Богородица в русских заговорах: Роль христианских источников в формировании образа
Диссертация
Проблема художественного образа многозначна, но в задачи этой работы не входит ее всестороннее теоретическое рассмотрение. Для нас существенным становится понимание образа в узком смысле — как способа воплощения, «системы средств изображения». Именно под этим углом зрения будет рассмотрена центральная проблема данного исследования — проблема персонажа. Персонаж понимается нами не просто как… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Православная традиция как источник формирования образа Богородицы в заговоре
- 1. 1. Евангельские, житийные и легендарные повествования о Богородице как источник христианской сюжетики заговора
- 1. 2. Православная гимнография как источник образной символики заговора
- 1. 3. Православная иконография как посредник между христианской книжностью и художественным миром заговора
- Глава II. Богородица как универсальный помощник заговора
- II. 1. Смывание и стирание
- II. 2. Сдувание
- И.З. Сметание и смахивание
- 11. 4. Срезание и отстригание
- 11. 5. Отстреливание
- Глава III. Роль христианского источника в формировании специфических функций Богородицы в заговоре
- III. 1. Покров Богородицы в заговорах с темой святой ризы
- 111. 2. Благовещенское прядение Богородицы в заговорах 165 с темой целительного рукоделия
- 111. 3. Богородица-вратарница в заговорно-заклинательной поэзии
- III. 3.1. Богородица в оберегах с мотивом замыкания ключами
- Ш. 3.2. Богородица в заговорах с мотивом замыкания болезней, зла
- III. 3.3. Заговоры с мотивом отмыкания родов: специализация темы ключа и закрепление ее за Богородицей
Список литературы
- Адоньещ Овчинникова Традиционная русская магия в записях конца XX века. 1993 / Сост. С. Б. Адоньева, O.A. Овчинникова. СПб., 1993.2 Азадовский 1914
- Азадовский М.К. Заговоры амурских казаков // Живая старина. СПб., 1914. В. 3−4. С. 05−015.3 АКФ МГУ
- Архив кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ.4 Аникин 19 915 Афанасьев, 1990
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. В 1. Младенчество- Детство / Сост., подг. текстов, вступ. статья и комм. В. П. Аникина. М., 1991.
- Народные русские легенды А. Н. Афанасьева. Новосибирск, 1990.6 Бессонов 1861—1864
- Бессонов П.А. Калеки перехожие: сборник текстов и исследование. М., 1861−1864. Т. 1−2. В. 1−6.7 Вашкинский 1902
- Вашкинский А. (Смирнов A.B.) Заговоры: Наговоры, нашептывания, заклинания и пр. Владимир, 1902.8 Ветухов 19 079 Виноградов 1908—1909
- Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907. В. I-II. С. 127−509.
- Виноградов H.H. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр. // Живая старина. СПб., 1908. В. 1−4. СПб., 1909. Т. 1,2.10 Встану яблагословясъ. 199 211 ВФЗИ 1994
- Встану я благословясь. Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской обл. / Сост. Ю. Н. Смирнов, В. Н. Ильинская. М., 1992.
- Вятский фольклор. Заговорное искусство. / Сост. A.A. Иванова. Котельнич, 1994.
- Гринченко 1895−1897 Гринченко Б. Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. В. 1,2. Чернигов, 1895−1897.
- Голубиная книга 1991 Голубиная книга. Русские народные духовные стихи
- Х1-Х1Х в.в. / Сост. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М., 1991.14 Даль 199 315 Добровольский 189 116 Драгоманов 187 617 Ефименко 1877−187 818 Ефименко 187 419 Забылин 188 020 Замовы 1992
- Записки Юрьевского свльхоз. общества 186 222 Зенбицкий 190 723 ЗиЗП 199 424 Иванов 188 525 Иващенко 187 826 Ильинский 190 627 Капица 1928
- Пословицы русского народа. Сборник В. И. Даля. В Зх томах. М., 1993.
- Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник // Записки имп. РГО по отделению этнографии. Т. 20. СПб., 1891. Ч. I.
- Драгоманов М.П. Малорусские народные предания и рассказы. Киев, 1876.
- Ефименко П.С. Сборник малороссийских заклинаний. Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1874. Кн. I. С. 1−69.
- Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.
- Замовы. / Уклад. Г. А. Барташэв1ч. Мшск, 1992.
- Записки Юрьевского общества сельского хозяйства за 1662 год. М., 1862. B.II.
- Зенбицкий П. Заговоры // Живая старина. СПб., 1907.1. B.I. Отд. 2. С. 1−6.
- Заговоры и заклинания Пинежья. / Сост., вступ. статья и коммент. A.A. Ивановой. Карпогоры, 1994.
- Иванов П. Знахарство, шептание и заговоры (в Старобельском уезде Харьковской губернии) // Киевская старина. Киев, 1885. В. XII. С. 736−742.
- Иващенко I. Шептания // Труды III Археологического съезда в России, в Киеве 1874 г. Киев, 1878. Т. II.1. C. 172−179.
- Народные апокрифические сказания, записанные в Ярославской губернии. / Публикация Я. Ильинского // Живая старина. СПб., 1906. В. I. С. 34−37.
- Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Собирание. Обзор материала. Л., 1928.28 Лобанова 199 329 Майков 186 930 Мансикка 191 231 Мшорадович 1900−190 132 Минх 189 033 Митрофанова 1968
- Молитвы, заговоры и заклинания 1992
- Нижегородские заговоры 1997
- Обереги и заклинания. 199 337 Обрядовая поэзия
- Обрядовая поэзия Пинежъя 198 039 Попов 190 340 ПКП197 041 Проценко 1998
- Лобанова И. Заговорное искусство Котельнического района//Проселки. № 11. Котельнич, 1993. С. 10−21.
- Майков JI.H. Великорусские заклинания // Записки ими. РГО по отделению этнографии. СПб., 1869. Т. 2. С. 419−580.
- Мансикка В.И. Заговоры Шенкурского уезда // Живая старина. СПб., 1912. В. I. С. 125−136.
- Милорадович В. Народная медицина в Лубенском у. Полтавской губ. // Киевская старина. Киев, 1900−1901.
- Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губ., собранные в 1861—1888 гг. г. А. Н. Минхом // Записки имп. РГО по отделению этнографии. Т. 19. СПб., 1890. В.2.
- Митрофанова В.В. Загадки. Л., 1968.
- Молитвы, заговоры и заклинания на все случаи жизни / Сост. Г. Чагин, К. Шумов, Л. Окулова, М. Иванова. Пермь, 1992.
- Нижегородские заговоры. / Сост., вступ. статья и комм. A.B. Коровашко. Нижний Новгород, 1997.
- Обереги и заклинания русского народа. / Сост. М.И. и1. A.M. Песковы. М., 1993.
- Обрядовая поэзия / Сост., предисл., примеч., подг. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. М., 1989.
- Обрядовая поэзия Пинежья. / Ред. Н. И. Савушкина М., 1980. С. 165−175.
- Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя
- B.Н. Тенишева. СПб., 1903.
- Поэзия крестьянских праздников / Вступ статья, сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970.
- Проценко Б.Н. Духовная культура донских казаков. Заговоры, обереги, народная медицина, поверья, приметы. Ростов-на-Дону, 1998.42 Разумовская 199 343 Романов 1891
- Свадебная поэзия Сибири 1984
- Русские заговоры и заклинания 199 846 Рыбников 1909—191 047 Садовников 199 548 Савушкина 199 349 Сахаров 198 950 Селиванов 199 151 Стойкова 198 452 Тихонравов 186 253 Тихонравов 186 354 Толстой 198 655 Чубинский 1872
- Разумовская E.H. Современная заговорная традиция некоторых районов русского Северо-Запада (по полевым материалам 1973−1988 гх.) // Русский фольклор: Межэтнические фольклорные связи. СПб., 1993. Т. XXVII. С. 257−272.
- Романов Е.Р. Белорусский сборник: Заговоры, апокрифы и духовные стихи. Витебск, 1891. В.5.
- Русская свадебная поэзия Сибири. Новосибирск, 1984.
- Русские заговоры и заклинания- Материалы фольклорных экспедиций 1953−1993 гг. / Под ред. В. П. Аникина. М., 1998.
- Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. М., 1909−1910. Т.З. С.214−238.
- Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач / Сост. Д. Н. Садовников. М., 1995.
- Русские заговоры / Составл., предисл. и примеч. Н. И. Савушкиной. М., 1993.
- Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., 1989.
- Стихи духовные / Сост. Ф. М. Селиванов. М., 1991.
- Стойкова Ст. Български народни гатанки. София, 1984.
- Толстой Н.И. Из наблюдений над полесскими заговорами // Славянский и балканский фольклор. М., 1986. С. 134−143.
- Чубинский П.П. Труды этнографически-статистической экспедиции в западнорусский край, снаряженной имп. РГО: Юго-западный отдел. Материалы и исследования. СПб., 1872. В.1. С. 321−459.56 Шейн. Великорус. 1900
- Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п. Материалы, собранные и приведенные в порядок П. В. Шейном. Т. 1. СПб., 1900.57 Шейн 189 358 Щапов 186 359 Ястребов 1894
- Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-западного края. СПб., 1893. Т. I, II.
- Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого) // ЖМНП. СПб. Д863. № 1−6. С.63−64
- Ястребов В. Материалы по этнографии новороссийского края // Летописи Историко-филологического общества при Имп. Новороссийском университете. Одесса, 1894. В. III.1. СТАТЬИ И МОНОГРАФИИ1. Аверинцев 19 731. Аверинцев 19 831. Аверинцев 1992
- Аверинцев С.С. Золото в системе ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. Сборник в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С.43−51.
- Аверинцев С.С. Мария // Мифы народов мира. М., 1992. Т.2. С. 111−116.8
- А верит ¡-ев 1992 Аверинцев 1997 Агапкина 19 921. Агапкина Топорков 19 901. Агеева 1982
- Аверинцев С.С. Рай // Мифы народов мира. М., 1992. Т.2. С. 363−366.
- Агапкина Т.А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. М&bdquo- 1992. С. 84−111.
- Агапкина Т.А., Топорков А. Л. К реконструкции праславянских заговоров // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. С. 67−76.
- Агеева P.A. Пространственные обозначения и топонимы в заговоре как типе текста (навосточнославянском материале) // Аспегаы общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982. С. 132−159.
- Адонъева 1996 Адоньева С. Б. Иконография Благовещения: атрибутсюжет миф // Имя — сюжет — миф: Межвузовский сборник. СПб., 1996. С. 22−35.
- Акафистник Акафистник. Ч. I-II. М., 1992.
- Алексеев, Лихачева 1987 Алексеев A.A., Лихачева О. П. Библия //
- Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 68−83.
- Апокрифы древних христиан 198 921 Астахова 1928
- Алмазов А.И. К истории молитв на разные случаи (заметки и памятники) // Летопись историко-филологического общества при Имп. Новороссийском Университете. Одесса, 1896. Т.6.
- Алмазов А.И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры: К истории византийской отречённой письменности. Одесса, 1901.
- Алпатов C.B. Повествовательная структура легенды (книжные источники и поэтика фольклорных сюжетов об искушении). / Автореф. дис. канд. филолог. наук.М., 1998.
- Аникин В.П. К зависимости стиля от образности (общетеоретические аспекты) // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 144−160.
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987.
- Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М, 1996.
- Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.
- Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М., 1989.
- Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах // Материалы VII международного конгресса антропологических и этнографических наук. М., 1964.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других народов. М., 1865 1869. Т. I-III.
- Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л., 1981. С.215−226.
- Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. JL, 1989. С. 63−101.
- Балов А. Следы древних верований в народном иконопочитании // Живая старина. СПб., 1891. В.З. С. 218−222.
- Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
- Барсов Е.В. Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными апокрифами // Светильник. М., 1913. № 3. С. 3−22.
- Бартаншпч Г. А. Мапчнае слова. Мшск, 1990.
- Бернштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник музея антропологии и этнографии. XLY. Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992. С. 14−44.
- Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия / Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1891 г.).
- Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М., 1992 (любое издание).
- Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996.
- Богатырев П.Г. Магические действия, обряды и верования Закарпатья // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 167−296.
- Полный православный богословскийэнциклопедический словарь. В 2х т. М., 1992 (репринтное издание).
- Православный богослужебный сборник. М., 1991.
- Булгаков Сергий, протоиерей. Купина Неопалимая: опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927.
- Булгаков Сергий, протоиерей. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991.
- Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник за 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1866. Отд. I. С. 1−106.
- Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1987.
- Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. М., 1901.
- Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве // Вопросы истории и теории эстетики. М., 1975. С. 129−145.
- Бычков B.B. Русская средневековая эстетика. XI XVII века. М., 1995.481. Вайткевгч, Раманюк 1989
- Вайткев1ч B.C., Раманюк М. Ф. Адзенне //Этнагра (.ля Беларусь Энцыклапедыя. Мшск, 1989. С.23
- Великие Минеи-Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. СПб.-М., 1868−1917.
- Верещагин Г. Знахарство в Вятской губернии // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1910 год. Вятка, 1909. Отд. 2. С. 79−92.53 Веселова 1996
- Веселова И.С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина. М., 1996. № 3. С. 7−9.54 Веселовский 1866
- Веселовский А.Н. Заметки и сомнения в сравнительном изучении средневекового эпоса // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1866. Ч. Х1.55 Веселовский 1866
- Веселовский А.Н. Заметки к истории апокрифов // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1866. № 6. С. 288−302.56 Веселовский 1875
- Веселовский А.Н. Опыты к истории развития христианской легенды // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1875. Ч. IV-V.57 Веселовский 1879−1891
- Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб., 1879−1891. В. 1−6.58 Веселовский 198 959 Ветухов 1907
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
- Ветухов A.B. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. Варшава, 1907. В. I-II.60 Виноградова 1989
- Виноградова Л.Н. Фольклор как источник для реконструкции древней славянской духовной культуры // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989. С. 101−121.61 Виноградова 1993
- Виноградова Л.Н. Заговорные формулы против детской бессонницы // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С. 153−164.62 Виноградова 1993
- Виноградова Л.Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 16−43.
- Виноградова Л.Н., Толстая С. М. Материалы к сравнительной характеристике женскихмифологических персонажей // Материалы к VI Международному конгрессу по изучению стран Юго-восточной Европы. Лингвостилистика. Проблемы культуры. М., 1989. С. 86−114.
- Владимирская Н.Г. Материалы к описанию полесских народных представлений, связанных с ткачеством. Снование. // Полесский этнолингвистический сборник. Материалы и исследования. М., 1983. С 225−246.661. Власова 1972
- Власова З.И. К изучению поэтики устных заговоров // Русский фольклор. В. XIII. Л., 1972. С. 194−201.67 Воинов 1863—186 468 Волоцкая 1987
- Воинов И., диакон. Изъяснение наименований Пресвятой Богородицы в каноне и акафисте // Душеполезное чтение. СПб., 1863−1864.
- Волоцкая З.М. Элементы космоса в фольклорной модели мира (на материале славянских загадок) // Исследования по структуре текста. М., 1987. С. 250−265.
- Восточнославянский Восточнославянский фольклор: Словарь научной и фольклор 1993 народной терминологии. Минск, 1993.70 Гаврилюк 1994
- Гладков Б.И. Толкование Евангелия. М., 1991 (репринтное воспроизведение издания 1907 г.).
- Глинка А. Жизнь Пресвятой Девы Богородицы (сост. из Четьих Миней). М., 1840.
- Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 19 001 911. Т.1−2.
- Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. М., 1996 (репринтное воспроизведение издания 1918 г.).
- Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990. С. 88−96.
- Грисык Н. Е Христианские персонажи в севернорусских лечебных заговорах // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1991. С. 108−111.
- Грисык Н.Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Северной Двины: Пространственные и временные координаты // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. В. 4. С. 62−77.
- Груздев В.Ф. Религиозное врачевание русских // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1923. Т. XXXII. В. 2. С. 115−121.
- Гура A.B. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
- Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1880.
- Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.
- Дмитриева С.И. Слово и обряд в мезенских заговорах // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С 36−49.
- Добровольская В.Е. Предметные реалии русской волшебной сказки. Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1995.86 Евсеева 199 487 Елагин 186 588 Елеонская 199 489 Еремина 199 490 Живов 199 391 Живов 1994
- Жизнь Пресвятой Богородицы 1860
- Жизнь Пресвятой Девы Марии 186 194 Журавлев 199 495 Заговор 199 396 Зеленин 193 597 Зелинский 189 798 3-ин П. 188 299 Иванов 1988
- Евсеева Л.М. Московские житийные иконы Богоматери XV—XVI вв.еков // Искусство Древней Руси. Проблемы иконографии. Сб. научных трудов / Сост. Рындина A.B., Баталов А. Л. М., 1994. С. 69−90.
- Земная жизнь Пресвятой Богородицы для народного чтения / Сост. Елагин Н. СПб., 1865.
- Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России. Сборник трудов. М., 1994.
- Еремина Т.С. Предания о русских иконах. М., 1994.
- Живов В.М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории // Philologia slavica: к 70летию академика Н. И. Толстого. М., 1993. С. 50−57.
- Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
- Жизнь Пресвятой Владычицы нашея Богородицы, с изображениями явленных и чудотворных Ея икон. СПб., 1860. Ч. I-II.
- Жизнь Пресвятой Девы Марии. Чтение, расположенное на каждый день месяца. СПб., 1861.
- Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян. Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994.
- Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993.
- Зеленин Д.К. Магическая функция слова и словесных произведений // Сборник в честь Н. Я. Марра. M.-JI., 1935. С. 507−516.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. К реконструкции праславянского текста // Славянское языкознание. М., 1963. С. 148−150.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: Древний период. М., 1965.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М., 1974.
- Ивлева JI.M. Ряженые в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
- Игнатий, епископ. Изложение учения о Божией Матери. Ярославль, 1869.
- Ильинская В.Н. Заговоры и историческая действительность // Русский фольклор. JL, 1976. В. XVI. С. 200−207.
- Ильинская В.Н. Камень Латырь и его роль в русских заговорах // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. 4.1 С.37−38.
- Иоанн (Максимович), архиепископ. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон СПб., 1992.
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. III. М., 1844.
- Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893.
- Кагаров Е.Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористика. Л., 1981. С. 66−76.
- Казанский П.С. Величие Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1845.113 Калинский 1 990 114 Канонник115 Кинжалов 1 990 116 Киприан (Керн) 1 997 117 Кирпичников 1 883 118 Кирпичников 1 885 119 Кирпичников 1 895 120 Киселев 1 992 121 Киселева 1992
- Киселёва, Фадеева, Балашова 1 998 123 Кляус 1 997 124 Книга правил 1992
- Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. М, 1990.
- Канонник или полный молитвослов. М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1994 (любое издание).
- Кинжалов Р.В. Символика «плексиса» в мифе, обряде, изобразительном искусстве древности и современном фольклоре // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990.
- Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. М., 1997.
- Кирпичников А.И. Сказания о житии Пресвятой Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1883. № 7.
- Кирпичников А.И. О Деве Марии в поэзии и искусстве // Сборник Отделения русского языка и словесности имп. Академии Наук. СПб., 1885. Т. 34. С. 8−12.
- Кирпичников А.И. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Труды VIII археологического съезда в Москве в 1890 г. Т. 2. М., 1895. С. 213−229.
- Киселев A.A., протопресвитер. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М., 1992.
- Киселева Ю.М. О функционально-смысловой структуре русского любовного заговора // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. М., 1992. № 6. С. 12−19.
- Киселёва Ю.М., Фадеева Л. В., Балашова О. Б. Заговоры // Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров, 1998. С. 398−418.
- Кляус В.Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997.
- Ковалевский А.Ф. Об акафистах // Душеполезное чтение. СПб., 1869. № 11. С. 66−72.
- Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л., 1962.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. I-II. СПб., 1914−1915.
- Коробка П. «Камень на море» и камень алатырь // Живая старина. СПб., 1909. № 4. С.409−426.
- Коробка Н.И. Апокрифы в русской письменности // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. I. М., 1993. С. 103.
- Коробова A.B. Богослужение как источник духовных стихов о Страшном Суде // Славянская традиционная культура и современный мир. Сб. материалов научно-практической конференции. Вып.1. М., 1997. С. 18−36.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
- Кремлева И.А. Об эволюции некоторых архаичных обычаев у русских // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 248−264.
- Крушевский Н. Заговоры как вид русской народной поэзии// Варшавские университетские известия. Варшава, 1876. Кн. 3.
- Лебедева A.A. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX—XX вв.. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 229−248.
- Левкиевская Е.Е. Семантика славянских вербальных апотропеев (белорусская традиция) // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы / Под ред. В. И. Топорова. М., 1995. С. 260−302.
- Листова Т.А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX- 20е гг. XX века) // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 142−170.
- Лихачев Д.С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля. М., 1985.
- Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю. М. Избранные статьи в трёх томах. T. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. С. 129−247.
- Мазалова Н.Е. Народная медицина локальных групп Русского Севера // Русский Север. К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 63−109.
- Макаренко A.A. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении // Записки имп. РГО по отд. этнографии. СПб., 1913. T. XXXVI.
- Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. СПб., 1864- 1886. Т. 1−12.
- Макарий, епископ Винницкий. Православно-догматическое Богословие. СПб., 1857. T. I-II.
- Сочинения преподобного Максима Грека. Казань, 1862. Т. 3.
- Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
- Малш}кий1911 Малицкий Г. А. Отражение иконографии в духовныхстихах, заговорах, колядках // Древности. Труды славянской комиссии Императорского Московского Археологического общества. М., 1911. Т. 5 (протоколы). С. 45−48.
- Маслова 1984 Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянскихтрадиционных обычаях и обрядах Х1Х-начала XX века. М., 1984.
- Маторин 1931 Маторин Н. М. Женское божество в православномкульте. Пятница Богородица. Очерк по сравнительной мифологии. М., 1931.
- Минея Месячная Минея. М.: Издательство Московскойпатриархии (любое издание).155 Миненок 1994
- Миненок Е.В. Роль женщины в заговорной традиции // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М&bdquo- 1994. С. 362−368.
- Мифологический словарь 1991
- Мифологический словарь / Ред. Е. М. Мелетинский. М&bdquo- 1991.
- Мифы народов мира Мифы народов мира / Энциклопедия. В 2х т. М., 19 921 991−1992.158 Надеждин 1993
- Надеждин Н.И. Изображение Божией Матери // Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М., 1993. В. 1. С. 65−70.159 Никитина 1988
- Никитина С.Е. Жанр заговора в народном представлении // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Ч. I. С. 25−26.
- Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.162 Новая скрижаль163 Новик 1 975 164 Новиков 1 971 165 Октоих
- О текстах Евангельских 1 871 167 Ожегова 1 988 168 Павлова 1 983 169 Павлова 1 985 170 Павлова 1 988 171 Павлова 1 993 172 Песков 1977
- Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных Вениамина, архиеп. Нижегородского и Арзамасского. СПб., 1899.
- Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В. Я. Проппа. М., 1975.
- Новиков Ю.А. К вопросу об эволюции духовных стихов // Русский фольклор. Я, 1971. ВЖ С 211−220.
- Октоих, сиречь Осмогласник. В 2х тт. М.: Издательство Московской Патриархии, 1981 (любое издание).
- О некоторых текстах Евангельских, относящихся к Божией Матери // Труды Киевской Духовной академии. Киев, 1871. № 5.
- Ожегова С.С. Композиция и типы северно-русских заговоров // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Ч. 1. С. 44−47.
- Павлова М.Р. Полесские обряды и поверья, связанные с ткачеством // Полесье и этногенез славян. Предварительные материалы и тезисы конференции. М., 1983. С. 111−113.
- Павлова М.Р. Использование атрибутов ткаческого производства в заговорах // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Ч. 1.С. 32−34.
- Павлова М.Р. Магические приговоры в ткачестве // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. Сборник статей. / Отв. ред. С. М. Толстая, Т. В. Цивьян. М., 1993. С. 170−183.
- Петров В.П. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Л., 1981. С. 78−142.
- Петрухин В.Я. Древнерусское двоеверие: понятие и феномен // Славяноведение. М., 1996. № 1. С. 44−47.
- Петрухин В.Я. Древо жизни. Библейский образ и славянский фольклор // Живая старина. М., 1997. № 1(13). С. 8−9.
- Плотникова A.A. Пояс // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 321−322.
- Познанский Н.Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Петроград, 1917.
- Поклонская М.Р. «Звезда Пресветлая» и другие сборники о чудесах Богородицы второй половины XVII века. // Автореф. дис. канд. филолог, наук. Барнаул, 1997.
- Покровский Н.В. Стенные росписи древних храмов. М., 1890.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892.
- Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб., 1900.
- Попов А. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность в древний допетровский период. Казань, 1883.
- Попов Евгений, протоиерей. Святые, имеющие особенную благодать помогать в различных болезнях и других нуждах. М., 1993.
- Порфирьев И.Я. Произведения народной словесности, образовавшиеся под влиянием книжной (духовные стихи и легенды)// История русской словесности. Древний период. Ч. I. Казань, 1875.
- Порфирьев И.Я. Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки // Труды IV Археологического съезда. Казань, 1891. Т. 2. С. 1−24 (отд. паг.).
- Потебня A.A. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1860.
- Потебня A.A. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Харьков, 1887.
- Потебня A.A. Из записок по теории словесности // Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 132−313.
- Предызображение Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете // Русский паломник. СПб., 1894.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
- Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.193 Пыпин 1862
- Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989. С. 122−148.
- Раманюк М.Ф. Хустка // Этнаграф1я Беларусь Энцыклапедыя. Мшск, 1989. С. 518.
- Рождественская М.В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 463−464.
- Ротенберг 1998 Ротенберг Е. И. Сакральная идея и художественныйобраз// Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения -1995». В.ХХУШ. Под общ. ред. И. Е. Даниловой. М., 1998. С. 8−19.200 Рыбаков 1 988 201 Рыбаков 1993
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
- Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII -XIII веков. М., 1993.202 Рыбаков 1 994 203 С (умцо)в 1900
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
- С (умцо)в Н. Сон Пресвятой Богородицы // Энциклопедический словарь. СПб., изд. Брокгауза и Ефрона, 1900. Т. 30а. Кн. 60. С. 871.204 Сахаров 1 888 205 Свенцицкая 1 987 206 Селиванов 1995
- Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о Пресвятой Деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси. // Христианское чтение. СПб., 1888. № 3−4. С. 281−331. № 7−8. С.63−99.
- Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.
- Сказания о Царица Небесная, Спаси землю русскую. Сказания о чудотворных иконах. чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях 1993 роду человеческому. Коломна, 1993. Т. 1-П.
- Славянская мифология Славянская мифология. Энциклопедический словарь. 1995 М., 1995.
- Славянские древности 1995 Славянские древности: Этнолингвистичесий словарь.
- Под ред. Н. И. Толстого. М., 1995. Т. 1. А-Г.
- Словарь книжников и Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. книжности 1987 1 (XI первая половина XIV в.). / Отв. ред. Д.С.1. Лихачев. Л., 1987.212 Смирнов 1992 (Иваново)
- Снегирев И.М. Взгляд на православное иконописание // Философия русского религиозного искусства XVI -XX вв. Антология. М., 1993. В. 1.С. 101−112.
- Жизнь Божией Матери. Праздники в честь Ея. Для народного чтения / Сост. свящ. Соколов М. СПб., 1873.
- Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания (Реферат, читанный в заседании московского психологического общества 19 октября 1891 г.) // Соловьев B.C. Избранное. М., 1990. С. 114 132, 424−425.
- Сон Пресвятой Богородицы Сон Пресвятой Богородицы // Руководство для 1895 сельских пастырей. Киев, 1895. № 17−18.
- Сперанский 1891 Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверскогомузея. М.-Тверь, 1891. В. 1.
- Сперанский М.Н. Славянские апокрифические евангелия. Общий обзор. М., 1895.219 Сперанский 1 895 220 Стефан 1987
- Яворский) Стефан (Яворский), митрополит. Догмат о почитании Пресвятой Богородицы. М., 1987.221 Такташова 1 990 222 Творогов 1 987 223 Творогов 1 987 224 Творогов 1 987 225 Терещенко 1 848 226 Толстая 1988
- Такташова JI. Неизвестная старообрядческая икона // Наше наследие. М., 1990. В. IV (16). С. 132.
- Творогов О.В. Апокрифические сказания об успении Богородицы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI первая половина XIV в.). Д., 1987. С. 43−44.
- Творогов О.В. Евангелие Иакова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI -первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 119−120.
- Творогов О.В. Житие Богородицы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI -первая половина XIV в.). Д., 1987. С. 137−138.
- Терещенко A.B. Быт русского народа. Т.6. СПб., 1848.
- Толстая С.М. Город Иерусалим, гора Сион и царь Давид // Живая старина. М., 1997. № 3(15). С. 31−35.
- Толстой Н.И. Вербальный текст как ключ к семантике обряда // Структура текста-81: Тезисы симпозиума. М., 1981. С. 46−47.
- Толстой Н.И. Проблемы реконструкции древнеславянской духовной культуры // Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 41−60.
- Толстой Н.И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор. Этнолингвистическая общность и типологические параллели. М, 1984. С. 5−72.
- Толстой Н.И. Еще раз о славянском ритуальном диалоге // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. Сборник статей / Отв. ред. С. М. Толстая, Т. В. Цивьян. М., 1993. С. 82−110.
- Толстой Н.И., Усачева В. В. Волосы // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 105−107.
- Толстые Н.И. и С.М. К реконструкции древнеславянской духовной культуры (лингво- и этнографический аспект)// VIII Международный съезд славистов: доклады советской делегации. М., 1978. С. 364−385.
- Толстые Н.И. и С.М. О вторичной функции обрядового символа (на материале славянской народной традиции) // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С.А. Токарева. М., 1994. С.238−255.
- Топорков АЛ. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 223−242.
- Топорков АЛ. Камень // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 219−221.
- Топоров В. Н К структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т. V. С. 9−62.
- Топоров В. Н О статусе и природе заговора (теоретический аспект) // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. Ч. 1.С. 22−24.
- Топоров В. Н Рыба // Мифы народов мира. Т. II. М., 1992. С. 391−392.
- Топоров В. Н Об индоевропейской заговорной традиции (избранные главы) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С. 3−103.
- Топоров В. Н Три заметки о малых фольклорных формах // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. Сборник статей. / Отв. ред. С. М. Толстая, Т. В. Цивьян. М., 1993. С. 12−41.
- Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
- Трубицына Г. И. Нить и ее обрядовые функции // Полесье и этногенез славян. Предварительные материалы и тезисы конференции. М., 1983. С.113−114.
- Усачева В. В Словесные формулы в народной медицине славян // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. Сборник статей. / Отв. ред. С. М. Толстая, Т. В. Цивьян. М., 1993. С. 163−170.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М., 1982.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.
- Успенский JI.A. Богословие иконы православной церкви. Коломна, 1997.
- Фадеева 1995 Фадеева Л. В. Сюжет «Сон Богородицы»: жанровыепредпочтения в прошлом и настоящем // Тезисы докладов VII Международного Соловецкого форума «Экология человека: будущее культуры и науки Севера». Архангельск, 1995. С. 232−233.
- Фадеева 1995 Фадеева Л. В. Письменная заговорная традицияпроблемы собирания и изучения) // Материалы международной конференции «Фольклор и современность», посвященной памяти проф. Н. И. Савушкиной (20−22 октября 1994 года). М., 1995. С. 38−45.
- Фадеева Л.В. Сюжеты древнерусской иконографии и художественный мир заговора // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. К 70-летнему юбилею Ф. М. Селиванова. Тезисы Международной научной конференции. М., 1998. С. 196−199.
- Фадеева Л.В. Христианский персонаж в заговоре: способы включения и типы взаимодействия // Атриум: Межвузовский сборник научных статей. Серия «Филология». 1998. № 2. С. 24−30.
- Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.
- Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон // Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Приложение. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 1−2 (отд.паг.).
- Флоренский П.А. Иконостас // Статьи по искусству. Т. I. Париж, 1985.- Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
- Харитонова В.И. Жанровая дифференциация заговорно-заклинательной поэзии // Филологические науки. М., 1988. № 4. С. 7−13.
- Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная традиция: текст и заклинатель // Филологические науки. М, 1990. № 3. С. 33−41.
- Харитонова В.И. Состояние заговорной и плачевой традиции восточных славян // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1990. В. XVII. С. 35−43.268 Харитонова 1991
- Харитонова В.И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян. Конспекты лекций. Львов, 1994.
- Христианство. Энциклопедический словарь. В Зх т. М., 1993−1995.
- Цивьян Т.В. О роли слова в тексте магического действия // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. Сборник статей. / Отв. ред. С. М. Толстая, Т. В. Цивьян. М., 1993. С. 111−121.
- Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. М.: Паломник, 1998.
- Часослов. М.: Синодальная типография, 1901 (любое издание).
- Чекмарева Е.М. Русские духовные стихи о Богородице в их отношении к фольклору. Дипломная работа. М., МГУ, 1992.
- Черепанова O.A. Типология и лингвистическая интерпретация некоторых элементов заговора // Русский фольклор. СПб., 1991. В. XXVI. С. 143−154.
- Чернов И.А. О структуре русских любовных заговоров // Ученые записки Тартусского университета. Тарту, 1966. В. 181. С. 159−171.
- Шиндин С.Г. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра мира // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С.109−127.
- Шиндин С.Г. К общей характеристике восточнославянских заговоров // Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы / Под ред. В. Н. Топорова. М., 1995. С. 303−318.
- Шиндин С.Г. К типологической характеристике персонажей восточнославянских заговоров // Балканские чтения 3. Лингво-этнокультурная история Балкан и Восточной Европы. Тезисы и материалы симпозиума. М., 1994. С. 123−126.
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.281 Шмеман 1993
- Шмеман А., протоиерей. Почитание Божьей Матери // Воскресные беседы. М., 1993.282 Шмит 1911
- Шмит Ф.И. Благовещение // Известия русского археологического института в Константинополе. София, 1911. Т. 15. С. 31−72.283 Щапов 1863
- Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого) //ЖМНП. СПб., 1863. № 1- 6.284 Щеголев 1899
- Юдин A.B. Ономастикон русских заговоров: Имена собственные в русском магическом фольклоре. М., 1997.286 Mansikka 1909
- Mansikka V. Uber russische Zauberformeln mit Berucksichtigung der Blut und Verrenkungssegen. Helsingfors, 1909.