Культурная семантика неповседневных пространств русского Средневековья
Диссертация
Исследование неповседневных пространств в дальнейшем может развиваться в нескольких направлениях. Например, объектами изучения могут стать трансформации, которые переживают эти пространства в XVII в, переходном от средневековья к Новому временирецепция и переработка, которую неповседневные пространства русского средневековья получают в фольклорной культуре Нового времени, в тех ее сегментах… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологичекие предпосылки изучения культурной семантики неповседневных пространств
- 1. 1. Культурная семантика как предмет культурологического исследования
- 1. 2. Категории пространства и времени в гуманитарном знании
- 1. 3. Становление проблематики повседневного / неповседневного в современной научной литературе
- Глава 2. Неповседневные пространства русского средневековья: способы наделения семантикой и типы взаимосвязей с повседневностью
- 2. 1. Формы хранения и преобразования повседневности в пространствах видений
- 2. 2. «Земной рай» как неповседневное пространство
- 2. 3. Культурная семантика Святой земли в средневековых паломнических текстах
- 2. 4. Царьград как объект паломничества русских путешественников
- Заключение 187 Библиография
- Приложение
Список литературы
- Александрия // БЛДР. Т. 8: XIV первая половина XVI века. — СПб.: Наука, 2003.-С. 14−149.
- Алексеев А.И. «Слово о исходе души» Кирилла Философа // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. -Приложение. Слово святого Кирилла Философа. — С. 17−18.
- Анонимное хожение в Царьград // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 236−245.
- Житие Сергия Радонежского // БЛДР. Т. 6: XIV — середина XV века. — СПб.: Наука, 2000. С. 254−411.
- Из «Жития Василия Нового». Хождение Феодоры по воздушным мытарствам // БЛДР. Т. 8: XIV первая половина XVI века. — СПб.: Наука, 2003.-С. 494−527.
- Из странствия Стефана Новгородца // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 253−259.
- Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова. -Выпуски 1−6. М.: Типография А. Семена, 1861−1864.
- Книга нарицаема Козьма Индикоплов / изд. B.C. Голышенко, В. Ф. Дубровина.-М.: Индрик, 1997.
- Народные духовные стихи / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Русская книга, 2004.
- На собор архангела Михаила // Григорьев A.B. Русская библейская фразеология в контексте культуры. М.: Индрик, 2006. — Приложение. Раздел II. — С. 228−250.
- Оксенов A.B. Народная поэзия: Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести. — Изд. 4-е, испр. и доп. СПб.: Синодальная типография, 1908.
- Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Наука, 1999.
- Повесть о видении Антония Галичанина // БЛДР. Т. 8: XIV первая половина XVI века. — СПб.: Наука, 2003. — С. 534−537.
- Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае // БЛДР. Т. 6: XIV середина XV века. — СПб.: Наука, 2000. — С. 42−49.
- Сказание об Индийском царстве // БЛДР. Т. 5: XIII век. СПб.: Наука, 1997.-С. 396−401.
- Сказание о Макарии Римском // БЛДР. Т. 3: XI—XII вв.ека. СПб.: Наука, 1999.-С. 322−337.
- Сказание отца нашего Агапия // БЛДР. Т. 3: XI—XII вв.ека. СПб.: Наука, 1999.-С. 338−349.
- Сказание «О человецех незнаемых в Восточней стране» // Плигузов А. И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М.-Ньютонвиль: Археографический Центр, 1993. — С. 77−106.
- Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича // БЛДР. Т. 6: XIV -середина XV века. СПб.: Наука, 2000. — С. 206−227.
- Слово святого отца Кирилла об исходе души // Григорьев A.B. Русская библейская фразеология в контексте культуры. М.: Индрик, 2006. -Приложение. Раздел II. — С. 250−262.
- Спрашиваем: воспринимается рай чувствами или только. разумом? // Григорьев A.B. Русская библейская фразеология в контексте культуры. М>.: Индрик, 2006. — Приложение. Раздел I. — С. 198−200.
- Хожение Авраамия Суздальского // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, коммментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. — М.: Наука, 2005. С. 328 335.
- Хожение архимандрита Агрефения обители Пресвятыя Богородица // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. — М.: Наука, 2005. С. 266−277.
- Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. — М.: Наука, 2005. С. 336−342.
- Хожение в Царырад Добрыни Ядрейковича // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 221−235.
- Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину// Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты- комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 346−354.
- Хожение Даниила, игумена Русской земли // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, XII—XV вв.ека: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 163−208.
- Хожение дьяка Александра // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, ХН-ХУ века: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 293−294.
- Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, ХН-ХУ века: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005.-С. 296−310.
- Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, ХП-ХУ века: исследование, тексты, коммментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005. — С. 278−285.
- Хожение на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников, ХП-ХУ века: исследование, тексты, коммментарии / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 2005.-С. 315−327.2. Монографии и статьи
- Аверинцев С.С. Католицизм // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. 2-е изд., испр. и доп. — М.: РОССПЭН, 2007. — С., 217−229.
- Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV начала XVI вв. — СПб.: Алетейя, 2002.
- Алексеев А.И. Представления о рае в период Средневековья // Образ рая: от мифа к утопии. Сб. статей и материалов конференции 31 октября — 2 ноября 2002 г. / Отв. ред. М. М. Шахнович. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 195−198.
- Алексеев А.И. «Слово о исходе души» Кирилла Философа // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. — С. 8−18.
- Баткин JI.M. Историк о себе. Внутренняя логика самодвижения // Баткин JI.M. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е, доп. М.: РГГУ, 2002. С. 16−110.
- Баткин JI.M. Начинающий медиевист из провинции в гостях у Люблинских // Баткин Л. М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е, доп. М.: РГГУ, 2002. С. 111−137.
- Баткин Л.М. О том, как А.Я. Гуревич возделывал свой аллод // Баткин Л. М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е, доп. М.: РГГУ, 2002. С. 268−298.
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. — Изд. 2-е, испр. — М.: Языки славянской культуры, 2005.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избранных трудов / Примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.
- Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. -М.: Индрик, 2001.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995.
- Библер В.С. На гранях логики культуры // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://bibler.ru/pages/54 и сл.
- Бородин О.Р., Гукова С. Н. История географической мысли в Византии. -СПб.: Алетейя, 2000.
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.: В 3 тт. / Пер. с фр. Л.Е. Кубблеля- Вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева. Т. 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. — М.: Прогресс, 1986.
- Буланин Д.M. Комментарии, к «Житию Сергия Радонежского» // БЛДР. Т. 6: XIV середина XV века. — СПб.: Наука, 2000. — С. 555−564.
- Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос: Социология. Антропология. Метафизика. — Вып. 1: Общество и сферы смысла / Сост. и общ. ред. В. В. Винокурова и А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. — С. 39−50.
- Ванеева Е.И. Комментарии к «Александрии» // БЛДР. Т. 8: XIV -первая половина XVI века. СПб.: Наука, 2003 — С. 539−544.
- Великовский С.И. Культура как полагание смысла // Одиссей: Человек в Истории / Институт всеобщей истории РАН. 1989: Исследования по социальной истории и истории культуры. — М.: Наука, 1989. — С. 17−20.
- Вигасин A.A. Время в эдиктах Ашоки // Антропология культуры. Вып. 1.-М.: ОГИ, 2002.-С. 188−192.
- Гирц К. Интерпретация.культур / Пер. с англ. О. В. Барсуковой и др. — М.: РОССПЭН, 2004.
- Григорьев A.B. Русская библейская фразеология в контексте культуры. М.: Индрик, 2006.
- Григорьев Л.Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С. 123−128.
- Гудков Л.Д. «Культура повседневности» в новейших социологических теориях // Общие проблемы культуры: Обзорная информация. М.: Государственная библиотека СССР, 1988. — Вып. 1. — С. 1−32.
- Гудков Л.Д. Российская повседневность // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. — № 2. — С. 55−73.
- Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005.
- Гуревич А.Я. История историка. М.: РОССПЭН, 2004. — С. 190−192.39: Гуревич А. Я: Категории средневековой культуры // Гуревич А.Я.
- Избранные труды. Том 2. Средневековый мир, — М.-СПб.: Университетская книга, 1999.-С. 17−260.
- Гуревич А.Я. Предисловие // Гуревич А. Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — С. 514.
- Гуревич А.Я. Предисловие // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. 2-е изд., испр. и доп. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 5−18.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — С. 263−546.
- Гуревич А.Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. Вып.1. М.: ОГИ, 2002. — С. 39−55.
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (Х1-ХП вв.). 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2001.
- Данилевский И.Н. Тупики периодизации, или Периодизация в тупике // Одиссей: Человек в истории / Институт всеобщей истории РАН. 1998: Личность и общество: проблемы самоидентификации / Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М.: Наука, 1999. — С. 264−270.
- Демкова Н.С. Комментарии к «Посланию Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае» // БЛДР. Т. 6: XIV середина XV века. -СПб.: Наука, 2000. — С. 517−519.
- Динцельбахер П. Видения // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. 2-е изд., испр. и доп. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 66−73.
- Живов В.М. Время и его собственник в России на пути от Царства к Империи // Человек между Царством и Империей: Сб. материалов международной конференции 14−15 ноября 2002 г. / Под ред. М. С. Киселевой. М.: Институт человека РАН, 2003. — С. 18−26.
- Живов В.М. Двоеверие и особый характер русской культурной истории // Живов В. М. Разыскания в области" истории и предыстории русской культуры. -М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 306−316.
- Живов В.М. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII—XVIII вв.ека // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. — М.: Языки славянской культуры, 2002.-С. 461−531.
- Живов В.М. Об этническом и религиозном самосознании Нестора Летописца // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. — М.: Языки славянской культуры, 2002. С.170−186.
- Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси // Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 73−115.
- Иванов Вяч.Вс. Гадание и предсказание будущего на Древнем Востоке и в античном мире // Антропология культуры. — Вып. 1. — М.: ОРИ, 2002.-С. 193−199.
- Ионии Л.Г. К антропологии повседневности // Ионин Л. Г. Свобода в СССР / Статьи и эссе. СПб., 1997. — С. 316−360.
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
- Каравашкин A.B., Юрганов А. Л. Регион Докса. Источниковедение культуры. М.: РГТУ, 2005. '
- Карсавин Л.П. Культура средних веков: Киев: Символ & AirLand, 1995.
- Касавин И.Т. Пространство: и время: в поисках «естественной онтологии» знания // Общественные науки и современность. — 2000: — № 1, -С. 90−100.
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. — М.: Аспект Пресс, 1996.
- КнабеТ'.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и, ее актуальные проблемы // История: мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье: Возрождение: Курс лекций / Под" ред. С. Д. Серебряиого. М.: РГГУ, 1998.- С. 37−88.
- Кобзев А.И. Понимание мира как единства времени и пространства в: традиционном: Китае // Антропология культуры- Вып. 1. Mi: ОГИ, 2002.-С. 181−187.
- Коробова A.B. «Плачем мы и ужасаемся, когда страшный час помышляем.». Духовные стихи о страшном суде // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://religion.russ.ru/culture/20 020 307-korobova.html
- Коробова A.B. «Приидите, братие, послушайте.», или некоторые размышления о духовных стихах // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://religion.russ.ru/culture/20 011 206-korobova.html
- Коробова A.B. «Росплакался Адамий, перед раем стоя.». Стихи духовные о ветхозаветных героях // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://religion.russ.ru/culture/20 011 229-korobova.html
- Коробова A.B. «Умом нам сей книги не сосмети и очам книги не обозрити: Велика книга Голубиная.». Космогония духовных стихов о Голубиной книге // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://religion.russ.ru/culture/20 011 221-korobova.html
- Коробова A.B. «Хотелось ему Богу помолиться, за младые лета потрудиться.». Пустынники и аскеты духовных стихов: Алексей, человек Божий и Иосаф-царевич // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://religion.russ.ru/culture/20 020 131-korobova.html
- Кронгауз М.А. Семантика. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2005.
- Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Филологический факультет МГУ, 1997.
- Ле Гофф Ж. В поддержку долгого Средневековья // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С. К. Цатуровой.-М.: Прогресс, 2001.-С. 31−38.
- Ле Гофф Ж. Историк и человек повседневный // Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. C.B. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. — С. 200−210.
- Jle Гофф Ж. Предисловие // Jle Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С. К. Цатуровой. М.: Прогресс, 2001.-С. 5−30.
- Ле Гофф Ж. Пустыня-лес на средневековом Западе // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С. К. Цатуровой. -М.: Прогресс, 2001. С. 85−104.
- Ле Гофф Ж. Средневековый Запад и Индийский океан: волшебный горизонт грез // Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. C.B. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред.
- B.А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.-С. 169−179.
- Ле Гофф Ж. Средневековье: время церкви и время купца // Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с франц.
- C.B. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. С. 36−48.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного- Послесл. А. Я. Гуревича. М.: Прогресс-Академия, 1992.
- Ле Гофф Ж. Чудесное на средневековом Западе // Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С. К. Цатуровой. М.: Прогресс, 2001. — С. 41−65.
- Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. -СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств, 2002.
- Лидов А.М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре. — М.: Наука, 1994. — С. 15−25.
- Людтке А. «История повседневности» в Германии после 1989 года- // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. 1999 (вып. 2). / Под ред. Ю. Л. Бессмертного, М. А. Бойцова. — М.: РГГУ, 1999. — С. 117−126.
- Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников, ХИ-ХУ века: исследование, тексты, комментарии / Отв. ред. А.Н. Сахаров- Институт российской истории РАН. -М.: Наука, 2005. '
- Марков Б.В. Культура повседневности. СПб.: Питер, 2008.
- Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. -СПб.: Лань, 1997.
- Марков Б.В. Философская? антропология: 2-е изд. — СПб.: Питер- 2008.
- Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в. пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999.
- Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник: В 2 кн. — 2-е изд., расш. и испр. — СПб.: Композитор, 2003.
- Махлина- С.Т. Семиотика' сакрально-религиозных представлений. — СПб.: Алетейя, 2008.
- Мильков В.В. Концепция земного рая в древнерусских апокрифах // Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М.: Наука, 1997. -С. 229−254.
- Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. Энциклопедия, 1990.
- Михайлова Т.А. «Острова за морем», или Тема плаваний в Иной мир в ирландской традиции // Представления о смерти и локализация Иного мира у древних кельтов и германцев / Отв. ред. Т. А. Михайлова. М.: Языки славянской культуры, 2002. — С.151- 182.
- Михина Е.М. Конвенция ученых или историческое сознание? // Одиссей: Человек в истории / Институт всеобщей истории РАН. 1998: Личность и общество: проблемы самоидентификации / Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М.: Наука, 1999. — С. 277−280.
- Мороз Е.Л. Новая концепция русского былинного эпоса. Совместные сочинения И. Я. Фроянова и Ю. И. Юдина // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/moroz2.htm
- Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. — М.: Наука, 1993.
- Никитина С.Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе) // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 348−356.
- Оболенская C.B. История повседневности в современной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в Истории / Институт всеобщей истории РАН. 1990: Личность и общество / Отв. ред. А.Я. Гуревич-М.: Наука, 1990.-С. 182−198.
- Оболенская C.B. Некто Йозеф Шефер, солдат гитлеровского вермахта. Индивидуальная биография как опыт исследования «истории повседневности» // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.tuad.nsk.rU/~historv/Author/Russ/0/Obolenskaa/soldat.html
- Орнатская Л.А. О социальной функции образа рая // Образ рая: от мифа к утопии. Сб. статей и материалов конференции 31 октября — 2 ноября 2002 г. / Отв. ред. М. М. Шахнович. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 186−190.
- Панченко A.M. Василий Калика // СККДР. Выпуск 1 (XI первая половина XIV в.). / Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, 1987. — С. 9295.
- Панченко A.M. Стихи покаянные // СККДР. Выпуск 2 (вторая половина XIV—XVI вв.). Часть 2. Л-Я. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1989. -С. 421−423.
- Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебского культов. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2003.
- Петрухин' В. Я. История пространства и пространство истории" // Антропология культуры. Вып.Г. М.: ОГИ, 2002. — С. 39−55.
- Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.еков. -Смоленск: Русич- М.: Гнозис, 1995.
- Пигин A.B. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.124: Пигин A.B. Комментарии к «Повести о видении Антония Галичанина» // БЛДР. Т. 8: XIV первая половина XVI века. — СПб.: Наука, 2003. -С. 579−580.
- Пигин A.B. Комментарии к. «Хождению Феодоры по воздушным мытарствам» (из «Жития Василия Нового») // БЛДР. Т. 8: XIV первая половина XVI века. — СПб.: Наука, 2003. — С. 575−578.
- Пиотровская Е.К. «Христианская Топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции (на материале дошедших фрагментов) / Санкт-Петербургский институт истории РАН. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
- Пиотровская Е.К. «Христианская Топография» Козьмы Индикоплова // СККДР. Выпуск 1 (XI первая половина XIV в.). / Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л.: Наука, 1987. — С. 465−467.
- Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. — М.-Ньютонвиль:. Археографический Центр, 1993.
- Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: «Акрополь, 1995.
- Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. — М.: Наука, 1979.
- Рабинович В.Л. Жить просто или просто жить // Когнитивная эволюция и творчество / Отв. ред. И. П. Меркулов. М.: Институт философии РАН, 1995.-С. 5−50.
- Рабинович B. JL Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М.: Книга, 1991.
- Ранчин A.M., Лаушкин A.B. К вопросу о библеизмах в древнерусском летописании. Вопросы истории. — 2002. — № 1. — С. 125 — 137.
- Ранчин A.M. О принципах герменевтического изучения древнерусской словесности // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. — № 2. — С. 69−81.
- Решетова A.A. «Повесть о святых и богопроходных местах» Гавриила Назаретского: автор и история текста // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2006. — № 2. — С. 92−106.
- Рождественская M.B. Комментарии к «Видению пророка Исайи» // БЛДР. Т. 3: XI—XII вв.ека. СПб.: Наука, 1999. — С. 386−387.
- Салмина M.А. Апокриф о Макарии Римском // СККДР. Выпуск 1 (XI -первая половина XIV в.). / Отв. ред. Д. С. Лихачев. — JL: Наука, 1987. -С. 41−43.
- Салмина М.А. Комментарии к «Слову о житии великого князя Дмитрия Ивановича» // БЛДР. Т. 6: XIV середина XV века. — СПб.: Наука, 2000. — С. 545−547.
- Селиванова C.B. Роль архаических представлений s в апокрифе «Сказание отца Агапия» // Русский фольклор. T. XXTV. Этнографические истоки фольклорных* явлений. — JL: Наука, 1987. С. 99−106.
- Сохань И.В. Повседневность как сфера особого знания// Методология науки. Вып. III. Становление современной научной рациональности.1. Томск, 1998.-С. 174−176.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, 1976.
- Творогов О.В. Комментарии к «Сказанию о Макарии Римском» // БЛДР. Т. 3: XI—XII вв.ека. СПб., Наука, 1999. — С. 408.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и линквокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996.
- Топоров В.Н. Об индивидуальных образах-пространства («Феномен» Батенькова) // Одиссей: Человек в истории / Институт всеобщей истории РАН. 1994: Картина мира в народном и ученом сознании / Отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. — М.: Наука, 1994. — С. 65−94.
- Топоров В.Н. О понятии места, его внутренних связях, его контексте (значение, смысл, этимология) // Язык культуры: Семантика играмматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923−1996). М.: Индрик, 2004. — С. 12−106.
- Топоров В.Н. Пространство и текст // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://opentextnn.ru/space/?id=l 810
- Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1994.
- Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. — СПб.: Алетейя, 1998.
- Удальцова З.В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // O.P. Бородин, С. Н. Гукова. История географической мысли в Византии. Приложение. СПб.: Алетейя, 2000. — С. 158−175.
- Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 2. Язык и культура. — М.: Гнозис, 1994.
- Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004.
- Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры, 2000.
- Успенский Ф.Б. Путь из варяг в греки: Граница, дорога, направление в представлениях древних скандинавов // Антропология культуры. Вып. 1.-М.: ОГИ, 2002. С. 223−229.
- Федотов. Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Вступ. ст. Н.И. Толстого- Послесл. С.Е. Никитиной- Подготовка текста и коммент. A.JI. Топоркова. — М^: Индрик, 1991.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
- Флоря Б.Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха» // Древнейшие государства на, территории СССР: материалы и исследования. 1987. — М.: Наука, 1989. С. 185−188.
- Хейзинга И. Homo ludens: Статьи по истории культуры / Научные комментарии Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция, 1997.
- Хейзинга И. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV- и-XV вв. во Франции и-Нидерландах /. Перевод Д. В. Сильвестрова. М.: Наука, 1988.
- Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. М.: КомКнига, 2006.
- Цодикович В.К. Семантика иконографии. Страшного Суда в русском искусстве 15−16 веков. Ульяновск: Ульяновское областное газетное издательство, 1995.
- Чумакова Т.В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся»: Образ человека в культуре Древней Руси. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
- Чумакова Т.В. Православие. — СПб.: Питер, 2006.
- Чумакова T.B. «Странник я на земле». Человек в поисках рая (по материалам древнерусской книжности) // Образ рая: от мифа к утопии. Сб. статей и материалов конференции 31 октября — 2 ноября 2002 г. /s
- Отв. ред. М. М. Шахнович. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 55−60.
- Шейкин А. Г. Культурная семантика // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С. 357 359.
- Шмитт Ж.-К. Сакральное // Словарь средневековой культуры / Под ред. А .Я. Гуревича. 2-е изд., испр. и доп. — М.: РОССПЭН, 2007. — С.446−450.
- Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. — № 2. — С. 129−137.
- Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. А. Антоновского и др. -М.: Праксис, 2001.
- Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 1: Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. — СПб.: Университетская книга, 2001.
- Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2: Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. — СПб.: Университетская книга, 2001.
- Юдин A.B. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М., 1997 // Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/iudin 1 .htm
- Юрганов А.JI. Категории русской средневековой культуры. — М.: МИРОС, 1998.
- Юрганов A.JI. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. -2001.-№ 9.-С. 36−52.
- Юрганов A.JI. Убить беса. Путь от Средневековья к Новому времени. — М.: РГГУ, 2006.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.
- Ястребицкая A.JI. О культур-диалогической природе историографического // Выбор метода: изучение культуры в России 1990-х годов. Сборник научных статей / Сост. и отв. ред. Г. И. Зверева. -М.: РГГУ, 2001. С. 37−59.