Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение учреждений, финансируемых собственником: На примере учреждений социокультурной сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу диссертации составили работы ученых и исследователей в области гражданского права: С. И. Аскназий, 3. А. Ахметьяновой, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Е. В. Васьковского, А. В. Бенедиктова, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, В. А. Дозорцева, H.JI. Дювернуа, И. В. Ершовой, О. С. Иоффе, Н. В. Козловой, С. М. Корнеева, К. П. Кряжевских, О. А. Красавчикова, Г. Б. Леоновой, Д. И… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. I. Развитие статуса учреждения как разновидности юридического лица
  • 1. Историко-правовые основы разработки статуса учреждений
  • 2. Правовое положение учреждений в современном гражданском праве
  • 3. Признаки и виды учреждений
  • Гл. II. Правовое регулирование деятельности учреждений социокультурной сферы
  • 1. Правовые основы деятельности учреждений в сфере культуры и досуга
  • 2. Правовые основы деятельности образовательных учреждений
  • §-3.Правовые основы деятельности учреждений в сфере здравоохранения
  • Гл. III. Особенности правосубъектности учреждений
  • 1. Содержание правосубъектности учреждений
  • 2. Правовой режим имущества учреждений 115 ?
  • §-3.Формы и способы участия учреждений в гражданских правоотношениях
  • §-4.0тветственность бюджетных учреждений

Правовое положение учреждений, финансируемых собственником: На примере учреждений социокультурной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Учреждения социокультурной сферы одними из первых в истории были признаны в качестве субъектов права. Столетия развития права в разных правовых системах наложили свой отпечаток на формирование гражданско-правового статуса этих организаций. Но все организационно-правовые формы юридических лиц, действующих в некоммерческом секторе экономики, объединяет единство цели, направленной на создание общественных благ и единство основных признаков: ненацеленность на получение прибыли, ограниченное участие в гражданском обороте и недопустимость распределения возможной прибыли между участниками.

Трансформация политических, экономических, социальных основ России, происходящая в последние полтора десятилетия, наложила свой отпечаток на социально-культурную сферу, где и сосредоточена большая часть учреждений. Учреждения социокультурной сферы труднее всех остальных структур адаптировались к изменившимся социально-экономическим условиям.

В процессе перехода страны на рыночную форму хозяйствования, монополизм государства в социально-культурной сфере, традиционным компонентом которого был этатизм и патернализм, сменился либерализмом, вылившимся в принцип невмешательства государства в дела гражданского общества. Но со временем преобладающим стало убеждение, что переход России к рыночной экономике должен сопровождаться повышением роли государственного регулирования, одним из средств которого являются гражданско-правовые методы регулирования.

Результатом этого процесса стало развитие категории «некоммерческая организация», введение в Гражданский кодекс РФ достаточно подробного описания ряда некоммерческих организаций, в том числе и учреждений. В развитии статуса учреждений сыграли огромную роль Федеральный закон.

О некоммерческих организациях" и специальные законы, регулирующие правоотношения в отдельных сферах некоммерческого сектора.

Переход российской экономики на восходящую рыночную траекторию требует трансформации деятельности учреждений как участников гражданского оборота. Вследствие этого необходимо всестороннее изучение и осмысление гражданско-правового статуса учреждений и разработка концептуального подхода к реформированию специального законодательства.

Несмотря на то, что основное поле деятельности учреждений не связано с предпринимательством, процесс коммерциализации объективно коснулся и их. Ожидается перевод на платную основу значительной части медицинских услуг, причем страховым компаниям предполагается предоставить право самим определять, какие больницы финансировать за государственный счет. В образовании ожидается разделение высшей школы по уровням подготовкина бакалавров и магистров. При этом есть вероятность, что вузовская модель магистратуры станет оплачиваемой полностью. Намечается введение платных факультативов в общеобразовательной школе.

В результате проводимой в стране административной реформы значительно уменьшится количество государственных учреждений. На фоне этих преобразований обсуждается идея реорганизации государственных и муниципальных учреждений в другие виды юридических лиц.

В связи с этим возникают вопросы о социально-экономической и правовой оценке данных явлений, об их перспективах и последствиях, о степени и формах регламентации подобной деятельности в социокультурной сфере.

Указанные обстоятельства определили необходимость теоретического исследования особенностей правового положения учреждений в социокультурной сфере.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с определением правового статуса учреждений, создаваемых в целях достижения общественных благ исследовались в трудах классиков российской цивилистики Д. И. Мейера, Ю. С. Гамбарова, И. А. Покровского, Г. Ф. Шершеневича, Е. Н. Трубецкого Н.С. Суворова и других. Большое количество научных трудов было посвящено изучению правовой природы юридических лиц в СССР, а в дальнейшем и в Российской Федерации. Этого, к сожалению, нельзя сказать об освещении вопросов, связанных с правовыми проблемами функционирования учреждений социально-культурной сферы. В советский период, в рамках анализа права государственной собственности и оперативного управления, статус учреждения рассматривался в исследованиях С. И. Аскназия, А. В. Бенедиктова, С. Н. Братуся, Ю. К. Толстого, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, О. А. Красавчикова, М. И. Кулагина, Я. Ф. Миколенко, P.O. Халфиной, Э. Г Полонского, В. А. Рахмиловича, Е. А. Суханова, С. М. Корнеева, B.C. Якушева и др. Правовое регулирование деятельности организаций культуры и досуга проанализировано в работах И. И. Доценко и И. Ю. Багровой. Ряд работ таких экономистов, как Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов, М. Кошкина, Т. В. Юрьева, Л. И. Якобсон были посвящены анализу возможности вхождения некоммерческих организаций в систему экономических отношений России. Что касается последующего генезиса правового статуса имущества учреждений и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учреждений как таковых, то можно сказать, что эта тема с 90-х годов прошлого века исследуется Е. А. Сухановым, В. А. Дозорцевым, Н. В. Козловой, К. П. Кряжевских, Л. Б. Леоновой, Д. В. Петровым, 3. А. Колотыгиной, 3. А. Ахметьяновой и др. Большое количество работ посвящено исследованию вопросов регулирования правового положения образовательных учреждений и их деятельности. Это работы Л. Г. Максимец, Т. В. Твердовой, М. Н. Суровцевой и др. Но в течение всего вышеуказанного периода не выполнялись ни диссертационные, ни монографические исследования, предметом которых явился бы комплексный анализ правового положения учреждений социокультурной сферы. Практически не разработана тема гражданско-правового положения учреждений здравоохранения, сферы культуры и досуга. Труды, так или иначе посвященные ей, имеют, в основном, эпизодический характер и затрагивают только отдельные аспекты проблемы.

Достаточно полно представлена нормативно-правовая база, регулирующая деятельность организаций некоммерческой формы хозяйствования. Прежде всего, это Гражданский Кодекс РФ и Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Помимо этих нормативно-правовых актов существует ещё ряд специальных законодательных актов. В их числе законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в РФ», «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другие. Большая часть указанных законодательных актов призвана регулировать непосредственную деятельность в отдельных социокультурных сферах. Попытки установить правовой статус организаций, осуществляющих данную деятельность, отличаются непоследовательностью, значительным количеством противоречивых положений, низкой юридической техникой.

Подобная ситуация вкупе с большой практической значимостью изучения статуса учреждения социально-культурной сферы и определили выбор темы диссертационного исследования, его цель, задачи, логику и структуру.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является многоаспектный анализ гражданско-правового положения учреждений социокультурной сферы и выявление на основе данного анализа пределов правосубъектности исследуемых юридических лиц и особенностей ее реализации в гражданском обороте.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть становление организаций в социокультурной сфере в качестве юридических лиц;

— выявить специфические признаки учреждений, финансируемых собственником;

— исследовать особенности гражданской правосубъектности организаций некоммерческого сектора и их влияние на статус учреждений;

— раскрыть пути совершенствования правового статуса социокультурных организаций;

— проанализировать специфику гражданско-правовой ответственности учреждений, их учредителей и собственников имущества;

— проанализировать действующее законодательство, регулирующее гражданские правоотношения с участием учреждений в социально-культурной сфере, разработать предложения по его совершенствованию.

Объект диссертационного исследования составляют научнотеоретические концепции, касающиеся темы исследования, законодательство Российской Федерации, регулирующее правовое положение учреждений социокультурной сферы и судебная практика по применению нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения с участием учреждений.

Предметом данного исследования является правовой статус учреждений финансируемых собственником. Исследуются особенности гражданской правосубъектности учреждений социокультурной сферы, специфика правового режима их имущества и ответственности.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической и теоретической основой работы являются исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвящённые изучению организаций социально-культурной сферы, а также проблеме определения места организаций некоммерческого сектора в гражданском обороте. На разных этапах работы, в зависимости от характера решаемых задач, применялись различные методы: метод исторического анализа, формально-юридический, сравнительно-правовой метод, метод прогнозирования перспектив развития социокультурного сектора.

Теоретическую основу диссертации составили работы ученых и исследователей в области гражданского права: С. И. Аскназий, 3. А. Ахметьяновой, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Е. В. Васьковского, А. В. Бенедиктова, Д. М. Генкина, В. П. Грибанова, В. А. Дозорцева, H.JI. Дювернуа, И. В. Ершовой, О. С. Иоффе, Н. В. Козловой, С. М. Корнеева, К. П. Кряжевских, О. А. Красавчикова, Г. Б. Леоновой, Д. И. Мейера, Д. В. Петрова, И. А. Покровского, В. А. Рахмиловича, В. И. Синайского, Н. С. Суворова, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого, М. В. Чередниковой, Г. Ф. Шершеневича и др. В научную базу исследования вошли также труды специалистов в области управления здравоохранением, образованием, учреждениями культуры: Р. С. Гаджиева, В. К. Клюева, В. М. Семенова, В. Р. Фирсова, В. И. Шкатуллы и др.

Существенной опорой послужил системный анализ законодательных актов и иных нормативно-правовых документов Российской Федерации и ее субъектов, материалов правительственной программы развития и поддержки социальной сферы.

В качестве фактологической основы исследовались информационные материалы, опубликованные государственными статистическими органами, официальные данные о деятельности учреждений в социокультурной сфере. Основные теоретические положения и практические выводы базируются на результатах обобщения судебной и административной практики и опыта деятельности учреждений.

Научная новизна диссертации состоит в проведении комплексного анализа правового статуса учреждений в социокультурной сфере. По мнению автора, наиболее существенные новые научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Обоснованы социально-экономические предпосылки формирования учреждений социально-культурной сферы как некоммерческих организаций. Установлено, что гражданско-правовой статус учреждений носит вспомогательный характер вследствие того, что деятельность учреждений преследует публичные цели и часто находится за пределами гражданскоправового регулирования. Так, основная деятельность учреждений в социокультурной сфере связана с выполнением государством его конституционных социальных функций;

2. Выявлены специфические признаки учреждений: осуществление функций некоммерческого характеразакрепление имущества за учреждением на праве оперативного управленияназначение либо утверждение органов учреждений учредителемполное либо частичное финансирование деятельности учреждения учредителемстрого целевой характер использования имуществаограниченность участия в гражданском оборотеналичие субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения. Данные признаки позволяют отнести учреждения к «усеченным» лицам, т. е. юридическим лицам, не обладающим некоторыми признаками правосубъектности;

3. Обосновывается вывод о том, что организационно-правовая форма учреждения сохраняет свое значение как наиболее оптимальный вид организаций, осуществляющих деятельность в социокультурной сфере, поскольку только на их базе можно обеспечить концентрацию усилий и ресурсов для достижения общественно-значимых целей, сохранив при этом в собственности учредителя имущество, предоставленное для достижения указанных целей.

4. Установлено, что сферу применения организационно-правовой формы учреждения неоправданно расширили, присваивая статус учреждения организациям, деятельность которых может осуществляться и в других организационно-правовых формах. Автор считает также, что допущение в качестве учредителей учреждений-несобственников частных лиц, безосновательно распространяет режим оперативного управления имуществом на новых субъектов права и противоречит потребностям развивающегося гражданского оборота, мировому опыту создания и деятельности аналогичных организаций.

5. Предложено совершенствовать понятийный аппарат, определяющий правовое положение учреждений. В специальном законодательстве отсутствует четкое разграничение понятий «учреждение» и «организация». Организация представляет собой социальное образование, наделенное определенными правами, в том числе и правом на приобретение статуса юридического лица в установленном законом порядке. Учреждение должно толковаться только как одна из видов организационно-правовых форм юридических лиц.

6. Указывается, что изыскание средств на содержание социальной сферы было и остается трудноразрешимой проблемой всех социально-экономических формаций. Поэтому осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности, наряду с развитием меценатства и попечительства является важным элементом, обеспечивающим успешное осуществление основной деятельности учреждениямизаконодательно должны быть установлены определенные гарантии цивилизованного финансирования учреждений.

7. Показано, что право «самостоятельного распоряжения» доходами и имуществом, полученными в результате разрешенной предпринимательской деятельности является разновидностью права оперативного управления, что необходимо прямо закрепить в законодательстве. Содержание самостоятельного распоряжения, не выходящее за рамки оперативного управления более соответствует характеру правосубъектности учреждения.

8. Утверждается, что активизация участия учреждения в гражданском обороте требует соразмерного увеличения ответственности за надлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Взыскание по обязательствам учреждения может быть обращено на любые денежные средства, находящиеся в его распоряжении. Принятые учреждением обязательства должны обеспечиваться всем его имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в силу закона. Учредитель в отношении учреждения проявляет свойства аффилированного лица как лица, способного оказывать влияние на деятельность учреждения, поэтому он не может ссылаться на отсутствие вины учреждения в неисполнении обязательства при недостаточном финансировании.

9. Анализ ряда альтернативных путей реорганизации учреждений свидетельствует, что преобразование учреждений-несобственников в новые формы некоммерческих и коммерческих организаций само по себе не может решить вопрос повышения эффективности деятельности организаций в социокультурной сфере. Следует конструктивнее помогать учреждениям социальной сферы адаптироваться к работе в новых условиях хозяйствования, поощрять хозяйственную инициативность учрежденийактивнее переводить на договорную форму основную и дополнительную деятельность учреждений.

10. Существующий порядок регулирования правового положения отдельных видов учреждений специальными законами и иными нормативно-правовыми актами не способствует установлению гражданско-правового статуса учреждений. Необходим отдельный закон, регулирующий создание и правовое положение учреждений, аналогичный закону об унитарных предприятиях.

11. Предлагается внести в действующее законодательство следующие изменения: а) Ст. 54 п. 4 ГК РФ дополнить абзацем 2: «В случаях предусмотренных законом, некоммерческим организациям может быть предоставлено право на фирменное наименование». б) П. 2 ст. 120 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, в том числе поступившими в результате осуществления приносящей доходы деятельности, а так же имуществом, приобретенным на них, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, используемого для осуществления целевой деятельности». Соответствующие изменения внести и в иные нормативно-правовые акты. в) Предлагается дополнить п. 2 ст.24 Закона «О некоммерческих организациях» абзацем: «Некоммерческая организация, не исполнившая обязательство при осуществлении приносящей доходы деятельности, несет ответственность, предусмотренную п. З ст. 401 ГК РФ».

В Закон «Об образовании» следует внести следующие изменения: г) Исключить п. 5 ст. 39 в связи с тем, что негосударственное образовательное учреждение, как и государственное не может быть собственником имущества. д) Исключить п. 2 ст. 46. о том, что платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса.

Изменения в Федеральный закон «О библиотечном деле»: е) Предлагается дополнить ст. 12: «6. Библиотека несет ответственность за: сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества, выполнение функций, отнесенных к его компетенции, качество предоставляемых услуг, соблюдение прав и свобод пользователей на получение информации и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ». ж) Абз.2 п. З ст. 22 дополнить указанием на организационно-правовую форму библиотеки: «Учредитель библиотеки, создаваемой в форме учреждения, утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению». з) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан дополнить статьей 14.1 «Организации здравоохранения приобретают статус юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителями организаций здравоохранения в пределах своей компетенции могут выступать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также иные юридические и физические лица.

Общие условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации организаций здравоохранения определяются законодательством Российской Федерации". и) П. 5 ст.2 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» изложить в редакции: «Субъектами медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические, научно-исследовательские и другие организации, оказывающие медицинскую помощь (медицинские организации), а также лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в целях совершенствования норм гражданского права и специального законодательства в сфере культуры, образования и здравоохранения. Материалы исследования целесообразно использовать в процессе преподавания гражданского права в темах «Юридические лица», «Ограниченные вещные права», «Гражданско-правовая ответственность», а также спецкурсов «Некоммерческие организации», «Медицинское право», «Образовательное право».

Апробация работы. Практические выводы и теоретические положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры Гражданского права Дагестанского Государственного университета, докладывались на научно-практических конференциях.

Основные положения, изложенные в диссертации, опубликованы в пяти работах общим объёмом 1,5 печатных листа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

Заключение

.

Становление рыночных отношений в социокультурной сфере определило необходимость трансформации статуса учреждений как участников гражданского оборота. В связи с этим в диссертации исследуется гражданско-правовое положение учреждений социокультурной сферы, пределы их правосубъектности и особенности реализации правосубъектности учреждений в гражданском обороте.

В работе выделены три основных направления исследования. Первое направление затрагивает историко-теоретические аспекты становления учреждений социокультурной сферы как некоммерческих организаций. Выявлены характерные признаки, позволяющие отнести учреждения к отдельной организационно-правовой форме юридических лиц.

Второе направление относится к характеристике правового регулирования деятельности учреждений в сфере культуры и досуга, образования и здравоохранения. Установлено, что нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность социокультурных учреждений, принятые в 19 921 994 годах, несмотря на многочисленные исправления и дополнения, содержат положения, противоречащие гражданскому законодательству, и не могут в полной мере служить основой для определения правового положения учреждений и других юридических лиц, действующих в социокультурной сфере.

Третье направление исследования посвящено определению особенности правосубъектности учреждений. Особое внимание уделяется характеристике правового режима имущества учреждений и их ответственности.

В результате проведенного в данной работе исследования были сформулированы и обоснованы следующие выводы:

1. Конкретно-исторические, социально-экономические и социокультурные условия жизнедеятельности общества отразились в содержании правового статуса учреждений у нас в стране и за рубежом. Учреждения способны достигать наибольшей эффективности в неприбыльных секторах экономики благодаря специфическим источникам формирования имущества, отсутствию права на распределение доходов и высокой степени адресности своих программ по сравнению с другими формами ведения хозяйства.

Анализ правового статуса организаций социокультурной сферы позволяет по-новому раскрыть сущность учреждений как юридического лица, которые создаются для достижения определенного социального эффекта. Установлено, что гражданско-правовой статус учреждений носит вспомогательный характер вследствие того, что деятельность учреждений преследует публичные цели и часто находится за пределами гражданско-правового регулирования.

2. Сферу применения организационно-правовой формы учреждения неоправданно расширили, присваивая статус учреждения организациям, деятельность которых может осуществляться и в других организационно-правовых формах. Автор считает также, что допущение в качестве учредителей учреждений-несобственников частных лиц является излишним расширением сферы применения режима оперативного управления имуществом и противоречит потребностям развивающегося гражданского оборота, мировому опыту создания и деятельности аналогичных организаций.

Диссертант считает нецелесообразным расширительное толкование ст. 120 ГК и допущение соучредительства при создании учреждений. Во-первых при соучредительстве форма учреждения (а, следовательно, и оперативное управление) используется там, где можно было бы создать юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Во-вторых, обоснованием данной позиции служит то, что отношения соучредителей между собой и учреждением не урегулированы законом.

3. Учреждениям социокультурной сферы свойственны специфические признаки: осуществление функций некоммерческого характеразакрепление имущества за учреждением на праве оперативного управленияназначение либо утверждение органов учреждений учредителемполное либо частичное.

165 финансирование деятельности учреждения учредителемстрого целевой характер использования имуществаограниченность участия в гражданском оборотеналичие субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения.

4. Сущностные свойства учреждений обуславливают специальный характер их правосубъектности. Правосубъектность учреждений, как и правосубъектность иных юридических лиц, представляет собой единство правои дееспособности.

Специальной правоспособности учреждений присущ ограниченный характер возможности на участие в гражданском обороте. Пределы правоспособности учреждений заключаются в том, чтобы их деятельность соответствовала закону и не противоречила целям создания и иным положениям, определенным в их учредительных документах.

5. Право «самостоятельного распоряжения» доходами и имуществом, полученными в результате разрешенной предпринимательской деятельности является разновидностью права оперативного управления, что необходимо прямо закрепить в законодательстве. Такая трактовка самостоятельного распоряжения, которая не выходила бы за рамки оперативного управления соответствует характеру правосубъектности учреждения. В связи с этим является нецелесообразным конструирование еще одного вещного права или отнесение права самостоятельного распоряжения к праву хозяйственного ведения.

6. Выделение достаточных средств на содержание социальной сферы было и остается трудноразрешимой проблемой всех социально-экономических формаций. Поэтому публичное образование или частное лицо, являющееся учредителем должны представить определенные гарантии финансирования учреждений. Обеспечить успешное осуществление основной деятельности учреждениями, наряду с развитием меценатства и попечительства, призвано и осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности.

7. Анализ ряда альтернативных путей реорганизации учреждений показывает, что преобразование учреждений-несобственников в новые формы некоммерческих и коммерческих организаций само по себе не может решить вопрос внедрения в социокультурной сфере новых экономических механизмов. Следует конструктивнее помогать учреждениям социальной сферы адаптироваться к работе в новых условиях хозяйствования. Для этого необходимо поощрять хозяйственную инициативность учреждений, создавать условия для внедрения в деятельность учреждений прогрессивных технологий, развивать менеджмент.

8. Активизация участия учреждения в гражданском обороте требует соразмерного увеличения ответственности за надлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Взыскание по обязательствам учреждения может быть обращено на любые денежные средства, находящиеся в его распоряжении. Принятые учреждением обязательства должны обеспечиваться всем его имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в силу закона. Учредитель в отношении учреждения проявляет свойства аффилированного лица как лица, способного оказывать влияние на деятельность учреждения, поэтому он не может ссылаться на отсутствие вины учреждения в неисполнении обязательства при недостаточном финансировании.

9. Комплексный подход изучения правового статуса учреждений выявил и ряд специфических противоречий публично-правового и частно-правового регулирования, а именно: социальная значимость услуг, предоставляемых в социокультурной сфере, создает предпосылки правомерного вмешательства государства в частные дела юридического лица. Ограничение автономии воли учреждения при заключении договоров и определении их условий преследует защиту интересов потребителей и социально значимых публичных интересов. Однако такие ограничения должны предусматриваться законом, а не постановлениями Правительства.

10. Существующий порядок регулирования деятельности отдельных видов учреждений специальными законами и иными нормативно-правовыми актами не способствует определению правового положения учреждений. Необходим отдельный закон, регулирующий создание и правовое положение учреждений, аналогичный закону об унитарных предприятиях.

От динамичного развития социально-культурной сферы России, зависит устойчивость курса на повышение жизненного уровня, увеличения спектра услуг и улучшения социальной среды. И учреждения, широко представленные в экономической системе в России играют в этом процессе огромную роль.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. изм. от 25 марта 2004 г.). -М.: Юрид. лит., 1994. 51с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // Собр. зак-ва.- 1998 .-№ 31 .-Ст. 3823.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации 4.1 от 30 ноября 1994 г. // Собр. зак-ва РФ.- 1994 № 32 .- Ст. 3301-
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации 4.2 от 26 января 1996 г. // Собр. зак-ва РФ.- 1996 № 5. Ст. 410-
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ // Собр. зак-ва РФ.- 2002. N 46. — Ст. 4532.
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. //Собр. зак-ва РФ.- 2001.- № 44.- Ст. 4147.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации ч. II., от 5 августа 2000 г. //Собр.зак-ва РФ .- 2000 № 32 .- Ст. 3340.
  8. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499−1 (в ред. от23 декабря 2003 г.) «О медицинском страховании граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ.-1991.-№ 27.- Ст. 920.
  9. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей» в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 г. // Ведомости СНД и ВС РФ.-1992.-№ 15.- Ст. 766- Собр. зак-ва РФ .- 1996 .- № 3 .- Ст. 140.
  10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612−1 (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) // Ведомости РФ,-1992.-№ 46 .- Ст. 2615.
  11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 г. № 5487−1 (в редакции от 1 декабря 2004 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ .- 1993 .- № 33 .- Ст. 1318. щ
  12. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2004 г.) «О библиотечном деле» // Собр. зак-ва РФ .- 1995 .- № 1 .- Ст. 2.
  13. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266−1 (в ред. от 22 декабря 2004 г.) «Об образовании» // Собр. зак-ва РФ.- 1996.-№ 3 .-Ст. 150.
  14. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"//Собр. зак-ва РФ. -1995.- № 33. Ст. 3340.
  15. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2003 г.) «О некоммерческих организациях» // Собр. зак-ва РФ .- 1996 .- № 3.- Ст. 145.
  16. Федеральный закон от 19мая 1995 г. № 7-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собр. зак-ва РФ .- 1995 .- № 21.- Ст. 1930.
  17. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 226.06.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» // Собр. зак-ва РФ .- 2003 .-№ 40 .- Ст. 3822.
  18. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде и музеях в Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Собр. зак-ва РФ.- 1996 .-№ 22 .-Ст. 2591.
  19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Собр. зак-ва РФ.- 2001.- № 33 (часть I). -Ст. 3430- 2002.- N 11. -Ст. 1020- N 12. -Ст. 1093- N50. -Ст. 4925.
  20. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (в ред. от 2 ноября 2004 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» //Собр. зак-ва РФ. -2001.- № 33 (часть I). Ст. 3431.
  21. Федеральный закон от22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"// Собр. зак-ва РФ.- 1996.-№ 35.- Ст. 4135.
  22. Федеральный закон от 27 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 31.12.2005 № 207 ФЗ) «Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных м муниципальных нужд"// Собр. зак-ва РФ. -2005.- № 30 (часть I). Ст. 3105.
  23. Федеральный закон от 29 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004 год» //Собр. зак-ва РФ. -2003.- № 52 (часть I). Ст. 5038.
  24. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-Ф3 «О Федеральном бюджете на 2005 год» //Собр. зак-ва РФ. -2004, — № 52 (часть I). Ст. 5277.
  25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию //Рос. газ. 2001. — 4апр.
  26. Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» // Собр. зак-ва РФ. -1994.- № 11.- Ст. 1194.
  27. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27 сентября 1926 г. «О хозяйственных операциях учреждений, состоящих на государственном бюджете» // Собр. пост. РСФСР 1926 .- № 64.
  28. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 609 (в ред. от 23.12.2002 г.) «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» // Собр. зак-ва РФ .-1995.- № 28.- Ст. 2670.
  29. Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (в ред. от 1 апреля 2003 г.) «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг"// Собр. зак-ва.- 2001.- № 29.- Ст. 3016.
  30. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. № 161 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"// Собр. зак-ва.- 2004.- № 49.- Ст. 4897.
  31. Постановление Совета министров СССР от 26 июня 1980 г. № 527 «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР» // Собр. пост. Прав-ва СССР .- 1980 .- № 20 .- Ст. 117.
  32. Приказ Министерства образования РФ от 16 сентября 1997 г. № 2100 «Об утверждении Типового устава государственного унитарного предприятия» // Бюллетень Мин. образования РФ .- 1998 .- № 1.
  33. Постановление Совета министров СССР от 26 июня 1980 г. № 527 «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР» // Собр. пост. Прав-ва СССР .- 1980 .- № 20 .- Ст. 117.
  34. Кодекс образования Франции: Законодательная часть. М.: Статут, 2003.-270с.
  35. Германское право.Ч.1. Гражданское уложение. М.:МЦФЭР, 1996.- 552с.
  36. Материалы судебной практики
  37. Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ"// Бюллетень Верх. Суда РФ. 1996. — № 9.
  38. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.98 № 8. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"// Вестник ВАС. -1998.-№ 10.
  39. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.07.99 г. № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» //Вестник ВАС. 1999.-№ 11.
  40. Постановление Пленума ВАС РФ от 23 апреля 1994 г. № 3 «О правомочиях государственных органов принимать решения по поводу имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на правеоперативного управления» //СПС «Гарант»
  41. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.08.03 г. № 5416/03 // Закон. -2005 -№ 1.-С.46.
  42. Решение Верховного Суда РФ от 18. 04. 02 по делу № ГКПИ 2002 364 // Бюллетень Вех. Суда РФ. — 2003. — № 5.
  43. Т. В. Источники привлечения средств в культурные некоммерческие проекты// Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. — № 1.-С. 55−61.
  44. Е. А. Законодательство о благотворительных организациях// Закон. 2003.-№ 10. -С.77−85.
  45. А. 3. Стратегия совершенствования экономических отношений в сфере культуры// Новые методы хозяйствования в сфере культуры. СПб, 1992. — СЛ3-21.
  46. С. И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями //Ученые записки (Ленингр. юрид. ин-т. Вып.4, 1947. — С. 5- 45.
  47. З.А. О правовой природе права самостоятельного распоряжения имуществом// Юрист. 2004. -№ 7. — С. 18−21.
  48. З.А. Учреждение как участники имущественных отношений и особенности правового положения его имущества// Юрист. 2005. -№ 2. -С.2−3.
  49. Ю.Г. Юридические лица по Гражданскому кодексу Республики Казахстан: Понятие и общая характеристика. // Избранные труды по гражданскому праву. СПб, 2003. — С. 100−132.
  50. К. П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве// Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. — С.35−48.
  51. Г. Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования. -М., 1994.- С.127−128.
  52. Г. В. Сущность и ответственность юридического лица//Государство и право. 1997. — № 10. — С.97−101.
  53. Е.А. Участие образовательных учреждений в гражданском обороте// Законодательство. 2004.- № 9.- С.71−74.
  54. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. — 848с.
  55. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Кн. Втрая. Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. — 800с.
  56. М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Юридические лица. // Хозяйство и право. 1998. -№ 3. — С. 12−13.
  57. С. Н. Субъекты гражданского права. Курс советского гражданского права М.:ВИЮН МЮ, 1950. — 367с.
  58. С.Н. О соотношении социалистической собственности и права оперативного управления.// СГиП. 1986 — № 3. — С.23-
  59. С.Н. Юридическая личность государства и бюджетных учреждений // Ученые труды (Всесоюз. ин-т юр. наук), Вып.9. М.: Юриздат, 1947.-115 с.
  60. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.:
  61. Юриздат, 1947. 364 с. (Ученые труды. Вып. 12)
  62. Е.В. Учебник гражданского права. М.: «Статут», 2003. -382с.
  63. А.В. Государственная социалистическая собственность.1. М.- Л., 1948. -839 с.
  64. А.В. О государственных юридических лицах в СССР //Вест.
  65. Ф Ленингр. ун-та. 1955. — № 3. -С.85−107.
  66. А.В. Органы управления государственной социалистической собственностью//Сов.гос-во и право. 1940. — № 5−6. — С.24−51.
  67. А. Муниципальная система образования в условиях нового законодательства: минусы просматриваются, плюсов маловато// Народное образование. 2005. — № 5. — С.36−41.
  68. Р. С. Экономика здравоохранения: Учеб. пособие. М.: Медицина, 2003. — 256 с. 1. Щ)
  69. Д.М. Значение применения института юридической личности вотвнутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сб. науч. трудов. Вып. IX.-М&bdquo- 1955. С.17−35.
  70. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т 1./ Отв. ред. Е. А. Суханов .-2-е изд., пераб. и доп. М.: Изд-во «Бек», 2000.
  71. Гражданское право: Учебник: Т. 1./ Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. -М.: Юристь, 2000. 536с.
  72. Гражданское право: Учебник: 4.1./Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. М.: Проспект, 2003. — 776с.
  73. Jl. Образование в России: документы и размышления// Высшее образование в России. 2005. — № 1. — С. 15−25.
  74. И. П. Субъекты гражданского права. С-Пб.: Юридический центр-Пресс, 2002. — 331с.
  75. В. П. Юридические лица. М.: Изд-во МГУ, 1961.
  76. Ю. Законодатель, почитай свои законы! // Культура. 2005.- № 4.-С.4.
  77. А.В. Проблемы классификации видов правоспособности и дееспособности юридических лиц в российском гражданском праве //Юрист. 2000. — № 3. — С. 27−36.
  78. В.И. Экономика, право и управление образованием: проблемы исследования, решения// Известия Рос. Академии образования-2000. -№ 2. С.25−33.
  79. И. В. Некоторые аспекты управления государственной собственностью// Закон. 2004. — № 3. — С. З -11.
  80. С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). М.: Норма — Инфра-М, 1998. — С. 40 — 46.
  81. И.В. Некоммерческие организации в российском гражданском праве //Право и экономика. 1996. — № 19−20. — С.20−27.
  82. С. А. Государственная собственность в СССР: проблемы правового регулирования. Ростов н /Д, 1986. — С.32−49
  83. С.А., Шапсугов Д. Ю. Корх С.Э. Предпринимательство и его статус его субъектов в современном российском праве. Р-н-Д: Изд-во СКАГС, 1999.-198 с.
  84. О. С. Развитие цивилистической мысли в СССР // Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. — 777 с.
  85. О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955.-308 с.
  86. Ф.Н. Организационные, правовые и экономические принципы взаимодействия бюджетных и частных медицинских учреждений// Здравоохранение. 2004. — № 3. — С.41−52.
  87. Н.В. и др. Комментарии к федеральным законам «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях». М: АИА-Принт, 1996. — 390 с.
  88. Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хоз-во и право.- 2004.-№ 5.- С. 36- 47.
  89. О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. — № 5. — С.4−5.
  90. П. Какие из госучреждений и госпредприятий пользуются статусом юридического лица//Еженедельник сов. юстиции. 1923. — № 41.-С. 941−942.
  91. В. К. Правовая основа деятельности библиотеки: Уч. практ. Пособие. М.: ИПО «Профиздат», МГУК, 2002. — 96 с.
  92. В. О правах райисполкома как юридического лица //Вестник сов. Юстиции 1924. -№ 22. — С. 746−748.
  93. Н. В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство. 2004. — № 4. — С.6−15.
  94. Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. — 318 с.
  95. С.Д. Платные услуги и предпринимательская деятельность библиотек // Библиотека и закон: Справ. Вып. 2. М.:Либерея, 1997.- С. 182−195.
  96. З.А. Правоспособность бюджетных учреждений// Юрист. -2000. № 12. — С.29−37.
  97. Комментарии к федеральному закону о некоммерческих организациях / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: БИ. — 1998. — 307 с.
  98. Л. К созданию условий для развития негосударственных некоммерческих организаций сферы культуры// Рос. экон. журнал. -1999.-№ 11−12.-С. 87−90.
  99. О.А. Гражданские организационно-правовые отношения// Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. трудов М., 2001 — С. 160 163.
  100. О.А. Сущность юридического лица //Сов. гос-во и право. -1976. -№ 1. -С.47−55.
  101. К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.- 451с.
  102. В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского 1 права //Государство и право. -1999. -№ 5. С.46−53.
  103. Г. А. Право собственности общественных объединений по федеральному законодательству России//Государство и право. -1998. -№ 4. С.34−41.
  104. Г. А. Федеральное законодательство о праве общественных объединений на осуществление предпринимательской деятельности//Право и экономика. -1998. № 9 — С. 13−17.
  105. М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997.- 330с.
  106. М.В. Правовой режим доходов бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (бюджетно-правовой аспект)// Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб., 2002. — С. 6−21.
  107. С.Н., Лелюхина Н. Д. Государственная собственность России: некоторые исторические уроки// Собственность в XX столетии. М., 2001.-С. 219−220.
  108. В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности //Государство и право. -1999. № 11. — С. 13−21.
  109. Г. Б. Учреждения как субъекты гражданского права //Вестник МГУ. -1998. -№ 1. С. 56−70.
  110. Ю.Г. Некоторые проблемы гражданско-правовой ответственности учреждений как юридических лиц// Юрист. 2003. — № 2.-С. 26−28.
  111. М.Л., Пирожкова Н. Л. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. — 816 с.
  112. А.И. Понятие и виды вещных прав//Закон 2004. — № 2.- С.3−7.
  113. У., Суханов Е. А. Основные положения права собственности. М. Юрист, 1999.-384с.
  114. Д.И. Русское гражданское право./ По испр. и доп. 8-му изд. 1902. М.: Статут, 2000. — 831с.
  115. Н. Здравоохранение в России. Новая концепция развития. -СПб.: Мед. Пресса, 2001. 224 с.
  116. Я.Ф. Государственные юридические лица в советском гражданском праве //Сов.гос.право. 1951. — № 7. — С.40 -53
  117. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы/Под ред. М. Ю. Тихомирова М.: 1998 — 541 с.
  118. Е. В. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса юридического лица. // Гражданин и право. 2001. -№ 1. — С.39−46.
  119. Освещение правовых аспектов деятельности библиотек в российскомбиблиотековедении// Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. М., 2003. — С.268−279.
  120. И.Ю. О сделках обладателей ограниченных вещных прав//Закон. -2004.-№ 2.-С. 27 -30.
  121. Памятники римского права: Законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.:Зерцало, 1997. — 608с.
  122. M.JI. Положение бюджетных учреждений в свете Бюджетного кодекса// БиНО: бюджетные учреждения. -2000. -№ 2- С.38−43.
  123. Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. — 361с.
  124. И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статус, 1998.-353с.
  125. Ю.А. Экономика социально-культурной сферы СПб., 2003−96с.
  126. В. А. Отраслевая принадлежность право оперативного управления// Проблемы совершенствования действующего законодательства: Труды ВНИИЗ. Вып. 14. М., 1979. — С.83−96-
  127. В.А. О достижениях и просчетах нового ГК РФ //Государство и право. 1996. — № 4. — С. 121−124.
  128. В.А. О так называемом субстате юридических лиц (К вопросу о путях изучения юридических лиц) //Труды ВНИИСЗ. -1984. -Вып. 29.
  129. Реформы Александра II. М.: Юрид. лит., 1998. — 464с.
  130. О. О некоторых проблемах, связанных с привлечением государства к внедоговорной ответственности// Хоз-во и право-2002-№ 10. -С.128−130.
  131. ., Шишкин С., Якобсон JI. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные формы. JL, 1998. — 118 с.
  132. С. Судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с защитой права собственности и других вещных прав// Вестник ВАС. -1998.-№ 11-
  133. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид.лит., 1971. -240 с.
  134. В. М. Экономика здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2004. — 656с.
  135. В.И. Об участии госучреждений и госпредприятий в хозяйсвтенных объединениях //Власть Советов. 1925. — № 36. — С. 7−9.
  136. В.И. Русское гражданское право. М.: «Статут», 2002. — 638 с. (Классика российской цивилистики.)
  137. Сироткина А. А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004. — 174с.
  138. У.М. Теоретические проблемы межотраслевой правосубъектности юридического лица //Юрист. -2000. № 4. — С. 59
  139. А.Н. Участие государственных учреждений в гражданском обороте // Бух. учет. 2000. — № 24. — С.50−52.
  140. С. М. Систематизация нормативно-правовой базы здравоохранения России// Здравоохранение. 2004. — № 1. — С. 125−128.
  141. Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000. -299 с.
  142. Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозво и право. -2000. 1998. -№ 4. — С. 8−15- № 5. — С.3−13.
  143. Суханов Е.А. О понятии юридического лица и предприятия
  144. Законодательство России в XXI веке: по материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. М., 2002. — 173−182с.
  145. Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений// Вестник
  146. Высш. Арбитраж. Суда РФ. 2002. -№.11.- С.65−73.
  147. Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовымобязательствам// Вестник ВАС. 2000. — № 3. — С. 123−125.
  148. Е.А. Ограниченные вещные права// Хоз-во и право. 2005. — №.1.-С. 5−19.
  149. Э.В. Управление государственной собственностью. СПб.: Юрид. цент Пресс, 2002. — 455 с.
  150. А. Учреждение как хозяйствующий субъект: отношения ссобственником// Рос. юстиция. 2003. — № 4. — С. 17−18.
  151. Ю.К. К учению о праве собственности// Правоведение. 1992.1. С. 15−23.
  152. Ю.К. К разработке теории юридического лица на современномэтапе //Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М.: Городец, 2000. — С.81−112.
  153. Ю.К. О государственных юридических лицах в СССР //Вест.
  154. Ленингр. ун-та. Сер. Обществ, наук. Вып.З. 1955. -№ 3
  155. Тютина И. Управление публичными библиотеками и их финансирование в
  156. Америке // Библиотека. 1999. — № 10. — С. 68−71.
  157. А.О. О правовых основах создания и управления муниципальнойсобственностью //Хоз-во и право. -1998. № 10, 11.
  158. В.Р. Государственное законодательное регулирование деятельности библиотек. СПб., 2000. -256 с.
  159. Е.А. Соотношение правосубъектности и субъективных прав// Вопросы общей теории советского права. М. Госюриздат, 1960.
  160. . Предприятия публичного сектора в государствах Европейскогосоюза // Участие государства в коммерческой деятельности. М., 2001.
  161. А. О приоритетных направлениях развития образовательнойсистемы РФ: Доклад на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 года // Народное образование. 2005.-№ 1 .-С.10−15.
  162. Р. О. Право собственности и право оперативного управления//
  163. Проблемы гражданского и семейного права. СССР Австрия. — М., 1983. -С.71−78
  164. Е.Б., Бородин В. В. Понятие юридического лица: история исовременность //Гос-во и право. 1993. — № 9. — С. 150−152.
  165. С. Права учреждения на «собственное» имущество// ЭЖ- Юрист. 2002. — № 15. — С.5-
  166. М.В. О вещных правах по Гражданскому кодексу Российской Федерации //Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. -С.106−127.
  167. .Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица// Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву. М., 2001. — С.295−306.
  168. К.А. Правовое регулирование благотворительной деятельности и правовое положение благотворительных организаций//Закон. 2003. — № 10.-С. 22−23.
  169. Г. Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. -720с.
  170. В. И. Образовательное право: учебник для вузов. М.: Норма, 2001.-688 с.
  171. И.М., Якобсон Л. И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995.
  172. В. М. Правовая система США. М.: ДеКА, 2003. — 400с.
  173. Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социально-экономические аспекты культурной деятельности. СПб.: Алетея, 2005. -525с.
  174. Экономика общественного сектора / Под ред. Е. Н. Жильцова и Ж.-Д. Лафея. -М.: Экон. ф-т МГУ, ТЕИС. -1998.-456 с.
  175. С.М. Государственная регистрация юридических лиц//Юрист. -1997. -№ 7 С.2−5.
  176. Т.В. Экономика некоммерческих организаций. М.: Юристъ, 2002. — 320 с.
  177. А.А. Проблемы правовой природы имущества учреждения, приобретенного за счет внесметных доходов // Юрист. 2005. — № 6. — С. 7- 10.
  178. В. С. Гражданский кодекс Российской Федерации и гражданское законодательство //Антология уральской цивилистики 1925−1989: Сб. статей. -М., 2001. С. 25.
  179. B.C. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике// Развитие советского права на современном этапе. М., 1986. -С.114−134.
  180. Drucker P.P. Managing of nonprofit sector Principles and Practices, N.Y., Harper Collins Publishers, 1990. -138p.
  181. Herzlinger R., Nilferhouse D. Financial Accounting and Managerial Control for Nonprofit Organizations. South-Western Publising. — 1994. -145 p.
  182. Lester S.M. The Rise of Nonprofit Sector// Foreign Affairs. 1994. — № 4. -P.109−122.
  183. Диссертации и авторефераты
  184. С.В. Права на имущество юридических лиц: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2000. — 25с.
  185. Н.Ф. Гражданско-правовое положение юридических лиц в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. -23с.
  186. О. В. Участие НКО в предпринимательской деятельности: Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2004. -161с.
  187. Н. В. Гражданско-правовое регулирование деятельности НКО в РФ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. -24с.
  188. О. Б. Вещные права образовательных организаций: Автореф. дисс. канд. юрид. наук М., 2002. — 25с.
  189. Лескова Ю Г. Правовое положение учреждений по российскому законодательству: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Белгород, 2004.-22с.
  190. Е.П. Некоммерческие организации: правосубъектность и правоспособность: Дисс.канд. юрид. наук. Коломна, 2004. — 184с.
  191. Л.Г. Образовательные учреждения как субъекты гражданского права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Ин-т ГиП РАН, 2001- 23с.
  192. М. Н. Государственный вуз как юридическое лицо: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Томск, 2004. -25с.
  193. Т. В. Правоспособность образовательных учреждений по гражданскому праву РФ: Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. — 160с.
  194. М.В. Вуз как субъект отношений в сфере предпринимательства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- М., 2000- 25с.
  195. Е.А. Субсидиарная ответственность в гражданском праве: Автореф. дисс. канд. юр. наук. Ростов- н/Д, 2001. -25с.
  196. Р. Н. Правовое положение учреждений в системе МВД РФ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Спб., 2001. -22с.
Заполнить форму текущей работой