Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнический аспект глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И тем не менее работ, посвященных исследованию роли" и места этнического в процессах глобализации, явно недостаточно. Существующая научная литература* по проблеме быстро устаревает и отстает от реалий времени. Мало и монографических исследований на эту темуотдельные — хотя и достаточно серьезные по своему содержанию — публикации не восполняют существующий пробел и не отражают глубину проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Глобализация как феномен современного мира
    • 1. 2. Влияние глобализации на современное государственное и национальное развитие
  • ГЛАВА II. ГЛОБАЛЬНОЕ И ЛОКАЛЬНОЕ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 2. 1. Этническое как составляющая глобализации
    • 2. 2. Глобальное и локальное в современных мировых процессах
    • 2. 3. Национальная культура в условиях глобализации

Этнический аспект глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тема глобализации с ее масштабными воздействиями на деятельность национальных государств и всего спектра международных отношений становится все более актуальной. Она не только видоизменила и постоянно видоизменяет облик современного мира, но и затронула все пласты человеческой жизнедеятельности. Именно глобализационные процессы, сопровождаемые явлениями интеграции, интернационализации, открыли перед человечеством качественно иные возможности для решения проблем, требующих совместных усилий, что объективно ведет к расширению взаимодействия и укреплению взаимопонимания. Это — с одной стороны. С другой стороны, она выявила новые угрозы для национальных государств, риски, связанные с универсализацией, теснящей и ослабляющей область этнического.

Основу глобализации составляет интернационализация мировых связей, и именно глобализация приобрела невиданные ранее масштабы и скорости, втянув в круговорот сложных взаимоотношений индивидов, массы людей, народы и государства. Все большее развитие получают транснациональные связи в области экономики, информационных технологий, а также в национальной сфере и сфере культуры, усилившие процессы взаимной адаптации, что позволило говорить о новом явлении современной цивилизации — феномене глобализации и формировании глобальной культуры. Вместе с тем, глобализация породила проблемы как внутри национальных государств, так и в рамках международного сообщества. Поэтому вполне справедливы утверждения о глобализации как о весьма противоречивом явлении, и именно это создает то, что принято называть рисками глобализации.

Противоречивость и неравномерность развития глобализации обусловлены множеством факторов экономического, политического, социокультурного, демографического, национального характера, теми целями, которые преследуют конкретные государства и международные организации. Несомненно, что в условиях набирающих силу процессов универсализации и унификации, представляющих определенную опасность для этнонационального (а именно оно и делает государство национальным), более чем актуальной" становится проблема соразвития глобального и этнического. Страхи возможной деэтнизации достаточно велики, и это серьезно актуализирует проблему сохранения этнической специфики в глобализирующемся мире.

Противоречиво не только глобальное, но и этнонациональное, поэтому проблему их коэволюции следует решать с учетом их сложной природы и неоднозначности взаимодействия. В силу этого в диалектике глобального и этнического обнаруживаются самые различные тенденции — притяжения и отталкивания, универсализации и локализации, интеграции и фрагментации. Учет этих факторов позволяет преодолеть упрощенный подход к пониманию глобального и этнического как явлений либо исключительно позитивных, либо — негативных. Но то, что глобальное как бы «одерживает верх», а этническое сопротивляется этому всей своей мощью, представляется очевидным.

Этническое — важнейшая составляющая глобализации, даже при всех потерях, которые оно несет. Несомненно, национальное переживает нелучшие времена, ибо происходят процессы, размывающие его основы, сужающие сферы применения. И с этим нельзя не считаться. Однако сила этнического — в его способности самоосовремениваться, адаптироваться, избавляться от того, что тормозит его развитие. И в этом кроется проблема. Вопрос заключается в том, насколько эти процессы естественны, нет ли в этом элемента насильственности (может быть даже естественной). Тем более что современный век характеризуется ростом национализма, экстремизма, фундаментализма, которые вполне могут являться и являются реакцией этнического на издержки глобализации.

Всякая несбалансированность в системе «глобальное-этническое» вызывается так называемыми сложносоставными противоречиями, включающими в себя противоречия' цивилизационные, геополитические, экономические, технологические, социокультурные, а также характером их взаимодействия и влияния. Эти противоречия создают напряженность как в-самой системе «глобальное-этническое», так и в каждом из них. На эту напряженность каждый элемент и вся система в целом отвечают по-своему. Этническое отвечает ростом этнического самосознания и усилением роли> национальной идентичности, формированием этноцентристских установок.

В условиях глобализации изменяется содержание таких понятий, как «локализм» и «универсализм», «самобытность» и «всеобщность», «толерантность» и «интолерантность», «глобальное сознание» и «этническое самосознание». Хотя данные понятия дихотомичны, все же следует рассматривать их как различные состояния системы «глобальное-этническое». Такой подход позволяет обнаружить взаимопереходы глобального и национального, преодолеть устаревшие стереотипы относительно их природы, сформировать более широкое видение явлений, оказывающих глубинное воздействие на процессы современной жизни.

Таким образом, актуальность избранной-темы-вполне очевидна, и она1 вызвана необходимостью исследования этнического аспектаглобализации. Понимание того, что этническое — важнейшая компонента глобализации, поможет придать ей качественно иное содержание, снизить возможные риски ее развития.

Степень научной разработанности проблемы. Глобализация и. процессы, с нею связанные, находятся в. центре научно-исследовательского поиска достаточно давно. Поскольку глобализация претерпевает изменения в ходе своей эволюции, возникает необходимость переосмысления и иной трактовки понятий, имеющих к ней непосредственное отношение. Различные научные школы, демонстрируя определенное сходство' в трактовке данного феномена, тем не менее обнаруживают различные подходы в его интерпретации. Поэтому необходимость уточнения ряда положений и разработки новых парадигм представляется научно обоснованной.

Проблема глобализации нашла достойное место в работах отечественных и зарубежных исследователей — философов, футурологов, экономистов, политологов. В них она предстает и как реальный и противоречивый феномен современности, как основная тенденция развития будущего. Разброс мнений в оценках глобализации обусловлен противоречивостью тех процессов, в которых она протекает — от экономических до культурных. Непоследнюю роль и влияние на процессы глобализации оказывают интеграция и дезинтеграция, гомогенизация и гетерогенизация, универсализация и локализация, рост национального самосознания и формирование глобального сознания. Несомненно, что все эти явления нуждаются в полноте раскрытия, в том числе и роли этнической составляющей глобализации.

Основы изучения1 проблем глобализации, глобализма и глобалистики были заложены западными исследователями, в частности, У. Беком, И. Валлерстайном, Э. Геллнером, Э. Гидденсом, У. Ганнерсом, М. Кастельсом, Э. Тоффлером, Ю. Хабермасом, С. Хантингтоном, Э. Хобсбаумом и* многими другими. Круг интересующих их проблем достаточно велик — от экономической глобализации до культурнойэто и вопросы периодизации процесса глобализации, и возможных сценариев ее развития, ее отличия и сходства с такими явлениями, как интернационализация, интеграция, регионализация. Важно заметить, что глобализация рассматривается ими в контексте модернизма и постмодернизма. Особенно много сделано западными учеными в области экономической и политической глобализации, представлены различные проекты «нового мирового экономического порядка», «новой культуры мира». Эти исследования отличают многогранность и, что особенно важно, междисциплинарность: различные типы глобализации — экономическая, политическая, культурная показаны через их взаимодействие, что позволяет представить феномен глобализации как сложное и системное явление.

Что касается отечественных исследователей, то в их работах также обнаруживаются как сходные позиции так и широкий разброс мнений. Давно и достаточно плодотворно работают в этой области А. Ю. Архипов, В. В. Бакушев, И. А. Василенко, Н. П. Ващекин, A.B. Губченко, И. А. Гобозов, М. Делягин, Б. Кагарлицкий, В. К. Левашов, A.C. Панарин, А. И. Уткин, М. А. Чешков и др. В центре научного интереса российских ученых находится как сама глобализация, так и явления, ей сопутствующие: интернационализация, интеграция, регионализация, локализация, фрагментация и т. д., — формы их проявления, последствия и перспективы развития. Много внимания уделяется исследованию экономических процессов, составляющих основу глобальных трансформаций, анализу феномена регионализма как части глобализма, характера социальной природы самой глобализации, неравномерности и противоречивости ее развития, вызовов глобализации, с которыми сталкиваются как национальные государства, так. и мировое сообщество в целом. Отличительной чертой отечественных разработок является-анализ-судеб этнического в условиях глобализации, что" актуально для полиэтничных государств, каким является российское.

Предметом пристального изучения ученых являются соотношение глобального сознания и национального самосознания, общегражданской и национальной идентичности, национальной и глобальной культуры, этнического и универсального, традиции и новации. И все это представлено различными точками зрения и концепциями, отражающими" противоречивость и этнического, и глобального. Значительное место в исследованиях занимает проблема того, как глобализация влияет на сферу культуры (А.Г. Вишневский, В. Б. Власова, П. К. Гречко, З. А. Жаде, А. И. Куропятник, Н. В. Падалка, С. В! Поленина, Т. Г. Струкова, Н. С. Скоробогатых и др.), ибо* именноона в наибольшей мере подвержена таким негативным последствиям глобализации, как стандартизация, унификация, ассимиляция. Определенная декультуризация порождает настроения алармизма: деструктивные изменения в культуре ведут к самым серьезным последствиям, особенно для национальных культур, которые являются одним из важнейшим этноидентификаторов.

В' последнее время все больший интерес стала вызывать проблема соотношения государственных и национальных интересов в условиях глобализации, баланс которых обеспечивает устойчивость развития глобализирующегося мира, о чем пишут многие отечественные и зарубежные ученые. В работах М. Ф. Альбедиля, Ж.-Д. Амселля, A.C. Ахиезера, А. Г. Володина, С. Г. Григорова, А. Г. Дугина, Б. С. Ерасова, С. Лурье, М. М. Федоровой и др. национальные интересы показаны в различных формах своего проявления, подчеркивается необходимость гармоничного сочетания интересов национального государства, его народов и мирового сообщества.

И тем не менее работ, посвященных исследованию роли" и места этнического в процессах глобализации, явно недостаточно. Существующая научная литература* по проблеме быстро устаревает и отстает от реалий времени. Мало и монографических исследований на эту темуотдельные — хотя и достаточно серьезные по своему содержанию — публикации не восполняют существующий пробел и не отражают глубину проблемы. Поэтому вопросы, касающиеся этнического аспекта глобализации, особенностей развития национальной идентичности и этнического самосознания, культуры в целом, остаются научно востребованными. И если проблема вызовов и последствий глобализации — в том числе и для этнического — исследована достаточно хорошо, слабо разработанными остаются вопросы, касающиеся выгод, которые несет глобализация этническому. Все эти и другие аспекты представлены в настоящей работе, в силу чего она представляет определенный научный, интерес.

Объектом исследования выступают сложная взаимосвязь глобального и этнического, характер их взаимодействия, влияние на весь спектр общемировых процессов.

Предмет диссертационного исследования составляет социальная природа этнической составляющей, глобализации.

Цель данной диссертации — социально-философский анализ особенностей развития мира этнического в условиях глобальных изменений в диалектике их единства и противоположности.

Для достижения этой цели автором поставлен ряд исследовательских задач: систематизировать существующие подходы к анализу содержания ряда исходных категорий, имеющих отношение к современным особенностям глобального и этнического развитиярассмотреть роль и значение национального государства в условиях глобализацииисследовать этническую компоненту глобализации через единство этнически самобытного и глобально всеобщегораскрыть противоречивый характер взаимосвязи этнического и глобальногопоказать специфику развития современной культуры, обосновав ее важность в условиях' глобальной универсализациипроиллюстрировать трансформацию идентичностей, в том числе и национальной идентичности, под воздействием глобализации.

Теоретическая и методологическая основы диссертационного исследования. Теоретической основой диссертации явились исследования различных школ и направлений отечественной и зарубежной общественной мысли в области социальной философии, глобалистики, политологии.

Методологическую основу диссертации составили общефилософские принципы и методы исследования — объективности, конкретности, системности, комплексности. Объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования раскрыты посредством рассмотрения фактов, явлений, событий в их противоречивом единстве, взаимообусловленности и развитии, с учетом особенностей современных реалий социально-экономической, политической, духовной жизни.

Научная новизна исследования. Научная новизна настоящей диссертации заключается в следующем: уточнено содержание феномена глобализации как главной тенденции современного этапа развития цивилизациина основе социально-философского анализа и применения системного подхода показана специфика проявлений этнического как важнейшего элемента глобализацииисследованы особенности функционирования современного государства и показана его роль в обеспеченииусловий для этнокультурного развитиявыявлен амбивалентный характер взаимодействия глобальных и этнических факторов развития и показано их влияние на социальные процессыпрослежены трансформации культуры и национальной идентичности, их реакции на риски глобализацииобоснован тезис о важности национальной самобытности для сохранения этнического и обогащения глобального.

Исходя из этого, на защиту выносятся следующие положения:

1. Возникнув как феномен интернационализации экономической жизни (или как ее следствие), глобализация сегодня оказывает глубокое воздействие на все стороны жизни народов и стран, определяя вектор развития политических, социально-экономических, культурных, правовых и иных процессов. Глобализация охватывает все большие пространства, становясь, таким образом, одним из решающих факторов современного национального и государственного развития.

2. Глобализация и мир этнического — две составляющие современной эпохи, существование которых уже не воспринимается' как изолированное и в определенной степени противостоящее друг другу. При всем различии взглядов на их соотношение, несомненна их взаимная востребованность как для развития каждой из них, так и. для национальных государств и мирового сообщества в целом. Не только этническое нуждается в глобализации, которая позволяет ему приобретать черты современного и преодолеть все то, что тормозит его развитие, но и глобализации нужен мир этнического, что сохраняет мозаичность современной цивилизации.

3. Этническое — важнейшая часть глобального. Обладая своей структурой, логикой и закономерностями развития, и глобальное, и этническое находятся в тесном взаимосвязанном единстве. В их сложной диалектике присутствуют центростремительные и центробежные тенденции, факторы притяжения и отталкивания, стабильность и" неустойчивость — их атрибутивные свойства. Этническое придает глобализации особый колорит, глобализация же возможна лишь на основе признания этнического плюрализма и культурного разнообразия. В то же время она требует от национального выработки новых механизмов адаптации, к изменившимся условиям современного мира.

4. Глобализация и сопровождающие ее интеграционные процессы характеризуются тем, что государства возлагают часть своих традиционных функций и полномочий на международные организации с целью успешного решения как внутригосударственных, так и общемировых задач, и это приобретает характер тенденции. В основе глобализации как объективного процесса лежат исторические1 предпосылки и результаты научно-технического прогресса, прежде всего развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий.

5. Глобализация культуры — явление, характерное для современного этапа развития цивилизации. Культура, обладая определенной устойчивостью, сохраняет свое внутреннее ядро, несмотря на внешние воздействия, которые не всегда позитивны. Степень устойчивости, культуры, в том числе и национальной, зависит и от степени развитости духовных ценностей, от качества диалога с другими культурами. Глобализация, с одной стороны, уменьшает разрыв между этнокультурными идентичностями, с другой, — в некоторых аспектах этот разрыв увеличивает. Все это говорит о сложности процесса культурнойглобализации — противоречивого и неоднозначного по своим.последствиям.

6. Формирование культурных образцов эпохи глобализации не следует представлять как процесс, сводимый исключительно к созданию универсальных космополитических ценностей. Место национальных культур в современных процессах интеграции самое разное: одни — в силу глубокой древней традиции — умеют ей противостоять, но при этом активно пользуются плодами культурной глобализациидругие теряются в ее потокедля третьих характерны процессы культурной, гибридизации и ассимиляции. Этнокультурное пространство глобализации обширно и разнородно, в нем присутствуют культурное притяжение и дистанцирование, культурная адаптация, культурная универсализация.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы' для проведения дальнейших исследований, в* области социальной философии, глобалистики, политологии. Результаты настоящего диссертационного исследования, имеют не только, научно-теоретическое, но и прикладное значение: они могут представить определённую ценность при разработке стратегий развития этнического в условиях современных трансформаций.

Апробация диссертации. Главные положения диссертации использовались в материалах внутривузовских и межвузовских научных и научно-методических конференций, а также на методологических семинарах в Пятигорском государственном технологическом университете. Основные положения работы изложены в 5 публикациях, общим объемом 2,2 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.

Выводы ко II главе:

1. Этническое — важнейшая часть глобального. Обладая своей структурой, логикой и закономерностями развития, и глобальное и этническое находятся в тесном взаимосвязанном единстве. В их сложной диалектике присутствуют центростремительные и центробежные тенденции, факторы притяжения и отталкивания, стабильность и неустойчивость — их атрибутивные свойства. Этническое придает глобализации особый колорит, глобализация же возможна лишь на основе признания самоценности этнического плюрализма и культурного разнообразия. В тоже время она требует от национального выработки новых механизмов адаптации к изменившимся условиям современного мира.

2. Глобализация культуры — явление, характерное для современного* этапа развития цивилизации. Культура, обладая' определенной" устойчивостью, сохраняет свое внутреннее ядро, несмотря на внешние воздействия, которые не всегда позитивны. Степень устойчивости культуры, в том числе и национальной, зависит и от степени развитости духовных ценностей, от качества диалога с другими культурами. Глобализация, с одной стороны, уменьшает разрыв между этнокультурными идентичностями, с другой, — в. некоторых аспектах этот разрыв увеличивает. Все это говорит о сложности процесса культурной глобализации — противоречивого и неоднозначного по своим последствиям.

3. Формирование культурных образцов эпохи глобализации не следует представлять как процесс, сводимый исключительно к созданию.

83 Библер В. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991.-С. 286. универсальных космополитических ценностей (хотя и это имеет место). Место национальных культур в современных процессах интеграции самое разное: одни — в силу глубокой древней традиции — умеют ей противостоять, но при этом активно пользуются плодами культурной глобализациидругие теряются в ее потокедля третьих характерны процессы культурной гибридизации и ассимиляции. Этнокультурное пространство глобализации обширно и разнородно, в нем присутствуют культурное притяжение и дистанцирование, культурная адаптация, культурная универсализация.

4. Глобальное и национальное, всесторонне питая друг друга, обеспечивают — через взаимодействие универсального и этнически особенного — целостность и многообразие современной цивилизации. Их взаимопроникновение в ходе социального прогресса осуществляется неоднозначно, а их соотношение — в зависимости, от конкретно-исторических условий — складывается по-разному. В этом диалектическом единстве главенствующая роль принадлежит глобальному, которое окрашено этническим. Глобальное базируется не на разрушении самобытности национальных культур, а, наоборот, на прочности национального, обеспечивающего поддержание этноидентичности. Упрочение этой социокультурной^ базы осуществляется за счет и посредством' дифференциации и интеграции национальнолокального.

5. Процессы этнокультурной локализации и глобализацииестественные, постоянно действующие взаимодополняющие тенденции социокультурного развития человечества. Этническая и" социальная локализация, обеспечивает этнокультурное разнообразие, а социокультурная глобализация выполняет консолидирующую роль, предотвращая бесконечное этническое дробление. Локализация позволяет национальному выживать, оставаясь качественно определенным неповторимым сегментом общечеловеческого, — глобализация ставит пределы этническому дифференцированию, сохраняя целостность ткани культурно-исторического' процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты, полученные в ходе исследования, делают возможным сформулировать следующие основные выводы.

В современных условиях, все более усложняющихся, происходит неоднозначное взаимодействие этнического и глобального.

Противоречивость их единства находит свое выражение в процессах интеграции и дезинтеграции, консолидации и разобщения, локализации и универсализации, ведущих к качественно иным вызовам и рискам. При всей масштабности глобализации" и, влияния вышеназванных процессов на социоэтническую картину мира говорить об исчезновении этнического как историческом" факте не приходится. Хотя, безусловно, опасения относительно возможности сохранения этнической специфики и ее адаптации к новым условиям существуют.

Наряду с усилением взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой жизнедеятельности, формированием единой мировой экономики, становлением всеобщего информационного пространства, утверждением в практике международных отношений и во внутриполитической жизни? народов универсально, значимых демократических ценностей, происходит размывание национальных границ и складывание фундамента новой, глобальной общности. Разрушая национальные барьеры, глобализация не всегда и не обязательно, ломает национальное разнообразие, поскольку самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции складывается из единства разнообразия. Национальное приносит плоды лишь на основе и через универсальное. Неразвитость, национального, его слабая выраженность не позволяют консолидировать общество, и возможность рационализировать общественные отношения становится весьма ограниченной, а тенденции к дезинтеграции существенно усиливаются. Универсальное же, указывая путь наций друг к другу, помогает преодолеть то, что их разделяет и противопоставляет.

Основные особенности глобализации заключаются в том, что этот объективный процесс, во-первых, связан со сложными процессамив результате которых национальная деятельность государства во все большей степени осуществляется под воздействием международных факторов, а во-вторых, влечет за собой возникновение международных институциональных структур, политика в которых формируется под влиянием соотношения сил государств-участников.

Глобализация и сопровождающие ее интеграционные процессы характеризуются тем, что государства возлагают часть своих традиционных функций и полномочий на международные организации с целью успешного решения как внутригосударственных, так и общемировых задач, и это приобретает характер тенденции. В основе глобализации как объективного процесса лежат исторические предпосылки и результаты научно-технического прогресса, прежде всего развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. Изначально глобализация рассматривалась только как экономическое явление, но. сегодня очевидно, что она оказывает глубокое воздействие на все стороны жизни как международного сообщества, так и отдельных странопределяя вектор, развития политических, социально-экономических, культурных, правовых и иных процессов.,.

Согласие государств на реализацию традиционных государственных функций через международную организацию доказывает, что, во-первых, государства все чаще признают многосторонние инструменты более эффективным механизмом для решения как собственных, так и международных проблемво-вторых, количество проблем, имеющих всеобъемлющий характер, увеличивается как за счет «вовлечения» в проблему большего количества’Государств, так и появления новых, ранее не столь актуальных проблеми, в-третьих, человечество осознает себя как единое целое, выдвигает на первый план общечеловеческие, хотя и учитывает интересы национальных государств.

Процессы глобального развития являются не линейными, а, скорее, волнообразными, включающими^ чередование периодов социокультурной интеграции с соответствующей централизацией социальной жизни: и периодов дифференциации, усиления политической, этнической, культурной гетерогенности мира. Глобализация — внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, она открывает невиданные возможности для развития и взаимодействия народов и государств, с другой стороны, обостряет существующие или порождает новые противоречия, называемые рисками или вызовами, которые сложно разрешить традиционно выработанными механизмами.

Глобализация — крайне противоречивый феномен: она универсализирует и сохраняет культурное многообразие, она фрагментирует и объединяет, задает основной вектор развития и учитывает локальную специфику, хотя процессы стандартизации и универсализации все же одерживают верх. Этническое и противостоит, и «сотрудничает» с глобализацией, сохраняя свою целостность и некоторую консервативность. Этнокультурное многообразие противостоит унификации национальных, различий, способствует развитию национальной* идентичности. И это опровергает упрощенное представление о месте в глобальном национального.

Этнический контекст глобализации — это ее реальность, а его сохранение — ее* цель. Этареальность неоднозначна и складывается по-разному, испытывая' на себе воздействие логики развития и' собственно национального, и глобального. В их сложной диалектике обнаруживаются тесное взаимодействие ивзаимообогащение, действуют центростремительные и центробежные тенденциисилы" притяженияи отталкивания, перемежаются периоды стабильности и неустойчивости. В зависимости от различий в условиях социально-экономического и межнационального существования национальное имеет неодинаковую степень выраженности. И уровень. его, конфликтности во многом зависит от меры устойчивости социальных состояний, которая может делать национальное либо незаметным, либо гипертрофированным.

Сложность системы взаимосвязей национального и глобального проявляется в том, что национальное обнаруживает себя самым противоположным образом, одновременно обладая и позитивным и деструктивным потенциалом. С одной стороны, в виде национализации, локализации, которые формируют поле национально-культурного плюрализма, но могут привести и к национальной самоотстраненности. С другой стороны, в виде национализма, экстремизма, фундаментализма, выступающих не только как агрессивное национальное, но и в качестве некоего противовеса, ограничивающего риски национального в глобализации. Эти свойственные национальному проявления, не будучи рожденными глобализацией, представлены в ней в ярко выраженном противоречивом характере.

Социальные трансформации в современных условиях изменяют традиционно сложившиеся механизмы функционирования сознания и поведение индивидов, групп, этносов. Процесс этот далеко не безболезненный, он сопровождается сменой социальных ориентиров, неустойчивостью < предпочтений, переоценкой ценностей' или их модификацией — и все это психологически ярко окрашено. В то же время в силу большой инерционности сознания в нем продолжают сохраняться старые предпочтения и системы ценностей, которые могут вступать в противоречие с вновь возникшими.

Уже в силу того, что глобализация, питается множеством самым разнообразных национальных источников ее социокультурный процесс и прогресс не сводятся исключительно к созданию стандартов, универсальных, общепонятных, космополитических. И каждая культура питается не только из одного источника глобализации. И1 ведется себя по отношению к ней по-разному: одни плавно входят в новый для них контекст, привнося свое и обогащая глобальные ценностидругие активно поглощают новые ценности и стандарты, адаптируя к собственной спецификетретьи отторгают их по той или иной причине. Национально-культурное поле глобализации разнородно, в таких-условиях диалог культур проходит многие ступени от простого непонимания до осознания взаимной нужности.

Две тенденции в развитии глобализации — сохранение уникальности, самоценности каждой культуры и углубление их интеграции — носят универсальный характер. Но их соразвитие далеко не просто. Каждая культура имеет свой характер, свою идею, собственный ритм жизни, и уложить весь этот спектр разнообразия в жесткую конструкцию глобализации по какому-либо образцу (вестернизации, американизации) невозможно, неверно и чревато негативными последствиями. Последствиями как для самого национального, так и для универсального. И чревато ростом этноцентризма, возвратом к собственным ценностям, бунтом против агрессии инокультуры.

В национальном и в прошлом, и в настоящем всегда есть место самым разнородным, порой взаимоисключающим моментам, придающим его развитиюнеизменно противоречивый характер. И это не есть отличительная черта современного национального. Страхи деэтнизации, как и многие национальные проблемы, в какой бы форме они. бьь ни. выступали-, не рождены глобализаций, хотя и обострены ею. Главные акторы глобализации — масштабность иглубина изменений — требуют от национального выработки новых парадигм адаптациисочетающих в себе осовременивание национального и сохранение его ядра: Поэтому глобализация должна исходить и базироваться на вариативности национального как, мощного потенциала развития.

Мир глобализация и мир национального — две реалии современной цивилизации, сосуществование которых уже не воспринимается как развитие самостоятельных, в определенной степени противостоящих систем. При всем различии взглядов на их соотношение — глобализация по западному типу, капиталистическому, социалистическому, некоему третьему пути — несомненна их взаимная востребованность. Пришло понимание того, что не только национальному миру необходима глобализация, чтобы и преодолеть собственные недостаткии: идти в ногу со временемно и глобализации' нужен мир национального — без него он безлик, абстрактен-,.

Глобализацию отличают пронизывающие все пласты жизни социумов, разнообразные процессы фрагментации, дробления, что несет с собой большее разнообразие ценностей, смыслов, которые более подвижны и изменчивы. Но в тоже время это и процессы стандартизации, унификации, универсализации. На уровне национального все это, находит выражение в новомдля времени противоречии между имманентно присущей национальному целостности и устойчивости и фрагментированным его многообразием* между. нивелированием! национальных различийосовремениванием традиции и фиксированием национальной идентичности:. И это опровергает упрощенное представление о глобальном" и месте в нем национального.

В' условиях глобализации происходят определенные трансформации. национального самосознаниясвязанныене только с: противоречивостью сам0Й. гл0бализациин0Ш-С0 сложностью природы иформ проявления самого национального самосознания: Как-явление многокомпонентноединамичное и одновременно" статичноеподверженное влияниюмножества факторов различногопорядканациональное самосознание неоднозначно реагируетна, собственные вызовы и на риски глобализации. Последниеобостряют реакции национального самосознания на ущемление, давлениесужение национального, что может ограничивать развертывание его: богатого? внутреннего5 потенциала как для" собственно? национальноготак: и глобального. Чем более развито национальное самосознание, тем безболезненнее его трансформации* и тем успешнее его развитие в рамках глобализации.

Структура национального самосознания включает в себя множество составляющих, которые все вместе, и каждая в отдельности и по-своему реагируют на неравномерность и неоднозначность хода глобализации. Она постепенно трансформирует присущий им некоторый консерватизм, наполняя их содержание большим творческим динамизмом. И это позволяет пересмотреть подход к национальному, национальной самобытностикак к нечто догматическому, отсталому, которое требует защиты как раз и. навсегда данное: глобализация предоставляет национальному ранее ему неизвестные возможности самому изжить и преодолеть то, что является преградой на пути его собственного развития. И таким образом способствовать созданию мира новых взаимосвязей и взаимоотношений.

Проблему национального самосознания невозможно не рассматривать вне контекста формирующегося глобального сознания. Существующая между ними противопоставленность обусловлена некоей неопределенностью глобального-нового и устойчивой определенностью национального-привычного. Снижение уровня, конфликтности, алармистких их восприятий — это, с одной стороны, вопрос повышения толерантности в отношениях между множеством национального, снятия жесткости этноцентризма и национализмас другой стороны, это проблема обеспечения условий для подлинного плюрализма и равенства.

Национально-культурная идентичность относится’к таким феноменам, которые обладают высокой степенью устойчивости, характерной для нее и в период глобализации. Она безусловно подвергается ее множественным давлениям и отвечает на них с присущей" ей специфичностью, по-разному в зависимости от степени собственной1 развитости и развитости ценностей, связанных с характерными чертами каждого из народов. Глобализация позволяет постепенно уменьшить разрыв не только между национально-культурными идентичностями, но и пропасть между ними и самой глобализаций. Но представлять данный процесс как лишенный противоречий и сложностей, как линейный путь развития было бы ошибочно. Это выбор в пользу интеграции с разнообразием логик, способов мышления, картин мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.А. Глобализация: катастрофа1 или путь к развитию? Текст. / Э. А. Азроянц М., 2002:.- 204 с.
  2. , К. 3. По направлению к масскультуре: наука и религия в эпоху шлягера Текст. / К. З. Акопян // Философские науки. 2001. — № 4.- С. 69- 84.
  3. , М.Ф. Зеркало традиций Текст. / М. Ф. Альбедиль. СПб., 2003. — 288 с.
  4. Амселль, Ж.-Л. Глобализация: большой дележ или плохое упорядочение? Текст. / Ж.-Л. Амселль // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2002. — Т.5. — № 3. — С. 89−101*.
  5. , А.Ю. Современная глобализация и Россия Текст. / А. Ю. Архипов. Ростов-н/Д?, 2004. — 239 с.
  6. , П. Насилие и мир. От атомной*, бомбы до этнической чистки. Всемирное слово Текст. / П. Аснер. СПб., 1999. — 278"с.
  7. , P.P. Этническая идентичность как социально-философская проблема Текст.: дис. .канд. философ. Наук / P.P. Асылгужин. Уфа, 2005.-167 с.
  8. , A.M. Культурная легитимация политического насилия в процессах глобализации Текст.: дис.. канд. социолог, наук / A.M. Ахтаев. Ростов-н/Д., 2004. — 126 с.
  9. , В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество Текст. / В. А. Ачкасов // Политические исследования. — 2001. № 3. — С. 81−84.
  10. , К.С. Глобализация и проблемы национальной безопасности России Текст.: дис. .канд. полит, наук / К. С. Байгарова. М., 2003. -216 с.
  11. , В.В. Глобализация и современный мировой процесс Текст. / В. В. Бакушев. М., 2004. — 361 с.
  12. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества Текст. / 3. Бауман. М., 2004. — 185 с.
  13. Бек, У. Что такое глобализация? Текст. / У. Бек. М, 2001.- 149 с.
  14. , П. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире Текст. / П. Бергер. М., 2004. — 378 с.
  15. , В. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век Текст. / В. Библер. М., 1996. — 350 с.
  16. , A.C. Национальное государство в условиях глобализации: политико-правовые аспекты Текст.: автореф. дис. .канд. юрид. наук / A.C. Блинов. М., 2003. — 25 с.
  17. , Т. Г. Государство и культура в условиях глобально-локальной динамики Текст. / Т. Г. Богатырева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. — № 4. — С. 61−73.
  18. , О.В., Горский, Ю.М., Делягин, М.Г., Коваленко, A.A. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи Текст. / О. В. Братимов, Ю. М. Горский, М. Г. Делягин, A.A. Коваленко. М., 2000. — 164 с.
  19. , В.Н. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США Текст. / В. Н: Брюшинкин: сборник научных статей. — Калинин, 2003. 240 с.
  20. , А. Основные «пласты» глобализации и ее конфликтогенный потенциал Текст. / А. Бузгалин // Международные процессы. 2003. -№ 2.-С. 31−44.
  21. , А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы Текст. / А. П. Бутенко // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. — С. 311.
  22. В поисках путей модернизации: совместимы ли европейскость и самобытность Текст. (Круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 2004'. — № 10.- с. 113−122.
  23. , И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире Текст. / И. Валлерстайн. СПб., 20 011 — 240 с.
  24. , И.А. Политическая, глобалистика Текст. / И. А. Василенко. -М., 2003.-358 с:
  25. , Н.П. Глобализация и устойчивое развитие Текст. / Н. П: Ващекин. М., 2002. — 586 с.
  26. , Н. П., Мунтян, М. А., Урсул, А. Д. Глобализация и устойчивое развитие Текст. / Н. П. Ващекин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул. М., 2002. — 320 с.
  27. , С.М. Проблемы и перспективы интеграционных процессов в условиях глобализации (на примере СНГ) Текст.: дис. .канд. полит, наук / С. М. Ветрик. М., 2005. — 169 с.
  28. , В.Б. Модернизациями глобализация. Образы России в XXI веке Текст. / В. Б. Власова. М., 2003. — 314 с.
  29. , А.Г. Глобализация: начала, тенденции- перспективы Текст. / А. Г. Володин: М., 2002*. — 260 с.
  30. , Ф. Западные концепции политической глобализации: общей теории никто не строит Текст. / Ф. Войтоловский // Международные процессы. -2003. № 3. — 60−68.
  31. Гидденс, Э- Ускользающий' мир = Runaway World: как глобализация меняет нашу жизнь Текст. / Э. Гидденс. М., 2004. — 116 с.
  32. ,. Э. Условия, свободы. Гражданское общество, и его исторические соперники Текст. / Э. Геллнер. М., 1995. — 450 с.
  33. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят Текст. // Мировая экономика и международные отношения. 2004.- № 3. — с. 54−60.
  34. Глобализация и мультикультурализм Текст. (коллективная' монография). М., 2005. — 332 с.
  35. Глобализация: человеческое измерение Текст.. М., 2002. — 250 с.
  36. Глобализация: Контуры XXI века Текст.: реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы. М., 2002. — 4.1. — 264 с.
  37. Глобализация: Контуры XXI века Текст.: реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информ. исслед. глобальных и региональных пробл. Отд. Восточной Европы. М., 2002. — 4. IIL — 196 с.
  38. Глобализация мирового хозяйства Текст.: учебное пособие. М., 2011. -376 с.
  39. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы Текст. — М., 2003.- 632 с.
  40. Глобализация: мифы и реальность Текст.: материалы международной научно-практической конференции (20.11.08). — Тюмень, 2008. 340 с.
  41. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) Текст. Вып. 1. С.-П., 2000. — 314 с.
  42. , И. А. Глобализация, стандартизация и шоу Текст. / И. А. Гобозов // Философия и общество. 2002. — № 3*. — С. 116−132.
  43. , P.C. Среди рисков и шансов Текст. / P.C. Гринберг. М., 2008.-432 с.
  44. , A.B. Глобализация и безопасность современного государства Текст. / A.B. Губченко. М., 2005. — 215 с.
  45. , К. Дискурс о сути интеграционного процесса в Европейском Союзе: «еврооптимисты» против «евроскептиков» Текст. / К. Гуляева // Власть. 2010. — № 5. — С. 60−66.
  46. , И.Ф. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества Текст. / И. Ф. Девятко // Глобализация и постсоветское общество. — М., 2001. — С. 8−38.
  47. , М. Общая теория глобализации Текст. / М. Делягин // Общество и экономика. 1998. — № 9.- С. 48−56.
  48. Диалог культур и партнерство цивилизаций Текст. VIII Международные Лихачевские научные чтения. 22−23 мая 2008 г. — СПб., 2008. 528 с.
  49. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски Текст. М., 2002. — 528 с.
  50. , Г. Глобализация в человеческом измерении Текст. / Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. — 2002.-№ 7.-С. 4−15.
  51. , Л.М. Этничность в современном обществе. Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации Электронный ресурс. / Л. М. Дробижева. // Режим доступа:
  52. , C.B. Глобальная пирамида как результат исторического развития, характеристик социума и состояния среды Текст. / C.B. Дубовский // Общественные науки и современность. 2002. — № 4. — С. 173−182.
  53. , Л.П., Евстигнеев, Р.Н. Глобализация и регионализм: уроки для России Текст. / Л. П. Евстигнеева, Р. Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. 2004. — № 1. — С. 114−126.
  54. , С.Г. Процессы глобализации и судьбы национального государства Текст.: дис. .канд. полит, наук / С. Г. Еремеев. СПб., 2002.-180 с.58i Ершов, Г. Глобализация и идентичность Текст. / Г. Ершов. М., 2004- -135 с.
  55. , A.B. Глобализация в контексте эволюционных процессов унификации и роста разнообразия Текст.: дис.. канд. философ, наук / A.B. Иванов. Барнаул, 2004. — 140 с.
  56. , Н.П. Глобализация и проблемы социально-экономического развития России Текст. / Н. П. Иванов. — М., 2002. 102 с.
  57. , В.В. Мир globo: вариант России Текст. / В. В. Ильин. Калуга, 2007.-252 с.
  58. Иноземцев, В: О призраках и реальности Текст. / В. Иноземцев // Свободная мысль. 2003. — № 4. — С. 35−44.
  59. , П.О. Становление европейской политики регионов Великобритании Текст. / П. О. Каракчиев // Мировая экономика и, международные отношения. 2007. — № 6. — С. 21−28.
  60. , JI. М. О понятиях «глобализм» и «глобализация» Текст. / JI. М. Карапетян//Философские науки. 2003. — № 3.-С. 47−60.
  61. , В.И., Васьков, А.Г. Феномен глобализации в социальном контексте современности Текст. / В. И. Карасев, А. Г. Васьков. М, 2002. — 139 с.
  62. , А.Б. Регионы в современном мире Текст. /А.Б. Каримова // Социологические исследования. — 2006. № 5. — С. 28−39.
  63. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М., 2000.- 607 с.
  64. , Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность Текст. / Ф.Х.
  65. Кессиди // Вопросы философии. 2003. — № 1. — С. 76−79.
  66. , Т.С. К вопросу об определении понятия «глобализация» Текст. / Т. С. Кондратьева // Актуальные проблемы Европы. 2000. — № 4. — С.5−11.
  67. , Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект Текст. / Н. Косолапов // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 6. — С. 3−13.
  68. , И.И. Модернизация сегодняшней России Текст. / И. И. Кравченко // Этатистские модели модернизации. — М., 2002. С. 5−20.
  69. , С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире Текст. / С. А. Кравченко. — М., 2007. — 264 с.
  70. , В., Алиев, 3. О глобальной конкурентоспособности России Текст. / В. Кулаков, 3. Алиев // Власть. 2010. — № 5. — С. 60−64.
  71. Культурная идентичность и глобализация Текст. — М., 2002. — 285 с.
  72. , А.П. Этапы трансформации механизма регулирования мирохозяйственной системы Текст. / А. П. Лазуткин // Социологические исследования. 2009. — № 6. — С. 67−76.
  73. , В.К. Глобализация и социальная безопасность Текст. / В. К. Левашов // Социологические исследования. — 2002. № 3. — С. 19−28.
  74. , В.К. Общество и глобализация Текст. / В. К. Левашов // Социологические исследования. 2005. — № 4. — С. 14−24.
  75. , И.И. Глобализация, государство, право, XXI век Текст. / И. И. Лукашук. М., 2000. — 279 с.
  76. , А. Игры понятий: новая «геометрия регионализма» в европейском контексте Текст. / А. Макарычев // Международные процессы. 2003. — № 3. — С. 68−78.
  77. , И.А. Судьбы национального суверенитета в эпоху глобальных перемен Текст. / И. А. Мальковская // Глобализация и мультикультурализм. М., 2005. — С. 69−98.
  78. , Д.Ж. Глобальная экономика и человеческий фактор Текст. / Д. Ж. Маркович // Социологические исследования. 2009. — № 11. — С. 30−38.
  79. Мартин, Г.-П., Шуман, X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию Текст. / Г.-П. Мартин, X. Шуман. М., 2001. — 330 с.
  80. , О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации Текст. / О. В. Мартышин // Государство и право. -2005.-№ 4.-С. 9−17.
  81. , А.А. Китай: колокольца в пыли Текст. /А.А. Маслов. М., 2003.-510 с.
  82. Мегатренды мирового развития Текст. — М., 2001. — 215 с.
  83. , И. Культура как фактор американского глобального влияния Текст. / И. Мильчин // Философские науки. 2003. — № 3. — С. 25−36.
  84. , В.О. Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития Текст.: автореф. дис.. докт. юрид. наук / В. О. Миронов. — Владимир, 2007.
  85. , Л. Последствия неолиберализма и моноцентричного глобализма для отношений в мире Текст. / Л. Митрович // Конфликтология. 2008. — № 3. — С. 14−27.
  86. , В.В. Глобализация и азиатский регионализм Текст. / В. В. Михеев. М., 2001. — 219 с.
  87. , М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии Текст./ М. О. Мнацаканян // Социологические исследования. 2008. -№ 12.-С. 46−53.
  88. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире Текст.: перевод книги под ред. П. Л. Бергера и С. Хантингтона. -М., 2004. 379 с.
  89. Модернизация и глобализация: образы России в XX веке Текст. М., 2002.-308 с.
  90. , A.A. Соотношение суверенитета и надгосударственности в современном международном праве (в контексте глобализации) Текст.: автореф. дис.. докт. юрид. наук / A.A. Моисеев. М., 2007.
  91. Национальные ориентиры и мировой опыт межсистемных трансформаций. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 28 марта 2001 г. Иркутск, 2001. — 244 с.
  92. , В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире Текст. / B.C. Нерсесянц // Государство и право. 2005. — № 5. — С. 31−39.
  93. , В. Политические аспекты модернизации российского общества Текст. / В. Нилов // Власть. -2010. № 5. — С. 175−178.
  94. , В.А. Россия в глобальной политике XXI века Текст. / В. А. Никонов // Общественные науки и современность. — 2002. № 6.- С. 115−123.
  95. , В.В., Федотов, А.П. Глобалистика на пороге XXI века Текст./ В. В. Оленьев, А. П. Федотов // Вопросы философии. 2003. — № 4. — С. 18−30.
  96. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 130−145.
  97. , К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе Текст. / К. Оффе // Политические исследования. 1996. — № 2. — С. 3241.
  98. , Н.В. Глобализация как феномен современной культуры: философско-антропологический аспект Текст.: дис.. канд. философ, наук / Н. В. Падалка. СПб., 2004. — 162 с.
  99. , Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма Текст. / Э. А. Паин // Общественные науки и современность. 2002. — № 4. — С. 112 121.
  100. ЮЗ.Панарин, A.C. Искушение глобализмом Текст. / A.C. Панарин. М., 2002.-315 с.
  101. , А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств Текст. / А. С. Панарин // Вопросы философии. 2003. — № 6. — С. 16−36.
  102. , В.И. Глобальная политическая история и современность Текст. / В. И. Пантин // Общественные науки и современность. 2002. — № 5. -С. 156−168.
  103. , В.И., Лапкин, В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы Текст. / В. И. Пантин, В. В. Лапкин // Общественные науки и современность. — 2004. № 1. — С. 52−56.
  104. , В.В. Глобализация и государство Текст. / В. В. Перская. М., 2009. — 208 с.
  105. , Г. Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира: политологический анализ Текст.: дис.. докт. полит, наук / Г. Г. Пирогов. М., 2003. — 500 с.
  106. , И.М. Глобализация и глобальные проблемы: философско-методологический анализ Текст.: дис.. докт. философ, наук / И. М. Подзигун. М., 2003. — 384 с.
  107. Проблемы глобализации и антиглобализм в современном мире Текст.: сборник докладов и статей. Казань, 2003. — 116 с.
  108. Ш. Ракитянский, Н. М. Россия и вызовы глобализации Текст. / Н. М. Ракитянский // Социологические исследования. — 2002. № 4. — С. 83 110.
  109. Регионы и регионализм в странах Запада и в России Текст.: сборник статей. М., 2001.- 260 с.
  110. , В. Уединенное Текст. / В. Розанов. М., 1998. — 912 с.
  111. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы Текст. М., 2008. -319 с.
  112. Россия на рубеже веков (исследование российского независимого института социальных и национальных проблем) Текст. М., 2002. -212 с.
  113. Пб.Самохвалова, В. И. Проект глобализации и метафизический мегапроект человека Текст. / В. И. Самохвалова // Философские науки. — 2003. № 3.- С. 112−131.
  114. , А.И. Противостояние цивилизаций и строительство будущего России Текст. / А. И. Селиванов // Социологические исследования. 2008. — № 4. — С. 17−25
  115. , И.С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст Текст. / И. С. Семененко // Политические исследования. 2000. — № 3. — С. 75−84.
  116. , A.A. Динамика формирования транснационального культурного пространства в контексте глобализации Текст.: дис.. канд. культурол-. наук / A.A. Сизиков. СПб-, 2005. — 182 с.
  117. , Б. Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия Текст. /Б. Дж. Сингер//Вопросы философии. 1994. — № 6.-С. 91−102.
  118. , И. Глобалистика: взаимонеобходимость научного ифилософского знания Текст. / И. Следзевский // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 4. — С. 120−129.
  119. , H.A. Региональная идентичность в условиях современного российского общества Текст.: дис. .канд. социолог, наук / Н. А. Смирнова. — Волгоград, 2004. — 188 с.
  120. Современная глобализация и Россия Текст. Р-н/Д. — 2004. — 240 с.
  121. , М. Интеграция и вовлечение как инструмент глобального управления Текст. / М. Стрежнева // Международные процессы. — 2005. -№ 1.-Т.З.-С. 18−28.
  122. , М. Наднациональность как «евротренд» Текст. / М. Стрежнева // Международные процессы. 2003. — № 1. — С. 88−95.
  123. , Л.Г. Глобальное и национальное: специфика взаимодействия глобального и национального факторов современного исторического процесса Текст. / Л. Г. Суперфин. М., 2003. — 169 с.
  124. , Т.Т. Вызовы XXI века и дебаты об альтернативах Текст. / Т. Т. Тимофеев // Политические исследования. 1999. — № 6. — С. 6−16.
  125. , Э. Шок будущего Текст. / Э. Тоффлер. М., 2001. — С. 558.
  126. , Е.В. Культурные коды России и современность Текст. / Е.В. Туркатенко// Политические исследования. 1996. — № 4. — С. 181 189.
  127. , Р. Баланс отношений «центр-регион» как основа территориально-государственного строительства Текст. / Р. Туровский // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 1. — С. 43−51.
  128. Тэвдой-Бурмули, А. И. Расширение ЕС и эволюция этнополитической ситуации в Европе Текст. / А.И. Тэвдой-Бурмули // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 10. — С. 33−44.
  129. , А. Главный процесс эпохи Текст. /А. Уткин // США-Канада. — 2001. -№ 3.- С. 48−60.
  130. , А.И. Глобализация: процесс и осмысление Текст. / А. И. Уткин. — М., 2001.- 167 с.
  131. , И.П. Глобализация — новое качество мировой экономики Текст. / И. П. Фаминский.- М., 2010 397 с.
  132. , А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире Текст. / А. П. Федотов. М., 2002. — 220 с.
  133. , М.М. Традиционализм как антимодернизм Текст. / М. М. Федорова // Политические исследования. 1996. — № 2. — С. 140−151.
  134. , Т. Плоский мир: краткая история XXI века Текст. /Т. Фридман М., 2006. — 590 с.
  135. , Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии Текст. / Ю. Хабермас // Логос. 2003. — № 4, 5.
  136. , С. Столкновение цивилизаций? Текст. / С. Хантингтон // Политические исследования. 1994. — № 1. — С. 33−48.
  137. , Д. Глобальные трансформации: политические, экономические и культурные Текст. / Д. Хелд. М., 2005. — 575 с.
  138. НЗ.Холодковский, К. Вызовы глобализации (внутриполитической аспект). Круглый стол: глобализация и Россия Текст. / К. Холодковский // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 9.- С. 1317.
  139. , К. Звездные войны, постмодернизм и столкновение цивилизаций Текст. / К. Цюрхер // Политические исследования. — 1999. № 6. — С. 101−112.
  140. , М.А. Глобальное видение и новая наука Текст. / М.А.
  141. , О. Эффективность государственного управления в условиях постмодерна Текст. / О. Шабров // Власть. 2010. — № 5. — С. 4−10.g)ii
  142. , M.A., Бариская, А.Т., Шмелева, М. И. Цивилизационное измерение геоэкономики Текст. / М. А. Шепелев, А. Т. Бариская, М. И. Шмелева // Политические исследования. 2001. — № 3. — С. 158−167.
  143. , Ю.В. Глобализация экономики продукт индустриализации и информатизации социума Текст. / Ю. В. Шишков // Общественные науки и современность.- 2002. — № 2. — С. 146−160.
  144. , А. Глобализация и догоняющее развитие Текст. / А. Эльянов // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. № 1. — С. 317.
  145. Этнокультурное взаимодействие в Евразии: программа фундаментальных исследований президиума Российской академии наук Текст. Книга вторая. М., 2006. — 538 с.
  146. Ян, Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? Текст. / Э. Ян // Политические исследования. 1996. — № 1. — С. 35−43.
  147. , A.A. Современные концепции глобализации: опыт политологического анализа Текст.: дис.. канд. полит, наук / A.A. Яхно. СПб., 2000. — 163 с.
Заполнить форму текущей работой