Синестетичность музыкально-художественного сознания: На материале искусства XX века
Диссертация
В избранных для подтверждения поставленной цели трех сферах образования quasi-музыкальных текстов — художественной литературе, живописи и драматическом искусстве — синестетичность корректирует проявление музыкальности на трех уровнях. На микроуровне она выражается в сонорности фонем, тембровых концептов, роли просодики в интравертивных текстах художественной литературыв «растворении» предмета… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИНТЕГРИРУЮЩАЯ РОЛЬ СИНЕСТЕЗИИ В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
- 1. Художественное сознание как сфера интеграции психических процессов
- 2. К проблеме музыкального и музыкально-художественного сознания
- 3. С инестезия как психический феномен
- 4. Межчувственные связи и формирование смыслов в музыкально-художественном сознании
- 5. Участие синестезии в процессах художественного обобщения
- 6. Синестезия и принципы художественного мышления
- Глава II. СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА
- 1. Предпосылки синестетического аспекта анализа музыкального текста
- 2. К теории интермодального аспекта постижения музыкального смысла
- 3. Межчувственная интерпретация музыкального звучания (музыковедческий и междисциплинарный аспекты)
- 4. Синестетические модели фонического уровня музыкального текста
- 5. Межчувственные связи на композиционном уровне
- 6. Синестетичность в развертывании интонационного процесса
- Глава III. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ ИСКУССТВ
- 1. «Незвучащее» в музыке как предпосылка музыкальности смежных искусств
- 2. К проблеме музыкальности как общеэстетической категории
- 3. Межчувственный аспект музыкальности и синестезия искусств
- 4. Синестетический ракурс трактовки музыкальности художественной литературы
- 5. Музыкальность живописи и визуальное мышление
- 6. Синестетичность театрально-сценических композиций
Список литературы
- Абрамов, Г. Архаический язык тела / Г. Абрамов // Языки науки -языки искусства М.: Прогресс-традиция, 2000 — С. 310−314.
- Автономова, Н. Б. Василий Кандинский: Художник и наука / Н. Б. Автономова // Многогранный мир Кандинского М.: Наука, 1998-С. 98−107.
- Айрапетьянц, Э. Ш. Принцип конвергенции анализаторных систем / Э. Ш. Айрапетьянц, А. С. Батуев Л.: Наука, 1969.- 84 с.
- Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста: Ав-тореф. дис. д-ра искусствоведения / Л. О. Акопян М., 1996- 35 с.
- Алеев, В. В. Фортепианное творчество Мессиана: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / В. В. Алеев М., 1992 — 19 с.
- Александрова, Л. В. Порядок и хаос во временной и пространственной организации звуковысот в пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко / Л. В. Александрова // Сиб. муз. альм 2002 — Новосибирск: Ново-сиб. гос. консерватория, 2004- С. 29−38.
- Алексеев, Б. Т. Диалектическое содержание идеи инвариантности: Автореф. дис. канд. филос. наук / Б. Т. Алексеев Л., 1970 — 16 с.
- Алексеев, Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект / Э. Е. Алексеев М.: Сов. композитор, 1986 — 238 с.
- Альшванг, А. А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом / А. А. Альшванг// Избр. соч.- М.: Музыка, 1964 Т. 1- С. 75−95.
- Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б. Г. Ананьев // Познавательные процессы: Ощущения, восприятиеМ.: Педагогика, 1982.- С. 7−31.
- Апарина, Н. Г. Японский театр как синтетическое искусство: (К постановке проблемы) / Н. Г. Анарина // Синтез в искусстве стран Азии-М.: Наука, 1993.-С. 35−51.
- Апрелева, В. А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / В. А. Апрелева М., 1999 — 51 с.
- Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления-М.: Музыка, 1974 С. 90−129.
- Арановский, М. Г. Симфонические искания / М. Г. Арановский-JL: Сов. композитор, 1979 287 с.
- Арановский, М. Г. Интонация, отношение, процесс / М. Г. Арановский // Сов. музыка.- 1984.- № 12.- С. 80−88.
- Арановский, М. Г. Два этюда о творческом процессе / М. Г. Арановский // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных-М., 1994, — Вып. 130.- С. 56−77.
- Арановский, М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства / М. Г. Арановский-М.: Композитор, 1998.-343 с.
- Аргуэлъес, X, Фактор Майя: В нетехнологический путь / X. Аргу-эльес-Томск: Зодиак, 1994.-211 с.
- Аргуэлъес, X. Мандала / X. Аргуэльес, М. Аргуэльес М.: Благовест, 1993.- 128 с.
- Аркадьев, М. А. Временные структуры новоевропейской музыки: Опыт феноменологического исследования / М. А. Аркадьев- М.: Библос, 1993.- 106 с.
- Арнхейм, Р. Визуальное мышление / Р. Арнхейм // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент- Душанбе, 1973- Ч. 2- С. 8−98- Ч.З.-С. 3−52.
- Аршинов, В. И. Когнитивные основания синергетики / В. И. Аршинов, В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма в науке и искусстве-М.: Прогресс-традиция, 2002 С. 69−96.
- Асанова, Н. А. «Жан Кристоф» Р. Роллана и проблема взаимодействия в искусстве / Н. А. Асанова Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978 — 104 с.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев-Л.: Музгиз, 1963.- Кн. 1, 2.- 378 с.
- Асафьев, Б. В. О музыке Чайковского / Б. В. Асафьев М.: Музыка, 1972, — 376 с.
- Асафьев, Б. В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки / Б. В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании- Л.: Музыка, 1973-С. 79−90.
- Ассанджоли, Р. Психосинтез / Р. Ассанджоли- М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.- 320 с.
- Багирова, Л. М. Культурологические и психосемиотические аспекты музыкальной синопсии: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Л. М. Багирова Саратов, 2002 — 20 с.
- Бараев, В. В. Карма художника / В. В. Бараев // Многогранный мир Кандинского.- М.: Наука, 1998.-С. 163−174.
- Бауэр, С. Модальность как категория мышления и специфика ее воплощения в музыкальном тексте / С. Бауэр // Звук, интонация, процесс М.: РАМ им. Гнесиных, 1968.-Вып. 148.-С. 16−36.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин-М.: Искусство, 1986.-445 с.
- Башляр, Г. Психоанализ огня / Г. Башляр- М.: Прогресс, 1973 176 с.
- Белый, А. Формы искусства / А. Белый // Символизм М.: Мусагет, 1910.-С. 147−175.
- Белый, А. Песнь жизни / А. Белый // Арабески М.: Мусагет, 1911-С. 47−56.
- Белый, А. Глоссолалия / А. Белый Томск: Водолей, 1994 — 96 с.
- Бергсон, А. Восприятие изменчивости / А. Бергсон- СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1913.-44 с.
- Бергсон, А. Непосредственные данные сознания / А. Бергсон // Собр. соч.- СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1913.- Т. 2.- 230 с.
- Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон- СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1913.-331 с.
- Березовчук, Л. Интерпретатор и аналитик: Музыковедческий текст как предмет музыкального историзма / JI. Березовчук // Муз. акад.- 1993-№ 2.-С. 138−143.
- Бессонова, М. А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX века / М. А. Бессонова // Многогранный мир Кандинского.-М.: Наука, 1998.- С. 5−13.
- Бибикова, Т. П. О топологических свойствах музыкального переживания / Т. П. Бибикова // Интерпретация художественного текста: Междисциплинарный семинар-4 Петрозаводск: Изд-во гос. консерватории, 2001-С. 53−57.
- Бине, А. Вопрос о цветном слухе / А. Бине // Homo musikus: Альм. муз. психологии.- М.: Изд-во МГК, 1994.- С. 30−45.
- Бонфельд, М. Ш. Музыка как речь и как мышление: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / М. Ш. Бонфельд М., 1993.-41 с.
- Бонфельд, М. Ш. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки / М. Ш. Бонфельд // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сб. науч. тр.- Вологда: Русь, 2000 Вып. 1- С. 32−39.
- Борее, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев М.: Изд-во полит, лит., 1 988 496 с.
- Бочаров, С. Г. Пруст и «поток сознания» / С. Г. Бочаров // Критический реализм XX в. и модернизм М.: Наука, 1967- С. 194−235.
- Бубенникова, JI. К проблеме художественного взаимодействия музыкального и драматического театров / JI. Бубенникова // Проблемы музыкальной науки М.: Сов. композитор, 1975 — С. 38−64.
- Бульян, Д. Застывшее время и повествовательность: Беседа с Дьердем Лигети / Д. Бульян // Сов. музыка.- 1989.- № 4.- С. 110−113.
- Бычков, Ю. Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания / Ю. Н. Бычков-М.: Гос. муз.- пед. ин-т им. Гнесиных, 1984 56 с.
- Ванечкина, И. Л. Предтечи скрябинского «Прометея» на музыкальной сцене / И. Л. Ванечкина // Светомузыка в театре и на эстраде: Науч.-практ. семинар: Тез. докл.- Казань: Казан, авиац. ин-т, 1992 С. 9−11.
- Ванечкина, И. Л. Судьба сценической композиции В. Кандинского «Желтый звук» / И. Л. Ванечкина // Светомузыка в театре и на эстраде: Науч.-практ. семинар: Тез. докл.- Казань: Казан, авиац. ин-т, 1992 С. 16−19.
- Ванечкина, И. Л. Поэма огня: Концепция светомузыкального синтеза
- A. Н. Скрябина / И. Л. Ванечкина, Б. Галеев.- Казань: Казан, гос. ун-т, 1981−168 с.
- Ванечкина, И. Л. Сценическая композиция «Картинки с выставки»
- B. Кандинского / И. Л. Ванечкина, Б. М. Галеев // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л. С. Термена): Междунар. науч.-практ. конф.: Материалы Казань: Фэн, 1996- С. 52−55.
- Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка / В. В. Ванслов-Л.: Художник РСФСР, 1983.- 400 с.
- Веберн, А. Лекции о музыке: Письма / А. Веберн- М.: Музыка, 1975, — 143 с.
- Вейман, С. Т. Диалектика творческого процесса / С. Т. Вейман // Художественное творчество и психология М.: Наука, 1991- С. 3−31.
- Екимовский, В. Дуэт, но не унисон / В. Екимовский, С. Беринский // Муз. акад.- 1992.- № 4.- С. 50−53.
- Величковский, Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия.- М.: Изд-во МГУ, 1973.- 246 с.
- Венкова, А. В. Динамика авторского сознания и исторической формы рецепции в культуре XX века / А. В. Венкова // Науки о культуре шаг в
- XXI век: Сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых ученых-М., 2001.-С. 247−252.
- Виан, Б. Пена дней / Б. Виан.- М.: Иной мир, 1993 352 с.
- Витт, Н. В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи / Н. В. Витт // Вопр. психологии 1991- № 1С. 95−112.
- Волкова, П. С. В. Хлебников и конкретная поэзия: (К вопросу о внутренней форме художественного языка) / П. С. Волкова // Велемир Хлебников и художественный авангард XX века Астрахань: Изд-во пед. ун-та, 1998.- С. 36−42.
- Волкова, П. С. Синестезия как условие понимания / П. С. Волкова // Прометей-2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков- Казань: Фэн, 2000,-С. 81−83.
- Волошинов, А. В. Синергетическая парадигма как явление культуры рубежа ХХ-ХХ1 веков / А. В. Волошинов // Синергия культуры: Тр. Всерос. конф.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002 С. 9−16.
- Воронин, С. В. Основы фоносемантики / С. В. Воронин- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982 244 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский М.: Просвещение, 1991 — 93 с.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер.- М.: Прогресс, 1988.- 704 с.
- Галеев, Б. М. Светомузыка: Становление и сущность нового искусства / Б. М. Галеев Казань: Тат. кн. изд-во, 1976 — 272 с.
- Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника: (Проблема синестезии в искусстве) / Б. М. Галеев Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987- 263 с.
- Галеев, Б. М. О синестезии и синтезе: Диалектика прогресс-регрессных тенденций в искусстве / Б. М. Галеев // Перспективы развития современного общества: Материалы Всерос. науч. конф Казань, 2001- Ч. 1- С. 258−265.
- Галеев, Б. М. «Телесная практика выражения» в концепции «Оезапйкш^ууегк» Вагнера / Б. М. Галеев // Смысл и выражение: Контроверзы современного гуманитарного знания- Самара: Двадцать первый век, 2001.-С. 183−187.
- Галеев, Б. М. Искусство космического века / Б. М. Галеев Казань: Фэн, 2003.- 572 с.
- Галеев, Б. М. Синестезия в мире метафор / Б. М. Галеев // Обработка текста и когнитивные технологии М.- Варна, 2004 — № 10 — С. 33−41.
- Галеев, Б. М. О цветном слухе композитора Мессиана / Б. М. Галеев, И. Л. Ванечкина // Синтез в русской и мировой художественной культуре-М.: МГПУ, 2004.- С. 40−45.
- Гартман, Н. Эстетика / Н. Гартман.- М.: Изд-во иностр. лит., 1958 692 с.
- Гачев, Г. Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа / Г. Д. Гачев.- М.: Искусство, 1972 Ч. 1- 200 с.
- Гачев, Г. Д. Музыка и световая цивилизация / Г. Д. Гачев М.: Вуз. книга.- 1999.- 199 с.
- Герасимова, И. А. Музыка и духовное творчество / И. А. Герасимова // Вопр. философии, — 1995,-№ 6, — С. 87−97.
- Герасимова, И. А. Совместное мышление как искусство / И. А. Герасимова // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве- М.: Прогресс-традиция, 2002 С. 131−142.
- Гервер, Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов: (первые десятилетия XX века) / Л. Л. Гервер М.: Индрик, 2001, — 248 с.
- Говорит С. Рахманинов // Сов. музыка 1973 — № 4 — С. 94−105.
- Голицын, Г. А. Образ как концентратор информации / Г. А. Голицын // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве М.: Прогресс-традиция, 2002-С. 187−196.
- Гольденвейзер, А. Б. Тридцать две сонаты Бетховена: Исполнительские комментарии / А. Б. Гольденвейзер М.: Музыка, 1966 — 288 с.
- Григорян, Л. А. О цвето-термических ассоциациях в музыке / Л. А. Григорян // Светомузыка в театре и на эстраде: Науч.-практ. семинар: Тез. докл.- Казань: Изд-во Казан, авиац. ин-та, 1992 С. 11−13.
- Грюссер, О. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и творчества / О. Грюссер, Т. Зельке, Б. Цинда // Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики- М.: Мир, 1995.- С. 265−300.
- Губанов, Н. И. Чувственное отражение / Н. И. Губанов М.: Мысль, 1986.- 239 с.
- Гуральник, Л. Ю. Символика и программность у Мессиана / Л. Ю. Гуральник // Символ, символическое, символизация в искусстве и культуре: Проблемы языка искусства СПб.: РИИИ, 2001- С. 9−16.
- Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации: (Философский анализ) / Е. Г. Гуренко.- Новосибирск: Наука, 1982 256 с.
- Гуренко, Е. Г. Эстетика: учеб. курс / Е. Г. Гуренко Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000 — 540 с.
- Гурков, В. Импрессионизм Дебюсси и музыка XX века / В. Гурков // Дебюсси и музыка XX века Л.: Музыка, 1983 — С. 11−39.
- Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль М.: Дом интеллектуальной книги, 1999 — Кн. 1 — 336 с.
- Давыдов, С. В. Хореографический образ как синтез звукозримых элементов / С. В. Давыдов // Всесоюз. шк. молодых ученых «Свет и музыка». -Казань, 1979,-С. 37−38.
- Дадианова, Т. В. Пластичность и выразительность как категории эстетики: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / Т. В. Дадианова М., 1997- 48 с.
- Дебюсси, К. А. Статьи, рецензии, беседы / К. А. Дебюсси Л.: Музыка, 1964.- 278 с.
- Дебюсси, К. А. Избранные письма / К. А. Дебюсси- Л.: Музыка, 1986.-286 с.
- Дегтярева, Т. Об Б-образной линии в искусстве на языке математики / Т. Дегтярева // Языки науки — языки искусства- М.: Прогресс-традиция, 2000.-С. 198−202.
- Денисова, Е. Интерпретация музыкальных идей в живописи Пауля Клее / Е. Денисова // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры, — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.- С. 183−197.
- Дмитриев, А. Н. Крест бытия / А. Н. Дмитриев, А. В. Русанов-Томск Новосибирск: Твердыня, 2000 — 464 с.
- Дотоль, И. В. Музыкальный смысл как социокультурный феномен: Автореф. дис.. канд. филос. наук/И. В. Дотоль -Новосибирск, 1997 25 с.
- Дунаев, Г. С. Пластическая музыка и традиции синтеза искусств / Г. С. Дунаев // Традиция в истории культуры М.: Наука, 1978 — С. 244−252.
- Евин, И. А. Синергетика искусства / И. А. Евин М., 1993 — 171 с.
- Екгшовский, В. А. Автомонография / В. А. Екимовский М.: Композитор, 1997.- 430 с.
- Ермилова, Я Я Теория и образный мир русского символизма / Е. В. Ермилова.- М.: Наука, 1989 176 с.
- Жабинский, К. А. О музыкальных принципах мышления в прозе Алехо Карпентьера / К. А. Жабинский // Зенкин К. Музыка в пространстве культуры Ростов-н/Д: Книга, 2001- С. 64−83.
- Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
- Житомирский, Д. В. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло М.: Музыка, 1989.-303 с.
- Задороэюный, М. И. Синестезии как основа ассоциирования трансфе-рентного типа и их моделирования / М. И. Задорожный // Электроника, музыка, свет: Междунар. науч.-практ. конф.: Материалы Казань: Фэн, 1996-С. 107−111.
- Закс, Л. А. Художественное сознание / JI. А. Закс- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990 212 с.
- Заливадный, М. С. Комбинаторные методы в изучении музыкальных синестезий / М. С. Заливадный // «Прометей"-2000 (О судьбе светомузыки: На рубеже веков): Материалы Междунар. конф.- Казань: Фэн, 2000 С. 105−107.
- Заливадный, М. С. К истории изучения музыкальных синестезий / М. С. Заливадный // Перспективы развития современного общества: Искусство и эстетика: Материалы Всерос. науч. конф Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2003.- Ч. 4.- С. 59−66.
- Захаров, Ю. К. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Ю. К. Захаров М., 1999.- 23 с.
- Земцовский, И. И. О методологической сущности интонационного анализа / И. И. Земцовский // Сов. музыка.- 1979.- № 3, — С. 24−29.
- Земцовский, И. И. Текст Культура — Человек: Опыт синтетической парадигмы / И. И. Земцовский // Муз. акад.- 1992 — № 4 — С. 3−6.
- Зенкин, К. В. Искусство в свете мифа и религии: К изучению эстетики А. Ф. Лосева / К. В. Зенкин // Жабинский К. А. Музыка в пространстве культуры Ростов-н/Д: Книга, 2001 — С. 37−54.
- Зиедонис, И. Эпифании / И. Зиедонис- М.: Сов. писатель, 1977.- 72 с.
- Зись, А. Я. Современный синтез искусств / А. Я. Зись // Виды искусства в социалистической художественной культуре М.: Искусство, 1984-С. 14−41.
- Зубарева, Н. Б. Фактура как форма реализации пространственно-временных представлений: (Проблемы генезиса и исторической эволюции музыкальных хронотопов): Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Н. Б. Зубарева.- Л., 1990.- 24 с.
- Иванов, А. В. Природа сознания: Онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал: Автореф. дис. д-ра филос. наук / А. В. Иванов М., 1998.-31 с.
- Ивасишин, В. В. Роль искусства в формировании человеческой чувственности: Автореф. дис. канд. филос. наук / В. В. Ивасишин- Киев, 1987.- 17 с.
- Ильенков, Э. В. Проблема идеального / Э. В. Ильенков // Вопр. философии.- 1979.- № 6.- С. 128−140.
- Ильина, Г. А. К вопросу о механизме музыкального переживания / Г. А. Ильина, С. Д. Руднева// Вопр. психологии 1971- № 5 — С. 67−73.
- Инайат Хан, X. Мистицизм звука / X. Инайат Хан- М.: Сфера, 1998.- 274 с.
- Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден.- М.: Изд-во иностр. лит., 1961.-571 с.
- Инкижекова, М. С. Музыкальный текст как культурно-исторический феномен: Автореф. дис.. канд. культурологии / М. С. Инкижекова Кемерово, 2001.- 22 с.
- Ионин, Б. С. Некоторые черты тематизма и мелодического стиля симфонических произведений Дебюсси 90-х годов: (На примере симфонического прелюда «Полдень Фавна») / Б. С. Ионин // Труды ГМПИ им. Гнесиных.- М., 1968.- Вып 8, — С. 5−25.
- Ирина, В. В мире научной интуиции / В. Ирина, А. Новиков М: Наука, 1978.- 132 с.
- Исхакова, С. 3. «Неклассическое» звуковое пространство: Музыкальная композиция начала XX века в контексте идей времени: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. 3. Исхакова М., 1998 -25 с.
- Исхакова, С. 3. Гармонический язык позднего Скрябина: К проблеме «дематериализации» звучания / С. 3. Исхакова // Музыка и незвучащее.- М.: Наука, 2000, — С. 257−274.
- Исхакова, С. 3. Клод Дебюсси: Образ пространства в музыкальном времени / С. 3. Исхакова // Внемузыкальные компоненты композиторского текста.- Уфа: РИЦ УГИ, 2002, — С. 86−101.
- Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган- Л.: Искусство, 1972.- 440 с.
- Каган, М. С. Культура в докапиталистических формациях/ М.С. Каган-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984 303 с.
- Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган- СПб.: 1Л, 1996, — 232 с.
- Кадцын, Л. М. Практическая направленность лекционного курса по музыкальному искусству для студентов технических вузов / Л. М. Кадцын // Эстетическое воспитание в техническом вузе М.: Вуз. кн., 1991.- С. 116−125.
- Казанцева, Л. П. Автор в художественном содержании / Л. П. Казанцева- М.: РАМ им. Гнесиных, 1998 428 с.
- Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский Л., 1990 — 66 с.
- Кандинский, В. «Желтый звук»: Сценическая композиция / В. Кандинский // Синий всадник М.: Изобраз. искусство, 1996- С. 75−83.
- Кандинский, В. О сценической композиции / В. Кандинский // Синий всадник-М.: Изобраз. искусство, 1996 С. 68−75.
- Кандинский, В. Куда идет новое искусство? / В. Кандинский // Точка и линия на плоскости СПб.: Азбука, 2001- С. 432142.
- Кандинский, В. Ступени: Текст художника / В. Кандинский // Точка и линия на плоскости СПб.: Азбука, 2001- С. 141−195.
- Кандинский, В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский СПб.: Азбука, 2001.-С. 195−337.
- Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант // Соч.: В 6 т.- М.: Мысль, 1966.-Т. 5.- С. 161−531.
- Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Соч.: В 6 т.- М.: Мысль, 1966.- Т. 6.- С. 349−589.
- Карасева, М. В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха / М. В. Карасева — М.: Сов. композитор, 2002 — 376 с.
- Карпычев, М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки / М. Г. Карпычев-Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1997−68 с.
- Кастанеда, К. Учение дона Хуана / К. Кастанеда- Киев: София, 1992.-482 с.
- Катаев, В. Трава забвения / В. Катаев // Алмазный мой венец М.: Сов. писатель, 1981.- С. 327−356.
- Кац, Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии / Б. А. Кац.- СПб.: Композитор, 1991.- 272 с.
- Кац, Б. А. Анна Ахматова и музыка / Б. А. Кац, Р. Д. Тименчик Л.: Сов. композитор, 1989 — 336 с.
- Князева, Е. Н. «Я» как динамическая система / Е. Н. Князева // Синергетика: Человек, общество М.: Изд-во РАГС, 2000 — С. 79−89.
- Коляденко, Н. П. Чувственное и рациональное в художественном обобщении: Дис. канд. филос. наук/Н. П. Коляденко-М., 1987 171 с.
- Коляденко, Н. П. Музыкальность как неакустический феномен / Н. П. Коляденко // Сиб. муз. альм Новосибирск, 2001- С. 28−34.
- Коляденко, H. П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств / Н. П. Коляденко Новосибирск, 2 003 258 с.
- Конен, В. Д. Театр и симфония / В. Д. Конен- М.: Музыка, 1974 376 с.
- Коробова, А. Г. Музыкальные коды тишины / А. Г. Коробова, А. А. Шумкова // Приношение музыке XX века- Екатеринбург: Урал. гос. консерватория, 2003 С. 34−57.
- Кортасар, X. Лента Мебиуса / X. Кортасар // «Лента Мебиуса» и другие рассказы.- СПб.: Азбука, 1991.- С. 227−242.
- Коршунов, А. М. Элементы обобщенности образа в чувственном познании / А. М. Коршунов // Филос. науки 1962 — № 2 — С. 83−90.
- Котляревский, И. А. К вопросу о понятийности музыкального мышления / И. А. Котляревский // Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты Киев: Музична Украина, 1989 — С. 30−44.
- Котовская, М. П. Синтез искусств: Зрелищные искусства Индии / М. П. Котовская.- М.: Наука, 1982.- 255 с.
- Кох, Э. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живо-писному переживанию цвета / Э. Кох, Г. Вагнер М.: Антропософия, 1995 — 111с.
- Кравков, С. В. Взаимодействие органов чувств / С. В. Кравков- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1948, — 128 с.
- Кремлев, Ю. А. Клод Дебюсси / Ю. А. Кремлев- М.: Музыка, 1965 792 с.
- Кроль, Л. М. Человек-оркестр: Микроструктура общения / Л. М. Кроль, Е. Л. Михайлова М.: Класс, 1993- 154 с.
- Крючкова, В. А. Живопись театр — кино: О взаимодействии художественных форм в искусстве XX века / В. А. Крючкова // Художественные модели мироздания. XX век: Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира.- М.: Наука, 1999.- Кн. 2.- С. 139−161.
- Куницкая, Р. И. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси / Р. И. Куницкая.- М.: Музыка, 1982.- 88 с.
- Куприянова, Л. П. Семантика музыкальной композиции: Автореф. дис. канд. искусствоведения / JI. П. Куприянова Магнитогорск, 2000 — 18 с.
- Курт, Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха / Э. Курт М.: Музгиз, 1931- 302 с.
- Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Э. Курт.- М.: Музыка, 1975.- 551 с.
- Курышева, Т. А. Театральность и музыка / Т. А. Курышева- М.: Сов. композитор, 1984 200 с.
- Лабунская, В. А. Экспрессия человека: Общение и межличностное познание / В. А. Лабунская Ростов-н/Д: Феникс, 1999 — 608 с.
- Лакост, М. Кандинский / М. Лакост.- М.: Слово, 1995 96 с.
- Ландсбергис, В. В. Творчество Чюрлениса / В. В. Ландсбергис Л.: Музыка, 1975.- 280 с.
- Лаул, P. X. Принципы формообразования в симфонических произведениях Дебюсси / P. X. Лаул // Дебюсси и музыка XX века- Л.: Музыка, 1983, — С. 39−64.
- Леей, Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание / Д. Леви // Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики М.: Мир, 1995-С. 227−251.
- Леви-Стросс, К. Культура как система: Из кн. «Мифологичные. Сырое и вареное» / К. Леви-Стросс // Семиотика и искусствометрия М.: Мир, 1972.- С. 25−50.
- Лежнев, А. Борис Пастернак / А. Лежнев // Современники- М.: Круг, 1927.-С. 32−55.
- Лигети, Д. Превращения музыкальной формы / Д. Лигети // Дьердь Лигети. Личность и творчество / Сост. и пер. Ю. Крейниной М., 1993-С. 182−191.
- Линник, Ю. В. Мастер Фаворского света / Ю. В. Линник // Виктор Тихонович Черноволенко Петрозаводск: Святой остров, 1994 — 10 с.
- Лихачев, Г. Д. Диалектика взаимодействия эстетического сознания и художественной культуры / Г. Д. Лихачев- Новосибирск: Изд-во НГАВТ, 1995.- 197 с.
- Лонг, М. За роялем с Дебюсси / М. Лонг- М.: Сов. композитор, 1985.- 158 с.
- Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев // Форма. Стиль. Выражение, — М.: Мысль, 1995, — С. 405−603.
- Лосев, А Строение художественного мироощущения / А. Лосев // Форма. Стиль. Выражение М.: Мысль, 1995- С. 297−321.
- Лосева, О. В. Музыка и глаз: (О роли зрительного фактора в музыке XX века) / О. В. Лосева // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века.- М.: Наука, 1994, — С. 140−159.
- Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфе-ра — история / Ю. М. Лотман — М.: Языки русской культуры, 1999 — 464 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия- Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-416 с.
- Магницкая, Е. А. Творческая интерпретация космоса / Е. А. Магницкая М.: РАМ им. Гнесиных, 1996 — 197 с.
- Мазаев, А. Интегративное взаимодействие искусств и проблема массовых зрелищ / А. Мазаев // Виды искусства в социалистической художественной культуре М.: Искусство, 1984 — С. 41−70.
- Мазель, Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки / Л. А. Мазель // Интонация и музыкальный образ М.: Музыка, 1965 — С. 225−264.
- Мазель, Л. А. О чертах сонатной формы в сочинениях Пушкина / Л. А. Мазель // Муз. акад.- 1999.- № 2.- С. 5−7.
- Майкапар, А. Е. Музыка у Пруста / А. Е. Майкапар // В сторону Пруста: (Моне, Дебюсси и другие).- М.: Художник и книга, 2001-С. 33−46.
- Маклыгин, А. Л. Фактурные формы сонорной музыки / А. Л. Маклыгин//Laudamus.-M.: Композитор, 1992-С. 129−137.
- Малларме, С. Кризис стиха / С. Малларме // Сочинения в стихах и прозе.-М.: Радуга, 1995.-С. 315−342.
- Мальцев, С. М. Семантика музыкального знака: Автореф. дис.. канд. филос. наук/С. М. Мальцев-Вильнюс, 1981- 17 с.
- Мамаев, А. А. Взаимодействие звука и цвета в творчестве А. Рембо и
- B. Хлебникова / А. А. Мамаев // Взаимодействие искусств: Теория, методология, художественное образование: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.-Астрахань, 1997,-С. 133−138.
- Мамардашвили, М. К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский.- М.: Языки русской культуры, 1999 С. 3−47.
- Мандельштам, О. Э. Разговор о Данте // О. Э. Мандельштам «Полон музыки, музы и муки. «. — Л.: Сов. композитор, 1991- С. 93−106.
- Мандельштам, О. Э. Слово и культура / О. Э. Мандельштам // Об искусстве М.: Искусство, 1995 — С. 202−206.
- Манн, Т. Введение к «Волшебной горе» / Т. Манн // Собр. соч: В 10 т.- М.: Госполитиздат, 1960.- Т. 9.- С. 153−172.
- Манн, Т. Письма / Т. Манн.- М.: Наука, 1975.- 463 с.
- Манн, Т. Доктор Фаустус / Т. Манн М.: Республика, 1993 — 431 с.
- Манькова, С. В. Феноменологические, функциональные и субстратные аспекты проблемы сознания: Автореф. дис.. канд. филос. наук /
- C. В. Манькова Саратов, 1999 — 21 с.
- Марков, В. Ф. О свободе в поэзии / В. Ф. Марков- СПб.: Изд-во Чернышева, 1994.- 368 с.
- Марченко, В. Ю. Магическое мировоззрение Карлоса Кастанеды и проблема активности субъекта в философии / В. Ю. Марченко // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований Казань: КГТУ, 1997-С. 24−27.
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу- СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
- Медушевский, В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки/В. В. Медушевский// Восприятие музыки -М.: Музыка, 1980-С.178−194.
- Медушевский, В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной темы: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения / В. В. Медушевский М., 1984.-46 с.
- Медушевский, В. В. Сущностные силы человека и музыка / В. В. Медушевский // Музыка. Культура. Человек Свердловск: Изд-во Урал. гос. унта, 1988.-Вып. 1.-С. 45−65.
- Мелик-Пашаева, К. Красота соразмерностей / К. Мелик-Пашаева // Сов. музыка.- 1975.-№ 12.-С. 128−133.
- Мелик-Пашаева, К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции / К. Мелик-Пашаева // Проблемы музыкальной науки М.: Сов. композитор, 1975 — Вып. 3.- С. 461−419.
- Мельникова, Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как куль-туротворческий феномен: Дис.. д-ра искусствоведения / Н. И. Мельникова-Новосибирск, 2002 307 с.
- Мессиан, О. Техника моего музыкального языка / О. Мессиан.- М.: Греко-латинский кабинет Шичалина, 1994 124 с.
- Минаев, Е. А. Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах человечества: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения / Е. А. Минаев.- М., 2000.- 22 с.
- Музыка и незвучащее / Ред. Вяч. Вс. Иванова- М.: Наука, 2 000 327 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2 т.- М.: Музыка, 1981.-Т. 1.-415 с.
- Мурзабекова, Ж. А. Арабески Клода Дебюсси: (К проблеме жанрового анализа) / Ж. А. Мурзабекова Алматы: Изд-во АГК, 1993 — 12 с.
- Муриан, И. Ф. Борободур и типы архитектурно-скульптурного синтеза в средневековой Индонезии / И. Ф. Муриан // Синтез в искусстве стран Азии.-М.: Наука, 1993,-С. 110−122.
- Муриан, И. Ф. К проблеме синтеза в искусстве стран Азии / И. Ф. Муриан // Синтез в искусстве стран Азии М.: Наука, 1993 — С. 9−23.
- Мурина, Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств / Е. Б. Му-рина М.: Искусство, 1982 — 192 с.
- Набоков, В. В. Другие берега: Роман, рассказы / В. В. Набоков-Харьков: Фолио- М.: Аст, 1997.-463 с.
- Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки, — М.: Музыка, 1980-С. 91−111.
- Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. На-зайкинский М.: Музыка, 1982.-319 с.
- Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский М.: Музыка, 1988.- 254 с.
- Налимов, В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении / В. В. Налимов Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1978 — 84 с.
- Налимов, В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов М.: Прометей, 1989, — 287 с.
- Налимов, В. В. В поисках иных смыслов / В. В. Налимов М.: Прогресс, 1993.-261 с.
- Налимов, В. В. Самоорганизация как творческий процесс / В. В. Налимов // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве.- М.: Прогресс-традиция, 2002 С. 144−149.
- Налимов, В. В. Реальность нереального: Вероятностная модель бессознательного / В. В. Налимов, Ж. А. Дрогалина- М.: Мир идей, 1995 -432 с.
- Некрасова, ИМ. О парадоксах синтеза: «Принцип остроумия» в современном искусстве / И. М. Некрасова // Науки о культуре шаг в XXI век: Сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых ученых — М., 2001.- С. 303−310.
- Нигматуллина, Ю. Г. Методология комплексного изучения художественного творчества / Ю. Г. Нигматуллина- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983.- 104 с.
- Никитенко, О. Б. Фонологические аспекты музыкального языка: Ав-тореф. дис.. канд. искусствоведения / О. Б. Никитенко Л., 1987 — 22 с.
- Ниг^ше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Соч.: В 2 т.- М.: Рипол классик, 1997.- Т. 1.- С. 56−159.
- Новицкая, Л. П. Психофизиологическое исследование эффективности воздействия музыки как сложного звукового сигнала: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. П. Новицкая М., 1987 — 19 с.
- Овсянников, А. А. Синестетическая фразеология в музыковедческих текстах Б. Асафьева / А. А. Овсянников // «Прометей"-2000: (О судьбе светомузыки: На рубеже веков).-Казань: Фэн, 2000 С. 123−126.
- Овсянников, М. Ф. Искусство и капитализм / М. Ф. Овсянников М.: Искусство, 1979 — 343 с.
- Оганов, А. А. Синестезия и синтез в искусстве: (Общее и особенное) / А. А. Оганов // Современный Лаокоон: Эстетические проблемы синестезии-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- С. 20−21.
- Оливье Мессиан о звуке и цвете: Из бесед с Клодом Самуэлем // Homo Musikus: Альм. муз. психологии — М., 1994 — С. 75−84.
- Орлов, Г. А. Древо музыки / Г. А. Орлов Вашингтон: Н. А. Frager- СПб.: Сов. композитор, 1992.-408 с.
- Осгуд, Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Семиотика и искусствометрия- М.: Мир, 1972 С. 278−298.
- Павиленис, Р. И. Проблема смысла / Р. И. Павеленис- М.: Мысль, 1983.- 286 с.
- Перевозский, Т. А. О едином понимании естественного языка и языка музыкальных текстов с позиций вероятностной модели смыслов / Т. А. Перевозский // Налимов В. В. Спонтанность сознания М.: Прометей, 1989.- С. 262−266.
- Перельман, Н. Е. В классе рояля / Н. Е. Перельман.- СПб.: Борей, 1994.- 63 с.
- Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997- 400 с.
- Платек, Я. Непобедимые ритмы: (Марина Цветаева) / Я. Платек // Верьте музыке-М.: Сов. композитор, 1989-С. 131−189.
- Подземская, Н. Понятие «Bild» в формировании художественной теории Кандинского / Н. Подземская // Многогранный мир Кандинского .М.: Наука, 1998.-С.82−91.
- Подуровский, В. М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова М.: Владос, 2001.- 320 с.
- Поэзия и музыка-М.: Музыка, 1973 302 с.
- Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп- М.: Наука, 1 969 168 с.
- Пруст, М. По направлению к Свану / М. Пруст М.: Худож. лит., 1973.-464 с.
- Пруст, М. Под сенью девушек в цвету / М. Пруст М.: Худож. лит., 1976.- 555 с.
- Пруст, М. Пленница / М. Пруст М.: Худож. лит., 1992 — 432 с.
- Рабинович, Д. А. Портреты пианистов / Д. А. Рабинович М.: Сов. композитор, 1970 — 279 с.
- Рагс, Ю. Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути сближения / Ю. H. Parc — М.: Науч. мир, 1997 — 248 с.
- Радионова, Т. Я. Интонация как категория эстетики / Т. Я. Радионова // Всесоюз. шк. молодых ученых «Свет и музыка».- Казань: Казан, авиац. ин-т, 1979.-С. 81−82.
- Ракитов, А. И. Опыт реконструкции понимания Фридриха Шлейер-махера / А. И. Ракитов // Историко-философский ежегодник- М.: Наука, 1988.-С. 150−166.
- Раппопорт, С. X. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства / С. X. Раппорт М.: Сов. художник, 1978.- 237с.
- Розеншилъд, К. К. Молодой Дебюсси и его современники / К. К. Розеншильд М.: Гос.муз. изд-во, 1963- 143 с.
- Рощина, Т. А. Исполнительская трактовка авторской концепции фак-турообразования: (На примере фортепианного творчества К. Дебюсси, М. Равеля, О. Мессиана): Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Т. А. Рощина.- Киев, 1991.- 20 с.
- Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958.- 146 с.
- Рудой, Ю. Г. Вероятностные модели в естественных и гуманитарных науках / Ю. Г. Рудой // Языки науки языки искусства- М.: Прогресс-традиция, 2000.- С. 180−184.
- Рыжов, В. П. Информационные аспекты самоорганизации в искусстве / В. П. Рыжов // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве М.: Прогресс-традиция, 2002 — С. 157−171.
- Савенко, С. И. Заметки о поэтике современной музыки / С. И. Савенко // Современное искусство музыкальной композиции- М.: МГПИ им. Гнесиных, 1979.- Вып. 79.- 136 с.
- Савенко, С. И. Приключения в воображаемом пространстве: Заметки о творчестве Д. Лигети / С. И. Савенко // Сов. музыка 1987.- № 6 — С. 110−117.
- Сагарадзе, Е. «Понимание», «смысл», «интерпретация» как категории философской герменевтики и их преломление в музыкознании второй половины XX века / Е. Сагарадзе // Приношение музыке XX века Екатеринбург. Урал. гос. консерватория, 2003- С. 193−220.
- Самосюк, К Ф. Го Си / К. Ф. Самосюк, — Л: Искусство, 1978.-102 с.
- Селяков, В. И. Некоторые вопросы динамики светомузыкального фильма / В. И. Селяков // Всесоюз. шк. молодых ученых «Свет и музыка». -Казань: Казан, авиац. ин-т, 1979 С. 67−68.
- Сивков, И. В. Художественно-образная концепция Шенберга и ее развитие в творчестве Веберна и Булеза: Опыт интерпретации. Дис.. канд. искусствоведения / И. В. Сивков Новосибирск, 2002 — 356 с.
- Силъман, Т. И. Проблемы языкового стиля Томаса Манна / Т. И. Сильман // Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена, — Л., I960.- Т. 217-С.176−187.
- Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов, — М.: Наука, 1984.- 161 с.
- Синцов, Е. В. Синергетические аспекты процессов художественного мышления / Е. В. Синцов // Синергия культуры: Тр. Всерос. конф.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002 С. 85−88.
- Скребкова-Филатова, М. С. Об организующей роли фактуры в современной музыке / М. С. Скребкова-Филатова // Современное искусство музыкальной композиции М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985 — С. 67−88.
- Соколов, А. С. Константы индивидуальности / А. С. Соколов // Муз. акад.- 1992.- № 4.- С. 46−51.
- Соколов, А. С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / А. С. Соколов.- М., 1992 43 с.
- Соколов, О. В. О принципах структурного мышления в музыке / О. В. Соколов // Проблемы музыкального мышления- М.: Музыка, 1974-С. 153−177.
- Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее жанры: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / О. В. Соколов М., 1995.- 39 с.
- Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского / С. М. Соловьев М.: Сов. писатель, 1979 — 352 с.
- Стародубцева, Л. В. Метафизика лабиринта / JI. В. Стародубцева // Альтернативные миры знания СПб.: РГХИ, 2000 — 328 с.
- Старчеус, М. С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия / М. С. Старчеус // Восприятие музыки М.: Музыка, 1980 — С. 166−177.
- Султанова, Э. А. Феноменологический метод в исследовании сознания: Феноменология и классический буддизм: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Э. А. Султанова.- М., 2001.- 22 с.
- Тарасенко, О. А. Национальные истоки подсознательного в живописи Кандинского / О. А. Тарасенко // Многогранный мир Кандинского М: Наука, 1998.-С. 174−185.
- Тасалов, В. И. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусства / В. И. Тасалов // Взаимодействие и синтез искусств- Л.: Наука, 1978.- С. 20−44.
- Телъчарова, Р. А. Введение в феноменологию музыки / Р. А. Те-льчарова М.: Изд-во Владимир, гос. пед. ин-та, 1991- 214 с.
- Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов-Л.: Изд-во Акад. пед. наук, 1974 335 с.
- Титова, Т. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия / Т. Титова // Восприятие музыки М.: Музыка, 1980.-С. 156−167.
- Ткемаладзе, А. А. Проблемы эстетического познания: Автореф. дис.. д-ра филос. наук / А. А. Ткемаладзе Тбилиси, 1984 — 44 с.
- Толстой, В. П. XX век. Итоги и кануны / В. П. Толстой // Художественные модели мироздания. XX век: Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира М.: Наука, 1999 — Кн. 2 — С. 1−21.
- Толстых, В. И. Общественное сознание: Социальная природа, функции, формы / В. И. Толстых // Общественное сознание и его формы М.: Политиздат, 1986.-С. 19−70.
- Трофимова, И. И. Индивидуальные различия: В поисках универсальных характеристик / И. И. Трофимова // Синергетика и психология: Тексты.- М.: Янус-К, 1999- Вып. 2- Социальные процессы-С. 83−89.
- Турчин, В. С. Читая Пруста / В. С. Турчин // В сторону Пруста: (Моне, Дебюсси и другие).- М.: Гос. музей изобраз. искусств, 2001- С. 17−31.
- Тюлина, С. В. Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке: (К. Штокхаузен, Д. Лигети: 1960−80 гг.): Автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. В. Тюлина М., 1995 — 25 с.
- Ульман, С. Семантические универсалии / С. Ульман // Новое в лингвистике.- М.: Прогресс, 1970, — С. 250−299.
- Успенский, П. Д. В поисках чудесного / П. Д. Успенский.- СПб.: Изд-во Чернышева, 1992 522 с.
- Успенский, П. Д. Новая модель Вселенной / П. Д. Успенский СПб.: Изд-во Чернышева, 1993- 560 с.
- Ушицкая, О. У. Музыкальная теория и композиция второй половины XX века в контексте наук об искусстве: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / О. У. Ушицкая.- М., 1992.- 23 с.
- Федотов, В. М. Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса /
- B. М. Федотов Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989 — 160с.
- Федотова, Л. А. Модальный стиль гармонии Мусоргского: (На примере одной пьесы из цикла «Картинки с выставки») / Л. А. Федотова // Русская музыка XVIII—XX вв.еков: Культура и традиции Казань: Казан, гос. консерватория, 2003.- С. 171−181.
- Фейнберг, Е. Л. О музыкальной структуре стихотворения Пушкина «К вельможе» / Е. Л. Фейнберг // Поэзия и музыка- М.: Музыка, 19 731. C. 281−301.
- Филиппов, С. М. Искусство как предмет феноменологии и герменевтики: Автореф. дис. д-ра филос. наук / С. М. Филиппов М., 2003- 37 с.
- Филиппова, Л. И. Эпистемологический анализ «сакрального видения» мира: (На примере творчества В.В.Кандинского): Автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. И. Филлипова Якутск, 1996 — 21 с.
- Флоренский, П. А. Строение слова / П. А. Флоренский // Контекст-1972, — М.: Наука, 1972, — С. 350−365.
- Флоренский, П. А. Храмовое действо как синтез искусств / П. А. Флоренский // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия.- 1989.- № 2.- С. 51−65.
- Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский.- Новосибирск: Кн. изд-во, 1991 184 с.
- Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский М.: Прогресс, 1993.- 324 с.
- Фортунатов, Н. М. Архитектоника чеховской новеллы / Н. М. Фортунатов.- Горький: Изд-во Горьк. ун-та, 1975 110 с.
- Фрейд, 3. Я и Оно / 3. Фрейд // Психология бессознательного М.: Просвещение, 1990.- С. 425−440.
- Фрумкина, Р. М. Цвет, смысл, сходство: (Аспекты психолингвистического анализа) / Р. М. Фрумкина М.: Наука, 1984 — 175 с.
- Фюман, Ф. Двадцать два дня или половина жизни / Ф. Фюман.- М.: Прогресс, 1976.-285 с.
- Хакен, Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? / Г. Хакен // Синергетика и психология. Тексты: Социальные процессы-М.: Янус-К, 1999.- Вып. 2.- С. 3−14.
- Хаксли, О. Двери восприятия / О. Хаксли- СПб.: Петербург-ХХ1 век, 1994.- 133 с.
- Харитонов, В. В. Взаимосвязь искусств / В. В. Харитонов- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1992 148 с.
- Хемингуэй, Э. Праздник, который всегда с тобой / Э. Хемингуэй // По ком звонит колокол. Праздник, который всегда с тобой М.: Правда, 1988-С.469−589.
- Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей- М.: КСП, 1997.-720 с.
- Холопов, Ю. Н. К единому полю звука: «№. 2» Карлхайнца Шток-хаузена / Ю. Н. Холопов // Музыкальное искусство XX века: Науч. тр.- М.: МГК, 1975.- Сб. 9.- Вып. 2.- С. 132−140.
- Холопов, Ю. Н. К проблеме музыкального анализа / Ю. Н. Холопов // Проблемы музыкальной науки-М.: Сов. композитор, 1985-Вып. 6-С. 130−152.
- Холопова, В. Н. К проблеме музыкальных форм 60−70-х годов XX века / В. Н. Холопова // Современное искусство музыкальной композиции.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985.- Вып. 79.- С. 17−30.
- Холопова, В. Н, София Губайдулина / В. Н. Холопова, Э. Рестаньо М.: Композитор, 1996 — 360 с.
- Цареградская, Т. В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана / Т. В. Цареградская М.: Классика XXI в., 2002 — 374 с.
- Цивинская, Н. П. Проблемы высшего музыкального образования в разработках Б. Л. Яворского / Н. П. Цивинская // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования- М.: МГПИ им. Гнесиных, 1979,-Вып. 43.-С. 170−199.
- Цоллингер, Г. Биологические аспекты цветовой лексики / Г. Цоллингер // Красота и мозг: Биологические аспекты эстетики М.: Мир, 1995,-С. 156−173.
- Чащина, С. В. Концепция музыкальной длительности: На примере инструментального творчества Клода Дебюсси: Автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. В. Чащина СПб., 2000 — 24 с.
- Чередниченко, Т. В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии / Т. В. Чередниченко-М.: Музыка, 1985 — 191 с.
- Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы / Л. Н. Шаймухаметова М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999.-311 с.
- Шах-Азизова, Т. К. Синтетизм драматического театра / Т. К. Шах-Азизова // Взаимодействие и синтез искусств Л.: Наука, 1978 — С. 55−68.
- Шевелева, С. С. Открытая модель образования: (Синергетический подход) / С. С. Шевелева М.: Магистр, 1997- 47 с.
- Шелестова, Е. Н. О постановке проблемы «соощущений» в дальневосточной эстетике / Е. Н. Шелестова // Всесоюз. шк. молодых ученых «Свет и музыка».- Казань: Казан, авиац. ин-т, 1979 С. 92−94.
- Шелестова, Е. Н. Субатомные мистерии микро- и мегамира как физическая реальность абстракционизма / Е. Н. Шелестова // «Прометей-2000»: (О судьбе светомузыки: На рубеже веков).- Казань: Фэн, 2000 С. 176−179.
- Шендяпин, В. М. Синергетика и психология: (Аналитический обзор) /
- B. М. Шендятин // Синергетический подход к моделированию психологических систем М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1998 — С. 1−9.
- Шептунова, И. И. Хаос и гармония: Проблема синтеза в искусстве Индии / И. И. Шептунова // Синтез в искусстве стран Азии- М.: Наука, 1993.-С. 79−99.
- Шнитке, А. Г. Оркестровая полифония Д. Лигети / А. Г. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: Из собр. Шнитке-Центра М., 2001- Вып. 2.-С. 12−17.
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: В 5 т.- М.: Моск. клуб, 1992, — Т. 1, — С. 37−394.
- Штайн, К. Э. Гармоническая организация поэтического текста: Авто-реф. дис.. д-ра филол. наук / К. Э. Штайн СПб., 1994 — 39 с.
- Штейнер, Р. Антропология и педагогика / Р. Штейнер- М.: Парси-фаль, 1997.- 125 с.
- Штокхаузен, К. Дышать воздухом иных планет: (Интервью
- C. Савенко) / К. Штокхаузен // Сов. музыка.- 1990.- № 10.- С. 65−68.
- Штокхаузен,.Подобно свободной естественной науке.: (Интервью Л. Грабовского) / К. Штокхаузен // Сов. музыка 1990 — № 10 — С. 58−65.
- Штокхаузен, К. Я с удовольствием приехал бы вновь в Москву: (Интервью С. Савенко) / К. Штокхаузен // Муз. акад.-1993- № 3 С. 51−55.
- Эйзенштейн, С. М. Вертикальный монтаж / С. М. Эйзенштейн // Избр. произведения: В 6 т.- М.: Искусство, 1964- Т. 2 С. 189−269.
- Эйзенштейн, С. Wie sag’ich’s meinem Kind?!: Цвет / С. Эйзенштейн // Избр. произведения: В 6 т.- М.: Искусство, 1964 Т. 1- С. 525−537.
- Эйзенштейн, С. М. Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии / С. М. Эйзенштейн // Избр. произведения: В 6 т.- М.: Искусство, 1964 Т. 2 — С. 93−131.
- Эйзенштейн, С. М. История крупного плана / С. М. Эйзенштейн // Избр. произведения: В 6 т.- М.: Искусство, 1964 Т. 1- С. 502 — 510.
- Эстетическое сознание и художественная культура: Проблемы взаимодействия Киев: Наук, думка, 1983 — 279 с.
- Юнг, К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / К. Юнг// Феномен духа в искусстве и науке-М.: Ренессанс, 1992.- С. 93−121.
- Юнг, К. Аналитическая психология / К. Юнг- СПб.: МЦНК и Т «Кентавр» и др., 1994 136 с.
- Якушевич, М. В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсиа Лорки и М. де Фальи: Дис.. канд. искусствоведения / М. В. Якушевич Новосибирск, 2004 — 249 с.
- Ямвлих. О пифагорейской жизни / Ямвлих // Античная музыкальная эстетика- М.: Музгиз, i960-С. 127−130.
- Яроцинъский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроциньский- М.: Прогресс, 1978 232 с.
- Argelander, А. Das Farbenhoren und der synasthetische Faktor der Wahrnehmung.- Jena, 1927, — 124 S.
- Arnold Schonberg Wassily Kandinsky. Briefe, Bilder und Dokumente einer ausergewohnlichen Begegnung — Salzburg und Wien: Residenz Verl., 1 980 279 S.
- Bergsten, G. Thomas Manns «Doktor Faustus». — Lund, 1963- 308 S.
- Bloch, E. Uber das mathematische und dialektische Wesen in der Musik // Zur Philosophi der Musik- Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1974-S. 264−273.
- Boehm, S. Licht Zeit — Klang: Musikaliche Latenzen in der Bildkunst // Musik und Kunst: Erfahrung — Deutung — Darstellung: Ein Gesprach zwischen Wissenschaften.- Mannheim: Palatium Verl., 2000 — S. 9−21.
- Budde, E. Musik und Bilder // Musik und Kunst: Erfahrung Deutung -Darstellung: Ein Gesprach zwischen Wissenschaften. — Mannheim: Palatium Verl., 2000.-S. 1−8.
- Bulhof, F. Transpersonalismus und Sinchronizitat.- Groningen, 1 966 228 S.
- Day, S. A comparison of true-synesthete and pseudo-synesthete composers // «Прометей-2000»: (О судьбе светомузыки: На рубеже веков).-Казань: Фэн, 2000.- С. 77−81.
- Eggebrecht, Н. Н. Musikverstehen und Musikanalyse // Musik und Bildung.- 1979.-№ 11.- S. 150−154.
- Eggebrecht, H. H Uber die Befreihung der Musik von Wissenschaft // Musik und Bildung.- 1980.- № 12.- S. 96−101.
- Emrich, H. Bildung und Hyperbildung in intermodalen Wahrnehmung und Synasthesie / Zedier M., Schneider U. // Zeitschrift fur Semiotik 2001 (Sonderheft Synasthesie).- Berlin, 2001- S. 3−7.
- Georgi, S. «Wer mal etwas anderes, man konnte wenigstens zu jeder Musik etwas denken» / Hitscher, А // Beitrage zur Musikwissenschaft. Berlin: Verl. Neue Musik, 1990.- H. 2, — S. 88−107.
- Hormann, K. Wahrnehmungsbezogene Musikanalyse. Zurich: Wolfenbuttel, 1981.-76 S.
- Hurte, M. Musik, Bild, Bewegung. Theorie und Praxis visueller Konvergenzen-Bonn: Verl. systematische Musikwissenschaft, 1982 199 S.
- Jewanski, J. Synasthesie und Musik // Zeitschrift fur Semiotik 2001 (Sonderheft Synasthesie).- Berlin, 2001.- S. 3−12.
- Jewanski, J. Die Anfange einer Umwandlung von Melodien in Linien. Ein Beitrag zur Grundlagenforschung // Musik, Tanz und KunsttherapieGottingen: Hogrefe-Verl., 1997.-S. 159−164.
- Kaden, C. Musiksoziologie.-Berlin, 1984.-347 S.
- Karthaus, W. Die Musikalische Analyse // Die Musik.- 1928 / 29.-№ 21/1.-S. 264−271.
- Kienscherf, B. Das Auge hort mit. Die Idee der Farblichtmusik und ihre Problematik beischpielhaft dargestellt an Werken von Alexander Skriabin und Arnold Schonberg. — Frankfurt am Main: Europaischen Verlag der Wissenschaften, 1996.- 307 S.
- Kolneder, W. Visuelle und auditive Analyse // Wandel des Musikalischen Horens.- Berlin, 1962.- S. 57−66.
- Korner, K. Funkzionen, Zielrichtungen und Kriterien der Musikalischen Analyse // Schnittpunkte Mensch Musik. Regensburg: hrsg von R. Klinkhammer, 1985, — S. 205−208.
- Kremer, J. F. Les preludes pour piano de Claude Debussi (en correspondance aves) // A la recherche du temps perdu de Marsel Proust Paris, 1966.
- Mann, T. Mitteilung an die Literaturhistorische Gesellschaft in Bohn // Ges. Werke: In 12 B.- Berlin- Weimar: Aufbau Verl., 1956.- Bd. 12, — S. 330−345.
- Marks, L. On colored-hearing synesthesia // Psychological Bulletin, 1975.- Vol. 82, № 3.
- Marks, L. The uniti of senses.- New York, 1978.- 74 S.
- Mauer-Rosa, E. Das Grosse Tor von Kiev im Bild und in der Musik. -Musikerziehung.- 1971.- Bd. 24, — № 3.
- Maur, Karin v. Vom Klang der Bilder Munchen- London- New York: Prestel Verl., 1999.-129 S.
- Maur, Karin v. Musikalische Strukturen in der bildenten Kunst des 20. Jahrhunderts // Musik und Kunst: Erfahrung Deutung — Darstellung: Ein Gesprach zwischen der Wissenschaften- Mannheim: Palatium-Verl., 2000-S. 22−50.
- Motte-Haber, H. de la. Ist die Idee einer Kunstsynthese einlosbar? Unterschiede des Materials Gleichheit der Struktur // Musik und Kunst: Erfahrung
- Deuthung Darstellung: Ein Gesprach zwischen der Wissenschaften — Mannheim: Palatium Verl., 2000.- S. 52−62.
- Mund, F. Musikanalyse im Verstandnis von Studenten der Musikwissenschaft // Beitrage zur Musikwissenschagt Berlin: Verl. Neue Musik-1990.-H. 2.-S. 137−145.
- Musikunterricht Grundschule 1−4 Schuliahr einschlieslich Vorklasse: Lehrerband.- Mainz, 1978. 95 S.
- Palm, A. Das visuelle Prinzip in der Musikerziehung // Kraus, 1968-S. 214−221.
- Posner, P., Schmauks D. Synasthesie: Physiologischer Befund, Praxis der Wahrnehmung, kunstlerisches Programm // Zeitschrift fur Semiotik- Berlin, 2000.-Bd. 24.-H. 1.-S.3−10.
- Reichard, G. Language and Synasthesia / Iakobson R., Werth E. // Word, 1949, — Vol. 5.
- Reiner, O. Musikalische Graphik: Studien und Versuche uber die Wechselbeziehungen zwischen Ton- und Farbharmonien.- Wien, 1925.
- Richter, C. Horanalyse // Musik und Bildung.-1979.- № 11.- S. 179−184.
- Schawelka, K. «Zinnoberrot klingt wie die Tuba». Zu Wassily Kandinskys syhasthetischen Farbraum // Musik und Kunst: Erfahrung-DeutungDarstellung: Ein Gesprach zwischen den Wissenschaften-Mannheim:PalatiumVerl., 2000.- S. 59−70.
- Schnebel, D. Musik zum Sehen // Musik und Kunst: Erfahrung -Deutung Darstellung: Ein Gesprach zwischen der Wissenschaften. — Mannheim: Palatium Verl., 2000.- S. 121−132.
- Silz, W. Heiners Synaesthesia // Publications of the Modern Language Association of America 1942 — Vol. 57 — № 2.
- Stockmann, D. Transkription//MGG-Basel: Kassel, 1979.-Bd. 16.
- Sundermann, H. Zweierlei Musikalische Graphik // Neue Zeitschrift fur Musik.- 1967.-№ 10, — S. 41720.
- Sundermann, H. Ernst B. Klang Farbe — Gebarde. Musikalische GrafikWien: Verl. Anton Schroll, 1981.- 241 S.
- Thiele, K. Moglichkeiten auditiven Analyse in der Arbeit mit Kindern. Eine Erkundungsuntersuchung // Beitrage zur Musikwissenschaft. Berlin: Verl. Neue Musik, 1990.-Heft 2.-S. 107−120.
- Ullman, S. Romanticism and synaesthesia: a comparative stadi of sense transfer in Keats and Byron // Publications of the Modern Language Assotiation of America.- 1945.- Vol. 60.- № 3.
- Utz, C. Neue Musik und Interkulturalitat: Von John Cage bis Tan Dun. -Stuttgart: Franz Steiner Verl., 2002.- 186 S.
- Wehnert, M. Musik als Mitteilung.- Leipzig, 1973, — 122 S.
- Weiman, R. WeckselWirkung der Kunste als historische und methologische Aufgabe // Weckseiwirkung der Kunste- Berlin: Deutsche Akademie der Kunste, 1970.- S. 25−30.
- Wellek, A. Das Doppelempfinden h der Geistgeschichte // Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft 1929- Bd. 14.
- Wellek A. Zur Geschichte und Kritik der Synasthesieforschung // Archiv fur die gesamte Psychologie 1931- Bd. 79.
- Wellek A. Musikpsychologie und Musikasthetik- Frankfurt am Main, 1963.-391 S.
- Werner H. Einfuhrung in die Entwicklungspsychologie.- Munchen, 1953 -67 S.
- Zelinsky H. Der «Weg» zu «Blaue Reiter»: Zu Schonbergs Widmung an Kandinsky in die Harmonielehre» // Arnold Schonberg Wassily Kandinsky-Salzburg und Wien: Residenzverl., 1980, — S. 243−252.