Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства
Министерству культуры РФ создать условия для целенаправленной работы по координации деятельности учреждений культуры, СМИ, деятелей литературы и искусства в поддержку духовного обновления и возрождения армии. Нуждается в серьезной переориентации деятельность культурно-просветительных учреждений, обладающих значительным потенциалом воздействия на духовный мир человека, формирования его… Читать ещё >
Содержание
- ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Методология социально-философского анализа духовной безопасности российского общества
- Взаимосвязь духовной безопасности общества и военной безопасности государства как методологическая проблема
- СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Духовная безопасность общества и личности: содержание и соотношение
- Система угроз духовной безопасности личности, общества и государства в современных условиях
- Обеспечение духовной безопасности российского общества в интересах военной безопасности государства
ФАКТОРИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА НА ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Социально-экономические и политические детерминанты духовной безопасности российского общества и военной безопасности государства.
Безопасное функционирование духовного мира российских граждан как фактор военной безопасности государства. 3
ГЛАВА 4. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДУХОВНОЙ — БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Состояние и основные тенденции развития духовного мира российских граждан и военнослужащих в современных условиях. 273 — 305
§ 2. Основные направления оптимизации взаимодействия духовной безопасности общества и сознания военнослужащих Вооруженных Сил. 305 — 340
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 341−379
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 380 — 408 4
Сегодня Российская Федерация переживает переломный момент в своей истории, который характеризуется глубокими изменениями в основных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Критическое состояние наблюдается фактически во всех сферах общественной жизни. В «духовном пространстве» страны обострено противостояние различных взглядов на перспективы ее развития, усиливается борьба за умы и души людей, в том числе носящих военную форму. Это противостояние охватило науку и искусство, нравственность, образование и воспитание, средства массовой информации, другие элементы духовной жизни российского общества.
Кризисные состояния характерны и для Вооруженных Сил России, они имеют место в сознании и мировоззрении большинства военнослужащих. Сложные, противоречивые состояния духовного мира личного состава во многом обусловлены трудностями военной реформы, духовно не обеспеченным их участием в разрешении военных конфликтов, в том числе на территории собственной страны, отсутствием надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Все это заметно ухудшает морально-психологическое состояние личного состава, снижает его военно-профессиональную мотивацию к добросовестному выполнению обязанностей воинской службы.
Обострение внутренних проблем происходит на фоне нестабильного международного положения Российской Федерации. Сильная экономика и военная мощь многих западных государств является основой для навязывания России стандартов поведения и своего образа жизни, которые все больше игнорируют нормы международного права, сложившиеся десятилетиями нормы межгосударственных взаимоотношений в рамках ООН, а также ментальность и культуру народов России. Миролюбивая «партнерская» политическая риторика не может скрыть факта совершенствования ведущими государствами Запада военно-силовых средств. В современном мироустройстве позиция экономически сильного, не имеющая достаточной альтернативы и противодействия, неиз5 бежно приводит к господству силы. Право сильного оказывается выше гуманистических идеалов. В условиях дальнейшего ухудшения геополитического, геостратегического и внутреннего положения России, внешняя политика Российского государства просто обязана быть ориентированной исходно и по своему характеру на реализацию вызовов XXI века. На наш взгляд, в ней уже в настоящее время должны быть обозначены приоритеты вполне определенным образом, реализация которых позволит соответствовать новым императивам мировой цивилизации, оперативно реагировать на новые события в международной политике.
Все это объективно требует формирования адекватной методологии анализа сложных духовных явлений и процессов, их направленности и тенденций развития в новых условиях российской действительности, изучения роли и' значения духовной подсистемы в становлении, укреплении и функционировании национальной и военной безопасности государства.
Актуальность социально-философского анализа духовной безопасности российского общества как фактора военной безопасности государства определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, проблема безопасной жизнедеятельности народов и государств, всегда была актуальной и решалась в истории весьма многообразно. С распадом Советского Союза и становлением Российской Федерации как суверенного государства, остро актуальной становится проблема безопасного функционирования духовных ценностей общества, духовного мира человека, его сознания, мировоззрения и соответственно их роли в системе обеспечения военной безопасности государства.
Это во многом объясняется тем, что, с одной стороны, у большинства российских граждан, в том числе и у военнослужащих армии и флота активизировалась потребность пересмотреть (переоценить) свои ценностные ориентации, сравнить их с новыми условиями жизни, ценностями общества и будущим развитием. В условиях продолжающейся излишней идеологизации и политиза6 ции духовной жизни данный пересмотр не всегда у всех оказывается удачным, так как во многом обусловлен способностями и возможностями каждой личности, состоянием ее общей и профессиональной культуры, внешними условиями. С другой стороны, значительное развитие сегодня получили средства и способы, методология и методика манипулирования сознанием людей, дестабилизирующие или вовсе разрушающие духовность личности, вытравливающие из ее сознания и мировоззрения неповторимо личностное, уникальное, гуманистическое. Имеет место также насаждение стереотипов, подавляющих самостоятельность мышления и действий различных субъектов. Необходимо признать, что возникла принципиально новая система внутренних и внешних угроз безопасности личности и российского общества, и, в частности, их духовной безопасности, не связанная с традиционным пониманием врага или агрессора. Одновременно, прежние угрозы относительно всего процесса духовного развития личности и социальных общностей также существенно изменились по содержанию, методам и способам реализации.
Во-вторых, актуальность рассмотрения проблемы духовной безопасности российского общества в современных условиях обусловлена также ее особой ролью в системе военной безопасности государства. Духовная жизнь общества и армии неразрывно связаны друг с другом, сохраняя при этом свою специфику взаимовлияния. Надо учитывать, что духовная безопасность выполняет в системе военной безопасности государства синтезирующую, интеграционную роль, оказывая на все ее элементы стимулирующее влияние благодаря своему рельефно выраженному ценностному содержанию, способности людей добровольно и сознательно (мотивированно) осуществлять свободный выбор линии своего поведения и поступков, отношение к военной службе.
Роль и значение духовной подсистемы военной безопасности государства определяется и тем, что в ней и через нее происходит осознание людьми самих себя как индивидов или сообщества, как самодостаточного субъекта и объекта истории. Данная подсистема безопасности объединяет большой спектр 7 духовных явлений (нравственных, этических, психологических и др.), синтезирующихся в укладе жизни, национальном характере, традициях народа, его исторической памяти, в отношении общества и граждан к военной службе, воинскому долгу, военной профессии, защите Отечества.
Духовность общества выступает той основой, на базе которой формируется готовность военнослужащих к защите Отечества и возможной войне, конкретным боевым действиям. Речь идет о том, что элементы содержания военной безопасности эффективно проявляют себя на единой духовной основе в рамках одной системы духовных ценностей. Представляется, что только опираясь на духовный потенциал общества, можно сформировать и поддерживать главное — готовность и способность военнослужащих Вооруженных Сил обеспечивать защиту жизненно важных интересов и ценностей личности, общества и государства, не преуменьшая значимость материально-технических факторов. Следует учитывать, что в условиях глубоких перемен во всех сферах жизни общества и реформирования Вооруженных Сил будет достаточно сложно сформировать окончательную модель взаимодействия духовной безопасности общества и сознания военнослужащих.
В-третьих, комплекс нерешенных социально-экономических проблем, достаточно противоречиво отражаясь в духовном мире большинства россиян и военнослужащих, рассогласовывают его элементы, порождают неуверенность людей за свое настоящее и будущее, снижают мотивацию к добросовестному труду и уровень духовных возможностей общества и военнослужащих по защите страны от возможной агрессии извне, по устранению внутренних факторов, составляющих угрозу целостности и независимости российского государства.
Состояние и функционирование духовной подсистемы военной безопасности сегодня во многом оказалось в непосредственной зависимости от социально-экономических и политических возможностей общества и государства, их способности наиболее полно удовлетворить необходимый спектр насущных 8 жизненных интересов и потребностей российских граждан и военнослужащих армии и флота.
Социально-экономическое неблагополучие человека формирует комплексную причину, которая оказывает деструктивное воздействие на состояние и функционирование его духовного мира. Бытие россиян и военнослужащих, отягощенное бедностью и бездуховностью порождает искаженный тип человеческого общения и более или менее массовые деформации их сознания и поведения.
Все это обусловливает необходимость синхронизации социально-экономического, политического и собственно духовного процессов в российском обществе и государстве, создает благоприятные возможности для всестороннего развития и самовыражения человека, социальной общности, удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей, реализации своего духовного потенциалов.
В-четвертых, сегодня, когда значительно расширилась сфера влияния и количество негативных факторов, воздействующих на духовность людей, особо актуализировалась проблема формирования позитивных основ духовного мира как российских граждан, так и субъектов военной безопасности государства. Следует признать, что стабильность и устойчивость российского общества определяются сегодня во многом уровнем безопасного функционирования духовного мира российских граждан, их сознания, мировоззрения и духовных качеств. Для духовного мира военнослужащих, которым общество и государство доверило оружие, крайне необходимо состояние оптимистичности, положительной социальной и военно-профессиональной активности, уверенности в своем будущем. Доминирование негативных идей и состояний в сознании и мировоззрении военнослужащих — наиболее опасный признак, непосредственный показатель нестабильности и снижения эффективности функционирования духовного потенциала российского общества и его Вооруженных Сил. 9
Сегодня очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию российских граждан и военнослужащих на совокупность базовых позитивных экономических, политических, правовых, моральных, религиозных и иных ценностей, которые способны выступить единым духовным консолидирующим началом. Вне базовых ориентиров сознание индивида становится аморфным или оно концентрируется на реализации каждодневных, ситуативных потребностей и интересов. Создание или возрождение базовых ценностей, как представляется, позволит обеспечить относительную духовную стабильность как личности, так и всего российского общества, социальных общностей, способно выступить в качестве важнейшего фактора сохранения военной безопасности государства.
В-пятых, в современных условиях значительно актуализировалась проблема оптимизации взаимодействия духовной безопасности российского общества и сознания военнослужащих. Общество и государство должны стремиться к формированию духовно богатой личности. Но духовное богатство, как известно, требует определенного возделывания, культивирования. Отсюда крайне необходимо сегодня выработать единые приоритеты духовной жизни гражданского общества и военнослужащих, пересмотреть критерии оценки духовности граждан и личного состава Вооруженных Сил.
В современной России необходимо духовное (обыденно-практическое и идейное) согласование исходных мировоззренческих ориентаций граждан, демографических и этнических общностей, с одной стороны, и военнослужащих -с другой, как представителей одного государства с богатой историей и культурой. На первый план должны выйти интересы страны и народа в целом, проблема независимости государства как условие его процветания и успешного решения внутренних задач. При этом основные элементы и содержание сознания военнослужащих как равноправных граждан страны не должны искусственно отграничиваться от духовности общества, его проблем и перспектив развития.
Сказанное свидетельствует об усилении роли духовной составляющей российского общества и армии в общей системе обеспечения военной безопасности государства.
Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние степени научной разработанности проблемы духовной безопасности российского общества как фактора военной безопасности государства, следует отметить, что исходной базой для исследования любого нового явления, в том числе и такого сложного социального феномена каким является духовная безопасность российского общества, является, как известно, имеющаяся сумма знаний, накопленная в данной области. Анализ социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения данной проблемы.
Первую группу составляют работы отечественных ученых, посвященные исследованию социально-философских проблем духовной жизни общества и духовно-практического освоения (познания) действительности.1 Так, в трудах С. Ф. Анисимова, В. Г. Афанасьева, B.C. Библера, H.A. Гырдева, Г. Г. Дилиген-ского, Д. И. Дубровского, А. Г. Здравомыслова, Э. В. Ильенкова, М. С. Кагана, В. И. Ксенофонтова, Ф. Т. Михайлова, В. Н. Сагатовского, А. Г. Спиркина, А. К. Уледова, C.JI. Франка и других глубоко и обстоятельно проанализированы во
1 См.: Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. — М., 1990- Гырдев Д. Проблемы общественного сознания. — М., 1982- Дилигенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопросы философии. — 1990. — № 3- Дубровский Д. И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. — 1988. — № 1- Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986- Ильенков Э. В. Проблема «идеального» //Вопросы философии. — 1979. — № 6,7- Каган М. С. О духовном //Вопросы философии. — 1985. -№ 9- Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. — 1991. — № 12- Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М., 1990- Сагатовский В. Н. Категория деятельности и ее структура //Вопросы философии. — 1985. — № 2- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1977- Уледов А. К. Духовное обновление общества. — М.: Мысль, 1990- Франк C.JI. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. — М., 1992.
11 просы сущности и структуры духовной жизни общества, закономерности ее формирования и развития, места и роли духовных ценностей в жизни человека и общества. Анализ данных работ показывает, что в них содержится немало плодотворных идей и положений, которые обогащают современные представления и духовности личности и социальных общностей, ее смысле, назначении и возможностях.
Вторую группу составляют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых разработаны узловые вопросы методологии анализа духовных проблем постсоветской России. Так, с начала 90-х годов значительно актуализируется потребность в социально-философском осмыслении коренных перемен в духовной сфере жизни российского общества, а также духовном мире личности и социальных общностей. Это во многом способствовало расширению научных представлений о духовных процессах современного российского общества, состоянии и направленности духовного мира российских граждан, их ценностных ориентациях, путях и способах их реализации. Причем, при анализе данных работ достаточно ясно просматриваются три основных аспекта рассмотрения: определение реального состояния и новых контуров российской духовности, 1 обоснование необходимости формирования новой системы духов
1 См.: Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал. — 1997. — № 3- Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. -1996. — № 2- Гайнулина Ф. И. От социальной напряженности к социальному партнерству //Социально-политический журнал. — 1998. — № 4- Карпухин О. И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе //Социально-политический журнал. — 1995. — № 4, 5- Кулешов В. Е. Смысл жизни и долг: диалектика взаимосвязи. — Санкт-Петербург, 1998- Крымский С. Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. — 1992. — № 12- Левада Ю. А. Десять лет перемен в сознании человека //Общественные науки и современность. — 1999. — № 5- Лекторский В. А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. — 1996. — № 2- Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социс. — 1998. — № 10- Тагиров Э. Р., Тронова Л. С. Кофликты в обществе: от противостояния к согласию. — Казань, 1996- Яковлев А. И., Кириллов Н. П. Сознание народа. — Томск.: Издательство ТГУ, 2000.
12 ных ценностей, 1 путей и способов выхода из кризиса и перспектив дальнейшего духовного развития личности, общества и государства в современных услови
Примечательным явлением в развитии научных отечественных исследований последних десятилетий XX века стало использование источников зарубежной философской литературы: работ М. Вебера, А. Вебера, П. Сорокина, А. Тойнби, Э. Фромма, С. Хантингтона, И. Хёйзинга, О. Шпенглера, К. Ясперса и других. Это расширило диапазон аргументации в отечественной философии, обогатило ее творческий потенциал иным видением решения сложных проблем духовной культуры, духовно-нравственного развития общества и личности.3
1 См.: Багдасарьян Н. Г. Диалог или экспансия: анализ проблемы «американизации» русской культуры //Социально-политический журнал. — 1997. — № 3- Букреев В. И. Нормативная система: духовный мир человека. — Екатеринбург, 1999- Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. -1994. -№ 3−6-. Козлова Н. Ценностные ориентиры — предпосылка программы переустройства общества//Общественные науки и современность, — 1992.- № 1- Лапин Н. И. Модерназиция базовых ценностей россиян //Социс. — 1996. — № 5- Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) //Под общей редакцией Дубова И. Г. — М., 1997- Российское общество: становление демократических ценностей? (Сборник статей под ред. А. Рябова). — М., 1999- Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. — М., 1999.
2 См.: Казакова Л. И. Человек в системе духовной жизни общества. — М., 1999- Киселев Г. С. Человек, культура, цивилизация на пороге Ш тысячелетия. — М., 1999- Кортунов С. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. — М., 1997- Ми-голатьев A.A. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. — 1998. — № 3- Мирский Г. «Общность судьбы» и национальное самосознание // Мировая экономика и международные отношения. — 1998.- № 4- Моисеев H.H. Россия — опоры и перспективы //Свободная мысль. — 1995. — № 1- Подберезкин А. И. Через духовность — к возрождению отечества//Свободная мысль. — 1995. -№ 5- Тихонова Н. Е. Самоидентификация россиян и ее динамика //Общественные науки и современность. — 1999. — № 4.
3 См.: Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992- Тойнби А. Постижение истории. — М., 1996- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994- Он же. Иметь или быть? — М., 1990- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис. — 1994. — № 1- Хёйзинга Й. Человек играющий. — М., 1992- Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993- Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994- Он же. Духовная ситуация времени. — М., 1990. и др.
Положительно оценивая научные результаты предшествующих исследований по проблеме духовной жизни российского общества, необходимо отметить, что в плане раскрытия темы диссертационного исследования они имеют прежде всего общетеоретическое и методологическое значение. Вместе с тем, при всей позитивности представленных в работах взглядов, точек зрений и подходов, следует отметить, что на первый план выдвигается новая проблема стабильного функционирования базовых духовных ценностей личности, российского общества и государства. В ряде работ наблюдается некоторая абстрактность и типизированность анализа, стремление обратить внимание на прошлое, присутствует попытка подменить безопасность стабильностью.
Анализ научных исследований, посвященных духовным проблемам российского общества, способствовал поиску новых методологических подходов к формированию модели безопасного духовного состояния личности, общества и государства. Существенное приращение нового знания, которое было использовано в раскрытии темы диссертационного исследования, было во многом связано с тем, что после распада Советского Союза достаточно острой становится потребность в социально-философском осмыслении не только новых внешнеполитических реалий российского государства, но и его внутреннего безопасного состояния.
Третью группу составили работы, авторы которых предметом своего исследования избрали проблемы национальной безопасности российского государства. Так, в работах А. Арбатова, O.A. Белькова, В. В. Бондарева, В.И. Голу-бева, П. К. Гречко, А. П. Дмитриева, А. Б. Западинского, А. Г. Егорова, Н. П. Колесникова, B.JI. Манилова, В. И. Митрохина, Н. В. Михалкина, B.C. Пирумова, В. П. Петрова, A.A. Прохожева, B.C. Пусько, Р. Г. Хромова, Б. Холоши, В.В. Че-бана и других акцентируется внимание на том, что национальная безопасность не может быть сведена только к защите суверенитета и территориальной целостности государства, хотя это и составляет один из наиболее важных ее признаков. Ее следует рассматривать в более широком контексте, так как националь
14 ная безопасность призвана обеспечить безопасность всего комплекса жизненно важных интересов и ценностей личности, общества и государства.1
В целом данное направление исследований явилось достаточно позитивным по целому ряду аспектов: во-первых, такой акцент позволил выделить основные элементы структуры национальной безопасности, определить место и роль в ней духовной подсистемы, которая через вполне конкретное содержание сознания, мировоззрения и духовных качеств осуществляет активное воздействие на эффективное функционирование всех других подсистем национальной безопасности, объединяя их в единое целое- во вторых. был осуществлен ана
1 См.: Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность //Мировая экономика и международные отношения. — 1998.- № 5, 6- Бельков O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. //Инф. сборник «Безопасность», 1994. -№ 3- Голубев В. И., Пусько B.C. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации. Учебное пособие. — М.: Воен. ун-т, 1996- Гречко П. К. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // Социально-политический журнал. — 1998. — № 3- Дмитриев А. П. Соотношение стабильности и безопасности государства как проблема политической теории и практики //Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности. Сборник материалов конференции. — М.: ВА ГШ, 1992- Западинский А. Б., Колесников Н. П., Бондарев В. В. Национальная безопасность и военно-стратегическое равновесие //Военная мысль. — 1997. — № 3- Егоров А. Г. О национальной безопасности и военно-политической стратегии государства //Социс. — 1994- № 3- Манилов
B.JI. Исследование проблем национальной безопасности. Вопросы методологии // Военная мысль — 1995.- № 5- Он же. Национальная безопасность: ценности, интересы, цели. — Военная мысль — 1995.- № 6- Митрохин В. И. Концептуальные основы национальной безопасности России //Социально-политический журнал. — 1995. — № 6- Михалкин Н. В. Национальные интересы и национальная безопасность России //Власть. — 2000. — № 2- Пирумов B.C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности в России в современных условиях //Геополитика и безопасность. — 1993. — № 1- Петров В. П. Система обеспечения национальной безопасности России: проблемы формирования и совершенствования (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1997- Проскурин
C.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. -М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991- Прохожев A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов //Безопасность, 1995.- № 9 /29/- Он же. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. — М. Изд-во РАГС, 1996- Хромов Р. Г. Философские проблемы национальной безопасности //Вопросы философии. -1994. — № 10- Холоша Б. НАТО и интересы национальной безопасности России // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 8- Чебан Вл.В. Культура национальной безопасности России: история и современность: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1997.
15 лиз совокупности существующих сегодня внешних и внутренних опасностей и угроз российскому обществу и государству.1
Представленные работы составили важную теоретическую основу диссертационного исследования. Были использованы положения о видах национальной безопасности, содержании духовной безопасности российского общества, состояниях сознания и других составляющих духовности военнослужащих, о структуре военной безопасности российского государства, ее субъектах и проблемах.
Существенный вклад в исследование проблем духовной безопасности привнесли работы А. П. Бутенко, В. Ф. Ницевича, П. Николаева, В. М. Родачина, С. Ю. Ручкина, В. А. Садовничего, В. И. Солдаткина. Данные авторы, выделяя в самостоятельный объект исследования ряд важнейших элементов структуры духовной безопасности (идеологический, информационный, образовательно-воспитательный, научный), дают им свою содержательную характеристику.2 Одновременно рядом авторов вполне справедливо обосновывается необходи
1 См.: Бельков O.A. Как отвечать на новые вызовы //Власть. — 2000. — № 2- Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности России. — М.: Духовное наследие, 1998- Гацко М. Ф. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения: Дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, — 1996- Клименко А. Ф. Методика оценки военных угроз и меры по их нейтрализации //Военная мысль. — 1993. — № 5- Коротченко Е. Г. Информационно-психологическое противоборство в современных условиях //Военная мысль — 1996.- № 1- Манилов B.JI. Угрозы национальной безопасности России // Военная мысль — 1996.- № 1- Чернов В. Национальные интересы России и угрозы ее безопасности //Независимая газета. — 1994. — 24 апреля.
2 См.: Бутенко А. П., Кочеткова J1.H. Идеология в России: проблемы и перспективы // Социально-политический журнал. — 1998. — № 4- Ницевич В. Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности России: Дис.канд. филос. наук. — М.: ВУ, 1996- Николаев П. Культура как фактор национальной безопасности //Социальная и культурная безопасность России. — М.: Логос, 1995- Родачин В. М. Идеология и современные военно-политические процессы. — М.: ГА ВС, 1995- Ручкин С. Ю. Идеология в современном российском обществе: статус и функционирование: Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1998- Садовничий В. А. Состояние образования как фактор национальной безопасности //Независимая газета. — 1998. — 1 апреля- Солдаткин В. И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты: Дис. д-ра. филос. наук-М.: МЭСИ, 2000.
16 мость выделения в духовной безопасности религиозно-духовного и светско-духовного компонентов.1
Четвертую группу составляет небольшой круг работ, авторы которых внесли вклад в разработку проблем безопасного состояния и функционирования личности, общества и государства, исходя из требований переходного периода. Так, в работах И. С. Даниленко, Ю. Зарецкого, В. Н. Ксенофонтова, В. В. Серебрянникова, A.A. Тер-Акопова, С. Хенкина, Л. И. Шершнева, Р. Г. Яновского вполне справедливо обосновывается идея о том, что безопасное состояние общества как социальной системы самым непосредственным образом связана с удовлетворением самых разнообразных интересов и потребностей человека и социальных групп. У социальной системы в значительной степени защищающей интересы человека есть больше шансов достичь безопасного состояния.2
1 См.: Денисенко П. А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития: Дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1997- Каверин Б. И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. — М.: Воен. ун-т, 2000- Ключа-рев H.H. Религия в духовной жизни российского офицера. Социологические исследования //Военная мысль. — 1994. — № 1- Он же. Современная российская армия и религия //Власть. — 1995. — № 10- Кудинов И. Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской Армии: Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1997- Носков Ю. Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. — М.: Воен. ун-т, 1997.
См.: Безопасность человека. //Под ред. Шершнева Л. И. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994- Безопасность России: системный подход //Инф. сборник «Безопасность», 1993, — № 5- Даниленко И. С. Политическая безопасность //Инф. сборник «Безопасность». — 1993. — № 10- Зарецкий Ю. Опасность и безопасность: социальный аспект//Социально-политический журнал. — 1995. — № 5- Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь российского общества и современный мир /Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. Материалы международной конференции. — М.: МГИМО, 1997- Серебрянников В. В. Гражданский мир и согласие в России //Социально-политический журнал. — 1997.- № 1- Он же. Политическая безопасность // Свободная мысль. — 1997. — № 3- Серебрянников В. В., Хлопьев А. Т. Социальная безопасность России. -М.: ИСПИ РАН, 1996- Социальная и духовная безопасность России. — М., 1995- Тер-Акопов A.A. Безопасность человека. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998- Хенкин С. Социальная напряженность в российском интерьере //Власть. 1998.- № 4- Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. -М.: Академия, 1999.
Следует отметить, что авторы несколько отходят от принципа единства, взаимосвязи, сбалансированности и равенства всех видов национальной безопасности (политической, социальной, духовной и др.) и недопустимости их приоритетности в зависимости от ситуации внутри страны и за ее пределами. Как представляется, безопасной может быть только вся социальная система (общество в целом) в единстве его основных сфер жизни.
Вместе с тем, содержащийся в представленных работах анализ безопасного состояния общества и человека имел важное значение для дальнейшего исследования собственно духовной безопасности, ее взаимосвязи с военной безопасностью государства.
Пятую группу составляют работы представителей отечественной военно-философской мысли, которые всегда держали в поле своего зрения проблемы войны и мира, войны и армии, воинского долга, духовных сил и морального фактора в войне. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что общеметодологические подходы в исследовании данных проблем наиболее полно были определены в работах A.A. Балаховского, В. И. Гидиринского, B.C. Горбунова, А. П. Дмитриева, А. И. Дырина, М. Н. Ищука, Б. И. Каверина, Б. М. Каневского, И. А. Климова, В. Н. Ксенофонтова, Г. Г. Лукавы, Б. Н. Малькова, Ю. В. Мамонтова, A.C. Миловидова, Н. В. Михалкина, A.B. Павлова, А. И. Позднякова, О.Х.-А. Рахимова, Е. В. Сарычева, Б. В. Сафронова, В. В. Серебрянникова, В. П. Суставова, Н. Д. Табунова, A.A. Тиморина, P.M. Тимошева, С.А. Тюшкеви-ча, В. В. Чебана и В л.В. Чебана, В. М. Чугунова, А. Х. Шаваева, А. Н. Шахова, М. Н. Шахова и других. Содержащийся в них анализ законов войны и вооруженной борьбы, национальной и военной безопасности, оборонной мощи армии и флота, военного строительства имеет важное значение методологическое значение для более детального изучения в дальнейшем духовной подсистемы военной безопасности российского государства.
В большой группе работ военных ученых, вышедших в последнее время, затрагиваются социально-философские аспекты проблем военной безопасности
18 и роли российских Вооруженных сил в ее обеспечении.1 В значительном количестве работ уделяется достаточно пристальное внимание изучению места и роли духовного фактора, нравственных сил и морального духа армии, воинского долга, морально-психологической подготовки личного состава.2
Определенный вклад в разработку проблем безопасного функционирования духовного мира военнослужащих внесли ученые, исследующие вопросы патриотизма и военно-патриотического воспитания, 3 а также характера и
1 См.: Золотарев В. А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). — М., 1996- Истягин JL Как нам обезопасить Россию //Мировая экономика и международные отношения. — 1996. — № 11- Клокотов Н. П., Касенков М. М. Военная безопасность России //Военная мысль. — 1993. — № 8- Манилов В. Л. Безопасность в эпоху партнерства. — М.: Терра, 1999- Рогозин Д. О. Кризис оборонной системы России и необходимость военной реформы (Россия между миром и войной). — М., 1998- Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Ефимов H.H. Ковалев В. И. Безопасность России и армия.-М.: ИСПИ РАН, 1995- Ткачев В. Н. Обеспечение военной безопасности как системная проблема //Военная мысль. -1996. -№ 3- Хлопьев А. Т. Военный аспект национальной безопасности в оценках россиян //Социс. — 1993 — № 12- Шершнев Л. И. Армия в системе безопасности государства // Армия России сегодня и завтра. — М., 1995.
2 См.: Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода //Социальные проблемы переходного периода (на примере России и других стран СНГ) Материалы международной конференции. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996- Логинов И. П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. — М., 1997- Рахимов О.-Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Дис. д-ра филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1995- Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ). — Монино, 1998- Щегол ев И. М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. -М.:ВУ, 1999.
См.: Гидиринский В. И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. — 1999. — № 3- Крупник A.A. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Воен. ун-т, 1995- Лутовинов В. И. Патриотизм и проблема его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. д-ра филос. наук. -М.: ВУ, 1998- Мельниченко И. И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис.канд. филос. наук. — М.: Монино, 1996- Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии //Под ред. С. Л. Рыкова. — М., 1997.
19 тенденций развития ценностных ориентаций военнослужащих.1