Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гражданско-правовой статус дехканских (фермерских) хозяйств по законодательству Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Чернышевский Н. Г. Рецензия по поводу перевода «Шитики» Арестотеля. Сборник «Статьи по эстетике», М., 1938, С. 260−261- В этом же смысле американский учёный Е. А. Фарнсворт писал: «Ни одна из правовых систем не может быть понята без соответствующего изучения её законодательства с использованием источников дореволюционного таджикского права и современного законодательства, а также результатов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДЕХКАНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ Становление и развитие законодательства о дехканских (фермерских) хозяйствах
  • Соотношения понятий индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство и дехканское (фермерское) хозяйство
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕХКАНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ Понятие, признаки и состав дехканского (фермерского) хозяйства
  • Правовой режим имущества дехканского (фермерского) хозяйства
  • Правовые проблемы найма труда в дехканских (фермерских) хозяйствах
  • ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕХКАНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

Гражданско-правовой статус дехканских (фермерских) хозяйств по законодательству Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аграрная реформа, катализатором которой являются становление и развитие дехканских (фермерских) хозяйств, занимает одно из ведущих мест среди глобальных политических, экономических и социальных преобразований, происходящих в Республике Таджикистан1 на современном этапе в связи с чем актуальность изучения и обоснования гражданско-правового статуса этих дехканских хозяйств не вызывает никаких сомнений. Укрепление и развитие сельского хозяйства в настоящее время требуют применения различных форм коллективного и индивидуального хозяйствования, среди которых в условиях Таджикистана особое место занимает дехканское хозяйство.

Дехканское хозяйство является индивидуальной формой ведения сельского хозяйства, которая базируется на труде дехканина как самостоятельного хозяина и членов его семьи, а также на ограниченном применении наемного труда при производственной необходимости под государственной поддержки.

Реформирование сельского хозяйства в Таджикистане началось с Постановления Совета Министров РТ от 1 октября 1993 г., согласно которому было утверждено Положение «Об организации дехканских (фермерских) хозяйств в Республике Таджикистан», разработанное в соответствии с Земельным кодексом и Законом «О земельной реформе» республики. Данное Положение определяло экономические, социальные и правовые основы деятельности и порядок выделения земель дехканским (фермерским) хозяйствам на территории республики. Позже, в 1996 г. Правительство республики посчитало целесообразным создать на базе убыточных и низкорентабельных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций и.

1 Далее РТ. предприятий ассоциации арендаторов, кооперативы, дехканские (фермерские) хозяйства, другие организационные формы хозяйствования, отвечающие требованиям рыночной экономики. Для координации действий была создана Государственная комиссия по реорганизации сельскохозяйственных предприятий и образован Комитет по земельным ресурсам при Правительстве РТ. Этому предшествовал Указ Президента «О выделении 50 тыс. га земель для личного подсобного хозяйства граждан». Выделение 50 тыс. га земель для личного подсобного хозяйства граждан сыграло исключительно положительную роль в деле углубления экономических преобразований на селе, в решении проблем занятости населения и обеспечения страны хлебными ресурсами и другой сельхозпродукцией. В 1997 г. дехканские хозяйства сдали государству 700 тысяч тонн зерна, что составляло годовую потребность республики.1 Общая производительность сельхозпродукции по сравнению с 1996 г. увеличилась на 3,6%. 1 декабря 1997 г. был издан Указ Президента РТ «О выделении 25 тысяч гектаров земли вспомогательным собственным хозяйствам граждан страны», а через полгода, т. е. 22 июня 1998 г. с целью создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства был издан ещё один Указ Президента РТ «О реализации права пользования землей», в котором было установлено, что 1) документами, удостоверяющими право пользования землей, являются Сертификат (Свидетельство) на право пользования землей и Свидетельство на земельный пай- 2) граждане, имеющие приусадебные участки, земельные участки для коллективного садоводства, огородничества, личного подсобного.

1 Ураков Б. Голод и хлебная проблема в ближайшие годы Таджикистану не грозят // Бизнес и политика.- 1998. № 52 (316).- Декабрь.- СЛ.

Садои мардум — 1998 г. — 4 марта.- С. 2. хозяйства и дехканского (фермерского) хозяйства, вправе через Комитет по земельным ресурсам и землеустройству при Правительстве РТ и уполномоченные им органы на местах реализовать Сертификат (Свидетельство) на право пользования землей. Оформление и выдача названных документов Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству при Правительстве РТ начались с 1 сентября 1998 г.

Приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве РТ в «Государственной программе поддержки и развития малого предпринимательства Республики Таджикистан» были названы следующие:

1) развитие продовольственных отраслей сельхозпроизводства (производство овощей, фруктов, мяса, птицы, яиц и т. д.);

2) первичная переработка и хранение сельхозпродукции;

3) техническое обслуживание сельского хозяйства;

4) развитие транспортной и торговой инфраструктуры, обслуживающей сельхозпроизводителей;

5) формирование и развитие опытно-экспериментальных участков в различных природно-климатических условиях республики с целью оказания научно-методической помощи фермерским хозяйствам;

6) разработка специальных фермерских программ для стабилизации цен и доходов фермеров, ориентации фермеров на потребности рынка, расширение экспорта сельхозпродукции и охрана природных ресурсов страны.

После накопления некоторого практического опыта по организации дехканских хозяйств началась разработка проекта соответствующего закона о дехканских хозяйствах, который должен был более стабильно и всесторонне регулировать основные положения этого хозяйства: определить его социально-экономическую роль, правосубъектность, взаимоотношения с государством, право землепользования и право собственности, наследование имущества, труд и социальное обеспечение дехкан, реализацию продукции, кредитование и финансирование, налогообложение, государственное страхование, договорные отношения дехканина с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, реорганизацию дехканского хозяйства.

После опубликования законопроекта и его широкого обсуждения Закон «О дехканском (фермерском) хозяйстве» был принят Верховным Советом РТ, и, конечно, изучение последнего с точки зрения его своевременности и информативности весьма актуально.

Сегодня возрождение дехканских хозяйств в республике связано с взятием курса на рыночную экономику, с перестройкой производственных отношений на селе, с рациональным использованием земли, с повышением заинтересованности дехканина в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и улучшении её качества, с возвращением положения хозяина на земле.

С созданием дехканских хозяйств экономическое положение в сельских районах несколько улучшилось. Так, если средняя заработная плата работников колхозов и совхозов к 1 марта 1999 г. составляла 3267 рублов, что ниже общереспубликанского уровня в 2,5 раза, то ежемесячные доходы фермеров и арендаторов составляли от 25 до 32 тысяч рублов.1 По данным Министерства сельского хозяйства РТ, на 15 апреля 1999 г. в республике было зарегистрировано 11 тысяч дехканских (фермерских) хозяйств, 89 ассоциаций фермерских хозяйств, 8 межхозяйственных, 171 арендное хозяйство, 61 акционерное общество и 118 сельхозкооперативов. Только в 1998 г. в.

1 Дайджест PREES. — 1999. — 8 июля. — С. 3.

РТ было реорганизовано 121 хозяйство. До 30 марта 2000 года в РТ должны были реорганизованы преимущественно в дехканские (фермерские) хозяйства ещё 160 сельскохозяйственных предприятий и организаций.1 Таким образом, с учётом происходящих перемен в сельскохозяйственном секторе республики мы можем констатировать, что эти перемены в общем носят положительный характер. Но все эти изменения в свою очередь влекут за собой и изменения в тех сферах, которые не только непосредственно связаны с аграрным сектором экономики, но и косвенно касаются его. И здесь на первый план выдвигаются правовые проблемы, потому что преобразование аграрных отношений требует решения новых для нашей правовой науки проблем, пересмотра многих сложившихся стереотипов, чем ещё раз подтверждается актуальность нашего исследования. От правового оформления аграрных отношений, составляющих одну из важных сфер рыночной экономики, во многом будет зависит дальнейшее становление и развитие и фермерских хозяйств.

Методология исследования. В качестве основного общенаучного метода исследования использовался диалектический метод исследования. Из частно-научных методов применялись: системный, исторический, сравнительный, статистический, логико-юридический, социологический.

Теоретическая и информационная база иссл едования. Работа выполнена с учётом научной положении «без истории предмета нет теории предмета"2 и на основе действующего.

1 Бизнес и политика. — 1999 г. — июнь.- СЛ.

2 См.: Чернышевский Н. Г. Рецензия по поводу перевода «Шитики» Арестотеля. Сборник «Статьи по эстетике», М., 1938, С. 260−261- В этом же смысле американский учёный Е. А. Фарнсворт писал: «Ни одна из правовых систем не может быть понята без соответствующего изучения её законодательства с использованием источников дореволюционного таджикского права и современного законодательства, а также результатов социологического исследования, проведенного нами в фермерских хозяйствах Кофарнихонского района при содействии Ассоциации дехканского (фермерского) хозяйства РТ. Были проанализированы работы по истории государства и права Таджикистана, косвенно затрагивающие вопросы становления и развития дехканских хозяйств в республике. В работе использованы также данные социологов, историков и юристов, непосредственно касающиеся дехканских хозяйств. Наряду с трудами цивилистов использовались также работы специалистов в области сельскохозяйственного, трудового права, а также сведения из экономической литературы.

Значительную помощь в исследовании гражданско-правового статуса дехканских хозяйств Таджикистана оказали труды известных специалистов в области гражданского, семейного и трудового права С. С. Алексеева, А. М. Беляковой, С. Н. Братусь, Ю. Г. Басина, М. М. Биркина, В. П. Грибанова, Р. Д. Джаборова, Ю. Г. Жарикова, Ш. М. Исмаилова, А. Ю. Кабалкина, В. Ф. Маслова, Г. К. Матвеева, М. А. Махмудова, Ш. М. Менглиева, В. П. Мозолина, А. М. Нечаевой, В. А. Ойгензихта, А. П. Сергеева, О. И. Садикова, А. А. Собчака,.

Е.А.Суханова, Ш. Т. Тагайназарова, М. З. Рахимова, Х. Рахманкулова, Ю. К. Толстова, Ф. Т. Тохирова, О. У. Усманова, Р. О. Халфиной,.

Н.Шонасридинова, А. Е. Черноморец и др. Использованы труды специалистов по сельскохозяйственному праву, Г. Е. Быстрова, И. А. Иконицкой, М. И. Козыря, В. А. Нуденко, В. В. Устюковой и др., истории". См. так же: Мозолин В. П., Фансворт Е. А. «Договорное право в США и СССР. История и общие концепции», М., «Наука», 1988, — С. 16 монографии таджикских историков Б. И. Искандарова и А. Кушматова, зарубежных учёных, в частности, М. Бакетта, Р. Шарля, работа других учёных, а также архивные материалы.

С принятием законов о дехканском (фермерском) хозяйстве в РФ и в других республиках СНГ появилось достаточно много научных работ, анализирующих экономические, юридические, социологические аспекты создания и деятельности дехканских хозяйств. В юридической литературе, в частности, активно обсуждается проблема совершенствования правового механизма, обеспечивающего их создание и развитие. Немаловажное значение при этом, конечно, имеет и учет традиционных для любого народа методов и способов ведения хозяйства. Для нас в этом плане в первую очередь важны традиции многодетных семей дехканского хозяйства и навыки сезонности ведения сельского хозяйства в Таджикистане. Поэтому мы в своей работе, помимо нормативных законодательных актов о земле и развитии сельского хозяйства, принятых в бытность существования СССР и позже с образованием суверенных государств, использовали и те труды, которые посвящены истории Таджикистана, становлению советского гражданского права в Таджикистане, основных его институтов.

Целью работы является научное исследование гражданско-правового статуса дехканских (фермерских) хозяйств и основных проблем формирования и развития дехканских хозяйств в отраслях цивилистического цикла, выявление тенденций их развития, разработка путей их оптимального решения в РТ, совершенствования правового регулирования гражданских правоотношений в этой области.

Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании гражданско-правовых проблем правового статуса современных дехканских (фермерских) хозяйств. Вносятся предложения по совершенствованию некоторых положений Закона «О дехканском (фермерском) хозяйстве Республики Таджикистан».

Проведённое нами социологическое исследование проблем фермерских хозяйств в Кофарнихонском районе РТ, свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования их деятельности в Таджикистане. В связи с вышеизложенным на защиту выносятся следующие основные выводы и предложения:

1. Предлагается периодизация правового регулирования развития дехканского хозяйства в Таджикистане до и после революции. Установление закономерности этого развития позволит понять эволюцию дехканских (фермерских) хозяйств на современном этапеэтапе становления рыночных отношений, поможет избежать нежелательных тенденций в процессе становления дехканских хозяйств в республике.

2. В зависимости от категории земель раскрывается правовое положение дореволюционного дехканина как субъекта гражданских правоотношений.

3. Выявлены первые правовые формы дехканского хозяйства, такие как «буна» и «танхо», обоснованы их правовая сущность, общие и отличительные черты этих форм дехканских хозяйств, как субъекта гражданских правоотношений.

4. Рассматривая соотношение понятий индивидуально-трудовая деятельность и личное подсобное хозяйство, мы пришли к выводу, что в Земельном кодексе и в Гражданском кодексе РТ следует четко определить порядок выделения и предельные размеры земли отдельно для личного подсобного хозяйства, индивидуально-трудовой деятельности и отдельно для ведения дехканского (фермерского) хозяйства.

5. В связи с внесением изменении и дополнения в ст. 2. Закона «О дехканском (фермерском) хозяйстве» и переносом акцента со сферы деятельности на субъектный состав хозяйства, предлагается новое понятие дехканского (фермерского) хозяйства.

6. В зависимости от субъектного состава предлагается классификация дехканских хозяйств на три типа: семейные, партнерские и смешанные. Выделены основные признаки, присущие хозяйствам всех типов. При этом в условиях Таджикистана прерогатива должна отдаваться семейному типу дехканских хозяйств, о чём свидетельствует опрос дехканских хозяйств в Кофарнихонском районе. Обоснована неприемлемость существования смешанных типов дехканских хозяйств в условиях РТ.

7. Обоснованы целесообразность принятия в состав дехканского хозяйства лиц, без учета максимального возраста и учёта трудоспособности при условии согласия остальных членов хозяйства и возможность исключения из членов хозяйства с выделением доли из общего имущества.

8. Оспаривается законодательное решение о наделении всех дехканских хозяйств статусом юридического лица. Сделан вывод о целесообразности приобретения дехканским хозяйством статуса юридического лица только в случае регистрации его в одной из организационно-правовых форм предприятия (в соответствии с принятым новым Гражданским кодексом). В противном случае хозяйство должно осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

9. Предлагается закрепить в Законе РТ «О дехканском (фермерском) хозяйстве» двоякий правовой режим имущества: для дехканских (фермерских) хозяйств семейного типа общую совместную собственность, а для дехканских хозяйств партнерского типа — общую долевую собственность.

10. Сохранение целостности производственно — технической базы дехканского хозяйства требует определенных ограничений сособственников в праве распоряжения своей долей. В связи с этим предлагается сохранить право члена дехканского хозяйства партнёрского типа на отчуждение доли только на определённых условиях: 1) с согласия всех остальных членов хозяйства- 2) при обязательном вступлении приобретателя доли в члены хозяйства.

11. Предлагается включить в текст Гражданского кодекса РТ срок выплаты компенсации в случае выхода одного из членов дехканского хозяйства.

12. Предложена рабочая схема договора о найме труда в дехканских хозяйствах. Обосновано установление минимума наиболее важных гарантий наёмных работников в дехканских (фермерских) хозяйствах из состава последнего.

13. Обоснованы правовые основы прекращения деятельности дехканского (фермерского) хозяйства.

Практическая значимость работы. Полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшей научной разработки правовых проблем дехканских (фермерских) хозяйств, а также для совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Материалы проведённого исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении спецкурса и в правовой пропаганде.

Апробация результатов исследования. Диссертация рецензировалась и обсуждалась на кафедре гражданского права юридического факультета Таджикского государственного национального университета. Основные научные выводы и практические предложения изложены в опубликованных статьях в журнале «Государство и право» (Душанбе), а также в докладах на ежегодных апрельских научных конференциях, проводимых юридическим факультетом Таджикского государственного национального университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разбитых на параграфы, списка использованных источников и литературы и двух приложений. Структура работы обусловлена необходимостью сконцентрировать внимание на основных проблемах правового статуса дехканских (фермерских) хозяйств. Сделана попытка обосновать цивилистический аспект этой проблемы.

Заключение

.

На современном этапе развития экономики Таджикистана, вступившего на путь рыночных отношений, большое, если не первейшее, значение имеет развитие сельского хозяйства республики. Все изменения, происходящие здесь, так или иначе требуют и изменения или совершенствования правоведческой сферы, относящейся к аграрному сектору экономики. Последнее особенно актуально в свете аграрной реформы, которая проводится в стране. В процессе нашего исследования мы пришли к выводу, что историческое развитие законодательства о дехканском хозяйстве периодической сменой регрессивных и прогрессивных этапов. Установление данной закономерности имеет чрезвычайно важное значение для перспективного прогнозированию состояния аграрного сектора.

В настоящее время можно выделить три основных законченных и начало четвёртого этапа развития законодательства о дехканском хозяйстве. На каждом этапе право отражало какую-либо господствующую тенденцию общества.

Так, первый этап был самым продолжительным (с первых законодательных актах до 1886 г.) и характеризовался наличием основной регрессивной тенденции — закрепощением крестьянна втором этапе (1905;1913 гг.), период первой русской революции, право крестьян были несколько расширенына третьем этапе, который начинался с 1917 г., вновь дают о себе знать регрессивные тенденции в развитии дехканского хозяйства: принудительное внедрение коллективных форм, ограничение личных прав крестьян. Современная аграрная реформа 90-х годов положила конец третьему и дала начало четвёртому этапу развитию законодательства о дехканском хозяйстве. Изучение с современных позиций каждого из трех этапов даст возможность извлечь уроки, избежать повторения ошибок, избрать оптимальный вариант дальнейшего развития аграрно-правовых отношений в Республики Таджикистан.

В основе реформирования сельского хозяйства республики лежит в частности и Закон о дехканском хозяйстве, принятый в РТ 5 марта 1992 г.

В процессе исследования гражданско-правового статуса дехканских хозяйств по законодательству РТ нами были проанализированы понятия основных видов деятельности дехкан в процессе рыночных отношений (индивидуально-трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство, дехканское хозяйство). При этом наибольший интерес для нас представляли именно дехканское хозяйства, значимость которого для поднятия экономики в республике весьма велика.

В результате научного анализа нормативных актов, касающихся дехканских хозяйств, мы можем констатировать: в целях совершенствования законодательства Республики Таджикистан целесообразно разработать и принять отдельный закон об индивидуальной трудовой деятельности, в которых нужно дать определение названным выше понятиям, отметив их социальную значимость, основные виды и пределы.

Следует также в этих законах сформулировать принципы, формы и методы содействия развитию индивидуальной трудовой деятельности, закрепить порядок осуществления контроля за этим видом деятельности. Наличие таких законов, а в самих этих законах — чётких определений названных видов деятельности позволит правильно отграничивать указанные отношения друг от друга и, следовательно, адекватно их регулировать.

В связи с тем, что ГК РТ определил новый статус дехканского хозяйства, возник вопрос о приведении в соответствие с этим статусом ранее созданных с юридическим статусом дехканских хозяйств. Прямо эта процедура законодательством не предусмотрена. Последнее породило три подхода к решению проблемы: 1) ликвидацию ранее созданного дехканского хозяйства и создание нового дехканского хозяйства с новым статусом. Но такой подход мы считаем неверным, так как он не имеет законодательного обоснования- 2) все действующие дехканские хозяйства утрачивают статус юридического лица автоматически с момента введения в действие части первой ГК в силу того, что в последней не предусмотрено создание дехканского хозяйства со статусом юридического лица, и тогда норма Закона «О дехканском (фермерском) хозяйстве», предусматривающая создание дехканских хозяйств со статусом юридического лица, теряет юридическую силу- 3) поскольку для регистрации изменений необходимо обратиться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган, обоснованным, на наш взгляд, представляется такой механизм: глава дехканского хозяйства обращается с заявлением в регистрирующий орган о приведении статуса дехканского хозяйства в соответствии в соответствии с п. З ст. 24 ГК РТ. Регистрирующий орган издаёт распоряжение об изменение статуса дехканского хозяйства, признавая его главу предпринимателем без образования юридического лица, перечисляя членов хозяйства, если они есть, и указывая о правопреемстве. Эти изменения должны быть зафиксированы в налоговых органах, пенсионном и других внебюджетных фондах. С момента регистрации изменений дехканское хозяйство уже не является юридическим лицом и облагается налогами соответственно своему новому статусу. Третий подход, по нашему мнению, наиболее верный.

Особенно большое значение на нынешнем этапе проведение аграрной реформы имеют проблемы гражданского — правового регулирования имущественных отношений в дехканском (фермерском) хозяйстве. Предлагая свое решение этих вопросов, мы в первую очередь опирались на законы РТ, учитывая реалии современного этапа развития сельского хозяйства, главные цели последнего повышение благосостояния народа Таджикистана.

В условиях перехода к рыночным отношениям содержание понятия правового режима имущества граждан, юридических лиц, в том числе и дехканских хозяйств, должно быть качественно иным. Главным признаком правового режима имущества в современных условиях становится правовое регулирование отношений собственности. Под правовым же режимом, по нашему мнению, следует понимать: 1) совокупность юридических норм, определяющих содержания права собственности на имущество дехканского хозяйства, круг его субъектов, объектов, источников возникновения, порядок защиты и прекращения данного права- 2) осуществлению этих норм в правоотношениях, включая те или иные связанные с ними правоотношения, участниками которых являются дехканские хозяйства или отдельные их члены.

В связи с последним мы предлагаем закрепить в Законе «О дехканском (фермерском) хозяйстве» двоякий правовой режим: для дехканских хозяйств семейного типа — общую совместную собственностьдля дехканских хозяйств партнёрского типа — общую долевую собственность.

В процессе нашего исследования нами были выявлены несовершенство некоторых положений принятых законов, а также явные противоречия некоторых нормативных актов. Наши теоретические выкладки и заключения были подкреплены проведенным нами социологическим опросом 54 фермерских хозяйств Кофарнихонского района.

В итоге следует констатировать, что Законы РТ «О земельной реформе», «О дехканском (фермерском) хозяйстве», Указ Президента «О выделении 50 тыс. га. земель для личного подсобного хозяйства граждан» сыграли весьма положительную роль в экономических преобразованиях на селе, в решении проблем занятности населения.

Достаточно значимым для республики стало и создание фермерских хозяйств семейных, партнерских. Эта форма труда сельских тружеников, конечно, должна быть подкреплена и закреплена соответствующими законами, открывающими ясные перспективы перед дехканами таджикских сел и кишлаков. Так, большое значение здесь имеет договор о найме труда в дехканских хозяйствах. По нашему мнению, на первом этапе развития и окончательного становления дехканских хозяйств в законодательстве было бы целесообразно отдать предпочтение интересам фермера по сравнению с интересами наёмного работника. На последующих этапах развития уже укрепившихся дехканских хозяйств законодатель мог бы сместить акцент в сторону большей защиты интересов наёмных сельскохозяйственных работников.

Договор о найме труда в дехканских хозяйствах может быть локальным (областным, городским) учитывающий местные особенности и интересы, являться основанием для дехканских хозяйств республики. В связи со сказанным нами было разработана примерная рабочая схема комплексного договора о найме труда в дехканских хозяйствах.

Теоретическая и практическая значение договора о найме труда в дехканских хозяйствах весьма значимо, так как такой документ тому бы восполнил пробел в законодательстве республики о найме труда в целом, повысил бы эффективность правового регулирования отношений найма на сельскохозяйственные работы, ускорил бы процесс развития фермерского движения.

В ходе анализа уже принятых недавно законов, касающихся агарной сферы, мы предложили новую редакцию некоторых их положений, аргументировав свои предложения примерами и сопоставлениями противоречивых статей и пунктов некоторых законов.

По нашему мнению, законодательство любой страны, в частности и Таджикистана, какой бы сферы деятельности государства, гражданина, предприятия оно не касалось, в первую очередь должно отражать эволюцию происходящих перемен. Имеющиеся же в нем разночтения и противоречие всегда можно ликвидировать, если не относиться к Закону как незыблемому, извечному постулату.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ленинабадский областной архив, Ф.2, оп.1, д. 1,л.20, 80- Ф.4-С, оп.1, д. 8, л.19- Ф.51, оп.1, д. 7.5, л.18- Ф.74, оп.1, д. 99, л.342.
  2. Нормативные акты и сборники.1 .Гражданский кодекс: Модель СПб., 1995 — 4.1.- 193с. Прил. К «Информационному бюллетеню» / Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ. -1995, № 6.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Комментарий / М. И. Брагинский и др. М., 1995. -596 с.
  4. Дар бораи вазъи ичтимоию иктисодии Чумхурии Точикистон дар соли 1997: Маълумоти агентии Давлатии омори назди Хукумати Чумхурии Точикистон // Садои мардум. -1998, 4 март.
  5. Дар бораи ба амал баровардани хукуки истифодаи замин: Дар бораи тадбир^ои ичрои Фармони Президенти Чумхурии Точикистон аз 27 июли соли 1998.
  6. Жилищный кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе, 1998.46 е.- Прил. к ж-лу «Налоговый вестник». Сер.: Новые законы Таджикистана.
  7. Земельный кодекс Таджикской ССР, 15 дек. 1990 г. // Новые законы Республики Таджикистан. Душанбе, 1991. — Сб.2. — С.57−111.
  8. Индивидуальная трудовая деятельность: Сб. нормат. актов. М.: Юрид.лит., 1989.-319 с.
  9. Ю.История колхозного права: Сб.законодат. материалов СССР и РСФСР, 1917−1958 гг. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Юрид. Фак. М.: Госюриздат, 1959. — Т.1: 1917−1936 гг. — 517 с.
  10. Кодекси мех, нати Ч^умхурии Точикистон: Матни расми = Трудовой кодекс Республики Таджикистан: Официальный текст.-Душанбе: Конуният, 1997. 240 с.12Донунгузории Чум^урии Точикистон: Хочагии кишлоц.-Душанбе, 1997. 359 с.
  11. Кооперация и аренда: Сб. документов и материалов / Под общ. ред. В. И. Акулинина, В. Л. Савакова. М.: Политиздат, 1989.- Кн. 1. -381 е.- Кн.2. -287 с.
  12. Об аренде в Таджикской ССР: Закон Таджикской Советской Социалистической Республики, 6 декабря 1990 г. // Новые законы Республики Таджикистан. Душанбе, 1991.- Сб.2.-С.6−23.
  13. Об аренде и арендных отношениях в СССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. — № 15. — Ст. 105.
  14. Об укрупнении мелких колхозов и задачах партийных организаций в этом деле: Постановление ЦК ВКП (б), 30 мая 1950 г. // Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: Сб. документов М.: Госполитиздат, 1958. С. 500−502.
  15. Об устранении необоснованных ограничений личного подсобного хозяйства колхозников рабочих и служащих: Постановление ЦК КПСС, 27 окт. 1964 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1968. -Т.5. — С.517.
  16. Об утверждении Положения о сельскохозяйственной кооперации: Постановление ВЦИК и СНА РСФСР от 3 окт. 1927 г. // СУ РСФСР. -1927. -№ 109. С. 736.
  17. Общие начала землепользования и землеустройства: Утв. Постановлением ЦИК СССР, 15 дек. 1928 г. // Сборник решений по сельскому хозяйству. М.: Сельхозиздат, 1963. -С. 27−30.
  18. Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде: Приняты на второй сессии Верховного Совета СССР, 23 ноября 1989 г. М.: Известия, 1990. — 29 с.
  19. Положение о порядке реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций и упрощенные правила распределения земельных паев // Бизнес и политика. 1998. -18 декабря (№ 51).
  20. Положение об управлении в Туркестанском генерал-губернаторстве (проект Гирса 1882 г): Объяснительная записка к проекту положения // Полный свод законов Российской империи. -СПб., 1911.-Т. I-VIII, кн.1.
  21. Положение об управлении Туркестанским краем. СПб., 1892.
  22. Резолюция XV съезда ВКП (б), 7 декабря 1927 г.: По отчету Центрального комитета // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М.: Политиздат, 1967. -Т.1. — С.657−661.
  23. Свод законов СССР. -1928. № 69.1. Книги и статьи
  24. М.Я. К вопросу освоения Голодной степи // Тр. Самарканд, гос. ун-та А.Навои. Н.С. 1970. — Вып. 182: Исторический факультет. — С. 108−117.
  25. Ч.Н. Гражданин. Предпринимательство. Закон. -Харьков, 1991. 93 с.
  26. A.M. Экономические развитие Средней Азии. Со второй половины XIX столетия до первой мировой войны. Ташкент: Госиздат Уз ССР, 1959. — 298 с.
  27. С. Трудовой договор. Контракт // Вестн. Верховного суда. СССР.-1991.-№ 2.
  28. С.Е., Сивачева И. А., Федотова А. И., Заключение, изменение, расторжение: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 1998. -375 с.
  29. Ю. Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств // Законность. -1997. -№ 8.
  30. JI. Правовые вопросы организации крестьянских (фермерских) хозяйств // Хоз-во и право. -1992. № 3. -С. 127−136.
  31. Н.П. Хозрасчет и правовой режим имущества // Хозяйство и право в современных условиях / АН СССР. Ин-т государство и права. М., 1977. -С. 65−72.
  32. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ. М., 1989
  33. И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениздат, 1991. -127 с.
  34. Ю.Г. Арендатор в договоре хозяйственной аренды // Изв. вузов. Правоведение. -1990. -№ 3. -С. 8−18.
  35. А.З. Арендные, кооперативные и акционерные отношения в сельском строительстве.-М.: Росагропромиздат, 1991.-93 с.
  36. В.А. Личное подсобное хозяйство при социализме. -М.: Экономика, 1970.-184 с.
  37. Г. А. Личное подсобное хозяйство в системе производственных сил и производственных отношений // Тез. докл. кнауч. совещ. семинару молодых учен. — экон. (1−10 февр. 1984 г.). -Краснодар, 1984. — С.14.
  38. Г. Е. Личное подсобное хозяйство граждан и вопросы его правового положения // Личное подсобное хозяйство в системе социалистического сельского хозяйства: Материалы Всесоюз. науч.-практ. совещ., 6−8 апр. 1981 г. М., 1982. — С. 216−219.
  39. Г. Е. Проблемы правового регулирования личного подсобного хозяйства граждан СССР // Вестн. МГУ. Сер. И. Право.-1982. -№ 2. С.37−47.
  40. Ц.В. О правовом регулировании индивидуальной крестьянской трудовой деятельности II Сов. Государство и право-1989.-№ 5.-С. 45.
  41. Валиев А. Х Положение дехканства Ферганы в конце XIX -начале XX веков. Ташкент, 1958. -51 с.
  42. H.H. Приватизация и реорганизация предприятий АПК (правовые аспекты) // Государство и право. -1993. № 4.
  43. Е.А., Павлова И. П. Личная собственность как экономическое отношение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -151 с.
  44. H.A., Шикин Е. П. Правовое регулирование аренды в сельскохозяйственном производстве: (для студентов и слушателей ФПК). -М.: Изд-во МСХА, 1991. 45 с.
  45. С. Аренда как организационно-правовая форма предпринимательства. М., 1992.
  46. Государственная власть и защита прав личности в РТ: история и современность: Сборник науч. трудов профессорско-преподавательского состава юридического факультета / Тадж. гос. Унта.- Душанбе, 1992−179 с.
  47. Гражданское право: Учебник. / под.ред. Д. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.- М.: Проспект, 1988. 4.1. — 623 с.
  48. Гражданское право БССР / под. ред. В. Ф. Чигира. Минск: Изд-во БГУ, 1975.- Т.1. — 384 с.
  49. Гражданское право Казахской ССР: Учеб. пособие. Алма-Ата: Мектеп, 1978.- Т. I.- 352 с.
  50. В.В. Законодательство о личном подсобном хозяйстве в сельской местности. М.: Юрид.лит., 1980. -88 с.
  51. В., Суханов Е. Право и собственность // Экон. газ -1989. -12 июня (№ 23). С. 15.
  52. Д. К вопросу о юридических лицах и крестьянских хозяйств // Рос. фермер. 1997. -16 мая.
  53. Д. Статус фермерского хозяйства // Рос. Фермер. -1997. -11 апр.
  54. Л.И. Земельный строй Востока. Л., 1927. -117 с.
  55. В.Н., Пелишенко О. В. Защита социальных прав колхозника. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1990. — 142 с.
  56. С.С. Крестьянское хозяйство: организационные вопросы // Экономика Сов. Украины. -1991. № 9.-С.61−62.
  57. В.Н., Мусихин А. Н. Крестьянское и личное подсобное хозяйство. Саратов, 1990. — 68 с.
  58. Дехканские хозяйства в Республики Таджикистан доказали свое право на существование // Дайджест пресс. -1999. 8 июля (№ 27).- С.З.
  59. Дехканское хозяйство: вопросы организации и законодательные основы его создания (практическое пособие). -Душанбе, 1993. -136 с.
  60. И. Возникновение и развитие советского земельного права в Узбекистане / АН УзССР. Ин-т философии и права. Ташкент: Фан, 1970.-272 с.
  61. В.А. Конституция СССР и проблемы права собственности // Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1981. — С. 122−138. — (Тр./ ВНИИ сов. законодательства- Т. 19).
  62. Н.В. Право и рыночная экономика // Сов. государство и право. -1992. № 1.
  63. Ю.Г., Клюкин Б. Д., Панкратов И. Ф. Комментарий к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве // Законодательство и экономика. 1993. — № 7/8.
  64. Земля Таджикистана получает своего хозяина // Бизнес и политика. -1999. -июнь (№ 25).
  65. И. А. Аренда земли и совершенствование земельного законодательства // Сов. государство и право. 1989. — № 7. -С.89−95.
  66. И.А. Проблемы эффективности в земельном праве.-М.: Наука, 1979.- 183 с.
  67. Ч. Личное подсобное хозяйство в системе социалистического производства // Экон. науки. 1982. — № 3. — С.40−47.
  68. .И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960. -214 с.
  69. Ш. М. Правовое регулирование предпринимательской и налоговой деятельности в Республике Таджикистан.- Душанбе, 1998.-186 с.
  70. Ш. М. Теоретические проблемы правового регулирования сельскохозяйственной кооперации. Душанбе, 1990.- 192 с.
  71. А. Самостоятельность есть. Что она дала фермерам? // Экон. обозрение Таджикистана. 1997. -№ 17. — С. 12.
  72. H.A. Очерки по истории Каратегина: К истории Таджикистана. -2-е изд., испр. и доп. Сталинобод: Таджикгосиздат, 1954. -224 с.
  73. М.И. Закон СССР «О предприятиях в СССР» и рыночный механизм АПК // Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства СССР в условиях рынка: Материалы Междунар. науч. практ. конф. (15−18 апр. 1991 г.). — М., 1991. С. 16−24.
  74. М.И. Понятие и организационно-правовые формы аграрно-промышленных объединений // Правовое положение аграрно-промышленных предприятий и объединений. Кишинев, 1974.
  75. М.И. Совершенствование правового регулирования личного подсобного хозяйства граждан СССР // Сов. государство и право. -1981. № 8. — С. 37−45.
  76. A.C. Ответственность в коммерческом обороте. М.: Юрид. лит., 1991. -206 с. А
  77. Комментарий к закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» / Подгот. Ю. Г. Жариков. М.: Республика, 1993. — 95 с.
  78. Комментарий к Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».- М.: Всесоюз. науч внедрен, ассоц. обучения «Агрос», -1991.
  79. ЮО.Конференция «Реформа трудового законодательства в СССР» / М. В. Молодцев, В. Д. Шахов, В. Н. Скабелкин и др. // Сов. гос-во и право. -1991. № 4. — С.36−46.
  80. A.A. Фермерское хозяйство США. М.: Агропромиздат, 1989. -205 с.
  81. Коран: Законодательная книга Мухаммеданского вероучения. -Казань, 1894.
  82. Э. Земельная реформа: первые шаги // Народ, депутат. 1992. — № 8. — С. 48−55.
  83. И.И. Очерки политической экономики социализма: щ1'' от социализма к коммунизму. М.: Мысль, 1980. — 254 с.
  84. В.Ю. Необобществленное производство в условиях развитого социализма. Львов. Вища шк., 1978. -188 с.
  85. Юб.Кушматов А. Таджикское крестьянство в конце XIX и начале XX века / Отв. ред. А. Джалилов. Душанбе: Ирфон, 1998. — 432 с.
  86. И.Н. О понятии кооператива крестьянских хозяйств //Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства СССР в условиях рынка. М., 1991. -С.203−204.
  87. Лицом к аренде / Сост. А. С. Иванов. М.: Политиздат, 1990.- 336 с.
  88. Н.Г. Организация фермерских хозяйств, кооперативов, арендных подразделений, акционерных обществ и фирм в сельском хозяйстве в условиях перехода к рыночной экономике. Киев, 1991. Ж
  89. Ю.Маковский А. Закон об индивидуальной трудовой деятельности // Сов. юстиция. 1987. — № 2. — С.5.
  90. Ш. Маслов В. Ф. Основные проблемы права личной собственности в период строительства коммунизма в СССР. Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1968. — 320 с.
  91. А.И. Конституция СССР о видах и формах собственности в развитом социалистическом обществе // Проблемы охраны прав граждан и организаций в свете положений Конституции СССР. -М., 1980.-С.26.
  92. ПЗ.Мозолин В. П., Фарнсворт Е. А. Договорное право в США и СССР. История и общие концепции. М.: Наука, 1988. — 308 с.
  93. В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. -175 с.
  94. JI.H. О различиях в правовом статусе крестьянского (фермерского) хозяйства // Государство и право. -1994. № 6. С.
  95. Д.С. Гражданская правоспособность дехканского (фермерского) хозяйства по законодательству РТ // Давлат ва хукук- = Гос. и право (Душанбе). 1998. — № 1. — С. 72−74.
  96. Д.С. К вопросу о заключении договора аренды. Материалы юбилейной научн.- теорит. Конф., посвященной к 50-летию ун-та. Душанбе, 1998. — С. 195. — В надзаг.: Тадж. гос. нац. ун-та.
  97. П8.Муртазакулов Д. С. К вопросу об аренде как формы экономических отношений // Давлат ва хукук, = Гос. и право (Душанбе).- 1997. № 2−3. -С. -87−89.
  98. Д.С. Правовой режим имущества дехканского (фермерского) хозяйства // Давлат ва х, ук-ук- = Гос. и право (Душанбе). — 1999.-№ 1.-С.-61−68.
  99. В.И. Контракт в трудовом праве // Сов. государство и право. -1991. -№ 8. -С.57−58.
  100. И.Б. Римское право: Учебник. М., 1994. — 245 с.
  101. Новый статус фермера / Ю. Линин, В. Узун, Е. Матигина, Б. Ткаченко // Рос. фермер. -1997. -25 февр.
  102. Общенародное ядро экономической системы // Экономика и жизнь. 1990. — № 7. — С.6−7.
  103. Организационно-правовые формы экономическойдеятельности // Деловая жизнь.- 1993. № 2. -С.22−30.
  104. И.В. Колхозное право // Учен. зап. Саратов, юрид. ин-та.-1940. Вып. 1. -С. 174−186.
  105. Э.И. Государственное регулирование сельского хозяйства во Франции: (Организационно-правовые аспекты). М.: Наука, 1988. -172 с.
  106. В. Крестьянского и право // Вестн. Агропрома.-1989. № 34.
  107. В.Т. Приусадебное хозяйство на селе. М., 1983.
  108. A.A. Правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях рынка. М., 1992.
  109. НО.Правовые основы перехода к рыночным отношениям.- М., 1991.- Т.1: Аренда, акционерные общества, предпринимательство, защита прав предприятий. -357 с.
  110. Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве России. Правовые вопросы / Ин-т. государства и права Российской Академии наук- Отв. Ред. З. С. Беляева, И. А. Иконыцкая.- М., 1998.- 168 с.
  111. Проблемы совершенствования правового положения крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации: «Круглый стол» журн. // Государство и право. 1994. -№ 2. -С. 15−29. № 3. — С.25−48.
  112. B.C. Основные формы фермерских хозяйств в развитых капиталистических стран. М., 1989. С. 28.
  113. Развитие государственности и законодательства в Таджикской ССР / отв. ред. академик Б. И. Искандаров. Душанбе: Дониш, 1984, — 185 с.
  114. Развитие сельского хозяйства СССР в послевоенные годы (1946−1970) / АН СССР. Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1972. — 384 с.
  115. Ю.Э. Некоторые проблемы правового обеспечения дальнейшего развития сельскохозяйственного производства // Актуальные правовые проблемы агропромышленной интеграции: Тез. док. Таллинн, 1987. — С. 25.
  116. Х.А. Договорные отношения в агропромышленном комплексе. Ташкент: Фан, 1989. — 279 с.
  117. Д.Г. Развитие новых форм хозяйствования и их юридическое обеспечение в Латвийской ССР // Теоретические и правовые проблемы агропромышленного комплекса. Рига, 1990.-С. 41−44.
  118. М.Н. Очерк видов земельной собственности и поземельный вопрос в Туркестанском крае. СПб., 1879. — 32 с.
  119. И. Индивидуальная трудовая деятельность // Сов. юстиция. 1987. — № 22. — С.23.
  120. М.Н. Тенденция развития социальной структуры советского общества: Лекция. М.: Мысль, 1975. — 71 с.
  121. И. Правовая система Государства Саманидов (IX-X вв.) Душанбе: Ирфон, 1999. — 198 с.
  122. В.И., Погребной А. А. Организационно правовые вопросы создания крестьянских хозяйств. // Сов. государство и право.-1992.-№ 11. С. 63−66.А
  123. Н.Я. Защита конституционных прав советского крестьянства // Проблемы совершенствования сельскохозяйственного законодательства СССР в условиях рынка. М., 1991. — С.400−401.
  124. Словарь гражданского права / под общ. ред. В. В. Залесского.-М.: Инфра, 1997.-291 с.
  125. Словарь иностранных слов. -17-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1988. -606 с.
  126. JI.H. Географические и статистические сведения о Зеравшанском округе // Зап. рус. геогр. о-ва по отд. статистики. -1874. -Вып. 4.-С. 163−453.
  127. A.A. Смешанные и комплексные договоры в гражданском праве // Сов. государство и право. -1989. № 11. -С. 61−66.15 9. Совершенствование законодательства и практики его применения в Таджикской ССР: Сб. науч. тр. / Тадж. гос. ун-т им.
  128. В.И.Ленина. Душанбе, 1989. — 188 с.
  129. В.И. Советская деревня на этапе развитого социализма. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  130. Я.Я. Правовые проблемы крестьянского хозяйства // Теоретические и правовые проблемы агропромышленного комплекса. Рига, 1990. — С.45−50.
  131. Е.А. Лекции о праве собственности. М.: Юрид. лит., 1991.-240 с.
  132. Д.Е. Личное подсобное хозяйство и индивидуальная трудовая деятельность // Сов. государство и право.-1981. № 7.-С.- 129−132.
  133. Ф.Т. Становление советского право в Таджикистане /Отв. ред. О.У.Усманов- АН ТаджССР. Тадж. гос. ун-т им В. И. Ленина.-Душанбе: Дониш, 1987. 192 с.
  134. Л.В., Тихамиров М. Ю. Юридическая энциклопедия.- М.: Юринформцентр, 1998. 525 с.
  135. . Голод и хлебная проблема ближайшие годы Таджикистану не грозит // Бизнес и политика. -1998. -26 дек.
  136. К. Трудовое право в условиях рынка // Хоз-во и право. -1991. № 8. — С. 33−41.
  137. М.Б. Юридическое понятие аренды земли // Обществ, науки в Узбекистане. -1990. № 10. — С.3−9.
  138. О.У. К вопросу о разгосударственности и приватизации // Давлат ва х, ук-ук- = Государство и право (Душанбе). -1997. -№ 1. С.31−34.
  139. О.У. Роль органов прокуратуры в реализации закона «О разгосударствлении и приватизации собственности в Республике Таджикистан» // Проблемы укрепления законности и правопорядка в Таджикистане. Душанбе, 1996. — С.34−41.
  140. О.У. Становление советского гражданского права в Таджикистане / Тадж. гос. ун-т. Душанбе: Ирфон, 1973. — 157 с.
  141. В. Ассоциации крестьянских хозяйств // Народ, депутат. -1992. № 18. — С. 118−120.
  142. В. Ещё раз о статусе крестьянского хозяйства // Рос. фермер. 1997. — 25 апр.
  143. В.В. Земельные и имущественные правоотношения в крестьянском хозяйстве: (комментарий разделов III и IV и статей 2627) // Хозяйство и право. -1991. № 11. -С. 28−40.
  144. В.В. Крестьянское хозяйство. М.: Знание, 1992. -64 с. — (Новое в жизни, науке, технике.Сер.:Право в нашей жизни- № 3).
  145. Устюкова В. В, Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М.: Наука, 1990. -123 с.
  146. B.B. Правовое положение фермерских хозяйств в России // Сельскохозяйственная кооперация и право. М., 1993. -С.79−94.
  147. В.В. Правосубъективность крестьянского хозяйства // Сов. государство и право. -1992. -№ 2. С. 55−61.
  148. В.В. Формирование правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства // Реформирование сельскохозяйственных предприятий: (правовые проблемы). М., 1996. -С.73−86.
  149. А.Г. Хадис как источник мусульманского права. / Суннитское направление / Душанбе: Шарки озод, 1998. -151 с.
  150. Хидая: Комментарии мусульманского права / Пер. с англ.- Пер. Н. И. Гродекова. Ташкент, 1893. -Т.З. — 423 с.
  151. В.Н., Улюкаев В. Х. Земельные отношения и механизм их регулирования. М.: Знание, 1991. — 48 с.
  152. Хозяин, труд, собственность // Экономика и жизнь. 1990. -№ 6. — С. 6−7.
  153. Хозяйственное право / Отв. ред. В. В. Лаптев. М.: Юрид. лит., 1983. — 527 с.
  154. Л.А. Сущность и перспективы эволюции личного подсобного хозяйства // Изв. АН СССР. Сер. экон. -1979. -№ 2.-С.100−108.
  155. A.B. Избранные труды. М.: Финансы и статистика, 1991. — 432 с.
  156. А. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Хоз-во и право. -1991. № 10. — С. 37−46.
  157. А.Е. Правовые барьеры на пути фермерского движения // Государство и право. -1994. № 1. — С. 56−64.
  158. Н.Г. Рецензия по поводу перевода «Пиитики» Арестотеля // Сборник статей по эстетике. М., 1938. — С. 260−261.
  159. В.Ф. Регулирование индивидуальной трудовой деятельности.- Минск: Беларусь, 1982. 79 с.
  160. Г. В., Погребной A.A. Крестьянин фермер, хозяин и собственник // Государство и право. -1992. -№ 4. — С.33−42.
  161. Л.П. Правовая природа трудовых соглашений // Проблемы правоведения в современный период. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1990.-С.100−101.
  162. Р. Мусульманское право: Пер. с франц. М.: Изд-во иностр. лит., 1959. -142 с.
  163. Н. К вопросу о правовой статус дехканского (фермерского) хозяйства как одной из форм предпринимательской деятельности // Законность основа правового государства. — Душанбе, 1995.- 79 с.
  164. Н. Мафхум ва кобилияти сох, ибх, укукии хочагии дех, кони (фермери) // Давлат ва х, уцув- = Гос. и право (Душанбе). 1998. -№ 3.- С.39−46.
  165. Н. Х, айат ва тартиби таъсиси хочагии дех, кони (фермери) // Вестник Высшего экономического суда Республики Таджикистан., 1999. № 2. С.20−29.
  166. М.Ю. Феодальное землевладение в Хиве XIX в. до присоединения ханства к России // Изв. АН Уз ССР. Сер. обществ, наук. -1959. -№ 3.-С.33−47.
  167. Д. Проблемы правового регулирования арендных отношений // Хоз-во и право. -1990. № 10. — С.58−66.
  168. Авторефераты и диссертации
  169. П.В. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996.201 .Бритченко С. П. Право членов колхозов на ведение личного подсобного хозяйства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1983.- 18 с.
  170. Е.А. Правовое регулирование земельных отношений в крестьянском хозяйстве: Дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  171. Г. С. Гражданско-правовые вопросы ведения личного подсобного хозяйства граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1985. — 15 с.
  172. E.H. Колхозный двор: (Правовые вопросы): Дис. канд. юрид. наук. М., 1951. — 224 л.
  173. Л.В. Правовое регулирование личного подсобного хозяйства колхозников: Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1965. -261 л.
  174. Е.Л. Основания возникновения прав на землю крестьянских (фермерских) хозяйств: Дис. канд. юрид. наук.- М., 1997.
  175. Е.Ш. Правовое положение крестьянских хозяйств: Дис. канд. юрид. наук. М., 1993.
  176. Д.Е. Правовое регулирование индивидуальной трудовой деятельности: Автореф. дис.канд. юрид. наук.-М., 1984.-16 с.
  177. В.В. Правовой режим имущества личного подсобного хозяйства: дис. канд. юрид. наук. М., 1987.
  178. Г. Г. Правовое регулирование отношений по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкирдистан: Дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 1994.
  179. Т.А. Гражданско-правовое регулирование личного подсобного хозяйства: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1986.- 204 л.
  180. Т.И. Объекты права личной собственности в СССР: дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1986. — 213 с.
  181. Л.П. Основные теоретические проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств: Дис. .канд. юрид. наук. -Томск, 1993.
Заполнить форму текущей работой