Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Газетный рынок Индии в условиях развития информационно-коммуникационных технологий на рубеже XX и XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Появление в Индии коммерческого Интернета в середине 1990;х годов, активный рост рынка Интернет-услуг и мобильного Интернета ознаменовали принципиально новый этап развития национального газетного рынка. Возможность читать новости в Интернете, которая появилась у индийцев с запуском новостных онлайновых ресурсов, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТРАНСФОРМАЦИЯ ГАЗЕТНОГО РЫНКА ИНДИИ В 19 902 010 гг
    • 1. История индийской печати с момента возникновения до 1990 года
    • 2. Особенности современного газетного рынка Индии
    • 3. Влияние социальных и экономических факторов на развитие газетного рынка Индии в 1990—2010 гг.
    • 4. Коммерческое телевидение и ежедневные газеты в Индии: партнеры или конкуренты?
    • 5. Качественные изменения газетного рынка Индии: переход к рыночно ориентированной модели.'
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИИ В 1990—2010 гг.
    • 1. Политика правительства Индии в области коммуникаций
      • 1. 1. Реформы рынка телефонной связи
      • 1. 2. Реформы рынка доступа в Интернет
    • 2. Анализ индийского рынка Интернет-доступа и мобильной телефонии
      • 2. 1. Рынок Интернет-доступа на современном этапе развития
      • 2. 2. Мобильная телефония и развитие рынка Интернет-доступа
    • 3. Национальная идентичность индийцев и ее роль в адаптации к условиям глобального информационного общества
  • ГЛАВА III. РОЛЬ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНДИЙ СКОЙ ПРЕССЫ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ
    • 1. Газетный рынок Индии и вызовы века информационно-коммуникационных технологий: Интернет и мобильная телефония как основные конкуренты газет
    • 2. Способы адаптации индийских газет к возможностям ИКТ
    • 3. Газета «Тайме оф Индиа» и сацт timesofindia.com как наиболее успешный пример использования возможностей конвергенции
      • 3. 1. «Тайме оф Индиа» как флагманское издание группы «Тайме». '' ч
      • 3. 2. Конвергенция печатной и онлайновой версий «Тайме оф Индиа» как залог успеха издания на медиарынкё Индии
    • 4. Перспективы развития индийской прессы: когда индийцы перестанут читать газеты

Газетный рынок Индии в условиях развития информационно-коммуникационных технологий на рубеже XX и XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уникальность Индии состоит в том, что она, как ни одна другая страна, сочетает в себе черты традиционного и техногенного общества. Неотъемлемыми. чертами индийского общества с древних времен являются: приоритет традиций^ образцов поведения и норм, аккумулирующих опыт предков-, авторитет героев прошлогокоторые создалиобразцы поступков, актуальные и в настоящее времяопора на древние тексты — в первую очередь, на неповторимые образцы древнеиндийского эпоса «Ма-хабхарату» и «Рамаяну" — интравертированностьпатриархальный уклад семейной жизнивключение человека в определенные социальные общно-. сти — касты, являющиеся довольно, устойчивыми образованиями. Все эти признаки, несомненно, свидетельствуют о принадлежности Индии к числу традиционных цивилизаций. В то же время на современном этапе страну невозможно: представить без Силиконовой долины в Бангалоре и инноваций, прочно вошедших в жизненный уклад индийцев.

В последние двадцать лет в стране происходит активный процесс развития информационного общества, и первостепенную роль в этом процессе играют информационно-коммуникационные технологии. Индийский рынок информационных технологий демонстрирует высокие темпы, роста. В 2009 году объем рынка IT-услуг в стране составил 60 миллиардов, долл. США, а доля его доходов во внутреннем валовом продукте Индии выросла с 1,2% в 1998 году до-5,8% в 2009 году1. ;

В настоящее время— новые, технологии используются сразу в несколь.

• 4 — ' • ких секторах экономики/Индии, включая сектор Интернет-услуг, мобильной телефонии, фиксированной телефонной связи, а также сектор печатных и аудиовизуальных средств массовой информации. По мере активного.

1 Lokesh V., Sachin N.G., Rashmi S. Indian Information Technology Services Sector and the Domestic User Industry — An Uneasy Partnership? URL: http://www.scribd.com/doc/23 333 053/Indian-Information-Technology-Services-Sector-and-the-Domestic-User-Industry-An-Uneasy-Partnership (дата обращения: 01.04.2011). роста количества Интернет-пользователей и абонентов мобильной связи компьютер и мобильный телефон становятся новыми каналами доставки информационного контента аудитории. В результате все чаще звучат опасения, что развитие новых технологий в стране может привести к посте' ' I ' пенному отмиранию традиционных СМИ — в первую очередь, газет. Нельзя исключать и вероятность того, что внедрение новых технологий может стать причиной ломки традиционного уклада жизни в патриархальном индийском обществе.

Активное развитие Интернета и мобильной телефонии в большинстве стран Запада уже привело к серьезному сокращению тиражей печатных изданий и уменьшению времени, которое читатели тратят на чтение газет. По данным Бюро по контролю тиражей газет и журналов, за шесть месяцев, завершившихся 31 марта 2010 года, тиражи американских газет, выходящих по рабочим дням, упали на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, тогда как тиражи воскресных изданий сократились на 6,5%. Для сравнения: в 1990;е годы тиражи газет в США снижались менее чем на 1% в год1. Одновременно британский журнал «Экономист» приводит следующие данные: все больше британцев, которые десятилетиями считались одной из самых читающих газеты наций, предпочитают газетам чтение новостей в Интернете. «Экономист» пишет, что молодые британцы в возрасте от 15 до 24 лет, которые начали пользоваться Интернетом, на 30% сократили время, потраченное на чтение газет. «Газеты еще не начали закрываться в большом количестве, но это только вопрос времени», — пишет издание2.

В Индии, однако, наблюдается совершенно противоположная тенденция. Согласно последним доступным данным Службы регистрации I.

—с.

Perez-Pena R. U.S. Newspaper Circulation Falls // The New York Times. — 2009, Oct, 26. URL: http://www.nytimes.eom/2009/l0/27/business/media/27audit.html?r=l (дата обращения: 04.04.2011).

2 Who killed the newspaper // The Economist. — 2006, Aug., 24. URL: http://www.economist.com/opinion/displaystory.cfm?storyid=7 830 218 (дата обращения: N 04.04.2011). прессы Индии, за почти десять лет, с 1999 по 2008 год, совокупный тираж издаваемых в стране газет вырос более чем в 30 раз — с 5,9 миллиона до 207,12 миллиона экземпляров1. Такие данные, по мнению представителей Всемирной ассоциации газет и издателей, «подтверждают хорошее состояние и устойчивое положение отрасли, а также то, что она успешно справляется с растущей. конкуренцией со стороны других СМИ"2.

Актуальность исследования.

Значительный рывок в развитии. индийской прессе удалось сделать в середине 1990;х годов, когда обострившаяся конкуренция со стороны электронных СМИ, в первую очередь кабельного и спутникового телевидения, поставила перед издателями новые задачи. Вступив в борьбу за' аудиторию, периодические издания вынуждены были искать новые способы привлечения читателей. Однако, выстояв в конкурентной борьбе с коммерческими телеканалами, индийские газеты столкнулись с новым испытанием. Активное развитие рынка 1Т-услуг в стране вызвало споры о том, выживут ли газеты в борьбе с новьши СМИ.

Данное исследование представляется актуальным, поскольку на ру беже XX и XXI вековиндийской прессе удалось выйти на качественно новый уровень развития и упрочить позиции на национальном медиарынке. Это стало возможным благодаря целому ряду факторов, включая экономические реформы в стране, конкуренцию с коммерческим телевидением и новыми СМИ.

Настоящее исследование учитывает современные реалии развития индийского общества. В последние годы существенно улучшилась покупательская способность населения Индии, неуклонно растет количество Интернет-пользователей и абонентов мобильной связи. Это позволило печат.

1 Registrar of Newspapers for India. URL: https://mi.nic.in (дата обращения: 21.05.2011).

2 Indian newspaper circulation increases 33% // The Financial Express. — 2007, Feb., 06. URL: http://www.financialexpress.com/old/latestfullstory.php?contentid=l53930 (дата обращения: 04.04.2011). 1 ным СМИ увеличить охват читательской аудитории и диверсифицировать каналы доставки контента читателям.

В настоящее время большинство крупнейших газет в стране имеют онлайновые и мобильные версии. При этом, желая оставаться конкурентоспособными, печатные издания запускают на своих Интернет-страницах новые сервисы.

Несмотря на то что индийские газеты на сегодняшний день еще не так активны во всемирной паутине по сравнению с их западными собратьями, именно в начале 2000;х годов редакторы индийских печатных изда ний начали понимать, возможности,' которые открывают Интернет и мобильная телефония. В результате настоящее исследование интересно тем, что именно сейчас мы можем наблюдать новый этап развития газетного рынка Индии, поскольку газеты начали активно осваивать новые технологии в целях привлечения читателей и рекламодателей.

Сделанные в исследовании выводы приобретают особенную актуальность еще и потому, что отношения между Россией и Индией достигли высокого уровня. Страны активно развивают сотрудничество в военно-технической области, атомной энергетике, торговле, науке, культуре и других областях. Об этом свидетельствует регулярное проведение индийско-российских научных конференций и двухсторонних встреч на высшем уровне, проведение года-Индии в России в 2009 году, а также заключение 1 новых соглашений между странами в различных отраслях.

Цель исследования — проанализировать влияние информационно-коммуникационных технологий на индийский рынок периодической печати, представленный крупнейшими общенациональными газетамивыявить особенности использования крупнейшими индийскими газетами возможностей информационно-коммуникационных технологий и, таким образом, доказать или опровергнуть рабочую гипотезу.

Задачи исследования.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать процесс трансформации индийского газетного рынка в последние два десятилетия под влиянием экономических, .социальных и технологических факторов;

• проанализировать темпы роста рынка информационных технологий и газетного рынка в Индии;

• проследить, каким образом крупнейшие печатные издания Индии адаптируются к новым условиям глобального информационного общества и каким образом они используют возможности ИКТ в борьбе за читательскую аудиторию;

• рассмотреть использование ИКТ на примере газеты «Тайме оф Индиа» — крупнейшей англоязычной газеты в стране, которая одной из первых запустила собственную онлайновую версию;

• проанализировать особенности медиапотребления индийцев и влияние ИКТ на культуру чтения газет в стране.

I*.

Рабочая гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом. Появление в Индии коммерческого Интернета в середине 1990;х годов, активный рост рынка Интернет-услуг и мобильного Интернета ознаменовали принципиально новый этап развития национального газетного рынка. Возможность читать новости в Интернете, которая появилась у индийцев с запуском новостных онлайновых ресурсов, а также последние тенденции на национальном рынке телекоммуникаций, включая развитие услуг беспроводного доступа в Интернет, послужили причиной горячих дискуссий мирового журналистского сообщества о том, какое будущее ждет индийскую прессу и выживет ли она в активно меняющемся информационном обществе. Настоящее исследование должно показать, г что крупнейшие национальные газеты. Индии успешно адаптируются к новым, условиям, которые диктует век информационных технологий.

Объект .исследования — индийский рынок ежедневных газет, представленный крупнейшими периодйческимишзданиями на английском языке и национальных языках страны, а также онлайновые и мобильные версии изданий. Особое: внимание в работе уделено печатной, онлайновой" — и мобильной версиям-газеты «Таймеоф"Индиа>>.. А.

Предмет исследования- —. трансформация индийского газетного рынка, обусловленная развитием рынка доступа в Интернет и мобильной телефонии.

Эмпирической’базой исследования являются печатные, онлайновые и мобильные версии: крупнейших индийских газет, включая «Таймс оф Индиа», — «Хиндустан Тайме», «Хинду»,."Дайник, Бхаскар" — публикации в-индийской и западной прессе: посвященные коммуникационной^ революции вИндиизаконодательные акты и правительственные: документы, регулирующие деятельность в сфере ИКТмаркетинговые исследования^ индийского медиарынка и аудитории СМИ;

Методологическая базатсследования.

При проведении исследования? использовался ряд методовпозволивших достаточно глубоко вникнуть < в суть рассматриваемого вопроса. В частности, в, связи с необходимостью рассмотрения^ конкретных примеров? использования ИКТ индийскими печатными изданиями в, исследовании широко применялся метод наблюдения: а именно, велось наблюдение за, работой электронных версий крупнейших индийских газет. Наряду с использованием указанного метода вработе: применялся, и метод индукциипозволивший сделать выводы о газетном рынке Индии на основе анализа отдельно взятых периодических изданий:

Еще один важнейший метод, который использовалсяв ходеисследования, — это анализ текстов. В частности, был проведен обширный анализ статистических и маркетинговыхисследований, включая обзоры ¿-читательской аудитории и доклады Ассоциации Интернета и мобильной связи Индии.

Наконец, особенной глубины в исследовании удалось достичь за счет метода интервью. Автор побывал в главном офисе крупнейшего медиа-концерна Индии, группы «Тайме», в Делив офисе подразделения группы.

Тайме" по развитию Интернет-проектов «Тайме Интернет Лимитед» в городе Гургаон, а также в бюро газеты «Тайме оф Индиа» в Мумбаи. В процессе работы над исследованием были проведены интервью с рядом известных индийских журналистов, включая главного редактора «Тайме Интернет Лимитед» Раджеша Калра и редактора приложений к газете «Тайме оф Индиа» Сридхара Рамакришнана, а также с заместителем вице-президента подразделения группы «Тайме» по развитию бренда Сунитом Джохаром.

Хронологические рамки исследования охватывают двадцать лет: с 1990 по 2010 год. Этот период особенно важен в истории развития индийской прессы, поскольку именно в последние двадцать лет газетный рынок Индии претерпел существенную трансформацию и вышел на качественно новый уровень развития. В 1991 году правительство Индии начало реформы по либерализации национальной экономики, которые положительно сказались на развитии медиарынка в целом и газетного рынка в частности. Середина 1990;х годов стала переходным периодом в развитии индийской прессы, поскольку с появлением первых новостных веб-сайтов стали очевидны новые правила игры на национальном медиарынке, которые газеты должны были учитывать, чтобы сохранить конкурентоспособность.

Степень разработанности темы.

В России в настоящее время нет исследований, в которых рассматривается влияние ИКТ на рынок периодической печати Индии. Среди отечественных научных работ существуют отдельные исследования, посвященные становлению информационного общества Индии, развитию рынка печатных СМИ и рынка ИКТ, однако до сих пор не был проанализирован процесс адаптации индийской прессы к новым реалиям информационного общества. I.

Проведение диссертационного исследования потребовало ознакомления с большим1 объемом литературы, включающим работы как. российских, так и зарубежных специалистов. Использованную"в работе литературу можно подразделить на три основные группы:

1. исследования, в которых рассматривается проблема развития глобального информационного общества;

2. исследования, посвященные индийскому рынку СМИ' и инфор

I' мационных технологий;

3. исследования, посвященные особенностям национальной, идентичности индийцев, а также. особенностям медиапотребления в Индии.

В первойгруппе исследований необходимо выделить" работы* Г. М.' I.

Маклюэна, Ю. Хабермаса, М. Кастельса и Ф. Уэбстера1, а также отечественных исследователей: Я. Н. Засурского, О. Н. Вершинской, Н. В. Ткачел вой. Проблеме информационного общества посвящены также работы И.Д. о.

Фомичевой и М. М. Лукиной. Вопросу становления глобального информа.

1 McLuhan, М. Understanding Media: The extensions of man. — New York, 1964. URL: http://www.scribd.c0m/d0c/l9843732/Marshall-McLuhan-Understanding-Media (дата обращения: 04.04.2011).

McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy. — University of Toronto Press, 1992.

McLuhan, M. The global village: transformations in world life and media in the 21st century.

Oxford University Press, 1992.

Habermas, J. The structural transformation of the public sphere: an inquiry into a category of bourgeois society. — MIT Press, 1991.

Castels, M. The Internet Galaxy. — Oxford University Press, 2003.

Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Webster, F. Theories of information society. — Taylor & Francis, 2006.

Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990;2004. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Засурский Я.Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. Вертинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии' и общество. — М., 2007.

Ткачева Н. В. Информационные стратегии стран Восточной Азии в условиях рыночных реформ. — М.: РИП-холдинг? 2003., .

Лукина М.М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. — М.: МГУ, ф-т журн., 2005. «ч • л ционного общества посвящен доклад, подготовленный по итогам заседания Международной комиссии ЮНЕСКО по изучению проблем коммуникации1.

Во второй’группе необходимо, в первую очередь, выделить работы.

2 *.

Е.В." Круглова иН.В. Ткачевой-, в которых подробно рассматривается развитие основных секторов индийского медиарынка — печатных и электронных СМИ, сектора телекоммуникаций и Интернета — в период с 1991 по настоящее время, то есть во время-бурного развития медиарынка в Индии. Особое внимание в работах авторов уделено вопросу экономических реформ индийского правительства, которые в значительной степени ускори.

1 ли развитие национального рынка СМИ:

Обширный пласт изученной литературы составляют работы зарубежных исследователей индийского медиарынка. Особое внимание в процессе работы на диссертационным исследованием было уделено работам Р. Джеффри, который является одним из наиболее авторитетных исследователей индийского медиарынка. Один из основополагающих трудов Р. Джеффри посвящен бурному развитию индийского рынка ежедневных газет, выходящих на национальных языках, в период с 1977 по 1999 год. Р.

Джеффри рассуждает о предпосылках, катализировавших рост этого рын.

1 Many voices, one world: Report by the Jnternational Commission for the Study of Communication Problems. — UNESCO, 1980.

Круглов E.B. Индустрия информационных технологий Индии в 2003 году // Зарубежная журналистика в 2003 г. — М.: МГУ, ф-т журн., 2004.

Круглов Е. В. Индийская пресса сегодня: новые тенденции развития // Зарубежная журналистика в 2005 г. — М.: МГУ, ф-т журн., 2006.

Круглов Е. В. Индийская пресса в 2008 г. // Зарубежная журналистика в 2008 г. — М.: МГУ, ф-т журн., 2009.

Круглов Е. В. На пути к информационному обществу: индийский вариант // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Ц. Засурского. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. Ткачева Н. В. Индийский рынок печатных СМИ: тенденции современного развития // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2006. — М.: МедиаМир, 2006. Ткачева Н. В. Либерализация индийского рынка телекоммуникаций // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2008. — M.: ВК, 2005.

Ткачева Н. В. Индийская ИТ-революция и индустрия аутсорсинга // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2008. — М: МедиаМир, 2009.

Ткачева Н. В. Индия: медиасистема в условиях либерализации экономики / под ред. E.JI. Вартановой. — М.: МедиаМир,.2009. ка, который автор называет «газетной революцией». Р. Джеффри показывает, как происходила трансформация индийского газетного рынка за более чем двадцать, лет, поясняя, что революция, о которой говорится в книге, продолжается до сих пор, поскольку индийский газетный рынок имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. Автор также уделяет особое внимание роли ежедневных газет в формировании в Индии публичной сферы1.

Вопросу локализации индийских газет и трансформации национального газетного рынка посвящена книга С. Нинан2. Автор рассматривает процесс трансформации газетного рынка Индии на фоне происходящих в стране социальных изменений. При этом С. Нинан отмечает ключевую i * роль локализации периодических изданий и ее значимость для дальнейшего развития национального газетного рынка.

Большое внимание в процессе исследования было уделено и работам таких авторитетных индийских специалистов, как Б. Pao и В. Коли-Кхандекар3, которые рассматривают медиаырынок Индии на современном этапе развитии. Важное место в работах Б. Pao отведено вопросу конкуренции между газетами и коммерческим телевидением. Эта проблема нашла отражение и в статьях А. Бхаттачарджи и В.Б. Аггарвала4. Так, А. Бхаттачарджи подчеркивает, что индийские газеты и телевидение выступают, скорее, как партнеры, а не как конкуренты, поскольку конкуренция.

1 Jeffrey R. India’s Newspaper Revolution: Capitalism, Politics and the Indian-language Press. -Oxford University Press, 2010.

Jeffrey R. The Public Sphere of Print Journalism // Practicing Journalism: Values, Constraints, Implications / Ed. N. Raj an. — SAGE Publications, 2005.

2 Ninan S. Headlines from the Heartland: Reinventing the Hindi Public Sphere. — Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, 2007. ,.

3 Rao B.N., Vasanti P.N. Media Scene as India Globalizes, 2008. URL: http://www.pragoti.org/pragoti/archive/mediasceneasindiaglobalizes.PDF (дата обращения: 04.04.2011).

Kohli-Khandekar V. The Indian Media Business. — SAGE Publications, 2010.

4 Bhattacharjea, A. Broadsheets and Tabloids // The Indian Media: Illusion, Delusion and Reality. — Rupa & Co, 2006.

Aggarwal V.B. Issues in Print and Electronic Media // Media and Society: Challenges and Opportunities / Ed. V. B. Aggarwal. — Concept Publishing Company, 2002. способствует их развитию и совершенствованию. В свою очередь, В.Б. Аг-гарвал рассматривает данную проблему с точки зрения анализа контента печатных изданий и коммерческих новостных телеканалов.

Вопросу развития онлайновых СМИ и мобильной связи, а также проблеме адаптации индийских газет к новым условиям" рынка посвящены-работы Mi Джаярама, Ф.'.Коли, Б. К. Кутхиала и Ш. Тхапара1.

Наконец, большое количество исследований, изученных в процессе. работы над диссертациейпосвящено истории индийских СМИ'- Это исследования С. Натараджана, М. Pay, КС. Падхи и Р. Н. Саху, С. Нинан и Б. Санджая2,.

К группе исследований, посвященных национальной самобытности индийской нации, относятся работы таких известных социологов, как Г. Спенсер и М.Вебер. Следует упомянуть и работу немецкого исследователя Ф. Хайдеманна, который рассматривает Индию как страну, успешно сочетающую в себе традиции .и современность4.

Научнаяновизнаисследования. Автор первым из отечественных исследователей индийской журналистики проанализировал рёзультаты влияния ИКТ на газетный рынок Индии, а также охарактеризовал процесс адаптации индийской прессы к новым реалиям информационного общества. Выявлены.

1 Jayaram М. News and the Digital Divide // The Indian Media: Illusion, Delusion and Reality, -Rupa & Go, 2006. ' V.

Thapar S., Online Journalism: Strengths and Weaknesses // Media and Society: Challenges and Opportunities / Ed. V. B. Aggarwal. — Concept Publishing Company, 2002. Kuthiala, B.K. Dot Com Journalism // Media and Society: Challenges and Opportunities / Ed. V. B. Aggarwal. — Concept Publishing Company,.2002. '.

Kohli, F.C. IT Revolution in India: Selected. Speeches and Writings.1- Rupa & Co, 2005.

2 Natarajan S. A History of the Press in India.— Asia Publishing House, 1962. Rau M.C. The Press in India. — Bombay, New Delhi, Calcutta, 1968.

Padhy K.S., Sahu R.N. The Press in India: Perspective and Development Relevance. — Kanishka Publishers, 2005. — «,.

Sanjay B.P. Press History in India // The Indian Media: Illusion, Delusion and Reality, — Rupa & Co, 2006. •¦¦*.¦'.

3 Madan G. R. Western Sociologists on Indian Siociety: Marx, Spencer, Weber, Durkheim, Pareto. — London, 1979.

4 Heidemann F. Indiein — mit Tradition und Moderne. URL: http://journal-ethnoIogie.inm.de/portal/WebObjects/PortalJE.woa/wa/select?id=l 80 004 324&entity=Artikel (дата обращения: 08.02.2009). • 15. • ' ' -. условия и факторы становления принципиально нового этапа развития национального газетного рынка, успешной адаптации крупнейших национальных газет Индии к условйям современной конвергенции в мире: Выявлены и охарактеризованы основные ¡-модели: .мультимедийных платформ газетных редакций-индийских СМИ. •.

Положениявыносимые на защиту:

1.: В последние двадцать лет индийскийгазетный, рынок претерпел существенную трансформацию вследствие целого ряда социальных и экономических факторов^ ставших результатом реформ индийского правительства по либерализации национальной экономики. Одной из важнейших причин этой трансформации стала конкуренция со стороны коммерческих телеканалов, заставившая печатные СМИ искать новые: способы сохранить читательскую аудиторию!.. ¦

2. Середина 1990^ годов стала переломным моментом в развитии индийского газетного рынка. Появление в Индии коммерческого Интернета ознаменовало переход национального медиарынка к новой реальности: дальнейшее развитие средств^ массовой информации стало возможным только с выходом в Интернет-пространство. В условиях развития. новых технологий и растущего числа новостных онлайновых ресурсов конвер генция печатной, онлайновой и мобильной версий стала наиболее эффективным способом для крупнейших индийских газет сохранить конкурентоспособность и адаптироваться к меняющимся потребностям читательской аудитории. > ¦ ¦', .

3. Несмотря на активное развитие новых технологий, культура чтения газет в Индии процветает в. отличие от западных стран, где читательская аудитория все чаще предпочитает газетам онлайновые СМИ. Существует целый, ряд факторов^ определяющих вектор дальнейшего развития прессы в Индии. Особенности национальной идентичности индийцев, прочно укоренившаяся традиция-чтения газет, а также большой потенциал дальнейшего роста индийского медиарынка позволяют утверждать, что газетный рынок Инди覕продолжит.процветать по крайней мере еще несколько десятков лет. ¦ г.

Научно-практическая ¿-значимость диссертационной работы состоит В’том, что" ее материал можетбыть использован при составлении курса1 лекций по’зарубежноижурналистике, а’также вжачестве методологической* базы для спецкурсов^посвященных развитию индийскогошедиарынка: Результатыисследования могут быть полезны ученым-индологам, а также специалистам, занимающимся! изучением проблем современного информационного общества.

Структура работы обусловлена основными задачами исследованияДиссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключениябиблиографии и приложения:

Заключение

.

За1 последние' двадцать, лет индийский газетный рыноксильно видоизменился и в настоящее время продолжает развиваться быстрыми темпамина фоне несмолкающих дискуссий журналистского ¦ и научного сообщества о том, что ждет печатные СМИ вследствие развития’новых техног логий. Однако уже сейчас очевидночто в Индииподобные дискуссишмо-гут скоро потерять свою актуальность, поскольку, несмотря на активное I развитие новых технологий, газетный рынок в стране не утрачивает своей самобытности.

Настоящее исследование показало, что индийская? пресса успешно адаптируется к новым реалиям глобального информационногообщества, используя возможности новых технологий для укрепления своих позиций на медиарынке. ,.

Индия встала, на путь интеграции! в глобальное информационное пространство в середине 1990;х годов, когда в стране появился коммерческий Интернет и начала развиваться мобильная связь. Рост числа Интернет-пользователей и количества абонентов мобильной связи, многие из которых также используют мобильный телефон для выхода в Интернет, привел к серьезным? изменениям/ намедиарынке. страны, а развитие? национальногосегмента Интернета' поставилошеред газетамш новые задачи: не- ¦ обходимость онлайнового присутствия в целях сохранения постоянных читателей и дальнейшего расширения аудитории.

Появление в индийском сегменте Интернета новостных ресурсов положило начало изменениям в потребительскомповедении^ читательскойаудитории: часть, читателей переключила внимание с газет на новостипубликуемые в Интернете. Это произошло по ряду причин. Во-первых, непрерывное1 обновление! информации наонлайновых ресурсах позволило оперативно доставлять новостной контент читательской аудитории в режиме реального времени. Во-вторых, доступность бесплатного новостного контента в Интернете повлияла на предпочтения читателей, которые все чаще не желают платить за печатные версии газет. Наконец, аудиторию привлекает универсальность онлайновых ресурсов, предлагающих широкий набор опций, включая поиск новостной-информации, общение в чатах и социальных сетях, просмотр фотографий и видео.

Конечно, в Индии пока не наблюдается массового сокращения? читательской аудитории газет в результате роста количества, онлайновых ресурсов. Однако в ходе интервью, проведенных в рамках настоящего исследования, выяснилось, что представители журналистского сообщества Индии не исключают такого сценария развития событий в будущем. Более то! го, они ожидают, что газеты будут испытывать более серьезное давление со стороны новых СМИ по мере развития в стране беспроводных технологий, таких, как Зв, и роста числа Интернет-подключений.

В этих условиях крупнейшие общенациональные газеты становятся все более активными игроками на рынке ИКТ, используя возможности Интернета и мобильной-телефонии для адаптации к новым условиям рынка и меняющимся потребностям аудитории. Важным шагом в этом направлении стал запуск собственных онлайновых версий, которые за время своего существования заметно эволюционировали. Онлайновые версии многих индийских газет, которые поначалу представляли собой лишь неброские копии печатных версий, являются сегодня самостоятельными ресурсами, выполняющими целый ряд функций.

Важнейшая функция таких ресурсов — оперативное и постоянное информирование читателей о наиболее значимых событиях в масштабах страны и всего мира в условиях растущего количества новостных вебсайтов, информация на которых обновляется двадцать четыре часа в сутки. В связи с этим онлайновые версии крупнейших общенациональных газет в Индии работают в режиме реального времени, обеспечивая постоянный поток обновляемой новостной информации. ь I с.

Для оперативного информирования читателей о последних событиях газеты также используют возможности социальных сетей и микроблогов, популярность которых у индийских Интернет-пользователей неуклонно растет.

В то же время функции онлайновых версий индийских газет выходят за пределы простого информирования читателей. Чаще всего на таких вебсайтах доступен широкий спектр дополнительных опций, которые делают онлайновые версии изданий универсальными ресурсами, что позволяет им увеличивать количество просмотров. Среди дополнительных возможностей, которые привлекают читателей онлайновых версий газет, стоит выделить бронирование билетов и номеров в гостиницах, матримониальные услуги, Интернет-магазин, скачивание рингтонов для мобильных телефонов и многие другие. <�• I.

Важно также отметить, что крупнейшие индийские газеты, такие, как «Тайме оф Индиа», постоянно расширяют количество цифровых платформ, позволяющих диверсифицировать каналы доставки контента читателям. Наиболее простыми из таких платформ являются смартфоны, для которых разработаны специальные мобильные версии. Одновременно издания развивают контент для телефонов «БлэкБерри», коммуникаторов на платформе «Айфон» и других устройств. При этом в большинстве случаев все три версии газеты — печатная, онлайновая и мобильная — интегрированы друг в друга.

Высокая степень интеграции .всех ресурсов, обеспечивающих доступ читателей к контенту издания, характерна для большинства крупнейших газет Индии.

Еще один важный вывод, сделанный в процессе исследования, заключается в том, что конвергенция является наиболее эффективным способом удовлетворять информационные потребности читательской аудитории в эпоху развития ИКТ в Индии. Совмещение преимуществ печатной версии, онлайнового ресурса и мобильной версии стало залогом успеха газет на быстро развивающемся медиарынке страны.

Более того, наиболее вероятный путь дальнейшего развития индийской прессы заключается именно в такой диверсификации каналов «доставки информации читательской аудитории. Отдельные медиаконцерны, которые в настоящее время генерируют большую часть выручки от выпуска своих флагманских изданий, уже обозначили область свои стратегических интересов в других секторах медиарынка. Так, группа «Тайме» развивает собственные новостные телеканалы, а активы группы «Хиндустан Тайме» включают крупную радиостанцию. Учитывая, что группа «Тайме» недавно начала интегрировать телеканалы в онлайновые версии своих газет, не исключено, что ее конкуренты вскоре также обратятся к этому опыту.

Обобщая вышесказанное, обозначим основные результаты, которых индийской прессе удалось достичь, используя возможности Интернета и мобильной телефонии.

• В первую очередь, существенно возросла оперативность доставки читателям новостного контента, что позволило газетам успешно конкурировать с новостными онлайновыми СМИ.

• Интеграция печатной и онлайновой версий сделала газеты более универсальными СМИ, позволив им удовлетворять широкий спектр инте/ ресов аудитории., , ¦ > ¦ .

• Газетам удалось диверсифицировать каналы доставки информации, охватив, таким образом, более широкий пласт аудитории.

• Наконец, с развитием онлайновых версий газетам удалось выйти на глобальный рынок, охватив читателей, проживающих за пределами Индии.

Учитывая темпы развития индийских СМИ, необходимо отметить, что Индия в дальнейшем, вероятно, будет играть значимую роль на глобальном медиарынке. При этом сценарий развития газетного рынка в стране в ближайшие несколько десятилетий, скорее всего, будет отличаться от путей развития прессы в Европе и США, которая переживает не лучшие времена вследствие падения газетных тиражей и сокращения читательской аудитории. Однако причина здесь заключается не только в эффективном использовании индийскими газетами возможностей конвергенции. Не менее важную роль играют и особенности медиапотребления, которые сложились у индийцев под влиянием социокультурных факторов. Ориентация индийского общества на культурные традиции во многом предопределила особенности медиапотребления жителей страны в условиях распространения ИКТ. Такие факторы, как традиционно патриархальный уклад семейной жизни, социальная иерархия в виде кастовой системы, отношения между представителями старших и младших поколений, позволили индийцам легче и быстрее приспособиться к новой информационно-коммуникационной среде, чем многим представителям Запада. Это значит, что развитие ИКТ не приведет в Индии к ломке веками сложившихся традиций, а культура чтения газет, которую постепенно утрачивают жители США и Европы, сохранится.

Наконец, последний, но не менее важный фактор, который необходимо принять во внимание, пытаясь спрогнозировать возможные варианты развития газетного рынка в Индии, — это потенциал, которым этот рынок обладает на сегодняшний день. Этот потенциал складывается из нескольких составляющих, включая степень развитости рынка доступа в Интернет, темпы роста уровня грамотности в стране и привлекательность газетного рынка для рекламодателей. Степень проникновения Интернет-доступа в масштабах всей страны еще не слишком велика, и значительная часть аудитории пока не имеет возможности читать прессу в сети. Это создает твердую почву для дальнейшего развития печатных версий индийских газет. Кроме того, малограмотная часть населения, которая в настоящее время стремится получить образование, является потенциальной читательской аудиторией прессы в будущем. Наконец, несмотря на постепенное перераспределение рекламных бюджетов и увеличение объемов рекламы в.

Интернете, пресса остается наиболее привлекательной платформой для крупнейших рекламодателей на индийском рынке. Учитывая, что расходы на рекламу в Индии в будущем, будут расти, а покупательская способность читающего, населения’страны, скорее «всего,» продолжит улучшаться на? фоне благоприятных темпов роста индийской экономики, очень маловероятно, что рекламодатели потеряют интерес к газетам.

В заключение отметим, что новые вызовы века информационных технологий не оказали негативного влияния на газетный рынок Индии, который в настоящее время находится, пожалуй, в наиболее активной стадии развития. Способность индийской прессы «мыслить глобально и действовать локально», без всяких сомнений, принесла позитивные плоды.

Особенности развития медиарынка в Индии открывают широкие перспективы для дальнейших исследований. В частности, интересно будет* сосредоточиться на анализе мобильных версий газет, которые пока играют второстепенную роль-по* сравнению. с онлайновыми версиями, и проследить их дальнейшее развитие и роль в процессе доставки! читателям информационного контента.

Еще одно возможное направление исследования — анализ влияния ИКТ на рынок журнальной периодики в Индии. Учитывая периодичность этих изданий, интересно было бы рассмотреть специфику использования возможностей Интернета и мобильной связи такими крупнейшими индийскими журналами, как еженедельник «Индиа Тудэй» или «Ванитха», выходящий раз в две недели.

I 1 I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Корнилов Е. А. и др. История мировой журналистики. — М. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. I
  2. О.Н. Информационно-коммуникационные техноло1., 'ч. 'гии и общество. М., 2007.
  3. Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990−2004. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
  4. Я.Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  5. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  6. Е.В. Индийская пресса в 2008 г. // Зарубежная журналистика в 2008 г. М.: МГУ, ф-т журн., 2009.
  7. Е.В. Индийская пресса сегодня: новые тенденции развиj *тия // Зарубежная журналистика в 2005 г. М.: МГУ, ф-т журн., 2006.
  8. Е.В. Индустрия информационных технологий Индии в 2003 году // Зарубежная журналистика в 2003 г. М.: МГУ, ф-т журн., 2004.
  9. Е.В. На пути к информационному обществу: индийский* вариант // К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.
  10. М.М., Фомичева1 И.Д. СМИ в пространстве Интернета^ — М.: МГУ, ф-т журн., 2005.
  11. B.C. Теоретическое знание. — М., 1999.
  12. Ткачева Н. В. Индийская ИТ-революция и индустрия аутсорсингаI
  13. Экономика и менеджмент СМИ: Ежегодник 2008. — М: МедиаМир, 2009.
  14. Н.В. Индийский рынок печатных СМИ: тенденции современного развития // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2006. — М.: МедиаМир, 2006.
  15. Н.В. Индия: медиасистема в условиях либерализации экономики / под ред. E.JI. Вартановой. — М.: МедиаМир, 2009.
  16. Н.В. Информационные стратегии стран Восточной Азии1 Iв условиях рыночных реформ. — М.: РИП-холдинг, 2003. I
  17. Ткачева Н. В'. Либерализация индийского рынка телекоммуникаций // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2008. М.: ВК, 2005.
  18. А.Н. Философия древнего мира. — М., 2003.
  19. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / под ред. E.JI. Вартановой. М.: Аспект-Пресс, 2006., 19. 21st Century Journalism in India / Ed. N. Rajan. SAGE Publications, 2007.
  20. Anderson B. R. O’G. Imagined Communities. Verso, 1991.
  21. Brock P. Mahatma Gandhi as a Linguistic Nationalist. — Columbia, 1995.
  22. Brown J.M. Gandhi: Prisoner of Hope. Yale university press, 1989. i
  23. Bunsha D. The rise of print // frontline. 2002. — № 14 (July, 6).
  24. Castels, M. The Internet Galaxy. Oxford University Press, 2003.
  25. Digital text reading nearly equal to time spent reading printed text // URL: http://www.newkerala.com/news/world/fullnews-210 023 .html
  26. Feuilherade P. Nespapers face up to new media // BBC News. -2005, May, 31. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/technology/4 595 605.stm
  27. Gore S.S. I blog, therefore I am: A dissertation submitted in the partial fulfillment о the programme Master in Communication Studies (M.Cm.S.) / University of Pune, 2009. URL: http://trak.in/tags/business/2009/07/ll/blogging-in-india-research-report/
  28. Habermas, J. The structural' transformation of the public sphere: anii ¦ 144
  29. Heidemann F. Indien mit Tradition und Moderne. URL: http://journalethnologie.inm.de/portal/WebObjects/PortalJE.woa/wa/select?id=180 004 324&e ntity=Artikel
  30. India still home to largest illiterate population: UNESCO // Deccan Herald. 2010, January, 19. URL: http://www.deccanherald.com/eontent/47 788/india-still-home-largest-illiterate.html
  31. Indian newspaper circulation increases 33% // The Financial Express. 2007, Feb., 06.
  32. Jeffrey R. India’s Newspaper Revolution: Capitalism, Politics and the Indian-language Press. — Oxford University Press, 2010.
  33. Jeffrey R. The Public Sphere of Print Journalism // Practicing Journalism: Values, Constraints, Implications / Ed. N. Raj an. SAGE Publications, 2005.
  34. Joseph P.T. E-Commerce: An Indian Prospective. — PHI Learning Private Limited, 2008.
  35. Kasbekar A. Pop culture India!: media. Arts, and lifestyle. -ABC-CLIO, 2006.
  36. Kohli, F.C. IT Revolution. inJndia: Selected Speeches and Writings. -Rupa & Co, 2005.
  37. Kohli-Khandekar V. 2011 media and entertainment wish list // Business Standard. 2010, Dec., 21.
  38. Kohli-Khandekar V. Hurry up, newspapermen // Business Standard.' — 2011, Feb., 1.
  39. Kohli-Khandekar V. Taking Internet seriously // Business Standard. — 2010, Dec., 7.
  40. Kohli-Khandekar V. The fuss over the Internet // Business Standard. — 2009, Dec. 8.
  41. Kohli-Khandekar V. The future of news // Business Standard. 2009, Aug., 25.
  42. Kohli-Khandekar V. The Indian Media Business. SAGE Publications, 2010.
  43. Kohli-Khandekar V. The Indian Media Business. SAGE Publications, 2006.
  44. Kohli-Khandekar V. The insider’s view of Indian media // Business Standard. — 2010, Jan. 5.
  45. Kohli-Khandekar V. The print media paradigm // Business Standard.- 2009, Dec. 22.
  46. Kohli-Khandekar V. The punting on small-town media // Business Standard. 2010, May, 11.
  47. Kohli-Khandekar V. Why can’t media companies diversify? // Business Standard. 2010, July, 20.
  48. Kumar J. Newspaper Marketing in India: A Focus on Language Press.- Anmol Publications PVT. LTD, 2003.
  49. Kyung Han. Indian social media: a lesson for the west // Deccan Herald.-2008, Feb., 5.
  50. Macrae P. Increasingly literate India fuels newspaper boom. Agence France Presse. — 2010, Sept., 16.
  51. Madan G. R. Western Sociologists on Indian Society: Marx, Spencer, Weber, Durkheim, Pareto. — London, 1979.
  52. McLuhan, M. The global village: transformations in world life and media in the 21st century. Oxford University Press, 1992.
  53. McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy. University of Toronto Press, 1992.
  54. McLuhan, M. Understanding Media: The extensions of man. — New York, 1964.
  55. Media and Society: Challenges, and Opportunities / Ed. V. B. Aggarwal. Concept Publishing Company, 2002.
  56. Murthy C.S.H.N., Ramakrishna C., Melkote SR. Trends in first page priorities of Indian print media reporting — A content analysis of four English! language newspapers. // Journal- Media and Communication Studies. 2010. -Vol. 2 (2) (February).
  57. Natarajan-S. A History of the Press inTndia. AsiaPublishmgHouse, 1962. ¦.
  58. Nayar K. Sixty Years: of Press Freedom?1 Emergency, A. Watershed. URE: http://www.mediamimansa.coi*n/3rd%20issue/3ENG?57.pdf
  59. Ninan S. Headlines from the Heartland: Reinventing the Hindi Public Sphere. Los Angeles, London, New Delhi, Singapore, 2007.
  60. Padhy K.S., Sahu R.N. The Press in India: Perspective and Development Relevance. Kanishka Publishers, 2005.
  61. Patnaik I. The English language and India’s working population // The Indian Express. 2005, October," 14. URL: http://www.indianexpress.com/oldStory/79 950/
  62. Perez-Pena R. U.S. Newspaper Circulation Falls // The New York Times. 2009, Oct., 26.
  63. Prasad B. K. Media and social life in India. — Anmol Publications PVT. LTD, 2005. .
  64. Rao B.N., .Vasanti P.N.Media Scene as India Globalizes, 2008. URL: http://www.pragoti.org/pragoti/archive/mediaisceneasindiaglbbalizesiPDF
  65. Rau lyl.C. The Press in India.- Bombay, New Delhi, Calcutta, 1968.
  66. Ray J. G. H. Future of Newspapers. URL: http://presscouncil.nic.in/speechpdf/Future%20of%20Newspapers%20Decembe r%204,%202 009%20at%20Bhopal.pdf .
  67. Rodrigues U. Bucking the trend: Indian print, media. URL: http://www.2009jeaconference.au.com/documents/pdfs/UshaRODRIGUES-Indian.pdf* 147
  68. Saakshar Bharat // Government of India Ministry of Human Resource Development, Department of Education, Department of School' Education and Literacy. URL: http://www.ediication.nic.in/elementary/SaaksharBharat.pdf-'
  69. Singh I.B. The Indian Mass Media System: Before- During and After the National Emergency // Canadian' Journal of Communication. URL: www. cjc-online.ca/index.php/journal/article/download/248/154
  70. Sullivan K. Linking Ancient and Modern, A Worldwide Web of Worship // Washington Post. 2007, March, 14.
  71. The Indian Media: Illusion, Delusion and Reality. Rupa & Co, 2006.
  72. The Mind of Mahatma Gandhi / Ed. R.K. Prabhu, U.R. Rao. -Navajivan Publishing House,!967." >< ¦
  73. Webster, F. Theories of information society. — Taylor & Francis, 2006.
  74. Who killed the newspaper /J. The Economist. — 2006, Aug., 24.
  75. Why journalists must learn, the values of the blogging revolution // Greenslade Blog. URL: http://www.guardian.co.uk/media/greenslade/2008/jun/25/whyjournalistsmustle arnthe
  76. Women lead rural India’s internet rush // Everywoman, BBC, http://news.bbc.co.Uk/2/hi/southasia/387 529.stm
  77. World Press,. Trends released. URL: http://www.biz-community.com/Article/410/90/5 0773 .html1. Документы и материалы: j
  78. Back in the Spotlight: FICCI-KPMG Indian Media and Entertainment Industry Report 2010. URL: http://www.kpmg.com/AU/erL/IssuesAndInsights/AxticlesPublications/Documen ts/Back-in-the-Spotlight-2010.pdf
  79. Internet for Rural India 2009 // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reportsl.aspx
  80. Internet in India 2007 // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reports 1 .aspx
  81. Jensen R., Oster E. The Power of TV: Cable Television and Women’s Status in India ,< // University of Chicago. URL: http://home.uchicago.edu/~eoster/tvwomen.pdf
  82. Many voices, one world: Report by the International Commission for the Study of Communication Problems. UNESCO, 1980.
  83. Mobile Internet in India // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in
  84. Mobile Internet in India // Internet and Mobile Association of India. URL: http ://www. iamai. in/reports 1. aspx
  85. National Telecom Policy 1994 // Government of India, Ministry of Communications and Information Technology, Department of Telecommunications. URL: http://www.dot.gov.in/ntp/ntpl994.htm
  86. New Telecom Policy 1999 // Government of India, Ministry of Communications and Information Technology, Department of Telecommunications. URL: http://www.dot.gov.in/ntp/ntpl999.htm
  87. Online Advertisements: 2010 // // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reportsl.aspx
  88. Report on Mobile VAS in India: 2010 // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reportsl.aspx
  89. The Constitution, of India // URL: http://lawmin.nic.in/coi/coiason29july08.pdf
  90. The Indian Entertainment * and Media Industry: Unravelling the potential. URL: http:/Awww.pwc.com/enlN/in/assets/pdfs/ficci-pwc-indian-entertainment-and-media-industry.pdf
  91. The State of Search Engine Marketing In India // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reportsl.aspx
  92. Vernacular Content 2009 // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reports 1 .aspx
  93. Vernacular Content Market in India // Internet and Mobile Association of India. URL: http://www.iamai.in/reportsl.aspx1. Периодические издания:, у97. Harijan. 1948, ?Febi, 1.,
  94. Hindustan Times. -, 2008r2011, отдельные номера.
  95. The Hindu. — 2008−201,1, отдельные номера.
  96. The Times of Jndia. — 2008−2011, отдельные номера.1. Интернет-ресурсы:
  97. Audit Bureau of Circulations. URL: http://www.auditbureau.org
  98. BBC News, http://news.bbc.co.uk
  99. Bharat Sanchar. Nigam Ltd., http://www.bsnl.co.in/
  100. Business Standard, http://www.business-standard.com
  101. Cellular Operators, Association of India, http://www.coai.in
  102. ComScore, http://www.comscore.com/
  103. Dainik Bhaskar, http://www.bhaskar.com/
  104. Deccan Herald, http://www.deccanherald.com
  105. Government of India, Ministry of Communications and Information Technology, Department of Telecommunications, http://www.dot.gov.in
  106. Government of India, Ministry of Home Affairs, Office of the Registrar General, and Census Commissioner, India. URL: http://www.censusindia.gov.in «
  107. Government of India, Ministry of Human Resource Development, Department of Education. URL: http://www.education.nic.in
  108. Guardian, www.guardian.co.uk
  109. Handelsblatt, http://www.handelsblatt.com
  110. Hansa Research, http://www.hansaresearch.com
  111. India Business Blog, http://trak.in/
  112. Internet and Mobile Association of India, http://www.iamai.in
  113. Internet Service Providers Association of India, http ://www. i spai. in/
  114. Internet World Stats. URL: http://www.internetworldstats.com
  115. Mahanagar Telephone Nigam Limited, http://www.mtnl.net.in/
  116. PriceWaterhouseCoopers, http://www.pwc.com
  117. Registrar of Newspapers for India. URL: https://rni.nic.in
  118. Telecom Regulatory Authority of India, http://www.trai.gov.in140. The Economic Times,
  119. The Economist, http://www.economist.com
  120. The Financial Express, http://www.financialexpress.com
  121. The Hindu, http://www.hinduonnet.com
  122. The New York Times, http://www.nytimes.com
  123. The Times of India, http://www.bhaskar.com
  124. Times Now, http://live.indiatimes.com/
  125. Washington Post, http://www.washingtonpost.com
Заполнить форму текущей работой