Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленная классификация молодёжных экстремистских организаций стала основой выделения уровней сформированности экстремистских установок личности: низкого (рефлексивного), характеризующегося эмоционально устойчивым отношением к представителям других наций, высокой степенью рефлексиимотивами отношений, не связанных с совместной деятельностью, сочетающихся с принятием правомочности других точек… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экстремизм в молодёжной среде как социокультурный феномен
    • 1. 1. Сущность экстремизма и экстремистских установок личности
    • 1. 2. Социокультурные особенности проявления экстремизма в молодежной среде
    • 1. 3. Российские молодёжные объединения экстремистской направленности: классификационные подходы
  • Глава 2. Профилактика молодёжного экстремизма в процессе социально-культурной деятельности
    • 2. 1. Выявление концептуальных основ проектирования социально-культурных программ по превенции экстремизма в молодёжной среде
    • 2. 2. Методика организации социально-культурных программ по профилактике экстремистских установок в молодёжной среде

Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня, приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появ.

• ляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.

На сегодняшний день одной из основных проблем является рост террористической деятельности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры жизниусиление жесткости и безоглядности действий экстремистовмногообразие форм деятельности, стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Расширяется информационная, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных городах и странах.

В этих условиях подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Молодёжь стала дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов. Следствием этого являются многочисленные террористические акты на территории России (14.06.1995 — захват поликлиники и административного здания в Будёновске, 9.01.1996 — захват родильного дома и больницы в г. Кизляр- 2−3 октября 2003 г. — захват бывшего Дворца культуры государственного подшипникового завода во время мюзикла «Норд-Ост», 5 июлявзрыв террористок-смертниц в Тушино, фестиваль молодёжной музыки # «Крылья», 1 сентября 2004 г. — захват школы в г. Беслан, Дагестан).

Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильностиутраты национальной культурной идентичностииндивидуализма и эгоцентризмадевиантное и делинквентное поведение, воинствующий национализмдиверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие жизненных перспектив и самоактуализации.

Вместе с тем, процессы интеграции молодежи в социальную жизнь общества традиционно являются объектом пристального внимания государства. Анализ документальных материалов1 свидетельствует, что за период с 1993 года по 2005 год включительно принят ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, посвящённых вопросам реформирования молодёжной политики.

Однако, несмотря на позитивные и демократические преобразования российского общества в условиях модернизации активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций экстремистского характера (РНЕ, лимоновцы, скинхеды, фанаты и т. д.), спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акции на этнорелигиозной, политической почве.

1 Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 № 795 (ред. от 26.06.2000) «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике», постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996) «О дополнительных мерах поддержки молодёжи в Российской Федерации" — постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090−1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ" — разработаны федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ, ред. от 21.03.2002, № 31- ФЗ) — действуют различные программы по патриотическому воспитанию молодёжи, Федеральные целевые программы: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001;2005 годы)"(постановление Ф Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года № 629) — «Молодёжь России (2001.

2005годы)" (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 10 015) — «Дети переселенцев» (постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625) — при содействии Правительства РФ, Совета Федерации, ЮНЕСКО, ФСБ РФ функционирует программа Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодёжь — против терроризма и экстремизма».

Данное обстоятельство во многом обусловлено тем, что в отечественной практике не выработана оптимальная целостная государственная молодёжная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, её интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профилактики негативных явлений средствами социально-культурной деятельности.

Возникновение всё новых субкультурных молодёжных организаций асоциальной направленности является безусловным рецидивом, вызванным отсутствием адаптированной к современным социально-культурным и экономическим условиям программы по превенции экстремистских настроений среди подрастающего поколения.

Анализ существующих программ по противодействию проявлениям экстремизма позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей психологические и социально-культурные особенности асоциальных молодёжных группировок экстремистской направленности. При этом наиболее существенными являются следующие противоречия:

• между необходимостью глубокого философского, исторического, социокультурного анализа процессов, происходящих в сфере молодежной культуры, и острой потребностью государства и общества в научно обоснованных практических рекомендациях по профилактике экстремизма;

• между потребностью в профилактической работе по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде и недостаточной разработанностью системы профилактических мер, включающей социально-культурные условия формирования толерантности в процессе учебно-воспитательной подготовки;

• между потребностью в совершенствовании системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения и сокращением доступных для значительной части молодежи культурных благ;

• между отсутствием авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающие поколения, и потребностью в консолидации и творческой реализации личности в среде сверстников;

• между задачами усиления профессиональной подготовки молодёжи, способных к реализации жизненных перспектив, и недостаточным учетом этой задачи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;

• между потребностью личности в самоопределении, культуре межнационального общения и недостаточным уровнем сформированности этого качества у молодого поколения.

Высокая потребность разрешения выделенных противоречий определяет основную проблему исследования, связанную с научным осмыслением сущности и специфики возникновения молодежных экстремистских группировок, а также содержательных, организационных, социально-психологических условий противодействия экстремистским установкам личности в учебно-воспитательном процессе подрастающего поколения. В теории и методике превентивных мер по противодействию экстремизма эти вопросы решены не в полной мере, что и определяет актуальность темы данного диссертационного исследования «Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодёжной среде».

Степень научной разработанности проблемы. В научном осмыслении проявлений экстремистского поведения личности и общностей выделяются несколько подходов, позволяющих обнаружить различные причины экстремистского поведения: биологизаторский подход (Ч. Ламброзо) и «антропологическая» теория преступности (Э. Кречмер, X. Шелдон и др.) — психоаналитические теории и концепции социопатии, в которых экстремизм рассматривается наряду с другими формами отклоняющегося поведения (Т. Адорно, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэкон, Д. Левинсон, К. Лоренц, Д. Майерс, Д. Ричардсон, Е. Сэнфорд, П. Сорокин, 3. Фрейд, Е. Френкель-Брунсвик и др.) — социологический подход к объяснению причин экстремизма и преступного поведения в связи с социальными условиями существования людей (Д. Дьюи, Ж. Кетле и др.) — социально-психологические теории, рассматривающие экстремизм как специфический результат межличностного взаимодействия личности и ее ближайшего окружения (С. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд, У. Томас, Ф. Танненбаум).

Социокультурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, интегрирует научные достижения предшествующих подходов и на их основе делает вывод о социокультурной природе экстремизма (А.И. Арнольдов, М. С. Каган, В. М. Межуев, Э. С. Маркарян, Э. А. Орлова, А. Я. Флиер, и др.).

Педагогическое осмысление экстремизма, учитывающее его социокультурную природу, опирается на работы, рассматривающие формирование личности в норме и патологии (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.). В отечественной педагогике проблему организации подростковых и молодежных общественных объединений всесторонне рассматривали А. У. Зеленко, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и другие видные отечественные педагоги.

Проблема становления личности в деятельности молодёжных объединений отражена в исследованиях Н. Ф. Басова, В. М. Басовой, Е. А. Дмитриенко, Г. В. Ермоленко, И. Н. Ерошенкова, И. А. Жокиной, Г. М. Иващенко, И. А. Козловой, А. А. Киреевой, В. В. Лебединского, Е. М. Могалюк, М. О. Мнацканяна, М. И. Рожкова, Я. Ю. Смирнова, Р. А. Свиридон, А. Ф. Шакировой, И. О. Щербаковой и др.

Вопросам процесса социализации молодёжи в условиях современного российского общества посвящены работы В. П. Воробьёва, Н. Н. Василенко,.

Т.Н. Денисовой, В. В. Касьянова, Н. В. Карповой, Е. В. Корякиной, Е. А. Мищенко и др.

•" Важными источниками нашего диссертационного исследования стали социально-педагогические исследования, посвящённые изучению ценностных ориентаций молодого поколения: Г. М. Андреевой, В. Г. Бочаровой, В. Т. Лисовского, В. Н. Тетерского и др.

Вопросам формирования личности в деятельности детских и молодежных общественных объединений посвящены исследования J1.A. Акимовой, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, И. Н. Ерошенкова, В. П. Исаенко, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова, Н. Н. Ярошенко и ф др.- профилактики деструкций в молодежной среде средствами социокультурного менеджмента — А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова и др.

Самостоятельную группу источников составляют исследования о роли социально-культурной деятельности в развитии молодёжной культуры, среди которых следует выделить докторские исследования: С. Н. Иконниковой, по-свящённое динамике молодёжных субкультур, Ю. А. Клейберга, выявляющее способы социально-педагогической коррекции подростков в сфере досуга, В. Я. Суртаева — о роли культуры в процессе самоопределения молодёжи, А. П. Маркова и Г. М. Бирженюка, анализирующие технологии региональной # культурной политики, и др.

Правовому решению проблемы возникновения экстремистских организаций посвящены исследования Ю. А. Брусницина, В. И. Василенко, И. В. Воронова, М. В. Коротковой, А. С. Киреева, С. В. Максиной, А. В. Никитина, Д. В. Новикова, А. А. Робинова, Н. А. Романова, М. А. Саркисян, П. А. Сельцовского, Н. В. Степанова, А. Б. Соловьёва, Г. А. Улуповой, Е. В. Ульянова, М. П. Телякавого, С. Н. Фридинского и др.

Объект исследования — молодёжный экстремизм как явление соци-<�ф альной деструкции.

Предмет исследования — педагогический процесс профилактики молодёжного экстремизма.

Цель исследования заключается в научном обосновании социально-культурных условий профилактики экстремистских установок личности в молодёжной среде.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

• определить сущность молодежного экстремизма;

• обосновать классификацию российских молодежных экстремистских организаций;

• выявить социально-культурные условия профилактики молодежного экстремизма;

• на основе выделенных условий разработать и апробировать опытно-экспериментальную методику профилактики экстремизма в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования. Эффективность профилактики экстремистской деятельности в молодёжной среде зависит от комплекса мер противодействия экстремизму на основе соблюдения социально-культурных условий:

— осмысления асоциальной природы экстремизма и выявления классификационных подходов экстремистских организаций, ценностные установки которых базируются на радикальных идеях, фанатичной преданности и агрессивном поведении, принимающих такие крайние формы выражения, как терроризм, религиозный и политический экстремизм и др.;

— понимания социально-психологических механизмов диалектики нормы и патологии поведенческих стратегий и трансформации экстремального поведения из асоциальных форм деятельности в самодеятельные культуро-творческие молодежные инициативы;

— внедрения технологий менеджмента социально-культурной деятельности в процесс подготовки лидеров молодежных организаций и проектирования программ профилактики экстремизма в молодёжной среде на основе популяризации идей кросс-культурного образования, формирования толерантного сознания, личностного развития участника молодежной организации как субъекта социально-культурной деятельности, позволяющего трансty формировать молодёжную субкультуру в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы и общества в целом в сфере культуры, образования, досуга, спорта.

Методологическая основа исследования. Исследование опирается на концептуальные философские и педагогические положения:

• фундаментальные идеи толерантности (В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, П. П. Флоренский и др.);

• деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева,.

Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,.

A. Лурия, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.);

• личностно-ориентированного подхода (М.М. Бахтин,.

B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, Е.А. Климов);

• системного подхода к анализу личностной активности (К.А.Абульханова-Славская, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский,.

C.Л. Рубинштейн и др.);

• рефлексивно-гуманистического подхода к развитию человека (Е.З. Кречмер, С. Ю. Степанов и др.).

Теоретическая основа исследования определяется фундаментальными исследованиями в области психологии и педагогики основ экстремистской деятельности: психологические концепции обоснования природы агрессии (А. Бандура, К. Лоренц, Б. Ф. Скиннер, Д. В. Уотсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) и трансформации ее в аксиологии интолерантности (А. Асмолов, Э. Бенвенист, И. Галтунг, В. А. Лекторский, Л. Хьюсмен и др.) — теории психолого-педагогических особенностей проявления экстремистских установок личности в молодежном возрасте (И.П. Башкатов, В. Г. Деев, И. С. Кон,.

Р.С. Немов, К. К. Платонов, А. Файн, Д. Фельдштейн и др.) — теории по педагогическому программированию и проектированию социальных, педагогических и социально-культурных технологий (Е.И. Григорьева, А. Д. Жарков,.

Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. Г. Казакова, Г. К. Селевко, В. М. Чижиков, Н. Е. Щуркова, Н. Н. Ярошенко и др.).

Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: теоретические — изучение по проблеме исследования философской, социологической, психологической, педагогической, правовой литературытеоретический анализ и синтез научных концепцийэмпирические — опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический, констатирующий и формирующий эксперименты, контент-анализ, моделирование, педагогическое наблюдение, опрос, беседы, интервью, тестирование, статистический анализ результатов эксперимента.

База исследования. Исследовательская работа проводилась на трёх экспериментальных площадках: в средней школе № 26 г. Рязани, в клубе «Подросток» Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка», в Московском государственном университете культуры и искусств.

Организация исследования. Исследование проводилось в четыре этапа, отражающих логику формирования авторской педагогической модели программы по профилактике экстремизма в молодёжной среде, в течение 2001;2005 гг. На каждом этапе в зависимости от задач исследования применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (2001;2002гг.) — поисковый, на этом этапе осуществлялся анализ философской, социологической, психолого-педагогической и правовой литературы по исследуемой проблемеопределены теоретические положения исследования, уточнено содержание терминологического аппарата, обоснована тема, определёны объект и предмет исследования, его цели и задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Результатами данного этапа явились определение основных направлений экстремистской деятельности, выявление социально-психологических особенностей проявления экстремизма в молодёжной среде.

Второй этап (2002;2003гг.) — констатирующая часть опытно-экспериментальной работы, которая была направлена на диагностику характеристик экстремистских установок личности. В общей сложности в экспериментальной работе приняли участие 300 человек. На этом этапе было проведено анкетирование студентов факультета социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, учащихся 9−11 классов средней школы № 26 г. Рязани, участников клубного объединения «Подросток» Тверского областного Дворца культуры. Результаты анкетирования послужили основой выделения уровней сформированности экстремистских установок личности, обоснованием программы по профилактике экстремизма в молодёжной среде, разработки документации научно-методического сопровождения экспериментальной работы. Основными методами исследования были констатирующий эксперимент, наблюдение, тестирование.

Третий этап (2003;2004гг.) — формирующая часть опытно-экспериментальной работы, отражает процесс апробации модели по превенции экстремизма в молодёжной среде, обобщался материал, накопленный на первом этапе исследования, проводилась проверка ранее полученных выводов. В педагогическом эксперименте участвовали 90 человек (30 — учащиеся 9-х классов средней школы № 26 г. Рязани, 30 — студенты факультета социально-культурной деятельности МГУКИ, 30 — участники клубного объединения «Подросток» г. Твери). Проведены обработка и систематизация полученных результатов, уточнены теоретико-методологические выводы. Применялись методы тестирования, психолого-педагогического наблюдения, методы математической статистики.

Четвертый этап (2004;2005гг.) — заключительный, в процессе которого систематизировались результаты, уточнялись теоретические понятия, практические рекомендации и выводы исследования, материалы исследования были апробированы в лекциях, учебных программах, публикациях и других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна заключается в том, что:

• уточнено понятие экстремизма как социальной деструкции, разработана система педагогической диагностики различных проявлений экстремизма в молодежной среде;

• введено в научный оборот представление о структуре педагогического процесса профилактики экстремизма в молодежной среде, основанной на выявлении оптимальных условий, способствующих понижению уровня экстремистских установок личности в процессе обучения и воспитания молодого поколения, при этом смысловой акцент сделан на организационно-педагогическом, социально-психологическом, кадровом компонентах, предполагающих развитие творческих инициатив, лидерской направленности, моделирование жизненных стратегий, кросс-культурного образования и активизацию процесса профессионального самоопределения молодёжи;

• на основе социокультурного подхода к профилактике молодежного экстремизма разработана и операционализирована система критериев и показателей, обеспечивающих педагогическую коррекцию экстремистских ус* тановок личности в досуговой, образовательной и общественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы профилактики экстремистских молодёжных организаций в современной социокультурной ситуации, при этом:

• представлена теоретическая модель профилактики экстремизма в молодёжной среде, позволяющая построить системное представление об изучаемом явлении;

• разработана классификация молодежных экстремистских организаций, позволяющая определить направленность профилактической деятельно* сти;

• выявлены социально-культурные условия профилактики экстремистских установок, способствующие педагогической коррекции в процессе учебно-воспитательной и досуговой деятельности;

• доказано, что применение комплекса профилактических мер, учитывающего организационно-педагогические, социально-психологические, кадровые социально-культурные условия, в значительной степени оптимизирует модель молодежной политики, снижает уровень деструктивного поведения в молодежной среде.

Практическая значимость результатов. Технологическая модель социально-культурного управления направлена на устранение проявлений экстремизма в молодёжной среде и может быть использована специалистами социально-культурной деятельности, в учебном, консультационном процессе. Социокультурное проектирование программ молодёжной политики на региональном и республиканском уровнях отражает экономическую целесообразность применения технологических компонентов педагогической коррекции экстремистского поведения молодежи.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены при организации лекционных и практических занятий студентов университетов культуры и искусств, просветительской и волонтерской деятельности молодежных общественных организаций, педагогическом программировании досуговых мероприятий для подрастающего поколения.

Достоверность и обоснованность обеспечивались использованием разнообразных источников информации, применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведе-Л нием в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы, использованием методов математической обработки экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность экстремизма как социальной деструкции проявляется на уровне диалектической взаимосвязи экстремистских установок личности и соответствующих форм её социального поведения. При этом экстремистские установки личности сформированы на радикалистских воззрениях, фанатичной преданности идеям, принимающим такие крайние формы выражения, как терроризм, а экстремизм выступает как следствие фанатичного мировоззрения, основанного на агрессивном поведении человека.

2. Базируясь на психологическом механизме экстремального поведения личности, молодежный экстремизм приобретает формы асоциального патологического явления в условиях переходных периодов общественного развития, дефицитарности культурной, образовательной и духовной сфер, отсутствия активной гражданской позиции, утраты жизненных ориентиров.

3. В основе классификации молодёжных экстремистских организаций отражены аксиологический и деятельностный подходы, при этом нами выделены два направления: политические экстремистские организации (право-экстремистские и левоэкстремистские группировки) и религиозные экстремистские организации (экстремистские группировки, основанные на исламском фундаментализме, религиозные секты, ориентирующиеся на Запад, религиозные организации, ориентированные на учения восточной религииязыческие, оккультные объединениясатанинские секты), что позволило определить направленность профилактической деятельности в социально-культурной среде, в культуре, спорте, досуге, образовательной сфере.

4. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде представляют собой комплекс технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих:

• организационно-педагогический компонент — овладение личностью умениями, знаниями и восприятием, которые необходимы для жизни в мультикультурном обществе;

• социально-психологический компонент — развитие самодеятельной активности личности, мотивированное участие в культуро-творческой деятельности, толерантном межкультурном и межконфессиональном взаимодействии;

• кадровый компонент — изучение менеджмента социально-культурной деятельности в процессе подготовки лидеров молодежных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов, декабрь 2002 г.) — межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус» (Москва, МГУКИ, 10−11 декабря 2003 г.) — международной научно-практической конференции «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, апрель 2004 г) — научно-практической конференции «Актуальные проблемы социокультурного менеджмента» (Москва, МГУКИ, 19 мая 2004 г.) — межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Созидательная миссия культуры" — конференции «Культура против наркомании» (Москва, МГУКИ, 9 февраля 2005 г.) — в парламентских чтениях «Культура против терроризма» (Москва, 2005 г.).

Результаты исследования позволили систематизировать существующие экстремистские молодежные организации религиозной и политической направленности и выделить ряд характерных личностных особенностей членов экстремистских сообществ: ограниченность сознания, деструктивностьидеализация усвоенной идеиинтолерантное отношение к представителям другой нации, инакомыслящимагрессивное поведение, отрицание общечеловеческих ценностейутрата ролевой идентификацииобретение самоидентификации в экстремистской организациизаниженная самооценкаконформизм.

Под определением молодёжного экстремизма нами понимается асоциальное течение в молодёжной среде, основанное на поведенческих стратегиях экстремального характера, проявляющихся в радикальных формах религии, политики и других сферах жизни общества. Являясь деструктивной формой проявления молодёжной субкультуры, экстремизм локализируется в националистических, фашистских, террористических, преступных движениях, создавая угрозу для общества в целом.

Выявленная классификация молодёжных экстремистских организаций стала основой выделения уровней сформированности экстремистских установок личности: низкого (рефлексивного), характеризующегося эмоционально устойчивым отношением к представителям других наций, высокой степенью рефлексиимотивами отношений, не связанных с совместной деятельностью, сочетающихся с принятием правомочности других точек зренияоптимальными способами достижения результата (самостоятельность и прогнозирование в решении проблем, самоанализ поведения и речи (коррекция с позиции самого субъекта), принятием общечеловеческих ценностейсреднего (нейтрально-конфликтного) — зависит от индивидуально-психических качеств личности, от индивидуального опытаиндивидуально-выборочное толерантное отношениеположительные эмоции могут сменяться отрицательными из-за расхождения взглядоввысокого (деструктивный) характеризуется неадекватной самооценкой личности, отрицательной эмоциональной оценкой представителей других наций, низкий уровень рефлексии.

В процессе теоретического анализа экстремизма, нами были выявлены социально-культурные условия, способствующие профилактике экстремизма, которые стали основой моделирования превентивной программы по противодействию экстремизму в молодёжной среде, включающей три компонента: № 1 — организационно-педагогический (кросс-культурное образованиеповышение уровня информированности по проблеме экстремизма) — № 2 социально-психологический (формирование толерантностиактивной жизненной позициилидерской направленности, моделирование жизненных перспектив) — № 3 — кадровый (кадровое обеспечение молодёжной политики, развитие молодёжных общественных движенийпривлечение молодёжи в систему регионального и муниципального управления).

Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы, выявил позитивные изменения по основным критериям (кросс-культурной грамотностиинформационной базы по проблемам экстремизматолерантным отношением к представителям других нацийвключённостью молодёжи в общественно-политическую жизнь государстваучастием в общественных молодёжных движениях) программы по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

Таким образом, сущность экстремизма как социальной деструкции проявляется на уровне диалектической взаимосвязи экстремистских установок личности и соответствующих форм её социального поведения. При этом экстремистские установки личности основаны на радикалистских воззрениях, фанатичной преданности идеям, принимающим такие крайние формы выражения, как терроризм, а экстремизм выступает как следствие фанатичного мировоззрения, базирующегося на агрессивном поведении человека.

Молодежный экстремизм базируется на психологическом механизме экстремального поведения личности и, как асоциальное патологическое явление, актуализируется в условиях переходных периодов общественного развития на фоне нестабильного развития экономики и политики, дефицитарно-сти культурной, образовательной и духовной сфер отсутствием у молодого поколения активной гражданской позиции, утратой жизненных ориентиров.

Основаниями социокультурной классификации молодёжных экстремистских организаций является аксиологический и деятельностный подходы.

Приоритетными направлениями программы профилактики экстремизма в молодёжной среде являются: развитие системы кросс-культурного образования для преодоления этнической и межконфессиональной разобщённости, формирование толерантного сознания, лидерских качеств, необходимых навыков для выработки жизненных стратегий, работа по профориентации молодёжи, в связи с чем необходимо соблюдение комплекса организационных, социально-психологических и кадровых технологий.

Главными социально-культурными условиями проектирования программ профилактики молодёжного экстремизма является процесс преобразования молодёжной субкультуры в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы, развития лидерской направленности личности как субъекта социально-культурной деятельности, осуществляемых в сфере культуры, образования, досуга, спорта.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что молодёжь XXI векаресурс обновления и укрепления России. Особую роль в развитии социальных и личностных качеств у молодых людей играет культура, формирующая духовность, способность к деятельности, созиданию, творчеству, формирует нравственное и эстетическое сознание.

Молодёжная субкультура — незаменимый и важный фактор социализации поколения. Эффективность формирования качеств субъекта социально-культурной деятельности у молодёжи зависит от целенаправленного вовлечения в содержательную часть, носящую социально значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования её деятельности, поэтому приоритетным условием вовлечения молодёжи в социально-культурную деятельность является формирование у неё высокого уровня общей культуры. Развитие творческих инициатив осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Культуротворче-ский потенциал молодежи может быть реализован не только в разветвлённой инфраструктуре, сформированной государственными органами, но и молодёжными инициативными группами, самодеятельными объединениями различной направленности.

Основные положения и выводы диссертационного исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблем экстремистских установок личности, являются основой совершенствования процесса профилактики экстремизма в молодёжной среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Модернизационные процессы, охватившие различные аспекты социальной и экономической практики, неверие в государственные и политиче-ф ские институты, недееспособность административной системы в культурном развитии народов вызвали резкое обострение в межнациональных отношениях и в значительной степени повлияли на молодежь, их традиционные модели социализации.

Увеличение числа молодёжных экстремистских организаций вызван рядом социальных проблем, среди которых отсутствие целостной системы воспитательной работы в школах и учебных заведенияхкризис идентичности, связанный с потерей жизненных ориентировкоммерциализация досуговой сферы и недоступность объектов социально-культурной сферырасслоением ф молодёжи по социально-экономическим показателям, безработицейстремлением к быстрому материальному благополучиюслабой материально-технической базой информационного обеспечения молодёжиснижением уровня жизни, социальной незащищённостью, ростом наркотической и алкогольной зависимости, негативным влиянием средств массовой информации на мировоззрение молодого поколения.

Молодежная субкультура проявляется в организации различных групп и сообществ с преобладанием норм, ценностей, образцов поведения, отлич-^ ных от господствующих в обществе, таким образом, возникают нормативные субкультуры (подростковая, богемная, преступная и др.).

Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более энергично и жестко они отвергаются. Подростки и молодежь чаще интегрированы в субкультурные группы, нежели взрослые. Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях заброшенности и недружелюбия мира взрослых, и тысячами столь значимых дня молодежи дружеских контактов и привязанностей, пониманием ровесников при непонимании взрослыми. Многие молодежные группы социально нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер.

Мировые процессы глобализации ставят перед молодым поколением россиян новые задачи осмысления категорий патриотизма и сохранения национального самоопределения в условиях гомогенизации культурного поля.

Осуществленный нами социально-культурный анализ основ экстремистской деятельности позволил обеспечить возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего с экономикой, социальными отношениями и политикой.

В процессе изучения динамики проявления экстремистских установок в обществе нами проведён социально-культурный анализ развития экстремизма в отечественной и зарубежной истории, выявивший взаимосвязанность таких явлений, как радикализм, фанатизм, экстремизм. В ходе исследования нами была раскрыта сущность экстремизма как определённой идеологии, принудительно распространяющей нетерпимость к оппонентам, отличительными чертами которой являются: отрицание инакомыслия, нетерпимое отношение к сторонникам иных политических, экономических, конфессиональных взглядовидеологическое обоснование применения насильственных методов к любым лицам, не разделяющим экстремистские убежденияапелляция к известным идеологическим или религиозным учениям с их субъективной трактовкойдоминирование эмоциональных способов воздействия в пропагандистских целяхсоздание харизматичного имиджа лидеров экстремистских движений.

Нами выделены основные направления экстремизма: политический, экологический, религиозный, этнический.

Стремление к преодолению «кризиса идентичности», вызванного социально-экономическими изменениями в обществе, порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных или этнических и конфессиональных сообществахусиливаются проявления ксенофобиивозрастает влияние идеологии традиционализма, перерастающей зачастую в фундаментализм (идея «очищения от нововведений и возврата к истокам»).

По своим качественным характеристикам экстремистское поведение варьируется в проявлениях политического радикализма, фанатизма, фундаментализма. Рассуждения Н. Бердяева и С. Булгакова о природе фанатизма и подмены понятия в образе «Героя» актуально отражают тенденции манипулирования молодежным сознанием в современной ситуации. Поэтому само обращение к отечественной истории с целью анализа русского радикализма в политике, религиозного фанатизма раскольников, большевистского террора и шовинистического атеизма может стать основой выявления сущностных причин развития экстремизма. Как ни парадоксально, но именно русский опыт переворотов является примером во всех монографиях по истории развития мирового экстремизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Интеракция, идентичность, презентация // Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 2001. — 354 с.
  2. Т.В. Космизм в русской религиозной философии: (B.C. Соловьев, П. А. Флоренский, С.Н. Булгаков): Дис.. канд. филос. наук: 09.00.03. -М., 1994.- 146 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  4. Т. Исследование авторитарной личности / Теодор Адор-но, Р. Неввит Сэнфорд, Эльза Френкель-Брунсвик, Даниэл Дж. Левинсон. -М.: Акад исслед. культуры, 2001. 345 с.
  5. Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. М.: МГУ-КИ, 2003.- 123 с.
  6. А. И. Криминология (курс лекций). М., 1999. -350 с.
  7. В. Н. Социология политики. — М.: Изд-во МГУ, 1992.134 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. -288 с.
  9. Г. М., Хелкама К., Дубовская Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Московского университета. 1997. — № 4. — С.31 -41.
  10. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
  11. Ю.В., Дробижева JI.M. Этносоциология. М.: Аспект-пресс, 1999.-256 с.
  12. А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. — № 1. -С.1−5.
  13. А.Г., Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. -№ 1. — С. 15−16.
  14. Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. -М.: МГИК, 1992. 160 с.
  15. А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. :Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 508 с.
  16. Н. Ф. Науковедческие аспекты исследования истории детского движения в России (Методология, историография, источниковедение, нач. XX в. 90-е гг.): Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 1997. — 348 с.
  17. Н.Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики. М.: Academia, 2005. — 256 с.
  18. В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2004. — 472 с.
  19. М.М. Философская эстетика 1920-х годов. СПб.: Питер, 2003. — 955 с.
  20. И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. — 416 с.
  21. Э. Общая лингвистика. Благовещенск: БГК им. А. И. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — 362 с.
  22. Беньямин Нетаньяху. Война с терроризмом: Как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 207 с.
  23. Н.А. Духовный кризис интеллигенции / Сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Канон +, 1998. — 400 с.
  24. Н.А. Русские записки // Человек. 1997. — № 9. — 123 с.
  25. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989. — 607 с.
  26. Берковец J1. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: Олма-Пресс, 2002. — 512 с.
  27. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  28. B.C. На гранях логики культуры. М.: Рус. феноменол. о-во, 1997.-440 с.
  29. Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. СПб., 1992. -127 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464 с.
  31. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 800 с.
  32. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся соц. условиях). Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 32 с.
  33. В.Г. Педагогика отношений в социуме. М.: Аргус, 1995.-С.7−28.
  34. Ю.А. Правовая политика современного российского государства в сфере противодействия терроризму: Дис.. канд. юр. наук: 23.00.02. Ростов-на-Дону, — 2003. — 172 с.
  35. С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. М., 1909.50 с.
  36. С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / Ред.-сост. В. Н. Акулин. Новосибирск: Наука, 1991. — 350 с.
  37. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  38. В.И. Международный терроризм в условиях глобального развития (Политологический анализ): Дис.. д-ра полит, наук: 23.00.04. -М., 2003.-311 с.
  39. Н.Н. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса: Дис.. канд. соц. наук: 22.00.06. Рост/ н Д., 2004. — 158 с.
  40. А. Религиозное сознание язычества. Т.1. — М., 1902. -205с.
  41. С.Ф. Организационно-педагогический основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в социально-культурной сфере: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2000. — 221 с.
  42. В.П. Социализация в переходном обществе: Теоретическое моделирование и социокультурный контекст: Дис.. д-ра соц. наук: 22.00.01. Пенза, 2001. — 350 с.
  43. И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности РФ: Дис. .канд. полит, наук: 23.00.02. -М., 2003. 154 с.
  44. JI.C. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2003. -1134 с.
  45. .С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. М.: Пед. о-во России, 2001. — 459 с.
  46. С.Ю. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Эко-прос, 1993. 544с.
  47. B.JI. Меры по противодействию на региональном уровне// материалы конференции «Политический экстремизм в России и конституционные меры борьбы с ним». М., 1998. — С. 18−35.
  48. Ю. Савинков Борис Викторович, он же В. Ропшин. Предисловие // Савинков Б. Избранное. М.: Московский рабочий, 1990. — 104 с.
  49. Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М.: Наука, 1977. — 320 с.
  50. В.Г. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945−1985):Учеб. пособие. Новосибирск: НГАСУ, 2002. — 80 с.
  51. Т.Н. Гражданская социализация учащейся молодежи в процессе реформирования российского общества: Дис.. канд. соц. наук: 22.00.08.-М., 2000.- 180 с.
  52. Диалектика Просвещения: философские фрагменты / Авт. M. Horkheimer, T.Adorno. -М.: Медиум, Ювента, 1997. 167 с.
  53. Е.А. Методические рекомендации по организации общественно-педагогической практики студентов педагогических вузов -членов комсомольских педагогических отрядов JIKCM Казахстана, ЦК, Каб. коме, работы. Алма-Ата, 1985. — 26 с.
  54. Н.Ф. Психология лидерства. М.: Аванта, 1999. — 145с.
  55. Д., Паи Э. Политический экстремизм и терроризм: социальные корни проблемы // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2002. — № 2. — С.25 — 36.
  56. Д. Общество и его проблемы. М.: Идея-Пресс, 2002. — 160с.
  57. Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. -134 с.
  58. Г. В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений: Дис.. канд. пед. наук:1300.06. Москва, 1999. — 137 с.
  59. А.А. Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодёжного объединения «Новая цивилизация»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05. -М., 2002. 303 с.
  60. И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: Учебное пособие. М.: Владос, 2004. — 220 с.
  61. Р. Именем Усамы бен-Ладена. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — 123 с.
  62. Л.С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие.-М., 1994.- 110 с.
  63. М.Н. Проблема агрессии в контексте идей философской антропологии: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2001. -177 с.
  64. И.А. Педагогические основы сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных самодеятельных объединениях: Авто-реф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Киров, 1996. — 21 с.
  65. Закон Правительства РФ «О противодействии экстремистскойдеятельности». Ст. 2 от 25.07.2002// Российская газета. 2002. — 30 июля -№ 138,139.
  66. А.У. Общественные центры и народные дома в Сев. Америке. Прага: YMCA press, 1923. -291 с.
  67. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 310 с.
  68. Г. М. Молодежные субкультуры в системе социальногоуправления: Дис. канд. соц. наук: 22.00.08. Уфа, 2003. — 162 с.
  69. С.Н., Лисовский В. Т. Культурное пространство России как ценность и национальное достояние // Региональные факторы развития культуры: Информационный аспект: Сборник статей. — Вып. 8. -Краснодар, 1999. С.44−54.
  70. Информационно-аналитический сборник «СИМПТОМ». 2001. № 9.-115 с.
  71. В.П. Развитие лидерской направленности специалиста социально-культурной сферы в процессе дополнительного профессионального образования: Автореф. диссертации доктора пед. наук. М., 2002. — 52 с.
  72. Ислам: Словарь/ Под ред. Гавриловой Ю. Б., Емельянова В. В. -СПб.: Амфора, 2002. 141 с.
  73. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1998. 319 с.
  74. А.Г. Педагогика средней профессиональной школы: Методическое пособие для руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений. М., 2004. — 320 с.
  75. Ш. Имам Шамиль. М.: Молодая гвардия, 2001. — 378 с.
  76. О. А. Работа с родителями // Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб.-метод. пособие. М., 1991. — С. 63−76.
  77. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1990. — 720 с.
  78. Н.В. Политическая социализация молодежи в современной России: Дис.. канд. соц. наук: 23.00.02. -М., 2003. 210 с.
  79. В.В. Политическая социализация молодежи в современной России: Дис.. д-ра соц. наук: 09.00.11. Рост./ н Д., 1999. — 400 с.
  80. . Социально-философские аспекты взаимосвязи философии и культуры. Прага: Свобода, 1990. — 120 с.
  81. А.С. Политико-правовые основы профилактики этнопо-Ъ литического экстремизма в РФ: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02. М., 2003.- 170 с.
  82. А. А. Организационно-педагогические условия формирования социально значимых мотивов подростков во временном детскомобъединении: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Краснодар, 1999. — 200 с.
  83. Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.
  84. Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантно-го поведения подростков в сфере досуга: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.05. -СПб., 1995.-430 с.
  85. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям :31 000 Педагогика и психология, 31 300 — Соц. педагогика, 33 400 — Педагогика. -М.: Academia, 2005. — 301 с.
  86. И.А. Семья военнослужащего в условиях реформирования армии: Дис.. канд. соц. наук: 22.00.04. Улан-Удэ, 2004. — 171 с.
  87. Кон И. С. Возрастная психология. М., 1996. — 455 с.
  88. Коран. М.: НПО «Вектор СП», 1990. — 395 с.
  89. М.В. Международно-правовые аспекты сотрудничества в борьбе с терроризмом: Дис.. канд. юр. наук: 12.00.10. М., 2003. — 185 с.
  90. Е.В. Социализация молодежи с девинатным поведением в трансформирующемся обществе: Дис.. канд. соц. наук: 22.00.05. -Улан-Удэ, 2004. 157 с.
  91. Н.В. Формирование социально-психологических механизмов регуляции поведения в подростковом возрасте: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05. Новосибирск, 2002. — 160 с.
  92. Э. Разговор о душе и теле. СПб., 2001. — 144 с.
  93. Э., Смит J1. Тренинг лидерства. М.: ЭКО, 2001. — С.12.38.
  94. Н.К. Ставить учебу ближе к окружающей жизни // Пед. соч.: В 6 т./ Под общ. Ред. A.M. Арсеньева и др. М., 1980. -Т.6. — С.310−312.
  95. В.Г. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 350 с.
  96. B.C. Социально-психологические причины интоле-рантного общения // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. — № 1. — С.14−24.
  97. Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Сост. и предисл. B.C. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004. -320 с.
  98. В.В. Детское демократическое движение. Современный скаутизм. М.:ВКШ, 1979. — 87 с.
  99. Ю.А. Новый русский национализм: амбиции, фобии, комплексы // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. М., 1994. -№ 1. — С.15−17.
  100. Д. Агрессия. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 234 с.
  101. В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. -1997. № 11. — С. 46−54.
  102. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -380 с.
  103. А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» А. Н. Леонтьев- под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл: Кн. дом Унт, 2005. — 509 с.
  104. .Ф. Системность в психологии. М.: МОДЭК, 2003.422 с.
  105. К. Агрессия (так называемое зло): Пер. с нем. Г. Ф. Швейника. СПб.: Амфора, 2001.-347 с.
  106. А.Р. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: СПб., 2004. — 319 с.
  107. Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 512 с.
  108. А.С. Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН СССР, 1957−1958. — Т.2. -С.123−130.
  109. С.В. Терроризм: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2003. — 222 с.
  110. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М., 1983. — 342 с.
  111. К., Энгельс Ф. Сочинения: В 7 т. М.: Мысль, 1980 -Т. 7. -300 с.
  112. Мать Мария. Воспоминания. Статьи. Очерки. Париж, 1992. -Т.2. — С. 248−249.
  113. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199с.
  114. Д.И. Границ познанию предвидеть невозможно. М.: Советская Россия, 1991. — С.35−38.
  115. Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С.379−448.
  116. Е.А. Социализация учащихся коррекционных образовательных учреждений: Управленческий аспект: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2001. — 167 с.
  117. М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 367 с.
  118. Е.М. Социально-культурная деятельность молодёжных общественных организаций как фактор самореализации личности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05. М., 2001. — 210 с.
  119. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуру. Сб. науч. тр./Ред.-сост. С. Н. Добротворский и др. -Л.: ЛГИТМИК, 1990.-21 с.
  120. И.JI. Политический экстремизм: леворадикальные течения: Уч. пособие для студентов и аспирантов. — Волгоград, 2002. -125 с.
  121. Народная художественная культура: Учебник / Под редакцией Баклановой Т. И, Стрельцовой Е. Ю. М: МГУКИ, 2000. — С. 35−37.
  122. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Высш. образование, 2005. — 639 с.
  123. А.В. Терроризм как форма девиантного поведения (Криминологический аспект): Дис.. канд. юр. наук: 12.00.08. СПб., 2003. -155 с.
  124. П. Философские аспекты толерантности // Вопросыфилософии.- 2000. -№ 4. -С.45.
  125. Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект): Дис.. канд. юр. наук: 23.00.02. Ростов-на-Дону, 2002. — 167 с.
  126. Новые ценности образования: Сб. статей. М.: Инноватор, 1996. -№ 6.-200 с.
  127. Д. В. Афганистан на рубеже национального примирения: борьба за расширение социальной базы революционной власти (Политико-психологический и страноведческий очерк). М.: ИОН, 1998. — 150 с.
  128. Д. Психология терроризма. СПб.: Питер, 2002. -300 с.
  129. Э.А. Культурная политика в контексте модернизацион-ных процессов // Теоретические основания культурной политики. М.: Рос. институт культурологии, 1993. — 137 с.
  130. А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. СПб.: Центр Пресс, 2005: — 218 с.
  131. К.К. Основы этнической психологии. СПб., 2003.1. S 234 с.
  132. Политическая психология / Под общ. ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, 2001. — 450 с.
  133. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М.: МКУ, 1993. — 400 с.
  134. А. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Ред. М. Олкотт, В.Тишков. М.: Московский центр Карнеги, 1997. — С. 273 — 297.
  135. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 650с.
  136. Психология террористов и серийных убийц: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2004. — 400 с.
  137. Д. Религия и наука: История. Метод. Диалог. М.: Помор, гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2003. — 325 с.
  138. А.А. Ограничения свободы средств массовой информации в интересах борьбы с терроризмом: Международно-правовые вопросы: Дис.. канд. юр. наук: 12.00.10. М., 2003. — 204 с.
  139. М.И. Воспитание толерантности у школьников: Учеб.-метод, пособие. Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2003. — 191 с.
  140. В.В. Революционная Обломовка. М.: Пресса, 1979. — 67с.
  141. Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны: Дис.. д-ра соц. наук: 22.00.05. М., 1997. — 394 с.
  142. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  143. М.А. Международный терроризм как преступное деяние по международному праву: Дис.. канд. юр. наук: 12.00.10. М., 2003. -207 с.
  144. Э. Воспитание свободой. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 293 с.
  145. Р.А. Молодёжные организации как фактор социализации подросткового поколения Великобритании: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 1996. — 170 с.
  146. П.А. Современный терроризм: вызовы и ответы в условиях России: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02. -М., 2003. 126 с.
  147. В.К. Молодёжная субкультура в условиях мегаполиса. -М.: ИСПИ РАН, 1999. 123 с.
  148. С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России// Социальное знание: Формации и интерпретации: Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 1996. — 150 с.
  149. З.В. Молодежная культура: «За» и «против»: Заметки социолога. JL: Лениздат, 1990. — 306 с.
  150. Г. К. Ценностные ориентации молодёжи в условиях социальной трансформации общества // Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тезисы международной научно-практической конференции. Часть 1. -М.: Изд-во МГУК, 1997. -С.69−70.
  151. .Ф. Семья и как в ней уцелеть. М.: ACT: Аст-рель, 2004.-301 с.
  152. Я.Ю. Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05.-СПб., 1998.- 127 с.
  153. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989. — 1560 с.
  154. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004.-512 с.
  155. Г. У., Шлягина Е. И., Шайгерова Л. А. Трансформации этнической идентификации как проявление посттравматического стресса // Психология травматического стресса сегодня. Калуга, 1994. — С.32−45.
  156. А.Б. Политический экстремизм в современной России, середины 80−90-х гг.: Дис.. канд. политич. наук: 23.00.03. Нижний Новгород, 1998.-181 с.
  157. B.C. Критика абстрактных принципов. Рим: Velehrad-Roma, 2003.-505 с.
  158. П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений: Пер. с англ., комментарий и статья В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000.- 1056 с.
  159. .А. Психологические тренинги. М.: КГИ, 2000.250 с.
  160. Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом: Дис.. канд. юр. наук: 12.00.08. -М., 2003. 182 с.
  161. С.Ю. Человек и Вселенная. СПб.: Питер, 2001. — 273с.
  162. Ю.А. Социальная педагогика досуга. М.: МГУК, 1996.- 127с.
  163. M.JT. Феномен контркультуры в массовом сознании // Контркультура и социальные, трансформации: Сб. тезисов сов. философов. XYIII ВФК. М., 1988. — 130 с.
  164. М.А. Молодёжные движения и организации Российского зарубежья в 19−20 вв.: Дис.. канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2003. -196 с.
  165. В.Я. Миры культуры глазами молодых: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2004. — 288 с.
  166. М.П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России: политологический анализ: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.03. М., 2003. -162 с.
  167. В.Н. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2004. — 337 с.
  168. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.-368 с.
  169. М.П. Терроризм в 21 в. Мн.: Харвест, 2002. — 816 с.
  170. И. С. Городской образ жизни: Теоретический аспект// Со-цис.- 1995.-№ 4.-С.10−15.
  171. Г. А. Терроризм как социальный феномен: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Тверь, 2003. — 169 с.
  172. Е.В. Политико-правовой подход к формированию государственной политики противодействия экстремизму в ряде стран Запада: опыт для России: Дис.. канд. полит, наук: 23.00.02. М., 2004. — 197 с.
  173. Д.В. Принципы обучения, основанные на психологии. -М.: ACT-ЛТД, 1998. 701 с.
  174. А.П. Подростковый экстремизм // Человек, 1990. -№ 4. -15с.
  175. Л. Избранные философские произведения в 3 т. Т.Н. -М.: Мысль, 1983.-355 с.
  176. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. 2-е изд. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.
  177. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.-815 с.
  178. А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.
  179. П.А. Вопросы религиозного самопознания. М.: ACT, 2004. -235 с.
  180. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989. — 456 с.
  181. С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологические аспекты: Дис.. канд. юр. наук: 12.00.08. Ростов-на-Дону, 2003.-217 с.
  182. Э. Психоанализ и этика М.: Республика, 1993 .-415 с.
  183. Й. Осень средневековья / Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1998. — 546 с.
  184. В. Жизнь и смерть Роджера Бэкона /Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. — Т. 1. — Ч. 2. — С. 862−863.
  185. Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники. — М., 2000. — 120 с.
  186. С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2002.- 168 с.
  187. А.Ф. Формирование культуры межнациональных отношений сельской молодежи в полиэтнической социальной среде. Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2003.
  188. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. Н. П. Кузина и др. М, 1980. -Т. 1. — 304 с.
  189. X. Биологические эксперименты: Военные преступления. Это надо знать всем. М.: Текст, 2004. — 720 с.
  190. С.Д. Тренинговые упражнения по толерантности. -М.: Ось-89, 2004.-80 с.
  191. И.О. Социально-культурные условия формирования ценностной ориентации студенческой молодёжи: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.05. СПб., 2002. — 183 с.
  192. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М., 1998.-249 с.
  193. .Д. Развивающее обучение на пути к подростковой школе. -М.: Эврика, 2004. 239 с.
  194. Энциклопедический словарь. М., 1989. — 1500 с.
  195. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 350 с.
  196. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1994. — 230 с.
  197. Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999. — С.208- 209.
  198. Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. М.: МГУКИ, 2000. — 204 с.
  199. A Sense of Belonging. Guidelines for values for the humanistic and international dimension of education. UNESCO/CIDREE Publication, 1983. P. 10.
  200. Cohen A. Urban Ethnicity. L.: Tavistock, 1974. (Коэн A.) P. 127.
  201. Gultung J. Selected Works. New York — London, 1991−1995. P.220 235.
  202. Huesmann L.R., Eron L.D. Childhood aggression and adult criminality // Facts, frameworks and forecasts // Advances in criminological theory, 1992. Vol.3.
  203. Huntington S.P. The Clash of Civiliztions // The International System After the Collapse of the East-West Order. 1994- См. также: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994, № 1. -С. 25−30.
  204. Reardon В. A. Tolerance The Threshold of Peace. — N-Y.: The Teacher’s Library, 2001. p. — 120.
  205. Smith T.W. Hostility and health: Current status of a psychosomatic hypothesis // Health psychology, 1992. Vol.11. P. 139−150.
  206. Tannenbaum F. The American Tradition in Foreign Policy. Norman. ОК., 1995. P. 20−25.
  207. Taylor L Britain Now // Illustrated London News, 1987, October, p.54−58- Class, Status and Power/ R. Bendix, S, Upset (ed.) Free Press, 1953, P. l 17−120.
  208. Training Teachers in Intercultural Education. Council of Europe, Strasbourg, 1986. P. 12
Заполнить форму текущей работой