Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономические условия развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и методологическая основа исследования. В работе используются ч концепции различных направлений экономической науки, фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения и страхования. В рамках проведения исследования были изучены положения Конституции Российской Федерации (РФ), федеральных законов РФ, указов Президента РФ, российских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития системы пенсионного обеспечения
    • 1. 1. Экономическая сущность системы пенсионного обеспечения
    • 1. 2. Развитие системы пенсионного страхования и обеспечения в РФ
    • 1. 3. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реформирования пенсионных систем
  • Глава 2. Особенности современного этапа развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

2.1.Особенности организации распределительной и накопительной составляющих в системе обязательного пенсионного страхования .36 2.2.Выбор объектов инвестирования для обеспечения прироста средств пенсионных накоплений.".

2.3.Эффективность инвестиционной деятельности как фактор обеспечения защиты средств пенсионных накоплений.

Глава 3. Пути совершенствования государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России

3.1.Пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в России

3.2,Оптимизация системы регулирования сохранности пенсионных накоплений.

3.3.Участие негосударственных организаций в системе накопления пенсий по обязательному пенсионному страхованию.!.

Организационно-экономические условия развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: Социально-экономические процессы, протекающие в России за новейшую историю, показывают распространение таких негативных социальных явлений, как бедность и нищета населения, значительный рост дифференциации доходов, преступность, наркомания, депопуляция, вынужденная миграция и др. Очевидна необходимость осмысления природы этих явлений, а также возможность оказывать на них позитивное влияние силами государства и общества.

Основными элементами системы социальной защиты населения в Российской Федерацииявляются: государственные социальные гарантии, социальное страхование и социальная помощь.

Под государственными социальными гарантиями понимается предоставление минимальных доходов, социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования соответствующих социальных расходов.

Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных социальных рисков, связанных с потерей работы, здоровья, трудоспособности, жизни и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Финансирование социального страхования граждан осуществляется из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов (налогов) работодателей и работников при поддержке государства.

Социальная помощь — форма социальной защиты населения, подразумевающая^ предоставление денежных выплат, материальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. Объектом государственной социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже официально установленной черты бедности или прожиточного минимума.

Пенсионная система включает в себя все три элемента социальной защиты населения. Актуальность исследования пенсионной реформы в условиях перехода от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного страхования и обеспечения подтверждается низким уровнем жизни пенсионеров, а также старением населения России.

Степень разработанности проблемы. Вопросы реформирования пенсионной системы исследованы в трудах российских и зарубежных ученых. В их работах представлены различные варианты развития пенсионной системы Российской Федерации, сравнительный — анализ состояния пенсионной системы в России и пенсионных систем развитых, постсоциалистических и развивающихся государств. В большинстве работ уделено особое внимание особенностям организации и совершенствования распределительной и накопительной составляющей национальных пенсионных систем. Вместе с тем пути стабилизации и дальнейшего реформирования пенсионной системы в Российской Федерации разработаны недостаточно, что и стало причиной выбора темы настоящего исследования.

Целью данной работы являются теоретическая разработка вопросов реформирования современной пенсионной системы и обоснование предложений по совершенствованию государственного регулирования распределительной и накопительной частей трудовой пенсии в РФ. В соответствии с поставленной целью в работе сформулирован следующий перечень задач:

1. Классифицировать теоретические подходы к реформированию систем пенсионного обеспечения, провести сравнительный анализ путей осуществления пенсионной реформы в различных странах и выявить" принципы, лежащие в основе результативных пенсионных реформ.

2. Определить оптимальный механизм расчета и повышения минимального размера трудовой пенсии, гарантирующий сокращение существующего уровня бедности населения в условиях высокого уровня инфляции в Российской Федерации.

3. Проанализировать структуру налогового бремени при формировании страховой и накопительной частей трудовой пенсии и предложить оптимальный баланс распределения нагрузки между работодателем и работником. Спрогнозировать долгосрочное развитие системы пенсионного обеспечения в РФ на основании прогноза ключевых макроэкономических и демографических параметров.

4. Выявить оптимальный с точки зрения обеспечения финансовой стабильности функционирования пенсионной системы возраст выхода на s / пенсию с учетом тендерного признака, исследовать, логику определения среднего возраста выхода на пенсию в различных странах.

5- Обосновать возможность расширения перечня финансовых инструментов для инвестирования средств накопительной части трудовой! пенсии негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями, а также необходимость повышения требований к специалистам негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний при дальнейшем совершенствования пенсионной системы.

Объектом исследования — система обязательного пенсионного обеспечения и страхования в Российской Федерации, а также ее основные участники.

Предметом исследования являются организационно-экономические, управленческие и финансовые отношения в системе обязательного пенсионного страхования и обеспечения в Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В работе используются ч концепции различных направлений экономической науки, фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения и страхования. В рамках проведения исследования были изучены положения Конституции Российской Федерации (РФ), федеральных законов РФ, указов Президента РФ, российских и международных нормативно-правовых актов и стандартов в области государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и страхования, исследований МАСО (Международной ассоциации социального обеспечения), статистики, страховой математики и теории социальных рисков. В работе использовались общенаучные методы и приемы: научная абстракция, анализ и синтез, группировки и сравнения, экспертные оценки, методы социально-экономической статистики и экономической социологии.

Информационной базой исследования являются материалы Пенсионного фонда России, Госкомстата России, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, исследования экспертов и аналитиков, работающих в области пенсионного обеспечения. Использовалась информационная база МОТ (Международная организация труда), Всемирного банка, МВФ (Международного валютного фонда), ООН, статистические данные Демоскопа и других организаций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Выявлены преимущества реформирования современных пенсионных систем на основе распределительно-накопительных принципов, определяющих устойчивость их функционирования в условиях действия различных социально-экономических рисков (демографических, финансовых, политических);

2. Обоснована необходимость, на основании динамической модели системы пенсионного обеспечения, внесения изменений в существующую структуру пенсионного обеспечения посредствам ее налогового регулирования и повышения уровня пенсий граждан Российской Федерации. Для обеспечения государственных гарантий населению страны в области пенсионного обеспечения показана необходимость поэтапного установления минимального совокупного размера базовой и страховой частей трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, а в последующем на уровне не менее 30% от текущего размера средней заработной платы в РФ;

3. Предложена система распределения налогового бремени в системе обязательного пенсионного страхования между работником и работодателем в соответствии с которой предлагается возложить часть налоговой нагрузки по уплате взносов на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на работников;

4. .Обоснована необходимость поэтапного увеличения официального возраста выхода на пенсию граждан, в условиях высоких показателей постарения российского населения, для придания финансовой устойчивости пенсионной системе в будущемпредлагается установить системный коэффициент поддержки пенсионеров на уровне не ниже двух, для этого в течение 10 лет — постепенно уравнять официальный возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин на уровне 62 лет;

5. Разработаны рекомендации по расширению перечня финансовых инструментов для инвестирования средств накопительной частив трудовой пенсии негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями с целью диверсификации систематических рисков, в частности, предлагается сформировать перечень российских и' иностранных организаций и государств с инвестиционным рейтингом, в которые российским негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям будет разрешено инвестировать пенсионные накопления на долгосрочной основепо повышению профессиональных требований, предъявляемых к сотрудникам негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, в том числе, прохождение обязательной сертификации сотрудниками негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний в ФКЦБ, а также в FSА (Финансовое управление Великобритании) и в SEC (Комиссия по ценным бумагам США). Теоретическая и практическая значимость исследования. Рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы Минздравсоцразвития.

России, законодательными органами государственного власти РФ для совершенствования организации и управления системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации^ при корректировке пенсионной реформы-, подготовке соответствующих законодательных актов и программ. Они могут использоваться экономическими высшими учебными заведениями РФ при чтении курсов' по социальной политике, экономике социального страхования и пенсионного обеспечения.

По теме диссертации опубликованы работы в рецензируемых изданиях:

1. Организационно-экономические условия пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Научный журнал «Российское предпринимательство» — М, Ноябрь 2008 Выпуск № 1 — 0,3 п.л. других изданиях:

2. Организационно — экономические условия развития пенсионного.

1 • обеспечения в Российской Федерации // Сборник научных статей Воронежского государственного педагогического университета «Новые технологии в образовании» — Воронеж: ВГПУ, Октябрь 2006 -0,2 п.л.

3. Стратегия развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений. Режим доступа: http://vv^vw.e-rej.ni/Articles/2009/KjyuchkovAV.pdf ^—0,5 п.л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих пять кратких выводов и предложений, 10 приложений и списка литературы (92 наименований). Машинописный объем диссертации — 114 страниц.

Заключение

:

В ходе проведенного диссертационного исследования представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Комплексные многоплановые системы социальной защиты, существующие в настоящее время в развитых странах, являются результатом длительного исторического развития. Они должны быть адекватными возникающим общественным потребностям и поэтому подвергаются трансформации под воздействием происходящих в обществе изменений. Вместе с тем, мировой опыт формирования и развития различных пенсионных моделей показывает, что все они, в той или иной степени, базируются на принципах обязательного пенсионного страхования с накопительным элементом.

2. В результате исследования сделан вывод о том, что в настоящее время действующая система пенсионного обеспечения в России находится в состоянии перехода от распределительной к накопительнораспределительной и обладает существенными недостатками основным из которых является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров выплачиваемых пенсий, способных удовлетворить лишь минимальные потребности их получателей. Также были отмечены причины, по которым пенсионная система находится в состоянии кризиса: демографические, институционально-правовые, социально-экономические, и подтверждена необходимость продолжения ее реформирования.

3. Общее состояние экономики и фондового рынка России, лишает возможности как граждан, так и предприятия формировать долгосрочные сбережения. Слабо развита инфраструктура НПФ и УК (из 89 регионов России НПФ пока есть только в 51 и по этому показателю уступают государственному пенсионному фонду, который повсюду имеет отделения).

Наблюдается осторожность населения по отношению к финансовым' институтам после финансовых крахов 1994 — 1998 гг. Необходимо стимулировать развитие НПФ и УК в регионах страны.

4. Население недостаточно информировано об особенностях деятельности негосударственных пенсионных фондов, их месте и роли в пенсионной системе России. Необходимо обеспечить информирование граждан о произошедшей реформе и о возможностях, которые она собой несет всем слоями населения.

5. Одна из проблем нынешней системы индивидуального (персонифицированного) учета, как отмечают специалисты, — отсутствие возможности систематически проводить сверку начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из-за разделения функций сбора и учета страховых взносов между Пенсионным фондом Российской Федерации и налоговыми органами. Этот процесспостоянная нагрузка для них, и его эффективность определяется степенью взаимодействия указанных государственных финансовых структур в разработке методик по уплате и учету страховых взносов работодателями. Поэтому необходимо разработать систему оперативного обмена необходимой информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и налоговыми органами.

6. По мнению автора, необходимо повышение общего уровня требований к НПФ по всему спектру их деятельности, что, безусловно, положительно скажется на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Вместе с тем новые критерии должны объективно отражать суть предъявляемых требований. В частности, наличие положительного опыта (эффективной инвестиционной политики или ведения именных пенсионных счетов) для привлечения в систему обязательного пенсионного страхования обязательно.

7. Государственным органам, контролирующим действия УК и НПФ необходимо контролировать уровень подготовки участников УК и НПФ, проводить обязательную сертификацию.

8. В диссертации был изучен вопрос повышения пенсионного возраста. Расчеты показывают, что эта мера необходима для придания финансовой устойчивости пенсионной системе в ближайшем будущем. Предлагается постепенно, в течение ближайших пятнадцать лет увеличить пенсионный возраст у мужчин и женщин до 62 лет.

9. Определен оптимальный механизм расчета минимального размера пенсии, гарантирующий сокращение существующего уровня бедности населения в ситуации высоких показателей инфляции в Российской Федерации.

Сказанное позволяет считать, что основные цели исследования' -анализ эволюционного развития российской пенсионной системы, а также определение функций и роли государства в организации регулирования и сохранения трудовой пенсии достигнуты. Очевидно, что проведенное исследование не является исчерпывающим, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения, но основные моменты и выводы исследования помогут наметить возможные пути развития российской системы пенсионного обеспечения и негосударственных пенсионных фондов на ближайшее будущее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Гурвич «Перспективы Российской пенсионной системы». М.: Вопросы экономики 2007 г. № 9.
  2. Всемирный банк «Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация». М.: Издательство «Весь мир», 2003.
  3. International Monetary Fund «Macroeconomic Effects of Pension Reform in Russia» IMF Working Paper prepared by David Hauner in August 2008
  4. С. Окунева «Pension reforms in Russia» PIE Discussion Paper Series, March 2005
  5. E. Кривощекова «Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы» М.: Вопросы экономики 2006 г. № 6.
  6. А.К. Соловьев «Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России» -М.: «Финансы и статистика», 2003
  7. Е.В. Егоров «Социальное страхование» Учебное пособие М.: «Экономист», 20 088. www.gks.ru9. www.cbr.ru
  8. РОССИЯ В ЦИФРАХ 2008 Краткий статистический сборник — М 2008 Росстат
  9. Как самому рассчитать трудовую пенсию М. И. Кучма. Москва, ИД «Юриспруденция», 2003
  10. Конституция Российской Федерации16. Гражданский кодекс РФ17.3акон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"18.http://demoscope.ru/
  11. Статья на сайте http://rokf.ru/investment/2009/05/07/94 904.html
  12. Е. Гонтмахер, В Трубин Эволюция системы социальной поддержки населения/Юбщество и экономика. -2000. -№ 9−10.-С.31
  13. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи"// Российская газета. -(997.- 29 октября. -№ 210)22 .Е. Гонтмахер* В Трубин. Эволюция системы социальной поддержки населения// Общество и экономика. 2000.
  14. Т.Н. Международные нормы и принципы социального страхования // Труд за рубежом. -1994
  15. Ромашов О. В- Социология труда М.: Гардарики, 1999.
  16. Экономика труда.//Под ред. Адамчука В.В.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999
  17. М. Социальное страхование и социальная защита // Человек и труд.-1993 .-№ 9
  18. Е. Гонтмахер, В Трубин Эволюция системы социальной поддержки населения// Общество и экономика. 2000.
  19. В.Д. Социальная защита: содержание понятия //Человек и труд. -2000. -№ 1.1. С. 42−44- Е. Гонтмахер, В Трубин Эволюция системы социальной поддержки населения// Общество и экономика. — 2000. -№ 9−10.
  20. О.В. Социология труда М.: Гардарики
  21. В.Ю. Содержание понятий «социальная защита», «социальное страхование», «социальный риск» // Труд за рубежом.-1994.-№ 3
  22. В .Д. Социальное страхование составляющая социальной политики // Человек и труд. -1995.-№ 12
  23. JI. П. Концепция реформы социального обеспечения. М., 1992.-С
  24. Экономика труда: учебник / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. ЮЛ, Кокина. М.: Юристь, 2002.
  25. Л.Е. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования // Труд зарубежом.-1994.-№ 3.
  26. Л.Е. Сравнительный анализ отечественной и западной моделей социального страхования // Труд за рубежом.-.994.-№ 3.
  27. Журавлева Т. Н! Международные' нормы и принципы социального страхования Труд за рубежом.-1994.-ЖГ.-С.
  28. В. Д. Социальное страхование: Истории, проблемы, пути совершенствования М&bdquo- 1994.
  29. Яременко Г. Я: Основные направления реформы пенсионного обеспечения: мировой опыт//Проблемы прогнозирования, — 1998.-№ 3.
  30. И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом: Учеб. пособие/- Ярославль- ЯрГУ, 2002.
  31. Ю. Роик В.Российская пенсионная реформа- проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд,-1999.-№ 2.
  32. P.M. Пенсионное обеспечение в странах членах Европейского союза // Труд за рубежом, — 1994. -№ 1- Pinera J, A Way Out of Europe’s Pension Crisis.
  33. P.M., Бродский М. И. Право и экономика пенсионного обеспечения.- СПб., 1998.
  34. Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России // Вопросы экономики.-2000.-№ 8.45 .Бродский Г. М., Бродский МИ. Право и экономика пенсионного обеспечения, — СПб. 1998.
  35. М. Поэтапный переход к накопительной пенсионной системе // Пенсия, — 1997, — № 10.
  36. JI.C. Российская пенсионная реформа в контексте мирового опыта// Проблемы прогнозирования. 2002. -№б.
  37. Федеральный закон от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Экономика и жизнь.- 1998, — № 20.
  38. И. Зотов Роль НПФ в реализации новой модели пенсионного обеспечения // Человек и труд. 2002-№ 11.
  39. Федеральный закон от 10 апреля 2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Российская газета.- 2003.-14 января. № 14 (3118)
  40. Федеральный закон от 10 января.2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Российская газета.- 2003,-14 января. № 4 (3118)
  41. Новый расчет пенсий Л. П. Щуко. Москва -С. Петербург, «Издательский дом Герда», 2005
  42. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы М. Э. Дмитриев. С. Петербург, Издательство НОРМА, 1998
  43. Все о пенсиях Н. В. Парушина. Москва, Вершина, 2003
  44. Пенсионный фонд РФ в 2001 М. Ю. Зурабов. Москва 200 256. «Старый» трудовой стаж и «новая» пенсия Е. А. Катко. Москва 2002
  45. Бюджетный кодекс РФ. Части Первая, Вторая и Третья. М.: Изд-во «Экзамен», 2001
  46. Указ Президента РФ № 1066 «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года
  47. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N4 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  48. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2003 г. N 540 «Об утверждении инвестиционной декларации
  49. Внешэкономбанка о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений»
  50. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N4 14 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
  51. Федеральный закон от 7 мая 1998 г N2 75- О «О негосударственных пенсионных фондах»
  52. Федеральный закон от 1 мая 1999 г N2 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»
  53. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N2 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
  54. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»
  55. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N4 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах"87.http://tacis-medt.ru/pcnsref.httn (Проект TACIS содействие Министерству Экономическою развития и Торговли)
  56. Демографический ежегодник России: Стат. Сб./ Госкомстат России,-М, 1998.-398 с. 89.www.veb.ru
  57. Демографический ежегодник России: Стат. Сб./ Госкомстат России.-М, 200 791 .www.investfunds.ru92. http ://ww w. al 1 iamxosno. ru/
Заполнить форму текущей работой