Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII — начала XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В середине XIX века в искусстве московской скани намечается интерес к поиску способов, обогащающих ажур цветом. Для окладов икон применяют обложку цветной фольгой — приём, используемый ювелирами барокко-рококо. В 60-е годы зарождающийся в скани «русский стиль» обращает мастеров к эмали, но включение её в орнамент в это время является скорее исключением, чем правилом. Поскольку ажурная скань… Читать ещё >

Содержание

Введение. Актуальность исследования. Степень научной разработанности вопроса. Цель, предмет, объект, методика, границы исследования. Научная новизна. Практическая ценность диссертации Апробация работы.

ГЛАВА 1. Исторические предпосылки расцвета искусства московской ажурной скани в конце XVIII начале XIX века. Её техникотехнологические особенности.

1.1. Истоки формирования ажурной скани в ювелирном искусстве Москвы конца XVIII- начала XIX веков.

1.2 Технологические особенности московской ажурной скани конца

XVIII- начала XIX веков.

Выводы.

ГЛАВА II. Технико-технологические особенности и художественная выразительность сканных изделий

Москвы первой половины XIX века.

2.1 Московская скань конца XVIII — первой трети XIX веков.

2.2 Технические и стилистические особенности московской скани второй трети XIX века.

Выводы.

Глава III. Технико — технологические и стилевые особенности московской скани последней трети XIX —начала XX века.

3.1 Художественная скань Москвы 70 — 90-х годов XIX века.

3.2 Московская скань начала XX века. ЮГ

Выводы.

Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Скань (европ. — филигрань) — один из самых древних ювелирных приемов, призванный выявить особые природные свойства и красоту драгоценных металлов. С Ш-го тысячелетия до н.э. скань раскрывает свои художественные достоинства и декоративные возможности в различных тематических воплощениях ювелирного искусства.

Каждая историческая эпоха по-своему развивала это изысканное ювелирное мастерство, создавала свою неповторимую сканую эстетику, формировала свой образный язык, передающий особенности мировосприятия. На Руси искусство скани «начинает широко прививаться» в VIII—IX вв.еках «благодаря притоку зерненых и сканых изделий с Востока"1. С этого времени она играет заметную роль в формировании русской ювелирной традиции. Соприкосновение с художественной культурой других стран, знакомство с привозными художественными изделиями и сотрудничество с «иноземными» ремесленниками постепенно образовывало русских ювелиров, обогащало их опыт профессиональными навыками, развивало вкус, открывало новые возможности творческого сознания. На протяжении многих веков русские мастера демонстрируют свое понимание красоты сканного узора, средствами которого они сумели передать черты национального своеобразия, выработать и сохранить самобытный, богатый художественный язык.

Актуальность данного исследования заключается в повышении интереса к возрождению русских национальных традиций как закономерной тенденции, исторически определенной нашим временем, духовного и.

1 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 335. 3 культурного обновления, экономической активности, научного развития. В этой связи искусство скани выразительнее других технических приемов русского золотого и серебряного дела художественно трансформирует реальные впечатления в изысканный образец человеческого творчества. Знание истории этого мастерства тем более необходимо, когда в обществе идут поиски гармонии, основанные на новых «принципах красоты». Появившись в русском ювелирном искусстве в VIII — IX веков, скань уже никогда не исчезала из технологического репертуара отечественных мастеров. И если древнерусская скань исследована достаточно хорошо, то развитие её с конца XVIII и до XX века практически не отражено в отечественном искусствознании. Кроме того, назрела необходимость взглянуть на отдельные виды ювелирного мастерства «изнутри», понять, как и в какой степени техника исполнения влияет на формообразование изделий и их декорирование. Искусство скани конца XVIII — начала XX века в этом отношении является особенно интересным.

Степень научной разработанности вопроса. Несмотря на то, что все авторы, писавшие о декоративно-прикладном искусстве XIXначала XX века справедливо упоминали технику скани как наиболее ярко выраженную специфику русского ювелирного искусства этого времени, тем не менее, глубокого и серьёзного научного исследования, посвящённого технико-технологическим и художественным особенностям скани XIX — начала XX века, до сих пор нет.

Много внимания изучению русской скани уделяла М.М. Постникова-Лосева. В 1981 году вышла её книга «Русская золотая и серебряная скань». Несмотря на то, что искусство скани XIX — начала XX века рассматривается здесь достаточно поверхностно, наблюдения автора и сведения о технологии позволили нам восстановить некоторые этапы в изготовлении сканых изделий. Следует отметить, что в работах XIX— начала XX века техника скани фактически не отделяется от техники эмали. Такой подход встречается в книге Н. И. Забелина «Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России» 1853 года, а также в книге Т. М. Разиной «Русская эмаль и скань» 1961 года. В изданиях 60−80-х годов XX века посвященных русскому ювелирному искусству скань рассматривается в контексте общего разговора о ведущих техниках исполнения и декорирования, характерных для XIX— начала XX века. В этой связи, уместно вспомнить книгу М.М. Постниковой-Лосевой, Н. Г. Платоновой, Б. Л. Ульяновой «Золотое и серебряное дело XV—XX вв.еков» 1983 года.

Начиная с 90-х годов XX века интерес к декоративно-прикладному искусству XIX — начала XX века значительно возрос. Этому способствовали выставки, организованные ведущими музеями России: «Национальный стиль в русском искусстве XIX — начала XX века» (Всероссийский музей декоративно-прикладного народного искусства, 1990 год.) — «Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820−1890-е годы" — «Русский стиль» (Государственный исторический музей, 1998 год). Вступительные статьи к каталогам выставок интересны с точки зрения выделения стадийного развития декоративно-прикладного искусства XIX— начала XX века, а также опубликования ранее неизвестных памятников, в том числе и сканых. Некоторые сведения о московской скани можно найти в каталогах и книгах, посвященных отдельным ювелирным фирмам: С. Я. Коварская «Произведения московской ювелирной фирмы И.П. Хлебникова» (2001 год) — Т. Мунтян «Фаберже. Великие ювелиры России» (199) — ВВ. Скурлов, Г. Г. Смородинова «Фаберже и русские придворные ювелиры» (2001) — а так же в статьях посвященных ювелирному искусству историзма и модерна: Г. Г. Смородинова «Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX веков" — О. А. Коробко, Г. А. Ченской. «Серебряная утварь московских фирм конца XIXначала XX века" — Л. А. Шитовой «Русский стиль в церковном серебре XIX века».

Важными для нашего исследования явились работы, отразившие общие тенденции и закономерности стилевого развития искусства XIX— начала XX века. Это книги: Е. И. Кириченко «Русская архитектура 1830−1910 годов» и.

Русский стиль" — Г. Ю. Стернин «Художественная жизнь России середины XIX столетия" — Е. А. Борисова «Русская архитектура второй половины XIX века" — В: С. Турчин «Эпоха Романтизма в России».

Большую ценность для изучения технико-технологических процессов представили вышедшие в конце XIX— начала XX века практические руководства для мастеров ювелиров, которые позволили получить информацию от профессионалов, можно сказать «из первых рук». Уникальным изданием является труд И. В. Баркова «Существующие приёмы ювелирного дела» (1893 год), в котором автор описывает основные способы обработки металлов, в том числе и технику скани «прямо из практики». Эта книга была предназначена для учащихся Строгановского училища и, по словам И. В. Баркова, была одним из первых руководств по серебряному делу. В 1901 году вышла книга А. И. Андрющенко «Руководство золотых и серебряных дел мастерства». В ней наиболее полно отражено всё разнообразие технических достижений ювелирного искусства своего времени. Важным для нашего исследования явились разделы по технике пайки и припоям. Автор подробно описывает процесс пайки при помощи февки, а также даёт рецептуру припоев, которыми пользовались ювелиры в конце XIXначале XX веков.

Ценным источником для диссертационного исследования явились статьи и публикации в периодических и других печатных изданиях второй половины XIX— начала XX века. Например, В. Гильдт в своей работе «Ювелирный металлический промысел в России», в котором автор описывает быт и условия труда мастеров сканщиков, приводит примеры наиболее характерных ювелирных изделий, цены на них.

Важные сведения об оснащении ювелирных мастерских и типологии выпускаемой продукции, в том числе украшенной сканью, дают описания промышленных выставок, а так же периодические издания, отражавшие состояние декоративно-прикладного искусства. Журнал «Всемирная иллюстрация», Ежегодник «Московского Архитектурного мира», Ежегодник.

Общество архитекторов художников", журнал «Светильник» и др. В этих изданиях опубликованы в основном произведения церковной утвари, декорированные сканью. Несомненный интерес представлял для нас «Сборник работ церковной и гражданской утвари, исполненной товариществом П.И. Оловянишникова» со вступительной статьёй ведущего художника этого производства С. И. Вашкова.

Таким образом, для настоящего исследования была привлечена обширная разноплановая литература, которая отразила отдельные грани изучаемой темы. Известная историография вопроса свидетельствует о том, что комплексного исследования искусства московской скани, её художественных и технико-технологических особенностей ещё не проводилось.

Цель диссертационного исследования заключалась в том, чтобы определить, как технология изготовления сканых изделий влияла на их характер, формообразование и декорирование, в какой степени стилевые тенденции времени определяли приоритетность используемых технологий.

В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:

— выявить истоки формирования ажурной скани в Москве в конце XVIII — начале XIX века, обозначить её технико-технологические особенности;

— определить основные этапы и границы в стилевом развитии скани на протяжении XIX — первого десятилетия XX веков;

— проанализировать основные приёмы в изготовлении и декорировании сканых изделий Москвы в разных техниках — ажурной скани, скани эмалевой, и витражной эмали по сканному ажуру;

— выделить механизированные приёмы в изготовлении изделий и их соотношение с ручным набором, показать их конструктивную роль и декоративную выразительность новых методов производства;

— провести художественно-стилистический анализ памятников с выявлением характерных принципов композиционного построения, орнаментальных мотивов, колористических предпочтений в каждый исторический период.

Предметом исследования является процесс развития искусства скани в Москве с конца XVIII— начала XX веков с характерной стилевой и технико-технологической трансформацией.

Объектом исследования выступили сохранившиеся произведения московских ювелиров, выполненные в технике скани. В основном, для изучения были привлечены вещи, хранящиеся в фондах Государственного Исторического Музея (ТИМ) и Государственного Историко-Культурного Музея-Заповедника «Московский Кремль» (ГММК), Государственной Оружейной Палаты (ГОП). Использованы также проекты сканых изделий и фотографии, опубликованные в периодических изданиях второй половины XIX-начала XX веков.

Методика исследования. В качестве основного метода исследования, в соответствии с поставленной целью, был выбран технико-технологический подход с воспроизведением и практическим повторением всех технологических этапов скани. В единстве с этим методом широко использовался предметно аналитический метод изучения сканых изделий с натурным обследованием, фотофиксацией, зарисовками, обмерами. Одним из основных методов, применяемых в исследованиях, явился формально-стилевой, который позволил определить границы отдельных стилевых направлений и особенности их проявления в технике скани. Комплексный подход в исследовании предполагал включение элементов историко-культурной и иконографической методологии, особенно при анализе церковной утвари.

Границы исследования. Хронологические рамки определены концом XVIII — началом XX веков не случайно, так как именно в это время в ювелирном искусстве Москвы скань вновь переживает бурный рассвет. В этот период здесь развиваются все известные технологические приёмы сканного мастерства с необычайным разнообразием типов изделий, форм, их декоративной отделки.

Искусство скани в первую очередь связано с Москвой, поскольку именно здесь возрождается интерес к национальным традициям, здесь формируется «русский стиль», а скань, в сознании людей того времени, была именно той техникой, которая ярче всего выражала идеи национального и, народного.

Научная новизна диссертационного исследования заключена в новом подходе к изучению памятников ювелирного искусства: через технологию взглянуть на проблемы стилеобразования, формообразования и декорирования. Такой аспект научного исследования позволил существенно расширить наши знания о предмете и понять закономерность возникновение тех или иных форм, декоративных мотивов, связать художественные процессы с технологическими1 возможностями своего времени. Впервые все эти аспекты исследования сведены вместе, что позволило показать художественную и технико-технологическую эволюцию искусства скани с конца XVIII до начала XX веков.

Практическая ценность диссертации заключена в воссоздание различных техник изготовления скани, в частности, нами был восстановлен способ наложения витражной эмали по сканному ажуру. Все имеющиеся в литературе рецепты, информация, полученная от старых мастеров, собственные предположения, проверенные на практике.

Апробация работы. Все результаты технико-технологических исследований московской скани конца XVIII — начала XX века апробированы в течение многолетней подготовки художников-реставраторов и отражены в их курсовых работах и дипломных проектах, а также в учебных программах кафедры Реставрации Художественного Металла МГХПУ им. С. Г. Строганова.

Выводы.

Последняя треть XIX века — расцвет «русского стиля», ведущей техникой которого становится «скань эмалевая», наиболее ярко выражавшая его программные установки. Понятная и близкая московским мастерам, эта техника не претерпела серьёзных технологических модификаций, а особенности стилевой интерпретации проявлялись в нюансах изготовления форм и декора, например, в заливке голубой эмалью фона с крупным сканным завитком.

Техника ажурной скани также продолжает своё развитие в этот период. Ставшая в 80-х годах XIX века, в очередной раз, популярной рокайльная эстетика, вводит в орнаментальный декор новые мотивы — петлеобразный спиральный лист, обрамлённый гладью. Он создаёт особый пульсирующий ритм, наполняющий симметричные композиции тягучим, неторопливым движением. Как основу для ярусной скани часто используют механическим способом выполненную сетку, на которую напаивают орнамент из шариков зерни. Такая скань украшает ризы икон, перекликаясь с традиционным в оформлении церковных облачений жемчужным шитьём.

В самом конце XIX века в ювелирном искусстве Москвы появляется новая техника витражной эмали по сканному ажуру. Наполнив ажурную скань цветом и светом, мастера создавали изделия, в своём образном и декоративном звучании, близкие к стилю модерн. Витражная эмаль переживает расцвет в начале XX века. Особенности исследованной нами техники витражной эмали определили жёсткий отбор орнаментальных мотивов, которые должны были иметь вид небольших замкнутых ячеек от 0,5 до 0,8 мм.) округлых или слегка вытянутых очертаний. Эти орнаменты в виде кружков, мелких округлых листьев, каплевидных форм были заимствованы из репертуара «скани эмалевой». В декоре витражной эмали со временем появляются более крупные изобразительные мотивы, характерные для неорусского стиля, но их внутренняя разработка подчинена тем же принципам мелкого ячеистого заполнения.

Продолжая технологическую линию 70 — 90-х годов ажурная скань в начале XX века используется в основном для изготовления риз окладов икон. Она отличается в это время, особой изощрённостью исполнения, передавая различные фактуры тканей — тяжёлой парчи, лёгкого кружева, меха.

Техника эмали по скани была востребована и в начале XX века, традиционно украшая изделия, выполненные в неорусском стиле. Простой орнамент скани обогащается в это время фактурными эффектами.

Заключение

.

Искусство скани конца XVIII — начала XX века явило удивительный образец творческого генезиса. Никогда прежде это изысканное ювелирное мастерство не демонстрировало такого разнообразия художественных решений и технологических изобретений. В ювелирном искусстве Москвы техника скани занимает одно из ведущих мест, так как она выходит на новый технологический уровень, а её эволюция на протяжении более чем столетие демонстрирует более показательные образцы, стилевой характеристики каждого исторического периода. Природная гибкость и пластичность техники скани позволила ей аккумулировать богатое историческое наследие, профессиональное мастерство, творческий интеллект, новые художественные интересы. В конце XVIII века после почти векового забвения в ювелирном искусстве Москвы вновь пробуждается интерес к ажурной декоративной форме, которая складывается под влиянием разнообразных традиций. Главную роль здесь играли страны Востока — Китай и Индия, а так же северный русский город Вологда.

Следует отметить, что в отличие от Западной Европы, где расцвет ажурной скани, был связан со стилем рококо в Москве, этот процесс начинается в период господства классицизма, что определило приоритетный выбор источника. В первую очередь это касалось орнаментального репертуара, из которого московские ювелиры отобрали структурирующие элементы декора — четырёхлепестковую розетку, образующую своеобразную трельяжную сетку и туго скрученный спиральный завиток. В освоении же технологий московские мастера пошли своим путём. С 80-х годов XVIII века до 1805 года нами выявлен начальный период, когда мастера, по-видимому, ещё не владея набором и пайкой ажурных вещей, использовали знакомый им издревле приём накладной скани. Только теперь они пропиливают фон, создавая своеобразное ажурное изделие, в которых металлический лист, используемый как основа, утверждает плоскость, а техника пропила обращает к ритмичному сетчатому декору трельяжной сетки. Используемая техника накладной скани позволяла расцвечивать орнамент эмалями. С одной стороны, пропильная накладная скань ограничивала художественные возможности формообразования и декорирования, с другой стороны, структурная ясность, логика построения, мерная ритмика отвечала классицистическим тенденциям своего времени. Придя методом пропила серебряной поверхности к ажуру, московские1 мастера обозначили обновление художественного языка скани, в очередной раз, продемонстрировав, исконный принцип московской художественной традиции — не механически повторять, а самостоятельно постигать и осмысленно переплавлять все привлечённые идеи, оставляя заимствованной только их суть. В работе мы показали, как профессиональное освоение пропильной объёмной ажурной скани технически подвело её-к следующему этапу — изготовлению полностью ажурных вещей в виде плоского кроеного и паяного на слюде ажура. Прежде всего, это памятники церковного искусства первой трети XIX столетия — серебряные сканные оклады икон. Они обнаружили не только последовательность в совершенствовании мастерства, но и постепенное возрождение традиционной художественной образности, «генетически» связанной с духовными истоками национального миропонимания, с национально — романтической традицией' в рамках классицизма. Простой изящный, лаконичный ритмически уравновешенный чёткий узор скани, составленный на основе разнообразных спиральных завитков, в сочетании со спаянной из шариков сеткой, зерни создаёт ощущение роскошного кружевного узора. Дляабсолютного усвоения техники ажурной скани московским серебряникам было необходимо освоить изготовление объёмных ажурных вещей. Сначала для этого, как и для плоского набора, использовали слюду, из неё выкраивали нужные детали, на которые затем набирали и паяли скань. Затем эти ажурные детали аккуратно соединялись между собой и спаивались по шву. Такая техника отвечала классицистическим принципам формообразования с любовью к ясным лаконичным объёмам, а орнамент, представляющий мерный ритм вертикальных стержней с симметрично расходящимися тугими спиралями, органично их дополнял. Таким способом изготавливали утилитарные изделия ларчики, солонки, сухарницы. К концу 30-х годов XIX столетия дальнейший поиск объёмной ажурной формы заставил московских ювелиров отказаться от слюды и обратиться к новому материалу — гипсу. Набор скани и пайка на гипсовой форме позволили создавать вещи некроёные, глубокие, с мягкоокруглыми объёмами. При этом характер орнамента оставался прежним. 40−60-е годы отмечены не только изменением стилевой направленности в сторону историзма, но и завершением поиска наиболее оптимального материала для набора и пайки сканного ажура. В начале 40-х годов XIX века в России появляются папиросы. Используемую для их изготовления папиросную бумагу мастера начинают применять для сканного набора. Это позволило изготавливать вещи более сложные по формам и орнаментальному декору, что было вызвано обращением в середине XIX века к барочно-рокайльным реминисценциям. Пайка на папиросной бумаге позволила мастерам соединять узор из очень тонких сканых завитков с двойной головкой с толстой гладкой проволокой, которой выкладывался основной рисунок. Это значительно обогащало фактуру скани. В. качестве конструктивных и обрамляющих элементов всё чаще используют механическим способом выполненные детали («ленивец», сплющенная спираль, зигзагообразная полоса). Выявление таких элементов в сканном ажурном декоре позволило точнее атрибутировать некоторые изделия.

В середине XIX века в искусстве московской скани намечается интерес к поиску способов, обогащающих ажур цветом. Для окладов икон применяют обложку цветной фольгой — приём, используемый ювелирами барокко-рококо. В 60-е годы зарождающийся в скани «русский стиль» обращает мастеров к эмали, но включение её в орнамент в это время является скорее исключением, чем правилом. Поскольку ажурная скань не имела аналогов в историческом прошлом ювелирного искусства Москвы, то поиски национальной специфики в объёмных изделиях идут в области формообразования: в виде простых крестьянских сундуков, небольших ларцов, изготавливают шкатулки в форме домиков с трубой и двускатной крышей. Таким образом, с конца XVIII века и до 60-х годов XIX века идёт активный процесс усвоения и поиска новых технических приёмов изготовления ажурной скани. Этот процесс был тесно связан с общими стилевыми тенденциями формообразования и декорирования позднего классицизма и второго барокко-рококо. «Демократическое» направление русского стиля проявляется только на уровне копирования форм народной мебели и архитектуры.

Способность к образным и стилевым трансформациям средствами технического совершенствования определило развитие скани в последней трети XIX — начале XX века по трём направлениям:

1) продолжение барочно-рокальной стилистики ажурной скани;

2) расцвет техники «скани эмалевой» как главной выразительности «русского стиля»;

3) появление новой техники витражной эмали по сканному ажуру.

Ажурная скань последней трети XIX века имела ряд характерных отличий. Её орнамент строится на новом декоративном мотиве — спиральном петлеобразном листике, окантованном гладью. Ставшая в 1880-х годах популярной в очередной раз рокайльная эстетика, получила спокойную, композиционно уравновешенную трактовку, хотя новый принцип заполнения основного орнамента мелкими элементами, постоянный на пульсирующем ритме выходящих из одной точки завитков и петлеобразных листьев, создавал ощущение внутреннего, неторопливого, тягучего движения. Очень часто в это времякак основу используют механическим способом изготовленную сетку. Подобный приём можно видеть в утилитарных вещах, но наиболее ярко и разнообразно он проявляется в изготовлении риз икон. Имитируя популярное во второй половине XIX века жемчужное шитьё, на сетку вторым ярусом напаивается в виде различных орнаментов довольно крупная зернь. В конце 90-х годов XIX века и, особенно в начале XX века сканные ризы икон отличаются особой красотой и тонкостью исполнения. Все известные сканные орнаментальные элементы в необычных сочетаниях передают разнообразную фактуру ткани — тяжёлой парчи и лёгкого тканого кружева, причём рельефно выделяются их драпировки.

Начиная с 70-х годов XIX века, в оклады икон вводятся полихромные венцы, украшенные эмалью по скани. Именно эта техника стала главным выразителем «русского стиля» 70−90-х годов, именно она в первую очередь ассоциировалась с исконно русскими традициями. Программно ориентированна «археологическим» направлением «русского стиля» на. воспроизведение древнерусских ювелирных изделий XVI—XVII вв.еков, 1 понятная и близкая московским ювелирам она не претерпела каких-либо серьёзных технических модификаций. Особенности стилевой интерпретации выявляются в отдельных нюансах. Незначительные изменения пропорций, силуэта, колорита эмалей придавали изделиям современное звучание. В качестве вариантов технологического разнообразия применяется способ сплошной заливки голубой эмалью, на фоне которой выделяется большой сканной спиральный завиток. Скань эмалевая остаётся востребованной и. в, начале XX века, особенно в «неорусском стиле». Идут поиски в области обогащение фактурных возможностей декора. Для этого используют неизвестный ранее приём: вдоль основного сканного рисунка эмалью золотого цвета наносят поперечные рельефные штрихи, которые воспринимаются как составная часть металлического сканного декора. В целом, в начале XX века в искусстве скани прослеживается процесс большей индивидуализации мастерства, сложение авторского почерка не только отдельной фирмы, но и мастера художника.

В самом конце XIX века в ювелирном искусстве Москвы появляется новая техника витражной эмали по сканному ажуру. Объединив технические принципы ажурной скани и эмалирования, мастера создавали новые вещи, в своём декоративном и образном звучании близкие стилю модерн. Особенности восстановленной нами техники витражной эмали определили жёсткий отбор орнаментальных мотивов, которые должны были иметь вид небольших замкнутых ячеек (0,5 до 0,8 мм) округлых или слегка вытянутых очертаний. Эти орнаменты в виде кружков, мелких округлых листьев, каплевидных форм были заимствованы из репертуара скани эмалевой. В декоре витражной эмали со временем появляются и более крупные изобразительные мотивы, характерные для «неорусского стиля», но их внутренняя разработка подчинена тем же принципам мелкого ячеистого заполнения.

Таким образом, во второй половине XIX — начале XX века мастера используют весь арсенал, накопленный технико-технологических приёмов и приспособлений для изготовления ювелирных изделий, украшенных ажурной сканью, сканью эмалевой и витражной эмалью по сканному ажуру. Искусство московской скани, развиваясь с 80-х годов XVIII века до начала XX века убедительно продемонстрировало, как общая стилевая тенденция времени формирует определённую направленность в поисках приоритетных технических приёмов изготовления произведений и их украшения, и как затем технико-технологические особенности корректировали процесс формообразования и декорирования ювелирных сканых изделий.

Список использованных сокращений.

ГИМ Государственный Исторический Музей.

ГМИР Государственный Музей Истории Религии.

ГММК Государственный музей-заповедник «Московский Кремль».

ГОП Государственная Оружейная Палата Московского Кремля.

ГТГ Государственная Третьяковская Галерея.

ГЭ Государственный Эрмитаж.

ИСУ Императорское Строгановское Училище.

МГХПУ Московский Государственный Художественно-Промышленный Университет им. С. Г. Строганова.

ЦТ АДА Центральный Государственный Архив Древних Актов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александр 1. «Сфинкс, не разгаданный до гроба.». Каталог выставки — СПб.: Славия, 2005. — 351 е.: цв.ил.
  2. С.В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы.-СПб.: 2007.
  3. Альбом международной выставки мелкой промышленности, профессионального образования, сельского хозяйства с отделами крупной промышленности и противопожарного дела в Казани 1909 г. СПб., 1909. — 216 е.: ил.
  4. Альбом Южнорусской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки в г. Екатеринославле 1910 г. — СПб., 1911. 230 е.: ил.
  5. А.И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. — Н. Новгород, 1904 150 е.: ил.
  6. JI. Сакральная жизнь орнамента // Художник. — М. — 2000. — № 1.-С. 49−52.
  7. М.М. Заметки о «декадентах"и о Парижской всемирной выставке // Искусство и художественная промышленность. СПб. — 19 001 901. -№ 7.-С. 200−210.
  8. О.А. Искусство и православие. М.: Моск. рабочий, 1983. — 94 с.
  9. В.Р. Россия на первой Всемирной выставке в Лондоне 1851 г. История дизайна в контексте культуры // Проблемы дизайна — 2. Сб. ст. — М., 2004.-С. 109−161.
  10. Атлас промышленности Московской губернии / Сост. А. Самойлов. М., 1845.
  11. И.В. Существующие приёмы серебряного дела. М., 1893. — 39 е.: ил.
  12. Е. Памяти Сергея Ивановича Вашкова // Светильник. — М. 1914. -№Ю.-С. 5−8.
  13. В.Н. Русская художественная промышленность в сер. XIX в. // Проблемы развития русского искусство: тематический сб. научных трудов. Вып. 1.-Л., 1977.-С. 78−87.
  14. A.JI. Историзм в церковном сознании сер. XIX. // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. — С. 252−256.
  15. . Основы художественного распознавания // София. — М. 1914.- № 1. С. 40−69.
  16. Э. Художественное эмалирование / Пер. с нем. И. В. Кузнецовой.- JL: Машиностроение, 1985. — 127 е.: ил., цв.ил.
  17. В.И. О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности. — СПб., 1870.
  18. В.И. Русское искусство и мнения о нем Е. Виоле-ле-Дюка, фр. ученого архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого археолога. Критический обзор. -М., 1879. 187 с.
  19. ВВ. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX XX вв. // Искусствознание. — М. — 1997. — № 1. — С. 317−340.
  20. С.И. Религиозное искусство. Сб. работ церковной и гражданской утвари, исполненной Т-вом. П. И. Оловянишникова. М., 1911. — 12 е., 185 л. ил.
  21. В.Г. Стили в искусстве: архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Словарь в 3 т. Т.1: Словарь стилей и направлений. СПб.: Кольна, 1995. — 672 с.
  22. Вторая Всероссийская Кустарная выставка в Санкт-Петербурге: указатель московского отдела. — М., 1913. 144 с.
  23. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г. в Нижнем- Новгороде. Альбом. СПб., 1896. — 202 е.: ил.
  24. Выставка церковной старины // Архитектурно-художественный ежегодник. СПб. — 1915. — № 2. — С. 16−17.
  25. А.А. Русский ампир. — М.: Трилистник, 2006. 167 е.: цв. ил.
  26. А.А. Русский, ампир: архитектура, декоративно-прикладное искусство и убранство интерьера 1-й трети XIX в. — М.- Париж: Трилистник, 2000.-272 е.: цв. ил
  27. В.Т. Художественные работы С.И. Вашкова // Светильник. М. 1914. -№ 10.-С. 22−31.
  28. Ю.Я. Структура и смысл орнамента // Декоративное искусство СССР.-М.- 1979.-№ 1.-С. 30−33.
  29. А.А. Русское серебро: 2-я пол. XIX нач. XX в. — М.: 1994. >
  30. А.А., Явчуновская-Белова Н.Е. Художественный металл // Национальный стиль в русском искусстве XIX начала XX вв. Каталог. М., 1990.-С. 27−31.
  31. Т.Г. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство в 3 т. М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т.2: восемнадцатый век. -М., 1963.-С. 436−455.
  32. Т.Г. Очерки по истории серебряного дела в России в 1-й пол. XVIII в. // Труды Гос. Исторического музея. М., 1947. — Вып. XVIII: Сб. ст. по материальной культуре XVII—XIX вв. — С. 5−144.
  33. Н.И. Русская эмаль // Ювелирный мир. М. — 1998. — № 3−4. -С. 41−45
  34. И.Э. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969. — 423 е.: ил.
  35. Дедюхина В. С, Шесопалова JI.B., Фирсова O.JI. Московские художественно ремесленные мастерские в контексте отечественной культуры XIX в. // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Сб. ст.
  36. Вып. 3. М., 2001. — С. 124−143.
  37. П.П. Техника серебряного производства. JL: Гос. Эрмитаж, 1929. -77 е.: ил.
  38. К.В. Русское художественное серебро XVIII — XX вв. // Гос. Оружейная Палата. Сб. -М., 1964. С. 141−180.
  39. Ежегодник общества Архитекторов-художников. Вып. 8. — СПб., 1913. — 251 с.
  40. С.В. Национальный стиль в русском искусстве XIX — нач. XX вв. // Национальный стиль в русском искусстве Каталог. — М., 1990. — С. 9−13.
  41. Н.В. Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование. — М.: 2001. — 247 е., ил.
  42. Н.И. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. СПб., 1853.-101 с.
  43. Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже 1867 г.-СПб., 1869. -314 е.: ил.
  44. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. Альбом. — СПб.- М., 1882.256 е.: ил.
  45. Императорское Строгановское училище на Всероссийской выставке в Киеве // Известия о-ва преподавателей графических искусств. — М. — 1913. — № 7.-С. 252−263.
  46. Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820- 1890-е гг. Каталог выставки / Науч. Ред. Н. Ю. Бирюкова, И. Н. Уханова. — СПб.: Славия, 1996.-431 е.: цв.ил.
  47. Историческая выставка предметов искусства 1904 г. в Санкт-Петербурге. Альбом / Текст А. Прахова. СПб., 1907. — 273 е.: ил.
  48. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. — 2-е изд, прераб. и доп. М.: Проспект, 2000. — 514 с.
  49. Каталог русских эмалей на золотых и серебряных изделиях в собрании Foe. Исторического музея и его филиалов. М, 1962. — 175 с.:ил.
  50. Е.И. Москва на рубеже столетий. — М.: Стройиздат, 1977. —: 183 е.: ил.
  51. Е.И. Русская архитектура 1830−1910 гг. 2-е изд., испр- и доп. — М-: Искусство, 1982. — 399 е.: ил.
  52. Е.И. Русский стиль. М.: Галарт, 1997. — 431 е.: ил, цв: ил!
  53. С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова. М.: 2001. — 119 с. :цв. ил.
  54. С.Я., Савельев Ю. Р. Золотых дел мастера. (Фирма И. П. Хлебникова в развитии русского искусства) // Художник. — М. — 2000. — № 1.-С. 58−60.
  55. В. В. Художественные промыслы великоустюгских мастеров. — Вологда: Красный Север, 1949.
  56. О.А., Ченская Г. А. Новый век в религиозном искусстве Москвы // Москва в начале XX века. Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. М., 1977. — С. 260−271.
  57. Л.А., Красильников С. А. Волочильщик проволоки. — М.: 1977.
  58. Т.В. Первая Всероссийская выставка монастырских работ и церковной утвари // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. Вып. 3. СПб., 1998. — С. 62−67.
  59. Кустарная промышленность России. Разные промыслы. Т. 1−2. — СПб., 1913.
  60. Е. К истории русской эмали // Сообщения Гос. Русского музея. Вып. 2. Л., 1947. — С. 45−48.
  61. Г. К. Вологда в- её старине. Описание памятников художественной и архитектурной старины. СПб., 1914. — 364 е.: ил.
  62. Г. К. Всероссийская выставка в Киеве // Аполлон. СПб. -1913.-№ 7.-С. 70−72.
  63. Г. К. Архитектура, художественная промышленность и печатное дело на Всероссийской выставке в Киеве // Искусство в Южной России. Киев. — 1913. — № 7−8. — С. 347−368.
  64. Г. К. Всероссийская выставка в Киеве // Искусство в Южной России. Киев. — 1913. -№ 6. — С. 257−260.
  65. Н.Н. Декоративное искусство между классицизмом и модерном (1830−1890 гг.) // XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сб. ст. — М., 2002. — С. 209−216.
  66. Ф.Я. Техника декоративной обработки металла (рукопись). М., 1946.
  67. О.В. Традиции и история ростовской финифти XVIII XIX вв. // Народное искусство России: традиция и стиль. Сб. ст. — М., 1995. — С. 37−48.
  68. О.В. Устюжская эмаль: предметы парадной сервировки стола // Гос. респ. центр русского фольклора. Сб. ст. и материалов научной конференции. М., 2006. — Вып. 14: Художественный металл в русской культуре. — С. 245−269.
  69. Т.Н. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровище Оружейной палаты. Каталог. М.: Красная Площадь, 2000. — 208 е.: цв.ил.
  70. В.В. Искусство русской финифти конца XIV — нач. XX вв. СПб.: Грифон, 1996. 208 е.: цв.ил.
  71. В. Русский ювелир XV в. // Среди коллекционеров. М. -1922.-№ 4.-с. 16−20.
  72. Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. — М.: Наука, 1976.-288 е.: ил.
  73. О выставке мануфактурных произведений в Санкт-Петербурге в 1861 г. II Промышленность. Журнал мануфактур и торговли. СПб. — 1862. — Т. 1 — 4. -С. 1−113.
  74. Ю.А. Об изменениях в русском орнаменте в эпоху Возрождения (Примеры приведены из собраний Б. Троицы — Сергиевой Лавры). Сергиев.: Тип. Иванова, 1925.-21 с.
  75. К.А. Изделия фирмы П.А. Овчинникова в собрании Эрмитажа // Декоративно прикладное искусство России и Западной Европы кон. XVIII
  76. XIX вв. Сб. ст. Л., 1986. — С. 86−88.
  77. Оружейная Палата Московского Кремля. М.: Слово, 2002. — 423 е.: цв.ил.
  78. Отчёт о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт -Петербурге. СПб., 1871. — 404. с.
  79. Очерки русской культуры XVIII в. Сб. ст. Ч. 1−4. М.: МГУ, 1985−1990.
  80. Павлова И. А. Серебряная утварь московских фирм конца XIX — начала
  81. XX вв. // Москва в начале XX века. Будни и праздники. Московская старина. Новорусский стиль. М., 1977. — С. 271−284.
  82. Н.В. Новое церковное искусство и церковная старина // Светильник. М. — 1913. — № 1. — С. 10−20.
  83. Полный хронологический указатель всех марок на серебре Московской Оружейной Палаты / Сост. Г. Филимонов // Описи Московской Оружейной Палаты. Ч. 7, т. 10. М., 1893. — С. 17−82.
  84. Н. Финифть усольского дела // Сб. Оружейной Палаты. -М., 1925.-С. 96−108.
  85. Н.Г. К истории русского серебряного и финифтяного дела // Сообщения Гос. Русского музея. Вып. 4. — М., 1956. С. 50−53.
  86. Постникова-Лосева М. М. Из истории русской художественной эмали XVIII в. // Памятники культуры: новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1978. Л., 1979. — С.
  87. Постникова-Лосева М. М. Костромское серебряное дело XVIII XIX в. // Труды Гос. Исторического музея. — М., 1947. — Вып. XVIII: Сб. ст. по материальной культуре XVII—XIX вв. — С. 145−206.
  88. Постникова-Лосева М.М., Гольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н. Русское золотое и серебряное дело XV-XX. вв. М. Наука, 1967. —304 с.:ил.
  89. Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI—XIX вв. — М.: Наука, 1974. 374 е.: ил.
  90. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. — М.: Искусство, 1981. 287 е.: ил.
  91. Постникова-Лосева М.М., Мишуков Ф. Я. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство в 3 т. — М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т.1: от древнейшего периода до-XVIII в. — М., 1962. — С. 335−374.
  92. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративное искусство в 3 т. — М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т. З: девятнадцатый нач. двадцатого века. — М., 1965. -С. 100−116.
  93. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г. Русское художественное серебро. М.: 1959. — 70 е.: цв.ил.
  94. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. Территория России, СНГ и ближнего зарубежья. СПб.: Комета-2, 2003.-375 е.: ил.
  95. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. Территория СССР. М.: Наука, 1983. — 375 е.: ил.
  96. М.И. Начинающему граверу. 2-е изд., перераб. — М.: Машиностроению, 1971. 48 е.: ил.
  97. И.А. Художественно-промышленные школы России в 1-й пол. XIX в. // Труды АХ СССР. Вып. 3. -М., 1985. С. 200−211.
  98. А.А. Художественная эмаль. М.: КОИЗ, 1948. — 83 е.: ил.
  99. Т.М. Русская эмаль и скань. — М.: Госместпромиздат, 1961. 37 е.: ил.
  100. Русская эмаль XII—XX вв. из собрания Гос. Эрмитажа. Альбом / Автор вступ. статьи и сост. Н. В. Калязина, 1978. — 258 е.: ил.
  101. Русский стиль: собрание Гос. Исторического музея. Каталог. М.: ИМА-пресс, 1999. — 255 е.: цв.ил.
  102. Русский художественный металл. М.: КОИЗ, 1958. — 178 е.: ил.
  103. Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке 1913 г. Альбом. -Пг., 1914. — [114] е.: ил.
  104. Русское художественное серебро XVII нач. XX в. в собрании Гос. Эрмитажа / Сост. И автор текста З. А. Бернякович. — JL: Художник РСФСР, 1977.-287 е.: ил.
  105. Русское серебро XIV— нач. XX в. из фондов Гос. музеев Московского Кремля / Авторы-сост. С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. — М.: Сов. Россия, 1984. 249 е.: ил.
  106. .А. Ремесло Древней Руси. -М.: АН СССР, 1948. 792 е.: ил.
  107. А.В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004. — С. 107−118.
  108. Ю.Р. «Византийский стиль» в архитектуре России. 2-я пол. XIX нач. XX в. — СПб.: Лики России- Проект-2003, 2005. — 271 е.: ил.
  109. А. Краткое объяснение храма, его принадлежностей, утвари церковной и праздников церковных. — М., 1858.
  110. А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI XVII в. — М.: Искусство, 1972. — 186 е.: ил.
  111. М. Из истории русской эмали // Среди коллекционеров. — М. 1922, — № 5−6.-С. 3−10.
  112. С. Стаканы из дара посольства Карла XII 1699 года Сравнительный анализ // Декоративно прикладное искусство Западной Европы. Материалы исследования. Вып. XVIII, М., 2006. 237−246 с.:ил.
  113. В.В., Иванов А. И. Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX -XX вв. Сб. архивных материалов. СПб., 2001. — 284 с.
  114. Г. Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX вв. // Музей 10. Художественные собрания СССР. Сб. ст. — М., 1989. — С. 58−71.
  115. Н.Н. Русский орнамент. Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка. М.: Гос. архитектурное изд-во, 1948. — 173 е.: ил.
  116. Т. М. Орнамент почерк эпохи. — JL: Аврора, 1972. — 148 е.: ил.
  117. Справочная книга для Ремесленников. М., 1884. — 107 е.: ил.
  118. В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям Древнего и Нового времени. Альбом. СПб., 1887.
  119. И.А. О литургическом смысле драгоценного убора древнерусской иконы // Восточно — христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.
  120. И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI — XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000. — 262 е.: ил.
  121. Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.. — М.: Искусство, 1970. 293 с.
  122. Г. Ю. Художественная жизнь России сер. XIX в. М.: Искусство, 1991. — 207 с.
  123. Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х гг. — М.: Искусство, 1988.-285 с.
  124. В. Красносельская филигрань: старинный волжский ювелирный промысел // Наше наследие. М.- 2003. — № 66. — с. 270−271.
  125. И.М. Русская эмаль и её художественное наследие // Декоративное искусство СССР. М. — 1958. — № 3. — С. 19−22.
  126. И.М. Русская эмаль. (Развитие приёмов живописного мастерства в русской эмали XVII- 1-й пол. XIX в.): автореферат дис.. канд. иск. — М., ' 1962.
  127. И.М. Эмаль // Русское декоративное искусство в 3 т. — М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т.1: от древнейшего периода до XVIII в. — М., 1962. С. 375−396- Т. 2: Восемнадцатый век. -М., 1963. — С. 456−472.
  128. И.М., Ульянов Б. Л. Эмаль // Русское декоративное искусство в 3 т. -М.: АХ СССР- Искусство, 1962−1965. Т. З: девятнадцатый нач. двадцатого века. — М., 1965. — С. 117−127.
  129. О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М. 1995. — 495 е.: цв.ил.
  130. А. Кустарная промышленность Костромской губ. Ювелирно-маталлический промысел // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. IX. — СПб., 1883. С. 2023−2056.
  131. А. Производство финифтяных образков в г. Ростове (Ярославской губ.) и Спас-Песковской слободе // Труды Комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. V. СПб., 1880. — С. 757−776.
  132. Т.Н. Устюжские эмали XVIII в. с серебряными накладками // Труды Гос. Исторического музея. — М., 1941. Вып. XIII: Сб. ст. по истории материальной культуры XVI — XIX вв. — С. 191−216.
  133. В.И. Два Евангелия и старинное серебро князя Сергея Дмитриевича Горчакова. — М., 1914.
  134. В.И. Эмалевые изделия в России. (18 век) // Золотое Руно. — М. 1909. -№ 10.-11−17 с.
  135. B.C. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи или империя как стиль. — М.: Жираф, 2001. — 511 е.: ил., цв. ил.
  136. B.C. Эпоха романтизма в России. — М.: Искусство, 1981. 550 е.: ил.
  137. Д., Огден Дж. Греческое золото. Ювелирное искусство Классической эпохи. V—IV вв. до н.э. СПб.: Славия, 1995. — 272 е.: цв. ил!
  138. Указатель произведений отечественной промышленности, находящихся на Первой Московской выставке 1831 г. М., 1831. — 136 с.
  139. Указатель произведений отечественной промышленности, находящейся на выставке 1833 г. в Санкт-Петербурге. — СПб., 1833. 151 с.
  140. .Л. Русское художественное серебро второй половины XIX — нач. XX вв. (Москва и Петербург): дис. канд. иск. — М., 1972. 286 С:
  141. П.И. Скань в русском ювелирном искусстве 2-й пол. XVIII — нач. XIX вв. // НИИ художественной промышленности. Сб. трудов. Вып: 3. — М., 1966.-С. 147−166.
  142. И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов Русского Севера кон. XVII—XIX вв. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.- 307 е.: ил.
  143. А.Е. Иностранные мастера золотого и серебряного дела в России. // Старые годы. СПб. — 1911. — № 7−9. — С. 95−113.
  144. А.Е. Ювелирные изделия времён Александра I // Старые годы. СПб. — 1908. — № 7−9. — С. 529−546.
  145. А.В. Технология художественной обработки металлов. — М.: Высшая школа, 1968. 326 е.: ил.
  146. К. Финифтяное производство. Пособие для мастеров. — М., 1911.- 32 е.: ил.
  147. М. Эмаль Великого Устюга // Декоративное искусство СССР. -М.-1973.-№ 6.-С. 56−57.
  148. Е.Н. Художественные изделия из металла. -М.: Всесоюзное кооперативное изд-во, 1959. — 29 е.: ил.
  149. К.В. Иконопочитание в Русской традиционной культуре. — М., 2004.
  150. JI.A. Русский стиль в церковном серебре XIX в. // Русское церковное искусство Нового времени. — М., 2004. — С. 138−146.
  151. JI.A. Русские иконы в драгоценных окладах. Кон. XVII — нач. XX в. — Сергиев Посад: Айдис, 2005. — 279 е.: цв.ил.
  152. Die Bronce- und Silberarbeiten auf der wiener Weltausstellung 1873 // Blatter fur Kunstgewerbe. Wien. — 1874. — Bd.3 III. — S. 89−96.
  153. Om filigran. Katalog Til en utstilling av filigran i norsk eie. Oslo. Febrian — Mai MCMLIX, 1959.
  154. Menchikova M. L. Oriental Rooms and Catherine’s Chinese Collections // Treasures of Catherin the Creat. Cataloque of the Exhibitions from the Hermitage. Somrest House. London, 2000. P. 201 241.
  155. Menchikova M. L. Chinese Export Silver Filigree // Chinese Export Silver. The Chan Collection. Singapore, 2005. P. l 4 16, 56 — 59.
  156. Nino Vassallo e Silva. The Heritage of Rauluchantim. The Art of the Coldsmith in the Portuguese India. Lisbon. 1996.
  157. A Cataloque of a Superb Assemblage of jeuvels, Trinkets, a Desent Servise of Fillagree Plate and Useful Table Plate, which will be sold by auction by Mr. Chistie, on Monday, May 17, 1819, and Two follwing Days. London, 1819.
  158. Russland in Chicago // Blatter fur Kunstgewerbe. Wien. — 1894. — Bd., XXIII.-S. 15−16.
Заполнить форму текущей работой