Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Идентификация показателей качества судовых автоматизированных систем на основе оптимальных планов вычислительного эксперимента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сокращение сроков проектирования судовых АС вступает в противоречие с необходимостью разработки новых технических решений, обеспечивающих заданное качество процессов. Поэтому при предпроектных исследованиях и на ранних стадиях проектирования необходимо осуществлять большой объем расчетов для комплексной оценки качества процессов различных режимов работы отдельных вариантов АС. Применение для этой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ СУДОВЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 1. 1. Особенности идентификации судовых автоматизированных систем
    • 1. 2. Идентификация судовых АС на основе планирования вычислительного эксперимента
    • 1. 3. Критерии оптимальности планов вычислительного эксперимента при идентификации судовых АС
  • 2. УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
    • 2. 1. Моменты плана
    • 2. 2. Достаточные условия оптимальной идентификации
    • 2. 3. Необходимые и достаточные условия оптимальной идентификации
  • 3. ВЫБОР СТРУКТУРЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЛАНОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 3. 1. Структурный синтез оптимального плана вычислительного эксперимента
    • 3. 2. Формализация задачи параметрического синтеза многофакторного эксперимента
    • 3. 3. Параметрический синтез планов двухфакторного эксперимента
    • 3. 4. Параметрический синтез оптимальных планов четвёртого порядка на четыре фактора
    • 3. 5. Параметрический синтез оптимальных планов четвёртого порядка на два фактора
    • 3. 6. Комплекс программ для определения полиномиальных моделей показателей качества АС
      • 3. 6. 1. Параметрический синтез планов вычислительного эксперимента, на основе модифицированного метода деформированных многогранников
        • 3. 6. 1. 1. Архитектура системы, достоинства и недостатки
      • 3. 6. 2. Программная реализация обработки непрерывных планов вычислительного эксперимента на основе обобщенного метода наименьших квадратов
  • 4. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ИСКАЖЕНИЯ КРИВОЙ НАПРЯЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ БУРОВОЙ УСТАНОВКИ СО СТАТИЧЕСКИМИ ВЫПРЯМИТЕЛЯМИ
    • 4. 1. Постановка задачи
    • 4. 2. Идентификация показателей искажения ЭЭС с несколькими выпрямителями
    • 4. 3. Анализ коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения ЭЭС буровых установок
    • 4. 4. Статистический анализ точности полиномиальных моделей

Идентификация показателей качества судовых автоматизированных систем на основе оптимальных планов вычислительного эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложность современных судовых автоматизированных систем (АС) настолько высока, что их проектирование, осуществляемое традиционными методами, может привести к значительным затратам времени и средств, не обеспечивая при этом оптимальности принимаемых проектных решений. Поэтому во многих случаях оказываются оправданными широкие исследования, которые проводятся на различных этапах проектирования судовых АС.

Одной из важнейших проблем возникающих при проведении подобных исследований является проблема повышения качества процессов в судовых АС и формирования оптимальных решений. Решение указанной проблемы сталкивается с рядом трудностей, связанных с особенностями судовых. АС, среди которых необходимо отметить следующие:

— сложность математического описания большинства судовых АС. Поведение этих систем описывается нелинейными дифференциальными уравнениями достаточно высокого порядка;

— большое число противоречивых требований, предъявляемых к АС и необходимость учета ограничений на значения отдельных показателей качества;

— многорежимность и многовариантность АС;

— широкий диапазон разброса значений параметров элементов систем и приложенных к ним внешних воздействий, что связано с необходимостью учета стохастической природы этих параметров.

Классические методы синтеза оптимальных автоматических систем во многих случаях не применимы для решения проблемы повышения качества АС и формирования оптимальных решений. Действительно, синтез АС с учетом вышеприведенных особенностей, как правило, не представляется возможным. В то же время упрощение математической формулировки задачи, в частности, линеаризация исходных дифференциальных уравнений судовых АС, понижение их порядка, не учет ограничений на значения отдельных показателей или отказ от учета многокритериальное&tradeАС может привести к качественно неверным результатам.

Одними из наиболее сложных судовых АС являются автоматизированные электроэнергетические системы (ЭЭС), представляющие собой комплексы электротехнических устройств и автоматических систем предназначенные для обеспечения судовых потребителей электроэнергией заданного качества и в нужном количестве.

Судовым автоматизированным ЭЭС в полной мере присущи вышеописанные свойства судовых АС, что существенно усложняет решение проблемы обеспечения требуемых значений показателей качества процессов в ЭЭС, в частности электромагнитных и электромеханических процессов, характеризующих поведение ЭЭС в стационарных, квазистационарных и переходных режимах.

В настоящее время разработаны методы моделирования электромагнитных и электромеханических процессов в автоматизированных ЭЭС, а также аналитические методы расчета показателей качества этих процессов.

Однако применение указанных методов для исследования, оценки и повышения качества автоматизированных ЭЭС перспективных кораблей и судов, в частности судов для освоения мирового океана встречает ряд существенных затруднений. Следует учитывать, что совершенствование судовых ЭЭС связано как с появлением новых задач, которые должны решать эти системы, так и с развитием элементной базы. Поэтому при проектировании автоматизированных ЭЭС перспективных судов возникает ряд принципиально новых проблем обеспечения качества, определяемых существенным отличием указанных ЭЭС от традиционных ЭЭС. Необходимо отметить следующие особенности ЭЭС перспективных кораблей и судов, которые оказывают значительное влияние на процессы исследования и проектирования этих систем:

— увеличение числа и суммарной мощности статических преобразователей существенно влияет на качество электрической энергии ЭЭС и электромагнитную обстановку на кораблях и судах;

— исключение электромашинных преобразователей частоты из систем вторичного электропитания и обеспечение электроэнергией судовых радиоэлектронных средств (РЭС) и АС непосредственно от общесудовой сети с частотой 50 Гц требует более тщательного рассмотрения вопросов обеспечения заданного качества электрической энергии;

— увеличение насыщенности кораблей и судов АС и РЭС и рост чувствительности этих систем к электромагнитным помехам обостряет проблему электромагнитной совместимости электрооборудования, АС и РЭС в условиях электромагнитных полей, в частности полей, излучаемых силовыми кабельными линиями;

— ужесточение требований к виброакустическим характеристикам (ВАХ) судовых автоматизированных систем вызывает необходимость оценки влияния статических выпрямителей на дискретные составляющие ВАХ синхронных генераторов и асинхронных двигателей.

Особенно остро указанные проблемы возникают при проектировании автоматизированных ЭЭС перспективных судов, предназначенных для освоения мирового океана, где использование мощных статических преобразователей для питания систем, автоматизированных электроприводов технологических комплексов, автоматизированных систем электродвижения и позиционирования требует принятия специальных мер для обеспечения заданного качества электрической энергии.

При решении указанных проблем особую роль играют показатели качества электромагнитных процессов (ЭМП). Действительно, показателями качества электромагнитных процессов является большинство показателей качества электрической энергии, несоответствие которых нормируемым значениям может привести к нарушению работы автоматизированных систем, электронных систем и других потребителей электроэнергии.

Из вышеизложенного видно, что задача обеспечения заданного качества электромагнитных процессов в ЭЭС является одной из основных задач, возникающих при проектировании автоматизированных ЭЭС перспективных кораблей и судов.

Сокращение сроков проектирования судовых АС вступает в противоречие с необходимостью разработки новых технических решений, обеспечивающих заданное качество процессов. Поэтому при предпроектных исследованиях и на ранних стадиях проектирования необходимо осуществлять большой объем расчетов для комплексной оценки качества процессов различных режимов работы отдельных вариантов АС. Применение для этой цели традиционных методов оценки качества процессов судовых АС во многих случаях не представляется целесообразны по следующим причинам:

Известные в настоящее время методы моделирования процессов АС основаны на несвязанных между собой специализированных вычислительных моделях. Применение таких моделей значительно усложняет комплексную оценку влияния параметров отдельных элементов АС на различные показатели качества процессов. Использование этих моделей при исследовании и проектировании АС приводит к большим затратам времени расчета на ПК особенно в условиях оперативного изменения исходных данных в связи с выбором того или иного варианта АС. Указанные свойства вычислительных моделей АС существенно затрудняют разработку современных методов автоматизированного проектирования АС в диалоговом режиме.

Из вышеизложенного видно, что для повышения эффективности исследования и проектирования АС перспективных кораблей и судов необходимо создание комплекса согласованных и информационно совместимых математических моделей, которые могут быть положены в основу как автоматизированных (аналитических), методов повышения качества процессов в АС и формирования оптимальных решений. Указанные методы должны сочетать высокую точность и оперативность расчетов с простотой их реализации.

При создании комплекса моделей АС целесообразно использовать концепцию активной идентификации сложных систем, основанную на планировании вычислительного эксперимента. Планирование вычислительного эксперимента, осуществляемого с помощью ПК на основе специализированных вычислительных моделей 5 и обработка полученных результатов, в соответствии с принятым критерием оптимальности (позволяет осуществить активную идентификацию процессов в АС, т. е. получить комплекс согласованных моделей судовых АС, представляющих собой полиномиальные зависимости различных показателей качества процессов от исследуемых АС и приложенных к ним внешних воздействий.

Указанный комплекс информационно совместимых полиномиальных моделей дает возможность осуществлять разработку диалоговых систем для автоматизаций процессов оценки и повышения качества процессов в АС в процессе проектирования. Такие диалоговые системы, реализованные на персональных компьютерах могут быть положены в основу автоматизированных рабочих мест исследователей и проектантов судовых АС.

Вопросом планирования эксперимента посвящено большое число работ отечественных и зарубежных авторов. Большой вклад в развитие этой теории внесли отечественные ученые В. В. Налимов [52,53], В. В. Фёдоров [87], Т. К. Круг [41], С.М. Ермаков[45].

Однако большинство указанных работ посвящено планированию регрессионного эксперимента, ориентированного на экспериментальные исследования реальных объектов, а не вычислительных моделей. Применение планов регрессионного эксперимента, разработка которых осуществлялась на основе статистических критериев оптимальности без учета ошибки аппроксимации, не позволяет получить полиномиальные модели АС, обеспечивающие необходимую точность для широкого диапазона изменения исследуемых параметров. Встречающиеся в отдельных работах планы, минимизирующие ошибки аппроксимации (смещение), предназначены для получения, полиномиальных моделей третьего порядка, которые не обеспечивают достаточную точность расчётов в широком диапазоне изменения исследуемых параметров для сложных судовых АС.

Указанная проблематика определила актуальность основного направления настоящей работы.

Цель диссертационного исследования состоит в совершенствовании процесса проектирования судовых АС путём решения задачи оптимальной идентификации в классе полиномиальных моделей (ПМ) четвёртого порядка, положенных в основу оперативных методов расчета показателей качества АС.

В соответствии с указанной целыо (в диссертации сформулированы, ' обоснованы и решены следующие задачи:

1. Анализ существующих полиномиальных моделей показателей качества сложных автоматизированных систем и определение моделей обеспечивающих высокую точность аппроксимации в широком диапазоне изменения параметров.

2. Определение условий оптимальности и синтез планов вычислительного эксперимента обеспечивающих достаточно высокую точность аппроксимации.

3. Разработка алгоритма параметрического синтеза оптимальных планов вычислительного эксперимента и его программная реализация.

4. Определение полиномиальных моделей АЭЭС с трёх^ фазными и У двенадцатифазными выпрямителями.

Объектом исследования в диссертационной работе являются судовые автоматизированные системы, характеризуемые сложным математическим описанием, многорежимностью и многовариантностью.

Предметом диссертационной работы являются аппроксимирующие полиномиальные модели процессов судовых АС.

Научная новизна диссертации состоит в:

1. Определение в явном виде условий оптимальной идентификации полиномиальной модели четвёртого порядка показателей качества С АС.

2. Синтез планов четвёртого порядка для определения ПМ показателей качества С АС.

3. Разработка комплекса программ для параметрического синтеза планов и обработки результатов вычислительного эксперимента.

4. Определение ПМ четвёртого порядка показателей качества процессов в судовых электроэнергетических системах (СЭЭС) со статическими преобразователями.

Практическая ценность. В результате проведенных исследований доказана целесообразность и эффективность использования полиномиальных и моделей для решения конкретных задач, возникающих при проектировании автоматизированных судовых АС. Разработанные модели и программные средства легли в основу методики, позволяющей повысить эффективность расчета показателей качества процессов судовых АС.

Реализация работы. Разработанные в диссертации полиномиальные модели показателей качества процессов в судовых АС, внедрены в учебном процессе и в ОАО «Научно-производственная фирма Меридиан» .

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на XI Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика 2008 (РИ-2008)», международная конференция в Вологде «Информатизация процессов формирования открытых систем».

Публикации. Основные положения о работерассмотрены в семи публикациях, в том числе одна из статей опубликована в издании, имеющимся в перечне научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совершенствование процесса проектирования судовых АС обусловило необходимость решения задачи оптимальной идентификации в классе полиномиальных моделей четвёртого порядка, положенных в основу оперативных методов расчета показателей качества АС.

В диссертационной работе получены следующие основные результаты:

1. Сформулирована и теоретически обоснована задача идентификации процессов в судовых АС на основе оптимальных планов вычислительного эксперимента.

2. Определены в явном виде условия для оптимальной идентификации полиномиальных моделей показателей качества судовых АС.

3. Произведён синтез планов четвёртого порядка для определения полиномиальных моделей показателей качество судовых АС.

4. Разработан комплекс программ: a. параметрического синтеза оптимальных планов вычислительного эксперимента, на основе модифицированного метода деформированных многогранников. b. обработки непрерывных планов вычислительного эксперимента на основе обобщенного метода наименьших квадратов.

5. Получены полиномиальные модели четвёртого порядка для ЭЭС с трех фазными и двенадцатифазными выпрямителями.

6. Проведена сравнительная оценка точности вычислительных и полиномиальных моделей на основе метода статистических испытаний.

7. Произведен сравнительный анализ значений коэффициента искажения ЭЭС буровой установки в различных режимах с учётом и без учёта фильтро-компенсирующих устройств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. М.: Наука, 1976.-279с.
  2. Я. Ф. Электромагнитная совместимость полупроводниковых преобразователей и судовых электроустановок / Я. Ф. Анисимов, Е. П. Васильев. Л.: Судостроение, 1990. с. 72−80.
  3. В.И. Теория планирования эксперимента. / В. И. Асатурян. М.: Радио и связь, 1983. -247с.
  4. Н.И. Лекции по теории аппроксимации. / Н. И. Ахиезер. М.: Наука, 1971.-306с.
  5. Бек К. Экстремальное программирование: разработка через тестирование. Библиотека программиста. СПб.: Питер, 2003.
  6. А. К. Тиристорные преобразователи частоты / А. К. Белкин, Т. П. Костюкова, Л. Э. Рогинская, A.A. Шуляк. М.: Энергоатомиздат, 2000. — 263 с.
  7. И.Г. Автоматизация процессов в судовой энергетике. Учебник для вузов/И.Г. Беляев и др. М.: Транспорт, 2000.
  8. В.З. Введение в факторное планирование эксперимента/ В. З. Бродский. -М.: Наука, 1976.-225с.
  9. Ю.М. Непосредственные преобразователи частоты с автономным источником энергии./ Ю. М. Быков. М.:Энергия, 1977.
  10. Е.С. Теория вероятностей: Учебник для студ. вузов / Е. С. Вентцель.9-е изд., стер.- М.: Изд. центр"Академия", 2003.-576 с.
  11. Л.П. Исследование процессов в судовых электроэнергетических системах. Теория и методы. / Л. П. Веретенников. Л.: «Судостроение», 1975.- 375с.
  12. В.А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях./ В. А. Вознесенский. М.: Финансы и статистика 1981. — 263с.
  13. В. Ю. Преобразовательная техника: Теория и моделирование: Учеб. пособие / В. Ю. Воскобович, В. А. Павлова. СПб.: ГЭТУ, 1997.
  14. Вопросы исследования, создания и работы автономных АЭЭС // Сб. НТО им. Акад. А. И. Крылова, 1975.- вып.232, — с. 133
  15. Возбудители статические полупроводниковые для трехфазных синхронных двигателей: Общие технические требования. Издание ноябрь 2003 г. с Изм. N 1,2,3. — Москва.: Изд-во стандартов, 2003. — 4 с.
  16. В.Ю. Электроэнергетические установки и силовая электроника транспортных средств. / В. Ю. Воскобович, Т. Н. Королева, В. А. Павлова (п/ред. Ю.А.Лукомского) //Учебное издание.-СПб.: «Элмор», 2001.
  17. .Д. Электропитание судовой радиоэлектронной радиоаппаратуры без промежуточного преобразования частоты./ Б. Д. Гандин, В. В. Шейнихович. Л.: Судостроение, 1979.- с. 36−39.
  18. Д.В. Сетевые модели распределенных автоматизированных систем. / Д. В. Гаскаров, Е. П. Истомин, О. И. Кутузов. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение. 1998. — 353с.
  19. Ю.М. Вопросы проектирования электроэнергетических систем надводных кораблей ВМС НАТО // Судостроение за рубежом. 1988. — № 2.
  20. В.Г. Планирование промышленных экспериментов (модели динамики). / В. Г. Горский, Ю. П. Адлер, А. М. Талалай. М.: Металлургия, 1978.- 246с.
  21. В.Г. Планирование промышленных экспериментов / В. Г. Горский, Ю. П. Адлер. М.: Металлургия. 1974. — 264с.
  22. Гребные электрические установки. / Е. Б. Айзенштадт и др. JL: Судостроение, 1985.- 303с.
  23. Г. В. Непосредственные преобразователи частоты с естественной коммутацией для электромеханических систем : Учеб. пособие / Г. В. Грабовецкий О.Г. Куклин, С. А. Харитонов. Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 2004. — 146с.
  24. Д. Методы идентификации систем. / Д. Гроп. М.: Мир, 1979. -302с.
  25. Ф.Г. Упрощение электрических систем при расчетах. / Ф. Г. Гусейнов.-М.: Энергия, 1978.-242с.
  26. С.М. Об оптимальных несмещенных планах регрессионных экспериментов. // Труды мат. ин-та АН СССР. 1970.- Т. III.- С.252−257.
  27. И.В. Качество электроэнергии на промышленных предприятиях. / И. В. Жежеленко, M.JI. Рабинович, В. М. Божко. Киев: Техника. 1981. — 166с.
  28. В.И. Трансформаторы и преобразователи частоты / В. И. Загрядцкий, Н. И. Кобыляцкий, В.Г. Шевчик- Кишинев.: Штиинца, 1991. -146с.
  29. И.Г. Планирование эксперимента для исследования многокомпонентных систем./ И. Г. Зедгенидзе. М.: Наука. 1976. — 390с.
  30. Ю.Я. Планирование эксперимента в научных исследованиях: учебное пособие. СПб: СПбГУВК, 2004.- 154с.
  31. Ю.Я. Планирование вычислительного эксперимента в электроэнергетике / Ю. Я. Зубарев и др. СПб.: Энергоатомиздат, 2000. -328с.
  32. Ю.Я. Расчет судовых автоматизированных систем методами активного эксперимента. / Ю. Я. Зубарев, А. Д. Собашников, В. А. Юхнович. -Л.: Судостроение. 1976. 95с.
  33. Качество электрической энергии на судах / В. В. Шейнихович и др. Л.: Судостроение, 1988. — 159с.
  34. Д. Статистические методы в имитационном моделировании. / Д. Клеймен. М.: Статистика, 1978. — 335с.
  35. Д. Э. Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы, 3-е изд.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2005
  36. И.П. Оценка технических средств, обеспечивающих заданное качество электроэнергии в единых энергосистемах. / И. П. Ковтун, Б. Н. Океанов, В. П. Родин. Вопросы судостроения, сер. Судовая Электроника и связь.- Вып.27.- с.42−48.
  37. .А. Качество электроэнергии и электромагнитная совместимость. / Б. А. Константинов М.: Электричество. 1977. — № 3. — с. 1−8.
  38. Е.Б. Диалоговые процедуры построения эффективных планов эксперимента. / Е. Б. Корытный, В. М. Стасышин // В кн.: Применение ЭВМ в оптимальном планировании и проектировании.- Новосибирск, НЭТИ, 1981.-с.88−96.
  39. В.А. Основы теории и расчет электроэнергетических систем. / В. А. Краснов П.А. Мещанинов, А. П. Мещанинов. Л.: Судостроение, 1989.
  40. Г. И. Планирование эксперимента. / Г. И. Красовский, Г. Ф. Филаретов. Минск: Изд-во БГУ, 1982. — 302с.
  41. Г. К. Планирование эксперимента в задачах идентификации и экстраполяции. / Г. К. Круг, Ю. А. Сосулин, В. А. Фатуев. М: Наука. 1977. -207с.
  42. С.Е. Основы эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматизации. / С. Е. Кузнецов М.: Транспорт, 1991. 230 с.
  43. С.Е. Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом судовых технических средств. / С. Е. Кузнецов. -СПб: изд. ГМА им. адм. С. О. Макарова 2006. -147с.
  44. И.М. Эксплуатация судовых синхронных генераторов. / И. М. Максимов, А. М. Павлюченков. Изд.2-е. — М.: «Транспорт», 1976.-200с.
  45. Математическая теория планирования эксперимента. М.: Наука. 1983 -385с.
  46. Математические методы планирования эксперимента. Новосибирск: Наука. 1981.-265с.
  47. В.А. Автоматизированные электроэнергетические системы судов. / В. А. Михайлов JL: Судостроение, 1977. — 512с.
  48. В.А. Планирование эксперимента в судостроение./ В. А. Михайлов, K.M. Федосов -Л.: Судостроение, 1978.
  49. A.B. Диагностика судовой автоматики методами планирования эксперимента. / A.B. Мозгалевский, Д. В. Гаскаров. JL: Судостроение, 1977.- 94с.
  50. Н.П. Математические задача системного анализа. / Н. П. Моисеев М.: Наука, 1981.- 457с.
  51. Морской Регистр. Правила классификации и постройки морских судов.— Л.: Транспорт, 1996. — 928 с.
  52. В.В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов./ В. В. Налимов, H.A. Голикова. М.: Наука, 1985.- 340с.
  53. В.В. Теория эксперимента./ В. В. Налимов. М.: Наука. 1981. -207с.
  54. Ост.5. 6030−72. Системы электроэнергетические судовые. Обозначение основных величин.
  55. Ост.5. 6130−78. Судовые электроэнергетические системы. Методы расчетного определения искажения кривой напряжения.
  56. Ост.5. 6130−78. Судовые электроэнергетические системы. Методы расчета несимметрии напряжения в системе с однофазными потребителями.
  57. В.А. Современное состояние и перспективы применения систем электродвижения на судах различного назначения./ В. А. Панов, И. П. Фиясь // В кн.: Опыт создания электроэнергетических систем судов и буровых установок.- Л. Судостроение, 1983.- с.73−78.
  58. Перспективы развития судовой электроники / Китаенко Г. И. и др. Л.: Судостроение, 1981.
  59. A.A. Построение оптимальных планов измерений при оценивании параметров в моделях в форме систем дифференциальных уравнений / А. А. Попов, В. М. Стасышин / Применение ЭВМ в оптимальном планировании и проектировании. -Новосибирск. НЭТИ. 1982.- с.47−59
  60. Применение методов планирования эксперимента в судовой электроэнергетике // Сб. НТО им. А. И. Крылова, 1975.-вып.224.-с.96
  61. Применение методов планирования эксперимента в судовой электроэнергетике // Сб. НТО им. А. И. Крылова, 1976.-вып.235.-с.120.
  62. Дж., Якобсон А., Буч Г. UML: специальный справочник. СПб.: Питер, 2002.
  63. Ю.С. Электропитание гидроакустической аппаратуры. / Ю. С. Русин. Л.: Судостроение, 1986.- 102с.
  64. К.В. Энергетика плавучих буровых установок. / К. В. Сахаров, А. Ф. Кузовов Л.: Судостроение, 1975, № 10. с.46−49
  65. А. С. Энергосберегающий электропривод на основе НПЧ-АД с программным формированием напряжения / A.C. Сарваров. Магнитогорск: МГТУ, 2001. — 206 с.
  66. А. С. Асинхронный электропривод на базе НПЧ с программным формированием напряжения / А. С. Сарваров. Магнитогорск: МГТУ, 2002. -236 с.
  67. Е.В. Несмещенное планирование и анализ регрессионных экспериментов в конечномерных пространствах функций. Математические проблемы планирования эксперимента./ Е. В. Седунов. Новосибирск: Наука. 1981. С102−140.
  68. Е.В. Обобщение задачи Бокса-Дрейпера в планировании регрессионных экспериментов.// Заводская лаборатория. 1973. — № 3. — С.308−313.
  69. С.А. Солдатенко, Е. Г. Барщевский, Ю. Я. Зубарев. Активная идентификация автоматизированных систем на основе вычислительного эксперимента. / Ж. «Программные продукты и системы». ЗАО НИИ «Центрпрограммсистем».- 2009.-№ 1 (85).- с.15−17.
  70. Справочник судового электротехника. Т.1. Судовые электроэнергетические системы и устройства / Под ред. Г. И. Китаенко.-2-е изд., перераб. и доп.-Л.:Судостроение, 1980.
  71. В.М. Комплекс программ линейного регрессионного анализа // В кн.: Оптимальное проектирование, планирование экспериментов и моделирование многофакторных объектов Новосибирск, НЭТИ, 1989.-е. 153 158.
  72. Г. Новые сложные задачи на С++.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  73. . Язык программирования С++, спец. изд./Пер. с английского М.- СПб.: «Издательство БИНОМ» — «Невский Диалект», 2002.
  74. . Дизайн и эволюция С++.: Пер. с англ. М.:ДМК Пресс- СПб.: Питер, 2006.
  75. Таблицы планов эксперимента. М.: Металлургия. 1982. 751с.
  76. В.А. Особенности проектирования генераторов переменного тока для судовых установок./ В. А. Терешонков, А. Г. Эйбшиц // Вопр. Судостроения, сер. Судовая электротехника и связь.- 1983, — вып. 38.-е. 11−21.
  77. Л.Н. Математическое описание, расчет и моделирование физических процессов в судовых электростанциях / Л. Н. Токарев. — Л.: Судостроение, 1980.
  78. М.С. Судовой бесконтактный электропривод./ М. С. Туганов. Л.: Судостроение, 1978. — 287с.
  79. Управление и оптимизация производственно-технологических процессов. / Н. М. Вихров и др. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение. 1995. — 301с.
  80. В.В. Теория оптимального эксперимента./ В. В. Федоров. М.: Наука. 1971. 312с.
  81. .И. Непосредственные преобразователи частоты в электроприводе / Б. И. Фираго Минск: Университетское, 1990. — 254с.
  82. А. И. Электромагнитная совместимость полупроводниковых преобразователей и электрооборудования в автономных электроэнергетических установках / А. И. Черевко. СПб.: Севмашвтуз, 2005. — 181 с.
  83. B.B. Качество электрической энергии на судах. Справочник / В. В. Шейнихович и др. JL: Судостроение, 1988.
  84. Электрические системы. Математические задачи электроэнергетики. Учебник для вузов. / Под ред. Веникова В. А. М: Высш. школа, 1981. -288с.
  85. Электрооборудование судов. Учебник для вузов. / Под ред. Киреева Ю. Н. СПб.: Элмор/Фонд СЭТ, 1996.
  86. P.M. Элементы теории идентификации технических объектов. / P.M. Юсупов М.: Мир, 1974,-130с.
  87. В. М. Полупроводниковые преобразователи частоты для установок индукционного нагрева. / В. М. Яров, В. Г1. Терехов, А. Н. Ильгачев. -Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2005. 227 с.
  88. Г. С. Вопросы синтеза корабельных электроэнергетических систем по условию качества переходных процессов. / Г. С. Ясаков. Л.: ВМОЛА, 1979. — 259с.
  89. Г. С. Корабельные электроэнергетические системы. / Г. С. Ясаков. СПб.: BMA, 1998. 596с.
  90. Fowler М., Refactoring: improving the design of existing code. (The Addison-Wesley object technology series) Includes bibliographical references and index. -Addison-Wesley, 2000.
  91. Пример скрипта для нахождения параметров оптимального плана четвёртого порядка на четыре фактора.1. Начальные значения аа1 =0.52- а2 = 0.75- аЗ = 0.95−3адаем Ь Ь22 = 1/9- Ь42= 1/15- Ь222 = 1/27-
  92. Как считаются Е ЕЗ = (Ь42 Ь222) / (4 * аЗ л 6) —
  93. Е2 = (Е42 Ь22 * а1 А 2 + 4 * аЗ, А 4 * ЕЗ * (а1 л 2 — аЗ, А 2)) / (16 * а2 л 4 * (а2 А 2 — а1 л 2)) —
  94. Е1 = (Ь22 -16*а2А4*Е2−4*аЗА4* ЕЗ) / (16 * а1 А 4)-1. Что оптимизируем
  95. Формальная грамматика скриптового языка системы.
Заполнить форму текущей работой