Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение проблемы взаимоотношения философии и научно-технического знания, в частности, конкретного экологотехнического знания, находящегося в стадии становления, определяет решающее значение эвристической и селективной роли философских идей и принципов в процессе становления данного знания. В контексте проблемы взаимоотношения философии и научно-технического знания философские идеи приобретают… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОЛОГО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ СИСТЕМ. М
    • 1. 1. Содержание, сущность и необходимость экологизации современной техники и технознания
    • 1. 2. Модельно-проблемный характер экологических систем
    • 1. 3. Системно-нелинейный подход к оптимизации функционирования эколого-техногенных систем
    • 1. 4. Методологические идеи и принципы междисциплинарного синтеза оснований взаимодействия природных и техногенных систем
  • ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТЕХНОСФЕРЕ
    • 2. 1. Мировоззренческие основания современных концепций экологизации техники и технознания
    • 2. 2. Эвристическая роль философских идей и принципов в формировании экологического технознания
    • 2. 3. Познавательная значимость общенаучных принципов в осмыслении экологических проблем техногенеза
    • 2. 4. Аксиологические и праксиологические вопросы техногенеза и экологии

Философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продуктивность философского анализа отношений человек — природа, человек — техника, техника — окружающая среда существенно зависит от человеческой модели мира, в контексте которой они исследуются. Отсюда вытекает необходимость уточнения мировоззренческих, гносеологических и аксиологических предпосылок моделирования исторического развития человека, техники и природы в их взаимодействии, прежде всего, в рамках синтетического экологического мышления. Традиционной и основополагающей для большинства работ по философскому осмыслению техники является рассмотрение техники как специфического феномена, опосредующего отношение «человек — природа». При таком подходе выделяются и исследуются реальные связи и явления мира. Однако следует иметь в виду принципиальную неполноту и аналитический характер данной модели, основанной на «усеченной» трактовке понятия «природа» и абстрагировании от действительных связей человека и природы как части и целого. Синтетический подход предполагает обязательное дополнение результатов моделирования отношений человек — техника (искусственное, модельное представление природы) — природа (естественная) результатами экологического моделирования тех же отношений на основе представлений, в которых понятие природа обретает обобщающее значение «природы вообще», включающей в себя и экологического человека, и продуцируемую им экологию и технику как собственные её подсистемы или элементы.

Техника опосредует взаимодействие человека и природы, являясь орудием воздействия человека на природу и в то же время основываясь на законах природы. В технике прагматически полезной становится наука, поэтому существует глубокая взаимосвязь техники и природы, техники и естествознания. Феномен техники не позволяет оперировать представлением об орудии как только о средстве человеческого воздействия на природу, потому что техника вызывает сложную координацию деятельности людей: прямое и непосредственное отношение к природе превращается в опосредованное, сложно организованное взаимодействие.

В содержание понятия «техника» включают следующие компоненты: 1) совокупность технических устройств (артефактов) — от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем- 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации- 3) совокупность технических знаний — от специализированных рецептурно-технических до теоретических (научно-технических и системотехнических) знаний. Первая компонента раскрывает собственно понятие техники, вторая — понятие технологии, третья определяет область знаний, относимых к технознанию. Экологизация техники и технознания в указанном смысле и является предметом философской рефлексии данного диссертационного исследования.

Сегодня не приходится доказывать необходимость философского осмысления техники и технознания, то есть человеческих средств преобразования окружающего мира. «Философия техники», развиваясь, требует пристального внимания с точки зрения экологии к деятельности человека в мире и ее последствиям как для человека, так и для окружающей среды — именно в деятельности, как заметил еще Аристотель, проявляется, точнее, осуществляется сущность человека.

Философия техники" исследует феномен техники в целом, ее имманентное развитие посредством философской рефлексии техники и технознания как результата теоретического осмысления техносферы, места технознания в научном познании. В диссертационном исследовании ставится задача осмысления всех составляющих техники в отдельности и в системных связях с человеком. Рассматривая технику и технознание как объект междисциплинарного исследования, процесс выявления философско-методологических проблем выводит нас в поле философско-методологических оснований экологии. В данном случае мы имеем пересечение методологических полей техники, технознания и экологиикроме того, появляется возможность взаимопроникновения и обогащения знаний экологических и знаний технических и их философской рефлексии.

Известно, что материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Так, например, археология именно по остаткам материальной культуры стремится подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философская рефлексия техники и является в значительной своей части «археологией» технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древний мир и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита), и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью системного, междисциплинарного анализа и синтеза мировоззренческих, гносеологических, аксиологических и праксиологических аспектов экологизации техники и технознания.

Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается достоверностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество знания, полученного после глубокого осмысления имеющейся информации. Проблема экологизации техники и технознания достаточно назрела в условиях современного развития цивилизации. Правомерность и необходимость философского исследования техники и технознания и их экологизации в наши дни обусловлена тем, что именно развитие техники породило ряд мировоззренческих и жизненно важных экологических проблем.

Несмотря на наличие различных философских исследований сущности техники, философско-методологические проблемы экологизации техники и технознания еще не достаточно разработаны. Это можно объяснить многоплановостью и быстрой сменой техногенных представлений, в результате чего проблемы выявляются не сразу и неочевидно. Поэтому возрастает роль именно философского осмысления, дающего междисциплинарно-обобщающее понимание техники. По мнению Г. Рополя, философия «. может позволить себе выступать в роли как координирующего, так и критического партнера в диалоге с. отдельными науками» 1.

Формирование философии техники начинается уже в XIX веке и отражается в работах Э. Каппа в Германии, П. К. Энгельмейера в России, Э. Дюркгейма во Франции. Наиболее активные и многосторонние исследования техники представлены в XX веке (X. Ортега-и-Гассет, М. Сколимовски, М. Хайдеггер, Ф. Дессауэр, А. Эспинас, JI. Мамфорд, Ф. Рапп, X. Ленк, К. Митчем, и др.). Наряду с рефлексией по поводу сущности техники, в философских трудах XX века серьезно ставится проблема выживания техногенной цивилизации, активно исследуется социальный характер техники.

В отечественной литературе наиболее полный анализ современных знаний и представлений по «философии техники» представлен в работах В. С. Степина, В. Г. Горохова, М. А. Розова, В. М. Розина, В. Ф. Шаповалова, И. Ф. Игнатьевой, Б. И. Кудрина и др.

Вместе с философскими исследованиями техники и технознания появляются и научные работы представителей технических, экономических, социальных наук по прогнозированию развития техники и путям выхода из экологического кризиса. Например, Н. Н. Моисеев в своих трудах развивал ноосферную концепцию В. И. Вернадского с учетом реалий сегодняшнего дня. В рамках философии техники представляет интерес осмысление нового направления экономического знания, а именно экологического менеджмента (исследования данного направления представлены в трудах немецких экономистов — К. Рихтера, А. Эндреса).

1 Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989 — С. 201.

2 Моисеев Н. Н. и др. Человек и ноосфера — М.: Молодая гвардия, 1990.

3 Пахомова Н. В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. Уч. для вузов. — СПб.: Питер, 2003.

В качестве важных моментов праксилогической и аксиологической составляющей философии техники и технознания следует обратить внимание на вопросы воспитания экологической культуры. Проводимые в этом направлении исследования являются в основном предметом педагогики и психологии. Наиболее близки к философским аспектам экологического воспитания работы В.Н. Волченко1, А. Б. Георгиевского, А. П. Мозелова, В.М. Назаренко2, А. А. Горелова, В. А. Левина, В. Хесле3.

Следует отметить, что отдельные аспекты экологизации технознания рассматриваются и развиваются разрозненно, фрагментарно, вне единого системного поля. В этом отношении универсальность философского анализа представляется не только актуальной, но и необходимой.

Цель и задачи исследования

Основной целью данной работы является выявление и определение содержания философско-методологических проблем экологизации техники и технознания, а также проблема их решения в контексте естественнонаучных и гуманитарных знаний, философской рефлексии и экологического мышления.

Формулировка цели позволяет выделить конкретные задачи исследования:

— выявить и проанализировать философско-методологические проблемы современной техники и технознания, доказать необходимость их экологизации;

— исследовать мировоззренческие, гносеологические, аксиологические и праксиологические аспекты выявленных проблем;

— доказать возможность использования модельно-проблемного и системно-нелинейного подходов в познании и прогнозировании развития эколого-технических систем;

1 Волченко В. Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. — М.: Изд. МГТУ им. Баумана, 2001.

2 Назаренко В. М. Будущее экологического образования: некоторые предположения.// Образование в мире, — 1997. № 2 — С. 17−19.

3 Хесле В. Философия и экология. Пер. с нем. -М.: Наука, 1993.

— доказать эвристическую значимость философских идей и принципов в построении представлений экологизации техники и технознания.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологической основой исследования служит синтез философского подхода с экологическим и техногенным подходами в их взаимопроникновении и взаимообогащении. Естественнонаучная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом биологии, экологии, генетики человека, медицины.

Методологической основой диссертационной работы послужил диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях сущность и содержание явлений в экологии и технике. Был использован также компаративный метод, в частности, метод аналогий и сравнений, позволяющий проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их сходство и различия.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач исследования. В ней проведено разностороннее комплексное исследование отношений человек — природа, человек — техника, техника — окружающая среда. Даны естественнонаучная и социальная характеристики техники и технознания, воспроизведены объективные противоречия, возникающие при взаимодействии человека с природой, предложены некоторые способы их разрешения. Доказано, что философская рефлексия по поводу техники, технознания и экологии играет эвристическую, селективную и регулятивную роли, в особенности при формировании представлений об экологизации техники и технознания. Установлено, что существует насущная необходимость вплетения смыслообразующих положений экологического познания в существующее технознание.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:

1. Современная экологическая проблематика с необходимостью онтологического референта требует синтезированных знаний естественных, технических и социо-гуманитарных наук для разработки общей стратегии преодоления экологического кризиса и для проведения прикладных исследований по созданию техники и технологий, органически входящих в биотический круговорот биосферы в целом.

2. Основой междисциплинарного синтеза взаимодействия природных, техногенных систем и человека служит коэволюционная познавательная модель, которая является новой синергийной исследовательской программой «философии техники». Анализ эволюции антропогенных систем в эколого-техногенной парадигме показывает, что по мере развития систем, усложнения и расширения реализуемых ими функций, необходимым условием познания является выработка философски осмысленных экологических и технических представлений и решений, составляющих современное понимание сущности ноосферизма.

3. Философская рефлексия экологизации техники и технических наук включает в себя следующие моменты: онтологические (сущностностные) аспекты раскрывают содержание технической реальности, осмысляют такие объективные категории, как человек, труд, антропогенность мира, экологическая нормативностьсоциальные аспекты рассматривают научно-техническое творчество в условиях определенной системы политических, экономических общественных отношений с учетом экологического императивагносеологические и методологические аспекты определяют место технознания, осмысленного экологически, в системе научного знания.

4. Системно-нелинейный характер причинно-следственных структур экологических и природных систем тесно связан с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Естественное стремление к оптимизации пронизывает всю проблематику экологизации технознания, играет основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальных систем к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.

5. Осмысление основных идей и принципов экологизации техники и технознания позволяет сделать достоверный вывод о том, что именно философия выполняет эвристическую и селективную роль при формировании нового междисциплинарного знания в экологии, технике и технознании.

6. Аксиологические аспекты экологизации технознания выявляются во взаимосвязи научно-теоретического образа мира и человека, человеческой культуры в целом (эстетизм, праксиологизм, гуманизм).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации большого по объему, противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового направления в научном познании — экологизации технознания. В диссертации отражена динамика и противоречия представлений экологии и техники, позитивные и негативные последствия воздействия техногенной деятельности человека на природу. Доказана методологическая значимость системно-нелинейного и проблемно-модельного подходов в познании закономерностей развития эколого-технических систем.

Разработанные в диссертационной работе положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического исследования экологических проблем и поиска путей их разрешения внедрением человечной техники, экологического мышления, действия и поступка в человеческую культуру. Философско-методологический анализ проблем экологизации технознания вносит весомый вклад в развитие научного познания при разработке широкого круга представлений технознания и экологии. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейших междисциплинарных исследований философско-методологической проблематики современной науки и техники, формирования научных представлений мировоззрения современного человека.

Материалы диссертации пополняют теоретический и методологический фонд преподавания философии науки, философии техники, концепций современного естествознания, экологии.

Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации отражены в публикациях и докладах на научных конференциях: «Философия в современной России» (Пермь, 2004) — «Глобализм и этносоциальные отношения в современной России» (Санкт-Петербург, 2004) — «Экологические проблемы природно-технических комплексов» (Полоцк, 2004) — «Междисциплинарные проблемы системологии» (Великий Новгород, 2004) — «Бренное и вечное» (Великий Новгород, 2001, 2003) — «Проблема формирования устойчивого социально-экономического развития региона» (Великий Новгород, 2001, 2003) — «Экономика и природопользование» (Пенза, 2000) — международная очно-заочная конференция, посвященная памяти С. Н. Старцева (Тула, 2003) — конференция, посвященная 10-летию Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, 2003).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование философско-метологических проблем нового научного знания, в качестве которого мы рассматриваем экологизированное технознание, характеризуется глубокой диалектикой онтологических, гносеологических, аксиологических и методологических аспектов философских оснований в их органическом единстве, проявляющемся в регулятивной, мотивационной, смыслообразующей, интегративной, селективной и эвристической функциях. Философское исследование становления экологизации технознания имеет актуальное мировоззренческое и праксиологическое значение. Это исследование позволяет глубже понять сущность закономерностей развития, самодвижения элементов различных видов материи, что способствует содержательному обогащению диалектики как всеобщей теории развития. Оно приобретает также особое значение в связи с дальнейшей разработкой вопроса о движущих силах развития при переходе от биосферной к ноосферной форме движения материи. Решение этого вопроса затрагивает теоретические и мировоззренческие проблемы, связанные с выяснением роли естественнонаучных и технических знаний в жизни общества. Выдвижение новых концепций этого формирующегося знания способствует процессу конкретизации и углубления содержания традиционных философских принципов, категорий и законов, отражающих развитие природы и общества.

Главная мысль и существенная новизна диссертационного исследования в целом заключается в том, что выявлены эвристические возможности философии в формировании и развитии научного знания, а не по поводу философской рефлексии уже сложившихся научных знаний при анализе концепций экологизации технознания. Это выражается в предложении новых идей, принципов и положений, необходимых для конструирования структуры нового знания.

Высокая острота современных экологических проблем, порожденных все усиливающимся техногенным давлением на окружающую среду, требует скоординированных усилий представителей естественных, технических и социально-гуманитарных наук как в разработке общей стратегии преодоления экологического кризиса, так и в прикладных исследованиях и создании природосберегающих технологий. Настоятельным требованием времени становится междисциплинарность исследования, разработки и реализации практических программ экологизации техники и технознания.

Методологические основания современного технознания необходимо обогатить и расширить методологией экологии. Экология в свою очередь должна получить методы и формы познания, заложенные в технике, с целью познания природных и антропогенных процессов и определения условий и границ для выживания человечества.

В принципе можно выделить следующие аспекты философских проблем экологизации технических наук. Это их социальные, онтологические, гносеологические и методологические аспекты. Социальные аспекты должны рассматривать научно-техническое творчество в условиях определенной экономической формации под эгидой экологического императива. Онтологические (сущие практические) аспекты должны определить место знания технических наук, осмысленных экологически в системе научного знания. Должно быть продолжено философско-экологическое осмысление таких объективных категорий, как труд, закономерности антропогенного мира, учет экологических ограничений. Гносеологические (познавательные) и методологические аспекты включают вопросы-решения с учетом экологической эпистемологии технической задачи: движение мысли от абстрактного к конкретному, роль практики, формы сочетания научной и инженерной деятельности и некоторые другие.

Современная техногенная парадигма характеризуется глубокой интеграцией фундаментальных и прикладных исследований. Отсюда необходимость разработки концептуального аппарата взаимодействия технических наук в общей системе наук.

Выделение технических наук в самостоятельную область знания вызвало необходимость изучения их мировоззренческих, социальных, философско-методологических проблем под эгидой экологического императива.

Современная техника приводит к существенным изменениям многих свойств природных объектов. Возникают естественно-технические законы, конкретизирующие и дополняющие естественнонаучные понятия и законы применительно к техносфере.

В настоящее время устанавливается новый тип рациональности, который утверждается в науке и технологической деятельности в русле экологического мировоззрения и практической деятельности со сложными развивающимися, человекоразмерными системами.

Основное содержание мировоззренческих аспектов экологизации технознания может быть связано с традициями русского космизма, который основан на осознании целостности мироздания, значимости каждого его звена и их взаимосвязей, создающих бытийный порядок.

Философское осмысление основных идей и принципов экологизации технознания показывает, что именно философские основания, выполняя селективную и эвристическую роли при формировании нового содержательного знания, способны определить верное магистральное направление в процессе созидательной работы по созданию такого знания. Существует необходимая взаимосвязь онтологических, гносеологических, аксиологических и методологических аспектов, выражающихся в эвристической, селективной, регулятивной, интегративной и прогностической функциях;

Становится ясно, что в решении задачи по созданию нового содержательного знания необходимо сначала произвести глубокий философско-методологический анализ эмпирических и теоретических идей и принципов модельного подхода к представлениям экологии и технознания, затем сформировать философские основания в виде новых онтологических, гносеологических принципов и далее предлагать основополагающие эколого-технические идеи и принципы.

Решение проблемы взаимоотношения философии и научно-технического знания, в частности, конкретного экологотехнического знания, находящегося в стадии становления, определяет решающее значение эвристической и селективной роли философских идей и принципов в процессе становления данного знания. В контексте проблемы взаимоотношения философии и научно-технического знания философские идеи приобретают решающее эвристическое значение в экологотехническом знании, которое проявляется в раскрытии диалектики совместного действия основополагающих философских идей, принципов и собственно экологотехнических знаний. Общенаучные принципы и идеи играют регулятивную и интегративную роли в процессе формирования новой научной парадигмы — экологического технознания при доминирующей роли эвристичесой и селективной функций философских идей и принципов.

Современное технознание не должно мыслиться без всех возможных подходов к его экологизации, т. е. дополнения его знаниями и технологиями экологического менеджмента во всех его аспектах от образования и мотивации одного человека до глобального экологического управления всеми процессами существования цивилизации. Осмысление и прогнозирование этих процессов должно, на наш взгляд, осуществляться осознанно и является прерогативой философского знания.

Праксиологические аспекты экологизации технознания заключаются в понимании важности формирования глобальной и индивидуальной экологической культуры цивилизации. Один из важнейших праксиологических аспектов связан с экологическим образованием. Современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов поведения через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, оно должно стать фактором социальной стабильности.

Еще один праксиологический аспект касается непосредственно предприятий, на которых реализуется определенный процесс для получения продукта. В научный и практический подход технознания должны интегрироваться достижения других составляющих знаний, в частности, накопленных экологической экономикой. Необходимо также активно разрабатывать внедрять управляемые мобильные производственные системы как та уровне технологическом, так и на уровне социально-экономическом.

Эстетический аспект обнаруживает взаимосвязь между богатством интеллектуальной и эмоциональной природы человека. Становится определяющей эстетическая значимость созданной для человека природы, ее оценка как источника творческого начала. Эмоциональное восприятие природы, ее величия и красоты ослабляет деструктивное начало человеческой деятельности, позволяет полнее и глубже понять сущность ненасильственных способов общения с окружающим миром. Терпимость к жестокости предстает сегодня одной из угроз современной цивилизации. Идея ненасилия является ценной экогуманистической идеей. Восходя своими истоками к древневосточным традициям, в настоящее время она становится очень актуальной. Изменение внешнего мира невозможно без изменения мира внутреннего и, в первую очередь, преодоления внутренних агрессивных, разрушительных импульсов. Тому, кто хочет сделать мир лучше, следует начинать с себя.

В методологическом аспекте основные особенности экосистем как объектов системного моделирования заключаются в том, что данные системы имеют проблемно ориентированный междисциплинарный характер и для их познания необходим определенный уровень интеграции знаний и их философского осмысления (применение философской методологии, играющей эвристическую, селективную и регулятивную роли).

В определенном смысле социоэкологическая проблематика охватывает всю науку как взаимосвязанное целое. И в этом факте находит свое отражение системность экологических объектов, в которых сталкивается множество элементов различной качественной природы, чем и определяются основные особенности этих систем. При анализе проблемной ориентированности системно-экологического моделирования сама экологическая проблема выступает как система сложных, противоречивых взаимодействий общества и природной среды, система совместного развития человека и биосферы. Эта система до определенного предела обладает внутренним динамизмом и устойчивостью.

Системно-нелинейный характер причинно-следственных структур экологических и природных систем тесно связан с вопросами внутреннего строения и степени определенности элементов взаимодействия. Естественное стремление к оптимизации пронизывает всю проблематику экологизации технознания, играет основную роль в ней. В природе существует своеобразный способ стремления материальных систем к устойчивому состоянию как некий синтез порядка и хаоса вместо замены их друг другом.

Основой междисциплинарного синтеза взаимодействия природных и техногенных систем служит новая коэволюционная познавательная модель, которая является новой исследовательской программой новой философии природы, новой философии техники, новой философии человека. Анализ эволюции антропогенных систем в эколого-техногенной парадигме показывает, что по мере развития систем, их усложнения и расширения реализуемых ими функций, наиболее эффективными и жизнеспособными являются те системы, в которых расширение функциональных возможностей элементов находится на различных уровнях иерархии системы, опережает рост их сложности. Необходимым условием для этого является выработка философски осмысленных экологических и технических представлений, образующих современное человеческое мышление.

Следует отметить достаточную ценность проведенного исследования и практическую значимость диссертационной работы для использования ее результатов в процессе формирования научно-технического знания, в изучении курсов по философским проблемам науки, естествознания, техники и экологии студентами, магистрантами, аспирантами. В процессе исследования проблем, связанных с осмыслением теоретических схем, предпосылок и обоснования научно-технического знания, раскрывается диалектика функционирования отдельных аспектов философских оснований науки. Материалы диссертационного исследования, его выводы и результаты могут быть использованы (в теоретическом аспекте), как часть процесса осмысления новых представлений о материи и движении, в расширенном их понимании, включающем техническую реальность и практическую деятельность людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т., Кисляев Р. А. Основные положения концепции перехода Российской федерации на модель устойчивого развития. СПб, 1995
  2. Г. С. АРИЗ значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В// Правила игры без правил-Петрозаводск: Карелия, 1989
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977
  4. А.В. Понятие «Природа в античности и в новое время». М.: Наука, 1988
  5. В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских квантовых принципов. Д., 1973
  6. Э. Эволюция биоэнергетических процессов: Пер. с англ. Под. ред. акад. А. И. Опарина. -М.: Мир, 1978.
  7. Бейтсон. Экология разума. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 476 с.
  8. Бергсон Анри. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999
  9. Н.А. О назначении человека. -М.: ТЕРРА, 1998. 384 с.
  10. . Н. А. Смысл истории. М: Мысль, 1990
  11. Дж. Наука в истории общества. М., 1958
  12. JI. Общая теория систем критический обзор// Исследования в области теории систем М., 1969
  13. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра. М.: Мысль, 1986. — 269с.
  14. X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии// Вопросы философии. 1993. -№ 10. — С. 69 — 92
  15. В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: КЭКЦ, 1998. -128 с.
  16. М. Избранные произведения. М., 199 017.
Заполнить форму текущей работой