Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренировочных устройств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в российском обществе на фоне отрицательных социальных и экономических изменений очень остро стоит проблема улучшения показателей здоровья детей дошкольного возраста. Между тем фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте (И.А.Аршавский, 1982; Л. И. Лубышева, 1992; Г. Доман, 1996; Ю. К. Чернышенко, 1998; С. Б. Шарманова, 2004; В. К. Бальсевич, 2008 и др… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Проблемы здоровья и физического воспитания дошкольников на современном этапе
    • 1. 2. Анализ современных научно-методических подходов для повышения эффективности физического воспитания дошкольников
    • 1. 3. Особенности методики развития физических качеств дошкольников
    • 1. 4. Особенности применения физкультурно-спортивного инвентаря и оборудования в физическом воспитании дошкольников 3−6 лет
    • 1. 5. Возрастные особенности детей 3−6 лет
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • II. 1. Задачи исследования
    • II. 2. Методы исследования
  • П.З.Организация исследования
  • ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 3−6 ЛЕТ
    • III. 1. Современные проблемы процесса физической подготовки детей, посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения
  • Ш. 2. Исследование показателей физического состояния детей, посещающих дошкольные общеобразовательные учреждения г. Хабаровска.82'
  • Ш. З. Методика развития физических качеств детей 3−6 лет с использованием тренировочных устройств
  • ГЛАВА IV. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 3−6 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ
    • IV. 1. Эффективность тренировочных устройств «Паровоз» и «Цветок» для дошкольников 3−6 лет
  • Г/.2.Эффективность изменения нагрузки на тренировочном занятии
    • IV. 3. Эффективность комплексной методики развития физических качеств детей 3−6 лет
  • ВЫВОДЫ

Методика развития физических качеств детей 3-6 лет с использованием тренировочных устройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В настоящее время в российском обществе на фоне отрицательных социальных и экономических изменений очень остро стоит проблема улучшения показателей здоровья детей дошкольного возраста. Между тем фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте (И.А.Аршавский, 1982; Л. И. Лубышева, 1992; Г. Доман, 1996; Ю. К. Чернышенко, 1998; С. Б. Шарманова, 2004; В. К. Бальсевич, 2008 и др.). Статистические данные из различных регионов России в целом отражают тревожную тенденцию изменений физического состояния и заболеваемости детей, но при этом практически каждый регион имеет свои особенности в этих изменениях (Ю.А.Зузик, 1999; Г. А. Решетнева, 2000; Л. В. Ведерникова, 2005; Т. В. Панская, 2005; О. О. Шумская, 2008; В. П. Лепешев, 2009; А. А. Малышев, 2009; В. А. Нестеров, 2009 и др.). По данным Ю. П. Пузыря (2006) за последний год пребывания детей в возрасте 6−7 лет в детском саду индекс их физической подготовленности увеличивается в среднем с 40,1% до 41,9%. Такая динамика развития физических способностей дошкольников является «критической».

Этой проблеме только за последнее десятилетие посвящен целый ряд научных трудов. Так, предлагается использовать элементы спортивной тренировки для повышения уровня физической подготовленности дошкольников (Т.А.Банникова, В. П. Стрельцов, 2002; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 2006). Много внимания уделяется дифференциации процесса физического воспитания детей (Н.Б.Котел евская, 2000; О. В. Ивасева, 2006; С. Г. Абольянина, 2009). Определена эффективность различных средств физического воспитания и фитнеса для улучшения физического состояния детей (Н.И.Дворкина, 2002; Е. А. Ветошкина, 2005 и др.). Изучены вопросы повышения мотивации дошкольников к двигательной деятельности (И.М.Воротилкина, 2007; Г. Н. Голубева, 2008).

Из изложенного выше следует отметить ряд противоречий:

— несмотря на большой поток научных исследований показатели развития физических способностей современных дошкольников остаются низкимипо нашему мнению, это происходит из-за отсутствия эффективной методики управления детьми во время выполнения упражнений;

— успех решения задач физической подготовленности дошкольников определяется по показателям развития всех физических способностей, но в современных научных работах отсутствуют исследования о развитии силовой выносливости мышц туловища дошкольников, хотя известно, что развитие этого физического качества способствует оптимальному формированию опорно-двигательного аппарата детей.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключалась в разработке методики, включающей эффективные организационно-методические приемы контроля и управления выполнением дошкольниками физических упражнений с целью гармоничного развития двигательных способностей детей 3−6 лет, что обусловило актуальность нашего исследования.

Работа выполнена в соответствие с планом НИОКР Федерального агентства по физической культуре и спорту на 2005;2014 гг. согласно теме 01.02.00 «Методология и технология оздоровления различных социально-демографических групп населения «.

Объект исследования — процесс физичеркого воспитания детей 3−6 лет.

Предмет исследования — методика развития физических качеств детей 3−6 лет с использованием тренировочных устройств.

Цель исследования — повышение эффективности процесса физического воспитания дошкольников 3−6 лет с использованием тренировочных устройств.

Гипотеза исследования основывалась на том, что разработанная методика развития физических качеств детей 3−6 лет, с использованием тренировочных устройств, позволит улучшить физическое состояние детей, а также предупредит появление у них отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методология исследования основывается на фундаментальных философских, физиологических, психологических и педагогических представлениях о человеке, как природном и социальном существе (С.Л.Рубинштейн, 1976; А. Н. Леонтьев, 1977), о единстве умственного, нравственного и физического в формировании личности (Н.Н.Визитей, 1989 и др.), о физической активности и физической культуре, как важном факторе, определяющем здоровье человека (П.Ф.Лесгафт, 1951; А. П. Матвеев, 1983; В. М. Выдрин, 1998; Г. Г. Наталов, 1998; и др.). Отраслевую методологию составляют основные положения теории и методики физической культуры (В.В.Белоусова, 1983; В. И. Столяров, 1984; А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, 1985; Л. И. Лубышева, 1992; Чернышенко, 1998; Э. Я. Степаненкова, 2001; В. Бальсевич, 2002 и др.) — теория и методика адаптивной физической культуры (С.П.Евсеев, 2000; Л. В. Шапкова, 2001).

Задачи исследования.

1.Определить модельные показатели физического состояния дошкольников и критерии их оценки.

2.Разработать тренировочные устройства и методики их использования для управления физической активностью детей.

3.Разработать методику развития физических качеств дошкольников 3−6 лет, с использованием тренировочных устройств и экспериментально обосновать её эффективность.

Методы исследования.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников, анализ документальных материалов, опрос, педагогические наблюдения, антропометрия, тестирование, педагогический эксперимент, пульсометрия, хронометрирование, экспертная оценка, моделирование, методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — определены модельные показатели физического состояния дошкольников и критерии их оценки;

— разработаны тренировочные устройства и методики их использования для управления физической активностью детей 3−6 лет (патенты на полезные модели: № 68 330 от 27 ноября 2007 г., № 75 835 от 27 августа 2008 г.) — -разработана комплексная методика развития физических качеств дошкольников 3−6 лет, с использованием тренировочных устройств и экспериментально обосновано позитивное её воздействие на физическое состояние дошкольников.

Теоретическая значимость.

Результаты исследования дополняют теорию и методику физического воспитания сведениями об особенностях развития и модельных показателях силовой выносливости мышц туловища детей 3−7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Обоснована целесообразность использования тренировочных устройств в управлении физической активностью детей, с целью развития их двигательных способностей.

Практическая значимость Разработанная методика развития физических качеств детей 3−6 лет, улучшает физическое состояние, предупреждает появление нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата детей, формирует осознанное отношение детей к оздоровлению средствами физической культуры. Представленный материал является практической основой для специалистов по физическому воспитанию дошкольников. Результаты исследования позволяют рекомендовать проведение занятий по данной методике на базе дошкольных учреждений, в фитнес клубах, физкультурно-оздоровительных центрах, учреждениях дополнительного образования детей, в семьях.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные положения работы и её результаты были представлены в виде докладов и публикаций на 2-х всероссийских (Хабаровск, март 2006, ноябрь.

2007) и 2-х международных конференциях (Хабаровск, апрель 2007, Уссурийск, октябрь 2009). По результатам исследования опубликовано 5 статей, одна из которых — в ведущем рецензируемом ВАК, научном журнале («Вестник Бурятского университета», г. Улан-Уде, 2008), запатентованы два тренировочных устройства (ноябрь 2007, август 2008). Результаты исследования внедрены в двух дошкольных учреждениях и в детском физкультурно-оздоровительном центре «Крепыш» г. Хабаровска.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. При решении задач развития силы дошкольников преимущественным является развитие силовой выносливости мышц туловища детей 3−7 лет. Использование тренировочных устройств позволяет более эффективно управлять физической активностью детей.

2. Разработанная методика развития физических качеств детей 3−6 лет с использованием тренировочных устройств положительно влияет на их физическую подготовленность, улучшает работу функциональных систем организма, препятствует возникновению нарушений осанки.

Структура и объем диссертации

Настоящая работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений, 3-х актов внедрения результатов исследования в практику, 2-х патентов на изобретение тренировочных устройств. Основное содержание изложено на 150 страницах печатного текста и содержит 25 таблиц, 11 рисунков, 5 приложений.

Список литературы

включает 195 источников, из которых 5 — на иностранном языке.

выводы.

1. Показатели развития силовой выносливости мышечных групп туловища дошкольников 3−7 лет определены из модельных как наиболее важные. Развитие силовой выносливости мышц туловища более динамично (47,2% в год), чем развитие силы конечностей (ног — 16,3%, рук — 30,4% в год), поэтому при развитии силовых способностей дошкольников следует отдавать приоритет мышечным группам туловищанаибольший прирост данной способности оказался у детей за 4-й год жизни — 80% (Р<0,01).

2. Разработаны тренировочные устройства «Цветок» и «Паровоз» для управления физической активностью детей. Исследования показали, что дети экспериментальной группы после 6 занятий 'значительно лучше выполняли бег на общую выносливость и упражнения для мышц туловища, чем в контрольной, в среднем разница составила 2 балла (Р<0,05). Кроме того, показатели ЧСС во время бега свидетельствуют о более экономичном функционировании сердечно-сосудистой системы детей экспериментальной группы. Использование тренировочного устройства «Паровоз» дает преимущество в улучшении показателей общей выносливости детей ежегодно на 9%, а тренировочное устройство «Цветок» ежегодно дает преимущество в увеличении показателей силовой выносливости мышц туловища на 15,5%.

3. Разработана методика развития физических качеств дошкольников 3−6 лет, которая включает: преимущественное развитие силовой выносливости мышц туловища дошкольников в рамках дополнительных тренировочных занятий, использование тренировочных устройств «Паровоз» и «Цветок» для управления движениями детей, волнообразное изменение нагрузки в основной части занятияформирование осознанного отношения к оздоровлению средствами физической культуры.

4. Установлено, что эффективность экспериментальной методики развития физических качеств детей 3−6 лет за три года оказалась выше, чем в контрольной группе по ряду показателей:

— морфо-функциональные характеристики — ЖЕЛ (на 25%), время восстановления после нагрузки (на 13%), кистевая динамометрия (на 14,4%) при Р<0,01- в экспериментальной группе — нет нарушений осанки, а в контрольной группе — у 5 детей;

— физической подготовленности — координация движений («челночный» бег.

3x10м — на 4%), скорость (бег на 30м — на 9,8%) при Р<0,05, гибкость (наклон туловища вперед — на 18%), общую выносливость (бег на 300 м — на 27%) при Р<0,01- силовую выносливость (вис на прямых руках — на 85%, упражнения для мышц туловища — в среднем на 98% при Р<0,001) — -объем знаний о физкультурной деятельности экспериментальной группы больше объема знаний контрольной группы (Р<0,05), а осознанность в экспериментальной группе превысила контрольную на 55% (Р<0,05) — -эмоциональное отношение детей ко всем формам физического воспитания улучшилось, экспериментальная группа опередила показатели контрольной I на 19,5% (Р<0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ I.

1. Процесс развития физических способностей дошкольников 3−6 лет должен включать тренировочные занятия во второй половине дня (2 раза в неделю), в содержание которых следует включать упражнения для развития силы мышц туловища (30%-38% от всех средств) и общей выносливости (15−20% средств).

2. В ходе контроля и планирования процесса физической подготовки детей 3−6 лет следует ориентироваться на модельные уровни развития физических качеств. .

3. Для более эффективного выполнения группами детей упражнений для развития силы мышечного корсета необходимо использовать тренировочное устройство «Цветок», а для развития общей выносливости — тренировочное устройство «Паровоз».

4. В основной части тренировочного занятия следует планировать волнообразную нагрузку. Планирование более интенсивного режима выполнения физических нагрузок осуществляется только после изменения физического состояния ребенка в сторону его улучшения, когда в результате адаптации к предыдущей нагрузке, начинают уменьшаться вызываемые ею функциональные сдвиги.

5. Для повышения мотивации детей к физкультурной деятельности необходимо на каждом тренировочном занятии формировать знания детей об оздоровлении средствами физической культуры, отводя для этого 35 мин времени занятия. На освоение одной темы отводить 6−8 занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.04: [ДВГАФК] /Абольянина Светлана Геннадьевна. Хабаровск, 2009.- 24с.'
  2. , Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования Текст. / Р. И. Айзман. Новосибирск, 1996—27с.
  3. , В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Текст. / В.Г. Аля-мовская Нижний Новгород: Линка Пресс, 1993.-110с.
  4. , М.Н. Страна детства: Сборник. Текст. / М. Н. Амосов, М. Н. Никитина Л.А., Воронцов Д. Д. М.: Знание, 1990. — 288с.
  5. , Е.Ю. Коррекция физического состояния детей дошкольного возраста средствами физической культурй Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [Всерос. Начно исслед. Ин-т физ. культуры] / Андриянова Екатерина Юрьевна. М., 2001.-18с.
  6. , Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка Текст. / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина//Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 66−70.
  7. , М.В. Исследование готовности детей к обучению на основе ряда морфофункциональных показателей Текст. / М. В. Антропова, С. П. Ефимова, O.A. Лосева.// Новые исследования по возрастной физиологии. -1976.-№ 1.- С. 11.
  8. , Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Текст. / Г. Л. Апанасенко.-Киев: Здоровья, 1985. 80с.
  9. , В. Н. Медико-биологические основы здорового образа жизни Текст. / В. Н. Артамонов, P.E. Мотылянская. М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 51с.
  10. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Текст. / И. А. Аршавский — М.: Наука, 1982. 270с.
  11. , Б.А. Теория и методика физического воспитания Текст.: учеб. для студентов / Б. А. Ашмарин. М.: Просвещение, 1990. — 287с.
  12. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич.- М.: Теория и практика физической культуры, 2000.- 274с.
  13. , В.К. Спортивно-ориентированное воспитание: образовательный и социальный аспект Текст. / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. — С. 19−22. — ISBN 0040−3601.
  14. , Т.А. Физкультурная тренировка старших дошкольников: Проблемы и решения Текст. / Т. А. Банникова, В. П. Стрельцов //Актуальные вопросы Физической культуры и спорта. — Краснодар. -2002. -Т.5.- С. 258−263.
  15. , Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [Сиб-ГУФК] / Башта Людмила Юрьевна. Омск, 2006. — 24с.
  16. , М.М. Возрастная валеология (физиология развития ребенка) Текст.: учебное пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. -М.: Академия, 2002. 416с.
  17. , В.В. Педагогика Текст.: учебник для тех-ов физической культуры / В. В. Белорусова. М.: ФК и С,' 1983. — 231с.
  18. , H.A. Валеология в детских дошкольных учреждениях Текст.: / H.A. Бернацкая // Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: СибГАФК, 1997. — С.145−148.
  19. , H.A. О ловкости и её развитии Текст. / H.A. Бернштейн. -М.: ФК и С, 1991.-288с.
  20. , A.A. Совершенствование движений в процессе физического воспитания с учетом возрастных особенностей двигательных функций. Текст.: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.04: [ВГАФК] / A.A. Бишаева.-М., 1976. -22с.
  21. , З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Текст. / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991.-207с.
  22. , Л.Р. Дошкольная педагогика Текст.: учебное пособие для ср. пед. заведений / JI.P. Болотина, Т.С., Комарова, С. П. Баранов. -М.:" Академия", 1997.-240с.
  23. , Е.М. Коррекция функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5−6 лет с учетом пространственной организации их тела Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [НУ ФВиС Украины] / Бондарь Елена Михайловна. Киев, 2009. -23с.
  24. , B.C. Физическая культура и здоровье Текст.: Тетрадь для занятий (пособие) / B.C. Быков.- Челябинск: ЧГИФК, 1995.-25с.
  25. , E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать Текст.: пособие для воспит. дет. сада / E.H. Вавилова. М.: Просвещение, 1983.-144с.
  26. , Э.Н. Общая валеология Текст.: учебник / Э. Н. Вайнер. Липецк: Липецкое изд-во, 1998. — 160с.
  27. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста-Текст.: учебник / Т. И. Ерофеева, О. Л. Зверева,
  28. Т.А. Макеева М.: А.П.О., 1996, — 56с.
  29. , JI.B. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5−7 лет, проживающих в регионах крайнего севера Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [СибГУФК]: / Ведерникова Лариса Владимировна. Омск, 2005. — 24с.
  30. , С.Т. Здоровье человека и окружающая среда Текст.:Iучебное пособие / С. Т. Величковский. М: Новая школа, 1997. — 240с.
  31. , JI.A. Достижения в изучении психического развития ребенка Текст. / JI. Венгер //Дошкольное воспитание. -1987.- № 11. С.56−60.
  32. , H.A. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни Текст.: кн. для воспит. дет. сада / H.A. Ветлугина, JI.A. Парамонова, О. С. Ушакова. М.: Просвещение, 1987. — 158с.
  33. , H.H. Физическая культура личности Текст. / H.H. Визитей
  34. Кишинев: Штиинца, 1989. 107с.
  35. , Э.С. Развитие двигательной функции у детей Текст. / Э.С. Вильчковский-Киев: Здоровье, 1983. 223с.
  36. , П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни Текст.: учебное пособие. / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. М.: Советский спорт, 1996. — 591с.
  37. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина.-М.: Просвещение, 1984.-256с.
  38. , А. Путь к здоровью Текст. /А. Волжанин, Ю. Субботин, С. Чикин.-М.: Знание, 1990.-160с.
  39. , И.М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи Текст.: авто-реф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.04: [СибГУФК]: / Воротилкина Ирина Михайловна. Омск, 2007. — 43с.
  40. , И.М. Физическое развитие.и методика физической подготовленности дошкольников Текст.: метод, пособие / И. М. Воротилкина. -Биробиджан: БГПИ, 1995.-25с.
  41. , И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду Текст. / И. М. Воротилкина. Биробиджан: БГПИ, 1997.-114с.
  42. , И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [ДВГАФК] / Воротилкина Ирина Михайловна. Хабаровск, 1998.-171 с.
  43. , JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / JI.C. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-224 с.
  44. , В.М. Деятельность специалистов в физической культуры Текст.: учебное пособие / В.М. Выдрин- СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. 74с. — ISBN 5−7065−0393−1/
  45. , JI.H. Ступени общения: от года до семи лет Текст. / JI.H. Га-лигузова, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 1992. — 143с.
  46. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка Текст. / П. Я. Гальперин М.: Изд-во МГУ, 1985.- 45с.
  47. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет Текст.: кн. для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова, Л. Я. Каневская, В. И. Теленчи. М.: Просвещение, 1987.-143с.
  48. , JI.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания Текст. /Л.Д. Глазырина. — Мн.: НМЦентр, 1995.-240с.
  49. , Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: пособие для педагогов дошк. учрежд / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. -М.: ВЛАДОС, 2000. 176с.
  50. , Г. Н. Формирование активного двигательного режима ребёнка до 6 лет Текст. / Г. Н. Голубева // Теория и практика физической культуГры. 2008. — № 2. — С. 83−86. — ISSN 0040−3601.
  51. , Е.В. Физкультурно-оздоровительная методика музыкально-ритмической дыхательной гимнастики для дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: [КГУФКСТ] / Горина Елена Владимировна. М., 2006. — 24с.
  52. , В.В. Формирование точности выполнения двигательных действий у старших дошкольников средствами физического воспитания Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: /В.В.Гурин-Майкоп, 2002. 24с.
  53. , Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у деГтей 6−7 лет средствами оздоровительной физической культуры Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [КубГУФК] / Гутерман Татьяна Александровна. Краснодар, 2005. — 25с.
  54. , В.В. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учебник для пед. ин-тов / В. В: Давыдов, A.B. Петровский. М.: Просвещение, 1979.-288с.
  55. , Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей 3−6 лет Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук:1300.04:КубГАФК./Наталья Ивановна Дворкина. Краснодар, 2002.-27с.
  56. , Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [ВНИИФК]: / Демьяненко Юрий Васильевич. -М, 1987.-26с.
  57. Детство: Программа развития и воспитания детей в ДОУ Текст. / В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, H.A. Ноткина.- СПб.:"Акцидент", 1995.-288с.
  58. , В.В. Психофизическая трениройка Текст. / В. В. Динейка М.: Физкультура и здоровье, 1986.-63с.
  59. , Г. Гармоничное развитие ребенка Текст. /Г. Доман. М.: Аквариум, 1996. -448с.
  60. , A.C. Дневник здоровья ребенка от рождения до семи лет Текст. /А.С.Дорошенко, О. С. Шнейдер.-Хабаровск: ХГИФК, 1996.- 125с.
  61. Дошкольное образование в России Текст.: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: изд-во ACT, 1997.-336с.
  62. С.П. Адаптивная физическая культура Текст.: учебное пособие для вузов /С.П. Евсеев, Л. В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2000. — 240с.
  63. , К.А. Обоснование стандартной тестовой тренировочной программы для оценки оптимального уровня развития быстроты у детей 4−6 лет Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [ВНИИФК] / Ежевская Клавдия Александровна. М: 1995. -23с.
  64. , Е.Ф. Развивающая деятельность старших дошкольников ы бассейне с использованием элементов синхронного плавания Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [ТГУ] / Елена Федоровна Жданкина. Тюмень: 2009. -24с.
  65. , М.Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением Текст.: автореф. дис. .д-ра.пед.наук: 13.00.04: [ВНИИФКиС] / Жуков Михаил Николаевич-М.: 2005. 50с.
  66. , Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми Текст. / Ю.Ф. Зманов-ский. М.: Медицина, 1989. — 128с.
  67. , В.Н. Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с применением элементов синхронного плавания Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [КамГАФКСиТ] / Золотов Владимир Николаевич. — Набережные Челны, 2009. 24с.
  68. , С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте Текст. / С. М. Иванов. М.: Медицина, 1983.-399с.
  69. , О.В. Дифференцированная физическая подготовка детей 4−6 лет Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [КГУФКСТ] / Ивасева Ольга Владимировна. Краснодар, 2006. — 24с.
  70. , С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика Текст.: монография / С. И. Изаак. М.: Советский спорт, 2005. — 196 с. ISBN 5−9718−0076−0
  71. , А.И. Моделирование как метод исследования подготовки спортсменов Текст. / А. И. Исаев, A.A. Чепцов, А. М. Астахов // Спортивная борьба: Ежегодник. -М.: 1981. С.60−62.
  72. , О.В. Оптимизация двигательной активности дошкольников в ус- ловиях семейного воспитания [Текст.: автореф. .дис.канд. пед. на- ук: 13.00.04: [КГПУ им. В.П.Астафьева]: / Казак Оксана Валериевна. -f' Красноярск, 2005. 24с.
  73. , A.B. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. / A.B. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 1985.-271с.
  74. , И.А. Двигательный режим и физическое состояние детей 6−7 лет, обучающихся в школах различного типа Текст.: автореф. дис.. канд. наук по физ. воспитанию и спорту: 24.00.02: [Нац. ун-т ФВиС Украины] / Когут Ирина Александровна. Киев, 2006. — 20с.
  75. , Ф.Р. Коррекция психомоторных функций и физической подгоIтовленности у детей с низким уровнем готовности к обучению в школе Текст.: автореф. дис.. канд.пед.наук: 13.00.04: [СГАФК] / Фирая Рами-совна Козицына. Омск, 2002. — 23 с.
  76. , С.А. Дошкольная педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./С.А.Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416с. ISBN 57 695−0188-Х.
  77. , С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью Текст.: Уч. пособие для студ. пед. уч. завед. Г
  78. С.А.Козлова-М.: Изд-й центр «Академия», 1998.-160с.
  79. , О.В. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [РГАФК] /Ольга Владимировна Козырева. М., 2002. — 50с.
  80. , О.В. Методические основы физического воспитания в рамках дополнительного образования детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [МГАФК] / Коломыцева Оксана Викторовна. Малаховка, 2006. — 23с. г*
  81. , Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции Текст.: автореф .дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [СпбНИИФК] / Котелевская Наталия Борисовна. Спб., 2000. — 24с.
  82. , Т.А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни Текст. автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [СГАФК] / Кравчук Татьяна Анатольевна. Омск, 1996. — 22с.
  83. , М.В. Воздействие комплексов ритмической гимнастики на физическую подготовленность дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: [РГАФК] / Кузьменко Марианна Викторовна. -М., 2002. 24с.
  84. , Л.И. Творим здоровье души и тела Текст. / Л. И. Латохина. -СПб.: ИК «Комплект», 1997. 496с.
  85. , С.Г. Формирование осанки и комплексное развитие способностей детей 5−6 лет средствами художественной гимнастики Текст.: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.04: [ДВГАФК] / Лемешева Светлана Геннадьевна. Хабаровск, 2000. — 25с.
  86. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. /А.Н.Леонтьев 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304с. :
  87. , В.П. Физическая культура и cnopT на Дальнем Востоке России в 2008 году Текст.: аналитич. обзор стат. материалов. Вып. 8 / В. П. Лепешев. Хабаровск: ДВГАФК, 2009. — 78 с. — ISBN 978 — 5 — 8028 — 0113 — 0
  88. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П.Ф. Лес-гафт. М.: АПН РСФСР, 1952. — 135с.
  89. , Г. Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3−6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры Текст.: автореф. дис.. канд.пед.наук: 13.00.04: [КГУФКСТ] / Лиждиева Галина Николаевна. Краснодар, 2005. — 24с. :
  90. , Л.И. Концепция формирований физической культуры человека Текст. / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 119с.
  91. , О.Г. Особенности физического воспитания детей 5−7 лет с отклонениями в состоянии здоровья Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук. КубГАФК. / Олег Григорьевич Лызарь.- Краснодар.- 1998.-3Ос.
  92. , М.Д. Воспитание здорового ребенка Текст.: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. М.: АРКТИ, 1998.-88с.
  93. , C.B. Теоретико-методические основы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста Текст.: автореф.дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [Рпб.ГАФК им. П.Ф.Лесгафта] / Менькова Светлана Викторовна. Майкоп, 1998.- 48с.
  94. Методика оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников Текст.: учеб.-метод. пособ. /А.С.Дорошенко, Г. А.Ре-шетнева, О. С. Шнейдер, Л. Н. Шатанкова.-Хабаровск: ДВГАФК, 2000.-22с.
  95. , Н.В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников, как средство формирования физической культуры личности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: [РГУФКСТ] /Минникаева Наталья Викторовна. М., 2008. — 23с.
  96. , A.A. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности мальчиков 3−6 лет Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: 13.00.04: [РГАФК] / Алексей Алек-сееевич Мирошников. М, 2000. — 24с.
  97. , И.Н. Физкультурное образование детей 5−6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.04: [КГАФК] / Ирина Николаевна Моргун. Краснодар, 2001. — 16с!
  98. О.В. Методика обучения детей 4−6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04: [ВГАФК] / Ольга Владимировна Морозова. Волгоград, 2000. — 25с.
  99. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. Текст.: учебное пособие / Под ред. Антроповой М. В., Кольцовой М. Н. М.: Педагогика, 1983. — 159с.
  100. , H.H. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5−7 летнего возраста Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: [СГПУ] / Назаренко Наталья Нефедовна. -Тула, 1999. -23с.
  101. , Г. Г. Предметная интеграция основ физической культуры, спорта и физического воспитания: Логика, история, методология Текст.: автореф. дисс. .доктора пед. наук: 13.00.04. / Григорий Григорьевич Наталов. Краснодар, 1998. — 105с.
  102. Национальная доктрина образования в РФ Текст. // Бюллетень Министерства образования Рос. Федерации. 2000. -№ 11. — С. 4−13.
  103. Некрасов, A.C. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев
  104. Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.04: ТГУ им. Г.Р. Державина] / Некрасов Андрей Сергеевич. Тамбов, 2006. — 23 с.
  105. , В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков Текст.: учеб. пособие / В. А. Нестеров. Хабаровск: ДВГАФК, 2009. — 90 с.
  106. , В.А. Мотивационно-эмоциональный аспект двигательной активности детей дошкольного возраста Текст.: учебное пособие / В. А. Нестеров, И. М. Воротилкина, В. Е. Могилев. Хабаровск: ДВГАФК, 1998.-68с.
  107. , В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования Текст.: учебное пособие / В. А. Нестеров. Хабаровск: ХГИФК, 1992. — 75с.
  108. , Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней Текст. / Б. П. Никитин. — JL: Лениздат, 1990.- 115с.
  109. , М. А. Педагогические подходы к оздоровлению девочек 3−7 лет Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [ВНИИФК] / Новикова Марина Александровна. М.: 1997 -21с.
  110. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста Текст. /Авт.-сост Р. И. Амарян, В. А. Муравьев. М.: Айрис-пресс, 2004. — 128с. — ISBN 5−8112−0864−2.
  111. , Е.Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста Текст.: учебное пособие / Е. Ф. Орехов, А. Д. Котляров.- Челябинск, 1996. 27с.
  112. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего идошкольного возраста Текст. / Сост. H.A. Ноткина, Л. И. Казьмина, H.H. Бойнович. СПб.: Акцидент, 1995. — 36с.
  113. Оценочные таблицы физического развития для детей дошкольного возраста Текст.: метод, указания / Сост. В. А. Баландин, В. А. Петухов, А. Е. Шубейко. Омск: 1984.-18с.
  114. , Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста //Теория и практика физической культуры.-1990.-№ 11.- С.13−15.
  115. , А.Ю. Формирование основных двигательных навыков у детей 4−6 лет в условиях детского сада Текст.: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.04: [МГАФК] / Патрикеев Артем Юрьевич.-Малаховка, 2003. 24с.
  116. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Российское педагогическое агентство, 1995.-637с.
  117. , Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.04: [ВНИИФК] / Пензулаева Людмила Ивановна.- М., 1973. 20с. I
  118. , Г. И. Состояние здоровья детей дошкольного возраста в условиях муссонного климата Дальнего Востока Текст.: автореф. дис.канд.мед.наук: 14.00.07: [Ин-т гигиены детей и подростков] / Перелыгина Галина Ильинична. М., 1981.- 24с.
  119. , В.К. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения Текст. / В. К. Платонов. — М.: Советский спорт, 2005. 820с.
  120. , Е.А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физического воспитания детей 5−6 лет Текст.: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.04: [КубГАФК] / Погребная Елена Анатольевна. Краснодар, 2003. — 26с.
  121. Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников Текст. / Н. Полтавцева //Дошкольное воспитание. — 1997. № 5.-С.14−19.
  122. , Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физической культуры и воспитателей, работающих с детьми 5−6 лет Текст. / Н. В. Полтавцева, H.A. Гордова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2007. -256с. ISBN 5−09−15 015−8.
  123. , A.A. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений Текст. / A.A. Потапчук, М. Д. Дидур. — СПб.: Речь, 2001. 166с. ISBN 5−9268−0040−4.
  124. Программа воспитания и обучения детей в детском саду Текст. / Ред. М. А. Васильева. -М.: Просвещение, 1987. 174с.
  125. , Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук: 13.00.01: [ВНИИФК] / Пузырь Юрий Павловичам., 2006. -23с.
  126. Радуга: Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей 4−5 лет Текст. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Линка-Пресс, 1996.-184с.
  127. , Г. А. Физическое здоровье детей Хабаровского края на пороге нового тысячелетия Текст.: монография / Г. А. Решетнева. Хабаровск: ДВГАФК, 2003.- 126с.
  128. , Г. А. Формирование здоровья’Детей — важное условие сохранения здоровья нации Текст. / Г. А. Решетнева // Здоровье и физические упражнения: материалы международной научно-практической конференции. Тюмень. — 2000. — 120с.
  129. , Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5−6 лет: автореф. дис.канд.пед.наук: 13.00.04: СПб.НИИФК. / Романова Елена Евгеньевна.- СПб., 1999. 23 с.
  130. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1989. 1т- 485с., 2 т — 328с.
  131. , JI.B. Педагогические условия формирования у дошкольников готовности к обучению двигательным действиям Текст.: автореф.Iдис.канд.пед.наук: 13.00.04: ВНИИФКиС. / Руднева Лидия Викторовна. М., 2003.-26с.
  132. , М. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности Текст. / М. Рунова //Дошкольное воспитание. 1998.- № 6.-С. 81−86.
  133. , М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) Текст.: учебное пособие для студентов / М. Р. Сапин, В. У. Сивоглазов. М.: Академия, 1997.- 448с.
  134. , Г. В. Исследование оптимального двигательного режима в доiшкольных учреждениях г.Норильска Текст.: автореф. дис. .канд.пед.наук. М.: 1972. — 19с.
  135. , М.В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности Текст.: автореф. дис.. канд.пед.наук: 13.00.04: [СГАФК] / Марина Викторовна Сидорова. Смоленск, 2006. — 20с.
  136. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин.- М.: Просвещение, 1980. 240с.
  137. , A.A. Открытый урок здоровья Текст./Александр Афанасьевич Сметанкин. СПб.: Питер, 2005. — 160 с. — ISBN 5−469−460−0.
  138. , А. С. Коррекция физического и функционального развития детей путем рационализации двигательного режима Текст. /A.C. Солодков, Е. М. Есина // АФК. 2004. — № 3. — С. 17−22.
  139. , М.Х. Дифференцированный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья Текст. /М.Х. Спатаева, С. Г. Куртев // Научные труды: ежегодник. Омск: Сиб-ГУФК, 2006.-С. 159−162.
  140. , B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет Текст. / B.JI. Страковская. -М.: Новая школа, 1994.-288с.
  141. , Н.К. Педагогика Текст.: учебное пособие / Н.К. Степанен-ков. Минск: Изд-во «Скакун», 1998. — 448с.
  142. , Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степанкова. М.: Академия, 2001. — 368с.
  143. Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения Текст. /Р. Стеркина //Дошкольное воспитание. 1996. -№ 6. — С. 2−14.
  144. , В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта Текст.: учебное пособие / В. И. Столяров.- М.: ГЦОЛИФК, 1984. 100с.
  145. , В. П. Данные физического развития, физической подготовленности и некоторые функциональные исследования детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис. .канд.биол.наук. — Вильнюс, 1967. 22с.
  146. , Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника Текст.: практикум для сред, и высш. пед. уч. заведений и работников дошк. учр-й/ Г. А. Урунтаева.- М.: Изд-й центр «Академия», 1996.-96с.
  147. , Г. А. Дошкольная психология Текст.: учебное пособие для средних пед. учеб. заведений./ Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 336с.
  148. , В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников Текст. /В.И.Усаков. Красноярск: КГПИ, 1989.-47с.
  149. , Я.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ Текст.: пособие для руководителей ДОУ / Я. И. Фалюшина. М.: АРКТИ, 2003. — 68 е.- ISBN 5−89 415−288−7.
  150. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: Новая редакция (вступает в силу с 30 марта 2008 года). — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. 46 с. — ISBN 978−5-379−636−5.
  151. , Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста Текст. / Л. Б. Фесюкова. Харьков: Фолио, 1997. — 464с.
  152. Физическое воспитание и развитие дошкольников Текст.: учеб. пособие для ср. проф. образования / под ред. С. О. Филипповой. М.: Академия, 2007. — 224 с. — ISBN 978 — 5 — 7695 — 3058 — 6.
  153. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия Текст. / авт. сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Т. П. Попова. — Волгоград: Учитель, 2008. — 159 с. — ISBN 978 — 5 — 7057 — 1515 — 2 .
  154. , С.О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников Текст. / С. О. Филиппова // Теория и практика физической культуры. 2006. — № 9. — С. 15−17.
  155. , М.И. ЛФК при детских заболеваниях Текст. / М. И. Фонарев, Т. А. Фонарева.- М.: Медицина, 1977.- 300с.
  156. , В.Г. Возрастные особенности проявления общей выносливости у детей дошкольного возраста и методиках её воспитания в условиях детского сада: Текст.: автореф. дис.'. канд.пед.наук: 13.00.04: /В.Г.Фролов.- Москва, 1977. 24с.
  157. , И.Ф. Педагогика. Текст.: учеб пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. -М.: Высшая школа, 1990. — 576с.
  158. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст.: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений./Ж.К.Холодов, В. С. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-480с.
  159. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена Текст.: пособие для студ.пед.инст. /А.Г. Хрипкова. М.: Просвещение, 1990.-319с.Г
  160. , А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста Текст.: учеб. для пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. / А. П. Чабовская. — М.: Просвещение, 1987.- 272с.
  161. , Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.. докт.пед.наук: 13.00.04: [КГАФК] / Чернышенко Юрий Константинович. Краснодар: 1998. — 50с.
  162. , JI. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры Текст.: учебное пособие /Л.В. Шапкова. СПб.: СПбГАФК, 1997. — 45с.
  163. , С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Текст.: уч.-мет. пособие /С.Б. Шарманова, А. И. Федоров, Е. А. Черепов. М.: Советский спорт, 2004. — 120с.
  164. , Т.А. Комплексное использование игры в физическом воспитании старших дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд.пед. наук: 13.00.04: [КГПУ им. В.П.Астафьева] / Швалева Тамара Алексеевна. -Красноярск, 2006. 23с.
  165. , В.Н. Физическое воспитание дошкольников Текст.: практикум / В. Н. Шебеко, H.H. Ермак, В. А. Шишкина. -М.: Академия, 1999. 160с.
  166. , Н.И. Зависимость физического развития, функциональной и двигательной готовности у детей 3−5 лет от качества физического воспитания Текст. /Н.И.Шлык, И. В. Гуштурова, В. С. Зеленин. //Теория и практика физической культуры.-1990.-№ 11 .-С.33−36.
  167. , О.С. Формирование здорового образа жизни у детей 4−5 лет Текст.: дис.. канд.пед. наук: 13.00.04, [ДВГАФК] / Ольга Сергеевна Шнейдер. Хабаровск, 1999. -215с.
  168. , Б.Н. Моделирование в спорте высших достижений Текст. /Б.Н. Шустин. М.: РГАФК, 1995. — 103с.
  169. Д.Б. Проблемы психологии детской игры в работах J1.C. Выготского, его сотрудников и последователей Текст. /Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 18−20.
  170. , Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста Текст. / Г. П. Юрко. М.: Медицина, 1978.- 248с.
  171. , В.В. Рост и развитие ребенка. 2-е изд. Текст. /В.В. Юрьев СПб: Питер, 2003. — 272с.- ISBN 5−94 723−274-Х
  172. Abelin, Т. Approaches to health promotion and disease prevention //Measurements in Health Promotion and Protection. — Copenhagen: 1987/ P. 9−48.
  173. Dean, K. et Al. Research on lifestyles and health: searching for heaning //Soc. Sci. Med. 1995. — Vol.414. — P. 845−855.
  174. Eastwood C. You and yuor health. A school hygiene course. London: 1951.213 p.
  175. Gupta S. Child health. Questions you may ask. New Delh: Frank Bros. & Co, 1989.- 116 p.
  176. Scheider R. Methods and materials of health education. Philadelphia: 1958. i400 p.
Заполнить форму текущей работой