Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Когнитивная модель детективного дискурса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Углубляя контуры когнитивной модели детективного дискурса, мы доказали на основе речеактового анализа концептуальную природу персонажей. В рамках своей идентичности они воплощают в себе отдельное человеческое качество, абстрагированное и возведённое до уровня концепта. Базовым концептом речевых актов Детектива выступает концепт «Истина». Используемые им речевые акты выражают смыслы, при помощи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕТЕКТИВНОГО ДИСКУРСА
    • 1. 1. Детективный дискурс и история его изучения
    • 1. 2. Детективный дискурс как жанр художественного дискурса
    • 1. 3. Понятие когнитивного моделирования дискурса
    • 1. 4. Общие особенности когнитивной модели художественного дискурса
    • 1. 5. Моделирование художественного мира
    • 1. 6. Моделирование концептуального стандарта жанра
    • 1. 7. Моделирование персонажей
    • 1. 8. Когнитивная модель детективного дискурса как модель конструируемого в нём художественного мира
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА В ДЕТЕКТИВНОМ ДИСКУРСЕ И ЕЁ ЯЗЫКОВЫЕ ПАРАМЕТРЫ
    • 2. 1. Абстрагированные ролевые номинации персонажей детективного дискурса
      • 2. 1. 1. Детектив
      • 2. 1. 2. Убийца
      • 2. 1. 3. Помощник
      • 2. 1. 4. Свидетель
      • 2. 1. 5. Жертва
    • 2. 2. Концептуальный стандарт детективного жанра как когнитивная основа членения художественного мира детективного произведения
    • 2. 3. Типы картин мира в детективном произведении: видимая и невидимая картины мира
    • 2. 4. Языковые маркеры кажущегося мира в дискурсе когнитивно некомпетентного наблюдателя
    • 2. 5. Языковые маркеры действительного мира в дискурсе когнитивно компетентного наблюдателя
    • 2. 6. Лингвистическое обоснование статуса концептуального персонажа для Детектива
    • 2. 7. Лингвистическое обоснование статуса концептуального персонажа для Убийцы
    • 2. 8. Лингвистическое обоснование статуса концептуального персонажа для Помощника, Свидетеля, Жертвы
    • 2. 9. Когнитивные причины востребованности детективных художественных миров в сфере массовой коммуникации
    • 2. 10. Отражение когнитивно-дискурсивного контракта о природе художественного мира между автором и массовым читателем в паратексте детективного произведения
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Когнитивная модель детективного дискурса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью данной диссертации является когнитивный анализ англоязычных детективных произведений, установление когнитивного инварианта, в соответствии с которым они структурируются, и разработка на этой основе когнитивной модели детективного дискурса.

Исследование базируется на гипотезе о возможности абстрагирования из детективных произведений когнитивного единства/инварианта/сценария, в соответствии с которым они порождаются. Формирующий сценарий и конкретные произведения отсылают друг к другу, поэтому возможно осуществить группирование абстрагированных элементов в виде когнитивной модели детективного дискурса.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки общих принципов когнитивного моделирования дискурса и создания когнитивных моделей различных жанров художественного дискурса. Выявление когнитивных основ порождения художественного дискурса и закономерностей, по которым авторы «кодируют и структурируют литературный материал, сохраняя его единый глубинный смысл при изменении поверхностной структуры в каждом, конкретном произведении, является актуальным для совершенствования герменевтических процедур анализа и интерпретации художественных произведений.

Своевременность настоящей работы заключается также в том, что она носит интегративный характер: находится в плоскости пересечения различных гуманитарных дисциплин — когнитивной лингвистики, теории дискурса, теории коммуникации, структурной теории текста, теории литературы, семиотики, социолингвистики. Использование основных теоретических положений указанных областей гуманитарного знания для достижения цели нашего исследования способствует дальнейшей разработке проблем, связанных с когнитивным моделированием процессов формирования дискурса, причём особое значение придаётся именно когнитивному подходу.

Теоретической базой данной диссертации являются: 1) структурная теория текста- 2) теория когнитивного моделирования дискурса- 3) теория возможных миров в целом и художественного мира в частности- 4) лингвистические теории неискренности и кажимости.

В структурной теории текста текст рассматривается с точки зрения заложенной в нём структурной модели. В исследованиях структурной модели текста можно выделить два направления. К первому относится французский структурализм, который во многом базируется на идеях В .Я. Проппа и М. М. Бахтина, ко второму — лингвистическая теория текста. В рамках первого направления текст исследуется в литературоведческом ключе, выявляются егобазисные структурные элементы (автор, нарративный субъект, порядок событий, синтагматика, актанты), организующие его сюжетно-композиционное построение и составляющие его структурную модель как устойчивую совокупность отношений'* [Бахтин, 1975; Греймас, 1983; Тодоров, 1983; Пропп, 1986, 2003; Барт, 1994, 2001; Фуко, 1994; Эко, 1998; Леви-Стросс, 2001; Серио, 2001; Бремон, 2001; Прието, 2001; Бадью, 2004; Кристева, 2004; ВагШеБ, 1977 и др.]. Ко второму направлению относятся исследования структуры текста с лингвистических позиций. В частности, в отечественной лингвистике исследованию структуры текста посвящены труды И. Р. Гальперина, в которых структурная модель текста выявляется путём его членения, исходя из объёма части, классификации композиционно-речевых форм и установки на восприятие читателя [Гальперин, 1981].

В связи с переходом на новые теоретические позиции в области исследований текста и дискурса структурное моделирование текста органично интегрируется в когнитивное моделирование дискурса и становится его составной частью. В последние годы понятия «текст» и «дискурс» всё чаще используются как взаимозаменяемые. В частности, дискурс рассматривается как текст в контексте [Е)ук, 1997, 1998]- как текст, взятый в событийном аспекте [Арутюнова, 1998, с. 136−137]- как текст, погружённый в ситуацию общения [Карасик, 2004, с. 5]. В работе мы используем термин «дискурс» в когнитивном аспекте, понимаемый как выражение особой ментальности [Степанов, 1995? Плотникова, 2000], как явление, «имеющее дело с передачей знаний, с оперированием знаниями особого рода и, главное, с созданием новых знаний» [Кубрякова, 2000, с. 23]- и в коммуникативном аспекте как сообщение-непрерывно возобновляемое или законченное, фрагментарное или цельное, устное или письменное, посылаемое и получаемое в, процессе коммуникации [Плотникова^ 2005а, с. 7].

Внимание привлекают теперь не столько формальные и структурные признаки текста/дискурса, сколько его смысловая: сторона, а именно участие когнитивных структур человеческого сознания в создании, получении и обработке содержащихся в дискурсе знаний о мире и их организации в когнитивные модели [Бенвенист, 1974; Джонсон-Лэрд, 1988; Минский, 1988; Дейк, 1988, 1989; Кибрик, 1994; Степанов, 1995; Арутюнова, 1998; Красных, 1998, 2003; Кубрякова, 2000; 2002, 2007; Плотникова, 2000; 2005аСолсо, 2002; Макаров, 2003; Карасик, 2004; Йокояма, 2005; Демьянков, 2007; Kintch, 1972; Schank, 1977; Dijk, 1977, 1978, 1997; Minsky, 1980; Thompson- 1985; Cook, 1989; Chimombo, 1998; Johnson-Laird, 2004, 2006 и др.]. «Понимание мира возможно только через развитие когнитивных структур, которые? связывают кажущиесярассеянными объекты в. единое понятие [модель]» [Солсо, 2002, с. 427]. Нельзя не согласитьсях Р: Солсо в том, что использование когнитивных моделей является необходимым условием для* понимания и интерпретации событий, для созданияшредставления о сущности и устройстве этого мира, для объединения прошлой информации с текущей информацией и, в итоге, для манипуляции знаниями о мире [Солсо,. 2002]-. Данные положения перекликаются с основными постулатами когнитивной лингвистики, в центре внимания которой находятся «проблемы конструирования мира, проблемы получения и организации нового знания, проблемы креативных способностей человека и проявления этой креативности в языке» [Кубрякова, 2002, с. 6].

В когнитивной теории возможных миров или, как её ещё называют, семантики возможных миров (possible worlds semantics) мир художественного произведения трактуется как один из вариантов возможного мира, основанный на вымысле. Согласно этой теории, в широком смысле возможные миры определяются как возможные жизнеустройства — совокупности опыта (ВЭФ). Они могут как наличествовать в действительности, так и выступать её альтернативой [Хинтикка, 1980; Kripke, 1982; Lewis 1986 и др.]. К альтернативным мирам относятся миры вымышленные, в частности, миры художественных произведений, «вырастающие» — из действительного мира и тождественные ему лишь до определённой степени [Тодоров, 1983; Кастанеда, 1999; Льюис, 1999; Миллер, 1999; Сёрль, 1999; Эко, 2003; Todorov, 1977 и др.], а также миры кажущиеся, диcкypcивнov конструируемые наблюдателем при’помощи соответствующих языковых средств [Семёнова, 2007].

Настоящая работа является ещё одним шагом на пути изучения способов организации и представления знаний в дискурсе.

Актуальным также являетсядальнейший анализ когнитивных основ дискурсов массовой коммуникации, к которым относится и детективный дискурс.

Исследованию массовой литературы как социально-культурного феномена уже посвящено достаточно большое количество работ, в которых .она рассматривается как коммерческий продукт массовойкультуры, как форма существования и способ функционирования дискурса того или иного жанра в сфере массовой коммуникации-[Каган, 1972; Якобсон, 1975; Степанов, 1985; Белянин, 1988, 2000; Воробьёва, 1993; Бахтин, 1996; Эко, 1998; Лотман, 1999; Мельников, 2000; Викулова, 2001; Красных, 2001; Почепцов, 200 liБерезин, 2003; Сидорова, 2003; Петрова, 2004; Рансьер, 2004; Рубакин, 2006; Бакулин, 2010; Козлов, 2010; Cawelti, 1976; Sutherland, 1981; Kim, 1991; McKee, 1997; Whalen, 1999; Forbes, 2000; Gelder, 2004; Johnson-Woods, 2005 и др.].

В зарубежной науке массовая художественная коммуникация рассматривается с точки зрения когнитивной психологии и психолингвистики [Tierney, 1987; Emmott, 1999; Simpson, 2000], когнитивной семиотики [Carroll, 1990; Buckland, 2000] и когнитивной поэтики [Stockwell, 2002].

В отечественной науке также появляются работы, исследующие массовую литературу с позиций когнитивно-дискурсивного подхода, принятого в современной лингвистике. В частности, данный подход стал применяться для когнитивного моделирования тендерных стереотипов и архетипов коммуникативных личностей, представленных в литературных произведениях различных жанров и разных эпох [Злотникова, 2002; Городникова, 2003; Тарасова, 2006; Ракитянская, 2007].

Несмотря на всё более увеличивающийся объём публикаций, многие проблемы, связанные с изучением дискурсов массовой художественной коммуникации, ещё ждут своей постановки и решения. В этой связи, несомненно, актуально изучение англоязычного детективного дискурса, являющегося первым по времени возникновения жанром дискурса массовой художественной коммуникации.

Хотя на сегодняшний день в науке сложилось неоднозначное отношение к данному жанру, согласно которому детективный дискурс представляет собой то верхнюю ступень в иерархической вертикали массовой литературы, её интеллектуальную элиту, то паралитературу, отечественные и зарубежные теоретики этого жанра в области литературоведения солидарны в томчто детективный дискурс — это социальный феномен, восприимчивый к социальным, политическим, экономическим изменениям в обществе, и, поэтому, более востребованный, чем другие жанры [Нудельман, 1972; Маркулан, 1975; Шкловский, 1976; Ковалёв, 1984; Честертон, 1984; Эко, 1989; Кёстхейи, 1989; Фримен, 1990; Мельник, 1992; Лотман, 1995; Зоркая, 1996; Мельников, 2000; Анджапаридзе, 2003; Белозёрова, 2006; Санжарова, 2009; Терехова, 2009; Messac, 1975; Todorov, 1977; Dove, 1997; Kelly, 1998 и др.].

В лингвистике детективный дискурс изучен недостаточно, в частностиЭ.В. Калашников на материале англоязычных детективов исследует лингвистические особенности формирования проспекции как категории текста [Калашников, 1997]- Н. Ю. Филистова проводит сопоставительный анализ когнитивных механизмов структуры и семантики детективных нарративов английского и русского языков [Филистова, 2007]- в работе И. А. Дудиной выявляется специфика взаимоотношений между детективным дискурсом и детективным текстом, и рассматриваются особенности формирования и функционирования некоторых элементов детективного дискурса [Дудина, 2008].

Анализ имеющихся работ показывает, что детективный дискурс в настоящее время изучен всё ещё фрагментарно, в основном в рамках литературоведческой традиции, до сих пор идут споры вокруг определения данного жанра, его специфики, не систематизированы его основные когнитивно-дискурсивные параметры, в связи с чем его исследование должно быть продолжено.

В соответствии с поставленной целью и в процессе доказательства выдвинутой гипотезы в диссертации ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть историю изучения детективного дискурса как жанра художественного дискурса;

2) проанализировать понятие когнитивного моделирования дискурса;

3) систематизировать общие особенности когнитивной модели художественного дискурса: моделирование художественного мира, моделирование концептуального стандарта жанра, моделирование персонажей;

4) разработать когнитивную модель детективного дискурса, для этого поэтапно:

• создать модель концептуального членения и концептуальной динамики художественного мира детективного произведения;

• смоделировать типы картинмира в детективном произведении и выявить их языковые маркеры;

• дать абстрагированные ролевые номинации персонажам детективного дискурса;

• смоделировать концептосферы персонажей детективного дискурса и дать лингвистическое обоснование их статуса концептуальных персонажей;

• охарактеризовать персонажей детективного дискурса как модельных коммуникативных личностей;

5) установить языковые параметры взаимодействия когнитивной модели детективного произведения и его паратекста.

Объектом исследования является детективный дискурс Х1Х-ХХ вв., анализируемый на материале произведений англоязычных авторов. Общий объём проанализированного материала-составляет более 6000 страниц.

Предметом исследования являются базовые элементы когнитивной модели детективного дискурса и её языковые параметры.

В работе используются следующие методы исследования: метод концептуального анализа, метод пропозиционального анализа, метод моделирования когнитивных сценариев, метод речеактового анализа, интерпретатив-ный метод.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В широком смысле, когнитивная модель детективного дискурса — это репрезентация его внутренней, глубинной структуры как структуры когнитивных контуров,.сохраняющихся'неизменными при изменении внешней поверхностной структуры в каждом конкретном детективном произведении.

2. В узком смысле, когнитивная-модель детективного дискурса — это когнитивный сценарий конструируемого в нём специфического художественного мира. Этот мир включает в себя две картины: видимую (ложную) и невидимую (истинную), и, соответственно, он когнитивно конструируется как мир кажущийся уб. мир действительный. Когнитивная динамика развития мира состоит в выведении. невидимой картины в зону видимости в соответствии с концептуальным стандартом детективного жанра «Убийство» — «Расследование» — «Объяснение».

3. Языковыми маркерами кажущегося мира являются знаки-симулякры, не имеющие референтной соотнесённости с объектами, входящими в общее референтное пространство детективного произведения. Эти знаки употребляются когнитивно некомпетентными наблюдателями.

4. Преодоление кажимости мира и выведение невидимой картины в зону видимости производит когнитивно компетентный наблюдатель (Детектив) посредством установления действительной референтной соотнесённости знаков, восстановления взаимосвязи знаков, отражающей взаимосвязь референтов, а также при помощи процедур инференции и аргументации.

5. Врамках когнитивной модели детективного дискурса конкретные персонажи с их разными именами представлены как обобщённые модельные коммуникативные личности с помощью абстрагированных ролевых номинаций, отражающих их ролевое коммуникативное взаимодействие в художественном мире. Моделирование персонажей англоязычного детективного дискурса выявляет среди них пять типов коммуникативных личностей: Детектив, Убийца, Помощник, Свидетель, Жертва.

6. Персонажи детективного произведения являются концептуальными, поскольку их дискурс, восходит лишь к одному базовому концепту, определяющему их единственно значимое в данном художественном мире качество. Дискурс Детектива центрирован на концепте «Истина" — из его речевых актов выводится, — одно основное качество: человек, вскрывающий истину. Убийца — человекнеискреннийего дискурс центрирован на концепте «Ложь». Помощник, Свидетель, Жертвавыражают в своём дискурсе базовый концепт «Непонимание», каждый из них предстаёт как «человек непонимающий». Дискурсивная атрибуция персонажам дополнительных личностных качеств, не входит в общую когнитивную модель детективного? дискурса и является частью поверхностной структуры каждого конкретного произведения.

7. Детективные художественные миры являются широко востребованными в сфере массовой коммуникацииПаратекст детективного произведения служит показателем существования когнитивно-дискурсивного контракта между автором и массовым читателем относительно востребованного художественного мира. Паратекст нацелен на концепты «Тайна» и «Читатель»: в паратексте гарантируется наличие тайны, которую читатель, как человек интеллектуальный, способен разгадать. Паратексты стратегически направлены на вовлечение читателей в единое с автором/издателем коммуникативное пространство и на формирование установки на приобретение/прочтение детективного произведения.

Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые проведён комплексный лингвистический анализ англоязычного детективного дискурса и разработана его общая когнитивная* модель, отображающая способ организации каждого конкретного детективного произведения, созданного в британской и американской культурах. Определён когнитивный сценарий конструирования художественного мира детективного произведения, установлены типы картин мира и их языковые маркеры. Осуществлено, при помощи абстрагированных ролевых номинаций, группирование персонажей детективного дискурса на модельные коммуникативные личности, выявлены их концепто-сферы и обоснован их статус концептуальных персонажей. Установлен фактор' влияния когнитивной модели детективного произведения на его пара-текст.

Поскольку исследователь может определить свойства постулированного им когнитивного образования — когнитивной модели, — наблюдая за поверхностными языковыми репрезентациями, то выявленная? организующая когнитивная структура может в полной мере быть отнесена к детективному дискурсу, созданному в указанных культурах, в которых этот жанр первоначально и возник. Сохранение либо модификация выявленной модели в других культурах и в других языках требует дополнительного изучения.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определённый вклад в развитие когнитивной лингвистики, лингвистики дискурса, теории массовой коммуникации, социолингвистики. Получают дальнейшую разработку теоретические принципы когнитивного моделирования дискурса, углубляются существующие в лингвистике теоретические положения о процессе порождения художественного дискурса, в частности, уточняются понятия художественного мира, картины мира, концептуального стандарта жанра, концептуального персонажа. Работа имеет и определённую междисциплинарную значимость для социологии и психологии, поскольку в ней вскрываются когнитивные причины социальной востребованности детективного дискурса, а также закономерности взаимодействия авторского и читательского сознания, в частности, вводится и обосновывается понятие когнитивно-дискурсивного контракта между автором/издателем и читателем, фиксируемого в паратексте детективного произведения.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения её основных положений в преподавании вузовских курсов когнитивной лингвистики, дискурсивного анализа, теории коммуникации, стилистики и интерпретации текста, социолингвистики. Результаты и материалы исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий по теории и практике английского языка, а также при руководстве курсовыми и дипломными работами.

Апробация^работы. Результаты исследования былипредставлены на заседаниях кафедры английской филологии Иркутского государственного лингвистического университета (2006;2008 гг.- 2011 г.). По теме диссертации сделаны доклады на’региональных и межвузовских конференциях молодых учёных в Иркутском государственном лингвистическом университете (20 062 008 гг.), на международнойнаучно-практической конференции «Лингвистические парадигмы и лингводидактика» в Байкальском государственном университете экономики и права (июнь 2006 г.), на международной научной конференции «Актуальные проблемы филологии» в Алтайском государственном университете (июнь 2011 г.). Основные результаты исследования отражены в 7 публикациях, в том числе в двух публикациях в ведущих рецензируемых научных изданиях. Общий объём публикаций составляет 2,9 печатных листа.

По структуре диссертация состоит из введения, двух главзаключениясписка использованной литературы, списка использованных словарей и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ В данной главе были исследованы общие языковые параметры когнитивной структуры художественного мира детективных произведений, анализ которых позволил выявить, что общая когнитивная модель детективного дискурса на внутреннем глубинном уровне представляет собой завершённый целостный конструкт, состоящий из взаимосвязанных фрагментов — когнитивных контуров. Каждый когнитивный контур — это функциональная замкнутая система сущностных для общей когнитивной модели детективного дискурса абстрагированных и сгруппированных определённым образом элементов, констелляций знаний, сохраняющаяся неизменной.

На основе анализа интерперсональных коммуникативных отношений между конкретными персонажами детективных произведений были выявлены пять модельных коммуникативных личностей, входящих в первый функциональный контур глубинной' когнитивной модели детективного дискурса. Из поверхностных означающих цепочек конкретных детективных произведений были абстрагированы их основные ролевые номинации — Детектив, Убийца, Помощник, Свидетель, Жертва. Данные обобщённые ролевые номинации выведены, из цепочек конкретных номинаций: detective, private detective, Consulting detective, amateur of brime, resolver of mysteries, unraveller of knots, private sleuth, watchdog —> detectivemurderer, criminal, maniac —> murdererfriend, associate, assistant, companion, emissary, representative —> assistantролевая номинация Свидетель выводится из единственной номинации witnessvictim, body, dead woman/man, corpse, poor old soul/guy —> victim. Их идентичность и ролевой статус обусловлены определённым набором выполняемых только ими действий в соответствии с концептом идентичности, представленном в речевых актах конкретных персонажей детективных произведений.

Второй глубинный когнитивный контур очерчивается в соответствии с концептуальным стандартом детективного жанра, представляющего собой концептуальную систему «Убийство» — «Расследование» — «Объяснение». На уровне этого контура данные концепты разворачиваются в когнитивные субсценарии, обусловливающие последовательность поэтапного развёртывания событий, а также коммуникативное поведение и дискурсивную самореализацию персонажей детективного дискурса. Сценарный когнитивный контур является более динамичным по сравнению с персонажным контуром, следовательно, сценарии «Убийство», «Расследование», «Объяснение» являются когнитивными структурами более высокого порядка по отношению к концептам более низкого порядка — концептуальным (абстрагированным до уровня концепта идентичности) персонажам (Детективу, Убийце, Помощнику, Свидетелю, Жертве), обусловливая и упорядочивая их деятельность и коммуникативное взаимодействие.

В сценарный когнитивный контур входит разделение общего референтного пространства детективного произведения на отдельные подпространства, или ситуации, — видимую и невидимую картины мира в соответствии с концептуальной системой «Убийство» — «Расследование» — «Объяснение». За невидимой картиной мира возможно только ретроспективное наблюдение, так как она всегда находится в прошлом и соотносится с когнитивным сценарием «Убийство». Видимая картина мира — это ситуация, дискурсивно создаваемая Убийцей и внедряемая-в сознание других персонажей и читателя путём актуализации концепта «Ложь». Находясь в её власти, когнитивно некомпетентные наблюдатели дискурсивно создают для себя мир-симулякр, так как дают неправильную интерпретацию референтам, представленным на лингвистическом уровне знаками-симулякрами, являющимися языковыми маркерами кажущегося мира. Выведение невидимой картины мира в зону видимости происходит в дискурсе Детектива, когнитивно компетентного наблюдателя, который в ходе своей когнитивно-дискурсивной деятельности возвращает референтам их истинную предметную отнесённость и взаимосвязь. Обозначения этих референтов являются языковыми маркерами, присутствующими в невидимой картине мира, так что читателю с самого начала автор предоставляет равный с Детективом шанс раскрыть преступление.

Детектив, Убийца, Помощник, Свидетель, Жертва являются концептуальными персонажами. Их дискурс центрирован на одном концепте, определяющем их единственно значимое в данном художественном мире качество и когнитивную функцию. Дискурс Детектива восходит к концепту «Истина». Его дискурс структурирован речевыми актами, из которых выводится его единственное основное качество: нацеленность на выяснение истины. Когнитивная функция Детектива состоит в представлении истины и в идентификации Убийцы в дискурсе объяснения. Убийца представляет собой удвоенную дискурсивную личность, чей дискурс центрирован на концепте «Ложь». Его когнитивной функцией является искажение истинной-или создание ложной картины мира для остальных персонажей и для читателя и их внедрение в эту кажущуюся реальность. В дискурсе Помощника, Свидетеля и Жертвы актуализируется концепт «Непонимание». Когнитивная функция Помощникаи Свидетеля состоит в выражении концепта «Непонимание» и в поддержании стремления Детектива к истине. Для Жертвы данный концепт является экзистенциальным и выводитсяиз дискурса других персонажей о ней. Когнитивная функция" Жертвы заключается в том, что с момента её убийства начинается, развитие художественного мира’в^ детективном произведении й’его разделение на видимую и невидимую картины мира:

Показателем наличия представления о когнитивной модели детективного дискурса в авторском сознании и в то же время показателем его социальной востребованности является когнитивно-дискурсивный контракт между автором/издателем и массовым читателем в паратексте детективного произведения*. Выявленные языковые параметры взаимодействия когнитивной модели детективного произведения и его паратекста указывают, что издатель составляет паратекст так, чтобы вовлечь читателя в единое с автором коммуникативное пространство и сформировать установку на прочтение/приобретение детективного дискурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации доказано, что, хотя каждое англоязычное детективное произведение — это отдельный конкретный дискурс (роман или рассказ), тем не менее, он порождается не сингулярно, то есть не производится сам по себе, а создаётся по стандартной когнитивной модели, единой для всех детективных произведений. Нами выявлена формирующая структура, действие которой приводит к порождению детективного произведения и которой осознанно, а чаще неосознанно придерживаются все авторы, интуитивно подстраиваясь под когнитивную модель детективного жанра.

Для выполнения этой основной задачи мы использовали принятые в современной лингвистике теоретические принципы когнитивного моделирования: (1) извлечение из конкретных экземпляров определённых знаний в виде отдельных глубинных когнитивных структур (концептов, пропозиций, концептуально-пропозициональных конструктов — сценариев), которые остаются неизменными при изменении поверхностных языковых структур- (2) группирование, то есть представление выделенных когнитивных структурв виде групп на основе поиска сходных подхарактеру образцов и их абстрагирования- (3) установление отношений, связей между выделенными группами, определение их включённых друг в друга контуров •функционирования. Когнитивная модель, как общая когнитивная структура, таким образом, предполагает, что её элементы — отдельные когнитивные структуры — представлены в виде групп элементов, или скоплений, констелляций знаний.

Абстрагирование и группирование данных мы начали с установления обобщённых ролевых номинаций персонажей детективного дискурса. Нами было замечено, что за конкретными именами собственными различных персонажных личностей стоят единые абстрактные концепты, обозначающие их единую коммуникативную роль в интерперсональном взаимодействии друг с другом и выраженные единообразными номинациями. Сведёние единообразных номинаций в группы и выведение из каждой группы наиболее обобщённой и нейтральной номинации (например: detective, private detective, sleuth, watchdog —> detective) позволило нам установить, что в любом англоязычном детективном произведении действуют пять типов персонажей, которые мы на метаязыке лингвистического описания обозначаем при помощи следующих абстрагированных номинаций: Детектив, Убийца, Помощник, Свидетель, Жертва.

Установлено, что в англоязычном детективном дискурсе Детектив и Убийца являются единичными коммуникативными (вступающими в интерактивное взаимодействие) личностямиостальные же типы персонажей могут быть парными и множественными коммуникативными личностями, сохраняя при этом единую, одну на всех коммуникативную роль.

Выявлено, что Детектив и Помощник, Убийца и Жертва — бинарные когнитивные структуры, являющиеся жанрообразующими для классического англоязычного детективного произведения (то есть произведения, сохраняющего черты первых возникших произведений этого жанра). Помощник выступает как бинарный персонаж, всегда находящийся рядом с Детективом. Они объединены когнитивной связью: Помощник является Детективом-2, с которым Детектив-1 совместно ведёт расследование. Жертва также является бинарным персонажем, связанным с когнитивнойинтенциональностью Убийцы: Жертва должна быть убита по веским для Убийцы причинам.

Пять типов персонажей, абстрагированных до уровня концептов, указывающих на их единственно значимую для данного художественного мира личностную идентичность («быть детективом, убийцей, помощником, свидетелем, жертвой»), составляют наиболее глубинный контур когнитивной модели детективного дискурса. На уровне этого контура хранятся только такие знания о персонажах детективного дискурса, которые делают их, в соответствии с их типом идентичности, совершенно одинаковыми с точки зрения их когнитивной функции (Шерлок Холмс, отец Браун, Мисс Марпл, Пери Мей-сон, Альберт Кэмпьон. = Детектив). Номинация единого концепта идентичности служит абстрагированным именем собственным, заменяющим на уровне когнитивной модели все разнообразные конкретные имена собственныепоэтому мы и пишем выявленные абстрагированные номинации с заглавных букв.

Все остальные личностные качества, имеющиеся у персонажей (например: «Шерлок Холмс любит играть на скрипке», «Мисс Марпл — старая дева, которая любит вязать»), дискурсивно атрибутируются им на уровне поверхностной структуры каждого конкретного произведения, однако эти знания не входят в когнитивную модель детективного дискурса, поскольку они не входят в выявленный глубинный персонажный контур данной модели, являются дополнительными констелляциями знаний по отношению к этому общему когнитивному контуру. Важность этих дополнительных знаний состоит в том, что они придают индивидуальность каждому конкретному произведению, являются показателем индивидуального стиля автора, проявлением его творческой манеры.

Продолжая построение когнитивной модели детективного дискурса, мы смоделировали далее когнитивную структуру художественного мира детективного произведения в виде его общего когнитивного сценария1 и входящих в него субсценариев, динамика. чередования которых являет собойг динамику развития художественного мира-. Когнитивный сценарий наповерхностном уровне сообщает о себе через систему языковых знаков каждого конкретного детективного произведения, из которых он нами и абстрагируется.

Установлено, что материализация и динамика когнитивного сценария художественного мира детективного произведения состоит в постепенной замене видимой (ложной) невидимой (истинной) картиной мира, выведением её в зону видимости. Когнитивной основой такого разделения картин мира является концептуальный стандарт детективного жанра «Убийство» — «Расследование» — «Объяснение».

Доказано, что невидимая картина мира возникает в художественном прошлом в рамках когнитивного субсценария «Убийство». Её невидимость связана с отсутствием знания и непониманием того, как произошло убийство. На лингвистическом уровне наблюдается неоднозначность референтной ситуации в художественном настоящем, проявляющаяся в утрате предметно-референтной отнесённости и в появлении референтов-симулякров. В то же время Убийцей запускается развитие видимой (ложной) картины мира, как продолжение осуществления когнитивного субсценария «Убийство» для когнитивно некомпетентных наблюдателей — всех персонажей, кроме Детектива, и читателя. Когнитивная некомпетентность состоит в неспособности воспринять истинную референтную отнесённость, дать правильную интерпретацию референтам и установить их взаимосвязь. Происходит дискурсивное создание кажущегося мира, что проявляется в употреблении когнитивно некомпетентными персонажами знаков-симулякров.

Таким образом, мы абстрагируем для детективного дискурса и включаем в его общую когнитивную модель две противопоставленные контурные когнитивные структуры: кажущийся мир уб мир действительный.

Нахождение в кажущемся мире — это чисто коммуникативное, виртуальное нахождение, так как, находясь вне пространства действительного мира, когнитивно некомпетентные наблюдатели не могут установить, реальную1 связь с референтами-симулякрами, мир для них становится миром-симулякром.

Преодоление кажимости мира и выведение невидимой картины в зону видимости происходит в дискурсе когнитивно компетентного наблюдателяДетектива — в субсценариях «Расследование» и «Объяснение». Посредством когнитивно-дискурсивной деятельности наблюдения за миром и его дискурсивного представления Детектив восстанавливает взаимосвязь знаков, отражающую взаимосвязь референтов, и «вскрывает» невидимую картину мира, выводит её в зону видимости. «Вскрытие» происходит не сразу, а по мере последовательного наблюдения, восприятия и интерпретации референтов, то есть по мере прироста знания. Читатель, пытаясь восстановить истинную картину, отождествляет себя с Детективом, как с человеком знания. И, если он сразу синтезирует всю цепь картин мира по языковым маркерам, он теряет интерес к детективному произведению. Это значит, что он овладел когнитивным сценарием и может прогнозировать его развитие.

Углубляя контуры когнитивной модели детективного дискурса, мы доказали на основе речеактового анализа концептуальную природу персонажей. В рамках своей идентичности они воплощают в себе отдельное человеческое качество, абстрагированное и возведённое до уровня концепта. Базовым концептом речевых актов Детектива выступает концепт «Истина». Используемые им речевые акты выражают смыслы, при помощи которых проясняется истинная картина мира. Основным качеством, выводимым из его речевых актов, является нацеленность-на выяснение’и вскрытие истины, поэтому Детектив, как говорящий, является «человеком, вскрывающим истину». Убийца представляет собой удвоенную^ дискурсивную личность, чья неискренняя личность порождает дискурс, центрированный на концепте «Ложь», а искренняя личность контролирует её изнутри. Двойная природа дискурса Убийцы, его нацеленность на выражение ложных пропозиций позиционирует его как «человека неискреннего». В дискурсе Помощника, Свидетеля и Жертвы концентрированно выражен концепт «Непонимание». Каждый из них предстаёт как «человек непонимающий». Актуализация данногоконцепта, в дискурсе По-, мощника и Свидетеля поддерживает концептуальность Детектива — его стремление к истине. Жертва также является концептоносителем концепта «Непонимание», но он выводится из дискурса других персонажей о ней. Таким образом, все концептуальные персонажи определяются на основе их дискурсивной реализации как идеальные сущности, в которых одно-единственное качество возведено в абсолют, абстрагировано до уровня концепта и зафиксировано в соответствующих речевых актах.

Необходимость совместного предъявления событий, представленных когнитивными субсценариями «Убийство», «Расследование», «Объяснение», и участвующих в них концептуальных персонажей обусловлена контурной организацией когнитивной модели детективного дискурса. Когнитивные субсценарии занимают позицию включающего контура по отношению к концептуальным персонажам, так как они подчиняют и упорядочивают деятельность Детектива, Убийцы, Помощника, Свидетеля, Жертвы и определяют их коммуникативное взаимодействие. Кроме того, в когнитивной модели отражена I важность отдельных концептов для автора детективного произведения и для читателя. Для автора базовым является концептуальный стандарт детективного жанра, для читателя таковым выступает концептуальный персонаж Детектив, с которым он себя отождествляет.

Выявлено, что востребованность детективных художественных миров в сфере массовой коммуникации проявляется в наличии когнитивно-дискурсивного контракта о природе художественного мира между автором и массовым читателем в паратексте детективных произведений. Обнаружено, что паратекст составляется автором/издателем так, чтобы вовлечь читателей в единое с ними коммуникативное пространство. В паратекстуальном контракте читатель заявлен как человек интеллектуальный, способный принять участие в расследовании. Автор/издатель, в свою очередь, гарантирует наличие в детективном произведении тайны, которую читатель приглашается разгадать. Соответственно, в паратексте актуализируются концепты «Тайна» и «Читатель», при помощи которых формируется установка на приобретение/прочтение детективного дискурса.

Итак, в данной диссертации детективный дискурс проанализирован с точки зрения заложенной в нём когнитивной* модели, представляющей собой абстрагированное из конкретных детективных произведений когнитивное единство, в соответствии с которым они порождаются и функционируют. Установлено, что на глубинном уровне 4данная> когнитивная модель унифицирует произведения, формируя, таким образом, детективный жанр, а на поверхностном уровне, воплощаясь в языковых знаках в конкретных детективных произведениях, обеспечивает его узнаваемость, востребованность и успешное функционирование в сфере массовой коммуникации.

Перспективой научных исследований, открываемой данной работой, может стать дальнейшее когнитивное моделирование дискурсов разных типов и жанров, выявление их глубинной когнитивной структуры и исследование особенностей её дискурсивной реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Не только о детективе Текст. / Г. Анджапаридзе. М.: Вагриус, 2003.-384 с.
  2. , Н. Д. Дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // БЭСЯ. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 136−137.
  3. , А. Делёз. «Шум бытия» Текст. 7 А. Бадью. М.: Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004. — 184 с.
  4. Барт, P. S/Z Текст. / Р. Барт. — М.: РИК «Культура», Изд-во «Ad Marginem», 1994.-303 с.
  5. , Р. Нулевая степень письма Текст. / Р. Барт // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. 2-е изд. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 327−370.
  6. , И. В. Национальная концептосфера в детективном романе
  7. A. Кристи, Ч. П. Сноу, Д. Френсиса Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.01.03 / И. В. Белозёрова. Воронеж: ВГУ, 2006. — 167 с.
  8. , Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. — М.: Прогресс, 1974.-447 с.
  9. , Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: «Добросвет», 2000. — 387 с.
  10. Бремон, К. Структурное изучение повествовательных текстов после
  11. B. Проппа Текст. / К. Бремон // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. 2-е изд. — М.: Академический Проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 472−479.
  12. , Й. Нарратив : проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы Электронный ресурс. / Й. Брокмейер, Р. Харре. — URL: // www.galapsy.narod.ru / PsyNarrative / Brockmeier. htm (дата обращения: 1 июня 2009 г.).
  13. , Н. Эстетика Текст. / Н. Гартман. — Киев: Ника-Центр, 2004. — 640 с.
  14. , Г. Феноменология духа Текст. / Г. Гегель. — М.: Наука, 2000. — 414 с. Гивон, Т. Система обработки визуальной информации как ступень в эволюции человеческого языка [Текст] / Т. Гивон // Вестник МГУ: Сер. 9. Филология. 2004.-№ 3. — С. 117−173.
  15. A.-Ж. Греймас, Ж. Курте // Семиотика / Сост. Ю. С. Степанов. М.: Радуга, 1983.-С. 483−557.
  16. , В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. /
  17. B. фон Гумбольдт / пер. с нем., общ. ред. Г. М. Рамишвили. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. — 400 с.
  18. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Текст. /Э. Гуссерль-М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -332 с.
  19. , В. П. Основы духовной культуры в картинах мира Текст. / В. П. Даниленко. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1999. — 537 с.
  20. , Т. А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса Текст. / Т. А. ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 23. — 1988. № 23. -С. 68−106.
  21. , Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т. А. ван Дейк / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  22. , В. В. Когнитивная генристика : внутрикультурные речежанровые ценности Текст. / В. В. Дементьев, В. В. Фенина // Жанры речи: сборник научных статей. Вып. 4. Жанр и концепт. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2005. -С. 5−34.
  23. Джонсон-Лэрд, Ф. Процедурная семантика и психология значения Текст. / Ф. Джонсон-Лэрд // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 23. — 1988. № 23.-С. 234−257.
  24. , Т. С. Тендерный и возрастной аспекты архетипа современной массовой культуры Электронный ресурс. / Т. С. Злотникова // Ярославский педагогический вестник. 2002. — № 4. — URL: // vestnik.yspu.org (дата обращения 5 мая 2010 г.).
  25. , И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 253 с.
  26. , О. Б. Когнитивная модель дискурса и русский порядок слов Текст. / О. Б. Йокояма. -М.: Языки славянской культуры, 2005. 424 с.
  27. , М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. — Л.: «Искусство», 1972.-428 с.
  28. , В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
  29. , Ю. И. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-264 с.
  30. , В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык Текст. / В. Б. Касевич. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 282 с.
  31. , А. А1. Когнитивные исследования по дискурсу Текст. / А. А. Кибрик // Вопросы языкознания. 1994. — № 5. — С. 126−139.
  32. , Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт Текст. / Ю. В. Ковалёв. -Л.: Худ. лит., 1984. 296 с.
  33. , А. В. Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка Текст. / А. В. Кравченко // Прямая и непрямая коммуникация. -Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2003. С. 27−39.
  34. , В. В. От концепта к тексту Текст. / В. В. Красных // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. М., 1998. — № 1. — С. 53−70.
  35. , В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации : Курс лекций Текст. / В. В. Красных. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. — 270 с. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? [Текст] / В. В. Красных. — М.: Гнозис, 2003. — 375 с.
  36. , С. Д. Поэтика заглавий Текст. / С. Д. Кржижановский. — М., 1931.-32 с.
  37. , Ю. Избранные труды : Разрушение поэтики Текст. / Ю. Кристева.- М.: «РОССПЭН», 2004. 656 с.
  38. , Е. С. К проблеме ментальных репрезентаций Текст. / Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков // Вопросы когнитивной лингвистики. М.: Институт языкознания — Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2007. — № 4. — С.8−16.
  39. , Ю. А. К вопросу о дискурсивной личности автора художественного текста Текст. / Ю. А. Ладыгин // Лингвистика дискурса-2: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — Иркутск: ИГЛУ, 2006. — С. 7−17.
  40. , А. А- Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: , Смысл, 1997.-287 с.
  41. , С. В. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04/ С. В. Лесков. СПб., 2005.-23 с.
  42. , Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г. Маркузе. М.: АСТ, 2003.-526 с.
  43. , Я. К. Зарубежный кинодетектив Текст. / Я. К. Маркулан. — Л.: Искусство, 1975. 167с.
  44. , М. Остроумие и логика бессознательного Текст. / М: Минский // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. — 1988. — № 23. — С. 281−309.
  45. , С. Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурно-функциональном аспектах) Текст. / С. Н. Плотникова. — Иркутск: ИГЛУ, 2000. 244 с.
  46. , С. Н. Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность : к проблеме разграничения понятий Текст. / С. Н. Плотникова // Лингвистика дискурса. Иркутск: ИГЛУ, 2005а. — С. 5−16.
  47. , С. Н. Концептуальный> стандарт жанра фэнтези Текст. /
  48. С. Н. Плотникова // Жанры речи: сборник научных статей. — Жанры речи: jсборник научных статей. — Вып. 4. Жанр и концепт. — Саратов: Изд-во Гос УН-Ц, 20 056. С. 262−272.
  49. , С. Н. Человек и персонаж : Феноменологический подход к естественной и художественной коммуникации Текст. / С. Н. Плотникова // Человек в коммуникации: концепт, жанр, дискурс. — Волгоград: Парадигма, 2006а.-С. 89−104.
  50. , С. Н. Когнитивно-дискурсивная деятельность : наблюдение и конструирование Текст. / С. Н. Плотникова // Studia Linguistica Cognitiva Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис, 20 066. — С. 66−81.
  51. , С. Н. Стратегичность и технологичность дискурса Текст. / С. Н. Плотникова // Лингвистика дискурса 2: Вестник ИГЛУ. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — Иркутск: ИГЛУ, 2006 В. -С. 87−98.
  52. Попова, 3. Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст.- / 3. Д: Попова, И: А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2001. — 192 с.
  53. , В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека Текст. / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. — С. 8−70:
  54. , Г. Г. Теория коммуникации, Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: Изд-во «Рефл-бук» — К.: «Ваклер», 2001. — 656 с.
  55. , А. Из книги «Морфология романа» Текст. / А. Прието // Семиотика: Антология / Сост. Ю. С., Степанов. 2-е изд. — М.: Академический проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 392−422.
  56. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. -Л.: ЛГУ, 1986.-386 с.
  57. , В. Я. Морфология сказки Текст. / В. Я. Пропп. — М.: Изд-во Лабиринт, 2003.- 144 с.
  58. , Е. В. Опыт лингвистической реконструкции женской коммуникативной личности XVI-XVTI вв. (на материале произведений В. Шекспира) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Ракитянская. Иркутск, 2007.-219 с.
  59. , А. А. Техническая редакция книги : Теориями методика работы Текст. / А. А. Реформатский, М. М. Каушанский. — М. — Л.: Гизлегпром, 1933. 414 с.
  60. , Н. А. Библиологическая психология Текст. / Н. А. Рубакин. — М.: Академический Проспект — Трикста- 2006. 800 с.
  61. , В. П. Теоретико-лингвистический анализ художественного дискурса Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19 / В. П. Руднев. М., 1996.-47 с.
  62. , Н. К. Язык и естественный интеллект Текст. / Н. К. Рябцева // РАН. Ин-т языкознания. -М.: Academia, 2005. — 640 с.
  63. , Р. Л. Когнитивная психология Текст. / Р. Л. Солсо. — М.: Тривола: Либерея, 2002. 598 с.
  64. , Ю. С. В трёхмерном пространстве языка : Семиотические-проблемы лингвистики, философии, искусства Текст. / Ю. С. Степанов. — М.: Наука, 1985. 336 с.
  65. , Ю. С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности Текст. / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца 20 века. — М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. С. 35−73.
  66. , М. Слова-и вещи-: Археология гуманитарных наук, Текст. / М. Фуко. -СПб.: A-cad, 1994. 406 с.
  67. , М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет Текст. / М. Фуко. М.: Касталь, 1996. -448 с. Хинтикка, Я. Логико-эпистемологические исследования [Текст] / Я. Хинтикка. -М.: Прогресс, 1980:.- 447 с.
  68. , Г. К. Как пишется детективный рассказ Текст. / Г. К. Честертон // Писатель в газете? Художественная публицистика / Сост. А. Я. Ливергант. -М.: Прогресс, 1984. G. 301−306,
  69. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» Текст. / У. Эко // Имя розы. М.: Книжная палата, 1989. — С. 425−467.
  70. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У. Эко. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. 432 с.
  71. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / К. Г. Юнг. М.: ООО «Харвест», 2003а. — 528 с.
  72. Юнг, К. Г. Очерки по аналитической психологии Текст. / К. Г. Юнг. М.: ООО «Харвест», 20 036. — 528 с.
  73. , Р. Лингвистика и поэтика Электронный ресурс. / Р. Якобсон. М.: Прогресс, 1975. — URL: // www.ruthenia.ru / volsky / etc /jacobson-l.doc.html (дата обращения 26 февраля 2007 г.).
  74. Almeido, M. J. Time in Narratives Text. / M. J. Almeido // Deixis in Narrative: A Cognitive Science Perspective / A. Bruder, J. F. Duchan, L. E. Hewitt. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1995.-P. 159−190.
  75. Buckland, W. The Cognitive Semiotics of Film Text. / W. Buckland. -Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 174 p.
  76. Carroll, N. The Philosophy of Horror, Or Paradoxes of the Heart Text. / N. Carroll. Boston: Routledge, 1990. — 260 p.
  77. Cawelti, J. G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture Text. / J. G. Cawelti. — Chicago: University of Chicago Press, 1976. 344 p.
  78. Chimombo, M. The Power of Discourse. An Introduction to Discourse Analysis Text. / M. Chimombo, A.L. Roseberry. — New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1998. 438 p.
  79. Cook, G. Discourse Text. / G. Cook. Oxford: Oxford University Press, 1989. -176 p.
  80. Dijk, T. A. van. The Study of Discourse Text. / T. A. van Dijk // Discourse as
  81. Structure and Process: Discourse * Studies: A Multidicsiplinary Introduction / Ed. 1 by T. A. vantDijk. Trowbridge: Cromwell Press, 1998. — 356 p.
  82. Dove, G. N. The Reader and the Detective Story Text. / G. N. Dove. Bowling Green: University Popular Press, 1997. — 216 p.
  83. Emmott, C. Narrative Comprehension: A Discourse Perspective Text. / C. Emmott. Oxford: Oxford University Press, 1999. — 323 p.
  84. Forbes, J. M. Fiction Dictionary Text. / J. M. Forbes // Writer’s Guide to Book Editors, Publishers and Literary Agents by J. Herman. Rocklin: Prima Publishing, 2000.-P. 861−871.
  85. Freedman, A. Genre and the New Rhetoric Text. / A. Freedman, P. Medway. -London: Taylor & Francis, 1994. — 240 p.
  86. Gelder, K. Popular Fiction: The Logics and Practices of a Literary Field Text. / K. Gelder. New York: Routledge, 2004. — 192 p.
  87. Genette, G. Paratexts: Thresholds of interpretation Text. / G. Genette. -Cambridge: Cambridge Press, 1997. — 427 p.
  88. Johnson-Laird, P. Mental Models and. Thought Text. / P. Johnson-Laird // The Cambridge Handbook on Thinking and Reasoning. — Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 185−208.
  89. Johnson-Laird, P. Mental Models, Sentential Reasoning and Illusory Inferences Text. / P. Johnson-Laird // Mental Models and the Mind. — Princeton: Elsevier B.V., 2006.-P. 27−51.
  90. Johnson-Woods, T. Pulp: A Collectors Book of Australian Pulp Ficti6n Covers Text. / T. Johnson-Woods. — Canberra: National Library of Australia, 2005. -104 p.
  91. Kelly, G. R. Mystery Fiction and Modern Life Text. / G. R. Kelly. Jackson: University Press of Mississippi, 1998. — 227 p.
  92. Kim, Y. Y. Cross-Cultural Adaptation Text. / Y. Y. Kim // Intercultural Communication: A Reader / ed. by J. A. Samovar, R. A. Porter. 6th ed. — Belmont: Wadsworth Publishing Company, 1991. — 437 p.
  93. Kintsch, W. Notes of the Structure of Semantic Memory Text. / W. Kintsch // Organization of Memory / ed. by E. Tulving, W. Donaldson. New York: Academic Press, 1972.-P. 247−308.
  94. Miller, C. R. Genre as Social Action Text. / C. R. Miller // Quarterly Journal of
  95. Speech. Vol. 70. — 1984. — P. 151−167.t ¦
  96. Minsky, M. Matter, Mind and Models Text. / M. Minsky // Semantic Information Processing. Cambridge: MIT Press, 1968. — P. 45−49
  97. Minsky, Mr. A Framework for Representation Knowledge Text. / M". Minsky // Frame Conceptions and Text Understanding / Ed. by D. Metzing. — Berlin: Walter deGruyter, 1980.-P. 1−25.
  98. Sanford, A. J. Understanding Written Language. Explorations of Comprehension Beyond the Sentence Text. / A. J. Sanford, S. C. Garrod. Chichester — New York: John Wiley, 1981.-224 p.
  99. Simpson, Ph. L. Psycho Paths: 'Tracking-the• Serial Killer through Contemporary American’Film and: Fiction Text. / Ph. L. Simpson. — Carbondale: SIU Press, 2000.-244 p.
  100. Stockwell, P. Cognitive Poetics: An Introduction Text. 7 P. Stockwell. New York: Routledge, 2002. — 197 p. -
  101. Sutherland, J. Bestsellers: Popular Fiction of the 1970s Text.-,/ J- Sutherland. -London: Routledge, 1981.-268 p.
  102. Taatgen, N. A: How Cognitive? Modelisi Can: Inform' the- Desigm of, Instructions
  103. Electronic resource. / N. A. Taatgen, D. Huss, J. R. Anderson. — 2007. URL: //[email protected]. (дата обращения 11 января 2008 г.). <
  104. Talmy, L. Narrative Structure in a Cognitive-Framework, Text.-/ L. Talmy // Deixisin Narrative: A Cognitive: Science- Perspective / A. Bruder, J. F. Duchan,
  105. E. Hewitt: Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. — P. 421−461. .
  106. Thompson, J. B. Studies in the Theory of Ideology Text. / J. B. Thompson.—
  107. Berkley — Los Angeles: California^University Press, Л 985. — 347 p.
  108. Tierney, R. J. Understanding Readers' Understanding Text. / R. J. Tierney,
  109. P. L. Anders, J. N. Mitchell. Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1987.333 p.
  110. Todorov, T. The Poetics of Prose Text. / T. Todorov. Ithaca — New York: Corn-well University Press, 1977. — 272 p.
  111. Tomlin, R. S. Discourse Semantics Text. / R. S. Tomlin, L. Forrest, M. M. Pu, M. H. Kim // Discourse as Structure and Process / ed. by T. A. van Dijk. London: Sage Publication, 1997. — P. 63−111.
  112. ВЭФ Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Гл. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.
  113. CE Longman Dictionary of Contemporary English Text. — USA: Longman, 2005, — 1950 p.
  114. ODCE The Oxford Dictionary of Current English Text. / Ed. by D. Thompson. — New York: Oxford University Press, 1998. — 1136 p.
  115. Allingham, M. Dancers in Mourning Text. / M. Allingham. New York: Bantam Books, 1984.-262 p.
  116. Bentley, E. C. Trent’s Last Case Text.-/ E. C. Bentley. — San Diego- ." House of Stratus, 2008. 240 p.
  117. Carr, J. D. The Lost Gallows Text. / J D. Carr. New York: Berkley Medallion Books, 1965. — 157 p.
  118. Chesterton, G. K. The Arrow of Heaven Text. / G. K. Chesterton // The Adventures of Father Brown / Сост. II. А. Самуэльян. M.: Издательство «Менеджер», 2001a.-P: 4−39.
  119. Chesterton, G. K. The Oracle of the Dog Text. / G. K. Chesterton // The. Adventures of Father Brown / Сост. II. А. Самуэльян. — M.: Издательство «Менеджер», 2001b. P. 40−70. ' ' v
  120. Chesterton, G. K. The Doom of the Damaways Text. / G. K. Chesterton // The Adventures of Father Brown / Сост. H: А. Самуэльян: — Mi: Издательство «Менеджер», 2001c. P. 71−105. .'"'.
  121. Chesterton, G. K. The Secret Garden Text. / G. K. Chesterton// The Adventures of Father Brown / Сост. H. А. Самуэльян. — M.: Издательство «Менеджер», 2001d.-P, 128−156. ,
  122. Christie, A. The Adventure of the Egyptian Tomb Text. / A. Christie // Poirot Investigates. London: Pan Books Ltd., 1955. — P. 92−109.
  123. Christie, A. Murder in Retrospect Text. / A. Christie. New York: DELL PUBLISHING CO., INC., 1961.- 192 p.
  124. Christie, A. The Mysteriuos Affair at Styles Text. / A. Christie. New York: Bantam Books, 1965. — 154 p.
  125. Christie, A. A Caribbean Mystery Text. / A. Christie. London: Fontana Books, 1966.-158 p.
  126. Christie, A. The Murder of Roger Ackroyd Text. / A. Christie. New York: Pocket Books, 1971a. — 198 p.
  127. Christie, A. They Do it with Mirrors Text. / A. Christie. — London: Pan Books Ltd., 1971b.- 187 p.
  128. Christie, A. Three Act Tragedy Text. / A. Christie. London — Glasgow: Collins Clear-type Press, 1972. — 192 p.
  129. Christie, A. Tape-Measure Murder Text. / A. Christie // Selected Stories. M.: Progress Publishers, 1976.-P. 107−126.
  130. Christie, A. The Lernean Hydra Text. / A. Christie // The Labours of Hercules. -Glasgow: FONTANA / Collins, 1990. P. 43−67.
  131. Christie, A. The A.B.C. Murders Text. / A. Christie. New York: HarperCollins, 2003. — 100 p.
  132. Christie, A. Why Didn’t They Ask Evans? Text. / A. Christie. M.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 182 p. Cornwell, P. From Potter’s Field [Text] / P. Cornwell. — New York: Berkley Books, 1996.-369 p.
  133. Dickson, C. Nine and Death Makes Ten Text. / C. Dickson. New York: Pocket Books, 1946. -186 p.- • v
  134. , А. С. The Adventure of the Creeping Man Text. / A. C. Doyle // The Adventures and Memoirs of Sherlock Holmes. New York: Random House, 1978f. — P. 134−155.
  135. Doyle, A. C. A Study in Scarlet Text. / A. C. Doyle. Oxford: Oxford University Press, 1999.-200 p.
  136. Doyle, A. C. The Sign of Four Text. / A. C. Doyle. M.: Айрис-пресс, 2008. -224 p.
  137. Fletcher, J. S. The Middle Temple Murder Text. / J. S. Fletcher. New York: Penguin Books, Inc., 1943. — 246 p.
  138. Fletcher, J. S. Dead Man’s Money Text. / J. S. Fletcher. — Teddington: Echo Library, 2009. 160 p.
  139. Ford, L. Murder Is the Pay-Off Text. / L. Ford. New York: Popular Library, 1951.- 144 p.
  140. Ford, L. The Girl from the Mimosa Club Text. / L. Ford. New York: Popular Library, 1957.- 158 p.
  141. Francis, D. Proof Text. / D. Francis. New York: Fawcett Crest, 1985. — 342 p. Gardner, E. S. The Case of the Howling Dog [Text] / E. S. Gardner. — Thorndike: G. K. Hall, 1999.-303 p.
  142. Gardner, E. S. The Case of the Perjured Parrot Text. / E. S. Gardner. M.: Айрис-пресс, 2002. — 384 p.
  143. Hilton, J. Was It Murder? Text. / J. Hilton. New York: Dover Publications, Inc., 1979.-252 p.1.ckridge, F. Death Takes a Bow Text. / F. Lockridge, R. Lockridge. New York: Avon Book, 1948. — 253 p.
  144. Marsh, N. Death at the Bar Text. / N. Marsh. New York: Pocket Books, 1945.-265 p.
  145. McBain, E. See Them Die Text. / E. McBain. New York: Pocket Books, Inc., 1961.- 179 p.
  146. Queen, E. The Case Against Carroll Text. / E. Queen // The Supersleuths. New York: Davis Publications, 1976. — P. 52−92.
  147. Sayers, D. Whose Body? Text. / D. Sayers. New York: Wildside Press, 2009. -156 p.
  148. Van Dine, S. S. The Dragon Murder Case Text. / S. S. Van Dine. New York: Charles Scribner’s Sons, 1985. — 311 p.
Заполнить форму текущей работой