Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние здоровья и организация медико-социальной помощи детям, находящимся в социальных приютах для несовершеннолетних

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние психического здоровья детей, находящихся в приютах, имеет худшие показатели по сравнению с контрольной группой по всем составляющим. Уровень психических и поведенческих расстройств в 3,2 раза выше среди воспитанников приютов и формируется в основном за счет расстройств психологического развития (50,0%), эмоциональных расстройств и расстройств поведения (25,9%). Среди отклонений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. История спасения брошенных, беспризорных детей в России
    • 1. 2. Состояние здоровья детей, воспитывающихся вне семьи
    • 1. 3. Организация медико-социального обслуживания детей-сирог и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ГЛАВА 2. ЭТАПЫ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
    • 3. 1. Динамика выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РТ (1992−2001 гг.)
    • 3. 2. Медико-статистическая характеристика детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специализированных учреждениях для детей и подростков РТ
  • ГЛАВА 4. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В
  • СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    • 4. 1. Заболеваемость детей по данным обращаемости
    • 4. 2. Заболеваемость детей по данным углубленного медицинского осмотра
    • 4. 3. Психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • 4. 4. Характеристика показателей физического развития
  • ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И
  • ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
    • 5. 1. Характеристика основных направлений деятельности социальных приютов
    • 5. 2. Организация медицинской и психолого-педагогической помощи в социальных приютах

Состояние здоровья и организация медико-социальной помощи детям, находящимся в социальных приютах для несовершеннолетних (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Безнадзорность и социальное сиротство продолжают оставаться одной из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них — социальные сироты (34).

Беспризорные дети не в состоянии самостоятельно реализовывать свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, образование и др. права. У детей и подростков, лишенных заботы родителей и общества, вырабатываются стереотип противоправного поведения, отчуждение от общепризнанных духовно-нравственных ценностей и жизнеутверждающих ориентиров (104).

Стабильно высоким остается и число детей, родители которых лишаются или ограничиваются в родительских правах, в случае уклонения от обязанностей по воспитанию детей или злоупотребления своими правами, либо оказывают на детей вредное влияние. Зачастую причиной лишения родительских прав становится вовлечение ребенка в противоправные поступки в качестве жертвы или невольного соучастника, но в большинстве случаев это связано с тяжелым, т. е. хроническим алкоголизмом обоих родителей (в 98,3%- среди матерей и в 91,1%- среди отцов) (154).

В настоящее время из всего контингента сирот более трети воспитывается в государственных учреждениях закрытого типа (34- 35). В основном, э: о так называемые «социальные сироты», т. е. дети, оставшиеся без родительской опеки в результате лишения или ограничения в родительских правах их родителей, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, в связи с отбыванием ими наказания в местах лишения свободы и пр. (87).

Государство всевозможными способами поддерживает и заботится о сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, хотя эти усилия нельзя признать достаточными. Наиболее распространенными формами государственного медико-социального обеспечения детей-сирот являются дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, приюты. Но, какие бы условия в них не были созданы, эти учреждения не способны заменить семьи, что, без сомнения, отражается на состоянии здоровья детей, лишенных родительского попечения. Согласно данным литературы, заболеваемость в домах ребенка в 1,5 раза превышает таковую в семьях. Высоким остается уровень младенческой смертности (56). Не лучше обстоит дело и в детских домах. Дети в этих учреждениях значительно отстают от своих. сверстников из семей в физическом и, особенно, в психическом развитии (33- 43- 186- 217).

Более 700 социально-реабилитационных учреждений, функционирующих в настоящее время в России, берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, которые утратили семейные связи, отказались жить в интернатных учреждениях, остались без попечения родителей и средств к существованию.

В приютах находятся в основном дети, выросшие в условиях разносторонней депривации — сенсорной, когнитивной, эмоциональной и социальной (133). У большинства детей, поступающих в социально-реабилитационные учреждения, проявляется соматическая ослабленность (26- 144), у многих отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития (17).

Работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром приводят к тяжелым последствиям. Несмотря на хррошее питание и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях депривации, резко отстают в своем психическом и физическом развитии от сверстников (110- 129- 140- 213 и др.).

Анализ работ, посвященных проблемам сиротства, показал, что они, клк правило, выполнены по материалам интернатных учреждений. Большинство авторов изучают основные показатели здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, а также отдельные организационные аспекты деятельности государственных учреждений для данного контингента детей. Несмотря на многочисленные исследования в области охраны здоровья, система углубленного изучения состояния здоровья детей, уровня их развития и адекватной медико-социальной реабилитации воспитанников социальных приютов для несовершеннолетних изучена недостаточно.

Цель исследования. На основе комплексного медико-социального исследования детей, находящихся в социальных приютах для несовершеннолетних, разработать рекомендации по их медико-социальной реабилитации и адаптации.

Задачи исследования:

1. Дать медико-социальную характеристику социального сиротства в Республике Татарстан.

2. Изучить соматическую, физическую и психическую составляющие здоровья детей, находящихся в социальных приютах.

3. Провести анализ организации медико-социальной помощи детям в данных учреждениях.

4. Разработать рекомендации по оптимизации медико-социальной помощи воспитанникам социальных приютов.

Научная новизна. Впервые выполнено комплексное медико-социальное исследование детей, находящихся в социальных приютах Республики Татарстан. Определены особенности состояния здоровья вышеуказанного контингента детей. Дана характеристика основных направлений деятельности социальных приютов и оценка организации медико-социальной помощи несовершеннолетним в этих учреждениях.

Практическая значимость. Результаты исследования позволили разработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социальных приютах, которые использованы в работе Министерства здравоохранения и Министерства социальной защиты РТ. Основные положения и выводы работы могут быть положены в основу программ межведомственного сотрудничества по улучшению положения социальных сирот.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальные приюты стали адекватной формой медико-социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, социальное происхождение которых крайне неблагополучно.

2. Состояние здоровья детей, находящихся в социальных приютах, характеризуется худшими показателями по соматическому, психическому здоровью и физическому развитию.

3. Приюты, предназначенные для социальных сирот, требуют развития, как в количественном отношении, так и в качественном совершенствовании работы по медико-социальному обеспечению.

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы используются в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Республики Татарстанвнедрены в работу органов здравоохранения ряда городов и районов РТ (Альметьевск, Бавлы, Бугульма).

Материалы работы вошли в лекционный курс кафедр педиатрии № 1, поликлинической педиатрии, общей и медицинской психологии, биомедэтики и медицинского права Казанского государственного медицинского университета.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования доложены и обсуждены на юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии «Здоровье населения и проблемы управления региональным здравоохранением» (Казань, 2001 г.) — научно-практической конференции «Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири» (Новосибирск, 2002 г.) — научно-практической конференции «Здоровье и образование ребенка» (Пермь, 2002) — научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (Москва, 2002) — на VIII Конгрессе педиатров России (Москва, 2003).

Работа апробирована на заседании предметной проблемной комиссии Казанского государственного медицинского университета по научным проблемам профилактической медицины и организации здравоохранения (2002г.).

Результаты исследования отражены в 6 печатных работах.

ВЫВОДЫ.

1. Выявлены следующие тенденции сиротства в Республике Татарстан в 90-е годы XX в.: при уменьшении численности детского населения в 1,2 раза, число сирот увеличилось в 2,5 раза- 1 среди причин сиротства основной являлось лишение родительских прав, удельный вес которого возрос с 19,6% до 48,7%- изменилась структура устройства сирот: если в первой половине 90-х годов первое место занимало усыновление (40 — 60%), а на долю опеки (попечительства) приходилось 15−30%, то в последние годы данное соотношение составило 30% и 40−45%- жизнеустройство воспитанников специализированных учреждений характеризовалось снижением удельного веса устройства под опеку и на усыновление в 1,7 раза при одновременном увеличении доли возвращения ребенка в родную семью.

2. Социальный статус большинства воспитанников социальных приютов крайне тяжел: более трети детей рождены вне официального бракакаждый второй ребенок — из многодетной семьибольшинство родителей детей не работает, 1,1% матерей и 3,3% отцов находится в заключении или под следствием.

3. Для состояния здоровья воспитанников социальных приютов характерен высокий уровень хронических заболеваний и различных морфофунк-циональных отклонений. Заболеваемость по обращаемости составляет 420,4 на 100 детей (против 193,4 в контроле). Дети, находящиеся в приюте, достоверно чаще обращаются по поводу болезней органов дыхания, кожи и подкожной клетчатки, мочеполовой системы и некоторых инфекционных и паразитарных болезней. Заболеваемость по данным углубленного осмотра зафиксирована на уровне 327,5 на 100 детей (против 178,7). Особое неблагополучие отмечено по классу инфекционных и паразитарных болезней, а также классу болезней глаза и его придаточного аппарата, нервной, мочеполовой систем.

4. Состояние психического здоровья детей, находящихся в приютах, имеет худшие показатели по сравнению с контрольной группой по всем составляющим. Уровень психических и поведенческих расстройств в 3,2 раза выше среди воспитанников приютов и формируется в основном за счет расстройств психологического развития (50,0%), эмоциональных расстройств и расстройств поведения (25,9%). Среди отклонений в функционировании лидировали нарушения в развитии активной речи (в основной группе в 2,3 раза чаще) и в познавательной сфере (в 3 раза чаще). Неблагоприятная ситуация отмечена в личностно-эмоциональной сфере: неуверенность в себепоиск контактов, сочетающийся с замкнутостьюнапряженность и враждебность в отношениях с родителямиотсутствие значимой идентификации с матерью.

5. Воспитанники приютов отстают в физическом развитии, имея в 41,1% случаев низкие показатели (11,1% - в контрольной группе). О крайне неблагополучном состоянии здоровья свидетельствуют также результаты комплексной оценки: здоровых детей не выявлено (6,7% в контроле) — II группа представлена 9,9% (против 32,2%) — к III-IV группам здоровья относится 64,8% и 25,3%, соответственно (в контроле — 57,8% и 3,3%).

6. Наиболее типичными недостатками в организации медицинского и психолого-педагогического обслуживания изучаемого контингента детей являются: диспансерное наблюдение проводится не в полном объеме практически всеми специалистамиотмечен низкий охват прививками (42,7%) — рекомендации по наблюдению и лечению зафиксированы лишь у 62% детей, а у каждого седьмого ребенка 10−13 лет назначенные рекомендации не выполняютсяв большинстве случаев отсутствуют заключение и рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии, программы медицинской реабилитации воспитанников приютов.

7. Система медико-социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, в РТ не удовлетворяет потребностей в их реабилитации, как по количеству специализированных учреждений (15% от норматива), так и по их качественной структуре (отсутствие семейных воспитательных групп).

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. На федеральном уровне необходимо определить механизм социального партнерства органов государственной власти и некоммерческих общественных организаций в оказании помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2. Министерству труда и социального развития Российской Федерации рассмотреть возможность введения в штатное расписание социальных приютов должности клинического психолога.

3. Кабинету Министров Республики Татарстан предусмотреть в Республиканской программе «Дети Татарстана» финансирование семейных воспитательных групп в специализированных учреждениях для детей и подростков.

4. Кабинету министров РТ расширить сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних за счет открытия социально-реабилитационных центров, привести их количество в соответствие с действующими нормативами.

5. Органам управления здравоохранения и территориальным фондам (медицинского и социального страхования) предусмотреть оплату проведения профилактики, диагностики, лечения и диспансеризации для детей, оставшихся без родительского попечения.

6. Органам социальной защиты совместно с органами здравоохранения обеспечить проведение диспансеризации детей, находящихся в социальных приютах в соответствии с действующими нормативными документами и индивидуальными программами медико-социальной реабилитации.

7. Комитету по делам несовершеннолетних при Кабинете министров РТ совместно с органами социальной защиты, образования и здравоохранения разработать межведомственную систему учета беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в РТ, с целью своевременного содействия в разрешении проблем и обеспечения социальной защиты.

8. Органам здравоохранения ввести в штатное расписание детских больниц должности социального работника, клинического психолога и педагога-воспитателя.

9. Отработать преемственность в организации оказания медицинской помощи между органами социальной защиты и здравоохранения.

Организационно-исполнительную основу реализации программы социальной реабилитации ребенка составляет комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Заключение

психолога имелось только в половине случаев (54,9%), педагога — в 62%. Рекомендации по психокоррекци-онной работе отмечены лишь у 29,6% детей. Консультирована психиатром только пятая часть воспитанников, из них у 97% детей 10−13 лет заключение данного специалиста отсутствовало. В большинстве случаев не было рекомендаций по психотерапевтической работе. Выводы медико-психолого-педагогической комиссии имелось только у 14,1% детей, в 97,2% случаев отсутствовали ее рекомендации.

На основе заключения и рекомендаций специалистов, а также данных исследования актуальной ситуации в семье ребенка, сотрудниками приюта должны разрабатываться индивидуальные программы медицинской и социальной реабилитации воспитанника учреждения. В ходе работы установлено, что индивидуальные программы медицинской реабилитации имелись только у четверти детей (25,4%).

Итак, в результате комплексного медико-социального исследования детей, находящихся в социальных приютах Республике Татарстан, определены особенности состояния здоровья вышеуказанного контингента детейдана характеристика основных направлений деятельности социальных приютов и проведена оценка организации медико-социальной помощи несовершеннолетним в этих учреждениях. На основании вышеизложенного разработаны научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию социальной реабилитации и адаптации социальных сирот.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Первичные учреждения социально-правовой охраны несовершеннолетних. //Детская безпризорность. М., 1923. — с. 38.
  2. Альтернативный доклад российских неправительственных организаций в Комитете ООН по правам ребенка /под ред. Альтшуллера Г. и Северного А.-М., 1998.-42с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1986. — 676 с.
  4. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека /Под ред. Полищука И. А. и Видренко А. Е. Киев: «Здоровья», 1980.- 156 с.
  5. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения //Российский педиатрический журнал. -1998. -№ 1. -С. 5−8.
  6. С.В. Об изучении социальных факторов детской преступности //Детская дефективность, преступность и беспризорность. М., 1920. -с. 16.
  7. В.В. Сиротские детские учреждения России. М.: Дом, 1993. -21с.
  8. Ю.Березовский И. В. Социально-гигиеническая характеристика детей, воспитывающихся в детских домах //Здравоохр. Рос. Федерации. 1994. — № 2. — С. 23−25.
  9. П.Березовский И. В. Комплексное изучение здоровья детей дошкольных уч*реждений и детских домов и зависимость его от социальных факторов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Тверь, 1995. — 24 с.
  10. Т. В., Вострокнутова Е. А., Соломаха Н. Н. Особенности психического здоровья детей, лишенных родительского попечения //Охрана психического здоровья детей и подростков: Мат-лы IV конгресса педиатров России. М., 1998. — С. 101−102
  11. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. -350 с.
  12. О. С., Новосельская О. М. Социальные и медико-организационные пути улучшения состояния здоровья воспитанников домов ребенка //Бюл. НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. 1992. — № 2. — С. 33−36.
  13. В.И. Основные принципы медицинской реабилитации в доме ребенка. //Медицинская помощь. 1996. — № 5. — С. 18−20.
  14. В.И., Ениколопов С. Н., Панкратова М. С., Радионова М. С., Черников А. В. Раннее социальное сиротство: Учебно-методическое пособие -М., 1994.-209 с.
  15. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  16. Ю.Е. Рост ребенка: закономерности, отклонения, патология и превентивная терапия. Лекция № 12 /Мос.НИИ педиатрии и дет. хирургии МЗ и МП РФ. М., 1994. — 80 с.
  17. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. М., 1994.- 67с.
  18. Н.Г. Социальная педиатрия (курс лекций). Спб.: Ривьера, 1996. — 395 с.
  19. Внешняя среда и психическое развитие ребенка /под ред. Р. В. Ямпольской. М., 1984. — 208с.
  20. Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах //Вопр. Психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  21. Т.А. Дети-сироты на этапе оформления в интернатные учреждения (медико-социальное исследование): Автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 2002. — 23 с.
  22. А. Н. Вопросы диагностики социальной дезадаптации у детей-сирот //Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков: Мат-лы Рос. Науч.-практич. Конф. М., 1996. — С. 102−104.
  23. А. Н. Психогенные расстройства и школьная дезадаптация у социальных сирот //Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовыерасстройства у детей и подростков: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.' М., 1995.-С. 51−52.
  24. А.Н., Богданов Н. Н. Психические нарушения у детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: клинико-дерматоглифические соотношения. //Материалы Конгресса по детской психиатрии. М., 2001. -С. 313.
  25. А. В., Королева Т. Н. Психическая депривация и особенности психомоторного развития у детей-сирот //Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Мат-лы Рос. науч.-практ. конф. -М., 1996.-С. 104−105.
  26. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год». Калуга.: Ваш Дом, 2001. — 108 с.
  27. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 1999 год». М.: Синергия, 2000. — 100 с.
  28. С.М. Оценка состояния здоровья детей и подростков при массовых осмотрах //Вопросы охраны материнства и детства. 1973. -№ 7.- С. 3−6.
  29. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка //Социологические исследования. 1992. — № 10.-С. 62−70.
  30. Детские дома. Практика работ по материалам JITHO. /Сб.сост.:
  31. B.А.Мичурин, А. Л. Меленевский и др. M. JL, Госиздат., 1927.
  32. В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. Кишинев: Периодика, 1990 — 174 с.
  33. Е. Д. Раннее употребление а. коголя как форма девиантного поведения у воспитанников детского дома //Актуальные вопросы общей и судебной психиатрии: Сб. науч. тр. /Под ред. Г. В. Морозова. М., 1990.1. C. 25−29.
  34. В. А., Авдеева Т. Г., Сулимова Н. В., Кузьменкова С. Н. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий //Российский педиатрический журнал. 2001. -№ 1.-С. 19−21.
  35. Л. Д. Развитие детей первого года жизни в домах ребенка- Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1973. — 16 с.
  36. Г. Рецидивирующие респираторные инфекции детского возраста: Клинические аспекты и профилактика //Опыт применения рибомунила в России: Сб.науч.тр.-М.: Бест-В, 1996. С. 26−30.
  37. Н.К. Дети-преступники. СПб., Типография Добродеева, 1889.с.6.
  38. О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991. — 22 с.
  39. JI. А., Никитина Н. П., Мягкова Е. А. Влияние микросоциальных факторов риска на здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка //Экология и здоровье человека: Сб. науч. гр. Иваново, 1995. — С. 14−17.
  40. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи //Вопросы Психологии. 1985. — № 4. -С. 12−18.
  41. Е. С., Шипицына JI. М., Уварова И. А. Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях //Рос. психиатрич. журнал. 2000. — № 1. — С. 45−48.
  42. А .Я., Привалов О. Ю. Коррекция психической инертности у детей с нервно-психическими заболеваниями //Пограничные нервно-психические расстройства (клиника, лечение, систематика). М., 1983. -С.62−63.
  43. Н.В., Мажуров Г., Куприенко Н. Б., Абдуалиева Д. А. Характеристика физического, нервно-психического и соматического развития детей от больных алкоголизмом родителей. //Неврология и психиатрия. 1993.- № 2. С. 62 — 64.
  44. Н.П. Современные проблемы социального сироства. //проблемы социальной работы в России. Мат-лы первой национальной конференции /под. ред. Холостовой Е. И. М., 1995. — с.115−126.
  45. Н. А. Эпидемиологический мониторинг и прогнозирование состояния здоровья детей домов ребенка: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Рязань, 1996. 26 с.
  46. Н. А., Светова О. А., Замотан Б. А. Опыт комплексной оценки состояния здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка //Здравоохр. Рос. Федерации. 1989. — № 10. — С. 37−38.
  47. М.А., Проселкова М. Е. О психических последствиях воспитания детей и подростков в условиях сиротства //Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков: Мат-лы Рос. Науч.- практич. Конф.-М., 1996.-С. 110−112.
  48. В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1996. 560 е.: ил.
  49. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. //Вопросы психологии. 1993. -№ 1. — С. 13−23.
  50. В.В. Роль психической депривации в генезе интеллектуального недоразвития детей //Охрана психического здоровья детей и подростков: Мат-лы IV конгресса педиатров России. М., 1998. — С. 143.
  51. С.Е. Органы и учреждения для беспризорных детей. //Детская беспризорность. М., 1923. — С.6.
  52. И.А., Слуцкий В. М. Некоторые особенности формирования интеллекта у детей в условиях психической депривации //Дефектология. 1990. — № 3. — С. 19−23.
  53. И.Л. Сравнение результатов клинико-эпидемиологического исследования умственно отсталых детей-сирот и умственно отсталых детей, воспитывающихся в семье //Неврология и психиатрия. 1990. -№ 3. — С.75−78.
  54. Д.Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков //Вестник РАМН. 1993. — № 5. — С. 28 — 33.
  55. Е. Ю. Здоровье детей, воспитывающихся в домах ребенка общего профиля и пути его улучшения: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-СПб., 1992.- 16 с.
  56. В.Р., Вишневецкая Т. Ю. Физическое развитие детей и подростков как прогностический показатель здоровья и развития нации //Современные проблемы педиатрии: Материалы VIII съезда педиатрор России.-М., 1998.-С. 103.
  57. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984. 254 с.
  58. В.И. Благотворительность в С.-Петербурге. (СПб.), 1891.
  59. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Ред.-сост. В. С. Мухина. М., 1991.
  60. В.А. История социальной работы в России. Калуга, КГПУ, 1997.- 128с.
  61. П.И. Охрана детства и борьба с беспризорностью за 10 лет //Право на жизнь. 1927. — № 8. — С. 28.
  62. Г. А., Гусарова Г. И., Стуколова Т. И. Социальная педиатрия: Избранные вопросы. Самара, 1998. — 128с.
  63. Е.Д. Начало государственного призрения в России //Трудовая помощь. СПб., 1900. — № 1. — С. 41.
  64. Л.Г., Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 1996. — 320 с.
  65. Махкамова 3. Р. Медико-социальные проблемы детей, воспитывающихся без родителей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991.-22 с.
  66. Медицинский отчет Императорского С.-Петербургского воспитательного дома.// 1881.-234 с.
  67. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Спб.: Оверлайд, 1994. — 300 с.
  68. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. Москва.: Медицина, 1995. — Т. I.-ч. 1.-698 е.- ч. 2.-633 с.
  69. A.M., Поляков Л. Е. Санитарная статистика. Л.: Медицина, 1974.-384 с.
  70. Г. Е., Михайлов А. С. Спецшкола: социально-психологические особенности подростков и рецидивы //Социологические исследования. 1992.-№ 9.-С. 96−99.
  71. Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях //Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1. — С. 12 -14.
  72. Э. А., Матковская Т. Н. Состояние психического здоровья популяции детей, оставшихся без попечения родителей //Охрана психического здоровья детей и подростков: Мат-лы IV конгресса педиатров России.-М., 1998.-С. 135−136.
  73. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учре ждениях интернатного типа //Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 3239.
  74. И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот. Серия «Научные доклады», № 120. М.: Московский общественный фонд, 2000. — 239 с.
  75. Независимый доклад Российского детского фонда «Дети России на пороге XXI века» //Дитя человеческое. 2000. — № 4−6. — 64 с.
  76. A.M. Охрана детей-сирот в России: история и современность -М.: Дом, 1994. 169 с.
  77. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России (Библиотечка социального работника). -М.: Изд-во «Союз», 1993- С.3−14.
  78. Н. П., Солнцев А. А., Жданова JI. А. Диагностика нарушений в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка //Вестн. Иван. мед. акад. 1996. — Т. 1. — № 3−4. — С. 80−82.
  79. О. М. О заболеваемости воспитанников домов ребенка Московской области //Педиатрия.- 1990.- № 8. С.85−86.
  80. О. М. Оптимизация социальной и медико-организационной помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991. — 23 с.
  81. . Ш., Зимин И. Е. Из опыта московского Воспитательного дома. //Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Н. А. Семашко: 1996.-N2.-С. 148−151.
  82. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования: Учебное пособие /под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. — 304 с.
  83. Оценка состояния здоровья и физического развития детей г. Казани по центильному методу (методическое пособие) /Под ред. А. Х. Яруллина. -Казань, 1993.-61 с.
  84. А. X., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома //Психологический журнал. 1993, -№ 1.-С. 44−52.
  85. Т. Д., Сафронов В. В. Сравнительная характеристика физического развития школьников, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, общеобразовательных школах //Нижегор. мед. журн. 1993. -№ 1.-С. 105−108.
  86. Пожар J1. Психологическая аномальность детей и подростков патопсихология. -М., 1996. — 128 с.
  87. Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997 г. № 3 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
  88. Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997 г. № 4 «Об утверждении Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
  89. Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
  90. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 5 декабря 2001 г. № 389-СФ «О парламентских слушаниях „Детская безнад: зорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России“».
  91. Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений: Авто1 реф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, 1994. — 23 с.
  92. Г. Н., Кочерова О. Ю., Филькина О. М. Нарушения психического здоровья детей в период адаптации к детскому дому //Здоровье семьи и репродуктивная функция: Сб. науч. тр. М., 1993. — С. 152−156.
  93. Приказ МЗ РФ № 47 от 07.02.2002 «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям»
  94. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
  95. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  96. М.Е. Формирование психопатологической симптоматики у детей в депривационных условиях //Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. М., 1998. — С. 100−101.
  97. М.Е., Козловская Г. В., Башина В. М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста //Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1995. — № 5. — С. 52−56.
  98. М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастные и динамические аспекты): Автореф. дис.. канд. мед. наук.-М.- 1996.-25 с.
  99. ИЗ. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В.Дубровиной- А.Г.Рузской- науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  100. Психологические и этические проблемы детства (Материалы к семинару работников здравоохранения, образования и социальной защиты семьи, материнства и детства) /Под ред. М. В. Неженцева, Н. Г. Веселова -Спб., 1993.-272 с.
  101. Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формированиииндивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. С. 257.
  102. Рачкова J1.C., Кузнецова Г. В. Актуальные проблемы пограничной психиатрии: Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1991. -С. 52.
  103. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1999. — 256 с.
  104. В.А., Рычкова О. В., Пищулина Ю. А. Самосознание и формирование личности подростков-сирот. //Материалы Конгресса по детской психиатрии. М., 2001. — С. 357−358.
  105. Е.М. Конвенция ООН о правах ребенка и реальности детства в современной России //Семья в России. 1995. — № 3−4. — С. 54.
  106. Р.Б., Фигейрас Д. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. М., 2000. -432 с.
  107. М., Уэлс К. Опыт социальной работы. М., 1994. — 144 с.
  108. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЭ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.).
  109. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 86−96.
  110. Е.О. Особенности общения и отношения к сверстникам у дошкольников, растущих без семьи. //Материалы Конгресса по детской психиатрии. М., 2001. — С. 361−362.
  111. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме //Вопросы психологии. 1991.- № 6. — С. 30−37.
  112. Н.М., Авдонина С. Н. Развитие мышления у детей в условиях домов ребенка //Расстройства речи: Клинич. проявления и методы коррекции: Сб. науч.тр. СПб., 1994. — С. 163−172.
  113. А.А. Диагностика, прогнозирование и профилактика отклонений в состоянии здоровья детей при адаптации к дошкольному учреждению и школе: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1985. — 32 с.
  114. Ю.П., Работаев Е. Ф., Першев В. Е., Ежукова З. А., Анто нова А.А. Вспышка острых кишечных инфекций в детском доме //Журк. микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 1998. — № 5. — С. 120 121.
  115. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров /Под. ред. Г. М. Иващенко. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. — 256 с.
  116. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров /Под ред. Г. М. Иващенко.-М.: НИИ семьи, 1997. 264 с.
  117. Н.В. Состояние здоровья и прогнозирование отклонений в нервно-психическом развитии детей из социально-неблагополучных условий: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Смоленск, 1999. — 23 с.
  118. К.А. Система практической реализации семейной политики //Пути реализации государственной семейной политики в Самарской области. Самара, 1998. — 111с.
  119. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т. Я., Алферова И. Н. Основы медицинских знаний. М., 1993. — 320 с.
  120. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  121. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г.).
  122. А.А. О мерах борьбы с детской преступностью. -М., 1905-(Типография О.Л. Сомовой).- С.5−8, 28.
  123. О.М., Шанина Т. Г., Кочерова О. Ю., Потапова Г. Н. Особенности здоровья детей, воспитывающихся в детских домах //Вестн. Иван, мед. акад. 1997. — Т. 2. — № 1−2. — С. 61−63.
  124. М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. — 448 с.
  125. Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка //Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 84−89.
  126. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров /Подред. Г. М. Иващенко. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с. I
  127. М.Г., Попова М. С., Алейникова С. М., Зыков О. В., Литвак В. А., Широкова М. С. Клинико-психологическая характеристика детей, находившихся в приюте-убежище //Школа здоровья. 1995. — Т. 2. — № 2. — С. 66−77.
  128. Н.П., Хайретдинова Т. Б. Медико-социальная характеристика воспитанников дома ребенка города Уфы //Здравоохранение Башкортостана. 1998. — № 2. — С. 36.
  129. Т. В. Физическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи //Здравоохр. Рос. Федерации. 1993. — № 5. — С. 31−32.
  130. Т.Я., Нибш Г. М. Состояние здоровья и диспансеризация детей раннего возраста.- М.: Мед-на, 1987. 256с.
  131. С.Г., Калининский Л. П. Некоторые аспекты психолого-педагогической характеристики социальнодепривированных детей дошкольного детского дома //Школа здоровья. 1996. — № 1. — Т.З. — С.67−73.
  132. Ю. М. Особенности адаптации детей-сирот с програничными психическими расстройствами в группах детского дома //Здоровье системное качество человека: Сб. ст. — Ставрополь, 1999. — С. 121−123.
  133. Л. М. Школьная дезадаптация детей-сирот //Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков: Мат-лы Рос. На-уч.-практич. конф. М., 1996. — С. 58−60.
  134. Л.М. Девиантное поведение у детей с материнской депри-вацией и пути его коррекции. //Материалы Конгресса по детской психи атрии. М., 2001. — С. 210−211.
  135. Н.В. Условия призрения детей в наших воспитательных домах.-М., 1896.-69 с.
  136. Ю.Г., Кульков В.Н, Курьянова Н. Н. Здоровье детей из семец неблагополучных по алкоголизму, воспитывающихся в интернатных учреждениях //Социально-гигиенические аспекты алкоголизма: Респ. сб. науч.тр. М., 1990. — С. 56−59.
  137. Ю.А., Юрко Г. П., Веремкович Л. В., Ужви В. Г. Изменения в физическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста Москвы за последние 20 лет //Гигиена и санитария. 1991. — № 8. -С. 41−44.
  138. Abedin М., Young М., Beeram M.R. Infant abandonment: prevalence, risk factors, and cost analysis letter. see comments] //Am-J-Dis-Child. 1993 Jul-147(7): 714−6.
  139. Agathonos H. Institutional child abuse in Greece: some preliminary findings. //Child Abuse Negl. 1987−7:71−74.
  140. Ainsworth M.D. Deprivation of Maternal Care: A. Rcasessmen of its Effects. Geneva. 1962. P.151−155.
  141. Ainsworth M.D., Bowlby J. An etological approach to personality development//Amer. Psychol. 1991. V.46. P.331−341.
  142. Albers L.H., Johnson D.E., Hostetter M.K., Iverson S., Miller L.C. Health of children adopted from the former Soviet Union and Eastern Europe. Comparison with preadoptive medical records //JAMA. Boston., 1997 Sep 17, 278(11): 922−4.
  143. American Academy of Pediatrics, Committee on Adolescence. Contraception and adolescents. Pediatrics. 1990- 86:134−138.
  144. Aring C.D. In defense of orphanages. American Scholar. 1991- 60:575−579.
  145. Astrakhan B. Normality and the Life Cycle. Basic Books. N.Y. 1984. -P.345−348.
  146. Aznar J., Sofi H., Romero J., Alejo A., Gracia A., Palomares J.C. Nosocomial transmission of tuberculosis infection in pediatric wards. Pediat Infect Dis J. 1995- 14:44−48.
  147. Bell D.M., Gleiber D.W., Mercer A.A., et al. Illness associated with child day care: a study of incidence and cost. Am J Public Health. 1989−79: 479−484.'
  148. Belsey M.A. Child abuse: measuring a global problem //World-Health-Stat-Q. Geneva., 1993- 46(1): 69−77.
  149. Biondolillo S.H. The beginning of a future. Boston Globe. December 22, 1994:19.
  150. Bonnet C. Adoption at birth: prevention against abandonment or neonaticide //Child-Abuse-Negl. 1993 Jul-Aug- 17(4): 501−13.
  151. Bowlby J. Maternal Care and Mental Health. Geneva, Switzerland: World Health. Organization- 1951.
  152. BurnsteinM.H. Child abandonment: Historical and psychological perspectives //Child Psychiatry. Hum. Dev. 1981. Summer, 11(4). P.213−221.
  153. Carnegie Corporation of New York. Starting Points. Meeting the Needs of Our Youngest Children. New York, NY: Carnegie Corporation- 1994.
  154. Casler L. Supplementary auditory and vestibular stimulation: effects on institutionalized infants. J Exp. Child. Psychol. 1975−19:456−463.
  155. Chamberlen R.W. Beyond individual risk assessment. Washington, 1988.
  156. Children’s Defense Fund. The State of America’s Children: Yearbook 1994. Washington, DC: Children’s Defense Fund- 1994.
  157. Choulot J.J., Brodier J.M. Risques d’echecs des adoptions incontrolees d’enfants etrangers //Ann-Pediatr-Paris. Paris., 1993 Dec- 40(10): 635−8.
  158. Cody M.M., Sottnek H.M., O’Leary V.S. Recovery of Giardia lamblia cysts from chairs and tables in child day-care centers. Pediatrics. 1994−94(6,Pt 2):1006−1008.
  159. Collshaw S., Maughan В., Pickles A. Evaluating Older Pre-Adoptive Foster Children //Professional Psychology: Reserch and Practice. 1998. — Vol. 29. -№ 5.-P. 428−436.
  160. Cousineau P., Young J.E. Le traitement du trouble de la sur les schemas.//Sante-Ment-Que. 1997. Spring- 22(1): 87−105.
  161. Dennis W., Najarian P. Infant development under environmental handicap. Psychol Monogr. 1957−71:1−13.
  162. Dolins J.C., Christoffell K.K. Reducing violent injuries: priorities for pediatrician advocacy. Pediatrics. 1994−94:638−651.
  163. Du Pan M., Roth S. The psychological development of a group of children brought up in a hospital type residential nursery. J Pediatr. 1955−47:124−129.
  164. Eisenberg L. The biosocial context of parenting in human families. /In: Krasnegor N. and Bridges K. Mammalian Parenting. New York, NY: Oxford University Press- 1990:9−24.
  165. English P.C. Pediatrics and the unwanted child in history: foundling homes, disease, and the origins of foster care in New York City, 1860 to 1920. Pediatrics. 1984−75:699−711.
  166. Erich S., Leung P., Factors Contributing to Family of Adoptive Children with Special Needs: A Long Term Out come Analysis //Children with Youth Services Review. 1998 — Vol. 20. — № 1 — 2. — P. 135 — 150.
  167. Escalono S.K. The Rootsof Individuality: Normal Patterns of Development in Infancy. Chicago, 1968. — 267 p.
  168. Faber S. Behavioral sequelae of orphanage life. Pediatr Ann 2000 Apr.- 29(4): p.242−8.
  169. Fejes L. Frequence du Molluscum contagiosum chez les enfants atteints de SIDA a l’orphelinat de Cernavoda, departement de Constanta, Roumanie. Courte note. //Bull-Soc-Pathol-Exot. Paris. 1993- 86(5): 327−8.
  170. Ferguson С., Mclntyre L., Kaminsky D.C. Opinones de los adultos hondurenos respecto a los ninos callejeros //Bol-Oficina-Sanit-Panam. Canada., 1993 Feb- 114(2): 105−14.
  171. Finkelhor D., Williams L.M., Burns N. Nursery Crimes: Sexual Abuse in Day Care. Newbury Park, CA: Sage Publications: 1988.
  172. Frank D.A., Klass P.E., Earls F., Eisenberg L. Infants and young children in orphanages: one view from pediatrics and child psychiatry //Pediatrics. Massachusetts., 1996 Apr- 97(4): 569−78.
  173. Gelles R.J. Child abuse as psychopatology: a sociological critique and reformulation //Am. J. Orthopsychiatry. 1973.43 (4). P.611−621.
  174. Goldston R. Observations of children who have been physically abused by their parents //Amer. J. Psychiat. 1965. 122 (4). P.440−443.
  175. Grunseit A, Kippax S. Effects of Sex Education on Young People’s Sexual Behavior. Geneva, Switzerland: Youth and General Public Unit, Office of Intervention Development, Global Program on AIDS, World Health Organization- 1993.
  176. Hadler S.C., Erben J.J., Francis D.P., Webster H.M., Maynard J.E. Risk factors for hepatitis A in day-care centers. J Infect Dis. 1982−145:255−261.
  177. Harwin J. Children of the Russian State: 1917−1995. Avebury: Aldershot, 1996.
  178. Hersh B.S., Popovici F., Jezek Z., Satten G.A., Apetrei R.C., Beldescu N., George J.R., Shapiro C.N., Gayle H.D., Heymann D. Risk factors for HIV infection among abandoned Romanian children. //AIDS. Georgia., 1993 Dec- 7(12): 1617−24.
  179. Hodges J., Tizard B. IQ and behavioral adjustment of ex-institutional adolescents. J. Child. Psychol. Psychiatry. 1989−30:53−75.
  180. Hodges J., Tizard B. Social and family relationship of ex-institutionai adolescents. J Child Psychol Psychiatry. 1989−3:77−97.
  181. Hohler G.R. A hellish abandonment. Boston Globe. December 22,1994:19.
  182. Hostetter M.K., Iverson S., Dole K., Johnson D. Unsuspected infectious diseases and other medical diagnoses in the evaluation of internationally adopted children. Pediatrics. 1989- 83:559−564.
  183. Hostetter M.K., Iverson S., Thomas W., McKenzie D., Dole K., Johnson D.E. Medical evaluation of internationally adopted children. N Engl J Med. 1991−325:479−485.
  184. Hunt J.M., Mohandessi K., Ghodssi M., Akiyama M. The psychological development of orphanage-reared infants: interventions with outcomes (Tehran). Genetic Psychology Monographs, 1976−94:177−226.
  185. Janoff E.N., Mead P. S., Mead J.R., et al. Endemic Cryptosporidium ana Giardia lamblia infections in a Thai orphanage. Am J Trop Med Hyg. 1990−43:248−256.
  186. Jones D.P. The untreatable family. Special issue: Child abuse and neglect //Child Abuse Negl. 1987. 11. P.409−420.
  187. Kaler S.R., Freeman B.J. Analysis of environmental deprivation: cognitive and social development in Romanian orphans //J-Child-Psychol-Psychiatry. Los Angeles., 1994 May- 35(4): 769−781.
  188. Landesman S. Institutionalization revisited. In: Lewis M, Miller S, eds. Handbook of Developmental Psychopathology. New York, NY: Plenum Publishing Corp- 1990:435−462.
  189. Lang J.M., Cohen A., Leiberman E. Risk factors for small-forgestational-age birth in a pretern population //Am. J. Obstetric Gynecological.-1992. V.166, № 5. P.1374−1378.
  190. Langmeier J., Matejcek Z. Mental development of children in families and in infants' homes. Soc Sci Med. 1970−4:569−577.
  191. Lewis D.J. et al. A follow-up of female delinquents: Maternal contribution to the perpetuation of deviance //J. Amer. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 1991. V.30(2). P. 197−201.
  192. Lewis M.A., Leake В., Giovannoni J., Rogers K., Monahan G. Drugs, poverty, pregnancy, and foster care in Los Angeles, California, 1989 to 1991 //West-J-Med. Los Angeles., 1995 Nov- 163(5): 435−40.
  193. Makhlouf S.A., Sarwat M.A., Mahmoud D.M., Mohamad A.A. Parasitic infection among children living in two orphanages in Cairo. J Egypt Soc Parasitol. 1994−24:137−145.
  194. Markel H. Orphanages revisited. Some historical perspectives on dependent, abandoned, and orphaned children in America editorial. //Arch-Pediatr-Adolesc-Med. 1995 Jun- 149(6): 609−10.
  195. Martin Lebrun E., Poussin G., Barumandzadeh Т., Bost M. Consequences psychologiques de la separation parentale chez I’enfant //Arch-Pediatr. Grenoble., 1997 Sep- 4(9): 886−92.
  196. McGoldnc M., Giordano Y. Ethnicity and Family Therapy. N.Y., 1968. -197p.
  197. McKenzie R.B. An orphan on orphanages. The Wall Street Journal. November 29 1994:A22.
  198. Miller L.C., Hendrie N.W. Health of children adopted from China. Pediatrics 2000 Jun- 105(6): p.76.
  199. Miller L.C., Kierna M.T., Mathers M.I., Klein-Gitelman M. Developmental and nutritional status of internationally adopted children. Arch. Pediatr. Adolesc Med. 1995−149:40−44.
  200. Musoke R.N., Jitta J.N. Postnatal growth of abandoned preterm babies //East-Afr-Med-J. Kenya., 1994 Aug- 71(8): 519−23.
  201. Needell В., Barth R.P. Infants entering foster care compared to other infants using birth status indicators. Child-Abuse-Negl. 1998 Dec- 22(12): 1179−87.
  202. Olds D.L., Henderson C.R. The prevention of maltreatment. In: Cicchetti D, Carlson V, eds. Child Maltreatment: Theory and Research on the Causes and Consequences of Child Abuse and Neglect. Cambridge, England: Cambridge University Press- 1989:722−763.
  203. Osterholm M.T., Klein J.O., Aronson S.S., Pickering L.K., eds. Infectious diseases in child day care: management and prevention. Rev Infect Dis. 1986−8:672−679.
  204. Otieno P.A., Nduati R.W., Musoke R.N., Wasunna A.O. Growth and development of abandoned babies in institutional care in Nairobi. East Afr Med J 1999 Aug-76(8): p.430−5.
  205. Panpanich R., Brabin В., Gonani A., Graham S. Are orphans at increased risk of malnutrition in Malawi? Ann Trop Paediatr 1999 Sep- 19(3): p279−85.
  206. Pickering L.K. Bacterial and parasitic enteropathogens in day care. Semii, Pediatr Infect Dis. 1991- 1:263−269.
  207. Pickering L.K., Nartlett A., Reyes R., Morrow A. Asymptomatic excretion of rotavirus before and after rotavirus diarrhea in children in day care centers. J Pediatr. 1988−112:361−365.
  208. Pickering L.K., Woodward W.E., Dupont H.L., Sullivan P. Occurrence of Giardia lamblia in children in day care centers. J Pediatr. 1984−104:522−526.
  209. Pringle M.L.K., Bossio V. Intellectual, emotional and social development of deprived children. Vita Hum. 1958−1:66−92.
  210. Ramey C.T., Ramey S.L. Which children benefit the most from early intervention? Pediatrics. 1994- 94(suppl): 1064−1066.
  211. Rauch A.M., O’Ryan M., Van R., Pickering L.K. Invasive disease due to multiple resistant Streptococcus pneumoniae in a Houston, Texas, day care center. Am J Dis Child. 1990−144:923−927.
  212. Raymond J., Le Thomas I., Moulin F., Commeau A., Gendrel D., Berche P. Sequential colonization by Streptococcus pneumoniae of healthy children living in an orphanage. J Infect Dis 2000 Jun- 181(6): p. l983−8.
  213. Rindfleisch N., Rabb J. How much of a problem is resident mistreatment in child welfare institutions? Child Abuse Negl. 1984−8:33−40.
  214. Roberts J.E., Burchinal M.R., Medley L.P., et al. Otitis media, hearing sensitivity, and maternal responsiveness in relation to language during infancy. J. Pediatr. 1995−126:481−489.
  215. Sagatun-Edwards-I.J., Saylor C., Shifflett B. Drug exposed infants in the social welfare system and juvenile court //Child-Abuse-Negl. 1995 Jan- 19(1): 83−91.
  216. Schwartz В., Giebink G.S., Henderson F.W., Reichler M.R., Jereb J., Collet J.P. Respiratory infections in day care. Pediatrics. 1994−94(suppl): 1018−1020.
  217. Somekh E., Shohat Т., Handsher R., Serour F. An outbreak of echovirus 11 in a children’s home. Epidemiol Infect 2001 Jun- 126(3): p441−4.
  218. Spitz R.A., Wolf K.M. Anaclitic depression: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood (II). Psychoanal Study Child. 1946- 2:313−342.
  219. Takala A.K., Jero J., Kela E., et al. Risk factors for primary invasive pneumococcal disease among children in Finland. JAMA. 1995−273: 859−864.
  220. Thacker S.B., Addiss D.G., Goodman R.A., Holloway B.R., Spencer H.C. Infectious diseases and injuries in child day care. JAMA. 1992−268: 1720. 1726.
  221. Tizard В., Rees J. The effect of early institutional rearing on the behaviour problems and affectional relationships of four-year-old children. J. Child. Psychol. Psychiatry. 1975−16:61−73.
  222. Tomkiewicz S. Violences et negligences envers les enfants et les adolescents dans les institutions. Child Abuse Negl. 1984−8:319−335.
  223. Tyler R., Howard J., Espinosa M., Doakes S.S. Placement with substance-abusing mothers vs. placement with other relatives: infant outcomes //Child-Abuse-Negl. 1997 Apr- 21(4): 337−49.
  224. US Department of Health and Human Services, National Center on Child Abuse and Neglect. Study of National Incidence and Prevalence of Child Abuse and Neglect: 1988. Washington, DC: US Department of Health and Human Services- 1988:5−29.
  225. Vigilante K. Caring for the Romanian orphans //R-I-Med. 1993 Mar- 76(3): 135−8.
  226. Wald E.R., Guerra N., Byers C. Upper respiratory tract infections in young children: duration of and frequency of complications. Pediatrics. 1991 -87:129−133.
  227. Weisglas-Kuperus N. Et al. Effects of biological and social factors on the congitive development of very low birth weight children //Pediatrics. 1993. -Nov.- 92(5).-P.658−665.
  228. Wolff Р.Н., Fesseha G. The orphans of Eritrea: a five-year follow-up study. //J Child Psychol Psychiatry 1999 Nov- 40(8): pl231−7.
  229. Wolff P.H., Fesseha G. The orphans of Eritrea: are orphanages part of the problem or part of the solution? see comments. Am-J-Psychiatry. 1998 Oct- 155(10): 1319−24.
Заполнить форму текущей работой