
- Изв.АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук.- 1974. № 4.-С.71−75.
- Мирбобоев М. Назари Давони ба чамъият //Садои Шарк.- 1975.2. С.143−147.
- Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони /Отв.ред.Г.Ашуров.
- Душанбе: Дошли, 1992. 138 с.
- Мирз од Т. Сухане чанд. перумони кохи бегазанд //Чунбшн.1997. Дек.(Л 9).- С. 7.
- Муллоахмад M, Хунари шахсиятофаринии Фирдавси // Чунбиш.-1997. Дек. (II 10). — С.8.
- Мухаббатов X. Фирдавси асосгузори андешаи мшши-ват анпарастии мардуми форсизабон //Чунбшд.- 1998.- янв. Ой I).-C.I.
- Мухаммадхоча А. Макоми харад аз назари Фирдавси //Чуябшп.1997.- 0ент.(! 3). 0.8,
- Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма /Отв.ред.М. Р. Раджабов.- .Душанбе: Дониш, 1990. ИЗ с.
- Мухаммадходжаев А. Ццеология накшбаидизма /Отв.ред.M.Р.Раджаб ов. Душанбе: Дониш, 1991. — 231 с,
- Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фарнцдина Аттора / Отв.ред. М. Р. Раджабов, Душанбе: Дониш, 1974. — 116 с.
- Назарянц Н. Абуль-Касем Фердовси Тусокий творец книги царей, известной под названием „Шах-намэ“. Казань: Типография Ун-та, 1849. — 78 с.
- Низами Арузи Самарканда. Собрание редкостей или Четыре беседы, М.: йзд-во вост.лит., 1963″ - 173 с.
- Олимов К. 5Мировоззрение Санои /Отв.ред. Г. А. Ашуров.- Душанбе: Дониш, 1973. 136 с.
- Олимов К. Хорасанский суфизм, — Душанбе, 1994. 348 с.
- Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори /Мухаррири масъул М.
- Диноржоев. Душанбе: Дониш, 1988, — 133 с.
- Орбели И. Шахнамэ // Фердовси.934−1934, — Л., 1934.- СД-П.
- Османов М.И. Фирдоуси. Жизнь и творчество. М.: Изд-вовост.лит., 1959. 183 с.
- Очерки истории этики /Под ред. Б, АЛапша.- М.: Мысль, 1969.430 с.
- Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и саса-нидский периода. М.:Наука, 1983. — 383 с.
- Периханян А.Г. Сасанидский судебник = „Книга тысячи судебных решений“ Ереван, 1973. — 574 с.
- Петрушевский Й.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках.- Л.:Нзд~во1. ЛГУ, 1966. 400 с.
- Пиотровский М.Б. Исторические судьбы мусульманского представления о власти //Социально-политические представления в исламе: История и современность. М., 1987. -С.6−20.
- Проблемы этики в философских учениях стран Востока /АН СССР.
- Йн-т философии. М: Наука, 1986. — 126 с.
- Пьянков И.В. Кадимтарзю силсилахои хамосии „Шохнома“ //
- Садои Шарк. 1995, — 1 1/3. — С.74−78. 14!?. Пьянков Й. В. Ктеций о Заратуштре //Материальная культура Таджикистана, — Душанбе, 1968. — Вып.1. — С.55−69.
- Пьянков Й.В. Некоторые вопросы этнической предыстории таджикского народа //Проблема этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана: Тез.докл.Все-союз.конф. М., 1988. — С.102−103.
- Пьянков Й.В. Скифская генеалогическая легенда в „Ростамиаде“ //Творческое наследие народов Средней Азжв памятниках искусства, архитектуры и археологии: Тез.докл. науч.конф. Ташкент, 1985. — С, 103−105.
- Раджабов М. Абдурахмаа Джамж и таджикская философия ХУ вэка.
- Душанбе: Йрфон, 1968. 318 с.
- Раджабов М. Мировоззрение Убайда Закани. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958. 115 с.
- Раджабов М. Фирдоуси и современность (Анализ мировоззрения).)
- Душанбе: Ирфон, 1976. 136 с.
- Рассел Б. История западной философии. М#: Иностр.лит., 1959. 935 с.
- Рзакулизаде С.Д. Пантеизм в Азербайджане Х-ХП вв. Баку:1. Элм, 1982. 124 с.
- Вопр.лит. 1969. — Л 6. — С.75−93.
- Розенберг Ф.А. Вступительная статья //Абу-л-Касым-ал-Туси, называемый Фирдоуси. Книга царей Шахнаме: Избранные места М.- Л., 1934. С.7−25.
- Ромаскевич A.A. Очерк истории изучения Шах-наме //Фердовси.934.1934. JE., 1934. — С.13−50.
- Садыков A.C. Этика Абунасра ал-Фараби //В oirp. истории философии. Душанбе, 1977. — С.48−61.
- Самад В. Васнль Васильевич Фжрдавси ва Николай Гаврилович
- Чернышевский //Чунбшд.- 1997.- Нояб.(1 8). С. 7.
- Саркоров й. Ситоиши неки ва накухиши бади дар „Щохнома“ и
- Фжрдавси //Мактаби совети.- 1986.)§ 3. — С.23−26.
- Сатыбекова С.К. Гуманизм Аль-Фараби. Алма-Ата: Наука, 1975. 143 с.
- Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. М. :Шсль, 1989.-191 с.
- Содиков А. Акидахои ахлокии мутаффакирони Шарк. Душанбе:1. Ирфон, 1989. 144 с.
- Социально-утопические идеи в Средней Азии /АН УзССР. Ин-тфилософии и права им. И. М. Муминова, Ин-т востоковедения im Лбу Райхана Беруни. Ташкент: Фан, 1983.- 139 с. 16 416 516 616?1681691701.!172 173 174 175 176 192
- Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.:Наука, 1987. — 190 с.
- Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе в оформлении теологической этики мутазшштов (УШ-1Х вв.): Автореф.дис. .канд.филос.наук.- М., 1984. 25 с.
- Султонов М. Суфийская доктрина Али Хамадани /Отв.ред.М. Д. Диноршоев. Душанбе: Дониш, 1993. — 135 с.
- Табунов Н.Д. Влияние научных знаний на поведение личности// Вопр.философии.- 1973. Л II. — 0.48−57.
- Тревер К.В. Сасанидский Иран в Шах-наме//Фердавси.934−1934.-Л., 1934. С.177−196.
- Турсунзода Ф. Цдеалхои эстетики Фирдавси //Садон Шарк.-1995. $ 1/3. — С.89−91.
- Турсунов А.Т. К дискуссиям вокруг концепции восточного ренессанса. Культурологические аспекты // Памир, — 1981. -II 10. С.78−88.
- Турсунов А. Эхёи ачам. Душанбе: Мрфон, 1984. — 208 с,
- Умаров И. Философские и этические взгляды Айнулкузота. -Душанбе: Нрфон, 1984. 62 с.
- Уразбакоз А.У. Этическая концепция Фараби и йбн Сино // Торжество разума. Душанбе, 1988. — С.275−278.
- Усманова З.М. Миф как феномен культуры: Дис. .канд.филос. наук. Душанбе, 1993. — 142 с.
- Фрейд 3.0 нарциссизме// Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1990. — С.102−127.
- Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М.: Политиздат, 1989. 558 с.
- Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. Ташкент: Фан, 1967. — 355 с.
- Хамидов. Узбекски©- переводы „Шах-наме“ Фирдоуси. Ташкент, 1967. 26 с.
- Хасанова 0. Аквдахои Фирдавси дар бораи одобу ахлок // Мактаби совета. 1967. — 16 10. — С.35−39.
- Хасанова С. Социально-этические взгляды Абулкасыма Фирдоуси: Автореф. дис.. канд. филос, наук. Душанбе, 1967. — 23 с.
- Хуросони М. Таршаспнома» аввалину бахтарин пайрави аз «Шохнаме» ва андешахои волои он //Чунбиш. 1997. — Дек. (is 10). — С.7.
- Чайкин К.И. Асади старший ж Асади младший // Фердавси.9 331 934. Л., 1934. — С.119−160.
- Чалоян В.К. Восток-запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. 2-е изд., испр, и доп. — М.: Наука, 1979. — 213 с.
- Чернышевекий Н.Г. Избранные философские сочинения: В 3-хтомах. М., Госполитиздат, 1951. — Т.З. — 916 с.
- Шаймухамбетова Г. В. Арабоязычная философия средневековья иклассическая традиция (Начальный период). М.: Наука, 1979. — 152 с.
- Шамалов A.A. Сравнительный анализ этических концепций Аб~духамвда Газ, а ли и Насириддина Туси: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Душанбе, 1993. — 23 с.
- Шарифов X. Фирдавси ва мадхи Султон Махмуд // Чунбиш.1997. Нояб. (II 8). С. 6.188. «Шахнаме» Фирдоуси величайшее художественное творение вистории мировой цивилизации: Тез.докл. и сообщ, М&шту-нвр, симпоз., посвящ. 1000-летию «Шахнаме» Фирдоуси.
- Душанбе, 5−9 сент. 1994 г. Душанбе- Тегеран, 1994. -105, 87, 124. — Текст, парал. рус., англ., форси.
- Шахнович М.й. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. JI.: Наука, 1971, — 240 с.
- Шишкин А.Ф. Из историй этических учений. М.: Госполитиздат, 1959. 344 с.
- Шишкин А.Ф. Основы марксистской этики. М.: йзд-во ИМО, 1961. 528 с.
- Этическая, мысль: Науч.-публицист, чтения, 1991. М.: Политиздат, 1992. 447 с.
- Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения, 1988. М.: Политиздат, 1988. 283 с.
- Юсим М.А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. — 155 с.
- Atkinson J. The shah Nameh of the Persian Poet Firdausitranslated and abridged in prose and Terse, with notes and ill strations.
- Bailey H.M. Zoroastrism Problems in the Nirth-Centery1. Books. Oxf., 1971.19?. Boyce M.A. History of Zoroastrianism Vol.1 (Handboch der
- Orientalistik)Leiden, 1975. 198″ Boyce M.A. Persian Stronnhold of Zoroastrianism, Oxf., 1977.
- Boyoe M.A. Textual Sourses for the Study of Zoroastrianism., Manchester, 21 984.
- Bulaaro J, P. Bird’s Eye Picture of the Persic Bombay. 1969.
- Browne E.G. A Literary history of Persio. YII .- Cambridge, 1928.
- Coyajce С. Studies in Shahnameh. m Bombay, 1939″
- Dhalla M.N. Zoroastrian Theology. N. Y., 19H.
- Francishek Machalski. Firdausi i л ego «Shah-name1. Krakow, 1970.205″ Gershevitch L. The Avestan Hymn to Mithra. Cambridge, 1967.
- Macan Turne. The Shah-Nameh: An Heroik Poem" — V (c)1.1.~
- Calkutta, 1829. 207″ Noldeke Th. Das iranische Nationalepos. Grudris* Deriranischen Philologie. В. II. — Strassburg*s 1896.1904.
- The Shahnama of Firdausi» Done into English bjr. Vol. I-Ix"1.ndon, 1905−1923. 212″ Tritton A.S. The Caliphs and Ion-Muslim Subjects.- L., 1970.213• Yarshater E. Cambrudge History of Iran." Vol.3.- Cambridge, 1982.
- TV" «ff) ?/ U&Wll/jl^II&Wy248. е-) ?/Mrr^a^^^^-^^.^vcj"^ 245. 1Г-ГД ?f l? ??Csofl) tyfazfj- v Ut t a 'y251. rt'-i-r ?y244245.