Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теоретическом" обосновании необходимостиуправления промышленным предприятиемпо центрам финансовой) эффективностисоздаваемымшо процессно-функциональному признаку иделающим?- возможнымдополнение системы бюджетов экономическими показателями оценкшэффективности в разрезе проектовнаправлений деятельности и функциональных подразделений (08.00.05- 1.1.1, 1.1.13) — 2) —, вюпределениипроцедуры… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
    • 1. 1. Анализ положения и тенденций развития промышленных предприятий. Определение состава проблем их функционирования и поиск путей их решения
    • 1. 2. Сущность и основные принципы бюджетирования. Предпосылки и цели возникновения систем бюджетирования на промышленных предприятиях
    • 1. 3. Определение условий для успешной реализации бюджетного управления промышленным предприятием, ориентированного на усиление его предметной специализации
  • Выводы по главе
  • 2. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 2. 1. Принципы формирования центров ответственности на предприятии для решения задачи управления по проектам, направлениям деятельности и бизнес-процессам
    • 2. 2. Структура экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием по центрам финансовой эффективности
    • 2. 3. Система показателей оценки деятельности центров финансовой эффективности в бюджетном управлении промышленным предприятием
  • Выводы по главе
  • 3. РЕГЛАМЕНТ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 3. 1. Регламент управления доходами и расходами в разработанной системе бюджетного управления промышленным предприятием
    • 3. 2. Регламент управления денежными потоками в разработанной системе бюджетного управления промышленным предприятием
    • 3. 3. Апробация разработанного экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием
  • Выводы по главе

Совершенствование экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из наиболее успешных инструментов управления текущей деятельностью предприятия является система бюджетов, которые аккумулируют информацию, требуемую для реализации управленческих решений. Вместе с тем, практика реализации бюджетного управления на предприятиях показывает, что отлаженная система планирования, утверждения, исполнения и контроля бюджетных показателей уже не удовлетворяет запросам высшего звена управления и собственников. В условиях быстроменяющейся окружающей среды и ускорения, научно-технического прогресса растут требования к менеджменту среднего звена. От них ожидают стратегических решений, лидерских качеств, новаторства, способностей оценивать риски и обеспечивать устойчивое развитие предприятия. Вышестоящие руководители должны иметь возможность не вмешиваться в дела подразделений, а подразделения — возможность самостоятельно ставить правильные задачи и искать оптимальные пути их достижения.

Самый востребованный путь повышения хозяйственной самостоятельности подразделений — создание центров ответственности и внедрение системы внутреннего хозрасчета. Разработка системы внутреннего ценообразования позволяет создать механизм рыночных отношений внутри предприятия, принтом центры ответственности становятся заинтересованными в снижении расходов для повышения своего финансового результата. Вместе с тем, при построении системы внутреннего хозрасчета без должного внимания остается пока предметная специализация промышленных предприятий, где разработка и производство ориентированы на конкретные виды изделий. Проблема создания на промышленных предприятиях механизма бюджетного управления, ориентированного на 1 постоянное совершенствование системы производства, сбыта, поиска новых технологий и новых продуктов в рамках предметной специализации его деятельности в условиях разрушения связей между предприятиями отрасли и снижением уровня их кооперации стоит особенно остро и требует эффективных методов решения целого круга организационных и экономических задач и определяет актуальность исследования.

Степень, разработанности научной проблемы. Большой вклад в решение проблемы повышения эффективности работы промышленных предприятий путем децентрализации системы управления на центры финансовой ответственности внесли такие ученые как Бахрушина М. А., Вартанян A.A., Добровольский Е. Ю., Дмитриев О. Н., Данилочкина Н. Г., Калачанов В. Д., Крыжановский В. Г., Крышталев В. К., Немировский И. Б., Николаева O.E., Панагушин В. П., Савчук В. П., Старожукова И. А., Сигел Д. Г., Хруцкий В. Е., Шеремет А. Д., Шим Д. К., Щиборщ К. В. и др. Работы этих ученых позволили сформировать теоретические и методические основы разработки и внедрения систем бюджетирования на промышленных предприятиях, а также определить состав проблем, возникающих при внедрении систем бюджетирования:

— существующая система бюджетного управления направлена на стимулирование выполнения плановых бюджетных показателей без> проявления-инициативы центров финансовой ответственности в реализации дополнительных заказов;

— в системе управления необходимо обеспечить возможность делегировать выполнение стратегических целей, направленных на развитие компании, от руководства компании в целом руководителям подразделений;

— система внутреннего хозрасчета необходима для решения*задачи повышения хозяйственной самостоятельности подразделений, но при этом должна учитывать предметную специализацию деятельности промышленных предприятий;

— состав центров ответственности должен быть определен таким образом, чтобы управление инновационными проектами осуществлялось отдельно от текущей деятельности;

— систему бюджетирования необходимо дополнить инструментами оперативного управления, в первую очередь, — управления денежными потоками.

Объектом диссертационного исследования является производственно-хозяйственная деятельность промышленного предприятия.

Предметом диссертационного исследованияявляются экономические отношения, связанные с управлением промышленным предприятием по центрам финансовой ответственности.

Цель и задачи диссертационного исследованияЦелью диссертационного исследования является совершенствование экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием, посредством введения’в него элементов, усиливающих его предметную специализацию и инновационную активность.

Для достижения, поставленной цели диссертационного исследования были сформулированы и решены следующие задачи:

1) проведен анализ, положения и тенденций развития* промышленных предприятий и обоснована необходимость совершенствования их механизмов бюджетного управления;

2) проанализированы сущность и основные принципы бюджетирования, сформулированы условия успешной реализации бюджетного управления на промышленном предприятии;

3) внесены изменения в состав центров ответственности промышленного предприятия с целью усиления его предметной специализации^ составлена', классификация центров ответственности и определены, принципыих формирования на промышленном предприятии;

4) разработан экономический механизм бюджетного управления-промышленнымпредприятием по центрам финансовой эффективности в условиях трансформации стратегических целей, предприятия, в целевые показатели центров финансовой эффективности;

5) определен регламент управленияденежными потоками в' разработанной системе бюджетного управления промышленным предприятием на основе финансово-расчетных карт, показатели которых унифицированы по типам центров, финансовой эффективности;

6) выполнена, практическая апробация разработанного экономического механизма бюджетного управления промышленным, предприятием, по результатам апробации проведен анализ эффективности разработанного экономического механизма.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам децентрализации управления путем создания центров финансовой ответственности и внедрения систем бюджетирования.

Решение поставленных задач осуществлялось на базе применения системного анализа, методов эмпирического исследования, методов математической статистики, методов финансового анализа, методов факторного анализа.

Информационная база исследования. Диссертационная работа выполнена с использованием статистических данных Госкомстата РФ— учетных данных и результатов опросов экспертов ряда российских промышленных предприятий, обзорных аналитических материалов, опубликованных в периодической печати и тематической литературе.

Соответствие диссертации паспорту научных специальностей 08.00.05. Диссертация соответствует п.п. 1.1.1, 1.1.13, 1.1.28 паспорта научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

В процессе диссертационного исследования были получены следующие научные результаты, выносимые на защиту:

— на основе проведенного анализа положений и тенденций развития промышленных предприятий доказана необходимость реорганизационных преобразований с целью построения системы управления по центрам финансовой эффективности, учитывающих предметную специализацию деятельности этих предприятий;

— обоснованы предложения по формированию на промышленном предприятии центров финансовой эффективности по процессно-функциональному признаку;

— разработан экономический механизм бюджетного управления промышленным предприятием по центрам финансовой эффективности с встроенной системой индикаторов степени достижения стратегических целей предприятия отдельными центрами ответственности;

— доказан приоритет центров финансовой эффективности по направлениям деятельности в системе управления промышленным предприятием в условиях его развитой предметной специализации;

— предложен регламент управления денежными потоками на основе разработанных финансово-расчетных карт, позволяющих осуществить распределение поступлений и выплат не только по видам платежей, но и по центрамфинансовой эффективностипроведена апробация и обоснована эффективность применения разработанного экономического механизма бюджетного управления на промышленном предприятии.

Научная новизна диссертационной работы заключается в совершенствовании экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием за счет перехода от традиционной формы центров финансовой*ответственности к центрам финансовой эффективности, создаваемым по процесс-но-функциональному признаку и ориентированным. на усиление его предметной^ специализации* (08.00:05 — 1.1.1, 1.1.13,. 1.1.28). Данное положение конкретизируется элементами-научной новизны, которые заключаются:

1) в теоретическом" обосновании необходимостиуправления промышленным предприятиемпо центрам финансовой) эффективностисоздаваемымшо процессно-функциональному признаку иделающим?- возможнымдополнение системы бюджетов экономическими показателями оценкшэффективности в разрезе проектовнаправлений деятельности и функциональных подразделений (08.00.05- 1.1.1, 1.1.13) — 2) —, вюпределениипроцедуры реорганизации промышленного «предприятия! при построенииг экономического механизмабюджетного' управленияпо центрам финансовой эффективности, предусматривающего группировку всех функциш управления по трем направлениям — управление разработкой и совершенствованием продукции, сбытовой и производственной деятельностью (08.00.05 — 1.1.13, 1.1.28);

3) в разработке системы, бюджетного управления промышленным предприятием, предусматривающей изменение процедуры закрепления и распределения доходов и затрат между центрами финансовой эффективности, состава показателей и порядка5консолидации данных (08.00.05 — 1.1.1, 1.1.13);

4) в разработке системы показателей экономической эффективности отражающих степень достижения стратегических целей предприятия, встроенной в систему бюджетного управления промышленным предприятием по центрам финансовой эффективности (08.00.05 — 1.1.1, 1.1.13);

5) в создании инструмента оперативного управления в виде финансово-расчетных карт центров финансовой эффективности, используемых при управлении денежными потоками в системе бюджетного управления промышленным предприятием (08.00.05 — 1.1.1, 1.1.13).

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования ее результатов в целях повышения эффективности систем управления, предприятиями промышленности, стимулированияпредпринимательской инициативы, руководителей центров ответственности, в том числе для реализации инновационных проектов.

Разработанные вг диссертационном исследованииметодические положения и рекомендации* носят универсальный характер и представляют практический интерес для. промышленных предприятий, в т. ч. при выборе направлений структурной реорганизации, управлении финансовым оздоровлением-предприятий, стимулированиируководителей подразделений в. дозагрузке производственных мощностей;

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования1 проведена на ряде предприятий промышленности и сферы производства специализированных решений для логистики, медиапотоков при проведении внутренней реорганизации и-реализации бюджетного управления. Результаты диссертации используются в учебном процессе в. Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете), а именно, при постановке и чтении курсов лекций по дисциплинам «Бюджетирование предприятия», «Бухгалтерский учет». Положения диссертационной работы используются при реализации научно-исследовательских и консалтинговых проектовв которых принимает участие диссертант. Научные и практические результаты исследования обсуждались на научных семинарах, проводимых кафедрой «Экономика промышленности» Московского авиационного института для* преподавателей, аспирантов и студентов.

Основные научные результаты диссертационного исследования опубликованы в 4 научных работах, в том числе 2 — в научных изданиях, определенных перечнем ВАК России. Общий объем печатных работ составляет 6,38 п.л., в том числе 2 п.л. написано лично соискателем.

Структурное построение диссертационной работы подчинено цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературных источников, списка сокращений и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основными результатами диссертационного исследования, определяющими его научную. новизну, актуальность и практическую значимость, являются:

Г. Обоснование необходимости перехода от традиционной формы центров финансовой ответственности к центрам финансовой эффективности по процессно-функциональному признаку, определение целейих: деятельности и компетенций.

2. Формирование новых принципов классификации ЦФЭ:

A) ЦФЭ типа «А». ЦФО по проектам, цель которых — найти заказчика, согласовать цену, определить сроки «исполнителей проекта.

Б) ЦФЭ типа «Б». ЦФО по направлениям-деятельности, предприятия5 (т.е. по видам предлагаемых предприятием на рынке продукции или работ), цель которых — создать конкурентоспособную продукцию с тем, чтобы у руководителей проекта была заинтересованность заказать выполнение проекта именно подразделениям предприятия, а не сторонним организациям.

B) ЦФЭ типа «В». ЦФО по виду производственной: или обслуживающей деятельности: Производственные ЦфО получают внутренний, доход: от выполнения? заказов как от, ЦФО по проектам— так и от ЦФО — по направлениям деятельности.

Г) ЦФЭ типа «Г». ЦФО по виду обслуживающей деятельности. Обслуживающие ЦФО' есть как по видамобслуживания производственной деятельности (например, отдел материально-технического снабжения) — так и по видам административно-хозяйственной и управленческой деятельности (в томчисле бухгалтерия, финансовый отдел).

3. Определениеструктуры экономического механизма бюджетного управления* промышленным предприятием по центрам финансовой эффективности в условиях применения системы внутрихозяйственных экономических* отношений и разделения функций управления разработкой и совершенствованием продукции, сбытовой и производственной деятельностью.

4. Определение факторов, повышения эффективности деятельности промышленного предприятия при внедрении систем бюджетирования по центрам финансовой эффективности за счет следующих факторов: объединение в едином балансе всего множества финансовых потоков, связанных с формированием доходов и затрат, решение проблемы' их согласования не только на уровне предприятия, но-и-на уровне его отдельных подразделенийзакрепление бюджетов и* показателей эффективности за подразделениями и перенос значительной части ответственности за уровень заработной платы работников с руководителя предприятия на<�руководителей этих подразделений. Последние получают возможность управлять доходами и затратами своих подразделений в рамках установленного бюджета и показателей эффективностиреализация принципа материальной заинтересованности всего персонала в, повышении результатов работы и сокращении затрат своего подразделенияреализация всех функций управления. на предприятии на основе системы бюджетов, регламента их формирования и консолидациипоявления комплексного управления, всеми направлениями деятельности предприятия-.

5. Расширение состава показателей бюджетов системой индикаторов оценки деятельности центров финансовой эффективностипозволяющих оценить не только функциональные подразделения, но и направления деятельности, а также степень достижения стратегических целей промышленного предприятия. Для решения данной задачи все показатели объединяются в 2 группы:

— показатели, позволяющие-сравнить эффективность работы отдельных ЦФЭ. В первую очередь ЦФЭ ориентируется-на показатель рентабельности, при этом для виртуальных ЦФЭ (тип «А» и «Б»), управляющих процессами, рентабельность считается по маржинальной прибыли, а для прочих ЦФЭ, выделенных по функциональному признаку, — по прибыли до налогообложения. Ориентация на рыночные цены при формировании доходов подразделений позволяет выявить те подразделения предприятия, которые приносят наибольшую прибыль и тем самым оценить возможности предприятия и его ресурсную базу более эффективно.

— показатели, оценивающие функциональные особенности ЦФЭ и эффективность выполнения данных функций, для предприятия в целом.

6. Создание дополнительного инструмента управления денежными потоками в виде финансово-расчетных карт по центрам финансовой эффективности — бюджетов поступлений и расходования денежных средств, учитывающих приоритеты выплат денежных средств в разрезе проектовнаправлений^ деятельности и бизнес-процессов. Управление и внутреннее взаимодействие центров ответственности обеспечивает казначейство или финансово-расчетный центр, которое также отвечает за методологию внутреннего ценообразования и эффективное использование денежных средств. Важной особенностью ФРК является то, что остаток денежных средств на них не аккумулируется, а перечисляется в виде депозита в казначейство.

7. Реализация разработанного экономического механизма бюджетного управления на промышленном предприятии, которая подтверждает эффективность его применения. Совершенствование системы бюджетирования данного предприятия позволило повысить основные показатели эффективности.

Принципы специализации, используемые при создании ЦФЭ, дали возможность использования рыночной стоимости как основы при ценообразовании продуктов (работ, услуг) каждого ЦФЭ. Предприятие получило возможность провести анализ уровня рентабельности каждого ЦФЭ опираясь на стоимость идентичных продукции, работ, услуг поставляемых на аутсорсинге.

8. Доказательство возможности использования полученных результатов на предприятиях промышленности для решения практических задач, связанных с реорганизацией и внедрением систем бюджетного управления по центрам ответственности в целях усиления его предметной специализации и инновационной активности.

Представленные в работе материалы позволяют сделать вывод о том, что цель диссертационного исследования, заключающаяся в совершенствовании экономического механизма бюджетного управления промышленным предприятием за счет перехода от традиционной формы центров финансовой ответственности к центрам финансовой эффективности, создаваемым по процессно-функциональному признаку и ориентированным на усиление его предметной специализации, достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Д. Реструктуризация предприятий. — М.: Изд-во «Альпина Паблишер», 2002.
  2. . Управление, собственность и государственное регулирование экономики // Российский экономический журнал, 1993.
  3. Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Изд-во «Советское радио», 1972.
  4. А. Управление реструктуризацией предприятий. М.: Изд-во «Высшая школа приватизации и предпринимательства», 2000.
  5. X., Бранденбург Р. Методика проектирования организационных структур (Внутрифирменное планирование в США). М.: Изд-во «Экономика», 1972.
  6. Антикризисное управление предприятиями и банками. Учебно-практическое пособие под ред. Таля Г. К. М.: Изд-во «Дело», 2001.
  7. Антикризисное управление. Под ред. В. П. Панагушина. М.: Изд-во «Приор», 1998.
  8. В. С. Финансово-экономический комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М: Финансы и статистика, 1998.
  9. С.А. Управленческий анализ. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2004.
  10. Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2001.
  11. П.Богатин Ю. В. Бригадный хозрасчет. Методика организации. М.: Изд-во «Экономика», 1990.
  12. П. Особенности управленческого учета на российских предприятиях. // Финансовый директор, № 2(8), 2003.
  13. С.А. Управленческий анализ. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2004.
  14. В.В. Коммерческое бюджетирование. М.: ЗАО «Изд. Дом «Питер», 2003.
  15. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Утвержден Федеральным законом № 145-ФЗ от 31.07.1998.
  16. B.C. Перспективное планирование направлений технического прогресса. -М.: Изд-во «Экономика», 1973.
  17. A.A. Приоритетные задачи управления организацией. М.: Изд-во «Доброе слово», 2008.
  18. A.A. Методология командно-коалиционного управления предприятием. М.: Изд-во «МАИ-ПРИНТ», 2008.
  19. Ю.В. Конструирование организационной структуры управления. -М.: Изд-во «Знание», 1982.
  20. М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Изд-во «Омега-JI», 2004.
  21. A.C., Гавриков П. К. Сущность и методы анализа и проектирования организации управления. М.: Изд-во «Экономика», 1986.
  22. A.A. Подготовка и принятие решений по управлению финансовыми потоками бизнес-единиц. М.: Изд-во Института проблем управления, 1999.
  23. И., Грачева М. Проектный анализ. М.: Изд-во «Банки и биржи», 1998.
  24. В.Ю. «Разработка методов финансового оздоровления научно-производственного предприятия», Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 /. -М., 2004.
  25. С.Ю. Экономические реформы в России 1991−2002. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2004.
  26. С.Ю. Заключение комиссии совета федерации федерального собрания РФ «О расследовании причин, обстоятельств и последствий дефолта 1998 года», http://www.glazev.ru/econom polit/23/, 2008.
  27. С.Ю. Наши партнеры по Таможенному союзу справились с кризисом успешнее, чем Россия, http:/Avww.glazev.ru/vlast/264.2011.
  28. Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации. Торгово-промышленная палата РФ, 2003.29
Заполнить форму текущей работой