Фактура в музыке ХХ века
Глубокие и существенные изменения в музыкальной культуре нашего времени в значительной мере связаны с процессами индивидуализации средств выражения, в том числе и фактуры. Творчество композиторов XX века породило множество новых и подчас противоположных фактурных образований, что в целом отразило разнообразие форм художественного миросозерцания. Искусство современной композиции требует… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Анализ теоретических учений о фактуре
- 1. 1. Статическая и динамическая концепции фактуры
1. 2. Системно-функциональный подход как методологическая основа музыкально-теоретических исследований на современном этапе. 26 1.3. Процессы мелодизации фактуры в музыке XX столетия- их осмы -сление в музыкально-теоретических исследованиях и учебных пособиях.
1. 4. Закономерности становления музыкальной ткани. Фактура как система организованного интонируемого движения.
1.5. Новые разновидности фактурной организации: теория и практика.
Глава 11. Фактурные средства и приемы в музыкальных композициях XX века. Фактурный декор. Графика
2. 1. Исторические типы фатуры.
2. 2. Фактурная фракция.
2. 3. Фактурные приемы.
2.3.1. Педаль.
2.3.2. Дублирование.
2.3.3. Противодвижение.
2.4. Фактурные средства:
2.4.1. Фактурный фундамент.
2.4.2. Мелодия.
2. 5. Компоненты фигурной фактуры. Фигурация.
2.5.1. Гармоническая фигурация.
2.5.2. Мелодическая фигурация.,.
2.5.3. Ритмическая фигурация.96.
2.6. Формы фактурной графики.
2.6. 1. Точка.
2.6.2. Пуантилистический комплекс («Звуковое семейство»).
2.6. 3. Линия.
2.6. 4. Полоса.
2. 6. 5. Поток.
2. 6. 6. Пятно.
2 .6 .7. Россыпь.
2.7. Сонорные и сонористические фактурные формы.
2.7. 1. Кластеры.
2.7.2. Сонорные массы.
2.7. 3. Сонористические пассажи. Шумы. Шорохи.
Глава III. Об организации фактурного пространства.
3.1. Тектонический метод.
3. 2. Глубинная координата.
3.3. Приемы симметрии и их влияние на формирование глубинных свойств музыкальной ткани.
3. 4. Сонорика и пуантилизм как формы организации фактурного пространства.
3.5. Новое звукоизвлечение.
3.6. Фактурное пространство в минимализме.
Глава I. У. Феномен фактурного хроноса в творчестве композиторов XX века.
4. 1. Принципы фактурной функциональности и их отражение в музыке XX века.
4. 2. Временная организация фактуры в алеаторических композициях
4. 3. Музыкальное время минимализма.
4. 4. Сонорноеть как способ организации мобильных структур.
4. 5. Музыкальная фактура и форма как логическая конструкция.
4. 6. Действие принципов фактурной функциональности при переменном количестве голосов в фактуре.
Глава V. «Фактура в симфониях XX века»
5.1. Неоклассические тенденции и их реализация в фактуре
Четвертой и Пятой симфоний К.Сикорского.
5. 2. Стилистика фактуры в Пятой симфонии Р. Палестра.
5.3. Специфика фактурных «образов» Второй симфонии и Симфонии с арфой для большого симфонического оркестра Б. Чайковского.
5.4. Четвертая и Седьмая симфонии А. Тертеряна как разновидности умеренного соноризма и ограниченной алеаторики.
5. 5. «Фактурная живопись» Седьмой симфонии А. Эшпая.
Список литературы
- Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. — М.: Практика, 1995.- 256 с.
- Акопян, Л.О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь /Л.О. Акопян. М.: Практика, 1995. — 256 с.
- Акофф, Р., Эмери, Ф. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. М.: Советское радио, 1971. — 272 с.
- Александрова, Е. Л. Фактура как проявление отношений рельефа и фона: автореф. дисс. .канд. иск. / Е. Л. Александрова М., 1988 — 24 с.
- Андреев, Л. Г. Сюрреализм / Л. Г. Андреев.- М.: Высшая школа, 1972.202 с.
- Арановский, М. Г. Мелодика С. Прокофьева / М. Г. Арановский. Л.: Музыка, 1969.- 230 с.
- Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1988. -344 с.
- Арановский, М. Г. Мышление, язык, семантика / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. М.: Музыка, 1974. — С. 90 128.
- Арановский, М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960 1975 годов. Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974. — 321с.
- Арановский, М.Г. Симфония и время // Русская музыкальная культура и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века: сб. ст. М.: Государственный институт искусствознания, 1997.- С. 303 — 371.
- Аренский, А. С. Краткое руководство к практическому изучению гармонии / А. С. Аренский. М., П.: Юргенсон, 1881. — 80 с.
- Аренский, А. С. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии / A.C. Аренский. М.: Гос. Муз. изд-во, 1960. — 131 с.
- Аркадьев, М. А. Временные структуры внеевропейской музыки / М. А. Аркадьев. М.: Библос, 1992. — 168 с.
- Архитектура и антропософия // Сост. и редактор А. П. Соколина. М.: «Издательство КМК», 2001. — 267 с.
- Асафьев, Б. В. А. К. Лядов (краткая памятка) / Б. В. Асафьев // Избранные труды М.: Музыка, 1954. — т. 2. — С. 270 — 271.
- Асафьев, Б. В. Книга о Стравинском / Б. В. Асафьев М.: Музыка, 1969, — 279 с.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев, — Л.: Музыка, 1971.-230 с.
- Бальмонт, К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина / К. Д. Бальмонт. -М.: Ирис Пресс, 1996.- 123 с.
- Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт // Сост. Г. Н. Косикова. М.: Прогресс, 1994. — 615 с.
- Бауэр, С. В. К вопросу о модальности как категории музыкального мышления: автореф. дисс. канд. иск. / С. В. Бауэр. М., 1995. — 20 с.
- Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. — 528 с.
- Бергер, Л. Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание / Л. Г. Бергер. М.: «Русский мир», 1997. — 432 с.
- Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / А. Бергсон // Собр. соч.: в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992.-Т.1.-336 с.
- Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 176 с.
- Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев // Соч: в 2-х т.- М.: Искусство, 1994. т. 2.-510 с.
- Березовчук, Л. Н. «Страсти по Луке» К. Пендерецкого и традиции жанра пассионов (К вопросу о стилевых взаимодействиях) / Л. Н. Березовчук // Вопросы музыкального стиля: сб. науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1978.-С. 121 — 134.
- Бершадская, Т. В. Лекции по гармонии / Т. В. Бершадская. Л.: Музыка, 1978.-238 с.
- Беседы с Альфредом Шнитке / А. В. Ивашкин. — М.: Классика — XXI, 2005. 320 с.
- Бобровский, В. П. Камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича / В. П. Бобровский М.: Музыка, 1961. — 257с.
- Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы / В. П. Бобровский М.: Музыка, 1970. — 227с.
- Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский М.: Музыка, 1978. — 332с.
- Бодуэн де Куртене, И. А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке / И. А. Бодуэн де Куртене. Извлеч. из журнала Министерства народного просвещения. — СПб.: Головин, 1871. — 38с.
- Болашвили, К. Сонористические средства и проблемы крупной инструментальной композиции: автореф. дисс. канд. иск. / К. Болашвили. М., 1994. -22 с.
- Браудо, И. А. Артикуляция. О произношении мелодии / И. А. Браудо. -Л.: Музыка, 1973.- 198 с.
- Булез, П. Между порядком и хаосом / П. Булез // Советская музыка. -1991. № 7 — С. 23 — 28- № 9 — С. 70 — 75.
- Валери, П. Об искусстве / П. Валери. М.: Искусство, 1993. — 508 с.
- Валькова, В. Б. Музыкальный тематизм — мышление — культура / В. Б. В алькова.-Нижний Новгород, 1992.- 161с.
- Васильева, Н. В. Типовые музыкальные формы и логос времени-пространства: автореф. дисс. канд. иск. / Н. В. Васильева. Москва, 1996.- 24 с.
- Введение в языковедение. Хрестоматия // A.M. Камчатов, Н. И. Николина. М.: Флинта, Наука, 1999. — 229 с.
- Веберн, А. Лекции о музыке /А. Веберн.- М.: Музыка, 1973. 143 с.
- Веймайер, А. Континуум, звук и двенадцатизвучие /А. Веймайер // Музыкальная академия 1992.- № 2. — С. 156 -159.
- Виноградов, Г. В. Музыкальная фактура и индивидуальный стиль композитора (на примере симфоний Л. Ревуцкого, В. Лятошинского, А. Штогаренко): автореф. дисс. канд. иск. / Г. В. Виноградов. Тбилиси, 1987.-23 с.
- Волков, К. Е. Слово о музыке / К. Е. Волков. — М.: Сов. Композитор, 1991.-63 с.
- Вьюгинова, И. Симфоническое творчество М. Карловича в контексте идейно-художественных исканий позднего романтизма / И. Вьюгинова // Романтизм в музыке: сб. статей. Минск, 1999. — С. 56 — 60.
- Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев -М., Республика, 1994. 68 с.
- Гаврилова, Н. А. Неоклассицизм в музыке XX века в творчестве
- Б. Мартину / Н. А. Гаврилова // Музыкальное искусство XX века: сб. статей — М.: Музыка, 1995.- Вып.2. С. 21 — 37.
- Галеев, Б. М. Светомузыка в аспекте синтеза искусств / Б. М. Галеев.-Казань: «Прометей», 1991.- 86 с.
- Гаспаров, Б. М. Структурный метод в музыкознании / М. Б. Гаспаров // Советская музыка. 1972.- № 2 — С. 42−51.
- Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 352 с.
- Гачев, Г. Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос / Г. Д. Гачев.- М., Прогресс Культура, 1995. — 480 с.
- Гегель, Г. Ф. Сочинения: в 12 т. / Г. Ф. Гегель. — М, — Л.: Госуд. изд.-во, 1929. т. 1.
- Гервер, Л. Л. Русская музыкальная культура начала XX века в текстах Велемира Хлебникова /Л. Л. Гервер // Музыка в контексте духовной культуры: сб. трудов: — М.: РАМ им. Гнесиных, 1992. Вып. 120. — С. 140 -158.
- Глинка, М. И. Заметки по инструментовке / М. И. Глинка. Лит. наследие: в 2-х т. — М.: Музгиз, 1952 — 1953. Автобиографические и творческие материалы: т.1. — 1952.- 512 с.
- Глубинная герменевтика А. Лоренцера / Лоренцер А. // Археология психоанализа. М.: Прогресс — Академия, 1996. — 294 с.
- Гоголь, Н. В. Духовная проза / Н. В. Гоголь. М.: Русская книга, 1992. — 560 с.
- Голованов, В. Н. Законы в системе научного знания / В. IT. Голованов. -М.: Мысль, 1970.-230 с.
- Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в русской музыке (на материале творчества композиторов XIX первой половины XX веков) / С. С. Гончаренко. — Новосибирск: Новосибирская Гос. Консерватория им. Глинки, 1993.-72 с.
- Городилова, М. В. Звуковысотная организация в условиях стилевых взаимодействий: (на примере произведений отечественных композиторов 70 80-х годов): дисс. канд. искусств. / М. В. Городилова. -Екатеринбург, 1995.- 185 с.
- Горский, Д. П. Логика / Д. П. Горский. М.: Учебно-педагогическое изд-во Министерства культуры РСФСР, 1963. — 291с.
- Грачёв, В. Н. О благочестивом минимализме в творчестве Владимира Мартынова / В. Н. Грачев // Музыкальная Академия. 2004.- № 1. — С. 1219.
- Григорьев, В. Ю. Гадальная «Книга перемен» / В. Ю. Григорьев. — М.: Информационно-аналитический центр, 1992. — 193 с.
- Григорьев, С. С. О мелодике Римского-Корсакова / С. С. Григорьев. -М.: Музгиз, 1961.- 196 с.
- Григорьева, Г. В. Музыкальные формы XX века,— М.: Владос, 2004. — 175 с.
- Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г. В. Григорьева. — М.: Сов. композитор, 1989.-288 с.
- Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию / Н. С. Гуляницкая. М.: Советский композитор, 1984. — 256 с.
- Гуляницкая, Н. С. «Звуки беспредельно податливы.» О запечатлении пространства в текстуре духовно-музыкальных произведений / Н. С. Гуляницкая // Музыкальная фактура: сб. тр.— М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 146.-С. 8−25.
- Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке / Н. С. Гуляницкая. — М.: Музыка, 2009. 244 с.
- Гуляницкая, Н. С. Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты духовной музыки XX века / Н. С. Гуляницкая. М.: 2002. — 432 с.
- Гуляницкая, Н.С. Русская музыка: становление тональной системы X I XX вв./ Н. С. Гуляницкая. — М.: Прогресс — Традиция, 2005 -230 с.
- Денисов, Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Э. В. Денисов. М.: Советский композитор, 1986.-205 с.
- Денисова, Е. О. Пауль Клее и его влияние на современное композиторское творчество / Е. О. Денисова // Дисс. канд. искусств. -М., 1997.- 187 с.
- Денисова, Е. Н. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века: автореф. дисс. канд. иск. / Е. Н. Денисова. М., 2001. — 23 с.
- Диденко, Н. Формирование инструментальной фактуры и техника диминуций в органной музыке XVI — XVTI столетий / Н. Диденко // Проблемы теории западно-европейской музыки ХП —ХУП веков.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983.- Вып. 65.- С. 132 149.
- Дмитриев, А. Н. Полифония как фактор формообразования /А. Н. Дмитриев. М.: Музгиз, 1962. — 488 с.
- Дмитриева, Н. Г. Неомодальность в сочинениях отечественных композиторов последней трети XX века: автореф. дисс. канд. иск. / Н. Г. Дмитриева.- М., 2005. 24 с.
- Долинская, Е. Б. О русской музыке последней трети XX века / Е. Б. Долинская. М.: Престиж — АРМА, 2001. — 160 с.
- Дружинин, С. В. Система средств музыкальной риторики в сочинениях И.С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана / С. В. Дружинин. М.: РАМ им. Гнесиных, 2002. — 210 с.
- Дубинец, Е. А. Знаки звуков / Е. А. Дубинец. Киев: Гамаюн, 1999. -305 с.
- Дубинец, Е. A. Made in USA: Музыка это всё, что звучит вокруг / Е. А. Дубинец. — М.: Композитор, 2006, — 415 с.
- Дубовский, И. И., Евсеев, С. В., Способин, И. В., Соколов, В. В. Практический курс гармонии / И. И. Дубовский и др. М.: Музыка, 1934. — 376 с.
- Дьячкова, JI. С. Гармония в музыке XX века. Учебное пособие / JI. С. Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. — 296 с.
- Дьячкова, JI. С. Мелодика / Л. С. Дьячкова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.- 178 с.
- Дьячкова, Л. С. Модальности гармонических категорий: дис. д-ра искусств, в форме научного доклада / Л. С. Дьячкова. М., 1998. — 56 с.
- Евдокимова, Ю. К. На пути создания теории / Ю. К. Евдокимова // Советская музыка. 1981. — № 1. — С. 60 — 68.
- Загорский, Д. Романтическая концепция «Жизнь как роман роман как жизнь» и проблема художественного времени в музыке / Д. Загорский / Проблемы художественного пространства и времени в музыке. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1992. — Вып. 121. — С. 26 — 46.
- Задерацкий, В. В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии / В. В. Задерацкий // Музыкальный современник-М.: Советский композитор, 1984.- Вып. 5. С. 18 — 56.
- Задерацкий, В. В. Полифоническое мышление И. Стравинского / В. В. Задерацкий. -М.: Музыка, 1980. -287с.
- Задерацкий, В. В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича / В. В. Задерацкий. — М.: Музыка, 1969. 272 с.
- Захарова, О. И. Риторика и западно-европейская музыка XVTI первой половины XVLLI в.в./ О. И. Захарова. — М.: Музыка, 1983. — 76 с.
- Зенкин, К. В. Музыкальный смысл как энергия (energia) / К. В. Зенкин // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Международная конференция. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. — С. 243 — 262.
- Золтаи, Д. Этос и аффект / Д. Золтаи. -М.: Прогресс, 1977. 371с.
- Зубарева, Н. В. Фактура как форма реализации пространственно-временных представлений (проблемы генезиса и исторической эволюции) / Н. В. Зубарева: автореф. дисс. канд. иск. JL, 1990. — 24 с.
- Иванов, В. И. Родное и вселенское / В. И. Иванов. М.: Республика, 1994.-427с.
- Ивашкин, А. В. Истоки современных принципов интонационно-тематического единства / А. В. Ивашкин // Методологические вопросы теоретического музыкознания. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — Вып. 2. -С.132- 157.
- Ивашкин, А. В. Кшиштоф Пендерецкий / А. В. Ивашкин М.: Советский композитор, 1983. — 159 с.
- Игнатченко, Г. И. О динамических процессах музыкальной фактуры: автореф. дисс. канд. иск. /Г. И. Игнатченко. Киев, 1984. — 22 с.
- Иконников, А. В. Функция, форма, образ в архитектуре /А. В. Иконников. М.: Стройиздат, 1986. — 286 с.
- Ильин, И. А. Основы христианской культуры: в 2-х т. И. А. Ильин.
- М.: Русская книга, 1993.-т. 1.
- Ильин, И. А. О русском национализме / И. А. Ильин. М.: РФК, 2006.- 150 с.
- Ильин И. А. Религиозный смысл философии / И. А. Ильин М.: Русская книга, 2002. — 105 с.
- Ирза, Н. Д. Художественное пространство-время и современный синтез искусств (на материале участия музыки в изобразительных искусствах): автореф. дисс. канд. иск. / Н. Д. Ирза М., 1992. — 21с.
- Искусство XX века: уходящая эпоха? Сб. статей Нижний Новгород: Нижегородская гос. Консерватория, 1997. — т. I, 2.
- Кальман (Гервер), J1. J1. К проблеме стереотипов в симфонической музыке / J1. JI. Кальман // Теоретические проблемы полифонии. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1980. — Вып. 52. — С. 121 — 136.
- Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. JL: Живопись, 1990.-67 с.
- Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. -Спб.: Азбука, 2001.-495 с.
- Карастоянов, А. Полифоническая гармония. Гармония в практике композиторов /А. Карастоянов М.: Музыка, 1964. — 160 с.
- Каратыгин, В. Г. Жизнь, деятельность, статьи и материалы / В. Г. Каратыгин.- Л.: 1927. С. 194 — 202.
- Кардаш, А. Г. Симфоническое творчество А. Эшпая. Поэтика жанра: автореф. дисс. канд. иск. /А. Г. Кардаш. -М., 2008. 24 с.
- Кардаш, А. Г. Темброво-фактурная драматургия Седьмой симфонии А. Эшпая: семантический аспект / А. Е. Кардаш // Семантика музыкального языка: материалы науч. конф. 29−31 марта 2005 года / РАМ им. Гнесиных М., 2006.- С. 109 — 118.
- Катуар Г. Л. Музыкальная форма: в 2-х т. / Г. Л. Катуар. М.: Музгиз, 1934.
- Катуар, Г. Л. Теоретический курс гармонии: в 2-х ч. / Г. Л. Катуар. -М.: Гос. изд., Музыкальный сектор. 1924 -1925.
- Катунян, М.И. Параллельное время Владимира Мартынова / М. И. Катунян // Композиторы бывшего СССР. М.: Издательское объединение «Композитор», 1996. — С. 41 — 75.
- Кафка, Ф. Замок / Ф. Кафка. М.: РИФ, 1990. — 230 с.
- Кильпе, М. В. Композиция / М. В. Кильпе. М.: И-нт развития профессионального образования, 1996. — 183 с.
- Клочкова, Е. Библейские симфонии Алемандра Караманова / Е. Клочкова. М.: Классика XXI, 2005. — 226 с.
- Когоутек, Ц. Техника композиции XX века / Ц. Когоутек. М.: Музыка, 1976.-367с.
- Козловская, Е. К вопросу о понятии «неоромантизм» в музыке
- Е. Козловская // Романтизм в музыке — Минск: Беларусская Академия музыки, 1999.-С. 239−248.
- Кокжаев, М. А. Топология музыкального пространства / М. А. Кокжаев. М.: «Композитор», 2004. — 87 с.
- Кокорева, JI. М. Музыкальная культура Польши XX века: Шимановский, Лютославский, Пендерецкий / Л. М. Кокорева — М., 1997. -280 с.
- Колико, Н. Эстетика и типология музыкального звука Хельмута Лахенмана / Н. Колико М.: РАМ им Гнесиных, 2002. — 48 с.
- Композиторы о современной композиции /Т.С. Кюрегян, B.C. Ценова.- М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009 -356 с.
- Композиция в современной архитектуре. М.: Стройиздат, 1973. -287 с.
- Кон, Ю. Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» / Ю. Г. Кон // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 93 — 105.
- Конюс, Г. Э. Как исследует форму музыкальной организованности метротектонический метод / Г. Э. Конюс М.: Гос. муз. изд., 1933. — 36 с.
- Кочарова, Г. В. Фактурно-полифонические приемы в произведениях Д. Шостаковича / Г. В. Кочарова. // Вопросы музыковедения. М.: РАМ им. Гнесиных, 1977. — Вып. 18. — С. 215 — 243.
- Кочарова, Г. В. Фольклоризм в творчестве молдавских композиторов и фольклорно-ассоциативная роль фактурных приемов / Г. В. Кочарова // Музыкальная фактура М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.- Вып. 146. — С. 123- 140.
- Красникова, Т.Н. Взаимодействие искусств и его отражение в музыкальной ткани композиций XX века / Т. Н. Красникова // Музыкально-теоретическое образование и музыкальная культура Новейшего времени: сб. науч. ст. М.: МГУКИ, 2002. — Часть 2.- С. 144 149.
- Красникова, Т.Н. Музыкальная фактура и стиль: истоки и эволюция. Учебное пособие по курсу «Гармония» / Т. Н. Красникова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. — 115с.
- Красникова, Т. Н. Об организации фактурного пространства в музыке XX века (к проблеме синтеза искусств) / Т. Н. Красникова // Музыкальная фактура: сб. тр: -М., 2001.-Вып. 146. С. 166 -180.
- Красникова, Т. Н. Структуры X. Поэзия власти / Т. Н. Красникова // Слово композитора / Ред. Н. С. Гуляницкая М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 145.-С. 56−65.
- Красникова, Т. Н. Фактура в музыке XX века: глубинная координата / Т. Н. Красникова // Алексей Алексеевич Степанов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. — С. 59 -71.
- Красникова, Т. Н. Фактура в музыке XX века: монография / Т. Н. Красникова. М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии // РАМ им. Гнесиных, 2008. — 228 с.
- Красникова, Т. Н., Дмитриева, Н. Г. С любовью к отечеству / Т. Н. Красникова, Н. Г. Дмитриева // Музыкальная Академия. Вып. 2. — М., 2005.-С. 27 -34.
- Кремер, А. Г. Вокальные циклы Шостаковича / А. Г. Кремер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. — 492 с.
- Кривцун, O.A. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ / О. А. Кривцун М.: Наука, 1992. — 303 с.
- Куницкая, Р. И. Французские композиторы XX века / Р. И. Куницкая. -М.: Советский композитор, 1990. 208 с.
- Курбатская, С. А. Серийная музыка: вопросы теории, истории, эстетики: автореф. дисс. канд. иск. / С. А. Курбатская. М., 1996. — 38 с.
- Курт, Э. Основы линеарного контрапункта / Э. Курт — М.: Музгиз, 1931.-304 с.
- Курт, Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера /Э. Курт. М.: Музыка, 1975. — 544 с.
- Курышева, Т. А. Блоковский цикл Д. Шостаковича / Т. А. Курышева // Блок и музыка. М.: Советский композитор, 1972. — С. 214 — 228.
- Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII XX веков / Т. С. Кюрегян. — М.: ТЦ Сфера, 1998.- 344 с.
- Laudamus /под ред. В. С. Ценовой. М.: Композитор, 1992. — 445с.
- Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи / Т. Н. Левая. М.: Музыка, 1991. — 166 с.
- Леви-Стросс, К. Мифологичные / К. Леви-Стросс // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 32 — 45.
- Леви-Стросс, К. Сырое и вареное: Увертюра, ч. 2 / К. Леви-Стросс // Семиотика и искусствометрия. М., Мир, 1972. — С. 25 — 49.
- Лейе, Т. Е. Музыкальные жанры, их значение в симфоническом творчестве Д. Д. Шостаковича: автореф. дисс. канд. иск / Т. Е. Лейе. -М., 1971, — 16 с.
- Лейе, Т. Е. Драматургическая и фактурная симметрия в творчестве Б. Чайковского / Т. Е. Лейе // Музыкальная фактура: сб. тр. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — Вып. 146. — С. 66 — 89.
- Лемер, Ф. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза / Ф. Лемер. Спб.: Гипперион, 2003.- 526 с.
- Лихачев, Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев. М.: PIK, 2006. -333 с.
- Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Н. Лобанова. М.: Сов. композитор, 1986 с. — 176 с.
- Лосев, А. Ф. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев М.: Мысль, 1993. -958 с.
- Лосев, А. Ф. Философия, мифология, культура / А. Ф. Лосев М.: Мысль, 1993. — 524 с.
- Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение /А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993.-944 с.
- Лотмап, Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры / Ю. М. Лотман // Языки культуры и проблема переводимости. М.: 1987. — С. 278- 298.
- Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. Спб.: Искусство, 2000. -204 с.
- Лотман, Ю. М. и тартусско-московская лингвистическая школа / Ю. М. Лотман.- М.: Гнозис, 1994. 555 с.
- Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1970.-383 с.
- Лузин, Н. Д. Дифференциальное исчисление / Н. Д. Лузин. М.: Советская наука, 1949. — 476 с.
- Магницкая, Е. А. Творческая интерпретация космоса: монография / Е. А. Магницкая. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. — 196 с.
- Магницкая, Т. Н. Живое дыхание мелодии / Т. Н. Магницкая // Советская музыка. 1984.- № 4. — С. 101 — 106.
- Магницкая, Т. Н. К вопросу о теории музыкальной фактуры / Т. Н. Магницкая // Проблемы музыкальной фактуры: сб. тр. / под ред. А. А. Степанова. М., 1982. — Вып.59. — С. 37 — 56.
- Магницкая, Т. Н. Музыкальная фактура: история, теория, практика / Т. Н. Магницкая. М.: МГИК, 1993. — 37 с.
- Магницкая, Т. Н. Современные методы анализа музыкальной текстуры / Т. Н. Магницкая // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии: материалы науч. конф.- М, 1994 Вып.2. — С. 201 — 205.
- Мазель, Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель. М.: Музгиз, 1952. — 299 с.
- Мазель, JI. А. Проблемы классической гармонии / Л. А. Мазель. М.: Музыка, 1973.-616 с.
- Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов: автореф. дисс. канд. иск./А. Л. Маклыгин М., 1995. — 24 с.
- Медушевский, В. В. Интонационная форма. Исследование / В. В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. — 263 с.
- Медушевский, В. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа / В. В. Медушевский // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: сб. ст, — Киев, 1988. С. 5−18.
- Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский.- М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Мелик-Пашаева, К. Л. Традиции и новаторство в творчестве О. Мес -сиана: автореф. дисс. канд. иск. / К. Л. Мелик-Пашаева М., 1978. — 22с.
- Метнер Н. К. Сборник материалов / Н. К. Метнер. М.: Музыка, 1963.-270 с.
- Милка, А. П. Теоретические основы функциональности в музыке / А. П. Милка. М.: Музыка, 1982. — 149 с.
- Мисаковский, С. Я не сказал нет / С. Мисаковский. Варшава: Вахазар, 1992.-258 с.
- Михайлов, А. В. Музыка в истории культуры /А. В. Михайлов. — М.: Языки русской культуры, 1998. 297 с.
- Михайлов, А. В. Языки культуры: учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.
- Моль, А. Теория информации и эстетическое восприятие /А. Моль. -М.: Мир, 1966.-352 с.
- Москва Париж (1930 — 1980): в 2-х т. — М.: Советский художник, 1981.
- Музыка из бывшего СССР / В. С. Ценова и др. М.: Издательское объединение «Композитор», 1996. — Вып.2. — 336 с.
- Музыкальная фактура: сб. ст. / под ред. Красниковой Т. П., Скребковой-Филатовой М. С. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — Вып. 146.- 247 с.
- Музыкальный словарь Гроува /перевод Акопяна JI.O. 2-ое изд., -М.: Практика, 2007. — 1103 с.
- Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее: материалы международной науч. конф./ под ред. Науменко Т. И, — М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. 250 с.
- Мутли, А.Ф. Мелодические функции голосов многоголосной музыки- Дисс. канд. искусств.: 17.00.02. М., 1944.-48 с.
- Набоков, В. В. Стихотворения, рассказы / В. В. Набоков JL: Дет. лит., 1991.-321 с.
- Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988. 254 с.
- Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1969. — 383 с.
- Некрасов, А. И. Теория архитектуры / А. И. Некрасов. М.: Стройиздат, 1994. — 477 с.
- Никитин, Е. Функция // Философская энциклопедия: в 5-и т. т. 5. -М.: Советская энциклопедия, 1960 — 1970. — С. 418 — 419.
- Никольская, И. И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: очерки развития симфонической музыки в Польше XX века / И. И. Никольская. М.: Советский композитор, 1990. — 232 с.
- Носина, В. Б. О символике «Французских сюит» И.С. Баха / В. Б. Носина. М.: Классика — XXI, 2002. — 152 с.
- Объемно-пространственная композиция: в 2-х т. / под ред. проф. Степанова А. В. М.: Стройиздат, 1993.
- Оганова, Т. Р. Диминуции и фигурации в английской теории и вирджинельной музыке конца XVI — первой половины ХУП веков: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» / Т. Р. Оганова. -М.: РАМ им Гнесиных, 1998. 37 с.
- Панкратов, С. П. О мелодической основе фактуры фортепианных сочинений А. Скрябина / С. П. Панкратов // Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. -Вып. 20. — С. 91 — 80.
- Панкратов, С. П. Принцип фактурной драматургии фортепианных сочинений А. Скрябина / С. П. Панкратов // Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. — Вып. 20. -С. 91- 115.
- Папуш, М. П. Проблемы учения о мелодии: автореф. дисс.канд. иск. / М. П. Папуш. Киев, 1977. — 22 с.
- Петрусёва Н.Л. Пьер Булез: эстетика и техника композиции / Н.Л. Петрусёва- М.: МГК им. Чайковского, 2002. 350с.
- Переверзева, М. В. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика / М. В. Переверзева. М.: Русаки, 2006. — 334 с.
- Пожарская, М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX начала XX века / М. Н. Пожарская. — М.: Искусство, 1970. -410 с.
- Полевой, В. М. Малая история искусств / В. М. Полевой. М.: Искусство, 1991. — 303 с.
- Поспелов, П. Минимализм и репетитивная техника / П. Поспелов // Музыкальная Академия. М., 1992. — № 4. — С.74 — 82.
- Поташникова, М. М. Рамо как основоположник научного теоретического музыкознания / М. М. Поташникова // Методические вопросы теоретического музыкознания. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976-Вып. 22. — С. 257 — 277.
- Притыкина, О. И. Музыкальное время: понятие и явление / О. Притыкина // Пространство и время в искусстве: сб. тр. / под ред. О Притыкиной. Л.: ЛГИТМиК, 1989. — С. 67 — 92.
- Проблемы музыкальной науки: сб. ст./ сост. В. В. Зак, Е. И. Чигарева. -М.: Музыка, 1985.- Вып. 7.- 114 с.
- Проблемы музыкальной фактуры / под ред. Степанова A.A. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. — Вып. 59.- 120 с.
- Прозерский, В. К вопросу о принципе систематизации пространственно-временных форм // Пространство и время в искусстве /
- B. Прозерский.-Л.: ЛГИТМиК, 1988. С. 22 — 28.
- Просняков, М. Об основных предпосылках новых методов композиции в современной музыке // Laudamus. М.: Композитор, 1992.1. C. 91−98.
- Пространство и время в искусстве: сб. трудов / под. ред. О. И. При -тыкиной. Л.: ЛГИТМиК, 1988. — 169 с.
- Пространство и время в музыке: сб. ст./ под ред. Федосовой Э. П. -М.: РАМ им. Гнесиных, 1992. Вып. 121.- 115 с.
- Протопопов, В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях: в 2-х ч./В. В. Протопопов. М.: Музыка, 1962. 1965.226. Пюрвеев, Д. Н. Архитектура мироздания / Д. Н. Пюрвеев. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2006. — 310 с.
- Ревзин, Г. И. Завершение модернистского проекта XX века / Г. И. Ревзин // Художественные модели мироздания: в 2-х кн. М.: Наука, 1999. Т.2.-С. 309- 319.
- Рети, Р. Тональность в современной музыке / Р. Рети, — М.: Музыка, 1968.- 130 с.
- Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. М.: Академия, 1985.- 159 с.
- Риман, X. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов / X. Риман. М.: Лейпциг- Юргенсон, 1886. — 286 с.
- Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки: в 2-х т. / H.A. Римский-Корсаков. М.: Музгиз, 1946.
- Рихтер, Э. Учебник гармонии / Э. Рихтер. СПб.: Арнольд, 1884. -1885.- 208 с.
- Ромащук, И.М. Гавриил Попов: творчество, время, судьба / И. М. Ромащук. — М.: Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, 2000. -451 с.
- Рудольф, Л. Гармония /Л. Рудольф.- Баку: Азернешр, 1939. 184 с.
- Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / ред.- сост. Арановский М. Г.— М.: ГИИ искусствознания, 1997. 874 с.
- Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. Серебрякова Л. Екатеринбург: «Урал Л.Т.Д.», 2001. -415 с.
- Ручьевская, Е. Н. Функции музыкальной темы / Е. Н. Ручьевская. Л.: Музыка, 1977. — 323 с.
- Савенко, С. И. Авет Тертерян: путь к глубинам звука / С. И. Савенко // Музыка из бывшего СССР. М.: Издательское объединение «Композитор» — С.320−332.
- Савенко, С. И. Мир Стравинского / С. И. Савенко. М.: Композитор, 2001.- 327 с.
- Саперо, И. Предмет и форма / И. Саперо. М.: Искусство, 1984. — 354 с.
- Свидерский, В. И, Зобов, Р. А. Новые философские аспекты элементно-структурных соотношений / В. И. Свидерский, Р. А. Зобов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 126 с.
- Сетров, М. П. Основы функциональной теории организации / М. П. Сетров. Л.: Наука, 1972. — 164 с.
- Скребков, С. С. Теория имитационной полифонии / С. С. Скребков. -Киев: Музична Украина, 1983. 285 с.
- Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. С. Скребков. М.: Музыка, 1973. — 446 с.
- Скребкова-Филатова, М. С. Драматургическая роль фактуры в музыке / М. С. Скребкова Филатова // Проблемы музыкальной науки. -М.: Музыка, 1975.- Вып. 3. — С. 164 — 198.
- Скребкова-Филатова, М. С. О формообразующих функциях музыкальной фактуры / М. С. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкальной фактуры: сб. тр.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982. Вып. 59-С. 56 -76.
- Скребкова-Филатова, М. С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции / М. С. Скребкова-Филатова. М.: Музыка, 1985.-285 с.
- Скребкова-Филатова, М. С. Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке / М. С. Скребкова-Филатова // Музыкальная фактура. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — С. 180 — 203.
- Смолина, Н. И. Традиции симметрии в архитектуре / Н. И. Смолина. М.: Стройиздат, 1990. — 344 с.
- Сниткова, И. И. О новых принципах фактурной организации в современной музыке: автореф. дисс. канд. иск. / И. И. Сниткова. -Вильнюс, 1986. 22 с.
- Сокол, А. В. Типология простой, сложной и синтетической фактуры в произведениях И. Стравинского: автореф. дисс. канд. иск. / А. В. Сокол, — Киев, 1977. 24 с.
- Соколов, А. С. Введение в музыкальную композицию XX века / A.C. Соколов. М.: Владос, 2004. — 231 с.
- Соколов, А. С. Музыкальная композиция XX: диалектика творчества / А. С. Соколов. М.: Музыка, 1992. — 230 с.
- Соловьев, Н. К. Искусство современного интерьера / Н. К. Соловьев.
- М.: Издательство «Сварог и К», 2004. 399 с.
- Соссюр, Ф. Заметки по общей лингвистике / Ф. Соссюр. М.: Прогресс, 1990.-280 с.
- Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр // Введение в языковедение. Хрестоматия / под ред. Звегинцева В. А М., 2000. — С. 5 -54.
- Соссюр, Ф. Труды по языкознанию / Ф. Соссюр. М.: Прогресс, 1977.- 695 с.
- Способин, И. В. Лекции по курсу гармонии / И. В. Способин. М.: Музыка, 1969.-241с.
- Старостина, Т. А. Помышление о свете незаходимом: о творчестве Ю. Буцко / Т. А. Старостина // Музыка бывшего СССР: сб. статей Вып. 2.-М., 1996.-С. 8−40.
- Степанов, А. А. Методика преподавания гармонии / А. А. Степанов. -М.: Музыка, 1984.- 178 с.
- Степанов, А. В. Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных композиций / А. В. Степанов // Объемно-пространственная композиция. М.: Стройиздат, 1993. — С. 37 — 52.
- Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания / Ю. С. Степанов. М.: Просвещение, 1975.-271с.
- Стогний, И.С. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема/ И. С Стогний. Музыкальный язык в контексте культуры: тр. ГМПИ им. Гнесиных, 1989. Вып. 106. — С. 23 — 41.
- Танеев, С. И. Подвижной контрапункт строгого письма / С. И. Танеев.- Лейпциг: Беляев, 1909. 402 с.
- Тарабукин, Н. Проблемы пространства в живописи / Н. Тарабукин // Вопросы искусствознания.- М.: ПКФ Квазар АО, 1993 1994. — Вып. 1, 4.
- Тараканов, М. Е. Мелодические явления в гармонии С. Прокофьева // М. Е. Тараканов. Музыкально-теоретические проблемы советской музыки: сб. тр. — М.: Музыка, 1963. — С. 104 — 147.
- Теория современной композиции: учеб. пособие / под. ред. Ценовой В. С. М.: Музыка, 2005. — 624 с.
- Титова Е.В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта): автореф. канд. дисс. Л., 1985. — 19 с.
- Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского -М.: Типография И. Ефимова, 1901. 220 с.
- Тох, Э. Учение о мелодии / Э.Тох. М.: Гос. изд. муз. сектор, 1939. -135 с.
- Трубецкой, Н. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой. М.: Изд-во иностр. лит., 1960.— 371с.
- Тынянов, Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) / Ю. Н. Тынянов, Пг.: ОПОяз., 1921.-48 с.
- Тюлин, Ю. Н. Параллелизмы в музыкальной теории и практике / Ю. Н. Тюлин. Л.: Музыка, 1939. — 39 с.
- Тюлин, Ю. Н. Учение о гармонии / Ю. Н. Тюлин. М.: Музгиз, 1939.- 191 с.
- Тюлин, Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации: в 4-х частях. М.: Музыка, 1986 — 1980.
- Тюлин, Ю. П., Привано, Н. Г. Теоретические основы гармонии / Ю. Н. Тюлин, Н. Г. Привано. М.: Музыка, 1956. — 276 с.
- Уваров, В. Д. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса (1960−1990 г. г.): автореф. докт. дисс. / В. Д. Уваров.-М.: 2000.-43 с.
- Уваров, М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры / М. С. Уваров. — СПб.: Изд-воБГТУ, 1996.-213 с.
- Ушицкая, О. Муыкальная теория и композиция второй половины XX в. в контексте лингвистических учений / О. Ушицкая. М.: НТЦ «Консерватория», 1992. — 34с.
- Федосова, Э. П. Фактурные предпосылки сонатно-циклической организации в сказках Н. Метнера ор. 34 / Э. П. Федосова. // Музыкальная фактура: сб. тр. М., 2001. — Вып. 146.-С.112- 123.
- Федотов, Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Г. П. Федотов. М.: Прогресс. Гнозис, 1991. — 186 с.
- Федотов, Г. П. Судьба и грехи России: в 2-х т. / Г. П. Федотов. — СПб.: София, 1991.
- Флоренский, П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-342 с.
- Фолкнер, У. Рассказы / У. Фолкнер. М.: Правда, 1986. — 332 с.
- Франтова, Т. В. Некоторые вопросы методики анализа современной полифонической фактуры / Т. В. Франтова // Современная музыка в теоретических курсах вуза. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981.- Вып. 51. — С. 27−43.
- Франтова, Т. В. О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х годов / Т. В. Франтова // Проблемы музыкальной науки. М, 1983. — Вып. 5. — С. 65 — 89.
- Франтова, Т. В. Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века / Т. В. Франтова. Ростов на Дону: Изд-во СННУ ВШ, 2005.-404 с.
- Франтова, Т. В. Полифония и сонорность / Т. В. Франтова // Музыкальная фактура. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. — Вып. 146. — С. 89−100.
- Хайдеггер, М. Время и Бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447с.
- Холопов, Ю. Н. Гармония. Учебное пособие / Ю. Н. Холопов. — Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. — 510 с.
- Холопов, Ю. Н. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович / Ю. Н. Холопов // Русская музыка и XX век: сб. ст. — М.: Государственный институт искусствознания / под ред. Арановского М. Г. М.: ГИИ искусствознания, 1997. — С. 433 — 460.
- Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии. Исследование / Ю. Н. Холопов. М.: Музыка, 1972. — 287с.
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие: в 2-х ч. / В. Н. Холопова. Спб.: Лань, 2000. — 320 с.
- Холопова, В. Н. Музыкальный тематизм / В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1982. — 88 с.
- Холопова, В. Н. Музыкальная фактура / В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1989.- 103 с.
- Холопова, В. Н. «Параметр экспрессии» новое измерение музыкального языка / В. Н. Холопова. // Музыкальная фактура / М.: РАМ им. Гнесиных, 2001.-Вып. 146. — С. 100 — 112.
- Холопова, В. Н. Путь к центру: Композитор Р. Щедрин / В. Н. Холопова. М.: Композитор, 2000. — 319 с.
- Холопова, В. Н. София Губайдулина / В. Н. Холопова М.: Композитор, 2008. — 400с.
- Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений / В. Н. Холопова. -СПб: Лань, 2001.-496 с.
- Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в условиях мировой культуры: в 2-х кн. М.: НИИ PAX, 1997.
- Цареградская, Т. В. Время и ритм в творчестве О. Мессиана / Т. В. Цареградская. М.: Классика — XXI, 2002. — 376 с.
- Цуккерман, В. А. Тембр и фактура / В. А. Цуккерман // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Музыка, 1975.- Вып.2, — С. 341 -438.
- Чайковский, П. И. Руководство к практическому изучению гармонии / П. И. Чайковский.- Полн. собр. соч. Лит. наследие и переписка: в 17 т.-М.: Музгиз, 1957. т. 3. — С. 3 — 162.
- Чаплыгина, M. А. Музыкально-теоретическая система К. Штокгаузена / М. А. Чаплыгина. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. — 120 с.
- Шелудякова, О.Е. Феномен мелодии в музыке позднего романтизма: автореф. дисс. докт. искусств. / О. Е. Шелудякова. М.: Государственный институт искусствознания, 2006. — 52 с.
- Шнитке, А.Г. Заметки об оркестровой полифонии в Четвёртой симфонии Д. Шостаковича / А. Г. Шнитке // Музыка и современность.-М.: Музыка, 1966. С. 127- 162.
- Шнитке, А. Г. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в поздних симфониях Д. Шостаковича /А. Г. Шнитке // Д. Шостакович. -М.: Советский композитор, 1967. Вып. 5. — С. 499 — 532.
- Эсаулова, Т. И. Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова / Т. И. Эсаулова. Дисс. канд. искусств.: 17.00.02-М., 2005−263 с.
- Якимович, А. К. Конец века. Искусство и мысль // Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств: в поисках нового образа мира: в 2-х кн. -М.: Наука, 1999. кн. 2. — С. 283 -295.
- Якимович Э. К. Пендерецкий: «Мой путь всегда был путем одиночки» // Э. К. Якимович. Музыкальная Академия, 1995. — № 2. -С.214 — 216.
- Якобсон, Р. Язык и бессознательное / Р. Якобсон. М.:Гнозис, 1996.248 с.
- Aspects of twentieth century musik. Englewood Cliff N.Y., Prentice Halle, 1975.-385 p.
- Baculevski, K. Historia muzyki polskiej. Wspolczesnosc / K. Baculewski-Warszawa: Sutkowski Edition Warsaw, 1996. 378 p.
- Berry, W. Structural functions of music / W. Berry. Englewood Cliff (N. Y.), Prentice Hall, 1976. — 290 p.
- Burmeister, I. Music poetica. Rostok /1. Burmeister (1606) Kassel, Basel, Barenreiter, 1955. — 236 p.
- Chailley, J. Expliquer L’Harmonie? / J.Chailley. Lausanne: Rencontre, 1967. — 128 p.
- Chfopecki, A. O humanizovaniu i dehumuzanizovaniu muziki XX wieku intuicj kilka «zugespitzt» wyrazonych / A. Chlopecki. Muzika w kontekscie kultury. — Krakow: Academia Muzicna, 2001. — p. 819 — 821.
- Chominski, J. Istoire harmoni i kontrapunctu / I. Chominski. Kracow: PWM, 1948.-410 p.
- Chomsky, N. Novy przczynek do teorii idei wrodzonych / N. Chomsky // Lingwystika a filosofia / Warsawa, 1977.- S. 277 — 269.
- Cook, D. The language of music / D. Cook. London, 1959, XY 289 h. -289 p.
- Cope, D. New music composition / D. Coop. N.Y.: Shirmer books- London: Collier Macmillan, 1977. — 351 p.
- Dahlhaus, C. Esthetic of music / C. Dahlchaus.- Cambridge Univ. press., 1982.- 115 p.
- Dahlhaus, C. La idea de la musica absoluta / C. Dahlchaus. Barselona: Idea musica, 1999. — 154 p.
- Dommeil-Dieny, A. L' Harmonie vivante: In 4 vs./ A. Dommeil -Dieny. -Paris, Neuchatel, 1960.
- Gasiorowska, M. Roman Palester w poszukiwaniu prawdu / M. Gasiorowska // Muzyka w konteks’cie kultury. — Krakow: Akademia musicna, 2001.-C. 767−771.
- Janicka-Slisz M. Krakovskie lata Stiefana Kisclewskowskiego i Romana Palestra / M. Janicka-Slisz // Krakowska szkola kompozitorska 1888 -1988. -Krakow: Akademia muzycna, 1992. C. 83 — 99.
- Krakowska szkola kompozytorska: 1888 1988. — Krakow: Akademia muzyzna, 1992.-335s.
- Kramer, 1. Classical Music and Postmodern Knovledge /A. Kramer -California University Press, 1996.- 246 p.
- Lendvai, E. Bartok and Kodai / E. Lendvai .- Transl. by the other. -Budapest, 1976.-260 p.
- Lowinsky, E. Tonality and atonality in sixteenth-century music / E. Lovinski. Los-Angeles: Berkeley, 1961. — 99 p.
- Malecka, T. Micdzy simfonia i piesnia. Proba analiszy integralnej «Simfonii piesni zalosnych» H. M. Goreckego / T. Malecka // Muzyka w kontekscie kultury. Krakow: Akademia myzicna, 2001. — S. 810 — 813.
- Mikorey, S. Klangfarbe und Komposition: Besetzung und musukalische Factur in Werken fur grosses Orchestre und kammer Orchestr von Berlioz, Strausse, Mahler, Debussy, Shonberg und Berg / S.Mikorey. Munchen, 1982. -388 p.
- Muzyka w kontekstcie kultury. Krakow: Akademia muzyczna, 2001. -944 s.
- Olivier, A. L’Harmonie / A. Olivier. Paris: Presse universitaire de France, 1969. — 126 p.
- Schaeffer, B. Maly informator musiki XX wieku / H. Sehaeffer. Krakow: PWM, 1987.-414s.
- Schaeffer, B. Muzika XX wieku. Tworcy i problemy / B- Shaeffer. -Krakow: Wid. Literatkie, 1975.- 340 s .
- Shwaijgier, K. De natura sonoris № 1 and № 2 of Krzistof Penderecki a Comparativ Studi / K. Shwaijgier // Krakowska szkola kompozitorska 1888 -1988. S. 215 — 227.
- Sigmeister, E. Harmony and melody / E. Sigmeister. Belmont, v.2, 1969. -125 p.
- Suvin D. The Chronotop, Possible World and Narrativity / D. Syvin // Narratologie, Texte, Genre- ed. By J. Bessiere. New York: Peter Lang, 1989. -P. 33−41.
- Tarasti, E. A Theory of Musical Semiotic / Tarasti E. Blomington: Indiana University Press, 1994.- 364 p.
- Tomaszewski, M Interpretacja integralna dziela muzycnego. Reconessans / M. Tomaszewski. Krakow: Akademia muziczna, 2000. — 159 s.
- Tomaszewski, M. Sonoristicnzna expressiwnosc i alegoryczny symbolism: simfonia polska 1944 1994 / M. Tomfszewski // Myzika polska 1945 -1995. — Krakow: Akademia muzicna, 1996. — 278 s.
- Zuckerkandl, V. Sound and symbol / V. Zuckerkandl. London: Music and the external world, 1956. — 399 p .
- Walacinski, A. Rerospekcje. Teksty o muzyce XX wieku /A. Walacinski. Krarow: Akademia muzicna, 2002. — 130 s.
- Министерство культуры Российской Федерации Российская Академия музыки имени Гнесиных
- Красникова Татьяна Николаевна5 201 051 722 Фактура в музыке XX века
- Специальность 17.00.02 -Музыкальное искусство
- Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения