Лингвистическое обеспечение игровой обучающей информационной системы
Диссертация
В практике высшей школы подобные системы создаются, как правило, группой специалистов-информатиков без привлечения экспертов в области педагогики, психологии, лингвистики. Такой подход негативно сказывается на конечном результате. Создавая игровые обучающие информационные системы (ИОИС), разработчики экспериментально и практически доказали эффективность подобных технологий обучения. Но анализ… Читать ещё >
Содержание
- 1. Современное игровое компьютерное обучение
- 1. 1. Игровые методики в образовании
- 1. 1. 1. Феномен игры в обучении — культурно-исторические предпосылки
- 1. 1. 2. Методики игрового обучения в информационных системах
- 1. 2. Игровые информационные системы в обучении
- 1. 3. Критерии оценки игровых обучающих информационных систем
- 1. 4. Технические аспекты реализации игровой ситуации
- 1. 5. Лингвистическое обеспечение игровых обучающих информационных систем
- 1. 1. Игровые методики в образовании
- Выводы
- 2. Игровая обучающая информационная система
- 2. 1. Выделение концептуальных особенностей
- 2. 1. 1. Определение ключевых блоков игровой подсистемы
- 2. 1. 2. Интеграция с электронными средствами обучения
- 2. 2. Концептуальная модель лингвистического обеспечения игровой обучающей информационной системы
- 2. 2. 1. Игровая подсистема
- 2. 2. 1. 1. Объекты-участники игрового процесса
- 2. 2. 1. 2. Алгоритмический код описания игровых объектов
- 2. 2. 1. 3. Правила игры
- 2. 2. 1. 4. Алгоритмической код записи правил игры
- 2. 2. 1. 5. Игровой процесс
- 2. 2. 1. 6. Алгоритмический код сценария игрового процесса
- 2. 2. 2. Дидактическая подсистема
- 2. 2. 2. 1. Учебный материал
- 2. 2. 2. 2. Принципы кодирования учебного материала
- 2. 2. 2. 3. Методики обучения
- 2. 2. 2. 4. Алгоритмический код методик обучения
- 2. 2. 2. 5. Сценарий обучения
- 2. 2. 2. 6. Алгоритмический код сценария обучения
- 2. 2. 1. Игровая подсистема
- 2. 1. Выделение концептуальных особенностей
- 2. 3. Теоретико-прикладное исследование возможностей разработанной концептуальной модели
- 2. 3. 1. Программа исследования
- 2. 3. 1. 1. Методологический раздел программы исследования
- 2. 3. 1. 2. Процедурный раздел теоретико-прикладного исследования
- 2. 3. 2. Анализ полученных результатов
- 2. 3. 1. Программа исследования
Список литературы
- Антопольский А. Б. Структура лингвистического обеспечения АСНТИ / А. Б. Антопольский // Автоматизированная система ведения информационных языков. — 1990. — Вып. 2. — С. 1 —20.
- Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного : игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т. А. Апинян — С.-Петерб. гос. консерватория, Ин-т народов Севера Рос. гос. пед. ун-та. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2003. —398 с.
- Артемьева О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева- М-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО «Тамбов, гос. техн. ун-т». — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. — 206 с.
- Атанов Г. А. Компьютерные «игры» в обучении / Г. А. Атанов// Образовательные технологии и общество = Educational Technology & Society. — 2007. — Т. 7, № 2. — С. 185—189.
- Всерос. конф., Подмосковье, 6−9 апреля 2000 г. — Москва, 2000. — С. 113— 114.
- Белов В. Игра и пари как институты гражданского права/
- B. Белов // Законодательство. — 1999. — № 9.— С. 15—16.
- Белоногов Г. Г. Языковые средства автоматизированных информационных систем / Г. Г. Белоногов, Б. А. Кузнецов. — Москва: Наука, 1983.—288 с.
- Беляев М. И. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / М. И. Беляев, В. М. Вымятнин, С. Г. Григорьев и др. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2002. — 84 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. —Москва: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Велиджанашвили А. 3. Мультимедийный технологии -современная образовательная среда / А. 3. Велиджанашвили // Education Science and Psychology: Georgian Electronic Scientific J. — 2003. — Вып. 1. —1. C. 19—21.
- Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры: материалы I всерос. симпозиума по филос. проблемам виртуальной реальности / С.-Петерб. гос. акад. культуры. — СПб.: СПбГАК, 1996. —94 с.
- Выготский JT. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 74—122.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. и со вступ. ст. В. В. Давыдова. — Москва: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Гендина Н. И. Лингвистические средства автоматизации документального поиска / Н. И. Гендина — под ред. В. П. Леонова. — Санкт-Петербург: Изд-во БАН, 1992. — 188 с.
- Гессе Г. Игра в бисер: роман/ Г. Гессе- пер. С. Апта.— Новосибирск: Кн. изд-во, 1991. — 458 с.
- Гиляревский Р. С. Основы информатики : курс лекций / Р. С. Гиляревский. — Москва: Экзамен, 2003. — 320 с.
- ГОСТ 29.130−97. Издания: термины и определения Электронный ресурс. // Library. Ru: информ.-справ. портал о библиотеках и для библиотек. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. library, ru. — Загл. с экрана.
- ГОСТ 7.83−2001. Электронные издания: основные виды и выходные сведения // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. — Санкт-Петербург: Профессия, 2005. — С. 424—436.
- Гудкова Е. Н. Сущностная характеристика понятийных знаний и индикаторы качества их усвоения / Е. Н. Гудкова // Изв. Саратов, ун-та. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2008. — Т. 8, № 2. —С. 114—118.
- Дергачева JT. M. Классификация дидактических игр с позиции различных методологичских подходов/ JI. М. Дергачева// Вестн. Моск. город, пед. ун-та. Сер. Информатика и информатизация образования. -—2002. — № 5. с. 39—43.
- Джораев В. О. Применение деловой игры «Никсдорф Дельта» для моделирования экономических процессов / В. О. Джораев, Р. Р. Ахметшин // Вестник Оренбург, гос. ун-та. — 2005. — № 10. — С. 150—154.
- Драйден Г. Революция в обучении : научить мир учиться по-новому / Гордон Драйден, Джаннетт Вое — пер. с англ. под ред. X. Шагиева. — Москва: Парвинэ, 2003. — 670 с.
- Дэй X. Игра / X. Дэй // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха — науч. ред. пер. на рус. яз. А. А. Алексеева. — 2-е изд. — Санкт-Петербург и др.: Питер, 2003. — С. 233.
- Елинер И. Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе / И. Г. Елинер — С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2010. — 276 с.
- Еникеев М. И. Общая и социальная психология : энциклопедия / М. И. Еникеев. — Москва: Приор, 2002. — 559 с.
- Жуков Д. О. Программное обеспечение мультимедийных систем обучения и диагностики знаний / Д. О. Жуков. — Москва: Радио и связь, 2003. —431 с.
- Захаров В. П. Информационные системы (документальный поиск): учеб. пособие / В. П. Захаров. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2002. — 188 с.
- Захаров В. П. Корпусная лингвистика : учебно-метод. пособие /
- B. П. Захаров. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2005. — 48 с.
- Зимина О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. — Москва: Изд-во МЭИ, 2003. — 335 с.
- Ильин Г. Проблемы от века к веку: функциональная неграмотность / Г. Ильин // Университетская книга. — 2002. — № 2. —1. C. 18—25.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра : введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе — Моск. психолого-соц. ин-т. — Москва: Флинта, 1998. —91 с.
- Карева Г. В. Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста / Г. В. Карева // Вестн. Челябинск, гос. пед. ун-та. — 2009. — Вып. 2. — С. 30—39.
- Колесникова М. М. К вопросу об интерактивности, гипертексте и мультимедиа в сетевых коммуникациях / М. М. Колесникова // Филол. вестн. Ростов, гос. ун-та. — 2002. — № 2. — С. 61—68.
- Кондаков И. Логический словарь-справочник / И. Кондаков.— 2-е изд. — Москва: Наука, 1975. — 720 с.
- Крейденко В. С. Библиотечные исследования : учеб.-метод, пособие / В. С. Крейденко. — Москва: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007. — 352 с.
- Кречетов А. А. Человеко-машинное взаимодействие: учеб. пособие / А. А. Кречетов, И. В. Кречетова — Федер. агентство по образованию, Марийский гос. техн. ун-т. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. — 55 с.
- Крупская Н. К. О дошкольном воспитании : сб. ст. и речей / Н. К. Крупская. — Москва: Просвещение, 1967. — 367 с.
- Куркин Е. Б. Технологизация образования требование времени / Е. Б. Куркин // Школьные технологии. — 2007. — № 1. — С. 23—33.
- Леонов А. В. Динамический документ ключевой объект современных информационных систем / А. В. Леонов // Системы виртуального окружения на Linux-кластерах персональных компьютеров: сб. тр. 3-й междунар. конф. VEonPC'2003. — Москва, 2003. — С. 150—169.
- Ляшенко Т. В. Мультимедийные технологии в библиотечном образовании : монография / Т. В. Ляшенко. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. — 304 с.
- Макаренко А. С. Лекции для родителей / А. С. Макаренко — под ред. Г. Макаренко, В. Колбановского. — Москва: Учпедгиз, 1940. — 120 с.
- Макаренко А. С. О воспитании молодежи: сб. избр. пед. произведений / А. С. Макаренко — под общ. ред. Г. С. Макаренко — вступит, ст. и примеч. В. Гмурмана. — 2-е изд. — Москва: Трудрезервиздат, 1951. — 396 с.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. — Москва: Педагогика, 1988. — 191 с.
- Медынский Е. Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества: в 3 т. / Е. Н. Медынский. — Москва: Работник просвещения, 1925.— Т. 1: От первобытной родовой общины до эпохи промышленного капитализма. — 312 с.
- Медынский Е. Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества: в 3 т. / Е. Н. Медынский. — Москва: Работник просвещения, 1926. — Т. 2: Эпоха промышленного капитализма. — 336 с.
- Медынский Е. Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества: в 3 т. / Е. Н. Медынский. — Москва: Работник просвещения, 1929. — Т. 3: Русская педагогика — 548 с.
- Моисеев Н. Кризис современного образования / Н. Моисеев // Наука и жизнь. — 1998. — № 6. — С. 2—8.
- Нестерова Н. В. Игра как объект культурологического анализа / Н. В. Нестерова, К. Ю. Баннов // Вестн. Челябинск, гос. акад. культуры и искусств. — 2006. — Т. 9, вып. 1. С. 51—64.
- Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности / Н. А. Носов — Рос. АН, Ин-т человека, Лаб. виртуалистики. — Москва: Б. и. ., 1994. —196 с.
- Овсянников М. Ф. Искусство как игра/ М. Ф. Овсянников// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. — 1996. —Вып. 2. — С. 84—88.
- Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А. В. Осин. — Москва: Издат. сервис, 2004. — 320 с.
- Осуга С. Обработка знаний / С. Осуга — пер. с яп. В. И. Этова. — Москва: Мир, 1989. — 293 с.
- Педагогика: учеб. для студ. пед. учеб. заведений/ В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др.- под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва: Пед. о-во России, 2002. — 604 с. — (Образование XXI века).
- Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый — Моск. пед. ун-т. — Москва: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 с.
- Плюммер Дж. Гибкая и масштабируемая архитектура для компьютерных игр. Ч. 1 Электронный ресурс. / Джеф Плюммер // ДТФ: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // dtf. ru. — Загл. с экрана.
- Представление и использование знаний / X. Уэно, Т. Кояма, Т. Окамото и др. — под ред. X. Уэно, М. Исидзука — пер. с яп. И. А. Иванова — под ред. Н. Г. Волкова. — Москва: Мир, 1989. — 220 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит. исслед. — под общ. ред. Г. В. Осипова. — Москва: Изд. группа Норма-Инфра М, 1998. — 666 с.
- Рош У. JI. Библия мультимедиа: пер. с англ. / У. JL Рош. — Киев: Диасофт, 1998. — 800 с.
- Садовникова Н. П. Проектирование интерактивной компьютерной деловой игры «Динамическое планирование производственной деятельности предприятия» / Н. П. Садовникова // Изв. Волгоград, гос. техн. ун-та. — 2007. — № 2. — С. 99—101.
- Сидельникова Т. Т. Методологические и методические вопросы разработки и применения мультимедийных обучающих программ в системе высшей школы / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников. — Казань: Казан, гос. ун-т, 2006. — 186 с.
- Соколов А. В. Информационно-поисковые системы / А. В. Соколов. — Москва: Радио и связь, 1981. — 151 с.
- Соколов А. В. Философия информации: проф.-мировоззренческое пособие / А. В. Соколов — М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, фак. информ. технологий и медиадизайна. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУКИ, 2010. — 363 с.
- Соловьева Л. Ф. Компьютерные технологии для учителя / Л. Ф. Соловьева. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2003. — 151 с. — (Основы информатики).
- Спенсер Г. Основания психологии / Герберт Спенсер. Физиологическая психология: в 14 лекциях / Теодор Циген. — Москва: ACT, 1998. — 543 с. — (Классики зарубеженой психологии).
- Толковый словарь русского языка к. XX в.: языковые изменения / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист, исслед.- гл. ред. Г. Н. Скляревская. — Санкт-Петербург: Фолио-Пресс, 1998. — 700 с.
- Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. / Элвин Тоффлер — авт. предисл. П. С. Гуревич. — Москва: ACT, 2004. — 781 с.
- Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии: сборник: пер. с англ., нем., фр. / сост. и послесл. П. С. Гуревича- общ. ред. Ю. Н. Попова. — Москва: Прогресс, 1988. — С. 357—403.
- Хейзинга Й. Человек играющий = Homo ludens : ст. по истории культуры / И. Хейзинга — сост. и пер. с нидерланд. Д. В. Сильвестров. — 2-е изд., испр. — Москва: Айрис Пресс, 2003. — 496 с. — (Библиотека истории и культуры).
- Хрипко В. В. Игра— важное средство совершенствования военного обучения / В. В. Хрипко// Военная мысль.— 1988.— № 10.— С. 88—90.
- Черри К. Человек и информация / К. Черри.— Москва: Связь, 1972. —368 с.
- Шаронова С. А. Еще раз о классификации игр и термине «Деловая игра» / С. А. Шаронова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Социология. — 2001. — № 2. — С. 134—139.
- Шиллер Ф. Статьи по эстетике / Фридрих Шиллер — пер. А. Г. Горнфельда, Э. JI. Радлова- прим. А. Г. Горнфельда, А. А. Сидорова. — Москва — JI.: Academia, 1935. — 671 с.
- Шинкаренко В. Д. Структура и функции игры / В. Д. Шинкаренко // Философия и общество. — 2006. — № 1. — С. 96—117.
- Шлыкова О. В. Культурный феномен мультимедиа и его возможности для учебного курса в гуманитарном вузе / О. В. Шлыкова // Ученые записки / Моск. гуманит. пед. ин-т. — Москва: МГПИ, 2003. — Т. 1. —С. 144—152.
- Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — Москва: Нов. шк., 1994. —238 с.
- Шукуров Т. А. Педагогическая система игровых форм организации познавательной деятельности школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: общая педагогика / Т. А. Шукуров — Тадж. гос. пед. ун-т. — Душанбе, 1999. — 48 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин- АПН СССР. — Москва: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Amory A. Educational game models: conceptualization and evaluation / A. Amory, R. Seagram // South African J. of Higher Education. — 2003. —Vol. 17, № 2. —P. 206—217.
- Barker P. Designing interactive learning systems/ P. Barker// Educational and Training Technology International. — 1990. — Vol. 27, № 2. — P. 125—145.
- Barrett E. Sociomedia: Multimedia, Hypermedia, and the Social Construction (of Digital Communication) / E. Barrett. — 3rd ed. — New York: The MIT Press, 1994. — 594 p.
- Bass L. Software Architecture in Practice / Len Bass, Paul Clements, Rick Kazman. — Reading, Mass.: Addison-Wesley. — 1998. — 452 p.
- Beaumont I. User modelling in the interactive anatomy tutoring system Anatom-Tutor / I. Beaumont // User modeling and user adapted interaction. — 1994. — Vol. 4. — P. 21 -45.
- Curtis B. A Field Study of the Software Design Process for Large Systems Электронный ресурс. / В. Curtis, H. Krasner, N. Iscoe // Communications of the ACM. — 1988. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // spot. Colorado, edu. — Загл. с экрана.
- Dry Bulk Crane Simulator Электронный ресурс. // VSTEP: [офиц. сайт компании]. — Rotterdam, The Netherlands, 2012.— Электрон, дан.— Режим доступа: http: // www. vstep. nl. — Загл. с экрана.
- Electronic auction house FM Электронный ресурс. // The Artificial Intelligence Research Institute (IIIA): [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: // www. iiia. csic. es. — Загл. с экрана.
- Garris R. Games, motivation, and learning: a research and practice model / R. Garris, R. Ahlers, J. E. Driskell // Simulation & Gaming. — 2002. — Vol. 33, № 4. — P. 441—467.
- Gee J. What video games have to teach us about learning and literacy / James Paul Gee. —New York: Palgrave Macmillan, 2003. — 225 p.
- Green C. Action video game modifies visual selective attention/ C. Green, D. Bavelier // Nature. — 2003 — Vol. 423, № 6939. — P. 534—537.
- Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality / M. Heim.— New York: Oxford University Press, 1993. — 175 p.
- History of Biology Электронный ресурс.: An online science scavenger hunt game / Genomics Digital Lab.— Электрон, игра.— 2010.— Режим доступа: http: // www. genomicsdigitallab. com. — Загл. с экрана.
- Kristof R. Interactivity by Design: Creating and Communicating with New Media / Ray Kristof, Amy Satran. — Mountain View, Calif.: Adobe Press, 1995. — 130 p.
- Learning Civics in an Online Social Game Электронный ресурс. // Wisdom Tools: [сайт] / Wisdom Tools Enterprises, Inc. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // wisdomtools. com. — Загл. с экрана.
- Masterman L. Teaching the Media/ L. Masterman— London: Comedia Publishing Group, 1998. — 341 p.
- Maybury M. T. Intelligent Multimedia Interfaces / M. T. Maybury. — Boston: AAAI Press: MIT Press, 1993. — 413 p.
- Meet X-Plane Электронный ресурс.// X-plane: Ultra-Realistic Flight Simulation: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. x-plane. com. — Загл. с экрана.
- Microsoft Flight Simulator X Электронный ресурс.// Microsoft: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. microsoft, com. — Загл. с экрана.
- Plummer J. A Flexible and Expandable Architecture for Computer Games / Jeff Plummer. — Phoenix: Arizona State University, 2004. — 412 p.
- Prensky M. Digital-game-based learning/ Marc Prensky.— New York — London: McGraw Hill, 2001. — 442 p.
- Rollings A. Game Architecture and Design / Andrew Rollings, Dave Morris. — Scottsdale, AZ: Coriolis Group, 2000. — 742 p.
- Serious Games for Healthcare Market Электронный ресурс. // Breakaway, Ltd.: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. breakawayltd. — Загл. с экрана.
- Ship Simulator Extremes Электронный ресурс.// ShipSim. com: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. shipsim. com. — Загл. с экрана.
- SimPort-MV2 Электронный ресурс. // Simport: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. simport. eu. — Загл. с экрана.
- Steel Beasts Professional Электронный ресурс. // Esimgames: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. esimgames. com. — Загл. с экрана.
- Stone R. Serious games / R. Stone// Defence Management J.— 2005. —Vol.31. —P. 142—144.
- The Layar Reality Browser Электронный ресурс. = [Браузер расширенной реальности]// Layar: сайт.— Amsterdam, 2012.— Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. layar. com. — Загл. с экрана.
- True Sim Game Division Demonstration Электронный ресурс. // Trusim: [сайт]. — Электрон, дан. — Режим доступа: http: // www. trusim. com. — Загл. с экрана.
- Van Eck R. Digital Game-Based Learning: It’s Not Just the Digital Natives Who Are Restless / R. Van Eck / Educause Review. — 2006. — Vol. 41, № 2. —P. 16—30.
- Virtual reality: theory, practice, and promise/ ed. by Sandra K. Helsel, Judith Paris Roth. — Westport: Meckler, 1991. — 142 p.
- Worsnop C. Screening Images: Ideas for Media Education/ C. Worsnop. —Mississauga: Wright Communication, 1994. — 180 p.